автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Герой и проблема нравственности в современной казахской повести

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Бекниязов, Торегельды Бекниязович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Алма-Ата
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Автореферат по филологии на тему 'Герой и проблема нравственности в современной казахской повести'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Герой и проблема нравственности в современной казахской повести"

АКАДЕМИЯ НАУК РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ИНСТИТУТ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА им. М.0.АУЭ30ВА

На правах рукописи УДК 682/09/ + 894.342

БЕКНШЗОВ Торе гель да Бекниязович

ГЕРОЙ И ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ КАЗАХСКОЙ ПОВЕСТИ

10.01.02. - Литература народов СССР ( советский период)

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на осиск&ние ученой сгепени кандидата филологических наук

Алма-Ата, 1592

Работа выполнена в Институте литературы и искусства им. М.О.Ауээова Академии наук Республики Казахстан.

Научный руководитель - академик АН Республики Казахстан,

доктор филологических наук, профессор 3. АХЖГОВ

Официальные оппоненты: доктор филологических наук,

профессор Н. ГАВДШИН

кандидат филологических наук С.БАЙЖЛНОВ

Ведущая организация - Казахский государственный

университет им. Аль-Фараби

Защита состоится UjCW Г992 г. в " часов

на заседании специализированного совета Д. 008. 03.01 по защите диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук при Институте литературы и искусства им. М.О.Ауэзова АН Республики Казахстан. ( 480021, г. Алма-Ата, ул. Курмангазы,29).

.С диссертацией можно ознакомиться в Центральной научной библиотеке АН Республики Казахстан.

Автореферат разослан " "6',-а/ 1992 г.

Ученый секретарь ¿Л,

специализированного совета, . У^г* доктор филологических наук ^ '

.У.КУМЙСБАЕВ

ОВЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность проблемы. ВажнейаеН задачей литературоведения является исследование и анализ современного литературного процесса. Сложность а многогранность переживаемого времени ставит перед литературой новно задачи, паутов осмысление которых требует, во-первых, раскрытия внутренней диалектики развития, ко—вторых, анализа произведений как художественно-эстетических ценностей.

Конкретная проблематика заключаемся в исследовании путем орагтие.иьно-соиос'л'авительного и системного анализа, внутренней природа нравственности литературного героя в казахской прозе восьмидесятых годов, Следует отметить, что по теме диссертации имеются отделите, разрозненные нздчние труда, посвященные общему исследованию современной прозы. Предмет. . специального рассмотрения - проблема нравственности героя.

Нравственность героя - проблема, являющаяся одной из вечгаи в литературе. Герой относится к категории литературно-остетической, а нравственность - понятие моршшю-этическое, Но в живом литературном повествовании они 'сеоио переплетены и живут в диалектическом единстве: но может сыть героя без реализации ее нравственной основы.

Б общеметодологическом плане накоторио илисты и иолоив-иия проблем; героя в литературе a той яли иней мере разрябота-ни в трудах такта исследователей, как U,Бахтин, Л.Гинзбург, Г.Яишошсо, В, Гусев, В, Степанов и др. Чисто нразствешме аспекты проблемы «яракенц п работах: Ф.Кузноцопа "Размышлении о нравственности" (IS79), В.Гусева "ЯудожеитЕешюе н нраьотпен-ноо'1 íIS39), й,ДроСикцкого "Проблем иравствишшсти"(1977),

И.Кузьмичева "Нравственные основы советской литературы* (1986), И.Скачкова "Нравственные уроки истории"(1984),

Духовный мир героя в современной прозе отражается в гармоническом единстве всех присущих ему требований и с глубоким ногасологизмом, Все это в соответствии о уровнэм нравственного самосознания народа и этическими нормами дает адекватную рзализадшо зашзла.

Как известно, этические норш развивались, изменялись а обогащались по мзрз изменения общественно-исторических процзс-зов и отвечало насущным запросам и .потребностям социальной кнзни, Общо га воз т но, что на определенном этапа развития возникает противоречие ыежпу новым п старым в мораль но-эт ¡лес к их нормах ойщзства как результат исторической и духовно-культурной эволюции человечества, Новый образ героя в литературе, эго цуховно-иравсгвэшшй потенциал ш многом задай и определяется конкретнэ-иоторичазким отрезком времени - такова онтологическая природа и генезис гарон-ооврзмэнника. В своя время \1„Дуэзов в зтагьэ "Современник роман н его. гэрэй"* емко выразит наиболее характерные черты соврзшшпша: активное способствование утварнс-дзшю справедливости, проявление изкренней заинтересованности ко всэму, что происходит в шрэ, ре^шзктшшз размышления о происходящем,

Проблему отражения современника в проза разрабатывали а наган казахские литературоведы: Р.БэрдшЗаев ("Odpoa зоирзмен-ника в казахской прозе"), Н.Габдудшш ("Образ ооврзмзнника"), ЖЛЗлеукенов ("Долг современника")» З.Байаанов ("Мысли о совро-

I М.Ауэзов. Собр.соч. ХГ1 том,-Аяма-Ата: Зазушы, 1ЭЗЭ, с. 513. Так же наследовала сроблзш литературного героя М. Баратаев, С.Кирабаев, З.Кабдолэв, М.Базарбаев, Р.Нургалиов, ¡vl.Xacanoö и другие.

