автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.06
диссертация на тему:
Художественное проектирование костюма с учетом автоматизированного подхода к прогнозу развития моды, основанного на модели ARIMA Бокса-Дженкинса

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Егоричева, Елена Валерьевна
  • Ученая cтепень: кандидата технических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.06
Диссертация по искусствоведению на тему 'Художественное проектирование костюма с учетом автоматизированного подхода к прогнозу развития моды, основанного на модели ARIMA Бокса-Дженкинса'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата технических наук Егоричева, Елена Валерьевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ ИССЛЕДОВАНИЯ МОДЫ В ТЕОРИИ

СИСТЕМНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОСТЮМА.

1.1. Обоснование целесообразности применения концепций теории самоорганизации в системном проектировании костюма.

1.2. Исследование эволюционно-циклических процессов в развитии костюма.

1.3. Выявление согласованности законов функционирования сложных систем и системы «костюм».

1.4. Анализ основных теорий исследования моды.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1.

ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕНДЕНЦИЙ

УСКОРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РАЗВИТИИ МОДЫ.

2.1. Выявление тенденций ускорения информационных процессов в развитии общества XX века.

2.2. Сокращение протяженности временных ступеней в развитии системы «костюм» на основе числового ряда Фибоначчи.

2.3. Оценка прогноза развития геометрических структур костюма с помощью метода наименьших квадратов.

2.4. Исследование формирования модного ассортимента женской европейской одежды XX века.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II.

ГЛАВА III. РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ПРОГНОЗА

ФОРМООБРАЗОВАНИЯ В КОСТЮМЕ НА ОСНОВЕ

МЕТОДОВ КОМПЬЮТЕРНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ.

3.1. Исследование футурологических тенденций в общественном развитии XX века.

3.2. Обоснование актуальности применения автоматизированных методов прогнозирования в моде.

3.3. Выбор критериев для построения прогноза.

3.4. Расчет прогноза трех геометрических структур костюма на основе модели ARIMA Бокса-Дженкинса.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ III.

ГЛАВА IV. РАСЧЕТ ПРОГНОЗА РАЗВИТИЯ МОДНОГО АССОРТИМЕНТА ЖЕНСКОЙ ОДЕЖДЫ ПО МОДЕЛИ ARIMA

БОКСА-ДЖЕНКИНСА.

4.1. Выбор критериев для построения прогноза.

4.2. Апробация модели ARIMA Бокса-Дженкинса для прогнозирования модного ассортимента.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ IV.

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ.

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по искусствоведению, Егоричева, Елена Валерьевна

Особенность развития моды конца XX - начала XXI веков, характеризующаяся избыточностью и информационной насыщенностью на фоне ускорения общественно-культурного, научного и технологического развития, выявила ряд актуальных проблем, носящих теоретический и прикладной характер и имеющих важное значение для теории системного проектирования костюма. К приоритетным проблемам относятся вопросы теории, методологии и практики прогнозирования моды с учетом сложности восприятия и анализа ее динамики.

В современном процессе художественного проектирования наметились тенденции изучения пространственно-предметной среды с точки зрения неклассического знания. Они заключаются в адаптации костюмологией методологии теории самоорганизации по изучению сложных самоорганизующихся систем. С другой стороны, наличие предпосылок к исследованию циклических процессов в развитии костюма позволило установить необходимость систематизации знаний в области циклологии, которые могут быть оценены как объективные предпосылки для самоорганизационных исследований системы «костюм» и прогнозирования ее развития.

Основой решения задач прогнозирования является получение объективных научных данных о закономерностях развития и функционирования системы «костюм». При этом особое внимание должно быть уделено возможности перспективного видения развития основных тенденций моды. К сожалению, поиск точки равновесия между собственными идеями дизайнеров и мировыми модными тенденциями зачастую приводит к ретроспективному способу мышления. В связи с этим, использование в теории системного проектирования костюма автоматизированных методов прогнозирования может значительно ускорить анализ количественных данных, получаемых при исследовании иконического материала.

Таким образом, отсутствие объективных научных данных о возможности автоматизированного прогнозирования развития системы «костюм» и ее элементов обусловили актуальность и выбор темы данного диссертационного исследования.

Цель исследования

Целью диссертационного исследования является изучение циклических процессов в моде и разработка концепции прогнозирования системы «костюм» и ее элементов на основе автоматизированных методов прогнозирования.

Реализация этой цели предполагает решение следующих задач:

Расширить понятийную базу теории системного проектирования костюма.

Выявить согласованность законов развития сложных самоорганизующихся систем и системы «костюм».

Обосновать необходимость применения автоматизированных методов математического моделирования для прогнозирования развития системы «костюм» и ее элементов.

Выбрать метод автоматизированного моделирования.

Выбрать компьютерный программный пакет для применения автоматизированного метода прогнозирования.

Построить среднесрочный прогноз развития системы «костюм» с учетом выбранного метода.

Проверить адекватность выбранной модели прогнозирования на примере анализа модного ассортимента женской одежды.

В диссертационной работе ставится задача более углубленного анализа основ ТСГГК в соответствии с концепцией теории самоорганизации, а также применение автоматизированных методов прогнозирования на основе модели ARIMA Бокса-Дженкинса.

Объектом - костюм в процессе его развития с середины XX по начало XXI вв.

Предметом исследовании являются: модель формообразования геометрических структур костюма XX в., разработанная Т.В. Козловой; женский костюм за период с 1900 по 1992; модели европейского костюма прет-а-порте, созданные модельерами ведущих домов моды Франции, Италии и США с 1948 по 2002 гг., а также наиболее стабильно встречающиеся виды ассортимента женской одежды.

