автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Идеологическое мировоззрение в структуре сознания личности
Полный текст автореферата диссертации по теме "Идеологическое мировоззрение в структуре сознания личности"
На правах рукописи
Селиванов Алексей Алексеевич
ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ В СТРУКТУРЕ СОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ
09.00.11 - социальная философия
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
9 т 2014
005544224
Краснодар -2013
005544224
Работа выполнена в ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет»
Научные руководители: Колесникова Галина Ивановна доктор философских наук
Официальные оппоненты: Гришай Елена Васильевна
доктор философских наук, профессор, ФГКОУ ВПО «Краснодарский университет МВД России»,
профессор кафедры философии и социологии
Харченко Владимир Петрович
кандидат философских наук, Оздоровительный центр «Евразия», заместитель директора
Ведущая организация: НОУ ВПО «Институт управления, бизнеса и права»
Защита состоится^-/. /-22013 г. в /О часов на заседании диссертационного совета ДМ203.017.01 по философским и социологическим наукам в ФГКАОУ ВПО «Краснодарский университет МВД России» (350005, Краснодар, ул. Ярославская, 128, зал заседаний диссертационного совета).
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГКОУ ВПО «Краснодарский университет МВД России» (3500005, Краснодар, ул. Ярославская, 128).
Автореферат разослан » ноября 2013 г.
Ученый секретарь диссертационного совета
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. В научной мысли современности актуальным вопросом, волнующим и представителей западного научного сообщества, и отечественного, является вопрос о значении идеологического мировоззрения в структуре сознания личности. Данный вопрос приобретает особую значимость в ситуации модернизации, происходящей в начале XXI в. и в политической сфере, и в социальной структуре российского общества.
В данной ситуации повышается роль отдельной личности в жизни общества. Это объясняется тем, что осуществляемые социально-экономические изменения, вызывая трансформационные сдвиги не только в социокультурных стереотипах, но и во всей системе ценностей, закономерно приводят к качественным изменениям в общественном сознании. Это явление выражается, в частности, в подмене одних ценностно-нормативных домшшгг иными. В данном контексте закономерным следствием становится, наряду с другими кризисами, возникновение кризиса в мировоззрешеской системе: развитие общественного организма, прежде всего, происходит из-за непрерывного усложнения структуры сознания личности, и, в первую очередь, ее психофизических и социокультурных потребностей, а именно личность является основным звеном социокультурной связи.
Соответственно, исследование формирования идеологического мировоззрения в структуре сознания личности могут, в конечном итоге, позволить найти такое соотношение между обществом и личностью, которое, как писал Н.О. Лосский1, будет способствовать синтезу универсализма и индивидуализма в системе «общество - личность». И это будут те редкие отношения, которые практически не встречаются на практике, поскольку человечеству, к сожалению, свойственны крайности: от неумеренного универсализма, принижающего достоинство личности, до индивидуализма гротескно-пантагрюэлевского толка. Золотая середина, которую так справедливо превозносил Платон, предполагающая соединение отношений, когда личность сознательно подчиняется высшим ценностям общества, постоянно ускользают из практики мира.
1 Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. М., 1991. С. 208. -3-
Таким образом, работа, посвященная изучению идеологического мировоззрения в структуре сознания личности, способствует, во-первых, выявлению социальных связей, определяющих формирование идеологической составляющей в мировоззренческой системе личности; во-вторых, ведет к осознанию изменений, происходящих в мировоззренческой системе личности на современном этапе.
Степень научной разработанности темы. В современной научной литературе активно исследуется проблема влияния идеологии на мировоззрение личности.
В ростовской научной школе Ю.Г. Волковым, B.C. Малицким, В.А. Кириком, Г.И. Колесниковой были исследованы сущность, структура, исторические типы идеологии, а также создана обобщенная со-циалыю-философская интерпретация идеологии1, систематизированы основные идеи и принципы идеологии гуманизма как идеологии будущего российского общества. Кроме того, поднимались вопросы со-циалыю-философского анализа идеологии в контексте соотношения гуманистической идеологии и идентичности, проводилось исследование значения идеолог ии в современном обществе, изучались особенности и вопросы современности в рамках, задаваемых процессами взаимодействия и трансформационными процессами, а также те механизмы, посредством которых осуществляется воздействие в социальной системе, а также методы воздействия на сознание личности.
Проблема исследования идеологического мировоззрения в структуре сознания личности распадается на ряд взаимосвязанных подпроблем: сознание личности, личность, мировоззрение личности, идеология.
Сознание личности в социально-философской научной мысли, его рациональные и иррациональные составляющие и возможности воздействия на него исследовались как в трудах представителей рационализма (Р. Декарт, И. Кант, Г.В.Ф. Гегель)2, так и экзистенциа-
1 Гладышева ВА. Идеологическая идентичность в современном российском обществе (социально-философский анализ): автореф. дис.... канд. филос. наук. Ростов н/Д, 2012.30 с.
2 Декарт Р. Соч.: в 2 т. / пер. с лат и фр.; сост., ред., вступ. ст. В.В. Соколова. М.: Мысль, 1989; Кант И. Соч.: в 6 т. М„ 1963-1966;
лизма (М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр.)1. Однако наибольшее внимание сознанию личности было уделено в рамках философской психологии, где акцент ставился на соотношении в структуре личности сознательного и бессознательного: 3. Фрейд2, А. Адлер3, Б.Г. Ананьев.
Так, 3. Фрейд, выделил бессознательное, определив его как вытесненные из сознания невротические переживания. Развивая социально-психологические идеи ученого, А. Адлер построил схему невротической личности. На основе его исследований в отечественной соци-алыю-философской мысли Б.Г. Ананьев пришел к выводу о необходимости переноса акцента при изучении личности на чувственное восприятие как главную составляющую в развитии способностей к мышлению и рефлексии. Данный тезис стал базовым в его системной модели человекознания. В трудах И.В. Ватина, Ю.Г. Волкова, С.А. Левицкого, М.К. Мамардашвили, В.А. Ядова, О.Ю. Аргемовой, Б.Ф. Порш-нева личность рассматривается как социальное существо сквозь призму индивидуальной субъективности. А.Н. Леонтьев акцентировал внимание на необходимости разграничения личности и среды и в тоже время указывал на важность при исследовании личности учитывать весь спектр средовых отношений взаимодействия и взаимовлияния, возникающий в процессе ее жизнедеятельности. Генотип личности и гено-тип-средовые отношения, а также влияние последних на генотип личности изучали А.Г1. Анохин, Н.ГТ. Дубинина, КБ. Булаева, Т.М. Марютина, И.В. Равич-Щербо. Вопросам развития :гичносш посвящены труды Р. Ассаджиоли, А.Г. Маслоу4, Дж. Пауэлла5.
Гегель Г.В.Ф. Философия духа // Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: в 3 т. М., 1977.
1 Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления / пер. с нем. М., 1993; Сартр Ж.П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов. М., 1989.
2 Фрейд 3. Психология бессознательного / пер. с нем. М.,
1989.
3 Адлер А. О нервическом характере / пер. с нем. СПб.,
1997.
4 Маслоу А. Мотивация и личность. М., 1987.
5 Пауэлл Дж. Полнота человеческой жизни // Психология человеческих проблем. Минск, 1998. С. 34-43.
