автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
"Жизнь Клима Самгина" А. М. Горького в литературном процессе 1920 - начала 1930-х годов

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Гавриш, Татьяна Ростиславовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Диссертация по филологии на тему '"Жизнь Клима Самгина" А. М. Горького в литературном процессе 1920 - начала 1930-х годов'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Гавриш, Татьяна Ростиславовна

Введение. 2

Глава I. Жанр романа и романная проблематика в литературных дискуссиях 20-х годов.:.13

§ 1. Роман А.МГорького "Жизнь Клима Самгина" в оценках современников.13

§ 2. Жанр романа в литературоведческих дискуссиях 10-20-х годов. 22

Глава II. Поиск "формулы" героя в романе 10-20-х годов. 45

§ 1. Символистский роман: постановка проблемы героя. 47

§ 2. Герой постмодернистского романа 20-х годов . 65

§ 3. Трагический герой в русской прозе 20-х годов. 75

§ 4. Концепция героя в мифологическом романе 20-х годов. 95

§ 5. Горький и проза русского зарубежья . 104

§ 6. Эпиграф, экспозиция и поиск "формулы" героя в "Жизни

Клима Самгина". 118

Глава III. Образ Клима Самгина в системе персонажей горьковского романа. 134

 

Введение диссертации1999 год, автореферат по филологии, Гавриш, Татьяна Ростиславовна

Подробному и внимательному изучению романа "Жизнь Клима Самгина" положили начало публикации первых глав горьковского произведения наницах журнала "Красная новь" (1927 год) и затем выход первой книги романа отдельным изданием в том же году. Основные направления, по которым развивалось исследование романа, были выработаны за истекшие десятилетия в многочисленных трудах исследователей1.

При всей широте исследований роман "Жизнь Клима Самгина" нуждается, на наш взгляд, в новом прочтении, и прежде всего через проблематику русского романа 20-30-х годов XX века, напряженный интерес к которой проходит через все творчество писателя. Вопросы о связях горьковского произведения с современной романистикой, его месте в литературном контексте 20-х годов уже затрагивались в ряде исследований, однако этот анализ был сосредоточен в основном на отдельных аспектах. Кроме того, нельзя забывать также о том, что разнообразная литература о Горьком и его творчестве не была лишена таких недостатков, как своеобразная "канонизация" автора (40-50-е годы) или его явная и чаще всего несправедливая дискредитация (80-90-е годы).

В осмыслении проблематики "Жизни Клима Самгина" следует выделить, на наш взгляд, несколько этапов, отличающихся друг от друга и по оценкам, и по глубине восприятия материала. В течение первого, прижизненного периода

1 См. Бялик Б. Творчество Горького в советскую эпоху. М„ 1956; Резников Л. Повесть Горького "Жизнь Клима Самгина". Проблемы жанра и стиля. Петрозаводск, 1964; Жегалов Н. Роман М.Горького "Жизнь Клима Самгина". М., 1965; Нович И. Художественное завещание Горького. "Жизнь Клима Самгина". М., 1965; Вальбе Б. "Жизнь Клима Самгина" в свете истории русской общественной мысли. М.-Л., 1966; Вайнберг И. "Жизнь Клима Самгина" М.Горького. Историко-литературные комментарии. М., 1971; Овчаренко А. М.Горький и литературные искания XX столетия. М„ 1971; Сухих С. Заблуждения и прозрения М.Горького. Нижний Новгород, 1992; Спиридонова Л. Горький: диалог с историей. М., 1994. по глубине восприятия материала. В течение первого, прижизненного периода (конец 20 — первая половина 30-х годов) восприятие романа Горького в целом шло под знаком критической интерпретации образа Самгина как определенного историко-культурного типа русской интеллигенции рубежа веков. Сам Горький, внимательно следивший за восприятием романа и его заглавного героя, пытался приостановить прочтение своего произведения только в рамках актуальных для 30-х годов социально-политических оценок. В письме И. Груздеву от 18-19 февраля 1930 года Горький размышляет: «. если я слишком "энергично бичую" Самгина — это очень плохо. Самгина я, кажется, уже перемучил, чего вовсе не хотел и не хочу»1. Однако горьковские возражения практически не были приняты во внимание.

Канонизация Горького как ключевого пролетарского писателя происходит в 40-50-е годы. В русле этой тенденции идет и прочтение горьковского романа. Среди работ этих десятилетий отметим исследования общего характера: "Роман М. Горького "Жизнь Клима Самгина" Н. Никулиной, "Творчество М. Горького" Б. Михайловского и Е. Тагера.

Однако и в этот период исследование горьковского романа не было одномерным. Так, A.B. Луначарский, много сделавший для развития методологии советского горьковедения, в 1933 году первым заговорит о создании подробного научного комментария к роману. Необходимость проведения подобной работы возникла почти параллельно выходу в свет книг горьковского произведения: трудности, с которыми столкнулись читатели в процессе восприятия романа, заставили специалистов уже тогда подумать о подготовке широко прокомментированного издания "Жизни Клима Самгина". Этого потребовало огромное разнообразие и высокий уровень включенной в ткань романа художественной литературы, научного и философского материала.

1 Архив Fxi.C.218 (Цит. ио тексту Полного собрания сочинений А.М.Горького в 25 т. Т.25. М„ 1976. С.86).

Реальный комментарий к роману, вошедший в 25-й том Полного собрания сочинений А.М.Горького (М., 1976), составлен под руководством А. Овчаренко многочисленной группой авторов, среди которых — уже упоминаемые выше И. Вайнберг, Н. Жегалов, И.А.Ревякина, А.М.Крюкова, М.М.Пешкова, М.А.Семашкина, В.Ю.Троицкий и другие.

Важными представляются нам и исследования, авторы которых делают первые попытки ввести роман (а часто и творчество Горького в целом) в определенный контекст, пока еще относительно неширокий: А.Васильев размышляет о динамике послеоктябрьского творчества Горького; А.Синявский рассматривает роман "Жизнь Клима Самгина" в русле истории русской общественной мысли конца XIX — начала XX века; А.Еголин исследует вопрос о месте творчества Горького в русской литературе. Роман Горького начинает восприниматься и осознаваться включенным в постоянно движущийся и развивающийся литературный процесс.

Шестидесятые годы — время, когда литературоведческое исследование творчества Горького и романа "Жизнь Клима Самгина" становится более многогранным и разветвленным. Это анализ основных направлений и образов романа (Н.Жегалов), образа центрального персонажа (П.Чепрунов), исследование проблемы жанра и стиля произведения (Л.Резников). Общие литературоведческие проблемы решаются в монографических исследованиях "Художественное завещание Горького. "Жизнь Клима Самгина" И.Новича, "Эпопея М.Горького "Жизнь Клима Самгина" П.Строкова. Значительно расширяются рамки контекста, в который входит горьковский роман: творчество писателя начинает рассматриваться не только в русле истории русской литературы (Я.Колбовский), но и истории зарубежной (Р.Самарин) и, наконец, мировой литературы и культуры (Н. Жегалов, Б.Михайловский, Л.Савина). В это десятилетие создается история критики романа "Жизнь Клима Самгина" ("Марксистская критика о Горьком. Из истории общественнолитературной борьбы послеоктябрьского периода"). Значительной является работа Д.В.Затонского "Жизнь Клима Самгина" и некоторые проблемы современного зарубежного романа".

