автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Художественный мир прозы Дон-Аминадо
Введение диссертации1999 год, автореферат по филологии, Толкачев, Кирилл Александрович
Творчество Дон-Аминадо (литературный псевдоним Ами-нада Петровича Шполянского, 1888-1957) долгое время оставалось неизвестным широкому кругу читателей в нашейне.
Уехав из России после октябрьской революции 1917-го года и получив клеймо "белого барда" (по выражению М.Горького -ЗА РУБЕЖОМ. 1934. 25 февраля. № 6/39/. С. 10) за нелицеприятную критику советской действительности, Дон-Аминадо тем самым обрек себя и свое творчество на забвение в стране "победившего социализма". Лишь изредка скупые строчки издававшихся в СССР книг и журналов упоминали это имя. Таковы, например, публикации 30-х годов (упомянутый уже журнал "За рубежом", 1934; заметки К.Зелинского "Рубаки на Сене. Поэзия белой эмиграции", 1933 и "Писатели на отдыхе", 1935; Л.Никулин "За струнной изгородью лиры. Обзор белой поэзии", 1932) и несколько публикаций в "брежневскую эпоху" (статья И.Зильберштейна "Культурные ценности возвращаются в газете "Советская культура"; а также две книги Л.Евстигнеевой: "Журнал Сатирикон и поэты-сатириконцы", 1968 и "Русская сатирическая литература ХХ-го века", 1977), которые представляют собой либо краткие справки об авторе, либо использование имени Дон-Аминадо в связи с творчеством других писателей.
После изменения политической ситуации в Советском Союзе во второй половине 80-х годов число интересующих нас публикаций за неполные десять лет превысило в несколько раз "доперестроечное" количество. Невероятный читательский спрос на ранее запретные книги и имена эмиграции заставлял редакции газет и журналов находить возможности для его удовлетворения, и теперь не только центральные, но и местные издания стали обращаться к творчеству Дон-Аминадо: "Октябрь", 1988, N9; "Подъем" (Воронеж), 1988, N11; "Огонек", 1988, N48; "Волга" (Саратов), 1989, N6; "Дон" (Ростов-на-Дону), 1990, N1; "Вопросы литературы", 1990, N9; кроме того стихотворения Дон-Аминадо были напечатаны в сборниках "Литература русского зарубежья" (Т.1, кн.1, М.:1990) и "Мы жили тогда на планете другой. Антология поэзии русского зарубежья 1920-1990" (Кн.1, М.: 1995); и в альманахе "Встречи с прошлым" (Вып.7, М.:1990).
Несмотря на такое количество публикаций, бесспорно способствовавших популяризации творчества сатирика, их качество, однако, оставляло желать лучшего: однообразный стандарт короткой вступительной статьи (если таковая имелась) с зачастую противоречивыми биографическими сведениями, и настолько же однообразный набор стихов (как, например, в "Октябре" и "Доне"), о прозе же почти не писали. Тем самым определяется новизна исследования.
Имя Дон-Аминадо, упоминания и отзывы о его творчестве встречаются в разнообразнейших мемуарах представителей русской эмиграции (А.Вертинский "Дорогой длинною.", М.:1990; М.Цветаева. Соч. - М.:1988; Л.Е.Белозерская-Булгакова "Воспоминания", М.:1989; И.Одоевцева "На берегах Сены", М.:1989; и др.).
Первое серьезное возвращение Аминадо-прозаика на родину состоялось буквально в последние годы с выходом в свет нескольких сборников его произведений: "Парадоксы жизни" и "Поезд на третьем пути. Воспоминания" (М.: Книга, 1991), где имеется послесловие Ф.Медведева, в котором он делает ряд интересных выводов о мемуарном творчестве Дон-Аминадо: "Его мемуары как бы импрессионистичны, события, лица, комедии и трагедии человеческого существования обозначены только пунктиром, - пишет Ф.Медведев, - Но в этом аллюзионном использовании материала автор дает волю читательскому воображению и памяти" (29, с.330). Медведев солидаризируется с утверждением немецкого исследователя русской зарубежной литературы В.Казака: "Для воспоминаний Дон-Аминадо характерна ироническая дистанция по отношению к изображаемому, но за легкостью форм не теряется политическая и человеческая серьезность автора" (цит. по: 29, с.330). Статья Ф.Медведева внесла свой вклад в формирование базиса исследовательских материалов к произведениям писателя.
