автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Художественное время и пространство в "Жизни Клима Самгина" М. Горького
Полный текст автореферата диссертации по теме "Художественное время и пространство в "Жизни Клима Самгина" М. Горького"
ШШОРСДСЙИИ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОЗЩРСТВКНШИ УНИйКРСЙГЬТ тл.Н.ИДОБАЧь^ОГО
На правах рукописи
ВОРОНИН Владимир Сергеевич
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВРЬМ И ОРОСТРаНСТВО В «ЖИЗНИ КШМА САМГИНА" & .ГОРЫОГО
10.ОХ.02. _ Литература народов СССР /советского периода/
АВТОРЕФЕРАТ лпссертации на соискание учсно>1 степени каядвдата Лилалогических наук
Нижняя Новгород -1-993-
Работа выполнена на кафедре русской литературы 2Х века Нижегородского ордена Т-рудового Красного Знамени государственного университета им. Н.И.Лобачевского
Научный руководитель - заслуженный деятель науки К^Р, доктор филологических наук, профессор Кузьмичев
Официальные оппоненты: доктор филологических наук,
профессор Нелтова Н.И. кандидат филологических наук, доцент Захарова -й.Т.
^едуцар организации - -Волгоградский государственный
университет
Защита диссертации состоится и " 1933 года
в_часов на заседании регионального специализированного
совета ^ С^З 77 II по присуждению ученой степени кандидата ■ филологических наук в Внегородском ордена Трудового красного Знаг/.еня государственном университете им.Н.ИДобачевского /бО^бОО, Нижний Новгород, проспект Гагарина,^/
с диссертацией ¡лото ознакомиться в фундамеотальной библиотеке Негородского университета /проспект Гагарина, 23/
Автореферат разослан " " 1993 ГОда
Ученый секретарь специализированного совета
ыАынхайлов
0га,пАН ХАРАКТЕРйС1УлА РАБОТя
Дселг.-ет исследования
Согласно .Леонову, нале знание сотен координат ^изни едва ли соотносило с десятком тнсач координат, на которых она базгту-ется1. Обращаясь же к нагляднад и вездесупггм - пространству и времени - мы видим, что я они достаточно слогл?;;.: опреяеязв set как все координаты за вычетом тех, что с нзатя но *.ч«32иа, т*но прийти к выводу, что вычет практичесш цуст, вычитать цо-ети нечего. менее многоликими и кногоевташжи предстают зтя г. каяуэ координаты в высших проявлениях художественной литературы, :-*= частности, в последнем произведения ^.Готакого "^изнь Ллы.-з. -ан гина".
Актуальность исследования
■К личности ^.Горького и его творчеству всегда существовал никогда не угасаший долитэтеский интерес, в значительной мере деФсг^зрсваЕзгй анализ .с обегзешо гооьковсксй портики. %>евогне-оенная необычайно высоко лак исключительно новое мление в зпоху безугс-юЗ идеологизации всех стотюн низки и объязл^ег/эл теперь, в эпоху такой г.ь безуг^оХ дснцелогизацяа, чуть ли не плоским бнто-япсзтельстзсч, гоэтккз Горького как никогда нуждается сегодня в 'серьезном и обстоятельном пзученкп.
И, конечно re, сг>сЗле?ла художественного времени н пространства в произведении, новеетвурзем о ззап:,:опрелс-:ллеяин пустот эпохи -и человека, требует активного пзроосмксяондя п к.'еет определенное огнехение к пэнсланзэ текуаеЗ истории.
1 lispsnenrasa - 89: Советская лзтетатура сегодня: Сборник. -П., 1989. _U.9.
. Цель и задачи исследования
Автор ставит своей пелью раскрыть многомерность я многосвяэ-ность художественного времени и гшостпанства в "2изки л-лима ^амги-на" Ы,Горького. Дл=? раскрытая пели исследования диссертантом поставлены следующие задачи:
- определить основные слои единого хронотопа произведения и :гг,сс-.гнить та взаимодействие в повествовании;
- г>асс:.:стгн;ть ппостранственно-втэеменнне очертания стадности, индивидуализма и коллективизма в их физическом и психологическом аспекте;
- осветить противоречивую пульсацию истории в сознании индивида;
- выявить основные способы оформления художественного времени и пространства в горьковском произведении.
Научная новизна исследования состоит в тон, что в нем впервые предпринята попытка целостного анализа худскествзннаго времена и пространства "тоошального" произведения Горького. Соискатель далеко отходит от обычной историко-геограйичесг.о2 трактсшка зтоЗ темы и вперзые рассматриваем худсстестзенное вре:ля и пространство как синтез реального и йантастпческсго порчдка событий, рсхдадзйся в "поле напряжения" медду првекалс: фанхаззи ц еашдзка охранения вышнего мира.
Новый подход к худсгсестаепЕодг срсгси:; и цросгразгтау иосзолй-ет глубже выявить особенности вахуумхого поглоаекпя истерт в щ—г глазного персонагг гсрысозского поаосаэсваыз:.
Интереска п нова копмтг.а диссертанта
Ш йЗд.'.Ь'ИПП'Ь 1&
1'л Са^дм" 2 кснтсзсто псстойнате^сгопсго прсзсггс Ее::ото~ые пагалгок? ......_______„
у Гоголя л Горького.
Методологическая основа диссертации в ее литературоведческом д горькозедческом плане - работы .Бахтина, А .С .Буппяша, И.И.Пайнберга, Н.К.Гея, И.п.%ЗЪмячева, Д.С.Лихачева, А.й.Овчарен-ко, Б.^.Цсринева п ряда других последователей.