Семидесятые - восьмидесятые года — период, когда тема контекстов изучения романа обретает широту и глубину.

Важное место здесь занимают работы И.Вайнберга ("За горьковской строкой. Реальный факт и правда искусства в романе "Жизнь Клима Самгина"; "Жизнь Клима Самгина" М. Горького" (историко-литературные комментарии), А.Волкова ("Художественный мир Горького"), А.Овчаренко (М.Горький и литературные искания двадцатого столетия"), Ю.Андреева ("Художественное завещание Горького. "Жизнь Клима Самгина" как произведение социалистического реализма"), В.Зайцева ("Познание России. М.Горький. "Жизнь Клима Самгина"). Продолжаются исследования связей романа Горького с произведениями классической русской литературы (А.Нинов. "М.Горький и Ив.Бунин. История отношений. Проблемы творчества"). Появляется работа Н.Никулиной "Философия сознания в романе М.Горького "Жизнь Клима Самгина". Исследуют параллели творчества Горького и крупнейших русских романистов девятнадцатого столетия В.Шеншин ("Памфлетный образ у Ф.М.Достоевского и его традиции в советском романе"); М.Ермакова ("Развитие традиций Достоевского-романиста в новаторском искусстве Горького"); С.Заика ("Л.Толстой и М.Горький"). Отметим также книгу З.Османовой "Творчество М.Горького и судьбы советского романа".

Фундаментальное значение для горьковедения этого периода приобретает работа над Академическим собранием сочинений А.М.Горького.

Среди работ, посвященных исследованию горьковского романа, наибольший интерес в контексте нашего исследования представляют монография М.Ермаковой "Некоторые аспекты развития традиций русского романа в новаторском искусстве Горького", исследование Е.Мущенко "Опыт романного мышления М.Горького как обобщение поисков новой концепции человека и мира в эпоху рубежа", работа А.Удодова "Динамика концепции человека в творчестве М.Горького на рубеже Х1Х-ХХ веков".

В девяностые годы становится доступным новый пласт материалов, ранее закрытых. Это касается, в том числе, некоторых моментов биографии и не разработанных ранее аспектов творчества А.М.Горькогю. В связи с тем, что содержание этих материалов очень разнообразно, объем — достаточно велик, а характер порой носит черты явной претенциозности или сенсационности, не всегда при этом соответствующей истине, мы не находим пока действительно необходимым расставлять здесь какие-нибудь определенные акценты. Впрочем, в потоке литературной критики и литературоведческих исследований девяностых годов мы можем особо отметить несколько изданий. Это работа Л.Спиридоновой "Горький: диалог с историей", которая, кроме рассмотрения собственно литературоведческих вопросов, представляет собой существенное прояснение некоторых "белых пятен" горьковской биографии, долгое время остававшихся "за кацром" и для большинства читателей, и для значительной части филологов, литературоведов, биографов. Отметим здесь очень важное в рассматриваемом плане издание "Горький и его эпоха. Исследования и материалы". Существенные штрихи в исследование творчества Горького внесены также Н.Примочкиной в книге "Писатель и власть. М.Горький в литературном движении двадцатых годов", в которой на основе архивных данных, не публиковавшихся ранее писем и воспоминаний подробно описаны многие важнейшие аспекты творческих и личных связей автора с различными представителями русской советской литературы, в том числе таких, как С.Клычков, М.Булгаков, Б.Пильняк.

Таким образом, за несколько последних десятилетий в критике и литературоведении накоплен колоссальный по значимости, содержанию и объему литературный и историко-биографический материал, касающийся самых разнообразных аспектов личности А.М.Горького — писателя, критика, общественного деятеля. Опыт, накопленный современным горьковедением, мы, безусловно, будем учитывать в решении различных исследовательских задач, стоящих перед нами, и как ориентир для настоящего изучения, и как материал, из результатов которого мы исходим, вступая в область дискуссионного осмысления отдельных положений и аргументов. В нашей работе мы предполагаем использовать определенную часть материалов, опираясь в основном на те данные, которые касаются непосредственно работы Горького над романом "Жизнь Клима Самгина", а также звучания горьковского произведения в контексте романной проблематики 20-30 годов и изучения романа как своего рода социально-психологической и литературной "энциклопедии" изображенной автором эпохи.

Новое прочтение романа А.М.Горького "Жизнь Клима Самгина" через проблематику русского романа 20-30 годов XX века позволяет ответить на ряд ключевых вопросов, связанных, во-первых, с художественным осмыслением и дальнейшей эволюцией жанра романа в русской литературе указанного периода и, во-вторых, с выявлением места романа Горького в контексте прозы 20-30 годов. Именно постановкой данных исследовательских задач обусловлена АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ИССЛВДОВАНИЯ: 1) не исследованы некоторые аспекты проблематики романа Горького в контексте литературоведческих дискуссий о жанре; 2) недостаточно изучены связи горьковского произведения с теми или иными произведениями современных авторов (С.Клычков, А.Платонов, М.Булгаков и др.).

МАТЕРИАЛОМ ИССЛЕДОВАНИЯ служат: 1) черновики и рукописи автора; 2) переписка Горького с русскими и зарубежными писателями; 3) интерпретация выходящих с 1927 года книг романа в советской и эмигрантской периодике, а также некоторыми зарубежными авторами; 4)

Жизни Клима Самгина" проанализирован в системе персонажей романа, что дает нам возможность более глубоко проникнуть в видение Горьким определенных закономерностей в постановке проблемы индивидуальности и ее отношения к окружающему миру.

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ. Выводы и основные положения работы могут быть использованы в изучении методологических вопросов истории русской литературы советского периода, а также в практике преподавания истории русской литературы: в вузах — при чтении лекций, проведении семинаров и спецкурсов, а также на уроках литературы в Х-Х1 классах средней школы, тем более что изучение отдельных произведений А.М.Горького входит в ее программу.

Основные положения апробированы в преподавании истории русской советской литературы в старших классах средней школы и опубликованных работах.

Цель, задачи и предмет исследования обусловили СТРУКТУРУ И СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ.

Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии (общий объем 209 стр.).

 

Заключение научной работыдиссертация на тему ""Жизнь Клима Самгина" А. М. Горького в литературном процессе 1920 - начала 1930-х годов"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1927 год, время выхода в свет первой книги "Жизни Клима Самгина", совпадает со временем подведения первых итогов развития русской советской литературы и 10 лет советской власти. Было бы неправомерно считать случайным подобное совпадение: приступая к работе над романом, Горький аккумулировал в своем художественном сознании наиболее значимые тенденции литературного развития, которые успели в той или иной степени выкристаллизоваться за истекшее десятилетие. Необходимость эпического осмысления переломной эпохи, с одной стороны, и недостаточная готовность к нему, своего рода незрелость новой прозы, с другой, становится ее основной характеристикой на данном этапе. Одним из наиболее органических проявлений сложившейся тенденции и одновременно едва ли не главным вопросом, занимающим основное место в поле зрения писателей и критики, становится факт создания неоконченного произведения или своеобразной иллюзии его завершенности. Горьковская "Жизнь Клима Самгина" входит в число подобных произведений также как знак эпохи. Художественно-философское осмысление времени часто продолжается в русле модернистской традиции, отражением чего становится анализ процесса отчуждения и, следовательно, фиксация и разработка образа "постороннего" в новой прозе.

