автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Художественный мир Аульдина Эльмесова
Полный текст автореферата диссертации по теме "Художественный мир Аульдина Эльмесова"
На правах рукописи
ШОМАХОВА РАДИНА ТЕНГИЗБИЕВНА
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР АУЛЬДИНА ЭЛЬМЕСОВА
10 01 02 - литература народов Российской Федерации
(кабардино-балкарская и карачаево-черкесская литература)
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
О 5 РЮН 2000
Нальчик 2008
003171884
Работа выполнена на кафедре кабардинского языка и литературы Кабардино-Балкарского государственного университета им X М Бербекова
Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор
Хакуашев Андрей Ханашхович
Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор
Эфендиева Тамара Емельяновна Кабардино-Балкарский государственный университет им X М Бербекова
кандидат филологических наук, доцент Тугова Леля Назировна Карачаево-Черкесский государственный университет
Ведущая организация: Северо-Осетинский институт гуманитарных
и социальных исследований им В И Абаева ВНЦ РАН и Правительства РСО-Алания
Защита состоится 2 июля 2008 года в 10 00 часов на заседании диссертационного Совета ДМ 212 076 04 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора филологических наук в Кабардино-Балкарском государственном университете им X М Бербекова (360004, КБР, г Нальчик, ул Чернышевского, 173)
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Кабардино-Балкарского государственного университета им X М Бербекова (360004, КБР, г Нальчик, ул Чернышевского, 173)
Автореферат разослан мая 2008 г
Ученый секретарь диссертационного Совета
А. Р. Борова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Аульдин Матуевич Эльмесов (1932-1997) вошел в кабардинскую литературу в 70-х гг прошлого столетия, - период, когда на пике популярности были имена теперь уже знаковых фигур северокавказской литературы - А Кешокова, Ад Шогенцукова, Ахм Налое-ва, К Эльгара, М Кармокова и некоторых других
Примечательно, что свой «исследовательский» путь Эльмесов начал не с гуманитарных областей знания, а с естественнонаучных Профессиональный физик, он с 1950 I до времени своей кончины работал в этой области, имел степень кандидата физико-математических наук Подобная необычность творческого пути служит своеобразным фактором интереса к наследию названного автора Эльмесову принадлежат незначительные опыты в поэзии, в детской литературе (сказки), основной же акцент его художнических исканий пришелся на прозу - рассказы, повести, роман
Актуальность темы исследования обусловливается прежде всего неизученностью творчества Аульдина Эльмесова, его идейных и образных установок Между тем можно утверждать, что при несколько линейной трактовке изображаемых событий и образов, трудно не заметить пронизывающее их острое ощущение эпохи, чувство времени, которые призывают к более детальному рассмотрению художественного наследия Эльмесова Мы в определенной степени пытаемся восполнить этот пробел
Цели и задачи исследования. Цель настоящего диссертационного исследования состоит в изучении прозаического творчества А Эльмесова с позиции его художнической индивидуальности, выяснения тематического направления его творчества и своеобразия мастерства В связи с чем представляется необходимым решение следующих задач
• выявить роль национальной художественной традиции в творчестве А Эльмесова,
• исследовать проблематику его повестей и рассказов,
• изучить приемы художественной изобразительности, посредством которых раскрывается отношение «человек-среда»,
• рассмотреть систему образов и способы их типизации,
• рассмотреть проблемы историзма и попытаться приблизиться к мировоззренческим установкам писателя
Научная новизна. В настоящем диссертационном исследовании впервые предпринята попытка монографического рассмотрения творчества А Эльмесова Выявляется содержательный уровень его произведений, исследуются особенности поэтики, круг наиболее активно задействованных тем и мотивов, художественных приемов, ставших, на наш взгляд, определяющими для творчества данного автора
Новизна диссертационной работы заключается еще и в том, что впервые объектом комплексного исследования стали произведения, не являвшиеся ранее темой специального рассмотрения литературоведов
Объект исследования. В качестве объекта исследования берется прозаическое творчество А Эльмесова опубликованные в разное время на страницах периодической печати и в отдельных изданиях рассказы, повести, а также его единственный роман - «Орлы возвращаются в горы» (1993)
Степень научной разработанности темы. Специальных монографических исследований, освещающих избранную нами тему, нет, что послужило главной причиной нашего обращения к творчеству Аульдина Эльмесова Краткие сведения о творчестве данного автора отражены в биографическом справочнике «Кабардинские писатели» (Нальчик, 1999), конкретные стороны поэтики романа «Орлы возвращаются в горы» рассматриваются в статье П Шевло-кова «Рука об руку с историей» (1995)
Однако отдельные вопросы, соприкасающиеся с нашей темой, подробно разработаны А Мусукаевой (Северокавказский роман -Нальчик, 1993), К Султановым (Динамика жанра Особенное и общее в опыте современного романа - М, 1989), 3 Толгуровым (В контексте духовной общности - Нальчик, 1991), Ю Тхагазито-вым (Адыгский роман - Нальчик, 1987, Эволюция художественного сознания адыгов - Нальчик, 1996), К Шаззо (Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах - Тбилиси, 1978) В перечисленных трудах особую ценность представляет рассмотрение вопросов историзма, художественной правды, роли творческой индивидуальности в северокавказском литературном процессе 4
Методологической основой дисссртационно1 о исследования явились теоретические выводы, содержащиеся в трудах Ю Бара-баша, Д Лихачева, А Федорова, М Храпченко, А Чичерина
Также учтены работы северокавказских литературоведов А Гу-това, А Мусукаевой, К Султанова, 3 Толгурова, К Шаззо, У Па-неш, Ф Урусбиевой, П Шевлокова и многих других
Основными методологическими принципами явились историзм, системность, единство содержания и формы
Базовые методы работы - культурно-исторический и типологический
Теоретическая значимость диссертационного труда состоит в попытке системно-комплексного рассмотрения творчества А Эль-месова На основе его прозаических произведений осмысляется роль конкретной творческой индивидуальности в развитии кабардинской литературы, а также показывается отражение в отдельном художественном мире общих закономерностей развития северокавказской прозы
Полученные результаты могут способствовать сравнительно-типологическому изучению прозаических жанров литератур Северного Кавказа и тем самым выявлению их национальных особенностей
Практическая значимость. Выводы и основные положения работы могут быть использованы при чтении спецкурсов по истории литератур Северного Кавказа и проведении спецсеминаров по изучению поэтики и проблематики кабардинской литературы
Апробация результатов диссертационного исследования. Диссертация была обсуждена на расширенном заседании кафедры кабардинского языка и литературы Института филологии Кабардино-Балкарского государственного университета им X М Бербекова (январь 2008 г), а также на заседании научного семинара «Актуальные проблемы литератур народов Северного Кавказа» кафедры русской литературы Кабардино-Балкарского государственного университета им X М Бербекова (февраль 2008 г)
Основные положения диссертации отражены в четырех статьях, одна из которых опубликована в рецензируемом издании, рекомендованном ВАК
Структура диссертации определена поставленными в ней целями и задачами Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении отражены актуальность избранной темы, объект и предмет исследования, определяются цели и задачи работы, научная новизна, степень изученности, дается изложение методологических принципов исследования, обосновывается теоретическая и практическая значимость
Первая глава - «Индивидуальный метод как исходное понятие в осмыслении художественного мира писателя (К постановке вопроса)» - носит теоретический характер и представляет собой попытку анализа и систематизации критериев, с опорой на которые обычно исследуется феномен художественный мир писателя» Основное внимание уделяется при этом методу и стилю, как базовым понятиям, к которым апеллирует большинство работ, посвященных осмыслению творческого наследия того или иного художника
Как правило, в пределах определенного литературного этапа сравниваются произведения, принадлежащие одному жанру, или же объединенные одной темой - по этому принципу, например, построены наиболее известные критические работы северокавказских исследователей А Мусукаевой, 3 Толгурова, Ю Тхагазитова, К Шаз-зо, Т Чамокова, Т Эфендиевой, многих других Все выявленные в творчестве конкретного автора особенности, вместе взятые, образуют целостную художественную систему, в основании которой лежит творческий метод, который и определяет структурные особенности ее содержания
Конкретное содержание всякой взятой в отдельности художественной системы многообразно, поэтому многообразны и ее художественные формы Принципом организации художественной системы являются стили, хотя они несут на себе отпечаток и общих особенностей системы
