автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Мотивная структура поэзии Дон-Аминадо
Полный текст автореферата диссертации по теме "Мотивная структура поэзии Дон-Аминадо"
На правах рукописи
БУДАГОВА Марина Александровна МОТИВНАЯ СТРУКТУРА ПОЭЗИИ ДОН-АМИНАДО
Специальность 10.01.01 - русская литература
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
5 2014
005549471
Тверь 2014
005549471
Работа выполнена на кафедре журналистики и новейшей русской литературы ФГБОУ ВПО «Тверской государственный университет»
Научный руководитель доктор филологических наук,
профессор
Брызгалова Елена Николаевна
Официальные оппоненты: Кихней Любовь Геннадьевна
доктор филологических наук, профессор кафедры истории журналистики и литературы Института международного права и экономики им. А. С. Грибоедова
Михайлова Наталья Дмитриевна
кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка Тверской государственной медицинской академии
Ведущая организация ФГБОУ ВПО «Российский государственный
гуманитарный университет»
Защита состоится 2014 г. в часов на заседании
диссертационного совета Д 212.263.06 в Тверском государственном университете по адресу: 170002, г. Тверь, пр-т Чайковского, 70, ауд. 48
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Тверского государственного университета по адресу: 170000, г. Тверь, ул. Володарского, 44а
Автореферат разослан « »МОЛ 2014 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета
доктор филологических наук, профессор
С. Ю. Николаева
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Поэзия Серебряного века вызывает постоянный интерес как у читателей, так и у историков литературы. В ту эпоху разносторонних эстетических поисков жили и творили поэты, чьё творчество уже в наше время как бы открывается заново. Одним из таких поэтов является Дон-Аминадо (Аминад Петрович/Пейсахович Шполянский, 1888 - 1957), творческое наследие которого мало изучено. Нет ни одной монографии, посвященной творчеству писателя. Между тем такие его современники, как М. И. Цветаева, А. М. Горький, И. А. Бунин, Ф. И. Шаляпин, А. Н. Вертинский, 3. Н. Гиппиус и др. ценили его талант, признавали в нём высокое творческое начало. Читателю XXI в. псевдоним Дон-Аминадо почти ничего не говорит. Такое забвение, возможно, обусловлено тем, что писатель долгие годы прожил в эмиграции, и его стихи, рассказы, фельетоны на родине не издавались, за исключением случайных и немногочисленных публикаций в журналах и газетах.
Дон-Аминадо был очень популярен среди парижских эмигрантов, а на родине его почти не знали. Возможно, этим н обусловлена малая степень изученности его творчества. Но тем не менее, учёные, изучающие творчество русских эмигрантов и русскую сатиру начала XX в., уделили внимание и Дон-Аминадо. Так, например Л. А. Спиридонова (Евстигнеева) в своих крупных работах «Журнал «Сатирикон» и поэты сатириконцы», «Русская сатирическая литература начала XX века», «Бессмертие смеха» исследует творческий путь Дон-Аминадо. Прозаическое творчество писателя послужило основой диссертационного исследования К. А. Толкачёва. Небольшие статьи о творчестве писателя написаны В. И. Коровиным, Е. Н. Брызгаловой. Статьи биографического характера можно найти в литературных словарях и энциклопедиях русского зарубежья. Также в некоторых журналах представлены рецензии на книги Дон-Аминадо, не отличающиеся, однако, глубоким анализом и серьёзным подходом к творчеству талантливого писателя (А. Волщуп, Е. Воробей, А. Иванов, И. Слюсарева, А. Безобразов и др.).
В связи с этим научное изучение творчества Дон-Аминадо представляется перспективным. В диссертации внимание сосредоточено на исследовании мотивной структуры стихотворений Дон-Аминадо. Выбор темы предопределён актуальностью проблемы исследования мотива в литературоведении, а также неизученностью творчества данного автора и, в частности, данной проблемы, в литературоведении.
Актуальность диссертационного исследования обусловлена интересом к эмиграции и к литературе русского зарубежья. Работа позволит включить художественный мир Дон-Аминадо в орбиту научного восприятия литературного наследия эмиграции первой волны, которой было свойственно особенно острое чувство ностальгин: его можно охарактеризовать как устойчивое психологическое состояние, вызванное ощущением утраты, разлуки, невозможностью возвратить свой прежний мир, своё социально-психологическое окружение. Исследование позволяет рассмотреть творчество
Дон-Аминадо как часть русской культуры первой половины XX в. и дополнить наши представления об эмиграции и о литературном процессе указанной эпохи.
Объектом изучения в диссертационном исследовании является дореволюционная и эмигрантская поэзия Дон-Аминадо как целостное явление литературы.
Предметом исследования стала мотивная структура лирики Дон-Аминадо, смыслообразующими элементами которой становятся наиболее частотные мотивы - ностальгии и эмиграции. Будучи основными, эти мотивы постоянно пересекаются в произведениях Дон-Аминадо и являются своеобразным стержнем для нанизывания боковых мотивов.
Цель диссертационного исследования заключается в выявлении основных мотивов в дореволюционных и эмигрантских стихотворениях Дон-Аминадо, анализе их художественного воплощения и изучении мотивной структуры его поэзии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Выявить и проаначизировать основные мотивы в поэтических сборниках Дон-Аминадо, показать их устойчивость на разных этапах развития его творчества.
2. Рассмотреть основные мотивы лирики Дон-Аминадо в контексте творчества его современников.
3. Выявить взаимосвязь дореволюционной поэзии писателя и стихотворных произведений, написанных в эмиграции, с точки зрения мотивной структуры.
4. Проанализировать эволюцию развития основных мотивов -ностальгии и эмигрантской жизни - на разных этапах творчества писателя, установить, какие мотивы им сопутствуют.
5. Выявить целостность поэтического творчества Дон-Аминадо путём определения основных мотивов и их взаимосвязи.
Задачи обусловили выбор методологии. В работе используются типологический, сравнительно-исторический и структурно-семантический методы анализа художественного текста.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что в работе впервые предпринимается попытка целостного анализа лирических произведений Дон-Аминадо, составляющих как дореволюционное, так и эмигрантское творчество поэта. Рассматривая лирику Дон-Аминадо как единое целое в контексте литературной эпохи, автор работы определяет специфику мотивной структуры его произведений. При этом выделяется несколько основных мотивов, которые становятся определяющими для всего творчества писателя, прослеживается их взаимосвязь и взаимодействие с другими мотивами, передаётся особенность мироощущения поэта. Такой взгляд на лирику Дон-Аминадо позволяет не только выявить её характерные особенности, но и показать, что творчество писателя занимало особое место в контексте литературы русского зарубежья первой половины XX в.
Теоретической базой диссертации послужили научные труды, посвящённые исследованию мотива и сравнительному анализу, а именно
работы А. Н. Веселовского, В. Я. Проппа, Б. В. Томашевского, Б. М. Гаспарова, И. В. Силантьева, Л. Я. Гинзбург, С. Н. Бройтмана, в которых рассматриваются особенности лирического текста н затрагивается проблема героя в лирике.
Помимо этого, в диссертации активно используются результаты научных работ по истории литературы русского зарубежья и по творчеству Дон-Аминадо: Г. П. Струве, А. Г. Соколова, Т. П. Буслаковой, В. И. Коровина, Л. А. Спиридоновой, Е. Н. Брызгаловой и др.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Особенностью дореволюционного творчества Дон-Аминадо является многоаспектное восприятие мира, которое прослеживается в развитии мотива войны. Такое отношение к миру в эмигрантской поэзии эволюционирует в двойственное восприятие действительности, выражаемое наличием двух основных мотивов - ностальгии и эмигрантской жизни, отличающихся особой устойчивостью и повторяемостью в творчестве поэта.
2. Основными мотивами в лирике Дон-Аминадо 20-30-х гг., определяющими пространственно-временную организацию стиха, являются мотивы ностальгии и эмигрантской жизни.
3. Для более раннего эмигрантского творчества поэта характерно преобладание мотива ностальгии в качестве основного. При этом дореволюционная Россия представляется как идеализированная страна. Жизни эмиграции уделяется не такое существенное внимание.
4. В более поздних эмигрантских произведениях мотив ностальгии, будучи одним из частотных, уходит на второй план. Превалирует мотив эмигрантской жизни. Образ России воспринимается неоднозначно: это не только идеальная страна прошлого, но и неприемлемая для лирического героя страна СССР.
