автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Художественные функции музыкальных аллюзий в прозе В.Ф. Одоевского

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Степанова, Мария Андреевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Художественные функции музыкальных аллюзий в прозе В.Ф. Одоевского'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Художественные функции музыкальных аллюзий в прозе В.Ф. Одоевского"

На правах рукописи гРггЧ'—.

Степанова Мария Андреевна

Художественные функции музыкальных аллюзий в прозе В.Ф. Одоевского

Специальность 10.01.01. - русская литература.

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

1 г ДЕК 2013

Москва-2013

005543702

005543702

Работа выполнена в Государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» на кафедре русской классической литературы и фольклора

Научный руководитель: доктор филологических наук,

доцент

Васильев Сергей Анатольевич

Официальные оппоненты: доктор филологических наук,

профессор кафедры русской классической литературы и славистики ФГБОУ ВПО «Литературный институт им. A.M. Горького» Завгородняя Галина Юрьевна

кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы ФГБОУ ВПО «Российский университет дружбы народов» Астащенко Елена Васильевна

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Елецкий государственный университет

им. ИА. Бунина»

Защита состоится «25» декабря 2013 года в 15.00. часов на заседании диссертационного совета Д 850.007.07. на базе ГБОУ ВПО города Москвы «Московский городской педагогический университет» по адресу: 129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 4, корпус 4, ауд. 3406.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГБОУ ВПО города Москвы «Московский городской педагогический университет» по адресу: 129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 4, корпус 4.

Автореферат разослан « » ноября 2013 года.

Ученый секретарь диссертационного совета У ^ /

кандидат филологических наук, доцент В.А. Коханова

Общая характеристика работы

В.Ф. Одоевский - русский писатель, жизнь и творчество которого были тесно связаны с музыкой и музыкальной культурой его времени. По его же собственным словам, понимать музыкальную грамоту он научился едва ли не раньше, чем читать. Именно музыкально-критическая и музыкально-просветительская деятельность В.Ф. Одоевского является одной из довольно хорошо исследованных сторон его творчества. Истории и особенностям музыкально-критического наследия писателя посвящена объемная статья В.Г. Бернандта в издании: Одоевский В.Ф. Музыкально-литературное наследие (1956). Б.В. Асафьев в книге «Глинка» уделяет внимание дружбе композитора и музыкального критика, их взаимному интересу и творческому союзу. Из современных изданий, посвященных музыкально-критической работе писателя, наиболее интересным, вероятно, можно назвать книгу «Князь Владимир Одоевский. Дневник. Переписка. Материалы» (2005), изданную Государственным центральным музеем музыкальной культуры имени М.И. Глинки, в котором хранится рукописный архив писателя. Следует также отметить и более раннее издание шотландского ученого Стюарта Кэмпбелла (Campbell James Stuart) «В.Ф. Одоевский и формирование русского музыкального вкуса в XIX столетии» (1989) («V.F. Odoevsky and the formation of Russian musical taste in the nineteenth century»), книгу, опирающуюся на архивные материалы, и интереснейшую работу Е.Г.Мещериной «В.Ф.Одоевский в музыкальной культуре России XIX века» (2001), которая исследует музыкальные пристрастия писателя на протяжении всей его жизни.

Исследование связей музыки и литературы - целое объемное направление научной работы. Известны труды, в которых рассматривается влияние музыки на творчество писателей, (Литература и музыка, 1975, Поэзия и музыка, 1973, Розенфельд Б.М. Сергей Есенин и музыка, 1988, Лев Толстой и музыка, 1977, ХопроваТ. Музыка в жизни и творчестве А. Блока, 1974, Шекспир и музыка, 1964, Гете и музыка, 2004). В работах Л.Л. Гервер', Б.А. Кац2 связи двух искусств исследуются в плане параллелизма структур литературных и музыкальных произведений. А. Гиром и С.П. Шером была предпринята попытка исследования феномена словесного описания исполнения музыкального произведения, упоминания названий различных музыкальных сочинений, имен композиторов в литературе немецкого

1 Гервер Л.Л. Музыка и музыкальная мифология в творчестве русских поэтов (первые десятилетия XX века). -М.: Индрик, 2001.

2 Кац Б.А. Музыкальные ключи к русской поэзии. - СПб.: Композитор, 1997.

романтизма. Диссертационная работа АсановойН.А. 1979 года нацелена на выявление механизмов влияния музыки на литературу на материале романа Р. Ролана «Жан Кристоф». Особенный интерес представляют работы, в которых исследуется образ музыканта и художественные средства его создания. Копыленко МЛ. в своей диссертации «Образ музыканта и музыки в английском романе XX века» (1987) рассматривает «роман о музыканте» как самостоятельную жанровую форму, изучает функции описания в литературном тексте звучащей музыки, фрагментов музыкальных пьес. Объектом исследования для Копыленко МЛ. были романы «Жезл Аарона» Д.Г. Лоуренса, «Контрапункт» О. Хаксли, «Миссис Дэллоуэй» и «Волны»

B. Вульф, «На земле чужой» С. Миддлтона. В работе М.А. Тахо-Годи «Искусство и зарубежный роман» (1981, 2006) дан подробный анализ взаимодействия литературы и музыки во Франции начала XX века, в частности, в романе Ромена Роллана «Жан-Кристоф». Об образе-символе «музыка» в творчестве А.П. Платонова писала Н.М. Малыгина3. В 2000-е годы, то есть в последние 10-15 лет, вопрос связи литературы и музыки также не оставлял равнодушными исследователей. A.A. Боровская в своей работе «Музыкальные жанровые аллюзии в русской лирике первой трети XX века» (2009) утверждает факт ориентации поэтов Серебряного века на музыкальные формы. Объектом исследования данной диссертации являлись «Andante» И. Анненского, «Увертюра» И. Северянина, «Ноктюрн»

C. Городецкого, «Фуга» В. Иванова. Автор исследования проводит своеобразные аналогии между жанром и композицией литературного произведения и музыкальными жанрами. И.В. Ясюкович в работе «Музыкальные образы в русской романтической прозе 30-40-х годов XIX века» на материале русского романтизма (H.A. Полевой «Рассказ о красноглазом музыканте», В.А.Жуковский «Марьина роща», «Бетховен» Д.Ю. Струйского, «Славенские вечера» В.Т. Нарежного, «Опал» И.В. Киреевского) рассматривает особенности образа музыканта и типологию этого образа, выделяет значимые этапы в истории жизни музыканта, определяет типологию конфликта (трагедия безумного художника, противостояние с толпой филистеров).

