автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.10
диссертация на тему:
Конституционализм в России

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Ешаманова, Ерке Жамаладиновна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.10
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Конституционализм в России'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Ешаманова, Ерке Жамаладиновна

Введение 3

Глава 1. Становление российского конституционализма

1.1. Зарождение российского конституционализма: XVIII

- начало XIX вв. 13

1.2. Метаморфозы российского конституционализма: конец XIX в. 30

Глава 2. Добольшевистский период российского конституционализма?-Ш^адо XIX в. - 1917г.

2.1. Обстановка в стране в эпоху "столыпинских реформ.

2.2. Опыт конституционализма в новых условиях. 53

2.3. Российский конституционализм в буржуазно-демократической революции 1917г. 68

Глава 3. Крушение и возрождение российского конституционализма.

3.1. Российский конституционализм в большевистский период. 75

3.2. Современный российский конституционализм. 99

 

Введение диссертации1999 год, автореферат по философии, Ешаманова, Ерке Жамаладиновна

Предмет исследования и его актуальность. В последнее время в России произошли кардинальные перемены во всех сферах общественной жизни. Система государственного и экономического развития, утвердившаяся в СССР в течение более семи десятилетий, перестала существовать. Прогрессивные сдвиги, к сожалению, сопровождаются серьезными трудностями в хозяйственной, политической, духовной сферах.

Воспринятый российским обществом на заре перестройки в качестве своего рода дополнения к социализму либерализм одержал победу над коммунистическим режимом. После распада СССР в результате денонсирования «Договора об образовании СССР» (1922г.) и ратификации Верховным Советом РСФСР «Беловежского соглашения» (12 декабря 1991г.) начался отсчет времени нового государства - Российской Федерации. В 1993 г. принята новая Конституция РФ, ставшая важным демократическим документом правовой государственности. Важно определить существо, перспективы конституционно-демократического обновления России, ход реформирования общественных отношений, обеспечения безопасности, благосостояния граждан.

В каком направлении пойдет данный процесс? Возможно ли создание в России демократического государства с доминантой либерально-конституционных ценностей? В чем общее и особенное переходного периода в России в сопоставлении с другими странами мирового сообщества? Эти и другие проблемы являются предметом рефлексии перспектив российской страновой эволюции.

Современные идейные течения, движения, партии либеральной направленности, как и аналогичные политические структуры России конца XIX - начала XX вв., можно разделить на западников и антизападников. Одни ратуют за дистанцирование от Запада, сознательный отказ от накопленного им либерально-конституционного опыта. Другие, напротив, видят будущее в максимальном заимствовании западного опыта. Нынешняя ситуация походит на то, что происходило столетие назад, когда шло формирование у нас либеральных ценностей. Российский либерализм рос на конституционном опыте Западной Европы, на что прямо указывал один из основателей российского либерализма [32].

В политической истории России автократические, абсолютистские тенденции брали верх над конституционными, либерально-демократическими. Опираясь на теоретические изыскания обществоведов, реальный опыт западноевропейских демократических стран, русские либералы конструировали альтернативную авторитарному режиму демократическую модель политической системы, основанную на рациональных идеях разделения властей, обеспечения прав личности, учете политической расстановки сил, национальных традиций. Анализ содержания этой модели заслуживает внимания в момент, когда Россия обретает адекватную ее историческим реалиям политическую систему.

Состояние исследования проблемы. Анализ литературы позволяет констатировать, что по данной проблематике имеется обширный пласт источников. В качестве теоретической базы для исследования основополагающих принципов либерализма использованы труды классиков политической науки: Д.Локка, Т.Гоббса, Ш.Л.Монтескье, И.Канта, Ж.-Ж.Руссо, А.де Токвиля и др. В работах К.Байме, Р.Михельса, М.Вебера, М.Острогорского накоплен огромный ценный материал по теории и практике либерализма и конституционализма.

