автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.06
диссертация на тему:
Разработка особенностей дизайна женской одежды на полную фигуру

  • Год: 2011
  • Автор научной работы: Овсепян, Ганна Самвеловна
  • Ученая cтепень: кандидата технических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.06
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Разработка особенностей дизайна женской одежды на полную фигуру'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Разработка особенностей дизайна женской одежды на полную фигуру"

005010142

Овсепян Ганна Самвеловна

РАЗРАБОТКА ОСОБЕННОСТЕЙ ДИЗАЙНА ЖЕНСКОЙ ОДЕЖДЫ НА ПОЛНУЮ ФИГУРУ

Специальность 17.00.06 «Техническая эстетика и дизайн»

АВТОРЕФЕРАТ

■ 9 0Е8 2012

диссертация на соискание учёной степени кандидата технических наук

005010142

Овсепян Ганна Самвеловна

РАЗРАБОТКА ОСОБЕННОСТЕЙ ДИЗАЙНА ЖЕНСКОЙ ОДЕЖДЫ НА ПОЛНУЮ ФИГУРУ

Специальность 17.00.06 «Техническая эстетика и дизайн»

АВТОРЕФЕРАТ

диссертация на соискание учёной степени кандидата технических наук

Работа выполнена в Московском государственном университете дизайна и

технологии

Научный руководитель Доктор технических наук,

Коробцева Надежда Алексеевна

Официальные оппоненты Доктор искусствоведения, профессор

Савельева Ирина Николаевна Кандидат искусствоведения, профессор Барышева Вероника Евгеньевна

Ведущая организация Всероссийский научно-исследовательский

институт технической эстетики

Защита состоится «29» февраля 2012 г. в 11.45 ч. на заседании диссертационного совета Д 212.144.01 в Московском государственном университете дизайна и технологии по адресу: 115998, г. Москва, ул. Садовническая, 33, ауд.156.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного университета дизайна и технологии.

Автореферат разослан « 3/ » января 2012 г.

Ученый секретарь Диссертационного совета

Лунина Е.В.

з

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. В настоящее время в условиях жесткой рыночной конкуренции вопросы обеспечения стабильного качества (в том числе эстетических характеристик) товаров легкой промышленности приобретают особую значимость. Как показывает практика при проектировании одежды на нестандартные, отличные от общепринятого эталона типы фигур, а в частности, на полную фигуру (рис.1), наиболее -приоритетными являются вопросы эстетики, которыми неудовлетворенны более 90% потребителей.

Рисунок. 1. Художественная стилизация полной женской фигуры При большом обилии разнообразных методик проектирования недостаточно исследованной остается область создания модной одежды на полную фигуру. Как правило, проектируемые изделия отличаются функциональностью, но не соответствуют эстетическим требованиям современности и не отражают характер модных тенденций. Отсутствуют методы и методики, позволяющие одновременно учитывать последние новинки в мире моды и нестандартные характеристики фигур потребителей. Недостаточно изученными являются вопросы художественного формообразования одежды на полную фигуру.

Формообразование и дизайн на полные фигуры, является важным элементом социально-культурного пространства, оказывающего значительное влияние на становление человеческой личности, а также направлением для современной индустрии производства одежды на полную фигуру. Существует необходимость поиска новых подходов к дизайну костюма и совершенствование методов научных исследований в области моды, необходимость создания более эффективной и мобильной системы проектирования одежды на полную фигуру для промышленного производства, появление новых технологий, включая инновационные сферы дизайна и производства одежды.

Таким образом, разработка подходов и методов дизайн-проектирования одежды на полную фигуру, является актуальной.

Данная работа посвящена разработке особенностей дизайн-проектирования одежды на полную фигуру по основным формообразующим параметрам, обуславливающим тектонику формы.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационных исследований является разработка особенностей дизайн-проектирования модной одежды на полную фигуру с учетом принципов гармонизации и научного инструмента для традиционного и 3О-проектирования.

Для достижения поставленной цели в работе решается ряд взаимосвязанных задач, основными из которых являются:

- разработать базу данных комбинаторного формообразования, определяющую взаимосвязь основополагающих параметров костюма и на ее основе провести комплексное моделирование всех частей костюма в трехмерном пространстве;

- разработать метод художественного проектирования костюма, основанного на базе данных комбинаторного формообразования, установленных типах полных фигур и трехмерной гармонической системы А-ромб;

- разработать структурную блок-схему трехмерного автоматизированного проектирования модных гармоничных форм костюма на полную фигуру.

Для этого:

- исследовать процессы развития моды на полную и модную фигуры за 2001-2011 г.г. и провести их сопоставление;

- провести сравнительный анализ существующих типологий фигур для выявления основополагающих типов полной женской фигуры;

- получить структурную классификацию основных параметров одежды и для этого разработать методику исследования формообразующих характеристик костюма на модную и полную фигуры и провести исследование;

- разработать виртуальные трехмерные манекены установленных типов полных фигур;

- провести построение трехмерного А-ромба и системы «А-ромб - манекен» в автоматизированном трехмерном пространстве;

- разработать вариативные ряды формализованных шаблонов костюма по методу дизайн-проектирования для адаптации модных тенденций на полную фигуру в ЗБ-пространстве, на основе базы данных комбинаторного формообразования и с использованием гармонизирующей системы «А-ромб -манекен».

Объект и предмет исследования. Объект исследований - дизайн-проектирование костюма на полную фигуру.

Предмет исследований — закономерности геометрического формообразования модного костюма на полную фигуру.