5. Взаимодействие двух основных мотивов, их смена, эволюция и взаимосвязь с другими мотивами определяют единство и целостность лирики Дон-Аминадо. Россия постепенно трансформируется из исключительно ностальгического образа в страну, о которой поэт хранит незабвенную память в сердце, но одновременно с этим осознаёт, что она теперь другая - советская. Мотив эмигрантской жизни звучит не только в сатирических, но и в лирических стихотворениях, подчёркивая, таким образом, то, что поэт не только смеётся над действительностью и бытом, но и принимает их, смиряясь с жизнью и прославляя её достоинства.
Теоретическая значимость диссертации обусловлена тем, что в ней уточняются такие научные понятия, как мотив, лейтмотив. Особое внимание уделяется мотивной структуре как одному из новых направлений изучения лирики в её целостности и совокупности мотивов.
Достоверность исследования подтверждена тем, что выводы, к которым приходит автор диссертации, получены в результате непосредственной аналитической работы над произведениями Дон-Аминадо с помощью мотивного и сравнительного методов научного анализа.
Практическая ценность работы заключается в том, что наблюдения и выводы, сделанные в ходе исследования, могут быть использованы при подготовке к лекциям и практическим занятиям по русской литературе XX в., в вузовских спецкурсах, спецсеминарах, а также при дальнейшем изучении вопросов, связанных с мотивной структурой художественных произведений. Разработанные в диссертации принципы анализа мотивной структуры поэзии Дон-Аминадо могут быть применены как инструмент исследования других корпусов лирических текстов, обладающих относительным внутренним единством.
Апробация материалов исследования осуществлялась в форме публикаций статей, выступлений на научных конференциях в 2008-2014 гг. Основные положения диссертации обсуждались на Международной научно-практической конференции, посвященной 135-летию со дня рождения В. Я. Шишкова (2008); Международной научно-практической конференции «Анна Ахматова и Николай Гумилёв в контексте отечественной культуры» (Тверь, 2009); Международной научной конференции «Русская комическая литература XX века. История. Поэтика. Критика» (Москва, ИМЛИ РАН, 2010); Международной научно-практической конференции «СМИ в онтологическом и культурном пространстве славянского мира» (Тверь, 2011); Международной научной конференции «Комическое в русской литературе XX-XXI вв.» (Москва, ИМЛИ РАН, 2012); III Международной научной конференции «Реклама и современный мир» (Тверь, 2014).
Материалы и результаты работы отражены в девяти публикациях, из которых три - в журналах, рекомендованных ВАК.
Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы, который содержит 163 наименования.
Основное содержание диссертации
Во Введении обосновывается актуальность и научная новизна исследования, его теоретическая и практическая значимость, определяются цель и задачи работы, теоретическая и методологическая база, формулируются положения, выносимые на защиту. Отдельное внимание уделяется обзору творческого пути Дон-Аминадо.
Предметом анализа в первой главе «Основные мотивы дореволюционной поэзии Дон-Аминадо» стали мотивы сборника стихов «Песни войны». В параграфе 1.1 - «Понятие мотива и мотивной структуры» - уделяется внимание теории мотива и определяется одно из основных понятий, используемых в диссертации - «мотивная структура».
Термин «мотив» трактуется исследователями литературы крайне неоднозначно в связи с тем, что определяется с разных позиций: с точки зрения темы, события, фабулы, сюжета. Определение термина «мотив» варьируется от самого простого (где главным признаком считается его повторяемость) до наиболее сложного (в определении сочетается целый ряд компонентов). В развитии теории мотива в отечественной науке первой трети XX в. можно выделить четыре подхода в трактовке этого феномена: семантический
б
(А. Н. Веселовский, А. Л. Бем, О. М. Фрейденберг), морфологический (В. Я. Пропп, Б. И. Ярхо), дихотомический (А. И. Белецкий) и тематический (Б. В. Томашевский, В. Б. Шкловский, А. П. Скафтымов).
Опираясь на теоретическую концепцию Б. В. Томашевского и принимая во внимание исследование И. В. Силантьева, автор диссертации определяет мотив как минимальную неразложимую смысловую часть произведения, которая отличается устойчивостью, имеет своим ядром ключевое слово и выделяется по смысловой доминанте, повторяется в художественной структуре ряда произведений и обладает способностью сочетаться с другими смысловыми единицами и выступать в тексте в виде ряда вариантов, которые зависят от контекста. В диссертационном исследовании используется классификация мотивов, предложенная Б. В. Томашевским. Литературовед выделяет два вида мотивов: основные и побочные (вторичные, боковые). Основной мотив является своеобразным ядром, стержнем лирического произведения, на который нанизываются вторичные мотивы.
В диссертации предпринята попытка уточнить понятие мотивной структуры, которое на сегодняшний день не имеет закреплённого обозначения в литературоведении. Под мотивной структурой автор работы понимает системную взаимосвязь и упорядоченность мотивов, которые создают внешнюю целостность произведений и их сверхтекстовое единство. При этом отмечается, что мотивная структура отражает индивидуальные особенности картины мира лирического героя.
Предметом анализа в параграфе 1.2. «Мотивная структура сборника стихов "Песни воины"» являются мотивы ранней лирики Дон-Аминадо, позволяющие выявить одну из главных особенностей творчества поэта -многогранность восприятия мира, способность оценивать одно и то же событие с разных точек зрения. При этом чётко прослеживается эволюция восприятия поэтом происходящих событий. Так, в сборнике «Песни войны» основным становится мотив войны, который предстаёт в трёх ипостасях: война воображаемая (воспринятая сквозь призму книжных представлений), война реальная (смерть и страдания) и война как угроза миру (гибель европейской цивилизации).
Война воображаемая предстаёт перед читателем в стихотворениях «Талисман» (1914), «Туда!» (1914), «Так надо!..» (1914), «Игра» (1914). Описываемая в этих произведениях война далека от реальности: устойчивые книжные эмблемы, мажорный тон и патриотический пафос не передают трагизма войны и заглушают личные переживания лирического героя.
Все стихотворения сборника объединяет общий мотив войны, получающий особое развитие в каждом произведении. Так, в стихотворении «Талисман» он трансформируется в мотив битвы, героического сражения. Лирический герой идёт в бой, как на подвиг, таким образом, имплицитно в тексте присутствует мотив подвига. Это подчёркивается, прежде всего, на лексическом уровне. Автор
использует лексику, возвышающую героизм сражения в бою: «торжественные клики», «сталь меча», «опускаю остриё» [41]'.
Принципиально важным в понимании авторской позиции и отношения к войне становится стихотворение «Игра» (1914), где мотивы войны и игры, будучи основными, оказываются тесно взаимосвязанными и синтезируются в единый мотив - война как игра («Я художник! и тишь ли, гроза ли, / Я люблю только блеск и игру!» [47]). Такое сближение объясняет книжно-романтическое восприятие Дон-Аминадо кровопролитной войны.
Как только лирический герой сталкивается лицом к лицу с войной, со смертью, изображение войны в стихотворениях становится более реалистичным, равно как и испытываемые героем переживания. В стихах «доминирует чувство одиночества и беззащитности человека перед лицом военной грозы»2. Война обнажает не только несовершенство мира, человеческую жестокость, но и заставляет лирического героя задуматься о своей собственной жизни, разобраться в истинных и ложных ценностях. В стихотворениях появляется оппозиционная пара мотивов: ложь / правда («В эти дни...», 1914, «Одна из многих», 1914).
От трагедии судьбы человека на войне Дон-Аминадо обращается к более масштабной теме — к восприятию войны как угрозы всему миру («Франции» (1914), «Реймсский собор» (1914-1915), «Англия» (1915), «Германии» (19141915) и др.). В стихотворении «Реймсский собор» (1914-1915) Дон-Аминадо не скрывает своего возмущения варварством «германского дикаря» и как личную трагедию воспринимает разрушение европейской цивилизации. Мотив разрушения материального (собор как строение) эволюционирует в разрушение духовное (собор как символ духовности, который ничего не значит для варваров-немцев).
Рассматривая «Песни войны» в контексте творчества поэта, автор диссертации отмечает, что данный сборник отличается более простой мотивной структурой: основному мотиву войны сопутствуют близкие по семантике мотивы разрушения, страдания, смерти. В сборнике отчётливо прослеживается эволюция восприятия военных событий: от романтизированных представлений о войне Дон-Аминадо приходит к осознанию трагедии человека, а затем и всей европейской цивилизации. Оценивая ранние произведения с точки зрения жанрового своеобразия, стоит отметить, что они не соответствуют жанру «лирической сатиры», в то время как сборники, вышедшие в эмиграции, в полной мере отражают суть этого литературного понятия.
