автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Жанрово-стилевые особенности современной повести Казахстана (на материале казахских и русских повестей 60-х - начала 80-х годов)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Жанрово-стилевые особенности современной повести Казахстана (на материале казахских и русских повестей 60-х - начала 80-х годов)"
ШНИСГ2РСТВ0 НАРОДНОГО ОЕРАЗСЕШШ КАЗАХСКОЙ ССР
1САЗАХСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО 1СРАСНОГО ЗНАШИ ГОСУДАРСТ'В£НШЙ УШВ&СШг
На правах рукописи УДК 634.3-22-3 + Ш2-3
| АКА1ША САША СЛЖЮВНА
НА^ОВО-СТШВШ ОСОБЁШЮСГИ ССВРШННСЙ ПОВЕСТИ КАЗАХСТАНА (на материала казахских и русских повестей ЬО-х - начала В0-х годов)
10.01.02 - Литература народов СССР (советского периода)
АВТОРЗАЕРДТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Алиа-Ата, 1291
ШШСТЕРСТВО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЗАХСКОЙ ОСР
КАЗАХСКИЙ ОРДШ ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАШЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
На правах рукописи УДК 894.34&-3 + 682-3
АКАШДВА САДИМА САЛИМОЗНА
лЛНРОВО-СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ДОВЕСТИ КАЗАХСТАНА (на материале казахских и русских повестей 60-х - начала 80-х годов)
10.01.02 - Литература народов СССР (советского периода)
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
1931
Работа выполнена в Отделе русской литературы Казахстана Института литературы н искусства им. М.О.Ауэзова Академии наук Казахской ССР
Научные руководители
-доктор филологических наук
Официальные оппоненты
Ведущая организация
¡И.Х.ГАВДИРОВ'
-доктор филологических наук Ш.Р.&ШШШОБ
-доктор филологических наук, профессор Б.К.ЫАЙГАНОЗ
-кандидат филологических наук
в.х.шщжо
-Казахский государственный женский педагогический институт
Защита состоится 1991 г. в
часов на заседании специализированного совета Д 058.01.07 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора филологических наук при Казахском государственном университете (480121, г.Алма-Ата, ул.Тимирязева, 46).
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке КазГУ.
Автореферат разослан
1991 г.
Ученый секретарь специализированного совета
П
доктор филологических наук, профессор
:1.1д..УРАЗА£В
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность проблемы. Художественные искания литературы на исторически переломном этапе обновления страны ориентируют литературоведение на изучение произведений в свете переоценки многих теоретически и практически значимых проблем*. К ним относится выявление новых закономерностей движения художественного творчества, изменений в структуре жанров и стилей в литературе.
Проблемы жанрово-стилевого многообразия в художественной литературе, принципов типизации характера разработаны в трудах В.Б. Виноградова, В.М.Жирмунского, М.М.Бахтива, Д.С.Лихачева и других литературоведов. М.М.Бахтин рассматривает жанр как "память исвус-
о
ства . Этот тезис, определяющий сущность понятия жанровой структуры в литературном процессе, развивают Д.Д.Благой, Е.М.Мелетин-ский, Г.Д.Гачев, В.В.йзжинов, Л.И.Новиченко и другие. С точки зрения большинства ученых жанр произведения, как содержательная форма, связанная с его снхкетно-ксмпозиционной структурой, неразрывна с движением индивидуальных стилей: "... подчиненность стиля жанру значительно ослабляется..., главное условие типологической дифференциации есть тип писательского мышления .
В период 60-8О-х годов в центре дискуссий о существенных закономерностях жанрово-стилевого развития литературы на страницах
I Постановку этих вопросов см.: Материалы УП съезда писателей СССР (с 24 по 28 июня 1986 г. в Москве) //Лит.газета. - 1986. -Июнь-июль,
2. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского - !Л. г Худо*.лит., 1963. ~ С.142.
3 Сидоров Е.Ю. Время, писатель, стиль. О прозе наших дней. -2-е изд., испр.и доп. - М.: Сов.писатель, 1983. - С.14. Проблемы жанра и стиля освещены в работах Г.Н.Поспелова, З.И.Гусева, К.Кузь-мичева, В.А.Ковалева, А.З.Чичеринз, Г.А.Еьлой, Д.Ф.Мэркова, А.Н.Соколова, П.А.Патаевского и др.
периодической печати, монографий, коллективных сборников, много-■численных литературоведческих статей* находятся исторические пути формирования и днЕкеная жанра. повести, имевдей в русской лите ратуре глубокие корни. В своих исследованиях этого жанра на один ю литературоведов на обошел теоретические положения В.Г.Бедин-
ского, что "повесть есть тот ке роман, только в меньшем объеме,
р
который устанавливается сущностью и объемом самого содерзания .