маннике"). Ж.Исмагулов {"Облик современника"). В основном, исследователи затрагивали проблемы характерные их времени.

В диссертации подробно отмечаются достижения и уошгия современных казахских прозаиков в художественно-образном осмыслении героя и индивидуализации его как отдельной личности. Наряду с художественным мастерством подачи внутреннего духовного мира и формирования особенностей характера нового человека прозаики в своих произволениях ставят перед собой задачу отражения общечеловеческих ценностей и глобальных проблем гуманизме.

При этом нравственный мир героя в произведениях часто раскрывается посредством изображения таких человеческих качеств, как доброта, справедливость, честность, гражданственность, верность долгу и т.д.

Герой - носитель авторской идеи и, в то же время литературный образ, сконцентрировавший определенные нравственные качества. Вместе с зтим данный персонаж обладает специфическими особенностями характера, поведения, и тогда, герой не просто "рупор"-*- автора, он имеет свой голос, свой ход шелой и живет самостоятельной жизнью в художественном произведении.

Глубинный анализ взаимосвязи социальной жизни, и художественной литературы тлеет чрезвычайно -важное значение. В каких отношениях пребывает современный человек и литература, насколько адекватен литературный герой реалиям жизни, каково решение духовно-нравственных проблем - все зто определяет состоятельность художественного произведения. Тании образом, дне ат ел и вовлечены в сложный процесс превращения яизнеиной правда в художествшшуй правду.

I Бахтин Н. Проблеми поэтики Достоевского. ".Советская Россия, 1979, с.59,

В свгоднешней казахской прозе находит определенное воплощение нравственный облик нашего современника. Читатель испытывает дефицит в высоконравственных примерах. В нравственности синтезируются глубокие философские мысли, идеи. Писатели стремятся добиться точности отображения в образе героя, изменений, особенностей духа эпохи. В этом плане современные казахские прозаики в своих произведениях не только продолжили лучшие традиции классиков казахской литературы С.Сейфуллпна, Б.Майлшт, М.Ауззова, С.Цукапоаа, Г. [.¡усропопа, Г. Мустафина, но и внесли свой вклад в развитие литературного процесса,

В диссертации всестороннему анализу, с тощей зрешш теш исследования, подвергаются такие повести известных современных писателей: А.Тарази "Династия" (1985), "Семь.Сорок семь" Ц988), К.1умадалов "Всадники" (1984), Д.Доекачов "Да сбудутся желания" (1284), О.Боквев "Чертов мост", "Снежная девушка" (1980), М.Сундетов "Гармония, симметрия и Марат" (1985), Б.Койшкбаев "Святыня" (1983) и несколько произведений А.Кекиль-баава, М.Магауина, которые удачно отражают творческий потенциал и тенденцию развития казахской повести восьмидесятых годов.

Эти авторы отличается собственным худсжествеяно-эстети-ческим ведением мира. Целостное и концептуальное рассмотрение всего.этого литературного опыта позволяет утверждать, что в современной, казахской литературе сделано немало в художественной разработке нравственной проблематики.

'' В исследовании мы в полной мере учитывали, что художественное изображение образа героя не сводится к формальной характеристике, констатации природы человечности героя. Вместе с тем вааное значение для достоверности образа имеет раскрытие

внутреннего духовного мира го рея. Потому, кед внутренний нравственно-духовный идеал ориентирован на 'вечные вопроси бытия и неизмеримо вше преходящего общественного идеала, который подчас и идеологизирован.

Каи отмечал Н. ЧерныйевскМ - раскрытие "диалектики душп"^ требует от писателя величайшего мастерства, безупречности эстетического вкуса.

Образ героя в литературе часто предстает вместе с такими этическими лринцгашш, как осознание морального долга, проявление твердости духа, активного гуманизма, гражданственности и чузстна осознанной ответственности за все происходящее. Активная жизненная позиция, чувство долга и ответственности перед народом лежат в основе эстетического, и этического идеала. Герой гаплегаение не только положительных сторон жизни в трактовке художника слова, он scvb отображение нонкретзш; бытия и правды пани. Словом герой - слепок, сбраг своего времени.

