автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Культурная жизнь Архангельска в конце XIX - начале XX в.

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Фельдт, Ирина Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Ярославль
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
Диссертация по культурологии на тему 'Культурная жизнь Архангельска в конце XIX - начале XX в.'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Фельдт, Ирина Николаевна

Введение.

Глава I. Культурная жизнь города и проблема ее целостной характеристики.

1.1. Понятия «культурная жизнь» и «культурная среда» в их взаимосвязи и их роль в формировании целостной картины культурных процессов жизни города.

1.2. Образ Архангельска конца XIX - начала XX в.

Глава II. Константы культурной жизни Архангельска конца

XIX-началаXX в.

2.1. Культурная жизнь Архангельска в парадигме культуры русского провинциального города.

2.2. Своеобразие культурной жизни Архангельска.

Глава III. Динамика культурной жизни Архангельска конца

XIX-началаXX в.

3.1. Участие власти в развитии культурных процессов в

Архангельске.

3.2. Участие общественности в развитии культурных процессов в Архангельске.

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по культурологии, Фельдт, Ирина Николаевна

В конце XIX - начале XX в. в российском обществе возродился экономический и культурный интерес к Русскому Северу. Большую роль сыграла правительственная экспедиция на север в 1894 г., возглавляемая С. Ю. Витте и окончание строительства железной дороги, соединившей Архангельск с Вологдой и Москвой.

В этот же период на Русский Север устремились многие столичные художники, в восприятии которых сформировался эпический, возвышенный образ заповедного края, прочно закрепившийся в общественном сознании, нашедший отражение в литературно-мемуарных источниках, созданных в результате этих поездок. Такое отношение к Северу сохранилось практически неизменным до настоящего времени.

Возрождение экономического и культурного интереса к северу активизировало культурные процессы непосредственно в Архангельске и повлияло на своеобразие городской культурной жизни. Таким образом, данный период стал отправной точкой многих социокультурных процессов в целом всего Русского Севера.

Актуальность исследования связана с тем, что историко-культурная ситуация рубежа XX - XXI вв. отчасти аналогична социокультурной обстановке конца XIX - начала XX в. Как следствие этого, период конца XIX -начала XX в. привлекает внимание историков, культурологов, философов, выступая точкой отсчета на пути поиска новых путей современной культуры. Актуальность диссертационной работы связана и с тем, что сегодня в России возрастает интерес к культурным процессам в провинции. Возникает стремление постичь двойственный характер провинциального города и его культуры как традиционной, так и новаторской.

Цель исследования заключается в том, чтобы выявить своеобразие культурной жизни Архангельска конца XIX - начала XX в.

Этим обусловлены задачи исследования: 4

- проследить формирование понятий «культурная жизнь» и «культурная среда» в их взаимосвязи и роль данных феноменов в формировании целостной картины социокультурных процессов жизни провинциального губернского города;

- рассмотреть восприятие целостного образа города на примере Архангельска конца XIX - начала XX в. в его экстравертивном и интравертивном отражениях (взгляд со стороны и взгляд изнутри);

- исследовать динамику культурной жизни Архангельска конца XIX -начала XX в.;

- охарактеризовать своеобразие культурной жизни Архангельска рубежа XIX-XX вв.

Объект исследования - провинциальная городская культурная жизнь конца XIX - начала XX в.

Предметом исследования является целостная картина социокультурных процессов в русском провинциальном городе на примере культурной жизни Архангельска в ее многоаспектных проявлениях конца XIX - начала XX вв.

Хронологические рамки исследования определены, с одной стороны, моментом возрождения в российском обществе экономического и культурного интереса к северной окраине, а с другой стороны - моментом общественного кризиса, войн и революций, который дает начало новому этапу культурной истории Архангельска. Они охватывают период конца XIX - начала XX в., когда мысль о Севере как колыбели исконно русского стала прочно закрепляться в обществе. Поэтому правомерно взять для своей работы именно данный хронологический период - конец XIX - начало XX в. Русский Север, насчитывавший к тому времени многовековую историю, знавший яркие взлеты, в начале Петровской эпохи соперничавший с молодой столицей России, к XIX в. воспринимался глухой провинцией в силу своей удаленности от центров цивилизации. Перелом в общественном сознании в пользу экономического освоения Севера и культурного переосмысления его значимости произошел в 90-е гг. XIX в. Это было связано с окончанием 5 строительства железнодорожного пути в Архангельск (1898 г.), с экспедицией С.Ю.Витте в 1894 г., организованной с целью поиска гавани для базирования военно-морского флота на Севере.

Таким образом, в качестве нижней временной границы исследования принимается середина 80-х гг. XIX в., а верхнюю временную границу определяет 1914 г., так как начавшаяся первая мировая война вызвала в Архангельске значительные перемены в культурной жизни. В связи с прекращением свободного морского сообщения с портами Черного и Балтийского морей резко возросла роль Архангельска как города-порта. Это привело к необычайно быстрому росту населения, увеличению товарооборота, появлению союзнических кораблей и т.д., что стало фактором резких изменений и в городской культуре.

Методологическую основу исследования составляет интеграционный или системно-функциональный подход к изучению культурных процессов. Культурная жизнь - явление сложное и многоплановое, она становится предметом исследования различных наук - истории, социологии, культурологии, поэтому мы считаем возможным использовать как исторические методы (синхронистический, типологический, структурно-функциональный), так и культурологические методы исследования.

При реализации целостного системно-функционального подхода к восприятию города и культурных процессов в нем, мы опирались на идеи родоначальников отечественного градоведения (И.М.Гревс, Н.П.Анциферов) и их современных последователей (М.Н.Бойко, В.Г.Кисунько, Л.З.Корабельникова и др.), современных историков, культурологов и искусствоведов (М.С.Каган, Г.Ю.Стернин, Д.В.Сарабьянов, Ю.М.Лотман и др.), специалистов по провинциальной культуре (Т.С.Злотникова, Е.А.Ермолин, В.Н.Козляков, А.А.Севастьянова, Н.И.Воронина и др.), использовали отдельные наблюдения и идеи исследователей-краеведов, изучающих Архангельск (Ю.А.Барашков, Л.А.Варфоломеев, А.Н.Давыдов, А.А.Куратов, Е.И.Овсянкин, М.Н.Супрун, Г.С.Щуров и др.). 6

Степень разработанности проблемы. Впервые вопрос о комплексном изучении городской культуры как социально-исторического феномена был поставлен в первой четверти XX в. Родоначальниками отечественного градоведения можно считать И.М.Гревса и Н.П.Анциферова1. И.М.Гревс утверждал, что город выступает самым ярким и наглядным мерилом уровня культуры. Его ученик Н.П.Анциферов поставил вопрос о комплексном изучении городской культуры как социально-исторического феномена.