Методологическую основу исследования составили ведущие положения теории самоорганизации и системный подход. В качестве инструмента в диссертационной работе использовались методы: структурно-графический, методы математической статистики, эконометрики и компьютерного моделирования.

На защиту выносятся:

Адаптация базисных понятий теории самоорганизации к теории системного проектирования костюма.

Иерархическая структура временных ступеней развития системы «костюм» на основе числового ряда Фибоначчи.

Методика прогнозирования развития системы «костюм» и ее элементов, основанная на применении автоматизированного метода прогнозирования по модели ARIMA Бокса-Дженкинса.

Научная новизна:

Новым в данной диссертационной работе является рассмотрение таких актуальных вопросов в ТСПК, как особенности формирования футурологических и ретроспективных тенденций в развитии моды XX века, специфика ускорения информационных процессов в развитии общества и степень их воздействия на развитие моды второй половины XX века.

Предложен метод автоматизированного анализа и прогнозирования статистических данных, получаемых при исследовании иконического материала, по модели ARIMA Бокса-Дженкинса.

Инструментом реализации предложенной методики является программный статистический пакет STATGRAPHICS Plus for Windows.

Указанный метод предложен для анализа и прогнозирования развития модного ассортимента женской одежды.

Практическая значимость:

Предложен метод анализа системы «костюм» с точки зрения уровня ее энтропии, позволяющий давать количественную и качественную оценку ее развития.

Разработана методика прогнозирования развития системы «костюм», основанная на применении автоматизированного метода прогнозирования по модели ARIMA Бокса-Дженкинса.

Проведен эксперимент по применению методики прогнозирования развития модного ассортимента по коллекциям прет-а-порте ведущих домов моды Франции, Италии и США за период с 1968 по 2002 гг.

Осуществлен среднесрочный прогноз развития трех геометрических структур костюма и ассортимента женской одежды на период до 2008 года.

Предлагаемая методика автоматизированного прогнозирования может найти применение при исследовании тенденций в моде и дизайне, графическое обобщение которых выражено в форме нестационарного временного ряда.

Указанный метод анализа статистических данных адаптировано в виде лекций и практических занятий" может быть применен на стадии предпроектной ориентации при создании перспективной коллекции одежды, что позволит повысить эффективность подготовки художников-стилистов по дисциплине «Художественное проектирование костюма».

Результаты диссертационного исследования также могут быть использованы в учебном процессе при написании научно-методического материала по дисциплинам «Художественное проектирование костюма»,

Математика и информатика» для художников-стилистов в ВУЗах текстильного профиля.

Основные идеи и результаты диссертационного исследования нашли отражение в публикациях автора:

1. О необходимости развития исследований в области прогнозирования' моды с применением автоматизированных методов // Естественные и технические науки // М.: «Компания Спутник +», № 4 (7), 2003. С. 124-127.

2. Расчет прогноза развития трех основных геометрических структур костюма на основе модели Бокса-Дженкинса // Естественные и технические науки // М.: «Компания Спутник +», №4(7), 2003. С. 128- 132.

3. Анализ ассортимента женской одежды второй половины XX в. и его связь с геометрической структурой костюма // Аспирант и соискатель // М.: «Компания Спутник +», jsfs 5 (18), 2003.

4. Анализ структуры цикла развития геометрических структур костюма на основе числового ряда Фибоначчи // Объединенный научный журнал // М.: «ТЕЗАРУС», № 27 (85), 2003. С. 66-69.

Объем диссертационной работы составляет 216 страниц. Диссертационная работа содержит 64 рисунков, 24 таблиц, 5 формул и 8 * приложений. Библиография состоит из 207 наименований.

Структура работы

Объем диссертационной работы составляет: введение, 4 главы, терминологический словарь, заключение, приложения.

Во введении обоснован выбор темы диссертационной работы, определены рамки исследования, сформулированы цель и задачи, описаны научная новизна и практическая значимость работы, и реализация результатов исследования.

В главе I исследовано применение теории самоорганизации в гуманитарной сфере знаний, в искусстве, дизайне и моде. Исследована степень разработанности темы в области дизайна и моды. Определены основные законы функционирования самоорганизующихся систем в природе и обществе. Обоснован выбор и целесообразность применения законов и принципов самоорганизации в теории проектирования костюма. Также проведен анализ эволюционно-циклических процессов в развитии костюма, сформулированы основные теории моды и выявлена тенденция к применению законов теории самоорганизации при анализе развития моды.

В главе 2 выявлены тенденции ускорения информационных процессов в развитии общества. Проведен анализ развития системы «костюм» с учетом сокращения длительности периодов смен модных форм на основе компьютерной программы CurveExpert 1.З., рассчитан уровень энтропии системы «костюм». На примере анализа ассортимента женской европейской одежды выявлены тенденции к нарастанию разнообразия и сохранению однородности в системе «костюм».

В главе 3 исследовано развитие футурологических тенденций в XX веке и степень их воздействия на систему «костюм». Рассмотрены компьютерные методы прогнозирования и обоснована их актуальность в исследовании системы «костюм». Выбраны критерии для прогноза развития системы «костюм» и ее элементов. Осуществлен расчет прогноза развития трех геометрических структур костюма на основе модели ARJMA Бокса-Дженкинса.

В главе 4 предложена методика автоматизированного расчета прогноза развития модного ассортимента женской одежды, основанного на применении модели ARIMA Бокса-Дженкинса, проанализированы результаты эксперимента, проведенного по предложенной методике. Заключение Библиография Приложения

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Художественное проектирование костюма с учетом автоматизированного подхода к прогнозу развития моды, основанного на модели ARIMA Бокса-Дженкинса"

Выводы по главе

В Главе IV была осуществлена экспериментальная проверка теоретических выводов и апробация модели Бокса-Дженкинса для прогнозирования модного ассортимента. Расчет прогноза и полученные данные показали адекватность выбранной компьютерной модели прогнозирования количественных значений, полученных путем статистической обработки иконического материала.