Однако положительного герся нельзя трактовать однобоко -только как воплощения идеала. При такой подходе появляется искусственный идеельныА герой, что ведет к схематизму и чревато потерей художественной пеняосиг герся, Ранее с литератур0 имели место тнмш йлплсги, когда героев фергягльпе относили к двум полюсам - "положительные" и "отрщателыше". И кек следствие, нп примере абсолютных, "л длсгклдирсваннсц виде" чистых, поло-япелышх: героев ириуяршнпзвлгзсь общественная *изнь, ст^тзооикн.« ЛЕСЬ 1ЖВД№1 СОЦНОШШв протпг-орсчия. Особенно, «ЗАвИДОЯ.ШЩ оерига, посредетввпиыыв npotravGiwmmua так иозкганш зг/лоАт;".

1 l:ei!i!i¡ci<i!ií 11,, Гвинеи Á,, ЧеришкзнаккЛ Н., Добр<шк!св й, Педагогическое ;тплая?.с.-!|.,Лрлрг'ОГияп, 5WG,

года. Односторонняя идеологическая политика ч комапдко-бюро-кратическая оиотема внесли свою определенную лзпту в распространение коньштурщияы в литературный процесс.

Необходимо осознавать условность, относительность целения reposa художественного произведения на положительных а огрщательных, Сущность диалзкгичзского раскрытия образа заключается во всестороннем и рзалисшчэскоы отображении. Кудожост-вэнноэ и философекоэ оомнслэпиэ образа героя осуществляется в его человеческих взлетах я юмэитах морального падения, И это убодитэлько, поскольку сам человек - явлеггаз неоднозначное.

Изображение д произведении образа героя - представителя разных слозв общозтва, троЗуот глубокого знания лизни и большого художественного мае rspcjaa, Швэстнэ, что Ф.Дззгэввскй писал: "Чэловэк есть тайна. 2э надо разгадать, и атезли буцэшь ээ раз-гадцвать вов жизнь, го нэ говори, что пэтэрдл врзш; л зашшаюеь aïoli та"шэЛ, ибо хочу йнгь ЧЗЛЭЕОЮ»",^

В дяссзртздни кравзтзэшш'Л облик гзроя рассматривается » ошэтно-оодержа'гз./гьнэм плана, Кзбродзтзла гзроя проездят испытания чзрзз ооЗаткя, борьбу, глубэкиэ разшллешш, шгутрзн-киа драмагэтэокяэ пэракивания, Чзрзз борьбу добра а зла по;са-эиваэтоя сила харакгера гзроя, Прпчэ.м в современной казахской прэээ у каадого пизатаня эзть о do л гзрои, иэпублпрующаэ друг друга.

Диссертант отшчазт, что наряду з романом цовэзгь в современной казахской литература является дзшшкружднм яаггром. Вот почему в последнее арэмя защищены рад кандидате к ;гс диссертаций, посвященных различным аспектам этого жанра, Например,

1 Достээзский 0 русс ко3 iстараrype,-il. ; Сэорздаккшс, 198?, з,317.

А. Аз пев (о первых казахских повестях), А.Пагыетов (о худонеот-вошшх особенностях казахской новости), Б.¿'аПтанов {об истодах зоврэмэшшках в казахской прозе), А.Исыакоза (некоторые теоретические проблеш развития прозаических аанров), Б. Ибраамов ■ (о детских повестях), С. Акншева (о жанровых и стилевых особенностях повести).

Цель исследования ч пнтекамцю »з нее задачи зшш>чается в следующем:

- осмысление и обобщенна принципов художественного воссоздания нравственного облика героя в современной казахской повести;

- определение параметров художественного отображения нравственной проблематики;

- обобщение вдейно-хуцсекественных особенностей развития казахских повестей 30-тых годов;

- переосмысление литературно-эстэтических проблем связанных а пониманием героя, зго нравственного облшса в гагленншах-ся общественно-исторических условиях;

- на основе анализа художественных принципов отображения нравственного облика героя, вияалзниз синологических различил и сходств в повестях казахских писателей.

Объектом исследования являются произведения таких писателей как А.Тарази, К.Куыадилов, А.'лакильбаев, М.Шгауин, Д.Дозяанов, О.Бокезв, М.Сундетов, Б,ХоГшглбаев а до. Диссертантом проведена тщательная выборка повез гей, сак или иначе соотазт-отвующих проблематике нэпего исследован;и, Далее, анализ ирузшз повезти рассмотрены не только о учато;л гочка зрен^л казахской литературы, но а предаряншазтся, где зсэ изоЗкэщмо, ряц па-рачлелзй, экскурсов з хузоаэгтвонинЗ ока? таких .«'йз/ГКоз игра-

вой литературы, как яг.Достоевский и Г.Маркес, но и наших современников - 4« Айтматова, В.Распутина.

Научная новизна исследования. Впервые, в казахском литературоведении, обобщается художественный опыт отражения проблемы нравственного облика героя в современной прозе 80-тых годов.

4 Детально исследуется место и роль, закономерности развития феномена литературного героя в жанре повести.

