автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Современная мордовская драматургия, 60-90-е годы
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Антонов, Юрий Григорьевич
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. Развитие жанров драматургии в современной мордовской литературе.
ГЛАВА 2. Художественное отображение исторического прошлого мордовского народа в современной драматургии.
ГЛАВА 3. Природа нравственного конфликта в драматургии
Александра Пудина.
Введение диссертации1999 год, автореферат по филологии, Антонов, Юрий Григорьевич
Актуальность работы. Мордовская литература как непрерывно развивающаяся сфера духовной жизни народа прошла большой и сложный путь становления и развития, выработала свои методы и принципы типизации характерных явлений жизни. Опираясь на традиции родного фольклора и опыт русской классической литературы, она осваивает весь многогранный комплекс литературного процесса, чутко и своевременно реагирует на значимые события в жизни народа. Предметом ее художественного изображения является герой с яркими национальными чертами, внутренний мир которого высвечивает духовное богатство этноса, вскрывает глубокие корни, связывающие его с родной землей.
В то же время «в историко-культурном смысле эстетические и художественные начала мордовской литературы однотипны и типологически сходны с особенностями и традициями других литератур близких к ней по типу развития» (85. С. 11). Однако одинаковые условия развития вовсе не предполагают соединение абсолютно одинаковых явлений, в этом смысле «единство многонациональной литературы есть единство многоликое» (95. С. 43).
Особую актуальность этот вопрос приобретает сегодня, «в период усиления внимания общества к национальным проблемам и судьбам конкретного народа. Время требует переоценки и нового осмысления многих процессов литературы, что позволит глубже понять особенности национального характера и психологии, жизнеспособности нации» (76. С. 3 - 4). Драматургия также не может быть исключена из этого процесса.
На современном этапе своего развития мордовская драматургия, по сравнению с другими видами литературы, остается менее изученной как в теоретическом, так и в описательном плане.
В диссертации «Современная мордовская драматургия (60-90-е годы)» рассматриваются общие закономерности движения жанров драматургии на нынешнем этапе развития мордовской литературы, основные изменения, происходящие как внутри, так и между различными жанрами.
Как всякое живое явление она представляет собой сложный, многоаспектный художественный мир, исследование которого становится актуальным в условиях, когда происходит преодоление шаблонов, стандартов, выработанных официальной идеологией застойного времени. Насущной задачей становится сегодня представить целостную картину современного состояния мордовской драматургии, раскрыть закономерности ее развития, основные эстетические и идейно-художественные принципы.
Стремясь выполнить эту задачу, мы, естественно, опираемся на работы своих предшественников. Поэтому есть необходимость кратко остановиться хотя бы на некоторых из них. Все имеющиеся работы такого рода можно разделить на следующие группы: рецензии на пьесы и спектакли по ним; обзоры, освещающие состояние драматургии в те или иные годы; статьи, посвященные творческому пути отдельных драматургов; работы, в которых обзор, критический разбор драматических произведений сочетается с исследованием литературного процесса, выяснением закономерностей развития драматургии.
В рецензиях пространно описывается содержание пьес и спектаклей, пересказываются их идеи, но мало уделяется внимания этической стороне произведений. В то же время исследователь, изучающий мордовскую драматургию, не может обойтись без таких рецензий, так как в них содержится определенная точка зрения на произведения.
В статьях, представляющих собой годовые обзоры мордовской драматургии, верно оцениваются многие пьесы этих лет. Критики стремятся осветить различные стороны рассматриваемых пьес, пишут об их темах и идеях, конфликтах и характерах, о сюжетно-композиционных и языковых особенностях. Но все же за их отдельными верными наблюдениями и замечаниями не виден творческий процесс в целом, статьям не достает наблюдений более общего характера.
По сравнению с подобными обзорными статьями в работах, посвященных творчеству отдельных авторов и анализирующих жанровое движение сегодняшней мордовской драматургии, более глубже проводится анализ произведений, обширнее освещаются явления, происходящие в ней. В частности, В. Нурдыгина проанализировала большинство комедий К. Абрамова. Она довольно обстоятельно говорит об их идейном и художественном содержании, об образах и характерах. Исследователь стремится разобраться в особенностях творческого метода драматурга, определить его место в истории родной литературы.
В таких работах прослеживается стремление рассмотреть содержание и художественную форму произведений в единстве с общелитературным процессом.