Мировоззрение личности, являясь производным от сознания личности, содержит в себе ценности, установки, убеждения, представляя, таким образом, удобную мишень для инициирования деятельности личности, поскольку воздействие на ее ценности и потребности формируют мотивацию. Ценностный уровень является основанием мировоззрения и изменения на этом уровне приводят к трансформации всей мировоззренческой системы. Виды, иерархию и генезис ценностей исследовали A.C. Капто, A.B. Миронов. Анализ ценностно-смыслового уровня форм общения представлен в работе ЛИ. Рюм-шиной. Наиболее ценной идеей в контексте данного исследования предстает идея о том, что воздействие на сознание дает больший эффект при формировании в мировоззренческой системе установки на социально-адаптированное поведение. Исследованием происхождения, спецификой формирования, развитием адаптивного поведения занимались H.H. Данилова, У.Э. Этой, А.Д. Урсул, П.К. Анохин, B.C. Ротенберг иВ.В. Аршавский.
Содержание и структура идеологии в научном -знании, трансформация идеологии в современном российском обществе, смысловая динамика идеологем советской эпохи раскрывают те изменения, которые произошли в ней иод влиянием социокультурных перемен. Также поднимался вопрос о проблеме идеологии в контексте феноменологической традиции и институциональных факторах формирования политической идеологии и информационных стратегий формирования политического сознания. Идеология в контексте определенных социально-политических условий как элемент в системе управления, где главная цель - регуляция поведения личности, рассматривалась различными исследователями. Ю.Г. Волков1 исследовал значение идеологии в формировании идентичности, C.B. Володенков изучал методы ин-формащюнно-пспхолошческого воздействия на массовое сознание, С.Г. Кара-Мурза и С. Смирнов рассматривали манипуляционные способы воздействия на массовое сознание, В. Колесов анализировал специфические черты, появившиеся в сознании русского народа как результат воздействия реформ, A.B. Лубский выявил характеролопгческие черты русского культурного архетипа, B.C. Малицкий раскрыл значение идеологии в
1 Волков Ю.Г. Идентичность и гуманистическая идеология: взгляд в будущее. М.: Социалыкыумапитарные знания, 2006. 228 с.
современной действительности, В.П. Пугачев описал политтехноло-гии, предназначенные для трансформации сознания групп населения, практикующиеся в современном российском обществе.
Новейшие исследования в данной проблемной сфере сконцентрировались вокруг анализа аспектов взаимосвязи различных картин мира в процессе поиска идеологической идентичности, происходящего в социальном пространстве под воздействием различного вида технологий в процессе формирования в философской традиции основных подходов к определению социальных проблем как социально опасных болезней общества.
Таким образом, в социально-философских исследованиях раскрываются следующие проблемы: сознание личности и его структура; соотношение сознательного и бессознательного в структуре личности; методы и способы воздействие на сознание личности с целью выработки у нее определенных установок и форм реагировашш, инициирующих адаптивное поведение через изменение ценностной системы личности; иерархическое распределение ценностей в структуре личности, их значение; соотношение рационального и иррационального в структуре личности, их роль в социальной регуляции.
Однако в настоящее время отсутствуют комплексные исследования, посвященные анализу идеологического мировоззрения в структуре сознания личности. Данный пробел в научном знании определяет концентрированный и проблемный характер темы диссертационного исследования.
Цель диссертационного исследования состоит в разработке концептуальных оснований трансформации идеологического мировоззрения в структуре сознания личности.
Реализация цели достигается посредством последовательного решения следующих исследовательских задач:
систематизировать теоретические подходы к изучению идеологического мировоззрения в структуре сознания личности и концептуализировать основания трансформации идеологического мировоззрения в структуре сознания личности;
выявить методологические основания исследования идеологического мировоззрения в структуре сознания личности;
исследовать корреляцию идеологических форм и исторического периода с целью определения специфики идеологического мировоззрения личности;
определить влияние идеологии на формирование мировоззрения личности;
определить концептуальные основы трансформации идеологического мировоззрения личности в российском обществе в конце XIX - XX веках;
выявить особенности идеологического мировоззрения в структуре сознания личности постсоветского периода.
Объект исследования - сознание социально-активной личности.
Предмет исследования - идеологическое мировоззрение как элемент структуры сознания личности.
Гипотеза диссертационного исследования. Структура идеологического мировоззрения включает в себя коллективные и личностные составляющие, дифференцируемые по сознательным и бессознательным уровням. На уровне коллективного и личностного бессознательного идеологическое мировоззрение формирует семиотическое пространство, способствующее взаимодействию членов общества; осуществляет адаптацию восприятия социальной реачыюсти; формирует нормативное поведение и адекватные ожидания относительно поведения других членов общества. На уровне коллективного и личностного сознательного идеологическое м1фовоззрение обеспечивает доминирование рационалистической установки на достижение прагматического результата; формирование пассивности восприятия и адаптационных свойств в сравнении с творческими.
Теоретико-методологической базой исследования являются принципы социокультурной обусловленности развития личности как субъекта познания, материального единства мира, всеобщей взаимосвязи и системности.
Методологической базой исследования является комплексный подход, включающий в себя культурологический, диалектический и онтологический методы, а также методы историзма и объективности. На промежуточных этапах применялся метод феноменологического анализа.
Методологическую основу работы составили общенаучные принципы системности, соответствия, полноты, дополнительности, непротиворечивости, детерминизма и верификации.
В качестве теоретической осноеы настоящей работы используются исследования по социальной философии, а также достижения в области человекознания и естественных наук отечественных и зарубежных ученых.
Достоверность данных, полученных в процессе исследования, обеспечивается адекватной цели и задачам научно-методологической базой, а также соотнесением полученных результатов с результатами исследований других авторов.
Научная новизна работы определяется следующими позициями:
на основе анализа теоретических подходов концептуализировано понятие «идеологическое мировоззрение» как способ онтологического познания мира, а также способ его конструирования;
выявлены методологические основания исследования идеологического мировоззрения в структуре сознания личности с позиций коллективной и личностной составляющих;
рассмотрены критерии различия идеологий в историческом развитии, позволяющие установить отношения опосредованной взаимозависимости идеологии и социального развития, определяющих специфику идеологического мировоззрения личности;
доказано, что идеологическое мировоззрение на макро- и микроуровнях позволяет выявить условия формирования идеологического мировоззрения личности и определить способы реагирования и оценивания происходящего;
дается обоснование того, что трансформация идеологического мировоззрения личности в имперский и советский периоды развития российского общества коррелируется с ментальным основанием и включает в себя общие вдеологемы;
раскрыт доминирующий тип идеологического мировоззрения личности в современном российском обществе, указано, что данный тип является по своей сущности оптимальным для создания тоталитарного государства.
Научную новизну диссертационного исследования подтверждают основные положения, выносимые на защиту.
1. Исследование идеологического мировоззрения в структуре сознания личности базируется на принципе социально-антропологической обусловленности происхождения и характера идеологии. Рассматривая идеологию как результат развития социальной системы, особое внимание следует уделять изучению структуры и механизмов функционирования данной системы. При таком подходе идеологическое мировоззрение в структуре сознания личности предстает как способ социально-практического самоописания личности в контексте общества, имеющее в социуме исключительно функциональное назначение. Несмотря на то, что идеология есть результат эволюции культуры, последующие векторы развития идеологии и культуры могут не всегда совпадать, а в крайних своих вариантах даже быть разнонаправленными.
2. Мировоззрение имеет коллективные и личностные составляющие. На уровне коллективного и личностного бессознательного идеологическое мировоззрение выполняет такие функции, как создание семиотического пространства, способствующего взаимодействию членов общества; адаптация восприятия социальной реальности; формирование нормативного поведения и адекватных ожиданий относительно поведения других членов общества. На уровне коллективного и личностного сознательного идеологическое мировоззрение выполняет функции превалирования рационалистической установки на достижение прагматического результата; формирования пассивности восприятия и адаптационных свойств в сравнении с творческими.