Музыкальное искусство, несомненно, наложило особый отпечаток и на литературное творчество и писательский стиль В.Ф. Одоевского. На это указывает Е.Г. Мещерина4: «Особенно тесно в творчестве Одоевского музыка связана с литературой <...>». Однако история детального и

3 Малыгина Н.М. Эстетика Андрея Платонова. - Иркутск: Издательство Иркутского университета, 1985. - С. 80-107.

4 Мещерина Е.Г. В.Ф. Одоевский в музыкальной культуре России XIX века. - М.: Народный учитель, 2001. С.5.

филологически конкретного изучения этого вопроса, в отличие от количества работ, связанных с музыкально-критическим наследием Одоевского, невелика. Краткий, но очень емкий анализ новеллы В.Ф. Одоевского «Бал» с точки зрения философии музыки и ее отражения в литературном произведении дал А.Ф.Лосев5. Образы композиторов, приемы изображения музыкальных инструментов в произведениях Одоевского исследуются на страницах трудов A.A. Хаминовой (2011) и И.Е. Борисовой (2000). О музыкально-лирическом начале в новеллах Одоевского писала В.Н. Остапцева в своей кандидатской диссертации «Лиризм русской прозы 30-х годов XIX века: В.Ф. Одоевский, М.Ю.Лермонтов» (2004). В кандидатской диссертации Ю.Н. Сытиной «Художественная проза В.Ф. Одоевского в контексте периодических изданий первой половины 1830-х годов» (2013) новелла Одоевского «Себастиан Бах» анализируется в контексте осмысления вопросов природы творчества на страницах журнала «Московский наблюдатель». Внимание современных исследователей неоднократно привлекало изображение музыкальной шкатулки в сказке «Городок в табакерке». К анализу этого хрестоматийного произведения в последнее время обращались A.A. Хаминова, И.Е. Борисова, а также Е.В. Киселева в своей статье «"Городок в табакерке" как первая художественно-познавательная сказка для детей». Подобный вопрос затрагивает и О. Тиманова в статье «Сказочный мир музыкального механизма и средства его художественного воссоздания в сказке В.Ф. Одоевского "Городок в табакерке"».

Однако образ музыканта, изображение музыкального инструмента -всего лишь частные случаи отсылок к музыкальному искусству. Проза Одоевского буквально пронизана многочисленными музыкальными аллюзиями, имеющими в произведениях значимые, а подчас и ключевые художественные функции с точки зрения формирования их содержания. Это упоминания имен композиторов, названий музыкальных сочинений, танцев, описание музыки и сценического действия оперных спектаклей, описание пения персонажа, построение произведения на основе музыкального (лейтмотивного) принципа, употребление музыкальных терминов, а также собственно звуковая организация текста. Нет литературоведческих работ, в которых бы уделялось внимание концепции звука писателя, многочисленным музыкальным аллюзиям в его произведениях. Из факта недостаточной изученности вопроса о характере и художественных функциях музыкальных аллюзий в прозе В.Ф. Одоевского следует актуальность исследований в этой области. В данной диссертации музыкальные аллюзии в прозе

1 Лосев А.Ф. Форма. Стиль. Выражение. - M.: Мысль, 1995. - С. 446-448.

В.Ф. Одоевского анализируются системно и предстают как индивидуальная черта его писательского стиля. В этом состоит новизна данного диссертационного исследования. Мы анализируем весь корпус художественных произведений писателя, все основные жанры — повесть, новелла, роман, сказка. Особенно подробно мы останавливаемся на самых значимых для В.Ф. Одоевского сочинениях - книге «Русские ночи» (новеллы «Бал», «Насмешка мертвеца», «Цецилия», «Себастьян Бах», «Последний квартет Бетховена», «Импровизатор»), повести «Саламандра», «Княжна Зизи», «Княжна Мими». Также в нашей работе мы обращаемся к неоконченному роману «Катя, или история воспитанницы», повести «Черная перчатка» и циклу «Сказки дедушки Иринея», которые анализируются в аспекте изучения музыкальных аллюзий впервые.

Определяя термин «аллюзия», мы опираемся на работы Ю.И. Минералова «Теория художественной словесности (поэтика и индивидуальность)», И.Г. Минераловой «Анализ художественного произведения. Стиль и внутренняя форма», С.И. Кормилова «Современный словарь-справочник по литературе». Аллюзия понимается широко, как отсылка к факту литературной, исторической, политической жизни либо к художественному произведению. Мы используем термин «музыкальные аллюзии», так как исследуем функции отсылок и ассоциаций к произведениям данного искусства. Мы используем термин «музыкальные аллюзии», так как исследуем функции отсылок и ассоциаций к произведениям данного искусства. Подобная терминология (музыкальные, живописные, визуальные аллюзии) является общепринятой и используется в статьях, опубликованных в журналах, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией РФ (Н.Ю. Грекалова. Аллюзия и парафраз в структуре чеховского повествования // Русская литература. - 2010. - №3; Ю.С. Текутова. Музыкальные аллюзии и их художественные функции в поэзии Р. Браунинга // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2010 - №7; Д.С. Папкина. Типы литературных аллюзий // Вестник Новгородского государственного университета. - 2003. -№25), а также в диссертационных работах (М.С. Байцак «Поэтика описания в прозе И.А. Бунина: живопись посредством слова», Омск, 2009; О.В. Епишева «Музыка в лирике К.Д. Бальмонта», Иваново, 2006; А.Н. Кунусова «Венецианский текст в русской поэзии XX века», Астрахань, 2011).

В плане методологии основу работы составляют труды таких ученых, как П.Н. Сакулин («Из истории русского идеализма. Князь В.Ф.Одоевский. Писатель. Мыслитель», «Теория литературных стилей»), А.Ф.Лосев («Музыка как предмет логики», «Диалектика художественной формы», «О

музыкальном ощущении любви и природы», «Проблема художественного стиля»), В.М. Жирмунский («Немецкий романтизм и современная мистика»), Г.А. Гуковский («Пушкин и русские романтики»), Н.Я. Берковский («Романтизм в Германии»), Э.В. Седых («Проблема синтеза искусств в истории и теории литературы и искусства»), A.B. Михайлов («Музыка в истории культуры»), Е.А. Маймин («О русском романтизме»), Ю.В. Манн («Русская философская эстетика» и «Динамика русского романтизма»), А.Е. Махов («Ранний романтизм в поисках музыки: слух, воображение, духовный быт») и другие.

В диссертационной работе использовались биографический, культурно-исторический, сравнительный и сравнительно-исторический методы.

Объектом исследования данной работы являются литературные произведения В.Ф. Одоевского, предметом - художественные функции музыкальных аллюзий в литературном творчестве и в индивидуальном стиле писателя.

