автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Художественное воплощение феномена безумия в творчестве Л.Н. Андреева
Полный текст автореферата диссертации по теме "Художественное воплощение феномена безумия в творчестве Л.Н. Андреева"
На правах рукописи
К
НАЗАРОВ ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ ФЕНОМЕНА БЕЗУМИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ Л.Н. АНДРЕЕВА
Специальность 10.01.01 — русская литература
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
О 5 СЕН 2013
Москва-2013
00553А**'» '
005532497
Работа выполнена в Государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» на кафедре русской литературы и фольклора
Научный руководитель:
Официальные оппоненты:
доктор филологических наук, профессор Джанумов Сергей Акопович
доктор филологических наук, зав. лабораторией литературы Института художественного образования РАО Поль Дмитрий Владимирович
кандидат культурологии, доцент кафедры муниципального управления и социального сервиса ГАОУ ВПО «Московский государственный областной социально-гуманитарный институт» Ларина Надежда Альбертовна
Ведущая организация: ГБОУ ВПО «Московский государственный
областной университет»
Защита состоится «30» сентября 2013 года в 15 часов на заседании диссертационного совета Д 850.007.07 на базе ГБОУ ВПО города Москвы «Московский городской педагогический университет» по адресу: 129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 4, корп. 4, ауд. 3406.
Отзывы на автореферат присылать по адресу: 129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 4, корпус 1.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГБОУ ВПО города Москвы «Московский городской педагогический университет» по адресу: 129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 4, корп. 4.
Автореферат разослан «}%> августа 2013 года.
Ученый секретарь диссертационного совета
В.А. Коханова
Общая характеристика работы
Художественное воплощение феномена безумия в мировой культуре является актуальной проблемой современной науки. Явление помешательства, по мысли М. Фуко, примечательно тем, что, будучи сферой человеческого опыта, оно не исчерпывается «возможным медицинским или парамедицинским познанием»1; сумасшествие - многоаспектный феномен, находящийся во внимании целого ряда наук: литературоведения, философии, культурологии, психиатрии.
В настоящей работе художественное воплощение феномена безумия рассматривается на примере литературного наследия JI.H. Андреева, одного из ярчайших представителей отечественной литературы рубежа XIX—XX столетий. Тема безумия проходит сквозь всё творчество JI. Андреева, начиная с ранних произведений 1890—х годов и заканчивая романом «Дневник Сатаны» (1919). Различное воплощение феномена безумия прослеживается в художественной прозе и драматургии, в публицистических статьях писателя, в неопубликованных произведениях и набросках. Актуальность исследования обусловлена необходимостью целостного изучения литературного аспекта феномена безумия на материале прозы и драматургии JI. Андреева, рассмотрения указанного феномена как особой системы, отмеченной на всех этапах творческого пути писателя.
Степень научной разработанности проблемы. О значимости художественного воплощения феномена безумия в творчестве JI. Андреева упоминается в работах отечественных и зарубежных литературоведов. В монографии J1.A. Иезуитовой2 тема сумасшествия рассматривается в контексте духовных и социальных проблем рубежа XIX-XX столетий. Атмосферу безумия, характерную для ряда пьес J1. Андреева, усматривает
1 Фуко М. История безумия в классическую эпоху / Мишель Фуко; [пер. с фр. И. К. Стаф] - М.: ACT: ACT, МОСКВА, 2010.-С. 144.
2 Иезуитова Л.А. Творчество Леонида Андреева (1892-1906) // Леонид Андреев и литература Серебряного века: Избранные труды. - СПб.: ИД «Петрополис», 2010. - С. 14-211.
3
Ю.В. Бабичева3. Анализируя особенности психологизма творчества писателя, Е.А. Михеичева4 подчеркивает значимость внутреннего конфликта героев между разумным «я» и бессознательным «оно», отмечает интерес автора к социально-философскому аспекту сумасшествия.
Л.К. Антощук5 уделяет внимание «новому опыту безумия» в творчестве Л. Андреева — мотиву эксперимента человека над собственной психикой. О специфике воплощения темы юродства в творчестве писателя упоминается в работах А.Н. Киселевой6 и М.В. Карякиной7. Анализ мифопоэтических особенностей, интертекстуальных связей с произведениями писателей XIX века прослеживается в работах И.И. Московкиной8 и М.В. Еременко9. В.А. Келдыш10 приходит к выводу, что Л. Андреева интересует проблема ограниченности человеческого разума перед тайнами бытия, Л.А. Смирнова11 подчеркивает внимание писателя к проблеме сосуществования разума и инстинкта. В работах В.И. Беззубова12 и Г.Б. Курляндской13 отмечается влияние Ф.М. Достоевского, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова на художественную манеру писателя. Анализ
3 Бабичева Ю.В. Драматургия Л. Н. Андреева эпохи первой революции. - Вологда: Изд-во Вологодского пед. ин-та, 1971. - 182 с.
4 Михеичева Е.А. О психологизме Леонида Андреева [Текст] / Е. А. Михеичева; М-во образования Рос. Федерации. Моск. пед. ун-т. -М.: Моск. пед. ун-т, 1994. - 189с.
5 Антощук Л.К. Новый опыт безумия: эксперименты с сознанием (рассказ Л Андреева «Мысль» как модель безумия нач. XX века)//Вестник ТГПУ, Вып. 6(15).-Томск, 1999. - С. 27-32.
6 Киселёва А.Н. Художественные формы трагического сознания в прозе Леонида Андреева (1898-1907): проблемы становления и архетипического соответствия : Дис.... канд. филол. наук : 10.01.01 : Москва, 2004. -208 с.
7 Карякина М.В. Феномен игры в творчестве Леонида Андреева Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01. -Екатеринбург, 2004. - 214 с.
8 Московкина И.И. Между «PRO» и «CONTRA»: координаты художественного мира Леонида Андреева [Текст] / И.И. Московкина; Министерство образования и науки Украины, Харьковский нац. ун-т им. В.Н. Каразина. - Харьков: Харьковский нац. ун-т им. В Н. Каразина, 2005. - 287 с.
9 Еременко М.В. Мифопоэтика творчества Леонида Андреева, 1908 - 1919 гг. : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.01. - Саратов, 2001. - 185 с.
I Келдыш В.А. О «серебряном веке» русской литературы: Общие закономерности. Проблемы прозы. - М.: ИМЛИ РАН, 2010.-512 с.
II Смирнова Л. А. Творчество Леонида Андреева. Проблемы художественного метода и стиля [Текст] / Моск. обл. пед. ин-тим. Н. К. Крупской. - [Учеб.пособ]. -М.: МОПИ, 1986. -94 с.
12 Беззубое В.И. Леонид Андреев и традиции русского реализма [Текст] / В. И. Беззубое. - Таллин: Ээсти раамат, 1984. -335 с.
3 Курляндская Г.Б. О «таинственном» в прозе И. С. Тургенева и Леонида Андреева [Текст] / Г. Б. Курляндская II Леонид Андреев: материалы и исследования [Сборник] / Рос. акад. наук. Ин-т мировой лит.им. А.М Горького; [Ред. В.А. Келдыш, М.В. Козьменко]. - М.: Наследие, 2000. - С. 265 - 271.
творчества JI. Андреева в контексте художественной культуры Серебряного века представлен в работе H.A. Лариной14.
В зарубежном литературоведении феномен безумия получает освещение в контексте сопоставления творчества Л. Андреева и Ф.Достоевского, развития образа «маленького» человека в литературе рубежа XIX-XX столетий, в частности, в работах Г.Х. Кинга15 и Б. Хеллмана16. Рита Джулиани17 находит феномен сумасшествия как один из атрибутов поэтики писателя. Чешский литературовед И. Поспишил18 анализирует феномен безумия в творчестве Л. Андреева в контексте революционной обстановки 1900-х годов в России.
