автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Художественное своеобразие литератур народов Севера (60-80-е годы)

  • Год: 1989
  • Автор научной работы: Соболькова, Марина Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Автореферат по филологии на тему 'Художественное своеобразие литератур народов Севера (60-80-е годы)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Художественное своеобразие литератур народов Севера (60-80-е годы)"

АКАДЕМИЙ НАУК СССР ОРДЕНА ДРУЖБЫ НАРОДОВ ИНСТИТУТ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ им.А.М.ГОРЬКОГО

На правах рукописи

СОБОЛЬКОВА Марина Николаевна

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ЛИТЕРАТУР НАРОДОВ СЕВЕРА (60-80-е годы)

10.01.02 - Советская многонациональная литература

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Москва - 1989

Л

Работа выполнена в Отделе советской литературы Ордена Дружбы народов Института ыировой литературы иы.А.М.Горько!

Научный руководитель

член-корреспондент АН СССР Г.И.Лоыидзе

Официальные оппоненты

доктор филологических наук Н.М.Шляховая

кандидат филологических наук К.Ф.Антошин

Ведущая организация

Ленинградский государственный университет

Защита состоится " ✓ " ^(^(^¡Я 1989 г. в часов на заседании специализированного совета Д 002.44.02 по филологическим наукам при Институте ыировой литературы иы.А.М.Горького АН СССР (121069 г.Москва, ул.Воровского, 25а).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института ыировой литературы ии.А.М.Горького АН СССР.

Автореферат разослан " -30 и ¿1 1939 г>

Ученый секретарь ¿ециавизированного совета Р.К.Отарова

кцат филологических наук

Общая характеристика работы

"Нравственное здоровье общества, духовный климат, в которой аивут ладя, в неталой степени определяются состоянием литературы и искусства. Наша литература, отрааап розденке нового мира, вместе с тем активно участвовала в его становлении, формируя человека этого мира - патриота своей Родины, подлинного интернационалиста. Тем самым она верно выбрала свое место, свою роль з общенародном деле. Но зто и критерий, с которым народ, партия подходят к оценке работы писателя, художника, да и сама литература, советское искусство - к собственным задачам"1, - с этих позиций и с высоты этих критериев, которые были выдвинуты на ХХУП съезде КПСС, хотелось бы подойги к оценке художественных достизений литератур народов Севера.

Если мысленно окинуть взглядом история развития литератур народов Севера, то с полным основанием можно сказать, что в настоящее время они подняли к этапу своей художественной зрелости. Зародившись в 30-е годы, эти литературы взяли мощный разбег и сегодня удивляют свеаестьа художественного слова, новизной тем, яркостью раскрытия национальных характеров, основательностью осмысления истории своих народов, проделавших гигантский скачок в развитии.

Вихрь революционного обновления, охвативший всю страну, после октября 1917 г., долетел и до бывших царских окраин, включив народы , их населявшие, в сферу всеобщего социального переустройства. И первыми из тех, кто встал на путь осмысления экономически, социальных, культурных, нравственных перемен, происшедших на Крайнем Севере и Дальней Востоке, были, безусловно, национальные писа-

I. Горбачев Ы.С. Политический доклад ЦК КПСС ХХУП съезду КПСС//Материалы ХХУП съезда КПСС. - М.: Политиздат,1986. - С.90.

тели, которые, создав художественную летопись истории своих народов, вписав ее в историю становления и развития всего советского общества, внесли немалый вклад в арсенал его духовной культуры.

Являясь частью многонациональной советской литературы, литературы народов Севера с момента своего зарождения были в центре внимания литературоведения и критики. Типологический подход в анализе северной прозы мы наблюдаем в работах Б.Коыановского, Г.Ломидзе, М.Пархоменко, Р.Бикмухаыетова, Д.Романенко, А.Михайлова, Ч.Гусейнова и других исследователей, которые поднимают вопросы становления в этих литературах канра романа и выявляют тенденции его развития. Проблеме стилевых исканий посвящены работы Н.Воробьевой, С.Хитаровой, Л.йкименко, Н.Черной, И.Осмоловской, которые исследуют произведения писателей-северян в контексте многонациональной советской литературы. Вопросы взаимодействия литературы и фольклора разрабатывают А.Пошатаева, И.Смольников,У.Дал-гат. Анализу подвергаются как целые литературы (Ю.Шпрыгов, И.Николаев), так и творчество отдельных писателей (Ю.Шпрыгов, Л.Хан-беков). Литературы народов Севера включаются в исследования процесса взаимодействия литератур народов СССР.

