автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
И. А. Бунин и Л. Н. Толстой

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Пономарев, Евгений Рудольфович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Диссертация по филологии на тему 'И. А. Бунин и Л. Н. Толстой'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Пономарев, Евгений Рудольфович

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА ПЕРВАЯ. БУНИН И ТОЛСТОЙ, 1880-1890-е ГОДЫ

1. Детство и отрочество

2. Толстовство и русское общество конца XIX века

3. Бунин и учение Толстого

4. Бунин-толстовец

5. Толстовские рассказы Бунина

ГЛАВА ВТОРАЯ. БУНИН И ТОЛСТОЙ. 1900-1910-е ГОДЫ

1. Рядом с Толстым

2. Смерть Толстого

3. Полемика с Толстым

4. Наследник Толстого

5. Приближаясь к толстовской теме

ГЛАВА ТРЕТЬЯ, БУНИН О ТОЛСТОМ В ГОДЫ ЭМИГРАЦИИ

1. Тема Толстого в культуре русской эмиграции 1920-1930-х годов

2. О смерти и преодолении ее

3. «Освобождение Толстого»

3.1 К вопросу об архитектонике

3.2 Развитие тем

3,3 «Иллюстративные» главы

3,4 К вопросу о жанре

3,5 Полемика и традиция

4. Текст и жизнь

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по филологии, Пономарев, Евгений Рудольфович

Тема «И.А.Бунин и Л.Н.Толстой» представляет огромный интерес как (в меньшей степени) для понимания творчества Толстого, так и (в большей степени) для понимания творчества Бунина. С одной стороны, восприятие Буниным Толстого (которое постепенно изменялось на протяжении бунинской жизни) выделяет нечто такое в личности и творчестве Толстого, системе его мировоззрения, что до Бунина оставалось в тени и, может быть, вообще не было замечено. С другой стороны, во многом необычное обращение к Толстому позволяет намного глубже понять творчество Бунина. Толстой был кумиром Бунина на протяжении всей его жизни, мерой духовности и писательского таланта. Апологетическое отношение писателя к своему великому предшественнику проливает свет на литературное самосознание Бунина, его понимание собственного места в русской литературе. Это, в свою очередь, помогает во многом по-новому взглянуть на его творчество - как на своего рода проекцию творчества Толстого на литературный процесс XX столетия, продолжение и переосмысление его наследия. В то же время изучение темы позволит хотя бы частично ответить на ряд вопросов, представляющих первостепенный интерес для истории русской культуры: о восприятии Толстого на рубеже веков и в эмиграции» о влиянии реализма на литературу модерна, о преемственности литературного процесса XIX-XX веков и т.д.

Естественно, что тема «И.А.Бунин и Л.Н.Толстой» не могла не привлечь внимания исследователей. Однако в полном объеме она практически не изучалась: обычно ограничивались тем или иным ее аспектом. В сравнении с популярными в науке темами "Чехов и Толстой", «Бунин и Горький», «Бунин и Чехов» данная тема выглядит малоизученной.

Рассмотрение темы в литературе разделено на два направления, которые можно условно назвать "био графическим^ личные связи писателей, их мнения друг о друге, отзывы о творчестве, отношение Бунина к памяти Толстого), и "творческим'Хсопоставление художественных систем).

Биографическое направление, по сути, сводится к сбору соответствующих документов и материалов. Этапным событием на этом пути стал выход в 1967 году книги А.К.Бабореко «И.А.Бунин: Материалы для биографии с 1870 по 1917», являющейся наиболее полным собранием документов. В 1983 году книга была переиздана с исправлениями и дополнениями'. Отдельные документы» касающиеся взаимоотношений Бунина и Толстого, были опубликованы в ряде статей2. Этот этап исследования далек от завершения, ибо постоянно появляются новые источники, проливающие

1 Бабореко А .К, ИА.Бунии: Материалы для биографии с 1870 по 1917, М„ 1967 (2 изд. - М., 1983).

1 Подробнее см. главу 1. новый свет на творчество Бунина - например, до сих пор не существует даже полного собрания его сочинений, а многие письма писателя просто не опубликованы. В связи с этим проблема источников чрезвычайно актуальна для данного исследования и поднимается в начале каждой главы. Большое количество биографического материала по теме «Бунин и Толстой» по сей день существует разрозненно. Нет и летописи взаимоотношений Бунина и Толстого. Поэтому одной из предварительных задач диссертационной работы является обобщение и увеличение (введено в научный оборот несколько новых источников) существующих биографических данных. Однако поскольку, во-первых, основная задача диссертации далека от компилятивной, а также, во-вторых, в связи с неполнотой существующих материалов о Бунине, автор посчитал возможным не преследовать максимальной полноты приведенного списка высказываний Бунина о Толстом, Толстого о Бунине и других биографических материалов.

Сопоставление творчества писателей представлено, в основном, работами на конкретные узкие темы. Это прежде всего близкое биографическим исследованиям изучение влияния Толстого на Бунина.

В 1959 году О.Н.Михайлов опубликовал статью «Бунин и Толстой». Бунин, считает Михайлов, переболел идеями нравственного самоусовершенствования, подобно многим своим современникам (например, Чехову и Горькому). Однако его проза 1890-х - 1900-х годов мало напоминает о Толстом. С элементами приближения к Толстому связано новое качество бунинского реализма 1910-х годов. Михайлов находит «толстовские» эпизоды в «Деревне», влияние толстовской манеры в «Господине из Сан-Франциско» и «Старухе». Но, делает вывод Михайлов, Бунин никогда не заимствует у великого писателя. «И то, что выглядит у него «толстовским», на деле рождается как результат глубоко внутреннего художественного процесса [выделено автором. - Е.П.]»3

В 1966 году вышла статья Н.М.Кучеровского «"Мундир" толстовства (Молодой И.А.Бунин и толстовство)». В ней прослежены личные отношения двух писателей (письма и встречи), отмечены толстовские идеи в ранних рассказах Бунина (1892-1895 гг.). Отвечая на вопрос, что привлекало Бунина в толстовстве, Кучеровский, со слов Бунина, говорит о желании быть ближе к Толстому-писателю, а также - о том, что толстовство после разорения родителей было для Бунина одним из вариантов самоустройства4. Позднее текст статьи практически без изменений вошел в книгу Кучеровского о дооктябрьской прозе Бунина5.

Об увлечении Бунина толстовством в семидесятые годы писал В.А.Гейдеко в статье «Толстовство в творчестве Бунина». Автор рассказывает о толстовстве в биографии Бунина, акцентируя внимание на отражении Михайлов Q.H. Бунин и Толстой // Лев Николаевич Толстой. Сб. 2, М.» 1959. С. 2U.

4 Кучеровский Н. «Мундир» толстовства (Молодой И.А.Бунин и толстовство) // Иа истории русской литературы XIX века. Калуга, 1966. С. 110-131. толстовских идей в его творчестве. Не рассматривая тексты первой половины 1890-х годов, как это делал Кучеровский, Гейдеко начинает с рассказа «На даче» (1895). Наибольшее влияние толстовства автор видит в рассказах 1910-х годов (особенно «Старухе»), опровергая тем самым тезис о том, что толстовство прошло без следа в творческой биографии писателя. В то же время Бунин никогда не принимал доктрину толстовства полностью. Некоторое влияние толстовской философии автор находит и в эмигрантском творчестве Бунина. В цикле рассказов «Темные аллеи» писатель, по мнению Гейдеко, полемизирует с «Крейцеровой сонатой», «Дьяволом», «Отцом Сергием»» «Воскресением»". В книге «Чехов и Бунин», вышедшей в 1976 году, Гейдеко прослеживает влияние толстовства на каждого из этих двух писателей и приходит к выводу: ни Бунин, ни Чехов не принимали толстовства безоговорочно. Но оба относились к нему уважительно, «без пренебрежительного высокомерия и поверхностной иронии»7.

Р.С.Спивак, опубликовавшая во второй половине 1960-х годов несколько работ по теме «Бунин и Толстой», предложила свои принципы изучения проблемы. В статье «"Живая жизнь" И.Бунина и Л.Толстого (Некоторые

Кучеровский Н. Бунин к его проза (1887-1917). Тула, 1980,

Гейдеко В.А. Толстовство в творчестве Бунина И БунинскиЙ сборник. Орел, 1974. С.240-250.

7 Гейдеко В.А. Чехов и Бунин. Изд. 2. М„ 1987. С. 53. стороны эстетики Бунина в свете традиций Л.Толстого)»8, а также кандидатской диссертации «И.А.Бунин и Л.Н.Толстой {Наблюдения над соотношением художественных стилей)»11 она сопоставила эстетические идеалы Толстого (этический критерий первенствует над эстетическим) и Бунина (гармония критериев), учитывая общую для них пантеистичность. Исходя из этого, автор сопоставляет принципы типизации характеров, описания деталей, соотношение позиций повествователя, особенности языка. Общая проблема делится в ее работах на несколько частных, каждая из частных проблем изучается отдельно. Общие выводы производят впечатление механической комбинации выводов, полученных на более низких «уровнях исследования». Дробление проблематики, как кажется, не приводит исследовательницу к ожидаемым результатам. Необходим некий комплексный путь изучения проблемы. В дальнейшем Спивак пыталась выделить лингвистический аспект темы10, а также определенный объект изображения11 в творчестве обоих писателей. Однако, несмотря на ряд важных наблюдений, сделанных в этих работах, комплексного изучения проблемы так и не получилось. Напротив, продолжилось методическое расчленение материала, s Спивак Р.С. «"Живая жизнь" И.Бунина и Л.Толстого (Некоторые стороны эстетики Бунина в свете традиций Л.Толстого)» // Ученые записки Пермского гос. Университета. 1966, № 155. С.87-128.