Анализ материалов периодики 20-х годов, связанных с обсуждением романа Горького в этот период, позволяет ознакомиться с широчайшим спектром оценок этого произведения современниками автора, знавшими и читавшими неортодоксального, живого Горького; он помогает также выделить важнейшие аспекты романной проблематики "Жизни Клима Самгина" в литературном контексте 20-х годов, выявить место Горького в потоке русской прозы указанного периода, поставить некоторые основные вопросы, полемику о решении которых Горький перенес на страницы создаваемого им произведения;

Тяготение именно в романной форме, появление "романа о художнике", "романа-автобиографии" стало знаком тенденции к противостоянию и попытке преодоления разрушительных процессов начала века и началу возведения в литературе устойчивых опор индивидуального и социального бытия. Это и позволяет теоретикам формальной школы заговорить в конце 20-х годов о вступлении литературы "в полосу нового развития исторического и биографического романа"1. Говоря об искусстве как "системе, целиком детерминированной общественной практикой"2, представители формально-социологического метода (Б.Т.Арватов) делают акцент на становлении романа — "филантропического", "натуралистического", "утопического", "социально-авантюрного". Теоретики социологического метода (П.Н.Сакулин, В.М.Фриче), рассматривая художественную ценность произведения в ее социальном и историческом значении, подчеркивая "социальный, классовый генезис литературного творчества"3, также говорят о значении "социалистического производственного" и "утопического" романа.

В диссертационном исследовании также описаны и проанализированы множественные интертекстуальные связи романа Горького и произведений современной ему романистики. В их число включена проза мало изученных до настоящего времени авторов, таких, например, как Г.Газданов, С.Клычков, Д.Мережковский, А.Ремизов и некоторых других. Художественно-философское осмысление времени создателями русской прозы 20-х годов было неразрывно связано с поиском основ человеческого бытия и смысла истории. Основной повествовательной формой, способной в полной мере выдержать нагрузку наметившихся в процессе этого поиска вопросов, становится роман. Именно поэтому столь актуализируется идея биографичности повествования:

1 Эйхенбаум Б.М. Декорация эпохи // Мой временник. С. 26.

2 Арватов Б.И. О формально-социологическом методе И Печать и революция. № 3. 1927. С.9.

3 Фриче В. М. К вопросу о повествовательных жанрах пролетлитературы // Печать и революция. № 7. 1927. С.25. восстановление биографии — индивидуального, личного бытия человека в истории — означало восстановление разрушенного, "взвихренного" времени, современной эпохи и бытия в целом. Рисуя полный внутреннего драматизма образ героя новейшего времени, человека, "выломившегося" из реальной действительности, или решая проблему в русле концепции безгеройности, роман не только констатирует факт доминирования тупиковой ситуации, в которой неизбежно оказывается герой, но и пытается наметить возможные пути выхода из нее.

В процессе работы также удалось провести достаточно подробный анализ образа главного героя горьковского романа в системе его персонажей. Подобное обрамление центрального образа Клима Самгина позволяет глубже проникнуть и эффектнее оттенить тончайшие нюансы проявления сущности современного человека, о чем Горький писал как об одной из главных художественных задач, стоявших перед ним в период написания романа. Создание образа "постороннего", переживающего свой разлад с миром и самим собой, и одновременно способного почти всегда беспристрастно воспринимать и логически оценивать происходящее, несомненно стало одним из самых значительных художественных открытий Горького. Также в работе проведены некоторые параллели между центральным персонажем Горького и произведений его современников. Анализ женских образов "Жизни Клима Самгина" — пункт исследования, на котором сделан особый акцент.

В ходе дальнейшей работы необходимо представить более широкий историко-литературный фон, на котором роман создавался Горьким; ввести в контекст исследования новые имена и творчество тех из писателей, произведения которых пока мало известны современному читателю или недостаточно изучены в литературоведении; более подробно рассмотреть произведение Горького в русле современного ему русского романа.

 

Список научной литературыГавриш, Татьяна Ростиславовна, диссертация по теме "Русская литература"

1. Горький A.M. Собрание сочинений: В 16 т. — М.: Правда,

2. Горький A.M. Полное собрание сочинений: В 25 т. — М.: Наука, 1968-1976.

3. Горький A.M. Полное собрание сочинений: В 30 т. — М.: Гос. изд-во худ.лит-ры, 1949-1955.

4. Горький A.M. Заметки из дневника. — Нижний Новгород: издание газеты

5. Нижегородская коммуна", 1927. — 32 с.

6. Горький A.M. История русской литературы. — М.: Гослитиздат, 1939. —340 с.1. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

7. Белый А. Критика. Эстетика. Теория символизма: В 2 т. — М.: Искусство,1994.

8. Белый А. На рубеже двух столетий. — М.: Художественная литература,1989.

9. Белый А. Символизм как миропонимание. — М.: Республика, 1994. 525 с.

10. Белый А. Сочинения: В 2 т. Проза / Сост. и подгот. текста Б.Пискунова;

11. Коммент. С.Пискуновой, В.Пискунова. — М.: Художественная литература,1990. — 671 с.

12. Блок A.A. Собрание сочинений: В 8 т. Под общей редакцией В.Н.Орлова.

13. Т.7. М.-Л.: Гослитиздат, Ленингр. отд., 1963.

14. Булгаков М.А. Собрание сочинений: В 5 т. Т.1. М.: Художественная литература, 1989. — 622 с.

15. Газданов Г.И. Призрак Александра Вольфа / Романы. М.: Художественнаялитература, 1990 // Сост., вст. статья, подг. текста Ст.Никоненко).

16. Дмитрий Мережковский: Воспоминания / З.Н.Гиппиус-Мережковская. —

17. М.: Московский рабочий, 1991. — 542 с.

18. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: В 30 т. — JL: Наука, Ленингр. отд., 1972.

19. Клычков С.А. Сахарный немец; Князь мира: Романы. — М.: Правда, 1989.512 с.

20. Леонов Л.М. Собрание сочинений: В 10 т. — М.: Художественная литература, 1982. Т.З. Вор: Роман. Примеч. Олега Михайлова. 1982. — 614 с.

21. Пильняк Б.А. Романы / Сост., автор вступ. статьи И.О.Шайтанов; Подгот.текста Б.Б.Пильняка-Андроникашвили. — М.: Современник, 1990. — 607 с.

22. Платонов А,П. В прекрасном и яростном мире. — М.: Художественнаялитература, 1965. — 630 с.

23. Платонов А.П. Впрок. Проза / Сост. М.Платоновой; Вступ. статья Т.Шехановой. — М.: Художественная литература, 1990. — 655 с.

24. Платонов А.П. Размышления читателя, М.: Советский писатель, 1970. —231 с.

25. Пришвин М.М. Собрание сочинений: В 8 т. Т.2. М.: Художественная литература, 1982. — 678 с.

26. Пушкин A.C. Собрание сочинений: В 3 т. Т.З. М.: Художественная литература, 1985. — 527 с.

27. Ремизов А.М. Взвихренная Русь. — М.: Советская Россия, 1990. — 400 с.

