автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Художественные особенности современной казахской детской повести

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Ибраимов, Бекен Бекмуратович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Алма-Ата
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Автореферат по филологии на тему 'Художественные особенности современной казахской детской повести'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Художественные особенности современной казахской детской повести"

АКАДЕМИЯ ИАУК КАЗАНСКОЙ СОР ИНСТИТУТ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА им.Н.О.АУЭЗОВА

На правах рукописи УДК 832/09/+89't.3t2

ИБРАММОВ Бокан Бакмураговмч

ЮГДОКЕСТВЕН1ШЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ КАЗАХСКОЙ ДЕТСКОЙ ПОВЕСТИ

10,01.02 - Литература народов СССР (ооветокий поряод)

АВТОРЕФЕРАТ

днвоортацшг па оояоканив ученой отепаяя кая>шдата фздологэтвот паук

Алма-Атп - I99Q

Работа пиполнйяа в Институте литературы и вокусотва им, М.О.Ауэзова Академия наук Казахской ССР. Отдал казахокой советской литератур«.

Научшгй руководитель _ акадаотгк АН Казахской ССР,

доктор филологических наук, профессор М.К.КАРАТАЕВ

Официальные оппоненты: академия АН Казахской ССР,

доктор филологических наук, профосоор З.К.КАБДУДОВ

кандидат филологических паук, доцэнт X. т. тиков

Ведущая орган?зацкя - Казахский государственный педагогический университет ш.Абая.

Занята состоятся 1990 т. в часов

та заседании специализированного совета Д.008.03.01 по эаэдтв дтеоертадаяг на оовскагсие ученой степени доктора фклологнчеоккх наук пря Институте литература в искусства им.М.О.Аувзова АН ХазССР (480021, г.Алы а-А?а, ул.Курмангайн, 29).

С диссертацией мокко ознакомиться в Центральной научной библиотеке АН КазПР.

Автореферат разослан года.

7ченый секретарь следаализированного совета,

кандидат филологических наук (■•' "7 НД.САШЩЫКОВА

I. ОБДАЯ ХАРАШГЕШСТШ. РАБОТЫ

Актуальность темы. Развитие литературных жанров, пак известно, зависит от степени развития художественной кнели и духовках запросов общества. Об этом свидетеяьогауэт дурное развитие современной казахской прозы, в частности, расцвет детской повэсти а 70-80-х гг. Необходимо с разных научво-теоратичеоких по гига 2 наследовать произведения этого ааира, определить ого худсгаотван-нне особенности; раократъ, в какой мере повесть удовлетворяв* духов га о интересы детей, какие нравственнее идеала реализует.

КПСС придаваж^н прядает особое значение духовко-куяьтурЕЗпу развитию и интеллектуальному росту молодого поколения. "...Уигээ государство всегда дорожит своим интеллектуальней а худозэствзя-кым достоянием"1, тая как проблема гарноннчеокого я всестораЕ-э-го развития личности особенно важна в нале время - парзоа революционного обновления всех сфер общества, перестройки и глаоноатн.

Вопросы развития казахской детской литератур* стала объектом исследования, начиная уже о 20-х годов. В работах Ш.Ахматова, С.Кирабаева, А.Нуркатова, З.Свринкалнева, С.Ускенбаова.К.Ну-гаПаевой и других раскрываются общие закономерности развитая казахской детской литературы, определяются идейно-тематические направления, освещаются и другие вопроси, но нет исследований, посвященных развитию этого жанра в тот или иной период - и особенно - в последние десятилетия.

Современная казахская детокая повесть (1970-1980-6 года) при сопоставлении с произведениями 60-х гг. отличаатоя масштабностью охвата действительности, усложнением природы образов, здо-

I Горбачев М.С. Политический отчет Центрального Комитета КПСС 1Ш съезду КПСС и задача партии. - И., 1990. - С.35.

А

бодаевяостью нравстЕвшо^корадьшх проблем, углублением асихоло-гячвского анализа героев» наведенное«» граждавоких чувств, социально! активностью. В есследусаий ваий период возшшаз такие ковав аанра, как дзтектЕВнае а в^шотчвнчвскив повеотн. Совро-вввщя совесть дня детей стала в» просто назидательно-дидаЕТЕче-опш натергалса шш кгтеВской котораой характеров, в ней художественно госхещвтса ахтуальнае дройяеш нашего времена. Мораль-лая ответственность sa проваходяцэе, преобладание нравственного начала, аятжввая зтгшдтокая дозшая в решении острэйшх проблем современности - от морально-этических в до эяологичеакюс в т.д. определяет круг гудоЕэатвевшх вагоков в егоы ганре. К со&аленив, 8тв полозштеяьвае явления современной казахскоВ детокой литература» ее ноше ггнра в saaisresbsae произведения до сих пор не воследовапа. Этси в определяется выбор текы исследования г ее актуальность.

Цель, ^оале^ованя^ вакявчазтоя в осдаслешш художественных оеобзЕЕостсВ современно!! вазаикоА детсяой повести в связи с ак-туадшна вопросе» современного Сагкя и духовности в тоы плане, каж от отражается в автскмг созванвн, проследить каково их влея-ежэ ее детагае еоспрЕятне в ттвта.