Цель нашей работы - выявить и проанализировать музыкальные аллюзии в прозе В.Ф. Одоевского, определить их основные художественные функции. В соответствии с целью диссертационной работы были поставлены следующие исследовательские задачи:

- на основе анализа художественных произведений В.Ф. Одоевского, его философско-музыкальных трудов и статей, имеющих отношение к музыке, накопленной исследовательской литературы выявить роль музыки в формировании его творческой и, прежде всего, писательской индивидуальности;

- проанализировать культурные связи русского и зарубежного романтизма, проявившиеся в творчестве В.Ф. Одоевского, — с точки зрения взаимодействия литературы и музыки, наличия и функционирования музыкальных аллюзий в художественных произведениях писателя;

- с опорой на литературоведческие труды по данной проблематике детально раскрыть связи литературных произведений В.Ф. Одоевского и музыкального искусства на основе многообразного художественного функционирования музыкальных аллюзий в прозе писателя;

- выявить характерные черты художественной речи В.Ф. Одоевского, отражающие связи литературы и музыки, проявляющиеся в особых художественных функциях музыкальных аллюзий.

Произведения В.Ф. Одоевского рассматриваются в контексте культурной эпохи первой половины XIX века, учитывается влияние литературной среды на формирование стиля писателя. Обращено внимание

на творческие связи В.Ф. Одоевского с русскими (Д.В. Веневитинов,

A.Н. Бестужев-Марлинский, H.A. Полевой, A.C. Пушкин и др.) и зарубежными писателями (Э.Т.А. Гофман, И.В. Гете и др.), а также на типологическое сходство общеромантического характера произведений

B.Ф. Одоевского и зарубежных романтиков (Дж. Ките, П.Б. Шелли).

Положения, выносимые на защиту:

1. Музыкальное искусство, к которому В.Ф. Одоевский интенсивно обращался на протяжении всей своей творческой жизни и которое в значительной степени определило черты его писательской индивидуальности, обусловило особенности внутренней формы важнейших его художественных произведений различных жанров: романа, повестей, новелл, сказок («Русские ночи», «Саламандра», «Косморама», «Импровизатор», «Сказки дедушки Иринея» и мн. др.). Одна из наиболее характерных повестей писателя — «Imbroglio», в самом заглавии содержащая музыкальный термин, через изображение сложной («запутанной») итальянской музыки воплощает захватывающие сюжетные перипетии, участницей которых стала талантливая певица.

2. Многочисленные музыкальные аллюзии в литературных текстах В.Ф. Одоевского формируются через использование названий музыкальных произведений, упоминание имен композиторов, употребление музыкальных терминов, описание исполнения музыкального произведения или пения, танца персонажа, изображение особого типа героя-музыканта, характерные черты художественной речи - усложненные грамматические связи слов, звукопись, в частности, ономатопею, другие приемы.

3. Музыкальные аллюзии в произведениях В.Ф. Одоевского имеют многообразные функции, формируют их богатые ассоциативно-содержательные планы, раскрывают сложную проблематику, в частности, воплощают фаустианский мотив, психологические нюансы внутреннего мира персонажей. С их помощью создаются мистические и трагические контексты образов композиторов; воплощается образ музыки классического и романтического типов, образ святой Цецилии, последовательно возникающий в творчестве В.Ф. Одоевского и обладающий не только живописными, в частности, иконописными, но и — через их посредство — музыкальными ассоциациями в соотнесении с агиографической традицией.

Практическое значение исследования состоит в том, что его результаты и выводы могут быть использованы при подготовке курсов и спецкурсов по истории русской литературы первой половины XIX века в высших учебных заведениях; кроме того, материалы данной работы могут быть полезны при дальнейшем исследовании творчества В.Ф. Одоевского.

Апробация работы. Материалы данной работы являются обобщением теоретических и эмпирических исследований, проводившихся автором. Основные положения диссертации отражены в 9 публикациях, в том числе в двух статьях, опубликованных в журналах, рекомендованных ВАК РФ. Ключевые положения исследования были отражены в докладах на научных конференциях: Всероссийской научно-методической конференции «Мировая словесность для детей и о детях» (2011, 2012), Межвузовской научно-практической конференции «Филологические традиции в современном литературном и лингвистическом образовании» (2011, 2012), Десятой научно-методической конференции «Гуманитарные науки и православная культура» (Пасхальные чтения) (2012), «Синтез в русской и мировой художественной культуре» (2011, 2012), Межвузовской научной конференции «Национальный стиль русской литературной классики» (2013), круглом столе, посвященном творчеству Г.Р. Державина (2013), Международной научной конференции «Виноградовские чтения» (2013).

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Основное содержание работы

Во Введении дается обоснование темы исследования, его актуальности и научной новизны, сформулированы цели и задачи работы, уточняется понятие аллюзии, представлены положения, выносимые на защиту. Кроме того, во введении дан краткий обзор научных работ по творчеству В.Ф. Одоевского в музыкально-просветительской и музыкально-критической области, а также исследований, посвященных вопросу связей литературы и музыки.

В Главе 1 «Роль музыки в формировании писательской индивидуальности В.Ф. Одоевского-романтика» прослеживается связь эстетических и философских взглядов писателя с теоретическими изысканиями западноевропейских и русских романтиков. Анализируются функции отсылок к античной философии музыки, рассматривается творческий контакт Одоевского с A.C. Пушкиным и H.A. Полевым в повести «Сильфида», диалог с немецкой романтической традицией «ночной» литературы в книге «Русские ночи».

В параграфе 1.1 «Концепция синтеза искусств в эстетической теории романтиков» даны общие теоретические положения синтеза искусств, предложенные писателями-романтиками (братьями Шлегелями, В.Г. Вакенродером, Л. Тиком, Новалисом и другими). Согласно их концепции, «в бытии нельзя выделять сферу "живописного", "пластического" или "музыкального", так как каждое искусство

потенциально содержится в другом»6. Также в первом параграфе первой главы прослежены истоки эстетической концепции романтиков, зародившейся в недрах философии Шеллинга и Шлейермахера, которая объединяет интеллектуальное познание с чувственным, уничтожает преграды между логикой, ощущением и эмоциональностью. Идея синтеза искусств во многом базируется на особом, романтическом восприятии мира, которое можно назвать синестетичным, так как это мировосприятие целостно. Романтиками постулировалось родство и взаимосвязь чувственных восприятий человека, а также их взаимное соответствие.