28. Сологуб Ф. Мелкий бес: Роман. — М.: Художественная литература, 1988.300 с.

29. Толстой А.Н. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 5-6. — М.: Гослитиздат,1959.

30. Федин К.А. Города и годы: Роман. — М.: Советская Россия, 1982. — 351с.

31. Федин К.А. Братья: Роман-симфония. — М.: Советский писатель, 1971. —382 с.

32. Федин К.А. Горький среди нас: Картины литературной жизни. — М.: Советский писатель, 1977. — 367 с.

33. Федин К. А. Писатель, искусство, время. — М.: Советский писатель, 1961.610 с.

34. Форш О .Д. Одеты камнем. — Л.: Прибой, 1927. — 253 с.

35. Форш О.Д. Современники. — Л.: Изд-во писателей в Ленинграде, 1932. —237 с.

36. Эренбург И.Г. Необычайные приключения Хулио Хуренито и его учеников;

37. Жизнь и шбель Николая Курбова: Романы. М.: Московский рабочий, 1991. — 384 с.

38. КНИГИ О ТВОРЧЕСТВЕ А.М. ГОРЬКОГО

39. Бялик Б.А. Горький — литературный критик. — М.: Гослитиздат, 1960. —375 с.

40. Бялик Б. А. Творчество Горького в советскую эпоху. — М.: Госкультпросветиздат, 1956. — 76 с.

41. Васильев A.B. Заметки о послеоктябрьском творчестве А.М.Горького. —1. Пятигорск, 1957. — 260 с.

42. Волков A.A. А.М.Горький и литературное движения советской эпохи. —

43. М.: Советский писатель, 1958. — 664 с.

44. Голубков М.М. Утраченные альтернативы: Формирование монистической концепции советской литературы, 20-30 годы / Рос. акад. наук, Ин-т мировой лит. им. А.М.Горького. — М.: Наследие, 1992. — 199 с.

45. Горький и его эпоха: Исследования и материалы / АН СССР, Ин-т мировойлит. им. А.М.Горького; Отв. ред. д-р филол. наук Б.А.Бялик. — М.: Наука, 1989-1994.

46. Максим Горький и Леонид Андреев / Литературное наследство. — М.: Издво Акад. наук СССР, 1965. — Т.72. — 631 с.

47. Горький и советские писатели / Литературное наследство. — М.: Изд-во

48. Акад. наук СССР, 1963. — Т.70. — 736 с.

49. М.Горький: Страницы творчества. — М.: 1991.

50. Груздев И.А. Горький (2-е изд.). — М.: Молодая гвардия, 1960. — 367 с.

51. Груздев И.А. Горький и его время. 1868-1896. — М.: Гослитиздат, 1962. —700 с.

52. Груздев И.А. Современный Запад о Горьком. — Л.: 1930.

53. Десницкий В.А. А.М.Горький: Очерк жизни и творчества. — М.: Гослитиздат. 1959. — 479 с.

54. Ермакова М.Я. Романы Достоевского и творческие искания в русской литературе XX века (Л.Андреев, М.Горький). — Горький: Волго-Вят. кн. изд-во, 1973. — 319 с.

55. Ермакова М.Я. Проблема традиций и новаторства русской и советскойпрозы: Межвуз. сб. науч. тр. (Нижегород. гос. пед. ин-т им. А.М.Горького; Редкод.: М.Я.Ермакова (отв. ред.) и др.) — Н.Новгород: НГПИ, 1990. — 156 с.

56. Ермилов В.В. Мечта Горького. Основные идеи творчества. — М., 1936.

57. Жегалов H.H. М.Горький и мировая культура. — М.: Знание, 1968. — 46 с.

58. Крюкова A.M. М.Горький и А.Белый. Из истории отношений / Андрей

59. Белый. Проблемы творчества. Статьи. Воспоминания. Публикации. Сборник / Сост. Ст.Лесневский, Ал. Михайлов. — М.: Советский писатель, 1988. — 830 с.

60. Летопись жизни и творчества А.М.Горького: в 4 вып. Редколлегия Б.В.Михайловский и др. — М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1958-1960.

61. Маркова Е.И. М.Горький и И.Федосова: Препр. докл. на заседании Президиума Карел, фил. АН СССР. 26 сент. 1989 г. — Петрозаводск, 1989. — 17 с.

62. Михайловский Б.В. Творчество М.Горького и мировая литература. — М.:1. Наука, 1965. — 648 с.

63. Михайловский Б.В., Тагер Е.Б. Творчество М.Горького. — М.: Просвещение, 1969. — 335 с.

64. Мущенко Е.Г. Путь к новому роману на рубеже XIX-XX веков. — Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1986. — 185 с.

65. Никитина М.А. А.М.Горький и Ф.Сологуб. К истории отношений / Горький и его эпоха. Исследования и материалы: Вып. 1. — М.: Наука, 1989. — 280 с.

66. Нинов A.A. М.Горький и Ив.Бунин. История отношений. Проблемы творчества. — Л.: Советский писатель, Ленингр. отд., 1984. — 559 с.

67. Овчаренко А.И. М.Горький и литературные искания XX столетия. — М.:

68. Советский писатель, 1971. — 286 с.

69. Османова 3. Творчество Горького и судьбы советского романа. — М.: Наука, 1978. — 274 с.

70. Резников Л.Я. М.Горький — известный и неизвестный. — Петрозаводск:

71. А/О "Амитье", 1996. — 297 с.

72. Самарина O.A. Горький-критик. — М.: Учпедгиз, 1957. — 231 с.

73. Современники о Горьком. — Горький, 1988.

74. Спиридонова Л.А. Горький: диалог с историей. — М.: Наследие. Наука,1994. 320 с.

75. Тагер Е.Б. Творчество Горького советской эпохи. — М.: Наука, 1964. —378 с.

76. Удодов А.Б. Русская литература XX века: поиск ориентиров. — Воронеж,1995.

77. Удодова З.В. Горький в борьбе с декадентами. — М.: Советская Россия,1968. — 192 с.

78. Эльсберг Я.Е. Творчество Горького в борьбе против модернизма. — М.:1. Наука, 1964. — 162 с.

79. СБОРНИКИ СТАТЕЙ О ТВОРЧЕСТВЕ А.М.ШРЬКОГО

80. Вопросы горьковедения: Межвуз. сб./ Горьковский ун-т им. Н.И.Лобачевского; Редкол.: И.К.Кузьмичев (отв. ред.) и др. — Горький: ПУ, 1985 (обл. 1986). — 112 с.

81. М.Горький и вопросы жанра и стиля: Межвуз. сб./ Горьковский гос. ун-тим. Н.И.Лобачевского; Ред. И.К.Кузьмичев. — Горький: ГТУ, 1979. — 158 с.

82. М.Горький и вопросы литературных жанров: Межвуз. сб./ Горьковский гос.ун-т им. Н.И.Лобачевского; Отв. ред. И.К.Кузьмичев. — Горький: ГТУ, 1978. — 163 с.

83. М.Горький и вопросы художественного мастерства: Межвуз. сб./ Горьковский гос. ун-т им. Н.И.Лобачевского; редкол.: И.К.Кузьмичев (отв. ред.) и др. — Горький: ГТУ, 1986. — 127 с.