Таким образом, выбранная модель компьютерного прогнозирования статистических данных может быть использована в качестве базовой для получения краткосрочных и среднесрочных прогнозов развития исследуемых объектов с колебательной структурой, имеющих как четко, так и нечетко выраженную цикличность.

Результаты расчета прогноза было выявлено следующее:

1. Динамика циклических изменений исследуемого ассортимента женской одежды характеризуется низкой амплитудой колебаний, что говорит о незначительном доминировании одних ассортиментных групп по отношению к другим.

2. Взаимосвязь между геометрическим видом формы и ассортиментом проявляется в доминировании определенной геометрической структуры в ассортименте.

3. Наибольшей частотой обращения (мобильностью) обладают такие ассортиментные группы, как блузки, брюки, платья, пальто.

4. Выявлена обратная связь между частотой обращения к ассортименту юбок и брюк.

5. По расчетам прогноза к 2008 г. намечается тенденция роста частоты обращений к ассортименту топ, жакет, платье, пальто.

Терминологический словарь

Адаптация - освоение взаимоотношений системы и ее элементов с окружающей средой.

Архетипы - по К. Юнгу, изначальные врожденные психические образные структуры, составляющие коллективное бессознательное, содержание общечеловеческой символики сновидений, мифов, легенд, сказок и даже фантазий, художественных творений.

Коэволюция - взаимозависимость предметов или понятий; иногда может быть определена математически как вероятностная величина среди ряда других зависимостей.

Мутация - внезапно возникающее естественное или искусственно вызываемое изменение наследственных структур, отвечающих за хранение генетической информации и ее передачу от клетки к клетке и от предка к потомку, от одного элемента системы к другому.

Неравиовеспость - состояние открытой системы, при котором происходит изменение ее макроскопических параметров, т.е. ее состава, структуры и поведения.

Обратная связь - обратное воздействие результатов процесса на его протекание или управляемого процесса на управляющий орган.

Порядок - детерминированные повторяющиеся отношения элементов системы.

Пространство состояний системы - пространство, каждой точке которого однозначно соответствует определенное состояние рассматриваемой системы, где каждому процессу изменения состояния системы (ее движения в этих координатах) соответствует определенная траектория перемещения изображающей точки в пространстве. Понятие пространство состояний системы наиболее часто используется в теории колебаний.

Редупликация конвариантная — самовоспроизведение элементов системы с изменениями, в котором один элемент служит основой для образования других, а сам процесс происходит с ошибками, т.е. конвариантно.

Равновесие - состояние закрытой системы при котором сохраняется установившаяся структура, функционирование, порядок взаимодействия с внешней средой.

Уравнение Лотка-Волыперра - пара дифференциальных уравнений, позволяющих модельно рассчитать конкурентные взаимоотношения между двумя видами: хищник - жертва, паразит - хозяин, потребитель — корм, производитель - потребитель и т.п.

Флуктуация - случайное отклонение наблюдаемых величин от их средних значений, при этом система переходит из более вероятного состояния в менее вероятное и ее энтропия уменьшается. Флуктуации происходят у любых величин, зависящих от случайных факторов и описываемых методами статистики.

Хаос - это максимальная степень дезорганизованное™ системы, состояние, при котором элементы системы связаны неповторяющимися (нерегулярными) отношениями.

Энтропия информационная — некоторая мера "неопределенности", показывающая степень дезорганизованности системы, а также предсказуемости ее поведения. Чем выше энтропия, тем больше непредсказуемость поведения системы.

Термины по работе программы STATGRAPHICS Plus ARIMA - модель АРПСС (авторегрессии проинтегрированного скользящего среднего)

Actual - действительное, фактическое (значение) Autocorrelated Residuals (AR) — автокорреляция остатков Constant - константа Error - ошибка

Error of mean square - среднеквадратическая ошибка Estimate - оценка

Forecasting - прогноз Limit - граница Lower Limit — нижняя граница Upper Limit - верхняя граница Mean — среднее

Moving Averages (MA) - значение скользящего среднего Mean Absolute Error (MAE) — средняя абсолютная ошибка Mean Absolute Percentage Error (МАРЕ) — средняя абсолютная процентная ошибка

Mean Error (ME) - средняя ошибка

Mean Percentage Error (MPE) - средняя процентная ошибка Mean Squared (MS) - средний квадрат Mean Squared Error (MSE) - средний квадрат ошибки Mean Squared About regression (MSA) - средний квадрат отклонений относительно регрессии

Non-stationary - нестационарность (нестационарный) - распределение вероятностей, соответствующее процессу, меняется со временем. Parameter - параметр Parameter Estimate - оценка параметра Plot - график Residuals - остатки

RMSE (Root - Mean — Squared - Error) - квадратный корень из среднеквадратической ошибки Root — корень

Standart Error - стандартная ошибка

Simple Moving Average (SMA) - простое скользящее среднее t -1распределение

Заключение

Необходимость научно-исследовательской работы в области прогнозирования моды вызвана сложностью восприятия и анализа динамики современной моды. Поэтому основной целью данного исследования являлось применение автоматизированных методов прогнозирования в теории системного проектирования костюма.

На основе методико-теоретического анализа, проведенного в рамках данной работы, получили следующие результаты:

1. Дано обоснование необходимости применения законов теории самоорганизации при исследовании развития системы «костюм».

