автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему:
Идеология и практика славянского неоязычества

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Гайдуков, Алексей Викторович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.06
Диссертация по философии на тему 'Идеология и практика славянского неоязычества'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Гайдуков, Алексей Викторович

Введение

Глава 1. История неоязычества в России и предпосылки его возникновения

§1. Определение понятий.

§2. Характеристика неоязыческих групп.

§3. Предпосылки возникновения неоязычества в России.

Глава 2. Идеология и символика славянского неоязычества.

§1. Религиозно-философские аспекты славянского неоязычества

§2. Семиотические аспекты славянского неоязычества.

Глава 3. Религиозная практика славянского неоязычества

§ 1. Обрядность.

§ 2. Культовые места и предметы, их обслуживание.

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по философии, Гайдуков, Алексей Викторович

Актуальность проблемы исследования. В современной России с падением тоталитарной идеологии на фоне возрождения духовности и традиционной православной религиозности на свет появляются и другие религиозные, философские, психологические, оздоровительные учения, в том числе и языческой направленности. В поисках жизненных ориентиров многие люди обращаются к вере, обычаям, преданиям предков, изменяя, игнорируя, либо не признавая христианство и другие авраамистические религии. Появившись в начале XX в. в творческих кругах интеллигенции как символ чистоты и идеальности народного духа, неоязычество с новою силой проявилось в конце 1980-х годов в связи с ростом национального самосознания. О возможности возврата широких народных масс после атеизма к другой религиозной вере еще в 1936 г. писал Ж.Маритен [94], а немецкий философ Г.Шнейдер, полагая что «то, что является на свет в «постатеистическом» обществе, какую бы религиозную окраску оно ни принимало, есть возвращение к язычеству, то есть обожествлению природного и общественного мира.

В отечественном религиоведении до сих пор не поднимался вопрос о комплексном изучении такого сравнительно молодого явления для новой России, как неоязычество. Научное исследование языческих, генотеистиче-ских и синкретических религиозных представлений до сих пор остается не осуществленным, несмотря на то, что к 1990-м годам в России появилось множество общественных организаций, политических партий и фольклорных движений, идеологическую и вероисповедальную основу которых составляют языческие и неоязыческие представления. На январь 1998 г. в Российской Федерации было зарегистрировано 10 языческих объединений [118. 534]. Реальная же их численность достигает сотни. Представители неоязычества чаще оформляются как общественные объединения, либо не регистрируются вовсе. В среднем неоязыческие группы состоят из 10-15 человек в возрасте 18-45 лет. В них существует различные отношение к богам и праздникам, простые и повторяющие христианскую, сложные иерархия жрецов и обрядность. Ими создаются объемные мифологические концепции.

Изучение организованных в небольшие группы, несущих особую субкультуру представителей неоязычества является весьма важной проблемой современного российского религиоведения, так как языческое мировоззрение, оказывая влияние на определенные социальные слои, формирует особые нравственные, историко-культурные и политические представления. Особая значимость изучения данного явления заключается и в том, что языческая идеология весьма популярна в политических и националистических организациях России, а неправильное ее толкование может привести к появлению межнациональных конфликтов и росту межэтнической напряженности, с одной стороны, и ущемлению демократических прав определенных групп русского населения нашей страны, исповедующих дохристианские культы, - с другой.

Состояние научной разработанности проблемы.

Изучение и освещение деятельности славянских неоязыческих групп происходит по нескольким направлениям, различающимся по целям, методам и компетентности подходов. В отечественном религиоведении данная тема не рассматривалась комплексно. В некоторых публикациях, посвященных, новым религиозным движениям язычники упоминались лишь поверхностно. Поэтому, неразработанность темы открывает широкие возможности для всестороннего анализа возрождаемых дохристианских верований.

Религиоведческий анализ феномена неоязычества осуществлен в современной научной литературе явно недостаточно. Фактический материал довольно богат, но фрагментарен, разрознен и требует философского, религиоведческого и социологического обобщения, формулирования научных и практических выводов.

Достаточно краткую информацию о неоязычестве дают некоторые учебники по религиоведению и обзорные книги о современных религиях [119.213-214; 156319-322]. Различные социологические справочники о религиозных организациях России также не отличаются подробностью, точностью и новизной публикуемой информации о конкретных неоязыческих группах или религиозных течениях [30.234-242, 105, 143.363-366]. В них в кратких справках о неоязычестве в целом часто встречаются один-два эффектных обряда, проводимых в той или иной неоязыческой общине, и отсутствует систематизированный анализ явления, а тем более, выделение этнонацио-нальных особенностей на славянской (русской) почве. Ряд исследований проводится представителями местного управления, территорий, где активно действуют неоязыческие группы [158.86-93, 146.39-44].

Из обобщающих работ по неоязычеству можно назвать статьи С.Антоненко и О.В.Асеева [23]. Были защищены и научные работы о неоязычестве, но в них славянское неоязычество рассматривалось либо слишком узко, в пределах одной группы, либо слишком широко, включая также и язычество разных народов России [147]. О.В.Асеевым в диссертации была осуществлена систематизация терминов «язычество», «неоязычество», «религиозный синкретизм» и «генотеизм», определены мировоззренческие и социально-психологические функции язычества в современном российском обществе, выявлены основные истоки и дана характеристика неоязыческих движений в их связи с актуальными этнополитическими проблемами современного российского общества [21.5]. Однако в диссертации не уделено внимание ни структурным особенностям неоязыческих групп (общин), ни их религиозным практикам. Анализ проводился в основном на примере нескольких самых известных групп Москвы и Поволжья, а также Инглиизма, что не отражает весь спектр проявления неоязычества, тем более славянского (русского).

Философский аспект неоязычества и национализма на основе богатых полевых записей рассматривались петербургским философом

B.Ю.Сухачевым [143]. Однако, они посвящены только петербургским «Союзу венедов» и «волкам» («Схорон еж словен»), представляющим лишь два неоязыческих направления среди множества.

В религиоведении неоязычники упоминались исключительно в связи с новыми религиозными движениями или антисектантской деятельностью. Директор социологического центра РАН, сотрудник института религии и права

C.Филатов посвятил несколько статей проблеме нетрадиционных религий, где уделялось внимание и возрождающемуся язычеству [154.201-216]. Исследованием религиозной ситуации в России занимается петербургский социолог А.Щипков, посвятивший современным языческим верованиям Поволжья ряд статей и монографию [155; 163]. К сожалению, в них очень мало внимания уделяется возрождению славянских дохристианских верований. Религиоведы видят в неоязычестве «новые религиозные движения, основанные на возрождении древних верований и обрядов, богов-покровителей Перуна, Рода, Мокоши, Велеса и др.» [105.67]. Различия между язычеством и неоязычеством практически не производится, а понятие «возрождение» не уточняется.

В Петербурге студенты Русского христианского гуманитарного института (РХГИ) под руководством В.Щипкова изучают новые религиозные движения, в том числе и некоторых представителей неоязычества. В выпущенном ими сборнике статей две посвящены «Союзу венедов».