В параграфе 1.2 «Искусство музыки в осмыслении западноевропейских и русских романтиков» представлены основные положения философского осмысления музыкального искусства зарубежными и русскими романтиками. В эпоху романтизма происходит глубинное переосмысление роли и значения музыкального искусства, пересматривается место музыки в общей эстетической системе, так как новая эпоха принесла с собой и переоценку ценностей. Не все романтики в разрабатываемой ими системе искусств ставили музыку на первое место (Ф.В.Й. Шеллинг отдавал предпочтение поэзии, Ф. Шлегель - живописи), но неизменным был неповторимый статус музыки как искусства нематериального, бестелесного, духовного, наиболее эмоционального и выразительного.

Параграф 1.3 «Феномен музыки в статьях В.Ф. Одоевского» посвящен исследованию музыкальных воззрений самого автора. Проанализированы культурно-философские источники, которые могли повлиять на формирование взглядов писателя. Таковыми являются: культура Востока, в частности, Индии, философия Древней Греции (Платон), труды отцов церкви — Аврелия Августина, Амвросия Медиоланского, Иоанна Златоуста, книги масонских писателей Я. Беме, Э. Сведенборга, Л.К. де Сен-Мартена, а также культура немецкого романтизма, в особенности Э.Т.А. Гофман и В.Г. Вакенродер. Музыка в представлении В.Ф. Одоевского является, во-первых, «прикладной дисциплиной математики» и одновременно самым духовным искусством, «бестелесным», противоположным пластике. Во-вторых, музыка - язык сердца, лучше слов способный передавать интимнейшие чувства человека. В-третьих, музыка - важнейший фактор развития человека, его духовного роста, имеющий облагораживающее действие. И, наконец, музыка — отражение характера каждого народа, но при этом и всеобъединяющая сила, способная умиротворить и сплотить все человечество.

6 Седых Э.В. Проблема синтеза искусств в истории и теории литературы и искусства. — СПб.: Знание, 2010. -С. 19.

В параграфе 1.4 «"Романтический эллинизм" В.Ф. Одоевского в аспекте синтеза музыки и литературы» рассмотрено влияние античной философии музыки, в частности, воззрений Платона на творчество Одоевского. «Романтический эллинизм» писателя наблюдается в новелле «Себастьян Бах», романе «4338 год», а также в «Черной перчатке». Концепция греческого философа о существовании двух миров - мира идеальных сущностей и мира вещей, противопоставление духовного и материального, а также учение о музыке сфер лежит в основе таких произведений, как «Мир звуков» и «Сильфида».

В параграфе 1.5 «Художественно-жанровый синтез книги В.Ф. Одоевского "Русские ночи"»: функции литературного переосмысления музыки речь идет о специфике жанра и композиции книги «Русские ночи». По словам А.Е. Маймина, «Ход повествования определяется не логикой событийного сюжета, а больше всего законами внутренних ассоциаций, вариационным повторением и усилением мотивов-идей, столкновением противоположных мотивов в пределах одной темы <...>»7. В данном параграфе рассмотрены «идеи-мотивы» (мотив тьмы, безумия и невозможности самовыражения) в пределах одной темы - смысл жизни и нахождение истины.

В Главе 2 «Роль музыкальных аллюзий в создании образного строя произведений В.Ф. Одоевского» исследуются образы, ассоциативно связанные с музыкой: образ покровительницы музыкального искусства святой Цецилии, образы музыкальных инструментов, а также образы любимых композиторов Одоевского: И.С. Баха и Л. Бетховена.

В параграфе 2.1 «Образ святой Цецилии В.Ф. Одоевского: живописные и музыкальные аллюзии в контексте христианской традиции» анализируется образ покровительницы музыкального искусства, связанные с ним живописные и музыкальные ассоциации, рассматривается реализация романтической концепции звука в таких сочинениях, как «Винченцио и Цецилия», фрагменте «Цецилия», неоконченном романе «Катя, или История воспитанницы».

В параграфе 2.2 «Изображение музыкальных инструментов в произведениях В.Ф. Одоевского: символические функции аллюзий» рассматриваются функции образов музыкальных инструментов в повести «Саламандра», новеллах «Себастьян Бах» и «Последний квартет Бетховена». Образ кантеле в «Саламандре» является посредником между миром живых и усопших, знаменует приближение смерти, а также является символом

7 МайминЕ.А. Владимир Одоевский и его роман «Русские ночи» // В.Ф. Одоевский Русские ночи. - Л.: Наука, 1975.-С. 263.

финской народной культуры. Разбитое фортепьяно в «Последнем квартете Бетховена» играет роль двойника главного героя, символизируя трагедию композитора. Орган в «Себастьяне Бахе» являет собой посредника между композитором и сакральным миром, миром искусства, символизирует космическую гармонию и прообраз идеально устроенного общества.

Параграф 2.3 «Художественно-стилевые доминанты в создании образа импровизатора: В.Ф.Одоевский и А.С.Пушкин» посвящен рассмотрению образа импровизатора в произведениях В.Ф. Одоевского и

A.C. Пушкина. Особенное внимание уделяется художественным средствам создания образа, несходству творческих установок двух современников, отличиям их художественного языка. К специфическим чертам произведений Одоевского относятся неточность, неконкретность, растянутость, частое употребление устаревших форм, развернутых образных сравнений, сложных синтаксических конструкций. Стиль писателя В.В. Виноградов называет «таинственно-гиероглифическим»8, причиной чего, по мнению исследователя, является стремление писателя придать слову черты музыкального искусства.

Параграф 2.4 «Роль музыкальных аллюзий в изображении

B.Ф. Одоевским гениев-композиторов - И.С. Баха и Л. Бетховена: искусство классическое и романтическое» посвящен рассмотрению образов любимых Одоевским композиторов И.С. Баха и Л. Бетховена. Образы композиторов в новеллах В.Ф. Одоевского передают характер их музыки: образ И.С. Баха, созданный в контексте романтической новеллы о гении и житийной литературы передает черты баховской музыки - религиозной, бесстрастной, сдержанно-интеллектуальной; литературный образ Бетховена, в создании которого важную роль сыграл миф о Дионисе, раскрывает неповторимые особенности музыки венского композитора: страстность, бунтарство, тоска по идеалу.

Параграф 2.5 «Художественные функции музыкальных аллюзий в произведениях В. Ф. Одоевского, входящих в круг детского чтения: искусство и дидактика» посвящен музыкально-педагогической деятельности писателя и влиянию этой деятельности на его литературное творчество. Музыкальные аллюзии в произведениях В.Ф. Одоевского, входящих в круг детского чтения, создают определенный контекст для истолкования образов персонажей («Шарманщик», «Отрывки из журнала Маши»), делают более зловещим образ «заморского басурманина» в сказке «Как опасно девушкам ходить толпою по Невскому проспекту». Звуковые повторы в «Городке в табакерке» создают яркие музыкальные образы, помогающие раскрыть

1 Виноградов В.В. Стиль Пушкина. - М.: Наука, 1999,- С. 599-600.