Подобный подход к городской культуре существовал в российской научной мысли недолго. Начиная с 40-х гг. XX в. сфера культурных процессов стала предметом изучения историков и искусствоведов, которые использовали различные подходы. Но и те и другие обратились к отраслевому методу, который стал основным вплоть до 60-х гг. В качестве предмета исследования был взят не город, а художественная жизнь. Историки и искусствоведы обращались к различным аспектам художественной деятельности -литературной, музыкальной, живописной, театральной и др., включали в предмет исследования все процессы, протекающие вокруг искусства -создание, хранение, распространение, а также процессы, которые обеспечивали функционирование художественной культуры - воспитание художников, публики, критики. Различие в исторической и искусствоведческой литературе состояло в том, что историки кроме различных видов искусства изучали сферу образования и просвещения, науки и техники, общественной мысли.

В конце 60-х гг. была предпринята попытка при анализе художественных процессов в России сложить отдельные виды искусства в общую картину. С 1968 по 1980 г. выходит 4-х томное издание «Русская художественная культура конца XIX - начала XX века (1895 - 1907)»2. В данном исследовании выявлены основные проблемы и закономерности русской художественной культуры рубежа веков.

1 Гревс И.М. Монументальный город и исторические экскурсии // Экскурсионное дело. 1921. № 1; Анциферов Н.П. Пути изучения города, как социального организма. Опыт комплексного подхода. - Л., 1926.

2 Русская художественная культура конца XIX - начала XX века (1895 - 1907). В 4-х т. М., 1968 - 1980. 7

В 80-е гг. в трудах, посвященных художественным процессам в России, различные виды искусства рассматриваются во взаимосвязи. Итогом исканий в этом направлении становятся обобщающие работы, посвященные художественной культуре России второй половины XIX в. Предметом исследования становятся такие категории как духовная среда и картина мира1. В данных работах город, столичный и провинциальный, наряду с деревней и усадьбой рассматривается как элемент общественно-культурной среды, а сама культурная среда или культурное пространство объявляются столь же необходимыми для духовной и нравственной жизни человека как природа - для биологической жизни.

Важным этапом на пути развития системно-функционального подхода к культурным процессам являются работы Г.Ю.Стернина2, посвященные художественной жизни России рубежа XIX - XX вв. Данный исследователь вырабатывает свой метод, который занимает промежуточное положение между историко-культурным и культурологическим. Известный историк искусств Д.В.Сарабьянов в своей статье «Г.Ю.Стернин - исследователь художественной культуры» так оценивает метод последнего: «Для Стернина история культуры не фон, на котором вырисовываются какие-то проявления искусства. Историко-культурные проблемы автор всегда решает активным движением -восхождением от конкретного факта к обобщающей концепции»3.

Ряд исследований обобщающего характера посвящены теории и истории градостроительства. Среди них наиболее значимый, на наш взгляд, коллективный труд «Город и искусство: Субъекты социокультурного диалога». Редактор данной работы Э.В.Сайко ставит во введении проблему целостного

1 Русская художественная культура второй половины XIX в. Картина мира / Под ред. Г.Ю.Стернина. М., 1991; Русская художественная культура второй половины XIX в. Социально-эстетические проблемы. Духовная среда / В.Г.Кисунько, М.Н.Бойко, Л.З.Корабельникова и др. / Отв. ред. Г.Ю.Стернин. М., 1988.

2 Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России на рубеже XIX - XX вв. - М., 1970; Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России начала XX в. М., 1976; Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России 1900 -1910-х годов. -М., 1988.

Стернин Г.Ю. Русская художественная культура второй половины XIX - начала XX века. Исследования. Очерки. -М., 1984. С. 13. 8 восприятия города и заявляет: «Предметом изучения становятся не сами по себе явления искусства, особенности искусства в городе или города в искусстве и не просто город. В центре внимания здесь находятся особенности взаимодействия города как кумулирующего, интегрирующего и транслирующего социокультурные программы организма и одновременно как реального субъекта действия, воспроизводящего всю тотальность духовного богатства общества в качестве носителя его отношений, с одной стороны, а с другой - искусства как обобщенного субъекта индивидуального творчества, реализующего в своем содержании весь культурный фон общества»1.

Попытка исследовать город как целостный исторически развивающийся социально-культурный художественный феномен предпринята также в сборнике научных трудов «Город и культура»2, выпущенном в Санкт-Петербурге в 1992 г. В нем представлены точки зрения на данную проблему теоретиков и историков культуры, социологов, психологов и т.д. В частности, исследователь Э.В.Соколов в своей статье «Город глазами культуролога» предлагает следующий подход к культурному предназначению города: «Исторически город явился средоточием и концентрацией ценностей, богатств, власти, знания, которые до его появления были рассеяны в пространстве, занятом тысячами малых поселений. Выделенный из сельской культуры, город должен был постоянно поддерживать с нею связь. Он впитывал в себя разнообразные воздействия этнической и природной «почвы», которая его породила, и, в свою очередь, подчинял ее своему влиянию, «окультуривая» ее и делая ее своей «провинцией» . Таким образом, на наш взгляд, становится актуальной задача изучить проблемы города в контексте художественной культуры.

Сложность и многоплановость феномена городской культурной жизни вызывает споры о возможности использования какого-либо одного подхода.

1 Город и искусство: субъекты социокультурного диалога / Под ред. Э.В. Сайко. - М., 1996. С.З.

2 Город и культура / Под ред. П.А.Подболотова. - СПб., 1992.

3 Соколов Э.В. Город глазами культуролога // Город и культура / Под ред. П.А.Подболотова. - СПб., 1992. С. 3. 9

Вопрос о существовании специфических культурологических методов достаточно широко обсуждается в современной научной литературе. Так, А.Е.Корупаев относит историю культуры к отраслям исторической науки, следовательно, и методы исследования предлагает присущие историческому познанию, например, синхронистический, структурно-функциональный, типологический1.

Следует отметить, что системно-функциональный подход к исследованию городской культурной жизни, утвердившийся в научной литературе последнее время, применяется в основном к изучению столичной культурной жизни. Феномен провинциальной жизни исследуется весьма активно2. К теме провинциальной культуры обратились в своих исследованиях молодые ученые. Так, в последнее время были защищены диссертации по проблемам провинциального театра, музея, личных библиотек таких городов как л

Архангельск, Вологда, Петрозаводск, Сыктывкар, Омск, Ярославль и др . Все авторы рассматривают лишь отдельные аспекты культурной жизни провинциального города, но целостная картина культурной жизни русской провинции освещена пока еще недостаточно.