В то же время можно говорить об общности некоторых основополагающих моментов, характерных для всего творчества поэта. Например, на протяжении десятилетий Дон-Аминадо сохранил многогранное восприятие мира. Если в первом сборнике это касается войны, то в
1 Дон-Аминадо. Наша маленькая жизнь: Стихотворения. Политический памфлет. Проза. Воспоминания. М.: ТЕРРА, 1994. С. 41. Здесь и далее ссылки на это издание даются в тексте с указанием страницы.
1 Спиридонова Л. А. Бессмертие смеха: комическое в литературе русского зарубежья. М.: Наследие. 1999. С. 253.
эмигрантских изданиях стихотворений точно так же, с разных сторон, показана Россия: лирический герой то испытывает чувство щемящей ностальгии, то видит в ней лишь современную большевистскую страну. Также и эмигрантский быт воспринимается по-разному: Дон-Аминадо беспощадно высмеивает эмиграцию, но затем сам ищет умиротворения в быту.
Вторая глава - «Мотнвная структура раннего эмигрантского творчества Дон-Аминадо» - посвящена анализу мотивной структуры первых сборников стихов Дон-Аминадо, вышедших в эмиграции. Свершившаяся в 1917 г. революция в России стала своеобразной отправной точкой формирования новой истории, новой культурной жизни. Как отметил В. А. Келдыш, октябрь 1917 года стал крупной датой, от которой отсчитываются «не только новые политические, но и новые литературные процессы»3. Покинувшим Россию писателям эмиграция казалась «миссией по сохранению духовных ценностей русской культуры»4, национального опыта в надежде на будущее возрождение России. В связи с этим одним из доминирующих мотивов в их творчестве становится мотив ностальгии и памяти о России.
Непримиримое отношение к советской власти формировало в произведениях писателей русского зарубежья мотив отречения от новой России, неприятия советской действительности. Одним из ведущих становится мотив эмиграции, «безнадёжность мироощущения эмигрантов»5, поскольку быт и повседневная жизнь составляли основную часть существования за рубежом.
«Дым без отечества» - первый сборник стихов Дон-Аминадо, вышедший в эмиграции. Его название восходит к выражению А. С. Грибоедова «И дым Отечества нам сладок и приятен»6, которое, в свою очередь, заимствовано из стихотворения Г. Р. Державина «Арфа»: «Мила нам добра весть о нашей стороне: / Отечества и дым нам сладок и приятен»7. Таким образом, в названии сборника тема родины заявлена как магистральная.
Классическое выражение «дым отечества» Дон-Аминадо по-своему переосмысливает: предлог «без» кардинально меняет не только значение, но и настроение, само мироощущение героя. Название сборника сразу настраивает читателя на конкретное восприятие художественного образа: «дым» - это жизнь или состояние внешнего мира, окружающего героя, некая неясность, неопределённость, которая и вызвана именно тем, что лирический герой лишён Отечества. В сознании образованного читателя сразу возникнет антитеза: «дым без отечества» - «дым отечества». Если исходить из выражений классиков, то «дым отечества» «сладок и приятен». Отсюда можно сделать вывод, что
Келдыш В. А. О «серебряном веке» русской литературы: Общие закономерности. Проблемы прозы. М.: ИМЛИ РАН, 2010. С. 19.
Буслакова Т.П. Литература русского зарубежья: Курс лекций. Учеб. Пособие. М.: Высш. школа, 2009. С. 8.
Рощин Ю. В. Эмиграция в судьбе России (Очерки истории российской эмиграции - кто, когда и почему покидал Россию). М.: Авангард. 2009. С. 109.
Грибоедов А. С. Горе от ума. Комедии. Драматические сцены. Стихотворения. Путевые заметки. М: Рипол Классик, 2007. С. 50.
7 Державин Г. Р. Сочинения: Стихотворения: Записки: Письма. Л.: Художественная литература, 1987. С. 226.
основная задача Дон-Амннадо - показать, каков же «дым без отечества»: сладок он или горек.
В сборник «Дым без отечества» вошли стихотворения 1920-1921 гг. Но даже на протяжении такого небольшого периода явно прослеживается творческая эволюция писателя и изменения в развитии основных мотивов. Герой первого эмигрантского сборника Дон-Аминадо, как отмечает Л. А. Спиридонова, «рядовой российский эмигрант, растерянный, заблудившийся в потёмках собственных исканий, мучительно тоскующий по утраченной навсегда родине»8.
В стихотворениях 1920 г. Россия предстаёт как растерзанная, измученная собственным народом страна. Лирический герой строго и с осуждением отзывается о реальной действительности. Преобладают мотивы греха, разрушения и расплаты за грехи, возмездия («У врат царства», «Очень просто», «Свершители» и др.). Во многих стихотворениях Дон-Амннадо 1920 г. воспоминания лирического героя о России связаны с отрицательными эмоциями, очень часто герой иронизирует и насмехается над действительностью, в тоне его слов можно различить даже озлобленность на родину и на мир за своё положение эмигранта. В мотивной структуре произведений 1920 г. мотив воспоминания является одним из доминирующих, но при этом имеет негативную эмоциональную окраску, ему сопутствуют боковые мотивы осуждения, безверия: «Жили скверно и убого. / И никто, никто из нас / Никогда не верил в Бога» [62]. Образ родины оказывается неразрывно связан с советской Россией, в связи с чем в стихотворениях данного периода получает своё развитие мотив осуждения, неприятия новой России и её нового политического режима: «Послал бы я их к чёртовой мамаше!» [63] («Эдем»),
Постепенно мировосприятие лирического героя меняется. На смену злобе, обиде, возмущению приходит то, что можно назвать собственно ностальгией. Воспоминания о родине наполнены тихой грустью и тоской. В стихотворениях появляются российские и московские реалии, детали быта, жизни лирического героя в России. В мотивной структуре стихотворений 1921 г. мотив ностальгии выделяется в качестве доминирующего, на него нанизываются мотивы грусти, утраты, воспоминания («Непобедимое», «Париж», «Смирение» и др.). Со временем в творчестве Дон-Аминадо меняется жёсткое, непримиримое, желчное отношение к прошлому и настоящему эмигрантской интеллигенции. Постепенно интонации в стихотворениях смягчаются. Грусть по-прежнему не покидает героя, но меняется её тональность: это уже не мрачная, беспросветная грусть, а тихое смирение, осознание радости жизни, возможности её продолжения. В стихотворениях звучат мотивы смирения, обновления, приятия жизни: «Если только пожелать, / Можно многое понять. / И понять и претерпеть, / Если только захотеть» [85].
В связи с такой эволюцией по-разному можно толковать и название первого эмигрантского сборника стихов Дон-Аминадо. С одной стороны, «дым без отечества» - это дым гражданской войны, который объял всю страну, живущую, словно в угаре от этого дыма. И дым этот мучает и заставляет
8 Спиридонова Л. А. Бессмертие смеха: комическое в литературе русского зарубежья. С. 255.
10
страдать лирического героя, находящегося далеко от своей родины. С другой стороны, «дым без отечества» - это «смутный» и «лёгкий» («Семнадцатое сентября») дым воспоминании. Но в любом случае, этот дым оказывается горьким, особенно потому, что автор, как представитель интеллигенции, чувствует на себе всю меру ответственности за произошедшее с Россией.
Чувства Дон-Аминадо разделяли многие его современники, о чём находим свидетельства в их творчестве. Так, например, в сборнике стихов Саши Чёрного «Жажда» (1923) часто звучат мотивы ностальгии и памяти. Эта книга, «целиком построенная на мотивах и образах ушедшего прошлого, свидетельствовала о неприятии им эмигрантской жизни» . Сборник состоит из нескольких разделов, два из которых - «Чужое солнце» и «Русская Помпея» -непосредственно акцентируют внимание на воспоминаниях о России. Примечательно, что, как и у Дон-Аминадо, у С. Чёрного в заглавии заключительного раздела книги («Русская Помпея») звучит мотив уничтожения и гибели. Если у Дон-Аминадо подразумевается дым пепелища гражданской войны, то у Саши Чёрного - полный крах и гибель родины (Россия стала жертвой враждебных сил, как когда-то Помпея исчезла с лица земли из-за вулкана). Вспоминая Россию и рисуя картины прошлой жизни в своих стихах, поэт пытается «воссоздать потерянный и, увы, невозвратимый рай, каким теперь ему виделась прежняя жизнь»10.
Первой книгой П. П. Потёмкина, вышедшей в эмиграции, стал сборник «Отцветшая герань. То, чего не будет» (1923). Такое название сборника ярко отражает авторскую позицию: поэт не строит призрачных надежд вернуться на родину и понимает, что Россия уже никогда не будет прежней. «Полное беспросветное одиночество на чужбине - вот лейтмотив стихов поэта, написанных в эмиграции»". В стихотворениях сборника часто звучат мотивы памяти, ностальгии, безысходности.