Специальных работ обзорного характера, посвященных современному состоянию мордовской драматургии, немного. Из числа исследований монографического типа необходимо выделить работу Е. Чернова «Драматурги Мордовии», где автор прослеживает творческий путь наиболее известных мордовских драматургов, анализирует их творчество в русле единых процессов, происходящих в отечественной драматургии. Наиболее ценной для нас является глава, рассматривающая основные направления развития мордовской драматургии на современном этапе. В ней представлены произведения, являющиеся показателями жанровых и тематических поисков сегодняшних драматургов. Наряду с такими известными драматургами как А. Щеглов, К. Абрамов, исследователь впервые критически оценивает пьесы молодых авторов А. Пудина, Н. Голенкова, дебют которых пришелся на конец 80-х годов, когда главным критерием оценки драматического произведения становится не идейная направленность, а художественная ценность.
Благодаря этим работам складываются общие впечатления о состоянии драмы в современной мордовской литературе. Однако нам представляется своевременным и необходимым внести некоторые новые, дополнительные мысли и рассуждения в эту область мордовской литературоведческой науки.
Сегодня, как никогда, ощущается острая необходимость анализа жанровых, тематических и художественных принципов мордовской драмы, ибо она, как и другие виды литературы, претерпевает серьезные изменения, освобождается от многих негативных формальностей.
Понятие «современная драматургия» очень емкое не только в хронологическом (60 - 90-е годы) и эстетическом плане, но и в плане решения художественных проблем в русле развития общественных процессов этого периода. Происходящие преобразования в стране тревожат драматургов, заставляют вносить коррективы в свои художественные и эстетические принципы. Эти преобразования нуждаются в новом осмыслении, свободном от идеологических пут и основанном на принципах художественности и жанровом своеобразии произведения. Такой подход к анализу действительности диктуется прежде всего тем, что «искусство есть, скорее, организация нашего поведения на будущее, установка вперед» (23. С. 124.), ибо поступательное развитие родов литературы с точки зрения их исторического развития нуждается в новом осмыслении.
В настоящий момент назрела необходимость анализа происходящих явлений в современной мордовской драматургии. Необходима объективная, основанная на эстетических принципах и теоретических положениях, оценка драматических произведений, созданных в период с шестидесятых годов по сегодняшний день.
Цели исследования. Представить целостную картину развития мордовской драматургии в 1960 - 1990-е годы. При этом главное внимание сосредотачивается на процессах, характеризующих динамику ее развития, выявляющих общие тенденции, которые наблюдаются в жанровом движении. В соответствии с целями исследования определились следующие задачи:
- показать процессы развития мордовской драматургии в 1960 -1990-е годы;
- выявить основные пути формирования жанрового многообразия современной мордовской драматургии;
- определить изменения в поэтике драматических произведений, написанных в постперестроечное время;
- осветить особенности развития драмы на историческую тематику: содержание конфликтов, решение проблематики;
- проанализировать новаторские явления, своеобразие концепции человека и окружающей действительности в драматургии Александра Пудина.
Материалом исследования являются драматические произведения мордовских писателей, созданных на современном этапе развития национальной литературы. Сегодня в различных жанрах мордовской драматургии успешно работают как известные, так и молодые писатели. В работе анализируются художественность, актуальность их произведений.
Теоретическую и методологическую основу диссертации составили научно-теоретические положения, выдвинутые в трудах отечественных ученых по проблемам литературы и искусства: М.М. Бахтина, В.Г. Белинского, Б.С. Бугрова, C.B. Владимирова, В.М. Волькенштейна, E.H. Горбуновой, В.А. Латышевой, В.В. Фролова, В.Е. Хализева, E.H. Холодова, Е.И. Чернова, Я.И. Явчуновского и других.
Главным методом анализа в диссертации выбран системный подход, основанный на типологическом анализе художественного произведения. Данный метод позволяет рассматривать некоторые теоретические аспекты проблемы в сочетании с конкретным анализом текста, исследовать художественную структуру произведения в связи с общей его проблематикой.
Научная новизна работы состоит в том, что в ней делается попытка рассмотреть комплекс явлений, происходящих в современной мордовской драматургии. Результаты выразились в следующем:
- впервые в мордовской науке о литературе предпринята попытка целостного рассмотрения жанровых процессов драматургии на современном этапе ее развития; с позиций художественности и объективности развития литературного процесса рассмотрена историческая драма, ее жанровые разновидности; определены основные направления движения драмы в постперестроечной мордовской литературе;
- выявлены определяющие принципы новаторства и природа нравственного конфликта в драматургии Александра Пудина.
Практическое значение работы определяется тем, что результаты исследования могут быть использованы при составлении вузовских и школьных учебников, учебных пособий и методических указаний по изучению современной мордовской литературы, при разработке спецкурсов и спецсеминаров для студентов.
Апробация диссертации. Основные положения диссертации нашли отражение в докладах, представленных на XXYTI Саранских международных Огаревских чтениях (1998), ежегодных Огаревских чтениях (1996, 1997, 1998, 1999), проводимых в Мордовском госуниверситете, на III и IY конференциях молодых ученых Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарева (1998, 1999), статьях, опубликованных в республиканских литературно-художественных журналах. Результаты исследования использованы также при чтении лекций и проведении 9 практических занятий по мордовской литературе для учащихся Республиканской многопрофильной гимназии.
