автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Художественные традиции Русского Севера в отечественном искусстве последней трети XIX - начала XX века

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Скоробогачева, Екатерина Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Саранск
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
Диссертация по культурологии на тему 'Художественные традиции Русского Севера в отечественном искусстве последней трети XIX - начала XX века'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Художественные традиции Русского Севера в отечественном искусстве последней трети XIX - начала XX века"

На правах рукописи

Скоробогачева Екатерина Александровна

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТРАДИЦИИ РУССКОГО СЕВЕРА В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ИСКУССТВЕ ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА

Специальность 24.00.01 - Теория и история культуры

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

12 ДЕК 2013

005543357

Саранск-2013

005543357

Работа выполнена в отделе теории и истории культуры ГКУ «Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия»

Научный руководитель: Официальные оппоненты:

доктор культурологии, доцент Танасейчук Андрей Борисович

Некрасова Мария Александровна доктор искусствоведения, профессор, главный научный сотрудник отдела декоративного и народного искусства ФГБНУ «Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств»

Лысова Надежда Юрьевна кандидат философских наук, доцент, профессор кафедры культурологии, этнокультуры и театрального искусства ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева»

Ведущая организация

ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет»

Защита состоится «25» декабря 2013 г. в 11 часов 30 минут на заседании диссертационного совета Д 212. 117.10 при ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева» по адресу: 4300005, г. Саранск, ул. Полежаева 44, корпус 3, ауд. 401.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке им. М. М. Бахтина ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева».

Автореферат разослан « » ноября 2013 г. Ученый секретарь

диссертационного совета ' '(/^ Кузнецова Ю. В.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. Отечественное искусство последней трети XIX — начала XX вв. привлекает огромное внимание исследователей. Но, как правило, влияние художественных традиций Русского Севера изучается лишь косвенно. Вместе с тем этот регион благодаря своему исторически сложившемуся уникальному потенциалу во многом повлиял на развитие культуры России рубежа XIX - XX вв., явился родником национальных художественных традиций для творчества многих художников.

Актуальность темы обусловлена современными процессами глобализации, интеграции и унификации культурно-социальной среды, в противовес которым в то же время происходит национальное возрождение. Можно провести некоторые параллели между рубежом XIX — XX вв. и началом XXI в.

Сложным, противоречивым тенденциям современной культуры, как отечественной, так и мировой, нередко свойственно намеренное отрицание вневременных основ, что приводит к резкому падению профессионального уровня, утрате идейного и эстетического звучания, следовательно, к снижению или полному уничтожению художественной и духовной ценности произведений. Напротив, искусство Русского Севера знаменует сохранение и постижение древних национальных истоков, их переосмысление в ракурсе общественных проблем настоящего времени, когда катастрофически сильно падает уровень образования, воспитания, почитания Отечества, происходит подмена истинных ценностей ложными.

Постановка данной проблемы значима, в частности, в отношении задач, связанных со многими общественными процессами, по реформированию системы образования, духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, при проведении социальной политики. Обозначенная проблема важна в решении вопросов сохранения памятников историко-

з

культурного наследия. Исключительно значимы экологические проблемы, возникшие как следствие антропогенных воздействий. Актуально налаживание межрегиональных связей, консолидация различных областей, республик', стран с целью преодоления острейших проблем современности, связанных и с северным регионом.

Необходимо подчеркнуть значение Русского Севера как кладезя вневременных духовных и художественных основ России, ценных в мировом масштабе. Очевидна значимость Севера применительно к национальной проблематике. В данном регионе и в наши дни отчасти сохраняются исконные языки, диалекты, письменность, промыслы, обычаи и обряды русского народа и уходящих или уже погибших более тридцати северных малых народов.

При решении вышеуказанных проблем в преподавании отечественной истории, обществознания, художественного мастерства, истории искусства, философии, эстетики, географии, экономики, социологии исключительно актуально обращаться к традициям Севера, заключающим в себе вековые нравственно-этические, религиозно-философские, историко-художественные понятая, крупицы которых остаются и сегодня. Именно вневременные заветы являются духовным стержнем народа. Изучение художественных традиций Русского Севера в отечественном искусстве последней трети XIX -начала XX вв. представляется исключительно своевременным.

Степень разработанности проблемы. Общетеоретические и практические проблемы, возникающие в связи с исследованием художественных традиций Русского Севера в отечественном искусстве недостаточно изучены. Подавляющее большинство научных публикаций посвящено анализу истоков северного искусства и художественным традициям края ХГ1 - XVII вв. Нередко трудам, посвященным северной тематике, свойственна фрагментарность, «мелкотемье». Еще менее изучены проблемы столичного влияния на развитие и сохранение самобытной культуры Севера в XVIII - начале XX в. Совершенно неисследованным

4

остается и целый комплекс проблем, связанных со значимостью претворения художественных традиций и образов Русского Севера в искусстве последней трети XIX — начала XX в. Очевидно, что исследование подобного рода невозможно осуществить, оставаясь в рамках традиционного искусствоведения. Междисциплинарный характер настоящего исследования вызвал необходимость обращения к трудам, созданным в русле различных научных дисциплин: истории искусства, культурологии, истории, этнографии, археологии, философии, публицистики, мемуаристики, которые в ходе работы были разделены диссертантом на группы по хронологии, также в зависимости от рассматриваемых видов искусства и поставленных в исследовании проблем.

Первую группу составляют труды теоретиков искусства, разработавших категориальный аппарат, значимый в данном исследовании. Среди них - Г. В. Ф. Гегель, И. В. Гете, В. Г. Арсланов, В. Г. Власов, А. М. Кантор, М. А. Некрасова, И. А. Смирнова, В. М. Сорокатый, О. JI. Федотовских.

Ко второй группе можно отнести труды по истории искусства. Следует выделить фундаментальные исследования В.И. Белова, В.Г. Брюсовой, Б.И. Дунаева, И.В. Евдокимова, М.А. Некрасовой, A.B. Ополовникова,

A.A. Рыбакова, М.В. Сурова, а также работы, посвященные изучению творчества художников Севера, таких авторов, как Н.М. Белоглазова, Н.Э. Грабарь, Е.И. Кириченко, Ф.С. Мальцева, ДЯ. Минчинков, А.Н. Мунин,

B.В. Переплетчиков, А.И. Успенский, H.A. -Ярославцева.

Третья группа представлена трудами культурологов и этнографов, изучавших Русский Север и северные малые народы. Среди авторов -В. Г. Богораз, JI. С. Вагинова, Б. А. Куфтин, В. Н. Матонин, А. Б. Пермиловская, Е. Ю. Терещенко, Н. К. Старкова, А. В. Федотова, Ю.П. Шабаев.

Значимы труды, в которых определена специфика Севера. Материалы по теме «Истоки искусства Русского Севера» в X - XIII вв. представлены,

5

прежде всего, трудами археологов и историков - JI.A. Голубевой, В.О. Ключевского, H.A. Макарова1, С.Ф. Платонова и др. Тема «Русский Север в истории отечественного искусства XII - начала XX в.» недостаточно широко разработана в искусствоведении. Ей посвящен ряд научных трудов, но большинство из них отличаются эпизодичностью. Лишь единичные авторы писали о северных произведениях в контексте утверждения традиций национального искусства. Необоснованно недостаточное внимание к актуальному вопросу — претворению северной художественной манеры в отечественной культуре. Исключение составляют труды М.А. Некрасовой2 и исследование В.И. Плотникова «Фольклор и русское изобразительное искусство второй половины XIX века». В ряде научных трудов исследуются яркие детали северного искусства, остающиеся и ныне малоизученными: иконы XVIII — начала XX в., скульптура, прялки, народный костюм. При этом спорным остается ряд атрибуций.