Несмотря на близость мотивов и похожее восприятие эмигрантской и российской действительности 20-х гг. XX в. в стихах разных поэтов, творчество Дон-Аминадо отличает стремление не просто констатировать факт печальной жизни в изгнании, но отыскать причины сложившейся ситуации и попробовать найти в себе силы жить дальше. Эта тенденция к стремлению прославить жизнь, какой бы она ни была, будет развиваться в более зрелом эмигрантском творчестве поэта.
Эволюция миропонимания и мировосприятия автора проявляется в мотивнон структуре его поэзии. Если в стихотворениях 1920 г. преобладает мотив разрушения, боли, страданий, то в 1921 г. - мотив ностальгии и воспоминаний. Общий характер произведений 1920 г. можно обозначить как иронический, сатирический, (многие стихотворения злободневны по тематике,
9 Соколов А. Г. Судьбы русской литературной эмиграции 1920-х годов. М.: Изд-во МГУ. 1991. С. 148.
10 Иванов А. С. Русский ковчег. Муза Саши Черного в эмиграции // Черный Саша. Собр. соч.: В 5 т. М.: Эллис Лак, 1996. Т. 2: Эмигрантский уезд. Стихотворения и поэмы. 1917-1932. С. 12.
" Поэты «Сатирикона». Л.: Советский писатель. 1966. С. 53
11
насыщены реалиями современной автору жизни), а в стихотворениях 1921 г. он преимущественно лирический (стихотворения, как правило, изобилуют воспоминаниями, от настоящего автор уходит в прошлое). Меняется также и настроение лирического героя, его отношение к миру. В стихотворениях 1920 г. это озлобленность, обида, ужас, критика страшной действительности. Позднее приходит настроение ностальгии, грусти, влюблённости в прошлое.
В творчестве Дон-Аминадо одним из центральных является сборник стихотворений «Накинув плащ» (1928). Это вторая книга стихов, вышедшая в эмиграции. В ней автор продолжает развивать мотивы, характерные для его прежнего творчества («Дым без отечества»), но в целом стихотворения приобретают большую лиричность, едкий сарказм сменяется лиричной иронией. В сборник «Накинув плащ» вошли стихотворения, написанные в 1926, 1927, 1928 гг. Мотивы ностальгии и эмиграции являются в нём основными.
В стихотворениях многих поэтов-эмигрантов мотивы воспоминания и ностальгии являются ведущими. Воссоздавая в своих произведениях образ России, поэты стараются его идеализировать; таким образом, на фоне эмигрантской жизни прошлая жизнь воспринимается ещё более дорогой и милой, ещё острее ощущается боль от её утраты. В поэзии Дон-Аминадо символом родины становится Москва. Московские реалии, символизирующие дом, характерны в основном для стихотворений 1926 г., в которых мотив дома становится основным («Татьянин день»). В некоторых стихотворениях мотив дома расширяется от пределов Москвы до всей России («Бабье лето»), В стихотворениях 1927 г. мотив дома эволюционирует в мотив бездомности и странничества, при этом дом предстаёт уже не конкретным, а неким абстрактным понятием, символизирующим собой прочность бытия и самоутверждение личности. Лирический герой стихотворения «Сентиментальная запись» ощущает себя странником, он не чувствует себя хозяином собственной жизни в изгнании и покорно принимает такую участь, «смирясь и не жалуясь» [95].
Пара мотивов память / забывание представляет собой некий синтез в творчестве многих писателей эмигрантов. И, в частности, в мотивной структуре поэзии Дон-Аминадо, она имеет большое значение. Можно сказать, что мотив забывания обозначает собой некий переходный этап в творчестве, когда мотивы ностальгии и воспоминаний уходят на второй план, уступая место мотиву прославления и приятия жизни. Так, лирический герой стихотворения «Города и годы» (1927) вспоминает то, чего уже нет, а именно запах русского снега: «Лишь его не может вспомнить / Сердце, помнящее много» [90]. Таким образом, подчёркивается трагическая оторванность лирического героя от своей родины: воспоминания о чужих, неродных городах оказываются свежее, ярче и подлиннее, чем представления о родине.
В стихотворениях 1926 г. мотивы ностальгии и грусти являются основными, но всё же в некоторых из них намечается отход от этой тенденции, который получит своё наиболее полное развитие в произведениях последующих лет. Так, в стихотворении «Призыв к бодрости» основным становится мотив утверждения жизни: «Человек, не вешай нос / Ни на квинту,
не иначе» [107]. Намеченная тенденция примирения с жизнью постепенно перерастает в творчестве Дон-Аминадо в провозглашение жизни. Жизнеутверждающие мотивы наиболее характерны для стихотворении 1928 г. («Накинув плащ», «Сентябрьские розы», «Весенний пролог», «Гроза» и др.). Дон-Аминадо призывает к новой жизни: «Вообразим, что мы, как прежде, юны, / Что нам, как прежде, многое дано! <...> Пора давно уныние отбросить...» [86] (стихотворение «Накинув плащ»).
Такой «призыв к бодрости» и приятие жизни, по мнению автора диссертации, является, пожалуй, исключительной особенностью творчества Дон-Аминадо. У многих его современников присутствует более пессимистичный взгляд на эмигрантскую жизнь.
Таким образом, мотнвная структура сборника «Накинув плащ» представляется весьма сложной. Если в стихотворениях 1926 г. и отчасти 1927 г. мотивы воспоминания, ностальгии были основными, а общий тон произведений пессимистичным, то в стихотворениях 1928 г. эти мотивы уходят на второй план, основным становится жизнеутверждающий, и по своей эмоциональной окраске оптимистичный, мотив будущего. Переход от уныния и пессимизма к оптимизму происходит постепенно: для стихотворений 1927 г. характерно примирение с действительностью, тихая грусть, далёкая от отчаяния, приближающаяся к просветлению и воспеванию жизни.
Не случайно поэтому сборник «Накинув плащ» именуется автором по названию стихотворения, в котором звучит не уныние и грусть, а оптимизм, уместный даже в эмиграции.
В ходе анализа стихотворений, составивших сборники 20-х гг., автором диссертации выявлены основные, наиболее частотные мотивы в творчестве Дон-Аминадо. Расположенные в порядке хронологического появления и развития, эти мотивы позволяют выявить эволюцию творчества поэта: разрушение, смерть, грех, возмездие, ностальгия, воспоминание, приятие жизни, обновление, вера в светлое будущее. В качестве лейтмотива выделяется мотив ностальгии, поскольку он является наиболее частотным в эти годы. От озлобленности на судьбу поэт приходит к прославлению жизни и к наслаждению ей. Меняется общий тон, настроение стихотворений: лирический герой приходит от пессимизма к оптимизму. Переход этот осуществляется постепенно, в качестве промежуточной стадии можно выделить преобладание в стихотворениях настроения тихой грусти, преодоления отчаяния, появления надежды на счастливое будущее, а впоследствии - уверенности в завтрашнем дне.
Предметом анализа в третьей главе - «Мотнвная структура позднего эмигрантского творчества Дон-Аминадо» — оказались мотивы, выражающие особенности художественного мира позднего эмигрантского творчества Дон-Аминадо и фиксирующие его чёткую, выстроенную структуру. Мотивная организация творчества поэта данного периода (сборники «Нескучный сад», 1935, и «В те баснословные года», 1951) базируется на мотивах эмиграции, воспоминания, ностальгии и бессмысленности жизни.
Сборник «Нескучный сад» вышел в Париже в 1935 году. Как отмечает Л. А. Спиридонова, «к началу 1930-х гг. жизнь в русском Париже заметно
изменилась: ушли в прошлое рассказы о бегстве от большевиков, отзвучали диспуты "Восток и Запад", "Европа и мы", суды над интеллигенцией»12. Маленький русский «городок» на Сене стал, по мнению Дон-Аминадо, «нескучным садом». Таким образом, в названии сборника автор заявляет основную тему всех вошедших в него стихотворений: жизнь русских эмигрантов в Париже.