В исследованиях краеведческой направленности изучены те или иные проявления культурной жизни Архангельска4. В частности, исследователь

1 Корупаев А.Е. Русская культура как предмет научного исследования. На материалах темы: Художественная культура, интеллигенция, меценаты в России на рубеже XIX - XX вв. - М., 1994.

2 Российская провинция XVIII - XX веков: реалии культурной жизни (материалы III Всероссийской научной конференции. Пенза, 25-29 июля 1995 г.) / Под ред. С.О.Шмидта. - Пенза, 1996; Русская провинция: миф - текст

- реальность / Сост. А.Ф.Белоусов и Т.В.Цивьян / Под ред. Сажина. - М.; СПб., 2000.

3 См., например, Бровина A.A. Личные библиотеки Архангельской и Вологодской губернии в конце XVIII -начале XX вв. Автореф. дис. . канд. ист. наук. - Сыктывкар, 1999; Кравцова Е.М. Становление и развитие музеев Европейского Севера (вторая половина XIX - 20 гг. XX вв.). Автореф. дис. . канд. ист. наук. -Сыктывкар, 1996; Мельникова Е.В. Театр и город сибирской провинции (вторая пол. XIX - н. XX века). Автореф. дис. . канд. ист. наук. - Омск, 2000; Стовичек М.В. Архитектурная среда русской провинции в эпоху модерна (Кострома, Рыбинск, Ярославль). Автореф. дис. . канд. искусствоведения. - Ярославль, 2001.

4 См., например, Барашков Ю.А., Гортер-Гренвик В. Двинская хроника. - Oulu, 1999; Коротаев В.И. Русский Север в конце XIX - первой трети XX века. Проблемы модернизации и социальной экологии. - Архангельск, 1998; Овсянкин Е.И. Архангельск купеческий. - Архангельск, 2000; Попов Г.П. Губернаторы Русского Севера.

- Архангельск, 2001.

10

Н.К.Гуркина1 предприняла в своей книге попытку комплексного исследования интеллигенции Европейского Севера указанного периода, рассмотрев особенности процесса ее формирования, роль местных учебных заведений в подготовке специалистов, проанализировав ведомственное, профессиональное и территориальное деление провинциальной интеллигенции. Н.К.Гуркина большое внимание уделила многогранной и созидательной общественной деятельности интеллигенции Севера, ее духовному облику. Работа касается в территориальном плане Архангельской, Вологодской и Олонецкой губерний.

Всесторонний обзор развития народного образования на Европейском Севере в досоветский период дает в своей работе П.Т.Синицына2. Автор глубоко исследует историю возникновения, роль и значение средних учебных заведений - гимназий, духовных семинарий и епархиальных училищ, начальных училищ и церковно-приходских школ, рассматривает профессиональную подготовку в учебных заведениях губернии. Наряду с общей характеристикой П.Т.Синицына рассказывает о деятельности некоторых педагогов и инспекторов Дирекции губернских учебных заведений и Дирекции народных училищ Архангельской губернии.

Достаточно широко рассматривают вопрос о научной и профессиональной деятельности ссыльных в Архангельске историки М.Н.Супрун и С.Я.Косухин3.

Попытку осветить музыкальную жизнь Архангельска с 1820 г. до 1995 г. предпринял историк Г.С.Щуров в своей трехтомной работе «Архангельск -город музыкальный»4. Но, отмечая значимость данной работы, необходимо обратить внимание на то, что автор дает хронологическую летопись музыкальной жизни, выделяя ее как самостоятельную духовную сферу.

1 Гуркина Н.К. Интеллигенция Европейского Севера России в конце XIX - начале XX веков. - СПб., 1998.

2 Синицына П.Т. Развитие народного образования на Европейском Севере (досоветский период). - Архангельск, 1996. л Супрун М.Н., Косухин С.Я. Политическая ссылка на Европейском Севере в конце 19 - начале 20 веков. Краткий библиографический словарь. - Вологда, 1989.

4 Щуров Г.С. Архангельск - город музыкальный. В 3-х т. Т.1. Хроника событий музыкальной жизни г.Архангельска 1820 - 1917 гг. - Архангельск, 1995.

11

Большинство из данных исследователей, давая анализ конкретного культурного явления, ставили своей задачей показать зависимость этого явления от культурной среды города, рассмотреть конкретный процесс в связи с социокультурным портретом Архангельска. Но обобщающей работы, реконструирующей «индивидуальный культурный портрет» Архангельска конца XIX - начала XX в., пока нет.

Характер исследования определил содержание источниковой базы. Весь корпус источников можно условно разделить на четыре группы.

Первую группу составляют опубликованные официальные документы и статистические данные, помещенные в «Памятных книжках Архангельской губернии»1. Часть информации содержится в материалах Первой Всероссийской переписи населения, проведенной в 1897 г.2 Статистические материалы помогли нам охарактеризовать социальный аспект культурной жизни Архангельска конца XIX - начала XX в. Социальная неоднородность города порождает многоплановость понятия «городская культура», которая складывается из субкультур, обособленных по социальной принадлежности, по национальности, вероисповеданию, возрасту, полу и т.д. Материал для создания социально-культурного образа Архангельска конца XIX - начала XX в. дают статистические данные указанного периода.

Ко второй группе источников следует отнести неопубликованные материалы, которые хранятся в Государственном архиве Архангельской области. Характер документов разнообразен. Среди них указы и распоряжения губернаторов, рапорты архангельского полицмейстера о театральных представлениях, отчеты о зрелищных мероприятиях, театральные афиши, прошения горожан об открытии мест проведения досуга и др.

Третью группу источников составляет местная периодическая печать. В конце XIX в. в Архангельске издавалось только две газеты. Одна из них

1 См., например, Справочная книжка Архангельской губернии на 1868 г. - Архангельск, 1869.

2 Первая Всеобщая перепись населения Российской империи, 1897 г. Архангельская губерния. Тетради 1-3. -СПб., 1899.

12

Архангельские губернские ведомости» - состояла из официальной и неофициальной части. Для данного исследования мы использовали в основном материалы неофициальной части, в которой помещались сведения о происшествиях, учебных заведениях, описания исторических памятников, праздников и многое другое. Газета «Архангельские епархиальные ведомости» в силу своей церковно-религиозной направленности отражала культурную жизнь города несколько односторонне.