Таким образом, выявлено, что в междисциплинарном изучении значения Севера в истории искусства России последней трети XIX — начала XX в. на данном этапе, как правило, отсутствуют труды с целостным анализом обширного материала. Обращение к данной теме необходимо в решении фундаментальной задачи - анализе самобытности отечественного искусства.

Источники исследования. В значительной степени диссертация основана на архивных исследованиях. Материалы Отдела рукописей Российской государственной библиотеки (ОР РГБ) и Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ) позволили изучить такой важный вопрос в отношении культуры северного региона, и

' Макаров H.A. Русский Север: таинственное средневековье. Восточные славяне: освоение новых территорий [Электронный ресурс] - М.: РАН, Институт археологии, 1993. -wvrw.booksite.ru fuUiexvmak'arov'l.him (дата обращения: 17.04.2013).

2 Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. Теория и практика [Электронный ресурс] - М.: Изобразительное искусство, 1983. - www.booksite.ru/fulltext/nekra/sova/narod/l.htm (дата обращения 07.05.2013).

шире мировоззрения северян, как старообрядчество. В отношении данной темы также значимы труды С.Н. Павлова, В.Г. Платонова, В.Г. Пуцко, И. Филиппова, Е.М Юхименко. Архив Дома-музея В.М. Васнецова (ДМВ) способствовал исследованию истории строительства дома В.М. Васнецова, в частности, под влиянием северного зодчества. Архивные исследования в Отделе рукописей Государственной Третьяковской галереи (ОР ГТГ) дали возможность изучить творчество An. М. Васнецова, Ар. М. Васнецова, В.В. Верещагина. Работа в РГАЛИ расширила представление о творчестве A.A. Борисова, В.В. Переплетчикова. Основной сбор материала проведен во время работы в музеях Кижей, Великого Устюга, Вологды, Москвы, Петрозаводска, архивах и частных собраниях Великого Устюга, Москвы с 2001 по 2013 г. Ряд материалов вводится в научный оборот впервые.

Гипотеза научного исследования. Русский Север представляет собой сложно структурированное многогранное понятие, компоненты которого рассматриваются как составляющие национального искусства России. Самобытность Севера наглядно репрезентируется в артефактах народного творчества, которые уподобляются носителям исторической и культурной памяти народа. Специфика претворения художественных традиций и образов Русского Севера в искусстве России последней трети XIX - начала XX в. заключается в ее амбивалентности: сочетании исконного и привнесенного извне, сохранении артефактов и традиций и их релевантном эволюционном развитии в различных сферах культурного пространства, видах и жанрах искусства. Комплексное изучение художественных традиций Севера в отечественном искусстве последней трети XIX - начала XX в. подразумевает поиск, систематизацию, определение взаимосвязей данных по широкому спектру направлений. Данное исследование будет способствовать структурированию не только процессов, происходящих в искусстве обозначенного хронологического периода, но и в отношении определения национального самосознания в прошлом и настоящем.

Объект исследования. Преломление художественных традиций Русского Севера, их творческое переосмысление в отечественном искусстве последней трети XIX — начала XX в.; северное искусство как уникальная целостная система, отражающая национальное самосознание, влияние которой на отечественное искусство в указанных хронологических рамках исключительно значимо. Искусство Русского Севера XII — начала XX в.

Предмет исследования. Художественные традиции русского Севера в отечественном искусстве последней трети XIX — начала XX века

Цель диссертационного исследования. Анализ развития художественных традиций Русского Севера; определение их значения в возрождении и сохранении самобытности, путей и тенденций развития отечественного искусства последней трети XIX - начала XX вв.

Задачи исследования. Обозначенная цель и проведенный анализ проблем по теме диссертации позволили определить круг основных задач исследования.

1. Проанализировать сложение в северном регионе художественного центра, очага народного творчества в IX — XVII вв.,

2. Выявить значимость столичных влияний и сохранения традиций в XVIII в., а также дать оценку искусству северного региона в эпоху XIX в.

3. Раскрыть воплощение северных традиций в искусстве России последней трети XIX — начала XX в.,

4. Показать и дать искусствоведческий анализ претворения северных образов в станковой живописи России последней трети XIX — начала XX в.

Теоретико-методологическая основа диссертационного исследования.

В качестве универсального научного метода избран системный подход, при котором Русский Север рассматривается как целостное образование, состоящее из множества взаимосвязанных элементов и подсистем.

Для достижения цели и решения задач диссертационного исследования также необходимо применение комплексного междисциплинарного подхода.

При работе над конкретными научными задачами диссертант опирался на следующие методы исследования:

- искусствоведческий анализ произведений Севера для раскрытия историко-художественного и религиозно-философского содержания памятников;

- историко-этнографический метод для изучения образцов народного художественного творчества;

- метод сравнительного анализа, который необходим при обозначении художественной специфики конкретных памятников искусства.

Научная новизна работы и личный вклад исследователя. В диссертации впервые дана оценка северному искусству как значимой основе национального творчества в хронологических рамках XII - начала XX в. Сделано заключение, что особенности и история сложения северной художественной манеры во многом воздействовали на формирование отечественного искусства, сохранение в нем древних черт, самобытное переосмысление столичных влияний и создание яркого синтеза традиций. Проанализировано соотношение и взаимевлияние в мировоззрении северян учений старообрядцев и приверженцев новой веры. Выявлено, что при всей противоречивости воздействие старообрядческой среды на северную культуру носило позитивный характер. В научный оборот введены новые памятники искусства. Ряд произведений иконописи, станковой живописи, архитектуры XVII - XIX вв. атрибутирован как созданные на Севере или под определяющим воздействием региона. В диссертации доказано значимое влияние северного традиционного искусства на становление неорусского стиля на рубеже XIX - XX вв., а также на творчество ряда ведущих художников России последней трети XIX - начала XX в.: И.Я. Билибина,

A.A. Борисова, Ап.М. Васнецова, В.М. Васнецова, В.В Верещагина, C.B. Иванова, К.А. Коровина, А.И. Куинджи, М.В. Нестерова, A.A. Рылова,

B.А. Серова и др.

В работе впервые:

- показано комплексное влияние традиций Русского Севера на развитие искусства России последней трети XIX — начала XX в.;

- выработан многокритериальный подход к осмыслению данных о значении Севера в сложении и развитии национального самосознания;

- определена роль феномена старообрядчества в историко-культурной и религиозно-философской среде северного региона;

представлена общая многокритериальная систематизация произведений искусства северного региона и художественных памятников, созданных под его влиянием;

выявлены и зафиксированы специфические характеристики произведений искусства России последней трети XIX - начала XX в., в которых переработано и претворено традиционное искусство северян;

- составлен каталог произведений живописи и графики России, созданных на основе северных образов;

- показана возможность практического применения результатов данного исследования в лекционной и экскурсионной деятельности.

