автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему: Художественный синтез в творчестве Игоря Северянина
Текст диссертации на тему "Художественный синтез в творчестве Игоря Северянина"
МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
На правах рукописи
СЕКРИЕРУ Анжела Емиловна
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СИНТЕЗ В ТВОРЧЕСТВЕ ИГОРЯ СЕВЕРЯНИНА
Специальность 10.01.01 - русская литература
ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор МИНЕРАЛОВА И.Г.
Москва 1998
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава I. Театр в поэзии Игоря Северянина.
§1. Театр, кинематограф, эстрада и поэзия в начале XX
века.______________________________________________ 8
§2. Театральное начало в поэзии Игоря Северянина._____ 20
§3. Игорь Северянин - поэт на эстраде.________________ 34
§4. Паронимическая аттракция как прием создания
художественного образа в поэзии Игоря Северянина._____ 41
§5. Волшебная страна Миррэлия в творчестве Игоря
Северянина.________________________________________ 51
§6. Поэтический стиль Игоря Северянина как объект
пародии.___________________________________________ 56
Глава II. Синтез поэзии и музыки в творчестве Игоря Северянина.
§1. Специфика музыкального начала в творчестве
Северянина.________________________________________ 65
§2. Оперная музыка в поэзии Северянина.______________ 82
§3. Основные "музыкальные" жанры в поэзии Игоря
Северянина.________________________________________ 96
§4. Декламационный стиль Игоря Северянина.__________ 142
Заключение._______________________________________ 156
Библиография._____________________________________ 159
ВВЕДЕНИЕ
Творческое наследие Игоря Северянина, несмотря на ошеломляющий успех и славу поэта в начале XX века, несмотря на неослабевающий интерес к его творчеству в наши дни, остается мало исследованным. Современники посвятили творчеству Северянина множество статей и отзывов1. В 1916 году был издан сборник «Критика о творчестве Игоря Северянина», в который вошли наиболее интересные статьи и рецензии, опубликованные в 19131916 годах в прессе и статья профессора Р.Ф.Брандта «О языке Игоря Северянина»2 В 60-е годы появился ряд публикаций биографического плана . В 1987 году, к столетию поэта, в Череповце была проведена научная конференция. Тезисы докладов конференции стали первыми современными литературоведческими материалами, посвященными творчеству Игоря Северянина4 Однако обращения к наследию поэта были одноаспектными и не позволяли составить целостное представление о художественном мире Игоря Северянина, об особенностях его стиля.
1 Адаме В.Т. Утопия Игоря Северянина [Критический разбор поэмы И.Северянина "Солнечный дикарь"]// Ученые записки Тартусского университета. Вып. 184. Труды по русской и славянской филологии. 9. 1966. Бурлюк Д. Д. Фрагменты из воспоминаний футуриста// Из истории рукописных и старопечатных изданий. Л., 1979.
Гумилев И. С. Письма о русской поэзии. М., 1990.
Коркина Е. Георгий Шенгели об Игоре Северянине// Таллин. 1987.№3.
Маяковский В.В. Поэзовечер Игоря Северянина// Маяковский В.В. Собрание
сочинений в 12-ти тт. Т.П. М., 1978.
Ходасевич В.Ф. Колеблемый треножник. М., 1991.
Чуковский К.И. Футуристы. М., 1922.
2 Критика о творчестве Игоря Северянина. М., 1916.
3 Шумаков Ю. Из воспоминаний об Игоре Северянине// Звезда. 1965. №3; О России петь - что весну встречать... [Из воспоминаний об И.Северянине]// Нева. 1967. №8.
СмиренскийБ. Последние стихи Игоря Северянина// Огонек. 1962.№2. Формаков А. Встречи с Игорем Северяниным [Воспоминания]// Звезда. 1969. №3.
4 О Игоре Северянине: Тезисы докладов научной конференции. Череповец. 1987.
За пределами России опубликованы две монографические работы, посвященные творчеству Северянина1.
Благодаря трудам В.А.Кошелева и В.А.Сапогова в 1996 году завершено издание пятитомного собрания сочинений Игоря Северянина2, в котором впервые опубликованы «Теория версификации», письма к Г.Шенгели и С.Карузо, а также дан подробный комментарий к сборникам, романам в стихах, письмам и прозе Северянина.
В работе "Художественный синтез в творчестве Игоря Северянина" проявлен интерес к творчеству поэта как к целому.
