автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему: Неоязычество в современной европейской культуре
Полный текст автореферата диссертации по теме "Неоязычество в современной европейской культуре"
На правах рукописи Пучков Андрей Владимирович
НЕОЯЗЫЧЕСТВО В СОВРЕМЕННОЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ (на примере расовых теорий)
09.00.13 - религиоведение, философская антропология, философия культуры
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Ростов-на-Дону 2005
Работа выполнена в Федеральном государственном научном учреждении «Северо-Кавказский научный центр высшей школы»
Научный руководитель - кандидат философских наук, доцент
Петкова Светлана Михайловна
Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор
Матяш Тамара Петровна
доктор философских наук, доцент Финько Маргарита Васильевна
Ведущая организация Ростовский Юридический Институт
МВД России
Защита состоится 22 июня 2005 г. в 15.00 на заседании Диссертационного Совета Д. 212.208.13 по философским наукам в Ростовском государственном университете по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 140, конференц-зал.
С диссертацией можно ознакомиться в Зональной научной библиотеке Ростовского государственного университета по адресу: 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148.
Автореферат разослан
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования
Со второй половины XIX века нарастают, а в XX веке приобретают совершенно новое измерение для культуры Запада разительные контрасты и тяжелейшие потрясения- борьба идеологий, кризисные явления в западных демократиях, появление фашизма, утрата доверия к традиционным ценностям, поиск новых путей духовного самосовершенствования человека перед угрозой тотального наступления техники. Неудовлетворенность культурой в ее прежних формах все чаще приводит к возрождению, казалось бы, отживших, забытых религиозно-мировоззренческих взглядов и появлению новых.
Глубокие изменения в христианской религиозности людей XIX века в присущей ему афористичной манере выразил Ф. Ницше словами «Бог мертв», которые оказались пророческими. Изменения в духовной ситуации привели к восстановлению в своих правах неомифологии Неразрушимость мифа, невозможность его разоблачения логическими доводами и его значение впервые осознал Ж. Сорель в начале XX века. Уникальность сегодняшней ситуации состоит в том, что уже не только мировые религии, как в прежней политической истории Европы, но и неоязыческие воззрения становятся основой коллективной идентификации. Это явление не осталось без внимания политических технологов, возможности которых с развитием средств массовой информации существенно возросли. Религиозный фактор, являющийся сильнейшим стимулом и средством объединения и управления людьми, используется различными политическими идеологиями и режимами.
Европейская цивилизация столкнулась со сложнейшими проблемами, от решения которых будет зависеть ее дальнейшая судьба. Развитие науки обернулось вызовом многим традиционным ценностям. Манипуляция сознанием, виртуальная реальность компьютерных миров, споры о клонировании человека, проблема эвтаназии и т. п. поставили под сомнение многие устоявшиеся представления.
I с.Пет«йт/77> I ' - о» Щ шУОО I
" I
/•ОС национальна,. БИБЛИОТЕКА 1
Прогресс в области медицины, призванный обеспечить комфорт здоровью, расшатал биологические основы человечества (возможность изменения пола, пластическая хирургия). Этнические проблемы все чаще вызывают интерес к идеологиям и теориям, объясняющим причины и сущность различий между людьми Причем, теории расовой наследственности снова берут реванш над теориями воспитания и перевоспитания.1
В начале третьего тысячелетия на качественно ином уровне «ожили» расовые теории Проблемы, обозначенные расовыми теоретиками XIX и XX вв, стали рассматриваться в свете новейших научных достижений Очаги межнациональной напряженности на территории бывшего СССР, геноцид русских в бывших союзных республиках, неконтролируемый «наплыв» граждан других государств, угроза исламского фундаментализма, терроризма, появление неонацизма актуализировали расовые теории и в современной России. Актуальность выбранной темы связана с необходимостью изучения причин возникновения, сущности и перспектив имеющих неоязыческую сущность расовых теорий.
Степень научной разработанности
Проблема расовых различий людей обсуждалась уже в античности Геродотом, Тацитом, Юлием Цезарем. Описания различий между расами встречаются в сочинениях знаменитых путешественников - Марко Поло и Ибн Фадлана Географические открытия и начало колониальной экспансии цивилизации Запада привели к необходимости описания различий между народами и расами и обоснования права белой расы на господство Становление таких наук, как антропология, археология, психология сделали необходимым изучение не только социокультурного, но и биологического в природе человека Это создало основу для появления расовых теорий. Во второй половине XIX - начале XX веков расовая теория начала оформляться как самостоятельное направление, ставшее
' См Панарин А Стратегическая нестабильность XXI века //Москва. 2002. №12
одной из форм выражения неоязычества.
Истории языческих религий коренных европейских народов со времен античности до наших дней посвящена работа Н Пенника и П. Джонса «История языческой Европы».2 В данном исследовании представлены языческие верования и практики, проведен сравнительный анализ язычества, позволяющий выделить общие черты и характерные особенности языческих религий. Язычеству посвящены работы Б Л. Богаевского, Ф. Ф Зелинского, В. И. Иванова, С. Аверинцева, Токарева С., В. В. Милькова, М. А. Можейко и др. Проблемы язычества древних славян в различных аспектах исследованы Е. В. Аничковым в работе «Язычество и Древняя Русь», Б. А. Рыбаковым в работах «Язычество древних славян» и «Язычество Древней Руси», Н Н. Велецкой, А. Г. Кузьминым и др.