Практическая значимоетъ■работн заключается з том, что изложенный в ней подход к анализу пространственных и временных отношений в литературе ткее? достаточно обггий характер и мскет быть использован' при рассмотрении творчества различных писателей.
Основная горьковедческая часть работы гложет быть использована з более обяих исследованиях поэтики писателя, в лекциях я спецкурсах по русской литературе ^ века.
Д-пробаттия работы. Результаты диссертационного исследования докладывались на зональной научно-практической конференции "ВраЗ-легл художественности и анализ литературного произведеник/в вузе п пноле/" /Пермь, г.д на зональной научноЗ конференции "Шоблегла характера в литературепЛелябинск, ¿У-0 г./, на межвузовской конференции филологов/Балашов, г. / и обсухдалтоь на заседаниях кафедры русской литературы XX века НКГУ ш. Н.йДоба-чезского, а также изложены з публикациях по теме диссертации.
Структура -работы определяется целы) и задачами исследования л состоит пз введения, .двух глав, закияения и списка пепользован-
по"; литературу. ____■........
Сд-Ц^ЕА-Мь Д^СЫТАЩШ
¿о гзотеют карактгризуетея стйпрзь изученности проблеет, определив* соль п пэдачп псследсзшпт», обосновывается его актуальность п новизна, даете* определзипе художественного времени и прэзтрзнзгза как прсстранстзешю-зреыгннсго порядка событий, связанных худегсеотзепжгг згадмодействтхем.
а первой главе "Расслоение художественного времени и пространства" исследуются оснозные слои хронотопа, в которн.? движется сшет горьковского повествования. й русле традиций горьковеденкя диссертант полагает, что расщепление художественного »лира последнего творения писателя можно проследить от самых истокоз - от воплощения в "-изни ^лима Саьтина" двух рядов не реализованных ранее авторских гостов: сдаста большой истории, некогда пересказанного Горьким и з.л.Дешшу.'и изобраленип яизнекного пути мелкого человека, бегущего з сторону от всякой истории, а уж тем более от. вольной.
видимо, на псрзой стадии работы желание изобразить "все гекатомбы, принесеннаэ нает в жертву истории за годы с конца 80-х V. до ха_г0"х( казалось автору ¡¿ало совместшлам с тем, что свидетелем истории он делал непривлекательного человека, отнвдь не склонного жертвовать собой, История пустой души мыслилась не самым подходяще зеркалом бурных десятилетий предреволюционной России.
. Но никакого противоречия здесь нет. Теперь, с большим, чем когда-либо основанием, мы могкем сказать, что нала страна перегига бурную, динамичную, по олустсгаащуэ эпоху, которая не могла нэ породить шокества пустит душ, способных, в свои очередь, к сотворению пустой историк. И. в размышлениях Горького бесконечность, порождающая нуль, и нуль, дорекдавдий бескох.эчность, оказалась в -чек-то эквивалентными, и оя после колебаний оставил в заглавии и подзаголовке последнего .произведения две несоизмеримые величины и воплоти; их потом в хуяорр-зтзенноа слове, ^прочем, соотнесение нуля и бесконечности - один из тогдашней бурной эпохи, клявзеаоя "Интернационалом" разру^-гь .все до основанья, превратить нечто во все,
^ -Литературное наследство. - Т.70. _ 1963. - С.644.
О"
гаяву связать несоизмеримости, связываемый не во всяком романе.
Однако, по мнению диссертанта, в поле зрения Горького окли и ¡олее далекие аналогии современного ему естествознание. *ак, на юлях книги А.Я.^ерсмана "Химия мироздания" писатель делает энаг-'с-¡ательнуэ пометку к словам_об атоме как осковз всего суиего:"^та.ч: вдивидуализм - основное свойство дате "г.атерил"?'4 отрицательный (твет будто бы очевиден для коллективиста Горького, зто перед гачалом работы над главным своим произведением. Залегла г<о трета": ■ом "Жизни *лта Сакгина", писатель мр.-чно пошутит: "Два ночи, егоднн, по предсказаний) газеты "возрождение", мир долкек [уть, ибо где-то, какие-то злокозненные уче1ше взорвут атом, ;• г-•ерня начнет распускаться, _ как чулокНесмотря на всю ироничнее-; ь ¡ообшения, "индизидуаш1Ст"-^го:л признан здесь основой "чулка" мзле-ши. ^эрнзноэ разрушение атома 'чревато гибелью мира.
Соискатель полагает, что, свезнза" несоизмеримости частной и |бсестзенноЗ лизни, постигав их сскгэзекный смысл, Горький строит воеобразный хронстэсэдтричрский конус событий, в основании кото-юго ле^.пт история , у зертоины - Сакгкн, а подвижное авторское сочено смешается то к ^амгину, то к истории. лонкгетизируя с-вог 'пони-:аяне этого троемкрил, диссертант анализирует'глд ключевых сцен орысовской эпопеи.
11орвсначалсм, чрг.звычаЛно с-атич "дтс:* г.сслодусмоЛ худег: ест-енноП вселенной, :;п которого как б:: развиваете^ псе, что будет
П1РВУС строки, ПОСШГ.ГННЫЗ му-
ото-'., оказывайте
- Нит. по: Озчагеяп'.о А.11, хь-й. _ Т.1. _ С.3x6.