Критический анализ либерализма с позиций консерватизма дан в работах Л. фон Мизеса, М.Фридмана, Ф.А.Хайека и других авторов [115; 203; 205]. В работах Дж.Хобсона, Т.Грина, Л.Хобхауза дано обоснование теории неолиберализма, нашедшее отражение в политических программах «Государства всеобщего благоденствия». В трудах Ж. де Местра, Дж. Эктона, Л.Дюги и других выработана политическая версия конституционализма.

Теоретическая база изучения русской либеральной конституционной мысли, особенностей ее формирования представлена трудами М.М.Сперанского, Б.Н.Чичерина, П.Н.Милюкова, П.В.Струве, М.И.Туган-Барановского и др.

Характеризуя особенности литературы дооктябрьского периода, следует подчеркнуть, что в ней заложены основы методологии исследования истории, теории, практики конституционализма в России.

С.М.Соловьев опубликовал, выявил, проанализировал документы и материалы «Комиссии для сочинения проекта нового Уложения» и «Наказ» Екатерины II к ней [179; 180-; 203]. Историк сделал вывод о необычайной важности реформаторской деятельности императрицы для политического развития страны. Характеризуя особенности литературы дооктябрьского периода, следует подчеркнуть, что в ней заложены основы методологии исследования истории, теории, практики конституционализма в России.

М.И.Богданович в многотомном исследовании дал анализ этой проблемы [20]. С М.И.Богдановичем спорил А.Н.Пыпин, автор очерков общественного движения при Александре I [156]. Идеи либеральных конституционных реформ, считал он, появились при Екатерине II. В первые годы правления Александра I появилась надежда на их осуществление, так как во главе «либералов» стал монарх. Причину неудачи либеральных реформ А.Н.Пыпин видел в нерешительности, двуличии императора.

Изучение истории и теории конституционализма активизировалось в конце XIX в. Начало ему положили труды В.О.Ключевского. В отличие от предшественников под впечатлением роста либерального движения в России в середине XIX в. он сменил акценты в анализе причин зарождения конституционализма. Реально проводниками этих идей, по его мнению, были оппозиционные самодержавию силы. Тому способствовала, в первую очередь, деятельность просветителей.

П.Н.Милюков относил зарождение конституционных тенденций ко второй половине XVIII века, называя их «критическими элементами в обществе». Этот период, считал он, ознаменован началом конфликта между властью и общественным мнением. [116].

Революционная ситуация начала XX века, активизация российского либерализма, образование «Союза Освобождения» привлекли к истории и теории либерализма внимание марксистов и неонародников [102, с.21-22; 103, с.275-287; 104, с. 191-206; 119; 198; 130]. Первые критиковали конституционные «иллюзии» либералов [157]. Вторые видели в либералах сторонников правового конституционного государства, свободы личности [20].

Революция 1905-1907 гг. активизировала интерес к либеральной модели отечественного политического устройства [27; 87; 93; 129; 170; 231].

В последующий - советский - период множественность подходов к изучению истории конституционной доктрины либерализма утрачена. Монопольной стала ленинская концепция либерализма в России как враждебной социалистической революции силы [105, с. 140]. Вопросы становления и развития либеральной конституционной доктрины не получили достаточной разработки.

В 70-е годы началось накопление фактического материала, иллюстрирующего политическую платформу либералов, их конституционную доктрину. Упрочению адекватных представлений о либеральных партиях и движениях оказали труды П.В.Волобуева, В.С.Дякина, А.Г.Слонимского, Л.М.Спирина, С.В.Тютюкина и др. [33; 57; 58]. Вместе с тем в условиях существования однопартийной системы история и теория либеральных движений и партий продолжали рассматриваться лишь через призму «борьбы» с ними партии большевиков [173; 183]. Объективно осветить роль либерализма в российской истории не удавалось.

Со второй половины 80-х годов начался качественно новый этап в исследовании истории и теории российского либерализма. В короткий срок многократно увеличилась доступная исследователям источниковая база, произошли сдвиги в осмыслении исторических судеб либеральной альтернативы в России, ее программных конституционных установок. Н.Пирумова, В.Шелохаев, К.Шацилло, Н.Думова ввели в научный оборот большой массив источников, сделав важные обобщения по истории либерального конституционализма [52; 142; 221; 224].