Структура и объем диссертации. Структура диссертации продиктована логикой раскрытия темы и решения поставленных задач. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объем машинописного текста составил 184 страницы.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Современная мордовская драматургия, 60-90-е годы"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ современного состояния мордовской драматургии показывает, что она накопила значительные художественные и эстетические ценности, обладает многообразием жанров. Сохраняя свою национальную самобытность, она представляет своеобразное явление в сфере духовных поисков отечественного искусства. Ее стремление к расширению жанрового диапазона, утверждение ценностей, являющихся главньш мерилом моральных и нравственных возможностей человеческого характера и правдивое отображение этапных моментов в истории своей нации свидетельствуют о развитии современными мордовскими драматургами художественного опыта отечественных и, прежде всего, своих национальных драматургов Ф. Чеснокова, К. Петровой, П. Кириллова. Проблематика пьес сегодняшних драматургов К. Абрамова, А. Терешкина, А. Пудина и других охватывает многочисленные аспекты взаимодействия человека и окружающей действительности.
Стремление к более глубокому проникновению в суть выдвигаемых жизнью проблем и многомерному исследованию их средствами драматургии позволяет мордовским писателям осваивать новые жанровые формы, которые наиболее полно соответствуют их творческим возможностям, воплощению художественных поисков и пополняют жанровое многообразие современной национальной драматургии.
Наиболее интенсивное развитие в современной мордовской драматургии получили пьесы историко-героического, историко-биографического, семейно-бытового и психологического характера.
Воссоздание героического прошлого требует от драматургов особого умения не только художественно отображать события определенной исторической эпохи, но и передавать их через конкретные драматические обстоятельства, оживлять их. Такой подход к решению поставленной проблемы ведет авторов к поискам современной художественной формы, современного взгляда на прошлое. Путь к всестороннему раскрытию человека и конкретной исторической эпохи, социальной сущности времени и его объективной оценки нелегок для сегодняшних драматургов. Они обязаны вносить в социально-исторические коллизии и в характеры героев тех лет новое актуальное звучание. В пьесах «В то жаркое лето» А. Терешкина, «На рассвете» Г. Меркушкина, «Каназор» А. Пудина и других синтез человека и исторической эпохи внутренне подвижен, динамичен, основывается на богатстве духовных и эмоциональных сил героя, что свидетельствует об определенном художественном и эстетическом уровне авторов в постижении исторической эпохи, оставившей значительный след в развитии нашего народа.
В драмах о прошлом мордовского народа с конкретными биографическими фактами отчетливо проявляется соответствие конфликта характерам, яркое художественное воплощение находит образ героя, который является активным творцом истории и оставил заметный след в истории народа. Образы А.И. Полежаева из «Крестника его величества», И.Н. Ульянова из «В прошении отказать» А. Терешкина, З.Ф. Дорофеева из «Звезды поэта» Г. Меркушкина воплощают авторскую концепцию личности в историческом деянии, определяют развитие действия. Их художественная состоятельность вытекает из стремления авторов наделить своих героев чертами, определяющими нравственные критерии эпохи, в которой живут эти персонажи.
Современная драматургия все активнее охватывает многообразие жизненных коллизий, наращивает углубленное художественное исследование нравственной проблематики, духовного мира современника. Все большее место занимает семейно-бытовая и психологическая драма, обращенная преимущественно к сфере личной жизни человека и сосредоточенная на выявлении его душевных переживаний.
Столкновение различных взглядов на нравственные обязанности личности, процессы внутреннего, духовного развития героя, формирование его эстетических принципов, протекающих в напряженных душевных переживаниях, в трудных поисках, в конфликтах с людьми иных убеждений - все это составляет движущее начало в современной мордовской драме о моральных качествах личности.
Молодое поколение мордовских авторов, расширяя тематический и жанровый диапазон драматургии, отражая злободневные проблемы действительности, не ослабило внимание к человеку, как это было с их старшими собратьями по перу, которые допускали подмену художественного воссоздания человеческой судьбы заострением внимания на злободневность тех или иных явлений в жизни. Именно через человека, конкретную судьбу, включенную в контекст исторической эпохи и передающую ее противоречия, литература достигает высокого художественного уровня. Д.С. Лихачев по этому поводу отмечал: «От начала развития литературы и до современности протягивается линия возрастания личностного начала в литературе» (43. С. 57).
