автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему: Художественные и идейно-эстетические особенности поэмы "Сиявуш" Абулкасима Фирдоуси
Полный текст автореферата диссертации по теме "Художественные и идейно-эстетические особенности поэмы "Сиявуш" Абулкасима Фирдоуси"
На правах рукописи:'
ХОКИРОЕВ РИЗО П1ЁЕВИЧ
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ И ИДЕЙНО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЭМЫ * СИЯВУ11Г АБУЛКАСИМА ФИРДОУСИ
10.01.03 -Литература стран нового зарубежья (Таджикская литература)
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
ДУШАНБЕ -1998
№бота.вы|кмтод т^^ классической литера-
туры Таджикского государственногонационального университета
Научный руководитель - доктор филологических наук,
профессор ХУДОЙ ШАРИПОВ
ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОППОНЕНТЫ:
ЦДортор' филологических наук, профессор САЙФИЕВ Н. •2. Кандидат филолосических наук МУХАММАДИЕВ А.
Ведущая организация • Кулябский государственный педагогический университет.
Защита'состоится иР( " ЦМШОР^ 1998г. в 10м час на заседание диссертационного совета Ц 065.ffi.05 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора филологических наук при Таджикского. государственного национального университета (г. Душанбе, пр. Рудаки, 17).
О
С диссертацей можно ознакомиться в научной библиотеке Таджикского государственного национального университета.
Автореферат разослан " && " 1998г.
УЧйШЙСИфШфЬ ' .
дшсергамомнюго еоветв доктор филтюгмчешодвук,
профессор 7 ТЛ. ХАСКАШЕВ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы. Интерес к гениальному произведению Абулкаснма Фирдоуси "Шахнаме" на Востоке возник ещё при жизни автора, а в Европе изучением этого памятника всемирной культуры стали заниматься в начале прошлого века. Многократные переводы "Шахнаме" иранистами разных стран и времен, а также исследовательские работы по этому произведению, которые осуществлялись с конца XVIII века, до наших дней свидетельствуют об огромном интересе исследователей и читателей к великому творению Фирдоуси. Ныне изучением жизни и творческого наследия Фирдоуси занимаются иранисты-фирдоусиведы стран Европы, России, Ирана, Азербайджана, Таджикистана, а само исследование жизни и творчества поэта превратилось в отдельную отрасль иранистики.
Однако до сих пор существует ряд проблем и спорных' вопросов, касающихся "Шахнаме" Фирдоуси, которые не подверглись должному и всестороннему исследованию. К числу таких вопросов относится вопрос о мифологических источниках поэмы "Снявуш".
Упоминание о Сиявуше и его отражении в писменных памятниках встречаются в отдельных замечаниях известных иранистов С.П.Толсгова, М.М.Дьяконова, Ибрагима Пурн Давуда, Мехрдода Бахора и др. Изучению места и роли поэмы "Снявуш" Фирдоуси и рассмотрению её как образца поэтической трагедии посвящена работа таджикского литературоведа Ш.Асророва. Но работа Ш. Асророва осуществлялась на принципах структурного анализа и была направлена на определение авторской позиции, а также изучение характерных особенностей личности героев. Мы в своей работе придерживаемся сравнительно-аналитических принципов современного литературоведения применительно к изучению восточной литературы, в частности поэм иранского героического эпоса. Структурный анализ Ш. Асророва, хотя и дает общее представление о произведении, не раскрывает диалектику развития сюжета мифа, возникшего в условиях первобытного состояния общества и переросшего в религиозную, затем историческую легенду, а позже - в художственное произведение - поэму с яркой этико-эстетической картиной соответствующей основным представлениям эпохи Фирдоуси. Именно эта сторона вопроса обусловила выбор и научную разработку данной темы. В настоящее время нет монографической работы, посвященной всестороннему изучению мифологических источников поэмы "Сиявуш" и определяющей её идейно-эстетическую ценность. Акту-
альность данной работы заключается и в том, что она не только содействует решению ряда вопросов, касающихся "Шахнаме" Фирдоуси, но н способствует вскрытию многих вопросов, относящихся к истории становления и развития персидско-таджикских эпических произведений.
Цели и задачи исследования. Главной целью настоящего исследования является выявление отражения традиции к особенностей стиля персидско-таджикских поэм не только в "Шахнаме" Фирдоуси, но и в персидско-таджикской литературе в целом, а также раскрытие возникновения и развития мифа до Фирдоуси и трансформации мифа о Снявуше в "Шахнаме". В связи с этим диссертант ставит перед собой следующие задачи: определить степень изученности темы, роль преданий и мифа в. формировании эпической поэмы, выявить особенности отражения мифа в поэме "Сиявуш" и его художественное осмысление, рассмотреть идейно-эстетические ценности поэмы "Сиявуш" н концепции зарождения философско-дидактнческого произведения.
Теоретические и методологические основы исследования. Методологическую основу исследования составляет сравнительно-исторический принцип научного анализа, апробированный в трудах ведущих ученых литературоведов и в особенности в работах востоковедов-иранистов.
Источники исследования. Объектом и источникам исследования явились "Шахнаме" и поэма "Сиявуш", научные труды по "Шахнаме" Фирдоуси, Яшты Авесты (персидский перевод), а также пехлевийские, арабские и персидские письменные тексты, работы современных литературоведов и востоковедов, содержащие сведения о Фирдоуси и его наследии.
Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней впервые в таджикском литературоведении в монографическом плане подвергаются подробному анализу проблемы возникновения и развития мифа о Снявуше, обобщаются сведения письменных литературно-исторических памятников о Снявуше, определяются основные стадии эволюции мифа.
На этой основе автор дает своё понимание места и роли поэмы "Шахнаме" и творчества Фирдоуси в целом. Всесторонне исследуется проблема отражения мифа Сиявуша в поэме Фирдоуси, определяются источники, которыми пользовался поэт при написании своей поэмы, и роль мифа в формировании образа героев. Кроме того, в диссертации впервые исследуются вопросы политической и идейно-
эстетической позиции Фирдоуси, нопросы государственного устройств, социальных и этических взглядов поэта.
Практическая иеиност).. Результаты исследования мот бы п. использованы при изучении жизни Фирдоуси и всею его творческого наследия, написании истории персидско-таджикской .imcpaiуры. создании учебников и учебных пособии по истории перчпско-таджикскон литературы, чтении курсом лекции, спецкурсов и семинаров по истории становления и развшпя персидско-таджикских эпических поэм.
Апробации работы. Основные положения диссертации щложены в десяти статьях и тезисах автора, опубликованных в псчаш. а 1акжс в научных докладах на еже: одних конференциях Таджикскою ниу дарственного национального университета (1994-1998 i r.).
Диссертация обсуждена на заседании кафедры таджикской классической литературы Таджикского государственного национальною университета (09.12.1997 г., протокол № 12) и рекомендована к сипите.
Структура днесертаиии. Диссертация состоит из введения. ipe\ глав, заключения и библиографии.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Во введсиин обосновываются актуальность и научная «начи-мость исследования, рассматривается степень изученности icmi.i. определяются цели и задачи исследования.
Глава первая - "Миф о Снивуше в дреппенранском ку.1м>рноч| наследии", посвящена рассмотрению проблем и месма мифа в жпшн древнеиранских народов, вопросов миропонимания человека в древности, истории формирования первых человеческих oóihhh. boi-никновеп.1я мифических представлений о человеке и мире.
В первом разделе - "Источники воиткжтемпя мнфи о Сияпу-шеИ; автор пытается установить периоды и источники формирования мифа о Снявуше, опираясь на сведения и результаты исследований таких известных востоковедов-иранпсюв.как М.11. Шахиович. М.И.Каменский. О.М. Мурадов. Е.М. Мелешнскии. X.Vhipioia ic. Мехрдод Бахор, Забихуллах Сафа и др.
Среди иранских народов, особенно таджиков (coi.hh'hicb. бак-тринев, хоре«мнниев). с древних времен, как и \ синими, ни иинсв. греков и др., биювалп различные мифы и лстмм. кошрые иии.ниь продуктом мышления первобыпюю человека (10.19). В спяш с ра;-
витием общественно!"« жизни, духовными и социальными преобразованиями народов постепенно изменялись и развивались и мифы, которые впоследствии сильно повлияли на творчество представителей персидкско-тажикской литературы.
Одним из древнейших мифов и легенд персоязычных народов является миф о Сиявуше, который занимал особое место в духовной жизни предков таджикского народа а содействовал развитию персидско-таджикской эпической поэзии.
В диссертации прослеживается история возникновения и интерпретации мифа о Сиявуше на двух этапах: первый этап - период возникновения и существования мифа в устном и первобытном варианте, второй - длительный, период интерпретирования и совершенствования мифа в письменной литературе.