В начале XX в. количество печатных изданий значительно увеличилось. К 1914 г. в Архангельске насчитывалось 32 наименования периодических изданий. Наибольшей популярностью пользовалась газета «Архангельск», ежедневно выходившая с 1907 г. Именно ее материалы наиболее широко, интересно и полно освещали события культурной жизни города.

Важнейшим источником является журнал «Известия Архангельского общества изучения Русского Севера», который начал издаваться с 1909 г. В нем публиковались самые разнообразные материалы, имевшие отношение к жизни Севера, в том числе статьи и доклады по проблемам изучения Северного края, заметки и сообщения о жизни Русского Севера, обзоры краеведческой литературы и др.

Четвертую группу источников по историко-культурным проблемам Архангельска составляют заметки, описания, мемуары и воспоминания современников. Так, известные художники К.Коровин, М.Нестеров, Н.Рерих, И.Билибин, И.Грабарь1, открывшие для себя Русский Север, оставили восторженные описания северной природы. Посетившие Архангельск в ходе деловых поездок Н.И.Игнатов, Е.Львов, А.Энгельмейер2, подробно описали свои впечатления в путевых заметках. Картину жизни Архангельска рубежа веков можно воспроизвести по очерковым заметкам губернатора

1 Коровин К. Путь художника. Художник и время. - М., 1990; Нестеров М.В. Воспоминания. - М., 1989; Рерих Н.К. Об искусстве. - М., 1994; Билибин И.Я. Статьи. Письма. Воспоминания о художнике. - Л., 1970; Грабарь И.Э. Письма 1891 - 1917. - М., 1974.

2 Игнатов Н.И. Наш Север. - СПб, 1896; Львов Е. По студеному морю. Поездка на север. - М, 1895; Энгельмейер А. По русскому и скандинавскому Северу. Путевые воспоминания. - М., 1902.

13

A.П.Энгельгардта, исследователя А.В.Журавского, северных художников

B.Переплетчикова, А.Борисова1. Поэтически-художественный образ Архангельска отражен в детских воспоминаниях Е.Фрезер и литературных произведениях Б.Шергина и С.Писахова2.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

- системно-функциональный подход к культурным процессам в городской среде применен к культурной жизни провинциального города Архангельска конца XIX - начала XX в.;

- введены в научный оборот архивные материалы, отражающие культурные процессы в Архангельске рубежа веков;

- реконструирован целостный образ города Архангельска конца XIX -начала XX в. на основе совмещения двух отражений (экстравертивного и интравертивного), представлений людей со стороны и горожан;

- выявлены формы проявления своеобразия культурной жизни Архангельска в ее многоаспектности и многогранности.

Теоретическая значимость исследования определена тем, что:

- обобщен значительный материал по проблеме культурной жизни провинциального города на примере Архангельска конца XIX - начала XX в.;

- представлена целостная картина культурных процессов одного из провинциальных городов России с учетом основополагающих факторов (географического, социального, субъективного и т.п.) ее формирования;

1 Энгельгардт А.П. Русский Север. Путевые записки. - СПб, 1897; Журавский A.B. Европейский Русский Север. К вопросу о грядущем и прошлом его быта. - Архангельск, 1911; Переплетчиков В. Север. Очерки русской действительности. - М., 1917; Борисов A.A. У самоедов. От Пинеги до Карского моря. Путевые очерки художника А.А.Борисова с автобиографической заметкой. - СПб., 1907.

2 Фрезер Е.Г. Дом над Двиной. Детство в Архангельске. - Архангельск, 1999; Шергин Б.В. Двинская земля // Поморская сага: Образ Русского Севера / Под ред. Л.В.Сидоровой. - М., 1984; Писахов С.Г. Сказки; Очерки; Письма. - Архангельск, 1985.

14

- выявлены своеобразные черты культурной жизни провинциального губернского города Русского Севера;

- раскрыты историко-культурные явления, определившие динамику городской культурной жизни.

Практическая значимость заключается в том, что:

- в исследовании обобщен опыт автора в области изучения культурной жизни города Архангельска конца XIX - начала XX в.;

- предложен конкретный методологический подход к изучению культурной жизни, который может найти применение в исследовании городской жизни русской провинции;

- содержащийся в исследовании материал может быть использован в современной образовательной деятельности в процессе изучения истории русской культуры конца XIX - начала XX в., при изучении провинциальной городской культуры, как в практике высших учебных заведений, так и в общеобразовательной школе.

На защиту выносятся следующие положения:

- исследование феномена городской культурной жизни требует системно-функционального подхода, так как только в этом случае возможна реконструкция целостной картины культурных процессов жизни провинциального города;

- совпадение по времени процессов подъема экономического и художественного интереса к Русскому Северу в конце XIX - начале XX в. активизировало культурную жизнь города Архангельска;

- осознание огромных задач, стоящих перед краем, привело к росту общественного краеведческого движения, чья деятельность преследовала прежде всего культурно-просветительские цели;

- в среде местной интеллигенции наблюдался рост патриотических настроений, на первое место выдвинулась задача не просто формального исполнения своих обязанностей, а истинного подвижничества, служения идеалам;

16

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Культурная жизнь Архангельска в конце XIX - начале XX в."

Заключение

В конце XIX - начале XX в. в российском обществе возродился экономический и культурный интерес к Русскому Северу. Архангельск, возникший на берегах Северной Двины в конце XVI в. долгое время являлся единственным морским портом России и имел торговые связи с Европой. Но затем город стал восприниматься глухой провинцией в силу своей географической удаленности и отсутствием удобных путей сообщения. Но в конце XIX в. в общественном сознании перешел перелом в пользу освоения северных территорий. Большую роль сыграла правительственная экспедиция С.Ю.Витте в 1894 г. и окончание строительства железной дороги, соединившей Архангельск с Вологдой и Москвой, которое завершилось к 1898 г.

В этот же период на Север устремились многие столичные художники, в восприятии которых сформировался эпический, возвышенный образ Русского Севера, который прочно закрепился в общественном сознании, нашел отражение в литературно-мемуарных источниках, созданных в результате этих поездок. Такое отношение к Северу сохранилось практически неизменным до настоящего времени.

Совпадение по времени процессов подъема экономического и художественного интереса к Северу активизировало культурную жизнь города Архангельска. Исследование феномена городской культурной жизни требует системно-функционального подхода, так как только в этом случае становится возможным реконструировать целостную картину культурных процессов жизни города. Руководствуясь идеей родоначальников русского градоведения и родиноведения И.М.Гревса и Н.П.Анциферова, мы стремились исследовать город как носителя культуры и гнезда местной духовной культуры. Изучение культурной жизни города как единой функционирующей системы невозможно без постижения образа города, его души, культурной индивидуальности.