Литературоведы и критики А.Эяьдаевич, Г.Бровман, В.Сивенко, И.Золотусский, А.Бритяков, Н.Дейдермая, Н.Утехин и другие отглеча;
1 См.исследования в этой области; Бровман Г. Талант и направление. О современной повести а ее критиках //Дон.-1967. -В 7. -0.159-168; Гринберг И. Над страницами повестей //Москва. -1968. - Щ. -С. 195-204; Обсуждаем проблема повести //Звезда.-1968. -№>. -СЛ91-215;Якименно Л. Литературная критика и современные повести. Сувдекня и оценка //Новый шр. - 1973.- Л I. - С.233.-250; Утехин Н.П. Основные таш эпической про он д проблема ¡¡сайра повести //Русская литера-тура. -1973. - ГЛ. -С.88; (К постановке вопроса). На чем стоит повесть. Писатель Яав Кросс- критик Шпй Смел-ков//Лиг. обозрение. - 1975. - й 10. -С.14-Г?; Синенко B.C. Русская советская повесть 40-50-2 годов. Вопросы поэтики и типологии жанра //Проблещи кадра и стиля /Башкирский гос.университет. Ученые записки. Сер.фидол.наук. -1970. -Выл.44. - ii I? (21).-0.7--244; Лейдерьзав Н.Л. Движение времени и законы яанра. Жанровые закономерности развития советской прозы в 60-70-е гг. - Свердлове Сред.-Урал, кн.изд-во, IS32. - БЗЗ с.; Повесть исследовала такие B.Kosjohob, А.П.Жак, В.Акшюв, Б.Бурсов, А.Ванюков, Н.В.Банк, ЖМ токольский, А.Бочаров, А,Павловский, И.фзьмичев, А.Хайяова.В.Еы-стров, Л.£шенко, А.Ф.Бритпков, В.А.Ковалев, С.Б.Прокудиь, Н.А.А хангельская, Э.А.Шубин, Д.Стараков, Ю.Суровцев, В.И.Протченко, В.МуроыскиЙ, Л Л ¡.Григорьева, Т.Гурска, Ю.В.Коновальчук, А.Улугов а другие.
2 Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды //Собр. соч.: В 9 т. -М.: ^¡гаож.лит., 1970. - Т.З. - С.327.
познавательную фунхсцяю совестя, игдоляют ее связь с разннмя пеан-рамк проза и с поэтякой ляряческлх заироз, выдвигают на передний план проблема характера и ксн}лл:;тэ, традиции я новаторства, типология, обобщает пакопленгай ^дог-эстзенлаЗ опст.
В эти годы датературоведн Казахстана так же глубоко разрабатывает проблем формярешондя, отаноглевня аанров а сталей, принципов тглизацкп характера кззааэдяв: совестоА, щшовпзаяг дорогу з эпический рокан
Не мэнео актуальна в созотскои литературоведения проблема впутрхканровоЗ дифференциация гагаести, со поэтика, стилевые течения. В честности, *?яготвяяб повести я философеккм равмшяекяям, к актнвнеку посгсгепнп протйзорэтяЗ дойствпгелыюстз п внутренней .-ез'Ш человека, его прэзствэшшх ггепскоз во взаимосвязи общественного ц индивидуального.
В поркод 60-80-х годез "литература теп больгэ порыдает энергия действительности, чем больгэ с-з получает от действительное1?!:
I Существуют специальные исследования о казахской повести; Asses А. Казахская повесть. Эероглелза л раззятле. I92Q-I940,: Лвтореф.дяс. ... канд.филол.наук. -Алма-Ата, 1969. - 25 е.; Нагнетов А. Современные казахские повести я их яаяровне проблема: Автореф. дас. ... канд.филол.наук. - Алгла-Ата, 1974. - 32 с.; Кп~ рабаев С.С. Внсокое назначение. Статьи, критические очертей, - Алма-Ата: Назуга, 1985; йсыакова A.C. Своеобразие жанровой системы современной казахской прозы: Автореф.дис. ...кавд.филол. наук.~М., 1985. -25 с.; Кбраямоз Б. Художественные особенности современной казахской повести: Авторе®, дес. ...канд ¿слот. наук. - Алгла-Ата, 1990. - 25 с. Проблемы жанра и стиля в художественной литературе исследовала И.Каратаев, З.Ахметов, С.Кярабаев, З.Кзбдулов, Е.Лизунова, Р.Бердибаев, !,!.Назарбаев, Ш.Елеукеков, А.Ховтис, Х.Адпбаев, А.Наримбетов, Р.Нургаляеэ я другяе.
т
(особенно в периода нависающих перестроек) . Все более проявляется способность художественного творчества видеть за каждой жизненной коллизией проблемы психологического, нравственного а философского свойства. Современной советской прозе, начиная с еа "от-тепельного" периода, свойственны активный гуманизм, углубившийся историзм, принципиальность в постановка коренных проблем нашего общества, усиливающийся интерес к проблема человека в человеке.