Обращение к категории «феномен» в нашем диссертационном исследовании объясняется многоаспектностью явления «безумие» и возможностью его анализа с позиций различных научных систем. Категорию «феномен» для определения явления «безумие» использует ряд исследователей. Литературоведческим феноменом называет С.Г. Бочаров19 явление «петербургского безумия» как сквозного сюжета, развивающегося от поэмы «Медный всадник» A.C. Пушкина до романа «Петербург» А. Белого. В статье Д.А. Медведевой20 подчеркивается, что безумие обладает статусом феномена как многослойного явления, значимого не только в медицинском аспекте, но и культурологическом, литературном. И. Поспишил рассматривает безумие как особый феномен русской литературы XIX—XX столетий.
14 Ларина H.A. Творчество Леонида Андреева в контексте художественной культуры Серебряного века: Дис. ... канд. культурологических наук : 24.00.01. - Москва, 2005. - 171 с.
15 King H.H. Dostoyevsky and Andreyev: Gazers upon the Abyss NV [Text], - Ithaca: Cornell А]шиш New Corporation, 1936. - 88 p.
16 Хеллман Б. Маленький человек и великая война: повесть Л.Н. Андреева «Иго войны» // Studia Russica Helsingiensia et Tartuensia. - Tapiy:Tartu Ulikooli Kirjastus, 1995. - IV : «Свое» и «чужое» в литературе и культуре / ред. Р. Лейбов. - С. 206-219.
Giuliani Rita Leonid Andreev [Text] / Rita Giuliani. - Firenze: La Nuova Italia, 1977. - 135 p.
18 Pospishil I. Fenomen silenstvi v ruske literaturel9. a 20. stoleti /1. Pospishil. - Brno: MasarykovaUniverzita, 1995. - 152 s.
19 Бочаров С.Г. Петербургское безумие// Пушкинский сборник / Сост. И. Лошилов, И. Сурат. - М.: Три квадрата, 2005. - С. 305-327.
20 Медведева Д.А. Проблема безумия в романах Ф.М. Достоевского 1865-1880-х гт. / Д.А. Медведева. A.A. Казаков //Вестник Томского государственного университета. -2011. -№ 351. - С. 33-38.
Именно поэтому мы сочли возможным использовать термин «феномен безумия», который в наибольшей степени отражает объемную сущность исследуемой категории. Указанный термин широко используется в культурологических, философских и литературоведческих трудах. Под феноменом безумия в творчестве Л. Андреева мы понимаем следующую совокупность факторов: разностороннее художественное воплощение темы безумия в прозе и драматургии писателя, особенности восприятия явления безумия в сознании писателя и его современников, переосмысление опыта предшественников.
Целью диссертации является исследование и описание особенностей художественного воплощения феномена безумия в прозе и драматургии Л. Андреева в сопоставлении с произведениями писателей-предшественников и современников. В соответствии с поставленной целью формулируются следующие задачи исследования:
— проследить своеобразие интерпретации темы безумия в отечественной литературе XIX столетия и рубежа Х1Х-ХХ веков;
— рассмотреть особенности художественного воплощения феномена безумия в прозе и драматургии Л. Андреева на всех этапах творческого пути;
— провести сопоставительный анализ произведений Л. Андреева и писателей-предшественников и современников, что позволит раскрыть новаторство Л. Андреева в репрезентации темы безумия.
Объектом исследования является художественное воплощение феномена безумия в творчестве Л. Андреева. Предметом исследования являются наиболее репрезентативные в аспекте обозначенной темы произведения Л. Андреева, воспоминания о писателе, его дневники.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Феномен безумия занимает значимое место в художественной системе Л. Андреева и развивается на протяжении всего творческого пути писателя.
2. В творчестве Л. Андреева прослеживаются две взаимосвязанные категории: «безумие мира» и безумие личности. Первая категория отражает комплекс проблем онтологического и философского характера: кризис рационалистической мысли, абсурдность мироустройства, наличие войн и смертных казней, «овеществленный» мир, где человек утрачивает свое личное «я». Безумие личности в произведениях Л. Андреева является реакцией на дисгармонию окружающей действительности и следствием внутреннего конфликта;
3. Новаторство писателя в художественном выражении феномена безумия заключается в том, что автор рассматривает сумасшествие в контексте «умственных эпидемий» рубежа XIX—XX веков; обращаясь к метафоре «дом - душа человека», создает картину расщепления сознания; уделяет внимание мотиву эксперимента человека над собственным сознанием; разносторонне осмысляет феномен безумия в контексте оппозиции «хаос - космос»;
4. Интерес к явлению безумия прослеживается уже в раннем творчестве Л. Андреева периода 1890-х годов. Писатель акцентирует внимание на двойственной природе человеческой души, интерпретирует явление безумия в социально-философском аспекте, представляет «безумие мира» как символ пороков, обращается к феномену юродства; одним из центральных образов в творчестве Л. Андреева становится образ сумасшедшего дома, который писатель создает, опираясь на опыт писателей XIX века (А.И. Герцен, Н.С. Лесков, А.П. Чехов, Э. По). Указанный образ становится прообразом мироустройства, пространством прозрения героев, рассматривается в контексте вопроса о границе между безумием и нормой.
Научная новизна исследования заключается в том, что в диссертации представлено целостное описание художественного воплощения феномена безумия в творчестве Л. Андреева (с 1892 по 1919 годы). Результаты исследования данного явления в художественной системе Л. Андреева, своеобразие его воплощения впервые представлены в диссертации в сопоставлении с опытом писателей XIX века и современников.
Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что предложенная в диссертации концепция художественного воплощения феномена безумия в наследии Л. Андреева позволяет расширить научное знание о художественном мире писателя и его эстетических принципах, скорректировать представление о месте мотива безумия в творчестве Л. Андреева в контексте литературного процесса. Результаты сравнительного анализа произведений Л. Андреева, его предшественников и современников могут послужить основанием для дальнейших научных исследований.
Практическая ценность работы заключается в том, что основные положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы в вузовских курсах по истории русской литературы XX века, при разработке спецкурсов и спецсеминаров по проблемам отечественной литературы периода рубежа XIX—XX столетий и, в частности, творчества Л. Андреева, а также в ходе дальнейшей разработки концепции истории развития русской литературы XX века.
Методология диссертационной работы включает в себя методы историко-литературного и сравнительно-сопоставительного анализа.
Теоретической и методологической основой диссертации являются труды Ю.И. Айхенвальда, М.М. Бахтина, В.Е. Багно, А.Н. Веселовского, В.В. Виноградова, Г.А. Гуковского, В.М. Жирмунского, Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, Л.А. Сапченко, В.Н. Топорова, Ю.Н. Тынянова и других. В работах литературоведов подчеркиваются особенности поэтики и история
8
репрезентации темы безумия в отечественной и зарубежной литературе. Также подчеркнем значимость работ, посвященных феноменам юродства и шутовства (A.M. Панченко, Е.Г. Кабакова, И.В. Мотеюнайте). Отдельно отметим диссертационные исследования JI.K. Антощук21, A.B. Селезневой22, O.A. Иоскевич23, М.А. Зиминой24, О.Ю. Бондаренко25, посвященные изучению темы безумия в отечественной и зарубежной литературе. Определенную ценность для нашего исследования представляют работы, посвященные патографическому дискурсу отечественной культуры (представления о различных болезнях, врачебном деле, отраженные в художественных текстах), что отмечено в трудах К.А. Богданова, И.Е. Сироткиной, В.Ф. Чижа. Однако подчеркнем, что главенствующим для нас является литературоведческий аспект феномена безумия, особенности репрезентации темы безумия в художественном тексте.