В драматургии В. Мишаниной и особенно А. Пудина главным объектом художественного исследования становится конкретный человек со всеми его отрицательными и положительными качествами характера. Через конкретный человеческий характер рисуется противоречивость и непредсказуемость сегодняшней жизни. Такой подход драматургов в решение поставленных проблем проявляется особенно в разрешении нравственного конфликта. Их внимание сосредотачивается на раскрытии внутренних, подспудных течений, нередко уходящих в подтексты глубинных конфликтов, выясняющих смысл жизни, назначение человека, в его повседневных делах.
Внутренние конфликты можно всесторонне реализовать в жанре психологической драмы, которая определяет социально-психологичкскую сферу современной жизни, внутренний мир героев. И не случайно в творчестве А. Пудина и В. Мишаниной успешное развитие получают пьесы нравственного и психологического характера, что свидетельствует о стремлении драматургов не только художественно воссоздавать нравственную жизнь общества, но и активно воздействовать на нее. Расширение внутреннего конфликта позволяет им не просто показать добро и зло, а дать психологическое обоснование действиям каждого героя, выявить причины определенного морального выбора, что наиболее характерно пьесам «В пустом доме люди», «Анахореты или угол для сирот», «Очаг», «Орда» и «Хуторок» А. Пудина, «Ветви священного дуба» и «Перед Троицей» В Мишаниной.
Не только в жанре драмы решаются насущные проблемы современности. Но и комедия также стремится активнее разрабатывать острые, общественно важные проблемы, сохраняя при этом жанровую специфику и углубляя психологическую содержательность характеров и положений. Комедиография в основном осваивает лирическую и бытовую комедию, но в последние годы появилось несколько сатирических комедий, в которых авторы средствами резкой сатиры вскрывают язвы, разъедающие наше общество изнутри.
Нынешняя мордовская комедия еще не достаточно развивает свои богатые художественные и эстетические традиции, заложенные прежде всего многообразием форм комического, накопление которых шло «на всем пути развития национальной смеховой культуры, уходящей своими корнями в глубинные пласты жизни эрзян и мокшан» (76. С. 349.).
По глубине и своеобразности социального анализа, восприятию мироощущения и психологии современного человека, масштабности осмысления действительности современная мордовская драматургия удачно вписывается не только в национальную литературу, но и в многонациональную культуру всей нашей страны.
Таким образом, выводы сводятся к следующему:
- мордовская драматургия накопила большое количество жанровых форм, уходящих своими корнями в самобытную национальную культуру и предшествующую национальную и отечественную литературу;
- в жанровом движении происходит непрерывный процесс обогащения новыми подходами, взглядами на актуальные социально-нравственные проблемы. Чувство нового, своеобразного, ранее неведомого характеризует состояние современной мордовской драмы в целом;
- поэтика драматического развивается в жанровых формах, претерпевающих изменения под влиянием процессов исторического развития общества. Они несут в себе высокую художественную убедительность и объективность, являющимися важнейшим фактором в построении современного драматического характера;
- в поисках новизны выразительных средств мордовские драматурги выходят на наиболее точное, емкое отражение жизненных процессов. Пытаясь сказать свое слово в литературе, они углубляются в раздумья о чувствах национального достоинства, о месте нравственных начал в жизни, о духовности и бездуховности;
- современное состояние мордовской драматургии свидетельствует о росте художественного мастерства и таланта писателей, гармоничного сочетания национального и общечеловеческого, эволюции национальной литературы по пути все более углубленного исследования духовного мира современника, разнообразного анализа сложной и противоречивой российской действительности средствами драматургии, обогащения литератур народов Поволжья и Приуралья национальными, самобытными красками.
В то же время, обобщая вышесказанное, мы отдаем себе отчет в том, что данной работой поставленная проблема не исчерпывается. Надеемся, появятся и другие работы, которые разнообразят и углубят определенное в
172 нашей работе состояние современной мордовской драматургии. Это поможет дальнейшему развитию драмы в национальной литературе, обогащению ее жанрового и тематического многообразия.
Список научной литературыАнтонов, Юрий Григорьевич, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"
1. Алешкии A.B. Арсемат (Размышления). Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1989.- 198 с.
2. Алешкин A.B. Эпос дружбы. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1985. -184 с.
3. Анализ драматического произведения. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. - 386 с.
4. Бассель Н. Типологические связи эстонской советской литературы с литературами других народов. Таллин, 1980. - 390 с.
5. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худож. литература, 1985.- 502 с.
6. Белая Г.А. Литература в зеркале критики. М.: Сов. писатель, 1986. -386 с.
7. Белинский В.Г. Сочинения в 4-х т. Т. 4. - СПБ: Изд. Павленкова, 1896. -934 с.
8. Бикмухаметов Р. Орбиты взаимодействия. М.: Сов. писатель, 1983. 240 с.
9. Блок В. Диалектика театра: Очерки по теории драмы и ее сценического воплощения. М.: Искусство, 1983. - 294 с.