12

тайны работы музыкального механизма. Описание пения в «Сиротинке» иллюстрирует педагогические взгляды писателя, раскрывает важность музыкального образования в духовно-нравственном и эстетическом воспитании ребенка.

В Главе 3 «Литературное изображение музыкальных форм в новеллах и повестях В.Ф. Одоевского» анализируются отсылки к музыкальным жанрам и их художественно-функциональная роль в сочинениях писателя.

В Параграф 3.1 «Семантика звука в прозе В.Ф. Одоевского: музыкальные аллюзии и авторский стиль» мы рассматриваем в произведениях писателя реализацию романтической концепции звука, философское осмысление феномена звучащего. В повести «Саламандра» звучание предстает как духовная составляющая мироздания, признак «живой жизни», противопоставленный молчанию, тишине. Звук осмысляется как вестник метафизического мира, проникновение в запредельные области бытия в апологе «Заветная книга», в рассказах «Душа женщины» и «Смерть и жизнь». Нагнетение негармоничных звуков в новеллах «Бал» и «Насмешка мертвеца» передает отсутствие гармонии в мире.

В параграфе 3.2 «Лейтмотивы как один из приемов создания музыкально-мифологических образов повести В.Ф. Одоевского "Саламандра"» анализируется музыкальная аллюзия в повести «Саламандра», которая реализуется в построении произведения на основе лейтмотивного принципа. Основные мотивы - мотив свободы и огня. Мотив раскованности поведения, свободы духа Эльсы неизменно говорит о ее глубинной связи с родиной, с музыкальной культурой Финляндии, народ которой, по мнению Одоевского, оставался на стадии мифологического сознания. Мотив огня возникает через образы печи, горящих свечей, солнца, света, золота, а также через описание страстности Эльсы, горячности ее любви. Подобная структура, очевидно, объясняется тем, что автор обращается к мифологическому материалу.

В параграфе 3.3 «Роль музыкальных жанровых аллюзий в стиле произведения: "Imbroglio" В.Ф. Одоевского и "Концерт бесов" М.Н. Загоскина» анализируется функционирование аллюзий на музыкальный жанр: в повести В.Ф. Одоевского «Imbroglio» и «Концерте бесов» М.Н. Загоскина. В повести «Imbroglio» ассоциация с музыкой присутствует в названии, являющимся музыкальным термином, который указывает на особый способ формирования содержания. В рассказе М.Н. Загоскина «Концерт бесов» музыкальный термин, фигурирующий в названии,

обозначает действо, в произведении являющееся кульминационным, проникнутое особенной напряженностью и драматизмом.

В параграфе 3.4 «Особенности и художественные функции изображения пения в произведениях В.Ф. Одоевского» исследуются особенности и художественные функции изображения пения в произведениях В.Ф. Одоевского. В повести «Imbroglio» описание процесса пения помогает характеристике главной героини, являясь частью портрета, в новелле «Бах» пение персонажа, во-первых, является способом его самораскрытия, так как голос и манера исполнения выдают все душевные качества певца, и, во-вторых, эпизод с пением предвосхищает дальнейшее развитие событий в произведении. В рассказе «Смертная песнь» описание пения представляет собой основу содержания произведения и передает авторскую идею о сущности творческого процесса, в повести «Саламандра» процесс пения помогает созданию образа главной героини, говоря о ее близости музыкальной культуре ее родины.

Параграф 3.5 «Роль оперных аллюзий при воплощении проблематики произведений В.Ф. Одоевского» посвящен рассмотрению художественных функций аллюзий на оперное искусство в произведениях В.Ф. Одоевского. Включение в текст музыкального материала, а именно, использование автором отсылок к оперным спектаклям, является чертой индивидуального «музыкального» стиля В.Ф. Одоевского. Аллюзии играют в рассмотренных произведениях важную художественно-функциональную роль: помогают раскрытию философской проблематики и созданию «напряженного настроения мистического размышления» в рассказе «Живой мертвец», способствуют нагнетению лирической атмосферы и дальнейшему развития сюжета, а также более яркому проявлению образов персонажей в повести «Косморама», усиливают напряженность эмоционального фона в новелле «Бал», несут в себе фаустианский мотив и создают определенный культурный контекст, на фоне которого лучше раскрывается образ главного героя в новелле «Импровизатор».

Параграф 3.6 «Изображение танца и музыки бала в новеллах и повестях В.Ф. Одоевского: приемы раскрытия авторской позиции» посвящен изучению взглядов Одоевского на бальную музыку и танец, а также отражению этих взглядов в литературных произведениях писателя. Во многих новеллах и повестях В.Ф. Одоевского музыкальные аллюзии возникают при описании или упоминании танца, бальной музыки. Бал предстает как компонент общественной жизни, который, с точки зрения писателя, является безнравственным времяпрепровождением. Музыкальные аллюзии, связанные с описанием бальной музыки и танца неизменно

привносят в произведение трагизм, мотив тоски, опустошенности души, греха и искушения, связаны с господством инфернальных сил.

В Заключении подводятся итоги и делаются основные выводы работы. Большая часть творчества В.Ф. Одоевского относится к эпохе романтизма. Деятелями культуры данного периода была разработана особая эстетическая концепция, в которой важную роль играл постулат синтеза искусств. Теория и практика синтеза искусств основывалась на философской мысли эпохи конца XVIII - начала XIX века, на неповторимом синестетичном мировосприятии романтиков, на стремлении создать единое универсальное искусство, чтобы максимально выразить свою авторскую волю и воплотить художественный замысел. Подобным размышлениям о синтезе искусств предавался и В.Ф. Одоевский. Кроме того, романтикам принадлежит особая заслуга в осмыслении сущности музыкального искусства и его роли в общеэстетической системе. Не все мыслители в разрабатываемой ими системе искусств отдавали приоритет музыке (Ф.В.И. Шеллинг признавал первенство поэзии, Ф. Шлегель — живописи), но неизменным был неповторимый статус музыки как искусства нематериального, бестелесного, духовного, наиболее эмоционального и выразительного.