Различные аспекты неоязычества представлены в работах политолога В. В. Прибыловского, культуролога А Гайдукова, диакона А. Кураева, В Б Яшина, Э Геллнера, Ф И Гиренка, С Филатова и др. В. Б Авдеевым представлены обширные материалы по истории расовой теории,3 Е Г Благушкин привел общие характеристики неоязычества4 В П Крутоус указал на причины, «питающие» неоязычество, характерные особенности данного явления, его социальную базу. Он указал на существование различных форм и моделей неоязычества5 Б 3 Фаликов представил свою версию генезиса европейского неоязычества от истоков до наших дней, особенностей и перспектив неоязычества в России6 В. А. Шнирельман рассмотрел ряд организаций неоязыческого толка и выделил в развитии
2 Пенник Н. Джонс П История ячычсской Европы СПб, 2000
3 См • Авдеев В Б Политическая антропология Людвига Вольтчана //Введение к Вольтман Л Политическая антропология М, 2000. Авдеев В Б Ганс Ф К Гюнтер - пророк нордической расы //Введение к Понтер Г Избранные работы по расологии М . 2002; Авдеев В Б Биологическая основа нордического мировоззрения //Расовый смысл Русской идеи Выпуск 2 М, 2002
4 См • Благушкин Е Г Неоязычество Новая философская энциклопедия в 4-х томах Т 3 М. 2001
5 См Крутоус В П Заметки о новоязычестве - многоликом протее раздвоенной культуры //Вестник Московского университета Серия 7 Философия 2000 №5; Крутоус В П Истоки и особенности новоязычества как культурно-эстетического явления //Вестник Московского университета Философия 1994 №2
6 См ' Фаликов Б 3. Неоязычество // Новый мир 1999 №8
неоязычества определенные тенденции 7
Связь неоязчества и современной политической мифологии раскрыли в своих работах Э Кассирер, К. Г. Юнг, А. Ф Лосев Оккультная сторона германского неоязычества описана в работе Н Гудрик-Кларка «Оккультные корни нацизма».8 Д. Моссе в своем труде «Нацизм и культура» показал обращение к неоязычеству в культуре Третьего Рейха.
В связи с многогранностью неоязычества исследования по данной проблеме, в основном, фрагментарны. Анализ имеющейся по исследуемой проблеме литературы позволяет сделать вывод, что не все проявления неоязычества исследованы в достаточной степени. В частности, нет работ, в которых рассматриваются расовые теории, как проявления неоязычества
Объектом диссертационного исследования является неоязычество, как феномен культуры XX века.
Предметом диссертационного исследования является расовая теория, как одна из форм выражения неоязычества. Цель исследования:
Раскрыть причины актуализации и сущность расовых теорий, как выражения неоязычества в западной культуре XX века.
Цель исследования реализуется в следующих задачах:
1 Выяснить связь возрождения неоязычества в XX веке с кризисом базовых оснований христианской культуры Запада.
2 Провести сравнительный анализ язычества и христианства, язычества и неоязычества.
3. Рассмотреть неоязыческую сущность расовых теорий.
4 Проследить основные направления и этапы становления расовой теории.
5 Изучить роль расовой теории в идеологии и политике Третьего Рейха.
См Шнирельман В А Многоликое нсоячычество //Родина 2003 №4; Он же Второе пришествие арийского ми<|и //Восток 1998 №).Онжс Перун. Сварог и другие русское неоязычество в поисках себя //Неоязычество на просторач Еврачии М . 2001
4 См Г)дрик-Кларк Н Оккультные корни нацизма М. 2004
6
6. Рассмотреть причины появления, актуализации и особенности расовой теории в современной России.
Источниковая база диссертационного исследования
Источниковой базой исследования являются работы А. Де Гобино, Л. Вольтмана, Г. Гюнтера, работы теоретиков национал-социализма - А. Розенберга, А Гитлера. Ряд работ отечественных авторов, занимающихся изучением и разработкой расовой теории: В. Б. Авдеева, А. Н. Савельева, С А. Кирилина, В. Е. Ларионова, И. Муромцева, В. А. Сидорова, А. М. Иванова, В. М. Жукова, С. И. Чернышева, С. Б. Морозова, Р. Л. Перина, А. В Платова, П. Т. Бурдукова, А. Д. Орлова, О. М. Гусева, Ф. И. Феньева.