Сборник составили стихотворения 1927-1935 гг. Мотив ностальгии становится вторичным и звучит, как правило, в стихотворениях конца 1920-х гг. Более поздние произведения посвящены современной автору жизни эмигрантов. В мотивной структуре сборника стихов Дон-Аминадо «Нескучный сад» мотив повседневной жизни, быта становится одним из главных, смыслообразующих. Он является неким ядром, центральной составляющей поэзии данного периода. На него нанизываются боковые мотивы, составляя, словно в мозаике, целостную картину эмигрантской жизни. В качестве боковых в сборнике «Нескучный сад» выделяются следующие мотивы:
• цикличности и замкнутости - жизнь эмигрантов представлена в творчестве Дон-Аминадо как скучная, лишённая разнообразия, в ней нет «ни концов и ни начал» [125] («Наша маленькая жизнь», 1927-1934);
• поиска, бессмысленности - при этом важно отметить, что поиск лишён духовного начала, сведён к быту: поиск комнаты с диваном, мансарды для прислуги, фрака и т.п. («Труды и дни», 1933);
• примирения - лирический герой, являясь частью эмиграции, видит все недостатки такой жизни и понимает её неизбежность («Вечеринка», 1933);
• потерянности молодого поколения - дети эмигрантов оказываются в весьма неоднозначном положении: они получают воспитание в русских семьях в соответствии с русскими традициями, но растут совершенно в других условиях - в результате создаётся трагическая оторванность детей от поколения отцов и взаимное непонимание, которое тоже оказывается неизбежным («Вершки и корешки», 1933).
К моменту выхода в свет сборника «Нескучный сад» Дон-Аминадо находился в эмиграции уже более 10 лет. Поэтому вполне естественно то, что тема эмигрантского быта заняла значительное место в его творчестве. Но всё же существенная часть его жизни, которая ассоциировалась с молодостью, счастьем и безмятежностью, была связана с Россией. В связи с этим мотивы воспоминания и ностальгии становятся вторым смыслообразующим центром мотивной структуры сборника. Лирический герой Дон-Аминадо не забывает свою родину, «эмигрантская реальность переплетается с воспоминаниями о родине», «образ России никогда не представляется обособленным, оторванным от сегодняшней действительности» \ Мотивы ностальгии и воспоминаний
Спиридонова Л. А. Бессмертие смеха: комическое в литературе русского зарубежья. С. 271.
' Брызгалова Е. Н. Творчество сатириконцев в литературной парадигме Серебряного века. Тверь: Издатель Алексей Ушаков, 2006. С. 65.
14
доминируют в стихотворениях «Дым» (1928, 1935), «Манящая даль» (1933), «Уездная сирень» (1929-1935) и др.
Как правило, лирическому герою трудно описать свои чувства к родине. Он не знает, «как рассказать» об этом, как найти нужные слова для того, чтобы охарактеризовать в полной мере свои чувства. Его любовь к России настолько сильна, что ему трудно её «объяснить в простых словах» [152]. Автору требуются яркие краски, метафоры, эпитеты. Именно поэтому стихотворения Дон-Аминадо о дореволюционной России наполнены особыми цветами, запахами, звуками, что значительно реже встречается в стихотворениях о Франции, эмиграции. В стихотворении «Как рассказать...» автор описывает бег шальной тройки зимним рассветом в Петербурге. Перед глазами читателя встают живые картины: «несётся шальная тройка», «за верстой верста бежит», «пахнет влагой, хвоей, зверем» [152]. Читатель словно вовлекается в действие, становится соучастником событий, видит Россию глазами автора.
Но лирический герой осознаёт, что старый образ его родины безвозвратно остался в прошлом. В произведениях Дон-Аминадо появляется образ современной России, резко противопоставленный идиллическому прошлому, который получит наиболее полное развитие в позднем творчестве поэта (сборник «В те баснословные года», 1951). В стихотворении «Родная сторона» (1926, 1931) автор сатирически изображает советскую Россию: «...В углу профессор учится, / В другой сапожник влез. / А в третьем гордость нации, / Матрос-головорез» [140]. Советская действительность вызывает у лирического героя Дон-Аминадо искреннее недоумение. В его восприятии СССР не имеет ничего общего с той Россией, которую он когда-то знал и любит до сих пор. Если с образом дореволюционной России у поэта связаны чувства щемящей ностальгии, искренней грусти и тоски, то советская страна не вызывает ничего, кроме насмешки.
В целом сборник «Нескучный сад» представляет собой описание жизни русских эмигрантов в столице Франции. Основные мотивы стихотворений о Париже - эмигрантский быт, потерянность молодого поколения, бессмысленная жизнь старшего поколения, поиск жизненного пути (который сводится от философского осмысления к быту). Лирический герои живёт настоящим, изредка обращаясь к прошлому, вспоминает родину. В стихотворениях о России доминируют мотивы ностальгии, воспоминаний. Им сопутствуют мотивы утраченной молодости, былого счастья, потерянного дома и уюта. Произведения о России и Франции различаются п по настроению. Если стихотворения о родине лиричны, исполнены искренним и щемящим чувством ностальгии, то в злободневных по своей тематике стихотворениях об эмигрантской действительности тон автора ироничен и иногда беспощаден.
В 1951 г. в Париже вышел последний сборник стихов Дон-Аминадо «В те баснословные года». Его предваряют два эпиграфа: «Я знал её ещё тогда, / В те баснословные года» (Ф. И. Тютчев) п «Серьёзность в легкомыслии» (Ш. Бодлер), «они определяют две главные темы сборника: раздумья о родине и её исторических судьбах и апофеоз весёлого смеха, спасающего от ужаса
жизни»'4. В сборнике Россия - прежде всего советская страна. Лишь изредка она предстаёт в туманной дымке ностальгических воспоминаний. Название книги определяет темы вошедших в неё стихотворении: в основном это воспоминания о прошлом. Поэтому мотивы эмигрантской жизни практически не звучат в стихотворениях сборника.
В стихотворении «Пролегомены» (1932) воспоминания о России лишены лиризма и ностальгии. Лирический герой является сторонним наблюдателем. Он всего лишь констатирует факты истории, иногда иронизируя над своими соотечественниками: «Бьют отбой символисты. / Идут толпой футуристы. / Паника. Давка. Страх. / Облако, всё в штанах» [153]. В начале 1930-х гг., по справедливому замечанию А. Г. Соколова, «для Европы вообще и, конечно, для русской эмиграции в частности всё более и более становился характерным интерес к культуре Советской России и вообще к жизни Республики Советов»15. В поэзии Дон-Аминадо мотив советской России становится одним из доминирующих («1917», 1930-е, «Искания», 1936, «Беловежская пуща», 1938 и др.).
Непримиримое отношение Дон-Аминадо к советской России повлияло в его позднем творчестве и на развитие мотива ностальгии и памяти о родине. Лирический герой по-прежнему в своих воспоминаниях возвращается в дореволюционную Россию. В диссертации отмечено, что в стихотворениях сборника «В те баснословные года» Дон-Аминадо значительно реже вспоминает старую Россию, чем в предыдущие годы. Постепенно на смену мотиву ностальгии приходит мотив памяти. Теперь у лирического героя прошлое ассоциируется скорее не с дореволюционной Россией, а с молодостью и первой любовью, поэтому и вспоминает он не родину, а прежние годы, когда он был молод и счастлив.
Рассматривая произведения сборника стихов Дон-Аминадо «В те баснословные года» в контексте творчества его современников, автор диссертации делает вывод, что в этот период образ России в поэзии эмигрантов получает двойственную трактовку. С одной стороны, Россия - это советская страна, которая не имеет ничего общего с той родиной, о которой вспоминают поэты. С другой стороны, Россия представляет собой родную страну, которая связана с молодостью, самыми прекрасными и счастливыми годами жизни. В результате формируется пара оппозиционных мотивов: неприятие России / память о родине. При этом в данный период развития эмигрантской литературы мотив ностальгии, когда-то бывший ведущим, становится вторичным. В качестве основных выделяются мотивы непримиримости с советской действительностью, отказа от новой России. В стихотворениях Дон-Аминадо о советской России основными являются мотивы разрушения, смерти, неприятия. В мотивной структуре произведений, посвященных жизни в дореволюционной России, доминируют мотивы памяти, утраченной молодости, а мотив ностальгии, как правило, присутствует лишь подтексте («Летняя запись», 1928, «Лирический антракт», 1939 и др.).
14 Спиридонова Л. А. Бессмертие смеха: комическое в литературе русского зарубежья. С. 281.
Соколов А. Г. Судьбы русской литературной эмиграции 1920-х годов. С. 21.
16
В позднем творчестве Дон-Амннадо память о дореволюционной России становится всё слабее, всё чаще в стихотворениях автор обращается к настоящему. В сборнике «В те баснословные года» значительное внимание уделяется эмигрантской жизни. Если раньше жизнь в эмиграции пугала лирического героя своей пустотой, бессмысленностью, то теперь он смирился с ней и даже находит какие-то положительные моменты. Так, идеалом для него становится быт, наполненный спокойствием и уютом, напоминающим идиллию провинциальной России до революции («Идиллия», 1936, «Свой угол», 1936 и др.).
