автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Мировоззрение и социальная активность личности

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Анисимков, Владимир Моисеевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Свердловск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Автореферат по философии на тему 'Мировоззрение и социальная активность личности'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Мировоззрение и социальная активность личности"

ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОМИТЕТ РОГСР ПО ДЕЛАМ НАУКИ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

УРАЛЬСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ-ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. A.M. ГОРЬКОГО

На правах рукописи

АНИСИМКОВ Влвдимир Моисеевич

УДК 130.3

МИРОВОЗЗРЕНИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ

09.00.01 - диалектический и исторический мотериелизм

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соисктше учонай степени КС-!!ЛПД5Та философский наук

Свердловск - 1990

Работа выполнена в Свердловском ордена Знак Почета государственном педагогическом институте на кафедре-философии.

Научный руководитель - доктор философских наук, профеооор

Г.М.Коростелев

Официальные.оппоненты- доктор философских наук, профессор

Ю.Р.Вишневский

кандидат философских наук, доцент В.З.Скоробогацкий

Ве.^тдее учреждение Удмуртский государственный

универоитет /кафедра философии/

Заката состоится -/^ноября 1990 г. в 13 часов на заседании специализированного совета Д 063.Т3.01 по защите диооер-таций на соискание ученой степени доктора философских наук при Уральской ррдена Трудового Красного Знамени государственном университете им. А.М.Горького /620083, Свердловок, К-83, пр. Ленина, 51, комната 248/.

С диссертацией можно.ознакомиться в научной библиотеке Уральского университета. ' '

Автореферат разослан октября 1990 г.

Ученый секретарь-специализированного- . - ■

совета, доктор философских на>/

профессор . Г.П.Орлов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Проблема формирования личности была актуальна всегда. Одним из важнейших аспектов этой проблемы является формирование мировоззрения, так как мировоззрение составляет ядро структура личности. Оно самым активным образом воздействует на всю систему жизнедеятель-ностиличности. Особенно эта проблема актуальна сегодня, в условиях коренного перелома в развитии всех сфер советского общества и особенно з сфере экономических отношений. Создавшееся положение в обществе, а именно: отчуждение человека от оредстЕ производства, от результатов своего труда искажает отношение к труду, порождает уравнительные тенденции, незаинтересованность в результатах труда, гасит творческое начало трудовой деятельности. Отчуждение человека от власти имеет своим следствием политячеакуь.тэссйвнссть. Забвение социальной сферы формирует у людей чувство заброшенности, ш:комупен.7г.нос-ти„ гипертрофирует представление о самоценности человеческой жизни. Бее это и отражается в мировоззрении личности, котороо в свою очередь задает соответствующее отношение к миру.

В условиях перестройки общественных отношений положение меняется. Становится реальностью плюрализм собственности, что порождает противоречия мекду различными социальны:.»: группами. Эти противоречия отражаются в политической пктиеностп. Возникают новые партии, общественные даидеьия, интересы которых существенно различны, а следовательно, различно н их отношение действительности.

Выдвижение .на первый плои проблем мировоззрения объективно обусловлено, Так било всегда в пориодч революционно!! ломки общественных отнесений. Радикально измзпяевсося отпопзпио человека к миру пролгля-тся в повышении интереса к смысдокнзнен-ным проблема:,!, а поисках мировоззренческой позиции а новых общественных условиях. При этом сегодня гзглпдц людей форшрукт-ся в условиях переоценки нашего исторического проадого, ценностей, гооподотвовакгах на протяжении десятилетлИ, в условиях утверждающегося плюрализма мнений по самым разялчмым вопросом обдестаенной хизгш. Поэтому, чтобы но потеряться в лабиринтах нопнх общественных процессов, верно сориентироваться, кайта

свое место г них, обрести смыол своего существования, человеку нужен идейный стержень, каковым, по мнению автора, является научное, диалектико-материалистическое мировоззрение.

Кроме тоге, актуальность темы исследования связана и с внутренней логикой развития теоретических представлений о человеке, а такхе с необходимостью переосмысления ряда установок идеологического и педагогического воздействия в современных исторических условиях.

Все это и обусловливает теоретический анализ мировоззрения в en отношении к социальной активности личности, ибо вне рассмотрения их соотношения нельзя до конца понять деятельную природу мировоззрения с одной стороны, а также характер социальной активности - с другой.