10. Борисов А.Г. Художественный опыт народа и мордовская литература. -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1977. 189 с.
11. Брыжинский А.И. Процессы жанрового развития мордовской прозы (50 90-е годы). - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1995. - 192 с.
12. Брыжинский А.И. Современная мордовская проза (движение жанра). -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1995. 232 с.
13. Брыжинский B.C. Народный театр мордвы. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1983. - 168 с.
14. Бугров Б.С. Герой принимает решение. Движение драмы от 50-х годов. -М.: Сов. писатель, 1987. 368 с.
15. Бугров Б.С. Историко-революционная драматургия наших дней. М.: Знание, 1982. 47 с.
16. Бугров Б.С. Русская советская драматургия (1960 1970-е годы). - М.: Высш. школа, 1981. - 286 с.
17. Бугров Б.С. Проблемы развития русской советской драматургии на современном этапе (60-70-е годы). М.: Изд-во МГУ, 1980. - 159 с.
18. Ванюшев В.М. Расцвет и сближение (О типологии соотношения национального и интернационального в удмуртской и других младописьменных литературах). Ижевск: Удмуртия, 1980. - 252 с.
19. Васин К.К. Творческие взаимосвязи марийской литературы. Йошкар-Ола: Map. кн. изд-во, 1969. - 215 с.
20. Велехова H.A. Серебряные трубы: Советская драма вчера и сегодня. -М.: Сов. писатель, 1983. 375 с.
21. Владимиров Е.В. Межнациональные связи чувашской литературы. -Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1970. 200 с.
22. Волькенштейн В.М. Драматургия. М.: Сов. писатель, 1981. - 279 с.
23. Выгодский JI.C. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. - 576 с.
24. Горбунова E.H. Вопросы теории реалистической драмы. М.: Просвещение, 1963. - 508 с.
25. Громова М.И. Русская драма на современном этапе (80 90-е годы). -М.: Наука, 1994.- 184 с.
26. Громова М.И. Русская современная драматургия. М.: Флинта: Наука, 1999. - 160 с.
27. Громова М.И. Эстетические искания в советской многонациональной драматургии 70 80-х годов. - М.: Изд. МГПИ им. Ленина, 1987. - 276 с.
28. Гусейнов Ч.И. Формы общности советской многонациональной литературы. М.: Мысль, 1978. 181 с.
29. Диев В.А. Историко-революционная драматургия на современном этапе. -М.: Наука, 1970.- 147 с.
30. Домокош П. Формирование литератур малых уральских народов. -Йошкар-Ола: Map. кн. изд-во, 1993. 288 с.
31. Зубов Ю.А. Драматурги России. М.: Современник, 1979. - 319 с.
32. Иванов А.Е. Марийская драматургия (основные этапы развития). -Йошкар-Ола: Map. кн. изд-во, 1969. 276 с.
33. Имяреков М.Г. Писательсь и эряфсь (Писатель и жизнь). Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1992. - 384 с.
34. История марийской литературы. Йошкар-Ола: Map. кн. изд-во, 1989. -432 с.
35. История мордовской советской литературы: В 3-х т. Т. - 1. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1968. - 416 с.
36. История мордовской советской литературы: В 3-х т. Т. 2. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1970. - 276 с.
37. История советской многонациональной литературы: В 6-ти т. Т. 1 - 6. -М.: Наука, 1970 - 1974.
38. Киселев Н.В. Проблемы советской комедии. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1973.-201 с.
39. Кубанцев Т.И. Литература финно-угорских народов Поволжья и Приуралья. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1994. 36 с.
40. Кузнецова Т.Л. Комическое в коми литературе. Сыктывкар: Изд-во Коми РИППКРНО, 1994. - 73 с.
41. Латышева В.А. Драматургия и жизнь. Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1985.-80 с.
42. Леонов Б.А. Утверждение: Героико-патриотическая тема в русской и советской литературе. М.: Худож. литература, 1988. - 381 с.
43. Лихачев Д.С. Литература реальность - литература. Л.: Сов. писатель, 1984.-271 с.
44. Макушкин В.М. Обретение зрелости. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1984.-224 с.
45. Неупокоева Г.И История всемирной литературы: Проблемы системного и сравнительного анализа. М.: Наука, 1976. 359 с.
46. Овчаренко А.И Горький и литературные искания XX столетия. М.: Сов. писатель, 1978. - 510 с.
47. Оснос Ю.А. Герой современной драмы. М.: Сов. писатель, 1980. -311с.
48. Очерки истории Мордовской АССР: В 3-х т. Т. 1. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1955. - 575 с.
49. Петров С.М. Русский советский исторический роман. М.: Современник, 1980. - 413 с.
50. Сахаров В. Обновляющийся мир. М.: Знание, 1980. - 283 с.