118

Необходимо изучение двух отражений города - экстравертивного и интравертивного, так как только их единство рождает целостный образ города.

Возрождение экономического интереса к Северу активизировало культурные процессы в Архангельске. Осознание огромного объема задач, стоящих перед краем, привело к росту патриотических настроений в городе, особенно в среде местной интеллигенции. Среди них на первое место выдвинулась задача не просто формального исполнения своих обязанностей, а истинного подвижничества, служения идеалам. Большую роль в активизации культурной жизни города сыграли первые лица - архангельские губернаторы. Именно они, обладая самыми широкими и разнообразными полномочиями, определяли приоритетность тех или иных задач, стоящих перед городом. Результатом вышеизложенных процессов стало краеведческое движение, создание различных обществ, общественных организаций, чья деятельность преследовала прежде всего культурно-просветительские цели. Среди других подобных организаций наибольшее значение в активизации культурной жизни города сыграло Архангельское Общество Изучения Русского Севера и издаваемый им журнал «Известия АОИРС». Не только организации, но и отдельные яркие личности повлияли на культурную жизнь Архангельска.

Мощное краеведческое движение определило в качестве первоочередных задач экономические и просветительские. Это привело к более быстрому развитию тех культурных форм, которые отвечали данным задачам. В результате так называемое «чистое искусство», в общественном самосознании воспринимаемое как роскошь, отошло на второй план.

В силу вышеуказанной причины даже большой интерес к Русскому Северу столичной художественной интеллигенции не стал толчком к развитию в Архангельске искусства. Тем более, что сами петербургские и московские мастера ценили в Севере его самобытность, заповедность, сакральность. С их точки зрения город не мог быть хранителем данных традиций, а наоборот, вел к их разрушению. В восприятии столичных художников Архангельск стал

119 типичным провинциальным захолустьем, где нет и не может быть ничего примечательного.

С поэтической стороны Архангельск открывался только тем, кто видел город «изнутри» - уроженцам Севера. В их восприятии город обладал безусловным очарованием, это нашло отражение в создаваемых ими произведениях. Архангельск, несмотря на активизацию культурной жизни в конце XIX - начале XX в., не сформировал единого культурного центра. Причиной этого можно считать отсутствие на Севере дворянского землевладения и, следовательно, дворянской усадьбы как центра духовной жизни. Не оказалось среди архангелогородцев и меценатов, способных подобно С.Мамонтову совместить экономический интерес к Северу с восторженно поэтическим его восприятием.

Изучение различных проявлений культурной жизни города на примере Архангельска конца XIX - начала XX в. дает нам возможность сделать вывод о ее своеобразии. Многие элементы культурной жизни были типичными для провинциального губернского города, например, жизнь театра, музыкальная жизнь, зарождение и становление искусства кино. Но ряд моментов определили культурную индивидуальность Архангельска. Особенности его культурной жизни связаны прежде всего с географическими и социальными аспектами городской культурной среды. Архангельск - северорусский город, город-порт, расположенный на берегах реки. Река включалась в культурно-пространственную структуру города, была главной транспортной артерией, главной улицей. Вследствие этого набережная становилась основным местом гуляний, праздников. Белые ночи летом, позволявшие гулять до утра, морозные зимы, превращавшие пространство реки в место конных состязаний, катаний с горок делали реку и набережную главным местом действия городской культурной жизни практически круглый год. Река оставалась важнейшим средством передвижения, именно по ней совершалось большинство поездок по Северу, именно с реки воспринимался силуэт города, что является важнейшим условием для постижения души города.

120

Наряду с географическим фактором большую роль в формировании своеобразия культурной жизни Архангельска сыграл социальный фактор. Яркой особенностью культурной среды города - центра международной торговли - было наличие такого культурного феномена как Немецкая слобода. Она оказала воздействие на архитектурный облик Архангельска, причиной этого было компактное месторасположение в центральной части города, жители Немецкой слободы были носителями высокой образованности и законодателями иностранной моды. Но, отмечая специфику данного культурного явления в жизни Архангельска, необходимо отметить, что Немецкая слобода - культурный феномен, обладающий чертами замкнутости в силу языка и традиционной ориентации только на своих жителей. Поэтому Немецкая слобода не стала единственным центром культурной жизни в Архангельске.

Таким образом, культурная жизнь Архангельска на рубеже веков значительно активизировалась и сочетала в себе как типичные явления провинциальной городской культуры, так и своеобразные черты, определившие индивидуальное культурное лицо города.

121

 

Список научной литературыФельдт, Ирина Николаевна, диссертация по теме "Теория и история культуры"

1. Архивные документы1. ГААО. ФЛ.Оп. 4-5.2. ГААО.Ф.5. Оп.1.3. ГААО. Ф.6. Оп.12, 17.4. ГААО. Ф.43. Оп. 3.

2. ГААО. Ф.50. Оп. 1, 2, 3, 96, 110.6. ГААО. Ф.61.0п. 3-4.7. ГААО. Ф.83. Оп.1.8. ГААО. Ф.189. Оп.2.9. ГААО. Ф.2006. Оп.1.1.. Опубликованные документы

3. Устав Архангельского кружка любителей изящных искусств. Архангельск: Архангельская губернская типография, 1913. - 16 с.

4. Устав Архангельской публичной библиотеки. Архангельск: Архангельская губернская типография, 1887. - 16 с.

5. Устав кружка «Любителей изящных искусств». Вологда, 1905. - 83 с.

6. I. Дневники, воспоминания, переписка, путевые заметки современников

7. Бибиков С.Д. Архангельская губерния, ее богатства и нужды. По обзору 1912 г. Архангельск: Губернская типография, 1912. - 199 с.

8. Билибин И.Я. Статьи. Письма. Воспоминания о художнике. Л.: Художник РСФСР, 1970.-376 с.122

9. Борисов A.A. У самоедов. От Пинеги до Карского моря. Путевые очерки художника А.А.Борисова с автобиографической заметкой. СПб.: Издательство А.Ф.Девриена, 1907. - 104 с.

10. Грабарь Н.Э. Письма 1891 1917. - М.: Наука, 1974. - 472 с.

11. Грабарь И.Э. Моя жизнь. Автомонография. M.-JL: Искусство, 1937. -376 с.

12. Журавский A.B. Европейский Русский Север. К вопросу о грядущем и прошлом его быта. Архангельск: Губернская типография, 1911. - 36 с.

13. Игнатов Н.И. Наш Север. СПб.: Типография Министерства путей сообщения, 1896. - 380 с.