3. Все идеологии различаются по двум основным критериям: по отношению к прогрессу (неприветствие, нейтральное отношение, приветствие) и по предлагаемой модели общественного устройства (традиционное, смешашгое, инновационное). Крайними полюсами выступают идеологии консерваторов/либералов, между которыми располагаются идеологии, предпочитающие путь постепенных реформ. Но не всегда исторический период коррелируется с определенной идеологической формой. Исторический контекст и идеология находятся в отношениях опосредованной взаимозависимости в той мере, в какой исторические условия влияют на развитие общества, а через него - на доминирующую идеологию в обществе, которая, в свою очередь, определяет идеологическое мировоззрение личности.
4. Идеологическое мировоззрение на макроуровне включает надличностную радикальную идеологию - идеологию эпохи, или ци-вшшзационную идеологию, государственную идеологию. На микроуровне идеологическое мировоззрение выступает в качестве первоосновы, определяющей специфику типов мировоззрения личности как элементов единого мировоззрения личности. Исторический период, являясь макросредой, в которой происходит формирование идеологического мировоззрения личности, задает способы реагирования и оценивания происходящего как проявления мыслительных и поведенческих стереотипов, практическое осуществление мировоззренческих установок, выступающих матрицей, которая ограничивает реализацию личностной многомерности.
5. Формирование и эволюция идеологического мировоззрения личности прошло те же этапы, что и формирование идеологического мировоззрения русского общества: крещение Руси, монголо-татарское нашествие, Петровские реформы, Окгябрьская революция, развал СССР, современной этап. К параметрам, определяющим особенности формирования и эволюционирования идеологического мировоззрения личности, относятся историческая среда и этические нормативы. Историческая среда из-за своей большей статичности определяет формирование, а этические нормативы - развитие идеологического мировоззрения личности. Идеологическое мировоззрение личности в России имперского и советского периодов коррелируется ментальным основанием и включает в себя общие идеологемы: «родина», «добро», «справедливость», «любовь», «свобода», «воля», «ответствешюсть».
6. Эволюция идеологического контекста в постсоветском российском обществе предполагает смену официально принятых идеологических мифологем. В современных условиях мировоззрение личности под влиянием транслируемой мифологемы трансформируется в направлении отторжения пропагандируемых властными структурам идей. Поэтому доминирующий тип идеологического мировоззрения личности в современном российском обществе - ¡с!еок^1сит сояпоШеопа сопяеп'айошз - предполагает благоприятную ситуацию для создания тоталитарного государства, что может происходить под разными лозунгами.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Содержащиеся в работе теоретические выводы относительно концеп-
туализации понятия «идеологическое мировоззрение», выявления типов идеологического мировоззрения личности в структуре сознания личности, определения доминирующего типа идеологического мировоззрения личности в России могут быть использованы при комплексном анализе проблемы идеологического мировоззрения общества и личности.
Практическая значимость работы заключается в том, что раскрытие проблемы идеологического мировоззрения в структуре сознания личности дает возможность повысить качество научного обеспечения органов государственной власти и управления: предоставление информации, рекомендаций, социальных технологий для повышения эффективности управленческих решений в сфере идеологии государственной политики.
Результаты, достигнутые в процессе диссертационного исследования, могут также применяться при формировании курсов по социальной философии, социологии управления, философии полигики, а также при подготовке спецкурсов по проблеме идеологического мировоззрения личности в системе регуляции поведения личности.
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на межвузовских, региональных и международных конференциях, в том числе на межрегиональной научно-практической конференции «Социализация молодежи Юга России в XXI в.» (Ростов-на-Дону, 2009 г.), межрегиональной научно-практической конференции студентов и молодых ученых Юга России (Ростов-на-Дону, 2009 г.), конференции студентов и аспирантов «Путь в науку 2008» (Ростов-на-Дону, 2010 г.), «Путь в науку 2009» (Ростов-на-Дону, 2010 г.), Всероссийской научной конференции «Сорокинские чтения» (Ростов-на-Дону, 2010,2011 гг.).
Материалы исследования были отражены в восьми публикациях общим объемом 5,96 пл., в том числе в трех статьях, опубликованных в изданиях, рекомендованных ВАК Мшюбрнауки России, а также в одной монографии.
Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования и включает введение, три главы (шесть параграфов), заключение и библиографию.
П. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы исследования; рассматривается степень ее разработанности; формулируется цель и задачи диссертационной работы; предоставляются теоретико-методологические основы исследования; раскрывается новизна и формулируются основные положения, выносимые на защиту; обосновывается теоретическая и практическая значимость исследования.
В главе 1 «Теоретико-методологические аспекты изучения идеологического мировоззрения в структуре сознания личности» рассматриваются концептуальные основы изучения идеологического мировоззрения в структуре сознания личности, определяется методологическое основание, проясняются базовые термины исследования.
В параграфе 1.1 «Проблемы изучения идеологического мировоззрения в структуре сознания личности в социально-философской литературе», исходя из заявленной в нем проблематики, последовательно рассмотрены базовые понятия (личность, сознание личности, бессознательное), а также их интерпретация в социально-философской научной мысли, соотношение сознательного и бессознательного, их место в структуре сознания личности, а также собственно идеологическое сознание личности и мировоззрение в структуре сознания личности.
Концептуализировано понятие «идеологическое мировоззрение личности». В данном исследовании, исходя из определения сущности идеологии, который дал B.C. Малицкий1, как социального явления, выступающего одновременно в трех ипостасях: и как теоретическое мировоззрение, и как следующая из мировоззрения система регуляторов, и как система идеологического воздействия. Под идеологическим мировоззрением личности понимается система концептуально оформленных взглядов и идей, выражающая интересы личности, исходя из ее принадлежности к социальному классу, группе, обществу, определяющих видение и понимание мира, место в нем, ее жизненные позиции и программы поведения.
В отличие от сознания идеологическое сознание личности отражает существующую зависимость всей структуры сознания от по-
1 Малицкий B.C. Идеология: История и совремешюсть. М.,
2005.
ложения личности в социуме, а также от специфики исторической ситуации. И сущность собственно идеологизации сознания личности состоит в придании сознанию личности направления в идеологически необходимую сторону.
Одним из эффектов данной практики является трансформация мировоззрения личности, проявляемая в социальных отношениях, прежде всего, через систему символических обменов, которая представляет собой инвариантное ядро системы социальных отношений, функционирующее на бессознательном уровне. С точки зрения К. Ле-ви-Стросса, главным в системе символических обменов является ее бессознательный характер, формируемый коллективным бессознательным. Таким образом, мировоззрение в структуре сознания личности предстает как некий результат взаимодействия сознательных и бессознательных структур сознания, которые, в свою очередь, состоят из различных структур, образующих иерархию («структуру структур»), Для понимания всей совокупности существующих связей внутри мировоззрения личности как системы необходимо учитывать все многообразие связей между и структурами, и «структурами структур». К. Маркс, К. Леви-Стросс, Шишков и Шелер, каждый в своем аспекте, подчеркивают диалектический характер данных связей и идеологической сущности их проявления в социальных действиях, проникающей в мировоззрение через символические системы (мифологию, религию, политическую идеологию) как при помощи формы слов, так и конкретных действий, которые, имея смысловую нагрузку, фактически приобретают ритуальный характер.