Общие тенденции по-разноыу и самостоятельно, изнутри, проявились не только в каздой из национальных литератур, но и в русской проза национальных республик. Не случайно, что в настоящее время подчеркивается важность глубокого постижения в новых явлениях "многогранного бытия межнациональных литературных отношений ... Вот, скажем, русские писатели республики (не русскоязычные, а имел но русские). Кто они? Безусловно, они часть современной русской литературы, и об этом не надо дшке напоминать, но и забывать не будем таких мастеров, как С.Бородин, И.Шухов, Н.Ушаков. Место проживания и место в национальной литературе не всегда совпадают. Но и то, будем иметь в виду, что такиз писатели не просто живут в рес публике, но врастают творческими корнали своими в ее казнь, ео проблематику, истории, а порой и язык хорошо знают. Назову хотя бь М.Зверева, Л.Выаеславского, М.Симаако, И.Щеголихина, Г.Канзвича, 0.Синельникова, В.Рыбина, Л.Романенко, С.Евсееву, Н.Савостина.С.Тс комбаеву, В.Шаповалова, то есть' возникает особая русско-националь-пая литература, "коренная" для республики. Происходит обогащение,
как ба двойное осмысление казня, и обе стороны ощущают на деле
..2
творчеств пользу этого явления.
1 Лихачев Д.С. Строение мира //Русская литература.-1986.-В 3. - С.27.
2 Совершенствование национальных отношений,перестройка и зада* советской литература. Доклад В.В.Карпова на Пленуме правления Сою: писателей С:СР //Лит.газета. - 1908. - !<■ 10. - 9 марта.
Жанрово-стялевне особенности русской повести Казахстана до сих пор почти не разработаны, являются наименее изученной областью литературоведения. Специальных исследований по этой проблеме нет, если не считать некоторых статей обзорно-рецензкоиного характера*.
Мевду тем, русская повесть Казахстана, развиваясь в едином русле движения всей советской литературы, обладает своими ящш-видуалызыми особенностями. Окл проявляется в обращении писателей к инонациональному характеру, к национальной самобытности человека, к "ландшафту" его души, к национальной истории, культуре, • традициям. Это обусловливает разнообразие яанрово-стилевых поисков русских писателей республика в изображении характера человека, его духовности, расстроило границ эстетического познания действительности. В то не время интенсивно развиваются тенденция к размыванию яанровых границ, проявляется несоответствие конкретных продзведбняй судаствухцим яанровнм п стялевнм дефшишням. Все это побуждает к глубокому изучении накопленного творческого опыта.
Исследование современной повестя Казахстана, представляющей важное звено в историко-литературном процесса 60-х - начала 80-х
I Каратаев М.К. В семье единой. Проблемы, поиски, портреты.
Литературно-критические статьи.- Алма-Ата: 2азуш,1976. -388с.; Габдиров И.Х. Русские советские писатели л Казахстан. - Адма--Ата: Наука, 1970. - 212 е.; Ровепекий Н.С. День я песня. Литературные портрета, очерки, рецензии. - Алма-Ата: Казгослптяздат, 1961. - 261 с.; Косенко П. Истоки и русло. Книга критика. - Алма-Ата: Еазушы, 1976. -334 е.; Адерихян В.Г. Утверждение правды. Литературно-критические статьи. - Алма-Ата: Жазусы, 1974.- 154 е.; Дихопудова Л.Е. Проза; Маловичко А.Л. Повесть У/Очерки история русской советской литературы Казахстана. - Алма-Ата: Наука, 1985. - С.44; 136-151; 241-273.
годов, сегодня особенно актуально з связи с формированием нового мышления, нового взгляда на истории советской литературы, освобоя дающейся от идеологических стереотипов времен культа личности и застойного периода, обретаицей еданственно верный ориентир - изоб ранение действительности во всей ее сложности и противоречивости.
Ш-Ш^яр*!/! и вытекапцао из нее задачи заключаются в следующем:
- обобщение малоизученного художественного материала;
- осмысление закономерностей развития г.анра казахской и русской повести в литературном процессе 60-х - начала 80-х годов, определение еэ ведущих тенденций;
- анализ поэтики русской повести на основа изучения творческой индивидуальности писателя.
Объект исследования» Анализ произведений неизбежно ставит вопрос о необходимости канровой дифференциации повести, в результате которой выделяются по структурным типологическим особенностям сошалько-психологичоские, биографические и автобиографические повести.
Объектом исследования является произведения И.Шухова, М.Зверева, Н.Раевского, М.Сямаако,-И.Щеголахина, А.Шарипова, Т.Лхтадова, С.Шаймерденова, Б.Мошя-удн, С.Муратбекова и других писателей определяющие худояествашшй уровень совреаошюй повести Казахстан
ЙЗУТФЖ-АРЯИЗПц цссдадто г\,нл я. Впервые исследуется в монографическом плане своеобразие канра повести Казахстана 60-80-х годов пока еде не оцененное. по достоинству в критике и литературоведении. Изучение эволюции и тенденций развития повести Казахстана, форм а способов художественного отражения характера, творческого мышления писателей росцублики проводятся с учетом требований эпоха революционного обновления.
опыт Классической и современной критической и литературоведческой мысли.
Теоретическая и практическая значимость работы. Изучение произведений раскрывает художественные искания писателей, расширяет представление о степени распространенности и развития жанра повести в современном литературном процессе Казахстана. Результаты исследования могут быть использованы при чтении курсов по истории советской литературы, литератур народов СССР, при изучении проблем развития русской литературы национальных республик.