2. Выявлено, что ускорение информационных процессов оказало воздействие на динамику развития системы «костюм» в XX веке, что вызвало сокращение периодов смены геометрических структур костюма и модных видов ассортимента женской одежды.

3. Определен уровень энтропии системы «костюм», свидетельствующий о нарастании хаоса и крайней информационной насыщенности в исследуемой системе.

4. Предложен метод краткосрочного и среднесрочного прогноза развития геометрических структур костюма на основе модели ARIMA Бокса-Дженкинса, применяемой к анализу данных в виде нестационарных временных рядов.

5. В ходе анализа статистического материала установлено относительно равномерное распределение трех геометрических структур костюма в фазовом пространстве состояний моды к концу XX - началу ХХЗ вв. где доминирование одной структуры над другими выглядит незначительным.

6. Наиболее предсказуемой из трех геометрических структур костюма является прямоугольная.

7. Периодичность смены модных геометрических структур костюма, выявленная в результате расчета прогноза и равная 8 годам совпадает с циклами частоты массового обновления активной части основного капитала.

8. Осуществлен расчет прогноза развития модных видов ассортимента женской одежды до 2008 г.

9. Динамика развития основных геометрических структур костюма и модного ассортимента на конец XX - начало XXI вв. характеризуется невысокой амплитудой колебаний, что говорит о незначительном доминировании одних структур (видов ассортимента) в качестве ведущих над другими. Подобная ситуация обусловлена сокращением длительности периода смены модных форм, ростом числа участников в системе «производитель-потребитель», увеличением индивидуального подхода к выбору одежды.

 

Список научной литературыЕгоричева, Елена Валерьевна, диссертация по теме "Техническая эстетика и дизайн"

1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М.: Владос, 1994. 335 с.

2. Александрова И.А. Мода и преступность: Автореф. дисс. . канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 1998. 24 с.

3. Андреев А.Ю., Бородкин Л.И., Левандовский М.И. Синергетика в социальных науках: пути развития, опасности и надежды // Круг идей: макро- и микроподходы в исторической информатики. Труды V Конференции Ассоциации "История и компьютер", Минск, 1998, т. 1.

4. Андреева Г.М. Социальная психология: Учеб. Для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2002. 377 с.

5. Арженовский С.В., Молчанов И.Н. Статистические методы прогнозирования: Учеб. пособие. Ростов н/Д: РГЭУ, 2001. 74 с.

6. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. -М.: Наука, 1989. 243 с.

7. Аукуционек С. П. Современные буржуазные теории и модели цикла: критический анализ. М.: Наука, 1984. 223 с.

8. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1981. 432 с.

9. Бак П., Чен К. Самоорганизованная критичность // В мире науки, 1991. №3. с. 16-25.

10. Белько Т.В. Создание бионической модели функционирования моды в костюме. Дисс. канд. тех. наук, МГТА, М., 1996. 185 с.

11. И. Бестужев-Лада И.В. Социальное прогнозирование. Курс лекций. -М.: Педагогическое общество России, 2002. 392 с.

12. Бестужев-Лада И.В., Наместникова Г. А. "Технология прогнозных разработок социальных процессов". М.: НПО "Поиск", 1992.

13. Бигон М., Харпер Дж., Таусенд К. Экология. Особи, популяции и сообщества: В 2-х т.: Пер. с англ. М.: Мир, 1989. 667 с.

14. Богданов А.А. Тектология. Всеобщая организационная наука. -М.: Экономика, 1989. 303 с.

15. Бокс Дж., Дженкинс Г. Анализ временных рядов. Прогноз и управление. М.: Мир, 1974, вып. 1, 2. 406 с.

16. Борев В.Ю., Коваленко А.В. Культура и массовая коммуникация. -М.: Наука, 1986.301 с.

17. Боровиков В.П., Ивченко Г.И. Прогнозирование в системе Statistica в среде Windows. М.: Финансы и статистика, 2000. 382 с.

18. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV -XVIII вв. В 3-х томах. Т. 3. Время мира. М., 1992. с. 67.

19. Васильев А. Красота в изгнании. М.: Слово, 1998. 479 с.

20. Василькова В.В., Яковлев И.П., Барыгин И.Н. Волновые процессы в общественном развитии. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1992. 227 с.

21. Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: Синергетика и теория соц. самоорганизации. СПб.: Лань, 1999. 478 с.

22. Васютинский. Золотая пропорция. М.: Мол. гвардия, 1990. 238 с.

23. Вебер М. Основные социологические понятия / М. Вебер Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. 804 с.

24. Веблен Т. Теория праздного класса. М., 1984. 367 с.

25. Веденеев Б., Харитонов Л. Макроэкономическая индикация экономики по "золотому сечению"// Правила игры. 1995. С. 58-63.

26. Вольтерра В. Математическая теория борьбы за существование. -М.: Наука, 1976. 286 с.

27. Воробьев Н.Н. Числа Фибоначчи, М.: Наука, 1992. 144 с.

28. Впереди XXI век: перспективы, прогнозы, футурологи. Антология современной классической прогностики 1952—1999. Редактор-составитель И.В. Бестужев-Лада. М.: Academia, 2000. 480 с.

29. Голицын Г.А., Петров В.М. Информация поведение - творчество. М.: Наука, 1991.224 с.

30. Готт B.C., Урсул А.Д. Общенаучные понятия и их роль в познании. М., 1975. С.29.

31. Готт B.C., Семенюк Э.П., Урсул А.Д. Значение общенаучных средств познания в сближении научных дисциплин разных типов // Проблемы развития общенаучного знания. Томск, 1983. С. 17.

32. Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. М., 2000. 224 с.