Основной и единственной в своем роде по степени охвата материала следует признать работу проф.В.И.Коровина "Наиболее даровитый поэт эмиграции" в самом объемном на сегодняшний день сборнике произведений Дон-Аминадо "Наша маленькая жизнь" (М.:ТЕРРА. 1994) и его комментарии к текстам (там же). Дав широкую картину жизни Дон-Аминадо в эмиграции и сопроводив ее значительным количеством литературных фактов (высказывания, замечания, воспоминания известных писателей и литераторов, современников Дон-Аминадо), В.И.Коровин затем сосредоточил внимание на поэтических произведениях Дон-Аминадо, весьма подробно и обстоятельно исследовав эту сторону творчества. В.И.Коровин сделал ряд замечательных наблюдений по поводу особенностей изображения главного героя Аминадо ("маленький человек" века Х1Х-го и века ХХ-го), выявил основные особенности пафоса комичного в стихах о Советской России, объял почти все вопросы поэтического творчества Дон-Аминадо. В меньшей степени затронутой осталась проза сатирика.
Между тем прозаические произведения Аминадо неизменно удостаивались самых высоких оценок писателей и литераторов русского зарубежья. Эти отзывы позволяют составить реальную картину "табели о рангах" в литературном мире русского зарубежья, где, как подтверждается, Дон-Аминадо занимал далеко не последнее место. Глеб Струве пишет: "Среди поэтов-юмористов [эмиграции] на первое место следует поставить даровитого Д.Аминадо" ("Русская литература в изгнании", 2-е изд., Paris. YMCA-Press, 1984. С.86-87). В книге З.Шаховской, в статье, посвященной Дон-Аминадо, мы находим следующие строки: "Он был удивительно талантлив, умен и остер. Как и Тэффи, Аминад Петрович совсем не легкомысленно смотрел на жизнь, он знал ее трагичность, ее сложность, был человек беспокойный, переживал события очень тяжело." ("Отражения", Paris, YMCA-Press, 1975). Лестных слов Дон-Аминадо и его творчество удостаиваются в статье Д.Святополка-Мирского "Заметки об эмигрантской литературе": "Он . объединяет все зарубежье на одной, всем приемлемой платформе." (альманах "Евразия", 1929, N7. С.6); в статье Л.Зурова: "Жизнь он знал необыкновенно. Он любил подлинное творчество и был строгим судьей. В глубине души он был человеком добрым, но при всей доброте требовательным и строгим" (Дон-Аминадо // "Новый журнал", 1968, кн.90, С.116-117); А.Седых отмечал: "Никто так не умел изображать почтенных общественных деятелей, устраивающих свои собственные юбилеи, бестолковые собрания с прениями сторон и благотворительные вечера с домашним буфетом и танцами, как Дон-Аминадо" (статья в ж."Мосты", 1961, N7. - цит. по ст. В.И.Коровина - 27, с.36). Настолько же хорошие рецензии давали его стихам и рассказам Г.Адамович (газ. "Последние новости".
Париж, 25 окт., 1928. С.З); Зинаида Гиппиус (совм. с Ант.Крайним в ж."Современные записки". Париж, Т.8, 1935. С.473); М.Цетлин (Амари) ("Современные записки". Париж, Т.37, 1935. С.538). Сам Дон-Аминадо в воспоминаниях писал со скромностью: "Pro domo sua [о себе - К.Т.] принято писать кратко. Правило глупое, но достойное. Поэтому ничего не скажу про Колю Сыроежкина, "Дым без отечества", "Нашу маленькую жизнь" и "Нескучный сад" [названия книг Дон-Аминадо - К. Т.]. Об этом писали другие, именитые и знаменитые. И Бунин, и Куприн, и Алданов, и Адамович, и Зинаида Гиппиус, и Марина Цветаева, и евразийский князь Святополк-Мирский. С меня хватит" (8, с.269). Марина Цветаева в своем известнейшем письме к Дон-Аминадо написала следующие слова по поводу его сатирического творчества: "У Вас просто - поэтическая сущность, сущность поэта, которой Вы пренебрегли. Вы - своим даром - роскошничаете. Вы каждой своей строкой взрываете эмиграцию! Вы ее самый жестокий (ибо бескорыстный и добродушный) судия." (М.Цветаева Дон-Аминадо. 31 мая 1938 // М.Цветаева. Соч.-М.:1988, Т.2. С.539).