Положения, выносимые на защиту:

1. В хронологических рамках IX - XVII вв. на Русском Севере происходило не только сохранение (IX - XI вв.), но аккумулирование и развитие коллективного художественного наследия в разных видах искусства: архитектуре, декоративно-прикладном искусстве, иконописи (XII— XVII вв.). Распространение северных традиций по территории Руси уже в период XII - XVII столетий приобрело общенациональное значение.

2. В эпоху второй половины XVII - начала XIX в. старообрядчество являлось одним из важнейших факторов, определивших специфику искусства Севера, что связано с рядом историко-социальных, религиозно-философских, художественно-эстетических причин. С одной стороны, нарастали внешние воздействия — гонения на старообрядцев, начиная с 1652 г. и до начала XX в. С другой стороны, важны внутренние особенности старообрядческой среды: бескомпромиссность «ревнителей древнего

ю

благочестия», замкнутость жизни, нерасторжимое объединение в их религиозном сознании обрядовости и сути православного учения.

Привнесенные в регион извне и изначально чуждые виды и жанры искусства, стилистические приемы приобретали здесь особые, художественно значимые решения, поскольку испытывали сильнейшее влияние традиционного коллективного северного творчества, устойчивого, малоподвижного, хранящего древнейшие основы культуры Руси, как православной, так отчасти и языческой.

Некоторые художественные произведения {архитектуры, декоративно-прикладного искусства, живописи) атрибутируются диссертантом как образцы искусства Русского Севера или памятники, созданные под определяющим влиянием северного региона. Уточнены их датировки, технико-технологические характеристики. При атрибутировании таких произведений особое внимание уделяется внешним влияниям, а также взаимосвязи художественных центров Севера и образования при этом

синтеза традиций.

3. Искусство северной Руси стало одной из важнейших основ и источников формирования неорусского стиля и, следовательно, во многом определило возрождение национальных традиций, развитие отечественной культуры последней трети XIX - начала XX в. Данное положение обоснованно тем, что в рамках неорусского стиля при обращении к старине Руси значимо не внешнее копирование художественных элементов, но осмысление и творческое претворение древних самобытных традиций, которые были сохранены, прежде всего, на Русском Севере.

4. Образы региона оказали важнейшее влияние на художественный язык, философию творчества, а также манеру работы, технико-технологические особенности произведений ряда ведущих художников России последней трети XIX - начала XX в. Среди них следует особенно выделить И.Я. Билибина, A.A. Борисова, В.М. Васнецова, М.В. Нестерова, A.A. Рылова. При этом именно на рубеже XIX - XX вв. возросла роль

11

северных художественных традиций. Тогда рассматриваемый регион был осмыслен как уникальный кладезь национального искусства, старины Руси, сохраняющий вневременные основы культуры, духовности.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Разработанная методика диссертации позволила не только понять, зафиксировать для дальнейшего исследования информацию об особенностях художественных традиций Русского Севера и их воздействии на искусство России последней трети XIX - начала XX в., но и комплексно теоретически осмыслить глубинные истоки формирования и развития отечественного искусства, культуры, мировоззрения. Материалы и выводы исследования могут быть использованы в деятельности музеев, галерей, образовательных учреждений: в выставочной и атрибуционной работе, при составлении каталогов, в лекционных и экскурсионных курсах по истории русского народного искусства, искусства Древней Руси, отечественной культуры XVIII — начала XX в., в краеведческой работе.

Апробация диссертационной работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования изложены в научных докладах на следующих конференциях, форумах, круглых столах, симпозиумах: международных (Вологда, Межрегиональное научное проблемное объединение по изучению художественной культуры Русского Севера, 2004; Сергиев Посад, Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник, 2004; 2008 и 2011); всероссийских (Москва, Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль», 1999, Москва, Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени, 2003; Москва, Союз художников России, 2006); региональных (Большие Вяземы «Государственный историко-литературный музей-заповедник А. С. Пушкина, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2009, 2013; Череповец, Череповецкое музейное объединение, 2003; Ясная Поляна ФГУК ГМПЗ «Музей-усадьба JT. Н. Толстого «Ясная Поляна», 2006, 2007; Москва, Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи

12

Глазунова, 2009, 2011). Диссертация обсуждена на заседании отдела теории и истории культуры НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия 25 мая 2013 г. и рекомендована к защите.

Реализация результатов. Разработанные положения

диссертационного исследования внедрены в практику при чтении лекционных курсов в Российской академии живописи, ваяния и зодчества (РАЖВиЗ Ильи Глазунова) (Москва), Государственной картинной галереи народного художника СССР Ильи Глазунова {Москва), Современной гуманитарной академии (СГА) (филиал Академии в г. Пушкино Московской области), Центральной универсальной научной библиотеки (ЦУНБ им. H.A. Некрасова) (Москва), при проведении экскурсионных и интерактивных образовательных программ для детей в ДМВ - филиале ГТГ (Москва) и Музее купеческого и мещанского быта (Москва). Результаты исследования также нашли применение в творческих работах автора (живопись, графика), представленных на персональной выставке в ЦУНБ им. H.A. Некрасова (Москва 2012).

По итогам деятельности автор настоящей диссертации стала членом Московской городской организации Союза писателей России (СПР. 2011), членом Всероссийской творческой общественной организации Союза художников России <СХР, 2012) (секция искусствоведения) и членом творческой комиссии секции искусствоведения (СХР, 2013), членом-корреспондентом Академии российской словесности. Монографии «Искусство Русского Севера» и «Михаил Врубель», статья «Русский Север в жизни и творчестве семьи Васнецовых» были представлены на выставке СХР «Молодые художники России» в 2010 г. и удостоены дипломов.

Структура диссертации подчинена логике, обусловленной целями и задачами работы. Диссертационная работа состоит из введения, 2 глав (4 параграфа), заключения и приложения. Библиографический список включает 220 источников. Текст диссертации составляет 186 страниц.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, характеризуется степень его научной разработанности, определяются объект, предмет, цели и задачи диссертации, научная новизна и практическая значимость работы, излагаются основные положения, выносимые на защиту.

Первая глава «Русский Север в истории и культуре России» включает два параграфа и посвящена анализу специфики художественных традиций Севера, рассматриваются искусство, культура, история края.

В первом параграфе «Становление Русского Севера как исторического и культурного центра в IX — XVII вв.» автор определяет хронотоп историко-культурного понятия «Русский Север». Оно не относится к числу однозначно трактуемых, устоявшихся. В ходе исследования Русский Север рассматривается в максимально широких временных пределах с середины IX по начало XX в. Наиболее значимое в рамках диссертации суждение о топографии края дано Л.Н. Гончаровой: «Этнографическое понятие «Русский Север» включает территорию не только Архангельской и Вологодской областей, но и земли южнее Белозерска, Череповца, Вологды, а также северную часть Ярославского и Костромского краев, территорию Вятской и Пермской областей, Карелии и соседних автономных республик»3.

Только с 862 г. — времени создания единого Русского государства — можно говорить о конкретных данных относительно заселения Севера. С 862 г. до XIII в. происходило основание первых северных городов и селений. При неточных исторических свидетельствах, относящихся к периоду до середины IX в., исходным материалом являются данные археологии. Сложность и противоречивость вопроса о заселении окраин Севера славянами приводит к

' Гончарова Л.Н. Металл в народном искусстве Русского Севера. Чеканка и медное литье. -М.: ГИМ, 2000. — 95 с.