Данные археологов^ сведения источников и исследования востоковедов подтверждают мысль о том, что миф о Сиявуше н его формирование у иранских народов (согдийцев и хорезмийцев) имеет давнюю историю. Историк X века Наршахи сообщает, что в его время миф о Сиявуше имел 3000 -летнюю историю (10,28). В первозданном варианте мифа Сиявуш означал бога растений и выражал религиозно - эстетические взгляды предков таджикского народа. Этот миф является первым в иранской мифологии. Он возник в период развития земледелия, выражал взгляды древних персоязычных народов на природу, землю, флору и фауну и имел некоторое сходство с богом растений у египтян (Осирис), вавилонян (Таммуз), греков (Атгис и Адонис).
Об этом свидетельствует и тот факт, что среди различных народов Востока ряд растений названы его именем. По сведению арабского географа IX века Ибн ал -Факиха, & Казвине один из сортов винограда назывался "Ас-Сиявушон", а фармаколог X века Абуман-сур Муваффак сообщает о существовании известного растения под Названием "Бари Сиёвушон". Мухаммад Хусайн Бурхон также пишет о существовании растения, названного "Парсиявуш" или "Парсиявутои" (8,230).
В этом же разделе автор рассматривает вопрос о месте возникновения мифа о Сиявуше и его принадлежности к определённой ветви иранских народов. На основе анализа материалов из "Авесты", исторических и археологических фактов, а также результатов исследований востоковедов-иранистов автор приходит к заключению, что миф о Сиявуше возник в Средней Азии среди хорезмийцов.
При этом диссертант исходит из результатов археолог ических раскопок в древнем Пенджикенте, которые дополняют сведения письменных источников. В Пенджикенте найдено изображение лежащего молодого человека с длинными полосами, вокруг которого собрались женщины и мужчины и оплакивают его. Известный историк и археолог И.Ю. Якубовский, изучив эту находку и приняв ко внимание сведения Наршахп, пришел к выводу, что на ней изображен мифический Сияпуш (22,15). Но ряд других исследователей придают данному изображению лишь значение культа предков, а историк А.М.Беленицкий видит в нем влияние буддизма и монизма.
В результате анализа основных сведении гчсьмепныч источников н специальной литературы диссертант делает вывод, что миф о Сиявуше как миф о божестве растений возник среди согдиниев и м>-резмийцев, о чем свидетельствуют и отдельные эпизоды в "Шахнаме" Фирдоуси.
Второй раздел первой главы посвящен рассмотрению трансформации мифа о Сиявуше в литературное произведение.
Во втором периоде своего развития миф о Сиявуше в связи с социальными и культурными преобразованиями в обществе приобретает сюжет и эпическую форму. В пятом и четвертом тысячплстияч до нашей эры семитские народы и народности Западной Ачин поклонялись божеству земли и воды, которое имело сына или возлюбленную - божество растений. Сюжет данной категории мифов 1аков: мать проявляет любовь к сыну или прекрасному возлюбленному, но если эта любовь отвергается, го мать-божество убивает того или другого. После смерти позлюбленого из-за страстной любви мазь-божество снова возврашает возлюбленного к жизни. Атз ис. Адонис. Таммуз, Осирис и другие были из числа тех возлюбленных и божств растении.
В процессе своего длительного развития мифический Снявуш -божество растений превратился в эпического героя и приобрел человеческое обличье. Постепенно миф теряет первобытную мифологическую сущность и основные мифические силы превращаются в человеческие. Изменяется ход событий н сущность героев мифа в свяш .с жизненными и социальными преобразованиями. В результате щ мифа появляются легенды о героическом человеке, а затем постепенно эти легенды проникают в персидско-т аджикскую эпическую .¡ше-ратуру.
Миф о Сиявуше впервые вошёл в "Авесту" (редакции времен Сасанидов), который встречается в Яииах в форме "Буачагчап"
(12,234). О значении самого термина "Сийаваршан" подробно говорится в работах востоковедов-иранистов Забихуллы Сафа. М.М.Дьяконова, А.А. Старикова, А.А.Лившица и других исследователей.
Таким образом, отражение мифа о Сиявуше в "Авесте" было важным этапом в его развитии и превращении Сиявуша в любимого эпического героя персоязычных народов. Эпический сюжет этого мифа был использован Абулкасимом Фирдоуси при написании его знаменитой поэмы "О Сиявуше", которая считается одной из самых ярких составных частей "Шахнаме" - любимейшего произведения персоязычного читателя. г-
В третьем разделе- - "Сведения о Сиявуше до Фирдоуси" -анализируется проблема изображения Сиявуша в качестве эпического героа в памятниках, написанных до Фирдоуси.
Автор диссертации отмечает, что дальнейшее отражение мифа о Сиявуше встречается в средневековых религиозных письменных памятниках Сасанидского периода. Например, в таких памятниках, как "Вахуман Яшт", "Анаткари Джамаспик", "Датестан Деник", "Меноги храд", "Денкарт" и "Бундахишн", описание Сиявуша имеет религиозный оттенок, но вместе с тем он изображается как герой и основопатель восточнонранских городов и крепостей, вокруг лнч-_ Мости которого создаются различные легенды.
В последующем миф о Сиявуше встречается в эпической и исторической литературе исламского периода, так как с конца IX века и связи с возникновением централизованных феодальных государств в Мавераинахре и Хорасане и пробуждением национального самосознания иранских народов многие древнеирйнские памятники, н том числе мифы и легенды^передаются персидскими авторами и историками »а арабском и персидском (дари) языках, а древний миф о Сиявуше развивается в новых условиях с новыми сюжетными и идейными изменениями.
Известный арабский историк Абухдниф Динавари в своей кни ге, посвященной мифу и истории Ирана "Китаб-ал-ахбар-ат-тивал". впервые приводит ряд преданий о Сиявуше (4.14). Другой арабский историк, перс по происхождению Абуджагфар Мухаммад иби Джа-рир-ат-Табари в своем труде "Таърих-ар-русул вал-мулук" в числе древних мифов и легенд полностью пересказывает сюжет мифа о Сиявуше на арабском языке (9,341-357). Сказки и легенды о Сиявуше описаны и в произведении Масъуди "Мурудж-уз-захаб", в котором автор указывает на" источник своего произведения • "Сохисарон", со-
держаший целую легенду о Сияауша. Этот же автор и другой своей книге "Китаб-ат-танбих вал-ашраф" упоминает имя Сиявуша как родоначальника Ашканидов (6,95), Подобное описание легенды о Сиявуше на персидском языке встречается в персидском переводе "Таърнх" Табарн.
К сожалению, мы не можем судить об отражении легенды о Сиявуше в поэтических и прозаических произведениях, написанных до Фирдоуси, так как из "Шахнаме" Масьуда Марвази, Абулмуайя-да Балхи, Абумансури и Али Балхи до нас дышш лишь отдельные отрывки. Из поэтов X века упоминание Сиявуше встречается только у двух поэтов - Абушуайба и Абумансура Дакики. Всесторонное и в высшей степени совершенное описание мифа о Сиявуше в форме отдельной поэмы мы находим лишь в "Шахнаме" Фирдоуси.
Глава вторая - "Отражение мифа в поэме "Сиявуш" Фирдоуси", посвящена анализу и тщательному изучению этой проблемы. Автором отмечается, что поэт, собрав существующие в то время народные легенды, сказания и дошедшие до него сведения о Сиявуше в письменных памятниках, написал поэму, которая в дальийшем привлекла к себе внимание не только многочисленных последователей из числа персидсхо-таджиксхих поэтов и прозаиков, но и сотни литераторов и исследсватлей различных стран. а
В первом разделе - "Общий обзор источников Фирдоуси при создании поэмы о Сиявуше", рассматриваются основные из этих источников. Одними из таких источников послужили памятники пехлевийского периода - "Худойнома" и "Шахнаме" Аиумансури. В этом вопросе диссертант не согласен с мнением А.А.Сть*>;?кова, который утверждает, что материалы "Шахнаме" Абумансури о { >:чвуше в поэме Фипдоуси не использованы как первоисточник, а пр:»;.»жены к тексту поэта в качестве дополнения. (17,574). В доказательства гятор приводит результаты сравнительного анализа Турар" Саалаби с поэмой Фирдоуси, так как оба автора использовали один источник ■ "Шахнаме" Абумансури. Следует отметить, что кроме "Шахнаме" . Абумансури Фирдоуси имел в своем распоряжении и другие пись-меннне источники.
Одиим из вопросов, относящихся к созданию поэме о Сиявуше, который до сих пор остается неясным, является вопрос: имел ли Фирдоуси доступ к пехлевийским источникам. Дармстетер на основе общности сюжетного материала Фирдоуси и пехлевийских текстов о Бузургмихре утверждает, что поэт якобы .знал пехлевийский язык (3,401-403). Такого мнения придерживаются Нелдеке, О.М.Чунаков и
другие. Исследователь пехлевийского "Корномаг" О.М.Чунаков считает, что Фирдоуси использовал более полный и древний пехлевийский текст "Корномаг" (19,18).