Подробная библиография зарубежных публикаций Дон-Аминадо в периодических изданиях, а также многочисленные рецензии на его книги содержатся в библиографическом указателе под редакцией Т.Г.Гладковой и др. сотрудников тургеневской библиотеки в Париже (L'émigration russe: rev. et rec., 1920-1980. Paris, 1988. C.282-283). Te из них, которые имеются в отечественных библиотеках, нами изучены de viso.
Прозаические произведения Аминадо неизменно удостаивались самых высоких оценок писателей и литераторов русского зарубежья. Эти отзывы позволяют составить реальное представление относительно "табели о рангах" литературного мира русского зарубежья, где, как подтверждается материалами исследования, Дон-Аминадо находился далеко не на последнем месте.
Этим определяется актуальность исследования: проза Дон-Аминадо вполне достойна того, чтобы в истории русской литературы встать в один ряд с уже широко известными на родине другими сатириками эмиграции - Тэффи, Сашей Черным или Арк.Аверченко.
Целью данной работы является общая характеристика художественного мира прозы Дон-Аминадо. Эта задача потребовала включения в работу систематизированных сведений о творческом и жизненном пути писателя на основе различного рода информации, почерпнутой из воспоминаний и литературных статей представителей эмиграции и ее исследователей. Анализ произведений в первой главе строится на основе выделения главных направлений (тематический аспект) и исходя из хронологического принципа, учитывающего изменение художественного мировоззрения писателя в процессе его творческой деятельности (в этих целях и было проведено представленное изучение писательской биографии) и, соответственно, постепенную трансформацию проблематики, предмета изображения и образов главных героев.
Специальный раздел работы посвящен особенностям поэтики и художественным находкам писателя, в частности, литературным реминисценциям и пародиям (в тыняновском академическом понимании этого слова) как существенному художественно-поэтическому приему Аминадо-сатирика.
Естественно, охват творчества Дон-Аминадо не может быть полным как в связи с объемом, так и в связи с трудностями в нахождении материала: почти все произведения с начала эмиграции публиковались в основном в периодике и исключительно за границей, а также в Киеве и Одессе, которые до 20-х годов не являлись территорией России. В газетах этих городов писатель сотрудничал до того, как уехал в Париж.
Тем не менее, изученный массив сатирической прозы Дон-Аминадо достаточно велик, чтобы делать определенные выводы и заключения.
Объектом нашего исследования, главным образом, стали рассказы и фельетоны начала 20-х годов и вещи более позднего периода (конец 20-х и 30-е годы), в том числе произведения, вошедшие в изданную в Париже книгу "Наша маленькая жизнь" (1927). Нами изучен и использован в работе материал книги воспоминаний Дон-Аминадо, увидевшей свет за несколько лет до его смерти, -"Поезд на третьем пути" (первое издание - Нью-Йорк, 1954), помогающий в прояснении авторской концепции и творческого пути писателя. Текст этого произведения также разобран и как самостоятельный.
Практическая значимость проведенной работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы, с одной стороны, в дальнейших исследованиях творчества Дон-Аминадо, других представителей послереволюционной эмиграции и истории литературы русского зарубежья в целом. С другой стороны, учитывая современную направленность среднего и высшего образования, очевидна полезность данных материалов для обновления курса "Русское зарубежье" в вузах и школах.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Художественный мир прозы Дон-Аминадо"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Данная работа посвящена базисному исследованию прозы Дон-Аминадо (А.П.Шполянского) на материале рассказов и фельетонов, написанных в период начала эмиграции (1919-1922 годы) и на последующем этапе (конец 20-х и 30-е годы). Были рассмотрены произведения как публиковавшиеся в газете "Последние новости" (Париж) в течение этого времени, так и вошедшие в сборник прозы Дон-Аминадо "Наша маленькая жизнь" (Париж, 1927) Кроме того, был использован материал из книги воспоминаний писателя (Д.Аминадо "Поезд на третьем пути". Нью-Йорк, 1954) Одновременно к рассмотрению принимались тексты других авторов русского зарубежья, помогающие в раскрытии темы и дающие возможность осветить ход творческого процесса Дон-Аминадо.