Музыка была неизменным спутником и В.Ф. Одоевского на протяжении всей его жизни. Осмыслению специфики этого искусства посвящены философские сочинения писателя и множество критических заметок. Любовь В.Ф. Одоевского к музыке наложила отпечаток и на его литературные произведения, способствуя созданию особого «музыкального» стиля. Проза Одоевского буквально пронизана многочисленными музыкальными ассоциациями, выполняющими в произведениях определенные функции. Автор делает предметом изображения различные музыкальные действа — исполнение музыкального произведения, процесс пения персонажа, бал и танец; делает главными героями новелл выдающихся композиторов, использует образы музыкальных инструментов, применяет музыковедческие термины и так далее.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

Статьи в журналах, рекомендованных ВАК:

1. Степанова М.А. Звуки в прозе В.Ф. Одоевского // Русская речь. -2013.-№1. С. 8-12.

2. Степанова М.А. Функции реминисценций из оперных спектаклей в произведениях В.Ф. Одоевского // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Филологическое образование». — 2013.-№2(11).-С. 81-92.

Публикации в других научных изданиях:

3. Степанова М.А. Гофмановская традиция в прозе В.Ф. Одоевского (музыкальное начало) // Филологические традиции в современном литературном и лингвистическом образовании. — М.: МГПИ, 2011. — Вып.10. -T. 1.-С. 152-155.

4. Степанова М.А. «Отчего...мы все любим полунощничать?» («Музыка ночи» в книге В.Ф. Одоевского «Русские ночи») // Филологические традиции в современном литературном и лингвистическом образовании. -М.: МШИ, 2012. - Вып. 11. - Т. 1. - С. 75-80.

5. Степанова М.А. Музыкальное начало в сказках В.Ф. Одоевского // Мировая словесность для детей и о детях. — М.: МПГУ, 2012. — Вып.16. — С. 225-229.

6. Степанова М.А. Музыкальное начало в творческой индивидуальности В.Ф. Одоевского (на примере циклов «Сказки дедушки Иринея» и «Сказки с красным словцом») // Мировая словесность для детей и о детях. - М.: МПГУ, 2012. - Вып.17. - С. 349-355.

7. Степанова М.А. Образ святой Цецилии и музыкальное начало в прозе В.Ф. Одоевского // X Пасхальные чтения. - М.: МПГУ, 2012. - С. 96101.

8. Степанова М.А. А.Ф. Лосев о музыкальном начале в прозе В.Ф. Одоевского // Синтез в русской и мировой художественной культуре. -М.: МПГУ, 2012. - С. 9-14.

9. Степанова М.А. Russian Faust is Vladimir Odoyevsky // Аспирант и соискатель. - 2013. -№4 (76). - С. 30-31.

Подписано в печать: 25 ноября 2013 г. Объем: 1,0 пл. Тираж 100 экз. Заказ № 421 Отпечатано в типографии «Реглет» 119526, г.Москва, пр-т Вернадского, д.39 (495) 363-78-90; www; reglet, ru

 

Текст диссертации на тему "Художественные функции музыкальных аллюзий в прозе В.Ф. Одоевского"

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет»

На правах рукописи

04201451836

Степанова Мария Андреевна ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФУНКЦИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ АЛЛЮЗИЙ В

ПРОЗЕ В.Ф. ОДОЕВСКОГО

Специальность:

10.01.01.- русская литература Диссертация

на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель: доктор филологических наук, доцент С.А. Васильев

Москва-2013

Содержание

Введение 4

Глава 1. Роль музыки в формировании писательской индивидуальности В.Ф. Одоевского-романтика 17

1.1. Концепция синтеза искусств в эстетической теории романтиков 17

1.2. Искусство музыки в осмыслении западноевропейских и русских романтиков 21

1.3. Феномен музыки в статьях В.Ф. Одоевского 30

1.4. «Романтический эллинизм» В.Ф. Одоевского в аспекте синтеза музыки и литературы 39

1.5. Художественно-жанровый синтез книги В.Ф.Одоевского «Русские ночи»: функции литературного переосмысления музыки 48 Глава 2. Роль музыкальных аллюзий в создании образного строя произведений В.Ф. Одоевского 53

2.1. Образ святой Цецилии В.Ф. Одоевского: живописные и музыкальные аллюзии в контексте христианской традиции 53

2.2. Изображение музыкальных инструментов в произведениях В.Ф. Одоевского: символические функции аллюзий 59

2.3. Художественно-стилевые доминанты в создании образа импровизатора: В.Ф. Одоевский и A.C. Пушкин 67

2.4. Роль музыкальных аллюзий в изображении В.Ф. Одоевским гениев-композиторов - И.С. Баха и J1. Бетховена: искусство классическое и романтическое 76

2.5. Художественные функции музыкальных аллюзий в произведениях В.Ф. Одоевского, входящих в круг детского чтения: искусство и дидактика

98

Глава 3. Литературное изображение музыкальных форм в новеллах и повестях В.Ф. Одоевского 110

3.1. Семантика звука в прозе В.Ф.Одоевского: музыкальные аллюзии и авторский стиль 110

3.2. Лейтмотивы как один из приемов создания музыкально-мифологических образов повести «Саламандра» 122

3.3. Роль музыкальных жанровых аллюзий в стиле произведения: «Imbroglio» В.Ф. Одоевского и «Концерт бесов» М.Н. Загоскина 128

3.4. Особенности и художественные функции изображения пения в произведениях В.Ф. Одоевского 135

3.5. Роль оперных аллюзий при воплощении проблематики произведений В.Ф. Одоевского 146

3.6. Изображение танца и музыки бала в новеллах и повестях В.Ф. Одоевского: приемы раскрытия авторской позиции 160 Заключение 178 Библиография 184

Введение

В.Ф. Одоевский - русский писатель, жизнь и творчество которого были тесно связаны с музыкой и музыкальной культурой его времени. По его же собственным словам, понимать музыкальную грамоту он научился едва ли не раньше, чем читать. Именно музыкально-критическая и музыкально-просветительская деятельность В.Ф. Одоевского является одной из довольно хорошо исследованных сторон его творчества. Истории и особенностям музыкально-критического наследия писателя посвящена объемная статья В.Г. Бернандта в издании: Одоевский В.Ф. «Музыкально-литературное наследие» (1956). Глубоко изучены этапы становления и развития В.Ф. Одоевского как музыкального критика в диссертационной работе Б.Б. Грановского «В.Ф. Одоевский - музыкальный критик». Исследованию критических статей писателя о музыке посвящен также труд Ю.А. Кремлева «В.Ф. Одоевский - музыкальный критик». Авторы журнала «Советская музыка» неоднократно обращали внимание на творческие контакты писателя и современных ему композиторов -М.И. Глинки, A.C. Даргомыжского, Н.Г. Рубинштейна и других. Б.В. Асафьев в книге «Глинка» уделяет внимание дружбе композитора и музыкального критика, их взаимному интересу и творческому союзу. Из современных изданий, посвященных музыкально-критической работе писателя, наиболее интересным, вероятно, можно назвать книгу «Князь Владимир Одоевский. Дневник. Переписка. Материалы» (2005), изданную Государственным центральным музеем музыкальной культуры имени М.И. Глинки, в котором хранится рукописный архив писателя. Следует также отметить и более раннее издание шотландского ученого Стюарта Кэмпбелла (Campbell James Stuart) «В.Ф. Одоевский и формирование русского музыкального вкуса в XIX столетии» (1989) («V.F. Odoevsky and the formation of Russian musical taste in the nineteenth century»), книгу, опирающуюся на архивные материалы, и интереснейшую работу Е.Г. Мещериной «В.Ф. Одоевский в музыкальной культуре России XIX

века» (2001), которая исследует музыкальные пристрастия писателя на протяжении всей его жизни.