Как правило, читатель в первую очередь увлекается конкретным содержанием художественного произведения, заражается абторским отношением к героям, но в целом мир художественных образов неповторим, это уникальный творческий опыт художника, и художник, как известно, не претендует на буквальное воспроизведение событий реального мира Главное, что воспринимая конкретное содержание произведения искусства, человек руководствуется теми
творческими принципами, на основе которых создается эта художественная реальность
Характерной чертой художественного мира является его неизбежная привязка к внслитературным, то есть внешним по отношению к литературе, ориентирам, связь с реальным состоянием общества, которое, по идее, должно воспринять предлагаемую художником систему Творческий путь крупного писателя часто не совпадает с общим движением литературы, главенствующими направлениями, но все-таки направление таланта, нравственные искания, так или иначе оказываются связанными с его эпохой Только значимость исканий делает их ценными для будущих поколений С вопросом о формировании конкретного художественного мира часто сопряжен вопрос о влиянии творческих приоритетов и индивидуальностей, - здесь важно учитывать, как нам кажется, что перестановка акцентов в представлении о творческих приоритетах с течением времени не исключается
Не касаясь вопроса о том, что именно определяет значимость произведения с точки зрения истории той или иной национальной литературы, надо заметить, что, как правило, последнее издание фиксирует степень зрелости мастера, а первая публикация отражает общественно-художественную атмосферу эпохи, а также тогдашний уровень творческих интересов и возможностей автора И не всегда легко решить, что является более ценным
Поэтому, когда заходит речь об оценке, значимости литературных творений, бывает не так просто выделить и вобрать в единый процесс те произведения, что продвинули литературную мысль, но не сказались непосредственно на текущем процессе, а вошли в него лишь спустя долгие годы, уже в иной историко-литературной ситуации, с иным художественным эффектом Не все взгляды, составляющие мировоззрение художника, включаются в художественно-творческий процесс, а только те, что становятся пафосом творческой жизни художника Вместе с тем даже в одном типе сознания могут актуализироваться разные стороны действительности, в более широком плане - один тип художественного сознания в разных национальных литературах дает соотношение разных сторон, и степень разработки каждой из них может быть различной
Факты свидетельствуют о том, что именно в творчестве художников яркой индивидуальности нередко наблюдается не один, а не-
сколько ясно выраженных стилей Разница стилевых принципов -)то результат художнических исканий, стремления привести форму в соответствие с определенным содержанием Манера письма может меняться даже в пределах творчества одного художника
Неразделимость стиля и метода иногда рассматривается лишь с той точки зрения, что тот и другой представляют собой разные стороны внутренне единого явления Однако ограничиться этим невозможно Аналитическое выделение тех или иных компонентов литературных явлений имеет своей целью не простое их описание, а раскрытие их места и роли в художественном пространстве Единство стиля и метода не препятствует тому, что каждый из них выполняет свою особую функцию, так же как и отдельные звенья стиля обладают своими специфическими особенностями
Необходимо избегать механического членения стиля на отдельные особенности или элементы и искать особую ценность в их богатстве и многообразии Однако возможен ли такой подход? Тем более что в нашем случае художественный мир конкретного писателя «вписан» в эпоху интенсивного развития отдельно взятой литературы Становление ее под влиянием русской советской литературы, ассимиляция многих ее принципов, единая реальность, делали произведения северокавказских, а в частности кабардинских, прозаиков в некоторой степени однотипными Интенсивное развитие всегда перенимает у другой литературы наиболее яркое, характерное
Помимо взаимной связанности метода и стиля очень часто акцентируется внимание на отношении «язык и стиль», иногда наблюдается даже смешение понятий Общенародный язык в творчестве отдельного писателя претворяется в индивидуальный стиль и образует нечто целостное
С языком художественного произведения, рассматриваемого как сторона стиля, связаны также вопросы создания образа и типизации Ведь специфика индивидуального образного видения мира, так же как и своеобразие стилевой доминанты, обусловливают отбор писателем тех речевых средств, которые дают ему возможность выразить свои творческие замыслы Это подразумевает отбор нужных средств языка и их целенаправленную организацию
Обобщение, типизация - одна из форм проявления той особой смысловой емкости, которая чрезвычайно характерна для художе-8
ственной литературы (в частности - реалистической) Но, конечно же, не стоит забывать, что обобщение, типизация создается в результате применения всей сложной системы стилистических средств, к которым прибегает автор В отношении же стиля важно помнить, что он не только формируется под воздействием объекта творчества, материала действительности, но и активно организует этот материал
Таким образом, с опорой на ряд теоретических исследований, можно утверждать, что основные категории, сопрягаемые обычно с понятием «художественный мир писателя», находятся в следующем соотношении принципы художественного обобщения жизни составляют важнейшую сторону творческого метода писателя, конкретное же их осуществление - приемы, способы обрисовки характеров и событий - относится к области стиля
Во второй главе - «Проблематико-художественная направленность повестей и рассказов А. Эльмесова» - предпринимается попытка анализа отдельных произведений, среди которых - повести «Старик и лошадь», «Холодные осени», «Мужество и человечность -близнецы», рассказ «Меняющий образ»
Целый ряд прозаических произведений второй половины XX века концентрируется вокруг проблемы взаимоотношения человека и среды Определенный вклад в художественную разработку этой проблемы внес своим творчеством А Эльмесов Интересны нюансы, которые волновали в ней писателя преодоление человеческой озлобленности в обстановке тотальной жестокости и предательства, соотношение принципов национальной морали и примет нового быта, соотношение высокой духовности и закрепленной в веках, циничной логики человеческого общежития
Несомненным достоинством повести «Старик и лошадь» является то, что автор дает возможность взглянуть на очень сложную и страшную веху в российской истории с разных позиций Так, мы видим мир не только с точки зрения главного героя, пострадавшего от издержек новой власти, но и глазами невольного «захватчика» его поместья Мудара, - честного труженика, приютившего у себя вернувшеюся из заключения старика Выразительно воссоздается образ жизни колхозников, в стихийном веселье почти бессознательно приспосабливающихся к новым условиям жизни На этом фоне автор улавливает сиротливый взгляд повзрослевшего до срока ре-
бенка Эльмесов создает характеры простых людей, несмотря на грудные условия, стремящихся сохранить жизнелюбие, духовную стойкость
Автор словно бы призывает читателя не столько судить эпоху и порожденные ею характеры, сколько прослеживать трагические хитросплетения обстоятельств и судеб
Своеобразную альтернативу решению темы надломленной судьбы, заявленной в повести «Старик и лошадь», Эльмесов представляет в рассказе «Меняющий образ» Оба произведения очень сильно перекликаются по своей тематической направленности, но в последнем случае в вопросы нравственности и духовной стойкости вплетается экологическая тема
В сопоставлении двух названных произведений ясно определяется то, чго сквозь разность изображенных эпох и обстоятельств отчетливо проглядывает один и тот же механизм подавления личности, в одном случае реализуемый органами ГПУ, в другом - КГБ
Тема переменчивости разворачивается через образ запущенного парка, от него рассуждения двух собеседников переходят к образу «порабощенной» и надломленной Вселенной, которой не от кого ждать защиты и покровительства, кроме как от человека Самым востребованным приемом, посредством которого воссоздается драма человеческой воли, оборачивающейся против своего носителя, в рассказе Эльмесова оказывается психологический параллелизм Постепенно рассуждения персонажей о судьбе природы проецируются на судьбу человека, что, в общем-то, не ново для литературы, и автор не пытается здесь найти какие-то особые пути для освещения человеческой жизни Облик природы как бы «дает реакцию» на душевное состояние героя, в ряде случаев предваряет событие, либо «поясняет» уже происшедшее Помимо психологического параллелизма, целям которого подчиняется образ природы, этот образ сам по себе активно выступает метафорой переменчивости (пораженные деревья)
В сравнении с теми испытаниями, которые судьба уготовила герою из повести «Старик и лошадь» и в соотнесении с той духовной мощью, которую раскрыли в нем страшные события повести, становится явным, что Азнаур (герой рассказа «Меняющий образ»), выражаясь фигурально, «сломился от легкого дуновения ветерка» Однако возможно, что именно в этом и состоит трагизм той ситуа-10