Спивак Р.С. «И.А.Бунин и Л.Н.Толстой (Наблюдения над соотношением художественных стилей)». Автореферат кандидатской диссертации. М., 1967,

10 Спивак Р.С. Язык прозы ИА. Бунина и традиции Л.Н.Толстого // Филологические науки. 1968. ЯвЗ. С. 23-33. приводящее к дробности выводов. Разделение изучения языковых особенностей на уровни языка предопределило отсутствие обобщения как такового. Рассмотрение изображения деревни вне контекста творчества писателей также уводило от обобщений. Тем не менее, методология Р.С.Спивак имела определенные плюсы. Так, именно эта исследовательница одной из первых обратила внимание на важность бунинской детали12.

Иное и, как кажется, наиболее продуктивное направление изучения темы может быть названо сравнением художественных систем писателей.

В работе И.А.Ильина1*1, вышедшей в 1959 году в Мюнхене и долгое время остававшейся недоступной советскому читателю, указывается на необходимость сопоставления Бунина с Толстым для верного понимания Бунина. Ильин оперирует понятием «художественный акт» и сближает двух писателей по сходному строению их «художественных актов», Настаивая на сходстве, а не ученическом отношении одного к другому. Восторженное отношение Бунина к Толстому, по его мнению, есть не столько общелитературное впечатление, сколько «творчески- интимный отклик на проявление зрелого художественно-сродного мастерства»14. Творчество обоих

11 Спивак Р.С. Русская деревня в изображении И.А.Бунина и Л.Толстого // Вестник МГУ. 1969. №3. С. 41-48. п Спивак Р.С. Принципы художественной конкретизации в творчестве Л.Толстого и И.Бунина: деталь // Ученые записки Пермского гос. университета. 1968. № 193. С. 247-277. п Ильин И.А. О тьме и просветлении: Книга художественной критики. Бунин, Ремизов, Шмелев. М., 1991.

14 Там же. С. 30. писателей, по Ильину, построено на анализе человеческого инстинкта. Но если Толстой знает инстинкт, умеет пребывать в этой стихии и иногда «вещать из нее», то Бунин уходит в стихию целиком. Если Толстой - поэт инстинкта, то Бунин - его анатом.

Толстой показывает положительную сторону инстинкта (и нравственные «провалы» - во «Власти тьмы»), развертывая национальную панораму («Война и мир»). Бунин сосредоточен на донравственных струях инстинкта, его творчество «додуховно», Ильин подробно описывает строение бунинского «художественного акта»: это чувственное восприятие и чувственное изображение воспринятого. Необходимые требования к произведению -точность, красота и сила. «Райская чувственность мироощущения» -обязательное условие бунинского творчества15. Это акт естественного, природного человека. Бунин уводит в глубь темного, родового и всемирного опыта. Толстовский выход из царства инстинкта - в сентиментальную мораль -был невозможен для Бунина,

Переходя к творчеству Бунина, Ильин замечает, что речь о «подражании» Толстому может идти только применительно к рассказу «Старуха». В других же случаях кажущегося сходства происходит приближение к художественному акту Толстого - как, например, в «Митиной любви».

Там же. С. 35.

В России сравнение художественных систем представлено книгой В.Я.Линкова «Мир и человек в творчестве Л.Толстого и И.Бунина»Ul. Автор рассматривает взаимоотношения писателей как полемику Бунина с предшествующей реалистической традицией. Он исходит тезиса, отчасти напоминающего утверждение Р.С.Спивак, отчасти - И.А.Ильина: «Если Л.Толстой самый этический русский писатель, то Бунин самый неэтический /./»17. Основной аргумент Бунина в споре с классиками - отсутствие у среднего человека нравственного сознания. Любовь у Бунина не подвластна этическим требованиям, как у Толстого, - для него важно чувство в его субъективности. Бунин привносит в литературу новое понимание истории, кардинально отличное от толстовского: в прошлом обретается связь с людьми. Важнейшее же мировоззренческое различие писателей в том, что Бунин, в отличие от Толстого, не помышлял о возможности обретения истины. Различное понимание исторического процесса писателями, по мысли Линкова, отражается и в строении их произведений: над героями Толстого доминирует развитие (в развитии изображаются внутренняя жизнь человека и взаимоотношения между людьми), в творчестве Бунина господствует тенденция к неподвижности (герои цельны и не меняются, сюжет почти отсутствует - не приводит к новому положению, обычный финал - смерть, катастрофа).

10 Линков В.Я. Мир и человек в творчестве Л.Толстого и И.Бунина. М., 1989.

Иначе подходит к проблеме О.В.Сливицкая в ряде статей последних лет. От конкретных бунинских произведений она идет к обобщениям, прослеживая связь с Толстым на сюжетном и даже метасюжетном уровнях. Исследовательница пишет о «художественной антропологии» Бунина, путь к которой во многом был проложен Толстым. Это, во-первых, тема могучих внеличностных сил, управляющих частной судьбой. Во-вторых, мысль о «единой душе» в мире; но если у Толстого единство реализуется в бесконечном многообразии личностей, то у Бунина личность редуцируется - у героя часто вовсе не имени. И, в третьих, движение к «художественному полицентризму» -избыточности на всех уровнях текста18. Герои Толстого чувствуют, что служат чему-то в жизни. Это чувство выливается у Бунина в космическое мироощущение, неслучайно в его произведениях преобладает изображение человека извне («диалектика души» - пройденный этап), В бунинском мире отсутствует иерархия, ибо в многообразии жизни проявляет себя единое.

Создание интегрального образа повышенной жизни - доминанта всего творчества Бунина, его сверхзадача, его высший и сокровенный смысл. Этому у Бунина служит все [выделено автором. - Е.П.]»'1\ Мотив «переизбытка

17 Там же. С. 105,

Сливицкая О.В. Космос и душа человека (О психологизме позднего Бунина) // Царственная свобода: О творчестве Бунина, Воронеж, 1995. С. 6-7.

14 Сливицкая О.В. Человек Бунина как космос и личность И Slavic Almanacb. 1997. Vol 4. № 5-6. P. 76. жизни» есть и у Толстого. Но там это один из многих определителей человека, у Бунина - единственный, доминанта человека и жизни.

Эта идея с разными модификациями повторяется у многих - как отечественных, так и зарубежных исследователей. А.К.Жолковский говорит о роли композиции, которая «/./ сдвигает акцент с одной стороны жизненного материала - фабульной, на другую - фактурную, которую всячески активизирует, сливая природные, физические, культурные и словесные мотивы в единый сильный аромат»20. Д.Дж.Ричардс пишет о чувстве «супра-персонального» значения жизни, присущего писателю21.

В числе прочего, считает О.В.Сливицкая, созданию «образа повышенной жизни» служит деталь. «Каждая деталь у Бунина - драгоценная в своей конкретности и единственности - не только присутствует, но и свидетельствует. Свидетельствует о безграничной, мучительной, сладостной и непостижимой жизни»22. В этом близость Бунина мироощущению Востока11.

В статье «Сюжетное и описательное в новеллистике Бунина» О.В.Сливицкая, отталкиваясь от анализа рассказа «Пароход "Саратов"», выходит на уровень бунинской философии творчества. «Случайное заглавие»

Жолковский А.К. «Легкое дыхание» Бунина - Выготского семьдесят лет спустя // Жолковский А.К. Блуждающие сны и другие работы. М., 1994. С. 119,

Richards DJ. Bunin's Conception of the Meaning of Life li The Slavonic and East European Review. 1972. April. No.l 19. P. 160-161. Слнвицкая O.B. О природе бунинской «внешней изобразительности» // Русская литература. 1994. № 1.С. 75. Сливицкая О.В. Бунин и Восток (к постановке вопроса) // Известия Воронежского ГПИ. Т. 114. Воронеж, 1971. С. 87-96. рассказа свидетельствует о том, что писатель воспринимает рассказ как фрагмент безграничного бытия. Жизнь же шире любого события. И здесь тоже Бунин наследует Толстому: «Если Толстой расширил единичную ситуацию до «срезов общей жизни», то Бунин вывел ее за пределы сугубо человеческих проблем - на просторы Универсума»24.

В статье «Космос и душа человека (О психологизме позднего Бунина)» О.В.Сливицкая подытожила свои многочисленные наблюдения. Мир Бунина, по ее мнению, может показаться более универсальным в сравнении с миром Толстого. Но это на первый взгляд. На самом деле, мир Толстого шире. В мире Бунина, во-первых, отсутствует женщина. Во-вторых, деля людей на «делателей» и «вышедших из Цепи», Бунин, в основном, пишет о последних. В мире Толстого с доминирующей нравственной проблематикой находится место всем - например, Каренину, никогда не заинтересовавшему бы Бунина25.

