автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Тенденции развития осетинского исторического романа

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Тибилова, Лаура Анзоровна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Цхинвал
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Тенденции развития осетинского исторического романа'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Тибилова, Лаура Анзоровна

Введение.

Глава 1. Тенденции развития осетинской художественной литературы. Возникновение исторического романа, его новых видов.

1.1. Истоки осетинского исторического романа.

1.2. Осетинский историко-революционный роман.

1.3. Историко-биографический роман.

Глава 2. Тенденции развития осетинского исторического романа в 80-е годы XX века).

2.1. Романы Василия Цаголова «Послы гор», «За Дунаем», «Ожидание», «Месть».

2.2. Романы У. Богазова «О горы, о Родина» и М. Булкаты «От Терека до Турции».

Глава 3. Историко-фольклорный роман.

3.1. Роман Нафи Джусойты «Слезы Сыр дона».

3.2. Роман «Седьмой поход Сослана Нарты» Михаила Булкаты.

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по филологии, Тибилова, Лаура Анзоровна

Одним из основных жанров осетинской художественной литературы является исторический роман. Его роль в познании жизни, национального самосознания, менталитета народа поистине велика. Исторический роман -это традиционный литературный жанр, имеющий свои давние истоки и традиции. Художественному воспроизведению исторического прошлого посвящены многие великие творения от «Илиады» Гомера до русской национальной эпопеи - «Войны и мира» JI. Н. Толстого. Появление исторического романа является одним из величайших завоеваний художественной литературы. Его родоначальник великий английский писатель Вальтер Скотт (1772 -1832) свободно и с убедительной силой воссоздавал картины далекого прошлого.

В романах Вальтера Скотта нашли отражение крупнейшие события и процессы средневековой Западной Европы. Рисуя судьбы и переживания отдельных людей, Скотт стремился воссоздать историческую действительность со всем ее колоритом, картину материальной жизни, быта людей средневековья. Его произведения основаны на глубоком и тщательном изучении материалов и источников, исторических документов, фольклора, археологических памятников. Значение исторического романа Вальтера Скотта велико: пронизывающее их ощущение эпохи, живое и яркое воссоздание в них событий минувших дней - все это способствовало пробуждению интереса к историческому прошлому, к оживлению интереса к средневековью.

Исторический роман оказал огромное воздействие на развитие искусства, эстетической мысли, на процесс развития реализма в мировой литературе. В предисловии к «Человеческой комедии» О. Бальзак указывает на преемственность своего великого произведения от исторического романа Вальтера Скотта. «Вальтер Скотт, этот современный трувер, придал гигантский размах тому жанру повествования, который несправедливо считается второстепенным. Вальтер Скотт возвысил роман до степени философии истории, возвысил тот род литературы, который из века в век украшает алмазом бессмертия поэтическую корону тех стран, где процветает искусство слова. Он внес в него дух прошлого, соединил в нем драму, диалог, портрет, пейзаж, описание; он включил туда и невероятное, и истинное». [15, С. 25]

Романы Вальтера Скотта получили мировую известность. Его влияние плодотворно сказалось не только в художественной литературе, но и в исторической науке. Вслед за Вальтером Скоттом к жанру исторического романа обращаются крупнейшие мастера мировой литературы. Бальзак, Стендаль, Проспер Мериме, Виктор Гюго - во Франции, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, А. А. Толстой - в России. Здесь появляется множество исторических романов, из которых важную роль в развитии жанра сыграли «Юрий Милославский» (1829) и «Рославлев» (1830) М. Н. Загоскина, «Дмитрий Самозванец» (1829) Ф. Булгарина, «Клятва при гробе Господнем» (1832) Н. Э. Полевого, «Ледяной дом» (1836) и «Басурман» (1838) И. И. Лажечникова.

Видное место занимал исторический роман и в советской литературе. Развитие исторического жанра в советской литературе связано с ростом интереса общественности к прошлому своей родины. На успехи и новаторский характер историко-художественной литературы в свое время обратил внимание А. М. Горький, поставивший «Петра Первого» А. Н. Толстого первым среди лучших советских исторических романов. Совершенство художественной формы, тонкая психологическая характеристика героев сочетаются с широким воспроизведением исторической эпохи.

В 20-30-х годах исторический жанр в художественной литературе достиг больших успехов. В 1930-м году А. М. Горький отмечал: «Незаметно, между прочим, у нас создан подлинный и высокохудожественный исторический роман. В прошлом, в старой литературе, - слащавые, лубочные сочинения Загоскина, Масальского, Лажечникова, А. К. Толстого, Всеволода Соловьева. В настоящем - превосходный роман А. Н. Толстого «Петр I», шелками сотканный «Разин Степан» Чапыгина, талантливая «Повесть о Болотникове» Георгия Шторма, два отличных мастерских романа Юрия Тынянова - «Кюхля» и «Смерть Вазир-Мухтара» и еще несколько весьма значительных книг из эпохи Николая Первого». (А. М. Горький. «О литературе». Статьи и речи. 1928 - 1938 гг. М., 1930 г., М., 1977, стр. 56). Сергей Митрофанович Петров, «Исторический роман в русской литературе, Учпедгиз. М., 1961, 223 стр.).

Широко известны исторические романы Ольги Форш, Алексея Чапыгина, Юрия Тынянова, Сергея Сергеева-Ценского, Анны Антоновской, Ми-лия Езерского, Шалвы Дадиани, Натана, Рыбака, Дереника Демирчяна, Владимира Яна, Вячеслава Шишкова, Алексея Степанова и многих других. Эти романы свидетельствовали о значительности исторического содержания, о новаторстве, стремление к эпичности и большим художественным обобщениям. Исторический документ, мемуары приобрели первостепенное значение. Это было положительным моментом, укреплявшим реалистические тенденции в историческим жанре.

В 50-60-х годах происходит дальнейший рост исторического романа. Появляются такие значительные романы как «Вечерний звон» (1951) Николая Вирты, «На волнах Манчжурии» Павла Далецкого, «Каменный пояс» (1950-1953) Евгения Федорова, «Степан Разин» Степана Злобина, «Ратоборцы» Алексея Югова, «Дмитрий Донской» Сергея Бородина, «Иван III -Государь Всея Руси» Валерия Язвицкого, «России верные сыны» Льва Никулина, «Россия молодая» Юрия Германа, «Крушение империи» Михаила Козакова и др. Каждая новая эпоха выдвигает писателей, сумевших талантливо и правдиво воссоздать облик минувшего. Морис Дрюон, Лион Фейхтвангер, Томас и Генрих Манны, Колин Маккалоу, Маргарит Юрсенар, Валентин Пикуль, Виталий Полупуднев, опираясь на многовековой опыт национальной истории, дали замечательные образцы исторической прозы. Советский исторический роман определил свои принципы. Они основывались, прежде всего, на устоях исторической правды, на которых строилась вся работа писателя над материалом далекого прошлого, на бережном отношении к событиям прошедшей эпохи.

Художественная литература, посвященная историческим сюжетам, необъятна. За последние годы вышло около 700 исторических романов и повестей (журнал «Наш современник», № 4, 1986).

Литературоведение располагает большим количеством работ, посвященных жанру исторического романа. К настоящему времени мы располагаем целой серией монографий, статей, исследующих исторический роман. Это работы Р. Мессера, С. Петрова, Ю. Андреева, Л. Александрова. Сделаны попытки издания обобщающих работ. (Историзм в русской советской литературе 60-80-х годов. М. 1996).