51. Сивогривова A.A. Биографические жанры в литературе. Ростов-на-Дону, 1989. - 88 с.
52. Славкин В. Памятник неизвестному стиляге. М.: Просвещение, 1996. -176 с.
53. Словарь литературоведческих терминов. М.: Просвещение, 1974. -509 с.
54. Современная мордовская литература 60 80 г.г. ч. 2. - Саранск: Мордов кн. изд-во, 1993. - 320 с.
55. Степанова A.A. Современная советская драматургия и ее жанры. М.: Знание, 1985.- 112 с.
56. Творческие взаимосвязи марийской литературы. Йошкар-Ола: Map. кн. изд-во, 1968. - 216 с.
57. Тендитник Н.С. Мастера. Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1981. - 210 с.
58. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. М.: Просвещение, 1976. -548 с.
59. Федь Н.М. Жанры в меняющемся мире. М.: Мысль, 1989. - 542 с.
60. Федь Н.М. Искусство комедии. М.: Наука, 1978. - 216 с.
61. Фролов В. Жанры советской драматургии. М.: Сов. писатель, 1957. -335 с.
62. Фролов В.В. Судьбы жанров драматургии. М.: Сов. писатель, 1979. -424 с.
63. Хализев В.Е. Драма как род литературы (поэтика, генезис, функционирование). М.: Изд-во МГУ, 1986. - 260 с.
64. Ханзафаров Н.Г. Татарская комедия (Истоки и развитие). Казань: ФЭН, 1996. - 268 с.
65. Черапкин Н.И. В братском содружестве. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1969. 384 с.
66. Черапкин Н.И. Притоки. М.: Современник, 1973. - 197 с.
67. Чернов Е.И. Драматурги Мордовии. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991. - 192 с.
68. Чернов Е.И. Годы и конфликты. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1981. -150 с.
69. Чернов Е.И. Современная мордовская литература. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1993. - 90 с.
70. Юзовский Ю. Максим Горький и его драматургия. М.: Искусство, 1959. - 555 с.
71. Явчуновский Я.И. Драма вчера и сегодня: Жанровая динамика, конфликты и характеры. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1980. -254 с.
72. Явчуновский Я.И. Драма на новом рубеже. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1989. - 224 с.
73. Диссертации и авторефераты
74. Асенчик H.A. Морально-эстетические проблемы и их идейно-художественное решение в современной белорусской драматургии: Дисс. канд. филолог, наук. Минск, 1988. - 210 с.
75. Брыжинский А.И. Процессы жанрового развития мордовской прозы (50 -90-е г.г.): Автореферат. Дисс. доктора филолог, наук. Казань, 1995. - 42 с.
76. Дашевская O.A. Структура действия в современной советской драматургии: (Пространственно-временная организация): Автореферат дисс. канд. филолог, наук. Томск, 1987. - 18 с.
77. Демин В.И. Комическое в мордовской литературе: Дисс. доктора филолог, наук. Саранск, 1998. - 392 с.
78. Кириллов К.Д. Особенности становления и развития чувашской драматургии в контексте тюркских литератур Урало-Поволжья: Автореферат дисс. канд. филолог, наук. М., 1991. - 20 с.
79. Корозов Ю.И. Советская драматургия 60 80-х годов. Конфликт, действие, характер. Проблема театрально-драматической выразительности: Автореферат дисс. доктора филолог, наук. - Киев, 1991.-42 с.
80. Кульмухаметов Т.А. Поэтика башкирской драматургии: Автореферат дисс. доктора филолог, наук. М., 1991. - 39 с.
81. Латышева В.А. Межнациональная общность и различие драматургии угро-финских народов Поволжья и Приуралья: Дисс. доктора филолог, наук. Казань, 1993. - 427 с.
82. Сидикова Л.С. Проблема конфликта и характера в советской драматургии 70 нач. 80-х г.г.: Авто реферат дисс. канд. филолог, наук. -М., 1986.-22 с.
83. Сиомара Г.К. Проблема героя в русской советской драматургии 70 -80-х г.г.: Автореферат дисс. канд. филолог, наук. М., 1988. - 25 с.
84. Цымбалистенко Н.В. Художественное мастерство Александра Вампилова: Автореферат. Дисс. канд. филолог, наук. Горький, 1986. -26 с.
85. Эпнер Л.У. Идейно-художественное новаторство эстонской советской драматургии 1960 1970-х годов: Автореферат. Дисс. канд. филолог, наук. - Таллин, 1987. - 17 с.1. Статьи
86. Алешкин А.В. Реальности ускоренного развития и эстетический потенциал мордовской литературы // Аспект 1989: Исследования по мордовской литературе / Труды МНИИЯЛИЭ. - Вып. 96. - Саранск, 1989.-С. 4-17.