Стапень разработанности проблемы. Проблемам мировоззрения и социальной активности посвящено значит льное количество публикаций, е которых оти явления рассматриваются с различных ото-

Вопросы сущности мировоззрения, его структуры и функций получили освещение в работах П.В.Алексеева, И.М.Бегенева, B.C. Буянова, В.П.Василенко, Н.П.Дубинина, -В.П.ИваноЕа, А.И.Игнатова, П.В.Копнина, С.М.Ковалева, И.Я.Лойфмана, В.С.Молодцова, ■ Г.В.Платонова,, В.П.Рокина, B.C.Овчинникова, А.Г.Спириина, A.C. •' Тонких, П.Н.Оедосеева, В.Ф.Черноволенко, А.П.Шептулина, В.И. Шинкарука и др. '

Обширная литература посвящена анализу отдельных элементов мировоззрения, таких как идеалы, принципы',убекдения, ценностные ориентации, оценки. Эти вопросы иоследуэтся в работах С.В. Зака, Н.В.Иванчука, К.Н.Яюбутина," О.В.Лармина, И.С.Нарокого, : В.Л.Павлова, В.В.Скоробогадкого, А.А.Старченко,■П.М.Смирнова, Л.П.Туркина, А.Я.Хапсикорова, О.П.Целиковой, М.Л.Чалина и др.

Роль мировоззрения в различных сферах человечеокого ооз-нания /мораль, наука, искусство/ рассматривается в'трудах Л.И.Архангельского, А.Л.Андреева, Э.В.Бурмакина,;В.Ф.Беопаль-чий, Ю.Р.ВишнеЕСКого, В.Г.Иванова, В.Ф.Черноволенко, Е.Н.Шу-бРЧКОВОЙ к др.

Не менее обкирно предотавлена и литература "по "социальной активности, в-которой также исследуются различные ее стороны. Во-первых, социальная активность так или иначе затрагивается пря исследовании пограничных о вей проблем. Так, отдельные

стороны социальной активности анализируются всвязи с разработкой проблем практики /Г.С.Батищев, Б.А.Воронова¿, Г.Е.Гле-зерман, Ю.Н.Давыдов, Т.И.Ойзерман, М.Н.Руткевич и др./.

При анализе активной роли субъекта во взаимоотношении субъекта и объекта проблема социальной активности затрагивается в работах Г.С.АрефъевоГ;, П.В.Копнина, М.С.Кагана, К.Н.Лю-бутана, З.М.Оруджева и др.

Специальную разработку социальная активность как социологическая категория получила в работах Е.А.Ануфриева, Л.П.Буевой, Л.Н.Когача, И.С.Кона, В.Г.Мордковича, В.В.Помнкалова, Г.Л.Смирнова, В.ЛЯдова, Е.А.Якубы и др.

Анализ работ гогорит о том, что в исследовании мировоззрения и социальной активности сделано немало. В основном преодолено понимание мировоззрения, о ордой стороны, как всего содержания общественного созначи-, с другой - сведение его к одной из исторических форм его существования - философии. В настоящее время выделен специфический .предмет мировоззрения, которым является система "человек - мир". Особенность кнроЕОззренческо-го отражения заключается в целостности отражения этой системы. Все больше распространяется точка зрения, согласно которой мировоззрении приоуща ценностная природа. Зто позволяет глубже раскрыть функциональные возможности мировоззрения, анализировать р*'ль мировоззрения в различных областях жизнедеятельности общества и личности.

Предметом повыиенного внимания являются в проблемы социальной активности. При этом обнаруживается различие в понимании этого явления. Ряд авторов связиваят социальную активность о результативной стороной деятельности. Другие считают, что это характеристика самого процесса деятельности. Особо выделяется точка зрения, "гязивгдащоя социальную активность о мерой деятельности, где мера выражает характер /общественное значение/ - качественная сторона и масштабы изменений - количественная сторона де цельности. По мнению диссертанта, наиболее близко к пониманию сущности социальной активности стоя? авторы, которые видят ее в том, что ооцнальная аитзвиость представляет собой общественное качество человека, проявляпщсеся и сущоствующоо как самодеятельность,'.

3 раоотах советских авторов анализируются различные формы проявления социальной активности: трудовая, общественно-политическая, познавательная. Предметом исследований являются источнике социальной активности - потребности, интересы, мотивы. Рассматривается социальная активность такхш со стороны взаимосвязи с другими сторонами обществ&нной жизни, такими как культура, свобода личности, нравственность и т.д.

