автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Художественное своеобразие прозы Л. Андреева
Текст диссертации на тему "Художественное своеобразие прозы Л. Андреева"
01
См
/
■Ч? V!''
.-'Л
АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИИ
УНИВЕРСИТЕТ
На правах рукописи
Вилявина Ирина Юрьевна
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПРОЗЫ Л.АНДРЕЕВА. ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РУССКОГО ЭКСПРЕССИОНИЗМА
10. 01. 01 - Русская литература
Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Научный руководитель: кандидат филологических
/ наук, профессор
\ Глинин Г. Г.
АСТРАХАНЬ 1999
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ....................................... ... 3-9
ГЛАВА ¡.Экспрессионизм и творчество Л.Андреева в русской критике и литературоведении XX века.............10-57
Проблема экспрессионизма в русской критике и литературоведении
XX века........................................10-25
2. Экспрессионистские тенденции в русской литературе начала XX века...................26-37
3. Художественный метод Л.Андреева в русской критике и
литературоведении........................37-57
ГЛАВА II.Эволюция экспрессионизма в рассказах Л.Андреева.................58-103
1.Формирование художественного метода на начальном этапе
творческого пути Л.Андреева............58-70
2. Особенности экспрессионизма в рассказах Л.Андреева
1 9 0 3 - 1 9 0 6 г г...................................7 0-89
3. Эволюция экспрессионизма
в творчестве Л.Андреева..................89-94
4. Приемы панпсихизма в поэтике поздней
прозы Л.Андреева..............................94-103
ГЛАВА III.Воплощение принципов поэтики экспрессионизма в романе Л.Андреева "Сашка Жегулев"............................104-135
1. Оценка романа "Сашка Жегулев" Л.Андреева русской критикой........104-107
2. Жанровые особенности романа Л.Андреева "Сашка Жегулев".........108-119
3. Приемы построения образа в романе
Л.Андреева "Сашка Жегулев".........119-135
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................13 6-141
ПРИМЕЧАНИЯ...........................142-151
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...........................152-173
ВВЕДЕНИЕ
Россия рубежа XIX - XX веков переживает настоящий творческий подъем. Расцвет философии и литературы, изобразительного искусства, музыки, балета, театра позволяет исследователям говорить о «серебряном веке русской культуры». По наблюдению одного из авторов новой Истории русской литературы, в России «... рождались тенденции и зрели силы, которым было предназначено совершить революционную трансформацию всей мировой действительности» (Страда, 1995, с. 11). Это была революция, «...не имевшая сугубо политического характера и способная преобразовать все аспекты жизни, от научного знания до экономической системы, от религиозной деятельности до коллективного поведения, от художественного восприятия до социальных институтов, создававшая предпосылки для нового человеческого сознания и нового отношения ко всему предшествующему развитию человечества» (Там же, с. 11).
В русской литературе, ставшей частью этого общего процесса, богатой художественными, эстетическими, философскими поисками, творчество Л.Н.Андреева, которое является объектом настоящего исследования, занимает особое место. Художественный путь писателя отразил все основные приметы своей эпохи, стремящейся выработать новое мироощущение. Не случайно один из современников сказал о писателе: «Он синтез нашей эпохи под сильнейшим увеличительным стеклом...» (К.И.Чуковский). В смысле причастности к тем процессам, которые протекали в искусстве, Андреева следует признать ярчайшей фигурой своего времени. Этот факт и стал одной из причин, обусловивших интерес современного литературоведения к его творчеству.
Другая причина состоит в том, какое влияние оказало творчество Леонида Андреева на художников, пришедших ему на смену. При соотнесении творчества писателя с идейно-эстетическими исканиями как русского, так и западно-европейского искусства обнаруживается, что многие явления этого искусства он гениально предвосхитил.
Дополнительным импульсом к изучению андреевского наследия является вновь возникшая сегодня ситуация «на рубеже веков», которая «подпитывает» интерес к его художественному опыту, позволяющему осмыслить многие явления современного искусства.
В последние годы появились исследования, касающиеся различных аспектов творчества Л.Андреева - историко-литературного (Келдыш, 1975; Бабичева, 1982; Беззубов, 1984; Смирнова, 1986; Михеичева, 1993, 1994; Левин, 1995; Московкина, 1995), идейно-философского (Кирсис, 1985; Колобаева, 1990; Богданов, 1992; Иезуитова, 1995; Генералова, 1997), языкового (Кожевникова, 1983, 1994). Однако задача полного и глубокого освоения его творческого наследия остается актуальной. До сих пор в современном литературоведении не разрешена проблема творческого метода писателя. Предметом данного исследования стала проза Леонида Андреева с точки зрения проблемы экспрессионизма.
Следует заранее отметить, что в работе использована терминология, принятая предшествующими исследователями. Во избежание терминологической путаницы представляется целесообразным придерживаться определения метода, предложенного в Литературном энциклопедическом словаре: «Метод - общий принцип творческого отношения художника к
познаваемой действительности, т.е. ее пересоздания...» (ЛЭС, 1987, с.218). Иногда в качестве синонимов термина исследователями используются понятия «манера» и «стиль».