Проблемами славянского неоязычества интересуются и в других странах. Француженка А.Л. д'Апремон работает над диссертацией по этой проблеме и даже направила в «Калужскую славянскую общину» анкету, которая была опубликована в № 1 за 2000 г. новороссийской газеты «За Русь».

Православные издания чаще всего дают тенденциозные оценки неоязычеству, выступая с жесткой его критикой [167] или освещая современных язычников односторонне [50]. В конфессиональных (христианских) публикациях традиционно под неоязычеством в значении «новое, современное язычество» в широком смысле понимаются все нетрадиционные религиозные проявления от сатанизма и теософии до музыкальной рок-культуры и интернета. К язычникам относятся и «кришнаиты» [136]. Активно обличает неоязычество известный проповедник диакон Андрей Кураев [87], однако и у него в неоязычниках кроме представителей «New Аде» («Нового века») и язычников как таковых записаны последователи учения Рерихов «Агни-Йоги», теософии, антропософии, трансцендентальной медитации, оккультизма.

Наибольшее внимание неоязычеству уделяется в связи с растущими проявлениями национализма в постсоветской России. Одни из первых упоминаний понятия «неоязычество» (без объяснения содержания) появились в политологических исследованиях В.Прибыловского начала 1990-х гг. [37.910, 38.39-41, 39.122-133; 115.13-20]. Еще в 1992 году в «Словаре новых политических партий» он называет неоязычниками Гуманистическую партию России (ГПР), Национал-демократическую партию, Память В.Емельянова, Русскую партию и «Союз венедов» и говорит о расколе, произошедшем между православными и неоязычниками на съезде Славянского Собора - национально-патриотической коалиции 20-22 января 1991 года [115.119]. О неоязыческом национализме и даже фашизме «Союза венедов» и «волков» («Схорона ежсловен») дискутируют правозащитные организации; [90.18].

В этом же направлении работает и американский историк и политолог Уолтер Лакер, посвятивший неоязычникам главу в книге о русском национализме [89.170-175].

Подробный анализ политических требований, идеологических доктрин и акций петербургских неоязычников-националистов дает Е.Л.Мороз [102], определяющий русскую языческую религию как своеобразную современную мифологию, «в которой имена древних славянских богов сочетаются с вульгаризированным изложением индуизма и дополняются разного рода откровениями о черных и светлых энергиях и космических мирах», поясняя, что «саму эту неоязыческую систему исповедующие ее люди в знак родственности с индоарийской традицией часто называют ведизмом» [101.71-72].

Самым компетентным исследователем неоязычества в России можно назвать ведущего исследователя Института этнологии и антропологии РАН, члена Европейской ассоциации социальных антропологов В.А.Шнирельмана, опубликовавшего недавно наиболее полный обзор неоязыческих групп в разных частях России и стран бывшего СССР [162]. Существует еще одна фундаментальная работа В.А. Шнирельмана о мифах неоязычества и Веле-совой книге [100], изданная в Иерусалиме. На нее имеются ссылки у других авторов [114.101;27.14], однако обнаружить ее в С.-Петербурге пока не удалось.

Данные исследования, рассматривая неоязычество в контексте русского национализма, антисемитизма и нарушения гражданских прав отдельных групп населения России, не обращают внимания на детерминанты явления. Кроме узконаправленности данных исследований важно отметить и их поверхностность, связанную со знакомством с неоязычеством в основном на примерах межэтнических (межнациональных) конфликтов и отсутствия допуска в неоязыческие группы для изучения изнутри их идеологии, культа и структуры.

Средства массовой информации предлагают особый взгляд на феномен неоязычества. В последние годы в прессе появилось несколько интригующих статей о современных язычниках [81, 104, 137, 141]. Неоязычество обсуждается даже в русскоязычных изданиях Парижа [93]. Однако журналистские эссе не могут охарактеризовать это явление в целом, а аналитические публикации в газете «НГ-религии» немногочисленны.

Перечисленные публикации достаточно малочисленны и обладают рядом недостатков, неточностей и устарелых сведений. Динамика развития неоязычества настолько стремительна, и изменчива, что информация устаревает становясь историей в течении полугода и менее. Свой отпечаток откладывает и выбранный авторами ракурс изложения материала. Так, В.А.Шнирельман видит причины неоязычества в основном в активизации национальных проявлений. Однако существует целый ряд экологических неоязычников, в которых люди самых разных национальностей могут не только участвовать но и занимать руководящие должности. Более того, в общинах, лидеры которых имеют ярко выраженные националистические устремления, могут присутствовать люди экологической направленности.

В приведенном обзоре публикаций явственно видны следующие недочеты и ошибки в изучении неоязычестве:

1. Одностороннее освещение и отсутствие комплексного систематизированного подхода к изучению неоязычества, на что влияют

- знакомство авторов с деятельностью одной-двух неоязыческих групп;

- освещение наиболее эффектных обрядов, нетрадиционных для большинства неоязычников;

- знакомство с неоязычеством по его каким-либо внешним проявлениям;

- закрытость неоязыческих групп для некоторых исследователей, представляющих определенные религиозные и политические направления;

- отсутствие общения исследователей не только с лидерами, но и с рядовыми участниками неоязыческих групп, имеющими свои взгляды;

- желание автора удивить, шокировать или запугать читателя;

- использование неточных и устаревших сведений при быстроте изменений в неоязыческих группах (поэтому необходимо всегда указывать время и источник получения информации)

- освещение неоязычества как однородного явления, в то время как оно представлено различными по численности, форме и образы действий группами, имеющими самые разнообразные идеологические основы (это приводит к объяснению неоязычества исключительно как ярких представителей развитых первобытных верований, политеизма или генотеизма).

2. Неправильное объяснение целей неоязыческих групп: всеобщее объединение возрождаемых архаических культов в неоязычестве с колдовством (ведьмовством), экстрасенсорикой, НЛО и уфологией, астрологией и другими видами мантики, в то время как такие связи минимальны

3. Незнание терминологии и обобщение понятия неоязычество до «национализма с элементами идолопоклонства» или смешение его со всеми противниками христианства, такими как сатанизм, Агни Йога, рок-культура и т.п.; не различение терминов (язычество и неоязычество, этнос и нация, национализм и фашизм и др.)

Исходя из перечисленных типичных ошибок в изучении славянского неоязычества в диссертации определяются следующие цели, задачи, источники и методология работы:

Объектом исследования является славянское (русское) неоязычество, его место и роль в религиозной и политической жизни, в общественном сознании россиян.

Предмет исследования - истоки формирования неоязычства, его идеология и практика.

Цель диссертационного исследования - выявить особенности и закономерности происхождения и структуры неоязыческих групп, их идеологии и религиозных практик.

Задачи исследования

1. Проанализировать историю возникновения и систематизировать разнообразные идеологические концепции славянского неоязычества в России.

2. Определить структурные компоненты, ресурсы и мотивации участия в группах славянского неоязычества.

3. Систематизировать идеологические доктрины и их компоненты в славянском неоязычестве.

4. Определить и систематизировать репертуар обрядовых действий в славянском неоязычестве.

5. Выделить основные направления деятельности неоязыческих организаций, их участие в культурной жизни общества, просвещении, сохранении и возрождении народных традиций, медицине и политике.