14. Кизель Н.К., Мазюкевич В.И. Историческая записка Архангельской Ломоносовской гимназии (1811 1911). - Архангельск: Типо.-лит. С.М.Павлова, 1912. -XVIII, 502 с.

15. Коровин К. Путь художника. Художник и время. М.: Советский художник, 1990. - 240 с.

16. Львов Е. По студеному морю. Поездка на север. М.: Товарищество типографии А.И.Мамонтова, 1895. - 250 с.

17. Максимов C.B. Год на Севере. Архангельск: Северо-Западное книжное изд-во, 1984.-605 с.

18. Немирович-Данченко В.И. Собрание сочинений. В 3-х т. Т.2. М.: Терра, 1996.-544 с.

19. Нестеров М.В. Воспоминания. М.: Советский художник, 1989.- 415 с.

20. Огородников С. О театре в Архангельске. Архангельск: Губернская типография, 1895. - 7 с.

21. Писахов С.Г. Сказки; Очерки; Письма. Архангельск: Северо-Западное книжное издательство, 1985. - 367 с.

22. Переплетчиков В. Север. Очерки русской действительности. М.: Товарищество «Книгоиздательство писателей в Москве», 1917. - 180 с.

23. Рерих Н.К. Об искусстве. М.: Международный центр Рерихов, 1994. -128 с.123

24. Россиев П. Северная Русь. М.: Типография И.Я.Полякова, Б.Семеновская, 1903.- 144 с.

25. Сидоров М.К. Север России. СПб.: Издательство М.Сидорова, 1881. -XXXIV, 241 с.

26. Фрезер Е.Г. Дом над Двиной. Детство в Архангельске. Архангельск: Правда Севера, 1999. - 216 с.

27. Шергин Б.В. Двинская земля // Поморская сага: Образ Русского Севера / Под ред. Л.В.Сидоровой. -М.: Советская Россия, 1984. 560 с.

28. Шперк Ф.Ф. Краткий очерк народного образования в городе Архангельске. -Архангельск: Губернская типография, 1905. 95 с.

29. Шперк Ф.Ф. Страничка из моих странствий по белу свету. Архангельск, его прошлое и настоящее. Архангельск: Губернская типография, 1903. - 72 с.

30. Зб.Энгельгардт А.П. Русский Север. Путевые записки. СПб.: Издательство А.С.Суворина, 1897. - 262 с.

31. Энгельмейер А. По русскому и скандинавскому Северу. Путевые воспоминания. М.: Типография Г.Лисснера и А.Гешеля, 1902. - 210 с.1.. Периодические издания38. Архангельск. 1907-1910.

32. Архангельские епархиальные ведомости. 1896 1902.

33. Архангельские губернские ведомости. 1896 1905.

34. Известия Архангельского общества изучения Русского Севера. 1905 1913.

35. Северный листок. 1905 1907.1. V. Справочные издания

36. Каталог Архангельской публичной библиотеки. Архангельск: Архангельская губернская типография, 1886. - 116 с.124

37. Каталог отдела «Русский Север» Архангельской городской публичной библиотеки к 1 сентября 1901 г. Архангельск: Архангельская губернская типография, 1901. - 32 с.

38. Первая Всеобщая перепись населения Российской империи, 1897 г. Архангельская губерния. Тетради 1-3. СПб., 1899.

39. Периодическая печать Архангельска и Архангельской области (1838 -1968): Библиографический справочник / Под ред. Л.П.Иванкиной. -Архангельск: Северо-Западное книжное издательство, 1971. 80 с.

40. Справочная книжка Архангельской губернии на 1868 г. Архангельск: Губернская типография, 1869.1. VI. Исследования

41. Абрамов Ф.А. В краю родного слова // Поморская сага: Образ Русского Севера / Под ред. Л.В.Сидоровой. М.: Советская Россия, 1984. - 560 с.

42. Анциферов Н.П. Непостижимый город ./ Сост. Н.Б. Вербловская. СПб: Лениздат, 1991. - 335 с.

43. Анциферов Н.П. Пути изучения города, как социального организма. Опыт комплексного подхода. Л.: Книгоиздательство «Сеятель» Е.В.Высоцкого, 1926.- 151 с.

44. Аронов A.A. Золотой век русского меценатства. М.: МГУК, 1995. - 115 с.

45. Барашков Ю.А., Гортер-Гренвик В. Двинская хроника. Oulu: Ykkospinta Prepress Oy, 1999.-358 с.

46. Беломорье / Сост. Д.А.Ушаков. М.: Современник, 1984. - 503 с.

47. Боханов А.Н. Савва Мамонтов // Вопросы истории. 1990. №11.

48. Бражнин И .Я. Недавние были. Архангельск: Северо-Западное книжное издательство, 1971. - 224 с.

49. Бугославский Г.К. Рукописные евангелия древлехранилища Архангельского епархиального церковно-археологического комитета. Архангельск:125

50. Издательство Архангельского епархиального церковно-археологического комитета, 1904. 114 с.

51. Варфоломеев JI.A. Сибирцевы семья архангельская. - Архангельск: Архангельский центр Русского географического общества РАН, 1996.149 с.

52. Гемп К.П. Сказ о Беломорье. Архангельск: Северо-Западное книжное издательство, 1983. - 240 с.

53. Голубцов H.A. Записка об Архангельском Городском публичном музее. -Архангельск: Издательство Архангельского губернского статистического комитета, 1910. 30 с.

54. Голубцов H.A. Исторический очерк Архангельской публичной библиотеки. Архангельск: Архангельская губернская типография, 1910. - 79 с.

55. Город и искусство: субъекты социокультурного диалога / Под ред. Э.В. Сайко. М: Наука, 1996. - 286 с.

56. Город и культура / Под ред. П.А.Подболотова. СПб.: Издательство СПб ГИК им. Н.К.Крупской, 1992. - 172 с.

57. Город и мир / Сост. Я.Л.Гордин. Л: Час Пик: Лениздат, 1991. - 415 с.

58. Город как социокультурное явление исторического процесса / Под ред. Э.В.Сайко. М.: Наука, 1995. - 356 с.

59. Гуркина Н.К. Интеллигенция Европейского Севера России в конце XIX -начале XX веков. СПб.: Нестор, 1998. - 218 с.

60. Гусарова А.П. Константин Коровин: Путь художника. М.: Советский художник, 1990. - 240 с.

61. Демин Л.М. С мольбертом по земному шару: мир глазами В.В.Верещагина. М.: Мысль, 1991.-375 с.