Апробация работы. Основные положения диссертации были апробированы на Международной научной конференции XII Виноградовские чтения «Текст, контекст, интертекст» (Москва, 2011), на юбилейной международной научной конференции, посвященной биографии и творчеству JI. Андреева (Орел, 2011), на Межвузовской научно-практической конференции «Гуманитарная наука» (Москва, 2012), на Всероссийской научной конференции «Афонинские чтения» (Орел, 2012).
По теме исследования опубликованы семь статей (из них три в журналах, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ).
21 Ангощук Л.К. Концепция и поэтика безумия в русской литературе и культуре 20-30-х гг. XIX в.: автореф. дис... канд. филолог, наук / Л.К. Антощук. - Томск: Томск.гос. ун-т, 1996. - 18 с.
22 Селезнева A.B. Эстетика безумия в традиции русского романтизма: диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.04 - СПб., 2005. - 152 с.
2 Иоскевич O.A. На пути к «безумному» нарративу (безумие в русской прозе первой половины XIX в.): монография / O.A. Иоскевич. - Гродно: ГрГУ, 2009. - 161 с.
24 Зимина М.А. Дискурс безумия в исторической динамике русской литературы от романтизма к реализму: диссертация ... кандидата филологических наук: 10.01.01 - Барнаул, 2007. - 191 с.
25 Бондаренко О.Ю. Антиномия «мудрость - безумие» в контркультуре США 1950-1960-х гг.: автореферат дис. ... кандидата культурологии : 24.00.01 / Бондаренко Ольга Юрьевна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова]. - Москва, 2009. - 24 с.
Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, разделенных на соответствующие параграфы, заключения и библиографии, включающей 362 наименования. Общий объем работы составляет 243 с.
Основное содержание работы
Во Введении обоснована актуальность настоящего исследования,
охарактеризованы степень научной разработанности темы, научная новизна,
определены цель, задачи и методология исследования.
В главе 1 «Русские писатели XIX века как предшественники JI.H.
Андреева в разработке темы безумия» анализируется специфика и
многообразие художественного воплощения феномена безумия в
отечественной литературе XIX столетия. Раздел 1.1 первой главы посвящен
особенностям репрезентации темы безумия в контексте эстетики романтизма.
В 1810—1830—е годы интерпретация темы сумасшествия связана с
особенностями литературного процесса: переосмысление писателями-
романтиками традиций литературы классицистического и
сентименталистского направления, становление романтической эстетики,
зарождение метода реализма. В творчестве А. Погорельского, H.A. Полевого,
И.И. Козлова, М.П. Погодина, Е.А. Баратынского, Н.В. Кукольника
состояние сумасшествия часто связано с мотивами поэтического безумия,
темой искусства и художника-творца, выступает как особая форма
понимания мира, чуждая филистерскому сознанию. Особое значение в
произведениях писателей-романтиков приобретает проблема преставлений
об уме и безумии в общественном сознании.
Уход от идеализации образа безумия, его критическое переосмысление
обозначается в 1830-е годы в творчестве A.C. Пушкина, Н.В. Гоголя, М.Ю.
Лермонтова, В.Ф Одоевского. Безумие интерпретируется писателями как
онтологическая проблема, стоящая на пересечении романтического и
10
реалистического понимания мира. Писатели акцентируют внимание на негативной составляющей сумасшествия художника-творца — оно исключает человека за границы социума, обрекает его на одиночество и смерть.
В произведениях писателей состояние сумасшествия может принимать форму наказания за стремление к мнимым ценностям. Значимую роль в данном контексте играет связь темы сумасшествия с типом «маленького человека» и темой «петербургского безумия». Происходит философское осмысление образа безумца как носителя оригинального знания, а самого сумасшествия как источника знаковых открытий в науке. Особое значение в 1820-1830-е годы придается теме мнимого сумасшествия, объявлению человека безумцем, изоляции его от общества, что было впервые воплощено в комедии A.C. Грибоедова «Горе от ума».
Раздел 1.2 посвящен особенностям художественного воплощения феномена безумия в отечественной литературе 1840—1850-х годов, в частности, связи с проблемой обретения счастья. Намеренный отказ от духовного мира в пользу материальных ценностей становится причиной безумия героев произведений Я.П. Буткова и А.Я. Панаевой. Тема сумасшествия играет значимую роль в оппозиции романтической и реалистической картин мира, конфликте новаторов и консерваторов, что находит свое воплощение в произведениях Е.П. Ростопчиной, П.И. Мельникова-Печерского и И.А. Гончарова. Оригинальное представление о сумасшествии в указанный период (как о нравственной болезни человечества) отражается в творчестве А.И. Герцена.
В разделе 1.3 рассматривается развитие темы безумия в художественных произведениях 1860—1870—х годов в рамках социального аспекта. В творчестве Н.С. Лескова данная тема осмысляется в рамках борьбы личности против несправедливости бюрократической системы, развивается в рамках оппозиции пространства города и деревни. Социально-философский аспект темы безумия становится определяющим в творчестве
11
М.Е. Салтыкова-Щедрина, где сумасшествие интерпретируется в рамках антиномии «государство — народ», а сумасшедший дом становится метафорой социума. Особую роль в указанный период тема сумасшествия играет в прозе писателей-народников: В.Г. Короленко, Н.И. Наумова, H.H. Златовратского, А.И. Эртеля. В данном контексте важен образ героя-безумца, обличающего несправедливость и готового пожертвовать жизнью ради спасения народа. Данный образ восходит к фигуре Дон Кихота и впоследствии отразится в творчестве В.М. Гаршина.
Особенностям темы безумия в контексте проблемы психологизма посвящен раздел 1.4. Интерес к внутреннему миру героя-безумца, граням его психики прослеживается в творчестве Ф.М. Достоевского, И.С. Тургенева, Г.И. Успенского, А.И. Левитова, Я.П. Полонского. Писатели акцентируют внимание на противоречивой человеческой природе и особенностях ее проявления, поднимают вопросы «темной» стороны человеческой души, обращаются к онтологической проблеме одиночества и абсурдности бытия.
Понимание безумия в творчестве Л.Н. Толстого заключается в метафоре нравственного падения человека. Наивысшее проявление безумия, по мнению автора, заключается в отсутствии веры — человек, не задумывающийся о смысле жизни и о своем предназначении, живущий с целью собственного обогащения, становится жертвой «сумасшествия эгоизма». В порочном обществе безумцем объявляется человек, ушедший от материальных ценностей к духовным. В контексте социально-философского аспекта тема безумия осмысляется и в творчестве А.П. Чехова. Автор обращается к сюжету о добровольном безумии как попытке ухода героев от пошлости обыденного мира, возможности быть нравственно выше окружающих.
Отдельно следует отметить пристальный интерес писателей XIX века к
феномену юродства. В творчестве A.C. Пушкина, О.М. Сомова, Н.С.
Лескова, Г.И. Успенского, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого
12
и других писателей герои-юродивые являются носителями специфической древнерусской культуры, особенностей национальной психологии, истинной христианской веры, выполняют функции обличителей несправедливости и заступников униженных и оскорбленных.
В главе 2 «Своеобразие интерпретации темы безумия в прозе Л. Н. Андреева» исследуется процесс эволюции взглядов писателя относительно феномена сумасшествия.