Однако «комплексное» изучение темы - редкость в современной науке. Наибольшее количество материала так называемой истории вопроса представляют собой отдельные суждения в статьях и монографиях о Бунине. В монографиях Т.М.Бонами2*, В.Н.Афанасьева27, А.А.Волкова28, А.А.Нинова24,

J4 Ошвицкая О.В. Сюжетное и описательное в новеллистике И.А.Бунина // Русская литература. 1999. № 1. С. 97.

Сливицкая О.В. Космос и душа человека (О психологизме позднего Бунина) И Царственная свобода: О творчестве Бунина. Воронеж. 1995. С. 8-9, к> Бонами Т.М. Художественная проза Бунина. 1887-1904. [Владимир], 1962,

27 Афанасьев В.Н. И.А.Бунин. М., 1966.

Волков А. Проза Ивана Бунина, М., 1969. двух книгах О.Н.Михайлова™ упоминается о преклонении Бунина перед Толстым, толстовских традициях в творчестве Бунина. Особенно важна монография Ю.В.Мальцева31, на страницах которой Бунин постоянно противопоставляется Толстому как образцу писателя-реалиста, что помогает автору делать акцент на новаторстве Бунина. В книгах о Бунине, изданных за рубежом, как правило, подробно рассказывается о том чувстве, которое питал писатель к Толстому на протяжении всей жизни, а также о толстовском эпизоде его биографии32. Иногда к этому добавляется несколько слов об «Освобождении Толстого». На этом фоне выделяется монография Джеймса Вудварда, в которой предприняты попытки сравнения творчества Бунина с творчеством Толстого. Вудвард считает, что Бунин на протяжении всей жизни был «очарован» как Толстым-писателем, так и Толстым-религиозным мыслителем. Общность мироощущений двух писателей он определяет как «чувство плоти», проблему которой «Толстой решает в рационалистическом и моралистическом духе, Бунин - в эстетическом и метафизическом»'1*.

Особое внимание также следует уделить статьям о Бунине, появлявшимся 8 разные годы в эмигрантской периодической печати. Во

-ч Нинов А. М.Горький и Бунин. История отношений. Проблемы творчества. Л., 1973 (2 изд. -Л., 1984).

Михайлов О.Н. Строгий талант. Иван Бунин. Жизнь. Судьба. Творчество. М., 1976; Михайлов О.И. Бунин. Жичнь и творчество. Тула, 1987. " Мальцев Ю.В. Иван Бунин. 1870-1953. [М,], 1994. См., напр: Conolly J. Ivan Bunin. Boston, 1982. P. 5-15.

Woodward J. Ivan Bunin: A Study of His Fiction. Chapel Hill, [1980]. P. 33, Здесь и далее перевод с английского мой, - Е.П. многих из них речь идет о теме смерти в творчестве писателя, иногда в сравнении с Толстым. Так, Ф.А.Степун пишет в юбилейной статье, посвященной присуждению Бунину Нобелевской премии: «Казалось бы, что после Толстого ничего нового о смерти сказать нельзя. Однако Бунин нашел слова и образы, не сказанные и не найденные Толстым. С одной стороны, смерть ощущается и изображается Буниным еще физиологичнее, еще тлетворнее, чем Толстым, но с другой - в его словах о ней /./ слышатся такая таинственность, мистичность и даже, отраженная от церковного обряда, литургичность, которой нет у Толстого»-14. Существенны также, с этой точки зрения, работы Ю.П.Иваска15, А.Звеерса-\ Ж.Гуккера37.

Нельзя не выделить и несколько работ, специально посвященных книге "Освобождение Толстого'4. Это статьи О.А.Бердниковой18 и А.Романович34. Бердникова ставит «Освобождение Толстого» в ряд произведений о художнике-творце, рассматривая -этот текст в составе выделенной ею дилогии, вместе с «Жизнью Арсеньева». «Жизнь Арсеньева» - книга о вхождении в мир, «Освобождение Толстого» - об уходе из него. Толстой для Бунина, пишет

14 Степун Ф. Ив, By нин Н Современные чал иск и. 1934. Кн. 54, С. 205.

И вас к IO, Бунин // Новый журнал. № 99. С. 106-122.

1,1 Zweers A. The Function of the Theme of Death in the Works of I.Bunin // Russian Literature.

1980. No. VIII. Изложение его выступления на VII Международном съезде славистов в Варшаве см. в статье: Андросова Т.С. Тема смерти у Бунина и Толстого // Лев Толстой и русская литература. Горький, 1976. С. 88-89.

Бердникова О.А. Личность творца в книге И.А.Бунина «Освобождение Толстого» П

Царственная свобода, О творчестве Бунина. Воронеж, 1995. С, 77-95

Бердникова, образец творца, ибо Толстой в самой полной мере выполнил назначение художника на земле, заключенное в наибольшем расширении границ личностного бытия. А. Романович пишет о житийности «Освобождения Толстого», в чем-то совпадая с Бердниковой, в чем-то расходясь с ней.

В целом, изучение темы «И.А.Бунин и Л.Н.Толстой» разбито на ряд проблем и направлений исследования, сумма которых не создает целостной картины. Наиболее приближается к целостному взгляду на проблему метод «комплексного» исследования, рассмотренный выше.

Задача настоящей работы заключается в том, чтобы попытаться понять в целом роль Толстого в жизни Бунина. В работе над диссертацией "биографическое" и "■творческое1'' направления были объединены. Было также особо выделено-третье направление исследования - Толстой как важная тема творчества Бунина. Зарождаясь в дореволюционном творчестве (с Толстым и его произведениями соглашаются или спорят некоторые бунинские персонажи), она становится одной из самых важных в эмигрантский период. Именно это направление стало доминантным в третьей главе диссертации. Отношение Бунина к Толстому на каждом этапе творчества отражает его мысли об основных проблемах бытия, а также помогает глубже уяснить особенности его восприятия искусства и художественного творчества.

Романович А, Проблема жизни и смерти в «Освобождении Толстого» Бунина // Русская

Биографические данные, приведенные в диссертации, тесно связаны с анализом текстов Бунина, которому уделено наибольшее внимание. Основным методом был избран мотивный анализ, ибо, как кажется, именно на уровне мотива наиболее заметно как толстовское влияние на Бунина, так и его оригинальность и самостоятельность: мотивы, отсылающие к Толстому, как правило, интерпретируются неожиданно - иногда близко к дискурсу толстовского творчества, иногда же уводят далеко от него. В первом случае можно говорить о толстовских традициях в творчестве Бунина; во втором - о широком, творческом восприятии Толстого одним из крупнейших авторов «века модерна». Мотивы, переосмысляющие Толстого, более многочисленны и, как кажется, значительно более интересны, поскольку позволяют показать бытование «толстовской струи» в контексте всего бунинского творчества, а также делать широкие обобщения мировоззренческого плана, касающиеся психологии творчества. Естественно, что даже столь широкое рассмотрение толстовского наследия у Бунина предполагает лишь анализ определенного «среза» творчества первого российского лауреата Нобелевской премии по литературе. При этом многие важнейшие моменты, касающиеся творчества Бунина в целом, останутся за пределами исследования.

Структурным принципом диссертации стал принцип хронологический. Изменения в отношении Бунина к Толстому на протяжении всей жизни литература. 1996. № 4. С. 93-100. очевидны. Деление работы на главы, с одной стороны, соответствует этим изменениям, с другой - учитывает смену литературных эпох и изменения в восприятии личности и творчества Толстого, происходившие в литературной среде.

Первая глава охватывает период от детства Бунина до встречи с Толстым. В ней прослежены первые впечатления Бунина от знакомства с творчеством Толстого, а также подробно рассмотрен эпохальный контекст восприятия личности и творчества великого писателя. Учтено отношение к Толстому в обществе (проанализирована популярная тогда в России критическая литература о Толстом), отношение к Толстому в семье Бунина, увлечение молодого Бунина сочинениями Толстого, специфика бунинского мироощущения. Во многом по-новому рассмотрено увлечение Бунина толстовством. Традиционное мнение, что Бунин стал толстовцем только для того, чтобы быть ближе к Толстому-писателю, на наш взгляд, упрощает проблему. Духовное тяготение к некоторым сторонам толстовства Бунин сохраняет всю жизнь. Раннее творчество писателя рассмотрено в этом контексте не как отражение его толстовских взглядов, а как оригинальное преломление в литературе тех идейных концепций, которые он мог почерпнуть во время жизни в Орле, Харькове и Полтаве.

Во второй главе рассматривается период с момента вхождения Бунина в профессиональную литературную среду (1896 год) до революционных событий

1917 года. Этот период с очевидностью должен быть разделен на две части. Вехой будет смерть Толстого в 1910 году. Это событие всколыхнуло русское общество, заставило во многом по-новому взглянуть на роль Толстого в истории русской культуры. Эти процессы не обошли стороной и Бунина. Его отношение к имени Толстого во многом меняется в десятилетие, следующее за смертью великого писателя.