Методы исследования. Работа основана на целостном системном подходе к проблеме проектирования современного костюма на полную фигуру. Теоретическую и методологическую основу составили положения теории дизайна и художественного проектирования костюма. На отдельных этапах исследования в качестве инструментария использовались литературноаналитические, структурно-графические, математические методы, анкетирование, системный анализ, классификации, трехмерное моделирование.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- разработке метода 30 дизайн-проектирования костюма на полную фигуру различных типов в виртуальном трехмерном пространстве;

- разработке методики анализа и сопоставления модной формы костюма в применении к полной и модной фигурам по фотографическим и графическим источникам в зависимости от особенностей габитуса;

- выявлении закономерностей распределения основных формообразующих параметров костюма начала XXI в., построении закономерных связей параметров костюма в антропоморфном пространстве геометрического подобия, модулем которого является особенности фигуры;

- разработке модели процесса комбинаторного формообразования женских костюмов на полную фигуру;

- разработке базы данных комбинаторного формообразования на полную фигуру включающей: структурно-геометрическую систему шаблонов для создания модной формы, вариативных рядов комбинаций силуэтных форм костюма и системы кодирования, а также её интерпретации и адаптации для процесса 3 Э-моделирования;

- разработка и реализации виртуальных манекенов трех типов полных фигур;

- разработке виртуальной трехмерной структуры А-ромба и системы «А-ромб-манекен»;

- разработке матрицы пропорционирования полной фигуры на основе трехмерной системы А-ромба;

Практическая значимость работы заключена в повышении мобильности проектирования, а именно в:

- разработке метода проектирования одежды на полную фигуру в ЗБ-пространстве, позволяющего эффективно и просто получить гармоничную и модную форму костюма;

- предложении методики исследования формообразующих параметров костюма, позволяющей адаптировать модные тенденции к полной фигуре в

любом выбранном временном пространстве;

- повышении эффективности оценки на различных стадиях проектирования за счет использования схемы структурно-геометрических моделей комбинаторного формообразования женского костюма;

- предложении каталога базы данных комбинаторного формообразования женской одежды на 3 основных типа полной фигуры.

Проведенная совокупность исследований позволяет вести проектные работы на качественно новом уровне с использованием ЗБ-среды моделирования костюма. Работа имеет социальную значимость, выраженную в своевременном и качественном обеспечении потребителя с нестандартной фигурой разнообразным ассортиментом модных изделий.

Апробация и внедрение результатов работы. Основные положения теоретических и методических разработок прошли апробацию и внедрение на предприятиях ООО «Скарнел», ООО «ДГ-Рэкордз», МУП Швейбыт «Дом моды» г. Грозный, на Всероссийском профессиональном конкурсе моделей одежды для людей с инвалидностью «Особая мода», ООО «Ассоль», двух международных конкурсах Имидждиректория (2010,2011 г.г.).

Результаты работы внедрены в учебный процесс Московского государственного университета дизайна и технологии при подготовке специалистов-дизайнеров в соответствующих разделах курсов на кафедре «Дизайн костюма», где получены положительные отзывы.

В рамках апробации методики в учебном процессе было разработано порядка 1500 эскизов, 500 макетов и опытных образцов - 300 креативных и промышленных моделей одежды на полную фигуру-(имеются акты о внедрении и апробации).

Основные положения и результаты диссертационной работы докладывались на: всероссийском конкурсе научно-исследовательских работ студентов и аспирантов в области технических наук (2011 г.), международном фестивале науки «дни науки» (2009-2011 г.г.), фестивале моды и дизайна «Донские зори» (2011 г.), инновационные технологии 3О-проектирования в

производстве и продаже одежды (2010г.), международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых «Мода и Дизайн. Современная одежда и аксессуары 2011» (2011 г.), «Восьмом и Девятом международном симпозиуме по имиджелогии» (2010-2011 г.), международной конференции korean-russian international fashion conférence “grand fashion” и выставке korean-russian international fashion exhibition (2011 г.), 36 и 37 федеральной оптовой ярмарке «Текстильлегпром» (2011 г.), второй международной научно-

практической конференции «Инновационные и наукоёмкие технологии в лёгкой промышленности», посвящённой 80-летию университета, первом научном форуме молодых дизайнеров в рамках международного Строгановского фестиваля дизайнеров государств-участников СНГ и получили одобрение научным сообществом специалистов.

Реализация предлагаемого в диссертационной работе подхода к дизайн-проектирования одежды на полную фигуру позволяет предложить потребителю модную актуальную одежду, повысить спрос на выпускаемую продукцию, решить проблему повышения конкурентоспособности моделей и значительно сократить время для разработки новых модных моделей одежды, оптимизировать ассортимент предприятий.

Объём и структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, выводов по каждой главе и работе в целом, списка литературы и приложений. Диссертация изложена на 188 страницах машинописного текста, включая 20 таблиц, 50 рисунков,4 формул, 3 приложения, представленных на 100 страницах. Список литературы включает 149 библиографических и электронных источников.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении содержится обоснование актуальности диссертационной работы, её цели, задачи, объект и предмет исследований, методы исследований, раскрываются научная новизна и практическая значимость исследований, показаны результаты апробации и внедрения.

В первой главе проведено исследование и анализ современных проблем проектирования одежды на полную фигуру (рис. 2). В результате социологического опрос получены данные свидетельствующие о напряженном состоянии модного рынка одежды на полную фигуру. Социологический опрос 300 полных женщин показал что: 91% уверен в несоответствии модным тенденциям; 93% выражают недовольство ассортиментом одежды; 81% опрошенных не обнаруживают модную одежду нужного размера; 80% всех опрошенных имеют проблемы с самореализацией и самовыражением через внешность в связи трудностями приобретения подходящего им костюма; 76% случаев одежда нужного размера не соответствует типу телосложения, имеет плохую посадку на фигуре, полнит и не делает полноту привлекательной.

9 . ■ 7

24

91 * ^

л» нет ля * не* да пег

а) б) в)

Рисунок 2. Ответы респондентов в процентах на вопросы: а) соответствует ли ассортимент одежды на полную фигуру модным тенденциям; б) удовлетворены ли Вы ассортиментом одежды; в) соответствует ли подходящая Вам по размеру одежда типу вашей фигуры.

Выявлен острый дефицит моделей одежды на полную фигуру, соответствующих модным тенденциям, и уверенность полных женщин в кардинальных отличиях ассортимента одежды предлагаемой на современном рынке на полную фигуру, модным тенденциям. Раскрыты основные проблемы, главной из которых является неудовлетворенность выпускаемым ассортиментом одежды по форме, степени модности и ассортименту.