6. Ввести в научный оборот и проанализировать неоязыческие документы, публикации и издания языческого содержания, до сих пор не находившие освещения в научной литературе и позволяющие наиболее полно раскрыть исследуемую проблему.

Основные источники исследования

1. Печатные издания: а) литература, издаваемая представителями неоязычества:

- «апокрифы» и «священные книги» («Боянов гимн», «Влесова книга», «Всеясветная грамота», «Голубиная книга», «Звездная Книга Коляды», «Песни птицы Гамаюн», «Славяно-Арийские Веды» и т.п.);

- публикации и монографии идеологов славянского неоязычества В.Аверьянова, А.Андреева, А.Асова, В.Безверхого (деда Остромысла),

A.Белова, Велимира (Н.Сперанского), С.Вишняковой, В.Голякова, Г.Гриневича, В.Данилова и И.Мочаловой, В.Демина, Доброслава (А.Добровольского), А.Дугина, В.Емельянова, С.Жаркова, В.Истахова,

B.Казакова, В.Кандыбы, Ю.Миролюбова, А.Платова, А.Резункова,

C.П.Семенова, Л.Силенко, А.Трехлебова, Й.Тринкунаса, И.Черкасова (Веле-слава), Г.Якутовского и других. б) периодические издания:

- альманах «Мифы и магия индоевропейцев» и др. периодические издания, осуществляемые самими неоязычниками, либо использующие их публикации и освещающие их деятельность;

- журналы «Атака», «Белые волки», «Волхв», «Вятич: Вестник Союза славянских общин славянской родной веры», «Джива-Астра», «Наследие предков», «Традиция: Вестник русского воинского сословия», «Элементы» и т.п.; публикации в журналах «Наука и религия», «Природа и человек»;

- газеты «Белая Раса», «За русское дело», «За Русь», «Мы-русские», «Народная воля: Газета Русского воинского сословия», «Потаенное», «Родные просторы», «Русская правда», «Русская правда», «Русский Молодежный Сказитель ПЕРУН», «Славянский вестник», «Сновидения», «Тропа» и др. в) исследования как ученых, так и непрофессионалов по славянскому язычеству, используемые представителями неоязычества для формирования своих доктрин. г) материалы социологических исследований религиозной ситуации и национальных отношений в России.

2. Основу источниковой базы исследования составили материалы, собранные автором в ходе личного общения и переписки с представителями неоязычества в Санкт-Петербурге и других городах, данные специальных интервью и личных бесед, оформленные в Фонд «Религии Природы: Язычество и Неоязычество» Архива кафедры религиоведения РГПУ им. Герцена.

3. Для систематического исследования соискателем была составлена анкета, включающая широкий перечень вопросов о причинах возникновения неоязыческих групп, их структуре и задачах, членстве, входе и выходе; об отношении к другим конфессиям и инаковерию и возможности их совмещения.

Методологическая основа исследования

1. Автором были использованы общетеоретические положения, концепции и выводы о характере нетрадиционных видов религий, эволюции и модернизации религии, психологии религиозного сознания, принятые в отечественной и зарубежной философии, сравнительном религиоведении и социологии.

2. К анализу неоязычества был применен системный и цивилизацион-ный подход, рассматривающий религиозные группы как носителей определенной субкультуры. Исследование выполнялось на основе системы принципов, в числе которых ведущее значение принадлежит общенаучному подходу к анализу общественных явлений, принципам историзма, детерминизма, объективности, развития, системности и комплексности. В процессе изучения проблемы также учитывался принцип взаимообусловленности исторических явлений, их преемственности и одновременно - самодостаточности, применялись различные научные подходы.

3. Исследователь исходил из понимания религии, как одного из феноменов культуры, важнейшей функцией которого является утверждение и распространение гуманистических ценностей.

Гипотеза работы

На основе предложенной автором классификации неоязыческих объединений, анкетирования и интервью, взятых автором у представителей неоязычества (в Санкт-Петербурге, Москве, Московской области и Калуге) и из архивов других исследователей, на основе анализа неоязыческих публикаций, научных исследований их доктрин и деятельности, а также на материалах СМИ конкретизируются и формулируются основы идеологии и культа славянского неоязычества, его общие и частные черты.

Основные результаты исследования и их научная новизна заключаются в том, что славянское неоязычество комплексно рассматривается на новом этапе общественного развития в его модернизированном виде и относительно новых функциях, как новое религиозное и общественное движение и этно-национальная идеология. Диссертантом впервые

1. дана обобщенная характеристика славянского неоязычества как современного религиозного феномена;

2. определены мировоззренческие и социально-психологические функции славянского неоязычества;

3. исследованы основные истоки славянского неоязычества;

4. дана типология и характеристика славянских неоязыческих групп;

5. рассмотрены и осмыслены основные особенности идеологии славянского неоязычества;

6. исследована и охарактеризована обрядность славянского неоязычества.

Теоретическая ценность исследования состоит в том, что оно расширяет возможности идеологического, теоретического и практического формирования новой мировоззренческой парадигмы этнического развития современного российского общества в целом и его этносов в отдельности. Изложенный и проанализированный теоретический и фактический материал может быть использован в исследовательской работе других новых религиозных движений, язычества и неоязычества других народов России, интенсивно распространяющихся в нашей стране.

Практическая значимость определяется тем, что проведенный сбор информации о славянском неоязычестве, обобщение и систематизация идеологии, культовой практики, общественной деятельности и вызванного этим явлением общественного резонанса, представляют интерес для органов государственной службы РФ, особенно тех ее подразделений, которые занимаются национальной, социальной и гуманитарной проблематикой, выработкой государственной политики по вопросам религии, свободы совести, вероисповедания и межнациональных отношений. Результатами работы могут воспользоваться преподаватели вузов при чтении курсов по религиоведению, отечественной истории, политологии, социологии общественных движений, учителя средних школ для составления уроков по историко-религиоведческим темам, а также в лекционно-просветительской работе.

Апробация результатов исследования.

Материалы диссертационного исследования докладывались

1. на международной конференции «Европейский форум "За свободу в образовании"», СПбГУПМ, СПб., 14.05.1997;

2. на Международной междисциплинарной научной конференции «Поиски исторической психологии», РГПУ им. А.И.Герцена, СПб., 21-22.05.1997;

3. на круглом столе на тему «Фальсификация исторической науки», Общество историков-архивистов, редакция журнала «Клио», секция «Наука и Высшая школа» экспертного совета по науковедению и организации научных исследований при Санкт-Петербургском научном центре, СПб., 04.04.1998;

4. на конференции «Библиотеки России: Историческая беллетристика», проводимой РНБ им. М.Е. Салтыкова-Щедрина, СПб., 15.04.1998;

6. на конференции «Этнография Петербурга - Ленинграда», МАЭ РАН, СПб., 16.06.1998;

7. на семинаре «Национальная идентичность - теория и реальность», проводимом группой по правам национальных меньшинств Санкт-Петербургского Союза ученых и общественной правозащитной организацией «Гражданский контроль» в рамках проекта «Гражданская инициатива», СПб., 2-3.10.1999;

8. на VII Санкт-Петербургских религиоведческих чтениях «Сакральные тексты в истории и культуре», Государственный музей истории религии, СПб., 19-21.10.1999;

9. на «Герценовских чтениях», РГПУ им. А.И.Герцена, СПб. в 19972000 гг.