£и даатшмЕся ото! цвлг Ееобходш-'о бало решить следующие

- определять cBooodpasze развитая современной казахской SsroEot повестя;

- яроаваявгарова» вгибахее значительные произведения, pao-жргть их худояественкне особенности;

— есшсхить появление новых жанров (детективные в приключев-чеохвз повестж)с течки развития литературы в республике;

— определить вхвянге ва нравственную активность детей ков-

цепций и проблем, отраженные в повестях, которые связана о духовно-социальным развитием общества;

- проследить усложнение природа образов и конфликтов, углубление психологизма, богатство всего художественного арсенала (изобразительные средства, использование мифов и народных легенд, включение в структуру повествования авторских мини-сказок), что придает повестям стилевые своеобразия;

- выявить тенденции роста социального анализа а этих произведениях для эффективного воспитания детей и полнота осмысления действительности для ориентации их в реальной жизни;

- путем сравнительно-типологического и исторзко-теорэтячэ-ского анализа выявить взаимосвязь традиции и новаторства в развитии этого жанра.

В работе использован комплексно-типологический метод исследования. позволяющий более объективно осмыслить наиболее существенные закономерности в развитии этого жанра, определить художественные особенности произведения, а также уровень писательского мастерства ж художественного освоения действительности, раскрыть перспективу развития жанра повести.

Методологической основой работы послуяили основные положения трудов классиков марксизма-ленинизма, а также ведущих отечественных ученых по вопросам литературы и искусства.

Объектом исследования является современная казахская детская повесть. Из множества произведений нами отобраны наиболее показательные в художественном отношении, которые позволяет осмыслить определяющие моменты данного жанра н его характерные особенности.

■Моделью подобного анализа явились исследования советских литературоведов, психологов, £алосо'£оа, педагогов (й.лнонапшизга.

В.Афанасьев, М. Бахтин, Е.Борев, А.Бочаров, Н.Гей, Л.Гинзбург, К.Кон, Н.ЛеСтес, В.Рогэкберг е др.) и писателей (М.Горький, К."Чуковский, Л.Кассиль и др.), а такав рал. работ казахских литературоведов.

Научна* .новизна работа определяется тем, что это одно из перзаг исследований в казахском литературоведении, посвященное осьысленЕ» развития этого еанра в последнем двадцатилетии; впервые в научный обор)? вводятся материалы, представляющие большую ценность для определения закономерностей развития современной казахской детской прозы.

Птакгяческая ценность. Результата исследования позволять теоретически осшслить современную казахскую детскую прозу, ее развитее и взаимосвязанность ее со "взрослой" отечественной и зарубежной литературой, а текга дополнить и расширить историю современной казахской литература, выявить в ней основные идейно-худо-Ебогвешме тенденции и ганрово-стаяевыэ особенности. Теоротнчв-скзе полоаэная работа помогут изучить актуальные проблемы развития детской лвтеретура з духовно-Бсгетвческого воспитания подрас-гсгсаго поколения.

Дпробетая..габощ: ооковпае лолокения работа изложена на Боо-союзеых семинарах ыэлодох критиков датской и юношеской литература (Москва, 1982, 1985, 1988, 1990), на конференциях Союза писателей Казахстана (Алла-А?а » 1981, 1982, 1986), ва пленума Союза писателе! СССР (Москва, 1990).

Диссертация обсугдена в рекомендована к завдте отделай казахской советской впература Института литератур; и искусства си.Ы.О.Аувзова АН КазССР (Алма-Ата, 1990). Содарганиэ диссертации отречена в 10 публикациях.

Стт777урч г.угссгртрлтгп. Двссоргкшя состоит сэ виедекпя.

трех глав, заключайся и библиографии.

11. ОСНОВНОЕ СОДЕЕЕШЕ FAE0TU

jSLJJJSMI'JÍSÍ обосновывается актуальность тем«, определяются степень оо разработанности, цель и задачи исследования, методология, а также научная новизна я практическая значимость рлботи.

- "Нравственный идоая м его эстетическое воплощение" - рассматриваются различные) граня нравственного идеала, а такта пртблема эстетического отношения к действительности и к духовному развитию общества в современных условиях; определяется роль национального начала в формировании мировоззрения и нравственного идеала, вопроса взашоовязи эстетического воопитания и мышления подростков, а также акалкзируютоя ряд повестей, а которых отчетливо шраяена эта концепция.