Актуальность темы. В последнее время в литературоведении усилился интерес к изучению региональных закономерностей литературного процесса, что позволяет с большей четкостью выявить общую картину развития литератур страны. И вместе с тем не всегда за основу исследования берется именно тог критерий, те проблемы, которые позволяют глубве проникнуть в специфику литературного развития региона, выявить его своеобразие на фоне многонациональной советской литературы.

Такой проблемой, требующей серьезного, многостороннего осмысления в литературах народов Севера, является, на наш взгляд,про-4

блена концепции личности, что обусловлено спецификой историко-социального развития народов этого региона.

Подход к осмыслению исторического материала с позиций современного художественного сознания, свойственный писателяы-йеверя-нам, подкрепленный новаторством художественной формы, где определяющим является активное использование и трансформация национальной устно-поэтической традиции, а также исследование всех компонентов духовной культуры народов Севера приводит к "возможности новаторства общезначимого характера"1.

Но отмечающееся новаторство в подходе к концепции личности и ее художественному воплощению - это не изначальная данность, присущая литературам народов Севера, а факт их нынешнего уровня развития. Их современное состояние необходимо рассматривать диалектически, обращаясь к истории развития младописьменных литератур, прослеживая этапы развития, анализируя питающую их художественную традицию. В то не время анализ этой проблемы требует учета всех аспектов художественной структуры отдельного произведения - его канрово-стилевого своеобразия, системы образов, характера конфликтов. Все это неизбежно приводит к постановке таких вопросов, как обоснование историко-культурной общности литератур народов Севера и уяснение типа их литературного развития. Таким образом,на современном этапе изучения литературы народов Севера требуют многоаспектного анализа, системно-типологического подхода, чем и определяется структура данной работы.

Цель и задачи исследования. Целью настоящей диссертации является выявление черт своеобразия литератур народов Севера на фоне

I.Арутюнов Л. Младописьменные литературы СССР и мировой литературный процесс//Взаимодействие литератур народов Сибири и Дальнего Востока. - Новосибирск: Наука, 1983. - С.23.

многонациональной советской литературы.

Б соответствии с поставленной целью были выдвинуты следующие задачи: исследовать проблему художественной традиции на основе которой развивалось творчество писателей-северян, проследить и охарактеризовать этапы становления и развития литератур народов Севера, обосновать историко-культурную общность этих литератур, определить тип их литературного развития, проанализировать уровень духовной культуры народов Севера на момент вступления их на социалистический путь развития, учитывая специфику социально-исторического развития народов этого региона, выявить доминанты, определившие своеобразие северных литератур как в канрово-темати-ческом, так и худонественно-эстетическоы плане.

Научная новизна работы. В работе дается обоснование идейно-тематической направленности и художественно-эстетического своеобразия литератур народов Севера исходя из особенностей исторического развития этих народов. В диссертации показано, что 60-80-е годы характеризуются новым уровнем освоения писателями-северянами традиций русской и мировой литературы, расширением границ познания и художественного воплощения образа коренного северного гите-ля, что обусловлено более углубленным исследованием истории и духовной культуры своих народов, выработкой собственных эстетических принципов, овладением мастерством психологического анализа. Формирование новаторских тенденций в 60-80-е годы связывается с обращением этих писателей ко всему комплексу духовной культуры народов Севера, сформировавшейся на этапе разложения первобытнообщинного строя, что становится необходимым при исследовании человека Севера как человека "исторического".

В работе обосновывается, что синкретизм миалоЕия народов Севера, находившихся на стадии разложения первобытно-общинного строя

до включения их в общесоюзную общность накладывает существенный отпечаток на поэтику и стиль произведений писателей-северян, характеризующихся как разработкой и использованием фольклорного наследия народа, так и освоением самого мифологического сознания, что позволяет говорить о совершенно особом самобытном эстетическом освоении действительности, которое наблюдается в этих литературах.

Одной из основных проблем, которые поднимаются в произведениях северных, художников слова, указывается в работе, является проблема личности - писатели исследуют движение человека из глубин коллективистского общественного опыта на простор познания и созидания. Диалектика соотношения традиционного и нового преломляется в их творчестве в проблему борьбы в сознании человека традиционалистских представлений с отчетливо выраженным стремлением оттолкнуться от них.

На материале произведений Ю.Рытхэу, В.Санги, Г.Ходаера.С.Ку-рилова, Ю.Иесталов' и других писателей-северян доказывается, что происходит развитие, углубление художественной концепции личности как в творчестве отдельных писателей, так и всего литературного региона, приобретая характер тенденции литературного развития.