Обоснованно расширяя тему исследования, диссертант ставит и позитивно решает также проблему специфики форм и способов художественного отображения характера с-огремешшка на переломном, противоречивом этапе истории нашего общества.

Методологической и теоретической основой работы являются основопологшощие ццеи отечественного литературоведения, теоретические мысли исследователей современной казахской литературы.

Практическая значимость работы. Результаты и выводы исследования могут бить использованы при чтении курсов-по современной казахской литературе, литератур народов других республик и для широкого круга исследователей занимающихся актуальными проблемами современник литературного процесса.

Апробация работы.Диссертация обсуждалась в отделе теории и методологии литературоведения и представлена к защите на Ученом Совете института Литературы и искусства им. М«0,Ауэзовг Ali Республики Казахстан, Основное содержание и результаты исследования излажены в докладах, статьях, опубликованных в научных изданиях "в периодической печати.

Об'ьш г структура работы.,Диссертация состоит из введения, двух г.^, заключения и библиомании, содержащей перечень изученных теоретических к литорат-уроЕодчоских работ.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ Во введении обосновываются актуальность, научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, определяется масштаб и материал исследования.

В порвой главе "Нравственный облик героя" рассматриваются „общая структура, художественные аспекты, способы отражения образа современника в казахских повестях. Высокие человеческие качества героя изучаются в тесной связи и в контексте общечеловеческих ценностей.

Подвергнув сравнительному анализу творчество современных казанских писателей ша выявляем общ.уи тенденцию - отражение в произведениях духа времени и сопряжения ого с личностью героя и автора. В этой связи уместно.вспомнить следующие слова Л»Толстого: "Для того чтобы то, что зчзшрит художник, было вполне ново и важно, нужно, чтобы художник £ыл нравственно просвещенный человек, а потому не кил сн исключительно эгоистичной иизиыо, а был участником оСшен лизин -хиглипес.твя'-'^

Лшюшка «юна и полные павшодшо дреиш'илызм события сегодняшнего дня является ленсоякатшм гсточвиксм ^ля новых п художостюетшх прсиаво.пеиий. УсшгыаД ч«лона<„ обляцакгашй схтштой греяланской позиции!, ссел«'ч>1*чц озгрорсйисм к *3'ру.лус голем и нитевлоюгсм нвднстся ьмЧФтякэь, пз го-горого худашш творит образ лшклчз .сошгг.чнпк'язо С -и;/;.? сх-г^ать, -.то г/с-гтег^ гснноох-ь терся п булута« с г »'.::■: •ц-и^тк :: ¿цжглгуг-;,

с сто по сойз ив иск;, В улко! "хода'» Тогсгох-о,

Достоевского, Пшгохснз, Агто!',:. /^хр'т- -.-•> гглч;«;" цч^яя гсясрвя гяроав, }\о с:лх пер ?с<>.

1 Уотстей У<о 0 дгигеттут)«» - Г. Г^'.ПО-'^-Г^ГЙНГЛ гдгчпз-'тп.,

В центре худо^ствешюго произведения присутствует образ героя-современника, максимально приближенного к живому человеку, но в то же время художественный образ живет суверенно но своим особым измерениям.

Таким образом, герой-современник это не кладовая всех мыслимых п ношелт.кх добродетелей, не застывший памятник. Герой - плоть от плоти и детище автора. Исследователь ото!'! проблемы Н.Федь в свое время пнем:"Вообще, в иерархии литературных героев положительный горой блгае всех к умонастроению писателя, ого сердце бьется в такт с сердцем писателя: более того, полнокровность и заразительность такого героя находятся в прямой зависимости от силы таланта его создателя".*

Уровень обобщения и освоения, автором художественной вдеи напрягло зависит от творческого гласторства, знания кизпн, шь ту]Щ1Ш и опыта, требует глубокого исследовательского подхода к пониманию жизни. Глубоко познать и художественно раскрыть нравственные качества гороов произведения - задача нелегкая. Еще сложнее найти момент истины в человеческом понимании. Прототипы для писателя - представители народа неиссякаемый источник вдохновения. Скрупулезная лепка с общительного образа и его типологкзация требует творческой реализации всех художественных и поэтических средств, которые находятся в арсенале автора. Писатель должен обладать универсализмом художественного мышления, талантом моделировать события, явления и обобщать их в вечные сюжеты жизни. Следует также отметить такую важную характеристику "творческой кухни" писателя как трепетное, исследовательское, ювелирное отношение автора к первооснове будущего произведения,

£ Федь Н. Положительный герой как теоретическая проблема

//Полшителъный герой в современной советской литературе.-:,!.: Наука. 1988, с.28.

к материалу. Подлинные писатели отображаю? своих гороов в его многосторонних евлзях и проявлениях, что грабуот от та упорных творческих исканий и, что немаловажно,' смелости и гражданской поз 1щии в отстаивании злободневных проблем современности. Яркое свидетельство тому произведения таких писателей, как Ч.Аптматов, С.Залыгин, В.Астафьев, Ю.Бондарев, О.Искандер, Ю.Трифонов, Ф.Абрамов, И.Авжпс, В.Распутин, В.Болов и др.