ции, которую хочет донести до читателя автор показать насколько хрупка и беззащитна человеческая жизнь, зафиксировать внимание на том, что именно человек, точнее, его неуемное стремление поставить себе в услужение кого-то другого, является самой страшной силой, способной привести к краху и судьбу отдельно взятого человека, и судьбу целой вселенной Очень сильное звучание имеет в рассказе экологическая концепция включения человека в природную среду, акцентирующая не исключительность и верховенство его в ней, а родственную связь и старшинство, не дающие право на господство и подавление, но обязывающие к помощи и защите Разрушение этих законов - оборотная сторона разрушения отношений в мире самих людей
Новые идеи и представления о месте человека в контексте природы и его взаимосвязях с ней способствуют и становлению нового типа художественного видения, которое можно назвать экологическим, ярко заявившим о себе в лучших образцах многонациональной прозы
В своих повестях и рассказах Эльмесов рассматривает преимущественно нравственные проблемы Всякий раз, когда история осмысляется как фактор испытания личности, художника привлекает, прежде всего, индивидуальное, личностное проявление типических свойств в их движении, в социальной динамике Такое стремление закономерно, ведь литература по своей органической природе не может довольствоваться общими определениями, и больше склонна к неповторимому своеобразию личных судеб, к конкретному осмыслению индивидуального жизнеощущения Но, подходя к конкретному осмыслению индивидуального жизнеощущения, А Эльмесов не сосредотачивается на одном герое, он выявляет индивидуальное, если можно так выразиться, через «разноголосость» своих героев, особенно интересно в этом отношении изображение им толпы
Из ряда осмысляемых в творчестве этого писателя форм взаимоотношений человека и среды, выделяется необычное соотношение клеветы и ментальности в повести «Холодные осени» Клевета, распространившаяся как специфическое явление жизни периода репрессий, афористически синтезируется в определении времени, вложенном в уста героя повести Автор сталкивает в подтексте произведения хабзэ - адыгский свод норм поведения, - и приметы «но-
вой» жизни, современной героям действительности Нагляднее всего принципы новой жизни воплощаются в образах представителей власти, претворяющих ее механизмы Столь же примитивными, как их поступки, показана речь партийных представителей, по сути своей мракобесов, притесняющих интеллигенцию и преследующих образованность
Обращает на себя внимание отсутствие портретов в названном произведении - лишь изредка автор намечает одну-две внешние черты кривящаяся челюсть душевнобольного Хамтута, вспухшие веки ребенка Нальжан, брошенный из-под изъеденной молью шапки робкий взгляд старика, отца безвинно осужденного Хасана, черная фуражка ГПУ-шника, его плотно сжатые белые губы Этот принцип нарушается лишь один раз, в кратком рассказе о состарившейся Нальжан, который служит своеобразным эпилогом произведения Автор «портретирует» героев преимущественно через их действия и поступки
В сходных ситуациях герои Эльмесова проявляют себя по-разному, они непохожи друг на друга, разнятся их реакции на одни и те же события, разнится образ жизни односельчан, многие намечены из них лишь несколькими штрихами, но мы успеваем понять, что контрасты их жизнеобитания и мировосприятия могут быть очень явственны
Подобно тому, как тяжелый период репрессий 20-30-х годов минувшего столетия явился той пограничной ситуацией, в которой определился истинный лик человека, военно-патриотическая тема оказалась связанной с осмыслением огромного и драматического опыта Великой Отечественной войны У этой темы есть богатая и яркая традиция, которая начала складываться в грозные годы войны Новизна повести «Мужество и человечность - близнецы» не может быть сведена лишь к искренности и правдивости рассказа о войне и судьбе человека Не менее важно стремление прозаика выйти к философским раздумьям о драматизме эпохи и смысле жизни Война в повести представлена не столько чередой боев, побед, поражений, сколько бытом с его повседневными заботами Писательский взгляд движется не от события к событию, а скорее сосредоточен на том. что заполняет обычные дни между событиями В этом повороте авторскою внимания нет ничего от стремления дегерои-зировать изображаемый период Быт военного периода в обыкно-12
венном кабардинском селе явственно обнаруживает две разнонаправленные тенденции отношения к страшной действительности -авантюризм, жестокость гех, кто пытается нажиться на чужом горе, и беспредельную, граничащую с самопожертвованием, готовность прийти на помощь ближнему
Автору удастся органично соединить разные проблемные пласты Краткие эпизоды пребывания фашистских войск в Кабардино-Балкарии воссозданы объемно и достоверно Однако симптоматично уже само по себе стремление свести в одном произведении «вчера» и «сегодня», равно как симптоматичны характерные для духовного настроя прозаика раздумья над главной ценностью существования - человечностью
Проза Эльмесова может служить образцом того, что для кабардинской литературы 70-90-х гг XX в актуальна проблема нравственного самосознания людей, при этом художник не затушевывает драматические противоречия и трагические моменты бытия, а настойчиво развивает идею их преодоления и выводит целый ряд выверенных человеческим опытом нравственных ориентиров
В третьей главе - «Образно-философская концепция истории в романе «Орлы возвращаются в горы»» - на материале конкретного произведения исследуются принципы художественного воссоздания Эльмесовым событий и образов одной из вех адыгской истории
Автор посвятил работе над романом более десяти лет Можно сказать, чго данное произведение представляет в наиболее развернутом виде основные принципы писательской манеры Аульдина Эльмесова и вместе с тем может выступать одним из интересных образцов жанра исторического романа в северокавказской литературе
Исторический роман имеет свою специфику, создается по своим законам, принципам и традициям Исходя из отмечаемых нами особенностей изображения образов, можно утверждать, что главные герои романа Эльмесова «Орлы возвращаются в горы» типизированы в большей степени, нежели индивидуализированы Тот же принцип действует в раскрытии событий романа
В тексте романа «Орлы возвращаются в горы» явственно прослеживаются фольклорные приемы воссоздания образов Так, например, краткое описание детских лет Жансоха и Жанхота, приме-
няемые к ним характеристики ассоциируются со сказочными и фольклорными приемами обрисовки героев Обращает на себя внимание момент «необычного» рождения, нередко отмечающий истории нартских героев, он «маркирует» в романе Эльмесова появление близнецов
Эльмесов развертывает в своем произведении романтическое «обоснование» наездничества, апеллирующее к затаенным глубинам психологии адыгского всадника способ существования наездника уподобляется стихии В этом отношении автор не привносит ничего нового в построение образа, наиболее ярко воплотившееся в творчестве Тембота Керашева, а позднее - в романной прозе Алима Кешокова Но если в двух названных случаях есть основание говорить об утвердившейся эстетической системе воссоздания образа, первоначально концентрирующей внимание читателя на составляющих внешнего ряда («знатный» конь, детализированный портрет всадника, его обмундирование, оружие), и через этот внешний ряд подводящей к системе этических представлений героя, то в произведении Эльмесова наблюдается безусловное преобладание этических компонентов над эстетическими Более того, последние максимально стушеваны Здесь нет традиционных описаний «орлиных» профилей, суровых и в то же время мечтательных черных 1лаз, гордой осанки, благородной простоты одеяния На протяжении всего повествования внешние черты Жансоха и Жанхота оста-го гея практически неизвестны Автор предлагает иные ходы, по которым складывается представление о его героях
Благородная наружность Жансоха и Жанхота воссоздается опосредованно, мимоходом отражаясь в восприятии окружающих Внешность братьев нигде не детализируется, автор не стремится к их портретированию, визуальные признаки не имеют никакого психологического наполнения Но даже в этих скудных крупицах описания внешности явственно сказывается ментальность, определяемая характером утверждаемой художником системы ценностей В соответствии с этой ментальностью даже временное или, более того, гипотетическое, преобладание интереса к наружности мужчины над интересом к его поступкам представляется недостойным и всячески умаляется Все закономерности, в соответствии с которыми воссоздаются главные герои - братья Жансох и Жанхот - ориентированы преимущественно на сферу этических представлений Все, 14
что совершается братьями, поверяется незыблемыми установками этики Тем больший интерес вызывает у автора неоднозначность способов, к которым иной раз прибегают братья, ради достижения поставленных целей, тем более подробное обоснование этой неоднозначности мы у него встречаем Главный критерий, определяющий представление о главных героях - это их действия, поступки
Наверное, будет явной натяжкой утверждение, что Эльмесов, изображая людей определенной эпохи, стремится проникнуть в их внутренний мир, уловить в характере особое проявление, сцепление обычного и необычного, конкретного и общего Он идет другим путем показывает уже накопленные свойства характера и их проявление в определенных ситуациях, причем проявление это чаще всего бывает предсказуемым В типическом образе всегда пересекается объективная сущность характерного явления жизни с субъективными представлениями художника о нем Как не приходится наблюдать этапы морального, нравственного, духовного становления главных героев (они лишь планомерно разворачивают те качества, которые оговорены автором в начале повествования), так же не приходится отслеживать становление или процессы духовных потрясений остальных персонажей романа