Эотетичеокое отпошвнле к действительности, как известно, один из оутяеотввтмх критериев, характэриэуюадгх стояонъ сознательности человека. Чем выше сознательность, тем дэР.отвениое в активнее нравственный идеа«, который в определенной море может опособатвовать утверждению гуманистических принципов, А баз духовного совершенствования нат осмысленного, активного нудоотвеи-кого идеала. Поэтому нравотвеивдИ идеал ~ стимул я духовная потребность человека, благодаря чему у него фзргарумоя своя, глубоко осмысленная, гражданская позиция, мировоззрение я опоД ии-теллоктуатышй мир, котор^ постоянно ооввричногвуптоя, Различные социальные противоречия я овщеочвемние неурядицы но cfio-iortcu УНИЧТОЖИТЬ эту духовиу» П0*4 ЭЙЬООТЬ ЛИЧНОСТИ, З&ЧОХОИНу» л ней самой природой. Поэтому нравственный идпа» я J«почерком акцепте рассматривается нами как иолокит&лт,иая категория, t.s. ios нега нет ирзгресоа, всестороннего я rajMCün'íO'.'foro рнзпйти.ч ллвдотл

а

и общества, Подлинный писатель-гуманист стараетоя в своих произведениях раскрчть гкизнеутворвдасшио, оптимистические идеалы, kotojuo способствовали бы духовному очищению и возвышению детей, cfcofMHjxHmHVKo их личности на положительных эмоциях.

В киждун зноху, в определенные периоды развития общества пород нк>.: возникает срои специфические задачи. Нагие время спра-всдлиио iin:''ii?TOT япохой научно-технического прогреоса, который раэоматрньчотоя фялооофглчт, психологами, социологами, писат&тя-м;: и т.д. отнюдь нооднозначно. Одни утверждает, что HIP отрицательно мияот на человека, душит в нем духовные, живые начала, что а коночном счете монет гтривеоти к крушнию цивилизации. Другие, напротив, считают, НТР способствует всестороннему развитию личности. Па наш взгляд, в каждой из этих точек зрения еоть доля правда, поэтому нэ надо быть категоричным в осмыслении НТР. Ведь главное - в том, для какого нравственного идеала служит огромная мощь науччо-техничвокого прогресса, насколько он может гшкочь развитию личности, "дело новое не в ток, прогрессирует ели ]«гроооируот нравственность в условиях научно-технической революция, а в том, наоколько моральная дееспособность человека

отвечает тем задач?", которые объективно порождены колоссальными

2

пргпзродитолшкми и поэнавател ьш ми возможностями общества , "в какой моря моральная споообнооть человека отвечает спепифи-чесом потребностям современности . Для нас ватао - какой идеал п как ого осмысливает литература в силу специфики своего худоке-сглонного потенциала.

3 казахской детской повести вплоть до 60-х гг. преобладало ¡'зображешга магтднх героев - дисциплинированных, послушных, ¡три-

2 Дробнпцкий О,Г. Проблема нравственности.-М, ,19^7.- С.324.

3 Там же. - 0.325.

марних во всем, вс; »дотвне чего конфликты были сгла.теннш.ш или эти произведения били вовсэ бескогфшшшми. Поело 60-х гг. наступил заметний перелом. В этой связи слодуот отметить повооть Б.Сокпакбаова "Маня зовут Кожа", переведенную на многие лзнки, а также экранизированную. Новые герои изображен« по только с положительной оторош, но и о отрицательной. Они более раскопана, не одоряииают эмоций, активно выражает свою позитив, смело борот-оя за ооушост&ление овоей цели, внося тем самым свой вклад в решение рктуалышх проблем современности. Нравственный идем героев современных повестей не ограничивается только их настроениями и шелти, а овязивается о духовным потенциалом современности как ее составная часть. Они осознают свою непосредственную причастность ко воем оотрайиим проблемам на Земле, их социально-гражданская активность усилена. Если раньше доти-герои ч .2 то не смели возражать отаршм, то теперь они свобод!!0 спорят о юг/и» но па выходя при этом за морально-этические рамкя.

Появились я коше герои, отдичашивояг овоой деловитость» и кретичностьйНглриУвр, Шокай из новости С.Саргазкаеэа "Вперед, командир" сопереживает воем в ауле я в клаасо. Когда видит Н9ДООТОЙЯ09 поведение ветерана войни Шошгаа, он старается помочь ему, помогает и отзоому noyonsвагагдоу соклааокаку Мзхпиу. ШозаЗ открывает в нем способности я, в миочяом счете; у Клхана прояп-ляэтоя яятэрзо к учебе.

В друтой повости С.Саргаояаэва "Таинственная дввэчка" художественно анализируется роль коллектива п воспитании учоягзка. Если в первой повести один сильпий характер мячет на весь класс, то во второй вяоь яляоо активно помогает неусператаой Кул як, .которая яэг.учояа дрязгами родэтатей, Со кл до с ни »я, узи&в о бод«> Ку~ ляя, отаряеттоя помочь, повлиять на о о opvw,«.

Таким образом, психологические переживания героев и инди-видуалы-ше их характеры приобретают социальные черты, их поступки направлен« яа решение общаотпенно-моралышх проблем. На родителей и на подростков влияет социально-моральная ореда, конфликты и ситуации,, непосредственно определяя выбор их нравственного идеала,

Ху.чпжиотиянная литература, разливая эстетические вкуси, духовно обогащает и ¡извивает специфическое мышление школьника,которое заключается "в том, что у ребенка недостаточно развита опо-собнооти к определенным формам шипения, прежде воего - к логическому мцапвнию, а его о браг, «о в мышление, при всем потенциальном богатства, недостаточно упорядочено и остается "вещью в себе"4. Следовательно, глубина и гуманизм нравственного идеала связаны о уровнем мшкловия и интеллекта индивидов, & ошол прогресса состоит в гармоническом я всестороннем развитии личности и общества.