Методологической основой диссертации служат теоретические положения марксизма-ленинизма о диалектике, об органических связях социально-экономических и художественных закономерностей развития, ленинская концепция культурного наследия и социалистической культуры, а также важнейшие партийные документы последних лет: Программа Коммунистической партии Советского Союза, Материалы ХХУП съезда КПСС, XIX партийной конференции, речь М.С.Горбачева на торжественном заседании, посвященном 70-летию Великой Октябрьской социалисти-3 36 7

ческой революции.

В методологическом плане опорой данного исследования явились также теоретические выводы, содержащиеся в трудах Д.С.Лихачева, М.Б.Храпченко, И.Г.Неупокоевой, Г.И.Ломидзе, Н.С.Надъярных, Л.Н.Арутюнова, Р.Г.Бикмухаметова, Л.Г.Якименко, С.А.Токарева, Н.Н.Чебоксарова, Ч.Г.Гусейнова и других ученых.

Научная и практическая значимость диссертации заключается в том, что она может быть использована при чтении вузовского курса лекций по истории литератур народов СССР, при проведении спецкурсов и спецсеминаров по истории литератур народов Севера, при написании Истории Литератур Сибирского региона, при составлении учебников и пособий по литературам народов СССР.

Апробация работы. Основные положения и научные результаты работы отражены в статьях, а также в докладах на двух Всесоюзных научных конференциях: "Великий Октябрь и социалистические преобразования в Сибири" (Новосибирск,1987), "Народности Севера: концепция социального и экономического развития в условиях научно-технического прогресса" (Новосибирск,1988). Диссертация обсуждалась в Отделе советской литературы ШЛИ им.А.М.Горького АН СССР.

Структура работы подчинена общим целям и задачам исследования. Диссертация состоит из Введения, трех глав и Заключения.Кроме общего Заключения, каждая глава содеряит краткие выводы и обобщения .

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обоснована актуальность темы, научная закономерность ее изучения, кратко освещена степень разработанности исследуемого вопроса, выдвинуты основные положения диссертации, сформулированы цели и задачи, методологические принципы исследования.

В первой главе - "О традиции и новаторстве литератур народов

Севера" обосновывается, что исследование художественного своеобразия литератур народов Севера неразрывно связано с проблемой новаторства, которая может быть рассмотрена лишь в диалектической связи с проблемой художественной традиции, на основе и с учетом которой стало возможным самостоятельное оригинальное творчество писателей-северян. Поскольку у литератур народов Севера собственной литературной традиции не существовало, что объясняется целым рядом социально-исторических факторов их развития, то переход от устно-поэтического творчества к письменной литературе осуществлялся посредством усвоения опыта более зрелых литератур, главным образом русской литературы, которая в силу ряда исторических причин (обращение' русских писателей к инонациональному материалу, их творческие контакты с национальными писателями),и, прежде всего, в силу своего многовекового художественного опыта, являясь "вместилищем общемирового опыта"*, сыграла решающую роль в процессе становления литератур народов Севера. Но при этом необходимо учитывать, что сложность выявления художественной традиции заключается в том, что если в 20-30-е годы следы воздействия других литератур, в частности русской, были отчетливо заметны, то в литературах, появившихся позднее, опыт старших литератур существует в сложном, синтезированном виде.

В ряде литературоведческих работ отмечается воздействие более зрелых литератур на формирование в младописьменных литературах развитой жанровой системы, анализируется ускоренный характер становления крупных литературных форм. Очевидно влияние на стремительное развитие литератур народов Севера, как и других младописьменных литератур, страны, могучего идейного и духовно-нравственного опыта русской и советской классики, безусловна ее важнейшая роль в фор-

I. Арутюнов Л.Взаимодействие литератур и проблема новаторства//

Единство, рожденное в борьбе и труде. - М.: Известия,1972. -С.192.

мировании принципов реалистического искусства в молодых литературах.

Специфика хе преемственности не осмыслена достаточно полно, •хотя в ряде литературоведческих работ ощущается стремление соотнести литературы народов Севера с определенной художественной традицией.

Наиболее плодотворными представляются попытки исследования инонациональной темы в творчестве русских писателей как традиции, предшествовавшей зарождению национальных литератур Севера.