существенным различиям в заключениях историков. В.О. Ключевский в «Курсе русской истории» сравнил две противоположные концепции. Первая состоит в том, что до середины IX в. Север Руси оставался незаселенным. Сторонниками данных взглядов являлись Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, АЛ. Шлецер и другие. Их выводам противоположны концепции Е.И. Забелина, В.О. Ключевского, М.В. Ломоносова.

XII - XVII вв. - период становления северных городов и селений, явившихся средоточиями художественных традиций. В XI - XIV вв. значительная часть территории Севера известна как пятина Великого Новгорода. В регионе распространяется влияние Владимиро-Суздальского княжества, Пскова, Ростова, Твери и, что особенно важно, Москвы. В X в. основан древнейший город Русского Севера - Белозерск, в XII - XVI вв. столетия заложены города: Тотьма, Каргополь, Вологда, Гледен, Вятка (Хлынов), Великий Устюг, Холмогорский посад (Колмогоры), Сольвычегодск, Архангельск.

Северный регион - хранитель национальных истоков, что подтверждает распространение в регионе традиций православия, основание православных обителей. Древнейшие среди них основаны в X - XIII вв. -Валаамская Спасо-Преображенская обитель, Михайло-Архангельский монастырь в Великом Устюге, Спасо-Каменная обитель. Следующий этап их строительства в северном регионе связан с именем и подвижнической деятельностью св. Сергия Радонежского, «отца -северного монашества». Ученики преподобного стали северными подвижниками: св. Зосима и св. Савватий Соловецкие, св. Кирилл Белозерский, св. Дмитрий Прилуцкий, св. Феодосии и св. Афанасий Череповецкие, св. Павел Обнорский (Комельский). Последователями Сергия являлись св. Александр Свирский, св. Ферапонт, Св. Стефан Пермский. Основанные ими монастыри стали центрами духовной и художественной жизни края. Так, искусство Русского Севера с древних времен хранило и аккумулировало традиции крупнейших центров древнерусской культуры.

Во второй параграфе «Художественные традиции Русского Севера

XII - XIX вв.» диссертант рассматривает традиционное, общерусское по

своей сути, искусство северного региона. Предпринята попытка выстроить t

логическую систему, структурируя материал по хронологическому принципу и по видам искусства. При множестве внешних влияний весь спектр произведений Русского Севера следует считать частью северной культуры.

Ведущие виды искусства региона в период XII - XVII вв. -архитектура, декоративно-прикладное искусство, иконопись. Северное зодчество в рассматриваемых хронологических рамках наиболее самобытно. Известны деревянные памятники XVII - XIX вв., созданные по древним образцам, что подтверждает сохранение в крае исконных традиций. Об особенностях северного искусства, где архаичные основы удерживались и развивались, свидетельствуют образный строй и символика декоративно-прикладных произведений. «Северные письма» как самостоятельное художественное направление сложились в XVI в., согласно выводам исследователей: В.Г. Брюсовой", В.Н. Лазарева, АЛ. Рыбакова, Э.С. Смирновой. Учитывая полемичность мнений, заключаем, что «северные письма» - не самостоятельная школа в древнерусской иконописи, но художественная общность центров иконописания: Подвинья, Великого Устюга, Сольвычегодска, Каргополя, Обонежья.

Традиции Севера были сохранены и в XVIII в., при этом значим феномен старообрядчества. Но немаловажны также столичные влияния (прежде всего барокко). На каждый вид искусства барокко наложило свой отпечаток: наибольший - в архитектуре, менее выраженный - в иконописи и скульптуре, наименьший - в декоративно-прикладном искусстве. В период массовых гонений на старообрядцев, Соловецкий монастырь и Выговская пустынь становятся важнейшими старообрядческими центрами Севера.5 В

' Брюсова В.Г. Русская живопись XVII в. - М.: Искусство, 1984. - 338 с.

5 Памятники старообрядческой письменности. - СПб.: Изд-во Русского христианского гуманитарного института, 2000.-416 с.

культуре окраинных земель «ревнители древлего благочестия» в целом сыграли позитивную и заметную роль, способствовали сохранению традиционности культуры.

XIX столетие — время расцвета северного искусства, в котором ощущалось и частичная утрата традиций. В образцах иконописи, скульптуры выражено сочетание традиций старины и Нового времени, что наиболее характерно в данный период. В декоративно-прикладном искусстве во многом сохранились древние приемы. Памятники архитектура, напротив, все более утрачивали исконную образность.

Итак, следует заключить, что национальная русская культура в разные периоды получала самобытное выражение на Севере, вбирая в себя стародавние традиции и веяния новых эпох. Рассмотренные процессы закономерны для данного региона, поскольку искусство здесь, за редким исключением, - искусство народное, коллективное. При сохранении традиции остаются неизменными главные темы, сюжеты, образы, технические особенности. Вариации, внедрение новшеств осуществляется внутри темы, в пределах традиции, которая всегда устойчива, малоподвижна. Отсюда, в частности, стили барокко, классицизм, ампир, историзм лишались своего определяющего влияния в северном творчестве.

Вторая глава «Мотивы Русского Севера в отечественном изобразительном искусстве последней трети XIX - начала XX в.» включает два параграфа.

В первом параграфе «Воплощение традиций Русского Севера в искусстве России» северные произведения автором рассмотрены как один из истоков и значимая основа неорусского стиля. Влияние региона наиболее значимо в декоративно-прикладном искусстве, где найдено глубокое выражение художественной манеры старины. В графике и живописи также перерабатывались приемы, характер изображений декоративно-прикладных произведений. В архитектуре, как правило,, значение искусства Севера

выражено менее отчетливо. В скульптуре можно выделить лишь единичные примеры интерпретации народных образцов.

В искусстве мебели одним из первых в конце XIX в., опираясь на северные традиции, стал работать В.М. Васнецов, вслед за ним -И.Я. Билибин, Ап. М. Васнецов, С. Т. Коненков, С. В. Малютин, Е.Д. Поленова. Выражение северных влияний в мебели В.М. Васнецовым различно: от довольно точных цитат древнерусского искусства до неожиданного соединения различных манер и создания «сказочной мебели». При этом ясна общая направленность его творчества: интерпретация старинных традиций, воспринятая художником во многом через Русский Север.

При анализе влияния северного искусства в графике особенно важны произведения ИЛ. Билибина, наиболее глубоко и тонко преобразовавшего северную художественную манеру путем применения нескольких методов. 1) Воспроизведение в иллюстрациях северных костюмов, а также архитектуры, многообразных орнаментов. 2) Дополнение сказочных образов точным воспроизведением предметов северного искусства, то есть иллюстрации к сказкам решались в русле северного народного искусства. 3) Стилизация силуэтов фигур и пейзажей в духе северных традиций, дополненная разработкой орнаментов согласно законам старины. Такие произведения отличаются особенным совершенством и сложностью.