Учитывая все положительное, сделанное в области изучения мировоззрения и социальной активности, все ке следует отмети' что ряд проблем в имеющихся исследованиях не получил достаточного раскрытия. Выделим некоторые из них.

Прежде всего хотелось бы отметить, что б работах по мировоззренческой проблематике недостаточно учитываются или неучитываются совсем различные уровни существования и функционирования мкроаоззрения. Мировоззрение большинстве случаев рассматривается на уровне совокушшх субъектоЕ /религиозное, научное и т.д./. Бесспорно, что такой анализ необходим и это главное при исследовании оущнооти мировоззрения. Но столь не бесспорно, что индивидуальное мировоззрение, будучи всегда проявлением мировоззрения совокупного субъекта, не является его механической проекцией и обладает собственной спецификой, без учета которой вряд ли можно говорить о научном регулировании процессом формирования мировоззрения личности. ■

Недоучет различных уровней' существования и функционирования мировоззрения ведет также и к олокностян теоретического порядка. В частности, этот факт является, одной из причин затруднений в решении вопроса о функциях мировоззрения и, что не менее важно, вопроса о механизме функционирования мировоззрения в системе жизнедеятельности личности. Отсюда и возникает проблема соотношения мировоззрения и социальной активности личности.

Необходимо отметить, что эта проблема получила явно недостаточную разработку, о чем свидетельствует недостаток работ, специально посвященных этой проблеме, в том числе и гчссертацвонных. Плодотворность исследований в этой области в значительной степени зависит от тего, в каком направлении сап ведутся. Наиболее целесообразны:.; в этом отношении является подход, согласно которому анализ соотношения мировоззре-

ния я социальной активности должен вестись в контексте более широкой системы, в рамках которой они и функцаонвр^лт. Такой сиотемой по мнению диссертанта является образ жизни. Пока что этот подход слабо представлен в философской литературе.

Образ жизни не есть некая нерэсчлензшшя целостность, он реализуется через конкретны? действия людей. Таким образом, встает задача анализа взаимодействия мировоззрения и социальной активности на этом уровне. Все это вместе взятое и позволят если не решить, то, па крайней мере, пометить пути раскрытия деятельной природы мировоззрения, выявить механизм связи мировоззрения и социальной активности личности.

Цель и задачи исследования. Основная цель работы заключается в раскрытии диалектики соотношения мировоззрения и социальной активности личности в системе жизнедеятельности. Проследить роль, образа жизни и соц? -льпой активности в процессе формирования мировоззрения личности с одной стороны, и влиянио мировоззрения на социальную активность и ее образ жизни в целом, с другой. Реализация этой цели предполагает решение следующих задач:

- раскрыть специфику .мировоззрения на личностном уровне его существования и функционирования; выявить совокупность факторов, влияющих на особенности проявления мировоззрения совокупного субъекта в индивидуальном сознании личности;

- проанализировать структуру мировоззрения личности;

- рассмотреть соотношение мировоззрения и социальной активности в аспекте деятельной сущности человека;

- раскрыть, соотношение'мпровоззрепза и октивностл в системе образа жизни личности;

- еыявить соотношение мировоззрения и социальной активности в процессе целенол.твющих действий личности.

Обоснование стсукттпн диссертации. Первая глава посвящена рассмотрению специфики мировоззрения личности, что предполагает его ана.^12 е отноы-зни к мировоззрению совокупного субъекта. Особенность мировоззрения личности заключается в там, что система "человек-мир" отражается в нем на уровне личностного смысла, который может существенно отклоняться от объективного значения этой системы. ЛичностнообразующеЗ основой индивидуализации общественного мировоззрения является система потребностей

и интересов личности. Потребности и интересы, которые задают отношение человека к мпру, определяют ракурс взглядов на мир, формируются в деятельности. Поэтому основанием индивидуального мировоззрения является деятельность личности, а точнее сказать ее самодеятельная компонента. Рассмотрению социальной активности /самодеятельности/ в качестве основания мировоззрения личности посвящена вторая глава диссертации. Мировоззрение является относительно самостоятельной системой. Оно способно активно воздействовать на всю систему жизнедеятельности личности, что V. проявляется в его функциях по отношению к этой системе. Исследованию этого вопроса посвящена третья глава работа.