Только ли труженик наш геро"-соцремзнннК? Разумеется, нет. Герой-современник - общсстьешго-значимая личность, решающий вопросы, затрагивающие интересы всех его окружающих людей. Но как бы то ни было, правде всего герой-современнш: отображен в худоиестгенном произведении как стремящийся к высокой нравственности и гуманизму. В этой связи уместно высказывание ¡0.Борова

0 том, что: "разные художественные концепции, заключенные в произведениях литературы и искусства XX в., группируются в известные общности, которые так дли иначе соотносятся с одним из коренных вопросов современности - гуманизмом".^

В диссертации отмечается, что современная казахская проза, родилась в недрах литературы предшествующих поколении, В произведениях КЛумадилова, А.Кекильбаева, II. !<'.агауина, Д.Дос-жанова, О.Бокеова герой-современник будь он рабочим, сельским тружеником или представителем интеллигенции - есть нравственное отражение духа времени. Творческий почерк вышеназванных писателей узнаваем и кавдый из них обладает своеобразием художественного стиля.

1 Борев 10. Гуманизм советской литературы и литературный процоис XX века. /Я^гапистячадкий па^ос советской литературы.-;,!. : Наука, 1982, с.7.

Произведения современной казахской литоратуры отличаются насвдониостыо, глубоккш философскими шелями о настоящем и будущем. Как известно, каждому историческому этапу развития национальной литератур« соответствует своя художественная правда и свой эстотичесюш идоал и это накладовает свой неизглади^й отпечаток на художественный почерк.

' Таким образом, своеобразие современной прозы заключается в том, что она отражая реалии сегодняшнего дня, устремлена и в будущее. Это, можно сказать, есть одш1 из параметров большого творческого процесса, характеристика универсальности художественного мышления писателей.

Диссертант отмечает, что повести 80-тих внесли существенный вклад в художественную разработку нравственного облика героя. € одной стороны, вто свидетельствует о закономерности развития литературного процесса и в то ке время - продолжение лучших традиций, преемственности литературного опита 60-тнх ~7G-tiix годов.

Обратимся к некоторым особенностям творчества А.Кекиль-баова и Г,!. Магаулна уже с первых'произведений, отличившиеся своим особым видением. Писатели в своих повестях не ограничиваются описательными харавдериеижащ образа, она все болше уделяет внылашго на художественное отображение внутреннего психологизма и на глубину прах«тшнно-4таооо$скои швшации героя. Нравственный облик, героев г произведении стих аиторов более реалистичен и дкаен схемах изиа. Наиболее енатш повести /..Кшшьбаева, в сшгелв страяонии духа времени, ("Дом на окраине",, "Крылья",, »/дюжСть*) отличаются глубиной лропвкаовошш г человеческую душу, Его с-гносится и к усиам повестям- й.Ш-гаукио хок "йиг/гшта" в

Разберем две скгкетпые линии применительно к нравственной проблематике нашего исследования. В новости А,Кекпльбаева "Лом на окраине" красивая женщина Зухра, в молодости соеорлув гтпого ошибок, под старость испытывает на себе тж;кое бремя одиночества. 3 другой зле повести "Крылья" продстгтвлен образ бабущки-старушш, испытавшей в молодости жестокие ударн сульби, ратее вдовство, но судьба дарит под конец шшга этой спокой-

ную и светлую старость в кругу семьи сына, л воспитанно которого она посвятила всю свою жизнь. Нравствзшюсть матер:! рождает высокую нравственность и у сына.

Эти два образа занимают особое место в целостном творчестве А.Кекильбаева. Хотя эти образы, каждый cpj." по code, имеют художественную, эстетическую,- пдейнуп самоценность, по-большому счету, логически внутренне переплетены в целостной концепции художника. Поэтому аналитический подход исследователя но исключает определенный параллелизм в рассмотрении этих горе ев, или же соотношение их к одному циклу. Контрастность стих образов более выпукло отражает противоречивость характеров, психологизм, обнаженность души человека, загадочность судьбы - всо это определяя оригинальность шюатолл, распологазг к разиале-ншо.

Аналогично отрете образы своих героев М.Мэгаумг, "то образ Уакаса в повести ".'.Ефая" и образы Еексепта и Айгулъ в повести "Смуглянка". Но, здесь другая тональность, другая палитра и иной срез видения прсблеьм, чем у А. Кекильбаева. Объединяет этих авторов общая тевдеппия - художественное отображение- материей ¡и под высоким внутренним дгш.птичеекнм наярпжонпом. 3 та- • вестнсм смысле эти писатели начата освоение и внедрение такого

способа видения героя в казахскую прозу.