Тема безумия приобретает особое значение в отечественной литературе на рубеже Х1Х-ХХ веков. Исторические предпосылки (русско-японская война; первая русская революция 1905-1907 годов), открытия в области медицины, психологии, социальной психологии, психиатрии (переосмысление научных трудов Ч. Дарвина и Ч. Ломброзо, развитие учений В.М. Бехтерева и 3. Фрейда, критика современного общества и искусства М. Нордау и Р. Крафт-Эбинга), философские учения (А. Бергсон, Э. Гартман, Ф. Ницше, А. Шопенгауэр), трагическое мировосприятие художников, связанное с переоценкой ценностей, сменой культурных парадигм, эсхатологическим мироощущением, кризисом
рационалистической мысли — составляют актуальность феномена безумия в искусстве указанного временного периода. Рубеж XIX—XX столетий отмечен как время «больной эпохи»26, что нашло свое отражение в культуре, в частности, в художественной литературе. Как справедливо отмечает Д.В. Поль, в литературе начала XX века «происходила активизация архаического слоя в культуре, что породило даже представления о победе Хаоса (бессознательного) над Космосом (сознательным)»27. Нора Букс пишет, что в искусстве обозначенной эпохи особенно резко прослеживается обращение
26 Крафт-Эбинг Р. Наш нервный век : Популярное сочинение о здоровых и больных нервах / [Соч.] Д-ра фон Крафт-Эбинга, проф. при Мед фак. Имп. ун-та в Граце. - СПб.: А. Каспари, 1898. - 201 с.
27 Поль Д.В. Универсальные образы и мотивы в реалистической эпике М.А. Шолохова : диссертация ... доктора филологических наук : 10.01.01 / Поль Дмитрий Владимирович; [Место защиты: Институт мировой литературы РАН]. - Москва, 2008. - С. 8.
писателей к «конвенции, утвержденной романтиками»28. Художественное воплощение феномена безумия находит свое отражение в творчестве писателей различных школ и направлений: М.П. Арцыбашева, З.Н. Гиппиус, М. Горького, А. Белого, A.A. Блока, В.Я. Брюсова, И.А. Бунина, Н.С. Гумилева, А.И. Куприна, A.M. Ремизова, С.Н. Сергеева - Ценского, Ф. Сологуба и других. Размышляя о двойственном характере творчества JI. Андреева, В.В. Заманская справедливо подчеркивает, что с одной стороны в произведениях писателя обнаруживается «множество традиций реалистического XIX века (в нем — Гоголь, Достоевский, Помяловский, Левитов, Чехов, Толстой, ранний Горький)», с другой - близость к художественно-эстетическому движению модернизма, «европейский облик»29 Л. Андреева.
Раздел 2.1 посвящен репрезентации темы безумия в творчестве Л. Андреева периода 1890-х годов. На примере ранних рассказов («Загадка», «Любовь, вера и надежда», «Исповедь умирающего», «Алеша — дурачок», «Нас двое») подчеркивается, что писатель акцентирует внимание на противоречивой, двойственной природе человеческой души, обращается к теме последних мгновений сознания, утрачивающего способность логического мышления, интерпретирует феномен безумия с точки зрения конфликта личности и общества, обращается к философским течениям западноевропейских философов, представляет «безумие мира» как символ человеческих пороков, обращается к феномену юродства. Развивая в своих произведениях тему безумия, Л. Андреев опирается на опыт писателей-предшественников и современников (A.C. Пушкин, И.С. Тургенев, В.М. Гаршин, А.П. Чехов).
28 Семиотика безумия / [сост. Н. Букс] ; под ред. Норы Букс. - Париж: Сорбонна. Рус.ин-т; Москва: Европа, 2005.-С. 10.
"Заманская В.В. Экзистенциальная традиция в русской литературе XX века. Диалоги на границах столетий: Учебное пособие [Текст] / В.В. Заманская. - М.: Флинта: Наука, 2002. - С. 110.
Раздел 2.2. посвящен развитию темы безумия в прозе Л. Андреева 1900-х годов. В произведениях указанного периода ситуация безумия представлена широко и разнообразно: деталь в характеристике персонажей (герой «Большого шлема» в течение месяца пребывал в клинике для душевнобольных), патология психики отдельной личности и аллегорические картины всеобщего безумия, социально-философское осмысление границ между нормой и сумасшествием, различные представления о «безумии мира». Примечательны и образы безумцев из неопубликованных произведений. Так, в одном из черновиков писателя обозначен сюжет о сумасшедшем, который «помешался на соблазнительности и бесконечности счета - прибавляет единицу. К 50 годам дошел до 22.386.756.642»30.
В прозе Л. Андреева указанного периода явление сумасшествия получает различную интерпретацию. В «Рассказе о Сергее Петровиче» тема безумия осмысляется автором в контексте проблемы отчуждения и обезличивания человека, связана с влиянием «умственных эпидемий»31 (термин Р. Крафт-Эбинга). Образ героя-психопата, впечатленного философским учением Ф. Ницше или направлением упадничества в искусстве, отражается в рассказах «Держите вора», «В один вечер».
В прозе Л. Андреева 1900-х годов атмосфера безумия является отражением эсхатологического мироощущения, предчувствия катастрофы, характерного для эпохи рубежа Х1Х-ХХ веков («Набат», «День гнева»), В данном контексте особое значение приобретает оппозиция «хаос-космос», характерная для модернистского сознания. Умалишенный герой (будучи частью иррационального, необъяснимого для разума) является медиатором, способен ощутить приближение хаоса; автор противопоставляет героя-
30Леонид Андреев: Материалы и исследования. Вып. 2. - М.: ИМЛИ РАН, 2012. - С. 140.
51 Крафт-Эбинг Р. Наш нервный век : Популярное сочинение о здоровых и больных нервах / [Соч.] Д-ра фон
Крафт-Эбинга, проф. при Мед.фак. Имп. ун-та в Граде. - СПб.: А. Каспари, 1898. - 201 с.
безумца «иллюзии жизни»32, что сближает JI. Андреева с A.A. Блоком, В.Я. Брюсовым и Ф. Сологубом. Внимание автора привлекает не только патология психики отдельной личности, но особенности поведения, психология «человека толпы» («Так было»). Проблема безумия осмысляется автором в контексте оппозиции «город-природа», в контексте феномена «петербургского безумия» («В тумане», «Ложь», «Мысль», «Город», «Проклятие зверя»), В художественной системе Л. Андреева противопоставленные формы городского и природного пейзажей способствуют раскрытию сознательного и бессознательного в человеке. Следуя традициям классиков русской литературы XIX века, писатель обращается к теме «маленького человека» и изображает город и городское общество как силу, подчеркивающую незначительность отдельной личности и способную довести ее до потери рассудка. Пространство природы, напротив, в сознании героев-безумцев связано с ощущением свободы. Своеобразное авторское осмысление традиции писателей-романтиков (побег безумца на лоно природы) обнаруживается в повести «Жизнь Василия Фивейского».
Явление безумия осмысляется Л. Андреевым как возможный итог трагедии индивидуалистического сознания, как наказание за нарушение закона морали, результат конфликта разума и совести, онтологической проблемы одиночества. В рассказе «Мысль» отражаются различные подходы Л. Андреева к раскрытию феномена безумия - автор обращается к мотивам эксперимента человека над собственной психикой, симуляции безумия, перехода героя из категории врача в категорию пациента, переосмысляет мотив распространения слухов о безумии, задается философским вопросом о зыбкости границ между нормой и безумием. В рамках социального аспекта феномен безумия раскрывается автором в рассказе «Призраки», где
32 Скрипкина В. А. Творчество С.М. Соловьева (1885-1942) в свете культурологических тенденций эпохи : диссертация... доктора филологических наук: 10.01.01. - Москва, 2005. - С. 84.
сумасшедшими в определенной степени оказываются и пациенты клиники, и посетители ресторана «Вавилон», желающие уйти от обыденности жизни.
В рассказе «Елеазар» безумие становится результатом осознания героями конечности бытия, собственной бренности. Герой Елеазар, сравниваемый автором с пустыней, становится воплощением стихии, которая сближает «начало всякой вещи с концом ее» - жизнь и смерть, разум и безумие, вечность и пустоту, что показано на примере общения Елеазара с жителями Рима. Явление безумия в рассказе получает и другую интерпретацию - рассматривается автором наказание за «праздное любопытство», с которым герои пытаются постичь тайну бытия, обладать знаниями, недоступными для человеческого разума.