С другой стороны, в 1910 годы происходит заметный перелом и в творчестве самого Бунина. В 1900-е годы в его творчестве появляется и все более крепнет едва намеченная в раннем периоде тема смерти, которая воспринимается и Буниным и его читателями как толстовская. Специфику бунинской трактовки темы современники замечают мало. Однако Бунин, чч, и многое заимствуя у Толстого, подходит к ней совершенно по-своему. Возможно, что и смерть Толстого была воспринята писателем именно в свете разрабатываемой тогда тематики. В 1910-е годы писатель возвращается к традиционной крестьянской теме, трактуя ее «культурологически» - как повествование о судьбе России. С этой точки зрения, он вступает в полемику с предшествующей традицией изображения мужика, одним из столпов которой является Толстой, Начиная с «Деревни», писатель ведет прямой спор с Толстым, при этом часто используя толстовские приемы в нетолстовских контекстах и функциях.

Третья глава охватывает эмигрантский период творчества - до 1937 года, завершения "Освобождения Толстого", центрального произведения с толстовской тематикой. Тема смерти в этот период становится основной в творчестве писателя, чему способствует как логика изменений мировоззрения Бунина, так и общий настрой его эмигрантского окружения. Революция и Гражданская война заставили пересмотреть свой взгляд на Толстого все русское общество. "Освобождение Толстого'1, которое мыслилось автором, по-видимому, одним из возможных обобщений в развитии темы смерти, последней, исповедальной книгой, подводит существенный итог как теме смерти, так и теме Толстого в творчестве Бунина.

В заключении рассматриваются некоторые изменения в осмыслении Толстого, произошедшие в последние десятилетия жизни писателя, и подводятся итоги

Цель настоящей работы - по возможности свести воедино громадный материал по теме «И.А.Бунин и Л.Н.Толстой» и попытаться по-новому осмыслить его. Традиционному синхроническому взгляду на проблему противопоставлен диахронический. Пересмотрено несколько сложившихся в литературоведении мифологем - прежде всего, трактовка бунинского увлечения толстовством. Тексты Бунина рассмотрены в широком историческом контексте.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "И. А. Бунин и Л. Н. Толстой"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, подводя итоги проделанной работе, можно сделать вывод о том, что как фигура Толстого, так и его творчество привлекали пристальное и даже пристрастное внимание Бунина на протяжении всей его жизни. Несмотря на то, что отношение Бунина к Толстому претерпевало определенные изменения, сила влечения к Толстому не иссякала никогда.

Толстой с детства оказывает первостепенное влияние на творчество и мировоззрение Бунина. Все имеющее отношение к великому писателю одинаково ценно и интересно Бунину: он воспринимает Толстого как имеющего ауру особенной духовности, писателя с несравненным, «божественным» даром. Увлечение толстовством и увлечение творчеством Толстого совпадают как поиск правды - гармонии как в творчестве, так и в жизни. Постепенно Бунин выделяет для себя ту сторону учения Толстого, которая близка его натуре. Это «чистая, здоровая жизнь на природе» - идея гармонии человека и природы, приносящей духовную гармонию. Одним из выражений этой идеи становится эстетизированный деревенский быт. Мотив «чистой, здоровой жизни» красной линией пройдет через все творчество Бунина, часто сохраняя изначальные толстовские коннотации. Остальные стороны толстовства Бунин практически перестает замечать.

Одновременно с этим его творчество освобождается от тех или иных (прежде всего народнических и толстовских) идеологических схем,

морализаторства и проповедничества как таковых. Появляются специфически бунинские темы - прежде всего, тема смерти, в осмыслении которой Бунин как бы отталкивается от Толстого. Сохраняя «инстинктивный» ужас перед ней, он наполняет изображение смерти присущими ему таинственностью и лиризмом. «У Толстого смерть, несмотря на «Три смерти», прежде всего процесс, происходящий в душе человека; у Бунина она космическое событие, свершающееся в недрах Бытия. - пишет Ф.А.Степун. - Касаясь смерти, Толстой всегда превращается в психолога и мыслителя; в Бунине та же смерть пробуждает поэта»1. Бунин понимает смерть шире Толстого. Если для Толстого это уничтожение земного существования, то для Бунина, кроме этого, смерть -уходящее в прошлое каждое мгновение жизни. Стремление победить время -одна из основ его зрелого творчества.

Разумеется, творчество Бунина не является повторением толстовского на новом этапе, у него иные основы и пафос. Толстой становится лишь одним из ключей, которые питают стихию бунинского творчества. Толстовские темы органично входят в систему мировоззрения Бунина именно потому, что перестают звучать по-толстовски. Однако толстовский генезис этих тем сохраняет свое важное историко-литературное значение.

Смерть Толстого Бунин осмысляет с помощью вполне сложившейся у него именно к 1910 году философии смерти. Его отношение к уходу Толстого

1 Степун Ф. Ив.Бунин // Современные записки. 1934. Кн. 54. С. 205.

приближается к отношению символистов - это ярчайший шаг, имеющий оттенок мистерии.

1910 год также становится и вехой в отношении Бунина к имени Толстого. До 1910 года отношение Бунина к великому писателю мало чем отличается от стандартного, принятого в кругу молодых писателей. После смерти Толстого отношение Бунина к его памяти будет совершенно иным. Не последнюю роль в этом играют голоса «знаньевцев» и близких к ним литераторов, которые нарекают Бунина продолжателем толстовской линии в литературе, а иногда даже пытаются поставить его на освободившееся место Толстого. Эта тенденция значительно усилится в эмигранстких кругах: Бунина будут считать первым русским писателем, продолжателем Толстого. Имена двух писателей постоянно соседствуют в печати, их воспринимают как равновеликие. Такое осмысление роли Бунина в истории русской литературы увенчивается решением Шведской Королевской Академии о присуждении Бунину Нобелевской премии. До этого шла речь о присуждении премии только одному русскому писателю - Толстому.

«Толстовская линия» в творчестве Бунина также чрезвычайно разнится до и после 1910 года. Творчество Бунина 1910-х годов заметно отличается от созданного в предшествующее десятилетие. Доминантой его художественного мира вновь становится крестьянская тема с совершенно оригинальной трактовкой. В ряде случаев Бунин полемизирует с толстовской традицией. В то же время он начинает активно использовать приемы Толстого (прежде всего

толстовское остранение) - иногда в полемических целях, чаще же в совершенно иной функции: остранение передает непостижимость человеческой жизни и, казалось бы, самых обычных вещей. Тема смерти сохраняется и в этот период. Она вбирает в себя ряд традиционных толстовских мотивов, сохраняя бунинскую оригинальность трактовки.

В период эмиграции тема смерти становится доминирующей. Она тесно переплетается с темой Памяти, ибо Память - попытка избавления от смерти. Бунин создает собственную, оригинальную философскую концепцию, в которой делается акцент на внеземное, внеличностное значение человеческой жизни. Пафос бунинского творчества последних десятилетий, таким образом, перекликается с пафосом учения Толстого. Писатель ощущает эту близость и использует в своем творчестве ряд толстовских мотивов и тем. Он обращается к Толстому за ответами на вопросы, которые кажутся ему неразрешимыми. Одной из таких попыток найти конкретное, осязаемое спасение от смерти и становится книга "Освобождение Толстого". Но решение проблемы - как у Толстого, так и в книге Бунина - далеко от осязаемости, оно чувственно и вместе с тем абстрактно.

Интерпретация толстовского влияния на Бунина может быть разной. С точки зрения писательской техники, использования тех или иных приемов, можно сказать, что Бунин, во многом отталкиваясь от находок и достижений

2 В значении, данном создателем термина - В.Б.Шкловским.

Толстого, находит собственный, созвучный новой литературной эпохе путь -по которому все дальше и дальше уходит от Толстого. С точки зрения психологии творчества, Бунин, как кажется, на протяжении всей жизни близок Толстому - возможно, как никто другой из русских писателей двадцатого столетия - ибо их взгляды на творчество и писательское мастерство объединяет близость «чувственных» мировосприятий. С точки зрения общности мировоззрения, влияние Толстого на Бунина чрезвычайно усиливается с годами: тематика бунинских произведений все более смещается в сторону толстовской, с заметной разницей трактовок одной и той же темы.

В этой связи стремление «переписать» (по выражению МГорького) Толстого оказывается определяющим для позднего творчества Бунина. Оно также усиливается с годами. В разных рассказах «Темных аллей» встречается большое количество сюжетных отсылок к Толстому. Ю.М.Лотман говорит о рассказе «Таня» как «переписывании» «Воскресения»3. С.Н.Линчевская соотносит рассказ «Темные аллеи» с тем же романом Толстого4. О.В.Сливицкая отмечает, что в рассказе «Пароход "Саратов"» «/./ откровенно развивается тема, заданная Толстым»5 (в «Анне Карениной»), «Толстовский фон», отмеченный в рассказе, исследовательница распространяет на все позднее творчество Бунина: «Думается, Толстой писал о трагической глубине жизни, а

3 Лотман Ю.М. Указ. соч. С. 182.

4Линчевская С.Н. Толстовские истоки творчества И.А.Бунина // XXIV международные толстовские чтения. Тула, 1998. С. 57.

5 Сливицкая О.В. Сюжетное и описательное в новеллистике И.А.Бунина // Русская литература. 1999. Ks 1. С. 95.