Герои показаны в становлении их характера, так Бексента и Айгуль в иовзсти "Смуглянка" паны в динамике, поэтому трагедийный конец вызывает определит»© смятение чувств у читса-елей. Если Айгуль - соплодз нио чистой души, нравственной лишке г л, то'Еексент - антипод, натура эгоистическая, карьерист, способный на низкие поступки. Там на мвизо автор сталкивает их и мастерски раскрывает в этом столкновения народ памп развитии внутреннего мира героев.

На примере АДекильбаэва и М.Цагауина ш видим своеобразие нового худозезет ванного метода отображения нравственного облика героя з казахской проза.

Литературный герои писаталей. естественно раскованы, находятся в динамичном, постоянном развитии характеров, чувств, живут своей шгутрежпай жизнью. KíckuuS отдельно вонгый герой turas? свой голос, нк «а кого на похожий, свою лшпш позецэиня -все ато ставит жанр повзсти па поешК уровень осмысления дайст-актвлыкюти,

Несколько особняком стоят творчество Оралхаиа Бокеэва, по сравнению с рассматривавши» вше писагзляш, Отлична мы видик к в оашх пзрооаахас, ¡ш;1зшсз и т.д. У Бокезва своп общественная и природная ерэда, на которой разворачиваетеп та кв драма ккзни; о во« кудэжэзтззшшй способ отображения, свой píutypo вадэняя,

Напболзз худакэствзнная концепция понимания нравственности писателя представлена в повзсти "Чэртов мост" (Ш80), Глашшми героя:,ш повэзта являются зтарш; Аслан и aro сын Аман, которые достойно нвзут груз нравегвэниой ответственности, Чело-

ззческиэ качества героев проходят через ряд 'лспытшшй. Бея сюжетная линия дзржится на образе старика кшапа, который потерял обе нога, попав иод снежнуя лавину, когда он хотэл спасти лвдей и окот, находящихся иод стихийным бэдетвиом. Весь повест-аователыгый ;латериол многослоен, полирошнюн и в то яе время внутренне связан и подчинен обще'! вдаэ нравственного подвига.

Вкратце, чтобы как-то понять "механизм" гворчоокой лаборатории гшеатгмя лгало вычленить, нроанаиюирозать и обобщить следующие моменты - а) жизнь зсть ленрестшшоз испытанно и каждому, в собственной жизни, приходится решать по-езоэму гамлетовский вопрос "Быт.ь или не быть?"» В повзота, они старика, \мал совзршаят, во пг.л людей, ярзвствзшшЛ :юдвнг - проходит гот жэ опасна!! ":1эртов мост"; 3) знлэтшшозть з мозшиу сюжета элзмепта снопэдзппй нзеет на сэбе о'езбы;! пзпхологизм, обога-:цазт образ, цэлаэт утонченным душу гзрол, Например, голкованяэ з.чов старика Аслана (его внутренний .монолог о о:хит;ш во она потерянными ногами) имеет ззоз богатогво ассоциативного зообра-хзппл героя; в) зо внутрэшпгх монологах гзроез зализан заряд нравстзешю-эзтэтлчэского аозцэ2сгзш1 на чигатз.тя; г) л, нако-иоц, мзето л роль символа в поаэоги: фуикц'.ша.'ьпая природа ":1эргова моста" гораздо лира пажзли, чзм просто у.остпк созди-:июща!1 две стороны, два берега; мост ассоципруэтоя з экздстзи-цлашюИ иосталовкоЗ проешэмн забора гладу казны» и змергья, добром и злом; мост - место леднгшпш «доээзкз, ззооэбразная Голгофа, гдз проверяете* нразстззннал готовность аэЛтл на кертвн во ш.ш .тюдей.

В долом такова мотивировка, приэш хуцсясзстэзшюго от-р-яепия нравственного облика героя, определяйте своеобразие

ie

e философское содержание т ворчестса С.Бокеева,

Б диссертации уделяется должное внимание и проблеме миротворчестве, Определяется рель к функциональное значение цинических алеыентсв е повестях. В развитии мирового литератур-lici-c процесса киест иесто тенденция к 1лифатьсрчеству, белее органическая Еплстеииость шгслсгачосксго сознания в художественное* произведите кабладается у таких латиноамериканских писателей, как Г.Маркес, /«Карпьентер, X,Кортасар, Диалектическое ссотноаенЕе и реальное!I-: е худояестЕенксм произведении ие только прин.чеект в стачную линии причудливость, твднстес, eue так il есть художественное средство, инструмент, посредством которой литературе прорывается не более глубокие и широкие философШ'.е, социелыше, естетические, психологические гери-еоитк познания г.mi■ к, Более близкий .нршер тему произведения Чингиза Айтцатовг,