Ведущими художниками, кто обращался к манере северного искусства в живописи, стали В.М. Васнецов, в ранний период Н.К. Рерих. Им удалось достигнуть не только стилистической преемственности с искусством Русского Севера, но и выразить внутреннее содержание созданий северян: их образность, философию. В театрально-декорационных работах и иконописи примеры воплощения северных традиций менее отчетливы, чем в станковых произведениях. В архитектуре неорусского стиля северные влияния не нашли яркого выражения, за исключением синтеза традиций, в том числе и

северных, в ряде проектов В.М. Васнецова. В скульптуре наименее отчетливо проявились воздействие Севера.

Постичь наиболее глубокий пласт северного народного творчества -выразить через символ, через иносказание, с помощью синтеза видов искусств исконную суть художественных традиций - смогли только крупнейшие мастера. Среди них - В.М. Васнецов и ИЛ. Билибин, которые во многом определили развитие национальной живописи, графики, декоративно-прикладного искусства XX в. Ими переосмыслена образная специфика и идейная суть искусства региона. Северные традиции в искусстве России последней трети XIX - начала XX в. сыграли значимую роль в становлении и развитии неорусского стиля, в создании высокохудожественных произведений русской национальной школы, многие из которых приобрели мировое значение.

Во втором параграфе «Северные образы в отечественной станковой живописи» автором доказывается, что образы Русского Севера дали художественно-философскую основу произведениям многих живописцев: A.A. Борисова, Ф.А. Васильева, В. М. и An. М. Васнецовых,

B.В. Верещагина, C.B. Иванова, К.А. Коровина, В.В. Переплетчикова,

C.Г. Писахова, Н.К. Рериха, A.A. Рылова, В.А. Серова, И.И. Шишкина и др., что, в частности, подтверждает заключение И.А. Ильина о смысле русского искусства как о «воплощении созерцающего сердца мастера». В ходе исследования уточнен ряд атрибуций, как датировка полотна В.В. Переплетчикова «Вид с Лахты», написанного в 1903 г. Собрания запасников, а также каталоги ряда музейных собраний позволили выявить имена пейзажистов-северян: Ф.М. Вахрушов, А.Н. Каринская, П.С. Тюрин, Н.Г. Бекряшев и др. Итак, значение северного региона исключительно в различных сферах художественной жизни России.

В заключении изложены основные выводы и результаты проведенного исследования. Основной характеристикой искусства Русского Севера является традиционность, объясняющая значение региона в отечественной

19

культуре. В период XII - XVII вв. на Севере происходило не только сохранение, но аккумулирование и эволюционное развитие привнесенных художественных традиций. Во второй половине XVII - начале XX в. северный фай стал одним из крупнейших центров старообрядчества, среде которых свойственна особая устойчивость. Привнесенные в регион виды и жанры искусства, заимствованный художественный язык значительно преобразовывались под мощным воздействием северного творчества. Искусство Русского Севера следует назвать одним из истоков формирования неорусского стиля, который, в свою очередь, во многом определил развитие отечественной культуры последней трети XIX - начала XX в.

Для характеристики северной культуры значима связь внутренних основ народного творчества с религиозно-философской мыслью. Во времена Древней Руси на Севере восприняты вершины русской мысли - учение Сергия Радонежского и его последователей, в XIX в. идеи Ф.М. Достоевского, И.А. Ильина, И.В. Киреевского, A.C. Хомякова.

В диссертационном исследовании сделан вывод о вневременном глубинном содержании северной культуры. Художественные традиции Русского Севера имели особое значение в искусстве России последней трети XIX - начале XX в., актуальны в наши дни. Искусство и образы Севера, значимые и в мировом масштабе, - одна из важнейших составляющих национальной культуры России, самосознания народа.

Основное содержание работы отражено в следующих публикациях: Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК РФ:

1. Скоробогачева Е.А. Образы и искусство Русского Севера в творчестве и мировоззрении представителей семьи Васнецовых / Е.А. Скоробогачева // Культура и искусство. - М., 2013. -№ 2. - С. 207-214.

2. Скоробогачева Е.А. Русский Север в творчестве В. М. Васнецова и

художников его круга / Е. А. Скоробогачева // Культуры и искусства

20

[Электронный ресурс] — M., 2013. — № 2. - http://e-notabene.ru/ca/article_576.html.

3. Скоробогачева Е.А. Эволюция образа святого Николая Чудотворца в искусстве Русского Севера / Е.А. Скоробогачева // Культура и искусство. - М., 2013. - № 3. - С. 306-313.

4. Скоробогачева Е.А. Феномен старообрядчества в контексте культуры и искусства Русского Севера XVIII в. / Е.А. Скоробогачева // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. - Саранск, 2013. -№ 3 (27). - С. 188 -198.

Монографии:

5. Скоробогачева Е.А. Искусство Русского Севера. / Е.А. Скоробогачева. — М.: Белый город, 2008. — 302 с.

6. Скоробогачева Е.А. Михаил Врубель. / Е.А. Скоробогачева. — М.: Арт-Родник, 2010. - 96 с.

7. Скоробогачева Е.А. Алексей Саврасов. / Е.А. Скоробогачева. -М.: Арт-Родник, 2012. - 96 с.

Статьи и тезисы выступлений:

8. Скоробогачева Е.А. Самарский Кремль и его роль в формировании панорамы города. Древнейшие традиции деревянного зодчества / Е.А. Скоробогачева // Кремли России: тезисы докладов междун. симпозиума / отв. ред. Н. С. Владимирская. - М., 2000. - С. 73-74.

9. Скоробогачева Е.А. Сравнительный анализ религиозной живописи конца XIX и конца XX вв. / Е.А. Скоробогачева // Троицкие чтения : материалы регион, науч. конф. / под ред. Н.И. Дровецкой [и др.]. - Большие Вяземы, 2001. - С. 40-52.

10. Скоробогачева Е. А. Образ св. Троицы в искусстве Русского Севера / Е.А. Скоробогачева // Троицкие чтения : материалы регион, науч. конф. / под ред. Н.И. Дровецкой [и др.]. - Большие Вяземы, 2002. - С. 155-167.

11. Скоробогачева Е.А. Русский Север в жизни и творчестве В.В. Верещагина Севера / Е.А. Скоробогачева // Верещагин. Мир. Семья. Война : материалы регион, науч. конф. / под ред. A.B. Черново [и др.]. -Череповец, 2003. - С. 10-16.

12. Скоробогачева Е.А. Роль меценатства в сохранении искусства Русского Севера / Е.А. Скоробогачев // Тропининские чтения - 2003. Меценатство в России. Перспектива развития в XXI веке : материалы науч,-практ. конф. / под ред. А.Г. Ваньят. М., 2003. - С. 109-118.

13. Скоробогачева Е.А. Забытые святыни Русского Севера / Е.А. Скоробогачева // Троицкие чтения : материалы регион, науч. конф. / под ред. Н.И. Дровецкой и др.]. - Большие Вяземы, 2004. - С. 309-321.

14. Скоробогачева Е.А. Икона св. Троица Ветхозаветная из Невьянска - пример поздних северных писем / Е.А. Скоробогачева // Троицкие чтения : материалы регион, науч. конф. / под ред. А. М. Рязанова, Н. И. Дровецкой [и др.]. - Большие Вяземы, 2005. - С. 200-212.