Проблема определения исторического романа как жанра относится к числу спорных в истории и теории литературы. Изучение истории и теории исторического романа наметилось в советской критике и литературоведении в 30-е годы и продолжается до наших дней. Еще в 1934-м году на страницах журнала «Октябрь» развернулась дискуссия об историческом романе. На дискуссии «Историки и писатели о литературе и истории» (27-28 апреля 1988) С. Залыгин отмечал, что «может быть, нет более близких областей деятельности, чем история и литература, но это не значит, что история диктует свои права литературе и художнику». Этот тезис вызвал возражения многих историков и литераторов. Историки часто упрекают писателей в пренебрежении фактами или неадекватном их истолковании, в неумении или нежелании сдержать полет фантазии современного сознания в седую древность. Литераторы, в свою очередь, упрекают историков в сухости, педантизме, невнимании к образу героев. В последнее время с новой силой вспыхнула дискуссия о соотношении истории и литературы. («Отечественная история», №1, 2002).

В своей статье «Историк и художник» («Отечественная история», №1, 2002. стр. 5) академик Ю. А. Поляков писал: «Не выйдет ничего хорошего, если писатель будет проповедовать идеи, обоснованно отброшенные наукой как противоречащие историческим фактам. Речь и поступки героев - и реальных, и вымышленных - не могут быть, естественно, выписаны по документам, но в соответствии с требованием историзма они должны отвечать духу эпохи».

Художественный опыт 60 - 80-х годов свидетельствует о необходимости осмысления особенностей новых форм исторического повествования [125, С. 229]. Появление все большего числа работ, посвященных исследованию специфики тех или иных отдельных жанровых форм и их эволюции, создает прочную историко-литературную основу для жанровой классификации.

Жанр исторического романа в осетинской художественной литературе возник в 60 - 80-е годы .Х^С столетия и сразу же занял свое место. Его возникновение было подготовлено кропотливой работой в области других различных жанров: рассказа, повести, драмы, поэмы. Используя замечательные традиции крупнейших образцов осетинской дореволюционной и советской литературы, исторический роман развивал их богатые традиции, язык, образы, характеры, воспроизводя события далекого прошлого осетинского народа. Неразрывное единство познавательной и эстетический функции исторического романа обусловило его большое воспитательное значение и обеспечило ему важное место в духовной жизни осетинского народа.

В центре внимания осетинского романа, воспроизводящего события далекого прошлого, стоит народ, подлинный творец истории, ее движущая сила. Народ, действующий непосредственно или персонифицированный в типичных образах, выступает в качестве главного героя исторического романа. Для осетинского исторического романа также объективным признаком является наличие в нем образов реальных исторических лиц, изображение исторических событий, сыгравших важную роль в данную эпоху. Характерной чертой исторических романов является стремление к углубленному осмыслению исторического прошлого своего народа, воссоздание характеров его выдающихся представителей, будь то полководцы, дипломаты, незаурядные представители горской бедноты или деятели литературы. Среди персонажей исторического романа центральное место занимают реально существующие личности, в делах и помыслах которых ярко отразились характер народа, эпоха, их взрастившая, интересы и устремления определенных общественных сил. Внимание романиста, в первую очередь, сосредотачивается на общественно значимых деяниях своих героев. Их лично-интимная жизнь, мир их чувств и переживаний обязательно органически увязаны с процессами социальной действительности, событиями народной жизни. Изображая людей, писатель показывает исторические реалии, в которых они живут и действуют, процесс развития как общественной обстановки, так и героев произведения, описывает вещи, их окружающие, природу.

Существенным для жанра осетинского исторического романа также является наличие в нем исторического колорита, национальной тематики, исторических деталей, отражение национального быта.

За последние годы существенно продвинулось вперед изучение осетинской художественной литературы. В общем русле исследований можно выделить два ведущих типа. Первый - монографии, посвященные общим проблемам развития осетинской художественной литературы. Второй тип исследований - статьи, диссертации, которые обращаются к отдельным проблемам развития исторического романа.

Большим достижением являются научные публикации по этому вопросу. Первой попыткой осветить историю осетинской литературы является работа X. Н. Ардасенова [10]. В 1967-м году вышел «Очерк истории осетинской советской литературы», где рассматривается состояние литературы в 1956 - 1964 годах [119]. Эта работа состоит из обзорных глав, характеризующих основные факты и явления литературы, основное направление литературного процесса. Развитие литературы рассматривается в тесной связи с событиями общественной жизни. В «Очерке» характеризуется мировоззрение, философские взгляды, деятельность многих представителей общественной мысли в Осетии. Проблемы развития осетинской советской литературы затронуты в исследовании Г. А. Мамиева [100]. Работа его представляет собой исследование, подводящее итоги достигнутым к тому времени результатам в изучении осетинской советской литературы. Большое значение имел выход в свет двухтомной работы «История осетинской литературы» Нафи Джусойты (род. 1925), обобщившей результаты исследований автора по разным вопросам литературоведения. Это наиболее крупное исследование охватило важные вопросы развития осетинской литературы, дало исчерпывающее решение многим вопросам литературного процесса [64]. В первой книге рассматривается возникновение осетинской литературы, дается периодизация литературного процесса, определяются хронологические рамки. Становление осетинской литературы связано с именем К. JI. Хетагурова (1859 - 1906), Вторая книга охватывает историко-литературный процесс начала XX века (1902 - 1917). Этот период характеризуется большими достижениями - в это время возникли и сложились повествовательные жанры (рассказы и повести) и национальная драматургия. Нафи Джусойты прослеживает путь развития, обогащения жанрового состава и проблематику осетинской литературы в дореволюционный период XX века.

Второй тип исследований представлен статьями, диссертациями, посвященными изучению отдельных проблем исторического романа, проблеме жанра, стиля, метода. Появилось немало интересных критических и литературоведческих работ, в которых делается попытка определить основные черты современной исторической прозы, выявить ведущие тенденции ее развития. Следует отметить сборники литературоведческих работ Джикаева Шамиля Федоровича, посвященные анализу творчества виднейших осетинских писателей: «Именитые люди: Коцойты Арсен, Брытъиаты Елбыздыхъо, Гаедиаты Цомахъ, Барахъты Гино, Байаты Гаппо» [59] и «Благодать слова», сборник научных статей и эссе на осетинском языке [58]. Вышли статьи, посвященные определенным видам жанра [126], исследования о творчестве Езетхан Уруймаговой [135]. При этом преимущественное внимание уделялось осетинскому историко-революционному роману. Литературоведы стремились осветить вопросы художественного творчества, специфику литературного жанра, мастерство, проблемы главного героя, художественных образов, языка. Вопросы становления и развития осетинского историко-революционного романа освещаются в диссертации Ж. Глоовой «Историко-революционный роман в литературах народов Северного Кавказа» [49]. Следующий этап изучения осетинского историко-революционного романа связан с кандидатской диссертацией Р. Г. Цомартовой [167]. Она ставит перед собой цель проследить становление и развитие историко-революционного романа в осетинской литературе, традиции, на которых он возник, выявить особенности его роста и тенденции развития. Автор изучает жанры романа, способы раскрытия психологии человека. Заканчивается работа анализом романов 50-х годов.