84. Горький и зарубежная литература / Сборник статей. Отв. ред. д-р филол.наук Р.М.Самарин. — М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1961. — 276 с.

85. М.Горький и проблемы русской литературы / Сборник статей. Ред. коллегия: . доц.Я.А.Колбовский (ред.) и др. — Днепропетровск, 1969. — 158 с.74. Горьковские чтения.

86. К 100-летию со дня рож. пис. (Отв. ред. Б.А.Бялик). — М.: Наука, 1968.422 с.75. Горьковские чтения.

87. Материалы конференции "М.Горький и литература XX столетия". 1984.174 с.76. Горьковские чтения.

88. Материалы конференции "А.М.Горький и литературный процесс XX века" / Обществ, редкол.: Г.С.Зайцева (отв. ред.) и др. — 1994. — 245 с.77. Горьковские чтения.

89. Материалы конференции "А.М.Горький и роман XX века". 1980. — 189 с. Горьковский гос. ун-т им. Н.И.Лобачевского и др.; Обществ, редкол.: Н.А.Забурдаев и др. — Горький: Волго-Вят. кн. иэд-во.78. Горьковские чтения.

90. Материалы конференции "Художественный опыт Горького и советская литература". 1982. — 191 с.79. Горьковские чтения.

91. Творчество А.М.Горького в художественной системе социалистического реализма. 1986. 179 с.

92. Статьи об А.М.Горьком и литературе XX века. Памяти А.Н.Свободова. Ред.коллегия: .З.Е.Либинзон (отв. ред.) и др. — Горький, 1961. — 145 с. СТАТЬИ 0 ТВОРЧЕСТВЕ А.М.ГОРЬКОГО

93. Аннинский Л. А. Откровение и сокровение. Горький и Платонов // Литературное обозрение, 1989, № 9. — с.3-21.

94. Еголин A.M. Горький и русская литература. Стенограмма публичной лекции, прочитанной в Центральном лектории общества "Знание" в Москве. — М., 1949. — 21 с.

95. Корецкая И.В. Горький и Андрей Белый // Горьковские чтение: К 100-летию со дня рож. пис. (Отв. ред. Б.А.Бялик). — М.: Наука, 1968.

96. Левидов М. Вопросы о Горьком // Вечерняя Москва, 1927, № 175, 04.08.

97. Луначарский A.B. М.Горький-художник // Литература и искусство, 1931, №4, окт-дек.

98. Луначарский A.C. Самгин // Красная новь, 1932, № 9, сент.

99. Луначарский A.B. Писатель и политик // Известия ЦИК СССР и ВЦИК,1931, № 89, 31.03.

100. Никулина Н.И. Философия сознания в романе МГорького "Жизнь Клима

101. Самгина" // От Грибоедова до Горького. Из истории русской литературы. Межвуз. сб. — Л.: Изд-во Ленинградского гос. ун-та, 1979. — с.68-151. КНИГИ О РОМАНЕ ГОРЬКОГО "ЖИЗНЬ КЛИМА САМГИНА"

102. Вайнберг И.И. "Жизнь Клима Самгина" М.Горького. Историко-литературные комментарии. — М.: Просвещение, 1971. — 381 с.

103. Вальбе B.C. "Жизнь Клима Самгина" в свете истории русской общественной мысли. — М.-Л.: Советский писатель, Ленингр. отд., 1966.287 с.

104. Жегалов H.H. Роман М.Горького "Жизнь Клима Самгина" (Основные направления и образы). — М.: Просвещение, 1965. — 311 с.

105. Красильников В.А. М.Горький. "Жизнь Клима Самгина" — М., 1934. — 53 с.

106. Никулина Н.И. Роман М.Горького "Жизнь Клима Самгина". — Л., 1957. —52 с.

107. Нович И.С. Художественное завещание Горького. "Жизнь Клима Самгина".

108. М.: Советский писатель, 1965. — 538 с.

109. Овчаренко А.И. Роман-эпопея М.Горького "Жизнь Клима Самгина". — М.:

110. Художественная литература, 1965. — 166 с.

111. Резников Л.Я. Повесть М.Горького "Жизнь Клима Самгина". Проблемыжанра и стиля. — Петрозаводск: Карел кн. изд., 1964. — 532 с.

112. Строков П.С. Эпопея М.Горького "Жизнь Клима Самшна". — М.: Советский писатель, 1962. — 415 с.

113. Чепрунов П. История пустой души. — М.: 1963. — 215 с.

114. СТАТЬИ О ЮМА НЕ ГОРЬКОГО "ЖИЗНЬ КЛИМА САМГИНА"

115. Андреев Ю. Художественное завещание Горького. "Жизнь Клима Самгина"как произведение социалистического реализма И Литературная учеба, 1979, № 5.

116. Бялик Б.А. Конец предыстории человечества // Звезда, 1937, № 11.

117. Зайцев В. Познание России. М.Горький. "Жизнь Клима Самгина" И В мире книг, 1978, № 3.

118. Канаев Ф.Ф. "Жизнь Клима Самгина" как исторический роман-хроника // МХорький. Материалы и исследования, t.IV. — М.-Л.: Изд-во Акад. наук СССР 1951.

119. Кирпотин В. О "Жизни Клима Самгина" М.Горького // Резец, 1931, № 15, с. 14.

120. Колобаева Л.А. "Жизнь Клима Самгина". Автор и герой // Горький и его эпоха. Исследования и материалы. — М.: Наследие, 1994. 287-300 с.

121. Эльсберг Я. Í. Глаза Горького сквозь самгинские очки // На литературном посту, 1927, №№ 15-16, август, с.31.

122. АВТОРЕФЕРАТЫ ДИССЕРТАЦИОННЫХ РАБОТ

123. Васильев В.Е. "Серапионовы братья" и А.М.Горький (проблема преемственности в идейно-эстетических исканиях писателей): Автореф. дис. канд. филол. наук. Российский пед. ин-т. С.-П., 1992.

124. Зайцева Г.С. А.МХорький и крестьянские писатели: Автореф. дис. д-ра филол. наук.Уральский гос. ун-т им. А.МХорького. Свердловск, 1988.

125. Кожевникова Н. Речевые разновидности повествования в русской советской прозе: Автореф. дис. канд. филол. наук. АН СССР, Ин-т русского языка. М., 1973.

126. Кулагина Г.Н. Поиск общечеловеческой духовности российской интеллигенцией (на материале творчества Л.Андреева и М.Горького): Автореф. дис. канд. филол. наук. Казанский гос. ун-т им. В.И.Ульянова-Ленина. Казань, 1996.

127. Переверзин В. Роман-эпопея. К проблеме жанра: Автореф. дис. канд. филол. наук. Московский гос. ун-т им.М.В.Ломоносова: Изд-во Моск. унта, 1979.

128. Сваричевский A.A. Советский роман-эпопея: Автореф. дис. д-ра филол. наук. Тбилисский гос. ун-т, Тбилиси, 1972.

129. Синявский А.Д. Роман А.М.Горького "Жизнь Клима Самгина" и история русской общественной мысли конца XIX — начала XX века: Автореф. дис. канд. филол. наук. Московский гос. ун-т им. М.В.Ломоносова. М., 1952.