Бунин о ее поверхностном слое, но в котором, в сущности, происходит то же самое»6. Творчество Бунина, таким образом, есть некое расширение толстовского взгляда. О.В.Сливицкая пишет о «художественной антропологии» Бунина7, путь к которой был во многом проложен Толстым8. Толстой не разрушает традиционную антропоцентрическую модель мира, но такая тенденция у него есть. Эту тенденцию реализует Бунин: «Подробности жизни занимают в его повествовании непропорционально большое место, и их направленность на человеческие судьбы не всегда обязательна»9. О том же писал Ф.А.Степун: «Всякий метафизический антропологизм, составляющий силу Достоевского, глубоко чужд Бунину». Отличие же Бунина от столь же не-антропоцентического Толстого заключается в том, что человек в его творчестве равен всем остальным явлениям. «И оттого, что в бунинской природе растворен человек, она так утонченно человечна»10.

Можно сказать, что при «переписывании» Толстого Бунин вносит именно эти «антропологические» изменения. Человек перестает быть центром мира, он полностью детерминирован непобедимыми силами рока. Вырваться из их власти смог лишь (или не смог - расширение финала оставляет возможность для амбивалентного его толкования) герой "Освобождения Толстого".

6 Там же. С. 96.

1 Сливицкая О.В. Человек Бунина как космос и личность // Slavic Almanach. 1997. Vol. 4. № 5-6. P. 74.

8 Там же. P. 69.

9 Сливицкая О.В. О природе бунинской «внешней изобразительности» // Русская литература. 1994. № 1.С. 72-73.

10 Степун Ф. Иван Бунин // Степун Ф. Встречи. М., 1998. С. 100.

«Переписывание» может быть осмыслено как усиление «ориентации» на Толстого. Неслучайно многие произведения позднего Бунина исследователи сравнивают с теми или иными текстами Толстого. Помимо «Темных аллей», сравнения часто распространяются и на «Жизнь Арсеньева». Это произведение соотносят с толстовской автобиографической трилогией - «Детство», «Отрочество», «Юность»11. Интересно, что такая же ассоциация возникала и у современников. Г.Н.Кузнецова записывает 4 февраля 1928 года, как бы соединяя тексты Бунина и Толстого в один дискурс: «Весь день И.А. писал, как и все эти дни, а я лежала у себя и читала «Детство и отрочество». В разгаре чтения он вошел и дал мне прочесть только что написанную главу. То и другое у меня как-то сплелось, но вместе с тем я необыкновенно остро почувствовала разность Толстого и И.А. У последнего все картинней, «безумней», как выразился о себе он сам»12.

Сравнения касаются не только конкретных текстов, но писательской манеры и художественного мировоззрения Бунина. Говоря об особенностях бунинского мира, многие исследователи исходят (или хотя бы просто упоминают) из особенностей мира Толстого. Как бы «выводя» Бунина из Толстого. Сам Бунин в последние десятилетия часто цитирует Толстого в обыденной жизни, даже не замечая этого. По-видимому, воспринимая жизнь Толстого как архетип писательской биографии. Например, из «Грасского

11 См., напр.: Волков А. Указ. соч. С. 430-435; Положенцев В.И. ЛН.Толстой и И.А.Бунин // Толстовский сборник. Тула, 1978. С. 89-95.

12 Кузнецова Г.Н. Указ. соч. С. 57-58.

дневника» Кузнецовой (19 октября 1931 года): «И.А. говорит, что у него бывает теперь временами огромное физическое и душевное отчаяние. /./ Ему надо было бы поехать в Париж, переменить место, но он говорит, что не может себе представить ночи в отеле. Одному страшно»13. Цитата из «Записок сумасшедшего».

С годами усиливается и религиозное «притяжение» к Толстому. Правда, Бунина по-прежнему интересует не столько религиозная сторона его учения, сколько религиозность, заложенная в (прежде всего художественных) произведениях. Например, 20 июля 1938 года он писал М.В.Карамзиной, в переписке с которой обсуждал "Освобождение Толстого": «Что общего у меня с Толстым? Он очень, очень близок мне не только как художник и великий поэт, но и как религиозная душа. Перечитайте кое-что, что я выписал из его дневников, - например, как он шел на закате из Овсянникова, - «лес, рожь, радостно», - как ехал вечерней зарей через лес Тургенева: «и соловьи, и жуки, и кукушка.». Более прекрасных, несравненных слов о бессмертии ни у кого нет в мировой литературе»14. И о том же - в дневнике (6 марта 1941 года): «Опять думал, посидев минут пять в саду и слушая какую [видимо, «какую-то». -примечание М.Э.Грин] весен/юю/ птичку, что иного представления о Боге, кроме Толстовского (его посл/едних/ лет), не выдумаешь. Божественность жизни этой птички, ее песенки, ума, чувств»15.

13 Там же. С. 224.

14 ЛН. Т. 84. Кн. 1.С. 670.

15 Из дневников И.А.Бунина//Новый журнал. № 113. С. 138.

С другой стороны, «переписывание» толстовских текстов может быть осмыслено и как новый этап обращения к Толстому: не найдя в текстах великого писателя (бесконечные цитаты в "Освобождении Толстого") ясного ответа на неизмеримо важный для него вопрос, Бунин решил искать ответ в необходимом, с его точки зрения, «изменении» Толстого. Главную тему «Темных аллей», в числе прочего, можно сформулировать и так: преодоление смерти через катарсис любви. У Толстого же плотская любовь не может быть божественной. В этом случае, немногочисленные свидетельства о том, что в

\ последние годы жизни Бунин что-то не принимал в Толстом, будут

I представлять особенный интерес.

| Скорее, однако, стоит говорить о том, что в конце жизни Бунин в чем-то

i возвращается к тому непосредственному восприятию Толстого, которое было у

него в детстве и о котором идет речь в финале "Освобождения Толстого", j Очень интересен его разговор с И.В.Одоевцевой. Эта беседа как бы суммирует

j заветные мысли Бунина последних лет жизни. Он повторяет ей то же, о чем

! много писал в «Жизни Арсеньева»: о невозможности отделить людей, с

1 которыми общался, от литературных героев, о которых читал. Особенно,

j говорит Бунин, жили перед глазами героини романов.

I « - Да, все эти женщины и девушки из романов, в которых я поочередно

был фантастически влюблен, играли большую роль в моем тогдашнем диком одиночестве. Я жалел, что мне никогда не придется встретиться с ними. Как я жалел, да еще и сейчас жалею, что никогда не встречался с Анночкой.

• С Анночкой? - удивленно переспрашиваю я. - С какой Анночкой?

• С Анной Карениной, конечно. Для меня не существует более пленительного женского образа. Я никогда не мог и теперь еще не могу без волнения вспоминать о ней, И о моей влюбленности в нее.

• А Наташа Ростова? Для меня Наташа.

Но он не дает мне договорить.

• Ну уж нет, простите. Никакого сравнения между ними быть не может. В начале Наташа, конечно, прелестна и обаятельна. Но ведь вся эта прелесть, все это обаяние превращаются в родильную машину. В конце Наташа просто отвратительна»16.

Все чаще к концу жизни посещает Бунина сомнение в своих силах. Он говорит Одоевцевой, что любой крупный писатель сомневается в собственном таланте. «Даже Толстой, и тот.», - добавляет он. И продолжает о себе: «Вижу, что я почти ничего не сделал. Мог, должен был сделать гораздо больше. А теперь поздно. Теперь я бессилен. И как это грустно.

Он задумывается, глядя в огонь.

• Почему не сделал? Не знаю. Не могу объяснить. Но иногда мне кажется, что многое, что я писал, совсем не то. И не так»17.

16 Одоевцева И. Указ. соч. С. 281.

17 Там же. С. 294.

Решение «переписать» Толстого «под Бунина» не дало желаемых результатов. Желание «переписать» распространяется теперь уже и на собственное творчество.

Тут же Бунин продолжает: иногда хочется пойти дальше, написать новые «Темные аллеи» - « /./ ведь этой темы на десять томов хватит. Я в «Аллеях» ее не исчерпал, а только слегка коснулся, тронул ее. Надо пойти гораздо дальше по «Темным аллеям» в самую глубину их. Без страха и ложного стыда и фарисейства»18.

Как, наверное, Бунин мог бы сказать, что в "Освобождении Толстого" не исчерпал тему великого писателя, а лишь затронул ее - так, что можно продолжать. Пути творчества остаются открытыми.

Естественно, что в настоящей работе затронуто далеко не все связанное с темой «И.А.Бунин и Л.Н.Толстой». Работа завершается анализом "Освобождения Толстого", хотя тема могла бы быть продолжена. Обрыв изложения на «Освобождении Толстого», тем не менее, кажется правомерным, ибо «крупная форма» о Толстом как бы подводит итог многолетней теме Толстого в творчестве (включая выступления и разговоры) Бунина.

В любом случае, невозможно говорить о какой бы то ни было «полноте» или «завершенности» темы. Во-первых, со временем обязательно обнаружатся новые свидетельства о перекличке двух писателей. Во-вторых, за пределами

этой работы остались чрезвычайно важные проблемы, каждая из которых могла

\ бы стать предметом специального исследования или отдельной главы. Так,

| исключительный интерес представляет отношение Бунина и Толстого к

|| Православию и Русской православной церкви. Не меньшую важность имеет

jj проблема восприятия этими двумя писателями российского государства и его

истории, особенностей национального характера. Обе эти проблемы были лишь Р затронуты в диссертации. Отдельного исследования требует вопрос о

\ творческих методах Бунина и Толстого - их точках соприкосновения и явном

| расхождении. И так далее.

| Поэтому, думается, работа над темой <<И.А.Бунин и Л.Н.Толстой» должна

быть, безусловно, продолжена.