87. Бондаренко В. День завтрашний // Современная драматургия. 1986. -№ 1. - С. 255-262.
88. Брыжинский B.C. Кудъюрхтонь сярятьф (Притяжение очага) //Мокша. -1991.-№7.-С. 86- 89.
89. Вольфсон А. Размышления о судьбах жанра // Театр. 1975. - № 4. - С. 72 - 75.
90. Григорай И.В. Характер и сюжет в драматургии А. Вампилова // Структура литературного произведения. Владивосток, 1983. - С. 23 - 30.
91. Демин В.И. Шкась ды комедиясь (Время и комедия) // Сятко. 1990. - № 5.-С. 69-71.
92. Евгенов Э. Первый учитель // Театральная жизнь. 1977. - № 7. - С. 4 - 5.
93. Епишин В. В прошении отказать // Сов. культура. - 1977. - 4 янв.
94. Епишин Е. Спектакль о 1905-ом годе // Сов. Мордовия. -1981. 6 авг.
95. Зиновьев П. Мон сынь мокшэрзянь масторсто (Я пришел с земли мордовской) // Эрзянь правда. 1991.-23 июль.
96. Иванов И. Чувашская критика и литературоведение 70 80-х годов // Чувашская литература: тенденции развития, стилевые поиски. -Чебоксары: ЧНИИЯЛИЭ, 1983. - С. 30 - 66.
97. Калмановский Е.С. Познание быта // Мир современной драмы. Л.: ЛГИТМИК, 1983.-С. 103-115.
98. Кириченко Т. Драматургия с международным акцентом // Сов. Мордовия. 1991. - 17 июль.
99. Маскаев А. К вопросу о мордовской драматургии // Записки МНИИЯЛИЭ. Вып. 12. - Саранск: Мордов. гос. изд-во, 1951. - С. 132 -145.
100. Никулина Е. Проблемы гуманизма и жанровые тенденции в современной советской драме // Жанрово-стилевые поиски советской литературы 70-х годов. Л.: Изд-во ленинградского ун-та, 1981. С. 95 -Л19.
101. Нурдыгина В. Поэзия и драматургия К. Абрамова // Очерки развития жанров мордовской литературы (1965 67 гг.) // Труды МНИИЯЛИЭ. -Вып. 37. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1974. - С. 187 - 220.
102. Пектеев В. Маленькие трагедии Александра Пудина // Современная драматургия. 1995. - № 3/4. - С. 28.
103. Пешонова В. Драматургия 1963 1965 годов // Очерки развития жанров мордовской литературы (1965 - 1967 г.г.). - Труды МНИИЯЛИЭ. - Вып. 37. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1974. - С. 124 - 138.
104. Пешонова В. Драматургия 1971 1973 годов // Очерки жанров мордовской литературы (1972 - 1973 г.г.). - Труды МНИИЯЛИЭ. - Вып. 65. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1978. - С. 62 - 73.
105. Пешонова В. Мордовская драматургия 1955 1958 годов // Труды МНИИЯЛИЭ. - Вып. 20. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1960. - С. 160 -191.
106. Пешонова В. Мордовская драматургия 1960 года // Труды МНИИЯЛИЭ. Вып. 23. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1962. - С. 72 - 89.
107. Пешонова В. Первые шаги мордовской драматургии (1920 1930) // Мордовская литература последних лет (1961 - 1964). - Труды МНИИЯЛИЭ. - Вып. XXXIII. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1968. - С. 105- 126.
108. Родионов А. Мрачная страна // Независимая газета. 1999. - 18 марта.
109. Сеничев С. Человек театр // Вечерн. Саранск. 1994. - 11 февр.
110. Сизганов В., Овчинников А. Случайная встреча с драматургом Пудиным // Столица С. 1994. - 20 мая.
111. Соколова В.Е. Драматургия 1966 1967 г.г. // Мордовская литература последних лет (Очерки развития жанров 1965 - 1967). - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1974. - С. 139 - 150.
112. Тамарченко А. Преодоление канонов // В середине семидесятых. Л.: Лениздат, 1977. С. 344 - 375.
113. Тур В. Две ловушки для молодого драматурга // Современная драматургия. 1989. - № 3. - С. 105.
114. Федорова В. Есть старая притча // Театральная жизнь. 1991. - № 2. -С. 19.
115. Федорова В. И придет день // Совр. Драматургия. 1991. - № 5. - С. 58.
116. Хаустов Н.Т. Своеобразие структуры драматического действия современной драмы: К вопросу о единстве действия // Художественное творчество и современный литературный процесс. Томск, 1982. - Вып. 4. - С. 73 - 82.
117. Ченонов Н. Фестиваль национальных театров // Саранские вести. 1992. -15 апр.