Дальнейшее изучение осетинского историко-революционного романа прослежено в статье А. А. Хадарцевой, в которой проявлена широта знания конкретного материала и осведомленность автора в литературе [155. С. 5 -41]. Небольшая по объему, но емкая по содержанию статья дает сжатый обзор литературы по истории осетинского романа, то есть романы, посвященные историко-революционной теме. [23, 107, 42, 41, 60]. Появление работ по историко-революционной тематике свойственно первому этапу изучения исторического романа. Второй этап исследовательской работы характеризуется изучением отдельных видов этого жанра. Плодотворно работает в указанном направлении А. А. Хадарцева. В ее статье, вышедшей в 1978-м году, дан анализ осетинского романа 1960 - 1975-го годов, тенденции развития, общих вопросов методологии и структуры романа. Автор делит их на четыре группы: исторические романы, историко-революционные романы, романы о Великой Отечественной войне и романы о современности [153]. Она делает вывод, что в современном романе все большее место занимают подлинно исторические лица и события, поданные в историческом плане в полном согласии с документами. Искания А. Хадарцевой, несомненно, заслуживают внимания, однако ряд ее утверждений вызывает возражение. В статье дан краткий анализ романа Василия Цаголова «За Дунаем», причем при рассмотрении образа главного героя Бабу исследователь ограничивается констатацией только русско-болгарских связей. Между тем, Бабу был участником не только русско-турецкой войны 1877-1878 гг., но и сербско-турецкой войны 1876-го года. Этому событию посвящены многие страницы романа. Однако это обстоятельство прошло мимо внимания и других литературоведов. Возражение вызывает трактовка личности Мусса Кундухова, которой придерживаются литературоведы и писатели, начиная с Сека Гадиева. Негативная оценка личности Муссы Кундухова дается в статье «Сека Гадиев и его творчество» Хад-зыбатыра Ардасенова. [11. С. 294]. Того же мнения придерживается и Нафи Джусойты. В другой своей статье Аза Хадарцева останавливается на теме Великой Отечественной войны в современном осетинском романе [152]. Образы, характеры изучены в связи с духом эпохи, с определенной направленностью мыслей и чувств людей, вовлеченных в войну.

В ряде работ преимущественно последних лет все чаще поднимается вопрос об особенностях осетинского романа 30-х годов. Заслуживает внимания статья Р. Г. Беляниной, посвященная анализу осетинского романа 30-х годов [18]. Автор подчеркивает, что при всем различии, эти произведения объединяет стремление проникнуть в сущность глубинных процессов эпохи, события в этих романах воспроизводятся достоверно, вплоть до хронологически точного обозначения времени. Одной из важных является проблема историзма как художественного освоения конкретного исторического содержания той или иной эпохи в ее неповторимом колорите. Данной проблеме посвящена работа И. В. Мамиевой [101], [102, С. 49 - 50]. Ей же принадлежит статья «Тенденция развития исторической прозы народов Северного Кавказа» [ЮЗ].

Творческий вклад в науку внесли литературоведы национальных северокавказских республик. Ими успешно разрабатываются проблемы развития исторического романа. К числу работ, предметом изучения которых является исторический жанр, можно отнести работы В. Тугова, Н. Литвиненко. С. Ах-медова. Здесь следует, прежде всего, назвать исследования В. Тугова. Своеобразие формирования исторического романа в северокавказских литературах исследуется В. Туговым в статье «Формирование исторического романа (на материале северо-кавказских литератур)» [143]. В центре внимания исследователя - романы Б. Тхайцухова «Горсть земли» и Б. Шинку бы «Последний из ушедших». Анализ двух романов, сходных по проблематике и материалу, положенному в их основу, позволил автору определить характерные особенности произведений этого жанра в абазинской и абхазской литературах. Имеются, кроме того, другие исследования, преследующие цель дать типологическое осмысление исторического жанра.

В статье Н. А. Литвиненко «Потенциал восприятия и исторический роман (к постановке проблемы)» исследуется жанровая природа «потенциала восприятия», специфика его преломления в историческом романе. Статья основывается на материалах западноевропейской литературы, с привлечением советских, русских, чеченских и ингушских произведений [99. С. 96]. Н. А. Литвиненко отмечает, что «изучение исторического романа должно необходимо включать анализ его жанровой природы, взаимосвязи с основными типами, подтипами и стилевыми модификациями романа, анализ специфики переосмысления этих типов, подтипов и модификаций в конкретном историко-литературном контексте развития литературы и творчества того или иного писателя» [99. С. 96]. В небольшой статье С. X. Ахмедов рассматривает вопрос об идеях интернационализма в дагестанской историко-революционной прозе [13].

Наметившийся в последнее время в литературоведении интерес к изучению исторического романа весьма показателен. Завершая обзор литературы по данному вопросу, отметим, что имеются диссертации, статьи по отдельным проблемам осетинского исторического романа. Этим были сделаны первые шаги в изучении указанной темы. Не отрицая большого значения этих работ, нельзя не отметить некоторых пробелов, односторонности в изучении романа.

Историки литературы, изучавшие литературный процесс, размышляя об основных проблемах нравственно-философского характера, испытывают серьезную потребность в разработке новых, актуальных аспектов-направлений. Вместе с тем, требуют нового уровня осмысления вопросы, ранее поднимавшиеся в критике и литературе. Следует отметить неравномерность в исследовании жанровых форм исторического романа. Особое внимание уделяется историко-революционному роману. Необходимо более тщательное исследование творчества осетинских романистов, без чего трудно вести серьезный научно аргументированный разговор. Произведения рассматриваются в отрыве от конкретной истории, прошлого осетинского народа, не выявляются ошибки в описании деталей, событий, образов реальных исторических лиц. Необходимы большая глубина и обстоятельность в изучении осетинского исторического романа, его видов, сюжетов, событий, героев, персонажей, прототипов. Для дальнейшего изучения проблемы необходимо обобщить накопленный материал, ибо имеющиеся статьи и диссертации немногочисленны и не дают полной картины; нет обобщающих литературно-критических работ по изучению исторического романа. Нужна работа, в которой исторический роман был бы комплексно проанализирован. Общая тенденция исторического романа к расширению тематики, к охвату различных проблем, этапов истории осетинского народа не вызывает сомнений и свидетельствует о качественном росте, об увеличении его удельного веса в духовной жизни осетинского народа.

В диссертации автор поставил перед собой цель комплексного исследования осетинского исторического романа, его видов, истоков, основных тенденций и закономерностей его дальнейшего развития.

Проблема комплексного изучения осетинского исторического романа (виды, эволюция жанра, герои, персонажи, прототипы, сюжеты, тенденции его развития) редко затрагивалась в осетинском литературоведении, тем более что в основном затрагивалась лишь историко-революционная тема. Поэтому изучение данной проблемы чрезвычайно актуально и имеет важное научное значение. Цель диссертации - всестороннее изучение осетинского исторического романа на основе привлечения исторической литературы, синтеза литературоведческих работ и анализа исторической литературы. Методологический принцип в изучении жанра исторического романа заключается в широком изучении соответствующей исторической литературы, установлением соотношения между реальными деятелями той эпохи и образами романа.

Написание данной диссертации обусловлено необходимостью теоретического анализа и методологического осмысления тех новых аспектов, которые возникают при изучении исторического жанра осетинской художественной литературы. В центре внимания - изучение тенденций развития исторического романа, эволюция жанра, разработки методики историко-литературного анализа, образов героев, персонажей, их прототипов, сюжета исторического романа. Анализ романа - наиболее универсального жанра познания эстетического отражения действительности - позволяет наиболее отчетливо выявить пути развития осетинского художественного романа, его жанр, своеобразие, индивидуальность восприятия исторической действительности. Основное внимание при этом уделяется развитию и обогащению принципа историзма, одного из важнейших признаков идейно-художественной значимости романа. При разработке диссертационной темы методологической основой послужили следующие научные принципы: Принцип историзма. При изучении любого явления общественной жизни того или иного народа необходимо учитывать конкретные условия его бытования. Только в таком случае наши оценки тех или иных явлений художественной литературы могут быть объективными. В исторических романах историзм определяется «дистанцией времени» (в смысле темы и понимания прошлого) и имеет свои критерии, связанные с отношением к прошлому, сохранением достоверности в описании событий и характеров людей (исторических деятелей), с использованием документов и определением границ вымысла, его характера, с воссозданием колорита времени, языка и обычаев.