Теоретико-методологическая основа диссертационного исследования
Теоретико-методологической основой работы является гадамеровская версия герменевтики как теории смысловой интерпретации текстов. Герменевтические процедуры использованы при анализе работ расовых теоретиков, идеологов национал-социализма и отечественных разработчиков расовой теории. Методы классической эпистемологии, включающие анализ, сравнение и обобщение, применены для характеристик язычества и христианства, язычества и неоязычества. Используемые методологические принципы применяются для доказательства неоязыческой сущности расовых теорий.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
- выявлена связь социокультурного кризиса Запада начала XX века с актуализацией неоязычества, как результата обращенности к дохристианской культурной традиции,
- дан сравнительный анализ язычества и христианства, традиционного язычества и неоязычества;
- выявлена неоязыческая сущность расовых теорий;
- прослежен ряд этапов и направлений в развитии расовой теории;
- проанализировано содержание спекуляций на идеях расовых теоретиков
руководителей НСДАП А Гитлера и А Розенберга и влияние их трактовки расовой теории на политику Третьего Рейха;
- раскрыты причины актуализации и особенности расовых теорий в современной России
Основные положения выносимые на защиту:
1 Актуализация неоязычества в европейской культуре XX века обусловлена размыванием культурной и национальной идентичности, отходом от христианской религиозной традиции, утратой понимания добра, зла, красоты, истины в их абсолютном значении, массовизацией человека и тотальным господством над его сознанием.
2. Язычество и неоязычество, являясь полисемантическими терминами, заключают в себе глубокое культурно-символическое содержание. Дохристианское язычество, в отличие от космополитического христианства основывается на «голосе крови», представляя собой совокупностью этнических религий определённых народов Языческие боги подчинены своим функциям и неотделимы от мира и человека, личность которого сливалась с обожествленной природой и родом, отсюда - присущий язычеству циклизм и вера в устойчивость мироздания Христианство, напротив, дает установку на апокалиптичность, телеологичность, трансцендентализм Бога и рассматривает человека как «венец творения», стоящий над «бездуховными тварями» Сравнительный анализ язычества и неоязычества показал, что язычество, выполнявшее в древнем мире функции социализации и приобщения к культуре, предшествует христианству, действовавшему деструктивно в отношении язычества Неоязычество возрастает внутри христианской традиции и действует на её подрыв и замещение Язычество не образует строгую систему теоретического знания, существует на дорефлексивном уровне. Неоязычество оформляется теоретически и программно Язычество существовало при господстве мифа, оно обращено к человеку, не имеющему вне мифа никакого значения. Неоязычество существует в западной
культуре, доминантой которой является наука, поэтому происходит квазинаучное оформление ряда неоязыческих теорий, обращенных к духовно развитому человеку, который сознательно отвергает основанную на христианской традиции современную культуру. Для язычества характерна личностная форма общения. Неоязыческие теории могут распространяться безлично, с использованием масс-медиа. Язычество носит этнический характер. Неоязычество может опираться на более широкую расовую основу.
3. Расовые теории являются одной из форм выражения неоязычества, и хотя в них нет ярко выраженных языческих культов, пантеона языческих богов и языческих ритуалов, расовые теоретики открыто защищают язычество, как изначально свойственную европейцам религиозную традицию Расовые теории пытаются восстановить не языческие культы и ритуалы, а само языческое мировоззрение, адаптируя его к современным реалиям трансформируя язычество в неоязычество В различных расовых теориях в большей или меньшей степени воспроизводятся идеи, свойственные язычеству, в частности, идея «крови». При этом попытка восстановления языческого мировоззрения осуществляется в рамках светской идеологии
4. Расовые теории прошли в своем развитии ряд этапов и направлений Историко-культурный этап связан с работой Гобино «Опыт о неравенстве человеческих рас», в которой отвергается влияние «Божьей воли» на судьбы народов а судьба человечества объясняется с помощью языческих идей: космической предопределенности и «кодекса Вселенной» Представитель второго, естественнонаучного направления, Л. Вольтман в своём учении о расах опирался на достижения естественных наук и рассматривал развитие человеческой культуры как биогенетический процесс. Подобный взгляд на человека близок языческому представлению о том, что личное, духовное, социальное являются магической эмансипацией природного. Христианская мораль, по мнению Л. Вольтмана, способствует вырождению человечества, позволяя жить и размножаться тем
«особям», которые в естественных условиях непременно бы погибли. Представитель третьего этапа связанного с развитием расово-психологического метода Г Гюнтер выступил как религиозный реформатор, призывающий отказаться от несвойственного для людей белой расы религиозного мировоззрения, которым, по его мнению, является христианство Призывая к возврату дохристианских религиозных представлений, он дал общую характеристику религиозности, изначально свойственную всем «нордическим» народам, обнаружив тем самым точки соприкосновения с учением Ж. А. Гобино.
5. Национал-социалисты для утверждения своего мировоззрения пытались использовать идеи расовой теории, однако, в ряде существенных моментов расовая теория использовалась ими лишь как «научное» обоснование проводимой политики, в результате чего многие существенные положения расовых теоретиков либо игнорировались, либо искажались. А Розенберг в своей теории рассматривал расу как некий мистический синтез, который невозможно объяснить ни с помощью разума, ни сделать понятным, сформулировав причину и влияние.9 Национал-социалисты внедряли в сознание немцев мифологическую форму мировоззрения и активно использовали древние, архаичные образы Пангерманизм в расовой доктрине Третьего Рейха превратился в подобие языческой этнической религии, приобщение к которой осуществлялось посредством кровного родства, а человеческая личность объявлялась принадлежащей роду, нации.