Диссертация была рассмотрена на заседании кафедры религиоведения РГПУ им. А.И.Герцена и рекомендована к защите.

По теме исследования осуществлено 9 публикаций общим объемом 4,9 печатного листа.

Структура диссертационного исследования

Диссертация носит философско-религиоведческий характер. Цели и задачи исследования определили структуру работы, она состоит из введения, трех глав и заключения.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Идеология и практика славянского неоязычества"

Заключение

Главным достижением современного развития России является формирование нового демократического общества, признающего равноправие различных философских, религиозных, политических и культурных движений и объединений, многообразие интересов и взглядов. Одним из проявлений демократизации в постсоветской России стало лавинообразное появление национальных, политических, религиозных, индивидуальных и мультикуль-турных идеологий и возрождение архаических мифологических архетипов народного сознания, выразившееся в язычестве и неоязычестве. Народы Крайнего Севера и Поволжья, полностью не утратившие архаическое мировоззрение, практически и не переставали быть язычниками. Городская же интеллигенция, отразившая в своем сознании христианский и атеистический периоды истории нашей страны, обнаружив утрату культурной преемственности, стала реконструировать дохристианские религиозные верования и мифологию, перенося их на современную жизнь. Эта реконструкция, основанная на научных разработках, народных суевериях и жизненном опыте ее создателей явилась основой возникшего в конце 1980-х гг. неоязычества.

За распадом СССР последовал и распад общегосударственной идеологии, послуживший поводом к росту национального самосознания, усилившегося во время политических и экономических кризисов. В поисках объединяющей национальной идеи стали появляться и религиозные концепции, одной из которых стало славянское неоязычество, выросшее на славянской (русской) этнонациональной почве. Таким образом наиболее значимой предпосылкой появления славянского неоязычества стали политико-экономическая нестабильность. Второй группой предпосылок возникновения славянского неоязычества стали общесоциальные явления, выраженные негативными последствиями урбанизации с целью восстановления природосо-образного образа жизни предков в век экологических катастроф и хищнического потребления природных ресурсов. Третью группу составили мировоззренческие предпосылки, произошедшие на фоне кризиса государственной идеологии. Этот период связан с появлением большого количества изданий по дохристианским верованиям, языческой информации в Интернете и архаических мотивов, представленных в современной музыке, живописи и художественной литературе.

Неоязычество имеет богатую историю, в которой можно выделить два этапа. Первый связан с ростом национального самосознания и национализмом с элементами неоромантизма, положивших неоязычество в основу фашистских и националистических доктрин в Германии и других странах Европы в 1920 - 1930-х гг. Вторая волна неоязычества возникает в Европе и США в 1960 - 1980-х гг. на фоне молодежной контркультуры и экологических движений. Славянское неоязычество по времени попало во вторую волну, однако в его идеологии преобладают элементы первого этапа. Будучи неоднородным по составу участников, структуре групп, целям и характеру коллективных действий, оно выразилось в виде общественных организаций, политических объединений и религиозных групп (общин).

Славянское неоязычество представлено тремя типами групп: национал-патриотического, природно-экологического и этнографическо-игрового характера, с преобладанием представителей первого типа.

Идеология славянского неоязычества включает пять основных вопросов, связанных с религиозно-философскими, природно-экологическими и националистическими представлениями, а также с происхождением ролью человека в системе мироздания.

В основе религиозно-философских аспектов славянского неоязычества лежат представления о делении мира на три части: Явь, Правь и Навь и о существовании Единого Бога, предстающего в разных ликах, проявлениях (богах, духах, явлениях природы и в самом человеке). В отношении объекта поклонения славянское неоязычество может выступать как пантеизм, политеизм, или генотеизм.

Природа представлена одним из проявлений Единого Бога, поэтому неоязыческое сознание экологично и обладает гибкостью. Происхождение человека в славянском неоязычестве представлено как креативность и генезис рождения, при этом славяне (русские) являются прямыми потомками ариев, вместе с ними дав начало всем европейским культурам. Славянский этногенетический миф представляет славян более древним народом, позволяет ему относится к другим с позиции старшего брата - покровительственно требовательной и снисходительной. Также существует тенденция к отделению славянского этноса от полиэтнической русской нации. Здесь славянские неоязычники часто выступают с позиции этнического национализма, хотя при этом возможно и культурно образующее понятие нации. В связи со стремлением создать Россию, как мононациональное (монокультурное) государство, наблюдается неприятие иностранного и инокультурного влияния. Сюда относятся проявления антисемитизма и ксенофобии, обычно открыто не афишируемые.

В отношении других религий в славянском неоязычестве в зависимости от типа группы существуют разные подходы. Национал-патриотическим свойственно воинственное отношение к авраамистическим религиям, основанным, по их мнению, на неприемлемом иудаизме. Основой неприятия является христианское положение о человеке, как рабе божием, в то время как он одно из проявлений бога или его сын. В природно-экологических группах свойственно толерантное отношение ко всем религиям, как равноправным путям к постижению Бога. При этом народное православие может отождествляться со слегка видоизмененным дохристианским ведизмом. Этнографи-ческо-ролевая группа, симулирующая игровое архаическое пространство, обычно включает элементы идеологий первых двух групп и не представляет серьезного объекта изучения.

Славянская неоязыческая символика базируется на традиционных символических матрицах. Как и вся неоязыческая идеология и мифология она основана на собственном прочтении исторических, этнографических и фольклорных исследованиях. В ней можно выделить числовую символику, в которой неожиданно редко встречаются архетипы чисел 7 и 9. Среди графических символов преобладают солярные, представленные свастическими вариациями и рунические, основанные на своем представлении древней славянской письменности.

Религиозные практики включают обряды жизненного цикла, связанные с представлением о поэтапном переходе человека в процессе жизни от одного состояния к другому. Такой переход сопровождается инициациями, тяжесть которых зависит от характера неоязыческой группы.

Наиболее часто справляемыми обрядами являются календарные, соответствующие солнечно-лунному циклу и разделяемые обычно на три этапа: Зачин, Пир и Игрища. Такое построение обряда обеспечивает максимальное сплочение неоязыческих групп, отводя место для серьезных обрядов, застолья и увеселений. В ситуативных обрядах преобладают обереж-ные, лечебные и очистительные практики.

В качестве культовых мест славянские неоязычники продолжая дохристианские традиции, почитают природные «места силы» и устраиваемые на них святилища. Традиционное расположение святилищ на возвышенности иногда может нарушаться созданием специальных углублений для установки идолов. Боги в славянском неоязычестве традиционно изображаются в виде антропоморфных деревянных изваяний (идолов). Хотя иногда встречаются своеобразные резные и расписные иконы.

Сложная иерархия служителей культа может прописываться, но обычно не исполняется. Традиционно обряды проводит жрец, который и совершает различного рода жертвоприношения.