" !-п:>лез '¡еггигокп с А.МД'сгькк
кам отца героя, сотворявшего доляное имя ребенку. Двуликие небеса оказываются перед глазами отна, когда, выбира« им? сыну, он "на минуту задушлся, устремив голубиные глаза свои в окно, в небеса, где облака, и?орваанне ветром, напоминали к ледоход на. реке и ках натые кочки болота"1, » этой необычайно краткой, но содержательно зйтглсозкр концектогруется глубинных противопоставлений: минут ная ?;\л:,""-г.1за:ть отца к почти вечность кстсшжо-мифологических имен, приходят« ему на ум, земля и небо, проецирующиеся друг в друга так, что "голубише глаза", упоминаете здесь не без намека на голубей библейской истории, указавших землю Ною и мужа деве рии, оказываются в мире опрокинутой вертикали, и, наконец, воды реки, взламывашей лед, и воды неподвижного болота.
Диссертант показывает, как эти начальные противопоставления развертывавтея и разнообразятся в дальнейшем повествовании. Двули кие небеса как бы предвосхищает будущий лгизненный путь Сактина промеж рек и болот общее таена сто двезгения, столь различных по отдалению к движению составляй^ их частиц, но имеющих с нечто сходное: хождение а по реке в ледоход, г го кочкам болота в пезк.' нее вреья одинаково опасно.
Но заокошшй. пейза-s качала повествования не есть ледоход v&z
болото по отдельности, а то п дтгутое вместе, то, чта уносит и то«
лит, портрет гз-ггаправленного времени грядущей псах::, олнзхкй sua
менктой дергавши и., Формуле вечности, что "г своей етралтея
укосит все дела .тх,.й г топи г в пропасти габвекья парой;, царства и царей"^.
ч ,^/орьки2 М- ^^ са5Р- с<я- ^УДвк. произв.: & 25 ~
_ la?с «р от р q „
с tzp^vjcZ L ~ ' " * ' Далее датируется по этому гаягшко ^ указанием тош z страницы.
Z
русская поэзия ХУШ вена. - Волгоград, i-978. _ С .96.
Соискатель обращает вяяматто на подчогеязаемую Горьким взаи-юпреврашаемость признаков "реки и болота" зо внутгзклей и з нотой »изни персонажей, в общественном движении России. С cav.oro етства множество, толпа, касса людей приобретает в глазах 'Vrav.a собне "болотные" свойства. И т/л.тгьчх^-ш гимназии, что "зсасызалн го", стремясь "с делать незаметной частицей езоей массн"/^» ^С/.. волны демонстрантов на площадях и улицах юродов стж.яг? его ысленное пространство, заставляют говорить чус.х ягыком. Но прре-летение признаков роки я болота в движении чолозсг.асс -то и объективная история. -
Под тяжестью людей, пришедших на -одшпсу, еоляоскЗрг.го'о е-тся земля, и ваяется, "если эта масса внезапно хлынет з гст.;л. -липы не смогут вмсстать напора тттнх потоков ляпей, ллгг^ onp-j.-b-ут дома, растопчут их руики а пыль, сметут весь город, кгл летает сср"/^, 458/. ЭТо только катютость, но как раз та дикость, в направлении которой и двктетст действительность: с?.-язазрузаггзяс* -.-леса станозитса тйзрутаппей силой истории.
|*агадс-1:оалы1км стразом ^лзш поедсказшает еке только кача-яув :рг.арсзаться будуяуэ реальность, оперегая в этом и большевика лу-гзова, котернй теяе считает, "что маленькие речуззки, вытекая из ;лот, создала --олгу, Днепр и другие весьма кспгше рекя"/""ч 2-0/. > ото означает czo и то, что лп'ая река обпестзекного двпгеязя ие-■т з себе оттенок, след, розк.'.сг п^тно того болота, из которого
:а кта. ¿тот зтстсГ: с г тел скшигн?:* т-гк и олпоствсняк: «
т7"оз 'лгноттруя?, сн впдит только опку -историческую воз'-г-н^ть, тегая "c:-T-T к должна p<\i лизсз атъеч.
Д;:есот>тгсхт ¡»::азпл".г?, что г. пола геенгл Гсрксого поггд-от
мод к коллективизмом, - по которым происходит ен-р одно растепление художественного времени и пространства.
Ходынка - апофеоз человеческой стадности. Еивотнкй облик тся пы, бькзейся в смертельных судоргах, проглядывает во многих евкде тельствах очевидцев: вот наступил момент, когда раздались крик упупаеных хенядан и детей, которые заставили толпу попробовать зол цутг.с-: ког-где пошали г>то движение sa сигнал к атаке палаток с лакокствамя, и вс гпомада, как дикое, сбезумешее стадо, шарахну лась прямо на нл!,,А. слова ^.^.Об.кикзксгго достаточно ясно даэт трехступенчатое включение спрессованной v-ассы в двоение: к чикают люди, продолжает инстинкт, заканчивает движение на места вся толпа, превратившаяся в стадо.
iiepo Горького згестЧ8. Устами одного из своих персоналей он говорит, что расчеловечеккое, зоологическое поведение, обратная перспектива истории при слезившихся обстоятельствах - единственна ::.остик к спасению: борьбе за етзнь одолевают те, которые попр< се. Действующие инстинктивно...,
Несметная толпа ходинокого яазишща цвулкка: под ее тяжесты колеблется земля и в то го врем? она метафорически сжигается до размеров горячей сковсродц, где подпрыгивают, зерншки-лют. %юс1 ранство случившейся катастрофы Егресоншо и способно к расширена ¿два участника Ходыгви ввели в комнату, все в ной "вздрогнуло к. опустился потолок"/"¿i, 480/. Диомидов принес-с coio-j не желаежзе им "свое пространство"/^, & часта пространства ЕМаатрофс, й эта часть згсвратглась в целое» свидетели катасгрс^и с галл ее участниками. На уликах Москвы, в открвтоы Есторическс:.: простралсз ве происходит-то аь uu.voe: идущие навстречу Ескалечеякда лг^яы п£
* ¿айнберг М.За гсрьковской строкой. - И.,1973. - С.¿СО.