В начале 90-х годов в связи с укреплением многопартийности в России опубликован ряд ценных работ, посвященных либерализму. Большое внимание уделено конституционным программам либералов [67; 128; 132; 222].

Несмотря на разброс мнений, их объединяет общая обеспокоенность за судьбу России, ее будущее конституционное устройство.

Источниковую базу диссертации составили документы, материалы либеральных движений и партий, изученные в процессе работы.

Цель и задачи исследования. Цель исследования -выявить сущностные черты российского конституционализма в его социально-политической динамике.

В связи с названной целью предполагалось решить следующие задачи: проанализировать сущность либерализма как идеологии, конституционно регулирующей жизнедеятельность общества; выделить этапы институционального генезиса конституционализма в России; выявить сущностные черты отечественного конституционализма, детерминируемые почвенной спецификой; показать особенности конституционализма на современном этапе.

Методологияитеоретическиеосновы исследования. Автор опирался на приемы, методы, выработанные учеными, используемые современной философией при исследовании общественной жизни. В центре внимания - культурологический подход, позволяющий выделить сущностные стороны конституционализма в российских условиях. Учитывая исходно комплексный, динамический статус социальной реальности, эвристический остов исследования составили принципы единства исторического и логического, абстрактного и конкретного, всесторонности, реалистичности, объективности рассмотрения. Особое внимание уделялось критике спекулятивно-схоластических, умозрительных построений, дезориентирующих поиск, искажающих трезвый взгляд на предметную сферу, принципы ее концептуализации.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

Проанализированы существенные характеристики европейского либерализма, показана его идейная преемственность в России. Конституционализм оценивается как эволюционный этап демократизации, либерализации общественной жизни, детерминируемый потребностями российского социума.

На основании философско-политического анализа опыта реформ выделены этапы развития конституционализма в России - итоги его идейного и институционального оформления. (Первый этап - середина XIX века, связан с формированием либеральной идеологии, развитием либерального общественно-политического движения; второй этап - период великих реформ, ознаменован утверждением автономных конституционных структур; третий этап - начало XX века, отмечается созданием целостной концепции русского конституционализма; четвертый этап - конец 1985 - 1990г., отражает отстаивание классических либерально-демократических ценностей; пятый, современный этап - с 1991 года -характеризуется реальным присутствием партий либеральной ориентации в российском политическом спектре).

Выявлены сущностные особенности конституционализма в России, определяемые спецификой почвы: расколотость культуры, нереализованность правового регулирования общественной жизни, неразвитость гражданского общества, демократических институтов.

Показаны особенности современного этапа отечественного реформирования, состоящие в утверждении либеральных конституционных принципов государственного устройства, установлении конституционного строя.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Полученные результаты имеют несомненное концептуальное и методологическое значение, позволяя формировать адекватную картину генезиса и статуса конституционализма в России, уяснять векторы его оптимальной эволюции. Последнее способствует развенчанию романтических проектов социальной модернизации Отечества.

Данные диссертации могут быть использованы в высшей школе - при составлении учебных пособий, разработке, чтении общих лекционных и специальных курсов по социальной философии, политологии, политической социологии.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры философии МГТУ им. Н.Э.Баумана и рекомендована к защите. Различные аспекты темы раскрывались диссертантом на международной конференции «Российская государственность: идеология и самосознание народа» (МГУ им.М.В.Ломоносова, 1993г., междисциплинарных семинарах ФСГН в МГТУ им.Н.Э.Баумана).

Структура диссертации обусловлена задачами и принятым способом исследования. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Конституционализм в России"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В России либеральная конституционная идеология начала формироваться в середине XIX века, примерно с 1840-х гг., хотя ее родословная начинается гораздо раньше - с середины XVIII в. Конституционализм ведет свое начало от взглядов М.В.Ломоносова, И.А.Третьякова, А.Н.Радищева, заложивших основу либерального мировоззрения. В истории российского либерального конституционализма выделяются следующие составляющие: формирование либеральной идеологии, развитие либерального общественно-политического движения, возникновение либеральных политических движений. Идеи конституционализма разрабатывались как в среде западников, так и славянофилов. Это был первый, начальный этап.