Апробация работы. Диссертация обсувдалась в Отделе русской литературы Казахстана, на Ученом совете Института литературы и искусства им. М.О.Аузэова АН Казахской ССР, на заседании кефедры русской и зарубежной литературы Казахского государственного университета. Основное содержание, материалы а результаты работы изложены в докладах» а такие в статьях, опубликованных в научных изданиях и периодической печати.
Объем ^ структура работе. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии, содержащей-перечень изученных художественных пролзведекШ, литературоведческих и критических работ по проблемен развития кногокацнональноЯ литературы.
ОСНОВНОЕ СЭДЖАЯИЕ РАБОШ
Во введении обосновывается актуальность, научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, определяется материал исследования.
В первой главе "Проблема характера в социально-психологической повести Казахстана" рассматриваются тенденции развития казахской и русской повести в этом виде яанра, поиски новых выразительных средств в решении художественной концепции человека. В
главе большое внимание уделяется раскрытию общественных и ицди-видуалышх стимулов движения характера в связи с творческими исканиями писателей.
Внутренний мир человека, выбор им своей нравственной'позиции - эти темы являются основополагающими в произведениях" литературы оттепели" и последующего периода, глубоко и многосторонне раскрывающих советское общество, насыщенное острыми социально-нравственными и политическими коллизиями. Повести и романы "В окопах Сталинграда" В.Некрасова, "Жизнь и судьба" В.Гроссмана, "Больиая руда" Г.Владимова, "Люди, годы, жизнь" И.Эренбурга, "Не хлебом единым", "Белые одедды" В.Дуцанцева, "Новое назначение" А.Бека, "Факультет ненужных вещей" Ю.Домбровского, "Привычное дело" В.Белова, "После сказки (Белый пароход)", "И долше века ддш ся день" Ч.Айтматова, "Сотников" В.Быкова, "Дети Арбата" А.Рыбакова и другие являются этапными в смысле ах отхода от догматических канонов социалистического реализма, создания новых героев, устремленных к общечеловеческим ценностям, нравственно чистых, мужественных в своих действиях по выявлению беззаконий командно-административной системы.
Литературный процесс Казахстана 60-х - начала 80-х годов отличается напряженными поисками писателей, стремящихся воздействовать на общественный процесс непосредственной критикой, сочетая художественный обобщения с публицистическими средствами. Про* леыы духовного формирования личности наиболее разработаны в жанре повести, своеобразными чертами которой, по словам В.Шкловского, являются "психологический анализ и последовательно проводимая яде главная мысль"*. Отсюда - жаароно-стияевая дифференциация повеете выбирающих другие способы изучения действительности по сравнению
I Шкловский В. Заметки о прозе русских классиков. - М.: Сов. писатель, 1955. - 0.175,
о лакировочными подделками, переосмысление многих, казалось бы, незыблемых устоев.
Отличительными особенностями современной казахской повести яаляомя расанренке тематика, повышенна исследовательского уровня, использование художественных приемов устной народной поз зап. В развитие яанра вносили вклад прозаики 20-50-х годов - С.Сей-фуллил, Б.Майлшз, М.Ауэзоэ, Г.Мусропсв, С.Нуканол, Г.Сленов, а таюге писатели последущего поколения, ныне известинз далеко за продолами республики: Б.Цоша-уяы, А.Иарапов, А.Агпшсавов, А.Кэ-килъбаев, О.Бокеав, С.Санбзэв, С.Шаймердонов...
Издержки теории "бескоафликтЕоста" в латзратуро отразились и з произведениях писателей Казахстана. М.Каратаев правомерно означал малохудожественные, отянчевдюся схематизмом, анформа-твваостыо произведения: . .Бчерашнта крсскгми, устедвввзаю приемами, привычными схемша п птгмлгдш соврсивнпув гогду as поднять и но выразить"*. Своеобразие произведен:-';! "Плшя кяадоз " М.Дузоо-ва, "После бура" ГЛфегафияз, "Буран" ("Степь родная") Т.Азигавова, "Золотая долина" С.Смарова, "Белый конь" Т.Адаг.'кулова и друга:-; состоит в раскрытии психологии героев, их переживаний, в привлечении таких художественных средств, как ларотоскоо огсзупленло п внутренний монолог. Повесть "Степь родная" Т.Ахтгкова по суцэств? является ареной спора, который ведет с самим собой ялавагё герой, чабан Косная, человек открытый, ясверчЕвий, по дукшю вв$аитаяь-ный. Т.Ахтзнсз обнажает нравственные позиции человека в процесса самоанализа им своих поступков, снятая заутреннего кэйфшли.
Повесть з русской литература Ка захотел а выделяется сроди других яанров не только количеством (ах бо.чео 300), но хачйсп'.шшо нови', подходом к реионяя нравственной проблематики, Исследуя
I Кзратеев М. Мировоззрение а ¡/.зстеретво. Книга отэтой :» портретов. - Алма-Ата: Казупта, 1965. - С,5.