:о»2е разворачивайте« и пм-соединтатс* к гок-cimn лкдей, w cvrrx ia осбо страшные слсяы токсины, из котс-ссП о:ш вчзля.
Но я *язиь народа, т>ассе.внзото з ^-.•.'•'оапствэ уозоной -"ус:!, ¡оргкаьт г-'фоя своей зоологической н,-пгсда:г-п?сгъ7>, лдаглко-Л гт~' • -■о я будущего. В глазах деревенских seaatn ■">:-? -итг.ет "чте-тз ги-.': т-:се или сосредоточенность яолуумного, котсрьЗ но и* .ve-от .
■с помнить забытое"/^, 3x6/. Зт0 обезлюженное пгг'" i.cvo :: ног~"е--лет ^актину надеяться, что никакие per-двдкн в тако-1 •.,.%■*."•» -срсс-!0жнн. Ларткпвая красота сельского пеЯгэяа, кесп-эпное теч" Ьльекх вечуаек - все зтк черты застывяего времен:: ганк но • т имени Са?,тнна: как бы забила«» о том, что начисто от::::-'.л гс~ • чувстве Е&екрзсясго, Готши,' здесь лтюгеварявается сам. ¡5 в д»«' тзктельностя корпуса сп^р:., ч'-гд ли котут сказаться чс-м-гГ.'удь лг?лг Kpcve порч:: яеГ.сага на гсг-ге зол"токупольвь'х се-л:-ск;^: хрлмсг-.
йо да тор.-." азпотеч дороге?: сельского пейгяга, п лспс-р-"' срогя :V~.:y р::зто£.:'?яг-тся работе, ;; «го эозжша гркнутксн сг орусь, j г-.рсч поколеблена, по нз когзгае? полность-э: г.'" ' •::•';• '.чр; ::::ат?л:ко гуро^ктыва-г:' его г.пу;рс. "ice г::-ог^узезяз, что,1.рс?ог.: г доге";."- бсс>.;г:с".к:-с бумаг::, сн г-яол":: :■> оЧ-сго-о-'-сгг;.' -.г-.С. гсЛхч;. Н0 .
что он никак нз определен конечны:.! результатом. Действительность не только не дала, но я не могла дать ему конца, ¡¿о в о том "социальном нуле" отразилась и биологическая псрзооснова человека.
¿•Ъостранственно-зременные очертания коллективизма, которым з высокой степени наделены революционеры, имеют совершенно иной характер. Уте иол первых встоечах с будущим большевиком Лутуаозым ~г~л о^.а::лгт"вн1лг.'Д}ше на его "грустный взгляд б одну точку, куда-то сквозь л пей, сквозь стену'7^, атот взгляд - скмзояичес-
кое выра-.ение кредо несгибаемого резола-тонера: не считаюсь с людьми, через Есе преграды к одной, намеченной заранее пелг. % всегда находится вне стен, вне погашений, в отбытом-изтсричооком пространстве. %ря ко, катализаторами которой явились псксбниа е..:;* люди, сломала перегородки шщззадуальннх клетск-пространств. ¿1 вот оказывается, что и обывателям "неловко было сидеть дома, поглядывая в окна на баррикаду", и псптому ошг "ярнзукэк к кой, поглотал:: обкладывать ее снегом, поливать водой"/23, 38д А ведь никто тх к .этому не понуждал! Вели разобраться, то в ото:: взвихрением резолюцией пространстве возшааот парадоксальная ситуация: уанвврсагх-кгд сила привычки действу о? нроткз киботштс интересов, что елтт.а^ ее генетической основой, ведя, говоря словам К.А.-Елнрдззва, "бор£0у против борьбы'за существование"1. Слова - прекрасный кс:.:.:г>:та~ рий некоторых событкЁ истории XX века.
Но в основе коллективизма мспх-т летать п стадность,-& одни из способов такой организации в' колдектгв в едена срцна еемка с хлебного гагазина особенно впочатдязд: м%эакк сборзущая да^о:.: к растя
нушейся толпе, бросг. па головы ее верещу С закричал,' грозя кула ком:
- ¿се до одного бешсь, мать..,
*ак возникает в повествовании образ стада, арканом влекомого к тю~ Тимирязев л .д. ,12бр. соч.4 _ Т.З, -С.5Ь:5,
jU
вожоясиешл действиям. И совсем не случайно бесформенная толпа пе-реатоаивается в клин, поязляшийся вновь в сцене похорон Баумана,
связанный отдаленными ассопиапиямя и с тем клином, который приз-лось разбить Александру Невскому, входягсечу в горьковское повествование не в рола победителя немецких ржар?й, а в иолп усмирителя русских с пешдью татар. Таким образом, простгенственяо-времеяяиз очертаап» "стадного коллективизма" оказываете« x&s 6и предвестием геадвигазаейся гражданской войны.