15. Скоробогачева Е.А. Иван Билибин «Белая уточка» / Е.А. Скоробогачева // Юный художник : журнал. / гл. ред. В. И. Ивашнев. -М., 2004. - № 6. - С. 16-17.

16. Скоробогачева Е.А. Воплощение древних традиций северного искусства в художественной культуре России конца XIX-начала XX веков / Е. А. Скоробогачева // Российская культура глазами молодых ученых : сборник научных статей / ред. И. С. Алешина [и др.]. - СПб., 2004. - С. 206220.

17. Скоробогачева Е.А. Образы Русского Севера в живописи России конца XIX-начала XX в. / Е.А. Скоробогачева // Всероссийская выставка дипломных работ художественных вузов : каталог / - Красноярск, 2003. - С. 29.

18. Скоробогачева Е.А. Эволюция образа святого Николая Чудотворца в искусстве Русского Севера / Е.А. Скоробогачева // Святитель Николай Чудотворец: проблемы генезиса и эволюции культа, агиографии, иконографии, культовой архитектуры: материалы междунар. науч. конф. / под ред. проф. А. А. Рыбакова [и др.]. - Вологда, 2004. - С. 139-143.

19. Скоробогачева Е.А. Троице-Сергиева Лавра и иконография «Троица Ветхозаветная» в северных письмах XVII в. / Е. А. Скоробогачева // Троице-Сергиева Лавра в истории, культуре и духовной жизни России: тезисы докладов междунар. науч. конф. / под ред. Т.Н. Манушиной [и др.]. -Сергиев Посад, 2004. - С. 41-42.

20. Скоробогачева Е.А. Троице-Сергиева Лавра и северные письма XVII века / Е. А. Скоробогачева // Троицкие чтения : материалы регион, науч. конф. / под ред. A.M. Рязанова [и др.]. - Большие Вяземы, 2005. - С. 200-212.

21. Скоробогачева Е.А. Мотивы искусства Русского Севера в мебели Виктора Васнецова / Е. А. Скоробогачева // «Художник». Журнал Союза художников России / гл. ред. А. У. Греков. - М., 2005. - № 1. - С. 56-60.

22. Скоробогачева Е.А. Иконография Троицы в русской живописи и графике XIX века / Е. А. Скоробогачева // Троицкие чтения: материалы регион, науч. конф. /под ред. Н.И. Дровецкой [и др.]. - Большие Вяземы, 2006.-С. 80-93.

23. Скоробогачева Е.А. Творчество A.A. Борисова / Е.А. Скоробогачева // Провинция в контексте истории и литературы: материалы межрегион, науч.-практ. конф. /под ред. О.С. Веневцевой [и др.]. -Ясная Поляна, 2007. - С. 123-128.

24. Скоробогачева Е.А. В.В. Переплетчиков - художник Русского Севера / Е. А. Скоробогачева // Провинция в контексте истории и литературы: материалы межрегион, науч.-практ. конф. / под ред. О.С. Веневцевой [и др.]. -Ясная Поляна, 2007. - С. 129-135.

25. Скоробогачева Е.А. Икона «Богоматерь с младенцем» конца XVII - начала XVIII в. из собрания И.С. Глазунова / Е.А. Скоробогачева //

23

Троицкие чтения : материалы регион, науч. конф. /под ред. Н.И. Дровецкой [и др.]. - Большие Вяземы, 2008. - С. 566-575.

26. Скоробогачева Е.А. Русский Север в жизни и творчестве Васнецовых / Е. А. Скоробогачева // Провинция в контексте истории и литературы: материалы межрегион, науч.- практ. конф. /под ред. О.С. Веневцевой [и др.]. - Ясная Поляна, 2008. - С. 189-204.

27. Скоробогачева Е.А. Мебель Виктора Васнецова. Русский Север в произведениях неорусского стиля / Е. А. Скоробогачева // Мир музея журнал, гл.ред.Ю.П. Пищулин/ — М.,2005.- №4.-С. 10-13.

28. Скоробогачева Е.А. Образ св. Сергия Радонежского и Троице-Сергиевой лавры в реалистической живописи / Е. А. Скоробогачева // Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России : тезисы докладов междунар. конф. / под ред. Т.Н. Манушиной / - М., 2006. -С. 52-54.

29. Скоробогачева Е.А. Традиции искусства Русского Севера в культуре России конца XIX — начала XX века / Е.А. Скоробогачева // Российская Академия живописи, ваяния и зодчества. Факультет искусствоведения : избранные дипломные работы разных лет / под. ред. А.Ю. Михайловой /- М., 2007, с. 222 -238.

30. Скоробогачева Е.А. Храм Рождества Святого Иоанна Предтечи на Пресне. История и современность / С. И. Матюшин, Е. А. Скоробогачева // Очерк. - М.: Юг, 2008. - 48 с.

31. Скоробогачева Е.А. Образы Русского Севера в жизни и творчестве Васнецовых / Е.А. Скоробогачева // Родная Ладога : журнал. -СПб., 2009. -№ 3. - С. 164-176.

32. Скоробогачева Е.А. Роспись «Господь Саваоф» в храме Рождества Иоанна Предтечи, что на Пресне / Е. А. Скоробогачева // Троицкие чтения. 2009 : материалы региональной науч. конф., 2009 г. / редкол.: Н.И. Дровецкая (отв. ред.) [и др.]. - Большие Вяземы, 2009. - С. 224234.

33. Скоробогачева Е.А. Научно-просветительский проект «У Троицкого подворья». К вопросу культурологического осмысления понятия «социальная гармония» в контексте современного города / Е.А. Скоробогачева // Изучение и музейная интерпретация процессов поиска социальной гармонии в городском сообществе : материалы междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Г. М. Отвагиной. - М., 2010. - С. 189-197.

34. Скоробогачева Е.А. М.В. Ломоносов - филолог / Е.А. Скоробогачева // М. В. Ломоносов и Академия художеств : VIII Славянские чтения : материалы науч.-практ. конф. / под ред. Н. И. Платоновой [и др.]. - М., 2011. - С. 60-71.

Бумага офсетная. Формат 60x84 1/16. Гарнитура Тайме. Печать способом ризографии. Усл. печ. л. 1,68. Уч.- изд. л. 2,08. Тираж 100 экз. Заказ № 241

Отпечатано с оригинала-макета заказчика в ООО «Референт». 430000, г. Саранск, пр. Ленина, 21. Тел. (8342) 48-25-33.

 

Текст диссертации на тему "Художественные традиции Русского Севера в отечественном искусстве последней трети XIX - начала XX века"

ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет

имени Н. П. Огарева»

На правах рукописи

04201453332 Скоробогачева Екатерина Александровна

Художественные традиции Русского Севера в отечественном искусстве последней трети XIX - начала XX века

Специальность 24.00.01 - Теория и история культуры

ДИССЕРТАЦИЯ

на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Саранск 2013

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ................................................................................3

ГЛАВА 1. РУССКИЙ СЕВЕР В ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ РОССИИ.......23

1.1. Становление Русского Севера как исторического и культурного центра в IX- XVII вв............................................................................23

1.2. Художественные традиции Русского Севера XII - XIX вв.................56

ГЛАВА 2. МОТИВЫ РУССКОГО СЕВЕРА В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XIX -НАЧАЛА XX В.........................................................................95

2.1. Воплощение традиций Русского Севера в искусстве России...............95

2.2. Северные образы в отечественной станковой живописи................145

ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................182

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК...................................................188

ПРИЛОЖЕНИЕ. КАТАЛОГ ЖИВОПИСНЫХ И ГРАФИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XIX - НАЧАЛА XX В., ПОСВЯЩЕННЫХ РУССКОМУ СЕВЕРУ.........................................205

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ............................................................248

Введение

Актуальность темы.