Говоря о значении творчества русских писателей, разрабатывающих инонациональную тему, о той роли, которую оно сыграло в становлении молодых северных литератур, необходимо отметить,что именно русским писателям принадлежит честь стать первооткрывателями жизни, быта, культуры, национального характера северного жителя. Причем если в дореволюционных произведениях и произведениях первш лет революции доминирует гуманистически-сочувственное отношение к жизни отсталых племен и народностей и пафос резкого обличения того общественного строя, который обрекал их на безвестность и вымирание, то в последующем творчестве русских писателей тема эта приобретает более глубинное позитивное историко-социальное звучание. Образы жителей Севера создавались на основе гуманистической,антирасистской концепции, берущей начало в классической литературе,но теперь уже с учетом открывшихся социальных перспектив экономического, интеллектуального, духовного развития бывших царских окраш

Непреходящую ценность представляют созданные советскими художниками слова образы Дерсу Узала и Сарла. Такие писатели, как В.Тан-Богораз, В.Шишков, И.Гольдберг, В.Арсеньев, А.Фадеев, А.Коп-телов, Н.Максимов, Т.Семушкин, Т.Борисов, Г.Гор, Н.Шундик,создали целую ^алерею образов, выписанных с любовью и подлинным человече-10

скип отношением к представителям отсталых народов. С позиций осознанного историзма они раскрыли перед читателями жизнь многих народностей, мировоззрение, культуру, национальный характер, богатство внутреннего мира нерусского человека.

Если сравнить творчество русских писателей, разрабатывающих инонациональную тему, с творчеством северных литераторов, то мы молем наблвдать не только концептуальную и тематическую преемственность, но и преемственность в направленности стилевых исканий. Сказалось влияние русской литературы и на выборе тематики отдельных произведений молодых национальных художников, повторяющих даже некоторые особенности сшетостроения книг русских писателей. Зачастую литературная учеба, формирование собственной, индивидуальной художественно-эстетической системы писателей-северян происходили при участии в этом процессе русских художников слова.

Таким образом, разработка инонациональной темы русскими советскими писателями, освященная гуманистическими и демократическими традициями классической литературы, и явилась той художественной традицией, которую творчески развивают писатели литератур народов Севера. Процесс овладения мастерством художественного творчества, познание специфики отражения жизни своих племен и народностей, выработка аналитическо-психологического, концептуального и эстетического принципов в подходе к образу человека Севера, освоение национальной художественной формы происходило при непосредственном участии русских писателей, разрабатывающих в своем творчестве инонациональную тему.

Процесс формирования в литературах народов Севера новаторских тенденций включает в себя ряд последовательных этапов, в связи с чем историю развития северных литератур можно разбить на три периода: 30-40-е году - зарождение отдельных литератур, этап учениче-

ства, когда в большой степени творчество писателей зависит как от фольклора, так и характеризуется стремлением быть подобным образцам русской и советской классики; 50-60-е годы - бурный рост молодых литератур, формирование общих принципов отражения жизни народов Севера в художественном творчестве; 60-80-е годы - новый уровень освоения традиций русской и мировой литературы, расширение границ познания и художественного воплощения образа северянина, обусловленное более углубленным исследованием истории и духовной культуры своих народов, выработка собственных эстетических принципов, овладение мастерством психологического анализа.

Опираясь на исторические, этнографические и археологические исследования, посвященные народам Севера, делается попытка осмыслить литературы народов Севера как историко-культурную общность. При всем этно- лингвистическом разнообразии, специфичности исторических судеб отдельных народностей Севера, в то же время схожесть естественно-географических условий, близость уровней социально-экономического развития при вступлении на социалистический путь развития, направления хозяйства, а также длительные взаимосвязи этих народов позволяют предположить о близости уровней материальной и духовной культур, кбторые можно определить как культуры доклассовых обществ.

Усилиями прогрессивных западных и советских этнографов было доказано, что основные черты человеческой психики одни и те же у всех народов и на всех стадиях исторического развития - "попытки свести расовые отличия к качественно противостоящим типам мышления "естественных" и цивилизованных народов оказались необоснованными"*. Но при этом отмечается, что низкий уровень развития

* Токарев С.А. Проблемы общественного сознания доклассовой эпохи//0хотники,собиратели,раболовы.- Л.: Наука, 1972. - С.276.

12

производительных сил, а отсюда - ограниченная возможность познания мира на ранних этапах развития общества приводит к тому, что колоссальный багаж положительных знаний о природе и самом себе у человека доклассового общества причудливо сочетается с фантастическими представлениями о мире. И это является одной из особенностей мышления человека доклассового общества.