Мднако, по laiena» диссертанта, цдвалок революционера для -!-'срь-•сого бал не тип ^тешна Кутузова, а тип Ляйапи Сомовой, Она сосв-гель особого дискретного пространства, человек ивого числа измокай мира. Азявляясь з :лс'яег;7 ргзгрома московского восстание в ксм-гзтэ Саг.тлп2, "как-то вдруг... точно с потолка упала"сна кренпваот "раздвоение личности". Ьй.уйе гаюехавзей песть городов, 'нуг-гно ceStec гга з два места"/¿«э, Дтаклиппальная невозможность пего ее не пугает, -глозек-зална она поднимает га собой сочувст-
л тсслсЗ.гггтцдо^.Ьа сухестзу, ола глрелглдет но "раздробление? « y'"íc:.-ü'r;:c огЛотзптлсЛ ~гчностд. Упппаясз па та кпд лозой, болкпе->ш*я ксг~; не только г слать Магать на сто эерст впереди не тории", ¡о л як татке делать г.тс. ¡1 поте.'- з вгезей стопэнп зюмспзтелыго, :то последний бой ^rña т.о. ttvtv тлзци. самим эпизод
то? органически зхс-:гт з детально расрсбстапнуз "сры:им ситуация угла", г.шю.гг'тс::сдпуг> рсл;> с ситуацией "порога" у Дсстоевско-о с с::?ул;:::с;1 ''нсрекзостка" з ¿Ьсдкслорз.
!'?."ггп тпгелчпко. --'"слло поело езеего лезолъкего л беззедъ-
гго "-пстл- п згзятло услозс1 с легфелолыплл: плхллплллл еачедор-*2*тт, горс'1 е~:з по езтлло^ з клетке рслслллглс'лзсго келлелтлзлглг.
üii навр-'дьлчется домой, но место схватки "все scck^ тлеется перед ним. щягрзддо» ему дорогу"/^, Двигаясь вг.ег,эд, Одмига как бы цитате* назад, постоянно имея перед глазами своо проплое. Стремительно летящее врем* дней рев атонии замедляет чля неге свой ход, а при отъезде в провинция он чувствует себя возвпап-аугй.ля в прси-лоь.
^так, стгччЛ хт>оно7оп лл>а;а Саот^на" расщепляется на
апострднство-->рс. ::o-.cp¿zt автора к героя /в ка-дом из этик слоев по-своему геоломлгчтея дространотв-гкйо-з^сг.те'-шио очертак^: ^орм социального взаимодействия дядей: стадности, тшглзпгзгьткзгд и коллективизма. Это взаимопересеченио систем отсчета z i-opr« социального взаимодействия маге? быть рассмотрено б геометрическом, сгизическом, природно-пейзел-но'л, биологическом, социологическом 'г помологическом плана. теперь требуется исследование того, что придает единство этому многомерному порядку событий,- связанных художественный вга«ыодействиеь:.
¿о второй глазе гХр0"070П действительного и калу-дегезя" ио-следузгея способа о^ормлс;^ худого тзелаог о времени д проотра^'-г-за, многообразие с«яс&£ сл-за единого ^рсяохопа.
¿ío~jío сказать, что с саздх перзкх страниц в горьксзской suenes саюгд причудливы.*; сЗразом сочетается дзг:ченпо и ц-гпсдзкл-.оС'хь. Двоится облик сблакоз в заокопком пространство комната, где родило. Лл2М» разрастается дом во:-:руг него. -Кадимость всходят ка yposesi социологического и экологического пророчества, и "дни'сайричадх труб" как бн тезъеда " город, что качается "приобретая г.суткую неус тойчивесть"/^, 258/. К^еблэдийся, неустойчивый мир, где г.аглнй заг - прцжок с льдина нд льдину или с кочки болота на кочку - монет обернуться погружением в бездну,, соседствует с казуодйск i:¿no-
дздкностыз кизе2.
хз
Поэтому как одд:-: из способов ошор:.*леядя художественного вреиеяп и пространства слс-дует кщвлпь соединение а взаимообмен по отяо-шешк к год:/ кягня признаков :саяуще2ся кеподзпл.нсстя и изменяющейся кягня в однс:л ярсястопэ. "очег-7 вкигсообкен? и аизяь, и отрзяа-гцая со литература не склона придавать чему-либо язвеч:гуэ неиодвнз-пость. Другсз дело, что к этот/у склошш лляя.-Долгое время, например, «ц учитывали только ''ледолсание", но не "бохотный" признака напей резохсцпя. ^ерзый ~е пейза^ готшсовского произведения, в известном смысле, мудрое зтоя политической наивности.
Срослекизая в-.-а -лсотяодеикя внешнего исторического я внутреннего психологического временя, дяссертачт лрнходи? к зкзоду, что яаскэннсе событиями историческое вре:.я сгяглет внутренняя мир горе.-, тогда как "пустота дней как бы просачивается в него, физически раздувает"/^» Такая взаимосвязь знутрештего я внешнего . хрояотопа оформляется способ cat В» взаимообратяоз расширение я сулен :з кстсрячссксто я мысленного хронотопа, Разумеется, спя могут распярдтзся я сужаться я сами no cede, ях взаямообраткмссть пссят характер тенденция, но не обязательности.