Следующий этап составляет период великих реформ в России. Со второй половины XIX века либеральные конституционные идеи становятся фактом общественной мысли. Русский конституционализм рассматривается как важное направление либеральной общественной мысли. Личная свобода как основа конституционного развития и условие формирования правового государства стала главным завоеванием этого этапа. Возникли автономные в российской системе государственного управления конституционные структуры: земства, суды, адвокатура и др. Либеральные деятели, убежденные конституционалисты Б.Н.Чичерин, М.М.Ковалевский и другие видели в качестве идеала для России культурное правовое государство.

Начало XX века принесло серьезные изменения в русский либерализм. Появляются новые черты, позволяющие судить о качественно новом, третьем этапе конституционализма в России.

В это время сформировалась целостная система конституционных представлений русских либералов о путях формирования и темпах общественного прогресса применительно к русским условиям. Либералам начала XX века принадлежит бесспорная заслуга создания целостной концепции русского конституционализма. Конституционные взгляды представителей либерализма отразили трагическую противоречивость переломной эпохи. Выдающимися представителями его стали ученые и деятели Государственной думы: лидеры созданных в 1905г. партий конституционных демократов (кадетов), «октябристов», прогрессистов, каждая из которых сформировала свои варианты либеральной концепции конституционного развития России. Выделение начала XX века в качестве отдельного этапа развития конституционной доктрины русского либерализма обосновывается также его новыми качествами: безоговорочным отрицанием самодержавия, требованием социальных реформ, готовностью к нелегальным формам борьбы и др. К этому их привела историческая действительность, отказ авторитарной власти поддержать конституционные программы российского либерализма. Неудачная попытка построения либералами в марте-октябре 1917г. конституционного буржуазно-демократического государства в России означала конец не только третьего этапа либерального движения, но и завершение всего дореволюционного периода конституционализма в России.

Четвертый этап развития конституционной доктрины русского либерализма (конец 1985-1990гг.) характеризовался тем, что неолибералы в условиях начавшейся в СССР «перестройки» более решительно в сравнении с Горбачевым отстаивали классические либерально-демократические ценности, в том числе и такие: частная собственность, многопартийность, политический плюрализм, демократическая конституция. На этом этапе новые либералы твердо встали на позиции «чистого либерализма», освобожденного от социалистических конституционных «идеалов». Уклон новых либералов в сторону чистого конституционализма проявился в том, что наиболее популярными авторами средств массовой информации стали публицисты, отстаивавшие такие конституционные ценности, как свобода личности и права человека, разделение властей, парламент и т.д. Неолибералы стали рассматривать западную либеральную конституционную модель как образец для России и приняли в качестве «общечеловеческих» либеральные конституционные ценности стран Запада. При этом за образец западного либерализма была принята модель конституционализма, сводившая роль государства к минимуму. Либеральные конституционные лозунги свободы и прав человека сцементировали в единой антикоммунистический блок приверженцев различных политических доктрин и взглядов. Именно конституционные идеалы либерализма смогли собрать под свои знамена многие миллионы советских граждан. Триумф либерализма в 1989-1991 гг. был полным и повсеместным и обеспечил в июне 1991г. избрание Б.Н.Ельцина большинством голосов президентом России.

В 1991 г. начался пятый, современный этап конституционного развития России. Однако в условиях действовавшей в его начале Конституции РСФСР стало очевидно, что утопичной во многом оказалась программа неолибералов о скором конституционном переустройстве России. У них не было сомнения, что разделение властей, правовое государство, многопартийность, политический плюрализм как основополагающие компоненты либеральной конституционной программы, восторжествуют незамедлительно. Граждане России в своем большинстве во многом поверили в возможность утверждения конституционного общества после смены коммунистического режима. Они были убеждены в том, что Россия должна равняться на западные либеральные конституционные институты и способна быстро достичь их основных стандартов. Часть либеральных движений также считала возможным быстрейшее приобщение к конституционным ценностям западной цивилизации. В условиях политической нестабильности 1992-1993 гг. со всей остротой встал вопрос о немедленном принятии новой Конституции России.