Лирический герой не столько идеализирует свой быт, сколько пытается убедить себя в том, что он идеален, несмотря на все недостатки. Однако вопреки попытке найти положительные стороны жизни в эмиграции, в стихах звучат мотивы бессмысленности, неизвестности. Жизнь в эмиграции представляется лишённой всякого духовного начала, сводится к быту. И несмотря на то, что она наладилась, «утряслась», его это не прельщает, ведь в жизни нет главного - цели, смысла.
В качестве вторичного заявляет о себе мотив судьбы детей эмигрантов, характерный для стихотворений о жизни во Франции. В «Идиллии» появляется сквозной в творчестве Дон-Аминадо образ мальчика Коли. Обращаясь к общей для сатириконцев идее детства, Дон-Аминадо создал запоминающийся образ мальчика Коли Сыроежкина, ставшего героем таких его произведений, как «То, чего не знает Коля» (1927), «В альбом» (1927), «Домашнее» (1927), «Коля Сыроежкин» (1926), «Крик души» (1926), «Дневник Коли Сыроежкина» (1927) и др.
В творчестве Дон-Аминадо мотив детства соединяет в себе два противоположных начала. С одной стороны, дети - это символ радости и продолжения жизни. Как правило, такое отношение к детям прослеживается в прозаических произведениях («Коля Сыроежкин» (1926), «Крик души» (1926) и др.): «автор не ждёт от них подвоха, и их шалости, бесконечные вопросы, неуёмная энергия воспринимаются им как противовес бесконечным жалобам взрослых»16. В стихотворных же произведениях («Вершки и корешки» (1933), «Идиллия» (1936) и др.) мотив детства связан с оторванностью молодого поколения от родины и угасанием жизни взрослых. Примечательно, что эта оторванность воспринимается лирическим героем стихотворений не как трагедия, а как данность и неизбежность эмигрантской жизни.
Своеобразным идеалом быта в поэзии Дон-Аминадо становится домашний «угол». Эта идея лежит в основе стихотворения «Свой угол» (1936). Мотив дома, уюта, спрятанного от суетного мира, - основной в этом стихотворении. Как об истинном блаженстве лирический герой говорит о постижении жизни на основе личного опыта, проникновения «в круговорот вещей» [158]. К основному присоединяются вторичные мотивы самопознания и гармонии с миром. Одним из самых горьких стихотворений об эмигрантской жизни является «Послесловие» (1938), в котором автор произносит жестокий приговор себе и своему поколению. Это не просто послесловие, а некая
" Брызгалова Е. Н. Творчество сатириконцев в литературной парадигме Серебряного века. С. 105.
авторская эпитафия. Стихотворение состоит всего из одной строфы: «Жили. Были. Ели. Пили. / Воду в ступе толокли. / Вкруг да около ходили, / Мимо главного прошли» [161]. Мотив бессмысленности эмигрантской жизни является основным в стихотворении, на него нанизываются мотивы поиска жизненного пути, отсутствия смысла жизни.
Сборник «В те баснословные года» завершает поэтическое творчество Дон-Аминадо. Если в предыдущих эмигрантски сборниках преобладали мотивы ностальгии, воспоминаний, приятия жизни, обновления, веры в светлое будущее, то теперь основными становятся мотивы бессмысленности существования вне Родины, потерянности молодого поколения, идеализации быта.
Образ дореволюционной России встречается в стихотворениях Дон-Аминадо всё реже, в связи с чем и мотив ностальгии уходит на периферию, становясь вторичным. В сборнике «В те баснословные года» поэт обращается не только к эмигрантскому быту, но и подробно останавливается на российской истории. Примечательно, что большинство стихотворений о России носит не лирический, а сатирический характер: это либо попытка охарактеризовать основные вехи дореволюционной истории, либо описание жизни в советской России. Лирические стихотворения, наполненные щемящими ностальгическими воспоминаниями, оказываются в этом сборнике единичными.
В результате анализа мотивной структуры эмигрантской лирики Дон-Аминадо в контексте культурно-исторического среза эпохи первой волны эмиграции, установлено, что эволюция основных мотивов обусловлена влиянием литературных традиций эпохи в целом. В начале 1920-х гг. память о России была ещё слишком свежа, многие эмигранты надеялись на будущее возрождение страны, видели в своём творчестве особую миссию по сохранению духовных ценностей русской культуры. В связи с этим мотив ностальгии оказывается доминирующим в произведениях Дон-Аминадо данного периода. В 1930-е гг. происходит самоидентификация в эмигрантской среде: в своём творчестве многие писатели обращаются к теме эмиграции, а также к культуре СССР, теперь Россия воспринимается не как идеализированная утраченная Родина, а как советская страна. Этим историко-литературным контекстом был обусловлен переход в творчестве Дон-Аминадо к развитию нового мотива — эмигрантской жизни.
В Заключении подводятся основные итоги работы и делаются обобщающие выводы.
Мотив войны, являющийся основным в дореволюционной поэзии, не получает развития в эмигрантском творчестве поэта.
В ранних эмигрантских сборниках преобладали мотивы ностальгии, воспоминаний, приятия жизни, обновления, веры в светлое будущее; в поздних сборниках прослеживается чёткая тенденция перехода от этих мотивов к мотивам эмигрантской жизни, бессмысленности существования в эмиграции, потерянности молодого поколения, идеализации быта, неприятия советской России. Выстраивается чёткая мотивная структура, организующая художественный мир Дон-Аминадо и базирующаяся на двух лейтмотивах -ностальгии и эмигрантской жизни.
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:
Публикации в рецензируемых научных изданиях, включенных в реестр ВАК МОиН РФ:
1. Будагова М. Л. Мотив ностальгии в позднем творчестве Дон-Лминадо // Вестник Тверского государственного университета. № 19. Серия «Филология». Вып. 4. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2013. С. 264-270.
2. Будагова М. А. Сборник стихов Дон-Аминадо «Нескучный сад» как переходный этап в творчестве поэта. // Вестник Тверского государственного университета. № 32. Серия «Филология». Вып. 6. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2013., С. 249-255.
3. Будагова М. А. Сборник сттгхов Дон-Аминадо «Песни войны» и его место в творчестве автора // Глобальный научный потенциал: научно-практический журнал. № 13 (33). СПб.: Изд. дом «ТМБпринт», 2013. С. 62-65.
Статьи, опубликованные в других изданиях:
4. Толкуева М. А. Коля Сыроежкин как один из героев эмигрантского творчества Дон-Аминадо // Слово: Сборник научных трудов студентов и аспирантов. Вып. 6. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2008. С. 25-27.
5. Толкуева М. А. Тема детства в эмигрантском творчестве Дон-Аминадо // Личность и творчество В. Я. Шишкова в контексте отечественной литературы: Материалы VII Международной научно-практической конференции. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2008. С. 154-158.
6. Толкуева М. А. Мотнвная структура сборника стихов Дон-Аминадо «Накинув плащ» (1928 г.) // Слово: Сборник научных трудов студентов и аспирантов. Вып. 7. Тверь: Тверь: Твер. гос. ун-т, 2009. С. 64-69.
7. Толкуева М. А. Мотив ностальгии в сборнике стихов Дон-Аминадо «Дым без Отечества» // Слово: Сборник научных трудов студентов и аспирантов. Вып. 8. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2010. С. 57-61.
8. Толкуева М. А. Мотивы ностальгии и эмигрантской жизни в сборнике стихов Дон-Аминадо «Нескучный сад» // Казанская наука: Сборник научных статей. № 10. Казань: Изд-во Казанский Издательский Дом, 2010. С. 231-234.
9. Будагова М. А. О жанровой природе произведения Дон-Аминадо «О птицах» // Слово: Сборник научных трудов студентов и аспирантов. Вып. 13. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2013. С. 39-43.
10. Будагова М. А. Дореволюционная поэзия Дон-Аминадо в контексте творчества писателя // Mass-Media. Действительность. Литература. Вып. 14. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2014. С. 34—40.