Отечественное искусство последней трети XIX - начала XX в. привлекает огромное внимание исследователей, но, как правило, изучается широкий круг вопросов, которые не касаются или только косвенно затрагивают весь спектр художественных традиций Русского Севера. Необходимо признать, что Север как регион, во многом повлиявший на развитие культуры России на рубеже XIX - XX вв. не нашел достаточного освещения в научных публикациях.

В настоящей диссертационной работе рассматриваются художественные традиции Севера как одна из важнейших основ русского искусства последней трети XIX - начала XX в. Автор считает необходимым, обозначив хронотоп Русского Севера и ключевые теоретические понятия, выявить круг памятников, доказывающих, что именно здесь сохранялись древнейшие традиции культуры, составляющие неотъемлемую часть самосознания народа. Важнейшая роль Севера в культуре России последней трети XIX - начала XX в. недостаточно освещалась в научных трудах, что подтверждает обзор источников и использованной литературы.

Политические, экономические, социальные, религиозно-философские процессы, происходившие в стране в период XVIII - начала XX в. изменили культурно-средовое пространство, привели к частичной или почти полной утрате древних традиций, которые в значительной степени были сохранены на Русском Севере и получили широкое распространение в России. Их выявление и анализ в отечественном искусстве последней трети XIX - начала XX в. является крайне важной задачей.

Актуальность темы обусловлена современными процессами глобализации, интеграции и унификации культурно-социальной среды, в противовес которым в то же время происходит национальное возрождение, что находит очевидное отражение в растущем интересе к самобытным традициям в области искусства, культуры, религиозно-философских

з

воззрений, лингвистики, этнокультуры. Можно провести некоторые параллели между рубежом Х1Х-ХХ вв. и началом XXI в. Поиск путей развития исконных истоков в культуре России наших дней должен быть насыщен новыми научными подходами.

Сложным процессам современной культуры, как отечественной, так и мировой, нередко свойственно забвение вневременных основ, их намеренное отрицание, что приводит к резкому падению профессионального уровня, утрате идейного и эстетического звучания, следовательно, к снижению или полному уничтожению художественной и духовной ценности произведений. Напротив, искусство Русского Севера знаменует прикосновение к древним национальным истокам, их переосмысление в ракурсе общественных проблем настоящего времени, когда катастрофически падает уровень образования, воспитания, почитания Отечества, происходит подмена истинных ценностей ложными.

Постановка данной проблемы значима, в частности, в отношении задач, связанных со многими общественными процессами, по реформированию системы образования, духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, при проведении социальной политики, а именно, в исторических, экономических, политических, социоправовых и социологических аспектах. Обозначенная проблема важна в решении вопросов по сохранению памятников историко-культурного наследия, что требует значительных финансовых вливаний при проведении реставрации, консервации, реконструкции произведений. Исключительно значимы экологические проблемы, возникшие как следствие антропогенных воздействий. Актуально налаживание межрегиональных связей, консолидации различных областей, республик, стран с целью преодоления острейших проблем современности, связанных и с северным регионом. Необходимо подчеркнуть уникальность Севера - кладезя вневременных духовных и художественных основ России, безусловно, ценных и в мировом масштабе. Очевидна значимость Севера и применительно к национальной

4

проблематике. В данном регионе и в наши дни отчасти сохраняются исконные языки, диалекты, письменность, промыслы, обычаи и обряды русского народа и уходящих или уже погибших более 30-ти северных малых народов.

Исключительно актуально в преподавании отечественной истории, художественного мастерства, истории искусства, философии, эстетики, географии, обществознания, экономики, социологии обращаться к вопросам, связанным с северным регионом, рассматривать их на фоне общегосударственных проблем. Традиции Русского Севера, вопреки новшествам времени, заключают в себе вековые нравственно-этические, религиозно-философские, историко-художественные понятия, крупицы которых остаются и сегодня в северном регионе. Именно вневременные заветы являются духовным стержнем народа, мощным противопоставлением негативным процессам современности.

Следовательно, приобретают особую значимость исследования в области изучения закономерностей сохранения и претворения древних традиций Севера на протяжении столетий, эволюционного развития их духовно-философского содержания, семиотики искусства. Труды исследователей, посвященные изучению специфики Севера и его значения в искусстве России последней трети XIX - начала XX в., характеризуются локальным рассмотрением научных проблем, затрагивают отдельные компоненты целостной структуры историко-философского, этнокультурного пространства региона. В них не дается оценка северного края как одного из ведущих центров возрождения национальной культуры, самосознания. Таким образом, изучение художественных традиций Русского Севера в отечественном искусстве последней трети XIX - начала XX в. представляется исключительно своевременным.

Степень теоретической разработанности проблемы.

Общетеоретические и практические проблемы, возникающие в связи с исследованием художественных традиций Русского Севера, в отечественном

5

искусстве изучены недостаточно. Подавляющее большинство научных публикаций посвящено анализу истоков искусства Русского Севера и северным художественным традициям XII - XVII вв. Нередко трудам, посвященным северной тематике, исследованию разнообразных «северных» артефактов свойственны фрагментарность, уход в «мелкотемье». Еще меньше изучены проблемы столичного влияния на развитие и сохранение самобытной культуры Севера в XVIII - начале XX в. Совершенно неисследованным остается и целый комплекс проблем, связанных со значимостью претворения художественных традиций и образов Русского Севера в искусстве последней трети XIX - начала XX в. Очевидно, что исследование подобного рода невозможно осуществить, оставаясь в рамках традиционного искусствоведения. Междисциплинарный характер настоящего исследования вызвал необходимость обращения к трудам, созданным в русле различных научных дисциплин: истории искусства, культурологии, истории, этнографии, археологии, философии, публицистики, мемуаристики, которые в ходе работы были разделены диссертантом на группы по хронологии, также в зависимости от рассматриваемых видов искусства и поставленных в исследовании проблем.

Первую группу составляют материалы, относящиеся к теме «Истоки искусства Русского Севера в Х-Х1Н вв.». Они представлены, прежде всего, трудами археологов, поскольку именно результаты археологических раскопок дают наиболее точные сведения. Находки, датируемые ранее X в., как правило, отсутствуют, хотя найдены памятники неолита и раннего металла. Значимы исследования региона М.В. Ломоносовым, северянина, родом из поморов Архангелогородской губернии, зафиксированные в его книге «Древняя Российская история от начала Российского народа до кончины великого князя Ярослава I или до 1054 года» [126], также труды Д.И. Иловайского [110], С.Ф. Платонова [166],С.М. Соловьева [193].