В произведениях Л. Андреева 1900-х годов можно выделить как образы юродивых, так и юродствующих героев. В повестях «Иуда Искариот и другие» и «Тьма» автор обращается к героям, который демонстрируют «юродский жест»33 (термин В.В. Иванова), тяготеют к экспрессивной форме поведения, имитируют ситуацию безумия с целью обнажения правды. В данном контексте особое значение приобретает рассказ «Из глубины веков (Царь)», где в образе сумасшедшего царя автор переосмысляет традицию изображения юродивых в отечественной литературе. Уподобляясь безумцу, Навуходоносор обличает рабскую природу народа, пороки придворной свиты, готовой принимать самые абсурдные проявления власти.
Явление сумасшествия воспринимается автором как иная форма сознания («Жизнь Василия Фивейского»), как проявления «изнаночного» мира, в котором образ сумасшедшего дома становится прообразом системы мироустройства, а лжеучение ложится в основу философской системы («Мои записки»). Безумие «мирового разума» писатель видит в наличии войн и смертных казней, критическом осмыслении общественных норм, в
33 Иванов В.В. Юродский жест в поэтике Достоевского // Русская литература и культура нового времени СПб., - 1994.-С. 108-133.
«овеществленном» мире, где на место человека становится кукла-марионетка, жизнь замещается механизмом («Красный смех», «Рассказ о семи повешенных», «Сын человеческий», «Губернатор»).
В разделе 2.3, посвященном прозе писателя периода 1910-х годов, подчеркивается, что тема безумия продолжает свое развитие. В творчестве Л. Андреева указанного периода состояние помешательства становится результатом роковых обстоятельств, реакцией на необъяснимые для рационалистического познания явления, что ярко подчеркивается в рассказе «Ипатов», где в трагедии одноименного героя, пораженного беспричинной душевной болезнью, отражается мысль об изначальной беззащитности человека перед внезапным проявлением таинственных сил. Мотив таинственности становится доминирующим и в произведении «Он (рассказ неизвестного)», где Л. Андреев обращается к опыту И.С. Тургенева, А.П. Чехова, Э. По и осмысляет сумасшествие как результат столкновения протагониста с воплощением метафизического зла.
В романе «Сашка Жегулев» тема безумия развивается в контексте социально-политической проблемы революции и бунта. Двойником Погодина (соотносимого в романе с Христом) выступает юродивый Фома Неверный, символизирующий неизбежность кары героя, осуждение со стороны народа. В антивоенной повести «Иго войны», опираясь на опыт A.C. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, В.М. Гаршина, Л. Андреев создает образ «маленького человека» Ильи Дементьева, изменение внутреннего мира которого соотносится с состоянием временного безумия. Осмысляя исторические события 1910-х годов (Первая мировая война, Февральская и Октябрьская революция, Гражданская война), Л. Андреев в публицистических статьях («Памяти погибших», «S.O.S.») создает образы безумной толпы, изображает страну, покрытую тюрьмами и сумасшедшими домами, в которых врачи и пациенты поменялись местами. Характеризуя общество современников, писатель выделяет тип «нравственного безумца».
18
В итоговом произведении JI. Андреева - романе «Дневник Сатаны» проблема безумия анализируется автором на различных смысловых уровнях: от безумия личности до безумия современного мира и общества. Эпистолярная форма произведения, особенности образа Сатаны (потребность в игре, проявления внутреннего психологического конфликта), характерные для героев-безумцев, позволяют нам выдвинуть гипотезу о возможности рассмотрения романа как своеобразных «записок сумасшедшего». Мотив невыразимости мысли, характерный для писателей XIX века, связан в произведении с темой сумасшествия - настоящими философами и мыслителями, по мнению Сатаны, являются те, кто попытался обратиться к невыразимому, познал истину и впоследствии лишился рассудка. Ситуация безумия в сознании героя оказывается связанной с железнодорожной катастрофой и подразумевает внутренний надлом человека, определяющий дальнейшую жизнь как иллюзию движения, пребывание за границами сознания.
Глава 3 «Способы решения проблемы безумия в драматургии JI.H. Андреева» посвящена особенностям репрезентации явления безумия в драматическом наследии писателя.
В художественной литературе рубежа XIX-XX столетий мастерство Андреева-драматурга, по мнению К.Д. Муратовой, определяет «возникновение нового типа драмы в России»34. В пьесах Андреева прослеживается обращение к традициям крупнейших писателей XIX века: A.C. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.Н. Островского, А.П. Чехова, М. Метерлинка, Г. Ибсена, Э. По и других. Наряду с художественной прозой феномен безумия становится одной из центральных проблем в драматургии JI. Андреева. Писатель уделяет внимание различным аспектам данного явления: рассматривает безумие как
34 Муратова К Д. Леонид Андреев // История русской литературы: В 4 т. / АН СССР. Ин-т рус. литературы (Пушкинский Дом). — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1980—1983. —Т. 4. Литература конца XIX — начала XX века (1881—1917). / Ред. тома: К. Д. Муратова. — 1983. —С. 353.
19
результат конфликта сознания, осмысляет в комплексе социально-философских проблем, обращается к мотиву сумасшествия творческой личности (ученый, художник) и религиозному помешательству. В пьесах Л.Андреева феномен безумия может быть как основным лейтмотивом произведения («Мысль», «Черные маски»), так и быть представленным на различных уровнях текстовой организации - детали портрета героев, единичное упоминание (размышление о симуляции безумия - «Gaudeamus», мотив обвинения в сумасшествии - «Не убий», реплика о сумасшествии Гамлета и образ сумасшедшего дома в миниатюрах «Любовь к ближнему» и «Монумент»).
Раздел 3.1 отражает специфику развития исследуемого феномена в пьесах Л. Андреева 1900-х годов. В обозначенный временной период тема сумасшествия связана с взглядами драматурга на острые социальные и религиозные проблемы современного общества: революция, конфликт интеллигенции и народа, духовные искания личности. Сумасшествие становится результатом столкновения романтического восприятия революции и осознания трагической предопределенности жизни человека («К звездам»). Л. Андреев акцентирует внимание на различных попытках преодоления абсурдности бытия, граничащих с помешательством: радикальное уничтожение «мировой болезни», восприятие смерти как «пробуждения» от сна жизни, религиозное безумие («Савва»). В драматургии периода конца 1900 - начала 1910-х годов Л. Андреев обращается к проблеме трагической ограниченности человеческого разума. Символами мировой дисгармонии драматург избирает «безумный танец» («Анатэма») и «лживую музыку»; сумасшествие становится наказанием за мнимое искусство («Океан»), В творчестве писателя обнаруживается постепенный переход от социальной проблематики к конфликту сознания отдельной личности («Черные маски»). Обращаясь к метафоре «дом — душа человека»,
писатель показывает ситуацию безумия как борьбу светлого и темного начал во внутреннем мире героя.
В разделе 3.2 содержится анализ драматургических произведений Л. Андреева 1910-х годов. Специфика художественного воплощения феномена безумия в драматургии указанного периода связана с особенностями теории «театра панпсихе». Создавая тип интеллектуальной драмы, автор акцентирует внимание на развитии внутреннего конфликта личности, одним из проявлений которого становится утрата рассудка. Создавая ситуацию помешательства героев пьес «Екатерина Ивановна», «Мысль», «Тот, кто получает пощечины», «Собачий вальс», Л. Андреев использует мотивы двойничества и театральности, обращается к теме «петербургского безумия» и разыгрываемому помешательству (юродству), соотносит сумасшествие с духовной смертью персонажей и онтологической проблемой одиночества. Герой-безумец в произведениях 1910-х годов может быть связан с проблемой «творческой одержимости», быть символом, «душой» народа порабощенной страны.
В заключении обобщаются результаты проведенного исследования, формулируются основные выводы.