На основе проведеного выше анализа научной литературы ви-явлено следующее: не было изучено и определено идеологическое мировоззрение в структуре сознания личности; в качестве начального этапа исследования именно идеологического мировоззрения в структуре сознания личности можно обозначить формулирование проблемы бессознательного массового идеологического мировоззрения, основанного на идее символизма бессознательных структур, сформулированной Леви-Строссом. На этом основании можно сделать вывод, что мировоззрение, как и сознание, имеет сознательные и бессознательные структуры, которые, в свою очередь, подразделяются на коллективные и индивидуальные (личностные) составляющие. Мировоззрение можно классифицировать по видам, одним из которых будет являться идео-
логическое мировоззрение. Данная структура включена в коллективное и индивидуальное (личностное) сознание и может бьггь применена к любому из видов мировоззрения. Соответственно, идеологическое мировоззрение в структуре сознания личности состоит из осознаваемых и неосознаваемых составляющих, которые находятся в состоянии взаимодействия и взаимовлияния.
В параграфе 1.2 «Методология исследования идеологического мировоззрения в структуре сознания личности» проводимый анализ проблематики основывается на принципе социально-антропологической обусловленности происхождения и характера идеологии, находящей свое отражение в идеологическом мировоззрении личности.
Определено, что процесс теоретико-методологического осмысления феномена идеологического мировоззрения в структуре сознания личности содержательно тесно связан с теоретическими моделями общества, концепциями идеологии как социальной подсистемы, мировоззренческими концепциями и концепциями структуры сознания личности. Большую роль играет и социокультурный контекст, в рамках которого шло формирование идеологических концепций, мировоззренческих оснований и социальных смыслов.
Анализ идеологического мировоззрения в структуре сознания личности должен проводиться на основе рассмотрения взаимосвязи понятий «эволюция культуры» и «идеология». Однако признание взаимосвязи культуры и природной составляющей в структуре личности и ее сознания не отрицает изначальную двойственность человеческой сущности. Таким образом, и сознание личности как процесс и результат человеческой деятельности, и формирование мировоззрения, представляя собой артефакты, воплощают, по сути, как писал A.A. Мигола-тьев1, всю человеческую экзистенцию, накопленную в процессе эволюции во всех сферах общества.
Доказано, что эволюция культуры, ее понимание, а также эволюция сознания личности и формирование в данном процессе мировоззрения, проявляя единство своих социокультурных оснований, тесно связаны с идеологией. Мировоззренческие основания общества модерна, на котором формировались и развивались учения об идеологии
1 Миголатьев A.A. Философия культуры // Социально-гуманитарные знашш. 2002. № 5.
вообще и идеологии модерна в частности позволяют рассматривать описание идеологии модерна в качестве своеобразной праформы идеологии. Данная праформа включает в себя следующие мировоззренческие установки: среди факторов, обусловливающих процесс социального развития, ведущая роль принадлежит экономике; антропологический тип homo eoconomicus есть доминирующий тип личности в индустриальном обществе. Включение обществ с иным типом и принципами функционирования экономики в пространство индустриального общества, противоречивость развития экономики в индустриальную эпоху ведет к экономическим кризисам, появлению новых социальных групп и слоев, находящихся в противоречивых отношениях. Следствием этого становятся конфликты интересов, приводящие к возникновению войн и революций, признанию новых социальных институтов.
Сделан вывод, что идеология предстает как способ социально-практического самоописания общества индустриальной современности, имеющее в социуме исключительно функциональное назначение, поскольку только то, что «описано», а вернее «вписано» в универсум культурных смыслов и общественных ценностей, соответствует официально декларируемой идеологии, приобретая статус «законного». Главными отличительными свойствами идеологии'на этом фоне являются рациональность и формализованность, происходит институализация идеологии, вследствие чего идеология превращается в сильно действующий регулятор социальных отношений, вытесняя религию на второй план.
Идеология, с одной стороны, есть определенный этап и в эволюции культуры, и в эволюции сознания личности. Несмотря на то, что идеология есть результат эволюции культуры, в дальнейшем векторы развития идеологии и культуры могут не всегда совпадать, а в крайних своих вариантах даже быть разнонаправленными. Однако, как видно из анализа исторического развития, когда модернизация приобретает этатистско-идеократическую форму, элементы которой в некоторой степени присутствовали практически во всех типах модерниза-ционных процессов, главными заказчиками и официальными трансляторами модернизационной идеологии становятся представители национальных элит.
На основе проведеного анализа научной литературы сделаны следующие выводы. Во-первых, в рамках научного знания было изу-
чено и определено идеологическое мировоззрение в структуре сознания личности. Во-вторых, в качестве начального этапа исследования именно идеологического мировоззрения в структуре сознания личности можно обозначить формулирование проблемы бессознательного массового идеологического мировоззрения, основанного на идее символизма бессознательных структур, сформулированной у Леви-Стросса.
В главе 2 «Специфика идеологического мировоззрения в структуре сознания личности в социокультурном контексте» анализируется взаимосвязь идеологии и исторического контекста, выявляется влияние идеологии на формирование мировоззрения личности, раскрывается авторская классификация типов идеологического мировоззрения личности.
В параграфе 2.1 «Взаимосвязь идеологии и исторического контекста» аншшзируется проблема изучения идеологии в рамках ее взаимодействия и взаимовлияния с историческим контекстом.
В результате анализа научной литературы по данному вопросу выявлено следующее. У большинства современных исследователей не вызывает сомнения, что идеологию и ее понимание необходимо рассматривать совместно с исторической ситуацией. Так как, пожалуй, главным структурным признаком нового времени выступает Я-кризис, то реконструкция идеального тина идеологии должна начинаться с поиска исторической корреляции между сознанием эпохи и идеологий1.
При интегральном подходе идеологию можно определить как систему представлений о возможностях развития общества, основанием которой служат взаимосвязанные идеи и представления об общественном идеале на основе групповых интересов. Данная система существует одновременно на двух уровнях: теоретическом (научном) и обыденном сознании субъектов определенного исторического периода. При этом исторический период, представляя собой материальное проявление такой репрезентативной единицы изменения мира, как историческое время, влияет на состояние общества, а через него и на идеологическое мировоззрение личности. Таким образом, содержание мировоззренческой системы вообще и идеологического мировоззрения
1 Матц У. Идеология как детерминанта политики в эпоху модерна //Полис. 1992. № 1-2. С. 130-142.
в частности, формируясь под влиянием социальных факторов, всегда имеет временную историческую привязку.
Таким образом, рассмотрев последовательно особенности исторических периодов, социальные факторы, характерные для определенных типов общества, и доминирующий социальный тип личности в обществе данного периода, можно определить как содержание идеологического мировоззрешгя, так и те факторы, которые влияют на переход от одного доминирующего идеологического мировоззрения в обществе к другому. Поскольку исторические периоды, последовательно сменяя друг друга, имеют свою специфику, которая, определяя особенности общества, влияет на процесс трансформации идеологического мировоззрения. Однако понимание сущности данных периодов как составляющих единого исторического процесса в научной мысли неоднозначно.
Диссертант разделяет мнение большинства исследователей, которые выявляют четкую зависимость между диадами «исторический период - тип общества». Однако взаимозависимость между диадой «тип общества - доминирующая идеология» представлена неоднозначно и определяется иными факторами, из которых доминирующим предстает тип ментальности.
В завершение сделан вывод, что сощюкультурный контекст и идеология находятся в отношениях опосредованной взаимозависимости в той мере, в какой исторический период влияет на состояние общества, а через него на доминирующую идеологию в обществе, которая, в свою очередь, предопределяет идеологическое мировоззрение личности. Таким образом, содержание идеологии общества и идеологического мировоззрения личности, формируясь под влшппгем социальных факторов, всегда имеет временную историческую привязку.