Конкретно-историческое раскрытие действительности, социальная определенность в исследовании характеров, психологии действующих лиц -важнейшие условия принципа историзма. Принцип историзма исчерпывается лишь строгим и неукоснительным следованием за документом и фактом. Важна при этом логика факта, умение придать ему художественную убедительность, верно определить его направленность.

Требование конкретно-исторического освоения той или иной эпохи, раскрытия ее неповторимого облика и колорита, характеров и типов художественными средствами и образами. Знание и понимание далекой или близкой от нас эпохи художник проявляет не только строгим следованием историческим фактам, но и в неменьшей мере - в психологически точном раскрытии внутреннего мира человека, героя изображаемой эпохи, в умении передать живую атмосферу времени.

Сила художественного обобщения велика. Но как бедно выглядел бы роман, насколько слабо убеждал бы его пафос, если бы писатель не смог насытить произведение множеством конкретно-исторических примет, деталей быта, правдивым описанием людей тех лет.

Подобные описания - не только фон, на котором развивается действие. Это та конкретно-историческая обстановка, которая усиливает достоверность происходящего, заставляет читателей проникнуться доверием к событиям и героям, изображенным в произведении. И, напротив, незначительные отступления от правды истории, отдельные надуманные штрихи, мелкие просчеты вызывают у читателя острые приступы недоверия даже тогда, когда общая оценка событий не вызывает возражения. Принцип преемственности. Любое явление необходимо представить себе в генезисе, развитии, становлении, расцвете, угасании или трансформации (перерождении). На первом плане - вопрос об изучении эволюции жанра осетинского исторического романа на различных этапах его развития. В связи с развитием осетинского исторического романа, происходит дифференциация жанровых форм, специализирующихся на воссоздании тех или иных сторон многообразной действительности. Жанр романа дифференцируется в зависимости от того, чему больше будет уделять внимания автор - изображению ли личности в ее субъективных целях и намерениях или воссозданию общественной среды и связанных с нею действий и намерений (общественных по своему характеру) героя. Подобная специализирующая дифференциация возникла не сразу и явилась результатом усложнений и специализации форм самой жизни и общественных потребностей.

В современной осетинской художественной литературе развитие исторического жанра выявляет возникновение новых форм. Тенденция к развитию исторического жанра на современном этапе характеризуется многообразием форм, сближением с произведениями современной психологической прозы, использованием внутреннего монолога, художественных условностей, тяготением к анализу и обобщающей философактичности повествования, вниманием к нравственно-психологическим аспектам исторических уроков прошлого [119. С. 5]. В соответствии с многозначительностью общественной жизни и происходит дифференциация жанра исторического романа по принципу ее специализации на выполнение тех или иных поставленных перед нею задач. Одни писатели в силу своих творческих наклонностей и способностей решают вопросы, связанные с историко-биографическим видом, другие - историко-фольклорным.

Представления о закономерностях развития человеческого общества у писателя могут быть самые субъективные и могут не отражать ее реальной сущности, причем представления эти могут находить свое выражение как в образах, адекватных действительности, так и условных приемах художественного изображения. При этом на первый план выходит символика и ассоциация. Фантазия писателя при всей свободе прочно опирается на действительность, подчиняется определенному идейному заданию.

В романе реальные жизненные события, обрисованные автором, художественно соотносятся с теми или иными мифологическими мотивами, которые становятся не просто предметом изображения или описания, но вводятся в глубины художественной структуры произведения. Авторские представления могут отражать сущность общественных отношений своего времени, причем выражаются они в условных формах. Сюжет построен на цепи последовательно развертывающихся происшествий, событий, объединенных мотивом поиска, путешествия. В условной сказочной форме автор способен передать вполне реальные отношения, характерные для осетинской действительности, художественно убедительно раскрыть сущность назревших проблем. Произведения этого вида включают в себя фантасмагории, литературные реминисценции, камуфлирующие реальный социально-психологический подтекст. Здесь условность образа, совмещение различных эпох и периодов оказывается в художественном целом произведения лишь сюжетно-стилевой оболочкой, из которой проступают реальные проблемы и события прошлого и современности. Такие произведения включают обобщение, символику, гиперболу, гротеск и другие формы художественной условности, которые становятся способом повествования.

Язык художественной условности, как и введение в качестве действующих лиц фольклорных персонажей и реальных действующих лиц в предполагаемых обстоятельствах, не противоречащих правде эпохи, следует признать закономерным явлением в рамках многообразного по своим формам и изобразительным возможностям исторического жанра. В историческом жанре выявляются по особенностям своей структуры следующие разновидности: исторический («Послы гор», «За Дунаем», «Ожидание», «Месть» В. Цаголо-ва, «Кровь предков» Н. Джусойты, «О горы, о Родина» У. Богазова, «От Терека до Турции» М. Булкаты); историко-революционный («Навстречу жизни» Е. Уруймаговой, «Зелимхан» К. (Дзахо) Гатуева, «Сквозь огонь» Н. Гаг-лоева, «Скала Тамары и Давида» J1. Албек, «Тревога» С. Хачирова, «Пробуждение» В. Гаглоева); историко-биографический («Горная звезда», «Сабельный звон» Т. Джатиева); историко-фольклорный («Слезы Сырдона» Н. Джусойты, «Седьмой поход Сослана Нарты» М. Булкаты). Видовое и жанровое многообразие стало, пожалуй, одной из самых заметных и характерных черт современного исторического романа. Вообще определение типологических разновидностей в историческом романе может быть только условным ввиду хрупкости жанровых перегородок и взаимопроникновения жанров. Это не мешает попытаться определить новые романные виды, надеясь, что таким образом будут установлены общие тенденции развития исторического романа. Принцип системности. Любой жанр следует рассматривать в связи с общим развитием художественной литературы. При изучении исторического романа, путей его развития, эволюции жанра обращается внимание на соотношение между жанром исторического романа с другим жанром художественной литературы, насколько в целом в них отражается историческая действительность, национальное своеобразие героев, сюжета, персонажей. Предложенная нами схема жанрово-родовой классификации охватывает все основные формы осетинского исторического романа. Эта классификация является попыткой создать своего рода модель жанровой системы осетинского исторического романа, которая давала бы представление об основных тенденциях развития исторического романа, дифференциации художественных форм, закономерностях жанрообразования осетинской художественной литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Тенденции развития осетинского исторического романа"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Осетинский исторический роман складывается на почве сплава национальных художественных традиций и опыта развития осетинской художественной литературы. Осетинская художественная литература, в свою очередь, дополнила историко-литературные закономерности, которые вместе с закономерностями русской художественной литературы, так же, как и зарубежной, выступают творческим ориентиром.

Метод исторического романа характерен многообразием, и, прежде всего рассмотрением тех проблем, которые отражают главные стороны его внутренней природы. Это, прежде всего, идейная основа исторического романа, сущность ее историзма, характер их связи с конкретным историческим прошлым, взгляд на человеческую мораль, образы героев. В основе сюжетов исторического романа - сочетание исторического документа, фольклора, художественного вымысла.

Анализ осетинского исторического романа, тенденции его развития показывает, что лишь в том случае, когда он исследуется в широкой философ-ско-эстетической перспективе, раскрываются реальные возможности для верного понимания его генезиса, специфики, эволюции жанра. Осетинский исторический роман заключает в себе важнейшие черты осетинской художественной литературы предшествующих лет, прежде всего, такие аспекты, как расширение и обогащение его идейно-гуманистического содержания и принципов народности, усиление социально-исторического подхода к анализу явлений прошлого и настоящего.