Технический редактор А.В. Жильцов Подписано в печать 16.05.2014. Формат 60x84 '/и,. Усл. печ. л. 1,25. Тираж 100 экз. Заказ № 213. Тверской государственный университет Редакционно-издательское управление Адрес: 170100. г. Тверь. \л. Желябова. 33. Тел. РИУ: (4822)35-60-63
Текст диссертации на тему "Мотивная структура поэзии Дон-Аминадо"
Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тверской государственный университет»
13т£и Iчиии7 1
На правах рукописи
БУДАГОВА МАРИНА АЛЕКСАНДРОВНА МОТИВНАЯ СТРУКТУРА ПОЭЗИИ ДОН-АМИНАДО
Специальность 10.01.01 - русская литература
ДИССЕРТАЦИЯ на соискание учёной степени кандидата филологических наук
Научный руководитель -доктор филологических наук, профессор Е.Н. Брызгалова
Тверь, 2014
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................................................3
ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ ПОЭЗИИ ДОН-АМИНАДО.................................................15
1.1. Понятие мотива и мотивной структуры...........................15
1.2. Мотивная структура сборника стихов «Песни войны»..............23
ГЛАВА И. МОТИВНАЯ СТРУКТУРА РАННЕГО ЭМИГРАНТСКОГО ТВОРЧЕСТВА ДОН-АМИНАДО...................................46
2.1. Мотивы разрушения и ностальгии как два смыслообразующих центра сборника «Дым без отечества».....................................48
2.2. Смена мотива ностальгии мотивами примирения и
прославления жизни..............................................79
ГЛАВА III. МОТИВНАЯ СТРУКТУРА ПОЗДНЕГО ЭМИГРАНТСКОГО ТВОРЧЕСТВА ДОН-АМИНАДО...................................107
3.1. Мотив эмигрантской жизни....................................108
3.2. Мотивы воспоминания и ностальгии............................118
3.3. Двойственное отношение к России как основа формирования оппозиционных мотивов........................................131
3.4. Эмигрантский быт как основа развития мотивов бессмысленности жизни и потерянности молодого поколения................................143
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................154
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
158
ВВЕДЕНИЕ
Поэзия Серебряного века вызывает постоянный интерес как у читателей, так и у историков литературы. В ту эпоху разносторонних эстетических поисков жили и творили поэты, чьё творчество уже в наше время как бы открывается заново. Одним из таких поэтов является Дон-Аминадо. Творческое наследие Дон-Аминадо мало изучено. Нет ни одной монографии, посвященной его творчеству. Между тем такие его современники, как М. И. Цветаева, М. Горький, И. А. Бунин, Ф. И. Шаляпин, А. Н. Вертинский, 3. Н. Гиппиус и др. ценили его талант, признавали в нём высокое творческое начало. Читателю XXI в. псевдоним Дон-Аминадо почти ничего не говорит. Такое забвение, возможно, обусловлено тем, что писатель долгие годы прожил в эмиграции, и его стихи, рассказы, фельетоны на родине не издавались, за исключением случайных и немногочисленных публикаций в журналах и газетах.
Дон-Аминадо - псевдоним Аминада Петровича (Аминодава Пейсаховича) Шполянского (1888-1957), поэта, фельетониста, журналиста. У писателя было несколько псевдонимов: Аминадо, Гидальго, Кривой Джимми, Страшноватенко. Но основным и постоянным был один - Дон-Аминадо.
Аминад Петрович родился 25 апреля (7 мая) 1888 г. в Елизаветграде в мещанской семье. В 1906 г. окончил елизаветградскую классическую гимназию и поступил на юридический факультет Новороссийского университета в Одессе. В 1910 г. приехал в Киев, где и закончил экстерном университет.
В 1910-1912 гг., будучи помощником присяжного поверенного в Москве, вращался в московских литературных кругах, познакомился с И. А. Буниным, В. Ф. Ходасевичем, В. Я. Брюсовым.
Творческий путь Дон-Аминадо начался с сотрудничества в газетах, в которых он помещал злободневные фельетоны и обозрения. Он дебютировал в московской газете «Раннее утро» и «Одесской газете» (1913-1914 гг.), печатался в газетах «Вечерние новости», «Новь», «Утро России» (с 1914 г.).
Первый сборник стихов «Песни войны» вышел в 1914 году. Как отмечают исследователи творчества поэта, «написанные в бодром патриотическом духе, стихотворения были проникнуты болью за судьбу мира и культуры, но не выделялись на фоне военной лирики тех лет» [Русское зарубежье ... , 1997, с. 221].
Дон-Аминадо успел напечатать эпиграмму «Собрату по перу» в последнем номере петербургского журнала «Сатирикон» и с 1913 г. сотрудничал в «Новом Сатириконе».
Февральскую революцию Дон-Аминадо встретил восторженно. В московском Новом театре П. Кохмановского шла его пьеса «Весна семнадцатого года», в которой судьба свергнутого с престола Николая II сравнивалась с участью других монархов (французского Людовика XVI, португальского короля Мануэля). Октябрьскую революцию Дон-Аминадо не принял. В 1918-1919 гг. он жил в Киеве и публиковал свои произведения в газетах «Приазовский край», «Киевская мысль», «Современное слово», «Одесская почта», «Одесский листок».
А с 1920 г. начинается эмигрантский период в творчестве писателя. Дон-Аминадо жил в Париже и сотрудничал в «Общем деле», стал ведущим фельетонистом в газете «Последние новости». С этого времени он печатался в эмигрантской прессе.
Как отмечают исследователи (В. И. Коровин, Л. А. Спиридонова, О. А. Кузнецова), эмигрантский период творчества Дон-Аминадо оказался наиболее плодотворным. В эмиграции открылись новые грани его таланта. «Характерная для его раннего творчества тема "маленького человека", неприятие пошлости и бездуховности, критика российского мещанства окрашиваются чувством горечи и пессимизма» [Литературная
энциклопедия ... ', 1997, с. 156]. Сборники стихов и прозы «Дым без отечества» (1921), «Наша маленькая жизнь» (1927), «Накинув плащ» (1928) продолжили классическую традицию русского юмора с его состраданием к «маленькому человеку». Одновременно эта тема трансформируется применительно к эмигрантскому зарубежью.
«Дым без отечества» (1921) - первый сборник стихотворений, вышедший в эмиграции. Весьма характерно, что в книге преобладают ностальгические мотивы. Как отмечает Л. А. Спиридонова, исследовательница творчества поэтов-сатириконцев, «её герой - рядовой российский эмигрант, растерянный, заблудившийся в потёмках собственных исканий, мучительно тоскующий по утраченной навсегда родине» [Спиридонова, 1999, с. 255]. Маленький человек-эмигрант постоянно ощущает себя ненужным; это герой, разочаровавшийся в революции. Отсюда возникает желчная интонация и чувство глубокой скорби. В этой книге «много боли, очень много боли, проступающей каждый раз когда автор неприметно для себя показывает человеческое лицо своё» [Дроздов, 1921, с. 12]. Дон-Аминадо высмеивает диспуты о спасении России и считает, что её может спасти только сильная власть. Но вероятнее всего, он не верит в возможность наведения в стране железного порядка. Россия для него лично, как и для всей эмиграции, навсегда потеряна.
Сборник «Дым без отечества» можно охарактеризовать как самоиронию, самосуд. М. И. Цветаева писала ему: «Вы каждой своей строкой взрываете эмиграцию! <...> Вся Ваша поэзия - самосуд: эмиграции над самой собой» [Шаховская, 1991, с. 284].
Первый эмигрантский сборник насыщен иронией и юмором, в стихах Дон-Аминадо «органически сочетались два начала: ярко сатирическое и мягко лирическое, что придавало им своеобразное изящество» [Усенко, 1990, с. 172]. Наибольшей остроты сатира писателя достигает в сборнике «Наша маленькая жизнь» (1927), составленном из фельетонов и рассказов, которые отражают раскол в среде русской эмиграции.
Лирический герой сборника «Накинув плащ» (1928) - романтический бродяга, странствующий по Вселенной. Прежнее неприятие пошлости и бездуховности, критика мещанства затуманены налётом ностальгии. Автор грустит о старом быте, в стихотворениях не раз упоминает Москву и московские реалии: Патриаршие пруды, Петровский парк, Арбат, Малую Бронную, Ходынское поле. Этот сборник стихов наполнен лиризмом, сатира уходит на второй план. И. А. Бунин писал: «Дон-Аминадо гораздо больше своей популярности (особенно в стихах) и уже давно пора дать подобающее место его большому таланту, - художественному, а не только газетному, злободневному» [Бунин, 1998, с. 263].
С годами желчная интонация первых эмигрантских сборников сменяется более мягкой. Дон-Аминадо призывает к бодрости и стойкости, приятию жизни. Автор «проповедует философию мудрого отношения к жизни, примирения с нею, отказ от экзальтации и утопических надежд. Отсюда особая, пушкинская, лёгкость и изысканный юмор» [Целкова, 1995, с. 124].
В 1920-30-е гг. Дон-Аминадо активно сотрудничал в берлинских и парижских изданиях, печатался в газетах «Свободные мысли», «Последние новости», журналах «Иллюстрированная Россия», «Современные записки», «Скифы» и др. В начале 1930-х гг. русская эмиграция попыталась возродить журнал «Сатирикон», и на должность главного редактора был приглашён Дон-Аминадо. Вышло четыре номера, однако из-за финансовых трудностей журнал прекратил своё существование. В 1930-х гг. Дон-Аминадо становится крупнейшим сатириком русского зарубежья.