В параграфе 2.2 «Влияние идеологии на формирование мировоззрения личности: типологический анализ» исследуется мировоззрение как понятие, включающее в себя всю совокупность установок, принципов, убеждений, на основе которых осуществляется оценка происходящего в мире, и определение места в нем личности.
По мнению автора, именно мировоззрение придает деятельности личности целенаправленный характер: наделяет деятельность смыслом. Значение же смысла проявляется в ответе на вопрос: «Во имя чего, для чего совершается тот или иной вид деятельности?»
Можно сказать, что основанием мировоззрения личности является некая смыслообразующая идея, становящаяся тем центром, вокруг которого образуется система установок, принципов, убеждений.
Диссертантом предложена классификация типов идеологического мировоззрения. На макроуровне выделяют радикальную (тотальную) идеологию - идеологию эпохи, или цивилизационную, госу-дарегвеш1ую идеологию. На микроуровне рассматривают идеологическое мировоззрение личности, выступающее в качестве первоосновы, предопределяющей специфику других типов мировоззрения личности (экономическое, политическое, эстетическое и др.), представляющих собой составляющие элементы единого мировоззрения личности. Поскольку личность живет в определенную историческую эпоху, то неопровержим тезис о влиянии исторического периода на мировоззрение личности. При этом каждый исторический период активизирует определенную потребность, выводя ее в ранг доминирующей. Представляется возможным, через анализ доминирующих потребностей в каждом из исторических периодов выйти на создание типологии идеологического мировоззрения личности.
На основе корреляции исторического периода с доминирующими потребностями, целями, видом деятельности разработана авторская классификация типов идеологического мировоззрения личности. Им выделены следующие типы идеологического мировоззрения личности: 1ёео1о§1сиш сояпоШеопа сошегоШогш (от лат. сошегуайогаэ -сохранение); ¡с1ео1о§1сит созтоШеопа ас1ер1ю1т (от лат. аскрЬота -достижение); ¿с1ео1о^сит соэтоЛеопа сошиттаШт (от лат. сопяиттайип в четвертом значении - совершенствовать, доводить до совершенства).
В работе выявлена зависимость между историческим периодом и типом идеологического мировоззрения личности. Данная зависимость объяснятся следующим образом: особенности, определяющие исторический период, предопределяют доминирование определенной потребности, которая, в свою очередь, предопределяет содержательный компонент идеологического мировоззрения общества и личности. Однако следует понимать, что выделение личностной типологии идеологического мировоззрения в соотнесении его с определенным историческим периодом не означает присутствие в данном историческом периоде только постелей данного мировоззренческого типа, но толь-
ко преобладание таких носителей. Соответственно, носители определенного мировоззренческого типа по-разному воспринимают информацию, фиксируемую в общественных правилах и, в свою очередь, определяемую историческим периодом. Из этого следует, что личность как носитель определенного типа идеологического мировоззрения в результате обработки предоставляемой информации совершает определенные выборы, в результате которых либо утверждается в своем идеологическом мировоззрении, либо в результате постепенно накапливающихся сомнений в определенный момент меняет его на иное (закон перехода количества в качество). Со временем число носителей иного идеологического мировоззрения накапливается, инициируя возникновение тех факторов, которые способствуют кардинальным переменам в историческом периоде и тем самым приводят к его изменению, а впоследствии новый исторический период поощряет доминирование носителей определенного типа идеологического мировоззрения. Таким образом, смена доминирующего типа идеологического мировоззрения личности происходит по следующей схеме: исторический период - социальные факторы - информация - обработка информации личностью - постепенное изменение соотношения носителей идеологического мировоззрения с доминирующего на равновесное по отношению к носителям иного идеологического мировоззренческого типа -изменение социальных факторов - смена исторического периода -смена идеологического мировоззрения в обществе - доминирование иного типа идеологического мировоззрения личности.
В завершение делается вывод, что исторический период, являясь макросредой, в которой происходит формирование идеологического мировоззрения личности, задает параметры реагирования и оценивания происходящего, являющиеся проявлением мыслительных и поведенческих стереотипов как практическое осуществление идеологических мировоззренческих установок, выступающих, по сути, матрицей, ограничивающей реализацию личностной многомерности.
В главе 3 «Регулятивная функция идеологического мировоззрения в структуре сознания личности в российском обществе» рассматриваются особенности идеологического мировоззрения в структуре сознания личности в российском обществе, а также функции идеологического мировоззрения как регулятора социальных отношений.
В параграфе 3.1 «Особенности идеологического мировоззрения в структуре сознания личности в российском обществе имперского и советского периодов» выявляются особенности формирования и эволюции идеологического мировоззрения личности по следующим параметрам: исторический аспект, геополитические детерминанты, этические нормативы с момента зарождения нации до современности.
Влияние исторического аспекта на формирование идеологического мировоззрения личности опосредовано, проявляется через такие составляющие, как национальный характер, национальный менталитет. При этом главными отличительными чертами русского менталитета являются априорная убежденность в изначальном равенстве всех, из которой вытекает и обостренная нетерпимость к несправедливости и эгалитарно-коллективная свобода, частичное передоверие личной свободы коллективу и делегирование доминирующей роли государству, выражающиеся в подчиненности личности государству как следствию патерналистской 'традиции, и бунт против этого же государства, если надежды, возложенные на него, не оправдались.
Диссертантом выявлено, что геополитические детерминанты, определившие специфику России (срединное положение на евроазиатском континенте, гигантское географическое пространство, необычайно сложные природно-климатические условия, полиэтничность), оказывают значительное влияние на формирование идеологического мировоззрения личности, требуя для своего преодоления определенных личностных качеств (упорства, целеустремленности, верности), и тем самым «вызывают их к жизни», помещая личность в крайние ситуации жизни и смерти, жизни и выживания, потери и сохранения, сохранения и приобретения.
Этические нормативы русского народа, изначально содержавшие в себе общечеловеческие универсалии, имеют истоки в язычестве, на которые впоследствии наложились православие, былины как синтезированная форма этических норм язычества и православия, а также изуродованная форма христианства в виде большевизма, не обезобразившая, а оттенившая их, поскольку коммунистическая идеология выступила в роли «идеологического консерванта», существенно сгладив социокультурные противоречия, которые «подрывали» ментальные основания и были вызваны во многом геополитическими особенностями России. Парадокс советского периода заключался в том, что че-
рез обращение к архаическим формам мышления и активизацию общинных форм поведегатя были актуализированы социальные потребности сквозь призму идеологизированных духовных потребностей. Эта духовная «привязка» к идее социального прогресса во имя и для установления справедливости как главпой ценности приводила к доминированию идеологической составляющей в мировоззрении личности.1
В результате исследования исторического аспекта, идеологического мировоззрения личности и этических нормативов были сделаны следующие выводы. Исторический аспект в силу своей большей статичности в значительной степени определяет формирование, а этические нормативы - эволюцию идеологического мировоззрения личности. Это объясняется тем, что исторические детерминанты, находясь во взаимосвязи, изначально закладывают основы ментальное™ народа, в то время как этические нормативы более пластичны, поскольку, представляя «вершину» ментальности и зачастую привнося только внешние изменения, не затрагивают ее основания.
Идеологическое мировоззрение личности, являясь во многом производным от идеологического мировоззрения, домшшрующеш в обществе, имеет ментальное основание и включает в себя такие вдеологемы, как «родина)>, «добро», «справедливость», «любовь», «свобода», «воля», «ответственность».