Другой особенностью мышления, сознания человека доклассового общества является обусловленность социальных норм его поведения, которые "выступают чаще как традиционные обязательные обычаи, ограничения и запреты, которые осмысляются как предписания, исходящие от сверхъестественных существ"*. Так, К.Маркс писал: "Идиллические" сельские общины ограничивали человеческий разум самыми узкими рамками, делая из него покорное орудие суеверия,

накладывая на него рабские цепи традиционных правил, лишая его

р

всякого величия, всякой исторической инициативы" . Указанные особенности характеризуют так называемое мифологическое сознание, присущее народам Севера, находившимся к моменту перехода их на социалистический путь развития на стадии разложения первобытнообщинного строя. Вполне закономерно, что они должны были наложить определенный отпечаток на творчество писателей этого региона, в произведениях которых осмысляется духовный опыт их народов. Здесь надо искать истоки своеобразия литератур народов Севера как в идейно-тематическом, жанровом (преобладание социально-исторических, нравственно-философских повестей, романов), так и в художественно-.эстетическом плане. В творчестве северных писателей миф выступает в двух своих ипостасях: как историческая реальность (в силу максимальной приближенности того уровня развития общества, которое фор-

1. Токарев С.А.Проблемы общественного сознания доклассовой эпохи.~ С.260.

2. Маркс К», Энгельс ф. Соч. - 2-е изд. - Т.9. - С.135.

мирует само мифологическое сознание, отраженное в мифе) и как средство художественного решения образа, являясь тем источником народно-поэтического творчества, к которому приникают писатели в поисках национального художественного своеобразия.

Писатели-северяне подходят к художественному осмыслению истории своих народов, национального характера человека Севера, современных проблем с позиций осознанного историзма, охватывая всю жизнь своих народов в ее развитии. В выявлении как положительных, так и отрицательных начал, доставшихся от духовной культуры прошлого, которые необходимо укрепить или искоренить в сознании современного человека, видят они свою задачу. Не случайно одной из основных проблем, которые поднимаются в их произведениях, стала проблема личности - исследование движения человека из глубин кол-лективиотокого общественного опыта к индивидуальным проявлениям характера, к возможности познания мира и себя.

Таким образом, в основе своеобразий северных литератур лежат особенности исторического развития их народов. И только учет всех факторов этого развития при исследовании тенденций становления данных литератур позволяет выявить те новаторские черты, которые находят свое отражение в произведениях писателей-северян в 6080-е годы.

Во второй главе - "Развитие художественной концепции личности в литературах народов Севера" - характеризуется тип развития литератур народов Севера, предпринята попытка типологического рассмотрения этих литератур в рамках мирового художественного опыта, на материале анализа произведений Ю.Рытхэу, В.Санги, Г.Ходжера, С.Курилова показано, как происходило развитие,, углубление художественной концепции личности литературах народов Севера.

Проблема личности всегда була в центре внимания советских пи-

сателей, но последние десятилетия литературного развития отмечены интенсивностью и разнонаправленностыо поиска в освещении таких проблем, как: человек и общество, человек и природа, человек и история. Причем исследователи отмечают изменяющийся характер осмысления этих проблем: "Ничего не утратив из открытий, совершенных в предшествующие годы, еще более решительно утверждая деятельную,исторически активную личность, советское искусство, быть может, впервые в полном объеме осмыслило обоюдность процесса: не только личность для истории/ но и история для личности. На первый план выдвинулась проблема собственной ценности человека11*.

С этими исканиями многонациональной советской литературы как нельзя более органично сливаются искания литератур народов Севера, которые в силу специфики своего литературного развития решают главным образом проблемы рода и личности, проблемы традиционного и нового в формировании личности, проблемы человеческого, национального самосознания и самопознания. И если стремление к концептуальному подходу к проблеме личности в многонациональной советской литературе во многом повлияло на направленность поисков северных литератур, то осмысление личности в ее тысячелетнем развитии, которое предпринимают писатели-северяне, также обогащает наше общее представление о человеке, о путях его саморазвития.

Писатели народов Севера сравнительно быстро пришли к пониманию того,что осмыслить и познать национального героя они могут лишь в контексте духовной культуры народа,в контексте его истории,ибо сознание нарождающегося типа советского человека Севера множеством незримых нитей связано с традиционным сознанием,сформировавшемся в недрах первобытной организации общества. И только скрупулезный анализ национальных, психологических, этических, нравственных, куль-

1 Личность в XX столетии.Анализ буржуазных теорий.-М.:Мысль,1979.-

С.2X5.

тарных факторов, определивших суть человеческого бытия, ног стать основой для формирования художественной концепции личности писа-т елями-с еверянами.

Многие исследователи отмечали одну из основных особенностей северной прозы - ее стремление к эпичности. Эпический взгляд на историю и человека предполагает наличие у писателя определенной концепции личности. Писатели народов Севера впервые создавали образ национального героя, и вполне понятно, что целостному взгляду на историю и личность должна была предшествовать выработка определенной творческой программы с постановкой основополагающих вопросов: что такое человек, в чем смысл его существования, каковы те внутренние связи, которые объединяют его со своим народом, со всем человечеством.