Исследование связей музыки и литературы - важное направление научной работы. Известны труды, в которых рассматривается влияние музыки на творчество писателей («Литература и музыка», 1975; «Поэзия и музыка», 1973; Розенфельд Б.М. «Сергей Есенин и музыка», 1988, «Лев Толстой и музыка», 1977; ХопроваТ. «Музыка в жизни и творчестве А. Блока», 1974; «Шекспир и музыка», 1964; «Гете и музыка», 2004). В работах Л.Л. Гервер, Б.А. Кац связи двух искусств исследуются в плане параллелизма структур литературных и музыкальных произведений.

A. Гиром и С.П. Шером была предпринята попытка исследования феномена словесного описания исполнения музыкального произведения, упоминания названий различных музыкальных сочинений, имен композиторов в литературе немецкого романтизма. Диссертационная работа H.A. Асановой 1979 года нацелена на выявление механизмов влияния музыки на литературу на материале романа Р. Ролана «Жан-Кристоф». Особый интерес представляют работы, в которых исследуется образ музыканта и художественные средства его создания. М.Л. Копыленко в своей диссертации «Образ музыканта и музыки в английском романе XX века» (1987) рассматривает «роман о музыканте» как самостоятельную жанровую форму, изучает функции описания в литературном тексте звучащей музыки, фрагментов музыкальных пьес. Объектом исследования для М.Л. Копыленко были романы «Жезл Аарона» Д.Г. Лоуренса, «Контрапункт» О. Хаксли, «Миссис Дэллоуэй» и «Волны»

B. Вульф, «На земле чужой» С. Миддлтона. В работе М.А. Тахо-Годи «Искусство и зарубежный роман» (1981, 2006) дан подробный анализ взаимодействия литературы и музыки во Франции начала XX века, в частности, в романе Р. Роллана «Жан-Кристоф». В 2000-е годы, то есть в последние 10-15 лет, вопрос о связях литературы и музыки также привлекал внимание исследователей. A.A. Боровская в своей работе

«Музыкальные жанровые аллюзии в русской лирике первой трети XX века» (2009) утверждает факт ориентации поэтов Серебряного века на музыкальные формы. Объектом исследования данной диссертации являлись «Andante» И. Анненского, «Увертюра» И. Северянина, «Ноктюрн» С. Городецкого, «Фуга» В. Иванова. Автор исследования проводит своеобразные аналогии между жанром и композицией литературного произведения и музыкальными жанрами. И.В. Ясюкович в работе «Музыкальные образы в русской романтической прозе 30-40-х годов XIX века» на материале русского романтизма («Рассказ о красноглазом музыканте» H.A. Полевого, «Марьина роща» В.А. Жуковского, «Бетховен» Д.Ю. Струйского, «Славенские вечера» В.Т. Нарежного, «Опал» И.В. Киреевского) рассматривает особенности образа музыканта и типологию этого образа, выделяет значимые этапы в истории жизни музыканта, определяет типологию конфликта (трагедия безумного художника, противостояние с толпой филистеров).

Музыкальное искусство, несомненно, наложило особый отпечаток и на литературное творчество и писательский стиль В.Ф. Одоевского. На это указывает Е.Г. Мещерина: «Особенно тесно в творчестве Одоевского музыка связана с литературой <...>» (153: с. 5). Однако история детального и филологически конкретного изучения этого вопроса, в отличие от количества работ, связанных с музыкально-критическим наследием В.Ф. Одоевского, невелика. Краткий, но очень емкий анализ новеллы В.Ф. Одоевского «Бал» с точки зрения философии музыки и ее отражения в литературном произведении дал А.Ф. Лосев (140: с. 446-448). Особый вклад в изучение творчества В.Ф. Одоевского внес Е.А. Маймин. Его комментарии и замечания к книге «Русские ночи», сделанные в 1975 году, актуальны и на сегодняшний день. Е.А. Маймин «принцип композиции» (270: с. 263) «Русских ночей» называл «музыкальным» (270: с. 263) и особенно отмечал ключевую роль новелл о музыкантах в данном произведении (270: с. 273). Образы композиторов, приемы изображения

музыкальных инструментов в произведениях В.Ф. Одоевского исследуются на страницах трудов A.A. Хаминовой (2011) и И.Е. Борисовой (2000). О музыкально-лирическом начале в новеллах В.Ф. Одоевского писала В.Н. Остапцева в своей кандидатской диссертации «Лиризм русской прозы 30-х годов XIX века: В.Ф. Одоевский, М.Ю. Лермонтов» (2004). В кандидатской диссертации Ю.Н. Сытиной «Художественная проза В.Ф. Одоевского в контексте периодических изданий первой половины 1830-х годов» (2013) новелла В.Ф. Одоевского «Себастиан Бах» анализируется в контексте осмысления вопросов природы творчества на страницах журнала «Московский наблюдатель». Внимание современных исследователей неоднократно привлекало изображение музыкальной шкатулки в сказке «Городок в табакерке». К анализу этого хрестоматийного произведения в последнее время обращались A.A. Хаминова, И.Е. Борисова, а также Е.В. Киселева в своей статье «"Городок в табакерке" как первая художественно-познавательная сказка для детей». Подобный вопрос затрагивает и О. Тиманова в статье «Сказочный мир музыкального механизма и средства его художественного воссоздания в сказке В.Ф. Одоевского "Городок в табакерке"».