Эволюция жанра осетинского исторического романа происходила различными путями в зависимости от индивидуальности автора, субъективных пристрастий к тем или иным сюжетам, наконец, в зависимости от тех или иных целей, которые ставит в своем творчестве романист. Большое значение имеет изучение проблематики исторического романа, его видов, возникающих на различных этапах развития истории осетинского народа, объяснение, почему в различные периоды в историческом романе ставились те или иные проблемы исторического прошлого. Развитие жанра осетинского исторического романа проявилась в постепенном зарождении новых видов, среди которых: исторический, историко-революционный, историко-биографический и историко-фольклорный.

Период исторического творчества народных масс показал тему историко-революционного романа. Он интересен не только тонкостью передачи конфликтов переломной эпохи, своей живописностью, яркими характерами, но и емкостью авторской мысли, емкостью затрагиваемых им проблем. Роман несет в себе большую идейно-художественную ценность. Документальное повествование получило свое развитие в историко-биографическом романе. Различные модификации его связаны с деятельностью виднейших представителей осетинской национальной культуры, литературы, языка, участников Гражданской и Великой Отечественной войн. Этот интерес не случаен. Он связан с общим интересом общественной мысли к возрастанию роли субъективного фактора в истории, толкование исторической ситуации как результата персонифицированных актов человеческой деятельности.

Дальнейшая тенденция развития жанра исторического романа связана с именами Василия Цаголова, Нафи Джусойты, Шамиля Джикоева и других признанных мастеров осетинского исторического романа. Воспроизводятся типические обстоятельства, учитывается время, эпоха. Национальные, исторические обстоятельства формируют характеры, мотивируют поступки персонажей, достоверность описываемых событий, точность фактов, мотивировка поступков реальных исторических героев и одновременно - художественная аналитичность, художественная проблемность - основные черты исторического романа. Произведения Василия Цаголова отличаются широтой охвата осетинской истории, глубиной содержания, художественными достоинствами. Четко разработанный сюжет, стройная композиция, живой яркий язык, масштабность изображения событий по времени в их историческом развитии - характерная особенность его романов. Особенностью творчества Василия Цаголова является стремление к созданию цикла романов, типа исторической эпопеи. Общая тематика, персонажи как реальные, так и вымышленные, сближают их друг с другом, так что они представляют собой как бы отдельные главы большого произведения об осетинской действительности XVIII века. Каждый из романов Василия Цаголова рисует определенный этап в истории осетинского народа, и в идейном и художественном отношении является логическим продолжением и завершением изложенного в предшествующем. Василий Цаголов понимает, что законы жанра неразрывно связаны с жизнью. Сама жизнь, как в прошлом, так и настоящем, характеризуется беспрерывным изменением человеческих характеров и общественных отношений. Использованный писателями фольклор в пределах связанных с подробным описанием народных обычаев создает особую атмосферу народного национального быта. Стиль повествования, оценка событий, действий, поступков персонажей романов, в целом описание их жизни свидетельствует об общем объективном взгляде романистов на исследуемые проблемы.

Многие исследователи не считают романы Василия Цаголова «Послы гор», «За Дунаем», Езетхан Уруймаговой «Навстречу жизни» фактом художественной осетинской литературы, поскольку книги написаны на русском языке. Это верно, но в этих произведениях наглядно показана жизнь осетинского народа в переломные этапы его истории, быт, колорит, детали исторической эпохи, дух, настроения Осетии. Поэтому эти писатели внесли большой вклад в осетинскую культуру, в процесс формирования и развития осетинского исторического романа.

Романы Василия Цаголова, Нафи Джусойты, Михаила Булкаты, Езетхан Уруймаговой, Сергея Хачирова и других романистов различаются по виду, проблематике, стилю. Между тем, в них ясно ощутимы типологически сходные черты. Прежде всего, существенно то, что эти произведения порождены общей потребностью оглянуться назад, осмыслить национальную историю. В них переплетена человеческая судьба, создается широкая панорама жизни и прослеживается становление и развитие характеров персонажей, порожденные конфликтами описываемой эпохи. Картины острых социальных столкновений сочетаются с постановкой значительных моральных и философских проблем. При всем своеобразии сюжетов, ситуаций и индивидуальностей, герои произведений проявляют сходство, социально-историческое родство, национальный характер и нравственность. Соответственно эволюционирует не только жанр - изменяются структурно-композиционные функции отдельных его элементов, выбор главного героя, группировка персонажей, фона, строение фабулы, тип повествования, расширяется внутреннее пространство.

Вполне объяснимо и появление так называемого историко-фольклор-ного романа, корни которого видны в зарубежной литературе XIX века. Фольклоризация мышления, синтез художественного сознания означали качественно новый подход, новый взлет фантазии осетинских романистов. Это проявилось в соединении объективно-эпического показа действительности с преображением, пропущенным через фольклор ощущением мира, фантастической гиперболизации. Эти произведения характеризуются и исторической конкретностью, определенностью, стремлением к достоверности и правдивости в деталях, одежде, нравах, обычаях. Наличие образно-фантастических проявлений и понятий не препятствует широкому использованию реальных исторических лиц и событий. Своеобразие этого вида романа - в сплаве историзма и современности.

Какими путями пойдет дальше исторический роман, покажет будущее. Но уже сегодня очевидно, что наибольших художественных достижений он добивается в опоре на историческую традицию, созвучную ее собственному поиску таких литературных форм, которые органически отвечали бы специфическому историческому материалу и своеобразию художественного сознания.

Анализ выявленных тенденций дает литературоведам новый материал для определения путей развития исторического романа, исследования его жанровой природы, функций и места в современном литературном процессе.

 

Список научной литературыТибилова, Лаура Анзоровна, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"

1. Абаев В. И. Осетинско-русский словарь. ~ Орджоникидзе: Ир, 1970. 720 с.

2. Абаев В. И. Избранные труды: Религия, фольклор, литература. Владикавказ: Ир, 1990. - 640 с.

3. Абаев В. Д. Коста Хетагуров и его время. Тбилиси: Заря Востока, 1961. -199 с.

4. Албек Л. А. Скала Сослана и Тамары. Роман. М.: Советский писатель, 1984.-344 с.

5. Александров Л. П. Советский исторический роман и вопросы историзма. Киев: Радуга, 1971.-200 с.

6. Актуальные проблемы литератур Кабардино-Балкарии: Сб. статей. -Нальчик: Нарт, 1991. 167 с.

7. Анализ литературного произведения. Под редакцией Л. И. Емельянова и А. И. Иезуетова. Л.: Наука, 1976. -236 с.

8. Андреев Ю. В. Русский советский исторический роман (20-30-е годы). М.: Просвещение, 1962. 194 с.

9. Арутюнян С. А. Армянская советская драматургия. Ереван: Армгосиз, 1956.- 86 с.

10. Ардасенов X. И. Очерк развития осетинской литературы (дооктябрьский период). Орджоникидзе: Ир, 1959. -209 с.

11. Ардасенов X. И. «Сека Гадиев и его творчество». Альманах «Советская Осетия», № 7-8. Орджоникидзе, 1936.

12. Ардасенов X. И. Поэма А. Кубалова «Афхардты Хасана». Альманах «Советская Осетия» № 12, 1968. Орджоникидзе. С. 128-130.

13. Ахмедов С. X. Идеи интернационализма в литературе и искусстве народов Северного Кавказа. Сб. «Традиции и современность». -Орджоникидзе. Ир, 1988.

14. Базоркин И. М. Из тьмы веков. Роман. Грозный: Чечено-Ингушскоекнижное издательство, 1976. 614 с.

15. Бальзак О. Собрание сочинений в 24-х томах, том I. М.: 1960.