Специфика изображения феномена безумия в творчестве Л. Андреева заключается в сочетании традиций опыта писателей-предшественников и «рубежного сознания» автора. Новаторство писателя в художественном выражении феномена безумия мы подчеркиваем в том, что автор рассматривает сумасшествие в контексте «умственных эпидемий» рубежа XIX-XX веков, обращаясь к метафоре «дом - душа человека», создает картину расщепления сознания, обращается к мотиву эксперимента человека над собственным сознанием, разносторонне осмысляет феномен безумия в контексте оппозиции «хаос — космос».
Опираясь на опыт классиков XIX века (A.C. Пушкин, Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, Ф.И. Тютчев, А.И. Герцен, М.Е. Салтыков-Щедрин, В.М.
21
Гаршин, Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, А.П. Чехов, Э. По, Э. Золя и другие), писатель обращается к взаимосвязанным категориям «безумия мира» и безумия личности, соотносит явление сумасшествия с темами религиозного и романтического помешательства, в контексте социально-философского аспекта осмысляет проблему границы между нормой и безумием, обращается к сюжету писателей-романтиков о побеге безумца на лоно природы, прибегает к эпистолярному жанру, стремясь показать безумие не в качестве итога заболевания, а как продолжительный процесс, связывает с образом дома, мотивами смеха, смерти, двойничества, преступления и наказания, симуляции безумия и другими. Отдельного внимания в творчестве писателя заслуживают образы юродивых и юродствующих. Ориентируясь на опыт классиков литературы XIX века, писатель стремился не только к изображению древнерусских юродивых, но и уделял внимание специфике данного образа (сокрытию святости, разыгрываемому безумию, обличительству, проявлению «юродского жеста»). Герои произведений Л. Андреева, уподобляясь в поведении юродивым, выступают против лицемерия и экзистенциального неустройства мира; несмотря на внешний вид и поведение, они оказываются в духовном смысле выше окружающих, что соответствует традиции подвига Христа ради.
По теме диссертации опубликованы следующие статьи:
1. Назаров И.А. Мотив безумия в прозе Л. Н. Андреева 1890-х годов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: «Грамота», 2013. - № 7. - Ч. 1. - С. 141-143.
2. Назаров И.А. Своеобразие решения темы безумия в рассказе Л.Н. Андреева «Из глубины веков (Царь)» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — Тамбов: «Грамота», 2013. — № 8. — Ч. 1. — С. 116-118.
3. Назаров H.A. Образ сумасшедшего дома в рассказе JI.H. Андреева «Мысль» [Электронный ресурс] / H.A. Назаров // Электронный журнал «Вестник Московского государственного областного университета». - М.: МГОУ, 2013. - №3.- Режим доступа: http://evestnik-mgou.ru/vipuski/2013_3/stati/rusfilologiya/nazarov.html.
4. Назаров И. А. Оппозиция «город-природа» в контексте темы безумия в творчестве Л. Андреева // Творчество Леонида Андреева: современный взгляд (Материалы международной научной конференции, посвященной 140-летию со дня рождения писателя) / Под ред. Е.А. Михеичевой, П.А. Ковалева, И. А. Билибиной. - Орел, ПФ «Картуш», 2011. - С. 66-72.
5. Назаров И.А. Образ дома в рассказе Л.Н. Андреева «Красный смех» // Текст, контекст, интертекст: сборник научных трудов молодых ученых Института гуманитарных наук ГБОУ ВПО МГПУ по итогам международной научной конференции «XII Виноградовские чтения» (10-12 ноября 2012 г.) / Отв. ред. A.B. Громова. - М.: МГПУ, 2012. - С. 30-35.
6. Назаров И.А. Грань между нормой и безумием в рассказах Э. По «Система доктора Дегот и профессора Перье» и Л. Андреева «Призраки» / Художественное осмысление действительности в зарубежной литературе. Выпуск 1. Межвузовский сборник научных трудов. / Под ред. И.Е. Луниной, A.A. Стрельниковой. - М.: Звезда и крест, 2011. - С. 17-24.
7. Назаров И.А. Мотив безумия в драме Н.С. Лескова «Расточитель» // Актуальные вопросы филологии в работах студентов, магистрантов и аспирантов: сборник статей / Ред.-сост.: Е.Ю. Геймбух, A.B. Громова. — М.: МГПУ, 2013.-С. 53-56.
Напечатано в Типографии на Брестской ООО "Диалог", 123056, г. Москва, ул. 2-я Брестская, д. 39, стр. 3, ИНН: 7705928320 КПП: 771001001 Подписано в печать «27» августа 2013 г. Формата А5 (148x210мм)
Тираж 120 экз. Заказ № 2514 от 29.08.13
Текст диссертации на тему "Художественное воплощение феномена безумия в творчестве Л.Н. Андреева"
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА
МОСКВЫ
«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
На правах рукописи
04201361415
Назаров Иван Александрович
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ ФЕНОМЕНА БЕЗУМИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ Л.Н. АНДРЕЕВА
10.01.01 - русская литература
Диссертация
на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Научный руководитель -
доктор филологических наук, профессор Джанумов Сергей Акопович
МОСКВА 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ XIX ВЕКА КАК ПРЕДШЕСТВЕННИКИ Л.Н. АНДРЕЕВА В РАЗРАБОТКЕ ТЕМЫ БЕЗУМИЯ...........................23
1.1. Особенности художественного воплощения феномена безумия в отечественной литературе 1810-1830-х годов
1.2. Репрезентация темы безумия в контексте проблемы счастья
1.3. Своеобразие решения проблемы безумия в рамках социального аспекта
1.4. Тема сумасшествия и проблема психологизма
ГЛАВА И. СВОЕОБРАЗИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ТЕМЫ БЕЗУМИЯ В ПРОЗЕ Л.Н. АДРЕЕВА...............................................................100
2.1. Репрезентация темы безумия в ранней прозе 1890-х годов
2.2. Разностороннее изображение темы сумасшествия в прозе 1900-х годов
2.3. Особенности развития темы безумия в произведениях 1910-х годов
ГЛАВА III. СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ БЕЗУМИЯ В ДРАМАТУРГИИ Л.Н. АНДРЕЕВА................................................ 179
3.1. Тема безумия в контексте социально-философской проблематики в пьесах 1900-х годов
3.2. Специфика отражения темы сумасшествия в драмах 1910-х годов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................206
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..............................................................210
психического здоровья, проблема разума и свободы воли, безумие творческой личности. Автор соотносит безумие с темами религиозного и романтического помешательства; через дневниковую форму произведений стремится показать безумие не в качестве итога заболевания, а как продолжительный процесс, демонстрирует отражение мира в сознании больного человека; связывает с феноменом юродства и героями, обладающими «жестом юродивого»8. Мотив сумасшествия тесно переплетается с мотивами смеха, смерти, одиночества, двойничества, театральности, рока и другими.
Обращаясь к теме безумия, Андреев ориентируется на опыт отечественных и зарубежных писателей XIX века (A.C. Пушкин, Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, JI.H. Толстой, И.С. Тургенев, М.Е. Салтыков-Щедрин, В.М. Гаршин, А.П. Чехов, Эдгар По, Ч. Диккенс, Ги де Мопассан, М. Метерлинк и другие). В.В. Заманская пишет, что в творчестве Андреева обнаруживается «множество традиций реалистического XIX века (в нем — Гоголь, Достоевский, Помяловский, Левитов, Чехов, Толстой, ранний Горький), и при этом он своим модернизмом не только изменил блестяще усвоенным национальным реалистическим традициям, но приобрел и европейский облик: по типу мышления, видению мира, по слогу»9.