Однако образ музыканта, изображение музыкального инструмента -всего лишь частные случаи отсылок к музыкальному искусству. Проза Одоевского буквально пронизана многочисленными музыкальными аллюзиями, имеющими в произведениях значимые, а подчас и ключевые художественные функции с точки зрения формирования их содержания. Это упоминания имен композиторов, названий музыкальных сочинений, танцев, описание музыки и сценического действия оперных спектаклей, описание пения персонажа, построение произведения на основе музыкального (лейтмотивного) принципа, употребление музыкальных терминов, а также собственно звуковая организация текста. Нет литературоведческих работ, в которых бы уделялось внимание концепции звука писателя, многочисленным музыкальным аллюзиям в его

произведениях. Из факта недостаточной изученности вопроса о характере и художественных функциях музыкальных аллюзий в прозе В.Ф. Одоевского следует актуальность исследований в этой области. В данной диссертации музыкальные аллюзии и их художественные функции в прозе В.Ф. Одоевского анализируются системно и предстают как индивидуальная черта его писательского стиля. В этом состоит новизна данного диссертационного исследования.

Определяя термин «аллюзия» мы опираемся на работы Ю.И. Минералова «Теория художественной словесности (поэтика и индивидуальность)», И.Г. Минераловой «Анализ художественного произведения. Стиль и внутренняя форма», С.И. Кормилова «Современный словарь-справочник по литературе». Как и в монографии Е.В. Астащенко, мы понимаем аллюзию широко, «как отсылку к факту литературной, исторической, политической жизни либо к художественному произведению» (72: с. 11). Мы используем термин «музыкальные аллюзии», так как исследуем функции отсылок и ассоциаций к произведениям данного искусства. Подобная терминология (музыкальные, живописные, визуальные аллюзии) является общепринятой и используется в статьях, опубликованных в журналах, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией РФ (Н.Ю. Грекалова. Аллюзия и парафраз в структуре чеховского повествования // Русская литература. -2010. - №3; Ю.С. Текутова. Музыкальные аллюзии и их художественные функции в поэзии Р. Браунинга // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2010 - №7; Д.С. Папкина. Типы литературных аллюзий // Вестник Новгородского государственного университета. - 2003. - №25), а также в диссертационных работах (М.С. Байцак «Поэтика описания в прозе И.А. Бунина: живопись посредством слова», Омск, 2009; О.В. Епишева «Музыка в лирике К.Д. Бальмонта», Иваново, 2006; А.Н. Кунусова «Венецианский текст в русской поэзии XX века», Астрахань, 2011).

В плане методологии основу работы составляют труды таких ученых, как П.Н. Сакулин («Из истории русского идеализма. Князь В.Ф.Одоевский. Писатель. Мыслитель», «Теория литературных стилей»), А.Ф. Лосев («Музыка как предмет логики», «Диалектика художественной формы», «О музыкальном ощущении любви и природы», «Проблема художественного стиля»), В.М. Жирмунский («Немецкий романтизм и современная мистика»), Г.А. Гуковский («Пушкин и русские романтики»), Н.Я. Берковский («Романтизм в Германии»), Э.В. Седых («Проблема синтеза искусств в истории и теории литературы и искусства»), A.B. Михайлов («Музыка в истории культуры»), Е.А. Маймин («О русском романтизме»), Ю.В. Манн («Русская философская эстетика» и «Динамика русского романтизма»), А.Е. Махов («Ранний романтизм в поисках музыки: слух, воображение, духовный быт») и другие.

В диссертационной работе использовались биографический, культурно-исторический, сравнительный и сравнительно-исторический методы.

Основу методологии работы составляют труды А.Ф. Лосева. С его точки зрения, стиль «есть принцип конструирования всего потенциала художественного произведения на основе его тех или иных надструктурных и внехудожественных заданностей и его первичных моделей, ощущаемых, однако, имманентно самим художественным структурам произведения» (139: с. 226). Согласно Лосеву, «Существует большое количество моделей, для которых используются не конкретные жизненные впечатления, а <...> впечатления, порожденные <...> созерцанием и изучением музыки, изобразительных искусств, философии и других областей знаний». Эти модели «предполагают синтез двух разных видов искусства. Так, например, моделью для литературного произведения является архитектура и живопись ("готический роман", литература барокко) или музыка ("музыкальный роман" у Роллана).

Основу для синтеза искусств, согласно А.Ф. Лосеву, представляет собой сама структура эйдоса, структура всякой идейности и образности. С его точки зрения, детально развернутой в книге «Диалектика художественной формы», эйдос - это «единичность, данная как подвижный покой самотождественного различия». По Лосеву, «<...> мы можем рассматривать эйдос с точки зрения его единичности (т.е. смысла как индивидуально-сущего), отвлекаясь от прочих категорий <...> это будет художественная форма слова. <.. .> мы можем рассматривать эйдос с точки зрения его самотождественного различия <...> Художественная форма, рассмотренная с этой стороны есть художественная форма качественно наполненного пространства. <...> мы можем рассматривать эйдос с точки зрения подвижного покоя, отвлекаясь от всего прочего. Художественная форма, возникающая на так построенном и понятом эйдосе, будет формой качественно наполненного времени. Наконец, <...> мы можем говорить о факте, гипостазированности эйдоса, <относиться> к эйдосу как к телу и тогда получим, очевидно, телесную, или, говоря более общо, тектоническую художественную форму. - Так мы получаем четыре основных вида художественной формы по ее эйдосу: словесную, живописную, музыкальную и тектоническую» (Здесь и далее выделено автором.-МС.; 140: с. 117-118).

Словесность, согласно А.Ф. Лосеву, содержит некий «внешний образ, картину», которая, очевидно, помимо прочего, может определяться и взаимодействием искусств, музыкальными аллюзиями: «Если мы хотим говорить об алогической интенсивности словесной художественной формы, мы должны выделить именно ее внешний образ, картину, которая является носителем всего художественного содержания. Образ в метафоре есть ее алогическая величина» (140: с. 119).

С другой стороны, А.Ф. Лосевым в музыке отмечаются категории, которые явно способствуют ее синтезу с художественным словом: «<...> тот же метод алогического ознаменования в музыкальной форме дает

чисто временную форму, напр., темп (который ведь сам по себе отнюдь не есть обязательное только для музыки) и ритм (который также необязательно музыкален). Полная же музыкальная форма предполагает все эти как бы пустые формы (ритма, темпа и пр.) качественно наполненными, т.е. данными в звуках» (140: с. 120).

А.Ф. Лосев отмечает также более сложные художественные формы, в частности, отражающие синтез искусств - словесности и музыки: «Данность осуществления есть не что иное, как исполнение, и данность личностного осуществления есть личностное же и исполнение, т.е., широко говоря, актерское искусство. <...> Эйдос есть подвижной покой, т.е. в художественном выражении музыка. Рассматриваемая модификация музыки приводит к музыкально-театральному спектаклю (напр., опера). <...> Осуществление музыки, т.е. театр как музыка, есть музыкальный спектакль (опера, оперетта и пр.). Музыка как театр, музыка как такое о