Фирдоуси в "Шахнаме" не раз утверждал, что им использованы устные источники и даже упоминал об отдельных сказителях. Например, в нижеследующем бейте поэт говорит о некоем дехканине, чьи рассказы послужили для него источником:
• Зи гуфтори дезрсон кунун достон, Ту бархону баргуй бо ростон.
(17,20-26)
Из уст дихканина сказания теперь Ты читай и расскажи праведным.
Во втором разделе данной главы, носящем наименование "Отражение мифа в судьбе героев" -рассматриваются основные источники создания художественных образов поэмы Фидоуси о "Сиявуше", в которой основное усилие поэта направлено на создание идеального художественного образа -образа совершенного человека.
Как известно, составные поэмы "Шахнаме" написаны на основе материала древних мифов и легенд персоязычных народов и в них особое место занимает изображение человека и его достоинств, его внешности и духовного мира. Изображаемый Фирдоуси человек, несмотря на свои признаки мифологического сгроя, проявлял человеческие стремления к познанию реального мира и духовности.
Анализ изображения человека в древней и доисламском персидско-таджикской литературе показывает, что этот человек не оставался одним и тем же, неизменяемым. В связи с духовным и социальным развитием общества меняется м стиль, и детали изображения человека. Мифические образы и герои постепенно приобретают конкретные личностные свойства, приближаются и физически, духовно к реальным, земным людям. Таким образом, уже в доисламской персидско-таджикской литературе появились такие интересные художественные образы, как Рустам, Сиявуш, Исфандиёр, Кайхосроу и другие, которые явились продуктом мышления и эстетических воззрений иранских народов. Человек, подражая этим образом продолжает совершенствоваться Ьам »вместе с тем совершенствует образы героев
в преданиях, сказаниях, легендах, сказках и других эпических произведениях. ОТличителышм чертами характера человека становляется прежде всего его гуманизм, преданность, храбрость и т.д. Например, мифические образы Рустама и Сиявуша вошли именно такими реальными героями в героический персидско-таджикский эпос и такими же, но художественно более яркими, описывает их позднее Фирдоуси в "Шахнаме". Рустам в поэме "Сиявуш" выступает в трактовке Фирдоуси в качестве предводителя, вождя, и в этом прежде всего заключается отличительная особенность его личности в указанной поэме. Возникает вопрос: какие ступени развития личности должен был пройти Рустам, чтобы достичь уровня предводителя людей?
Первая ступень предводительства в художественной трактовке поэта заключается в воспитании и развитии духовного и телесно! о совершенства людей. Вторая ступень - это преданность и готовность к самопожертвованию во имя защиты отечества и счастья людей. Именно эти две ступени считаются основой и началом всей эстетической концепции Фирдоуси в изображении личности человека и высшее проявление этой концепции можно наблюдать в образах Рустама и Сиявуша.
Фирдоуси написал свою поэму на основе материала мифов, официальных источников и хроник. Однако описание поэтом некоторых исторических событии и ссылка на конкретные исторические имена не дают нам права рассматривать его художественное творение как историческое произведение. Т.Нелдеке называет эту поэму Фирдоуси наивысшим "сказочным" образцом литературного красноречия (II, 569-570). Как пишет Забихуллах Сафа, "вмешательство Фирдоуси заключается не в сущности цели, а только в способе выражения цели и в его политических воззрениях" (14.192). Действительно, "Шахнаме" является высоким образцом сближения истины с поэтической фантазией.
Мифологические герои мировой литературы, также как Ахилл, Прометей, Гильгамеш, Гамлет и другие борются за люден и во имя их, при этом даже жертвуют собой, а в дальнейшем обретают бесмертие в памяти людей. Самопожертвование Сиявуша в "Шахнаме" также объясняется этой концепцией человеческой вечности.
Сиявуш в поэме Фирдоуси описываеся как совершенная личность, как человек, который смотрит на жизнь глазами разума, мудрости и доброты. Разум и чистоту соиестн он проявляет с начала жизненного пути до конца своих дней и об этом он сам говорит:
Ки ман бо навонп хирад ёфтам, Ба яар неку бад тез биштофтам.
(18,76).
Вместе с молодостью я нашел разум, Старался скорее понять разницу между
добром и злом.
Героические идеалы народа, выраженные в таких образах. I лк Рустам и Сиявуш, благодаря "Шахнаме" и высокому поэтическому мастерству Фирдоуси нашли новую, вечную жизнь. Фирдоуси этими образами выразил мечты, ^идеалы своего времени и вместе с ПЭ1М решил величайшие общечеловеческие вечные проблемы. Если бы эти образы не приобрели общечеловеческую ценность и не признавались бы современниками той и других эпох, то в течение многих столетни • не могли бы служить источником вдохновения и символом самопо- ' жертования среди людей (1.13). Несмотря на то, что героические образы в "Шахнаме" созданы на основе мифа и в мифологической форме, они из этой мифологической оболочки смотрят на реальный мир человечества и желают мира и единства человечества н печной, бесконечной-природы.
Таким образом, в поэме "Сиявуш" человек изображается пером великого мастера слова во всем разнообразии своего характера, со всеми своими добрыми и иными качествами. Иными словами, в поэме Фирдоуси изображен совершенный человек. Такое изображение человека имело почву и основу в реальной жизни, было требованием времени и поэтическое мастерство Фирдоуси оказало офомное влияние на изображение человека; и .принеОло ему всемирное признание ценности его поэтических взглядов.
Глава третья посвящена рассмотрению "Политической, идейной и°этичсской позиции Фирдоуси при создании поэмы "Сишуш". В этой главе отмечается, что было бы ошибочный считать "Шахнаме" чисто героическим произведением, так как в нем кроме описания героизма много лирических, философских, политичеких, пических отступлений, рассуждений и бытовых эпизодов. В мифологический части "Шахнаме" этические и сентенции являются основными элементами и одна из основных целей поэта заключается в восхвалении добра и осуждении зла. Незря Саррами называет "Шахнаме" "книгой чистоты духа к нрава" <21,94-95). В сущности восхваление
и
добра высокой нравственности является продолжением древней литературной традиции, которая была продолжена Фирдоуси.
В первой части третьей главы -"Политическая система и управление государством" -рассматриваются вопросы, относяшнся к государственности современного поэту века и политичесой системе управления государством, которые и нашли свое отражение в
"Шахнаме" Фирдоуси. В "Шахнаме" упоминается о пятидесяти ми. " о«
фологических и исторических царях, но все они являются главными героями его произведения и не ко всем им поэт выражает свою особую симпатию. В числе тех героев, без которых невозможно представить себе "Шахнаме" Фирдоуси, следует назвать справедливого Рустама, убийцу тирана Заххака - Кова и миролюбивого мыслящего юношу Сиявуша, которые превратились в символы народной мудрости, разума и справедливости. Поэтому произведение Фрдоуси "Шахнаме" известно не только как "кннга царей", но и как "царь книг человечества".
В этических поэмах "Шахнаме" ясно выражены мысли поэта об идеальном царе и справедливой политике государства. И это не случайно, так как литература всегда имела дело с политикой, поддерживала ее или, наоборот, выступала против нее. Вот почему всякий литератор, который выбирает себе эту профессию, добровольно подчиняет себя существующему общественному строю и служит пропаганде его политических и социальных идей и целей или, наоборот, с определенной целью сознательно боротся против правящей идеологии и общества, которое поддерживает эту идеологию (2,43-44). Настоящий творец в обоих случаях является выразителем чаяний своего народа.
Государства Саманидов, в котором прошла большая часть жизни Фирдоуси, не ставило перед собой захватнических целей. Сама-ниды считали в высшей степени необходимой защиту своей территории. Вот почему литература саманндского двора пропагандировала идеи защиты Родины, любви к земле предков. Фирдоуси в поэме "Сиявуш" выражает идеалы своего народа о разумном и справедливом царе, который постоянно заботился бы о защите Отечества и всегда старался бы решить межгосударственные вопросы только "мирным путем, посредством разума и доброй воли. В поэмы "Сиявуш" Фирдуси выразил также прогрессивный идеал X века-единство и целостность национального государства Саманидов и свою творческую силу и разум направил на выполнение этой священной цели. Вот почему все действия, поведение, мысли Сиявуша и
его духовного отца Рустама увязаны с требованием священного разума, защиты Отечества, сохранением его единства и целостности. Эти герои "Шахнаме" Фирдоуси также всегда борются за торжество социальном справедливости, стараются благоустраивать свою родину, а не разрушать ее. Такие прогрессивные идеалы поэта имели огромное значение, особенно в то. драматичное время, когда межфеодальные войны и неподчинение отдельных местных княжеств централизованному государству Сам.ццщов грозили национальном;, единству и целостности территории огромного государства ной династии.