33. Грейсон Д.К., О'Делл К. Теория экономического развития: системно-синергетический подход. 1990.

34. Григорьян Э.Р., Мунтян М.А., Сафонова М.А. Глобализация и моделирование социальной динамики, 2001. 143 с.

35. Гройс Б. О новом // Гройс Б. Утопия и обмен. М.: Знак, 1993. С. 116.37. Гузявичуте Р.А. Исследование стабильных признаков впроектировании одежды XX века. Дисс. канд. тех. наук. МТИМ., 1977. 206 с.

36. Гумилев JI.H. Этногенез и биосфера Земли. М.: Библ. информ. об-ние «Танаис»: ДИ-ДИК, 1994. 637 с.

37. Давыдов А.А. Периоды циклов в социальных системах // Целостность социальных систем. М.: ИСАН, 1991. с. 27-41.

38. Дергунова JI.А. Мода в условиях массовой культуры: Дне. . канд. филос. наук. Ростов н/Д., 1998. 128 с.

39. Добросмыслова И.Г. Молодежная мода как культурно-эстетический феномен второй половины XXвека: Автореф. дис. . канд. филос. наук. М.: МГУ, 2002. 22с.

40. Докинз Р. Эгоистичный ген. Пер. с англ., М.: Мир, 1993. 316 с.

41. Дриккер А.С. "Информационный отбор" и социальная эволюция. -Взаимодействие человека и культуры: теоретико-информационный подход. Таганрог: Изд. ТРТУ, 1998. с. 81-82.

42. Дриккер А.С Принцип информационного ускорения и цикличность в художественной культуре. Труды Международного научного симпозиума "Информационный подход в эмпирической эстетике". - Таганрог: Изд. ТРТУ, 1998. с. 57-65.45. Там же. с. 58.

43. Евин И.А. Синергетика искусства. М., 1993. 171 с.

44. Емельянов А.С. Эконометрия и прогнозирование. М.: Экономика, 1985.207 с.

45. Ерохина Е.А. Развитие национальной экономики. Системно-синергетический подход. Изд-во Томского ун-та, 1999. 160 с.

46. ЗелингШ. Мода. Век модельеров. Konemann, 1999. 655 с.

47. Иванов В.В. Чет и нечет: Асимметрия мозга и знаковых систем. Рига: Зинатне, 1990. 173 с.

48. Иванченко Г.В. Принцип необходимого разнообразия в культуре и в искусстве. Дисс. . д-ра. фил. наук. М., 1999. 310 с.

49. Каган М.С. Синергетика и культурология. Синергетика и методы науки. СПб., 1998. с. 201-219.

50. Каган М.С. Философия культуры. СПб., ТОО ТК "Петрополис", 1996.414 с.

51. Каган М.С. Синергетика и культурология. Синергетика и методы науки. - СПб, 1998. с.63-64.

52. Каллагова И.В. Влияние доминирующего психотипа личности на цикличность изменения стилей костюма. Дисс. . канд. тех. наук, МГТУ, М., 2002. 406 с.

53. Каминская Н.М. История костюма. М.: Легпромбытиздат, 1986. 166 с.

54. Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. М.: УРСС, 2003. 283 с.

55. Килошенко М. Психология моды. СПб.: Речь, 2001.192 с.59. Там же, с.22.60. Там же, с. 23.61. Там же, с.37.62. Там же, с. 4163. Там же, с. 41

56. Классики кейнсианства: В 2 т. М.: Экономика, 1997. 431 с.

57. Князева Е.Н., Курдюмов С.Г. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М.: Наука, 1994. с. 229.

58. Князевский B.C., Молчанов И.Н. Анализ временных рядов и прогнозирование: Учеб. пособие. Ростов н/Д: РГЭА, 1998. 161с.

59. Козлова Т.В. Основы теории проектирования костюма. М.: Легпромбытиздат, 1988. 350 с.

60. Кокорева Л.В. Российская мода в одежде: состояние и тенденции развития. Социологический аспект: Дис. . канд. социол. наук. Екатеринбург, 2001. 136 с.

61. Колмогоров А.Н. К логическим основам теории информации и теории вероятностей // Проблемы передачи информации и теории вероятностей. 1969. Т. 5, № 3, с. 3 7.

62. Коробко В.И. Золотая пропорция и проблема гармонии систем: Учеб. пособие для студентов техн. спец. вузов, 1998. 372 с.

63. Кузьмук О.Л. Мода как социокультурный фактор функционирования отечественной индустрии модной одежды. На примере г. Москвы: Дисс. . канд. социол. наук. -М., 2000. 148 с.

64. Кун Т. Структура научных революций. М.: ACT, 2002. 605 с.

65. Лотман Л.М. Культура и взрыв. М.: Прогресс Гносис, 1992. 272 с.

66. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии: Латин. патристика, М.: Мысль, 1979. с. 331.

67. Мальтус Т. Опыт закона о народонаселении: Пер. с англ. Петрозаводск: Петроком, 1993. 136 с.

68. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука (логико-методологический анализ). М.: Мысль, 1983. 284 с.

69. Маркарян Э.С. Проблема целостного исследования культуры в антропологии США // Этнология в США и Канаде. М.: Наука, 1989.326 с.

70. Марутаев М.А. Приблизительная симметрия в музыке // Проблемы музыкальной науки. -М.: Сов. Композитор, 1978. Вып. 4. С. 306-343.

71. Маслов С.Ю. Асимметрия познавательных механизмов и ее следствия. // Семиотика и информатика. 1983. № 20. с. 3-34.

72. Матюнина В.И. Мода лета 2001. // Швейная промышленность. 2002. № 4.