Теоретико-методологическая основа и'- источники исследования. Методологической основой исследования являются труды основоположников марксистско-ленинской философии ., в частности, разработанные имм идеи об активной роли субъекта в его отношении с окрукавдкм миром; об относительной самостоятельности и. активной сущности сознания; о сущности человека как совокупности -общественных отношений; о самодеятельности . как общественного качестве человека; об образе жизни как способе жизнедеятельности индивидов. Автор опирается на результаты социологичес- ■ ких исследований, проводившихся на предприятиях города Ниане- ' го Тагила, в которых он принимал непосредственное участие. • Б работе также использованы труды' советских философов,, социологов, психологов. • •

Научная новизна нсзледования. Основные теоретические результаты, содержащие элементы научной новизны и-выносимые на защиту состоят е следующем:

- дай анализ специфики индивидуального мировоззрения;

- при рассмотрении мировоззрения личности как результата трансформации мировоззрения той или иной социальной группы

в работе дан анализ факторов его индивидуализации . в сознании конкретной личности;

- выделена трехмерная структура мировоззрения, учитывающая согбенности индивидуального мировоззрения и позволяющая непосредственно вывести мировоззрение в деятельность личности;

- анализ взаимосвязи мировоззрения и социальной активности •лпчнозта не как таковых, а в системе образа жизни, в рачках

которого они функционируют, представляется нпвым подходом при исследовании их отношений;

- исходя из специфики индивидуального мировоззрения, в работе исследована роль образа жизни в социальной активности, проявляющейся в нем в качестве субстанциональной основ:; мировоззрения личности, а таюк.Л обратное влияние последнего ла эти феномены. Рассмотрение мировоззрения и качество идеального интегрального средства целепелагакщей деятельности позволяет раскрыть механизм этого воздействия;

-такой подход позволяет преодолеть в известной степени, традиционный, просветительский взгляд на формирование мировоззрения личности. Б работе обосновывается положении об активней роли личности з процессе становления собственного мировоззрения.

Теоретическая и практическая значимость паботы опрзделяют-ся потребностью общества в научном регулировании воспитательного процесса. Результаты исследования могут быть использованы в практике воспитательной работы. Основные положения и выводы содержащиеся в диссертации, представляют определенный интерес для специалистов, занимающихся проблемами теории воспитания. Материалы исследования могут быть использованы в преподавании философии, при разработке спецкурсов, в работе методологических сел.инаров по мировоззренческой проблематике, в лекционной пропаганде.

Апробация работы.. Iîa основе диссертации опубликовано восемь работ. Автор выступал с докладами, сдс-ланными по материалам исследования: на Всероссийском координационном совещании "Проблемы исследования иаучнзго коммунизма в спето рпщений ХХУ1 съезда КПСС и теоретическая подготовка студентов педвузов" /Новгород, 1981/; на республиканской научной конференции "Совершенствование общественных отношений и социалистического образа жизни в условиях развитого социализма в свете решений ХХУ1 оьогда КПСС" /Свердлове. , ТГ82/; региональных конференциях: "Коммунистическое воспитанно рабочей студенческой молодежи в свете решений ХХУ1 съезда КПСС" Магнитогорск, IS8I/; "Социальная политика КПСС п развитие социалистического образа яизнп т. условиях крупного промышленного города" /Нижний Тагил, 1977/; У Уральские

социологические чтения /Уфа, 1984/. Автор выступал с докладами по мировоззренческой проблематике на методических семинарах учителей'школ города Нижнего Тагила, на научно-методических • конференциях Нижнетагильского педагогического института, перед пропагандистами Нижнего Тагила.

Структура и объем работы. Диссертация оостоит из введения, трех глав, заключения и описка литературы. Общий объем работы составляет страниц, библиография включает наимено-

ваний.

ОСНОВНОЕ СЩЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы, определяется степень ее разработанности, формируется цель е задачи исследование, обосновывается структура работы, а также ее теоретическая и практическая значимость.

Первая глага "Мировоззрение личности как проявление мировоззрения совокупного субъекта"посвящена анализу мировоззрения личности, его особенностей по отношению к мировоззрению 'совог-купного субъекта. Решение этого вопроса предполагает определение позиции автора по поводу содержания самого понятия "мировоззрение", ток ка:< по этому вопросу существуют различные точки зрения. В связи с этим анализируется качественная специфика, мировоззрения, иоходя из которой определяется его место' в сио-теме. сознания. Эта качественная особенность 'заключается в основном вопроое мировоззрения - о меоте человека в мире. Ни.одна форма общественного оознанпя, Езятая в •отдельности, не да-, от ответа на этот вопрос, из которого вытекает действительное , отношение человека к миру, ч.то является прерогативой, мировоззрения, которое благодаря этому является выражением качественной характеристики сознания субъекта.