Сиявуш как политическая личность, полководец и защшник народа-и своей, родины противопоставлен даже своему <пму. Каиусу. который предпочитал пировать, отказавшись идти на воину про 1 иг. вражесках сил и направил на войну своего сына-Сиявуша. Сиявуш. и " противоположность своему отцу, а« всех делах опирался на (драным смысл, на. разум, поэтому в, войне против Афрасияба он считал неразумным ар о лит и е крови тысяч невинных люден и заключил мир с Афрасиябом. Но кровожадный и недальновидный Кавус, ото ришт Рустама и Сизвуша отдела, направил главнокомандующим поиском Туса, что »последствии явивлось причиной трагической гибели его родного сына - Сиявуща. А. Сиявуш ради восстановления мира и спокойствия между Ираном и Тураном направляется в страну Афрасияба, где строит образцовый город - Гангдиж. Жители города были все равны между собой, все жили за счет своего честного труда, не было вражды, неприязни. Именно в этом заключается идеал Фирдоуси о справедливом царе и обществе, именн^таким он хотел виден, всех царей своего Отечества. Возможно город, построенный Спяну-шем и описанной Фирдоуси в "Шахнаме", явился первым в персид-ск^-таджихской литературе образцовым городом-государством благодаря идеальному царю. В дальнейшем такой город встречается в различных вариантах в поэмах Низами, Амира Хосроу, Абдурахма-на Джами и др.
В месте с тем молодой СйявуШуНесмотря на свой разум и мужество, не смог распознать своего давнего врага Гарсиваза. который сеял новую вражду между ним и Афрасиябом, в результат чего Афрасияб (его тесть) направил свои войска против Сиикуша. Но Сиявуш знал и решил не оказывать сопротивления Афрасинбу. и результате чего был убит нечестивым Гуруем.
Именно в период пребывания Сиявуша в Туране там установились мир и спокойствие, были возобновлены дружественные скиш
народов этой страны с Ираном. Так продолжалось несколько лс1 но члые силы, которые ооролнсь против священного разума, мира и справедливости Сиявуша, вновь зажгли огонь вражды и нснавпсш между Ираном и Т\раном.
Результаты проведенного автором псследоания акали 1а к нт-учения творчества Фирдоуси свидетельствуют о том. что именно н этой поэме ярче всего выражены идеалы Фирдоуси - и о меч 11.1 о мире, дружбе, гуманизме, защите родины, национальном единстве и целостности страны, о справедливом паре, образцовом госулара не п т.д.
Второй раздел - "Этические и социальные вопросы в нише "Снявуш" посвящен рассмотрению мнровозрения и нико-философских взглядов Фирдоуси. В диссертации отмечается. Ч1<> Фирдоуси, не довольствуясь лишь изображением жизни и по пин он героев, особо выражает в "Шг.хнаме" сноп этические, философские взгляды. Философские и этические взгляды поэта в основном выражаются дидактически, в форме нравоучении по различным вопросам жизни. Вот почему, "Шахнаме" одновременно считается и сокровищницей сентенции и важным источником этических п нашла-ельных мыслей в персидско-таджикской литературе. Можно у I передать, что в своем гениальном произведении Фирдоуси не только обобщил накопившийся до его времени клад этических мыслен, но и систематизировал их.
Дидактическая тематика и литература имели свою историю рат-вития и совершенствования. Только в лшерагуре сасаншского периода можно встретить немало произведений дидактического характера. По утверждению А.Иностранцев» Ибн Ан-Надим н "А.т-Фихристе" приводит названия сорока четырех книг доисламского периода, написанных на дидактическую тему. А.Иностранпев восстанавливает полные названия 14 из них (они были пехленпйскот происхождения) и комментирует каждую из них. (5, 15-22). Отдельные отрывки из указанных дидактических произведений, таких как "Назидания мудрого Ошкара". "Назидания предков". "Нашдаиия Хосроу Кавадана". "Лекарство от ралосш", "Назидания Г>\ -эургмихра" и другие дошли до наших дней. Мнотие подобные сен-теннии сохранились н религиозных, сиятиенных книгах "Амесю". "Занд", "Бундахншн", "Арданнрафнама!". и'также в письме перно та Хосроу Анушттрвана - "Письмо Тансара".
Все это свидетельствует а том. что этико-философская система взглядов Фирдоуси формировалась не на пустом месте, а имела свои
предпосылки и прочную основу. Основным источником этико-фнлософских взглядов Фирдоуси, отражённых в "Шахнаме", в том числе в поэме "Сиявуш", прежде всего послужила пехлевийская дидактическая литература. Роль нравоучений и назиданий в "Шахнаме" столь велика, что поэт начинает каждую свою поэму сентенцией и заканчивает ею же. Назидательные мысли выражаются от имени самого поэта или его героев. В "Шахнаме" имеется даже ряд глав, таких как "О восхвалении разума", "Назидания Бузургмихра", "Назидания Анушнрвана" и др., которые имеют только дидактические цели.
Диссертант, напоминая о влиянии пехлевийской дидактической литературы на "Шахнаме" Фирдоуси, отвергает мнение некоторых востоковедов-иранистов, в том числе индийского ученого Дж.Каджи, утверждающего, что якобы поэт без каких-либо изменений копировал воспитательно-этические мысли сасанидского периода. Он аргументирует свое мнение тем, что каждое художественное произведение является, отражением конкретных исторических условий эпохи. "Шахнаме" Фирдоуси было произведением поэта X века и его идея была основной идеей государства Саманндов. Фирдоуси смотрел на трагические события с точки зрения своего времени и не Мог без какой-либо модернизации или изменений повторять этико-воспитательные мысли учёных и писателей сасанидского периода.
Некоторые доисламские исторические личности (например, Ануширван и Бузургмихр) уже до Фирдоуси в литературе превратились в символы справедливости и разума и недаром поэт, последовав традиции, ставил их примером при передаче своих этико-воспитательных взглядов, и даже некоторые назидательные мысли поэта высказаны непосредственно от имени Анушсрвана или Бузургмихра. Только "Назидание Бузургмихра" в "Шахнаме" состоит из 505 бейтов и в них эти пехлевйские дидактические мысли приобретают новую жизнь в новоперсндском языке.
Как известно, в "Шахнаме" этическая тематика очень разнообразна и охватывает почти все стороны жизни человека и общества. Диссертант особо останавливается на анализе важных эгико-воспитательных тем, встречающихся в "Шахнаме", таких как восхваление разума, доброты, мужества, справедливости, патриотизма и т-Д. - '■.-.-. ; '
В центре этической концепции Фирдоуси стоит не обычный стереотипный человек", & сильная героическая личность. Если в художественной мысли Рудакн ц ряда поэтов X века этическим и эстетиче-
ским критерием красоты человека являлось прежде вего его духовное и нравственное соверешенство, то для Фирдоуси наравне с духовной красотой в центре внимания стояли также героизм, активность, сила, непобедимость человека, героя художественного произведения. Но поэт не представляет эти качества без общечеловеческой духовное! п и главное условие героизма видит именно в духовной чисток-. Такую нравственную концепцию поэта выражают герои поэмы "Сиявуш"--Рустам. Снявуш. Фарангнс, Пирон и другие.
В художественно-нравственной концепции Фирдоуси личное!ь идеального человека и его высокое положение в обществе определяются двумя критериями. Первый - красота духовная (нравственная) и второй -- красота физическая (мужество, самопожертвование, защита родины и своего народа). Такой человек достигает совершенства именно благодаря единству духовной и физической крлсош. По мнению Фирдоуси, эти два критерия объединяет великая сила - разум.
Восхваление разума и мудрости является одной из важных тем. занимающих особое место в системе назидательно-этических мыслен Фирдоуси. В "Шахнаме" именно разум определеяет достоинства н величие царей, мудрецов, героев, военных, ремесленников и других мифологических и исторических личностей (16,38). Фирдоуси ставит разум выше всех качеств человека и не случайно его "Шахнаме" начинается "именем бога души и разума" (17.1). Именно о восхвалении . , разума в "Шахнаме" говорил на международной концереннии. посвященной 1000-летию "Шахнаме", Председатель ЮНЕСКО Федерико Майор, который отметить, что разум, который восхваляет Фирдоуси, означает не только познание, но и как нечто светлое: разум, как яркое солнце, озаряет все произведения Фирдоуси. В мире встречается мало произведений, в которых восхваление разума занимает такое же весомое место, как в "Шахнаме Фирдоуси (13.77).
. Фирдоуси выше разума признает лишь Творца, а всякое зло он противопоставляет разуму. Добро и зло, разум и невежество находятся в постоянном противоборстве. Фирдоуси написал поэму "Снявуш" также в духе восхваления добра и разума и осуждения »да. невежества. Эту поэму он также начинает с восхваления ра1\ ма:
Су хан чун баробар шарад бо хирад.