В работе предложен подход к проектированию модной женской одежды на полную фигуры, заключающийся в необходимости: формирования уточненной классификации антропологической типологии полных фигур с позиций дизайн-

проектирования, и разработки метода дизайн-проектирования. Сопоставительный анализ типологий большого числа антропологов, медиков и психологов, позволил разработать схему соотношения классификаций типов полных фигур и установить классификацию видов типологий по антропологическим характеристикам женской фигуры. В данной

классификации типологии группируются в три блока. Первому выделенному блоку, характерны объёмы в верхней части фигуры, во втором - равномерно полные фигуры, в третьем - объёмы в нижней части фигуры (рис. 3,4).

Рисунок 3. Схема взаимосвязи исходных характеристик трёх видов типологий

На следующем этапе работы было определено, что оптимальными инструментариями и механизмами для проектирования одежды на полную фигуру, являются: комбинаторный и модульный методы проектирования. В теории проектирования понятие модуль всегда связано с гармонией формы.

Рисунок 4. изображение уточнённого типологического ряда полных фигур: а) Я - равномерное распределение полноты; б) Т - распределение полноты в нижней части; в)5 - распределение полноты в верхней части.

Гармония выступает как обобщение законов композиции, правила построения и координации элементов, а также единство формы и содержания.

В проектировании одежды на полную фигуру гармонизация формы играет огромную роль, так как позволит выявить наилучшие компоновочные варианты частей костюма, с учетом особенностей и пропорций полной фигуры. Формообразование на основе метода пропорционирования А-ромб, сочетающего в себе арифметическую, геометрическую пропорции и «золотое сечение» является оптимальным. Эти методы проектирования костюма, ориентированы в первую очередь на создание формы и лежат в основе многих графических компьютерных программ при промышленном проектировании коллекций одежды и наиболее перспективны в рамках проводимого исследования и целесообразны для решения поставленных задач.

Также показано, что основным инструментарием инновационной деятельности дизайнера в настоящее время являются графические компьютерные программы двухмерного и трёхмерного проектирования. В

проектировании на полную женскую фигуру наиболее предпочтительным является проектирование в автоматизированном трехмерном пространстве. Выдвинуты соответствующие гипотезы.

Во второй главе проведено исследование формообразующих характеристик модного костюма на полную фигуру, разработана методика хода исследования форм костюма в коллекциях современных дизайнеров, включающая выявление параметров характеризующих модную форму костюма, частоту их распределения, определение их взаимосвязи и принципов проектировании костюма на модную и полную фигуры в моде начала 21 века.

Выявлены параметры костюма, которые являются основополагающими по результатам аналитического сравнения фотографических и графических изображений одежды на полную и модную фигуры за период 2005-2011 г.г. На рисунке 5 представлены 3 сезона (в/л 2010 по в/л 2011 г.г.). Полученные данные по результатам статистического анализа моды были сведены в таблицу 1.

а) б) в) г) д) е)

Рисунок 5. Графическое изображение совмещения костюма (в /л 2010-в/ л 11гг.) (а, в, д. - костюм на модную фигуру); (б, г, е - костюм на полную фигуру)

Репрезентативность выборки достигается за счёт большого количества выбранных моделей (4000) и параметров (22842). Для оценки вероятности появления параметров модного костюма был проведен статистический анализ по выявлению доверительных интервалов и относительных частот появления параметров костюма на модную и полную фигуры.

і і

1 13

} '

Установлено наличие существующего несоответствия принципов формообразования костюма на полную фигуру с модными тенденциями. Диаграммы изменения силуэтной формы костюма за период весна/лето 20051 весна/лето 2011 г.г. показаны на рис. 6. Также были получены диаграммы по

і выявлению изменения: длины костюма, уровней членения формы, объёма

I

костюма, низа изделия, вида конструктивных линий, расположения внутренних і „ і линий костюма по конструктивных поясах, направления внутренних линии

костюма, вида горловины костюма, глубины выреза горловины, расширения

горловины костюма, виды рукавов формы, объёма рукава, длины рукава по

сезонам на модную и полную фигуры. Во всех случаях отмечено

несоответствие потребительских запросов в современной модной одежде для

полной фигуры.

Таблица 1. Распределение V/ параметров костюма на полную и модную фигуры.

ХАРАКТЕРИСТИКА КОСТЮМА УУ

1 2

Наиболее значимые характеристики костюма ...>0,3

объем рукава - на нижней части формы 0,323471

ширина горловины - 1\2 ширина плеча 0,31068

объём костюма - отсутствие объёма 0,273232

объём костюма - на верхней части формы 0,271845

уровни членения - талия 0,265971

направление внутренних линий костюма - вертикаль 0,249737

вид конструктивных линий - вставка 0,236315

длина костюма - по щиколотку 0,231944

длина рукава - 3\4 0,230469

общая форма - прямоугольник 0,229167

направление внутренних линий костюма - изогнутые 0,212856

глубина горловины - основание шеи 0,201389

вид рукава - цельнокройнный 0,201389

низ изделия - изогнутая 0,195833

вид конструктивных линий - борт 0,189586

объем рукава - по всей длине 0,187377

Изменение общей формы костюма по сезонам

ь-гдаь жч. даь-гии/ ¿ш ихг-имь лесе гая-Моа го» дк/?д?ю /ою ¿««¿он —•—Овал -«-трапеция -тш-Понлу&у^ольних ------------------------Перевернутая транец*« —1- Овссиные час«

а)

Изменение общей формы костюма по сезонам

—Окай Т.ііпс-ции Орямоугпт.»** -л~ Пвргпгрнутая трапсіїия "‘►"ПгссчкыячйП!.

б)

Рисунок 6. Динамика изменений силуэтной формы костюма по сезонам 2005-2011 г.г. на модную и полную фигуры: а) костюм модная фигура б) костюм полная фигура

Третья глава посвящена разработке метода дизайн-проектирования

| костюма на полную фигуру. На основании проведённых исследований

I

определено, что оптимальным инструментарием для проектирования одежды на полную фигуру являются: комбинаторный и модульный методы

проектирования, сетка пропорционирования А-ромб и трёхмерное проектирование.