Цель настоящего исследования - выявить особенности взаимодействия различных видов искусства в творчестве И.Северянина и определить роль этого взаимодействия в формировании стиля поэта.
Актуальность нашей работы определяется необходимостью изучения творчества И.Северянина в тесной связи с особенностями культуры эпохи рубежа веков.
Новизна данной работы состоит в том, что изучения проблемы взаимодействия поэзии, музыки, театра, кинематографа и эстрады в творчестве И.Северянина еще не предпринималось.
Практическая значимость исследования заключается в том, что матер иалы нашей работы могут быть использованы и используются уже как на филологических факультетах вузов: в общих курсах по русской литературе начала XX века, в спецкурсах и спецсеминарах, так и в школе при изучении русской литературы XX века.
1 Бороновская Е. Igor Severjanins Leben und Weltblick in seinem dichterischen Werk. Münster. 1978.
Lauwers Lenie. Igor' Severjanin. His Life and The Formal Aspects of His Poetry. Leuven. 1993.
Северянин И. Сочинения в 5-ти т. СПб., 1995-1996. Далее все ссылки даются по этому изданию с указанием тома и страниц.
Предметом исследования являются поэтические произведения И.Северянина, его сборники, теоретические работы («Теория версификации»), воспоминания о нем современников.
Апробация работы. Основные положения исследования были изложены на конференции «Литературная сказка. История. Поэтика. Методика преподавания» (1997), IX Пуришевских чтениях «Всемирная литература в контексте культуры» (1997) в МПГУ, научной конференции «Северянин и русская классика» (1997) в Литературном институте им. А.М.Горького, а также на заседаниях аспирантского объединения при кафедре русской литературы XX века МПГУ.
Художественный синтез не является прерогативой исключительно Игоря Северянина, он был чертой культурного стиля эпохи. В работах П.Н.Сакулина культурный стиль эпохи определяется "синтетическим взглядом на общественную жизнь"1, кроме того, Сакулин П.Н. указывает, что "каждая эпоха народной жизни имеет свой стиль культуры, свое культурное лицо"2. Следуя определению П.Н.Сакулина, под литературным стилем и эпохи и поэта будем понимать "идеологически и телеологически обусловленное единство всех элементов поэтической формы в ее отличии от других, аналогичных ей форм"3.
Определяющей чертой литературного стиля серебряного века был художественный синтез, "новый синтез". "Синтез искусств тогда уподобливался по своей роли эффекту резонанса, во множество раз усиливающему воздействие, которое может произвести не только великие разрушения, но и <...> осуществить грандиозные созидания. "Новый синтез", - в понимании крупнейшего из теоретиков симво-
1 Сакулин П.Н. Социологический метод в литературоведении// Сакулин П.Н. Филология и культурология. М., 1990. С. 104.
2 Сакулин П.Н. Литературная старина. М., 1928. С. 14. (Цит. по кн. Сакулин П.Н. Филология и культурология. М., 1990. С. 17).
Сакулин П.Н. Теория литературных стилей// Сакулин П.Н. Филология и культурология. М., 1990. С. 142.
лизма Вяч.Иванова, - синтез литургический"Такой мистериальный синтез искусств и религии был призван "пересоздать" человеческое сознание, магически воздействовать на мир. В самые разные культурно-исторические эпохи бытовали идеи, что поэзия - "говорящая живопись", а музыка - "поэзия без слов", архитектура - застывшая музыка и т.п. Новизна художественного синтеза в эпоху начала XX века (в отличие от синкретизма) заключается именно в религиозно-мистическом понимании объединения искусств, цель такого синтеза искусств - магическое воздействие на человека.
Синтез искусств проявлялся на различных уровнях, в частности, наряду с собственно художественным синтезом (творческая стилизация) существовал и внутрилитературный синтез. Возникали жанры, синтезирующие музыку, поэзию, свет (А.Скрябин), музыку и поэзию (А.Белый, А.Добролюбов, М.Кузмин), живопись, музыку, поэзию (М.Чюрленис), поэзию, эстраду, музыку (А.Вертинский), поэзию и прозу (И.Бунин, Б.Зайцев, И.Шмелев, Н.Гумилев).