Одна?, из особенностей современной казахской детской повести является концоптушшгооть. Если до 60-х гг. героями были про имущественно примерло, прилехние и послушные ученики, so теперь они, почти не отличающиеся внеыно, вместе с тем активны и непримиримы в поступках и в духовных своих стремлениях. Например, Ха-U.5T Хаоонов и а не вести "Вулкан" Т.Саукетаева искренно переаивает за своего сокляооника Каната, который не хочет огорчать свою маму, много пэрежш.;и./», хочет ее хоть чам-то порадовать. Асыки, ко-тор.'о он выиграл, продасг, чтоб« купить маме платочек. Хамят видит старания своего сокл&ссияко, поэтому он не терпит, когда эго-лст-Тадгат издевается над Канатов. И хотя Хамит сам, как гомри"1-

s Ротеиборг B.C., Гоидарркко G.M. iijsr. Обучение. Здоровье.-М.: Просвещение, 1983. - C.I7S.

ся получил от Талгата, ко сумел предотвратить несправедливость. И ото глазная его победа. Такая жтзненная позиция возвышает человека, очищает его духовно, определяя моральный облик и нравственный его идеал, поскольку "...духовный мир ребенка можзт обогащаться только в том случае, если он это богатство впитывает через дверца своих эмоций, через чувство сопереживания, сорадостл, через познавательный интерес"^.

Концептуальностью, драматизмом, накалом психологизма отличается повести Н.Сералнева "Смуглянка", "Сноха, иноходец я я", М.Кабаябаева "Вот я, бывалый", "Арстан, виолончель и я", Н.Дау-таева "Белая голубь" я другие.

В современной казахской детской повести прз эстетическом воплощении идеала используются все традиционные изобразптодшш средства и художественные приемы. Появились а новые. Например, легенда и мифы стали неотделимыми компонентами, худозественш-стияевымя средствами ф семантике произведений, углубляя психологизм и философское их содержание. Это ярко видно на примера повестей Г.Нурмагачбетова "Гнездо ласточки", Н.Даутаева "Белая голубь". Мальчик Кемелхаа из повести Н.Даутаева видит отвратительно поступки Аипа, Станбека и Каймолды, которые находясь между собой в приятельских и дазе родственных отношениях, стараются перехитрить друг друга, больше заработать на обмане. Их взаимные отношения - для других - невозмутимая тайна, но не для Кемелха-на. Поэтому он ищет друтой, светлый и чистый мир, который не давит, а напротив радует и очищает. Тоскуя по этому миру, Хемелхан в своих фантазиях превращается в белого голубя, который облетает светлый и чистый мир, от душ радуется и ликует.

Эти художественно-стилевые поиски в казахской детской прозе 3 Амонатвшш Ш.А. Как живете, дети? - И., 1986. - С.ИЗ.

непосредственно связаны с общим опытом "взрослой" литературы республики, Заметное влияние в этом плане оказало и творчество Ч.Айтматова.

При осмыслении произведений детской литературы, на наш взгляд, правомерно сопоставить их с опытом взрослой литератур! -русской и казахской. Это характерно для развития всесоюзной детской прозы, в которой, вслед за взрослой прозой, писатели во многом осмысливают комплекс концепций о действительности, придавая ей большую проблематичность и философские качества. В детальной разработке характера, в углублении духовного мира маленького героя в детской прозе есть свои специфические особенности, которые еще недостаточно изучены в литературоведении. скх пор еще не исследовано в полной мере взаимовлияние детской и взрослой литературы. На материале казахской литературы можно отметить, что накопленный художественный опыт в двух автономных областях одной литературы взаимно обогащает друг друга, т.к. многие детские писатели со временем переходят во "взрослую" литературу* Яркие тому примеры - творчество известных казахских писателей - Т.Нурмагамбетова,О.Еокйева, М.Магауина, М.Кабанбаева и Других.

Одни« из еае недостаточно изученных вопросов является роль н значение национального фактора в детской литературе. Есть ряд произведений, мало отличашшхся национальным колоритом. Но особенно в последние годы философы, писатели, психологи и этнографы подчеркивают, что только при внутренней связи с народным, национальный опытом личность может развиваться гармонично, естественно, непринужденно. Отсутствие этой связи по-разноиу деформирует личность. Убедитальное доказательство этого, на наи взгляд, рост преступности во всем ютре — взрослой и подростковой.

Только гармоническое развитие личности в неразрывной связи с национальными традициями, выражающими духовность,может остановить этот опасный процесс- Поэтому неоценима и незаменима роль художественной литературы, ибо т.е. "масс-медиа" способствует поверхностному мышлению, бездуховности молодежи.