Равони сароянда ромиш барад.
(17.6)
Если слово равно разумно, Душа слушателя найдет блаженство.
Хотя Фирдоуси в поэме "Сиявуш" основывается на древнем мифе. его цель заключается прежде всего в представлении реалий жизни. Поэт считает, что познание реалий жизни также зависит от разума. На примере Заххака он показывает, как молодой добрый человек был вскоре обманут Демоном (Иблисом) и сошёл с истинного пути добра. Фирдоуси утверждает, что для совершенствования разума необходим воспитатель, наставник. И неслучайно, когда Афрасияб узнает о рождении своего врага — Канхосроу, он приказывает отправить его в горы к пастухам, чтобы его разум оставался неразвитым п чтобы он воспитывался вдалеке от культуры и просвещении, не был осведомлен о судьбе своего отца — Снявуша.
В поэме "Сиявуш" создавая образы главных героев - Рустама.и Сиявуша. Фирдоуси в их лице не только воспевает разум, честность, справедливость, мужество и другие качества совершенного человека, но. раскрывая нх поведение как образец примерного нрава, воспитывает люден, направляя их в русло высокой нравственности. В поэме "Сиявуш"н во всем проиизведении "Шахнаме" понятие разум воспринимается как наличие наилучших человеческих качеств, а понятие мудрый, разумный означает идеальный человек.
Как отмечает А.Я.ГуревИч, одним из качеств своего героя - совершенного человека;Фирдоуси считает щедрость и великодушие, которое проявляется у Сиявуша и других героев поэмы "Сиявуш". Когда палачи Афрасияба решают казнить Фарангнс, Пирон проснг шаха Турана простить ее. Пирон также освобождает Канхосроу от Афрасияба, когда ему грозила смерть. Позлее Кайхосроу за великодушие и заботы Пирона о нем, о его отце, матери защищает ею. когда Гив, взяв в плен Пирона, направляет его на смертную казнь.
& В "Шахнаме" Фирдоуси разум противопоставляется войне. Разумный человек всегда стремится не к войне и кровопролитию, а к миру и взаимопониманию. Поэт очень ярко выразил эту мысль на примере двух братьев - Агрираса и Афрасияба. Добрый и мудрый Агрирас в противоположность злому и кровожадному Афраснябу своим поведением и советами призынает всех к миру, доброте и согласию. Он же в битве Сари Агрирас сдаёт армию Иранцам без сопротивления и тем самым сохраняет людей от верной гибели.
Фирдоуси убеждён, что сокровенную тайну бытия можно постичь посредством разума, а познание тайн материального мира
т.
возможно лишь с помощью разума. Этот вопрос в творчестве Фирдоуси составляет целую философскую систему. Возможно, причиной рационализма поэта послужило то, что в его время рационалистическая философия - (машоъ) достигла вершины своего развития, и вполне вероятно, что она повлияла на персидско-таджикскую литературу, в том числе на творчество Фирдоуси.
В "Шахнаме" Фирдоуси расматриваются и многие другие вопросы нравственно-воспитательного характера, относящиеся к ргн-лнчным сторонам жизни общества того времени. Если они. с одной стороны, направлены на воспитание совершенного человека, то с другой — были советами деятельности, поступков для персидских царей, которые поэт рекомендует как своего рода нормы проявления доброго человеческого нрава. Все это свидетельствует о том. что Фирдоуси является не только поэтом — мастером героических поэм но и мудрым учителем жизни, заботливым и опытным воспитателем и наставником человечества.
В заключении подведены итоги исследования и формулированы основные выводы.
1. Фирдоуси в "Шахнаме" дал мифу о Сиявуше не только дул времени, но и вторую жизнь. Если этот миф до Фирдоуси жил в народных обычаях, сказаниях, легендах, музыке и в изобразительном искусстве, то посредством "Шахнаме" он приобрел вторую жизнь и дальнейшую популярность. Этот миф получил лрнзнанание не через посредство источников, написанных до Фирдоуси^и после него, а именно благодаря поэме "С'иявуш" из "Шахнаме", где он приобрел форму высокоидейнон эпической поэмы.
2. Снявуш, пройдя в течение многих веков длительный период формирования и развития в "Шахнаме" Фирдоуси из мифологического образа превратился в реальную человеческую личность, и в этом вл"чайшая заслуга художественной мысли гениального поэта.
3. В персидско-таджикской эпической литературе личность Сиявуша является самой яркой и монументальной после Рустамл. В доисламской и классической персидско-таджикской литературе образ Сиявуша является художественным отображенном совершенства человека и по своей важности и художественной ценности сюит в одном ряду с такими печными мировыми мн||юло!Ичсскими и историческими образами, как Ахилл, Прометей. Леи л п. Меджн\н. Гамлет, Дон Жуан, Дон Кихот, Фауст и др. •
4. Фирдоуси на основе мифологического образа (нянина п предшествующих прогрессивных литературных традиции создал по-
?му, которая стала одной из первых ярких эпических поэм персидско-таджикской литературы.
5. С точки зрения отражения важных общечеловеческих проблем поэма "Сиявуш" занимает особое место Ле только в персидско-таджикской литературе, но и в сокровищнице мировой литературы. Роль и место поэмы "Сиявуш" в "Шахнаме" определяется прежде всего успешной постановкой и решением ряда важных социально-политических. эстетических н философских проблем; эта поэма является обобщением мифологической и героической частей "Шахнаме".
6. Основу и сущность поэмы "Сиявуш" составляют проблемы жизни человека и общества, такие как мир, дружба и равенство народов, защита отечества, 'осуждение кровопролития и т.д. Именно такие цели и йден ставят поэму в один ряд с гениальными произведениями мировой литературы.
7. Ряд героев "Шахнаме" -- Рустам, Сиявуш, Эрадж, Сухроб, Фа-ронак, Гурдофарнд и другие, являются ярким примером духовно и физически прекрасного человека, так как им свойственны физическая сила, храбрость и разум. Идеал совершенного человека пронизывает "Шахнаме", и поэт противопоставляет совершенного человека второму типу людей -- сторонникам тмы и зла, которым свойственны такие низкие качества, как вражда, измена, алчность, самолюбие и т.д.
8. В центре внимания Фирдоуси в "Шахнаме" и в поэме "Сиявуш" стоит человек, его личность. Эта поэма именно благодаря отражению в ней гуманистических этико-воспитательных идей и системы взглядов на воспитание совершенного человека не теряет своей ценности и навсегда остаётся в сокровищнице мировой литературы.
о 9. Нельзя смотреть на "Шахнаме" Фирдоуси только как на героическое произведение, потому что оно одновременно является неисчерпаемым источником этико-эстетических мыслей и играет важную роль в дальнейшем развитии этой темы в персидско-таджикской литературе. Фирдоуси, относясь к разуму как источнику доброго нрава человека, привел его в отдельную систему своих взглядов, своей философии.
10. Огромная заслуга Фирдоуси как поэта и человека заключается в том, что он в Сиявуше создал неповторимый образ идеального человека в персидско-таджикской литературе и выразил через него свои общенациональные и общечеловеческие взгляды.
ЦИТИРОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Асроров. Ш. Досгони Сиёвуш дар "Шоушма"-и Фирдапсй. Рисолаи номзади. -Душанбе 1976. -160с.
2. Афсауюд А. Дар сафн бузургон. -Душанбе. 1986. -334с.
3. Бартольд В.В. К истории персидского .noca. Сочинения. T.VH.4.2.-M., 1971.-560с.
4. ДинаварП Абуушифа А.^мад ибни Довуд. Китоб-ул-ахбор-аз-тивол. Тарчумаи Солнц Нншон.-Те^рон, 1346.
5. Иностранцев К.А. Сасанндские зтюды.-Спб., 1909. -140с.
6. Масъудй. Муру^-уз за:$аб.-Бейрут. 1979. -350с.
7. Муллоа^мадов М. Неки па накукорП аз назарн Фурдавсн.-Мо^номаи "Пайваид"-1991.
8. Мущмма/цуса¡¡ни Б\р\он. Буруши цотеъ.--Душанбе. 1993. -416с.
9. Му.^аммади Балълмп. ТсьрихиТабарЛ. -Душанбе. 1992. -655с.
10. Наршахи Мухаммад. История Бухары. (Перевод с перс. Н. Лыкошин, под ред. В.В.Бартольда). -Ташкент. 1879. - 1664с.
11. Нелдёке Теодор. Гуфторедар пажу.ушш "Шоуюма". TapL)\-ма ва таъли^от аз Чало ли Холики.-Те^рон. 1375.
(2. Пури Довуд Ибро^им. Яшт$о. 1{илдн I.-Te.^poii, 1347. -347с.