В разных типах неоязыческих объединений присутствуют разные идеологические мотивации. Экологическим группам свойственны охрана природы, натуризм, натурализм, защита человека от каменных джунглей и синтетического питания, обращение к Матери-Сырой-Земле: работа на огороде, возрождение старинных экологических способов ведения сельского хозяйства. Идеологическими мотивациями для этнографо-историческо-ролевых групп стали воспитание детей, не оторванных от культурных корней, ретранслируемых через обряды, восстановление лекарских и знахарских традиций, фольклорные элементы. Политическим и национал - патриотическим группам свойственны проявления национализма и ксенофобии (антииудаизм, антихристианство, антисемитизм и антиавказизм). Важными моментами здесь являются занятие представителями других народов социальных ниш, недоступных русскому населению, необходимость объединения против более могучих сил (иудаизма, мирового заговора, банковских олигархий, НАТО), политический кризис, гонения со стороны христианства, засилие иностранной культуры, валюты, «гнилых американских ценностей» и прочего.

Психологическая мотивация участия обычно связана, во-первых, с компенсаторной функцией. В неоязыческую субкультуру могут идти и социальные деприванты, и не реализовавшиеся лидеры. Здесь они могут получить уважение и власть. Относительно большой коллектив дает удовлетворение коллективистским потребностям после развала партийных и общественных организаций. Выраженная субординация компенсирует проблемы психологических типов «начальника» и «подчиненного». Понимание роли мужчины как главы патриархальной семьи компенсирует современную женскую эмансипацию, а также иногда легитимизирует полигамные отношения. Среди других мотиваций можно выделить мистическую. Всеобщее увлечение магией и мистикой, шаманскими, знахарскими и психотерапевтическими

149 практиками определило и обращение к язычеству.

Идеология и практика славянского неоязычества представляет его как разноплановое явление социокультурной, религиозно-политической направленности, находящееся в стадии быстрого развития. Изучение данного феномена необходимо учитывать при прогнозировании национально-политической ситуации в стране. Адекватный подход к славянскому неоязычеству может обеспечить переход основной массы его участников в природ-но-экологические типы групп, разрядив тем самым национальную напряженность и высвободив большие силы для потенциального созидания в условиях новой идентичности.

Изучение неоязычества важно и в плане выявления общих закономерностей функционирования и развития, взаимозависимостей религиозного и политического, религиозного и социально-психологического в целостном процессе развития общества, в структуре детерминации этих существенно разных, относительно самостоятельных, но в то же время взаимозависимых явлений.

Исследования неоязычества не осуществлены в ряде своих аспектов. Язычество и неоязычество должно стать объектом междисциплинарных исследований комплекса наук - этнографии, религиоведения, истории, социологии, культурологии, психологии и других наук.

150

 

Список научной литературыГайдуков, Алексей Викторович, диссертация по теме "Философия религии"

1. Дело № 2. Конспект интервью с А.К.Беловым, основателем славяно-горицкой борьбы (Москва, 02.08.2998). -1 л.

2. Дело № 3. Конспект интервью с А.Платовым, редактором альманаха «Мифы и магия индоевропейцев» (Москва, 03.08.1998). -1 л.

3. Дело № 4. Конспект интервью с представителями Калужской славянской общины (г. Калуга, капище «Сокол», 08.08.1998). 3 л.

4. Дело № 5. Конспект интервью с представителями «Коляды» (Москва, 06.08.1998). -2 л.

5. Дело № 7. Конспект интервью с А.Егоровым, руководителем «Коломенской ведической общины» и «Коломенского клуба древнерусских ратоборств» (г. Коломна, 09.08.1998). -2 л.

6. Фонд «Религии природы "Крина"»

7. Дело № 2. Запись интервью с А.Г. Резунковым, руководителем Общины экологии сознания «Крина» (СПб., 23.06.1998). 7 л.

8. Фонд «Религии природы Русская Религия (Кандыба В.М.)»

9. Дело № 2. Конспект телефонной беседы с В.М.Кандыбой (СПб., 13.03.1998). -3 л.

10. Фонд «Религии природы "Схорон еж словен"»

11. Дело № 2. Запись беседы с Владимиром Богумилом П (Голяковым Ю.В.) от 01.04.98. -7 л.

12. Дело № 5. Запись беседы с Владимиром Богумилом II (Голяковым Ю.В.) от 03.04.98. 17 л.

13. Дело № 7. Коловорот, обряд, проведенный «Схорон еж Словен», на капище Триглава в Купчино (СПб., 22.06.1998). -14 л.

14. Фонд «Религии природы Тропа Троянова»

15. Дело № 3. Программа Российского фонда культуры. Ивановское отделение. 1 л. (2 стр.)1. Программные документы

16. Влесова книга: Русские Веды. Песни птицы Гамаюн. Велесова книга /Реставрация, перевод, комментарии Б.Кресеня. М.: Наука и религия, 1992. -С. 133-273.-50.000 экз.

17. Книга Велеса /Перевод и комментарии А.И.Асова. М.: Наука и религия, 1997.-288 е.; СПб.: Политехника, 1999. -480 с.

18. Рарог А. Манифест Общины экологии сознания «КРИНА», 21 мая 1993 года // Коловорот 2000. Славянский солнечно-лунный календарь-месяцеслов. - СПб.: Крина, Весь, 1999. - С.134-135;

19. Русский языческий манифест. Москва, Царицыно: издание общества «Вятичи», 1997. -40 с.

20. Программа арийской языческой общины «Сатья-Веда» 157.109-111 .

21. Литература на русском языке

22. Авдеев В. Преодоление христианства. М.: Капь, 1994. -140 с.

23. Аверинцев С. Язычество //Философская энциклопедия /Под ред. Ф.В. Константинова. М.: Советская энциклопедия, 1970. - Т. 5. - С. 611-612.

24. Альманах «Мифы и магия» представляет: Британский орден Бардов, Оватов и Друидов //Мифы и магия индоевропейцев /Под ред. А.Платова. Вып. 2. М.: Менеджер, 1997. - С. 190-197.

25. Андреев А. Мир тропы: Очерки русской этнопсихологии. СПб.: Тропа Троянова, 1998. - 254 с.

26. Асеев О.В. Язычество в современной России: социальный и этнопо-литический аспекты: Дис. . канд. филос. наук. М.: РАГС, 1999. -160 с.

27. Асеев О. В. Язычество в современной России: социальный и этнопо-литический аспекты: Автореф. дис. . канд. филос. наук. М., 1999. -22 с.

28. Асеев О. В. Неоязычество в современной России: этнополитический и социальный аспекты //Государство, религия, церковь в России и за рубежом: Информационно-аналитический бюллетень. № 5 (17). М.: РАГС, 1998. -С. 18-25.

29. Асов А.И. Русские Веды: Песни птицы Гамаюн. Велесова книга /Реставрация, перевод, комментарии Б.Кресеня М.: Наука и религия, 1992. -368 с.

30. Асов А.И. Русские Веды: Звёздная Книга Коляды /Текст собрал Асов

31. А.И. (Бус Кресень) М.: Наука и религия, 1996. - 432 е., илл.

32. Асов А.И. Златая цепь: Мифы и легенды древних славян. М.: Наука и религия, 1998. -320 с.