Формирование и эволюция идеологического мировоззрения личности прошло те же этапы, что и формирование идеологического мировоззрения русского общества: крещение Руси (конец X в.), монголо-татарское нашествие (ХШ в.), Петровские реформы, Октябрьская революция (начало XX в.), развал СССР (конец XX в.), современной этап (начало XXI в.), который требует отдельного анализа в силу неоднозначности социально-политических процессов, происходящих в настоящее время в развитии общества.
В параграфе 3.2 «Особенности идеологического мировоззрения в структуре сознания личности постсоветского периода» особенности идеологического мировоззрения в структуре сознания личности постсоветского периода рассматриваются на основе полученных результатов, описанных в предшествующих параграфах.
1 Архипенко С.И. Трансформация социального тина личности в России: автореф. дис. ...канд. филос. наук. Ростов н/Д., 2010.
Процесс эволюции идеологии в постсоветском обществе может рассматриваться как процесс последовательной смены мифологем через «распредмечивание» их в повседневной практике деятельности личности и последовательное «подведение» ко всеобъемлющей мифологеме. При этом мифологемы идеологии структурно включают в себя два основных уровня: мифологемы «свои»/«чужие» и «про-шлое»/«будущее». Так, в период перестройки (1985-1991 гг.) официально декларируется идеологическая мифологема - мифологема «Хранитель», предполагающая создание новой модели «социализма с человеческим лицом» (на январском Пленуме ЦК КПСС 1987 г., XIX партконференции летом 1988 г. М.С. Горбачев, признав наличие деформаций в политической системе, формулирует новую сверхзадачу - создайте «нового социализма»), В период деидеологизации и поиска новой идеологии (1991-2000 гг.) официально декларируемой идеологической мифологемой является мифологема «Искатель», предполагающая поиск новой идеологии. Следствием такой идеологической мифологемы стала потеря ориентиров, деидеологизация, что в совокупности предопределило номенклатурное происхождении современной российской элиты, а также характер российской бюрократии и российского капитализма. В современный период (с 2000 г. по настоящее время) официально декларируемая идеологическая мифологема - мифологема «Мудрец», характерными чертами которой являются сочетание патриотических ценностей с признанием права частной собственности. Данная мифологема фактически последовательно подготавливает сознание личности для восприятия трансформации политической системы из политической технологии «демократического общества» в «наследного президента», по сути являющейся «республиканской монархией» или «монархической республикой». Таким образом, изначально постсоветская идеология преподносилась как новое видение и деление социального мира, происходящее как результат идеологической перемаркировки структур социальной реальности, следствием чего становится ее реальное изменение.
В результате на основе анализа эволюции идеологического контекста в постсоветском российском обществе смена социальной реальности происходила в результате последовательной смены официально принятых идеологических мифологем «Хранитель» - «Искатель» - «Мудрец». Поскольку основанием идеологического мировоз-
зрения личности является некая смыслообразующая идея, являющаяся тем центром, вокруг которого формируется система установок, принципов, убеждений, то эволюцию смыслообразующих идей, которая происходит параллельно эволюции идеологического контекста, можно отследить по смене мифологем. Это объясняется тем, что основное назначение официально принятых мифологем и заключается во внедрении в сознание личности смыслообразующих идей, являющихся их «стержнем». Так, основополагающей идеей мифологемы «Хранитель» является идея сохранения, приумножения; мифологемы «Искатель» -разрушение, поиск, изменение; мифологемы «Мудрец» - традиции, стабильность.
Мировоззрение личности трансформируется под влиянием официальной идеологии, транслируемой через внедрение в сознание мифологемы основополагающей идеи. Вектор трансформации при этом может быть направлен как в сторону интеграции пропагандируемых идей, так и на их отторжение. Что касается российского общества, то на современном этапе вектор трансформации идеологического мировоззрения личности направлен на отторжение не только идей, пропагандируемых официальными властными структурам!, но и оппозицией.
Исходя из положения, доказанного в параграфе 2.2 (определяющими при формировании идеологического мировоззрения личности являются составные элементы мировоззрения - потребности, цель, вид деятельности) и созданной на основе этого положения типологии идеологического мировоззрения личности, а также проведенного анализа научной литературы по данному вопросу, диссертантом сделан вывод, что у большинства населения в современном российском обществе преобладают биологические потребности с доминирующей мотивацией «сохранение». Соответствешю, доминирующий тип идеологического мировоззрения личности в современном российском обществе - ¡ёеок^сит соэтоШеопа сопвеп/аиогш. Это делает всю ситуацию весьма благоприятной для создания тоталитарного государства, что может происходить под разными «флагами»: «возрождение царя», «построение лучшего общества на основе традиций российской империи», «конструирование нового общества на основе лучшего из достижений». В различных пропорциях все названное можно найти в предвыборных программах претендентов на «трон» президента, что
приводит к следующей мысли: «В принципе, не важно, кто победит, важно, какие истинные цели скрываются под этими лозунгами».
Регулятивная функция идеологического мировоззрения проявляется во внедрении в сознание личности заранее сформированной системы взглядов. Восприятие данной системы сознанием личности и ее интеграция с уже существующей нормативно-ценностной системой личности порождает ожидаемое (регулируемое) поведение личности. Собственно же идеологическое мировоззрение в структуре сознания личности в современном российском обществе, если говорить о доминирующей тенденции, находится в стадии деградации. Частичное подтверждение этому можно найти как в данных социологических исследований, так и в меркантильных мотивах посещения митингов подавляющим большинством, а также в рационализированной позиции отстраненности от таких митингов.
В заключении подводятся итоги проведенного исследования, излагаются основные выводы, подчеркивается теоретическая и практическая значимость работы, намечаются перспективы дальнейшего исследования.
Основные научные результаты диссертации опубликованы в следующих работах автора:
Монография.
1. Селиванов A.A., Колесникова Г.И. Идеологическое мировоззрение личности. Германия: Saaibrucken, Lap Lambert Fcademic Publishing, 2012.-6,12/3,06 п. л.
Научные статьи, ацйткованные в изданиях, рекоенеидовшшых ВАК Минобрнауки России.
2. Селиванов A.A. Идеологическое мировоззрение личности в России: специфика формирования и эволюция // Социально-гуманитарные знания. 2012. № 7. - 0,5 п. л.
3. Селиванов АЛ. Идеология и идеологическое мировоззрение личности: исторический контекст // Социально-гуманитарные знания. 2011. № 7. Спецвыпуск. - 0,5 п. л.
4. Селиванов АЛ. Основания классификации идеологического мировоззрения личности // Социально-гуманитарные знания. 2010. № 7. Спецвыпуск. - 0,5 п. л.
Научные статьи и тезисы, опубликованные в иных изданиях:
5. Селиванов АЛ. Влияние СМИ на идеологическое мировоззрение личности: методы и последствия воздействия // Путь в науку: науч.-практ. конф. Ростов н/Д.: «Социально-гуманитарные знания», 2008. Вып. 8-0,4 п. л.
6. Селиванов А.А. Проблемы формирования мировоззрения личности в современном обществе II Кавказ наш общий дом: между-нар. науч.-практ. конф. Ростов н/Д: ЮФУ, 2009. - 0,2 п. л.
7. Селиванов АЛ. Динамика трансформации идеологического мировоззрения личности в России в конце XX - начале XXI в. // Путь в науку: науч.-практ. конф. Ростов н/Д.: «Социально-гуманитарные знания», 2010. - 0,4 п. л.