16. БекизоваЛ. От богатырского эпоса к роману. Национальные художественные традиции и развитие повествовательного жанра адыгской литературы. Черкесск, 1974. - 286 с.

17. Белинский В. Г. общий взгляд на народную поэзию и ее значение. Русская народная поэзия. Собрание сочинений в трех томах. Статьи и рецензии 1841 1845. - М.: ОГИЗ. Государственное издательство художественной литературы, 1948, том II.

18. Белянина Р. Г. Некоторые особенности развития осетинского романа в 30-х годах. В книге "Вопросы осетинской советской литературы". Орджоникидзе: Ир, 1961. Т. XXXVI. С. 74 - 95.

19. Бернштейн И. А. Жанровая структура современного романа.// Вопросы литературы. М.: Наука, 1975. - № 2.

20. Блиев М. М. Осетинское посольство в Петербурге 1749 1752 гг., Орджоникидзе: Северо-Осетинское книжное издательство, 1961. - 86 с.

21. Блиев М. М. Русско-осетинские отношения (40-е годы XVIII 30-е годы XIX вв. - Орджоникидзе: Ир, 1970. - 378 с.

22. Богазов У. "О горы, о Родина" (роман на осетинском языке). -Орджоникидзе: Ир, 1969. -334 с.

23. Бадоев К. От битвы к битве. Орджоникидзе: Ир, 1961.

24. Брагинский И. А. Из истории таджикской народной поэзии. М.: АН СССР, 1956.-495 с.

25. Булкаты М. Седьмой поход Сослана Нарты. Роман. Перевод с осетинского языка. М.: Советский писатель, 1989. - 280 с.

26. Булкаты Михаил. Теркгей Туркмае (От Терека до Турции). Роман на осетинском языке. Цхинвали: Ирыстон, 1979. 182 с.

27. Бязарти К. К. Творчество Елбасдуко Бритаева и осетинское литературоведение. -Цхинвали: Известия ЮОНИИ, 1987. Вып. XXXI.

28. Ванеев 3. Н. Крестьянский вопрос крестьянское движение в Юго

29. Осетии в XIX веке. Сталинир: Государственное издательство Юго-Осетии, 1956. -465 с.

30. Взаимосвязи и взаимодействие национальных литератур. Материалы дискуссии 11-15 января 1960 г. М.: Издательство АН СССР, 1961. -439 с.

31. Виноградов В. И. Русско-турецкая война 1877 1878 гг. и освобождение Болгарии. - М.: Мысль, 1978, - 295 с.

32. Воинова А. И. Тамара и Давид. Исторический роман. Орджоникидзе: Ир, 1989.-429 с.

33. Вопросы истории адыгейской советской литературы. Книга первая. -Майкоп, 1979. 175 с. Книга вторая. - Майкоп, 1980. - 203 с.

34. Вопросы осетинского литературоведения, т. XXXII, Орджоникидзе, 1978. 179 с.

35. Вопросы осетинской литературы и фольклора, Орджоникидзе: Pip, 1984.-148 с.

36. Вопросы осетинской литературы и фольклора. Орджоникидзе: Ир, 1988.-202 с.

37. Вопросы осетинской советской литературы, т. XXXVII. Орджоникидзе: Ир, 1981.-124 с.

38. Вопросы чечено-ингушской литературы. Грозный, 1979. Т. VII. - 150 с.

39. Воробьева Н. Н. Принцип историзма в изображении характера. Классическая тенденция и советская литература. М.: Наука, 1978. 180 с.

40. Габараев С. Ш. Инал Кануков (очерк творчества). Сталинир: Госиздат Юго-Осетии, 1960. 142 с.

41. Габараев С. Ш. Мировоззрение Коста Хетагурова. М.: Наука, 1959. -130 с.

42. Габулов М. Г. Написанное кровью. Роман. Сталинир: Госиздат Юго-Осетии, 1942.-252 с.

43. Гаглоев В. Пробуждение. Роман. Перевод с осетинского языка. Цхинвали: Ирыстон, 1973. 495 с.

44. Гаглоев Н. Д. Сквозь огонь. Роман-хроника. Сталинир: Госиздат Юго-Осетии, 1957.-479 с.

45. Гадиев С. К. Избранные произведения на осетинском языке. Азау. -Цхинвали: Ирыстон, 1979. 400 с.

46. Газдарова А. X. Проблема личности в повести «Возвращение Урузма-га». Владикавказ: Журнал «Дарьял», 1999. -№3. 256 263 с.

47. Гатуев К. (Дз.) А. Осада Найфата. Очерки. М. Д.: Госиздат художественной литературы, 1932. - 186 с.

48. Гатуев К. (Дз.) А. Зелимхан. Повести. Орджоникидзе: СевероОсетинское книжное издательство, 1965. -278 с.

49. Гей Н. К. Искусство слова. О художественности литературы. М.: Наука, 1967.-364 с.

50. Глоова Ж. А. Становление и развитие историко-революционного романа в литературах Северного Кавказа. Автореферат. М.: Наука, 1971. - 32 с.

51. Горький М. О литературе. Литературно-критические статьи. М.: Советский писатель, 1955. 903 с.

52. Гранин Д. А. Роман и герой. Вопросы литературы, 1976, № 5.

53. Греков А. В. Хаджи-Мурат Дзарахохов. Библиографическая повесть. -Орджоникидзе: Альманах «Советская Осетия», 1936, №№ 7 8. - Л. 29.

54. Гура В. В. Роман и революция 1917 1928. Пути советского романа. -М.: Советский писатель, 1973. -400 с.

55. Делба М. Основатель абхазской литературы Дмитрий Гулия. Сухуми: ИАК АН СССР, 1937. - 61 с.

56. Джатиев Г. П. Поэма «Афхардты Хасана» Александра Кубалова. -Цхинвали: Ирыстон, 1972. -42 с.

57. Джатиев Г. П. Творчество Елбасдуко Бритаева в осетинской литературной критике. Цхинвали: Ирыстон, 1972. - 60 с.

58. Джатиев Т. И. Сабельный звон (перевод с осетинского). М.: Советский писатель, 1986. 528 с.

59. Джикаев Ш. Ф. Благодать слова. Сборник научных статей и эссе на осетинском языке. Дзауджикау: Ир, 1996. - 284 с.

60. Джикаев Ш. Ф. Именитые люди: Арсен, Елбыздыхъо, Цомахъ, Гино, Гаппо. Литературоведческое издание (на осетинском языке). Дзауджикау: Ир, 1999. - 389 с.

61. Джиоты Д. Илико. Роман. Цхинвали: Ирыстон, 1966. - 358 с.

62. Джиоев Д. Непобедимая сила. Роман. Сталинир: Ирыстон, 1957. - 384 с.

63. Джусойты Н. Г. Двенадцать ран, как одна. Роман на осетинском языке. Цхинвали: Ирыстон, 1970. - 450 с.

64. Джусойты Н. Г. Елбысдыко Бритаев. Очерк жизни и творчества. -Цхинвали: Ирыстон, 1963. 223 с.

65. Джусойты Н. Г. История осетинской литературы (XIX век). Тбилиси: Мецниереба, 1980, Т. 1. - 330с., 1985, Т. 2.-270 с.

66. Джусойты Н. Г. Коста Фарнион. Цхинвали: Известия ЮОНИИ, 1971, выпуск XVIII.

67. Джусойты Н. Г. Коста Хетагуров. Сталинир: Госиздат Юго-Осетии, 1958.-370 с.

68. Джусойты Н. Г. Кровь предков. Роман на осетинском языке. Цхинвати: Ирыстон, 1965. 310 с.

69. Джусойты Н. Г. Сека Гадиев. Очерк творчества. Сталинир: Госиздат Юго-Осетии, 1957.- 192 с.