Для более совершенного подхода была упорядочена информация о жизненном и творческом пути писателя, полученная на основе данных различного рода мемуаров и литературных статей отечественных исследователей и представителей эмиграции, что способствовало систематизации произведений и пониманию механизмов преломления в творчестве реальных событий и соответственной трансформации художественного мира Дон-Аминадо.
Проанализировав материал, мы отметили следующие моменты. С точки зрения тематического критерия, в сатирических произведениях Дон-Аминадо можно выделить два основных направления, являющихся определяющими для формирования художественного мира писателя. Это следующие, условно названные, тематические направления: "социально-бытовое", "политика и политики" и "философская сатира". При этом мы указали на возможность дополнительного подразделения данных типов на более мелкие группы, что и было осуществлено в ходе работы. К каждой из групп было отнесено определенное количество прозаических произведений, наиболее ярко представляющих направление. Особо оговорены случаи возможного пересечения тематики в одном произведении.
Кроме того, в процессе изучения и анализа был применен хронологический метод группировки, благодаря которому оказалось осуществимым обозначить основные особенности изменения творческого мировоззрения писателя, отраженные последующим изменением основной идеи, пафоса, проблематики рассказов, а также трансформацией предмета изображения в произведении и образов персонажей.
Была рассмотрена проблема главного героя. На основе статьи В.И.Коровина проведен анализ воплощения образа "маленького человека" эмиграции в сатирической прозе Дон-Аминадо и его сравнение с образом "маленького человека" русской классической литературы Х1Х-го века.
Определенным интересом для нас обладали тематические группы, относящиеся к "философскому" типу. Здесь были обнаружены особенности проблематики, которые во второй период творчества Дон-Аминадо переходят в поэтический пласт. Рассмотренный на данных материале симбиоз сатиры и философии предстал самобытным литературным явлением.
Особое внимание было уделено разделу о реминисценциях, где были отмечены многие очевидные и косвенные влияния различных литературных источников, в том числе древнерусских, русских классиков Х1Х-го века и современных Дон-Аминадо представителей литературного творчества.
Дальнейшими перспективами в работе над данной темой можно назвать увеличение объема привлекаемого материала, исследования в области дореволюционного творчества Дон-Аминадо, еще более подробное выделение тематических разделов и групп по проблематике. Кроме того, необходимо в дальнейшем провести анализ языковых особенностей творчества Дон-Аминадо, показывающих влияние на него французской культуры и литературы. Особому рассмотрению можно подвергнуть афоризмы, написанные сатириком. И вполне логично разрабатывать далее проблему использования реминисценций и проблему литературной игры в творчестве Дон-Аминадо.
В заключение необходимо отметить возможность использования результатов проведенной работы как в научно-исследовательской филологической деятельности, так и в педагогической (в том числе школьной) практике.
КНИГИ ДОН-АМИНАДО:
Песни войны,- 1-е изд., 1914; 2-е изд., 1916. Дым без отечества,- Paris, 1921.
Рассказ про мальчика Данилку, про серую кобылку и еще про что-то.: Стихи для детей,- Paris, 1922. Накинув плащ,- Paris, 1928. Нескучный сад,- Paris, 1935. Pointes de Feu.- Paris, 1939. (на фр.яз.)
В те баснословные года,- Paris, 1951; 2-е изд. 1966. Поезд на третьем пути.Воспоминания,- New-York, 1954. В СОАВТОРСТВЕ:
Дон-Аминадо, Морис Декобра Le Rire dans la steppe (Смех в степи).- Paris, 1927.
Список научной литературыТолкачев, Кирилл Александрович, диссертация по теме "Русская литература"
1. ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПУБЛИКАЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДОН-АМИНАДО
2. Города и годы: стихотворение. / Публ. М.Шаповалова // Подъем. -Воронеж, 1988,-N11,- С. 124.