Предложен метод 30 - дизайн-проектирования костюма на полную фигуру различных типов (верхний, нижний, равномерный), позволяющий разработать не только модную, но и гармоничную форму костюма путем ее адаптации на полную фигуру при помощи ЗО-БДКФ системы «А-ромб -ЗО-манекен» (рис.7). Сформирована классификация основных параметров одежды в системе

I

четырёх базовых блоков характеризующих костюм, включающих в себя 63 основополагающих параметра и являющейся неотъемлемой частью

предлагаемого метода. Каждый из четырех блоков представлен в графическом

I

структурно-геометризованном изображении, которые приведены к одному

I

масштабу в таблицах, что позволило нагляднее проследить особенности формообразования костюма.

і-

Рисунок 7. Пример построение параметрических ЗО-моделей

Классификация разработана с применением метода комбинаторики.

На основе классификации разработана база данных комбинаторного формообразования - БДКФ, определяющая взаимосвязь основополагающих параметров костюма и представляющая унифицированную совокупность данных по четырём блокам, для использования в рамках единой системы, являющаяся неотъемлемой составляющей метода и необходимая для создания множества вариантов формализованных шаблонов одежды.

Установлены, схемы кодирования параметров костюма, входящих в базу данных комбинаторного формообразования. На рис. 8 представлена схема кодирования одного из блоков - БДКФР.

Получены вариативные ряды графического изображения шаблонов костюма, путем совмещения разработанных изображений стилизованных символично-силуэтных 20 эскизов трех типов полных фигур с 20 шаблонами силуэтных изображений форм костюма визуализированной базы данных комбинаторного формообразовании и реализованных в программной среде АШюСАО (рис. 9).

Проведена компьютеризированная графическая 20-разработка БДКФ, имеющая алгоритм распознавания кодировки вводимых параметров и их преобразование, представляющее собой систему «фигура - костюма».

Разработана структурная блок-схема трехмерного автоматизированного метода проектирования костюма на основе связи между базой данных комбинаторного формообразования, установленными типами полной фигуры и с использованием системы «А-ромб» (рис. 10). Схема включает в себя три этапа построений. Разработана технология управления параметрами костюма на основе системы «А-ромб - ЗО-манекен» и базы данных комбинаторного формообразования реализованных в программной среде «Ассоль 30-Рагатеїхіс» (рис. 11,12).

Рисунок 8. Схема кодирования комбинаторного блока рукава

Рисунок 9. Стилизованные изображения костюма с использованием комбинаторного метода и указанием кодов: а - ВС4г; б - ВС4У; в - ВС4Х; г - ВС4\^

ЭТАП 1 ЭТАП II ЭТАП III !

Рисунок 10. Структурная блок-схема этапов процесса 30 проектирования

МАНЕКЕН

____________в _______________________________

простая базовая форма сложная

Рисунок 11. Технология управления параметрами костюма ЗО-проектирования

Рисунок 12. Изображение технологии виртуального управления параметрами выреза горловины костюма в ЗО-пространстве.

На основе исследований получены и сформированы виртуальные ЗО-манекены на различные типы полных фигур, проведено бесконтактное измерение 30 женских полных фигур, первой и второй полнотных групп от 54 до 74 размера одежды, подтвердившее результаты ранее проведённого антропологического исследования. Соотношение пропорциональных распределений полных фигур составило: 50% - равномерного распределения полноты, 25% - верхнего и 25% - нижнего, являющей необходимой составляющей для виртуального 30- проектирования. Проведено построение виртуальной трехмерной гармонизирующей системы «А-ромб - ЗО-пространство» и системы «А-ромб - ЗО-манекен», являющиеся ключевым ядром метода.

На основе проектирования параметрических ЗО-основ плечевых изделий и формирования их поверхностей для каждого из установленных типов полных фигур была построена и получена трехмерная виртуальная база данных комбинаторного формообразования одежды на полную фигуру с использованием гармонизирующей системы «А-ромб - ЗО-манекен» и разработан каталог кодирования БДКФ-ЗО (рис. 13).

Рисунок 13. Изображение виртуальной системы «А-ромб-ЗО-манекен».

Каталог позволяет с минимальными затратами времени идентифицировать необходимые параметры костюма ЗБ-БДКФ и визуализировать их в трехмерном пространстве.

В заключении работы отражены основные результаты, сформулированы общие выводы и перспективные направления развития темы.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ

1. Раскрыты проблемы дизайн-проектирования женской одежды на полную фигуру и обоснована необходимость разработки особенностей дизайн-проектирования модного костюма на полную фигуру. Установлено, что использование современного арсенала метода и методик применительно к проектированию на полных не позволяет разрабатывать модную форму костюма, гармонизирующую женскую полноту. По данным социологического опроса 93% опрошенных полных женщин неудовлетворенны ассортиментом, отмечают отсутствие остро модной и актуальной одежды. Полные женщины говорят о необходимости координального изменения ассортимента и повышения уровня модности моделей.

2. Предложен подход к проектированию модной женской одежды на полную фигуру, который заключается в: уточнении антропологической типологии фигур с позиций дизайна; в разработке информационного обеспечения и предложении метода дизайн-проектирования на полную фигуру.

3. Предложен метод дизайн-проектирования костюма на полную фигуру различных типов (верхний, нижний, равномерный), позволяющий разработать модную и гармоничную форму костюма путем адаптации ЗЭ-базы данных комбинаторного формообразования с использованием системы «А-ромб - ЗО-манекен».

4. Разработана методика определения типовых форм костюма в коллекциях современных дизайнеров, выявлены частоты распределения параметров характеризующих модную форму костюма и проведён сравнительный анализ формообразующих характеристик, как на полную, так и на модную фигуры.

Подтверждена гипотеза исследования: выявлено несоответствие принципов и подходов в проектировании костюма на полную фигуру модным тенденциям.

5. Разработана база данных комбинаторного формообразования костюма -БДКФ, представляющая унифицированную совокупность данных на основе классификация четырёх базовых блоков формообразующих характеристик костюма, включающих в себя 63 основополагающих параметра. Выявлено, что основополагающие параметры модного костюма: силуэтные (формы и их сочетания), конструктивные (покрой, декоративность, детализация), длиннотные (длины и членения формы) и т.д.

6. Получены вариативные ряды шаблонов костюма методом графического совмещения 20 шаблонов силуэтных изображений костюма с стилизованным символично-силуэтным изображением 2В эскизов трех типов полных фигур, реализованные в программной среде АиЬСАВ.