"--изнь —ляма Самгина" пронизана я установлением яесуеествуз-ппк ог.-зеГ; меддт различиями слэтлд единого хронотопа. ^ак псризис-тгз, тглсдатг.з двкд .3идя рлда гктзонсгеЗ: Л-лтеза, 1'арипн, Тагкль-ского - преддоствупт их гябеля. %хаяяепнссть та биологически часов гамздллет ход, ю геологического временя, сяямает пространство вокруг глазного героя. ?ядел с сасзрелякзЕлся Датозкм "время шло
м-з-леяно я -со 31/, честив о смертя Марины делает
щкоияуа "о-з тегее, у^лдвей''/"^4, ifV, после убийства ?агилъско-го ка—тзя, "что, если он попробует подняться со стула, так
такз упадэт'7^4, 471/. Мс-Н0 отметить/хотл ото довольно рискованная аналогия/, что теория относительности как раз я связывает за-
иедление течения, времени о увеличением силы тяготения, и психологический мир персонагсй в ряде случаев оказывается белее близким к эйнштейновской, а не ньзтонозской физике.
Особым образов пересс:.щсливается в горькозсксм произведении щр г. г.-ой природы, связываемый с социологией и резолюцией. Так, слуш-_. :т;г.цш) лесовода о сорных травах, Дунаез и его товарищи слышат рзссне о сорняках, а о буркуезиЕ. -^оррекпия этой пржзтш-ной аллегордзацшг уходит в подтекст и заключается в тем, что определяй лгэдей-çорнякоз сам Дунаев, лесоводу в двух из ттззх случаев гарантировалась бы гибель.
Диссертант отвечает, что аксаковакие "Записки об укенье ркЗы" в контексте горы; обской »попои становятся превосходной егдлосо&пей, клатерзалом для последуете? о дергссхнслэад.", скрыто созереететося в сознании двух притягЕзаг-пдхся друг к другу антагонистов — Сапгв-на д Кутузова, я даннс:л случае наблэадается как бы взаклопроециро-вадие лозлн рыб я улавливания дуа, частнкй вцц сборулендя зудо-"сстзеннсго пространства :: зрзионд способе:.*. -Ь; ус^аксзлзкге?.: кесу-коствувщей связи »езду различны:,::; слаша хтхнотола.
. Накозец, в организации прострадстзеш;о-вре:.:?к1гаго порядка со-бнхий сказывается существенны:,: :-: способ 1': дрезрапенпе част:: в целое, локального хронотопа в лтзостоанствс-зрог.:-* вообще, '»сгно говорить :: об обратном превращение. Так, свое ссбстведноз одиночество ^а:лг:п: н персонажа: его типа распространит да все:: лхгдоЗ в ппрок^х глзитабад i'cccin:, гдгра, ¿соленасИ. Разделен;:ссть иоеьса па вагоны п кудз сдуххт t-'-aiziz ыодешьэ всего глдра, где зц-'с&'дцдизпд га:.::;нут ь клетке npecïoi:i:a: потреб нос тай, хотя тесрегачеепи охр:;цает . восмс:л:сосз дозтрссндя ¿:сдалд :.хга лезь по едпой клетке
битва.
Далае содздигздь останавливается да недотерцх обшах особенно-
JL5
С~тх оформления '/эта катастрофы в первой часта "йортрета" ^".Гоголя а з перзой глазе исследуемого произведения. % известная текатз-чесзая н историческая отдаленность друг от друга делает, eme более псказательявмя некоторые схояденкя в структуре их хронотопа.
о начале обоих произведений - г.ар многократно утгнеяеникх объектов, з котором часть прэзрадается в надое. "Нигде не останавливалось столько народа, как перед картиннее дазочкоз ка %киком дворе?-гозорпт Гоголь. одно из зрнменитых гоголевских преувеличений, ^црзаяноэ из контекста, оно - несомненная лахь, тогда как в кон-сокате всего гз'допестзенного целого - такая se несомненная истина, "¿авочха на -укинсм дворе" - сакральное место худсг-естзенного пространства повести, изначальное обиталище злой силы денег, способной остановить, и погубить очень многих. а "-изнн Сакгпна" пз бсочкзленпого множества вкен выбирается wat а затем перзоз представление о народе у глальчика связывается с обликом бесконечно угче-сшного "чудовищного ничего ^азилоза"/^, 22/.
-"гецзеен уплсцения худо-ннка ^арткоза Д5укэрнн*л портретом роз--сз::гт:г.г г. дскалечизанЕ» детской, дули плоским щрса ззрослих проге-з сб™см-то сходно, ^артков получает рссксстнуэ кзартлру, славу z деньги, но портрет'страшного ростовщика, которому он когда-то за-спасенгз от шедотн обещал зодоткэ ракхп, так л остался бэз sir. И то, что Гоголь ндкзк не мокзируе? странной забпзчизости худсснпка, наталкивает на мнедь, что эажлз рамкамд стала сг?.а шзнь 'Црткоза, блсстлг-гд, ко пустая-.- Tas ~ у Сгмпжа '"дзодряется калиг,-.ссть, «ска, порефэргл с'чнос та/"вндуг ягзать себя"/ - сяда отливаю? во о сшт утл
~ Гоголь H.H. üoíp, соч.: 3 7 т. _ М.: %гспс. лит., 1224. „ Т.0.-О.62.
16 «i
к воля, а внутри растет пустота" .