6. Появление расовых теорий в современной России является следствием сциокультурных и экономических процессов, происходящих в обществе Расовые теоретики предлагают обществу ответы на актуальные вопросы, одним из которых является проблема национальной идентичности русского народа. Формулируя чёткие критерии идентификации русского народа, они дают альтернативное научно-официальному объяснение историческим, политическим,
* Роченберг А Миф XX века Таллин 1998 С 88
культурным процессам, а также предлагают пути выхода из сложившегося системного кризиса. Современные отечественные расовые теоретики В. Б. Авдеев, А. Н. Савельев, Р. Л. Перин и др. воспроизводят основные неоязыческие компоненты классической расовой теории: рассматривают монотеизм как чуждый белой расе духовный компонент, предлагают избавиться от наследия христианства и вернуться к расовым, природным основам человечества, противопоставляют современному «противоестественному» обществу «инстинкт расы», призывают придать русской идее «природно-телесную составляющую» и избавить ее от интернационализма и общечеловеческих ценностей, утверждают «бессмертие индивидуума в бессмертии расы». При этом некоторые положения классической расовой теории специфицируются с учётом самобытности русского народа и русской истории, и обновляются на базе новых достижений наук о человеке.
Научно-теоретическая и практическая значимость
Результаты диссертационного исследования могут быт использованы при изучении ряда тем в курсах культурологи, философии и истории
Апробация результатов исследования
Результаты диссертационного исследования отражены в научных публикациях и обсуждались в отделе социальных и гуманитарных наук СКНЦ ВШ.
Структура работы
Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка источников и литературы Общий объем работы составляет 156 страниц. Список литературы включает 165 наименований.
и
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении обосновывается актуальность исследования, характеризуется степень разработанности темы в научной литературе, определяются цели и задачи работы, указываются методологические основы исследования, показываются новизна, теоретическая и практическая значимость, виды апробации, формулируются основные положения, выносимые на защиту
В главе 1 « Содержательный анализ базовых понятий исследования» проводится анализ базовых понятий диссертационного исследования В первом параграфе «Сравнительная характеристика язычества и христианства» исследуется содержание понятия «язычество», проводится сравнительный анализ язычества и христианства На основе изучения работ В. В. Милькова,10 М. А Можейко," Н. Пенника, П. Джонса,12 С. Аверинцева13 можно выделить следующие характеристики язычества, в той или иной степени присущие язычеству:
1. Язычество основывается на «голосе крови» и является в отличие от христианства совокупностью этнических религий определённых народов Приобщение к язычеству осуществлялось, как правило, посредством кровного родства Поэтому язычество можно эффективно использовать в политической практике различных идеологий, выступающих за национальное возрождение и независимость.
2 Язычество близко к первичным, архаичным мифологическим формам мировоззрения.
3 Язычество ориентировано на вчувствование в имманентность бытия. Языческие боги не отделимы от человека (Бог - прародитель) Язычество не рассматривает богов вне Мира, в отличие от христианства, предполагающего
'" МильковВ В Язычество Новая философская энциклопедия Т 4 М.2001
" Можейко М А Я)ычесгво Новейший философский словарь Минск 1999
|: Пенник Н Джонс П История я>ыческой Европы СПб, 2000
" АверинцевС Язычество Философская энциклопедия Т 5 М., 1970
трактовку Бога как трансцендентное начало и дающего установку на трансцендентализм.
4. Язычество наделяет Вселенную и природу свойствами живых высших существ, отождествляя их с «огромным живым организмом». Оно выработало определенные принципы взаимодействия с ними человека. Язычник рассматривает себя как часть этого «организма», а не как отдельное от других или высшее существо. В язычестве человеческая личность не воспринимается автономной, она сливается с обожествленной природой и с коллективным родовым началом. Личное, духовное, социальное представляется магической эмансипацией природного, поэтому язычник живет в гармонии с природой, не пытаясь "над ней возвыситься или подчинить её себе. Христианство, напротив, рассматривает человека как имеющий душу «венец творения», стоящий над другими «бездуховными тварями»
5. В рамках языческого мировоззрения нет места идее начала и конца, время представляется вечно длящимся настоящим. Язычник верит в устойчивость мироздания, отсюда присущий язычеству циклизм, исключающий понятие смерти и понимание времени как вечного круговорота в отличие от апокалиптичности и телеологичности христианства.
6. Язычество имеет дело с человеком, который не открыл в себе глубину внутренней жизни. В язычестве вера не проблематична, она выступает как фон жизни.
7. Языческие религии политеистичны, так как языческие боги олицетворяют собой природные силы, что делает их выражением гармонии и порядка, однако практически лишает индивидуальной свободы. Каждый бог подчинен своей функции в обеспечении космического миропорядка. Языческие боги подчинены внешней для них и для человека безличной силе, они так же, как и люди, исполняют свою судьбу. В христианстве, напротив, трансцендентность Бога по отношению к миру дает ему возможность самому устанавливать законы природы.