3. Дамы на Парнасе: Из альбома почтительных пародий / Публ. С.Никоненко// Вопросы литературы -1990.-N9,- С.272-2733. "Дождь был. Слякоть. Гололедица." / Публ. и примеч. С.Кибаль-ника // Волга,- Саратов, 1989,- N6,- С. 15.
4. Дым без отечества: О птицах; У врат царства; Жиронда; Свершители; Эдем; Очень просто; Писаная торба; После всего; Про белого бычка; // Литература русского зарубежья. М., 1990,- Т.1,-кн.1,- С.215-216, 247-252.
5. Из литературного наследия: Как рассказать.; 1917; Потонувший колокол; Эпилог; Города и годы; Люблю декабрь; Послесловие; Исповедь; Искания; Когда мы вспомним / Публ. и предисл. И.Васильева // Октябрь,- 1988,- N9,- С. 143-146.
6. Мишка, верти назад / Публ. Р.Янгирова // Новое литературное обозрение. №12, 1995. С.46.
7. Наша маленькая жизнь. М.: Терра, 1994.
8. Поезд на третьем пути. М.: Книга, 1991.
9. Стихи // "Мы жили тогда на планете другой." Антология поэзии русского зарубежья 1920-1990. Сост. и вступ.ст. Е.В.Витков-ского. Библ.справки и коммент. Г.И.Мосешвили,- В 4 кн.- Кн.1,-М.: Моск.рабочий, 1995,- 494 с.
10. Стихи // На Западе.Антология русской зарубежной поэзии.-Сост. Ю.П.Иваск,- New-York: Издательство им. Чехова, 1953. С.205-212.
11. Стихи // Якорь. Антология зарубежной поэзии. Сост. Г.В.Адамович и М.Л.Кантор,- Berlin: Петрополис, 1936. С.73-82.
12. Уездная сирень; Воспоминания; Жизнь графини де Петрушки; Детская заграничная; Как рассказать; Бабье лето; Потонувший колокол / Предисл. Л.Усенко //Дон,- Ростов н/Д, 1990. N1,- С.172-175.
13. Уездная сирень; Шли поезда по Казанской дороге; Ночной ливень; Ранняя весна; Жили-были / Вступ.ст. А.Иванова // Огонек,- 1988,- 26 нояб.-З дек. (N48).- С.9.1. О ДОН-АМИНАДО
14. Адамович Г.: рец. // Последние новости,- Париж, 1928, 25 окт., С.З.
15. Белозерская-Булгакова Л.Е. Воспоминания,- М.: Худ.лит., 1989. С.56.
16. Васильев И. "Как объяснить в простых словах." Предисл. // Октябрь,- 1988,-N9,- С.143-144.
17. Вертинский А. Дорогой длинною.- М., 1990,- С.126-127.
18. Витковский Е.В.: вступ.ст. // "Мы жили тогда на планете другой." Антология поэзии русского зарубежья 1920-1990,- В 4 кн.- Кн.1,- М.: Моск.рабочий, 1995,- 494 с.
19. Волкова Н.Б. "Мне. необходимо вам сказать, что Вы совершенно замечательный поэт.": (Из парижского архива Дон-Аминадо) // Встречи с прошлым,- М.,1990,- Вып.7,- С.310-313.
20. Гиппиус 3., Крайний Ант.: рец. // Современные записки,- Париж,1935. Т.8. С.473.
21. Горький М. комм, к публ. стихов Дон-Аминадо. // За рубежом. 1934. 25 февраля. №6 (39). С.10.
22. Дальние берега. Портреты писателей эмиграции. Мемуары./ Сост. и предисл.В.Крейд. М.: Республика, 1994.
23. Дроздов А.: рец. // Русская книга,- Берлин, 1921 .N6.
24. Евстигнеева Л. Журнал Сатирикон и поэты-сатириконцы,-М.:1968
25. Зуров Л. Дон-Аминадо // Новый журнал,- Нью-Йорк, 1968, кн.90. С.116-117.