Интерес автора к проблеме безумия находил различные отклики в прижизненной критике. С одной стороны, отмечалось мастерство писателя при изображении «ситуации безумия»10 (A.A. Измайлов, В.Б. Кранихфельд, Р.В. Иванов-Разумник), с другой - произведения о безумцах подвергались осуждению как пропаганда «больной темы» и пессимизма: «Произведения Андреева вредны, как вреден бред душевнобольных для окружающих их
8Термин В.В. Иванова. См.: Иванов В.В. Безобразие красоты: Достоевский и русское юродство. — Петрозаводск: Изд-воПГУ, 1993.-151 с.
'Заманская, В. В. Экзистенциальная традиция в русской литературе XX века. Диалоги на границах столетий: Учебное пособие [Текст] / В. В. Заманская. - М.: Флинта: Наука, 2002. - С. 109.
10Термин Л.К. Антощук. См.: Антощук Л.К. Концепция и поэтика безумия в русской литературе и культуре 20- 30-х гг. XIX в.: автореф. дис... канд. филолог, наук / Л.К. Антощук.-Томск: Томск, гос. ун-т, 1996.-18 с.
7
людей»11; художественная манера писателя нередко высмеивалась в
пародиях (Л.Г. Мунштейн («Мысль»), В.П. Буренин («Калоши на головах»)).
Герои андреевских произведений становились объектами порицания со
стороны социума. Так, на собрании харьковского литературно-
художественного кружка одноименная героиня пьесы «Екатерина Ивановна»
1 ?
была признана душевнобольной, что получило широкую огласку .
Отдельного внимания заслуживает интерес к творчеству Андреева со стороны специалистов в области психиатрии (Д.А. Аменицкий, Т.Я. Ткачев, А.Э. Янишевский и другие). Психиатр А.Н. Муморцев писал: «Если бы какой-нибудь лектор без клиники вздумал читать курс психиатрии и не знал бы, где взять больных, он свободно мог бы их заменить героями Андреева, и только выиграл бы» . Личность Андреева также стала объектом исследования врачей-психиатров. В 1903 году в Санкт-Петербурге состоялось выступление доктора И.И. Иванова, который одним из первых сделал вывод о возможной душевной болезни писателя, имевшего возможность «ознакомиться с психиатрией во время своего нахождения в специальной лечебнице»14. Андреев выразил несогласие с точкой зрения И.И. Иванова (впоследствии доктор принес публичные извинения). Несмотря на то, что Андреев в различной форме опровергал обвинения в сумасшествии, в настоящее время личность писателя продолжает рассматриваться некоторыми исследователями как пример патологии психики. Исследователь
11 Ткачев Т. Я. Патологическое творчество Леонида Андреева. — Харьков, 1913. - С.19.
12 Т-ий [Трипольский П.] Суд над «Екатериной Ивановной» // Утро. 1913.16 февр. (№1881). - С. 4.
|3Муморцев А.Н. Психопатические черты в героях Леонида Андреева: СПб., 1910. — С.2
14 [Б. п.] Леонид Андреев на суде психиатров // Биржевые ведомости. 1903. 20 февр. N 90. Утр.вып. — С. 2.
8
Ф. Уайт15 посвятил данной теме несколько статей и отдельную монографию, что вызвало опровержение со стороны ряда литературоведов16.
Считаемым необходимым пояснить, что в нашем диссертационном исследовании не ставится задача постановки медицинского диагноза Андрееву или героям его художественных произведений. Мы полагаем, что в вопросах психиатрического освидетельствования компетентными являются специалисты в области психиатрии, а не литературоведения. Н.С. Скороход, анализируя биографию и творчество писателя, пишет, что, несмотря на пристальный интерес к «фабулам безумия», Андреев являлся «психически нормальным» человеком17. Оригинальная точка зрения на данную проблему представлена в диссертационном исследовании Е.А. Петровой18, утверждающей, что в ситуации с Андреевым имеет место быть «миф о безумии» — особая стратегия писателя, рассчитанная на привлечение внимания аудитории к своей персоне и творчеству.
О значимости темы безумия в прозе и драматургии писателя упоминается в работах отечественных и зарубежных литературоведов. Своеобразие художественной системы автора, интерес к явлению безумия подчеркивается в одной из работ 1950-х годов по творчеству Андреева: Л.Н. Афонин в книге ««Леонид Андреев» (1959) пишет, что «пренебрежительно относясь к натуре, к изучению и осмысливанию фактов живой жизни, чрезмерно надеясь на фантазию, «нутро», Л. Андреев порой не выходил за пределы ограниченного круга своих настроений, выдавая призраки,
15 White, F. Н. Memoirs and madness: Leonid Andreev though the prism of the literary portrait: includes an annotated translation of A Book about Leonid Andreev [Text] / Frederick H. White. - Montreal [etc]: McGill -Queen's univ/ press, 2006 - X, 346 c.
|6Айнгорн Л. Э., Вологина О. В., Гречнев В. Я., Иезуитова Л. А., Кен Л. Н., Шишкина Л. И. Заблуждение или обман: о так называемом сумасшествии Леонида Андреева // Русская литература. 2005. -N 4. - С. 103 -114.
17 Скороход Н.С. Леонид Андреев / Наталья Скороход. - М.: Молодая гвардия, 2013. - 430 с.
18 Петрова Е.А. Проза Леонида Андреева: поэтика эксперимента и провокации: диссертация ... кандидата филологических наук: 10.01.01 - Москва, 2010 г. -195 с.
9
порождаемые потрясенной человеческой психикой, за картины действительности»19.
JI.A. Иезуитовой20 «Творчество Леонида Андреева (1892 - 1906)» подчеркивается значимость темы безумия и ее место в творчестве писателя, дается условная классификация моделей поведения героев-безумцев, говорится об опасности «спящего Разума» в контексте социальных катаклизмов начала XX века. Литературовед отмечает значимый для художественной системы Андреева антиномичный характер. Применительно
-у 1
к теме исследования подчеркнем монографию Ю.Н. Бабичевой , анализирующую драматургическое наследие писателя. Ю.Н. Бабичева уделяет внимание «атмосфере безумия», присущей сценам некоторых пьес, и интерес драматурга к сюжетам о патологиях психики.
22
В монографии Е.А. Михеичевой , посвященной особенностям психологизма в произведениях Андреева, выделяется тип героя-двойственника (понимание человека как двойственной натуры, сочетающей в себе противоположные начала), отмечается значимость внутреннего конфликта героев между разумным «я» и бессознательным «оно». Е.А. Михеичева подчеркивает интерес писателя к теме зыбкости границы между нормой и безумием, к социальному аспекту явления сумасшествия. Психологический облик героев Андреева становится темой статей С.Ю. Ясенского23 и Арсентьевой24, в которых безумие рассматривается в контексте проблемы свободы воли и нравственного выбора.
19 Афонин Л. Н. Леонид Андреев. - Орел, 1959. - С. 195.
20 Иезуитова Л.А. Творчество Леонида Андреева (1892-1906) // Леонид Андреев и литература Серебряного века: Избранные труды. - СПб.: ИД «Петрополис», 2010-С. 14-211.
21 Бабичева Ю.В. Драматургия Л. Н. Андреева эпохи первой революции. - Вологда: Изд-во Вологодского пед. ин-та, 1971. - 182 с.
22 Михеичева, Е. А. О психологизме Леонида Андреева [Текст] / Е. А. Михеичева; М-во образования Рос. Федерации. Моск. пед. ун-т. - М.: Моск. пед. ун-т, 1994. - 189 с.
23 Ясенский С.Ю. Особенности психологизма в прозе Л.Андреева 1907-1911 годов // Творчество Леонида Андреева. - Курск. 1983. - С. 35-44
24 Арсентьева H.H. Проблемы нравственного самосознания личности в творчестве Леонида Андреева // Леонид Андреев: Материалы и исследования. — М.: Наследие, 2000. — С. 175-195
10
JI.K. Антощук , уделяет внимание «новому опыту безумия» в творчестве Андреева - мотиву эксперимента человека над собственной психикой, подчеркивает значимость феномена толпы и образы юродивых. О специфике и многообразии воплощения темы юродства в творчестве писателя упоминается в трудах А.Н. Киселевой26 и М.В. Карякиной27. Подробный анализ мифопоэтических особенностей, интертекстуальных связей с произведениями предшественников (U.C. Тургеневым, В.М. Гаршиным, Э. По) представлен в работах И.И. Московкиной28, Е.В.