73. Мильман А.Л. Мода как форма театрализации жизни. Эстетические аспекты проектирования костюма: Дис. . канд. искусствоведения. М., 1998, 184 с.

74. Мир Велимира Хлебникова: Статьи. Исследования (1911-1998). М.: Языки русской культуры, 2000. с. 733-755, 859-861.

75. Меньшиков С., Клименко Л. Длинные волны в экономике. Когда общество меняет кожу. М.: Междунар. отношения, 1989. 269 с.

76. Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов. Академия моды, 2001. Т. 1-4.

77. Моисеев Н.Н. Человек, среда, общество: Пробл. формализ. описания. М.: Наука, 1982. 240 с.

78. Моисеев Н.Н. Алгоритмы развития. М.: Наука, 1987. 303 с.

79. Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973. 406 с.

80. Нееман Ю. Счастливый случай, наука и общество. Эволюционный подход // Путь, 1993. № 4. С. 70-90.

81. Николис Г., Пригожин И. Самоорганизация в неравновесных системах: Пер. с англ. М., 1989. с. 52.

82. Осипова Е.В. Социология Герберта Спенсера. Ин-т социал.-полит. Исслед. РАН. М.: РИЦ ИСПИ, 1995. 28 с.

83. Парыгин Б.Д. Социальная психология: Учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии. СПб.: СПбГУП, 2003. 615 с.

84. Пелипенко А.А., Яковенко И.Г. Культура как система: Структур, морфология культуры. Единство онто- и филогенеза. Изоморфизм мышления и ист.-культур. феноменологии. М., 1998. 271 с.

85. Петров А.А. Анализ перестройки и реформы российской экономики методами математического моделирования // Экон. наука соврем. России. 1999. № 4. с. 7-44.

86. Петров А.А. Математическое моделирование экономического развития. М.: Знание, 1984. 64 с.

87. Петров В.М., Бояджиева Л.Г. Перспективы развития искусства: Методы прогнозирования. М.: Русский мир, 1996. 158 с.

88. Петров В.М. Периодичность в эволюции искусства: полувековые циклы // Синергетическая парадигма (нелинейное мышление в науке и искусстве) // М.: Прогресс-Традиция, 2002, 496 с.

89. Петров В.М. Стиль творческой личности и стиль эпохи: опыт искусствометрического исследования // В кн.: Стиль человека: психологический анализ. М.: Смысл, 1998 С. 252-277.

90. Петров Л.В. Мода как общественное явление. Л.: Знание, 1974.

91. Петров JI.B. Массовая культура и массовая коммуникация. — Л.: Знание, 1978. 18 с.

92. Петрова-Аверкиева Ю.П. История теоретической мысли в американской этнографии. М.: Наука, 1979. 288 с.

93. Плотинский Ю.М. Математическое моделирование динамики социальных процессов. — М.: Изд-во МГУ, 1992. 130 с.

94. Поздняков А. Стратегия российских реформ. Томск: Спектр, 1998. 324 с.

95. Пойзнер Б.Н. Вглядываясь в систему природы и природу культуры. Томск: Июль-ноябрь, 1998.

96. Пойзнер Б.Н. О союзе гуманитарных наук с синергетикой // Вестник Томского государственного университета, Т. 266, январь 1998.

97. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М.: Наука, 1979, 232 с.

98. Пректер Р. Фрост А. Дж. Волновой принцип Эллиотта. Ключ к поведению рынка. М.: Альпина Паблишер, 2001.

99. Пригожин И. Философия нестабильности // Вопросы философии, №6, 1991.

100. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М.: Эдиториал УРСС, 2001. 308 с.

101. Прокофьев В.Н. Художественная критика, история искусства, теория общего художественного процесса // Советское искусствознание 77. В. 2. М., 1978. с. 261-285.

102. Рабочая книга по прогнозированию / Отв. ред. И.В. Бестужев-Лада. М.: Мысль, 1982. 430 с.

103. Рейхенбах Г. Направление времени: Пер. с англ. М.: Изд. Иностр. лит. 1962. 396 с.

104. Розенов Э.К. Статьи о музыке: Избранное. М., 1982.

105. Синергетика и образование. Хрестоматия. Ижевск: Изд-во Удмуртского университета, 2001. 480 с.

106. Смурова Л.В. Принципы гармонизации костюма с использованием фрактальной системы. Дисс. . канд. тех. наук. М., МГТУ, 2001. 193 с.

107. Сорокин П.А. Социокультурная динамика и эволюционизм // Американская социологическая мысль. М., 1996.

108. Сорокин П. Социальная и культурная динамика: Главы из кн.: Пер. с англ. М.: МФК, 1999. 77 с.

109. Сорокин П. А. Циклические концепции социально-исторического процесса. "Social Forest" .1927. с. 28-40.

110. Соснин Э.А., Пойзнер Б.Н. Лазерная модель творчества: От теории доминанты к синергетике культуры: Учеб. Пособие. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1997. 149 с.

111. Тард Г. Законы подражания. СПб.: Типография и Литография С.Ф. Яздовского и К., 1892.

112. Тойнби А. Постижение истории: Пер. с англ. М.: Прогресс Культура, 1996. 606 с. .

113. Топалов М.Н. Социальные аспекты моды: мода и цивилизация. Информ. м-лы. М.: ИСАИ, 1991. 46 с.

114. Тоффлер Э. Третья волна. ACT, 2002. 784 с.

115. Туган Барановский М. И. Периодические промышленные кризисы: История англ. кризисов. Общ. теория кризисов: Избранное; Рос. акад. наук, Ин - т экономики - М.: Наука, Росспэн, 1997.573 с.