18 Там же.

 

Список научной литературыПономарев, Евгений Рудольфович, диссертация по теме "Русская литература"

1.Андросова Т.О. Тема смерти у Бунина и Толстого // Лев Толстой и русская литература. Горький: ГГУ, 1976. С. 88-89.

2. Бабореко А.К. Бунин о Толстом // Яснополянский сборник. Год 1960. Тула: Кн. изд., 1960. С. 129-134.

3. Линков В.Я. Мир и человек в творчестве Л.Толстого и И.Бунина. М.: МГУ, 1989. 174 с.

4. Линчевская С.Н. Толстовские истоки творчества И.АБунина // XXIV международные толстовские чтения. Тула: ТГПУ им. Л.Н.Толстого, 1998. С. 56-59.

5. Мелкова А.С. Толстой и Бунин (По материалам архива Л.Н.Толстого) // Бунинский сборник. Орел: Курский ГПИ и Орловский ГПИ, 1974. С. 262273.

6. Михайлов О.Н. Бунин и Толстой // Лев Николаевич Толстой. Сб. 2. М.: МГУ, 1959. С. 203-216.

7. Положенцев В.И. Л.Н.Толстой и И.А.Бунин // Толстовский сборник. Тула: ТГПИ, 1978. С. 89-95.

8. Спивак Р.С. «И.А.Бунин и Л.Н.Толстой (Наблюдения над соотношением художественных стилей)». Автореферат кандидатской диссертации. М.: МГУ, 1967. 12 с.

9. Спивак Р.С. "Живая жизнь" ИБунина и Л.Толстого (Некоторые стороны эстетики Бунина в свете традиций Л.Толстого) // Ученые записки Пермского гос. университета. 1966. № 155. С. 87-128.

10. Спивак Р.С. Принципы художественной конкретизации в творчестве Л.Толстого и ИБунина: деталь // Ученые записки Пермского гос. университета. 1968. № 193. С. 247-277.

11. Спивак Р.С. Русская деревня в изображении И.А.Бунина и Л.Толстого // Вестник МГУ. 1969. № 3. С. 41-48.

12. Спивак Р.С. Язык прозы И.А.Бунина и традиции Л.Н.Толстого // Филологические науки. 1968. № 3. С. 23-33.1.. Литература о Толстом

13. Алданов М. Загадка Толстого. Берлин: И.П.Ладыжников, 1923. 128 с.

14. Антюхин Г.В. Друзья Л.Н.Толстого. Г.А.Русанов и В.Г.Чертков. Воронеж: ВГУ, 1983.224 с.

15. Апостолов Н.Н. Лев Толстой и его спутники. М.: Комиссия по ознаменованию столетия со дня рождения Л.Н.Толстого, 1928. 259 с.

16. Белый А. Трагедия творчества: Достоевский и Толстой. М: Мусагет, 1911. 46 с.

17. Бирюков П.И. Биография Льва Николаевича Толстого: В 4 т. Изд. 3, испр. и доп. М.; Пг.: ГИЗ, 1922-1923.

18. Бицилли П.М. Проблема жизни и смерти в творчестве Толстого // Современные записки. 1928. № 36. С. 274-304.

19. Бородкин М. Граф Л.Н.Толстой как учитель жизни. СЙб.: И.Л.Тузов, 1897. 120, VII с.

20. Буренин В.П. Драма гр. Л.Н.Толстого // Буренин В.П. Критические этюды. СПб.: Типография А.С.Суворина, 1888. С. 169-211.

21. Буренин В.П. Журнальный поход против гр. Л.Н.Толстого // Буренин В.П. Критические этюды. СПб.: Типография А.С.Суворина, 1888. С. 212-268.

22. Венгеров С.А. Толстой // Энциклопедический словарь (издатели Ф.А.Брокгауз и И.А.Ефрон). T.XXXIII. СПб.: Акц. общ. «Издательское дело», Брокгауз-Евфрон, 1901. С. 448-457.

23. Вересаев В.В. "Да здравствует весь мир!" (О Льве Толстом) // Вересаев В. Живая жизнь. М.: ИПЛ, 1991. С. 59-189.

24. Вогюэ М. По поводу "Крейцеровой сонаты" // Русское обозрение. 1890. №12. С. 511-527.

25. Волынский А.Л. Нравственная философия гр. Льва Толстого // Вопросы философии и психологии. 1890. № 1(5). С. 26-45.

26. Галаган Г.Я. Л.Н.Толстой // История русской литературы: В 4 т. Т. 3. Л.: Наука, Ленигр. отд-ние, 1982. С. 797-851.

27. Галаган Г.Я. Путь Толстого к «Исповеди» // Л.Н.Толстой и русская литературно-общественная мысль. Л.: Наука, Ленигр. отд-ние, 1979. С. 192217.

28. Грот Н.Я. Нравственные идеалы нашего времени (Фридрих Ницше и Лев Толстой) // Вопросы философии и психологии. 1893. № 1 (16). С. 129-154.

29. Гусев А. О браке и безбрачии. Против "Крейцеровой сонаты" и "Послесловия" к ней. Казань: Имп. ун-т, 1891. 104 с.

30. Гусев Н. Летопись жизни и творчества Льва Николаевича Толстого. 18911910. М.: Гослитиздат, 1960. 918 с.

31. Жданов В. Любовь в жизни Льва Толстого. М.: Планета, 1993. 304 с.iFt

32. Иванов Г.В. Тема «бескровного преуспеяния» в творчестве Толстого и Щедрина 80-х годов // Л.Н.Толстой и русская литературно-общественная мысль. Л.: Наука, Ленигр. отд-ние, 1979. С. ,

33. Архиепископ Иоанн (Шаховской). К истории русской интеллигенции (Революция Толстого). Нью-Йорк, 1975. 287 с.

34. Карлова Т.С. Л.Н.Толстой и толстовство в «Моих университетах» Горького // Л.Н.Толстой: Статьи и материалы. VII. Горький, ГГУ, 1970. С. 97-112.

35. Квитко Д.Ю. Философия Толстого. М.: Коммун, акад., 1928. 302 с.

36. Кем был Л.Н.Толстой? (По лучшим отзывам русской печати). Сб. 1-й. М.: Типография «Печатное дело», 1912. 95 с.

37. Коз лов А.А. Письма о книге гр. Л.Н. Толстого "О жизни" // Вопросы философии и психологии. 1890. №1 (5). С. 1-34; 1891. № 2 (6). С. 68-96; №3(7). С. 69-102.

38. Козлов А.А. Религия графа Л.Н.Толстого, его учение о жизни и любви. Изд. 2. СПб.: И.А.Фролов, 1895.224 с.

39. Короленко В.Г. Лев Николаевич Толстой. Статья первая // Короленко В.Г. Собр. соч.: В 5 т. Т.З. Л.: Худож. лит., Ленигр. отд-ние, 1990. С. 559-580.

40. Короленко В.Г. Л.Н.Толстой Статья вторая // Короленко В.Г. Собр. соч.: В 5 т. Т.З. Л.: Худож. лит., Ленигр. отд-ние, 1990. С. 580-585.

41. Котсовский Д. Достоевский, Толстой и революция. Нью-Йорк: Всеславянское издательство, 1955. 78 с.

42. Ксюнин А. Уход Толстого. Берлин: Парабола, 1935. 128 с.

43. Лавров П.Л. Старые вопросы (Учение графа Л.Н. Толстого) // Лавров П.Л. Социальная революция и задачи нравственности. Старые вопросы. Пг.: «Колос», 1921. С. 95-148.

44. Лакшин В.Я. Толстой и Чехов. Изд. 2. М.: Сов. писатель, 1975. 456 с.

45. Ленин В.И. Лев Толстой как зеркало русской революции // Ленин В.И. Поли, собр. соч. Т. 17. М.: ГИПЛ, 1961. С. 206-213.

46. Листовский И.С. Заметки на "Крейцерову сонату" графа Л.Н.Толстова. М.: Университетская типография, 1891. 66 с.

47. Лосский И.О. Л.Н.Толстой как художник и мыслитель // Современные записки. 1928. № 37. С. 234-241.

48. Луначарский А.В. О Толстом. М.; Л.: ГИЗ, 1928. 141 с.

49. Маклаков В.А. Толстой как мировое явление // Современные записки. 1929. №38. С. 224-245.

50. Мережковский Д.С. Л.Толстой и Достоевский. Вечные спутники. М.: Республика, 1995. 619 с.

51. Михайловский Н.К. Сочинения. Т.6. СПб.: Русское богатство, 1897. 1046 ст.

52. Оболенский Л.Е. Л.Н.Толстой, его философские и нравственные идеи. Изд. 2. СПб.: Кн. магазин А.Ф.Цинзерлинга, 1887. 319 с.