13. Салмон Албудур. '{анбау>е аз уткмату фалсафа дар "Шо^номй"-н Фирдапсй. Мачаллаи Доиишкадаи адабиет ва улумн ннсонии Донишго^н Те.^рон, сочи 1371, шумораи 2.
14. Сафо Зябе^улло.}. ХлмослсяроП дар Эрон.-Tespon.f 333.-677с.
16. Фирдапсй Абул^оенм. Шоуюма. lJ.l.-Душанбе, |9(>4. -467.
17. Фирдавсй Абулцосим. Шоуюма. Ц.Ш.-Маскав, 1965. -259с.
18. Фирдав«*] Абул^оснм. Шо.^иша. *j.VII.-Душанбе. 1966. -652с.
19. Чунаков О.М. Книга деяний Ардашнра Папака.-М., 19X7.
20. Шахнович М.И. Первобытная мифология и философнн.-М.. 1971.-238с.
21. ^адамалин Сарромн. Аз ранги гул то ран'/н xop.-Tejpoii. 1335.-10517с.
22. Якубовский А.Ю. Древний Пенджикент. (По следам древних культур).-М., 1951.
а
. По теме диссертации опубликованы следующие работы: (на таджикском языке)
1. Правдивость заключена в силе мужчинь! //Садои Шарк. 1992. -С. 132-137.
2. Фирдоуси о культуре речи. Сборник статей. Душанбе, "Сиио", 1994-С. 1-4.
3. Миф о Сиявуше и эволюция его содержания до Фирдоуси. //Мардум-гиех, №1-2, 1994-С. 108-113.
4. Отражение особенностей рыцарства в "Шахнаме" Фирдоуси. //Известия АН РТ, серия востоковедения, история, филология. 1994. №2.-С. 69-78.
5. Сиявуш от мифа до реальности //Пайки мехр, №7-8, -Канада, 1996. -С.97-99.
6. Шахнаме - энциклопедия рыцарства //Адаб, 1997. №7-12, С.1ИЗ.
7. Осветитель духовного мира Сиявуша. Сборник статей в кн. Равный Сиявушу. Душанбе, 1997. -С. 46-48.
ТГНУ.Захвз гв.Ткрм loo.
Текст диссертации на тему "Художественные и идейно-эстетические особенности поэмы "Сиявуш" Абулкасима Фирдоуси"
/
У .-"ч '
■Г > ' ?
I ? ,7
ЧУМХУРИИ ТОНИКИСТОН донишгох;и ДАВЛАТИИ МИЛЛИИ ТОЧИКИСТОН
ХОКИРОЕВ РИЗО ГИЕЕВИЧ
ХУСУСИЯТХОИ БАДЕЙ ВА ГОЯВЙ - ЭСТЕТИКИИ
ДОСТОНИ "СИЁВУШ" -И АБУЛЦОСИМ ФИРДАВСЙ
У^ » ! с // С/ ' Л
- - ■ *■>.";. ! ; /г ^ .....С, » *
10.01.03 - Адабиёти мамолики нави хори^й
(Адабиёти то^ик)
Р и с о л а барои дарёфти унвони илмии номзади илмзои филология
к- ! ' "
Ро^бари илмй - доктори илм^ои филология, профессор ХУДОЙ ШАРИФОВ
Душанбе - 1998
МУНДАРИМА
Са^.
MYIVVUIHMA...............................................................................3
БОБИ I. ИНЪИКОСИ УСТУРАИ СИЁВУШ ДАР
ОСОРИ ФАРХАНГИИ ЭРОНИ ^АДИМ........ 12
1. Замина^ои пайдоиши устураи Сиёвуш ..................................... 12
2. Интщоли баъдии устураи Сиёвуш ба циссаи адабй ............... 29
3. Ахбори Сиёвуш то Фирдавсй ................................................... 35
БОБИ II. БОЗТОБИ УСТУРА ДАР ДОСТОНИ
"СИЁВУЦГ-И ФИРДАВСЙ .................................49
1. Назари умумй ба маъхаз^ои Фирдавсй дар таълифи
достони "Сиёвуш" ..................................................................... 49
2. Бозтоби устура дар нацши цадрамонон ............. ........................63
БОБИ III. МАВКДИ СИЁСЙ ВА ГОЯВЙ-АХЛОК,ИИ ФИРДАВСЙ ДАР ТАЪЛИФИ ДОСТОНИ "СИЁВУШ".............................................................100
1. Низоми сиесй ва давлатдорй .................. ..................................100
2. Масъала^ои и^тимой ва ахло^й ......................... ........................ 115
ХУЛОСА......................................................................................142
КИТОБНОМА............................................................................149
МУ^АДДИМА
"Шоднома"-и Абул^осим Фирдавсй аз он шодкоридои бадеиест, ки на тан до дар адабиёти форсу то^ик, балки дар фарданги умуми^адонй низ ма^оми волоеро дороет. Тарчумадо ва тад^и^у нашри "Шоднома" дануз тавассути донишмандони аврупой аз авохири асри XVIII огоз ёф-та, то замони мо дар ховаршиноей идома доранд ва аз шудрату мадбубияти беназири он шадодат меди дан д. Мутаассифона, андозаи пажудишдо дар циёс бо бузургии "Шоднома" хеле ночиз ба назар мена-моянд. Дар ин силк метавон масъалаи омузишу тад^ици достондои ЧУД° -гонаи "Шоднома"-ро зикр намуд.
Яке аз достойной марказй ва пурарзиши "Шоднома", ки намунаи олитарини номаи шодони дунёст, достони "Сиёвуш" мебошад. Ин достой дар миёни силсилаи достойной "Шоднома" писандидатарин шодкории тамаддуни а^амиён буда, тадци^и он бидуни тардид бисёр ма-съаладои э^оди бадеии Х^акими А^ам ва инчунин арзиши гоявию эстета-кии осори уро то андозае рушан ходад кард.
Ьа назари мо, тадци^у баррасии достони Сиевуш аз диди хусуси-ятдои бадей ва гоявию эстетикй аз чанд чидат судманд мебошад: Авва-лан, ба ин васила чанбадои сабку анъанадои достонсарой на тан до дар "Шоднома", балки умуман дар адаби форсу то^ик равшан мегардад ва чандин мабдаъу манбаи он низ муайян мешавад. Сониян, тад^ици чудо-гонаи ин достон, аз як тараф, ба таври мушаххас арзиши гоявию эстета -кии "Шоднома"-ро муайян созад, аз чониби дигар, барои минбаъд ба миён омадани асардои калондач;му пурарзише заминаи мусоиде фародам меорад.
Бояд зикр намуд, ки а^идаи мудаццицон ро^еъ ба устураи Сиёвуш дар заминаи маводу далелдои бостоншиносй дар рисолаи А.^алилов му-фассалан ^амъбаст карда шудааст (36, 78-81). Ин мудаки ^ оид ба
инъикоси устураи Сиёвуш дар санъати тасвирии Пан^екат ^онибдори ацидаи А.Ю.Якубовский ва М.М.Дьяконов буда, мулодизоти ондоро бо далелу санаддои тоза ва назари хоса тацвият додааст.
Дар хусуси устураи Сиёвуш ва инъикоси он дар манбаъдо зимни тадцицоти бисер мудаодицони то^ик ва мамолики хори^й фикру анде-шадои фаровонро дарёфт кардан мумкин аст, ки тайи солкой гуногун ба миён омада, бешубда, дар тад^ици ин масъала адамияти назаррасро мо-ликанд. Махсусан, дар ин хусус ба тарной муфассал рисолаи номзадии шодравон Асроров Шодй "Достони "Сиёвуш" дар "Шоднома"-и Фир-давсй" (8), В.В.Бартольд (14,773), И.А.Орбели (69,154), Б.Г.Гафуров (32, 213, 284-285), А.Н.Болдырев (26. 258), А.А.Стариков (88, 522), Ю.А.Рапопорт (85, 83), О.Клима (112, 55), В.А.Лившиц (50, 12-14), Г .А. Пугаченкова (81, 53-54), У.Пулодов (83, 34-35) ва дига-
рон цобили мулодиза мебошанд.
Осори илмй-тад^и^отй дар бораи устураи Сиёвуш асосан ду дастаанд. Дастаи аввал, ма^олот ва андешадое, ки дар он до роцеъ ба Сиёвуш дар манбаъдои мухталиф омадаанд. Дуввум,маноладои чудогона ва ишорадое, ки бевосита ба достони "Сиёвуш"-и Фирдавсй бахшида шудаанд.
Нахустин андешаву мулодиза^ои илмй -тад^и^оти ро^еъ ба устураи Сиёвуш ва нацши он дар манбаъдои хаттй ба ралами мудац^ицони авру-пой мутааллиц аст. Ондо ба даврае рост меоянд, ки "Авасто" ва ёдго-ридои дигари маданию фар^ангии цавмдои эронй ба кушиши ховаршино-сони Аврупо мавриди ^амъоварй, тарчума ва таэдиц царор гирифта бу-данд.