33. Асов А.И. Славянские боги и рождение Руси. М.: Вече, 1999. - 544 с.

34. Асов А.И. Славянские руны и «Боянов гимн». М.: Вече, 2000. - 416 с.

35. Барашков А. Календарь ведической Руси //Мифы и магия индоевропейцев /Под ред. А.Платова. Вып. 1. М.: Менеджер, 1995. - С. 61-117.

36. Баркер А. Новые религиозные движения: Практическое введение/Научное издание. СПб.: Издательство РХГИ, 1997. - 290 с.

37. Бегунов Ю.К. Тайные силы в истории России. Изд. 3. СПб.: изд-во им. А.С.Суворина, 1998. -442 с.

38. Белов 1993. Белов А. К. Славяно-горицкая борьба: Изначалие -2-е изд. М.: НКДР, 1993. -160 с.

39. Белов А. современное славянское язычество: Пути национального возрождения //Россия и Европа опыт соборного анализа. - М., 1992 -С.385-392.

40. Богданов Н., Иванов А. Христианство. М.: Витязь, 1994 (1998). - 54 с.

41. Буганов В.И., Жуковская Л.П., Рыбаков Б.А. Мнимая «древнейшая летопись» //ВИ. 1977. - №6. - М 25-33.

42. Буниатян А. Индоарийская ведическая традиция в Армении //Мифы и магия индоевропейцев/Под ред. А.Платова. Вып. 1. М.: Менеджер, 1995. -С. 192-211.

43. Верховский А., Прибыловский В. Национал-патриотические организации в России: История, идеология, экстремистские тенденции. М.: Институт экспериментальной социологии, 1996. - Гл. Неоязычники, зороастрийцы и Шамбала.-С.9-10.

44. Верховский А., Прибыловский В., Михайловская Е. Национализм и ксенофобия в российском обществе. М.: Информационно-экспертная группа «Панорама», 1998. - Гл. Неоязычники. - С. 39-41.

45. Волков А. Шаг волка древнеславянская медицинская традиция: беседа с П.П.Кирпитой //Terminator: Международный научно-художественный журнал: Пограничные знания о человеке и религии. СПб.: Северная столица, 1996. - № 7/8. - С.42-44.

46. Воронов И.А. Тайна 72-х воинских искусств Русского «Апокалипсиса». -СПб.: Атон, 1998.-384 с.

47. Гайдуков A.B. Национальная идея в славянском неоязычестве //Вестник всеобщей истории. Вып. 2. СПб.: Нестор, 1999. - С. 111-127.

48. Гайдуков A.B. Политические аспекты возникновения неоязычества в России //Герценовские чтения. 1997. Актуальные проблемы социальных наук. СПб.: ФСН РГПУ им. А.И.Герцена, 1998. - С. 157-160.

49. Гайдуков A.B. Воспитание детей в славянском неоязычестве //Вестник всеобщей истории: Межвузовский сборник. Вып. 3. СПб.: Нестор, 2000. - С. 12-23.

50. Гобарев В.М. Предыстория Руси /В 2 частях. М.: Менеджер, 1994. -682 с.

51. Голяков В.Ю. Солнцеворот. Родовой трактат. СПб.: Волхв, 1992. -70с.

52. Гордиенко Н.С. Крещение Руси: Факты против легенд и мифов. П.: Лениздат, 1986. - 280 с.

53. Гриневич Г.С. Праславянская письменность: Результаты дешифровки. М.: Общ. Польза, 1993. - 324 с.

54. Гудрик-Кларк Н. Оккультные корни нацизма: Тайные арийские культы и их влияние на нацистскую идеологию /пер. с англ.. Б.м. [СПб.]: Евразия, [1993].-244 с.

55. Гуру Вар Авера (Аверьянов B.C.) Астральное карате: Сборник работ. М., 1994.-160 с.

56. Гусева Н.Р. Русские сквозь тысячелетия: Арктическая теория. М.: Белые альвы, 1998. -160 с.

57. Данилов В. В. Арийская империя: Гибель и возрождение. В 2-х т. М.: Воля России, 1997.

58. Данилов В.В. Русь ведическая в прошлом и будущем: Основы мистической политологии (евангелие от ариев) /РАН Отдел теоретических проблем. М.: Воля России, 1996. - 280 е.;

59. Дед Остромысл. Мистический национализм трагедия народа //Родные просторы. -1999. - №2 (42).

60. Дед Остромысл. Познание Природы основа культуры //Родные просторы. - СПб. -1999. - № 1 (41).

61. Демин В.С. От Ариев к русичам. М.: Русская правда, 1998 - 240 с.

62. Доброслав (Добровольский В.). Иудохристианство: Преступления против природы и народов //Ариец: Газета ОПД «Союз славян». Рязань. -1999. -№6(11).

63. Дугин А. «Гиперборейская теория»: Опыт ариософского исследования. М.: Историко-религиозное общество «АРКТОГЕЯ», 1993. -128 с.

64. Евгеньева Т.В. Социально-психологические основы формирования политической мифологии //Современная политическая мифология: содержание и механизмы функционирования /Сост. А.П.Логунов, Т.В.Евгеньева. М.: РГГУ, 1996. - С. 22-32.

65. Егоров А. Посвящение //Мифы и магия индоевропейцев /Под ред. А. Платова. Вып. 1. М.: Менеджер, 1995. - С. 42-60.

66. Егоров А. Следы наших предков //Русский стиль. 1992. - №1. -С 25-29.

67. Егурнов А.Г. Этруски писали по-русски. М.: РИНКЦЭ, 1999. - 56 с.

68. Емельянов В.Н. Десионизация. М.: Витязь, 1995. -130 с.

69. Жариков С. Обретение имени //Молодая гвардия. 1990. - № 1. -С 240-243.

70. Жариков С. Своя суть //Молодая гвардия. -1990. № 9. - С. 205-207.

71. Жуковская Л.П. Поддельная докириллическая рукопись: К вопросу о методе определения подделок //Вопросы языкознания. 1960. - №2. -С 23-26.

72. Замалеев А.Ф. История русской философии: Учебник для гуманитарных вузов. Изд. 2. М.: Магистр, 1996.

73. Замалеев А.Ф. Философская мысль в средневековой Руси (XI-XVI вв.) /Под ред. М.Г. Макарова. Л.: Наука, 1987.

74. Златые Перуны: Славяно-германско-угрофинский литературный сборник о Всесиле Природы /Сост. В.К. Федосов //Волхв. СПб., -1998. - № -2(20). - 98 с.

75. Иванов А. Йога русская религия //Русское дело. -1993. - №3 (12);

76. Инглиизм: Краткий курс. Омск, 1997. - 32 с.

77. Истархов В.А. Удар Русских Богов. М.: Ин-т экономики и связи с общественностью, 1999. - 336 с.

78. Казаков B.C. Именослов. Калуга: Золотая Аллея, 1994. - 80с.; изд. 2-е - М.: Селигер, 1996. -112 е.;

79. Казаков B.C. Не хочу быть русским //Калужские новости. 1993. -№11(17).

80. Казаков B.C. Славянское обрядовое питание. Калуга, 1998. - 64 с.