тературный процесс в республике, критик Н.Ровенский в 60-е года пишет об этом следующее: "Перечитывая книги русских писателей Казахстана sa последние годы, чувствуешь, как усилилось стремление уточнить "адрес жизни", найти художественные средства, улавливающие настроения и раздумья современника. Постановка острых общественных и идеологических проблем, обращение к труду, быту, нынешним нравственным понятиям, к событиям дальней и близкой истории - все это заметно увеличило читательскую аудиторию писа-телей-казахстанцев"^.
Повесть воссоздает образ времена через внутренний шар человека, пробуждает постоянный поиск нравственных опор. В главе осмысливаются и обобщаются закономерности жанра, вобравшего в себя предшествующий художественный опыт и современные идейно-эстетические поиски.
Влияние "деревенской прозы", несомненно, сказалось на русской повести Казахстана, обратившейся к новой действительности, к событиям, связанным с освоением казахстанской целины людьми разных национальностей. В повестях о деревне ("Родник ровдает раку" Н.Корсунова, "Половодье" А.Кияницьг, "Седее поле" И.Щеголи-хина, "Огни Аксуата", "Листопад" Б.Петрова), созданных з начале 60-х годов, находит дальнейшее развитие целинная тематика повестей 50-х годов ("Вторая весна" М.Зуева-Ордынца, "Мой помощник Карсыбек" Н.Вирты). В основе сюжета - формирование нравственного облика первоцелинников. Эта повести исходят из '"социального заказа", их объединяют место и время действия - конец 50-х - начало 60-х годов в Казахстане, стереотип характера руководителя, схожесть конфликтов (противоречия между подчиненными и руководителями), преимущественное внимание отрицательным типам или опять-
I Ровенскпй Н. Талант и провинциальность. Литературные портреты а статьи. - Алма-Ата: Жазушы, IS66. - C.S.
таки идеальным героям. Источник конфликта, как правило, заклго-ается в стиле работы руководителей, бездумно следующих приказал, исатели не стремятся раскрыть суть характера современного чело-ека, не углубляются в психологический анализ, поэтов персона-и предстают в чисто функциональном, производственном значении, ¿достатки русской "деревенской" повести (схематизм образов ге-юев, опасательность, бедность речевых средств) вдут и от "провян-раальной скованности и манерности"*, и от расплывчатости нравст-(внных позиций авторов. Жанровая специфика документальио-очерко->ых повестей "деревенской" тематика ("Баллада о первой палатке" 5.Ларина, "Свет над Тенгизом" Ю.Волкова и др.) заключается в том, 1то они тяготеют к сплаву публицистика я образа. Сюжетную основу доставляют идеологизированный пафос, специальный набор фактов, ве~ хущий к бодрой плакатности и иллюстративности. Структура жанра юполняется и расширяется за счет очерковых повестей производственной тематика. Движение сюжета определяют характеры героев, проявляющиеся в интеллектуальном росте и в процессе трудовой активности. В повести "Вину солнце!" Дм.Оськина, написанной в форме дневника, немало риторика, патетика, восторженных восклицаний, далеких от подлинных характеров строителей Казахстанской Магнитки. В статьях О.СулейменоЕа, Х.Садыкова, В.Бадикова отмечается, что писатели слабо раскрывают психологию людей в их межнациональном общении. "Писатель, работающий в национальной республике и устраняющийся от проблем межнационального общения (на самых разных уровнях), что называется "отстает от поезда"^. Это замечание В.Бадикова о казанском романе относится в известной мере а к "яроиз-
1 Говенский Н. Представление о человеке //Простор. - 19С5. -Ур 5. - ела.
2 Вадиков В. Путь к художественной правде. Роь:ан и современность //Простор, - 1287.-Я- ?. - С.160-164.
водствеяным" повестям.
Жанрово-стялевое своеобразие исторв.ко-революцзонной повести ("Родина не забудет" А.Дубовицкого, "Гибель Светлейшего" Н.Анова, "Юнги революции" Н.Пнчугина и др.) определяется в основном вы-шпвшшыми героями-детьми, принимавшиш участие в революции и гражданской война. Характер человека в повестях этого типа часто оттеснен революционными событиями.