Одним из дискуссионных вопросов для людей серебряного века был вопрос о доминанте в синтезе искусств. Такой доминантой в творчестве символистов стала музыка, хотя наиболее синтетичным искусством является театр. Театральное искусство позволяет органично соединять искусство литературы, музыки, живописи, скульптуры, архитектуры, воздействует на зрителя комплексно. Конкурентным театру в начале XX века стало искусство кинематографа.
Поэтический стиль Игоря Северянина "вырос" из культуры серебряного века, вобрав художественный опыт различных литературных направлений (символизм, акмеизм, футуризм), различных видов искусства (театр, кинематограф, эстрада, музыка, живопись).
1 Минералова И.Г. Художественный синтез и "стиль эпохи"// Межвузовская научная программа "Русский язык, культура, история". Сборник материалов П научной конференции лингвистов, литературоведов, фольклористов. Часть I. М., 1997. С. 135-137. Подробнее об этом см.: Минералова И.Г. Художественный синтез в русской литературе XX века. М., 1994.
Г.О.Винокур писал, что "конечной целью наблюдений над индивидуальным художественным стилем <...> будет не самый этот стиль, а то, что открывается за ним как его источник и содержание, - личность художника, его идейный и художественный замысел, поэтика произведения"1. Поэтическая концепция жизни и мира, мировоззрение Игоря Северянина "проникает собою" все художественное творчество поэта. Именно этот аспект позволяет говорить о том, что индивидуальный поэтический стиль Северянина явился частным проявлением культурного стиля эпохи, отразив многообразные тенденции развития культуры первой четверти XX века в творчестве одного поэта.
Игорь Северянин стал своеобразным "человеком-оркестром": его поэзия насыщена духом театральности, его эстрадные выступления позволяют поэту петь стихи, его поэтический стиль соотносим и с предсимволизмом, и с символизмом, и с футуризмом, стихи Северянина и "кинематографичны", и "живописны"... Самобытность творчества Северянина неоспорима и уникальна, причиной тому -индивидуальный стиль, явившийся частным проявлением культурного стиля эпохи.
1 Винокур Г.О. Об изучении языка литературных произведений// Избранные работы по русскому языку. М., 1959. С.254.
Глава 1.
ТЕАТР В ПОЭЗИИ ИГОРЯ СЕВЕРЯНИНА.
§1. Театр, кинематограф, эстрада и поэзия в начале XX века.
В начале XX века городская жизнь стремительно обновлялась. Вслед за уже привычными паровозами и пароходами появлялись на улицах города автомобили, в домах - телефоны, в небе -аэропланы... Человек не успевал удивляться новому в быте, а его окружали новые события на службе: коллеги обнаруживали у себя скрытые таланты и меняли профессию. Наука стояла не ниже искусства, но жизнь в искусстве оказывалась ярче, оригинальнее, полнее. Бывшие учителя, врачи, юристы становились художниками, поэтами, музыкантами... А те, кто не хотел или не мог уйти из профессии, занимали весь свой досуг занятиями в искусстве. Большую роль начинала играть массовая область искусства: "низовой городской романс, издающаяся большими тиражами книга для массового читателя <...>, плакат, вывеска, немой кинематограф, цирк"
Совершенствование человеческой личности неизменно сопровождалось внешней атрибутикой: отшельничество или эпатаж, показная раскованность или подчеркнутая строгая элегантность. Выйти в свет со своими стихами, картинами, романсами, не сопроводив их какими-либо комментариями, было, пожалуй, неприлично. Мода требовала концепции творческой деятельности. Как преподнести себя? Проще всего надеть маску, устроить клоунаду, показать пародию на знаменитость. Другой путь - путь смелых и цельных -выразить свое "я" откровенно, ни за кого не прячась.
Маскарад повседневности сопровождал творческие переодевания. Ритмы жизни требовали молниеносной реакции на них. Казалось, что за эпохой невозможно угнаться. Интеллигенты оказались маргиналами, настоящего времени для них не существовало, была
1 Лотман Ю.М. Блок и народная культура города// Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб., 1996. С. 656.
лишь тонкая грань, на которой приходилось балансировать с риском выпасть из жизни. Прошлое без промедления перепрыгивало в будущее. В сознании большинства происходил разрыв в целостной структуре времени. "Наступившая для русской интеллигенции пора утраты былых политических надежд, больших общественных целей, пора томительной неясности идей и безверия привела к особой дробности мироощущения, которую несло современное искусство. Оно передавало ход исторического времени не в целостно-поступательном его движении - от прошлого к будущему, а как сочетание разобщенных ситуаций, серию отдельных состояний, с чрезвычайной интенсивностью переживаемых"1.