26. Иванов А. Жили-были. вступ.ст. // Огонек,- 1988.-26 нояб.-З дек. (N48).- С.9.
27. Казак В. Дон-Аминадо: Энциклопедический словарь русской литературы с 1917 года. Лондон, 1988.
28. Колядич Т.М. Эволюция хроникального жанра в книге Дон-Аминадо «Поезд на третьем пути». М.: 1997.
29. Коровин В.И. "Наиболее даровитый поэт" эмиграции: вступ.ст. // в кн. Дон-Аминадо Наша маленькая жизнь. Сост., вступ.ст. и коммент. В.И.Коровина. М.: Терра, 1994
30. Литература русского зарубежья возвращается на Родину. Выборочный указатель публикаций 1986-1990. Выпуск 1. Ч.1.М.: Ру-домино, 1993. (ВГБ иностранной литературы).
31. Медведев Ф. Была весна, которой не вернуть, послесл. // в кн. Дон-Аминадо Поезд на третьем пути,- М.: Книга, 1991 (Полка библиофила). С.325-331.
32. Одоевцева И. На берегах Сены: Тэффи и Дон-Аминадо // Звезда,- 1988,- N8,- С.167-177; N9,- С.115-119.
33. Русская зарубежная книга: библиография. Praga: Комитет русской книги, 1924.
34. Русская эмиграция: журналы и сб. на рус.яз., 1920-1980. Сводный указатель статей. = L'émigration Russe : rev. et rec., 1920-1980/ Сост. Т.Г.Гладкова и др.; ред. Т.Г.Гладкова, Т.А.Осоргина; пре-дисл. М.Раева. Paris, 1988.
35. Седых А. Далекие, близкие. Нью-Йорк, 1962. С.51-52.
36. Святополк-Мирский Д. Заметки об эмигрантской литературе //Евразия,- 1929, N7. С.6.
37. Спиридонова-Евстигнеева Л. Русская сатирическая литература начала XX века,-М.: 1977. С.95, 98, 150-152
38. Спиридонова Jl. Дон-Аминадо // в кн. Писатели русского зарубежья (1918-1940): Справочник. 4.1. М.: ИНИОН РАН, 1994. С.61-62.
39. Струве Г. Русская литература в изгнании. 2-е изд. Paris: YMCA-Press, 1984. С.106, 109-110.
40. Терапиано Ю. Литературная жизнь русского Парижа за полвека (1920-1974): эссе, воспоминания, статьи. Париж Нью-Йорк: Альбатрос-Третья волна, 1987. С.33-34, 56, 121-122.
41. Тэффи Н.А. Ностальгия. Л.: Худ.лит., 1989. С.119, 137-138.
42. Усенко Л. Его ценил Бунин // Дон,- Ростов на/Д., 1990. N1. -С.172.
43. Ходасевич В.Ф. Литературные статьи и воспоминания. New-York: Издательство имени Чехова, 1953. С.62-63, 143.
44. Цветаева М. Дону Аминадо. 31 мая 1938 г. / Подгот. текста и коммент. А.Саакянц // Цветаева М.: Соч.- М.,1988,- Т.2, С.537-539; коммент. с.630.
45. Цетлин (Амари) М.: рец. // Современные записки,- Париж, 1928. Т.37. С.538.
46. Шаховская 3. Отражения. Paris: YMCA-Press, 1975.
47. Янгиров Р. Экран жизни: версия Дон Аминадо // Новое литературное обозрение. 1995, №12.
48. К ПРОБЛЕМЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ МЕМУАРИСТИКИ:
49. Анисимов И., Динамов С. Проблемы пролетарской литературы на Западе: очерк 1. Проблемы автобиографического романа // На литературном посту, 1928, №7, с.45 47.
50. Барахов B.C. В зеркале писательской мемуаристики (к вопросу о ее роли и идейно-художественном своеобразии) // Русская литература, 1984, №1, с. 90 106.
51. Барахов B.C. Литературный портрет как жанр мемуарно-биографической прозы (проблемы поэтики). Автореферат диссертации на соискание степени доктора филологических наук. М., 1980.
52. Билинкис М. Этапы развития русской мемуарно-автобио-графической литературы VI11 века: кандидатская диссертация. -М., 1968.