В изображении человеческих образов автор видит первостепенной задачей именно обозначение отчетливых концепций человеческих типов, свойственных определенной исторической эпохе и определенной национальности
Так, например, по сопоставлению ряда эпизодов, в котором фигурируют османские воины - аскеры, очень лехко и однозначно вырисовывается внешний образ, в котором «поверхность», внешность, практически исчерпывающе указывает на скрывающееся за ней содержание
Все герои входят в повествование со своими «плюсами» и «минусами» Но в то же время за каждым таким несколько шаблонным персонажем стоит отчетливая модель, порожденная определенными историческими условиями, определенной средой и именно эти факторы представляют основной интерес художника В этом нет ничего удивительного, ведь мысли, чувства, поступки, весь душевный строй человека, проявляющийся в кульминациях, всегда исторически и социально предопределен и поэтому с особой силой выражает то, что характерно для данной среды, для данного класса, для дан-
ного интеллектуального и социального явления Это своего рода сгусток социального опыта среды и объективных «измерений» персонажа
Так, например, обращает на себя внимание факт своеобразного понимания религии османами Автор заостряет внимание на том, что неукоснитель'ное соблюдение намаза не препятствует их неуемному стремлению к наживе, их сладострастию, жестокости
Что касается внешних характеристик, то и здесь нет особого углубления в подробности, автор «выхватывает» только самое типичное и, ограничиваясь минимальным набором деталей, дает читателю ясное представление о своем отношении к персонажам Можно сказать, что Эльмесов судит о персонажах с позиции адыгского мировоззрения, то, что называется «со своей колокольни», но здесь обращают на себя внимание ценные, с идейной точки зрения, попытки быть объективным, отнестись критически к собственному мнению, собственному «содержанию» Такое стремление к объективности очень выразительно выявляется в столкновении разных позиций общающихся героев Столкновение героев одного типа тоже ведет к взаимовыявлению определенного набора черт Здесь ведущую роль играет характеристика речи
Через типическое Эльмесов дает приблизительное представление о духовном мире людей, об их нравственных представлениях, об идеалах и стремлениях Раскрытию богатства духовного мира народа, осмыслению значения исторических событий в его жизни в определенной степени способствуют пейзажные описания Человек и природа входят в комплекс художественных средств романа, дающих возможность воссоздать исторические события
Можно сказать, что в изображении А Эльмесовым природы нет особой многозначности и усложненности Пейзаж в романе связан с описанием исторических событий, служит средством типизации, является источником раскрытия внутреннего мира героев, а также передает красоту родного края, но в подавляющем большинстве случаев пейзаж играет второстепенную, вспомогательную роль Описание приводится прежде всего для того, чтобы «зафиксировать» обстановку, оценить ее, если можно так выразиться, «стратегическое» наполнение Интересно то, что Эльмесов не стремится использовать описание природы как средство раскрытия национального духа, национального характера Может быть, в этом плане 16
исключением является только один эпизод - воспоминание Жансо-ха о родине
Многие эпизоды романа пронизаны перечислением особенностей ландшафта, по которому движется всадник Но иногда в таком нейгральном, казалось бы, описании, сквозит особая теплота, интонация, свойственная описаниям родного ландшафта, родных мест
Таким образом, пейзаж в романе «Орлы возвращаются в горы» преимущественно определяет действия героев Любопытно, что в целом ряде случаев подобные описания первоначально вводятся через эмоциональный ряд, - детали, передающие настроение героя, - и постепенно переходят в то, что так или иначе определяет направление движения, стратегические расчеты героя В ряде случаев Эльмесов прибегает к олицетворению, но пользуется этим приемом крайне экономно Образ стихии как бы перекликается с напряженной судьбой героев, с непреодолимой силой, которая возвышается над миром людей, вынуждая их вспоминать о своей уязвимости Характерно, что пейзажи Эльмесова никогда обильно не «расцвечиваются», первостепенными здесь являются сугубо пространственные качества, такие, как свобода, простор, теснота, возможность или невозможность преодоления Это не столько часть эстетического видения, сколько «рефрен» нравственных и этических установок Природа словно «вторит» действиям людей
Таким образом, невзирая на сравнительно небольшое количество пейзажных зарисовок в романе, их художественная сила такова, что человек оказывается сильным осознанием своей нерасторжимой связи с природой, осознанием целесообразности ее вечной жизни, сознанием себя как ее разумной части Но в то же время непостижимость природы перекликается в романе с тревожной и напряженной историей, в которой далеко не всегда угадывается разумный смысл И это не просто художественный прием, а скорее присущее писателю понимание и ощущение глубинной связи человека и природы как извечного закона жизни Природа здесь не только фон, вплетенный в действие и составляющий с ним единое целое, свидетель и участник жизни, она призывает понять смысл происходящею, найти идеалы, за которые люди борются и отдают свою жизнь
В целом же пейзажи Эльмесова ненавязчивы, не развиваются в самостоятельные картины, а вплетены в действие романа, составляя
его событийную канву Он не ищет в природе внешней красивости, эффектности, а чаще всего берет ее в наиболее обыденном проявлении
Автор романа «Орлы возвращаются в горы» не призывает читателя смотреть на мир, судить о событиях с точки зрения своего миропредставления Повествователь принимает здесь функцию свидетеля фиксатора событий, авторское отношение связано прежде всего с нравственным чувством, разлитым в произведении
Трагизм адыгской истории лейтмотивом проходит через весь роман, и параллельно осуществляется противопоставление принципов юрского общежития цивилизации и образу жизни османов На страницах романа, особенно в той части повествования, которая освещает пребывание братьев на Востоке, мы наблюдаем акцентируемый с настойчивой периодичностью процесс столкновения миропонимании Так, размышления о жизнестойкости человека вложенные в уста Жансоха, заставляют понять, что жестокая кровопролитная схватка, свидетелем и участником которой был герой, -всего лишь один из тысячи эпизодов, привычно повторяющийся в круговороте истории
Наибольшее внимание в романе уделено нравам и обычаям изображаемой эпохи Причем, как свойственно художественной манере Эльмесова, всякая исследуемая категория проходит проверку универсальными законами человеческой нравственности Красноречивы в этом отношении женские образы романа Эти образы не детализированы, в основном мы имеем дело с уже вынесенными автором оценками относительно своих героинь, но при этом для него принципиально важен акцент на их красоте и нравственности, смягчающих жестокость этого мира
О некоторой степени разработанности можно говорить в отношении образов женщин, выделенных Эльмесовым в адыгском обществе - это Мелеч, Зулий, Маха, каждая по-своему воплощающая красоту, смекалку, доброту, мудрость Прежде всего в этих образах фиксируется, если можно так выразиться, визуальное впечатление От визуального впечатления совершается плавный переход к внутреннему миру женщин, который, как правило, в романе полностью соответствует их приятной внешности Интересно, что автор при этом всячески пытается избежать риска романтизации женских образов, а вместе с тем их схематизации, поэтому к освещению их ду-18
ховных достоинств подходит достаточно интересно он всячески придает жизненную живость происходящему, внося в изображаемые ситуации известную долю юмора
Через несобственно-прямую речь автор передает женские мысли, обнаруживая тонкое проникновение в психологию женщины, в ее внутренний мир, который не претерпевает изменений в соответствии с тем, из какого народа является его носительница Здесь - истинное предназначение женщины нести покой, мир, нежность и доброту близким людям
Аульдин Эльмесов из суммы разнообразных фактов, явлений, конфликтов, из хаоса повседневной жизни выхватывает и закрепляет то, что считает наиболее важным, наиболее характерным Несомненно, здесь сказывается зависимость субъективных представлений худЬжника от действительности И это оказывает плодотворное влияние на его творчество, на его замысел Противоречия между частным и общим, единичным и общезначимым, которые неминуемо возникают в процессе отбора фактов, осмысления явлений, поиска характерного и типического, в итоге разрешаются в пользу общезначимого
В немногочисленных отступлениях, которые встречаются в романе, автор не ударяется в глубокое философствование, далек он и от торжественности, от патетики, он только пытается увидеть истоки нелепой вражды, из века в век движущей человечеством, указать на те исторические «тупики», к которым добровольно приводят себя целые этносы Характер размышлений, включенных в повествование, определяет точку зрения автора он однозначно выступает против войны, вековечной вражды, указывает на ее нелепость, но вместе с тем понимает, что межчеловеческая вражда неизбывна.