Люди условно попадали в два "лагеря": тех, кто был не в силах расстаться с милыми сердцу воспоминаниями, классическими представлениями о литературе, живописи, музыки, с ландо и кринолинами, и тех, кто провозгласил себя футуристами и с радостью приветствовал все новое, стремительно возникавшее на горизонте жизни общества. Вертинский заметил: "Прикрываясь столь растяжимым понятием (футуризм), можно было в конце концов делать все что угодно. Для нас - молодых и непризнанных - футуризм был превосходным средством обратить на себя внимание"2
Ю.М.Лотман и З.Г.Минц, исследуя литературную среду эпохи начала века, писали, что "отказ от наивно-рационалистической эстетики классического реализма шел в двух противоположных направлениях: одни течения стали строить свою эстетику на иррационали-стической, а иногда и мистической основе, другие же стремились к учету новейших научных достижений, к синтезу искусства и науки (обе эти тенденции могли проявляться одновременно, приводя к причудливым сочетаниям наукообразия и мистики). При этом направления, связанные с рационалистической ориентацией, стреми-
1 Тихвинская Л.И. Русский дореволюционный театр миниатюр. (История и проблематика). М., 1976. С. 16.
Вертинский А.Н. За кулисами. М., 1991. С.29.
лись уже не к простому отражению действительности, а к своего рода "игре" с ней. Художник уподоблял себя исследователю-экспериментатору, который серией опытов добивается нужного результата .
Аналитическое восприятие действительности вызывало у людей мотивированное желание дополнить калейдоскоп воспринимаемого относительно целостным представлением об окружающей среде. Такие стремления подчас выливались в создание новых течений и направлений в искусстве и науке. В частности, в живописи возникла разновидность абстрактного искусства - супрематизм. Казимир Малевич, создавший теорию супрематизма, оговаривал, что темп жизни так высок, предметный мир изменяется так быстро, вещи мелькают перед глазами людей с такой скоростью, что человеческое зрение не в состоянии уловить отдельные планы предметов, а лишь фиксирует их геометрические очертания. Таким образом, быстро меняющаяся жизнь запечатлевается в человеческом сознании не фрагментарно, не мельчайшими частичками целого, не отдельными кадрами, а обобщенной, даже сверхобобщенной картиной мира, своеобразной условной фигурой.
Русская литература откликнулась на изменения в жизни общества новыми течениями, школами, направлениями. Наиболее ярким, своеобразным, по сей день обсуждаемым литературным явлением стал футуризм. Известно две группировки футуристов: петербургская и московская. Каждая из них в 10-е годы XX века выступила с манифестом, декларирующим литературные, общественные и политические претензии. Кубо-футуристы - В.Хлебников, А.Крученых, Д.Бурлюк, В.Маяковский и другие - желтыми кофтами и "Пощечиной общественному вкусу" не только громко и оригинально заявили о
1 Лотман Ю.М., Минц З.Г. Статьи о русской и советской поэзии. Таллинн, 1989. С.19.
себе, но и противопоставили московскую группу опередившим их всего на месяц эгофутуристам - И.-Северянину, К.Олимпову, Г.Иванову и Грааль-Арельскому. Однако разница в программных заявлениях не мешала "людям будущего" совместно гастролировать по стране с чтением стихов и лекциями о новой литературе.
На одном из таких поэтических вечеров в Николаеве в январе 1914 года Владимир Маяковский попытался дать теоретическое обоснование футуризма, связав литературное явление с бытом эпохи: "...Поэзия футуризма - это поэзия города, современного города. Город обогатил наши переживания и впечатления новыми, городскими элементами, которых не знали поэты прошлого. Весь современный культурный мир обращается в огромный исполинский город. Город заменяет природу и стихию. Город сам становится стихией, в недрах которой рождается новый, городской человек. Телефоны, аэропланы, экспрессы, лифты, ротационные машины, тротуары, фабричные трубы, каменные громады домов, копоть и дым - вот элементы красоты в новой, городской природе. Электрический фонарь мы чаще видим, чем старую романтическую луну. Мы, горожане, не знаем лесов, полей, цветов - нам знакомы туннели улиц с их движением, шумом, грохотом, мельканием, вечным круговращением. А самое главное - изменился р