Поколение, лишенное национального духовно-культурного богатства, отличается хищнической потребительностью, опредаляющей его морально-психологический облик. К сожалению, административно-командный режим в нашей стране не способствовал изучению этой глобальной проблемы. По данным онтогенетических а лонгитюдннх исследований, а также изучение материалов, опубликованных в печати, начиная с 30-х гг., показывает, что к отрицании обцечалове-ческих ценностей и гуманистических прилетов склонны бездуховные люди. Глубокое осознание понятия национальное способствует духовному возвышению и очищению, без чего нет и не будет подданного нравственного идеала. А без этого трудно достойно судить о нравственности, которая "служит для того, чтобы человеческому общэст-

с

ву подняться выше, избавиться от эксплуатации труда" .

Чем глубже дати познают жизнь, тем больше у них возможностей выбора нравственного идеала. Поэтому уровень эстетического воплощения идеала не только должен соответствовать уровню детского сознания, но и должен быть мастерски воспроизведен. Проблема художественной правды и в детской литературе поэтому всегда столь актуальна и важна.

Во второй главе - "Образ и художественная правда" - анализу основного материала предшествует определение теоретических осмыслений художественной правды, именно с них начинается исследование объекта и определение художественных особенностей современ-

6 Ленин В.И. 0 литературе и искусстве. - Я., 1967.- С.449.

воft казахской детокой повести.

Как известно, чем полнее и глубже изображена в произведении действительность, тем ваше уровень художественной правда и социального анализа. Поэтому осшсление ее всегда имеет огромное теоретическое и практическое значение.

Принципы художественной правда сложны и многообразна и, на наш взгляд, в детской литературе несколько отличаются от "взрослой" литературы. Это зависит от уровня сознания и психологии маленьких читателей. Если учесть, что литература для детей играет кошшекснув, воспитательную роль, то необходимо определить принципы отражения жизни в произведениях, посвященных детям. "Оптимистично саага утверждение детства. Маленький ребенок уверен, что кар, в который он пришел, создан для счастья, что это правильный и прочный trap. Такое чувство - основа нравственного здоровья

7

иаянша и будущей способности к творческому труду". Литература для детей должна способствовать формированию у них оптимизма, развитию духа созидательЕОсти, укрепить веру в свои силы. Без етого многие духовные качества, заложенные у них, могут не только не развиться, а погаснуть.

Основными чертами художественной правда являются "адекватен

кость образов характерным явлениям действительности" , обобщение в отражение жизненного катераала, астатическое своеобразие, "соответствие авторской концепции, выраженной в образ] ной форме, ис-торэтеоЕОЁ правде, исторической, тенденции своего времени" , что приводит к утверждения прекрасного, нравственного и гуманного.

Советская детская литература» - М., 1978. - C.I9.

8 Новиков В. Худогественная правда и диалектика творчества.-Л., 1978. - С.IS.

9 Tea sa. - С.20.

Антигуманная художественная правда игнорирует прогресс человечества, способствуя его уничтожению и самокрушению, что не соответствует законам диалектики. Галерея образов - это живые свидетели извилистого.тернистого пути художественной правды. В них раскрывается мировоззрение автора, основная концепция произведений, они свидетельствуют об уровне писательского мастерства.

Исследование произведений до 60-70-х гг. показывает, что в них преимущественно изображается примерная, "солнечная" советская действительность, а отрицательные примеры приводятся в назидательном плане для осуждения. А в 70-80-х гг. в казахской детской повести преобладает показ духовно-социальной среда подростков, решаются своеобразные "социальные" проблемы. Повести "Сын интерната" М.Еайгутсва, "Маленькие генералы", ".Va: дедушка Толеп-бек, командир самолета и Пальма", "Саят" П.Дуйсеибина, "Крешш" С.Асылбекова, "Надписи в кинжале" М.Кудкеноаа знакомят нас с жизнью и бытом аулов и городов. Маленькие герои этих произведений самостоятельно решают важные для себя проблема, а школа и аул нарисованы в них как социально-духовные факторы, морально-духовные стимулы.

Тема войны, в основном, освоена писателями-фронтовиками -представителями стариего поколения в 50-60-х гг. к в последующие годы интерес к этой теме заметно погас. Очевидно, новое поколение казахских писателей не знает ату тему. Она изредка обращаются к изображению жизни тыла в года войны. Так, в повести М.Ка-назова "Свет солнца в далеком ауле" нарисована трудноя жизнь и быт школьников далекой степи. Не хватает учителей, поэтому ученикам приходится учиться друг у друга. Трудности лоэнной поры на давят на психику маленьких читателей, напротив, помогает трезво и ясно, с шорон оценить объективную ситуация. Поэтому герои

воспринимают Победу кал солнечный свет в своей жизни.

В ряде произведений жизненная правда раскрывается через взаимоотношения взрослых и детей. Так, в повестях М.Гумерова "Тоска", "Пропасть", 'Тоать, приехавший издалека", "Старики и дети" нарисованы различные характеры. И, как всегда, дети любят больше дедушек - более добрых и ласковых, внутренне сопротивляясь папам; внутренне протестуя, нередко открыто выступают против мач, которые не так, как надо уважают своих свекров - садах близких людей для внуков. Расшатывание наяионально-этичеоких традиций больно сказывается на детских душах.