53. Борщаговский А. Там, где кончается документ. Биографическая проза: границы вымысла. // Литературная газета, 1986, 12 ноября.
54. Быков Д. Как я себя (заметки о новом автобиографизме) // Столица, 1994, №41, с.58 60.
55. Буковская М.В. Текстовое строение плана рассказчика в произведениях, написанных от первого лица (на примере английского и американского "подросткового" романа). Автореферат диссертации на соискание степени кандидата филологических наук. -л., 1969.
56. Валькова О. Горькие, но правдивые свидетельства: обзор мемуарной литературы.// Семья и школа, 1991, №11, с.44 46.
57. Воронина Н.И., Сиротина И.Л. Мемуаристика: к проблеме новой интерпретации текста // Бахтинские чтения, Орел, Издательство Орловской государственной телерадиовещательной компании, 1997, вып.2, с. 122- 124.
58. Гайжюнас С.В. Роман воспитания. Поэтика и типология жанра. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата филологических наук. М., 1980.
59. Галич А. Документ частной жизни? Нет, эпохи! // Радуга, 1990, №8, с.100 109.
60. Гаранин Л.Я. Мемуарный жанр советской литературы: исто-рико-теоретический очерк. Минск, Наука и техника, 1986, 223 с.
61. Гинзбург Л. О психологической прозе. Л., Сов.писатель, 1984, 464 с.
62. Гончарова Е.А., Бондарева Л.М. Междисциплинарные аспекты интерпретации категории адресованности в текстах мемуарного типа // Междисциплинарная интерпретация художественного текста. СПб., 1995, с. 16 - 37.
63. Григорова Л. Автобиографизъм и творчества. София, 1986.
64. Гюбиева Г. Этапы развития русской мемуарно-автобио-графической литературы XVIII века. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. -М., 1968.
65. Десницкий А. Русские дворянские и крестьянские писатели XIX века о своем детстве: опыт изучения жанра) // Литературная учеба, 1933, №8, с.29 42, №9, с.36 - 68.
66. Елизаветина Г. Последняя грань в области романа (русская мемуаристика как предмет литературоведческого исследования) // Вопросы литературы, 1982, №10.
67. Елизаветина Г. Становление жанров автобиографии и мемуаров // Русский и западноевропейский классицизм. Проза. М., 1982, с.235 - 263.
68. Жуков Д. Биография биографии. М., Советская Россия, 1980, 136 с.
69. Запровская А. К вопросу об автобиографическом жанре в пролетарской литературе // На литературном посту, 1928, №13\14, с.66 68.
70. Иваницкий В., Мещеряков А. Язык и власть (о стиле современного автобиографического жанра). // Дружба народов, 1992, №3, с.200 216.
71. Карпов И.П. Авторское сознание в русской литературе XX века. Йошкар-Ола, 1994.
72. Катанян В.А. О сочинении мемуаров // Новый мир, 1964, №5, с.46 54.
73. Кошелев В. Уважение к жанру // Литературная газета, 1986, 19 ноября.
74. Колядич Т.М. Мемуары и фольклор (к проблеме типологический соответствий) // Архетипы в фольклоре и литературе. Кемерово, 1994, с.62 - 65.
75. Колядич Т.М. Воспоминания писателей: проблемы поэтики жанра. Монография. М., Мегатрон, 1998, 276 с.
76. Конынина Ю.И. Авторизованная автобиография как тип текста // Культура и текст. СПб., Барнаул, 1997, вып.1, Литературоведение, ч.1, с.83.
77. Краснокутский B.C. Дневники Герцена и русская мемуарная литература XIX века.// А.И.Герцен художник и публицист. - М., 1977.
78. Латынина А. Личный жанр (о мемуарной литературе) // Литературная газета, 1985, 20 февраля.
79. Латынина А. Венок из незабудок // Литературная газета, 1982, 24 ноября.
80. Левицкий Л.А. Мемуары // Краткая литературная энциклопедия. Том 4. м., Советская энциклопедия, 1967, с. 759 - 762.
81. Лотман Ю.М. Биография живое лицо // Новый мир ,1985, №2, с. 228 - 236.