70. Джусойты Н. Г. Слезы Сырдона. Роман на осетинском языке. Цхинвали: Ирыстон, 1979. - 389 с.

71. Джусойты Н. Г. Тема Кавказа в русской литературе и в творчестве Коста Хетагурова. Сталинир: Госиздат Юго-Осетии, 1955. 245 с.

72. Джусойты Н. Г. Цомак Гадиев. Очерк жизни и творчества. Орджоникидзе: Ир, 1965.- 186 с.

73. Дзасохов Гиго. Статьи и очерки. Орджоникидзе: Ир, 1970.

74. Дзидзария Г. А. Махаджирство и проблемы истории Абхазии XIX столетия. Сухум, 1975. 525 с.

75. Дзидзоев В. Д. Кавказ конца XX века, тенденция этнологического развития (историко-политическое исследование). Владикавказ, Владикавказский научный центр РАН и РСО Алания; 2000. - 278 с.

76. Дзидзоев В. Д. Национальные отношения на Кавказе. Владикавказ. Издательство СОГУ, 2000. 240 с.

77. Дзуццаты Х.-М. А. Время и литература (на осетинском языке). Статьи. Цхинвали: Ирыстон, 1975.

78. Дзуццаты Х.-М. А. Из истории осетинской поэмы. Цхинвали: Известия ЮОНИИ, выпуск XI, 1962.

79. Долгоруков П. Российская родословная книга. Издаваемая княземъ Петромъ Долгоруковымъ. С.-Пб.: печатано въ типографщ Эдуарда Веймара, 1855.-ч. И.-327 с.

80. Дружинина Е. И. Кючук-Кайнарджийский мир 1774 года (его подготовка и заключение). М.: АН СССР, 1985. - 366 с.

81. Жанр и композиция литературного произведения. Петрозаводск, 1978.

82. Жанр и стиль художественного произведения. Минск, 1980.

83. Жанрово-стилевые проблемы. Кишинев, 1980.

84. Журнал «Фидиуаг». Сталинир: Госиздат Юго-Осетии, 1929. № 5.

85. Идеи дружбы и интернационализма в литературе и искусстве народов Северного Кавказа: материалы региональной конференции (18-29 ноября 1987 года). Орджоникидзе: Ир, 1988. - 303 с.

86. Известия Юго-Осетинского научно-исследовательского института. Цхинвали, выпуск XVII, 1972, выпуск XVI, 1969.

87. Историко-литературный процесс. JL: Наука, 1974.

88. История киргизской советской литературы. М.: Наука, 1970. - 541 с.

89. История народов Средней Азии и Казахстана. М.: МГУ, 1960. - 490 с.

90. История Северо-Осетинской АССР с древнейших времен до наших дней в двух томах. Орджоникидзе: Ир, 1987. Том I. - 529 с.

91. История словацкой литературы. М.: Наука, 1970. - 471 с.

92. Казбеков Г. В. Формирование и развитие рабочего класса в Северной Осетии. Орджоникидзе: Ир, 1963.

93. Калоев Б. А. Осетины глазами русских и иностранных путешественников (XVIII XIX вв.). - Орджоникидзе: Северо-Осетинское книжное издательство, 1967. - 318 с.

94. Кануков И. Д. Сочинения. Орджоникидзе: Ир, 1963. - 372 с.

95. Комаева Р. 3. Слово и образ (из наблюдений над языком романа Езет-хан Уруймаговой «Навстречу жизни»), Орджоникидзе: «Литературная Осетия», 1974. №44.

96. Кузьмичева Л. В. Русские добровольцы в сербско-турецкой войне 1876 года. В книге «Россия и Восточный кризис 70-х годов XIX века». М.: Наука, 1981.

97. Кундухов Мусса-паша. Мемуары. Владикавказ: Журнал «Дарьял», 1995.-№2. 118-145 с.

98. Кулиш В. Легенды вместо легенд. «Вопросы литературы» №7, 1989.

99. Левидов А. М. Автор Образ - Читатель. - Л.: Университет, 1977. -360 с.

100. Литвиненко Н. А. «Потенциал восприятия и исторический роман (к постановке проблемы) в книге «Чеченский и ингушский роман». Грозный, 1986.

101. Мамиев Г. А. Осетинская советская литература (пути развития и основные проблемы). Автореферат. Тб.: Мецниереба, 1979. -40 с.

102. Мамиева И. В. Проблема художественного историзма в современной советской литературе и прозе. Автореферат кандидатской диссертации. М.: Наука, 1985.-45 с.

103. Мамиева И. В. Пути развития художественного историзма современной осетинской прозы (на материале романа «О горы, о Родина» У. Богазова и «От Терека до Турции» М. Булкаты). Вопросы осетинской советской литературы. Орджоникидзе: Ир, 1984. - Т. XXXVI.

104. Мамиева И. В. Тенденция развития исторической прозы народов Северного Кавказа. Идеи дружбы и интернационализма в литературе и искусстве народов Северного Кавказа. Орджоникидзе: Ир, 1988.

105. Мамсуров Д. Сочинения в трех томах (на осетинском языке). Орджоникидзе: Ир, 1965-1967.-325 с.

106. Мамсуров Д. Поэма о героях (на осетинском языке). Роман. Орджоникидзе: ИИГР, книга первая 1948, книга вторая 1958. - 479 с.

107. Манн Т. Собрание сочинений. М.: Знание, 1980. - Т. 7.

108. Марзоев С. Молот и наковальня. Орджоникидзе: Ир, 1973.

109. Материалы научной сессии Кабардино-Балкарского НИИ по проблеме периодизации, отбора и публикации адыгейского, кабардинского, черкесского, балкарского и карачаевского фольклора 26 28 марта 1959 - 1960. -142 с.

110. Машенко Н. М., Александрова JI. П., Цисар К. Т. Русская литература. -Киев: Выща школа, 1973. 448 с.

111. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. Исследования по фольклору и мифологии Востока. М.: Наука, 1976. - 408 с.

112. Мештерхази Лайош. Избранное. «Загадка Прометея». Роман. М.: Прогресс, 1977. - 556 с.

113. Мине С. И., Померанцева Э. В. Русская фольклористика. Хрестоматия. М.: Высшая школа, 1975. 412 с.

114. Не смолкнет эхо над Балканами. Воспоминания, письма, публицистика. М. София: Молодая гвардия - Народна младеж, 1988. - 319 с.

115. Осетинская филология, история и современность. Орджоникидзе: Ир, 1981. Выпуск 2.

116. Осетинская филология, история и современность, посвященный 140-летнему юбилею Коста Хетагурова. Владикавказ: Ир, 1999. Выпуск 3.

117. Осетинские нартские сказания. Дзауджикау: Государственное издательство Северо-Осетинской АССР, 1948. - 502 с.

118. Осетинско-русский словарь. Под редакцией Касаева А. М. Владикавказ: СОИГИ, 1993.-384 с.

119. Оскоцкий В. А. Роман и история. Традиции и новаторство советского исторического романа. М.: Наука, 1980.

120. Очерк истории осетинской советской литературы. Орджоникидзе: Ир, 1967.-300 с.

121. Паренсов П. П. Из прошлого (воспоминания офицера Генерального штаба 1877-1878 гг.) С.-Пб., 1901. Т. I, Т. И. С. 348.

122. Переменность в развитии литературы. JL: Наука, 1975. - 160 с.

123. Петров С. М. Исторический роман в русской литературе. М.: Учпедгиз, 1961.-223 с.

124. Писатель и жизнь. Историко-литературные теоретические и критические статьи. Под редакцией Артамонова и др. Ученые записки литературного института им. М. Горького Союза писателей СССР. М.: Академия наук СССР, 1963. Вып. И. - 216 с.