81. Казаков B.C., вл. Богумил. Мир славянских богов. Калуга, 1997. -78с.

82. Кандыба В.М. Ригведа: Религия и идеология русского народа. СПб. Макет, 1996.-226 с.

83. Каркавцев В. Новые язычники не только прыгают через костер, но и пишут Зюганову тезисы для платформ //Комсомольская правда. 1996. -17-24 мая.

84. Козлов A.A. Ведические корни русской культуры: «Сакральное Руси» /Институт русской ведической культуры. Екатеринбург: Б.и. 1997. -16 с.

85. Козлов В. П. Тайны фальсификации: Анализ подделок исторических источников XVIII -XIX веков: Пос. для преподавателей и студентов вузов. -2-е изд. М.: Аспект Пресс, 1996. - 272 с.

86. Краузерс Ф., Лехнер Э. Символизм богов и богинь. М.: ИАДЕ «Золотой Век», 1998. - (Сер. «Символы»), - Глава: Славянские боги. - С. 185-200.

87. Крыжанов А. Без названия. //Русское дело. СПб., 1993. - №4 (13).

88. Кузьмин А. Г. Падение Перуна: Становление христианства на Руси /Худож. В.Б. Тихомиров. М.: Мол. гвардия, 1988. - 240 с.

89. Кураев А. Соблазн неоязычества /Диакон А. Кураев. М.: Б.и., 1994. -127 с.

90. Курдаков Е. «Велесова книга» реликт русской мифологии: Главы из книги «Русский пантеон» //Молодая Гвардия. - М., 1997. - № 7. - С. 292-352.

91. Лакер У. Черная сотня: Происхождение русского фашизма /Пер. с англ. В. Меникера; МФ "Культурная инициатива". М.: Текст, 1994. - 478 с.

92. Лесман Ю. «Патриотическая» символика //Барьер: Антифашистский журнал. СПб.: Библиотека «Звезды». -1993. - № 1. - С. 17,18.

93. Лесман Ю. Миф о русской свастике //Барьер: Антифашистский журнал . СПб., -1999. - № 1 (5). - С. 104-110.

94. Лесной С. Откуда ты, Русь? Ростов н/Д: Донское слово; Квадрат,1995.-352 с.

95. Лихачев В. Омск древнее египетских пирамид: Потому что он Асгард //Русская мысль. - Париж, 1999. - №4281 .-5-11 авг. - С. 20.

96. Маритен Ж. Философ в мире. М., 1994. - 352 с.

97. Мир русской души /Сборник АН. Алексеева, И.В. Грачева, М.А. Ка-чаева. Рязань: Узорочье, 1998. -124 с.

98. Миролюбов Ю.П. Сакральное Руси /Соч. в 2-х т. М.: Золотой век,1996.

99. Миролюбов Ю.П. Собр. соч. (В 10 т.). München: Sayer, 1981-1985.

100. Мифы и магия индоевропейцев /Под ред. А. Платова. М.: Менеджер. - Вып. 1-6. -1995-1998.

101. Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2-х т. /Гл. ред. С.А. Токарев,-М.: Сов. Энциклопедия, 1991.

102. Мифы неоязычества и "Книга Велеса'7 В.А.Шнирельман. Иерусалим, 1998.

103. Мороз В.Л. Борцы за «Святую Русь» и защитники «Советской Родины» //Национальная правая прежде и теперь: Историко-социологические очерки. Ч. II. Вып. 1. - СПб.: Ин-т социологии РАН С.-Петербургский филиал, 1992. - С. 63-96.

104. Мороз Е.Л. Ведизм и фашизм //Барьер: Антифашистский журнал. -СПб.: Библиотека «Звезды». -1994. № 1. - С. 4-8.

105. Мочалова И.В., Черкасова И.С., Новоселова В.Г. Руцкие Йазыческие мантры /Отдел Теор. проблем РАН. М.: Аспект, 1999. - 48 с.

106. Невский А. Волхвы живут в обычной купчинской квартире

107. Петровский курьер (Фрунзенский район). -1999. №6. - 22 февр.

108. Новые религиозные культы, движения, организации в России /Редкол.: Трофимчук Н.А., Освиенко Ф.Г., Одинцов М.И. М.: РАГС, 1997. (2-е изд., 1998.-346 с.)

109. Носова Г.А. Язычество в православии. М.: Наука, 1975. - 152 с. (Научно-атеистическая серия).

110. Определение Архиерейского собора Русской Православной церкви «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме» (Декабрь 1994) //Современные секты и неоязычество в России: Сб. ст. М.: Б.и., 1998. -С. 114-117.

111. Основы религиоведения: Учеб. /Ю.Ф.Борунков, И.Н. Яблоков, К.И. Никонов и др.; Под ред. И.Н. Яблокова. 2-е изд. - М.: Высшая школа, 1998. -С. 119-120.;

112. Пальмин В. СВАСТИКА: Сборник славянских стихов //Белая раса: газета РОДа. (Калуга) 1997. - №4. - 48 с.

113. Петухов Ю.Д. Дорогами богов: Историко-мифологическое детективное расследование. М. Мысль, 1990. - 294 с.

114. Платов А. Работы мастеров славянской школы рунического искусства //Мифы и магия индоевропейцев /Под ред. А. Платова. Вып. 6. М.: Менеджер, 1998. - С. 90-130.

115. Потапенко О. Бритоголовые //Мы русские: Спец. Вып. газеты «Вече Санкт-Петербурга». - СПб. -1998. - №1.

116. Православие: Словарь атеиста /Под общ. ред. Н.С. Гордиенко. М.: Политиздат, 1988. - 272 с.

117. Прибыловский В. Русские язычники: Религиозные предпочтения национал-экстремистов //Экспресс-Хроника: правозащитный еженедельник. М. -1998. - №8.-21 февр.

118. Прибыловский В. Словарь новых политических партий и организаций России. 4-е изд. - М., 1992 (то же: М., 1993) - 98 с.

119. Резунков А.Г., Егоров В., Кирпита П. Коловорот 2000. Славянский солнечно-лунный календарь-месяцеслов. - СПб.: Крина, Весь, 1999,-136 с.

120. Резунков А. Г. Коловорот-1996. Славянский календарь месяцеслов. СПб.: Община «Крина», 1995. -128 е.; другие издания -1994-1999 гг.

121. Религиоведение: Учебное пособие и Учебный словарь-минимум по религиоведению /Под ред. проф. И.Н.Яблокова. М.: Гардарика, 1998. - 538с.

122. Религия: история и современность: Учеб. для вузов /Под ред. Ш.М.Мунчаева. М.: Культура и спорт; ЮНИТИ, 1998. - 534 с.

123. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М.: Наука, 1988. - 580 с.

124. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1981. - 608 с.

125. Самуэль Дж. Конференция «Религия Природы сегодня»: западное язычество, шаманизм и эзотерика в 1990-х //Мифы и магия индоевропейцев /Под ред. А.Платова. Вып. 4. М.: Менеджер, 1997. - С. 185-192.

126. Сапковский А. Дорога без возврата: Повести, рассказы, эссе. М.: ACT, 1999. -448 с.