В ранних произведениях писателей-северян мы можем наблвдать как формировалась эта творческая программа.

Анализ ранних рассказов Ю.Рытхэу характеризует круг проблем, интересующих писателя, это - проблема смысла человеческого существования, проблема отношения к народным традициям, проблема человеческого и национального самосознания.

Дилогия Ю.Рытхэу "Сон в начале тумана" и "Иней на пороге" (1969-1970) носит полемический характер, и мастерство автора в данном случае проявилось в том, что он открыто сталкивает разные точки зрения и логикой развития действия доказывает правильность одной из них, приводит к пониманию ее как героя, так и читателя. Задача писателя тем более сложна, что полемика в романах строится вокруг таких остро социальных вопросов, как судьба народа, пути его развития.

В романах нет еще четко выраженной концепции личности,но есть уже определенная позиция на историю народа, причем отличная от 16

той, которой придерживался Ю.Рытхэу в начале творческого пути.

Идейно-художественная система произведений В.Санги строится на стремлении писателя психологически точно воссоздать историю своего народа, национальный характер, осмыслить роль исторического опыта народа в духовном мире современного человека. И в этом смысле пафос его произведений очень близок дилогии Ю.Рытхэу. Для решения своей художественной задачи В.Санги обращается к исследованию всего комплекса духовной культуры народа, сформировавшейся в эпоху общинно-родового уклада. Миф, мифологическое сознание, фольклор органично входят в его художественную систему как на уровне психологии образа, так и на уровне поэтики. Художественная концепция человека, созданная В.Санги, многими своими чертами восходит к творчеству В.Арсеньева. Но В.Санги углубляет эту концепцию "природного" человека, наполняя ее более детальным исследованием духовной жизни, мифологического мира национального героя.

Формирование писательской концепции берет начало в рассказах -в них обнаруживаются истоки художественного осмысления национального характера, ставятся проблемы национальной традиции и социального развития, проблема смысла человеческого существования. В ранних рассказах и в повести "Изгин" персонажей можно разделить на две категории: одна из них - умудренные жизненным опытом-старики, другая - новое'поколение коренных жителей древней нивхской земли. Между этими поколениями нет открытого противоборства, но есть непонимание, проистекающее из столкновения двух сознаний: мифологического - у стариков и современного - у молодых жителей. В.Санги обращается в рассказах и повести к осмыслению того положительного, что несет в себе вековой опыт нивхов, олицетворенный в образах стариков.

Исторический роман о судьбах рода в XX веке - так определили

критики жанр романа В.Санги "Женитьба Кевонгов" (1975). Основой социального конфликта в романе является проблема нравственности. Развращащая умы капиталистическая власть "денежного мешка" воздействует не только на русского купчика Тимошу Пупка и умного, ловкого якута - авантюриста Чочуну, ищущего свой "фарт" в жизни, но заражает и умы коренного населения Сахалина, пытаясь искоренить и подменить ранее непоколебимую высшую мораль нивхов, их исконные нравственные устои.

Исследователи уже отмечали одну из особенностей северной романистики - конфликтную основу в романах, как правило, составляют кризисные проявления общественного бытия и сознания. И если с этой точки зрения оценивать роман В.Санги "Женитьба Кевонгов", то мы видим, что писатель живописует жизнь народа на том рубеже, за которым следует кризис как мифологического сознания, так и общественных отношений, проистекающий из включения "мифологической" истории в реальную, творимую историю.

Введение истории своего народа во всемирную историю было задачей настолько же трудной, насколько и необходимой для национальных писателей, стремящихся в полной мере отразить этапы формирования личности от "коллективного" человека до общественно активного и гармонически развитого члена социалистического общества. И конечно же, они не могли обойти вниманием коренную тему советской литературы - тему революции, не могли не отразить участие своих народов в процессе всеобщего социального переустройства. Во многом писатели народов Севера шли изведанным путем. К тому времени, когда .создавались их историко-революционные романы, русская литература уже создала тот особый вид романа, - как назвал его А.Макаров, - роман о социальном преобразовании ранее отсталых,угнетенных племен и народностей^ 18'

И все не можно усмотреть отличие в подходе к названной проблематике русскими и национальными художниками - если первые отражали, главным образом, процесс перехода ранее угнетенных народов на новый путь развития, то вторые углубленно исследовали самого человека, трансформацию его сознания под воздействием революционных идей, формирование новой личности, свободной от догматических устоев родового общества.

Г.Ходжер и Ю.Рытхэу в историко-революционных романах "Амур широкий" (1964-1972) и "Конец вечной мерзлоты" (1977) стремились высветить человека в гуще революционных событий, отразить то состояние общества, при котором человек вынужден принимать чью-либо сторону. Проблема выбора в . их произведениях явилась ос -новой нравственного конфликта, приобретая характер широкого философского обобщения.