Писатели обращаются также к исследованию сложных взаимоотношений подростков - загадочных для взрослых - стараясь как-то повлиять на их поведение, формирование их мировоззрения и психологии. Например, маленький Телжан из повести "Луна купается в озере" М.Аимбетова переливает за красивую, но больную Нурзат, которая любит его старшего брата. Чувствительный Телжан не мокет остаться равнодушным к тяжелой ее жизни, ее судьбе и к ее переживаниям, которые сделали ее душевнобольной. Герой не находит выхода, он не может заставить брата полюбить ее. Никто из взрослых и не подозревает об этих его страданиях. Сопереживание маленького героя несчастной девушке обогащает внутренний его мир. Это характерно и для героев из повестей А.Калдыбаева "Дедушка Шашпар", М.Сундетова "Чаловек в огне", Ж.Дауренбекова "Игра войны", А.Ко-пшпева "Солнце" и других. Острота поставленных проблем характерна для произведений этого периода. В них художественно анализируются самые насущные, актуальные проблемы современности, особое внимание обращается на социально-моральные, нравственно-этические вопросы, и в этом, несомненно, проявляется влияние как казахской, так и всесоюзной "взрослой" литературы.

Актуальные, острые проблемы и эстетический накал характерны для повестей Т.Нурмагачбетова "Гнездо ласточки", "До свидания, дедушка", Н.Даутаева "Дорога", С.Асылбекова "Любовь Раби-ги". Их отличает глубокий психологизм, аналитическое исследование природа образов героев, их поступков, острота нравственной проблематики.

Сосуществование разных наций и народностей на одной планете немыслимо без интернационализма, суть которого в подлинной заботе о человеке. Об этом размышляют герои повестей М.Магауина "Дети одного отца", М.Каназова "Чика - сын Дабзла". Дети разных национальностей, приехавшие в года войны в Казахстан, встречают сочувствие и заботу коренных кителей. Аульные мальчики и девочки, которые вначале сторонились немецких детей, потом поняли, что эти дети ~ такие же как они. И с ними можно от души поиграть и посмеяться. И кто бы они на были - русские или немцы, украинцы или евреи, поляки или белорусы, все они - дети Человека. Эта мысль раскрывается в своеобразных характерах, самобытных образах, подкупа-вщих глубиной психологического анализа и художественной правдой.

В казахской детской прозе представлены сильные, смелые в высоко нравственные личности. Это документальные повести, ссвеп^шэ-пдае оригинальные и поучительные жизненные дороги легендарных героев. В 70-80-х гг. ату традицию развивал С.Бегалин в повести "Перевалы Шокана" (1971), М.Етекбаав в повести "Молодой орел" (1983), А.Буркитбаев в повести " 1аджи-Мукан" (1980) я другие. К сожалению, в настоящее время у молодых пиаателей Казахстана нет подобных повестей.

Для детей интересны я поучительны не только сильные, легендарные герои я актуальные проблема своего времена или нраэстввз-во-этичес&е в эстетические концепции, но такта этнография в ю- -

тория народов, жизнь флоры ж фауны, различные натуралистические ' описания. В интересных и оригинальных повестях М.Етекбазва "Потомок барса", Н.Мураталиева "Карсак" подробные натуралистические наблюдения переходят в глубоко своеобразные философские обобщения. Они оригинальны своими наблюдениями над неповторимой местной природой.

Повесть Г.Оралбаева "Орел", на наш взгляд, более этнографич-на, чем натуралистична. В произведении подробно описываются особенности ухода за орлом, его подготовки к охоте и навыки обращения с орлом во время самой охоты. Писатель хорошо знает народные обычаи и национальные обряды связанные с охотой. Вполне.понятно, что такие "наглядкне" произведения больие увлекут детей, чем од-образ;-ше и стандартные сюжеты, штампованные образы.

Ддя казахской детской прозы не всегда присуща эстетическая изысканность. Одним из недостатков ее является торопливость при "развертывании" жизненного материала. Авторы не всегда могут об-обиЕять к эстетически осмыслить интересные фактн и события. Например, в повестях "Гость, приехавший издалека", "Старики и дети" М.Гумярова намечен ряд интересных и оригинальных характеров, но писатель не завершает нх эстетически, не всегда успевает мотивировать поступки героев, переходит к другим, в результате чего жизненный материал оказывается необобщенным.

Не все авторы шгут определить для себя, как подойти к обрисовке жизненного материала, с какой позиции раскрыть его.Так, в повести С.Кшкаяева "Тоска" главный герой Когенбай вопоминает родимые места, но без всякой последовательности и связи.

Существенный недостаток: небрежность в стиле, однотипные ситуации и сеезгы, похожие друг на друга герои, одни и те же концепции, настроения и конфликты, стремление к неоправданной

раоткнутооти, пустые диачоги.и монолога, йлеклые пейзажи и портреты героев, "казонный" язык, газетный, толеграйий отиль и т.п., 4^0 опиветольотвует о низком уровне мастерства некоторых писателей.

Но тем не менее, можно констатировать, что современная казахская детская повесть в ляпе своих лучших образцов эстетичеоко-го осмысления действительности - развивается вглубь.

Третья глада - "Научио-техничеакнй прогреоо и художественное восприятие" - оовеиает различные авторские подходы к анализу проблем научно-технического прогреоса и усложнением в этой связи художественного вооприятия.