62. Евдокимов И.В. Север в истории русского искусства. Вологда Издательство Союза Северных кооперативных Союзов, 1921. - 224 с.

63. Европейский Север России: Прошлое, настоящее, будущее: Материалы докладов Международной конференции, посвященной 90-летию учреждения АОИРС (1908). Архангельск: Правда Севера, 1999. - 393 с.126

64. Ермилов Н.Е. Справочная книжка и календарь Архангельской губернии на 1888 год с приложением адрес-календаря губернии и плана города Архангельска. Архангельск: Архангельская губернская типография, 1888. -76 с.

65. Ермилов Н.Е. Пятидесятилетие издания Архангельских Губернских ведомостей. Архангельск: Архангельская губернская типография, 1888. -28 с.

66. Живова O.A. Абрам Ефимович Архипов. М.: Советский художник, 1959. -128 с.

67. Иконников A.B. Искусство, среда, время: Эстетическая организация городской среды. М.: Советский художник, 1985. - 336 с.

68. Исторические связи Русского Севера и Норвегии. К 200-летию города Варде / Под ред. Н.И.Колесниченко и В.А.Любимова. Архангельск: Географическое общество СССР, 1989. - 182 с.

69. Исторический город и сохранение традиционной культуры: опыт, проблемы, перспективы. Материалы V Каргопольской научной конференции /Под ред. Н.И.Решетникова. М.; Каргополь, 1999. (Тип. РАН). - 184 с.

70. Камкин A.B. Православная церковь на Севере России: Очерки истории до 1917 г. Вологда: Издательство Вологодского государственного педагогического института, 1992. - 164 с.

71. Киров A.A., Тюкина А.П. Здравоохранение в Архангельской области в прошлом и настоящем. Архангельск: Северо-Западное книжное изд-во, 1967. - 146 с.

72. Киселева Е.Г. Дом на Садовой. М.: Московский рабочий, 1986. - 158 с.

73. Киселева Е.Г. Московский художественный кружок. Л.: Художник РСФСР, 1979. - 144 с.

74. Книга. Исследования и материалы. Сборник 71 / Сост. А.П.Толстяков. М.: «Терра» Terra, 1995. - 344 с.

75. Коничев К. Люди больших дел. Архангельск: Архангельское издательство, 1949. - 132 с.127

76. Коротаев В.И. Русский Север в конце XIX первой трети XX века. Проблемы модернизации и социальной экологии. - Архангельск: Издательство ПГУ, 1998. - 192 с.

77. Корупаев А.Е. Очерки интеллигенции России: Часть 1. Очерки теории интеллигенции. М., 1995. - 156 с.

78. Корупаев А.Е. Очерки интеллигенции России: Часть 2. Очерки истории русской интеллигенции. М., 1995. - 156 с.

79. Корупаев А.Е. Русская культура как предмет научного исследования. На материалах темы: Художественная культура, интеллигенция, меценаты в России на рубеже XIX XX вв. - М., 1994. - 104 с.

80. Культура как целостное явление. Проблемы и методология изучения / Под ред. Э.П. Карпенок. Л.: ЛГИК им. Н.К.Крупской, 1983.- 152 с.

81. Культура: Теории и проблемы. М.: Наука, 1995. - 279 с.

82. Куратов A.A. История и историки Архангельского Севера: Вопросы источниковедения и историографии. Архангельск: Изд-во Поморского государственного университета имени М.В.Ломоносова, 1999. - 274 с.

83. Куратов A.A. Источниковедение истории и культуры Архангельского Севера. Архангельск: Издательство Поморского университета, 1992.128 с.

84. Летопись города Архангельска 1584 1989 / Под ред. Г.Г.Фруменкова и Е.И.Овсянкина. - Архангельск: Северо-Западное книжное издательство, 1990.-297 с.

85. Линч К. Образ города. М.: Стройиздат, 1982. - 328 с.

86. Лихачев Д.С. Земля родная. М.: Просвещение, 1983. - 256 с.

87. Лихачев Д.С. Раздумья о России. СПб.: Logos , 1999. - 672 с.

88. М.В.Ломоносов и национальное наследие России. Тезисы докладов международной научной конференции к 285-летию. Часть IV. Архангельск: Архангельский центр Русского географического общества РАН, 1996. -168 с.128

89. Марков Н.И. Кино на Севере. Архангельск: Северо-Западное книжное издательство, 1972. - 64 с.

90. Мир историка: Идеалы, традиции, творчество / Под ред. В.Г.Рыженко. -Омск: Курьер, 1999. 320 с.

91. Мир русской провинции и провинциальная культура / Отв. ред. Г.Ю.Стернин. СПб.: Государственный институт искусствоведения «Дмитрий Буланин», 1997. - 142 с.

92. Музей и власть. Государственная политика в области музейного дела (XVIII- XX вв.). В 2-х т. / Под ред. С.А.Каспаринской. Т.1. М.: НИИК, 1991. -323 с.

93. Мунин А.Н. Александр Борисов. Архангельск: Северо-западное книжное издательство, 1967. - 120 с.

94. Мунин А.Н. Север и художники. Вологда: Вологодское книжное издательство, 1964. - 168 с.

95. Мухина Т.Д. Русско-скандинавские художественные связи XIX -XX вв.- М.: Издательство Московского университета, 1980. 120 с.

96. Лапшин В.И. Художественная жизнь Москвы и Петрограда в 1917 г. -М., 1983.

97. Научно-исследовательская работа в художественном музее. Сборник статей. Выпуск 1 / Под ред. Е.И.Ружниковой. Архангельск: Правда Севера, 1998. - 192 с.

98. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII начало XX века. - Л.: Искусство, 1984. - 191 с.

99. Немцы и Русский Север. Сборник статей по итогам международной научной конференции. Архангельск (1998). М.: Общественная академия наук российских немцев, 2000. - 230 с.

100. Овсянкин Е.И. Архангельск купеческий. Архангельск: Архконсалт, 2000. - 528 с.

101. Овсянкин Е.М. Имена архангельских улиц. Архангельск: Арконсалт, 1998. - 310 с.108. «. Одним дыханьем с Ленинградом.»: Ленинград в жизни и творчестве советских писателей / Сост. Г.Г.Бунатян. Л.: Лениздат, 1989. - 395 с.

102. Очерки русской культуры XIX в. Т. 1. Общественно-культурная среда. -М.: МГУ, 1998.-384 с.

103. Памятники культуры Русского Севера: Тезисы докладов и сообщений к научной конференции в г.Архангельске. М., 1966. - 68 с.