Военные повести русских писателей Казахстана ("Повесть о комиссаре Груданове" В.Ваншина, "Гвардейцы", " ввакогосгамаяъ" Ф.Егорова, "Парламентер вшсодит из рейхстага", "Осеннее равноденствие" Д.Онегина, "Обычное время войны" В.Антонова, "Гу-га" М,Семашко и других) отличаются тяготением к эпичности и трагику, к Философским роошшгенням. Стилевое своеобразие зтш: произведений определяет достовераосгь и фактогра$ачность материала, лвчноо участие авторов в войне, Среда произведений о войне вццеля&гся повесть А.Шардпова "Огонь в лесу", в которой героика и романтика органически сочетается с документом, усиливая убедительность и вмосиональное воздействие, В лудогествзнной системе этого писателя личность формируется в военных обстоятельствах, прояоияяя в своих перзквазадях обзествеию-иаторичоскко события, коллектив-нув нравственность,
К сспаяешта, в 60-е - начало 80-;: годов повесть в Казахстане пе получале достаточной поддержки а критике, что б значительной степени способствовало обрэдешш писателей к жанру романа. Об втой уакачашюсте шюатояо2 создавать романы писали известный поот Р.Гамзатов, литературоведа Е.Дсбрзнко, А.Искакова и другяа. Ос-адедивая яаирошй опыт каиагской литературы, А.Пешкова яиезт, чго щюдшойшкой рсцана ■» одного иа ведущих кадров казахской ла-^ература является повесть, в стилевой отношении травсЗоршровавшая
лучшие повествовательные традиции казахской народной словесности*. В русской же литературе Казахстана едва ли не нормой стало расширять объем очерка или рассказа до повести ила даже романа, иногда оставляя за ними прежнее название ("Наследство" С.Шевченко, "Наступило утро" И.Щеголихина).
| Отличительной чертой социально-психологических повестей "Меджнуя-дая-ива плакучая" С.Шайкерденова, "¿ар саксаульных углей" Д.Досжанова, "Акбикеш" С.Бакбергенова, "Прозрение" С.Хуну-сова, "Той паши-ной замой" С.Муратбекова, "Назаров", "Когда медицина бессильна" И.Щеголихина, "Онина свадьба" Н.Корсунова, "Черемуховый берег" В.Ванюшина, "Два дня до весны" ГЛерноголо-виной и других казахских и русских писателей является психоло-^ гическай анализ, проникновение в душевное состояние человека.
Национальное своеобразие повестей казахских писателей проявляется в обращения к национальному фольклору, многие их страницы заполняют легенды, пословицы, стихи из национального казахского эпоса а произведений казахских позтов. Б русских повестях республики постоянным является мотив самоанализа, систематического суда героев над собой, осознание некогда совершенных безнравственных поступков.
2анр психологической повести устремлен к раскрытию нравственного облика героя через изображение бытовых коллизий. Здесь национальный колорит как бы стерт, обращен к читателю своей социальной стороной. Этот момент, однако, можно объяснить и недостаточным уровнем художественного мастерства. Многим социально-психологическим повестям не хватает изображения человека в трех
I Исмакова A.C. Своеобразие жанровой системы современной казахской прозы: Азтореф. дне. ...канд. филе л. наук.-{£.,1965.-С.3.
,16
измерениях,раскрытия его характера во взаимоотношениях с людьми разных национальностей, населяэдих Казахстан. Баяны® средствами психологического анализа, передача внутренней жизни героев в современной повести являются пейзажей,' сравнения, внутренние монологи, метафоры. Пейзаз, часто являясь метафорическим образом, предвестником драмы, психологизировал, подчеркивает безысходность -чувств человека. Размышления персонажей об окружанцей жизни, о последствиях своих поступков выявляются во внутреннем монологе, определяющем стилевые признаки повести.
Во второй главе "Стетно-кошозициояное своеобразие биографической и автобиографической повести Казахстана" осмысливаются и обосновывается перспективы развития биографической и автобиографической повести в современной литературе Казахстана^. Определяется жанровая специфика и стиль произведений "Пресновские страницы" И.Шухова, "Портреты заговорили" Н.Раевского, "Емшан" М.Симашко, "Наша семья" Б.Момыш-улы и других писателей, исследуются поэтика, система художественных средств, их связь с традициями исторической прозы.
' На сжетно-колшозивдонную систему биографической повести оказывают воздействие исторические переиены общества, динамика литературного процесса, художественные традиции, новаторские элементы, творческая манера писателей. Биографическая повесть представляет сложную структуру, определятим элементом ее являются мировоззрение и творческое мастерство писателя-биографа, задача которого отобрать из россыпи фактов саше свежие. Связать их.
I См. обстоятельные дискуссия о биографической литературе в "Лит,газете","Вопросах литературы","Литературном обозрении", "Другкбе народов", работы Ю.Манна, В.Оскопкого, Б.Бурсова, И.Андроникова, Э.Субпна, З.Порудоминикого ...
т
Осмыслить, создать образ. И рассказать судьбу"-1-. В биогргфгаао-кой повести характер,благодаря :;оторс:,у герой становится крупным деятелем в история своего народа, выявляется через документ о
и вымысел .
Историко-бнографические казахские повестя "Пламенное сердце" Ж.Арыстакова, "Сакек, сын Сейфцшш" С.Талзанова я др. правдиво воссоздам? образы выдаэдихся представителей народа в острых социальных конфликтах.