7. Получена компьютеризированная 2В база данных, имеющая алгоритм распознавания кодировки и преобразования вводимых параметров в графическое изображение, представляющее собой систему «фигура - костюма».

8. Сформированы виртуальные ЗО-манекены на различные типы фигур,

проведено бесконтактное измерение 30 женских полных фигур первой и второй полнотных групп от 54 до 74 размера одежды, подтвердившая результаты ранее проведённого антропологического исследования. Распределение пропорциональных соотношений полных фигур составило: 50% -

равномерного распределения полноты, 25% - верхнего и 25% - нижнего.

9. Разработаны виртуальные автоматизированные системы «А-ромб - ЗО-пространство» и «А-ромб - ЗВ-манекен», являющиеся ключевым ядром метода. Проведено проектирование параметрических ЗО-основ плечевых изделий для трёх установленных типов полных фигур.

10. Разработана технология ЗО-проектирования параметрических моделей модной одежды на полные фигуры различных типов, каталог кодирования и система идентификации параметров 30-базы данных комбинаторного формообразования. В ЗВ-пространстве проведено проектирование

параметрической 3D-основы плечевого изделия на полную фигуру и разработана схема процесса формирования диапазонов параметрического управления формой 3D костюма на полную фигуру. При проведении работ высокое качество посадки проектируемой трехмерной модели изделия обеспечивается автоматически, что позволяет дизайнеру сосредоточиться на эстетических показателях.

11. Проведено внедрение и апробация результатов диссертационной работы на предприятиях и в учебный процесс Московского Государственного Университета Дизайна и Технологии при подготовке специалистов-дизайнеров в соответствующих разделах курсов на кафедре «Дизайн костюма», и получены положительные отзывы.

ОПУБЛИКОВАННЫЕ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

1. Овсепян Г.С., Коробцева Н.А. Особенности дизайна женской одежды на полные фигуры потребителей // Сборник тезисов международного Строгановского фестиваля дизайнеров государств-участников СНГ, первый Научный форум молодых дизайнеров, 2009 - 0,13 п.л. (лично автором - 0,06 п.л.).

2. Овсепян Г.С., Коробцева Н.А., Петушкова Г.И., Цховребадзе Е.Н. Разработка знаковых систем антропологических характеристик женской фигуры для проектирования одежды // Дизайн и технологии, № 12 (54). - 2009. - 0,44 п.л. (лично автором - 0,11 п.л.) (из перечня ВАК).

3. Овсепян Г.С., Коробцева Н.А. Пропорционирование и стилизации формы полного тела // Тезисы докладов 2-ой международной научно-практической конференции "Инновационные и наукоёмкие технологии в лёгкой промышленности", посвящённой 80-летию университета, М.: НИЦ МГУДТ -

2010. - 0,13 п.л. (лично автором - 0,06 п.л.).

4. Овсепян Г.С., Коробцева Н.А., Андреева М.В. 3 D-проектирование виртуальных манекенов и моделей одежды на полную фигуру с использованием технологий Ассоль 3D Parametric // Сборник всероссийской научно-практической конференции молодых учёных «Молодая наука», 2010. - 0,13 п.л. (лично автором

- 0,05 п.л.).

5. Овсепян Г.С., Коробцева Н.А. Анализ проблем дизайна модной одежды для полных женщин // Тезисы докладов 2-ой международной научно-практической

конференции "Инновационные и наукоёмкие технологии в лёгкой промышленности", посвящённой 80-летию университета, М.: НИЦ МГУДТ -

2010. - 0,19 п.л. (лично автором — 0,1 п.л.).

6. Овсепян Г.С., Коробцева H.A., Петушкова Г.И., Андреева М.В. Разработка базы данных комбинаторного формообразования в ЗБ-пространстве (на примере полной женской фигуры) // Дизайн и технологии, № 20 (62). - 2010. - 0,5 п.л. (лично автором - 0,13 п.л.) (из перечня ВАК).

7. Овсепян Г.С., Коробцева H.A., Сапаров А.Е. Исследование особенностей дизайна костюма на полную фигуру как начальный этап построения персонального имиджа с помощью одежды // Имиджелогия-2010: На пути к национальной идее: Материалы Восьмого Международного симпозиума по имиджелогии, М.: РИЦ АИМ, - 2010. - 0,63 п.л. (лично автором - 0,21 п.л.).

8. Овсепян Г.С., Коробцева H.A., Сапаров А.Е. Анализ модных форм и разработка образно-знаковой системы «костюм» в дизайне на полную фигуру // Дизайн и технологии, № 17 (59). - 2010. - 0,38 п.л. (лично автором — 0,13 п.л.) (из перечня ВАК).

9. Овсепян Г.С., Лященко О.В. Разработка коллекции женских костюмов с учетом индивидуальных особенностей фигуры в трехмерном пространстве. Сборник 63 НИРС конференции молодых учёных, «Молодые ученые - XXI веку»

2011, - 0,13 п.л. (лично автором - 0,06 п.л.).

10. Овсепян Г.С., Шабашова B.C. «В формате 3D». Сборник международной конференции Korean-Russian International Fashion Conference “Grand Fashion” и выставке Korean-Russian International Fashion Exhibition. 2011. - 0,19 п.л. (лично автором - 0,1 п.л.).

11. Овсепян Г.С., Андреева М.В., Петушкова Г.И., Лященко О.В. Разработка дизайна одежды с использованием 3D технологий. Сборник международной конференции Korean-Russian International Fashion Conference “Grand Fashion” и выставке Korean-Russian International Fashion Exhibition. 2011. - 0,19 п.л. (лично автором - 0,5 п.л.).

12. Овсепян Г.С., Андреева М.В., Шабашова B.C. Разработка дизайна одежды с использованием 3D технологий Мода и дизайн. Современная одежда и аксессуары 2011. Материалы международной научно-практической конференции.

- Ростов-на-Дону: Издательство РТИСТ ЮРГУЭС, - 2011. - 0,19 п.л. (лично автором - 0,06 п.л.).

13. Овсепян Г.С., Колубелова Н.В. Презентация образа в свете креативного творчества. Сборник международной конференции Korean-Russian International Fashion Conference “Grand Fashion” и выставке Korean-Russian International Fashion Exhibition. 2011. - 0,19 п.л. (лично автором - 0,1 п.л.).