Ситуацию выбора, когда народ оказался как бы между двух огней на арене мировой битвы, Г.Ходжер решает тонко, психологично. Мы убеждаемся, что утверждение одного из персонажей романа, приват-доцента Ломакина о том, что гольды и революция несовместимы, оказалось несостоятельным.

Естественно-исторический процесс распада родовой общины, общение с революционно настроенными русскими крестьянами,-стремление понять себя в сложном и противоречивом мире, следование высокогуманным, исконно нравственным принципам поведения и взаимоотношений между людьми - таковы этапы формирования личности, исследованные в романе Г.Ходжером.

Иначе подходит к раскрытию процесса зарождения личности в романе "Конец вечной мерзлоты" Ю.Рытхэу. Образ главной героини романа чукчанки Милюнэ можно отнести к самым прекрасным образам женщин, созданным в литературах народов Севера. Любовь к революционе-

ру Александру Булатову оз'аряет жизнь сироты Милюнэ, обреченной на бедное, беззащитное существование. Через любовь, через познание истинно человеческих отношений между людьми, для которых не существует расовых, национальных барьеров, через революционную деятельность, направленную на переустройство жизни чукотского общества, будто замершего в "вечной мерзлоте", приходит к Милюнэ осознание саыои себя, сыысла собственной жизни, и образ ее "таит в .cede большую обобщающую силу"''". И хотя революционные события того далекого I92C года заканчиваются в романе трагически - расстрелом членов первого ревкома Чукотки, Ю.Рытхэу сумел создать атмосферу всеобщего пробуждения народа от "сна веков".

Еще одна проблема, которую основательно разрабатывают в своих произведениях писатели народов Севера, непосредственно связана с нелегким процессом зарождения и формирования личности - это проблема разума и веры. Ни в одной литературе народов СССР она не стоит так остро.

Наряду с позитивным трудовым опытом, приобретенным человеком на протяжении многих веков жизни наедине с природой, наряду с выработкой им того особого нравственного отношения к пвдроде и себе подобному, формировался и комплекс идей, установок, догм, полностью закрепощающих индивида, преграждающих путь человеку к осознанию собственного величия, лишающего его "всякой исторической инициативы". Разомкнуть этот порочный круг, вывести человека на простор познания и созидания, высветить процесс зарождения личности, свободной от пут традиционализма - такова была задача писателей народов Севера.

Яркое, плодотворное воплощение этой художественной задачи

I. Михайлов А. Ускорение. - Якутск, 1983. - С.71.

мы находим в романах С.Курилова "Ханидо и Халерха" (1969) и Ю-Рытхэу "Магические числа" (1985). В этих произведениях прослеживается тенденция создания образа ищущего человека. Писатели стремятся показать, как в недрах первобытной организации зрели силы разума, силы протеста против традиционного, устоявшегося сознания.

Становление национального самосознания у народов Севера в послереволюционный период во многом определило своеобразие литературного развития этого региона, характеризующееся постановкой в творчестве северных писателей проблемы зарождения и формирования личности.

В развитии художественной мысли писателей-северян правомерно выделить три этапа: раннее творчество, как правило, характеризуется тенденцией "голого отрицания" предшествующего опыта народа; затем наступает этап переоценки ценностей, и в духовном опыте народа высвечиваются положительные начала, наблюдается стремление писателей соотнести этот опыт с духовными и нравственными исканиями современного человека ("Сон в начале тумана", "Иней на пороге" Ю.Рытхэу, трилогия "Амур широкий" Г.Ходжера, все творчество В.Санги); и, наконец, третий этап - стремление к целостному подходу в рассмотрении духовной культуры народа, выявление как положительных, так и отрицательных ее элементов (дилогия С.Курилова "Ханидо и Халерха", роман Ю.Рытхэу "Магические числа").

Изменяющийся характер носит и подход к концептуальному осмыслению проблемы зарождения и формирования личности северянина.Наблюдается движение художественной мысли от постановки более общих философских проблем социальной и национальной определенности чело-

века к созданию образа "природного" человека, живущего в гармонии с природой и созданным - "мифологическим" - миром, а затем к выявлению, раскрытию внутренних творческих и деятельных потенций человека. Причем на последнем из обозначенных этапов происходит изменение в трактовке зарождения и формирования личности - от исследования факторов, влияющих извне, к факторам внутриличностньш, национально и исторически обусловленным.