На основе проведенного анализа в работе даетоя определение понятия мировоззрения - это целостное отражение оубъектом /обществом, классом,.социальной группой, индивидом/ овоего отношения к миру, вытекающего из взгляда на место человека в нем, выработанного в результате обобщения практической и познавательной деятельности. .

; Из такого понимания мировоззрения вытекает и своеобразие $.то' положения .в системе оознания оубъекта. С ода !й стороны, ..

мировоззрение как качественная характеристика сознания-это не отдельный элемент,а интегральное качество сознания в целом. И в этом смысле оно определяет его существенные характеристики и отличает друг от друга различные типы сознания. С другой стороны,как интегральное качество мировоззрение само носит системный характер. Й в этом плане может выступать в качестве относительно самостоятельной сиотемы, обладающей собственными элементами и выполняющей определенные функции по отношению к различным формам сознания субъекта и, если брать шире, по отношению к его низнедеятельности в целом.

• Далее исследуется специфика мировоззрения личности по отношению к мировоззрению совокупного субъекта. И:: отшчие усматривается как в содержании предмета мировоззренческого отраже-, нил, так и в характере целостности этого отранения.Индивидуально е мировоззрение всегда является трансформацией маровоззрения тех' или иных социальных общностей, но это не механаческая проекция последних. Система "человек-мир" отражается здесь на уровне личностного смысла,который монет существенно отклоняться от общественного мировоззрения. Личностцообразующе! основой индивидуального мировоззрения является оистема потрзбноотей и интересов, лежащая в оонове деятельности человека. В конечном счете она ооставляет мировоззренческий потенциал лгаосги,тзк как потребности и интересы определяют, зону значена! мира для личности, угол зрения,ракурс взглядов.на, мир и свое место в . • нем. Но самое важное - относительно их производится оценка значений яглений объективного мира.благодаря чему "и образу- л ются личноотные омыслы.

Формирование мировоззрения - это'глубоко личностный про-ц'еоо, Мировоззрение вырабатываетоя гак результат освоения об--шествеиных отношений в процессе практической и познаватэлизй деятельности. Дисоертант очптает, что основными (факторами • индивидуализации общественного мировоззрения является оистема общественных отношений, в которые включаются : личность, место- ' в системе общественного разделения труда, уровень, я общий ха-, ; рактер познавательной деятельности, а такйе наличие сиотемы потребностей и интересов определеного характера и'уровня развития. Все это отражается в- мировоззренческих взглядах, в ко-.' торых, в единстве'о мироощущением. и мировосприятием„факс-'руэтоя' личностное отношение каждого человека к различным с черепа-.: /

: П - '

жизни.

Б работе представлена трехмерная структура мировоззрения личности. Мировосприятие, мироощущение, миропредставление ( понимание ) составляют первый срез структуры мировоззрения со отороны взаимосвязи в нем чувственного и рационального. Кроме того, в работе выделяются внутрг-щяя и функциональная структура, соответственно связанные о внутренним строением содержания мировоззрения и организацией его функционирования в системе жизнедеятельности личности..Единство рациональной и чувственной сторон получает свсе воплощение в единстве элементов Енутр нней структуры. Если ооотнести мироощущение,мировосприятие,миропредставление ( понимание ) с элементами внутренней структуры: знаниями, ценностными ориеитациями и убеждениями, то,конечно о достаточной долей относительности, знания можно соотнести о миропредставлением ( пониманием ) - рациональная сторона, а убеждения с мироощущением и мировосприятием- чувственно-эмоциональная сторона. Ценностные ориентации, в этом смысле.являются связующим звеном между ними,и яеляются базовыми элементами внутренней структуры мировоззрения личности. С одной стороны, они вовлекают в свою сферу знания, делая их мировоззренческими, а с другой - являются основанием для оценки человеком окружающего мира, в процессе которой формируются убеждения.