Эроншиноси маъруф Артур Кристенсен зимни тадцицоти худ ро^еъ ба пайдоиш ва тадаввули дамосаи миллии эронй устураи Сиёвушро низ дар манбаъдои падлавй муфассал аз назар гузаронида (170, 122-126, 163-167), дар тад^ицоти дигари худ ро^еъ ба "Яштдо"-и "Авасто" ба
устураи Сиёвуш ишорадо мекунад. (148, 102). ХамчУнин ховаршиноси олмонй И.Маркварт зимни тадци^оташ дар асоси ахбори манбаъдои падлавй дойр ба шахсияти Сиёвуш дам чун бунёдгузори як цатор шадрдои Осиёи Миёна издори андеша менамояд
(166, 139-141, 150).
Тадаицотдои минбаъда дойр ба устураи Сиёвуш бар асари ахбори "Яштдо" бо ралами олимон ва адабиётшиносони эронй тааллуц дорад. Аз чумла, мутар^ими маъруфи "АвЗсто" Пури Довуд дангоми тарчума, тафсир ва нашри форсии Яштдо, (ки он ч° Сиёвуш зикр мешавад), рочеъ ба ин шахсияти асотирй маълумоти нисбатан муфассале овардааст
(124, 119-121).
Забедуллоди Сафо дар китоби "^амосасарой дар Эрон" таърихи пайдоиш ва тадаввули эпоси форсиро мавриди омузиш царор дода, дар хусуси инъикоси циссаи Сиёвуш дар манбаъдои хаттии тоисломй ба таври муфассал маълумот додааст (142, 510-115). Асари у бовучуди назари тоза доштанаш дар ин мавзуъ дар ^иёс бо тадци^оти А.Кристенсен бар-тарии зиёде надорад.
К,исмати дигари осори илмй-тадци^отй дойр ба мавзуи Сиёвуш, мацолоти чуД°гона ва фаслдои алодидае мебошанд, ки зимни тадци^оти мусташрицон омадаанд. Чунончи мусташрици рус С.Назарянц дануз дар соли
1851 зимни тадци^оти худ дойр ба Фирдавси достони "Сиёвуш"-ро дамчун асари мустацил дар "Шоднома" зикр намуда (66,4), шар^шино-си дигари рус И.Зиновьев соли 1885 дар тад^ицоти магис-трияш маз-муни достони "Сиёвуш"-ро пурра нацл кардааст (41, 85-90).
Гузашта аз ин, то охири солдои чилум масъалаи тадаввули устураи Сиёвуш дар асоси ахбори манбаъдои хаттй то андозае равшан шуда буд. Тайи ин солдо аз дафриёти бостоншиносии дар Харазму Панчекат ба вунуъ пайваста далелу асноди тозаеро рочеъ ба ин устура илова наму-данд. Алалхусус, тавассути дафриёти муцаррари бостоншиносии солдои
1937-1947,
ки тадти сарпарастии С.П.Толстов дар Хоразм сурат ги-
рифт, бисер муаммодои устураи Сиёвушро равшанй бахшид. С.П.Толстов зимни тадцицоти худ дар нати^аи бозёфтдои бостоншиносй ва дар циёси он до бо манбаъдои хаттй ба Хоразми бостон мансуб буда-ни устураи Сиёвушро таъкид намуда, дар миёни форсинажодони Осиёи Миёна чун худой наботй парастиш шудани Сиёвушро кашф кард (92,
202-205; 93, 83-87).
Бо тадцицоти бостоншиносии солдои 1947-49 дар Паи^еката цадим, ки он тадти сарварии муаррихи маъруф А.Ю.Якубовский сурат гирифт, мардилаи нави омузиш ва тадцици устураи Сиёвуш огоз ёфт. А.Ю.Якубовский тиб^и шадодати як бозёфт, ки он дар девори Панче-кати ^адим акс шудааст, вучуди парастиши Сиёвушро дар ин марз тах-мин кард ва миёни сугдиёни ^адим ва хоразмиён муштарак будани устураи номбурдаро муайян намуд (109, 15; 110 485-487; 111, 254-255). Ин кашфиёти А.Ю.Якубовский дар тад^и^оти минбаъдаи дамкорону шогир-донаш густариш ёфта, боиси бадсу талошдои илмй низ гардид.
Аз Чумла, бостоншиноси шурави М.М.Дьяконов дар ма^олаи худ ро^еъ ба устураи Сиёвуш, дар асоси далелдои бостоншиносй баъзе мардиладои асосии пайдоиш ва тадаввули устураи зикршударо равшан сохт (38, 34-44). Бостоншинос А.М.Беленицкий аз ибтидои солдои пан^одум зимни тад^щоти худ ро^еъ ба Пан^екати надим, хоса санъати тасвирии ин кудандиёр, оид ба устураи Сиёвуш низ таваодуф намуда, тасвири сугвории Сиёвушро ба дигар сужадои ривоёти ^адимй нисбат медидад (17, 25, 82; 19, 56, 62; 18, 46), ки мулодизоти у бадсталаб мебошанд. И.С.Брагинский, дангоми тад^и^и асотири эрони шарцй ва баъзе русуми ин ^авмдо чанд маротиба оид ба парастиши Сиёвуши устуравй сухан ронда, дар даёти маънавии ниёгони мо ма^оми фав^ул-одда баланд доштанашро зикр намудааст (30, 124-138, 141-142).
Н.В.Дьяконов ва О.И.Смирнова дар мацолае, ки ба тафсиру шарди тасвироти Пан^екати надим бахшида шудааст, аз хусуси устураи Сиё-
вуш бадс ороста, ин бозёфти манзараи сугвориро ба парастиши симои устуравии Сиёвуш нисбат медиданд, (39, 167-184), ки назари онх,о му-холифи ацидаи Беленицкий A.M. мебошад.
Муда^цици эронй Медрдоди Бадор дар тадцицоташ ро^еъ ба асоти-ри Эрон дар хусуси пайдоиш ва та^аввули устураи Сиёвуш низ бадс кардааст. Хидмати ин донишманд дар таэдици устураи Сиёвуш бо он характернок аст, ки у мардиладои пайдоиш ва та^аввули ин устураро бо далелдои илмй таъин намуда, онро аз назари типологй ба асотири як rça-тор халадои мутамаддини олам муцоиса мекунад (120, 50-55, 175).
Дойр ба достони "Сиёвуш" дар "Шоднома"-и Фирдавсй тадаицотдои зиёди муда^и^они аврупоиро дучор омадан мумкин аст. Аз Чумла, ховаршиноси олмонй Т.Нёльдеке дар тад^и^оти пурмудтавои худ оид ба Фирдавсй ва "Шоднома" чанд маротиба ба достони "Сиёвуш" ишорадо мекунанд (168, 77-78, 95, 101). Чунин цайду ишорадоро дар асари шарцшиноси фаронсавй А.Массе низ дучор мешавем, ки у достони Фирдавсиро шабеди мо^арои Х^ипполит ва Федраи Юнониён медонад
(164, 127, 130, 145, 208, 234, 278).
Бояд зикр намуд, ки аз ибтидои солдои сиюм дар ховаршиносии шуравй омузиш ва таздици ,%аёт ва э^одиёти Фирдавсй вусъат пайдо кард ва дар ин бобат хидмати Е.Э. Бертельс басо бузург мебошад. У дар рисолаи ба Фирдавсй бахшидааш симои Сиёвушро аз бедтарин офаридадои шоир дониста, сипас мазмуни достонро мухтасаран нацл мекунад (22, 43-44). Ин донишманд баъдтар дар асари дигари худ низ аз хусуси Сиёвуш зимни тадци^от ва мулодизадои илмй ишорадои ч°ли-бе намуда, мазмуни ин достонро иброз медорад (23, 203-204, 205). Чунин андешадои илмиро мо дар асардои мудаэдици диндй Ч-К-ояЧй (169, 272-273) ва шарцшиноси шурави М.М.Дьяконов низ дучор мешавем (37, 54, 76).
Аз нимаи солдои панчодум cap карда, дар адабиётшиносии Эрон дам, ро^еъ ба достони "Сиёвуш" маноладои чУД°гона ва таднинотдои муфассалтаре ба миён омаданд. Соли 1956 муданнщи Эронй Мудаммадалй Исломии Нудушан дар асари худ, ки ба таднини достони "Рустаму Исфандиёр" бахшида шудааст, ба достони "Сиёвуш" аз нигоди наву тозатаре наздик мешавад (158, 95, 213). Дар ин таднинот та-ва^чуди муданнинро консепсияи бадеии ^адрамондои Фирдавсй, дар ми-соли Рустаму Сиёвуш чалб менамояд.