В третьей главе - "От современных конфликтов - к современным героям (Поиски новых художественных решений)" - рассматриваются произведения писателей-северян, посвященные современности. Анализ романа и рассказа В.Санги, повестей Ю.Рытхэу, Ю.Шесталова, А.Неркаги, Е.Айпина, Л.Ненянг, Р.Ругина дает возможность увидеть круг проблем, интересующих писателей, направление их художественных поисков, характер конфликтов и социально-нравственные качества личности.

В произведениях на современную тематику усматривается та же целостность подхода к отражению жизни народа, которая наблвдает-ся и в исторической прозе. Писатели не ограничиваются исследованием какой-либо одной из сторон народной жизни, а стремятся затронуть в произведениях целый комплекс проблем,стоящих сегодня перед их народами, а именно: сохранение национальных языков и традиционной культуры, борьба за охрану окружающей среды, воспитание детей, упрочение преемственных связей между поколениями, развитие традиционных промыслов. Это свидетельствует об активной гражданской позиции писателей, которые главную задачу своего творчества видят в более глубоком и полном отражении жизни народа.

Основным типом конфликта в произведениях северян выступает конфликт нравственный, причем решение его, как правило, осущест-

вляетсп с учетом той системы этических и духовных; ценностей, которая была сформирована народами на протяжении многовековой истории и воссоздана писателями в их исторических произведениях. Художники оценивают мысли и поступки своих героев с высоты всего истинно ценного, что было и есть в национальном характере человека Севера, утверждая необходимость сохранения преемственных связей между поколениями.

Писатели создают целую галерею индивидуально неповторимых образов, представляющих современную жизнь народа. Это люди активные, думающие, образованные, откликающиеся и на чужую боль, и на чужую беду. И в этом усматривается целенаправленность художественных поисков северян, которые намечают довольно широкую систему координат, представляющую в совокупности исторический и нравственный опыт народа с охватом задач его современного развития.

В Заключении подводятся итоги исследования. Перестройка Есех сфер жизни и общественного сознания, происходящая в нашей стране, победа нового мышления и осуществление демократических преобразований, ставшие главной задачей нынешнего этапа развития социалистического общества, возможны лишь при наиболее полном раскрытии творческого и духовного потенциала каждой человеческой личности. Все это выдвигает на первый план интерес к концепции личности как в общественно-политическом аспекте, так и в художественном творчестве.

Советская многонациональная литература на каждом этапе своего развития проявляла внимание к проблеме личности, так как "человеческая личность и окружающий, ее мир, человек и его понятие о са-

мом себе, о аире, в котором он живет и которым рожден, всегда определяли уровень и характер искусства"*. И с этими исканиями многонациональной советской литературы органично слились икания литератур народов.Севера.

Особенности исторического развития народов Севера и становление у них национального самосознания в послереволюционный период во многом определили своеобразие литературного развития северного региона, характеризующееся углубленным исследованием национального мира и национального характера во всем их многообразии и исторической протяженности.

Путь писателей-северян к созданию образа представителя своего народа был сложным и мучительным. Таким же молодым, как и их литературы, писателям необходимо было проделать колоссальную работу мысли, многому научиться, многое преодолеть в своем эстетическом развитии, чтобы создать национально полнокровный, исторически достоверный образ северянина. Это явилось главной трудностью и стало главным достижением литератур народов Севера в 60-80 годы.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

I. Основоположник нивхской литературы. Послесловие // Сан-ги В.М. Месяц рунного хода. - М.: Сов.писатель,1985. - 0,6 п.л.

* Якименко Л. Эстетическая система социалистического реализма и проблема художественного мышления // Социалистический реализм сегодня. Проблемы и суждения. - М., 1977. - С.20.

2. Боги не всесильны...// Литературное обозрение. - 1987. -№ 9. - 0,5 п.л.

3. Амулет памяти // Литературное обозрение. - 1988. - № б. -0,3 п.л.

4. Художественное осмысление концепции личности в литературах народов Севера // Тезисы докладов и сообщений Всесоюзной научной конф. "Великий Октябрь и социалистические преобразования в Сибири:\ - Новосибирск, 1987. - 0,2 п.л.

5. Программа координации исследований "Народности Севера". -Новосибирск, 1987. - (Коллективная монография). - 0,3 п.л.

6. О традиции и новаторстве литератур народов Севера / ШЛИ им.A.M.Горького АН СССР. - М., 1988. - Деп. в ИНЙОН ^Н СССР 19.04.88. te 33512. - 0,8 п.л.

Подписано к печати 23.03.89.Формат 60x90/16,Печ.л.1,75 Тираж 100 экз. Заказ 36.

СОПС при Госплане СССР. 117822,Москва,ул.Вавилова,7.