Идеалы, принципы и нормы ( функциональная структура) предполагают как свое основание и знания, и ценностные ориентации, и убеждения ( внутренняя структура ). Более того они представляют собой проявление последних в деятелвнооти человека. В идеалах, принципах и нормах жизнедеятельности проявляется личностное отношение человека к миру, поэтому в атом от-. ношении мировоззрение выступает как гражданская позиция, кок качественная характерноиъка сознания личности.

. Потробноота и интересы, которые задают отшкенпо к миру, формируются в деятельности человека. Поэтому основанием индивидуального мировоззрения явяястия деятельность', а точнее ска; зать ее самодеятельная компонента. •

./Во второй .главе "Социальная активность как основание мк-ровоззрене'я личности", исхода из материалистической постановки вопроса о соотношении мировоззрения и социальной активности

"'"" ' ' ' ' >'.12 г'.'.,-.г '•'■"'

личности, исследуется их сеязь со стороны воздействия социальной активности личности на ее мировоззрение. 3 таксй постановке вопроса речь по оущестЕу идет о выделении основания мировоззрения, которое лежит в сфере деятельности личноста.

Решению этой задачи предшествует краткий анализ содержания понятия "социальная активность". Автор исхода? ии понимания социальной активности как общественного качества человека, проявляющегося и существующего как самодеятельность, т.е. это деятельность социальных субъектов, детерминируемая внутренними причинами, отвечающая их потребностям, интересам /работы Е.А. Ануфриева, В.Х.Беленького, Ю.Ф.БуханоЕа, Е.А.Якубы, В.Г.Мордко-вича, В.В.Помыналова/. Далее анализируется соотлоиение социальной активности и пассивности как противоположностей, где ведущей стороной является социальная активность /З.В.По:дыкалов/. В работе рассматриваются вида активности: прогрессивная и регрессивная, позитивная и негативная и их взаимоотношения.

Исходя из понимания социальной активности личности как деятельности реализующей ее собственные потребности и интересы, в диссертации дан их анализ как факторов взаимосвязи мировоззрения и социальной активности, так как система потребностей и интересов, по мнению автора и является тем узлом, который связывает эти явления: о одной стороны, потребности и интересы как-источник я продукт-социальной активности /потребности и интересы формируются е деятельности/, а с другой, личностнооб-разующая основа мировоззрения. Потребности и интересы рассматриваются как специфические формы общественных отногений, как их внутрилйчноотное бытие /Г.ВЛЛокроносов, В.Е.Кем1;ров, А.Г.

— Здравомыслов/. Таким образам, характер общественные отношения находят свое отражение в характере потребностей и-мнторесов личности, которые принадлежат внутреннему миру человека, Емес-те с тем имманентно вкличены и в определенные общественные овя-зи.

Такой подход, по мнению диссертанта, позволяет решить проблему связи индивидуального мировоззрения и общественных отколю- , яий. В литературе отмечается, что в мировоззрения етр отража- -ется не прямо, а опосредованно, через систему общественных-от-' ношений,- но неясен механизм' отого опосредования. С точки .зре- \.

ния автора, чтобы стать опосредующим факторам, общественные отношения должны стать достоянием личности, войти в ее внутреннюю структуру. Это и происходит через интериоризацию их в потребностях и интересах. Именно потому, что потребности и интересы в свернутом виде включают в себя те или иные общественные отношения, человек смотр: г на мир и относится к нему о точки зрения того социального субъекта, общественные отношения

которого входят в содержание его потребностей и интересов. С этих же позиций он относится и к самим общественным отношениям, в рамках которых удовлетворяются или не удовлетворяются его потребности и интересы.

Разумеется, ч/о связь индивидуального мировоззрения и общественных отношений носит более сложный характер. Но, по мнению автора; линия связи общественные отношения - потребности и интересы - мировоззрение личнооти является основой.

Формирование потребностей и интересоЕвдеятельности означает, что развитие социальной активности это развитие его собственного основания, т.е. системы потребностей и интересов, оквозь призму ноторых человек воспринимает окружающий его мир. Это и позволяет говорит], о том, что социальная активность, как внутренне дотерминируем/ш деятельность, выотупает в качестве основания мировоззрения личнооти. Воздействие социальной активности на мировоззрение людей происходит через внутреннюю Структуру. В процеосе самодеятельности происходит развитие потребностей и интереосв. Их изменение ведет к изменению ценностных отношений; во-первых, к изменению содержания ценностей, а во—вторых, к изменению "жизненного пространства" человека, определяемого его потребностями и интересами, которое закрепляотся в сознапи как система ценностных ориентаций, ориентации fía определенные виды деятельности, направленные на освоение тех или иных ценностей. Изменения в содержании внутренней отруктуры, ведет к изменению содержания функциональней . структуры« Идеалы, принципы» нормы жизнедеятельности наполня-1 №vn новым содержанием. Таким образом, в процессе' развития социальной активности личнооти развязавvea и ее мировоззрение, отражающее изменения в отношении к миру.