130. Сухих С.И. "Жизнь Клима Самгина" в контексте мировоззренческих и художественных исканий М.Горького: Автореф. дис. д-ра филол. наук. Екатеринбуржский гос. ун-т им. А.М.Горького. Екатеринбург, 1992.

131. Хабин В.Н. Становление жанров романа и повести в литературе социалистического реализма: Автореф. дис. канд. филол. наук. М., Изд-во Московского ун-та, 1973.

132. ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЕ И КРИТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ТЕМЕ1. ДИССЕРТАЦИИ

133. Агеносов В.В. Советский философский роман. — М.: Прометей, 1989. — 300 с.

134. Андреев Ю. Революция и литература. Октябрь и гражданская война в русской советской литературе и становление социалистического реализма (20-30 годы). — Л.: Художественная литература, 1969. — 446 с.

135. Баранов В. Сюжетно-композиционные особенности советского романа 20-х годов. Вопросы художественного мышления писателя. — Горький, 1972. — 247 с.

136. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975. — 502 с.

137. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. (Сост. С.Г.Бочаров и В.В.Кожинов). — М.: Художественная литература, 1986. — 541 с.

138. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. — М.: Советская Россия, 1979. — 318 с.

139. Бахтин М.М. Формальный метод в литературоведении / М.Бахтин. — Нью-Йорк: Серебряный век; 1982. — 231 с.

140. Бахтин М.М. Эпос и роман. О методологии исследования романа // Вопросы литературы, 1970, № 1.

141. Белая Г. А. Занокомерности стилевого развития советской прозы двадцатых годов. — М.: Наука, 1977. — 254 с.

142. Белая Г.А., Павлова Н. Советская литература и мировой литературный процесс. Изображение человека. — М.: Наука, 1972. — 593 с.

143. А.Белый. Проблемы творчества: Статьи. Воспоминания. Публикации. Сб. // Сост. Ст.Лесневский, Ал. Михайлов. — М.: Советский писатель, 1988. — 830 с.

144. Богуславская 3. Леонид Леонов. — М.: Советский писатель, 1960. — 368 с.

145. Борис Пильняк: опыт сегодняшнего прочтения (по материалам научной конференции, посвящ. 100-летию со дня рождения писателя). Сб. ст. РАН, ИМЛИ им.Горького. — М.: Наследие, 1995. — 205 с.

146. Боровой Л.Я. Язык писателя. А.Фадеев, Вс.Иванов, М.Пришвин, А.Платонов. — М.: Советский писатель, 1966. — 219 с.

147. Бочаров С.Г. Социалистический реализм и классическое наследие. — М.: Советский писатель, 1960. — 269 с.

148. Бугаенко П.А. КФедин: личность, творчество. — Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1980. — 255 с.

149. Бузник В.В. Русско-советская проза двадцатых годов. — Л.: Наука, Ленингр. отд., 1975. — 279 с.

150. Булгаков М.А. Собрание сочинений: В 5 т. T.l. М.: Художественная литература, 1989. — 622 с.

151. М.Булгаков: Современные толкования: К 100-летию со дня рождения: 1891-1991. Сб. обзоров / АН СССР. ИНИОН, М., 1991.

152. И.Бунин / Литературное наследство, т.84: В 2-х кн. — М.: Наука, 1973.

153. Виноградов В.В. О художественной прозе. — М.-Л.: Гос. изд., 1930. — 187 с.

154. Виноградов В.В. О языке художественной литературы. — М.: Гослитиздат, 1959. — 654 с.

155. Виноградов В.В. Поэтика русской литературы. — М.: Наука, 1976. — 511 с.

156. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. — М.: Акад. наук СССР, 1963. — 255 с.

157. Воронский А. К. Литературно-критические статьи. — М.: Советский писатель, 1963. — 423 с.

158. Гей Н.К. Проблемы художественной формы социалистического реализма: В 2-х т. Ред. коллегия: Н.К.Гей (и др.). — М.: Наука, 1971.

159. Гинзбург Л.Я. Литература в поисках реальности. — Л.: Советский писатель, Ленингр. отд., 1987, — 397 с.

160. Гинзбург Л.Я. О литературном герое. — Л.: Советский писатель, Ленингр. отд. 1979. — 222 с.

161. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. — Л.: Советский писатель, Ленингр. отд., 1971. — 464 с.

162. Максим Горький в воспоминаниях современников: В 2-х т. — М.: Художественная литература, 1981.

163. Грознова H.A. Творчество ЛЛеонова и традиции русской классической литературы. — Л.: Наука, Ленингр. отд., 1982. — 310 с.

164. Гура В.В. Роман и революция. — М.: Советский писатель, 1973. — 285 с.

165. Диенеш Л. Гайто Газданов: Жизнь и творчество: (Пер. с англ.). — Владикавказ: Изц-во Сев.Осет. ин-та гуманит. исследований, 1995. — 303 с.

166. Днепров В.Д. Проблемы реализма. — Л.: Советский писатель, Ленингр. отд., 1960. — 352 с.

167. Долгополов Л.К. А.Белый и его роман "Петербург". — Л.: Советский писатель, Ленингр. отд., 1988. — 413 с.

168. Драгомирецкая Н.В. Автор и герой в русской литературе XIX-XX века. — М.: Наука, 1991. — 379 с.

169. Затонский Д. Искусство романа и XX век. — M.: Художественная литература, 1973. — 535 с.

170. Из истории советской литературы 20-30 годов. Новые материалы и исследования // Литературное наследство, т.93. — М.: Наука, 1983. — 759 с.

171. Изучение романа М.Булгакова "Белая гвардия" (Тема дома и семьи в произведении). — М.: РИПКРО, 1993. — 208 с.

172. История русского советского романа: В 2 кн. Ред. коллегия: (.В.А.Ковалев (отв. ред.) и др.). Кн. 1-2. — М.-Л.: Наука, Ленингр. отд., 1965.

173. Как мы пишем. — Л.: Изд-во писателей, 1930. — 216 с.

174. Келдыш В.А. О прозе Сологуба // Федор Сологуб. Голодный блеск. — Киев: Днипро, 1991. — с.5-24.

175. Киселева Л.Н. Внутренняя организация повествования // Проблемы художественной формы социалистического реализма: В 2 т. Ред. коллегия: Н.К.Гей (и др.). Т. 1-2. — М.: Наука, 1971.

176. Киселев А.Л. Пришвин и русская литература: Нравственно-этические и эстетические аспекты в развитии русской литературы. — Куйбышев: Изд-во КГПИ, 1983. — 79 с.

177. Киселев А.Л. Пришвин и русские писатели XX века. Куйбышев: Изд-во КГПИ, 1985. — 68 с.

178. Кожевникова Н.А. Язык А.Белого. М.: 1992.

179. Кондюрина Э.Ф. Проза Л.Леонова 20-30-х годов. — Вильнюс: М-во высш. и сред. спец. образования Лит.ССР, 1982. — 93 с.

180. Кожинов В.В. Происхождение романа. Теоретико-исторический очерк. — М.: Советский писатель, 1963. — 439 с.

181. Кожевникова О. Вопросы языка современной русской литературы. — М.: Наука, 1971. — 218 с.

182. Корниенко Н.В. История текста и биография А.П.Платонова (1926-1946) / Здесь и теперь, январь 1993.