14. Овсепян Г.С., Колубелова Н.В., Цховребадзе Е.Н. Разработка базы данных комбинаторных форм в структуре дизайна одежды а на полные фигуры женщин. Сборник международной конференции Korean-Russian International Fashion Conference “Grand Fashion” и выставке Korean-Russian International Fashion Exhibition. 2011. - 0,19 п.л. (лично автором - 0,06 п.л.).

15. Овсепян Г.С., Коробцева Н.А. Механизмы адаптации модных форм костюма на нестандартную и полную фигуру в системе имиджклоузинга // Имиджелогия-2011: На пути к национальной идее: Материалы Восьмого Международного симпозиума по имиджелогии, М.: РИЦ АИМ, 2011. - 0,38 п.л. (лично автором - 0,19 п.л.).

16. Овсепян Г .С., Коробцева H.A. Разработка a-метода проектирования женской одежды на фигуры больших размеров. Сборник международной конференции Korean-Russian International Fashion Conference “Grand Fashion” и выставке Korean-Russian International Fashion Exhibition. 2011.-0,19 п.л. (лично автором-0,1 п.л.).

17. Овсепян Г.С., Коробцева H.A., Шабашова B.C., Андреева М.В. Метод адаптации модных форм костюма на полную фигуру в 3D. Сборник международной конференции Korean-Russian International Fashion Conference “Grand Fashion” и выставке Korean-Russian International Fashion Exhibition. 2011.— 0,13 п.л. (лично автором - 0,03 п.л.).

18. Овсепян Г.С., Коробцева H.A., Шабашова B.C., Лященко О.В. Трёхмерная технология дизайна костюма как компонент имиджтехнологии и имиджклоузинга // Имиджелогия-2011: На пути к национальной идее: Материалы Девятого Международного симпозиума по имиджелогии, М.: РИЦ АИМ, - 2011. - 0,44 п.л. (лично автором - 0,11 п.л.).

19. Овсепян Г.С. Особенности разработки метода проектирования одежды на полную фигуру, Мода и дизайн. Современная одежда и аксессуары 2011. Материалы международной научно-практической конференции. - Ростов-на-Дону: Издательство РТИСТ ЮРГУЭС - 2011, - 0,38 п.л. (лично автором - 0,38 п.л.).

Овсепян Г анна Самвеловна

«РАЗРАБОТКА ОСОБЕННОСТЕЙ ДИЗАЙНА ЖЕНСКОЙ ОДЕЖДЫ НА ПОЛНУЮ ФИГУРУ»

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук

Уел.- печ. 1,0 п.л. Тираж 80 экз. Заказ № 025/12 Редакционно-издательский отдел МГУДТ 117997, г.Москва, ул.Садовническая, 33,стр.1 Тел/факс (495)506 72 71 e-maiIrrfrost@yandex.ru Отпечатано в РИО МГУДТ

ДЛЯ ЗАМЕТОК

ДЛЯ ЗАМЕТОК

 

Текст диссертации на тему "Разработка особенностей дизайна женской одежды на полную фигуру"

61 12-5/1512

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ДИЗАЙНА И ТЕХНОЛОГИИ

На правах рукописи

Овсепян Ганна Самвеловна

РАЗРАБОТКА ОСОБЕННОСТЕЙ ДИЗАЙНА ЖЕНСКОЙ ОДЕЖДЫ

НА ПОЛНУЮ ФИГУРУ

Специальность: 17.00.06 «Техническая эстетика и дизайн»

Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук

Научный руководитель: д.т.н., проф. Коробцева Н.А.

Москва 2011

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА 1 ИССЛЕДОВАНИЕ И АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОДЕЖДЫ НА ПОЛНУЮ ФИГУРУ 10

1.1 Аналитический обзор антропологических характеристик женской фигуры и установление уточненного типологического ряда полных

фигур 10

1.2 Исследование современных методов проектирования и приемов гармонизации формы костюма 35

1.3 Исследование современных подходов к проектированию модного костюма на полную фигуру 44 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 62 ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМООБРАЗУЮЩИХ ХАРАКТРИСТИК МОДНОГО КОСТЮМА НА ПОЛНУЮ ФИГУРУ 65

2.1 Разработка методики проведения исследования формообразующих характеристик модного костюма на полную фигуру 65

2.2 Экспериментальный анализ частоты встречаемости характеристик костюма на модную и полную фигуры 70

2.2.1 Исследование модных форм и параметров костюма характеризующих коллекции современных дизайнеров на модную

фигуру 78

2.2.2 Исследование модных форм и параметров костюма характеризующих коллекции современных дизайнеров на полную

фигуру 86

2.3 Выявление взаимосвязей формообразующих характеристик модного костюма на полную и модную фигуры 93 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 102 ГЛАВА 3 РАЗРАБОТКА МЕТОДА ДИЗАЙН - ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОСТЮМА НА ПОЛНУЮ ФИГУРУ 104 3.1 Классификация характеристик и параметров формы костюма с 104

применением метода комбинаторного формообразования

3.2 Разработка базы данных комбинаторного формообразования

основных характеристик и параметров костюма на полную фигуру 118

3.3 Разработка метода 3D-проектирования на полную фигуру с учетом

базы данных комбинаторного формообразования 130

3.3.1 Исследование процесса автоматизированного построения форм костюма в 3D пространстве 130

3.3.2 Алгоритм реализации метода 3D-проектирования с учетом базы данных комбинаторного формообразования на полную фигуру 134

3.4 Апробация метода в учебном и промышленном проектировании 155 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3 187 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 189 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 193 ПРИЛОЖЕНИЯ 203

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в условиях жесткой рыночной конкуренции вопросы обеспечения стабильного качества (в том числе эстетических характеристик) товаров легкой промышленности приобретают особую значимость. Как показывает практика при проектировании одежды на нестандартные, отличные от общепринятого эталона типы фигур, а в частности, на полную фигуру, наиболее приоритетным являются вопросы эстетики.