Принятие Конституции 1993г. закрепило ряд основополагающих либеральных принципов: многопартийность, политический плюрализм, разделение властей. Принят Гражданский кодекс, соответствующий либеральным конституционным принципам. Регулярно проводятся свободные выборы, на которых соперничают политические партии и их лидеры. Политический спектр России очень широк - от крайне левых до крайне правых. Таким образом, конституционные завоевания либерально-демократической революции 1991 г. превратились из утопии в реалии, соответствующие закономерностям общественных взаимосвязей в буржуазном обществе, а не утопическим представлениям о нем. Конституционный порядок, существующий несколько лет, сохраняет способность к позитивному, в первую очередь либерально-демократическому развитию. Если такая способность существует, она должна заключать в себе в качестве важнейшей составляющей обращение к либеральным российским и западным ценностям в направлении конституционного расширения прав и возможностей большинства.

Без реально действующей Конституции РФ не может быть полноценного демократического, гражданского общества, не установятся на прочной демократической основе его взаимоотношения с государственным управленческим аппаратом. В целях укрепления конституционализма в России 27 ноября 1998г. Президент РФ Б.Н.Ельцин принял решение о необходимости пересмотра ряда положений действующей Конституции. Для подготовки конституционной реформы планируется создать экспертный конституционный совет.

Ведущими принципами в современной России в ходе конституционной реформы должны стать либеральные конституционные принципы: нравственность, гуманизм, патриотизм, верховенство закона, свобода и социальная справедливость. Именно на этих принципах может строиться новая идеология современного российского общества, поскольку, как показывает мировой опыт, не существует иного пути развития обществ, кроме как основанного на критически переработанном собственном культурном наследии.

Экономический кризис, разразившийся в России в 1998г., требует практической работы, решительного продолжения экономической реформы. Но исходный рубеж для успешного решения этих и всех других задач преобразования российского общества - создание твердого и надежного, свободного и демократического конституционного строя.

 

Список научной литературыЕшаманова, Ерке Жамаладиновна, диссертация по теме "Философия политики и права"

1. Аврех А.Я. Столыпин и судьбы реформ в России. - М., 1991. -155с.

2. Аврех А.Я. Царизм накануне свержения. М., 1992. - 245с.

3. Азовкин И.А. Демократический характер государственной власти в СССР и механизм ее осуществления. // Советское государство и право. 1968. №9. - 102с.

4. Аксаков К.С. Полн.собр.соч.-М., 1889.-Т.1.-358с.

5. Алексеев С.С. Демократические реформы и конституция. Научно-публицистические заметки. М., 1992. - 55с.

6. Алексеев С.С. Социальная ценность права в советском обществе. М., 1971. -89с.

7. Алексеева Т.А. Справедливость. Морально-политическая философия Джона Роуса. М., Наука. 1992. - 215с.

8. Алексеева А., Городецкий А., Гусейнов А., Межуев В., Толстых В. Центристский проект для России. // Свободная мысль. 1994. №4.

9. Аникин A.B. Адам Смит.-М., 1968.-217с.

10. Антология мировой политической мысли. В пяти томах. М., Мысль. 1997. 817с.

11. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993. - 303с.

12. Ахиезер A.C. Российская модернизация: проблемы, перспективы. // Вопросы философии. 1993. №7.

13. Балашов H.A. Российский либерализм начала XX в. Банкротство идей. М., 1981. - 289с.

14. Барг М.А. Эпоха и идеи. М., 1987. - 311 с.

15. Баткин Л. Как не повредить обустройству России. // Октябрь. 1991,-№4.

16. Белоконский И.П. Земское движение. М., 1919г.-419с.

17. Бердяев H.A. Источники и смысл русского коммунизма. М., 1990.-224с.

18. Бердяев H.A. Судьба России. М., 1990. - 346с.

19. Богданович М.И. Первая эпоха преобразований императора Александра (1801-1805) // Вестник Европы. 1866. №1.20