116. Тюрин Ю.Н. Статистический анализ данных на компьютере. М.: ИНФРА-М. 528 с.

117. Фишман Р.Б. Мода как социальное явление. Автореф. дис. на соиск. учен, степени канд. философ, наук. Свердловск: Изд-во Уральск, гос. ун-та им. A.M. Горького, 1990. 19 с.

118. Флиер А.Я. Культурогенез в истории культуры // Общественные науки и современность. М., 1995. ЛЬЗ.

119. Фомичев А.Н. К проблеме упорядочения и хаотизации в экологических системах. Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник 1995-1996. М., 1996. с. 210-220.

120. Хакен Г. Синергетика: Пер. с англ. М.: Мир, 1985. 419 с.

121. Хакен Г. Информация и самоорганизация: Макроскопический подход к сложным системам. М.: Мир, 1991. 240 с.

122. Харджиев Н.И. Последняя глава неоконченной автобиографии Малевича // Russian Literature 1996. Vol. 39, № 3.

123. Хлебников В. Собр. произв. в 5-ти томах. JL, 1933. - Т.5., с. 324.

124. Хлебников В. Спор о первенстве. Закон поколений. // Творения. -М., 1986. с. 646-652.

125. Церетели Г.В. Метр и ритм в поэме Руставели и вопросы сравнительной версификации // Контекст 1973: Литературно-теоретические исследования. М.: Наука, 1974. С. 114-137.

126. Шеннон К.Э. Работы по теории информации и кибернетике: Сб. статей: Пер. с англ. М.: Изд. Иностр. лит., 1963. 829 с.

127. Шлезингер A.M. Циклы американской истории. Пер. с англ. М.: Прогресс-академия, 1992. 685 с.

128. Шмальгаузен И.И. Факторы прогрессивной (ароморфной) эволюции. // Закономерности прогрессивной эволюции. Л., 1972. С. 5-24.

129. Шмальгаузен И.И. Факторы эволюции. Теория стабилизирующего отбора. Изд. 2-е. М.: Наука, 1968,451 с.

130. Шмит Ф.И. Искусство. Основные проблемы теории и истории. JI., 1925. с.181.

131. Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. Т. 1. Гештальт и действительность. М.: Мысль, 1993. 122 с.

132. Шумпетер И. Теория экономического развития: Перевод с нем. B.C. Автономова и др. М.: Прогресс, 1982. 455 с.

133. Щапова Ю.Л. Хронология и периодизация древнейшей истории как числовая последовательность // Информационный бюллетень Ассоциации «История и компьютер», J\ib 25, 2000.

134. Экология, экономика, энергетика: методологические подходы к построению моделей эволюции социокультурных систем // Под ред. И.В. Мелик-Гайказян, В.Ф. Тарасенко. Томск: Изд-во ТПУ, 1997.

135. Элькина З.Б. Мода и ее социальная роль: Автореф. дис. на соиск. учен, степени канд. философ, наук. Л.: ЛГУ, 1974.

136. Этнология в США и Канаде: Сб. ст. М.: Наука, 1989. 326 с.

137. Эшби У.Р. Общая теория систем как новая научная дисциплина // Исследования по общей теории систем. М., 1969. с. 125-142.

138. Яблонский А.И. Модели и методы исследования науки. М.: Эдиториал УРСС, 2001. 400 с.

139. Яковец Ю.В. Ускорение научно-технического прогресса: теория и экономический механизм. М.: Экономика, 1988. 333 с.

140. Яковец Ю.В., Пирогов С.В. Закономерности цикличной динамики и генетики науки, образования и культуры. М.: Акад. нар. хоз-ва при Правительстве РФ, Междунар. фонд Н. Д. Кондратьева, 1993. 67 с.

141. Яковец Ю.В. Школа русского циклизма: истоки, этапы развития, перспективы: Доклад на XI Междисциплинарной дискуссии. М., 1998. 79 с.

142. Ятина Л.И. Мода как фактор формирования стиля жизни: Дисс. . канд. социол. наук: СПб., 2001. 168 с.

143. Ятина Л.И. Полистилизм: новый этап в развитии моды // Рубеж: Альманах социальных исследований. 2001, Вып. 16-17, с. 158-172.

144. Литература на иностранных языках

145. Back К. W. Modernism and fashion: A social psychological interpretation. In M. R. Solomon (Ed.), The psychology of fashion. Lexington: D. C. Heath / Lexington Books, 1985. pp. 314.

146. Barthes R. The Fashion System. NY: Hill and Wang / Farrar, Straus, and Giroux, 1983.

147. Behling D. Fashion change and demographics: A model. Clothing and Textiles Research Journal, 1985/1986. 4, (1). pp 18-23.

148. Bell Q. On Human Finery. London, 1976.

149. Blumer H. G. Fashion. International Encyclopedia of Social Sciences, 5, 1968. pp. 341-345.

150. Blumer H. Fashion: From class differentiation to collective selection. The Sociological Quarterly, 10, 1969. pp. 275-291.

151. BogardusE.S. Fundamentals of Social Psychology. N.Y., 1942.

152. Brenninkmeyer I. The diffusion of fashion. In G. Wills and D. Midgley (Eds.) 1963.

153. Brenninkmeyer I. Fashion marketing: An anthology of viewpoints and perspectives, 1973. pp. 259-302.

154. Brodie R. Virus of the Mind. Integral Press, Seattle, Washington, 1996.

155. Davis F. Clothing and fashion as communication. In M. R. Solomon (Ed.), Lexington: D. C. Heath / Lexington Books, 1985. pp. 15-27.

156. Davis F. Herbert Blumer and the study of fashion: A reminiscence and a critique. Symbolic Interaction, 14( 1), 1991. pp. 1-21.