Во-втопой главе - "Нравственные черти характера героя" обобщается, анализируются особенности развития и становления характере в повестях /. Tapas Е "Сем,Сорок семь" и "Длиастия", C«Boi;eCEc "Снежная девушка", Н.Суидетове "Гармония, симметрия ï ttçffl" i. последние дне-три повести молоди прозаиков И.Кйй-Енйшзиа, X, Кармеiicec г КДнеиСаеЕа,

Е диссер'шшп ом чается наличке е худояеетвенпш; npens-геденкях раглпчнцх средств к спсссбсв сюбраяешш внутреннего мира % liipBM'ejis героя-ссвреиешишс. Болшое значение в создан ки сбрше героя kmgcï его аораятер, да-ге маленький, ытрих, чб1лсчкЕ е характере делает обрел живим, кеяовтецпщцц г. коло-

Регум-зегсл, цдогнкк слспг в обризопке и липке лщшмера

ГС'ПЛ npi'.Jlt'KKEGGTCIt £ ПСДЧИИЯСТСЯ бСШОЦЕИ SBHpS И 6ГЗ SCÏ6T11-

ческим требованиям.

Во все времена люди добивались счастья только упорным, честным трудом. Лишь в борьбе проявляется характер, человеческие качества личности. На пути достижения справедливости, утверждения счастья, добра и красоты на земле герои проявляет

а

стойкость характера, силу воли. Но, художественный образ безлик, аморфен и мертв без полнокровного раскрытия характера. Это требует особого писательского мастерства, разборчивости в выборе художественных средств лопки характера и, врожденное чувство меры. Изображение новых характеров, отвечающих духу времзни - яркое проявление художественного новаторства писателя.

Когда затрагиваются проблемы-создания характера в произведениях, для художника имеет значение не только поступки и действия, но и связь, гармония характера с внутренним духовным состоянием героя, посредством которой усиливается драматическая коллизия повести. Отображая, фжс;груя характер, писатель чаще прибегает к художественным средствам описания смены чувств - радости и гнева, удовлетворенности и неудовлетворенности, счастья и горя и т.п. Но для писателя однозначно то, что характер вызревает из внутреннего духовного мира героя. Но при этом характер наделяется противоречивой природой, которая способствует, стимулирует различные проявления (разумное-неразумное , спонтанное и осознанное и т. д.). Богатство и непредсказуемость самой жизни диктует различный потенциал проявления характеров. Реалистичной обрисовкой характера (единство положительных и отрицательных, негативных черт) писатели добкваэт-ся достоверности и правдивости образа современника.

Диссертант стремится раскрыть эти положения на конкретном анализе повестей А.Таразя. Творчество писателя имеет четий географический и социальный адрес - Каратауский регион. Боль-шшютво его повестей посвящешг художественному отображению и воспеванию лучших людей данной местности, их жизни, природы.

. Своеобразно художественное конструирование характера героя в повести А.Тарази "Семь. Сорок семь" (1288). На примере центрального героя Бурахан Бораябаавича, кинорежиссера показано эволюционное становление характера от детства до зрелой личности. Писатель изображает большой жизненный путь героя, выделяя различные стадии формирования к развития его характера, отмоченные взлетами и падениями, активной гражданской позицией и стойкостью духа.

Отметим некоторые особенности и вычленим лохчпеу трактовки автором характера в данной повести.

Автор внимательно отслеживая противоречивый процесс формирования характера, е момент выверки и трудного выпрямления характера героя, допускает параллельное существование героя и в прошлом и в настоящем, Тс есть в зависимости от задач меняется сгаетно-кошозшцюнное строение повести.

На становление характера творческой личности значительно влкяег фактор постоянной неудовлетворенности собой, самоанализ к самокритика. Присущая герою психологическая установка - состояние поиска нового.

Новые идеи представляются иж в обрисовке характера и в повести О.Бокеева "Снежная. девушка". Б этой, повести еатор выставил на наш суд образы трех героев- молодых трактористов Бахиетала к Аманкака.

Характеры героев проверяются конкретным бытием, проходят испытание стихией природы: заблудшие замой в горах, промерзшие до костей, без эды, они находятся з состоянии отчаяния и безысходности, Именно этот кульминационный момент выбирает автор, чтобы удачно обрисовать находчивость и ум Нурзана, трусливость Бах:ггжака и безответственность Амакканэ. 3 стресс о во 11 ситуации в отношениях некогда неразлучных црузз;'! появляется трощина,

Диапазон худояоетвенных средств писателя звозобрэззн -это деталировка, штрих, диалогпчность, которая вытзказт из событийности оюета. Например, смена ночного пзйзаяа гор на дневной служат оттеняющим характера героев фактором, ус:ипша-ет зримость образа, Посредством своеобразного аре знача художественных средств, мпогостороннз раскрывая характеры, писатель определяет нравственный уровень своих гэроев.