Языческие боги могут быть антропоморфными, иметь осязаемую телесность и индивидуализированные характеры, поэтому в язычестве возможна теофания (непосредственная явленность Богов и их вмешательство в земные события)
Язычник не воспринимает Бога как господина, а себя как «раба Божьего», он рассматривает богов как своих предков или «соседей» Поэтому язычеству свойственно дерзкое отношение человека к сверхъестественным существам, возможность оспаривания и состязательности (Одиссей) В языческой мифологии люди, отличившиеся своими поступками, иногда сами достигают величия, сопоставимого с божественным.
8 Языческие религии признают женский божественный принцип наравне с мужским божественным началом или вместо него, что связано с присущим язычеству преклонением перед стихийно порождающим жизнетворением, в то время как христианский Бог креативен Язычеству свойственна идея рождения, христианству - идея творения (культ Великой Матери, Гера, Исида. Нертус) Для языческих обществ дохристианской Европы характерно равноправие между мужчинами и женщинами.
9 В основе языческой этики лежит исполнительный ригоризм, т е неукоснительное требование норм, выражающих внешнее требование к человеку. Этика христианства - это этика ответственности за собственный выбор
10 Эмоциональная тональность язычества преимущественно мажорна, (гомерический хохот языческих Богов) Аскеза и страдание в язычестве не являются значимыми для человека, потому что человек понимается, главным образом, как телесное существо. В христианском понимании человек - прежде всего, существо ду овное, и поэтому умаление плоти способно возвысить дух, поэтому в язычестве и христианстве различные понимания подвига' языческий подвиг - это подвиг физического усилия (Геракл), христианский - подвиг победы духа
11 Моральными категориями язычества являются гордость и своеволие в отличие от христианского смирения и терпимости Язычеству свойственно иное, чем христианству, понимание добра и зла. Добро и зло в язычестве не являются моральными абсолютами Языческие Боги не имеют функций моральных судей, так как сами не обладают абсолютным моральным совершенством (предательство, коварство).
12 Для языческой культуры характерно восхищение телесной красотой, здоровьем и силой (Олимпийские игры являлись важнейшей частью древнегреческой культуры) Физическая неполноценность считалась наказанием и презиралась. Христианство, напротив, может рассматривать уродство как проявление «святости»
Таким образом, «язычество», являясь полисемантическим термином, заключает в себе глубокое культурно-символическое содержание
Во втором параграфе первой главы «Анализ причин актуализации язычества в европейской культуре XX века» исследуются сущность и причины актуализации неоязычества в современной европейской культуре В связи с разнообразием мнений и представлений о неоязычествс автор сопоставил язычество и неоязычество по базовым основаниям.
1. Язычество, выполнявшее в древнем мире функции социализации и приобщения к культуре, предшествует христианству, действовавшему деструктивно в отношении язычества Вместе с тем «язычество - не отрицательная величина, - как писал Д С Лихачев, - оно представляет собой определенную культурную ценность, которая с принятием христианства не обесценивается, а поднимается на высоту иного миропонимания» м
Неоязычество возрастает внутри христианской традиции и действует на её подрыв и замещение.
14 Лихачев Д С Тысячелетие культуры //Альманах библиофила Выпуск 26 М. 1989. С 8
2 Язычество не образует строгую систему теоретического знания и существует на дорефлекторном, донаучном уровне. Неоязычество оформляется теоретически и программно.
3 Язычество существовало при господстве мифа Неоязычество существует в западной культуре, доминантой которой является наука, поэтому ряду неоязыческих теорий свойственно квазинаучное оформление.
4 Для язычества характерна личностная форма общения. Языческая традиция передавалась, как правило, в устной форме. Неоязыческие теории могут распространятся безлично, с использованием масс-медиа.
5.Язычество обращено к человеку, не имеющему вне мифа никакого значения, в язычестве миф тотален и является формой отображения реальности. Неоязычество обращено к духовно развитому человеку, который сознательно отвергает основанную на христианской традиции современную культуру
6 Язычество представляет собой верования отдельных народов, то есть носит этнический характер Неоязычество может опираться на более широкую, расовую основу.
Неоязычество, актуализированное в европейской культуре XX века, связано с общим социокультурным кризисом, переживаемым Западом с конца XIX века, в частности, с размыванием культурной и национальной идентичности, отходом от христианской религиозной традиции, утратой понимания добра, зла, красоты, истины в их абсолютном значении, массовизацией человека, тотальным господством над его сознанием.
В связи с многогранностью неоязычества автор ограничивается изучением расовой теории, которая представляет собой одно из специфических проявлений неоязычества в современной европейской культуре.
В третьем параграфе первой главы «Неоязыческая сущность расовых теорий» автор рассматривает причины актуализации расовых теорий в европейской культуре и показывает их неоязыческую сущность.