В заключении обобщаются результаты и подводятся итоги диссертационного исследования, формируются выводы и положения, выносимые на защиту
Мы считаем важным подчеркнуть мысль о крайней сложности в оценке, определении значимости литературных творений, когда возникает необходимость вобрать в единый процесс те произведения, что продвинули литературную мысль, но не сказались непосредственно на текущем процессе Некоторые произведения входят в литературный процесс лишь спустя определенное время после их появления, однако уже в иной историко-литературной ситуации, с
иным художественным эффектом То же можно сказать о таком сложном явлении, как художественный мир писателя В своей работе мы не ставим цель дать оценку творчества Аульдина Эльмесо-ва, напротив, по возможности придерживаемся принципа констатации, выявления особенностей, характеризующих его творчество
Бесспорно то, что перед нами - органичная художественная система, обладающая своим узнаваемым «языком» Для нас важно зафиксировать внимание на характерности, иной раз даже повторяемости тех или иных приемов, идей, в художественном мире кабардинского прозаика
Стиль подлинно талантливого художника слова характеризуется большой внутренней емкостью, способностью оказывать влияние на различные слои читателей как своего времени, так и последующих эпох В этом отношении довольно трудно прогнозировать, будут ли востребованы широким кругом читателей произведения Эльмесова, тем более что эта участь не всегда постигает даже очень одаренных с точки зрения литературной критики писателей Известно, что художественное произведение не всегда сразу находит своего читателя Может пройти длительное время, прежде чем оно войдет в сферу живой читательской заинтересованности Но для того, чтобы вызвать эту заинтересованность, произведение должно обладать определенными свойствами, относящимися столь же к системе образов, сколько и к его стилевой системе, оно должно обладать способностью вызывать эстетические эмоции
У каждого художника есть свои художественные принципы изображения действительности Они могут меняться в зависимости от замысла, жанра, от характера той реальной жизни, которая становится объектом изображения Так, например, в повестях и рассказах Эльмесова тонкие психологические наблюдения принимают форму народных максим, которые исходят от лица автора или же вкладываются в уста героев Не вдаваясь в подробный скрупулезный анализ, автор умеет несколькими четкими и точными штрихами, не нарушая ход повествования долгими отступлениями, представить мотивацию тех или иных человеческих поступков В романе же «Орлы возвращаются в горы» он следует принципу изображения истории в ее бурном и драматическом движении, что в полной мере развертывает его предпочтение приемам типизации перед приемами индивидуализации 20
Нравственные поиски, нравственные оценки присутствуют в художественном мире Эльмесова как самооценка героев и - шире -как нравственные стереотипы национального сознания Наиболее продуктивной формой воплощения этих доминант в северокавказской литературе был и остается фольклор, его выразительные резервы активно задействуются Аульдином Эльмесовым
Сложные соотношения общего и особенного в литературном произведении, взаимопроникновение основных принципов творческого метода, составляющих достояние всей литературы, и оригинального, неповторимого характера писательской личности - мировоззрения, психологического склада, национального жизневосприя-тия, темперамента - все это необходимо учитывать в анализе идейно-художественных поисков художника
Важно отметить, что доя произведений Эльмесова характерно очень плотное сращение бытописательства с социально- и философски-нравственной проблематикой, при этом основополагающим является, если можно так выразиться, социально-психологический анализ, иногда окрашенный тонкой эмоциональной нюансировкой
Простая, «прозрачная» манера письма, четкость построения сюжета, отсутствие неожиданных поворотов и интригующих приемов художественности, сравнительно небольшое количество действующих лиц - вот наиболее общие характеристики повестей и рассказов этого автора Здесь практически не находится места утомительным философским отступлениям, эффектным событиям, построение же фраз отличается большой ясностью и последовательностью
Художественный мир Аульдина Эльмесова затрагивает весь комплекс проблем, являющийся животрепещущим для того этноса, к которому относится писатель При этом мировоззренческие поиски осуществляются в разных плоскостях проблема нравственного выбора, проблема взаимоотношения человека и общества, человека и истории, проблема судьбы, человеческого предназначения, соотношения нового и старого
Эльмесов нигде не дает готовых ответов, он лишь настойчиво разыскивает в исследуемой действительности проявления гуманности, проявления тех универсальных ценностей, которые во все времена спасали людей всех народов от озлобления, утраты надежды и идеалов, и приобщает к своим поискам вдумчивого читателя Возможно, по этой причине так высок в его произведениях удельный вес афоризмов, проносящих сквозь века свою мудрость
Если обычно, рассматривая творчество отдельного автора, пытаются определить хотя бы некоторые признаки новой художественности, способной оказать воздействие на дальнейший ход литературного процесса, то в нашем случае можно сразу сказать, что творчество Эльмесова довольно далеко отстоит от каких-либо ярких открытий Пожалуй, самое значимое в созданном им художественном мире - это та правда, которую он пытается показать читателю При этом можно говорить не столько о стремлении раскрыть необычное в обычном, сколько о способности проникаться повседневностью, присматриваться к ходу привычных событий Цель этого стремления - не упустить, увидеть, то, что является высшей ценностью в воссозданной здесь системе жизнеустройства - проявление человечности
Поэтому можно предположить, что творчество А Эльмесова, как и творчество многих его современников, будет оценено адекватно только с течением времени На данный же момент художественный мир названного писателя органично вписывается в обобщенную национальную картину
В библиографию включена научная и критическая литература по исследуемой теме, определившая решение нашей научной концепции
Основное содержание диссертации изложено в следующих публикациях:
I
Ведущий рецензируемый научный журнал, рекомендованный ВАК
1 Шомахова Р Т Аспекты отношения «человек-среда» в кабардинской прозе - М , МГОУ, Вестник № 3, 2007 - 0,5 п л
II
2 Шомахова Р Т Он сам выбрал свой путь (на материалах творчества А Эльмесова) // Ошхамахо - Нальчик, 2005 № 4 (июль-июнь) - 0,5 п л
3 Шомахова Р Т Художественное творчество А Эльмесова - Нальчик, 2006 - 1,5 п л
4 Шомахова Р Т Художественная концепция человека в творчестве А Эльмесова // Литературная Кабардино-Балкария - Нальчик, 2008 N° 2 - 0,5 п л
Лицензия № 00003 от 27 08 99
Подписано в печать 16 05 08 Формат 84x108 '/32 Бумага офсетная Гарнитура Тайме Уел печ л 1,26 Тираж 100 экз
Издательство «Полиграфсервис и Т» 360051, КБР, г Нальчик, ул Кабардинская, 19
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Шомахова, Радина Тенгизбиевна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. Индивидуальный метод как исходное понятие в осмыслении художественного мира писателя (К постановке вопроса).
ГЛАВА II. Проблематико-художественная направленность повестей и рассказов А. Эльмесова.
2.1. Аспекты отношения «человек и среда» («Старик и лошадь», «Меняющий образ».
2.2. История как фактор испытания личности («Холодные осени», «Мужество и человечность - близнецы»).
ГЛАВА III. Образно-философская концепция истории в романе
Орлы возвращаются в горы».
3.1. Принципы изобраэюения главных героев.
Ъ.Ъ.Особенности типизации образов в контексте исторической действительности.
3.3. Роль пейзаэ!са.
ЪЛ.Точка зрения на события. Роль автора.
Ъ.Ъ Художественное преломление духа эпохи в романе.
Введение диссертации2008 год, автореферат по филологии, Шомахова, Радина Тенгизбиевна
Аульдин Матуевич Эльмесов (1932 - 1997) вошел в кабардинскую литературу в 70-х годах прошлого столетия, - период, когда на пике популярности были имена теперь уже знаковых фигур северокавказской литературы - А. Кешокова, Ад. Шогенцукова, Ахм. Налоева, К. Эльгара, М. Кармокова и некоторых других.
Примечательно, что свой «исследовательский» путь Эльмесов начал не с гуманитарных областей знания, а с естественнонаучных. Профессиональный физик, он с 1950 г. до времени своей кончины работал в этой области, имел степень кандидата физико-математических наук. Подобная необычность творческого пути служит своеобразным фактором интереса к наследию названного автора. Эльмесову принадлежат незначительные опыты в поэзии, в детской литературе (сказки), основной же акцент его художнических исканий пришелся на прозу — рассказы, повести, роман. Актуальность темы исследования обусловливается прежде всего неизученностью творчества Эльмесова, его идейных и образных установок. Между тем, можно утверждать, что при несколько линейной трактовке событий и образов, трудно не заметить пронизывающее их острое ощущение эпохи, чувство времени, которое призывают к более детальному рассмотрению художественного наследия Аульдина Эльмесова. Мы в определенной степени пытаемся восполнить этот пробел.
Цели и задачи исследования. Цель настоящего диссертационного исследования состоит в изучении прозаического творчества А. Эльмесова с позиции его художнической индивидуальности, выяснения тематического направления его творчества и своеобразия мастерства. В связи с чем представляется необходимым решение следующих задач:
• выявить роль национальной художественной традиции в творчестве А. Эльмесова;
• исследовать проблематику его повестей и рассказов;
• ' изучить приемы художественной изобразительности, посредством которых раскрывается отношение «человек-среда»;
• рассмотреть систему образов и способы их типизации;
• рассмотреть проблемы историзма и попытаться приблизиться к мировоззренческим установкам писателя
Научная новизна. В настоящем диссертационном исследовании впервые предпринята попытка монографического исследования творчества А.Эльмесова. Выявляется содержательный уровень его произведений, исследуются особенности поэтики, круг наиболее активно задействованных тем и мотивов, художественных приемов, ставших, на наш взгляд, определяющими для творчества данного автора.