Аз мусташрицони собини Шуравй бори нахуст М.Н.Усмонов дар рисолаи ба Фирдавсиву "Шоднома" бахшидааш симодои Сиёвушу Су-доба, Фарангис ва Пиронро мухтасар тадлил менамояд (71, 43, 111-114, 119-122, 126-148). Гузашта аз ин, муданнин дар яке аз маноладои худ бори нахуст дар эроншиносй чунин анидаеро пешнидод намуд, ки досто-
tt^—ч ~ II III I т II -
ни Сиевуш дар тадрири аввали Шоднома дохил нашуда, баъдтар во-рид гардида будааст (73, 137).
Дар хусуси ин достон И.С.Брагинский зимни тадниноти худ та-ваннуф намуда, фочеаи Сиёвушро нуллаи баланди цисмати цадрамонии "Шоднома" медонад ва дар мисоли ин симои нотакрор шодкории Фирдавсиро дар адабиёти дунё нахустин аз асардои бузурги фалсафию бадей оид ба чангу Сулд гушзад менамояд. (28, 73-74, 79;29, 257, 263264). Чунин дацицназарии муаллиф оид ба достони "Сиёвуш" ва "Шоднома" ба назари мо дар ховаршиносй кори наву тоза ва часурона мебошад.
Бояд гуфт, ки ба чуз кордой зиркшуда дар тадниноти ховаршиносо-ни дигар, аз набили Сайд Нафисй (160), Мучтабои Минавй (157, 121122), В.Б.Никитина (67, 61, 65-66) ва Д.Комиссаров (47) баъзе му-лодизоту ишорадоро дучор омадан мумкин аст.
Дар адабиётшиносии точик профессор Ш.^Усейзода дойр ба Сиёвуш манолае дарч намудааст (113, 176-193), ки дар омузишу таднини
достони "Сиёвуш" дорой адамияти назарраси илмист. Х.Мирзозода низ дар китоби "Таърихи адабиёти точик" (58) дойр ба устураи Сиёвуш ишорадои чолиберо зикр менамояд. Мулодизоти ч°либи дигарро мудацциц Ш.Асроров дар мацолоти чудогонаи худ иброз доштааст (6;8). У ба ЧУ3 чанд мацолаи навиштааш дар адабиётшиносй ва фирдав-сишиносии точик бори нахуст рисолае тадти унвони "Достони "Сиёвуш" дар "Шоднома"-и Фирдавсй" таълиф намуда (8), дар он маълумоти до-нишмандони ватаниву хоричиро чамъбаст карда, чандин мушкилоту муаммодои "Шоднома"-шиносиро то андозае даллу фасл намудааст.
Аз мудтавои рисолаи Ш.Асроров маълум мегардад, ки мудаь^и^ достони Сиевуш -ро мавриди тадцицу омузиш царор дода, мацоми онро дар "Шоднома" дамчун фо^иаи манзум зикр намуда, сохту таркиби до-стон ва сарчашмаи фо^иавии Сиёвушро дар адабиёти форсу точик муайян кардааст (8, 20-25). Х,арчанд ки у дар цисми аввали кори хеш ба таври умумй дар бораи устураи Сиёвуш бадс менамояд, вале дадафи асосии тадцици у муайян намудани мацоми достони Сиевуш дар "Шоднома" чун фо^иаи манзум, сохт ва таркиби достон царор гирифта-аст.
Аз
ин ру, масъалаи бозтоби устура, омилдои инпщоли он ба цисса ва модияти гоявию эстетикии он, ки мавзуи рисолаи мост, тадцици кофй ва дама^ониба нашудааст.
Баррасии чедраи инсони асотирй (чедраи устуравии Сиёвуш) асоси рисолаи моро дар бар мегирад, ки он аз масъаладои хеле печидаву душвори адабиёти асримиёнагии форсу точик мебошад. Ин душворй, пеш аз дама дар гузоштани марз миёни сарчашмадои аввалй "да^и^ат" ва "тахайюл" ба амал мепайвандад. Пажудишгари шинохтаи фарданги асри миёна А.Я.Гуревич рочеъ ба ин масъала таъкид менамояд, ки "дангоми омузиши осори фардангии асрдои миёна набояд нодида гирифт, ки руз-гори дароз тафовути намоёне миёни асотир ва да^ицат вучуд надошта
бошад. Хар он чизе ки нависандагон ва шоирони сададои миёна цисса мекарданд, бештар аз тарафи худи он до ва хонандагону шунавандагона-шон чун воцеият пазируфта мешуд (35, 55).
т-ч _ 11 •• II
Ьаррасии масоили асотири дар достони Сиевуш аз он судманд аст, ки аввалан ичрои ин кор имкон меди да д, ки дар бораи "Шоднома" чун асари комил, дар хусуси чадоншиносии фирдавсй ва муносибати у ба гузаштаи Эрони бостон тасаввуроти васеътар пайдо шавад. Сониян, му^оисаи "Шоднома" бо сарчашмадои пешин барои муайян кардани ча-раёни мудити чамъияти он давра мебошад (48, 5-6).
Адамияти назарй ва илмии мавзуи рисола боз дар он аст, ки ба та-вассути он вижагидои инсони устуравй дар адабиёти форсу то^ик возед мегардад ва сабабу роддои густариши андарздо ва маъхаздои ондо ошкор карда мешавад.
Х^адафи асосии рисолаи мо аз он иборат аст, ки проблемадои мудими анъана ва услуби достонсарой на тандо дар "Шоднома"-и Фирдавсй, балки умуман дар адабиёти форсу то^ик дар асоси омузиши инъикоси устураи Сиёвуш дар маъхаздои цадими форсй муайян гардида, масъаладои ташаккулу тадаввули устураи мазкур то "Шоднома" таджик; карда шавад. Аз ин дар назди худ вазифа гузоштем, ки дара^аи омузиши мавзуъро муайян намоем, мавцеи ривояту устураро дар ташак-кули ^адрамонони дамосй маълум гардонем, дара^аи инъикоси устураи Сиёвуш ва меъёрдои тахайюли бадеиро дар достони Фирдавсй му^аррар
_ 11 /- -< .. т I
созем, цимати гояви - эстетикии достони Сиёвуш ва консепсияи инсони хирадмандро муайян кун ем.
Сохтори рисола аз муцаддима, се боб, хулоса ва федристи адабиёти истифодашуда иборат буда, дар далли масоили тад^и^й ва баровардани хулосадои илмй ва назари объэктивона ба маводи таърихиву адабй чун асоси методологи хидмат кардааст. Асоси назари рисолаи моро тад^и^о-
ти бунёдии мусташрицони эроншинос дар бораи омузиши фардангу адабиёти халцдои Шарн ташкил меди да д.
Тозагии илмии мавзуи рисола дар он аст, ки дар адабиётшиносии то^ик ба таври монографй масоили марбута ба ташаккулу тадаввули устураи Сиёвуш мавриди баррасии муфассал гардида, маълумоти ёдго-ридои хаттии адабй-таърихи дойр ба мавзуъ чамъбаст ва мардиладои табдили устура ба достони дамосй муайян карда шудаанд.
чун дар асоси тадлили ниеси мацоми достони Сиевуш на тандо дар "Шоднома", балки дар адабиёти форсу то^ик муайян карда шудааст. Дар рисола проблемаи инъикоси устураи Сиёвуш дар достони Фирдавсй дама^ониба тадциц гардида, сарчашмадои шоир дангоми таълифи достон ва нацши устура дар ташаккули образи цадрамонони он муайян мегардад. ^уз ин, дар рисола бори нахуст масъалаи мав^еи сиёсй ва гоявй-эстетикии Фирдавсй дар достони "Сиёвуш" ва масоили сохтори давлатдорй ва ахлоцй-ичтимой мавриди баррасй царор гирифтаанд.
Адамияти амалии рисола дар он аст, ки нати^адои онро метавон дангоми тадцицу таълими "Шоднома"-и Фирдавсй ва мероси адабии у навиштани таърихи адабиёти форсу то^ик, таълифи китобдои дарсй ва дастурдои таълимй дойр ба таърихи адабиёти форсу то^ик барои мак-табдои оливу миёна, зимни хондани курсдои махсус дойр ба ташаккулу тадаввули достон дои дамосии форси-тоники ва масоили марбута рузгору осори Фирдавсй истифода намуд.
Хам
Б О Б И I.
УСТУРАИ СИЁВУШ ДАР ОСОРИ ФАРХДНГИИ
ЭРОНИ ЦАДИМ
1. Заминадои пайдоиши устура
Устура аз пади да дои тафаккури ибтидоии инсондо буда, кушиш барон шинохтани радону офариниш аст, ки ба тавассути он инсон дар мардилаи ибтидоии тадаввули хеш дар симову а