Расовые теории возникнув в западной культуре, в которой официально доминирующей религией являлось христианство, содержат антихристианские идеи Поскольку ко времени теоретического оформления расовых теорий в западном обществе уже происходил процесс секуляризации религии, они формировались как светские идеологии Для аргументации своих идей расовые теоретики использовали данные различных наук. В расовой теории нет ярко выраженных языческих культов, пантеона языческих богов и ритуалов, однако, расовые теоретики защищают язычество, как изначально свойственную европейцам религиозную традицию Они пытаются восстановить не языческие культы или ритуалы, а само языческое мировоззрение, адаптировав его к современным реалиям, причем попытка восстановления языческого мировоззрения осуществляется в рамках светской идеологии.
В различных расовых теориях в той или иной степени воспроизводятся идеи, свойственные язычеству. Так, основатель расовой теории как самостоятельного направления Ж А Гобино отвергал влияние «Божьей воли» на судьбы народов и объяснял судьбу человечества языческими идеями космической предопределенностью и «кодексом Вселенной».15 Ж. А Гобино прямо не указывал на пагубное воздействие христианства на белую расу, но восхищался языческой религиозной традицией германцев, сохранивших, по его мнению, в наиболее чистом виде характерные качества, изначально присущие людям белой расы.
Опирающийся в своей теории на достижения естественных наук Л. Вольтман рассматривал человека как «медленно размножающееся, позвоночное животное», являющееся такой же частью природы, как и другие живые существа Подобный взгляд на человека близок языческому представлению о том, что личное, духовное, социальное человека являются магической эмансипацией природного. Христианская мораль, по мнению Л. Вольтмана, способствует
1' Гобино Ж А Опыт о неравенстве человеческих рас М.2001 С 21-22
вырождению, позволяя жить и размножаться тем «особям», которые в естественных условиях непременно бы погибли.
Расовый теоретик Г. Понтер призывал к возврату дохристианских религиозных представлений. В своей работе «Религиозность нордического типа» он дал общую характеристику религиозности, изначально свойственной всем нордическим народам Его характеристики по многим пунктам схожи с характеристиками религиозных традиций германцев Ж. А. Гобино. Из описаний Г. Гюнтера и Ж. А. Гобино собственного понимания религиозности свойственной представителям белой расы очевидна её языческая сущность и несовместимость с христианством.
Мистическое, антихристианское поклонение расе, народному духу, стало «религией крови» у пытавшихся использовать расовую теорию национал-социалистов. А. Розенберг в своей теории рассматривал расу как некий мистический синтез, который невозможно объяснить ни с помощью разума, ни сделать понятным, сформулировав причину и влияние.16 Национал-социалисты внедряли в сознание немцев мифологическую форму мировоззрения, активно используя древние, архаичные образы. Пангерманизм в расовой доктрине Третьего Рейха превратился в подобие языческой этнической религии, приобщение к которой осуществлялось посредством кровного родства, а человеческая личность объявлялась принадлежащей роду, нации.
Идеи, свойственные язычеству, присутствуют в отечественных расовых теориях Современные расовые теоретики считают монотеизм чуждым для белой расы духовным компонентом и предлагают избавиться от наследия христианства и вернуться к расовым, природным основам человечества, противопоставить современному «противоестественному» обществу «инстинкт расы» Ведушие современные отечественные расовые теоретики В. Б. Авдеев и А. Савельев
" Рокнбсрг А Миф XX века Таллин 1998 С 88
призывают придать русской идее «природно-телесную составляющую» и избавить ее от интернационализма и общечеловеческих ценностей.17
Для расовых теорий характерным является представление о приоритете в человеческой жизни природной составляющей, детерминирующей все социальные, религиозные, культурные процессы расовыми особенностями. Человек в них не рассматривается как стоящий над животным миром «венец творения» Если в христианском понимании люди равны от рождения, то расовая теория обосновывает человеческое неравенство самим фактом рождения, то есть врожденной принадлежностью человека к той или иной расе. В отличие от христианства, расовые теоретики отвергают идею единства человечества как по происхождению (допуская происхождение от нескольких ветвей) так и по единству целей
Таким образом, расовые теории, построенные на языческих мифологемах и призывающие к возврату дохристианского мировоззрения, являются одной из форм выражения неоязычества Языческая основа даёт расовым теориям возможность выходить на массовое сознание, обращаясь к глубинам народной жизни, сопровождающим человеческое сознание с момента появления самого человека.
В главе 2. «Основные этапы и направления в развитии расовой теории»
исследовано развитие расовой теории, выделены её основные этапы и направления. В первом параграфе «Ж. А. Гобино: историко-культурное направление» исследуются идеи Ж. А. Гобино, изложенные в его работе «Опыт о неравенстве человеческих рас», появление которой знаменовало первый этап в развитии расовой теории как самостоятельного направления. В своем исследовании он опирался на сравнительный анализ фактов человеческой истории и культуры, что позволило обозначить данный этап развития расовой теории как историко-культурный Гобино выделил «особое» значение белой расы
'' Авдеев В . Савельев А Раса и русская идея Расовый смысл русской ндеи М, 2000. С 10
19
в жизни народов и подготовил основу развитой в последующем «нордической идеи». Для расовых теоретиков он остается «Великим предшественником», несмотря на то, что идеи Гобино стали поворотным пунктом для злоупотребления и неправильного понимания расовой теории. «Он сделал расовую идею более ясной и заложил основы нордической идеи. Но вскоре термины Гобино «германская» и «арийская раса» породили новое неправильное понимание и злоупотребление, как бывает всегда, когда названия рас являются одновременно и названиями народов. Это - не вина Гобино: он внес достаточную ясность и его нельзя судить по меркам нашего времени», - писал Г. Гюнтер.18
Во втором параграфе «Л. Вольтман: естественнонаучное направление» исследуется расовая теория Л Вольтмана. В своём учении о расах он опирался на достижения естественных наук, объяснял историко-политические и культурные факты на основе биолого-антропологических явлений, рассматривал развитие человеческой культуры как биогенетический процесс. В основании всемирной истории, которая по мнению Л Вольтмана является частью истории органического развития, он видел «непрестанную перемену рас, превращенную в антропологическое строение общества» Данное направление в развитии расовой теории обозначено автором как естественнонаучное.