Социальные проблема в повестях тесно переплетаются с яразст-венными исканиями я действиями исторически рзшшшх ладей. Цроаз-ведение "Перелетные птицы (первоначальное название "Повесть о Битабаре") С.Шаймерденова ьтошо поставить в одая ряд с такими книгами о рабочем классе, как "Плетя" З.Кабдулова, "Лист, скользя- -дай по снвгупС.Санбаева, "Не погаси огяя" О.Болззва. По случайно, это произведение С.Шаймерденова удостоено премза ВЦСПС я Союза писателей СССР за успепяое ресэяяо тот рабочего класса. Главное лее в книге заключается в показе жазнз я судьбы реально .швезго героя, пастуха я пахтвра Елгсбаря Егбаова. Автор раскрывает формирование новых качеств в структуре яацеояальяого характера, которые входят в противоречие с ус таранта об1псг.:м. Зудояествен-нув основу повестя составляет подлшшив фонта д якеиа, обшряиЯ биографический матеряал.
1 Андроников. И. Сзупенл человеческого опыта //Вопросы литературы. - 1973. - К 10. - С.55.
2 Проблемы национального и интернационального в советской прозе освещены в статьях и монографиях Н.Конрада, П.Беркова, Г.Ломидзе, К.Зелинского, З.Кедраной, И.Неупокоевой,. Р.Еакмухше-тоза, В.Шошина, Н.Надьяряых, Г.Белой, Мух.Ауэзола, Ы.Ритмаяа-Фе-тисова, Ш.Сатпаевой, Е.Лизуновой, К.Канафаавой~Кереевой,И.Гй'5да-рова, Ш.Елеукенова, Р.Кайзибаепой, А.Устинова ...
Русская биографическая повесть Казахстана обращается к жизни Оыара Хайяма, Махтумкули, А.С.Пушкина, й.М.Достоевского, ВалиханоЕа, П.Васильева и других замечательных людей прошлого. Для художественно-биографических произведений "Хадж Хайяыа", "Искушение Фраги", "Емшан" Ы.Симашко, "Последняя любовь поэта" Н.Раевского характерны образное воссоздание прошлого, синтез факта и вымысла, психологизация характеров. В повестях М.Симашко ярко воссоздаются национальная конкретика, "колорит страны и века", но в сознании, поступках своих героев он стремится видеть, в первую очередь, общечеловеческие начала. В повести "¿мшан" писатель исследует влияние традиций и обычаев на социальное поведение героев, преодоление консервативного в национальном. Доми-ьантой ке здесь является чувство родины. Характер человека показан в слоеном переплетении чувств, мыслей и действий, е драматической внутренней борьбе, в реалиях исторических событий. Султан Бейбарс ищет правду жизни, делает выбор во имя справедливости. Его образ создан в динамике, клоненной достоверности. Стилистику повести определяют символы, органически входящие в ткань медлительного повествования. На каком-то отрезке жизни для султана становятся главными смысл слов, их ценность. Слово "ку-ке" (отец -каз. яз.), запах емшана-травы, трагедия девочки-рабыни обесценивают власть и всесилие правителя с его жестокими расправами над своим! соперникам!. Художественный замысел писателя обращен к истории казахов, их прошлому, к исследованию памяти. Султан Бейбарс сну задает себе вопрос, кто он, откуда пришел, кем он был и кем должен стать. Ы.Симашко нэ упрощает характер Бейбарса, ему пало выявить только социальные черты, успешно доискивается до его национальных иллюзий.
Свжетно-композиционное своеобразие документально-биогрвфи-
ческах повестей "Идущие к вершинам" С.Маркова, "Портреты заговорили" Н.Раевского, "Свеча Дон Кихота", "Павел Васильев", "Иртыш л Нева". П.Носенко определяют авторские комментарии я оценка документальных фактов, публицистические и архивные документы, материалы газет и журналов той эпохи, точные даты, письма и т.п., приданную достоверность описанию, а также домысел, способствующий созданию характера.
Жанрозо-стилевые особенности биографической повести русских писателей Казахстана проявляются в дояуыентшшзме и психологическом анализе, вбирающем такие художественные средства, как внутренний монолог, образная символика, психологический подтекст, контраст, портрет.
Изучение жанрово-стилезого своеобразия автобиографической повести обогащает представление о современном литературном процессе в Казахстане, о развитии в ней русской литературы. Вахням компонентом художественной системы в автобиографических повестях "Нааа семья" Б.Момыа-улы, "Пресновские страницы" И.Шухова, "Заимка в бору" М.Зверева является раскрытие творческой личности и примет эпохи. 3 произведении Б.Мсмык-улн повествование организуется силой ассоциаций, когда память, вообрежеииа свободно порёно-сятся с одного момента жизни на другой, перемещаются в пространстве. Свободная организация повести, независимость сшета от обязательной схемы интересны там, что в "первородной чистоте" передаются воспоминания о неповторимом мире детства. Новеетвовятель-мальчик глубоко ощущает жизнь своего народа, проникаясь его культурой, обычаями, традициями. В повести подробно описываются этнографические особенности, раскрывающие дух времени. Писатель показывает без нажима стремление русских и казахов к взаимопониманию и дружбе, зарождение новых чоловочпег.их отношений. Язык
повести органично передает национальную окраску речи героев, пронизан юмором...