127. Светлов Р.В. Древняя языческая религиозность. СПб.: Высшие гуманитарные курсы РХГИ, 1993. -136 с.

128. Семенов С.П. Аутентизм: Основные отличительные понятия и концепции. СПб.: Фонд Русского Искусства, 1998. - 384 с.

129. Семенов С.П. Русская Веда: Общедоступное изложение духовного учения и практики. СПб.: Фонд Русского Искусства, 1998. - 92 с.

130. Семенов С.П. Тексты публичных проповедей Богочеловечества -СПб., 1990-1993.

131. Семенова М. Мы славяне! - СПб.: Азбука-Терра, 1997 и 1999.

132. Силаков Е.С. Родоплеменные культы славян и их проявление в культуре современного общества //Философия в системе духовное культуры на рубеже XXI века. Курск, 1997. - С. 34- 44.

133. Силенко Л. Мага Bipa. Spring Glen. N.Y., 1979. - 420 с.

134. Символ венедов //Родные просторы. -1990. № 7.

135. Символ газеты //Родные просторы. -1990. № 2-3.

136. Славяно-Арийские Веды Кн. 1.: Саньтии Перуна. Сага об инглингах. -Омск: Изд-во Древнерусской Инглиистической церкви Православных Старо-веров-Инглингов; АРКОР, 1999. 258 с.

137. Славяно-Арийские Веды. Кн. 2: Книга Света. Слово Мудрости Волхва Велимудра. Омск: ИДИЦПСИ; АРКОР, 1999.-240 с.

138. Снисаренко А.Б. Третий пояс мудрости: Блеск языческой Европы. Л.: Лениздат, 1989. -286 е.;

139. Современные секты и неоязычество в России: Сб. ст. М.: Б.и., 1998. -128 с.

140. Соколовская Я. Новые язычники против христианской церкви //Известия. -1997,- 31 окт.

141. Сперанский H.H. Слово почитателям древней культуры. Троицк, 1997. -112 с.

142. Станислав. Имянаречение //Славянский вестник. СПб. - 1998. - № 1 (002). - С.З.

143. Стеффон Дж. Сатанизм и новое язычество /перевод И.В.Баранова. М.: Издательство Францисканцев Братьев меньших Конвентуальных, 1997. -160 с.

144. Стогов И. Сердце у нас холодное //Смена. -1996. 26 янв.

145. Сухачев В.Ю. История без субъекта //Метафизические исследования. Выпуск 3. Альманах лаборатории метафизических исследований при философском факультете Санкт-Петербургского Государственного Университета.- СПб.: Алетейа, 1997. С. 45-57.

146. Схорон еж Словен //Религиозные общины и организации Санкт-Петербурга. Вып. 2. СПб.: Апостольский город, 1998. - С. 363-366.

147. Титов В. Древнеславянская школа астрологии: Из славянских ложных и отреченных книг //Мифы и магия индоевропейцев /Под ред. А.Платова. Вып. 4. М.: Менеджер, 1997. - С. 22-53.

148. Тихонравов Ю.В. Религии мира /Учебно-справочное пос. М.: Uviersa,1996.-420 с.

149. Ткач В.А. Орден-миссия "Джива-храм Инглии" //Государство, религия, церковь в России и за рубежом: Информационно-аналитический бюллетень. № 5 (17). М.: РАГС, 1998. - С. 39-44.

150. Ткач В.А. Попытка осмысления язычества новой волны на примере ордена миссии «Джива-храм Инглии». Дипломная работа. М.: РАГС, 1998. -87 с.148. ТОДРЛ-1990.-Т. 43.

151. Тороп В. Ошельмованная рукопись //Человек и природа. -1994. №7.- С 34-37.

152. Трехлебов A.B. Клич Феникса Российской солнечной птицы. - Б.м.,1997. -444 с.

153. Тринкунас Й. Балтмсью язичники //Сварог. Knie, 1997. - №5. - С.8-10.

154. Тринкунас Й. Язычники Европы сегодня: Материалы Ужпаляйской конференции //Мифы и магия индоевропейцев /под ред. А.Платова. Вып. 6.- М.: Менеджер, 1998. С. 212-215.

155. Уханова Е.В. У истоков славянской письменности. М.: ИД Муравей,1998. Гл.: Влесова книга и другие подделки древнерусских рукописей. -С. 198-233.

156. Филатов 1996.1. Филатов С. Современная Россия и секты //Иностранная литература. М. -1996. - № 8. - С. 200-220.

157. Филатов С., Щипков А. Язычество. Рождение или возрождение? //Дружба народов. 1996. - №11/12 - С. 176-187.

158. Фишер М.П. Живые религии: Пер. с англ. /Международный Фонд Образования. М.: Республика, 1997. - 460 с.

159. Черкасов И. (Велеслав). Родолюбие. М.: ИОИ, 1999. - 120 с. - (Сер. «Щит Даждьбога»),

160. Шамбаров В.Е. Русь: дорога из глубин тысячелетий: Когда оживают легенды. М.: Алетейа, 1999. - 448 с. - (Vita memoriae).

161. Шилов Ю. Прародина ариев: История, обряды и мифы. Киев, 1995. -240 с.

162. Шнирельман В.А. Неоязычество и национализм: Восточноевропейский ареал //Исследования по прикладной и неотложной этнологии Института Этнологии и антропологии РАН. № 114. - М., 1998. - 30 с.

163. Шнирельман В.А. Постмодернистский и исторический мифы в современной России //Вестник Омского университета. 1998. - №1. - С. 66-74.

164. Щипков A.B. Во что верит современная Россия: Курс лекций /Религиозные проблемы в постперестроечной России: Уч. пос. СПб.: ПИ-МЭН, Изд-во РХГИ, 1998. - 320 с.

165. Элиаде М. Священное и мирское. СПб., 1998. - 420 с.

166. Язычники Европы сегодня материалы Ужпаляйской конференции //Мифы и магия индоевропейцев /Под ред. А.Платова. Вып. 6. - М.: Менеджер, 1998. - С. 212-215.

167. Якутовский Г. Русский мир и рай земной. М., 1994. - 89 с.

168. Ярхо В. Неоязычество: Против заблуждений //Благовестник: Православная газета. Коломна. - 1998. - №2. - февраль - (О коломенском клубе «Святогор», возглавляемом А.Егоровым)

169. Ясковский Д. Язычники в Петербурге //Новая газета. -1992 № 13.1641. Иностранная литература

170. Adler М. Drowind Dawn the Moon: Witches, Goddess Worshippers, and Other Pagans in America Today. Boston: Beacon Press, 1986. - 420 p.

171. Melton J.G. Witchcraft and Paganism in America: A Bibliography. N.Y. & L.: Garland, 1982. -240 p.

172. Neo-Pagan witchcraft /edited with an introduction by Aidan A. Kelly. In 2 vol. N.Y., L.: Garland, 1990.

173. Ramtha with Mahr D.J. Voyage to the New World. Friday Harbour WA. Masterworks, 1985,- 260 p.

174. The Pagan Federation: Information Pack. 2nd ed. L.: Pagan Federation, 1992.-15 p.