Новизна диссертационной работы заключается еще и в том, что впервые объектом комплексного исследования стали произведения, не являвшиеся ранее объектом специального рассмотрения литературоведов.
Объект исследования. В качестве объекта исследования берется прозаическое творчество А. Эльмесова: опубликованные в разное время на страницах периодической печати и в отдельных изданиях рассказы, повести, а также его единственный роман - «Орлы возвращаются в горы» (1993).
Степень научной разработанности темы. Специальных монографических исследований, освещающих избранную нами тему, нет, что послужило главной причиной нашего обращения к творчеству Аульдина Эльмесова. Краткие сведения о творчестве данного автора отражены в биографическом справочнике «Кабардинские писатели» (Нальчик, 1999), отдельные стороны поэтики романа «Орлы возвращаются в горы» рассматриваются в статье П. Шевлокова «Рука об руку с историей» (1995).
Однако отдельные вопросы, соприкасающиеся с нашей темой, подробно разработаны А. Мусукаевой (Северокавказский роман. - Нальчик, 1993); К. Султановым (Динамика жанра: Особенное и общее в опыте современного романа. - М., 1989), 3: Толгуровым (В контексте духовной общности. - Нальчик, 1991); Ю. Тхагазитовым. (Адыгский роман. - Нальчик, 1987; Эволюция художественного сознания адыгов. - Нальчик, 1996); К. Шаззо (Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах. - Тбилиси, 1978). В перечисленных трудах особую ценность представляет рассмотрение вопросов историзма, художественной правды, роли творческой индивидуальности в северокавказском литературном процессе.
Методологической основой диссертационного исследования явились теоретические выводы, содержащиеся в трудах: Ю. Барабаша, Д. Лихачева, А. Федорова, М. Храпченко, А. Чичерина.
Также учтены работы северокавказских литературоведов: А. Гутова, А. Мусукаевой, К. Султанова, 3. Толгурова, К. Шаззо, У. Панеш, Ф. Урусбиевой, П. Шевлокова и многих других.
Основными методологическими принципами явились: историзм, системность, единство содержания и формы.
Базовые методы работы - культурно-исторический и типологический.
Теоретическая значимость диссертационного труда состоит в попытке системно-комплексного рассмотрения творчества А. Эльмесова. На основе его прозаических произведений осмысляется роль конкретной творческой индивидуальности в развитии кабардинской литературы, а также показывается отражение в отдельном художественном мире общих закономерностей развития северокавказской прозы.
Полученные результаты могут способствовать сравнительно-типологическому изучению прозаических жанров литератур Северного Кавказа и тем самым выявлению их национальных особенностей.
Практическая значимость. Выводы и основные положения работы могут быть использованы при чтении спецкурсов по истории литератур Северного Кавказа и проведении спецсеминаров по изучению поэтики и проблематики кабардинской литературы.
Апробация работы. Диссертация была обсуждена на расширенном заседании кафедры кабардинского языка и литературы Института филологии Кабардино-Балкарского государственного университета им.Х.М.Бербекова (январь 2008 г.), а также на заседании научного семинара «Актуальные проблемы литератур народов Северного Кавказа» кафедры русской литературы Кабардино-Балкарского государственного университета им.Х.М.Бербекова (февраль 2008 г.).
Основные положения диссертации отражены в четырех статьях, одна из которых опубликована в рецензируемом издании, рекомендованном ВАК.
Структура диссертации определена поставленными в ней целями и задачами. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. Во введении отражены актуальность избранной темы, объект и предмет изучения, цель, задачи, научная новизна; дается характеристика степени изученности выдвигаемых вопросов; раскрывается теоретическая и практическая значимость избранной темы исследования.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Художественный мир Аульдина Эльмесова"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подходя к обобщающей части нашего исследования, считаем важным вернуться к мысли о крайней сложности в оценке, определении значимости литературных творений, когда возникает необходимость вобрать в единый процесс те произведения, что продвинули литературную мысль, но не сказались непосредственно на текущем процессе. Некоторые произведения входят в литературный процесс лишь спустя определенное время, после их появления, однако уже в иной историко-литературной ситуации, с иным художественным эффектом. То же можно сказать о таком сложном явлении, как художественный мир писателя. В данной работе мы не ставили цель дать оценку творчества Аульдина Эльмесова, напротив, по возможности придерживались принципа констатации, выявления особенностей, характеризующих его творчество. Бесспорно то, что перед нами - органичная художественная система, обладающая своим узнаваемым «языком». Для нас было важно зафиксировать внимание на характерности, иной раз даже повторяемости тех или иных приемов, идей, в художественном мире названного автора.
Стиль подлинно талантливого художника слова характеризуется большой внутренней емкостью, способностью оказывать влияние на различные слои читателей как своего времени, так и последующих эпох. В этом отношении довольно трудно прогнозировать, будут ли востребованы широким кругом читателей произведения Эльмесова, тем более что эта участь не всегда постигает даже очень одаренных с точки зрения литературной критики писателей. Известно, что художественное произведение не всегда сразу находит своего читателя. Может пройти длительное время, прежде чем оно войдет в сферу живой читательской заинтересованности. Но для того, чтобы вызвать эту заинтересованность, произведение должно обладать определенными свойствами, относящимися столь же к системе образов, сколько и к его стилевой системе, оно должно обладать способностью вызывать эстетические эмоции.
У каждого художника есть свои художественные принципы изображения действительности. Они могут меняться в зависимости от замысла, жанра, от характера той реальной жизни, которая становится объектом изображения. Так, например, в повестях и рассказах Эльмесова тонкие психологические наблюдения принимают форму народных максим, которые исходят от лица автора или же вкладываются в уста героев. Не вдаваясь в подробный скрупулезный анализ, автор умеет несколькими четкими и точными штрихами, не нарушая ход повествования долгими отступлениями, представить мотивацию тех или иных человеческих поступков. В романе же «Орлы возвращаются в горы» он следует принципу изображения истории в ее бурном и драматическом движении, что в полной мере развертывает его предпочтение приемам типизации перед приемами индивидуализации.
Трудно не согласиться с тем, что «В системном изучении литературы решающее значение имеет правильное нахождение эстетической доминанты, одного или нескольких основных компонентов в той или иной художественной системе, будь то отдельное произведение искусства или все творчество писателя. Можно объявить эстетической доминантой сюжет произведения или поэтическую речь, идею или композицию - в любом случае важно определить, какое место занимает указанный элемент в данной эстетической системе» [20: 7].
Нравственные поиски, нравственные оценки присутствуют в художественном мире Эльмесова как самооценка героев и - шире - как нравственные стереотипы национального сознания. Наиболее продуктивной формой воплощения этих доминант в северокавказской литературе был и остается фольклор, его выразительные резервы активно задействуются Аульдином Эльмесовым.
Сложные соотношения общего и особенного в литературном произведении, взаимопроникновение основных принципов творческого метода, составляющих достояние всей литературы, и оригинального, неповторимого характера писательской личности - мировоззрения, психологического склада, национального жизневосприятия, темперамента - все это необходимо учитывать в анализе идейно-художественных поисков художника.
Согласно Д.С. Лихачеву, «изучая художественный стиль произведения, автора, направления, эпохи, следует обращать внимание прежде всего на то, каков тот мир, в который нас погружает произведение искусства, каково его время, пространство, социальная и материальная среда, каковы в нем законы психологии и движения идей, каковы те общие принципы, на основании которых все эти отдельные элементы связываются в единое художественное целое» [149: 87]. В данном случае важно отметить, что для произведений Эльмесова характерно очень плотное сращение бытописательства с социально - и философски-нравственной проблематикой, при этом основополагающим является, если можно так выразиться, социально-психологический анализ, иногда окрашенный тонкой эмоциональной нюансировкой.
Простая, «прозрачная» манера письма, четкость построения сюжета, отсутствие неожиданных поворотов и интригующих приемов художественности, небольшое количество действующих лиц — вот наиболее общие характеристики повестей и рассказов этого автора. Здесь практически не находится места утомительным философским отступлениям, ярким событиям, построение же фраз отличается большой ясностью и последовательностью.
Как заметил Н. Джусойты, «.установлено, что в. основе национальной самобытности творений художника лежит «характер самого предмета» исследования - национальной действительности, а субъективным компонентом ее является «духовная индивидуальность» писателя» [27]. Художественный мир Аульдина Эльмесова затрагивает весь комплекс проблем, являющийся животрепещущим для того этноса, к которому относится писатель. При этом мировоззренческие поиски осуществляются в разных плоскостях: проблема нравственного выбора, проблема взаимоотношения человека и общества, человека и истории, проблема судьбы, человеческого предназначения, соотношения нового и старого.