Глуйокув пшеловуд» нагрузку в повестд язозт в себе символ "СнеяноИ девушки", Данный символ как выражение чистоты я частности девушки, которая приняла зругой облик по вина нечестных, непорядочных и злых .иодеа, .'.Ьжно провести параллель и найти точки соприкосновения зз с образом Ремедпоса в романе Г,Маркеса "Сто лет одиночества', которая то-сз улзтзла в нэбо, нэ найдя настоящей любвя и понемшш у лэдеЗ» Художззтвзнной зямволшеой тот яли яноЗ писатель как бн камачазт иг/э, глубокую развязку, чзм га,'которая залоззла пэпоерэдзтвзнно ла ЗТОа-гШЦЕХ повзсти.

ПсихзлогичаокиЙ конфликт, згалкноэенаэ харэктэроз, заложенный в повсстя О.Еокэзва, пзреклзкается о коврлхтои пьесы Ч. Айтматова 2 К.Цухагд^шива ^Босзсоздвнпа на Эудзяяму",

разнятся лшь ракурсом, уровнем интеллектуализации конфликта характеров. Проявление сильного характера сопровождает драма, конфликт. "Победа добра, справедливости я красоты не дается легко. Она связана со многими драматическими событиями, со столкновением характеров, а часто и болезненными конфшкташ в душе человека с самим собой— справедливо замечает в этой связи литературовед М. Акопов,

Исследуемая проблема рассматривается нами и в повести ¡Л.Сундетова "Гармония, симметрия и Марат" и Б.Койшибаева "Святыня". В первой повести становление нравственного образа героя, Марата, отображено в момент выбора им жизненного пути, Во второй повести, насыщенной нравственной и социальной проблематикой, писатель как tía смыкает проблему нравственности с категорией счастья на Соне семьи рвеих героев Аблая и Алъфш.

В заключении отмечается:

- во-первых, мы далеки от абсолютизации момента, что сплошь и рядом писатели современники занялись художественным воплощением нравственного облика героя. Плюрализм мнений, процессы демократизации, свобода волеизъявления - все ато стимулирует права каждого на то или иное творчество или деятельность. Ваяно то, что личность, не будучи хозяином своей судьбы, не может достичь нравственных высот. Это в полной мере относится

к героя;.! современных казахоких пис ai елей;

- во-вторых, при анализе творческих исканий казахских писателей пали выявлены наиболее удачные воплощения нравственности героя через особенности проявления национальной психологии с учетом народных обычаев и традиций. В втой связи от мече-

1 Акопов Ы. Духолнкй шр сойотского человека.-Киев: Пал-ков а думка, 1985, с.75,

ны образ Аслана (в повести "Чертов мост" О.Бокоева), старика Агибая (в повести К.2умадилова ".Всадники") к аульного учителя Марата (в повести М.Сундетова "Гармония, симметрия и Марат");

- в третьих, проблема нравственного облика гороя - неисчерпаемая тема. Например, писатели ДДосжанов С£а сбудутся желания", 1984) и К.Еумадилов ("Всадники", 1984) внссли свей вклад в художественную разработку вечной теш. Добропорядочность, гражданская позиция, милоеердность, гуманизм в равной степени присущи и жителю города, интеллигенту Дане (геро£ повести Д.Досжаноза) и герою повести КЛумадилова, простому аульноаду коневоду, старту Агибаю, потому что все алеет свое развитие (условия жизни, интеллектуальный уровень и т.д.), но категория нравственности есть начало - онтологическая суть

. человека. Попутно отметим то, что если Д.Дос;ханов придает большое значение лирико-психологическому аспекту отображения героя, то К.Жумадклов тяготеет к эшосо-философским размышлениям;

- в четвертых, нравственный облик нашего современника обогащен в творчество казахских прозаиков также экологической культурой в сознании героя, который понимает л осознает меру ответственности и последствия за варварское отношение человека к природе;

- в пятых, конфликт, заложенный в повестях (конфликт между людьми; человеком н обществом; человеком и природой) является тем катализатором, где кристашшзовывается и формируется нравственная природа героев.

И, наконец, творческие искания казахстанских прозаиков 80~тых годов находятся в едином русле исканий представителей и других литератур.

По теме диссертации опубликованы следующие статьи:

1. Долг /Дулдыз, - 1986, »4. - На каз.яз.

2. Повести молодых прозаиков Казахстана //Казах здебиеты. - 1987, 13 ноября. -На каз.яз.

3. Проблема героя в современной прозе //Известия АН КазССР, Сер. филолог.-1992, № 4. - На каз.яз.

4. Проблема нравственности в прозе //Казахский язык и литература. - 1992, № б. - На каз.яз.

5. Нравственность как основополагающая категория // Жулдыз. - 1392, И 8. - На каз.яз. (в печати).

Отпечатано на ротапринте института Казгмпровсдхоа »/2<Г/ Тир. 100 ОКО. Дата 2!, 1992 г.