53. Плеханов Г.В. «Отсюда и досюда»; Смешение представлений (Учение Л.Н.Толстого); Карл Маркс и Лев Толстой; Еще о Толстом; Толстой и природа // Плеханов Г.В. Сочинения. Т. XXIV. М.;Л.: ГИЗ, 1927. С. 185-253.

54. Преображенский Ф. Христианский брак. Несколько слов о сущности и условиях христианского брака по поводу воззрений графа Л.Н.Толстого вего сочинениях "Крейцерова соната" и "Послесловие" к ней. М.: И.Д.Сытин, 1891.54 с.

55. Против графа Льва Толстого. Восемь бесед высокопреосвященного Никанора, архиепископа Херсонского и Одесского. Одесса: Е.И.Фесенко, 1891.231 с.

56. Протопопов М.А. Психологический вопрос (По поводу последней повести Льва Толстого "Крейцерова соната") // Русская мысль. 1891. №8. С. 123-144.

57. Пругавин А.С. О Льве Толстом и толстовцах. Очерки, воспоминания, материалы. М.: изд. автора, 1911. 323 с.

58. Разумовский А. "Крейцерова соната" графа Л.Н.Толстого и ее выводы. М.: Т-во «И.Н.Кушнерев и К», 1892. 64 с.

59. Скабичевский А.М. Толстой как художник и мыслитель: Критические заметки. СПб.: В.С.Балашев, 1887. 235 с.

60. Слонимский Л.З. Новые теории графа Л.Н.Толстого // Вестник Европы, 1886. №8. С. 808-836.

61. Z (Слонимский Л.З.) Философия графа Л.Н.Толстого // Вестник Европы. 1886. №4. С. 581-605.

62. Соловьев А.Е. Отрицает ли Лев Толстой семью и брак (По поводу "Крейцеровой сонаты")? Пенза: Типография губернского правления. 1893.г16 с.

63. Страхов Н.Н. Толки об JI.Н.Толстом (Психологический этюд) // Вопросы философии и психологии. 1891. № 5 (9). С. 98-132.

64. Страхов Н.Н. Ответ на письмо неизвестного // Вопросы философии и психологии. 1892. № 11. С. 94-100.

65. Струве П. Статьи о Льве Толстом. София: Российско-болгарское книгоиздательство, 1921. 66 с.

66. Тенеромо И. Живые слова Л.Н.Толстого (за последние 25 лет его жизни). ML: К.И.Тихомиров, 1912. 508 III. с.

67. Цертелев Д.Н, Учение графа Л.Н.Толстого о жизни // Русское обозрение. 1890. №7. С. 268-296.

68. Шелгунов Н.В. Очерки русской жизни // Шелгунов Н.В. Сочинения: В 3 т. Изд. 3. Т. 3. СПб.: О.Н.Попова, 1908. 1098 ст.

69. Шердаков В.Н. Л.Н.Толстой и И.А.Ильин // Л.Н.Толстой и традиции ненасилия в двадцатом веке (материалы симпозиума). М.: Аслан, 1996. С.7-9.

70. Эйхенбаум Б.М. Лев Толстой. Семидесятые годы. Л.: Худож. лит., Ленигр. отд-ние, 1974. 359 с.

71. Юзефович. Б. Несколько слов по поводу письма гр, Л.Н.Толстого о способах борьбы с голодом. Киев: Т-во «И.Н.Кушнерев и К» в Москве, Киевское отд-ние, 1891. 29 с.V. Литература о Бунине

72. Адамович Г.В. Одиночество и свобода. СПб.: Logos, 1993. 224 с.

73. Алданов М. Иван Бунин. «Освобождение Толстого» // Современные записки. 1937. № 64. С. 464-467.

74. Афанасьев В.Н. И.А.Бунин: Очерк творчества. М.: Просвещение, 1966. 384 с.

75. Бабореко А.К. И.А.Бунин: Материалы для биографии с 1870 по 1917. 2 изд. М.: Худож. лит., 1983. 351 с.

76. Бабореко А.К. Типы и прототипы (Неизвестные материалы о И.А.Бунине) // Вопросы литературы. 1960. № 6. С. 254-255.

77. Бердникова О.А. Личность творца в книге И.А.Бунина «Освобождение Толстого» // Царственная свобода. О творчестве Бунина. Воронеж: Квадрат, 1995. С. 77-95

78. Бонами Т.М. Художественная проза Бунина. 1887-1904. Владимир.: Кн. изд., 1962. 108 с.

79. Волков А. Проза Ивана Бунина. М.: Московский рабочий, 1969. 448 с,

80. Гейдеко В.А. Толстовство в творчестве Бунина // Бунинский сборник. Орел: Курский ГГШ и Орловский ГПИ, 1974. С.240-250.

81. Гейдеко В.А. А.Чехов и Ив.Бунин. Изд. 2. М.: Сов. писатель, 1987. 365 с.

82. Дерман А. Победа художника//Русская мысль. 1916. № 5. С. 23-27.

83. Долгополов Л.К. Судьба Бунина // Долгополов Л.К. На рубеже веков. Л.: Сов. писатель, Ленигр. отд-ние, 1985. С. 261-318.

84. Жолковский А.К. «Легкое дыхание» Бунина Выготского семьдесят лет спустя // Жолковский А.К. Блуждающие сны и другие работы. М.: Наука, 1994. С. 103-120.

85. Зайцев К.И. И.А.Бунин: Жизнь и творчество. Париж: Парабола, 1934. 267 с.

86. Иван Бунин Сб. материалов.: В 2 кн. М.: Наука, 1973.

87. Иваск Ю. Бунин // Новый журнал. № 99. С. 106-122.

88. Ильин И.А. О тьме и просветлении: Книга художественной критики. Бунин, Ремизов, Шмелев. М.: Скифы, 1991. 209 2. с.

89. Кранихфельд.Вл. Ив.Бунин. Иоанн Рыдалец. // Современный мир. 1913. №11. С. 169.

90. Крутикова Л.В. «Деревня» И.Бунина // Ученые записки ЛГУ. Серия филологических наук. 1960. Вып. 58. № 295. С. 169-188.

91. Крутикова Л.В. Иван Бунин // История русской литературы: В 4 т. Т. 4. Л.: Наука, Ленигр. отд-ние, 1983. С. 635-666.

92. Крутикова Л.В. Крестьянские рассказы И.А.Бунина 1911-1913 годов // Ученые записки ЛГУ. 1968. № 339. Вып. 72. С. 171-198.

93. Кучеровский Н. Бунин и его проза (1887-1917). Тула: Приок. кн. изд., 1980.319 с.

94. Кучеровский Н. «Мундир» толстовства (Молодой И.А.Бунин и толстовство) // Из истории русской литературы XIX века. Калуга, 1966. С. 110-131.

95. Кучеровский Н.М. Рассказы о человеческой «Чаше жизни» // Русская литература XX века (дооктябрьский период). Вып.5. Тула: Кн. изд., 1974. С. 82-84

96. Лавров В.В. Маргиналии И.А.Бунина на книге о Толстом // Книга. Исследования и материалы. Сб. XLV. М.: Всесоюзн. кн. палата, 1982. С. 174182.

97. Лакшин В.Я. Пять великих имен. М.: Современник, 1988. 460 с.

98. Лотман Ю.М. Два устных рассказа Бунина (К проблеме «Бунин и Достоевский) II Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. Т. 3. Таллинн: Александра, 1993. С. 172-184.

99. Мальцев Ю.В. Иван Бунин. 1870-1953. М.: Посев, 1994.

100. Михайлов О.Н. Бунин. Жизнь и творчество. Тула: Приок. кн. изд., 1987. 317 2. с.

101. Михайлов О.Н. Бунин // Литература русского зарубежья. 1920-1940. М.: Наследие, Наука, 1993. С. 81-143.

102. Михайлов О.Н. Строгий талант. Иван Бунин. Жизнь. Судьба. Творчество. М.: Современник, 1976.

103. Нинов А. М.Горький и Ив.Бунин: История отношений. Проблемы творчества. Изд. 2. Л.: Сов. писатель, Ленигр. отд-ние, 1984. 559 с.

104. Пономарев Е.Р. Отзывы современников о книге И.А.Бунина «Освобождение Толстого» // Русская литература. 1995. № 4. С.168-172.

105. Пономарев Е.Р. О творческой истории книги Бунина «Освобождение Толстого» // Русская литература. 1998. № 1. С. 109-119.

106. Пономарев Е.Р. Тематика и композиция «Освобождения Толстого» И.А.Бунина // От Ивана Грозного до Бориса Пастернака: Статьи о русской литературе. Вып. 2. СПб.: СПбГУ, 1998. С. 172-184.

107. Романович А. Проблема жизни и смерти в «Освобождении Толстого» Бунина // Русская литература. 1996. № 4. С. 93-100.

108. Сливицкая О.В. Бунин и Восток (к постановке вопроса) // Известия Воронежского ГПИ. Т. 114. Воронеж, 1971. С. 87-96.

109. Сливицкая О.В. Космос и душа человека (О психологизме позднего Бунина) // Царственная свобода: О творчестве Бунина. Воронеж: Квадрат, 1995. С. 5-34.

110. Сливицкая О.В. О природе бунинской «внешней изобразительности» // Русская литература. 1994. № 1. С. 72-80.