Автор диссертации сбрасает внимание -на слсг.еоз- соотнесение исторического и биологического времени в горышзсЕои произведении. ■йЗлизи крупных исторически: событий Сздгш и чувствует себя, и выглл"::'т молоке. Для многих участщхкоз обвестзекного дзвденпя бко-логичз-ruc время делает уступки: практически БзкЕыенннм остается на прог-:-с;:ап многих лет Кутузов /его цале со икса освежает в молодит/, a¿cтнапрбтиле-тшш выглядит двадцатилетний Аркадий ^аизак. а облике Суслова биологическое п кзтозкческоз времл стглкпзаетс^ тai:, что летят искры, освещанщае дайьнеЬаую назу ucторга, вцдцм чзло-века, "снедаемого различными болезнями", белее того, которы" "сам nazaz на болезаз". что "усиливается", ко которнл, тем но мзнее, "помолодел, окреп, в его учительском голссо" стали "все громче елгнны ксмацдушие нотки"/"«, 403/. Удивительно лрллЛ портрет раззптдя человечества в TL веке, кстори- которого лроходляа к eco ese проводит вблизи самого края биологической пропастк. "О Суслов елз н -когаавдует. Я з этом особой еттенсг. трс^од'л;: биологически" куль становится направляемой сплол :.стсрйи.
Считал, что ш: в лзтерлл c^cisa, лл :• ?zz:z. лллллллл м :рл вцдумг-ного л прэлзозлллоллого t-c лазлололл пороге,-
pc^noS, длссертолт алоллолр/ог tíjr^oc. лтлллоял^лсо горьксгсгл:-мг вероона^амл.
-•ст. кззссско, лл с,-:-,ли лз лорелл мл* л f » и'-?*
прлллзлл ллгллзл п:-ролл^ л:- олулл^:, :•■■.. . - з л ... , - л з -
гл . сЬь á: слз.л л л,-
А Усмэпсза С.Г. Ирзо-олзлзз трзтехс. - i:., xt^. - ü.Äi.
остается в нем сверх заурядности 2 обыкновенности, поставить свою "приамову" страту.
"з раннего детства мальчика исчезает ряд случайных совпадений, в результате которые "было признано, что ^лим обладает исключительно развитой нервной чуткостью", исчезает и вопрос мальчика, обращенный к саысыу себе: "выдумывает он или предчувствует"... Но кое-что остается, ¿лим предугадывает гибель своего товарища и врага времени детских игр - Вориса ¿аравки, хотя уверенное свсидание страшного события в черновом автографе конца первой главы заменено вопросом канонического текста: "не упадет ли Борис, не ушибется лп?"/^ ,85/. 'л ото сбывается даже в больней мере, чем кот тогда желать ^лкм.
Ст;ена гибели детей в конпе первой главы произведения носит ярко выраженный символический характер. это мир катастрофы. & точно так ге, как Гоголь, рисуший в конце первой части "^ктргрета" бесконечно уинакеннне глаза ростовщика, Горький тазе отдает дань приему умаозения теперь узе реально дейтвупдпх лиц. %ссатся п '.'.нсгатся "чернДе фигуры лзздей", устремившихся в том зо напразлешш, тго и утспудлдэ дети, "а разбузиему красному солнцу"/21, 85 - 87/г но под И2 нстсла оказывается почва первого заеденного гшйза-а, зерккзав даду^егсся двязешя вверх опрскидывается.
"Трспзюй дезь", над кстс^гп гадагя? дорссгкп о погод, - тсо-рдя ялзессз и ддссасзсй борьбы, псязйнзаяея над будто ба дззпэ п вдруг сдасазггдсгг удивительно угтсотпсЗ з педдаЗ а роза—ддд Рсссдз. парадокс альдо, но зглсНдо Спадет реально стгсяизает сигу класссзей теорггг, прдкидвзает ео до^стддэ дьязодьеддэ возглсддсстд, позвоетэ-едз еЗ "ncsHTs-s - дадэ лу'по того - ссзерзеяяо устрани» из гдзяз
X т* »
. -ергдда Ц. Полц. собр. ссч. варианта к дудез. проззз.: а АО т. - М., 1973. _ Т.6. - 0.57?.
различных кошмарных людей..."/^, л следует список людей, не-
приятных герою. Фн готов добавить еше и других, ¿сш вспомнить, что лвди вообше не пользовались симпатиями ^лима, то перед нами - весьма стралшаст програлиа и предсказание событий, резюме которым долго еще о;-;-:"т писать наша истории и литература.
Имение ^амгина вписывается в целый хор голосов, твердящих о тога, что ь России слишком много ненужных ладей, -здесь обнаруживают "трогательное" согласие и капиталист °аравка, и "мягкий" марксист Дмитрии'«амгин и твердокаменный большевик Кутузов, предрекшссяй жителям маленьких городков такую судьбу: "некоторые, наверное, превратятся в ладей, способных на что-нибудь дельное, а болкпшютво -думать надо - будет пассивно или активно сопротивляться революции и на этом - погибнет"/^, 443/. ^аг. видки,"рэвшгоция нэ переделывает, а устраняет большинство лхдей, даяе не различая степени сопротивление ими оказанного.
Ьо мнении диссертанта, в художественном полотне Горького перед нами не одна пустая душа, "а пелое мног-естзо их. 13 совокупности они к составляет1 то пустое пространство, что расширяется возне, если вихрь внешних событий не способен сглть его. '¿та инверсия произошла и в действительности: пустота дул новоявленнее пророков обернулась страдным обезличиванием страны, ¿¿сотому диссертант полагает, что проблема пустого пространства в литературе и искусстве ££ века заслуживает ссехЕШтьнаго интереса, я касается творчества худакн^а ^.¿¿глевячг, чь« картина 'Супрематическая композиция. Ье-лое на болом фоне" при всей своз" абстрактности и возможности произвольного толкссдягл с едер;ял1 'в себе цдоп взанмошедрапаемост:: вкутретшей' я внажой ыустсти.