118. Чернов Е.И. А стувтовиця образт (Незабываемы образы) // Сятко. 1989. - № 6. - С. 79-85.
119. Чернов Е.И. Верность жанру // Сов. Мордовия. 1987. - 12 февр.
120. Чернов Е.И. Идейно-эстетические проблемы современной мордовской драматургии // Проблемы современной мордовской литературы. -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1980. С. 217 - 238.
121. Чернов Е.И. Павазсь мзярда перьфкат павазуфт (Счастье - когда вокруг счастливые) // Мокша. - 1987. - № 2. - С. 68 - 74.
122. Чернов Е.И. Типология жанра исторической драмы в поволжских литературах 30-х годов // Проблемы жанров современной мордовской литературы. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1987. С. 180 - 202.
123. Эфрос А. О современной пьесе // Сов. Драматургия. 1983. - № 2. - С. 209-218.1. Источники
124. Абрамов К. Багировонь самозо (Пришествие Багирова) // Сятко. 1992. -№ 9. - С. 27 - 40.
125. Абрамов К. Кавалонь пизэ (Гнездо коршунов) // Сятко. 1988. - №1. - С. 16 - 42.
126. Абрамов К. Нурька морот. Евтнемат ды пьесат (Частушки. Рассказы и пьесы). Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1974. - 420 с.
127. Абрамов К. Шибань Миколь (Шибаев Николай) // Сятко. 1982. - № 6. -С. 19-46.
128. Архангел кирзовой кемьсэ (Архангел в кирзовых сапогах). Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1966. - 70 с.
129. Атянин Ф. Атямсь кельги мокшень стирь (Невеста грома) // Мокшень правда. 1965. - 26 сент, 3, 6, 10, 15, 17 окт.
130. Атянин Ф. Геройхне аф кулсихть (Герои не умирают) // Мокша. 1973. -№2.-С. 21 -50.
131. Атянин Ф. Минь мрдатама, Россия! (Мы вернемся, Россия!) // Мокша. -1974.-№5.-С. 8-36.
132. Бебан М. Тонашиста ворьгодема (Побег из ада) // Мокша. 1969. - № 5. -С. 7 -31; №6. -С. 8-36.
133. Васильев Н. Аватненень вечкезь. (Женщинам - с любовью) // Сятко. -1988.-№6.-С. 7-30.
134. Голенков Н. Кеподьсаськ занавесть (Поднимим занавес). Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1989. - 112 с.
135. Меркушкин Г. Пьесат (Пьесы). Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1985. -157 с.
136. Мишанина В. Кда орта лангса суви пине (Когда у ворот воет собака) // Мокша. 1990.- № 3. - С. 24 - 52.
137. Мишанина В. Озкс тумоть тарадонза (Ветви священного дуба). -Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1992.- 291 с.
138. Пивкин Н. Шожда кить а эрсить (Легких путей не бывает) // Сятко. -1984.-№2.-С. 5-32.
139. Пряурмат (Боли голоные).- Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1996. 320 с.
140. Пудин А. В пустом доме люди // Совр. драматургия. 1989. - № 3. - С. 106-131.
141. Пудин А. Кудъюрхта (Очаг). Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991.256 с.
142. Пудин А. Ой, куница играет.: Пьесы. Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 1998.-512 с.
143. Пудин А. Очаг // Совр. драматургия. 1991. - № 5. - С. 59 - 83.
144. Пудин А. Хуторок // Совр. драматургия. 1995. - № 3/4. - С. 29 - 52.
145. Пурьгине В. Валскесь кирвайсь (Заря занялась) // Сятко. 1969. - № 1. -С. 12 - 44.184
146. Садо, садо минек кудов (Придите, придите в наш дом). Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1996. - 368 с.
147. Терешкин А. Пьесы. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1986. - 240 с.
148. Терешкин А. Спецрейс // Репертуарный сборник: (В помощь худож. самодеятельности) Саранск, 1974. - С. 165 - 224.
149. Торопкин П. Кафонц сельмованомат (Двойные очки) // Мокша. 1961. -№ 4. - С. 74 - 78.
150. Фетисов С. Осенние звезды // Произведения мордовских писателей. Драматургия. Саранск, Мордов. кн. изд-во, 1975. - С. 139 - 195.
151. Черапкин Н. Ломанць ломанти (Человек человеку) // Мокша. 1962. -№ 6. - С. 85 - 92.
152. Черняев П., Учватов Н. Кафта свадьбат (Две свадьбы) // Мокша. 1977. -№ 6. - С. 17 - 36.
153. Щеглов А. Ванодо: берянь ломань (Осторожно: плохой человек) // Сятко. 1982. - № 5. - С. 4 - 43.
154. Щеглов A.C. Вишка пьесат (Маленькие пьесы). Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1965. - 60 с.