111. Сливицкая О.В. Сюжетное и описательное в новеллистике Н.А.Бунина // Русская литература. 1999. № 1.С. 89-110.

112. Сливицкая О.В. Человек Бунина как космос и личность // Slavic Almanach. 1997. Vol. 4. № 5-6. P. 69-80.

113. Степун Ф. Встречи. М.: Аграф, 1998. 253 с.

114. Туниманов В.А. Бунин и Достоевский (по поводу рассказа И.А.Бунина «Петлистые уши») // Русская литература. 1992. № 3. С. 55-73.

115. Ходасевич В.Ф. Книги и люди. «Божье древо» // Возрождение. 1931. №2158. 30 апреля.

116. Ширмаков П.П. Рукописи и переписка И.А.Бунина // Бюллетени рукописного отдела Пушкинского дома. № 8. Л., Изд. АН СССР. 1959. С. 115-134.

117. Conolly J. Ivan Bunin. Boston, 1982. 283 с.

118. Kryzytski S. The Works of Ivan Bunin. The Hague; Paris: Mouton, 1971. 283 c.

119. Richards D.J. Bunin's Conception of the Meaning of Life // The Slavonic and East European Review. 1972. April. No.l 19. P. 153-172.

120. Woodward J. Ivan Bunin: A Study of His Fiction. Chapel Hill: Univ. of North Carolina Press, 1980. XII, 275 c.VI. Воспоминания о Толстом

121. Авилова Л.А. Рассказы. Воспоминания. М.: Сов. Россия, 1984. 336 с.

122. Апостолов Н.Н. Живой Толстой. Жизнь Льва Николаевича Толстого в воспоминаниях и переписке. СПб.: Лениздат, 1995. 688 с.

123. Булгаков В.Ф. Л.Н.Толстой в последний год его жизни: Дневник секретаря Л.Н.Толстого. М.: Правда, 1989. 448 с.

124. Гольденвейзер А.Б. Вблизи Толстого (Записки за пятнадцать лет): В 2 т. М.: Голос Толстого, 1922-1923.

125. Горький М. Лев Толстой // Горький М. Поли. собр. соч. Худож. пр.: В 25 т. Т. 16. М.: Наука, 1973. С. 260-312.

126. Маклаков В.А. Из воспоминаний. Нью-Йорк: Изд. им. Чехова, 1954. 485 с.

127. Маковицкий Д.П. Яснополянские заметки // ЛН. Т. 90: В 4 кн. М.: Наука, 1979.

128. Репин И.Е. Далекое близкое. Изд. 5-е. М.: Акад. художеств СССР, 1960. 510 с.

129. Русанов Г.А. Поездка в Ясную Поляну // Толстовский ежегодник. 1912. М.: Об-во толстовского музея в С.-Петербурге и Толстовское об-во в Москве, 1912. С. 51-87.

130. Семенов С.Т. Воспоминания о Льве Николаевиче Толстом. СПб.: Общественная польза, 1912. 153 с.

131. Толстая С.А. Дневники: В 4 ч. М.: М. и С. Сабашниковы, 1928-1936.

132. Л.Н.Толстой в воспоминаниях современников: В 2 т. М.: ГЙХЛ, 1955.

133. Толстой С.Л. Очерки былого. М.: ГИХЛ, 1956. 400 с.VII. Воспоминания о Бунине

134. Бахрах А. Бунин в халате: По памяти, по записям. Мюнхен.: Т-во зарубежных писателей, 1979. 176 с.

135. Бахрах А. Разговоры с Буниным // Новый журнал. № 130. С. 159-188. № 131. С. 117-141. № 133. С. 144-176.

136. Берберова Н.Н. Курсив мой: В 2 т. New York: Russica Publishers, 1983.

137. Вишняк M.B. «Современные записки»: Воспоминания редактора. Блумингтон.: Indiana Univ. Publications, 1957. 335 с.

138. Кузнецова Г.Н. Грасский дневник. М.: Московский рабочий, 1995. 412 с.

139. Муромцева-Бунина В.Н. Жизнь Бунина. Беседы с памятью М.: Сов. писатель, 1989. 507 2. с.

140. Одоевцева И. На берегах Сены. М.: Худож. лит., 1989. 332 1. с.

141. Седых Андрей. Далекие, близкие. М.: Московский рабочий, 1995. 320 с.VIII. Разное

142. Баранов С. Толстовцы. М.: Дело, 1912. 96 с.

143. Блок А.А. Поли. собр. соч.: В 20 т. Т. 1,3. М.: Наука, 1997.

144. Берберова Н.Н. Бородин. Берлин: Петрополис, 1938. 99 с.

145. Берберова Н.Н. Чайковский: История одинокой жизни, Берлин: Петрополис, 1936. 300 с.

146. Бердяев Н.А. Кошмар злого добра // Путь. № 4, С. 462-471.j! 197. Боборыкин П.Д. Воспоминания: В 2 т. Т. 1. М.: Худож. лит., 1965. 567 с.

147. Бурлюк Давид. Толстой. Горький. Поэмы. Нью-Йорк.: М.Н.Бурлюк,г.1928-9. 32 с.

148. Буткевич Т.И. Обзор русских сект и их толков. Изд. 2. Пг,: И.Л.Тузов,S 1915.566 с.i)1 }

149. Волкенштейн А. Письма к Л.Н.Толстому//ОРГМТ. Ф.1. 141/82.

150. Воспоминания Льва Тихомирова. М.;Л.: Гос. изд., 1927. 516 с.

151. Зайцев Б.К. Жизнь Тургенева. Париж: YMCA-PRESS, 1932. 211 с.

152. Иванов-Разумник Р.В. История русской общественной мысли. Т.П. СПб.: 1907.

153. Ильин И.А. О сопротивлении злу силою // Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. С.5-132.

154. Ильин Н.Д. Дневник толстовца. СПб.: М. Янц, 1892. 289 с.

155. Иоанн (Шаховской). Избранное. Петрозаводск: Святой остров, 1992. 574 1. с.

156. Калиничева З.В. К вопросу о возниконовении толстовства // Научный атеизм, этика, эстетика: Научные доклады. XXVII Герценовские чтения. Л.: 1974.

157. Каронин С. (Петропавловский Н.Е.) Сочинения: В 2 т. Т. 2. М.: Гослитиздат, Ленигр. отд-ние„ 1958. 607 с.

158. Кизеветтер А.А. На рубеже двух столетий (Воспоминания. 1881 1914). Прага: Орбис, 1929. 531 с.

159. Клопский ИМ. Письма к Л.Н.Толстому//ОРГМТ.Ф.1. 155/110.

160. Короленко В.Г. История моего современника // Короленко В.Г. Собр. соч.: В 5 т. Т.4-5. Л.: Худож. лит., Ленингр. отд-ние, 1990-1991.

161. Кривенко С.Н. На распутьи (Культурные скиты и культурные одиночки). Изд. 2. М.: В.Рихтер, 1901. 339 с.

162. Кропоткин П. Идеалы и действительность в русской литературе. СПб.: Знание, 1907. 367 с.

163. Лесков Н.С.Письма // Лесков Н.С. Собр. соч.: В 11 т. Т. 11. М: ГИХЛ, 1958. 862 с.

164. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М.: ИПЛ, 1991. 368 с.

165. Мертваго А.П. Не по торному пути. Из воспоминаний (1878-1888). СПб.: бр. Пантелеевы, 1895. 227 с.

166. Письма Алданова И.А. и В.Н.Буниным // Новый журнал. № 80. С. 258287. № 81. С.110-147.

167. Письма А.И.Эртеля. М.: И.Д.Сытин, 1909. 409 с.

168. Пыпин А.Н. История русской литературы. T.IV. СПб.: 1899.

169. Скафтымов А.П. О повестях Чехова «Палата №6» и «Моя жизнь» // Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. М.: Худож. лит., 1972. С. 381-403.

170. Собенников А.С. Архетип праведника в повести А.П.Чехова «Моя жизнь» // Русская литература XIX века и христианство. М.: МГУ, 1997. С. 239-246.

171. Соловьев Вл.С. Смысл любви // Соловьев Вл.С. Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1990. С. 493-547.

172. Соловьев Е.А. В раздумьи. Очерки и рассказы из жизни русской интеллигенции. СПб.: В.И.Штейн, 1892. 155 с.

173. Толстовство как секта // Миссионерское обозрение. 1897. № 9-10. С. 807843.

174. Файнерман И.Б. Письма к Толстому // ОР ГМТ. Ф.1. 194/8. 194/9. 194/10. 194/11. 194/12. 194/13.

175. Ходасевич В.Ф. Державин. Париж: Совр. записки, 1931. 314 с.

176. Чехов А.П. Полн. собр. соч.: В 30 т. Сочинения: В 18 т. Т.5, 9. Письма: В 12 т. Т. 4, 5. М.: Наука, 1976-1985.

177. Чуковский К. Дневник 1930 1969. М.: Соврем, писатель, 1994. 558 2. с.

178. Щеглов И.Л. Около истины. Повесть в трех письмах // Русский вестник. 1892. №2. С. 80-141.

179. Эйхенбаум Б.М. Черты летописного стиля в литературе XIX в. // ТОДРЛ. Т.14. М.;Л.: Наука, 1958. С. 545-550.