В 1935 г. в Париже вышла книга «Нескучный сад», в которой наряду со стихотворениями были циклы афоризмов под общим заглавием «Новый Козьма Прутков». Козьма Прутков Дон-Аминадо - это не сатирический тип, а лишь маска, за которой угадывается сам автор - российский интеллигент, эмигрировавший в Европу. Он блистательно остроумен и зол. В основе создания афоризмов лежит обыгрывание метафор, антитеза, иронический
подтекст. Характерные приемы комического - «выворачивание наизнанку расхожего житейского правила, сатирический парадокс, каламбур, пародийный перепев» [Спиридонова, 1999, с. 278]. Литературным предшественником автора является не только простоватый Козьма Прутков, но и блестящий Оскар Уайльд.
В сборнике стихов «Нескучный сад» лирические зарисовки старой России и эмигрантского быта окрашены добрым юмором. По-прежнему значительное место занимает тема России, воспоминаний • о ней. Отличительной чертой многих стихотворений, входящих в этот сборник, является проецирование прежней жизни на экран эмигрантского мироощущения. Менее удачными оказываются стихотворения о советской России, т.к. Дон-Аминадо представлял себе её лишь по газетам и рассказам очевидцев. Писатель изображает советскую власть, вождей, крестьян, рабочих убогими и пошлыми.
В последние годы жизни Дон-Аминадо всё чаще обращал свой взор к России, размышляя о её исторических судьбах и судьбах своего поколения. В книгу «В те баснословные года» (1951) вошли лирические стихотворения о дореволюционной России, наполненные щемящим чувством ностальгии, тоски, в них автор создаёт идиллические картины и образы. Также в сборнике автор уделяет внимание и эмигрантскому быту, который описывается с лёгкой иронией, добродушным юмором. В сборник также вошли «Афоризмы Козьмы Пруткова». «В отличие от предыдущих они более философичны: исчезли злободневные намёки на Гитлера и Сталина, появились общечеловеческие мотивы и ностальгические ноты» [Русское зарубежье ... , 1997, с. 222].
Итоговым произведением Дон-Аминадо стала книга воспоминаний «Поезд на третьем пути» (1954). В ней повествование о жизненном пути автора, характеристика литературно-художественной жизни России и русского зарубежья даны сквозь призму мироощущения эмигранта.
I
я
А
*
Оценивая значение творчества Дон-Аминадо, А. Седых писал: «Дон-Аминадо был сатириком, достойным наследником Козьмы Пруткова, а по-настоящему он хотел быть только поэтом, писать об уездной сирени и соловьях, о золотых локонах Тани в лёгкой зимней пороше» [Седых, 1995, с. 90]. Этот лиризм отмечала и М. И. Цветаева, говоря о «лирической жиле», которая есть во многих его шутках, его «некоторые шутливые стихи - совсем на краю настоящих» [Шаховская, 1991, с. 283].
Степень исследованности темы.
Дон-Аминадо был очень популярен среди парижских эмигрантов, а на родине его почти не знали. Возможно, этим и обусловлена малая степень изученности его творчества. Но тем не менее, учёные, изучающие творчество русских эмигрантов и русскую сатиру начала XX в., уделили внимание и Дон-Аминадо. Так, например Л. А. Спиридонова (Евстигнеева) в своих крупных работах «Журнал «Сатирикон» и поэты сатириконцы» [Евстигнеева, 1968], «Русская сатирическая литература начала XX века» [Спиридонова, 1977], «Бессмертие смеха» [Спиридонова, 1999] исследует творческий путь Дон-Аминадо. Прозаическое творчество писателя послужило основой диссертационного исследования [Толкачев, 1999]. Небольшие статьи о творчестве писателя написаны В. И. Коровиным, Е. Н. Брызгаловой. Статьи биографического характера можно найти в литературных словарях и энциклопедиях русского зарубежья. Также в некоторых журналах есть небольшие рецензии на книги Дон-Аминадо, не отличающиеся глубоким анализом и серьёзным подходом к творчеству талантливого писателя [см. Волщуп, 1994; Воробей, 2000; Иванов, 1998; Слюсарева, 1993; Безобразов, 1995].
В связи с этим научное изучение творчества Дон-Аминадо представляется перспективным. В данной работе наше внимание будет сосредоточено на исследовании мотивной структуры сборников стихов Дон-Аминадо. Выбор темы обусловлен актуальностью проблемы исследования мотива в литературоведении, а также неизученностью творчества данного
автора и, в частности, данной проблемы, в критической и научной литературе.
Актуальность диссертационного исследования обусловлена необходимостью тщательного и углублённого изучения лирики Дон-Аминадо в контексте творчества его современников.
По справедливому замечанию В. В. Агеносова, «сквозным лейтмотивом всей русской литературы за рубежом проходит тема России, тоски по ней, отвергшей своих детей» [Агеносов, 1998, с. 8]. Главным мотивом литературы эмигрантов первой волны стал мотив ностальгической памяти об утраченной родине. Трагедии изгнанничества противостояло громадное наследие русской культуры, мифологизированное и поэтизированное прошедшее. Как пишет Т. Скрябина, «темы, к которым наиболее часто обращаются писатели-эмигранты, ретроспективны: тоска по "вечной России", события революции и гражданской войны, историческое прошедшее, воспоминания о детстве и юности» [Скрябина, http://www.lmigosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/nteratura/LITERATURA_RlJ SSKOGO_ZARUBEZHYA.html]. Наиболее частотным мотив ностальгии был в раннем творчестве эмигрантов.
В произведениях всех писателей-эмигрантов звучит мотив ностальгии, который у каждого автора получает своё, особое выражение и развитие. Воспоминаниями о светлом прошлом пронизан роман И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева». Мотив ностальгии звучит и в его сборнике рассказов «Тёмные аллеи». В стихотворениях В. Ф. Ходасевича образ России оказывается ассоциативно связан с образом крестьянки-кормилицы («Не матерью, но тульскою крестьянкой...»).
Воспоминания о России в лирике Г. В. Иванова отличаются мрачностью и некой беспросветностью: «Россия счастие. Россия свет. / А, может быть, России вовсе нет» («Россия счастие. Россия свет..,», 1931) [Иванов, 1993, с. 299]. Непременным атрибутом России в творчестве Г. В. Иванова является снег - «реальный, ностальгический и символический»
[Литература русского зарубежья ... , 1993, с. 156], словно заметающий прошлое и счастье и заставляющий усомниться в существовании прежней жизни.
В творчестве М. И. Цветаевой «русскость <...> приобретает в эмиграции трагическое звучание потери родины, сиротства» [Агеносов, 1998, с. 252]. Особенность трагизма тоски по России усиливается тем, что поэт тоскует по несбывшемуся: «Той России нету» («Страна», 1931) [Цветаева, т. 2, 1994, с. 291]. Тоска поэтессы по родине становится в Париже поистине исступлённой, переходя из стихотворения в стихотворение («Тоска по родине» (1934), «Кто - мы? Потонул в медведях...» (1926) и др.).
В книге стихов Саши Чёрного «Жажда» есть цикл о России «Русская Помпея». Названия сборника и цикла явились символическими. «Жажда» свидетельствует о безумном желании вновь обрести родину. Название цикла указывает на невозможность вернуть прошлое. В мечтах лирического героя воскрешается прежний мир «и даже детали обывательского быта кажутся дорогими и милыми» [Литературарусского зарубежья ... , 1993, с. 272].
Именно первой волне эмиграции было свойственно особенно острое чувство ностальгии, которое можно охарактеризовать как устойчивое психологическое состояние, вызванное ощущением утраты, потери, разлуки, невозможностью возвратить назад свой прежний мир, свое социально-психологическое окружение. В творчестве каждого писателя мотив ностальгии получил своё особое выражение.
В аспекте современных исследований литературы русского зарубежья, и в частности развития мотива ностальгии в поэзии, изучение творческого наследия Дон-Аминадо становится особенно актуальным.
Объектом изучения в диссертационном исследовании является дореволюционная и эмигрантская поэзия Дон-Аминадо как целостное явление литературы.
Предметом исследования стала мотивная структура лирики Дон-Аминадо, смыслообразующими элементами которой становятся наиболее
частотные мотивы - ностальгии и эмиграции. Будучи основными, эти мотивы постоянно пересекаются в произведениях Дон-Аминадо и являются своеобразным стержнем для нанизывания боковых мотивов.
Цель диссертационного исследования заключается в выявлении основных мотивов в дореволюционных и эмигрантских стихотворениях Дон-Аминадо, анализе их худ