Среди исследователей, писавших об освоении Русского Севера в древний период существования Русского государства, следует также выделить В.О. Ключевского[118-119], Л.А. Голубеву [90], H.A. Макарова [128-130]. Их работы позволяют дать оценку колонизации Севера как важного фактора расширения древнерусского государства, выявить конкретные территории, занятые славянским населением. Особенно важен труд В.О. Ключевского «Курс русской истории» [118], в котором автор анализирует контрастные научные взгляды на древнейший период существования славян и начало Древней Руси как единого государства.

Точные сведения о колонизации Севера известны благодаря исследованиям археологов. Так, район Белозерья уже в середине XIX в. изучали Ю.Б. Иверсен [107], а также М.Е. Арсакова [48], Я.М. Лазаревский, труды которого не были опубликованы, но известны, в частности, благодаря публикациям Л.А. Голубевой [90]. В 1900 - 1930-е гг. наиболее полные сведения были получены Г.Л. Гроздиловым [98], В.И. Равдоникасом [174], A.A. Спициным [196], П.А. Суховым[200]. В послевоенное время Л.А. Голубева [90] сделала заключения о присутствии славянского населения в Белозерье уже в древнейший период его существования. Особенно значимы труды современного исследователя H.A. Макарова [128-130].

Ко второй группе следует отнести исследования, в основном искусствоведов, по теме «Искусство Русского Севера как художественного центра XII - начала XX в.». Немногие авторы писали о произведениях северной земли в связи с расцветом национальной культуры. Следует выделить труды И.В. Евдокимова [105], A.A. Рыбакова [181-182], дающие научный анализ традиционного северного искусства, осмысливающие его происхождение, философское содержание и значимость в истории отечественной культуры. «Северные письма» М.А. Реформатской [176] и «Вологодская икона: центры художественной культуры земли Вологодской XIII-XVIII вв.» A.A. Рыбакова [181] - примеры фундаментальных искусствоведческих исследований, посвященных

7

исключительно иконописи Севера. A.A. Рыбаков уточняет ряд атрибуций. Особенно важна его оценка северных писем как самобытного, художественно зрелого пласта древнерусского искусства по сравнению с противоположными заключениями ряда более ранних публикаций, принижающих роль северной иконописи. Например, И.В. Евдокимов считал, что в иконописи Русский Север проявился значительно слабее, чем в зодчестве [105]. Сходных позиций придерживался и В.Н. Лазарев, видевший в северных иконах лишь малозначимые произведения провинциальной школы [124].

Среди исследователей советского времени, писавших об искусстве Севера, необходимо выделить, прежде всего, В.Г. Брюсову, М.И. Некрасову, A.B. Ополовникова, М.А. Реформатскую. Их труды - классика отечественного искусствознания XX в. Работа В.Г. Брюсовой «Русская живопись XVII века» [68] дает последовательный сравнительный анализ живописных школ, в том числе северных писем, вводит в научный оборот ряд икон. Исследования A.B. Ополовникова отличаются обилием разработанного материала [152-155]. М.А. Некрасова в своих фундаментальных трудах [145-146] дает оценку народному искусству как сложной целостной системе, отражающей мировоззрение нации.

Из современных публикаций, обращенных к истории и культуре северного края, особенно значима работа Е.М. Юхименко «Выговская старообрядческая пустынь. Духовная жизнь и литература» [217-218]. Автор изучает архивные материалы, приводит редкие факты из истории Выгореции, в отношении старообрядческих икон и медного литья [217].

В ряде научных работ изучаются некоторые яркие, но недостаточно известные детали искусства северной земли: иконы XVIII - XIX вв., скульптура, прялки, народный костюм. Но серьезные и глубокие публикации о них - исключения.

Круглой скульптуре Севера посвящены очень немногочисленные научные исследования, как, например, труд А. Непеина «Памятники

8

церковной скульптуры на севере России» [147]. Также следует выделить каталог собрания Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль» «Русская деревянная скульптура XV -

XVIII веков» [181].

Северные меднолитые иконы наиболее подробно рассмотрены в сборнике научных статей «Русское медное литье» [180], в каталоге собрания меднолитых икон ЦМДРИ имени А. Рублева того же музея под редакцией C.B. Гнутовой и Е.Я. Зотовой «Кресты, иконы, складни» [89]. Особенно важно, по нашему мнению, исследование их иконографических и технических особенностей, выяснение амбивалентных связей с другими жанрами и видами искусства.

К третьей группе трудов относятся материалы по теме «Художественные традиции Русского Севера в отечественном искусстве последней трети XIX- начала XX в.». Данная проблематика мало разработана в искусствоведении. Большинство исследований отличаются эпизодичностью: тщательно рассматриваются отдельные виды искусства, те или иные регионы, но не в целом многообразное искусство северного края на фоне развития русской культуры с последующей оценкой его значения.

Значимые детали для характеристики творчества художников, обращавшихся к северным традициями и образам в последней трети XIX— начале XX в., дают архивные материалы, артефакты музейных запасников, экспозиции периодических выставок, каталоги которых позволяют получить сведения о происхождении произведений, их атрибуциях.

Исходя из представленного обзора, можно судить о глубоком изучении традиционных произведений Русского Севера в целом, но крайне нечеткой характеристике художественных традиций северного региона как одной из важнейших основ возрождения отечественной культуры последней трети

XIX - начала XX в. Очевидно недостаточное внимание к актуальному вопросу - выражению северного художественного языка в искусстве России. Исключение составляют исследования М.А. Некрасовой [145-146], труд В.И.

9

Плотникова [167], в которых раскрыта важная роль народных традиций в развитии национальной культуры.

О влиянии северной старины на произведения и мировоззрение В.М. Васнецова упоминает H.A. Ярославцева [219]. Значимость поездок на Север в творчестве И.Я. Билибина отмечена в ряде изданий, но влияние северного художественной языка на его иллюстрации не рассматривается. Более того, Т.Ф. Верижникова, например, определяющим в произведениях И.Я. Билибина считает воздействие искусства западноевропейских художников [82], с чем нельзя согласиться, поскольку игнорируется значение традиций Русского Севера. Фундаментальный труд Е.И. Кириченко «Русский стиль» [117] не выявляет конкретных истоков стиля, содержит ряд упоминаний о творчестве северян, но не акцентирует их роль в синтезе традиций, найденных в данный хронологический период. Значение произведений Севера для братьев В.М. и Ап.М. Васнецовых, В.В. Верещагина, Н.К. Рериха и других художников также остается недостаточно освещенным в нем, как и в монографических исследованиях.

Важно изучение авторефератов диссертаций, посвященных искусству Русского Севера или косвенно его затрагивающих. Единичны диссертационные исследования, в которых рассмотрено воплощение северного художественного языка в искусстве последней трети XIX - начала XX в. Среди них значима работа Н.М. Белоглазовой «Творчество Е.Д. Поленовой» [50]. Подробно характеризуются истоки искусства художницы, среди которых главенствуют народные традиции, в том числе северные. Отмечено воздействие творчества В.М. Васнецова. Дается анализ неопубликованных иллюстраций Е.Д. Поленовой.

К четвертой группе трудов мы относим исследования в области философии. Для автора очевидно, что без изучения наследия русской философской мысли рубежа XIX - XX вв. невозможно адекватное восприятие художественной теории и практики, их основных трендов в упомянутый период. Последняя треть XIX - начало XX вв. - время

ю

значимого развития философии. Благодаря трудам И.А. Ильина, E.H. Трубецкого, П.