В третьем параграфе второй главы «Г. Гюнтер: расово-психологическое направление» исследуются взгляды Ганса Ф.К Гюнтера /18911968/ Гюнтер синтезировал идеи своих предшественников и преодолел существовавшие в рамках расовых теорий противоречия между гуманитарными и естественными науками. Он предпринял попытку описать и классифицировать психические особенности человеческих рас и ввел в расовую теорию расово-психологический метод, что стало новым этапом в развитии расовой теории Важным вкладом Гюнтера в расовую теорию был критерий оценки ценности рас.
Гюнтер Г Нордическая идея Избранные работы по расологии. М .2002 ,с 79
Ценность какой - либо человеческой расы, по мнению Гюнтера, могла определяться исключительно применительно к конкретной цивилизации.
Расовый подход к объяснению различий между людьми был популярен во многих странах мира, однако, идеи расовых теоретиков не воплощались в целостном виде, а использовались, как правило, те стороны расовых теорий, которые были выгодны правящим режимам Примером подобного использования, приведшим к ужасным последствиям, стала политика национал-социалистов.
В главе 3. «Расовая теория в политике Национал-Социалистической партии Германии» изучается роль расовой теории в идеологии и политике Третьего Рейха. В первом параграфе «Расовые взгляды идеологов НСДАП (А. Гитлер и А. Розенберг)» исследуются взгляды на расовые различия А Гитлера и А Розенберга. Национал-социалисты попытались внедрить новую мировоззренческую систему. Центральным понятием этой системы являлось понятие «раса». А. Гитлер отождествлял расу с государством и народом. А. Розенберг понимал расу мистически, рассматривая жизнь расы, жизнь народа как образование мистического синтеза, духовную деятельность, которую невозможно объяснить ни заключениями разума, ни сделать понятной, сформулировав причину и влияние Подобное толкование расы национал-социалистами противоречило основам классической расовой теории.
Национал-социалисты попытались превратить немецкий народ в касту господ, несмотря на предупреждения расовых теоретиков об опасности пангерманизма. Исходя из положений расовой теории, внешняя политика Третьего Рейха была направлена, по сути, против Белой расы. Заключив договор с монголоидной Японией, нацисты, объявив себя «защитниками нордических ценностей», развязали войну со странами, население которых, согласно расовым теоретикам, в своей основе, являлось нордическим.
Оружием утверждения своего мировоззрения национал-социалисты объявили нетерпимость и фанатизм, что противоречит выводам расовой теории о
свойственной для представителей белой расы рассудительности Национал-социалисты постоянно подчеркивали главенствующую роль личности, указывая, что их мировоззрение строится не на принципе большинства, а на роли личности. На практике идея роли личности сводилась к формуле: «власть каждого вождя сверху вниз и ответственность перед вождем снизу вверх» Идея роли личности была обоснованием так называемого «фюрер-принципа». Критериями выбора «личности» служили не личные качества человека, а его преданность Адольфу Гитлеру и Национал-Социалистической Рабочей партии Германии.
Мировоззрение национал-социалистов исходило из положения о превосходстве мужчин и приоритете интересов народа над семьёй, браком. Это противоречило утверждениям расовых теоретиков о свойственных Белой расе равноправию полов и индивидуализму.
Во втором параграфе «Неоязычество в идеологии НСДАП и отношение к христианству» исследуется отношение Гитлера и Розенберга к христианству В отношении к христианству руководство национал-социалистов придерживалось неоднозначного отношения Христианство объявлялось то «нордической религией», то «моровой язвой мировой цивилизации». А. Розенберг предлагал реформировать христианство в соответствии с требованиями национал-социалистической идеологии В целом же фашисты терпели церковь настолько, насколько та, в свою очередь, терпела политику, проводимую национал-социалистами
Нехристианское, мистическое поклонение расе, народному духу стало «религией крови» Расизм у национал-социалистов носил мистический характер, I что вытекает из амого понимания расы национал-социалистами Национал-социалисты для утверждения своего мировоззрения пытались использовать идеи расовой теории, однако, в ряде существенных моментов расовая теория использовалась лишь как «научное» обоснование проводимой политики. После попытки национал-социалистов использовать расовую теорию для обоснования
своей бесчеловечной политики расовая теория стала запретной темой, однако её игнорирование и одностороннее рассмотрение не привело к разрешению проблем, обозначенных расовыми теоретиками.