183. Корниенко Н.В. А. Платонов: Мир творчества. — М., 1994.

184. Корниенко Н.В. "Страна философов" А.Платонова: проблемы творчества. — М.: 1994.

185. Корниенко Н.В. Философские аспекты изучения общественно-литературного процесса начала XX века. — Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1989. — 85 с.

186. Корниенко Н.В. Читательское восприятие советской классики как общекультурная и педагогическая проблема П Русская советская классика. Историко-литературные и функциональные аспекты изучения. — Л.: Наука, Ленингр. отд., 1989. — 236 с.

187. Крестинский Ю.А. А.Н.Толстой: Жизнь и творчество. Краткий очерк. — М.: Иэд-во Акад. наук СССР, 1960. — 314 с.

188. Кузнецов М.М. Романы Константина Федина. — М.: Художественная литература, 1980. — 158 с.

189. Кузнецов М. Советский роман. — М.: Советский писатель, 1986. — 413 е.

190. Кузнецов М. Социалистический реализм и модернизм // Новый мир, 1963, № 8.

191. Кузнецов Н.И. К.А.Федин-художник. Проблемы метода и стиля. — Томск: Изд-во Томского ун-та, 1980. — 276 с.

192. Курбатов В.Я. М.Пришвин: Очерк творчества. — М.: Советский писатель, 1986. — 222 с.

193. Курова К.С. Русская и зарубежная литература. — Алма-Ата: Казгослитиздат, 1969. — 173 с.

194. Левинсон З.И. Романы К.Федина. — Тула: Приок. кн. изд-во, 1988. — 236 с.

195. Личная библиотека А.М.Горького в Москве: Описание. В 2 кн. Кн.1-2: М.: Наука, 1981.

196. Луначарский A.B. Полное собрание сочинений: В 8 т. Т.2. М.: ГИХЛ, 1963. — 354 с.

197. Мущенко Е.Г. и др. Поэтика сказа. — Воронеж; Изд-во Воронеж, ун-та, 1978. — 287 с.

198. Новиков В.В. М.Булгаков-художник. — М.: Московский рабочий, 1996. — 355 с.

199. Овчаренко А.И. Социалистическая литература в современных спорах, — М.: Художественная литература, 1972. — 218 с.

200. Осоргин М. "Вечер у Клэр" // Последние новости, 1930, 6 февр.

201. Островская С.Д. Рукой Горького: советская русская проза в личной библиотеке А.М.Горького. — М.: Советский писатель, 1985. — 288 с.

202. Петелин В.В. Михаил Булгаков: Жизнь, личность, творчество. — М.: Московский рабочий, 1989. —493 с.

203. Петишев A.A. Человек и современный мир в романном искусстве ЛЛеонова. — Уфа: Башк. кн. изд-во, 1989. — 153 с.

204. Пискунов В.М. Советский роман-эпопея. Жанр и его эволюция. — М.: Советский писатель, 1976. — 366 с.

205. А.Платонов. Исследования и материалы: Межвуз. сб. науч. тр. — Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1993, — 193 с.

206. Полтавцева Н.Г. Философская проза А.Платонова. — Ростов-на-Дону: Изд-во Ростов, ун-та, 1981. — 141 с.

207. Поляк Л.М. Алексей Толстой-художник. Проза. — М.: Наука, 1964. — 462 с.

208. Попов В., Фрезинский Б. Илья Эренбург: Хроника жизни и творчества (в документах, письмах, высказываниях и сообщениях прессы, свидетельствах современников). — СПб, 1993.

209. Поспелов Г.Н. Проблемы исторического развития литературы. — М.: Просвещение, 1972. — 217 с.

210. Примочкина Н. Писатель и власть. Горький в литературном движении 20-х годов. — М.: Росспэн, 1996. — 256 с.

211. Проблемы развития советской литературы: Проблематика и поэтика творчества К.Федина. Межвуз. науч. сб. / Отв. ред. П.П.Бугаенко, В.А.Ковалев. — Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1981. — 180 с.

212. Проблемы художественной формы социалистического реализма: В 2 т. Т. 1-2. М.: Наука, 1971.

213. Алексей Ремизов: Исследования и материалы / Рос. АН, Институт русской литературы (Пушкинский дом). Отв. ред. А.М.Грачева. — СПб: Дмитрий Буланин, 1994. — 285 с.

214. Рожденные революцией (Темы, идеи, образы повести и романа 1920-х годов) // Урал. — Свердловск, 1967, № 6.

215. Рубашкин А. Илья Эренбург: Путь писателя. — Л., 1990.

216. Русские писатели. Библиографический словарь: В 2 т. Т. 1-2. Под редакцией П.А.Николаева. — М.: Просвещение, 1990.

217. Русский советский роман и некоторые проблемы его теории // Вопросы жанра и стиля. Сб. ст. Под редакцией В.В.Гура. — Вологда, 1967. — 207 с.

218. Скобелев В.П. В поисках гармонии: Художественное развитие

219. A.Н.Толстого. 1907-1922 годы. — Куйбышев: кн. изд-во, 1981. — 176 с.

220. Скороспелова Е.Б. Идейно-стилевые течения в русской советской прозе первой половины 20-х годов. — М.: Изд-во Московского ун-та, 1979. — 160 с.

221. Скороспелова Е.Б. Русская советская проза 20-30 годов: судьбы романа.

222. М.: Изд-во Московского ун-та, 1985. — 261 с.

223. Советский роман. Новаторство. Поэтика. Типология. — М.: Наука, 1978.693 с.

224. Соколов Б.В. Булгаковская энциклопедия. — М.: Локид — МИФ, 1996.586 с.

225. Солнцева Н.М. Последний Лель: О жизни и творчестве С.Клычкова. — М.: Московский рабочий, 1993. — 222 с.

226. Становление жанра романа в советской литературе начала 20-х годов и борьба реализма с модернизмом // Проблемы реализма в русской и зарубежной литературах. Тезисы докладов межвуз. конф-ции. — Архангельск: Северо-Западное изд-во, 1965. — 132 с.

227. Старикова Е. Реализм и символизм / Развитие реализма в русской литературе: В 3 т. — М.: Наука, 1972.

228. Старков А.Н. Ступени мастерства: Очерки творчества К.Федина. — М.: Советский писатель, 1985. — 335 с.

229. Сухих С.И. Современники о М.Горьком. Горький, 1988. — 249 с.

230. Твору^рство А.Платонова. Статьи и сообщения. (Ред. коллегия: .

231. B.П.Скобелев (отв. ред.). — Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1970. — 247 с.

232. Творчество А.Платонова. — СПб, 1995.

233. Творчество Михаила Булгакова / Том. гос. ун-т им. В.В.Куйбышева; Под ред. докторов филол. наук Ю.А.Бабичевой, Н.Н.Киселева. — Томск: Изд-во Том. ун-та, 1991, — 156 с.

234. Творчество М.Пришвина. Исследования и материалы / Межвуз. сб. науч. тр. / Воронеж, гос. пед, ин-т; редкол.: А.М.Стрельцов (отв. ред.) и др. — Воронеж, 1986. — 135 с.

235. Теория литературы, основные проблемы в историческом освещении. Стиль. Произведение. Литературное развитие. — М.: Изд-во АН СССР, 1962-1965.