8. Селиванов АЛ. Влияние идеологии на формирование мировоззрения личности: типологический анализ // Путь в науку: науч.-практ. конф. Ростов н/Д.: «Социально-гуманитарные знания», 2011. -0,4 п. л.
Селиванов Алексей Алексеевич
ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ В СТРУКТУРЕ СОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ
09.00.11 - социальная философия
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Подписано в печать 21.11.2013 Печать riso. Уч.-изд. л. 1,0 Тираж 100 экз.
Отпечатано на полиграфической базе СЕВЕРО-КУБАНСКОГО ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА
Заказ № 222
Текст диссертации на тему "Идеологическое мировоззрение в структуре сознания личности"
Министерство внутренних дел Российской Федерации Краснодарский университет
04201455675 На правах рукописи
СЕЛИВАНОВ АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ
ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ МИРОВОЗРЕНИЕ В СТРУКТУРЕ СОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ
Специальность 09.00.11 - социальная философия
ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата философских наук
Научный руководитель -
доктор философских наук Колесников Галина Ивановна
Краснодар - 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение................................................................................. 3
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты изучения идеологическогомировоззрения в структуре сознания личности...... 14
1.1. Проблемы изучения идеологического мировоззрения
в структуре сознания личности в социально-философской литературе.... 15
1.2. Методология исследования идеологического мировоззрения
в структуре сознания личности...................................................... 29
Глава 2.Специфика идеологического мировоззрения в структуре сознания личности в социокультурном контексте.......................... 45
2.1. Взаимосвязь идеологии и исторического контекста................ 46
2.2. Влияние идеологии на формирование мировоззрения личности: типологический анализ............................................................... 60
Глава З.Регулятивная функция идеологического мировоззрения в структуре сознания личности в российском обществе.................. 75
3.1. Особенности идеологическогомировоззрения в структуре сознания личности в российском обществе имперского
и советского периодов................................................................ 76
3.2. Особенности идеологическогомировоззрения в структуре сознания личности постсоветского периода...................................... 89
Заключение............................................................................. 102
Литература.............................................................................. 115
||
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования^ научной мысли современности актуальным вопросом, волнующим и представителей западного научного сообщества, и отечественного, является вопрос о значении идеологического мировоззрения в структуре сознания личности. Данный вопрос приобретает особую значимость в ситуации модернизации, происходящей в начале XXI в. и в политической сфере, и в социальной структуре российского общества.
В данной ситуации повышается роль отдельной личности в жизни общества. Это объясняется тем, что осуществляемые социально-экономические изменения, вызывая трансформационные сдвиги не только в социокультурных стереотипах, но и во всей системе ценностей, закономерно приводят к качественным изменениям в общественном сознании. Это явление выражается, в частности, в подмене одних ценностно-нормативных доминант иными. В данном контексте закономерным следствием становится, наряду с другими кризисами, возникновение кризиса в мировоззренческой системе: развитие общественного организма, прежде всего, происходит из-за непрерывного усложнения структуры сознания личности, и, в первую очередь, ее психофизических и социокультурных потребностей, а именно личность является основным звеном социокультурной связи.
Соответственно, исследование формирования идеологического мировоззрения в структуре сознания личности могут, в конечном итоге, позволить найти такое соотношение между обществом и личностью, которое, как писал Н.О. Лосский1, будет способствовать синтезу универсализма и индивидуализма в системе «общество - личность». И это будут те редкие отношения, которые практически не встречаются на практике, поскольку человечеству, к сожалению, свойственны крайности: от неумеренного универсализма, принижающего достоинство личности, до индивидуализма гротескно-пантагрюэлевского толка. Золотая середина, которую так справедливо пре-
'Лосский Н.О.Условия абсолютного добра. М., 1991. С. 208.
3
#
возносил Платон, предполагающая соединение отношений, когда личность сознательно подчиняется высшим ценностям общества, постоянно ускользают из практики мира.
Таким образом, работа, посвященная изучению идеологического мировоззрения в структуре сознания личности, способствует, во-первых, выявлению социальных связей, определяющих формирование идеологической составляющей в мировоззренческой системе личности; во-вторых, ведет к осознанию изменений, происходящих в мировоззренческой системе личности на современном этапе.
Степень научной разработанности темы.В современной научной литературе активно исследуется проблема влияния идеологии на мировоззрение личности.
Вростовской научной школе Ю.Г. Волковым, B.C. Малицким, В.А. Кириком, Г.И. Колесниковой были исследованы сущность, структура, исторические типы идеологии, а также создана обобщенная социально-философская интерпретация идеологии1, систематизированы основные идеи и принципы идеологии гуманизма как идеологии будущего российского общества. Кроме того, поднимались вопросы социально-философского анализа идеологии в контексте соотношения гуманистической идеологии и идентичности, проводилось исследование значения идеологии в современном обществе, изучались особенности и вопросы современности в рамках, задаваемых процессами взаимодействия и трансформационными процессами, а также те механизмы, посредством которых осуществляется воздействие в социальной системе, а также методы воздействия на сознание личности.
Проблема исследования идеологического мировоззрения в структуре сознания личности распадается на ряд взаимосвязанных подпроблем: сознание личности, личность, мировоззрение личности, идеология.
1 Гладышева В.А.Идеологическая идентичность в современном российском обществе (социально-философский анализ): автореф. дис.... канд. филос. наук. Ростов н/Д, 2012.
4
Сознание личности в социально-философской научной мысли, его рациональные и иррациональные составляющие и возможности воздействия на него исследовались как в трудах представителей рационализма (Р. Декарт, И. Кант,
1 О
Г.В.Ф. Гегель) , так и экзистенциализма (М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр) .Однако наибольшее внимание сознанию личности было уделено в рамках философской психологии, где акцент ставился на соотношении в структуре личности сознательного и бессознательного: 3. Фрейд3, А. Адлер4, Б.Г. Ананьев.
Так, 3. Фрейд, выделил бессознательное, определив его как вытесненные из сознания невротические переживания. Развивая социально-психологическиеидеи ученого, А. Адлер построил схему невротической личности. На основе его исследований в отечественной социально-философской мыслиБ.Г. Ананьев пришел к выводу о необходимости переноса акцента при изучении личности на чувственное восприятие как главную составляющую в развитии способностей к мышлению и рефлексии. Данный тезис стал базовым в его системной модели человекознания.В трудах И.В. Ватина, Ю.Г. Волкова, С.А. Левицкого, М.К. Мамардашвили, В.А. Ядова, О.Ю. Артемовой, Б.Ф. Поршнева личность рассматривается как социальное существо сквозь призму индивидуальной субъективности. А.Н. Леонтьев акцентировал внимание на необходимости разграничения личности и среды и в тоже время указывал на важность при исследовании личности учитывать весь спектр средовых отношений взаимодействия и взаимовлияния, возникающий в процессе ее жизнедеятельности. Генотип личности и генотип-средовые отношения, а также влияние последних на генотип личности изучали А.П. Анохин, Н.П. Дубинина, К.Б. Бу-
1 Декарт Р. Соч.: в 2 т. / пер. с лат и фр.; сост., ред., вступ. ст. В.В. Соколова. М.: Мысль, 1989; Кант И. Соч.: в 6 т. М., 1963-1966; Гегель Г.В.Ф. Философия духа // Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: в 3 т. М., 1977.
2Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления / пер. с нем. М., 1993; Сартр Ж.П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов. М., 1989. 3Фрейд 3. Психология бессознательного / пер. с нем. М., 1989. 4Адлер А. О нервическом характере / пер. с нем. СПб., 1997.