Актуальность настоящего диссертационного исследования определяется тем, что в нем осуществлена попытка разрешения центральной проблемы творчества писателя в свете литературной ситуации эпохи.
Вопрос о своеобразии метода и стиля Л.Андреева, неразрешенный критикой начала века, по сей день считается спорным. До сих пор одни исследователи называют Андреева реалистом, другие считают его приверженцем нереалистической манеры письма (романтизм, модернизм, экспрессионизм, экзистенциализм). Также имеет место точка зрения, определяющая «промежуточное» положение писателя в литературном процессе рубежа веков. В последнее время появились исследования, интерпретирующие творчество Андреева с позиций идеи синтеза.
Цель настоящего исследования - изучение творческого метода Л.Андрева и утверждение его стилевой манеры как экспрессионистской. В связи с тем, что русским литературоведением до сих пор не разрешена проблема экспрессионизма, возникает необходимость осмысления этого понятия. Кроме того, важно проследить эволюцию стиля писателя, связанную с поисками новых форм, с новыми задачами, поставленными перед собой автором.
Цель исследования диктует следующие задачи:
1. Осмысление термина «экспрессионизм».
2. Определение степени влияния экспрессионизма на русскую литературу начала XX века.
3. Выявление конкретных форм проявления экспрессионизма в
художественной прозе Андреева на различных этапах его творческого пути.
Методологической основой диссертации является совокупность принципов, разработанных отечественным литературоведением (М.М.Бахтин, А.Н.Веселовский,
В.Б.Жирмунский, Д.Н.Овсянико-Куликовский, А.А.Потебня, Ю.Н.Тынянов, В.Б.Шкловский). Обращение к этим принципам позволило осуществить анализ художественного текста как сложного образования, предполагающий прочтение текста на разных уровнях, с использованием формального, психологического, историко-литературного, сравнительно-историческго методов.
Научная новизна исследования заключается в интерпретации всего творчества Л.Андреева как экспрессионистского. Устоявшимся в современном литературоведении принято считать мнение об Андрееве - создателе экспрессионистской драмы. Прозаическое наследие писателя с точки зрения метода представляется неисследованным.
Кроме того, в работе предлагается новая, обусловленная эволюцией стилевых исканий автора, периодизация художественного наследия писателя.
Впервые предпринимается подробный анализ прозаических текстов Андреева с точки зрения экспрессионизма. Наконец, предлагается интерпретация романа «Сашка Жегулев» как экспрессионистского романа.
Теоретическая значимость исследования определена его проблематикой и заключается в возможности применения полученных данных в изучении особенностей экспрессионизма как художественного метода и своеобразия экспрессионистских текстов.
Материалы и результаты диссертации могут быть
использованы в вузовских курсах, спецкурсах и спецсеминарах по истории русской литературы конца XIX - начала XX века, теории литературы, что составляет практическое значение исследования.
Апробация материала. Основные положения диссертации были изложены на итоговых научных конференциях преподавателей Астраханского государственного педагогического университета им. С. М.Кирова (1996, 1997, 1998), на VI Международных Хлебниковских чтениях (1998). Работа обсуждалась на заседаниях кафедры русской литературы XX века АГПУ.
На защиту выносятся следующие положения:
- экспрессионизм как художественный метод связан с появлением нового типа художественного мышления, основанного на крушении всех существующих ценностей и воспринимающего переживание как единственную данность ("голый человек на голой земле");
- экспрессионизм следует признать явлением синтетическим; используя все многообразие средств, существующих в литературе и даже других видах искусства, экспрессионисты подчиняют их своей цели - усилению воздействия произведения на читателя: реальность у них символична, символ реален, натуралистическая деталь абстрактна, экзистенциальные ситуации обыденны;
- в русской литературе начала XX века существовало много писателей, использующих некоторые приемы экспрессионизма, однако тип художественного мышления каждого из них отличался от экспрессионистского;
- поэтика Леонида Андреева на протяжении всего творческого пути писателя остается экспрессионистской;
- эволюция стиля Л.Андреева связана с сознательными
поисками новых форм, с новыми задачами, поставленными перед собой автором, при неизменном типе художественного мышления: первый этап творчества связан с поисками собственной манеры письма, второй - кульминация "чистого" экспрессионизма, стиль третьего этапа характеризуется сочетанием общего и частного, философски обобщенного и жизненно достоверного, на четвертом этапе писатель пытается уйти от внешней напряженности к внутренней экспрессии;
- роман Л.Андреева "Сашка Жегулев" представляется воплощением принципов поэтики экспрессионизма.
Структура работы определяется поставленными целью и задачами и складывается из введения, трех глав и заключения, примечаний, списка использованной литературы из наименований.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются его цели и задачи, научная новизна, обозначаются методологические принципы.
Первая глава посвящена разрешению проблемы экспрессионизма и творчества Леонида Андреева в русской критике XX века. Здесь предпринята попытка интерпретации термина «экспрессионизм» и выявления экспрессионистских тенденций в русской литературе начала XX века. Глава содержит анализ существующих в литературоведении трактовок творчества писателя с точки зрения метода.