236. А.Н.Толстой: материалы и исследования / АН СССР, Ин-т мировой лит. им. А.М.Горького; Отв. ред. А.М.Крюкова. — М.: Наука, 1985. — 528 с.

237. У истоков советского романа. Пути формирования жанра романа-эпопеи в советской литературе 1917-1926 годов. // Научная конференция кафедр общественных наук вузов Северо-Запада, тезисы докладов по секции филологии. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1062. — 27 с.

238. Уроки "Разгрома" А.Фадеева. Пути и поиски советского романа 20-х годов // Дон. — Ростов-на-Дону, 1967, № 5.

239. Утехин Н.П. Жанры эпической прозы. — Л.: Наука, Ленингр. отд., 1982. — 185 с.

240. Фоменко Л.П. Человек в философской прозе А.Платонова. — Калинин: Изд-во КГУ, 1985. — 72 с.

241. Чалмаев В.А. Андрей Платонов (К сокровенному человеку). — М.: Советский писатель, 1989. — 445 с.

242. Чичерин А. Возникновение романа-эпопеи. М.: Советский писатель, 1958. — 372 с.

243. Шеншин В. К. Традиции Ф.М.Достоевского и советский роман 1920-х годов: К.Федин, Ю.Олеша, Л.Леонов. — Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1988. — 159 с.

244. Шкловский В.В. Художественная проза. Размышления и разборы. — М.: Советский писатель, 1959. — 628 с.

245. Щербина В. А.Н.Толстой. Творческий путь. — М.: Советский писатель, 1956. — 617 с.

246. Эрде Э.М. Максим Горький и интеллигенция. — М.: 1928. 116 с.

247. ЛИТЕРАТУРНО-КРИТИЧЕСКИЕ И ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ СТАТЬИ И КНИГИ 20-30 ГОДОВ

248. Арватов Б.И. Искусство и классы. — М.-Пг: Гос. изд., 1923. — 88 с.

249. Арватов Б.И. Искусство и производство. Сб. статей. — М.: Пролеткульт, 1926. — 132 с.

250. Арватов Б.И. Социологическая поэтика. — М.: Федерация, 1928. — 171 с.

251. Арватов Б.И. О формально-социологическом методе // Печать и революция, 1927, № 3.

252. Бобров С. Метод и апологет // Печать и революция, 1924, № 5.

253. Борис Пильняк. Статьи и материалы. — Л.: Академия, 1928.

254. Винокур Г. О. Биография и культура. — М.: 1927. — 86 с.

255. Воронский А.К. Искусство и жизнь. Сб. ст. — М.-Петербург: Круг, 1924. — 326 с.

256. Воронский А.К. Литературные силуэты. Борис Пильняк // Красная новь, 1922, кн.4.

257. Воронский A.K. О пролетарском искусстве и о художественной политике нашей партии // Красная новь, 1923, № 7.

258. Воронский А.К. Писатель, книга, читатель // Красная новь, 1927, № 1.

259. Горнфельд А. Формалисты и их противники // Литературные записки, 1922, № 3.

260. Жирмунский В.М. Задачи поэтики // Жизнь искусства, 1929, № 2.

261. Коган П.Д. О формальном методе // Печать и революция, 1924, № 5.

262. Лежнев А.З. Вопросы литературы и критики. — М.-Л.: Круг, 1926. — 216 с.

263. Лежнев А.З. Художественная литература // Печать и революция, 1927, № 7.

264. Луначарский A.B. Формализм в науке об искусстве // Печать и революция, 1924, № 5.

265. Переверзев В.Ф. Новинки беллетристики // Печать и революция, 1924, № 5.

266. Пиксанов Н.К. Новый путь литературной науки // Искусство, 1924, № 1.

267. Полонский В.П. Литературное движение октябрьского десятилетия // Печать и революция, 1927, № 7.

268. Полонский В.П. О современной литературе. — М.-Л.: Гос. изд., 1929. — 269 с.

269. Полянский В. К вопросу о художественном литературном произведении // Печать и революция, 1926, № 6.

270. Полянский В. По поводу Бориса Эйхенбаума // Печать и революция, 1924, №5.

271. Пятовский Б. Литературные итоги 1927 года // Красная газета, 1928, № 1, 01.01.

272. Родионович Р. Книга о Сером // Комсомольская правда, 1927, № 207, 11.09.

273. Сакулин П.Н. Из первоисточника // Печать и революция, 1924, № 5.

274. Сакулин П.Н. К вопросу о построении поэтики // Искусство, 1924, № 1.

275. Сакулин П.Н. Наука о литературе: ее итоги и перспективы. — М.: Мир, 1925. — 240 с.

276. Смирнов А.А. Пленник навьих чар. — М.: Тип. Саблина, 1913. — 23 с.

277. Тынянов Ю.Н. Архаисты и новаторы. — Л.: Прибой, 1929. — 596 с.

278. Тынянов Ю.Н. Литературное сегодня // Русский современник, 1924, № 1.

279. Фохт У. Проблематика современной советской марксистской истории литературы // Печать и революция, 1927, № 1.

280. Фриче В.М. К вопросу о повествовательных жанрах пролетлитературы // Печать "и революция, 1929, № 7.

281. Фриче В.М. Литературные заметки. Повесть о новом человеке // Правда, 11.05.1927.

282. Чеботаревская А.Н. О Федоре Сологубе. Критика, статьи и заметки. — СПб: Шиповник, 1911. — 356 с.

283. Чужак Н. Опыт учебы на классике // Новый Леф, 1928, № 7, с. 10.

284. Шагинян М. "Эпопея" Андрея Белого. Морфологические заметки // Летопись дома литераторов, 1921, № 1.

285. Шкловский В.Б. В.Розанов. — Пг: ОПОЯЗ, 1921. — 56 с.

286. Шкловский В.Б. Новый Горький // Новая Россия, 1924, № 2.

287. Шкловский В.Б. О теории прозы. — М.-Л.: Круг, 1925. — 189 с.

288. Шкловский В.Б. Удачи и поражения Максима Горького. — Тифлис: Заккнига, 1926. — 66 с.

289. Эйхенбаум Б.М. Анна Ахматова. Опыт анализа. — Пб: Тип. им. Ивана Федорова, 1923. — 132 с.

290. Эйхенбаум Б.М. В поисках жанра // Русский современник, 1924, № 3.

291. Эйхенбаум Б.М. Вокруг вопроса о "формалистах" И Печать и революция, -1924, № 5.

292. Эйхенбаум Б.М. О литературе. Работы разных лет. — М.: Советский писатель, 1987. — 540 с.

293. Эйхенбаум Б.М. Мой временник. Словесность, наука, критика, смесь. — JI.: Изд-во писателей в Ленинграде, 1929. — 136 с.

294. Эйхенбаум Б.М. "Сквозь литературу". Сб. статей. — Л.: Академия, 1924. — 280 с.

295. Эйхенбаум Б.М. О прозе. Сб. ст. — Л.: Художественная литература, Ленингр. отд. 1969. — 503 с.

296. Якубовский Г. О природе искусства // Печать и революция, 1926, № 1.

297. Эллис. Русские символисты: Конст.Бальмонт, Валер.Брюсов, А.Белый. — Томск: Водолей, 1996. — 287 с.ко