82. Марахова Т.А. О жанрах мемуарной литературы // Вопросы советской, русской и зарубежной литературы. Ученые записки Горьковското педагогического института, вып. 59, серия филологических наук Горький, Волго-Вятское книжное издательство, 1967, с.19 - 39.
83. Машинский С. Нерасторжимая связь времен // Машинский С. Наследие и наследники. М., Советский писатель, 1967, с.277 -296.
84. Мильчина В.А. Автобиография // Литературный энциклопедический словарь. М., Советская энциклопедия, 1987, с.12 - 13.
85. Наркевич А.Ю. Автобиография // Краткая литературная энциклопедия. Том 1. М., Советская энциклопедия, 1962, с.70 - 71.
86. Неклюдов С.Ю. Отношение "текст денотат" и проблема истинности в повествовательных традициях // Лотмановский сборник. - М., 1995, т. 1, с.667 - 675.
87. Николина H.A. Композиционные функции видо-временных форм в автобиографической прозе // Язык и композиция художественного текста. Русский язык. Межвузовский сборник научных трудов. М., МГПИ, 1984, с.50 - 57.
88. Орлова Г.В. Автобиографическая проза на рубеже двух эпох (к вопросу об эволюции героя). Автореферат диссертации на соискание степени кандидата филологических наук. М., 1975.
89. Оскоцкий В. Дневник как правда. // Вопросы литературы, 1993, вып.5, с.3-58.
90. Османова 3. "От берега бренности к берегу вечности". Художественная автобиография и воспоминания. Динамика развития жанра // Османова 3. Поэтика повествовательных жанров в контексте взаимосвязей национальных литератур. М., 1993, с.75 -114.
91. Павлова Н.И. Образ детства образ времени. О современной автобиографической прозе. - М., 1990.
92. Петропавловский Р. Что брать за образец? // Литературная газета, 1986,3 декабря.
93. Пискунов В. Чистый ритм Мнемозины (Мемуары русского "серебряного века" и русского зарубежья). М., 1992.
94. Полтавчук В. Пределы безграничного // Литературная газета, 1986,3 декабря.
95. Пруссакова И. Сколько правды в факте? // Звезда, 1996, №3, с.218 223.
96. Руднев В. Морфология реальности. М., Гнозис, 1996.
97. Румянцева М.Ф. Для чего люди пишут мемуары? (мемуаро-творчество как способ социализации индивидуума) // Мир психологии ,1998, №1, с.141 155.
98. Старосельская Н. Все это было, было, было. Заметки о мемуарной прозе последних лет. // Литературное обозрение, 1987, №8, с. 8-14.
99. Тартаковский А.Г. 1812 год и русская мемуаристика: опыт источниковедческого изучения. М., 1980.
100. Тартаковский А.Г. Русская мемуаристика и историческое сознание XIX века. М., 1997.
101. Филюшкина С. "Я" и "мы". О мемуарной прозе. // Детская литература, 1990, №5, с.28 31.
102. Художественно-документальные жанры (вопросы теории и истории). Тезисы докладов на межвузовской научной конференции. Иваново, 1970, 132 с.
103. Шайтанов И. Как было и как вспомнилось (Современная автобиографическая и мемуарная проза). М., 1981.
104. Шайтанов И. "Непроявленный жанр" или литературные заметки о мемуарной форме. // Вопросы литературы, 1978, №2, с.50 -67.
105. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ТРУДЫ ПО ПРОБЛЕМЕ КОМИЗМА И1. СМЕХОВОГО В ЛИТЕРАТУРЕ:
106. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: 1975.
107. Бергсон А. Смех. М.: 1992.
108. Гегель. Эстетика. М.: 1971. В 3 тт.
109. Карасев Л.В. Философия смеха. М.: 1996.
110. Лосев А.Ф. Форма. Стиль. Выражение. М.: 1995.
111. Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. Собрание трудов В.Я.Проппа. М.: Лабиринт, 1999.
112. Чудакова М.О. Поэтика Михаила Зощенко. М.: Наука, 1979.
113. Вольпе Ц. Книга о Зощенко // Искусство непохожести. М.: 1991.
114. Старков А. Михаил Зощенко: Судьба художника. М.: 1990.