5
лаева, Т.М. Марютина, И.В. Равич-Щербо. Вопросам развития личности посвя-
1 2
щены труды Р. Ассаджиоли, А.Г. Маслоу , Дж. Пауэлла .
Мировоззрение личности, являясь производным от сознания личности, содержит в себе ценности, установки, убеждения, представляя, таким образом, удобную мишень для инициирования деятельности личности, поскольку воздействие на ее ценности и потребности формируют мотивацию. Ценностный уровень является основанием мировоззрения и изменения на этом уровне приводят к трансформации всей мировоззренческой системы. Виды, иерархию и генезис ценностей исследовали A.C. Капто, A.B. Миронов. Анализ ценностно-смыслового уровня форм общения представлен в работе Л.И. Рюмшиной. Наиболее ценной идеей в контексте данного исследования предстает идея о том, что воздействие на сознание дает больший эффект при формировании в мировоззренческой системе установки на социально-адаптированное поведение. Исследованием происхождения, спецификой формирования, развитием адаптивного поведениязанималисьН.Н. Данилова, У.Э. Эшби, А.Д. Урсул, П.К. Анохин, B.C. Ротенберг и В.В. Аршавский.
Содержание и структура идеологии в научном знании, трансформация идеологии в современном российском обществе, смысловая динамика идео-логем советской эпохи раскрывают те изменения, которые произошли в ней под влиянием социокультурных перемен. Также поднимался вопрос о проблеме идеологии в контексте феноменологической традиции и институциональных факторах формирования политической идеологии и информационных стратегий формирования политического сознания. Идеология в контексте определенных социально-политических условий как элемент в системе управления, где главная цель - регуляция поведения личности, рассматривалась различными исследователями. Ю.Г. Волков исследовал значение идео-
!Маслоу А. Мотивация и личность. М., 1987.
2Пауэлл Дж. Полнота человеческой жизни // Психология человеческих проблем. Минск, 1998. С. 34-43.
3Волков Ю.Г. Идентичность и гуманистическая идеология: взгляд в будущее. М.: Социально-гуманитарные знания, 2006.
логии в формировании идентичности, C.B. Володенков изучал методы информационно-психологического воздействия на массовое сознание, С.Г. Кара-Мурза и С. Смирнов рассматривали манипуляционные способы воздействия на массовое сознание, В. Колесов анализировал специфические черты, появившиеся в сознании русского народа как результат воздействия реформ, А.В.Лубскийвыявил характерологические черты русского культурного архетипа, B.C. Малицкий раскрыл значение идеологии в современной действительности, В.П. Пугачев описал политтехнологии, предназначенные для трансформации сознания групп населения, практикующиеся в современном российском обществе.
Новейшие исследования в данной проблемной сфере сконцентрировались вокруг анализа аспектов взаимосвязи различных картин мира в процессе поиска идеологической идентичности, происходящего в социальном пространстве под воздействием различного вида технологий в процессе формирования в философской традиции основных подходов к определению социальных проблем как социально опасных болезней общества.
Таким образом, в социально-философских исследованиях раскрываются следующие проблемы: сознание личности и его структура; соотношение сознательного и бессознательного в структуре личности; методы и способы воздействие на сознание личности с целью выработки у нее определенных установок и форм реагирования, инициирующих адаптивное поведение через изменение ценностной системы личности; иерархическое распределение ценностей в структуре личности, их значение; соотношение рационального и иррационального в структуре личности, их роль в социальной регуляции.
Однако внастоящее время отсутствуют комплексные исследования, посвященные анализу идеологического мировоззрения в структуре сознания личности. Данный пробел в научном знании определяет концентрированный и проблемный характер темы диссертационного исследования.
Цель диссертационного исследования состоит в разработке концептуальных оснований трансформации идеологического мировоззрения в структуре сознания личности.
Реализация цели достигается посредством последовательного решения следующих исследовательских задач:
систематизировать теоретические подходы к изучению идеологического мировоззрения в структуре сознания личности и концептуализировать основания трансформации идеологического мировоззрения в структуре сознания личности;
выявить методологические основания исследования идеологического мировоззрения в структуре сознания личности;
исследовать корреляцию идеологических форм и исторического периода с целью определения специфики идеологического мировоззрения личности;
определить влияние идеологии на формирование мировоззрения личности;
определить концептуальные основы трансформации идеологического мировоззрения личности в российском обществе в конце XIX - XX вв.;
выявить особенности идеологического мировоззрения в структуре сознания личности постсоветского периода.
Объект исследования - сознание социально-активной личности.
Предмет исследования- идеологическое мировоззрение как элемент структуры сознания личности.
Гипотеза диссертационного исследования. Структура идеологического мировоззрения включает в себя коллективные и личностные составляющие, дифференцируемые по сознательным и бессознательным уровням. На уровне коллективного и личностного бессознательного идеологическое мировоззрение формирует семиотическое пространство, способствующее взаимодействию членов общества; осуществляет адаптацию восприятия социальной реальности; формирует нормативное поведение и адекватные ожи-
8
дания относительно поведения других членов общества. На уровне коллективного и личностного сознательного идеологическое мировоззрение обеспечивает доминирование рационалистической установки на достижение прагматического результата; формирование пассивности восприятия и адаптационных свойств в сравнении с творческими.
Теоретико-методологической базой исследования являются принципы социокультурной обусловленности развития личности как субъекта познания, материального единства мира, всеобщей взаимосвязи и системности.
Методологической базой исследования является комплексный подход, включающий в себя культурологический, диалектический и онтологический методы, а также методы историзма и объективности. На промежуточных этапах применялся метод феноменологического анализа.
Методологическую основу работы составили общенаучные принципы системности, соответствия, полноты, дополнительности, непротиворечивости, детерминизма и верификации.
В качестве теоретической основы настоящей работы используются исследования по социальной философии, а также достижения в области чело-векознания и естественных наук отечественных и зарубежных ученых.
Достоверность данных, полученных в процессе исследования, обеспечивается адекватной цели и задачам научно-методологической базой, а также соотнесением полученных результатов с результатами исследований других авторов.
Научная новизна работы определяется следующими позициями: на основе анализа теоретических подходов концептуализировано понятие «идеологическое мировоззрение» как способ онтологического познания мира, а также способ его конструирования;
выявлены методологические основания исследования идеологического мировоззрения в структуре сознания личности с позиций коллективной и личностной составляющих;
рассмотрены критерии различия идеологий в историческом развитии, позволяющие установить отношения опосредованной взаимозависимости идеологии и социального развития, определяющих специфику идеологического мировоззрения личности;
доказано, что идеологическое мировоззрение на макро- и микроуровнях позволяет выявить условия формирования идеологического мировоззрения личности и определить способы реагирования и оценивания происходящего;
дается обоснование того, что трансформация идеологического мировоззрения личности в имперский и советский периоды развития российского общества коррелируется с ментальным основанием и включает в себя общие идеологемы;
раскрыт доминирующий тип идеологического мировоззрения личности в современном российском обществе, указано, что данный тип является по своей сущности оптимальным для создания тоталитарного государства.
Научную новизну диссертационного исследования подтверждаютос-иовиые положения, выносимые на защиту:
1. Исследование идеологического мировоззрения в структуре сознания личности базируется на принципе социально-антропологической обусловленности происхождения и характера идеологии. Рассматривая идеологию как результат развития социальной системы, особое внимание следует уделять изучению структуры и механизмов функционирования данной системы. При таком подходе идеологическое мировоззрение в структуре сознания личнос