Диссертант опирается на приоритетные научные труда ученых, высказывания писателей, рассматривает разнив повести писателей Казахетана.

Научно-технический прогресо, по его мнению, несомненно влияет на духовный мир современника, способствуя формированию аналитичности, действенности и практичности художественного его мышления. Художественное мышление и художественная фантазия, в своп очередь, мощно влияют на духовную, внутренние основу научного мышления, на проблемы, поднимаемые в мировой литературе, на обилие художественно-стилевых течений и изобразительных средств. Мы ясно представляем жизнь не только на Земле, но и во всей Вселенной. Экономическое неблагополучие на любой точке планеты оборачивается экономическим кризиоом, в конечном счета, экологическим бедствием, а следовательно и нравственно-моральным ущербом. Современная прогрессивная литература, в том числе и детская, вое более остро осознает важнооть и актуальность этой проблемы, порожденной научно-техническим прогрессом, который может привести к непродсказуемчм последствиям. Лишь разумное релтняе социально-

духовных проблем может предо тратить апокалипсис, Не последнюю роль гри этом должна сыграть детская литература.

Благодаря достижениям науч"о-техничвского прогресса художественное восприятие современных детей стало более совершен-}Шм,расширит их кругозор, они стали более практичными. Процесс акселерации затронул не только их биологичиску» природу, ко и духовкий мир.

Дота Казахстана хорошо знакомы с рассказами и повестями А,Гайдара, Я.Носова, А.Алексина, В,Медведева, А.Диханоьа, й.Иа-ростова, В. Крапивина, не говоря уже о произведениях С.Мариака, Б.Житкова, К.Чуковского, А.Барто, и о произведениями зарубежных пиоатвлвй - Д.Дефо, Ш.Ньерро, Ч.Диккенса, I.Берна, М.Таена, А.Маршалла, У.Сатояна и многих других. Информированность и начитанность повышает уровень худокественного восприятия и эстетический вкус школьников. Современна* детей на может удовлетворив Примитивные назидания, скучная дидактика и бледные персонажи. Современные детские писатели Казахстана поэтому стремятся найти новые художественные объекты изображения. Например, в 70-х гг. впервые появились детокие приключенческие повоати, увлекаете неожиданными сюжетными поворотами, сильными и интэрео-, нам» характерами. Они способствовали воспитанию у детей решительности и необходимой разумности, взвешенности. В повестях СДубатнрова "Далекие острова" и "Огненный перевал" опиоани разные события; ооли в первой - герои ее Нурпан, Еекот, Кайсар и Хенио - четыре друга путешествуют но Аральскому морю, то во вто-10Й - ммлвнытй Куйвн вместе оо взрослыми - члена)«: экспедиции • ищет в боскрайнах песках Кулаяшольокоо Эльдорадо. В неравной схватке о нрцодэй и простутяко.ы а обоих произведениях торжо-прует краэатяеннач чистота мальчиков. Неповторимые картины ыор

и беокрайних, сыпучих песков мастерски обрисованы.

В рассматриваемый нажт период в казахской детской литература полнились и детективные ¡цст'педпнт. Это повести П.Муратали-ева "Тайный обитатель Зеленого озера", Н.Акишова "Таинственный олод", В первой из них герои, занятие поисками тайного обитателя Зеленого озера, наталкиваются на неожиданные события; во второй школьники пограничного ьула неожиданно встречают диверсанта, перешедшего границу. Критические ситуации, неожиданные поворота события способствуют проявления находчивости ребят во внезапных оитуациях.

Современную казахскую детскую повеоть отличает острая проблематичность. Уже указанная поээсть Н.Мураталиева, "Зеленый мираж" СДубатырова затрагивает проблемы экологии. Писатели анализируют сложные вопросы современной цшниияашпт, заняты поисками путей гармонического развития в современном мире.

В детской литературе республики появились повести, котохые не могли появиться без достижения науки. Это повести М.Дуйсеиова "Ш - дети солнца", а также повеоти, вошедшие в ого книги "Под одним небом", "Тайна веков". В этих эссе и повестях-летописях рассказывается о возникновении жизни на Земле, о доисторпеских, древнейших коллизиях истории, о многочисленных государствах и народах на натай планете. Автор использовал последние данные различных отраслей знаний. Такие произведения расширяют мировоззрение детей, способствует развитию их логического мышления, интеллекта,

В этой связи следует сказать и об информированности молодого поколения, которое черпается из средств маосовой информации. Если ребенок, читая книгу, имеет возможность не торопясь осмыслить ее содержание, искать какие-то свои объяснения, то в потоке

информащш которой обрулфмаотсл на него чвраэ телевизор или радко, ли лииен этой возможности, что приводит к дисгармонии в его духовном развитии, Компьютере, призванные облегчить умствен-1шй труд, такке отрицательно влияют на интеллектуальное развитие jßTaii®. По атому в настоящее время вооьма актуальным прдд-стаьляатся ииолодовашш социальных последствий достижений науки и техники, а такко их влияние на духовное развитие. Оно не монет быть гармоничным, полноцентш без развитого художественного кыш-лаиил, баз глубины художественного восприятия, А.ЪЛлртовскак утверждает, что "ооразноо мшушниэ вдруг выпало из прлрочи человека,,. если бы Блоков, Бахов, ¡.Ьэкотцов вдруг по стало, научно-техннчбокий npoi'paoo ct&i ои невозможен; линейное, однозначное мышление не смогло би ого проато-иалроото питать, отимулиропать"^