Эльмесов нигде не дает готовых ответов, он лишь настойчиво разыскивает в исследуемой действительности проявления гуманности, проявления тех универсальных ценностей, которые во все времена спасали людей всех народов от озлобления, утраты надежды и идеалов, и приобщает к своим поискам вдумчивого читателя. Возможно, по этой причине так высок в его произведениях удельный вес афоризмов, проносящих сквозь века свою мудрость.
Если обычно, рассматривая творчество отдельного автора, пытаются определить хотя бы некоторые признаки новой художественности, способной оказать воздействие на дальнейший ход литературного процесса, то в нашем случае можно сразу сказать, что творчество Эльмесова довольно далеко отстоит от каких-либо ярких открытий. Пожалуй, самое значимое в созданном им художественном мире - это та правда, которую он пытается показать читателю. При этом можно говорить не столько о стремлении раскрыть необычное в обычном, сколько о способности проникаться повседневностью, присматриваться к ходу привычных событий. Цель этого стремления - не упустить, увидеть, то, что является высшей ценностью в воссозданной здесь системе жизнеустройства - проявление человечности.
Поэтому можно предположить, что творчество А. Эльмесова, как и творчество многих его современников, будет оценено адекватно только с течением времени. На данный же момент художественный мир названного писателя органично вписывается в обобщенную национальную картину.
148
Список научной литературыШомахова, Радина Тенгизбиевна, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"
1. Абазов А.Ч. Кабардинские писатели (на кабардинском языке). -Нальчик, 1999.-487 с.
2. Агеносов В.В. Советский философский роман. М., 1989. - 300 с.
3. Азадовский М. Литература и фольклор. Л., 1988. - 185 с.
4. Актуальные проблемы литератур Кабардино-Балкарии. Сборник статей. Нальчик, 1991. - 176 с.
5. Анализ литературного произведения. Л., 1976. - 235 с.
6. Арнаудов М. Психология литературного творчества. М., 1970. 653 с.
7. Баков Х.И. Национальное своеобразие и творческая индивидуальность в адыгской поэзии. Майкоп, 1994. - 252 с.
8. Барабаш Ю. Вопросы эстетики и поэтики. М., 1987. - 384 с.
9. Батенин С. Человек в его истории. Л., 1976. - 295 с.
10. Бахтин М.М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. СПб., 2000. - 336 с.
11. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979. - 318 с.
12. Бгажноков Б.Х. Адыгская этика. Нальчик, 1999. - 96 с.
13. Бекизова Л. От богатырского эпоса к роману. — Черкесск: 1974. 288 с.
14. Белая Г. Художественный мир современной прозы. М., 1983. - 191 с.
15. Бочаров С. Г. Психологическое раскрытие характера в русской классической литературе и творчество М. Горького. — М., 1960. — 215с.
16. Вейман Р. История литературы и мифология. М., 1975. - 344 с.
17. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Л., 1989. - 404 с.
18. Взаимодействие жанров в художественной системе писателя. М., 1982.-177 с.
19. Волков. И.Ф. Творческие методы и художественные системы. М., 1989.-253 с.
20. Воронов В. Художественная концепция. Из опыта советской прозы 60-80-х годов. М., 1984. - 384 с.
21. Всадник чести. Алим Кешоков: жизнь и творчество. Нальчик, 2003. -288 с.
22. Гагаев A.A., Гагаев П. А. Художественный текст как культурно-исторический феномен. Теория и практика прочтения. М., 2002. -184 с.
23. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. М., 1998. - 432 с.
24. Гачев Г.Д. Неминуемое. Ускоренное развитие литературы. М., 1989. -431с.
25. Гачев Г.Д. Образ в русской художественной культуре. М., 1981. — 247 с.
26. Гачев Г.Д. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр. М., 1968. - 302 с.
27. Герасименко А. Русский советский роман 60-80-х годов. М., 19898. -202 с.
28. Гинзбург Л.Я. О литературном герое. - Л., 1979. - 221 с.
29. Гинзбург Л.Я. Литература в поисках реальности. Л., 1987. - 400 с.
30. Гулыга A.B. Античная культура и современная наука.-М., 1985.-358 с.
31. Гулыга A.B. Уроки классики и современность. М., 1990. - 288 с.
32. Гуляев H.A. Теория литературы. М., 1985. - 271 с.
33. Гуртуева Т.Б. Маленький человек с большой буквы. Поэзия Северного Кавказа в контексте постмодернизма. Нальчик, 1994. - 210 с.
34. Гусейнов Ч.Г. Этот живой феномен. Советская многонациональная литература вчера и сегодня. М., 1988. - 432 с.
35. Гутов A.M. Поэтика и типология адыгского нартского эпоса. М., 1993. 198 с.
36. Гутов A.M. Слово и культура. Нальчик, 2003. - 160 с.
37. Далгат У. Литература и фольклор. М., 1981. - 302 с.
38. Джусойты Н. Книга друзей. Нальчик, 2003. - 176 с.
39. Днепров В. Проблемы реализма. Л., 1960. - 352 с.
40. Добин Е. Сюжет и действительность. -М., Советский писатель, 1976. -317с.
41. Затонский Д. Художественные ориентиры XX века. М., 1988 - 416 с.
42. Иванова Н. Б. Точка зрения: О прозе последних лет. М., 1988 - 424 с.
43. Иезуитов А.И. Проблема характера в советской литературе. M.-JL, 1962.-415 с.
44. Иконникова С.Н. Диалог о культуре. JL, 1987. - 205 с.
45. История русского советского романа. — М.- JL, 1965. 715 с.
46. Камбачокова Р. Адыгский исторический роман. Нальчик, 1999. -116 с.
47. Кауфов X. В зеркале социальной жизни. Нальчик, 1980. - 256 с.
48. Кашежева JI.H. Кабардинская советская проза. Нальчик, 1962. - 148 с.
49. Кожинов В.В. Статьи о современной литературе. М., 1990. - 544 с.
50. Костелянец Б.О. Творческая индивидуальность писателя. Л., 1960. -548 с.
51. Кузнецов Ф.Ф. За все в ответе: Нравственные искания в современной прозе и методология критики. М., 1984. - 588 с.
52. Кузьмин А.И. Повесть как жанр литературы. М., 1984. - 112 с.
53. Культурная диаспора народов Кавказа. Генезис, проблемы изучения. -Черкесск: 1993.-206 с.
54. Лавров В.А. Человек. Время. Литература. Концепция личности в советской многонациональной литературе. Л., 1981. - 224 с.
55. Лазутин С. Поэтика русского фольклора. М., 1981. - 223 с.
56. Лихачев Д.С. Литература- реальность литература. - Л., 1984. - 271 с.
57. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Л., 1967. - 372 с.
58. Лихачев Д.С. Развитие художественной литературы X XVII вв. Эпохи и стили. - Л., 1973. - 254 с.
59. Ломидзе Г. И. Литературно-критические статьи. Тбилиси, 1962. - 277 с.
60. Ломидзе Г.И. Патриотизм. и интернационализм советской многонациональной литературы. Тбилиси, 1985. - 296 с.
61. Марков Д.Ф. Проблемы теории социалистического реализма. М., 1978.-413 с.
62. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976. 408 с.
63. Мир культуры адыгов. Майкоп, 2002. - 516с.
64. Многонациональный советский роман. Закономерности развития современного романа. М., 1966. - 307 с.
65. Мусукаев А.И., Першиц А.И. народные традиции кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 1992. - 240 с.
66. Мусукаева А.Х. Ответственность перед временем. — Нальчик, 1987. — 167 с.
67. Мусукаева А.Х. Поиски и свершения. Нальчик, 1978. - 140 с.
68. Мусукаева А.Х. Северокавказский роман. Нальчик, 1993. - 191 с.
69. Мусукаева А.Х., Шетова P.A. Художественный мир Хачима Теунова. Нальчик, 2002. - 92 с.
70. Надъярных Н. Типологические особенности реализма. М., 1972. — 246 с.
71. Налоев З.М. Послевоенная кабардинская поэзия. Нальчик, 1970. -153 с.
72. Налоев З.М. Этюды по истории культуры адыгов. — Нальчик, 1985. — 270 с.
73. Национальное и интернациональное в фольклоре и литературе. Сходное, общее, смешанное и своеобразное. Собрание научных трудов. Нальчик, КБГУ: 1983.- 180 с.
74. Новиков В. Художественная правда и диалектика творчества. М., 1988.-495 с.