157. Davis F. Stages of the Fashion Process. In Fashion, Culture, and Identity. Chicago: University of Chicago Press, 1992. pp. 121-158.

158. Dawkins R. Viruses of the Mind in: Dennett and His Critics, Edited by: B. Dahlbom, Oxford, Blackwell, 1993. pp. 13-27.

159. Dearborn G. Psychology of Clothes, Psychological Monographs, Vol. 26, No. 1, Whole No. 112, 1918.168. Donna. 1989, №95, 97.

160. Eco U. A Theory of Semiotics. Bloomington, IN: Indiana University Press, 1979.170. Fashion Guide. № 2\90.

161. Flugel J.C., B.A., D.Sc., The Psychology of Clothes, N.Y., 1971.

162. Gabisch G., Lorenz H.-W., Business Cycle Theory. Springer-Verlag, Berlin, 1989.

163. Gerry C. Developing Economies and the Informal Sector in Historical Perspective // The Annals: The Informal Economy. Beverly Hills, 1987.

164. Hoffmann H. How clothes communicate. Media Development, 1984.

165. Hollander A. Sex and suits: The evolution of modern dress. New York: Kodansha International, 1994.

166. Hurlock E. The Psychology of Dress: An Analysis of Fashion and Its Motive. 1929.

167. International Textile. 1989, № 700 705; 1990, № 709, 711, 712, 716,718; 1991, №720.

168. Kaiser S. B. The social psychology of clothing: Symbolic appearances in context. (2nd ed.). New York: Fairchild, 1997.

169. Kaiser S. В., Nagasawa R., Hutton S. S. Construction of an SI theory of fashion: Part 1 Ambivalence and change. Clothing and Textiles Research Journal, 13 (3), 1995. pp. 172-183.

170. King C. W. Fashion adoption: A rebuttal to the "Trickle-down" theory. In S.A. Greyser (Ed.). Toward Scientific Marketing, 1963. pp. 108-125.

171. Kroeber A.L. On the order in civilization as exemplified by changes of fashion. American Anthropologist, 21, 1919. pp. 235-263.

172. Laver J. Taste and fashion since The French Revolution. In G. Wills & D. Midgley (Eds.), Fashion Marketing, 1973. pp. 379-389.

173. L'Officiel de la Mode le Paris. 1958, № 431-432, 441-442; 1968, № 551-552,559-560.

174. L'Officiel du Pret-a-Porter. 1968, № 48-51; 1969, № 52, 54; 1974, № 73; 1980, №97, 101; 1981, № 102; 1984, № 112; 1986, № 120, 121.

175. L'Officiel (Россия). 1998, № 4, 6, 7; 1999, № 14; 2000, № 17, 18, 20-22; 2001, № 30-32, 34.

176. Lowe J. W. G., & Lowe E. D. Cultural pattern and process: A study of stylistic change in women's dress. American Anthropologist, 84, 1982. pp. 521-544.

177. Lowe J. W. G., & Lowe E. D. Model of fashion change. Advances in Consumer Research, 11, 1983. pp. 731-734. .

178. Lowe, E. D. Quantitative analysis of fashion change: A critical review. Home Economics Research Journal, 21 (3), 1993. pp. 280-306.

179. Lurie A. The language of clothes. New York: Random House, 1981.

180. Mahajan V., Muller, E., & Bass, F. M. New product diffusion models in marketing: A review and directions for research. Journal of Marketing, 54, 1990. pp. 1-26.

181. Morton G.M. The Arts of Costume and Personal Appearance, U. of Nebraska, 1964.

182. Reynolds F. D., & Darden, W. R. (1973). Fashion theory and pragmatics: The case of the midi. Journal of Retailing, 49 (1), 1973. pp. 51-62.

183. Robinson D. E. Style changes: Cyclical, inexorable, and foreseeable. Harvard Business Review, 53 (6), 1975, November/December, pp. 121131.

184. Rogers E. M. New product adoption and diffusion. Journal of Consumer Research, 2, 1976. pp. 290-301.

185. Rogers, E. M. Diffusion of innovations (3rd ed.). New York: The Free Press. 1983. pp. 19-40; 175-196.

186. Simon-Miller F. Commentary: Signs and cycles in the fashion system. In The Psychology of Fashion, MA: Lexington Books / D.C. Heath, 1985. pp. 71-81.

187. Simmel J. Philosophic der Mode. Berlin // Modern Zeitfragen, 1905, № 11.

188. Solomon M.R. The psychology of fashion. Lexington, MA: Lexington Books. 1985.

189. Sproles G. B. The economics of fashion. In Fashion: Consumer behavior toward dress. Minneapolis: Burgess. 1979. pp. 83-96.

190. Sproles G. B. Behavioral science theories of fashion. In M. R. Solomon (Ed.). The Psychology of Fashion Lexington: D. C. Heath / Lexington Books, 1985. pp. 55-70.

191. Sproles G. В., & Burns, L.D. Changing appearances: Understanding dress in contemporary society. New York: Fairchild, 1994. pp. 1-29.

192. Vogue. 1968, № 1-16; 1987, №5, 9.

193. Weeden P. Study patterned on Kroeber's investigation of style. Dress, 3, 1977. pp. 9-19.

194. Weidlich W., Haag G. Concepts and Models of Berlin, Spinger, 1983.

195. White B.W. Recognition of distorted melodies. Amer. Journ. of Psychology, I960. Vol.77. N 1. pp. 100-107.

196. White L. The Concept of Cultural Systems. A Key to Understanding Tribes and Nations. N.Y., London: Columbia Univ. Press, 1975.