Однако, к оожалошш, в наотоявдз время по всему миру пооте-¡нпша уменьшаем« число читавших художественную литературу, Пов-тому а условиях научно-технического прюгросса важна проблема воо-витакия чувств и шашеняя дете!*, без чего невозможны духовное их развитие и оамооозншше, Литература монет активно воопитивать культуру чувств,художественное восприятие и мышление,которые яв-тяютои основой воеотороннего и гармонического развития личности.

отмечается, что в результата маосових репрессий чридиелих годов была иокуоотвеано прервана традиция дореволюционной дотокой литературы и литература 20-х годов, Произведения А,Ь&йтур;анова, И.Дулатова, М.Вутабиава, ¡¿.Аимаутова находились иод запретом вплоть до второй половины &ü-x годов. Поиаоти и рас-cüubu С,Сой$улшша, Б,Ыайлина, и,2аноухуроьа, которю были рспроо-

Р.; Гароло ТВ а компьютера - угроза интеллекту, - Лит.газета,

I'jBj, 21 сентябри. II 1'с11^кивокая A.B. Нпучно-тническад революция и духовный мир современника // Литератур, искусство и формирование личности а сот?алис?ичоском обществе. - .',!., - J.6a.

сироваш в 30-х гг. оказались недоступными до 50-х гг. Оторванность от социально-философских и исторических осмыслений действительности на несколько десятилетий задергало развитие и казахской детской прозы, э том числэ и жанра повести.

Автор подчеркивает, что художественно-эстетические поиски, интенсивно начатые казахскими детскими писателями в 60~х гг., бурно развивались в 70-80-х гг. В произведениях, посвященных детям, появляются свежие характеры и образы, повесть становится более проблемкой. Расширение тематики произведений, обогащение их новыми изобразительными средствами, концептуалъность, развитие приключенческих, детективных, натуралистических, фантастических, литературных сказок и легенд-повестей свидетельствует об успехах этого эпического вида литературы. Образы героев пе просто идейные рупоры авторов, в них раскрываются художественно-эстетические концепции, исследуются сложные социальные проблемы и психологические пласты. Усложнилась их природа, они теперь на только черно-белые, а диалектически и психологически обоснованы, худоаественно убедительны. Конфликты этих произведений отражают не стандартные трения меаду положительными и отрицательными героям, а раскрывают насущные социально-психологические противоречия, а такне экологические и нравственные проблемы, свидетельствуя об углубленном исследовании жизни.

Одной из отличительных черт современной казахской датской повести является наличие произведений, посвященных самым разным по возрасту детям. До последнего времени, в основной, преобладали произведения для среднего школьного возраста, мало было их -для младших детей и считанное число для дошкольнзкез. Теперь появились немало повестей для детей разных возрастов. Это произведения Н.Сератаева, КЛолыбаева, ЕДкимяулова, К.Смарова, Й.Аиа-

бетова, Б.Койшибаэва и многих других.

Автор подробно анализирует ооновняе недостатки произведений названного канра: это натянутость и искусственность ситуаций в детективно-приключенческих повестях, излишний лиризм, нехватка самобытных и крупных образов, поверхностное отражение внутреннего мира героев, недостаточный аналитический психологизм, примитивная дидактика, поверхностное осмысление исторических эпох и личностей, средний уровень художественного мастерства писателей, казенность и бедность языка, мало ярких, незабываемых портретов и картин природы. По в лучших произведениях казахской детской повести, несомненно, мы видим глубокое освоение лучших традиций мировой и отечественной литературы. В условиях научно-технического прогресса литература может выжить благодаря только своей художественности, "волшебством очеловечивания" человека. Современная казахская детская повесть стремится развиваться в этом направлении.

По теме .диссертации опубликованы следующие статьи :

1. Пути развития // Детская литература. - 1982. - М 7.

2. Балалар прозасын багдаряатанда // 2улдыз. - 1982.- № 8.

3. Енд?г! асу // В кн.:Сезотан, Алматы, 1983.

4. Еулдегерлермен жуздескенде//В кн.;Беталыс.Алматы, 1984.

5. Баспалдактар//В кн.¿Б.ЫбыраГымов.Ой мен сез.Алматы, 1985.

6. НТР жэне балалар//В кн.:Б.Ыбырайымов.Ой мен сэз.Алматы,1985.

7. Ради завтрашнего человека/Детская литература, 198В.- й 9.

8. Вера в будущее // Детская литература. - 1989. - Я 8.

9. ЕеткГншектер элем! кзне керкемдТк шндыв; // 2улдаз. -1990. - № 6.

10. 1чуитаряы« пен Гнкэряык // В кн.: С.Саргаскаев, Д.Кдйсеков. Поаестер. Алматы, 1990.