При большом обилии разнообразных методик проектирования недостаточно исследованной остается область создания модной одежды на полную фигуру. Как правило, проектируемые изделия отличаются функциональностью, но не соответствуют эстетическим требованиям современности и не отражают характер модных тенденций. Отсутствуют методики, позволяющие одновременно учитывать последние новинки в мире моды и нестандартные характеристики фигур потребителей. Недостаточно изучены вопросы художественного формообразования одежды на полную фигуру.

Формообразование и дизайн на полные фигуры, является важным элементом социально-культурного пространства, оказывающего значительное влияние на становление человеческой личности, а также направлением для современной индустрии производства одежды на полную фигуру. Существует необходимость поиска новых подходов к дизайну костюма и совершенствование методов научных исследований в области моды, необходимость создания более эффективной и мобильной системы проектирования одежды на полную фигуру для промышленного производства, появление новых технологий, включая инновационные в сфере дизайна и производства одежды.

Таким образом, разработка новых подходов и методик дизайн-проектирования одежды на полную фигуру, является актуальной.

Данная работа посвящена разработке особенностей дизайн-проектирования одежды на полную фигуру по основным формообразующим параметрам, обуславливающим тектонику формы.

Целью диссертационной работы является разработка особенностей дизайн-проектирования модной одежды на полную фигуру с учетом принципов гармонизации и научного инструмента для ЗБ-проектирования.

Для достижения поставленной цели в работе решается ряд взаимосвязанных задач, основными из которых являются:

провести сравнительный анализ существующих типологий фигур для выявления основополагающих типов полной женской фигуры;

разработать методику исследования формообразующих характеристик модного костюма на полную фигуру;

- исследовать процессы формирования и развития моды на модную и полную фигуры за 2001-2011 г.г. и провести сравнительный анализ моды на стандартную и полную фигуры;

- получить структурную классификацию основных характеристик и параметров одежды по результатам исследования костюма на модную и полную фигуры.

- разработать базу данных комбинаторного формообразования, определяющую взаимосвязь основополагающих параметров костюма и на ее основе провести комплексное моделирование всех частей костюма в трехмерном пространстве;

- разработать метод художественного проектирования костюма, основанного на базе данных комбинаторного формообразования, установленных типах полных фигур, трехмерной гармонической системы А-ромб.

- разработать структурную блок-схему трехмерного автоматизированного проектирования модных гармоничных форм костюма на полную фигуру;

- разработать виртуальные трехмерные манекены установленных типов полных фигур;

- провести построение трехмерного А-ромба и системы «А-ромб - манекен« в автоматизированном трехмерном пространстве;

- разработать вариативные ряды формализованных шаблонов костюма на основе базы данных комбинаторного формообразования и с использованием гармонизирующей системы А-ромб - манекен для метода проектирования по адаптации модных тенденций на полную фигуру в ЗВ-пространстве;

Объектом исследований является дизайн-проектирование костюма на полную фигуру, предметом исследований является закономерности геометрического формообразование модной костюма на полную фигуру.

Диссертационная работа основана на целостном системном подходе к проблеме проектирования современного костюма на полную фигуру. Теоретическую и методологическую основу составили положения теории дизайна и художественного проектирования костюма. На отдельных этапах исследования в качестве инструмента использовались литературно-аналитические методы, структурно-графические, системный анализ, классификации, качественный и количественный анализ, анкетирование, вероятно-статистические методы, методы и методики современного дизайн-проектирования, компьютерное моделирование, технологии трехмерного моделирования, гармонизации.

Полученная научная новизна заключена в следующем:

- разработке методики анализа и сопоставления модной формы костюма в применении к полной и модной фигурам по фотографическим и графическим источникам в зависимости от особенностей габитуса;

- выявлении закономерностей распределения основных формообразующих параметров костюма начала XXI вв., построении закономерных связей параметров костюма в антропоморфном пространстве геометрического подобия, модулем которого является особенности фигуры;

- разработке моделей процесса комбинаторного формообразования женских

костюмов на полную фигуру;

- разработке и проведении систематизации базы данных комбинаторного формообразования на полную фигуру;

- разработке матрицы пропорционирования полной фигуры на основе трехмерной системы А-ромба;

- разработан метод 3 О дизайн-проектирования костюма на полную фигуру различных типов в виртуальном трехмерном пространстве;

- разработке структурно-геометрической системы шаблонов для создания модной формы костюма и вариативных рядов комбинаций силуэтных форм костюма в виде БДКФ и их кодировании;

- разработке базы данных, каталога и системы кодирования комбинаторного формообразования для процесса ЗО-моделирования;

- разработке трехмерной структуры А-ромба и виртуальной трехмерной системы «А-ромб - манекен»;

- реализации виртуальных манекенов трех типов полных фигур; Практическая значимость работы состоит в:

- введении методики исследования формообразующих параметров костюма в зависимости особенностей фигуры человека;

- получении схемы структурно-геометрических моделей комбинаторного формообразования женского костюма для оценки модной формы одежды на различных стадиях проектирования;

- сформировании и структурировании каталога базы данных комбинаторного формообразования женской одежды на 3 основных типа полной фигуры;

- разработке метода проектирования одежды на полную фигуру в ЗО-пространстве, позволяющего упростить процесс адаптации модных тенденций в костюме для типовых и нетиповых фигур.

Данный метод дизайн-проектирования позволит автоматизировать процесс проведения проектных работ на качественно новом уровне с использованием

виртуального 3 D-моделирования костюма на любой фигуре манекена. Метод имеет социальный эффект выражающийся в своевременном и качественном обеспечении потребителя с нестандартной фигурой разнообразным ассортиментом изделий.

Теоретические и методические разработки прошли апробацию на предприятиях ООО «Скарнел», ООО «ДГ-Рэкордз», МУП Швейбыт «Дом моды» г. Грозный, на Всероссийском профессиональном конкурсе моделей одежды для людей с инвалидностью «Особая мода», ООО «Ассоль», двух международных конкурсах Имидждиректория (2010, 2011 гг) (имеются акты о внедрении и апробации).

Результаты работы широко используются в учебном процессе в соответствующих разделах курсов на кафедре «Дизайн костюма» Московского государственного университета дизайна и технологии при подготовке специалистов-дизайнеров, где получены положительные отзывы.