В четвертой главе «Расовая теория в современной России» рассматриваются причины актуализации и особенности расовых теорий в современной России. В первом параграфе «Причины актуализации расовых теорий на пространстве бывшего СССР и анализ истории России с позиций российских расовых теоретиков» автор рассматривает причины, способствующие появлению расовых теорий в современной России и взгляды современных расовых теоретиков на отечественную культуру и историю
Появление расовых теорий в современной России является следствием социокультурных и экономических процессов, происходящих в обществе. Расовые теоретики предлагают обществу ответы на актуальные вопросы, одним из которых является проблема национальной идентичности русского народа, предлагают пути выхода из сложившегося системного кризиса. В разработке русской расовой теории основное внимание уделяется проблемам русского народа, его истории, настоящему и исторической перспективе. Современные расовые теоретики пересматривают традиционный взгляд на историю русского народа и государства. Исторический путь русского народа расологи рассматривают на расово-биологической основе. Они выступают против теории «смешанности», и, как следствие, «неполноценности» русского народа. По их мнению, русский народ, в своей основе, сохранил свой первоначальный нордический тип, а, значит, ему свойственны характерные для белой расы традиции и мировоззрение
Во втором параграфе «Анализ современного и будущего состояния России в контексте современных расовых теорий и современные идеи политического воплощения расовых теорий» анализируются взгляды российских расовых теоретиков на события, происходящие в современном мире и рассматривается концепция создания политической системы, основывающейся на
ряде евгенических мероприятий. Проблемы, стоящие перед современной Россией, рассматриваются расовыми теоретиками в контексте проблем всего белого населения планеты с определенными поправками на историю России в XX веке Настоящий период истории отечественные расологи считают кризисным для Белой расы, что проявляется в сокращении её численности и биологического потенциала, утрате завоеванных ранее позиций. Причины кризиса расовые теоретики видят в пренебрежении биологическими основами человечества, в детрадиционализации европейского общества, губительной для белого населения планеты миграционно-демографическом переделе жизненного пространства между расами и цивилизациями, а также в господстве идеологий, несоответствующих интересам Белой расы. Современную ситуацию, по мнению современных расовых теоретиков, осложняет набирающий силу расизм неевропейских народов
Для преодоления сложившегося кризиса отечественные расовые теоретики призывают людей Белой расы вернуться к расовым основам человечества По их мнению, в целях предотвращения экономической и культурной экспансии необходимо разграничить жизненное пространство между расами и цивилизациями, прекратить неконтролируемую миграцию Почти все существующие политические и религиозные идеологии, по мнению отечественных расологов, способствуют упадку Белой расы Современные расовые теоретики В Б Авдеев, А. Н Савельев, Р. Л Перин и др воспроизводят основные неоязыческие компоненты классической расовой теории' рассматривают монотеизм как чуждый белой расе духовный компонент, предлагают избави~ься от наследия христианства и вернуться к расовым, природным основам человечества, противопоставляют современному «противоестественному» обществу «инстинкт расы», призывают придать русской идее «природно-телесную составляющую» и избавить ее от интернационализма и общечеловеческих ценностей, утверждают «бессмертие индивидуума в
бессмертии расы» При этом некоторые положения расовой теории специфицируются с учётом самобытности русского народа и русской истории и обновляются на базе новых достижений наук о человеке.
Идеи современных расовых теоретиков доказывают, что расовые теории не только не прекратили своего существования вследствие их дискредитации и последующего осуждения, но и продолжают активно развиваться. Взгляды рассмотренных авторов ещё не получили широкого распространения, но их позиции требуют мощной критически-рефлексивной оценки, поскольку теории опирающееся на древние, языческие, расовые основы, а так же использующие современные научные достижения могут иметь огромный потенциал влияния на массы Данные теории, будучи неоязыческими «взрывают» христианские мировоззренческие основы Чем это может обернуться для российской культуры, является вопросом, требующим отдельного изучения, что выходит за рамки
данного исследования.
В Заключении диссертационной работы подводятся итоги основных
теоретических результатов исследования.
По теме диссертационного исследования опубликованы следующие работы:
1 Взгляды на расовые различия (Ж. Гобино, Л. Вольтмаи и Г. Гюнтер) // Гуманитарные и социально-экономические науки.2004. №1
2.К вопросу об определении «неоязычества».// Пятые межрегиональные научные чтения по актуальным проблемам социальной истории и социальной работы// Тезисы докладов и сообщений 27-28 мая 2004г Научно-теоретическая конференция. Новочеркасская государственная мелиоративная академия. Кафедра социальной истории и культурологии Кафедра социальной работы Новочеркасск, 2004.
3 Национал-социалистическая идеология германского фашизма и христианство // Гуманитарные и социально-экономические науки.2005 №1
Подписано в печать 19.05.2005. Формат 60x84 1/16 . Бумага офсетная. Печать офсетная. Объем 1 п.л. