автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.01
диссертация на тему:
Идеи конституционализма в политической мысли России и Испании первой четверти XIX в.

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Сидоренко, Светлана Вадимовна
  • Ученая cтепень: кандидата политических наук
  • Место защиты диссертации: Саратов
  • Код cпециальности ВАК: 23.00.01
450 руб.
Диссертация по политологии на тему 'Идеи конституционализма в политической мысли России и Испании первой четверти XIX в.'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата политических наук Сидоренко, Светлана Вадимовна

Введение.

Глава 1. Формирование конституционализма как политико-правового феномена.

Глава 2. Социально-политическое развитие России и Испании как общественная основа для распространения идей конституционализма.

Глава 3. Использование идей конституционализма в политических и правовых документах двух стран.

Глава 4. Влияние конституционализма на политическое развитие

России и Испании.

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по политологии, Сидоренко, Светлана Вадимовна

Принципиальной проблемой политического развития современной России является конституционный вопрос. Именно от его решения в самой ответственной степени зависит стратегия развития нашей страны, характер формирующегося общества. Особое значение данного вопроса просматривается в нескольких плоскостях. Во-первых, в отношении общества к конституционализму, как центральному принципу построения и функционирования системы государственного управления. Во-вторых, в содержании действующей конституции РФ, которая обеспечивает некоторый уровень демократичности в жизни общества и граждан, но не гарантирует влияние народа на власть, в том числе баланс политического влияния между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. В-третьих, в характере реализации конституции, в механизме применения её отдельных положений в интересах государства, общества и граждан. По всем этим направлениям общественные оценки неоднозначны. Наиболее распространено мнение, упрощённый вариант которого звучит следующим образом: России необходимо превратиться в конституционное государство западного типа, хотя это непросто, ибо в ней живучи традиции монархизма и авторитаризма.

Практика последнего десятилетия действительно показывает сложное внедрение в российское общество конституции демократического характера, разнообразие отношений к ней со стороны различных социальных групп и политических сил. Реальность такова, что большая часть населения предъявляет к конституции 1993 года завышенные требования, идеализируя вообще демократическое общество. В то же время достаточно широкие слои населения пока не способны избавиться от традиционалистского восприятия государства и политической власти. В результате по прежнему воспроизводится механизм авторитаризма, хотя и в иных формах, а население не имеет возможности воспрепятствовать этому процессу.

Такое сложное состояние современного российского общества нуждается в научном объяснении. Политическая актуальность такого анализа несомненна, он может не только объяснить, но и подсказать политические и правовые действия по разрешению конституционных проблем. Разумеется, в этом анализе очень важно оценить современное общество, его возможности использовать западную практику конституционализма. Но не менее важно правильно понять историческое прошлое России в смысле восприятия, разработки и использования конституционных идей. В исследовании «исторических корней» конституционализма в России возможно подтверждение или развенчание монархо-авторитарной традиции в массовом общественном сознании российского населения.

Актуально также исследование уровня российской политической мысли относительно идей конституционализма, прослеживания её развития во времени и пространстве. С точки зрения эволюции конституционализма в общественно-политической мысли России, большой интерес представляет первая четверть XIX века, в хронологических рамках которой идеи демократии, конституционализма, парламентаризма воплотились в политические проекты, стали основой серьёзной политической борьбы. С точки зрения пространственного анализа, сопоставления российских политических процессов с аналогичными процессами в других странах, представляется логичным и интересным сравнение совпадающих хронологически политических процессов России и Испании. Подобный подход позволяет, на наш взгляд, не только лучше оценить характер развития и использования конституционных идей в России, но и глубже понять вписаность этого процесса в политическое развитие европейской цивилизации, осознать степень участия нашей страны в общественном прогрессе Европы XIX века.

Сравнительно историческая перспектива позволяет грамотнее интерпретировать конституционализм и его возможности в современном политическом развитии России. Российский конституционализм в форме политических идей и теоретико-правовых конструкций имеет солидную историю, однако его практическая реализация на протяжении почти целого века оказывалась малоэффективной. Разнообразие социально-политических причин обусловило такую его судьбу, оказывает влияние и на сегодняшний конституционный процесс. Разумеется, воздействие одних факторов носит исторически длительный, а, возможно и всеобщий характер, воздействие же других обусловлено лишь конкретно-историческими обстоятельствами. Существенно важным является также рассмотрение эволюции самого понимания, толкования конституционализма, которое в разные времена не было одинаковым.

В политическом понимании современный конституционализм - это политическая система, опирающаяся на конституцию, конституционные методы правления; это также политическое учение о конституции как основном инструменте политической власти. В категориальном аппарате отечественной науки советского периода понятие "конституционализм" долгое время подменялось понятиями "конституция», форма правления и даже политическая система1. Очевидно, что такое отождествление зауживало понятие конституционализма. Если конституция - это основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и устанавливающий основы политической, правовой и экономической систем данной страны2, то конституционализм представляет собой не только концептуальные основы Конституций и конституционного права, теоретический инструментарий для объяснения и оценки социально-политических процессов, определенную

1 См.: Конституционное право. М., 1995.С. 20.

2 Конституция // БСЭ. М., 1973 . Т . 13. С . 51-52. идеологическую направленность, но и практический инструментарий для совершенствования общественных отношений, для мирного устранения возникающих конфликтов в обществе, для постоянной адаптации всех элементов политической системы к изменяющимся условиям социальной среды.

В современной отечественной политической науке сформировались две основные тенденции понимания конституционализма. Под конституционализмом в широком смысле ряд авторов понимают систему представлений об общедемократических, общецивилизованных политико

•2 правовых ценностях государственно-организованного общества. В более узком понимании конституционализм трактуется как утверждение необходимости обеспечения законности правления, народовластия, разделения властей, как основополагающих принципов жизнедеятельности правового государства.

Эти мнения отечественных ученых отразили основные тенденции осмысления теоретических основ конституционализма в других странах, в связи с изучением их воздействия на реальную политическую практику. Так, например, западный политолог О. Ранней дает следующее определение: конституционализм - это определенный набор идеалов, вступающих в соревнование с другими идеалами в поисках народной формы поддержки форм конституционного управления страной. Конституционализм, по его мнению, -доктрина, согласно которой власть правительства должна быть ограничена таким образом, чтобы права человека были защищены от посягательств как со стороны должностных, так и частных лиц.4 По мнению Ориу, французского специалиста по государственному праву и конституционализму, особенность конституционного строя состоит в том, что он является противовесом опасностям развития административного строя. Первая система основана на л

Степанов И. М. Грани российского конституционализма //Конституционный строй России. Сборник статей вып. 1. М., 1992. С. 30.

4 Цит. по: Шаран П. Конституционализм. // Сравнительная политология. Ч. 2. М., 1992. С. 209. централизации власти, вторая - на децентрализации и разделении властей.5 Такое понимание конституционализма акцентирует внимание на институциально-политическом оформлении структур государственной власти и несколько недооценивает роль конституционализма в оформлении и функционировании негосударственных институтов, т. е. правовую основу всего многообразия отношений в рамках гражданского общества. А. Е. Дик Ховард, один из ведущих американских специалистов в этой области, подчеркивает, что конституционализм ".основывается на нескольких элементах конституционного развития» и предлагает учитывать следующие основные разделы: согласие народа; ограниченное правительство; открытое общество; неприкосновенность личности; правовые нормы; преемственность; проведение в жизнь конституции; общественный контроль над правительством; разделение властей; федерализм; судебный надзор"6. Думается, такое понимание вполне справедливо, так как позволяет трактовать конституционализм не как нечто раз и навсегда сформировавшееся, а как развивающиися политико-правовои феномен, имеющий свои специфические конкретно-исторические проявления в разных странах и в разные периоды.

Проанализированная нами литература позволяет выделить три основных подхода к определению конституционализма:

Первый, выраженный в ряде юридических исследований, определяет конституционализм как государственное правление, ограниченное Конституцией;

Второй подход видит в конституционализме учение о конституции, как основном законе государства и общества и их взаимоотношениях между собой;

Третий подход, используемый в политологии, рассматривает конституционализм как правовую основу политической системы, функционирующей на конституционных методах правления.

5 См.: Леонович В.В. История либерализма в России 1762-1914 гг. Париж., 1980. С. 10.

6 Дик Ховард А. Е. Конституционализм. // Верховенство право. М.,1992. С. 53.

Юристов, прежде всего, интересует вопрос о конституционности государства. Понимается она двояко. В позитивистском правопонимании конституционность производна от Конституции, и речь идет о таком государстве, где имеется Основной закон, закрепляющий определенное государственное устройство, структуру и компетенцию органов власти, обладающий реальным практическим действием, имеющий высшую юридическую силу и изменяемый путем особой (усложненной по сравнению с обычным законодательным процессом) процедуры.

С точки зрения ученых второго направления, конституционное государство характеризуется не только наличием основного правового закона -Конституции, что может быть лишь отправным моментом для определения наличия (или отсутствия) конституционности как реального политического или правового феномена. Современная конституционная теория предъявляет более высокие требования к конституции, которые определяются тенденциями эволюции демократического конституционализма в 19-20 вв. Важнейшим из п них, по мнению Б. А. Страшуна, является демократизация, социализация, интернационализация конституций и в целом конституционного права.

Ученые, работающие в рамках третьего направления, считают, что конституционализм, являющийся правовой формой организации государственной власти, можно рассматривать, как систему, обладающую свойством устойчивости, которая способна реагировать на различные возмущения, сохраняя пир этом динамику своего поведения и не претерпевая о существенных изменений. При таком подходе эффективность конституционной системы зависит от ряда факторов. Во-первых, от влияния на фундаментально-целостные ориентации в политико-государственной и социально-культурной жизни общества; во-вторых, от степени интегрированное™ национального опыта государственно-правового развития с конституционными достижениями п

См.: Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть. Т. 1. М. 1996. С. 21,25.

8 См.: Варламова Н.В. Политическое и правовое изменение Российского конституционного процесса. // Право и политика современной России. М., 1996. С. 171. других государств; В третьих, от степени комплексной реализации принципов конституционализма. Тем самым понятие конституционализма приобретает не только правовое, но и политологическое звучание и рассматривается как важнейший элемент политической системы, определяющий качественные параметры ее функционирования.

Среди отечественных исследователей преобладает институциональное понимание принципов конституционализма. Например, Н. В. Мамитова считает конституционным государством то, которое обладает следующими признаками: наличие Конституции, как Основного Закона государства, базирующегося на праве; народный суверенитет; разделение властей и институты ответственности власти; гарантии демократических прав и свобод личности и другие.9 И. А. Кравец важнейшими факторами устойчивости власти и общественного развития выделяет следующие признаки конституционализма: верховенство права; ограничение государственной власти или ограниченное правление; институциональный контроль над правителями; разделение властей; легитимность властей.10

Современные исследователи трактуют конституцию как правовой акт высшей юридической силы, своеобразный признак государственности и, в известном смысле, общества в целом; юридический фундамент государственной и общественной жизни; главный источник национальной системы права.11 Это основной закон, "регулирующий на демократической гуманной основе отношения, вытекающие из организации и деятельности государственной власти, закрепляющий консенсус интересов, и разграничение, согласование, Соединение, сплачивающий все население страны в единый

9 Мамитова Н. В. Либеральные концепции конституционного государства в России (концаХ1Х-начало XX веков). Дис. Канд. полит. Наук. М., 1997. С. 38.

10 Кравец И. А. Конституционализм: устойчивость власти и общественного развития. Новосибирск., 1994. С. 9.

11 Михалева Н. А. Государственное право Российской Федерации, Т. 1. М., 1993. С. 47. народ - носитель власти, в единое общество, которому подчиняется само 10 государство".

Проблемы современного конституционализма в России достаточно активно исследуются юристами, политологами, социологами. Что касается исторического прошлого идей конституционализма в нашей стране, в том числе периода первой четверти XIX века, то научная разработанность этого аспекта далека от необходимой полноты и завершённости. Имеющуюся по данной тематике литературу можно сгруппировать следующим образом: во-первых, исторические исследования, в рамках которых уделяется внимание становлению и распространению идей конституционализма в России; во-вторых, труды отечественных авторов, посвящённые истории российской политической мысли, творчеству отдельных мыслителей - сторонников конституционализма.

Общеисторические труды, составляющие первую группу научных работ по данной теме, подвержены сильному влиянию идеологических и политических стереотипов, господствовавших в разные эпохи. На основе этого идеологического признака их можно подразделить на досоветские, советские и постсоветские сочинения. Не перечисляя всего списка публикаций, приведём лишь наиболее солидные труды, распространившие своё концептуальное видение исторического процесса на большинство иных сочинений.

В дореволюционное время существовала огромная и разнообразная литература о 18 и 19 веках российской истории. Особо значимыми были многотомные сочинения великих историков Н. М. Карамзина, С. М. Соловьёва, В. О. Ключевского13. Подробное, порой близкое к летописному изложение истории России в их сочинениях носило чётко выраженный промонархический

Титунова J1. Б. Право. Конституция, правовое государство ( К концепции демократического конституционализма правового государства ). Автореферат дис. д.ю.н. Спб., 1992, С. 20. о

См.: Карамзин Н. М. История государства российского. Поли. Собр. Соч. в 18 т. ТТ. 1-12. М. 1998-2003.; Соловьёв С. М. История России с древнейших времён. Сочинения в 18 книгах. М. 1988-1991; Ключевский В. О. Курс русской истории. Сочинения в 9 томах. М. 1987-1990. характер. В особой степени это касалось всех социально-политических сюжетов и оценок. Описание событий антимонархической направленности скудны, всякие оппозиционные, в том числе демократические идеи и действия осуждаются. Даже испытавший на себе сильнейшее воздействие Великой Французской революции и хорошо знавший европейскую политическую литературу Н. М. Карамзин остался сторонником монархии, и главный свой труд посвятил императору Александру I. О влиянии европейских политических идей, в том числе конституционализма, на российское общество, о развитии демократических воззрений и проектах республиканского, конституционного переустройства общества на собственно российской почве в этих в целом замечательных работах сказано крайне скупо и критически. Похожая позиция содержится и в трудах менее масштабных учёных-историков Д, И. Иловайского, А. А. Корнилова, С. Ф. Платонова и других14. Вместе с тем все работы дореволюционных историков содержат богатый материал о социальном развитии общества, позволяют понять общественный фон, на котором формировались и распространялись политические идеи в России XVIII-XIX веков.

Историческая наука советского времени развивалась под ещё более значительным идеологическим прессом. На протяжении нескольких десятилетий характер и направления научных изысканий определяли краткие установки и оценки К. Маркс, Ф. Энгельса, В. Ленина, И. Сталина, а также формационно-классовый подход к историческому процессу. В некотором смысле «повезло» оппозиционным царизму кругам и деятелям, они превратились в пристально изучаемые объекты. Однако изучение вопросов отнесённых к буржуазному парламентаризму,' по прежнему игнорировалось. Среди них была и политическая концепция конституционализма. Ни историки, ни юристы не уделяли ей большого внимания. Классическим примером

14 См.: Иловайский Д. И. Очерки отечественной истории. М. 1995; Корнилов А. А. Курс истории России XIX века. М. 1993; Платонов С. Ф. Учебник русской истории. Спб. 1994. подобного подхода является многотомная «История СССР»15, главный труд советских историков, в котором конституционному проекту М, М. Сперанского уделено лишь 15 строк, совершенно формально представляющих научно-политические изыскания крупного российского мыслителя.16

Внимание к теоретическому наследию российских конституционалистов вообще и на рубеже XVIII-XIX веков, в частности, стало расширяться в исторических работах и учебниках по истории примерно с середины 90-х годов

11

XX века. Во всяком случае, в этих публикациях стало анализироваться воздействие европейских политических концепций на российское общество, становление отечественных политических учений, их связь с социальным и общественно политическим развитием страны. Исследование судьбы российского конституционализма постепенно приобретает логичный, спокойный характер.

Второй блок литературы представляет работы, специально посвященные разработке общественной политической мысли, творчеству отдельных мыслителей. В рамках этого блока объединяются труды историков и политологов, философов и юристов. Внутри блока могут быть выделены публикации общего плана, обобщающие развитие общественно-политической мысли какого-то периода или идейного направления. Это, прежде всего

18 учебники и монографии по истории политической мысли. Здесь и же и достаточно обширная литература, посвященная анализу каких-либо

15 История СССР с древнейших времён до наших дней, в 12 томах. М. 1966-1980.

16 См. Там же. Т. 4. с. 70-71.

17 См. в частности, Политическая история Россия-СССР-Российская Федерация, в 2 томах. М. 1996, История России IX-XX вв. Под редакцией Г. А. Аммона и Н. П. Ионичева. М. 2002, Истоия России с древнейших времён до XX века, и 3 томах. Под редакцией А. Н. Сахараова. М. 1997.

18 См.: В раздумьях о России (XIX век). Под ред. Е. JI. Рудниковой. М. 1996.; Исаев И. А., Золотухина Н. М. История политических и правовых учений России XI-XX вв. М. 1995.; История русской правовой мысли. М. 1998; Луковская Д. И. Политические и правовые учения: историко-теоретический аспект. JI. 1985.; Пивоваров Ю. Очерки истории русской общественно-политической мысли XIX-первой трети XX столетия. М. 1997; Предтеченский А. В. Очерки обществено-политической истории России в первой четверти XIX в. М. 1957.; Рудникова Е. JI. Поиск пути. Русская мысль после 14 декабря 1825 года. М. 1999; Слобожникова В. С. политические идеалы мыслителей России 30-40-х годов XIX века. Саратов. 2000 и др. существенных проблем политической мысли или творчеству конкретных мыслителей и политических деятелей19. Значительная часть этих публикаций создавалась в условиях советского времени и несёт на себя отпечаток маркситско-ленинского подхода. Многие работы выполнены в историко-хронологическом плане и не содержат прямых политологических оценок.

Если говорить об испанской историографии, то, давая общую характеристику изученности темы, следует отметить, что наибольший интерес к этой теме проявился в десятилетия последовавшие за свержением диктатуры Франко, когда Испания, как и сегодня Россия, стояла перед проблемой формирования основ нового строя. Исследование этой темы в испанской историографии шло в рамках трёх сложившихся школ.

20

Первая школа - школа экономического детерменизма, исследователи этой школы в своих трудах пытались выявить взаимосвязь между развитием капитализма в Испании и формирующейся тенденцией атоминизации личности, заложенной в католицизме. Им удалось проследить, как конституционные нормы повлияли на общественное мнение и систему экономических отношений, и как дальнейшее развитие капитализма повлияло на конституционный процесс.

Вторая крупная школа традиционно называется - правовой. Эта школа является наиболее крупной и авторитетной. Целая плеяда историков и юристов работают в этом направлении. Для них характерно рассмотрение эволюции правовой практики под воздействием конституционных норм заложенных в

19 См.: Волк С. И. Законодательные проекты М. М. Сперанского в печати и в рукописях. -Исторические записки. М. 1955. Т. 54; История буржуазного конституционализма XIX в. 1986; Инерецкий В. Е. Революционная историческая мысль (домарксисткая период). М. 1974; Медушевский А. Н. Демократия и авторитаризм: российский конституционализм в сравнительной перспективе. М. 1998.; Минаева Н. В. Правительственный конституционализм и передовое общественное мнение России в начале XIX в. Саратов 1982.; Пуздрач Ю. В. Становление конституционализма в России. М. 2001 Леонтович В. В. Исторя либерализма в России. М. 1995.; Сафронов М. М. Проблемы реформ в правительственной политике России на рубеже XVII XIX вв.Л. !988; Цимбаев Н. И Славянофильство. М. 1986.; Яновский Ю. 3. Патриархально-дворянская утопия. М. 1981. и др.

20 Comin Comin, Francisdko,Hacienda у economia en la Espana contemporanea(l 800-1936) Madrid, 1988, crisis del Antigua Regimen e industrilizacion en la Espana del siglo XIX, madrid, 1977, Tortella Casares, Gabriel, Los origenes del capitalismo en Espana, madrid, 1975 конституции 1812 года, а так же трудах испанских просветителей. Основываясь на трудах испанских просветителей 17-18 вв., они делают вывод, что именно в это время в Испании зародились национальные идеи конституционализма, пусть в малой степени, но они начали развиваться и были государственные

91 деятели, которые осознали необходимость реформирования общества.

11

Представителям этой школы удалось систематизировать законодательные акты в соответствии с принцами конституционализма, показав их эволюцию и практическое приложение. Причем правовые нормы ими рассматривались не как сама ценность, а как проявление сложившихся социальных, экономических и политических отношений.

Третья школа объединяет в себе политологов, историков, социологов и юристов. Для них необычайную ценность представляет эволюция политических институтов и отношений, укоренившихся в Испании благодаря конституции 1812 года.23

Современный этап развития правовой и политической мысли Испании, как и России, активизировал проблему конституционной модернизации. Специфика ее решения в обеих странах связана с поиском рационального синтеза правовой традиции и современных задач построения правового государства. В Испании - это синтез национальной правовой традиции, восходящей к римскому праву и деятельности старейших университетов (как, например Саламанка, Алкала, Гранада), с учетом достижений современных европейской и американской правовых теорий.24

Отдельный блок составляют работы по конституционализму как научной концепции и политическому течению. Данные работы зарубежных и отечественных авторов, написанные преимущественно в политико-правововм

21 Dominguez Ortiz, Antonio, sosiedad у Estado en el siglo XVIII espanol, Barcelona,!976

22Luis Sanchez Agesta, historia del constitucionalismo espanol, Madrid, 1974, Jordi Sole Tura у Eliseo Aja, Constituciones у Periodos Constituente en Espana (1808- 1936) Madrid ,1976 Joardin Tomas Villarroga, breve historia del constitucionalismo espanol, Barcelona, 1976

23 Fernandes Segado, El sistema constitucional espanol, Madrid 1992, Alvares Conde E, El regimen politico espanol, Madrid, 1990

24 Esteban J de . las Constituciones de Espana , Madrid, Centra de Estudios Politicos у Constituciones, 1998 ключе, послужили основой для анализа эволюции идей конституционализма и оценки современной модели конституционализма, как политико-правововго феномена. Современные представления о конституционализме позволили в сравнительной книге оценить уровень разработки и политического использования его элементов в условиях монархического режима власти России и Испании первой четверти XIX века.

Проведённый анализ научной разработанности темы показывает возросшее внимание отечественной науки к вопросам конституционализма, в том числе к процессу его исторической эволюции в условиях российского общества XIX-XX веков. В то же время фундаментальные исследований по проблеме диссертации пока нет, тем более с использованием сравнительного анализа при изучении процесса становления конституционализма в России и в других странах.

Исходя из оценки актуальности и недостаточной научной разработанности проблемы, целью данной диссертации избрано — исследование процесса возникновения и становления конституционализма в политических документах России и Испании в близких по характеру социально-политических условиях первой четверти XIX века.

В соответствии с намеченной целью поставлены следующие научные задачи:

- проследить эволюцию и оформление в цельную политико-правовую концепцию важнейших элементов конституционализма;

- оценить уровень социально-политического развития России и Испании на рубеже XVIII - XIX веков с точки зрения восприятия и развития идей конституционализма и демократии;

- проанализировать масштаб и характер использования положений конституционализма в теоретических разработках и политических проектах учёных и государственных деятелей Испании и России конца XVIII - первой четверти XIX вв.

- определить направления и степень влияния конституционных идей на политическую систему, и политическое развитие двух стран.

Объектом диссертационного исследования является теоретическое наследие российских и испанских мыслителей, политиков, государственных деятелей России и Испании конца XVIII — первой четверти XIX вв.

Предмет исследования составляют разработанные ими конституционные проекты и другие документы подобного характера.

Методологическую основу исследования составили исторический, сравнительный, системный, нормативно-ценностный методы научного анализа. Применение совокупности этих методов позволило проследить процесс зарождения, развития и оформления в цельную концепцию идей и принципов конституционализма. С помощью исторического и сравнительного методов проведён анализ социально-политического развития двух стран, оценены возможности создания гражданского общества, восприятия и приспособления идей конституционализма к условиям России и Испании. Нормативно-ценностный метод использован при изучении особенностей использования идей конституционализма в политических проектах и в реальном политическом процессе исследуемых стран. Автором также использованы теоретико-методологические разработки отечественных и зарубежных учёных по данной теме.

Эмпирическая база исследования охватывает достаточно широкий круг источников, которые целесообразно представить тремя группами.

Первую группу источников составили научные и публицистические сочинения, политические проекты российских мыслителей и государственных деятелей второй половины XVIII - первой четверти XIX веков. Среди них - П. И. Шувалов, Н. И. Панин, А. Н. Радищев, А. А. Безбородко, М. М. Сперанский, Н. Н. Новосильцев, Н. Муравьёв, П. Пестель. Социально-политические позиции и теоретический уровень политических разработок этих авторов различны. Объединяет их общее стремление демократизировать, сделать более справедливой и легитимной политическую систему государственного управления России. Используя при этом в той или иной степени политико-правовые положения конституционализма или некоторые приближения к его сути.

Вторую группу источников составили теоретические разработки и политические документы испанского происхождения конца XVIII - первой половины XIX вв. к ним относятся - Конституция Испании 1812 г., труды испанских просветителей 17-18 вв. (Аранда, Кампоманес, Флоридабланка, Ховельянос), конституционные документы политических партий Испании 3050-х гг. XIX в.

В третью группу источников вошли труды теоретиков демократии и конституционализма, анализ которых позволил проследить эволюцию идей конституционализма от простых практических соображений до цельной политико-правовой концепции. Первостепенное внимание уделено работам Аристотеля, Цицерона, Дж. Фортескью, Ж. Бодена, Т. Гоббса, Дж. Локка, Дж. Мэдисона, Ж.-Ж. Руссо, в которых разработаны идеи народного представительства, общественного договора, разделения властей, гражданских прав и свобод, верховенства закона. Используются работы и других теоретиков, идеи которых, так или иначе, формировали конституционализм как политико-правовое учение.

Научная новизна проведённого исследования состоит в следующем.

- Систематизированы теоретические разработки разных эпох по вопросам конституционализма, определён круг идей, сумма которых обеспечивала оформление конституционализма в политико-правовое учение, которое на протяжении двух столетий воздействует на политическую практику многих стран мира.

- Дан анализ уровня социально-политического развития России и Испании на рубеже XVIII - XIX веков с точки зрения формирования существенных структур гражданского общества и восприятия идей конституционного характера.

- Выявлены общие и особенные черты общественного развития двух стран в условиях абсолютизма, оказавшие специфическое воздействие на развитие политической мысли и, в особенности, идеи конституционализма.

- Дана сравнительная оценка политической мотивации и политиок-правового содержания конституционных проектов и законодательных актов. Появившихся в обеих странах за период конца XVIII - первой половины XIX вв., относительно действующих в Европе конституционных традиций.

- Определены важнейшие направления реального воздействия идей и политических механизмов конституционализма на развитие политической системы России и Испании первой половины XIX века.

Теоретическая и практическая значимость диссертационной работы заключается в пополнении научных знаний о развитии российского конституционализма, в возможности использования её материалов для дальнейшего осмысления теоретико-политических проблем формирования и функционирования представительской власти в России, использования конституционных принципов и механизмов в процессе дальнейшего формирования гражданского общества, Теоретические обобщения и фактологический материал, содержащиеся в диссертации, могут быть применены в практической политике государственного и регионального уровня, в учебном процессе при подготовке специалистов-политологов, юристов, историков.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Идеи конституционализма в политической мысли России и Испании первой четверти XIX в."

Заключение

Современное развитие общества все в более четкой форме выдвигает проблему правового регулирования всех политических отношений, всей сферы политики. Являясь давней традицией для одних стран, этот подход в других странах только утверждается. Но все более системное сближение стран и регионов мира на основе демократии и приоритетов интересов личности превращает проблему обеспечения правовых отношений в одну из ключевых сфер политики. В центре данной сферы находится конституция и весь спектр вопросов, связанных с ее содержанием, осуществлением и эффективностью. Это резко актуализирует политический смысл конституционализма в практическом и теоретическом отношениях. Особо ответственное значение он приобрел в условиях модернизации политических систем стран, преодолевающих авторитарные и тоталитарные традиции. В ряду подобных стран находится Российская Федерация.

Западная модель государства характеризуется политической устойчивостью, которая в значительной степени обеспечивается конституцией и конституционными отношениями, причем формы и виды государств весьма разнообразны. Совпадающими, общими для всех являются основные принципы построения этих конституционных государств. Совокупность фундаментальных принципов конституционализма обеспечивает постоянное возобновление процесса реализации властных функций при сохранении прав и свобод личности. Такое сочетание и создает необходимую устойчивость государства. Обеспечение государственной устойчивости, политической стабильности для современной России является первостепенной задачей.

Создание конституционной государственности сопряжено с решением многих социально-политических проблем. Одна из них состоит в определении принципиальных позиций, на которых может утвердиться российская конституционная модель. Она, естественно, опирается на юридически оформленную структуру государственной власти, на политические механизмы взаимодействия государственных институтов, на правовой статус личности и ее связи с государством. Существенную роль при этом играют традиции конституционализма в обществе. Проведенное исследование процесса разработки и распространения идей конституционализма в условиях монархической России первой четверти XIX века, то есть времени, когда эти идеи активно утверждались в политических отношениях многих стран Европы, позволяет сделать ряд научных выводов оценочного характера.

1. проблема конституционализма занимает существенное место в современной политической науке. Разработка ее отдельных аспектов политологами, юристами, философами, социологами способствует рационализации процесса переустройства многих государств на конституционной основе, сближению и более эффективному взаимодействию различных государственных систем. Все более активное участие в теоретических разработках принимают отечественные ученые.

2.Формирование конституционализма как политико-правовой концепции происходило в процессе длительной борьбы идей и общественных интересов. Истоки конституционализма уходят в глубокое политическое прошлое европейских народов. первые идеи конституционного содержания обнаруживаются в трудах Платона и Аристотеля, в основах римского права, в сочинениях мыслителей средневековья и Нового времени. Для европейской политической мысли конституционалистское направление традиционно и системно. На рубеже XVIII - XIX веков конституционализм приобрел высокую степень практической востребованности во многих странах мира, как политическая основа демократического переустройства государств.

3. Социально-политическое развитие России и Испании, избранной в качестве страны - объекта для сравнительного анализа, в конце XVIII века - в первой четверти XIX века характеризовалось отставанием от состояния передовых стран Европы и Северной Америки. Оно характеризовалось полным господством монархического режима власти и минимизированностью традиций гражданского общества. Существовавшие общественные условия не обеспечивали возможностей серьезной теоретической работы в сфере конституционализма. Речь могла идти лишь о заимствовании конституционных идей из политической практики других стран, освоении и применении их в рамках достаточно узкого слоя просвещенных граждан.

4. Огромное воздействие на политическую мысль России и Испании оказала Великая Французская революция и провозглашенные ею политические ценности. Они вызвали всплеск политической мысли, разработку разнообразных, в том числе конституционных проектов, активизировали политическую борьбу вокруг проблемы характера и форм государственной власти в обеих странах. Идеи конституционализма обсуждались не только в сфере оппозиционно настроенных по отношению к монархии кругов, но и в среде высшего российского и испанского чиновничества. Отличие состояло в том, что в России идеи конституционализма были разнообразнее представлены в политических проектах, но не получили юридического закрепления, а в Испании при меньшей распространенности в обществе идеи конституционализма оказались юридически утвержденным. В этом проявили себя парламентские традиции испанского общества.

5. Последующие воздействие идей конституционализма на политическое развитие, на эволюцию политической системы России и Испании оказалось еще более различным. В России конституционные проекты не были восприняты как средство активной борьбы с монархизмом, процесс их обсуждения в обществе приобрел вялотекущий характер при активном стремлении царизма всячески свернуть, задавить конституционные устремления. Российский абсолютизм оказался способным еще долгое время противостоять буржуазным требования переустройстве государства на основах республиканизма и конституционности. В Испании конституционализм превратился в идейное знамя перманентной буржуазной революции, в ходе которой утвердилась конституция, ограничивалась монархия, расширялась парламентская деятельность. В стране сформировались политические партии со своими конституционными проектами, функционировали органы местного самоуправления и Кортесы, а также религиозные общины, офицерские организации, общества буржуазии и творческой интеллигенции. Все это вместе представляло гражданское общество, заинтересованное в развитии конституционных отношений. К последней четверти XIX века в России по прежнему господствовал абсолютизм, а в Испании утвердилась конституционная монархия.

6. Политическая ценность конституционных идей для российского общества на протяжении XIX века носила весьма относительный характер. Большинство российских мыслителей, причем самых разных идейных ориентаций, не видели в конституционализме продуктивной для научной разработки концепции, а многие - не вникали в ее содержание, поскольку сознавали невозможность ее реализации в России. Значительная часть мыслителей отвергала любые ограничения монархии, считая ее наиболее рациональной для России системой власти, и потому отрицала саму идею конституции. Вообще в российском обществе преобладали и даже господствовали иные ценности: православие, патернализм, национализм. Они соответствовали интересам российского абсолютизма и всячески им поддерживались.

Проведенное исследование свидетельствует о слабости традиций конституционализма в России даже в сравнении с далеко не самой развитой в этом смысле европейской страной Испанией. Вспышка общественного интереса к этому политико-правовому феномену, произошедшая в первые десятилетия XIX века под воздействием Великой Французской революции и наполеоновских войн, была жестоко подавлено монархическим режимом и в последующие десятилетия уже не повторялась. Конституционные идеи использовались в сочинениях, программах, призывах некоторых оппозиционных сил, но никогда в XIX веке не становились предметом жидкого общественного обсуждения или массовой политической борьбы. В общественно-политической жизни монархической России они занимали незначительное место.

 

Список научной литературыСидоренко, Светлана Вадимовна, диссертация по теме "Теория политики, история и методология политической науки"

1. Труды теоретиков политической мысли

2. Аксаков К. Записки о внутреннем состоянии России. // Теория государства у славянофилов. Спб. 1898.

3. Аристотель. Сочинения в 4-х томах. Т. 4. М. 1984.

4. Боден Жан. Шесть книг о государстве. // Антология мировой философии в 4 томах. Т. 2.М. 1970.

5. Дудзинская Е. А. Славянофилы в общественной борьбе. М. 1983. Елинек Т. Общее учение о государстве. Спб. 1903 Иловайский Д. И. Очерки отечественной истории. М. 1995; Кавелин К. Д. Мысли и заметки о русской истории.

6. Карамзин Н. М. История государства российского. Полн. Собр. Соч. в 18 т. ТТ. 1-12.

7. Коркунов Н. М. Общественное значение права; Русское государственное право.

8. Корнилов А. А. Курс истории России XIX века. М. 1993. Лассаль Ф. Сочинения. Т. 2.

9. Леонтьев К. Н. Византизм и славянство // Избранное. М., 1991.

10. Локк Дж. Избранные философские произведения в 2-х томах. Т. 2. М.1960.

11. Локк Дж. Сочинения в 3-х томах. Т. 3. М. 1988.

12. Маркс К. Критика политической экономии. // Марк К., Энгельс Ф. Соч. Т.13.

13. Плеханов Г.В. Сочинения. Т. 6.

14. Радищев А.Н. О законоположении. Избранные философские произведения. М. 1994.

15. Радищев А. Н. Сочинения. М. 1988. Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М. 1969. Самарин Ю. Ф. Избранные произведения. М. 1996. Соловьёв С. М. История России с древнейших времён. Сочинения в 18 кбигах. М. 1988-1991.

16. Соловьёв С. М. Сочинения. М. 1993. Т. 10. Тихомиров Л. Монархическая государственность. СПб. 1905. Федералист. Политическое эссе. А. Гамильтона, Дж. Медисона и Дж. Джея. М. 1993.

17. Цицерон. Диалоги: о государстве и законах. М. 1966. Чернышевский Н. Г. Полное собрание сочинений. М., 1977. Чичерин Б. Н. Курс государственной науки. М. 1894. Шершеневич. Г. Ф. История философии права. Спб. 1907.1281. Законодательные акты.

18. Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 г. М.,2000.

19. Конституция Соединенных Штатов Америки // Конституции зарубежных стран. М., 2000. С. 181-204.

20. Государственная уставная грамота Российской Империи 1820 г. -Опубликована в книге: Шильдер М. К. Император Александр I. Спб. 1898. Т. 4.

21. Доклад графа Панина, представленный Екатерине вместе в текстом Манифеста. Спб. 1871. Т. 7.

22. Записки князя Безбородко о Сенате. Сборник РИО Спб. 1881. Т. 29. Конституция Никиты Муравьёва // Дружинин Н. М. Декабрист Никита муравьев. М. 1993.

23. Проект П. И Шувалова «О разных государственной пользы способах» Исторический архив 1962. № 6.

24. Азаркин Н. Н., Левченко В. Н., Марталин О. В. История политических учений. М. 1994.

25. Альтамира и Кривеа Р. История Испании. М. 1957. Т. 1.

26. Алексеева Т. А. Законодательство кадисских кортесов. Дисс. На степень к. юр. наук. Спб. 1991.

27. Аникин А. С. Становление местного самоуправления в Российской Федерации. Саратов. 1997.

28. Барташек М. Римское право (понятия, термины, определения). М. 1989. Боткин В. П. Письма об Испании. J1. 1976.

29. Варламова Н.В. Политическое и правовое изменение Российского конституционного процесса. // Право и политика современной России. М., 1996.

30. Владимирский-Буранов М. Ф. Обзор истории русского права. Ростов-на-Дону. 1995.

31. Гачек Ю. Общее государственное право. Часть И. Право современных демократий.

32. Дик Ховард А. Е. Конституционализм. // Верховенство право. М.,1992. Дружинин Н. М. Декабрист Никита Муравьёв. М. 1933. Дружинин Н. М Политика просвещённого абсолютизма // Абсолютизм в России (XVIII-XIX вв.) М. 1964.

33. Европейская философия от эпохи Возрождения до эпохи Просвещения. М. 1990.

34. История буржуазного конституционализма XIX в. М. 1986. Т. 2. История политических и правовых учений. Под редакцией В. С. Нерсеянца. М. 1996.

35. История России IX-XX вв. учебник под редакцией Г. А. Амолина и Н. П. Иоличва М. 2002.

36. Зайчончоковский П. А. Правительственный Аппарат самодержавной России в XIX веке. М. 1978.

37. Каленский В. Г. «Биль о правах» в конституционной истории США. М.1985.

38. Карпов Н. И. Исторический очерк представительных учреждений в Западной Европе // Конституционное государство Сборник статей. Спб. 1995. Керечьян С. Ф. Учение Аристотеля о государстве и праве. М., JI. 1947.

39. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть. Т. 1.М. 1996.

40. Коровин Е. Церковь и революция 1931 г. в Испании // Воинствующий атеист. 1931. № 6.

41. Корф М. А. Материалы черты к биографии императора Николая I и к истории его царствования. // Сборник императорского Русского исторического общества. Спб. 1896.

42. Кравец И. А. Конституционализм: устойчивость власти и общественного развития. Новосибирск. 1994.

43. Культура Испании. Сб. материалов. М. 1940.

44. Кудрявцев А. Е. Основные проблемы изучения средневековой Испании. // Культура Испании.

45. Лависс и Рамбо. История XIX в. 1938. Т. 1.

46. Либерализм в России. М. 1996.

47. Леонович В.В. История либерализма в России 1762-1914 гг. Париж., 1980.

48. Льоренте Х-Л. Критическая история испанской инквизиции в 2 томах. Пер. с испанского. М. 1936. Т. 2.

49. Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии (латинская патристика) М., 1979.

50. Матузов Н. И. Гражданское общество. // Политология для юристов. М.1999.

51. Медушевский А. Н. Демократия и авторитаризм: российский конституционализм в сравнительной перспективе. М. 1997.

52. Мерин Б. М. Испанская конституция 1812. // Учёные записки Московского Областного педагогического Института. Т 1. 1961.

53. Местное самоуправление в России. Саратов. 1994.

54. Мироненко С. В. Самодержавие и реформы. Политическая борьба в России в начале XIX в. М. 1989.

55. Минаева Н. В, Правительственный конституционализм и передовое общественное мнение России в начале XIX в. Саратов. 1972.

56. Михалева Н. А. Государственное право Российской Федерации, Т. 1. М.,1993.

57. Нерсесянц В. С. Политические учения Древней Греции. М. 1979.

58. Пастухов Б. Б. Россия-2000: цивилизационный выбор и конституционный шанс. // Полис. 1998. № 6.

59. Пожарская С. П. Особенности формирования национально-государственного комплекса на Пиренейском полуострове (на примере Испании). // Проблемы испанской истории. М. 1984.

60. Полисные учения: история и современность. Демарксисткая политическая мысль. М. 1976.

61. Политология. Энциклопедический словарь. М. 1993: Политология. Краткий энциклопедический словарь: справочник. Ростов-на-Дону. 1997.

62. Предтеченский Н. В. Очерки общественно-политической истории России в первой четверти. XIX века. М. 1957.

63. Пряников А. Е. Российские самодержцы. М. 1990. С. 266-268.; Сахаров А. И. Александр I. М. 1998.

64. Пуздрач Ю. В. Становление Конституционализма в России. М. 2001.

65. Сафонов М. М. Проблема реформ в правительственной политике России на рубеже XVIII, XIX вв. Л. 1988.

66. Советское государство и право. М. 1975.

67. Слобожникова В. С. Политические идеалы мыслителей России 30-40-х годов. XIX века. Саратов. 2000.

68. Старостин Е. В. Политическая культура Испании: соотношение традиционных и новых элементов.

69. Степанов И. М. Грани российского конституционализма //Конституционный строй России. Сборник статей вып. 1. М., 1992.

70. Трачевский А. Испания XIX в. М. 1972.

71. Титунова Л. Б. Право. Конституция, правовое государство (К концепции демократического конституционализма).

72. Тютчева А. Ф. При дворе двух императоров. М 1990.

73. УманскийЯ. Н. Советское государственное право. М. 1970. Цимбаев Н. И. Славянофильство. М. 1986.

74. Шаран П. Конституционализм. // Сравнительная политология. Ч. 2. М.,1992.

75. Шильдер Н. К. Император Николай I. Его жизнь и царствование. Кн. 1. М.1997.

76. Шмидт С. О. У истоков российского абсолютизма. М. 1996. Эволюция восточных обществ: синтез традиционного и современного.1984.

77. Яковлев А. М. Конституционный строй: социальный и правовой аспект. // Вопросы философии 1995.№ 10.1. Иностранная литература.

78. Martinez Sosperda, M., La Constitucion Espanola de 1812. Valencia, 1978. Perez-Bustamante, R., у Sanchez-Arcilla, J., Textos de Historia del Derecho espanol. Madrid, 1992.

79. Arguelles, A., La reforma constitucional de Cadiz. Madrid, 1970 Constitucion de Cadiz de 1812 en de Esteban, J., Una Aproximacion a la historia constitucional de Espana (1812-1978). Madrid, 1981

80. Arguelles, A., La reforma constitucional de Cadiz. Madrid, 1970. Sole Tura, J., у Aja, E. Constituciones у Periodos constituyentes en Espana (1808-1936). Madrid, 1977.

81. Diem W. M. Las Fuentes de la constitucion de Ca Cadis. Pamplona, 1967. Fernandez Segado, F., Las Constituciones historical espanolas. Madrid, 1987. Sanches Agesta, L., Historia de constitucionalismo espanol. Madrid, 1982.

82. Carlos Sanz Cid. La Constitucion de Bayona. Madrid, 1922. Gamez Montalvo F., у Garrido Arridondo J., у Lopez Nevot J. А. у Sainz Guerra J. Constitucion de Bayona 8 de Julio de 1808 en Textos para una Historia del derecho espanol. Granada, 1994.

83. Comin Comin, Francisdko,Hacienda у economia en la Espana contemporanea(1800-1936) Madrid, 1988, crisis del Antigua Regimen e industrilizacion en la Espana del siglo XIX, madrid, 1977.

84. Tortella Casares, Gabriel, Los origenes del capitalismo en Espana, madrid,1975

85. Joardin Tomas Villarroga , breve historia del constitucionalismo espanol, Barcelona, 1976.

86. РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ БИБЛИОТЕКА