Социальная активн'эта осуществляется не в деятельности

вообще, а в конкретных видах'деятельности, в которых реализуется способ жизнедеятельности личнооти, т.е. в ее образе жизни. Тот или иной образ жизни человека формирует и соответствующую ему систему потребностей и интересов,.являющуюся личност-нообразуюией основой мировоззрения. И в этом смысле не социальная активность вообще, а самодеятельность, проявишь,ляся в образе жизни, является основанием мировоззрения личности. Разумеется, что образ жизни включает в себя и пассивную дзятель-ность. Но по аналогии о соотношением активности п пгосивности в деятельности вообще, пассивные элементы образа жи:;ни также являются моментом активной его стороны, даже если л количественном отношении превалируют элементы пассивности, поэтому можно сказать, что основанием мировоззрения личности является ее образ жизни.

Мировоззрение, будучи отражением отношения личноета к миру, реально проявляющемуся в образе жизни, является в то же время и интегральным, системообразующим элементен, обусловливающим функционирование образа кизни как системы. В этом смысле, мировоззрение обладает относительной самостоятельностью и оно само активно воздействует на него, направляя к регулируя развитие образа жизни и проявляющейся в не»1 остальной активности. Анализу этого вопроса посвящена следующая часть дпосертации.

В третьей главе "Мировоззрение как фзктор социальной активности" рассматривается влияние мировоззрения на социальную активность личности, проявляющуюся в ее образе жиз:ш. Раскрыть этот вопроо - по существу дать анализ функций мировоззрения и показать механизм его функционирования в системе образа жизни личности.

В работе выделяются два ряда функций: познавательные /интегр'ативная, оценочная, методологическая/ и социальные /направляющая, организующая/, которые в своем единстве обус-' ловливают главную функцию мировоззрения - смолообразование, • придание каждому человеку смысла всей его жизнедеятельности. В единстве познавательных функций мировоззрение выступает в качестве.духовного средства жизнедеятельности, личности. II это качество выражается в социальных функциях, е которых непосредственно проя; вляется активная природа мировоззрения

личности.

Направляющая функция прежде всего реализуется через направленность активности личности на освоение ; тох илл иных ценностей, в выборе которых, решающую роль играет мировоззрение. Именно мировоззрение личности является "фильтром" объективных значений, переводит их в личностный омыол. Следующий момент, характеризующий направляющую фу«.кцию мировоззрения, состоит в том, что направленность личности на освоение тех или иных ценностей получает свое конкретное воплощение в ее потребности в определенном образе жизни, Эта потребность определяет и опособы самоосуществления личностью собя в тех условиях, в которых протекает ее жизнедеятельность. Далее, мировоззрение как смысловой центр сознания личности интегрирует проявление ее активности в различных видах деятельности в динамическое целое, направленное на осуществление задаваемой им /мировоззрением/ "концепции жизни". И все это находит конкретное воплощение в целях дейотвий, через которые реально существует и функционирует образ жизни как система основных гидов деятельности субъекта.

Самым тесным образом о направляющей связана организующая функция мировоззрения личности. Мировоззрение не просто определяет потребность в образе жизни, оно задает определенную "концепцию жизни". Отражая место личности в окружающем мире и, следовательно, отношение ее к миру, мировоззрение систематизирует потребности, устанавливал тем самым иерархию ценностей, осваиваемых личностью. Еоди в сеоой направляющей фуккц-'и мировоззрение определяет, какие ценнооти вовлекаются в сферу . жизнедеятельности личности, то через организующую функцию оно устанавливает их значимость для нее.

"Концепция жизни", задаваемая мировоззрением личности, ' овязывает вседьио jjüo и;ды со жизнедеятельности, оказывает существенное влияние на опособы деятельности, на ее реальный образ жизие в целом. Bog это воплощается в том, что мировоззрение лвчнооти определяет активную сторону ее реального образа лШзни. Деятельность, соответствующая ^'.'концепции Тшзни", вытек?ющей из'мировоззрения личности, носит самодеятельный, активный характер. Внешне детерминированная деятель- 16 -

нооть,но укладывающаяся в русло этой концепции - пасши,па.