Во второй главе предложена периодизация творчества писателя, связанная с эволюцией его стиля. В качестве предмета исследования избираются произведения, которые следует считать наиболее характерными для стилистических поисков Л.Андреева на каждом этапе творчества, выделяются экспрессионистские приемы,
используемые автором как на отдельных этапах его творческого пути, так и присущие его стилю в целом.
Третья глава представляет собой трактовку «Сашки Жегулева» Л.Андреева как экспрессионистского романа. В главе обозначены основные признаки экспрессионистского романа. «Сашка Жегулев» представляется синтезом творческих исканий писателя.
В заключении обобщены результаты исследования, дающего основания для интерпретации художественного наследия Леонида Андреева с позиций экспрессионизма.
ГЛАВА I
Экспрессионизм и творчество Л.Андреева в русской критике и литературоведении XX века
\.Проблема экспрессионизма в русской критике XX века.
Литература конца XIX - начала XX века характеризуется поиском писателями новых средств выразительности текста. Побудительными причинами для этого становятся факторы как чисто литературные, так и не имеющие к литературе прямого отношения. Художественному произведению приходится «соперничать» с репортажем с места военных действий, с газетной статьей об очередном террористическом акте или с выстрелами на соседней улице, вызванными демонстрацией революционеров. Непосредственные жизненные впечатления настолько сильны, что у потенциального читателя притупляется острота восприятия. Художник вынужден искать способ удивить привычного ко многому читателя. Тем более, что сама жизнь, развитие цивилизации приводит к появлению еще одного конкурента. Появляется кинематограф, который по природе своей соединяет в себе средства выразительности других искусств и обладает собственными, недоступными никому приемами1. Задача литературы - выдержать конкуренцию, сохранить интерес читателя. Сделать это можно лишь одним способом - развивая возможности, присущие только литературе, прежде всего, возможности языка художественного произведения.
Возрождение интереса к возможностям языка художественного текста в литературе конца XIX - начала XX века отмечается многими исследователями. Так один из авторов «Истории русской
литературы. XX век. Серебряный век» считает что пересмотр и переоценка достижений реализма XIX века в плане собственно стилистическом выражается «в попытках новых решений извечной проблемы художественной речи к «общему» литературному языку, его функциональным стилям, к разговорной речи, к художественной традиции - другими словами, в стремлении к обновлению языковой структуры художественного повествования, «повествовательной нормы» (Левин, 1995, с.272-273). Тот же исследователь отмечает как общую тенденцию интерес писателей начала века к романтической традиции, и как следствие, «обнаружение прямой авторской экспрессии» (Левин, 1995, с.275). Обе выделенные тенденции можно, объединив, свести к одной - тенденции к экспрессивности текста.
Многочисленные эксперименты в этой области приводят к появлению разнообразных школ и направлений, смысл деятельности которых в результате сводился к поискам способов усиления выразительности (или экспрессивности) произведения искусства. Это обстоятельство и является одной из причин, по которой в русском литературоведении нет разграничения понятий "экспрессионизм" как художественный метод и "экспрессионизм" как художественный прием, как средство, используемое в той или иной степени практически каждым писателем рубежа XIX - XX веков.
Другая, гораздо более серьезная причина такой путаницы -отсутствие четкого определения термина экспрессионизм. Трактовка этого понятия сводится, как правило, к выделению вторичных признаков - повышенной эмоциональности, предельной выразительности. Эта тема в русском литературоведении (и даже искусствоведении) практически не исследована. Существует две монографии, одна из которых написана в 1931 году (Зивельчинская,
1931) и содержит лишь идеологическую оценку метода. Вторая монография (Куликова, 1978) представляется более интересной. Если Зивельчинская обвиняет художников-экспрессионистов, то Куликова пытается найти им оправдание. Но так как автор посвящает свое исследование, прежде всего, экспрессионизму как направлению в живописи, то в данном случае представляются важными лишь общие эстетические принципы, которые можно применить и к литературному произведению. Особенностью данного направления Куликова считает не формальные поиски (экспрессионисты используют приемы других направлений), а специфику задач, поставленных художником, специфику его мировоззрения, характер эстетического идеала. «Задачей их было отражение средствами художественного творчества своего личного восприятия и понимания тех или иных жизненных явлений» (Куликова, 1978, с.41). Куликова отмечает, что мировосприятие экспрессиониста было рождено чувством безысходности, обреченности. Поэтому действительность в их произведениях подвергалась деформации. «Образы действительного мира служили им ... способом выражения внутреннего мира, «внутреннего видения» художника» (Там же, с.7). Такие общие положения в сочетании с признанием «исторической ограниченности» экспрессионизма не позволяют считать исследование И.Куликовой исчерпывающим в определении метода.
Другие работы, посвященные экспрессионизму, представляют собой статьи, вышедшие в разное время. Причем, чаще всего предметом исследования в них является лишь один из аспектов проблемы экспрессионизма (обычно - немецкий экспрессионизм в живописи, реже - в поэзии или драматургии). Ни одна из этих работ не претендует на окончательное разрешение проблемы. Поэтому
представляется необходимым попытаться отыскать в каждой из них рациональное зерно.
Одним из первых и, пожал