Дкзсор^г.-ст приходит к выводу, что худсг-сстаг-1дг::1 мир 'О:: як - Г^яр кг обычной хроногЕС.л^тпяя, с г^зли-ш.;;
1У
точек зоения, но противоречивый даче тогда, когда видим одними глазаст в одно и то .^е мпюз?ние. так, в сданах кровавого воскресения са1лгинские"глаза видели, что яа^да« минута пересшена двияеняем, а все-таки создавалось впечатление медленности"/^, 551/, Здесь так яе, как и в тгагячгском случае с Бсг>псом ^аравкой, деформируется геометрический хронотоп. ¿'панпип в позе кулачного бойца кочегар растет в глазах ^амгдна, растет, будучи уне мертзкм, растет, хотя видим со все более увеличивающегося рассто-ния. а психологическое ощущение вмешивается символика истории: раступдай мертвец грозит дотянуться до своих убийц. И Горький добавляет, что "все псследуз-кее"открывается герозэ, "точно сквозь зумаз н далеко от себя"
551/. 6 '"'дзическсм и физиологическом смысле такое зидекпэ не-возмсгспо. 3то узе даль исторического времени.
а заклхгченпд подзодятся птегп л яамзчаггтея перспектавн дальнейшего исследования горькозского хронотопа. Диссертант отмечает ззаимопереклдчку "Зжаа Клима Саитна» л "Несвоевременных шмгей" в трактовке хода истерического времени.
°евгйя!р7?г результата паследования, соискатель делает внвед, что едзтатво расслоенному а мнсгокернс-у хронотопу "Зззщ %пма Семгпна" придает группа cohcchhs с псе ci ев еформдоямд худехеотвен-еого времени и пространства, мегуппд г.емйширозатьея друг с другом, пмоть самуэ разлдчяуп степееь глубднц к развернутости, соотноситься с приемам фантазии, указапшта, гапргмор, Ь.О.Порднозьди, я рядом зудогсс^снкдс гооаоа.
1 Иорзнэв 5.0. Социальна педходегш и история. - У., 1379._ С 207 S
. '. чдесь е-с! ir-Stn з нагболзэ ксадеатрдрозанксм зддз п паззены "законами".
¿0 •
ифориление пространства и времени Ориемы с&антазии
в "¿¿изни *чгама СамгЕна" Художественные тоопн
Соединение и взаимообмен по отноше- Мысленное сралтивание
нию к ходу времени признаков кающейся признаков различных
неп0дв;,.",::0сти и изменяющейся гизни, объектов.
сращтиа :гоизнаков различных слоеЕ
пространства и воепэни в одном хроно-
топе. Сравнение.
■Б. ^заимооЗратное расширение и сужение -Ьлясгсение или разделе-
исторического и мысленного хронотопа. ние объектов.
• Гипербола и литота.
£. Установление несуществу шей связи >*становление несущеет-
ыедду различными слоями художественно- вушей связи ыеяду
го времени и пространства. объектами.
шетафора.
Г. Превращение части в делое, лекаль- 4. %)езращение признака
ного хронотопа в пространство-врег.?1 в самостоятельный объект.
вообще и обратное к нещг превращение '"етониг.ж-.
Диссертант призел к выводу, что проблег/у "пустоты" ттентралько-го персонала необходимо ковсннал образов пересмотреть, поскольку она носнт не только поглощающий, но и повотпапци:; характер, ¿'лик Сащгпк - скрытый параметр истории, се биологическая подоснова, б разрущенпп которой нет никакого оптимистического звучали».
"сяб быстротекущее врсгя сеять заставляет признать правоту iс-гсля, превращая когда-то не 1рер-зкас:лыэ истины в заблу>-дения, олгзг-г - в продлен , огсзоакс - в погозорсп. прсятрадстаслно-вр.)-йорддок oorïai": гудо;.:гетзпнта: полете:: дгк бы разда^шагтея, и "яевнчЕсленная" сторона пзторнл освещается козшл сьетсщ.
'¿л.
Но теме диссертации опубликованы с л едущие работы:
1. Хронотоп действительного и ка«суиегсся в "^изни ^ли?ла ^ангина" ^.Горького // %)облегла художественности и анализ литературного произведешь/в вузе и шкале/! Тез# дскл. зональной научно-ярактяч. конф. - 4.2. - ^рмь, хУ89. _ С.7 _ 8.
2. ^амгин и ^ассандга /^оем^ я люди несвоевременных мыслей
в '-хзни ¿ляма Самгяна"/ // Ьооблема характера в литературе: ^ез. докл. зональной каурой кош?. - - ^^ел^бинск, -1-990. _ С.хз - 15.
3. Построение художественного пространства у Гоголя и Горького // Материалы межвузовской научно-практич. конф. фнлаяогоз.-Балашов, 1991. - С.8' _ 12.
"Яизнь ^ляка Сащчща" в контексте постзйкптейновского мирозиденш // Горьковские чтения.-М.Горьки! - худояяик и революция. - . - Н.Новгорся: Ищ - во ШГУ, ¿992.
будущее а русском Фольклоре з в "2гзяи -Клима С актина" ¡^.Горького // Литература я фольклор. проблемы взаимодействия. -Волгоград: времена, 1992.