125. Проблемы историзма в русской советской литературе 60-80-х гг. М.: Наука, 1986.

126. Проблемы историзма в русской советской литературе 60-80-х гг. М.: Наука, 1989.

127. Проблемы жанров русской и советской литературы. Томск, 1977.

128. Проблемы сравнительной филологии. М. - Д.: Наука, 1964. - 496 с.

129. Россия и Восточный кризис 70-х годов XIX века. М.: МГУ, 1981. -223 с.

130. Роль русской классики в развитии и взаимообогащении литературных жанров. Сборник научных трудов. Орджоникидзе: Ир, 1986. -179 с.

131. Салагаева 3. М. Четыре этюда об осетинской прозе. Орджоникидзе:1. Ир, 1970.-230 с.

132. Салагаева 3. М. Поэма Коста Хетагурова «Хетаг». Орджоникидзе: Ир, 1959. Ученые записки, Т. XXIV.

133. Санакоев М. П. Страницы боевой дружбы. Цхинвали: Ирыстон, 1976. - 194 с.

134. Стенник Ю. В. Системы жанров в историко-литературном процессе. В кн.: «Историко-литературный процесс». JI.: Наука, 1974. - 150 с.

135. Суменова 3. П. Езетхан Уруймагова. Орджоникидзе: Ир, 1982. - 80 с.

136. Тибилов А. А. Истоки песен Коста. Сталинир: Журнал «Фидиуаг», 1927, № 5-6.

137. Тибилов А. А. Рассказы Сека Гадиева. Цхинвали: Известия ЮОНИИ, 1972. Вып. XVII.

138. Тотоев М. С. Очерки истории культуры Северной Осетии в начале XX века (1917 1920 гг.) - Орджоникидзе: Госиздат, 1957. - 178 с.

139. Тотоев М. С. Очерки истории культуры и общественной мысли в Северной Осетии в пореформенный период. Орджоникидзе: Госиздат, 1957.-364 с.

140. Тотоев М. С. Исторические взгляды К. JI. Хетагурова. Ученые записки СОГПИ, 1959. Т. XXIV. -266 с.

141. Тотоев М. С. К вопросу о переселении осетин в Турцию 1859 1865. -Орджоникидзе: ИСОНИИ, 1948. Т. XIII.

142. Тугов В. Б. Очерки истории абазинской литературы. Отв. ред. 3. М. Поздняева. Черкесск, 1970. - 273 с.

143. Тугов В. Б. Формирование исторического романа (на материале северокавказских литератур) в сборнике «Традиции и современность, метод и жанр». Черкесск, 1988.

144. Утехин Н. П. Жанры эпической прозы. JL: Наука, 1982. - 183 с.

145. Уруймагова Е. Навстречу жизни. Роман-трилогия. Орджоникидзе: Северо-Осетинское книжное издательство, 1958. - 466 с.

146. Ученые записки Северо-Осетинского государственного педагогического института им К. JI. Хетагурова. Орджоникидзе: Ир, 1958. Т. XXVIII. 270 с.

147. Ученые записки Северо-Осетинского государственного педагогического института им К. JI. Хетагурова. Орджоникидзе: Ир, 1959. Т. XXIV. -266 с.

148. Фидарова Р. Я. Отражение динамики национального характера в прозе народов Северного Кавказа. В кн. «Молодые ученые Осетии 70-летию Великого Октября». Орджоникидзе: Ир, 1988. - 231 с.

149. Фидарова Р. Я. Принципы психологического анализа в романе Езетхан Уруймаговой «Навстречу жизни». Вопросы осетинской литературы и фольклора. Орджоникидзе: Ир, 1988.

150. Фидарова Р. Я. Развитие художественного сознания народов Северного Кавказа и проблема характера. Вопросы осетинской литературы и фольклора. Орджоникидзе: Ир, 1984.

151. Фокс Р. Роман и народ. Перевод с английского и примечания В. И. Исакова. JI.: Художественная литература, 1939. -230 с.

152. Хадарцева А. А. Великая Отечественная война в современном романе (1960 1970 гг.). Вопросы осетинской литературы и фольклора. -Орджоникидзе: Ир, 1988.

153. Хадарцева А. А. Советский осетинский исторический роман (1960 -1975). Вопросы осетинского литературоведения. Орджоникидзе: Ир, 1978. Т. XXXIII.

154. Хадарцева А. А. Современность в осетинском романе (1960 1975). Вопросы осетинской литературы и фольклора. Орджоникидзе: Ир, 1984. -С. 38-63

155. Хадарцева А. А. Осетинский историко-революционный роман. Вопросы осетинской советской литературы. Орджоникидзе: Ир, 1981. Т. XXXVII. С. 5-41.

156. Хадарцева А. А. Осетинский исторический роман (1960 1975). Вопросы осетинского литературоведения. - Орджоникидзе: Ир, 1979. Т.1. XXXIII. С. 32 -34.

157. Хадарцева А. А. Сказители осетинского нартского эпоса. Вопросы осетинской литературы и фольклора. Орджоникидзе: Ир, 1984. С. 120 - 137.

158. Хамицаева Т. А. Советская осетинская фольклористика (1919 1972). Вопросы осетинской советской литературы. - Орджоникидзе: Ир, 1981. Т. XXXVII. С. 166-191.

159. Хачиров С. И. Тревога. Роман. Перевод с осетинского. М.: Советский писатель, 1985. 464 с.

160. Хетагуров К. JI. Собрание сочинений в трех томах. М.: Художественная литература, 1974.

161. Хрестоматия по истории осетинского народа. Цхинвал: Ирыстон, 1993. Т. I.

162. Цаголов В. М. За Дунаем. Роман. Орджоникидзе: Ир, 1985. 256 с.

163. Цаголов В. М. Послы гор. Роман. Орджоникидзе: Ир, 1965. -381 с.

164. Цаголов В. М. Месть. Ожидание. Романы. Владикавказ: Ир, 1996. 185 с.

165. Цаллагова 3. Б. К определению историко-этнологических основ осетинской народной афористики. Вопросы осетинской советской литературы. Орджоникидзе: Ир, 1981. - Т. XXXVII.

166. Цаллагов М. А. На войне Дунайской. Орджоникидзе: Книжное издательство Управления по печати при Совете Министров СО АССР, 1966.- 151 с.

167. Цомартова Р. Г. Становление жанра историко-революционного романа в осетинской литературе. Автореферат кандидатской диссертации. М.: МГУ, 1975.24 с.

168. Цховребов В. Д., Санакоев М. П. Южная Осетия в период трех революций (1900 1921 гг.). - Тбилиси: Мецниереба, 1981.-221 с.

169. Цховребов 3. П. Развитие общественной, политической и философской мысли в Осетии (вторая половина XIX начало XX вв.). М.: Наука, 1977. -189 с.

170. Цховребов И. Н. К вопросу об экспедиции Абхазова в Северную Осетию в 1830-м году. Цхинвали: Известия ЮОНИИ, вып. XIII, 1964.

171. Цховребова JI. Э. Жизнь и творчество Гадиева Цомака и русская литература. Сталинир: Госиздат Юго-Осетии, 1961. 360 с.

172. Шанаев Уари. Исторические повести на осетинском языке. Орджоникидзе: Книжное издательство Северной Осетии, 1960. - 163 с.

173. Эсалнек А. Я. Внутрижанровая типология и пути ее изучения. М.: МГУ, 1985.- 184 с.

174. Юсуфов Р. Ф. Дагестан и русская литература конца XVIII и первой половины XIX вв. М.: Наука, 1964 - 267 с.

175. РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕ!^,?* БИБЛИОТЕКА- ОЪ