Свнетно-композициоиное своеобразие "Пресновоких страниц" И.Шухова определяет пространственно-временной способ изображения характера героя-повествователя и событий действительности. В этом произведении, состоящем из фрагментов биографии исторически реального человека, тонко выражено его отношение к миру. Характер автобиографического героя формируется под влиянием родителей, братьев-пахарей, простых трудовых людей разных наций - русских, казахов, украинцев, которых.объединяет вечная любовь к труду, бескорыстие и взаимопомощь.
Текст повести "Заимка в бору" {.I.Зверева разбит по отдельные фрагменты, где зохзлешшо сднзодо создают законченный образ того или иного персонажа, В произведении нет главных а второстепенных героев, художественная целостность достигается образом автора-повествователя. Его характер показан в преобразовании природы, в нерас торитом единство с ноД, как и со своим обществом,
Сшет автсбисл'рсф-ичеоких повостой Казахстана пронпзнвают субъективность; дщрзгоокоо клчсло, повествование в пих вздется чаще всего от гг.гпл сзтобиогрс?.ического героя. В его поведении раскрываются человека и эпохи, отражается диалек-
тикз душ автори-пз^агтвозатеяя.
Р ,зак,дхяенип работ обобщайся результаты исследования,раскрываются тенденции развитая современной повести Казахстана за период 60-х - начала 80-х годов, отмечаются серьезные творюскю завоевания этого канра в постановке и решении ряда проблем, обретающих сейчас большую актуальность.
В период перестройки икшлеиия, нового понимания задач литературы возникает потребность в исследовании духовного мира челове
на ином диалектическом витке общественной жизни. В эти годы продолжают издаваться коллективные сборника повестей казахских писателей, созданные в разные годы ("Горная тропа" (1988), "Дневники братства" (1989), "Караван выходит на рассвете" (1989), "Всадника" (1990). Тематика повестей А.Кеюльбаева, М.Магаунна, С.Санбавва, С.Еяубаева, К.Найманбаева, Т.Нурмагамбетова, А.СеЙ-димбекова, К.Искакова, О.Бокеева, С.Досанова, Р.Сейсенбаева, М.Каназова и других прозаиков многообразна а широка: это духсв-ные искания человека, углубленный взгляд на историю народа и общественные цроцессы современной действительное та.
Русская повесть Казахстана так яе активно вникает в процессы перестройки, всматривается в новые явления яизни. Ее динамика обусловлена развитием жанра в предшествующий период, но вместе с тем обнаруживает новые тенденции в изображении отношений личности и общества. Стремление по-новому взглянуть на историческое прошлое страны, осмыслить зестокие противоречия характерно для повестей "Омут" и "Прощенный день" Ю.Роживднз, размышляющего о свободе лпчкостл в условиях сталинизма, раскрывающего трагизм раскрестьянивания России в период насильственной коллективизации. Писатель многогранно представляет внутреннее содержание человека, его индивидуальную психологию, выявляет смысл поступков, чтобы воссоздать реальность, враждебную естественным человеческим стремлениям.
В заключении рассматриваются жанрово-стилевые очертания повести последних лет, разработка писателями среднего (Ю.Герт, П.Косенко, Г.Черноголовина) и младшего поколений (В.Карпенко, В.Галактионова, В.Ковалев, 0.Слободчиков и др.) актуальных проблем перестройка и связанных с ней противоречий.
Современная повесть Казахстана, пересматривая многие традиции
прошлых десятилетий, открыто вторгается в день сегодняшний, формирование ее жанровой системы и стиля связано с различными приемами повествования, с воссозданием действительности и нравственных данностей в новой исторической ситуации.
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
1. О детской повести в русской литературе Казахстана (19561976 гг.) //Известия Академии наук Казахской ССР. Сер.филол.наук.-1981. - № 8. - С.24-26.
2. Некоторые тенденции развития русской повести Казахстана на- современном этапе //Известия Академия наук Казахской ССР. Сер. филол.наук. -1985- С.42-47.
3. В русле дружбы //Еулдыэ.- 1986. - Ш. -С.207-208. На каз.
яз.
4. Жанрово-стялевые особенности русской повести Казахстана 60-70-х годов //Актуальные проблемы общественных наук: Материалы республиканской конференции молодых ученых-обществоведов.-Алма-Ата: Изд-во "Наука" Казахской ССР, 1986. - 4.2. -С.77-78.
5. Русская советская литература Казахстана (1917-1980 гг.). ^ Библиографический указатель. - Алма-Ата: Наука, 1936. -304 с.
6. Статно-композиционное своеобразие русской биографической повести Казахстана (60-х - начала Ь0~х годов) //Известия Академии наук Казахской ССР. Сер.филол.наук. - 1990. - Л- I.-С.48-54.
7. Проблема характера в социально-психологической повести Казахстана 60-80-х годов (на материале произведений казахских я русских писателей) //Духовное обновление и молодежь (Чтения молодых ученых Отделе [шя общественных наук и Института экономики АН Казахской ССР, 26 октября 1950 г.). - Алма-Ата, октябрь, 1990. - С.33-34.
с V'
Подписано к печати 14/Х-1Э91 г. Заказ № 31. Тираж 100 экз. • Формат 60 х 84/16
Отпечатано на ротапринте ЦНБ АН КазССР