Основные составляющие образа жизни - виды деятельности - реализуются в цепа соответствующих им.цалеполагающт: дей-стеий.с которыми мировоззрение связано через целеполагание. В работе выделяются три момента,характеризующих роль мировоззрения в процессе целеполагания.Первое - это мияиие мировоззрения на .формирование потребностей,лежащих в основе деятельности личвости.Второе - влияние мировоззрения личности на выбор средств для осуществления потребностей..1! третье -решающая роль мировоззрения в определении характера цели,в котором вкракается отношение личности к будущим действиям, определяющее их активность ши пассивность.Сдаоь ш ювоазре-ние выполняет роль внутреннего регулятора во взаимоотношении потребностей а целей.Все это позволяет говорить о ьаровозро-нш: как идеальном,интегральном средстве цела пола га шей деятель-поста человека. . •

Таким образом,мировоззрение выполняет двонсме'ьпую роль в образа кизнц,соединяя в себе противоположности:цгла и оред--ства.По отношению к образу'жизни в целом,будучи отражзкгем кара в единства со способам практического и духокого ссво-сния действительности,мировоззрение выступает как систем це-' леи жизнедеятельности,осуществляя тем самым напраш яххцую 'йун-

кцию.Реализуя организующую функцию,оно выступает кг к средст:ю • - жизнедеятельности.В единстве познавательных и' аотиЛьакх функций мировоззрение определяет смысл всей жизни чело йка. : • В заключении диссертации формулируются оонозны I вывода д. ■■. намачгются перспективы дальнешпего исследования» 1

По .теме диссертации опубликован» следующие работы;

1. Диалектика потребности л ведеполатания в система социалис-1 тпческого образа казна // Социальная палатам КШО'а развитие социалистического образа жизни в условиях крупного промышленного города: Таз.докл. - Начета* Тагил, 1277, - С.47-48. •

2. формирование научного мировоззрения ка-,< основа воспятанля

СОЦИаЛЬНОЙ аКТНВНОСТИ ЛИЧНОСТИ //• &1ЛОСОБС,КО~СОЦЛШЮГачаОТ<!!3''4

проблема воспитания / Под ред.Г.М.Ксростелэва. -Смрдлозст;, ■ 1980. -С .16-23. -

3. Трудовое воспитанна - необходимое условие .формирования ка-'-

учного мировоззрения личности //Коммунистическое воспитание рабочей и отуденческой молодежи в свете решений ХХУ1 съезда КПСС: Тез. докл. -Магнитогорск, 1982. - С.26-27.

4, Соотношение образа жизни и мировоззрения в процессе становления личнооти нового типа //Совершенствование общественнх отношений и социалистического об аза жизни в условиях развитого социализма в свете решений ХХУ1 съезда КПСС: Те„.докл.-Свердловск, 1982. - C.II-I3.

5. Развитие потребностей и формирование научного мировоззрения личности //Философско-социологические проблемы коммунистам )-кого воспитания /Под ред. Г.Ы.Коростелева, - Свердловск, 1983. - С.52-59.

£. Рационализация свободного времени и формирование коммунистической сознательности трудящихся /Д Уральские социол.чтения. Вып. 2 /Под ред. С.Ф.Елисеева. - Уфа, 1984. - С.214-216.

7. Коллективистская деятельность в условиях НТР и формирование научного мировоззрения личнооти //Научно-технический прогресс и социальные проблемы трудового коллектива в овете решений ХХУП съезда КПСС: Тез.докл. - Свердловск,1987. - C.II8-I20.

8. Роль потребностей в процессе формирования марксистско-ленинского мировоззрения /Мировоззрение: проблемы формирования в условиях интенсивного оовоения Дальнего Востока'и Крайнего Севера: Тез.докл. Петропавловск - Камчатский,1989. - С.57-58.

Подписано к печати ю дог„ Формат 60 х 84 I/I6. Бумага для множительных аппаратов. Печать офсетная. Объем 1.0 уч,-изд. л. Тираж 100 экз .'Заказ ñ SSü . Бесплатно. Уральский университет.

620083, Свердловск, пр. Ленина, 51.

ч

Типолабораторяя УрГ/. 620QG3, Свердловск, пр. Ленина, 51.