ЛЛ -зл
Гиммер и М.В. Еременко . В контексте исследуемой темы особо примечательны выводы литературоведов об интертексте Н.В. Гоголя и Ф.М. Достоевского, рассмотрение творчества Андреева в контексте петербургского текста русской литературы. Применительно к теме диссертационного исследования особо отметим монографию И.И. Московкиной, в которой приводятся размышления относительно феномена дома (как метафоры человеческого сознания) в творчестве Андреева.
В трудах В.И. Беззубова31, В.А. Келдыша32, JI.A. Смирновой33 подчеркивается проблема художественного метода Андреева, работа писателя на стыке различных художественных направлений, судьба
25Антощук Л.К. Новый опыт безумия: эксперименты с сознанием (рассказ Л. Андреева "Мысль" как модель безумия нач.ХХ века) // Вестник ТГПУ, Вып. 6 (15). - Томск, 1999. - С. 27-32.
26 Киселёва А.Н. Художественные формы трагического сознания в прозе Леонида Андреева (1898-1907): проблемы становления и архетипического соответствия : Дис.... канд. филол. наук: 10.01.01: Москва, 2004 -208 с.
27 Карякина М.В. Феномен игры в творчестве Леонида Андреева :Дис.... канд. филол. наук : 10.01.01. -Екатеринбург, 2004.-214 с.
28 Московкина, И. И. Между «PRO» и «CONTRA»: координаты художественного мира Леонида Андреева [Текст] / И. И. Московкина; Министерство образования и науки Украины, Харьков.нац. ун-т им. В. Н. Каразина. - Харьков: Харьков.нац. ун-т им. В. Н. Каразина, 2005. - 287 с.
29 Гиммер Е.В. Рассказ «В тумане» Л. Андреева в контексте петербургского текста русской литературы // Творчество Леонида Андреева: современный взгляд. - Орел, ПФ «Картуш», 2011. - С. 93-100.
30 Еременко М.В. Мифопоэтика творчества Леонида Андреева, 1908 - 1919 гг.: диссертация ... кандидата филологических наук: 10.01.01. — Саратов, 2001. - 185 с.
31 Беззубов В.И. Леонид Андреев и традиции русского реализма [Текст] / В. И. Беззубов. - Таллин: Ээсти раамат, 1984. — 335 с.
Келдыш В.А. О «серебряном веке» русской литературы: Общие закономерности. Проблемы прозы. — М.: ИМЛИ РАН, 2010. — 512 с.
53 Смирнова, Л. А. Творчество Леонида Андреева. Проблемы художественного метода и стиля [Текст] / Моск. обл. пед. ин-т им. Н. К. Крупской. — [Учеб.пособ.]. - М.: МОПИ, 1986. - 94 с.
11
направления реалистической литературы на рубеже XIX-XX столетий. Анализируя творческий путь писателя, В.А. Келдыш приходит к выводу, что Андреева интересует проблема ограниченности, несовершенства человеческого разума перед тайнами бытия. Безумие, по мысли литературоведа, становится в произведениях Андреева участью сознания героя-индивидуалиста. JI.A. Смирнова подчеркивает в творчестве Андреева внимание к глубинным процессам психики, проблеме сосуществования разума и инстинкта, интеллектуальной сущности и животной стихии. В книге В.И. Беззубова «Леонид Андреев и традиции русского реализма» отмечается значимость традиций реализма в творческом наследии писателя, подчеркивается влияние Ф.М. Достоевского, JI.H. Толстого, А.П. Чехова на формирование художественной манеры Андреева, в том числе, на особенности интерпретации темы безумия. В данном контексте особенно примечательны выводы Г.Б. Курляндской34 об обращении Андреева к творчеству И.С. Тургенева (в частности, к мотиву необъяснимых изменений в психике). Анализ творчества Андреева в контексте художественной культуры Серебряного века представлен в работе H.A. Лариной35.
Анализируя проблему личности в отечественной литературе рубежа XIX-XX веков, Л.А. Колобаева делает вывод, что Андреев акцентирует внимание на состоянии потрясенной человеческой психики, психологическом надломе и резким формам его отражения (ситуация безумия). Стилистика ранних произведений писателя, по мнению литературоведа, проникнута резкими экспрессивными сценами. В трудах
34 Курляндская, Г. Б. О «таинственном» в прозе И. С. Тургенева и Леонида Андреева [Текст] / Г. Б. Курляндская // Леонид Андреев: материалы и исследования [Сборник] / Рос.акад. наук. Ин-т мировой лит.им. А. М. Горького; [Ред. В. А. Келдыш, М. В. Козьменко]. — М.: Наследие, 2000. - С. 265-271
35 Ларина H.A. Творчество Леонида Андреева в контексте художественной культуры Серебряного века: Дис. ... канд. культурологических наук: 24.00.01. - Москва, 2005. - 171 с.
36 Колобаева Л. А. Концепция личности в русской литературе рубежа XIX — XX вв. [Текст] / Л. А. Колобаева. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 333 с.
О.Г. Вологиной подчеркивается значимость категории «безумия мира» в позднем творчестве и публицистике Андреева - его экспрессивное восприятие революционной обстановки 1917 года и поведения общества как массового сумасшествия, что роднит писателя с крупными художниками зарубежной литературы.
В современном андрееведении исследование феномена безумия не утрачивает своей актуальности. Так, О.В. Сова в статье «Мотив безумия в творчестве Андреева»38 приходит к выводу, что писатель расширяет проблему безумия от отдельной личности до сумасшествия мирового характера. По мысли литературоведа, в произведениях писателя душевный недуг становится атрибутом не только конкретной личности, но и всего человечества. По справедливому утверждению A.M. Хазовой , тема безумия в творчестве Андреев связана с категориями «безумия мира» и безумия личности и на протяжении творческого пути проходит своеобразную эволюцию. В диссертационном исследовании Е.И. Петровой40 изображение психических отклонений рассматривается как способ провокации со стороны писателя (особый «параноико-критический метод»), в прозе Андреева отмечается близость к течению сюрреализма. На юбилейной международной конференции, посвященной биографии и творчеству Андреева (Орел, 2011 год), проблема безумия также была отмечена в ряде докладов41.
В зарубежном литературоведении феномен безумия получает освещение в контексте сопоставления творчества Андреева и
37 Вологина О.В. Творчество Леонида Андреева в европейском литературном процессе XX века. — Орел: Издатель Александр Воробьев, 2008. - 128 с.
38 Сова О. В. Мотив безумия в творчестве Л. Андреева// В книге: Культура и текст. - СПб.; Барнаул, 1997. — Вып. 1: Литературоведение. 4.1. - С. 53-54.
39 Хазова М.А. Тема безумия в творчестве Л. Андреева // Творчество Леонида Андреева: современный взгляд. - Орел, ПФ «Картуш», 2011. - С. 75-82.
40 Петрова Е.А. Проза Леонида Андреева: поэтика эксперимента и провокации: диссертация ... кандидата филологических наук: 10.01.01 - Москва, 2010 г. -195 с.
41 Творчество Леонида Андреева: современный взгляд. - Орел, ПФ «Картуш», 2011. - 200 с.
13
Достоевского42, развития образа «маленького» человека43 в литературе рубежа Х1Х-ХХ столетий. Рита Джулиани44 находит феномен сумасшествия как один из атрибутов поэтики писателя. И. По