104. Персонажи российской истории (История и современность). Тезисы 3-й Всероссийской заочной научной конференции / Под ред. Р.В.Дегтяревой и С.Н.Полторак. СПб.: Нестор, 1996. - 318 с.

105. Поморская энциклопедия.: В 5 т. / Под ред. Н.П.Лаверова. Т.1. История Архангельского Севера / Под ред. В.Н.Булатова. Сост. А.А.Куратов. -Архангельск: Поморский государственный университет им. М.В.Ломоносова, 2001. 483 с.

106. Петровская И.Ф. Театр и зритель театральной России второй половины XIX века. Л.: Искусство, 1977. - 247 с.

107. Попов А.Н. Город Архангельск. История. Культура. Экономика. Краткий краеведческий очерк с приложением плана. Архангельск: Типография «Северный печатник», 1928. - 61 с.

108. Попов Г.П. Губернаторы Русского Севера. Архангельск: ФГУП «Северо-Западное книжное издательство», 2001. - 496 с.

109. Попова Л.Д. Памятники архитектуры Архангельска. Архангельск: Архангельский филиал Русского географического общества, 1993.100 с.

110. Проблемы исторической культурологии / Под ред. В.И.Полищук, Л.А.Полищук. Нижневартовск: Издательство Нижневартовского пединститута, 1998.-223 с.

111. Роль Архангельска в освоении Севера. Тезисы докладов всесоюзной конференции / Под ред. М.Н.Белогубовой и Г.Г.Фруменкова. Архангельск, 1984.-312 с.130

112. Российская провинция XVIII XX веков: реалии культурной жизни (материалы III Всероссийской научной конференции. Пенза, 25-29 июля 1995 г.) / Под ред. С.О.Шмидта. - Пенза: Пензенская областная типография, 1996.-452 с.

113. Русская культура и мир: тезисы докладов участников II международной научной конференции. Часть I. / Отв. ред. К.З.Акопян. Нижний Новгород: НГПИИЯ, 1994.-256 с.

114. Русская провинция: миф текст - реальность / Сост. А.Ф.Белоусов и Т.В.Цивьян / Под ред. Сажина. - М.; СПб.: Тема, 2000. - 491 с.

115. Русская художественная культура второй половины XIX в. Картина мира / Под ред. Г.Ю.Стернина. М.: Наука, 1991.-392 с.

116. Русская художественная культура конца XIX начала XX века (1895 -1907). Кн. 1. - М.: Наука, 1968. - 442 с.

117. Русская художественная культура второй половины XIX в. Социально-эстетические проблемы. Духовная среда / В.Г.Кисунько, М.Н.Бойко, Л.З.Корабельникова и др. / Отв. ред. Г.Ю.Стернин. М.: Наука, 1988. - 388 с.

118. Русский Север на рубеже XIX XX веков: аннотированный список краеведческой литературы / Сост. Н.И.Решетников. - М.; Париж, 1998.136 с.

119. Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX начала XX века. - М.: Изд-во МГУ, 1993. - 318 с.

120. Свеча 99. Экология духа. Сборник научных и методических статей по религиоведению и культурологии / Под ред. Е.И.Аринина. Вып. 1. -Архангельск: Издательство ПГУ, 1999. - 343 с.

121. Синицына П.Т. Развитие народного образования на Европейском Севере (досоветский период). Архангельск: Изд-во Поморского международного педагогического университета имени М.В.Ломоносова, 1996. - 142 с.

122. Следопыт Севера. Историко-краеведческий сборник / Сост. Ю.И.Колмаков. Архангельск: Северо-Западное книжное издательство, 1986.-251 с.131

123. Смысл жизни в русской философии конца XIX начала XX в. / Под ред. А.Ф. Замалеева. - СПб.: Наука, 1995.-382 с.

124. Стернин Г.Ю. Русская художественная культура второй половины XIX -начала XX века. Исследования. Очерки. М.: Советский художник, 1984. -296 с.

125. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России 1900 1910-х годов. - М.: Искусство, 1988.-285 с.

126. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России на рубеже XIX XX вв. -М.: Искусство, 1970. - 293 с.

127. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России начала XX в. М.: Искусство, 1976. - 222 с.

128. Супрун М.Н., Косухин С.Я. Политическая ссылка на Европейском Севере в конце XIX начале XX вв. Краткий биобиблиографический словарь. Вып.1. 1895 - 1905. - Вологда: Вологодский государственный педагогический институт, 1989. - 188 с.

129. Усков В. Город Архангельск. Исторические заметки о церквах и зданиях с приложением плана. Архангельск, 1902. - 31 с.

130. Художественная жизнь современного общества. В 4-х т. / Под ред. К.Б.Соколова. Т. 1. Субкультуры и этносы в художественной жизни. СПб.: Издательство «Дмитрий Буланин», 1996. - 238 с.

131. Художественные модели мироздания. В 2-х т. / Под ред. В.П.Толстого. Кн. 2. XX век. Взаимодействие искусств в поисках нового образа мира. М.: Наука, 1999.-368 с.

132. Шестаков В.П. Эсхатология и утопия (очерки русской философии и культуры). М.: Владос, 1995. - 208 с.

133. Щуров Г.С. Архангельск город музыкальный. В 3-х т. Т.1. Хроника событий музыкальной жизни г.Архангельска 1820 - 1917 гг. Архангельск: Издательство «Белая горница», 1995. - 192 с.

134. Эткинд М.Г. А.Н.Бенуа и русская художественная культура конца XIX -начала XX века. Л.: Художник РСФСР, 1989. - 480 с.1321. VII. Авторефераты.

135. Бровина A.A. Личные библиотеки Архангельской и Вологодской губернии в конце XVIII начале XX вв. Автореф. дис. . канд. ист. наук. -Сыктывкар, 1999. - 28 с.

136. Кравцова Е.М. Становление и развитие музеев Европейского Севера (вторая половина XIX 20 гг. XX вв.). Автореф. дис. . канд. ист. наук. -Сыктывкар, 1996. - 19 с.

137. Мельникова Е.В. Театр и город сибирской провинции (вторая пол. XIX -н. XX века). Автореф. дис. . канд. ист. наук. Омск, 2000. - 22 с.

138. Стовичек М.В. Архитектурная среда русской провинции в эпоху модерна (Кострома, Рыбинск, Ярославль). Автореф. дис. . канд. искусствоведения. -Ярославль, 2001. 22 с.

139. Чистяков Б.А. Проблемы национального своеобразия культуры и ее постановка в русской философской мысли (теоретико-методологический аспект). Автореф. дис. . канд. философ, наук. СПб., 1995. -22 с.