В рамках апробации методики в учебном процессе было разработано порядка 1500 эскизов, 500 макетов и опытных образцов - 300 креативных и промышленных моделей одежды на полную фигуру.

Основные положения и результаты диссертационной работы докладывались на: всероссийском конкурсе научно-исследовательских работ студентов и аспирантов в области технических наук (2011 г.), международном фестивале науки «дни науки» (2009-2011 г.г.), фестивале моды и дизайна «Донские зори» (2011 г.), инновационные технологии ЗБ-проектирования в производстве и продаже одежды (2010 г.), международной научно-практической конференции студентов и молодых ученых «Мода и Дизайн. Современная одежда и аксессуары 2011» (2011 г.), «Восьмом и Девятом международном симпозиуме по имиджелогии» (2010-2011 г.г.), международной конференции korean-russian international fashion conference "grand fashion" и выставке korean-russian international fashion exhibition (2011 г.), 36 и 37 федеральной оптовой ярмарке «Текстильлегпром» (2011 г.), второй международной научно-практической конференции «Инновационные и

наукоёмкие технологии в лёгкой промышленности», посвящённой 80-летию университета, первом научном форуме молодых дизайнеров в рамках международного Строгановского фестиваля дизайнеров государств-участников СНГ.

Реализация предлагаемого в диссертационной работе подхода к дизайн-проектирования одежды на полную фигуру позволяет предложить потребителю модную актуальную одежду, повысить спрос на выпускаемую продукцию, решить проблему повышения конкурентоспособности моделей и значительно сократить время для разработки новых модных моделей одежды, оптимизировать ассортимент предприятий.

ГЛАВА 1 ИССЛЕДОВАНИЕ И АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОДЕЖДЫ НА ПОЛНУЮ ФИГУРУ

1.1 Аналитический обзор антропологических характеристик женской фигуры и установление уточненного типологического ряда полных фигур

Необходимо искать дополнительные подходы к проектированию модной женской одежды на полную фигуры, заключающийся в формирования уточненной классификации антропологической типологии полных фигур с позиций дизайн-проектирования, и разработки метода дизайн -проектирования. Задачей данного параграфа изучить многообразие типологий и выделить наиболее значимые составляющие с позиций дизайна костюма.

Разработке конституциональных схем фигуры посвящена работа большого числа антропологов, медиков и психологов. Среди них исследователи разных стран: итальянец Г. Виола, французы Л. Мануврие и К. Сиго, русские - М.И. Уткина, Н.Ю. Лутовинова, В.Е. Дерябин, М.В. Черноруцкий, В.Е, Бочкарёва, В.П. Чтецов, И.Б. Талант, В.Г. Штефко, А.Д. Островский, В.В. Бунак, П.Н. Башкиров, немец - Э. Кречмер, американцы - У. Шелдон, Б. Хит и Л. Картер, югослав - Б. Шкерли и т.д. [34, 69,70,89,112].

Возникает вопрос: почему же этих схем так много, ведь речь всегда идет об одном и том же - о выделении реально существующих устойчивых типов телосложения? Ответ и прост и сложен одновременно: хотя основным показателем во всех схемах является телосложение, авторы по-разному понимают его значение в обеспечении жизнеспособности организма, используют разные системы признаков и различно оценивают уровень их связей с физиологическими показателями. Наконец, авторы стремятся к все более объективному описанию телосложения, учитывая недостатки ранее предложенных схем. Как же достигается эта «объективность»?

Конституциональная схема представляет своеобразную систему координат, в которой должны найти свое место, прежде всего, наиболее

типичные сочетания признаков. Но лучше, если схема будет максимально описывать всю изменчивость. Как всегда проблема заключается в том, какое «место» этого пространства мы будем считать нулевой точкой отсчета.

Проблема эта - корректное описание антропологических характеристик фигуры человека с помощью поиска объективных параметров, влияющих на их взаимосвязь с внутренним и внешним миром.

Конституциональные схемы основываются на двух методах изучения: антропоскопии (описании признаков), антропометрии (измерении признаков) или могут сочетать оба этих метода, а также разделяются на нормальные (антропологические) и специальные - разработанные для специфических прикладных целей, к которым относится проектирование одежды. Их можно разделить на две группы: функциональные, в которых особое внимание отводится функциональному состоянию организма; морфологические, или соматологические, в которых конституциональные типы определяются на основе внешних признаков фигуры [89,109,112].

Изучению особенностей и параметров женской фигуры, влияющих на гармоничный выбор проектирования одежды, посвящён ряд научных работ. Авторами предложены методики и способы гармонизации облика человека с учётом конституциональных типологий фигур. Выявлена связь формы тела с формой и силуэтом костюма, а также другие факторы проектирования костюма Базовая основа велика, при этом отсутствуют единые методы и подходы к проектированию одежды на полные типы фигур [68, 89, 78,107,110].

Максимальная удовлетворенность одеждой массового производства может быть достигнута лишь в том случае, если все разнообразие фигур будет представлено оптимальным для проектирования числом типов, выбранных с таким расчетом, чтобы большинство людей смогло подобрать себе одежду подходящего размера и формы.

Телосложение - это сложная характеристика индивидуальных физиологических и анатомических особенностей человека, которая определяется сочетанием ряда признаков: возрастом, формой и размерами скелета, степенью развития мускулатуры и

жироотложений. Изменчивость последних влечет за собой изменение других признаков телосложения: формы грудной клетки, живота и спины [107].

В настоящее время разработан ряд классификаций женских фигур, учитывающих особенности телосложения, и в первую очередь те, которые наиболее часто встречаются и оказывают наибольшее влияние на одежду.

В антропологии и медицине степень развития мускулатуры выделяют на пяти участках: плечевом поясе, груди, спине, руках и ногах. Для каждого из этих участков различают три степени развития: слабое, среднее, сильное [68].

Степень развития жироотложений подкожной жировой клетчатки характеризуют размерами семи жировых складок: на внутренней стороне плеча и предплечья, на бедре, голени, под лопаткой, на груди (на уровне десятого ребра), на животе (на уровне пупочной точки). Степень развития жироотложений может быть слабой, средней и обильной.

Некоторые исследователи строят схемы телосложения женщин только на основании характеристики степени развития и распределения жироотложения на отдельных участках тела �