75. Нуйкин A.A. На том стою!. Нравственные ориентиры в сегодняшней литературе. М., 1991. - 351 а
76. Образ человека и индивидуальности художника в западном искусстве XX века. М., 1984.-е.
77. Оскоцкий В.Д. Богатство романа. М., 1976. - 368 с.
78. Оскоцкий В.Д. Роман и история. Традиции и новаторство советского исторического романа. М., 1980. - 384 с.
79. Очерки истории кабардинской литературы. Нальчик, 1968. - 303 с.
80. Панеш У.М. Типологические связи и формирование художественно-эстетического единства адыгских литератур. Майкоп, 1990. - 274 с.
81. Перспектива 89: Советская литература сегодня. - М., 1989. - 480 с.
82. Поспелов Г.Н. Проблемы литературного стиля. М., 1970.
83. Пошатаева A.B. Литература и фольклор. М., 1981. - 60 с.
84. Проблемы психологизма в советской литературе. Л., 1970. - 394 с.
85. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л, 1986.
86. Пропп В.Я. Морфология сказки. М., 1969. - 168 с.
87. Пшибиев И. Эхо времени. Нальчик, 2000. — 168 с.
88. Развитие традиций в кабардинской и балкарской литературах. -Нальчик, 1980. 123 с.
89. Роль фольклора в развитии литератур народов СССР. М., 1975. -248с.
90. Сидоров Е.Ю. Время, писатель, стиль. М., 1983. - 320 с.
91. Смена литературных стилей. М.,1974. - 387 с.
92. Соколов А.Н. Теория стиля. М., 1968.
93. Сохряков Ю.И. Природа и человек. М., 1990. - 163 с.
94. Средневековая Кабарда. Нальчик, 1994. - 237 с.
95. Султанов К.К. Динамика жанра: Особенное и общее в опыте современного романа. -М., 1989. 153 с.
96. Сучков Б. Исторические судьбы реализма. М., 1970. - 453 с.
97. Текст: Семантика и структура. М., 1983. - 302 с.
98. Теория метафоры. М., 1990. - 511 с.
99. Теракопян JI.A. Параллели и пересечения. Современная проза: герои, проблемы, конфликты. -М., 1984. 367 с.
100. Тимофеев В.В. Пути художественного исследования личности. — Л., 1978.-309 с.
101. Тимофеев Л.И. По воле истории. М., 1979. - 334 с.
102. Тимофеева В.В. Пути художественного исследования личности. -Л., 1975.-191 с.
103. Толгуров З.Х. В контексте духовной общности. Нальчик, 1991. - 208 с.
104. Толгуров З.Х. Время и литература. Нальчик, 1978. - 206 с.
105. Тхагазитов Ю.М. Адыгский роман. Нальчик, 1987. - 110с.
106. Тхагазитов Ю.М. Духовно-культурные основы кабардинской литературы. Нальчик, 1994. - 248 с.
107. Тхагазитов Ю.М. Эволюция художественного сознания адыгов. -Нальчик, 1996.-256 с.
108. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.
109. Урусбиева Ф. Портреты и проблемы. Нальчик, 1990. - 164 с.
110. Урусбиева Ф. Путь к жанру. Нальчик, 1982.
111. Федоров A.B. Язык и стиль художественного произведения.- М. -Л., 1963.- 131 с.
112. Федоров Ф.П. Романтический художественный мир: пространство и время.- Рига, 1988. 456с.
113. Хакуашев А.Х. Адыгские просветители. Нальчик, 1978. - 259 с.
114. Хакуашев А.Х. Али Шогенцуков. Нальчик, 1958. - 100 с.
115. Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999. - 398 с.
116. Хапсироков Х.Х. Некоторые вопросы развития адыгских литератур. Черкесск, 1968 - 266 с.
117. Хапсироков Х.Х. Пути развития адыгских литератур. Черкесск, 1968-268 с.
118. Хашхожева Р. Адыгские просветители второй половины XIX начала XX века. Нальчик, 1963. - 184 с.
119. Хашхожева Р.Х. Адыгские просветители второй половины XIX -начала XX века. Нальчик, 1983. - 244 с.
120. Храпченко М.Б. Горизонты художественного образа.-М., 1986 — 439 с.
121. Храпченко М.Б. Познание литературы и искусства. М., 1978. - 600 с.
122. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. М., 1977. - 446 с.
123. Художественный метод и творческая индивидуальность писателя. -М., 1964.-243 с.
124. Художественный язык фольклора кабардинцев и балкарцев. -Нальчик, 1987.- 156 с.
125. Ципинов A.A. Мифоэпическая традиция адыгов. Нальчик, 2004. -179 с.
126. Чамоков JI.M. В ритме эпохи. Нальчик, 1986.
127. Черная H.H. Позиция писателя и развитие романных форм. -Киев, 1990.-160 с.
128. Чичерин A.B. Очерки по истории русского литературного стиля. М., 1985.-447 с.
129. Чичерин А.И. Ритм образа. М., 1973. - 219 с.
130. Шагалов A.A. Верность человеку труда: Проза 70-80-х гг. о рабочем классе: конфликты и герои. М., 1987. - 332 с.
131. Шагалов A.A. Измерения человечности: Нравственный выбор героя современной прозы. М., 1983. - 352 с.
132. Шаззо К.Г. Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах. Тбилиси, 1978. - 236 с.
133. Шевлоков П. Избранные произведения (на кабардинском языке). -Нальчик, 1997. 560с.
134. Шевлоков П. Правда жизни. Сборник статей. Нальчик, 1983.- 330 с.
135. Шкловский В.Б. О теории прозы. М., 1983. - 399 с.
136. Шогенцукова H.A. Лабиринты текста. Нальчик, 2002. - 224 с.
137. Шортанов А.Т. Адыгская мифология. Нальчик, 1982. - 196 с.
138. Эпштейн М.Н. Природа, мир, тайник вселенной. М., 1990. - 304 с.
139. Эфендиев Ф.С. Этнокультура и национальное самосознание. -Нальчик, 1999.-320 с.
140. Якименко В.Л. Художественные искания современной прозы. -М., 1984.-64 с.1..
141. Ахметова Г. Возвращение к пройденному: о композиционных особенностях русской прозы 20-30-х и 80-90-х гг. XX века // Филологические науки. 2003. - №1. - С. 45-53.
142. Бекизова Л.А. Фольклорно-эпические традиции как основа литературной общности // Культурная диаспора народов Кавказа: генезис, проблемы изучения: по материалам международнойнаучной конференции 14-19 октября 1991 г. Черкесск, 1993.
143. Гурболикова O.A. Множество авторских миров: из заметок о современной отечественной прозе // Книгочей. 1 полугодие. Часть 5. -1996.-С. 6-15.
144. Есин А.Б. Время и пространство // Литературное произведение: основные понятия и термины. М.: 1999.
145. Жеребкина И.А. Подчиниться или погибнуть: парадоксы женской субъективации в русской культуре конца XIX века (Достоевский и Распутин) // Общественные науки и современность. 2002. - №3.
146. Кажаров Х.Х. Одинокий всадник: к 70-летию Аульдина Эльмесова // Ошхамахо (на кабардинском языке). 2002. - №6. - С. 61
147. Кожинов В.В. Эпос и роман // Вопросы литературы. 1957. - №6. -С. 87-88.
148. Кухаренко В. А., Колегаева И. М., Шевченко Н.Г., Тхор H. М. Ключевые и тематические слова в оригинале и переводе художественного произведения // Филологические науки. 1983. - №4.- с. 54-69.
149. Лихачев Д. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы. 1968. - № 8. - С. 74-88.
150. Новикова М.Л. Хронотоп как остраннённое единство художественного времени и пространства в языке литературного произведения // Филологические науки. 2003. - №2. - С. 60-69.
151. Плеханова И.И. Особенности сюжетосложения в творчестве В. Шукшина, Ю. Трифонова, В. Распутина. К проблеме художественной условности // Русская литература. 1980. - №4.
152. Полозова И.В. Онтологические основы метафоры // Философские науки. 2003. - №4. - С. 51-63.
153. Скороспелова Е.Б., Голубков М.М. На рубеже тысячелетий: литература XX века как предмет научного исследования // Вестник МГУ. Сер. 9. Филология. 2002. - №2. - С. 7-19.
154. Солодуб Ю.П. Текстообразующая функция символа в художественном произведении // Филологические науки. 2002. - №2 с. 46-59.
155. Сыров И. А. Функционально-семантическая классификация заглавий и их роль в организации текста // Филологические науки. -2002. №2. - С. 59-69.
156. Халваши З.А. Поиск нравственной истины // Литература в школе.- 1998. №7.
157. Эльсберг Я.Е. Спорные вопросы изучения стиля // Вопросы литературы. 1966. - №2.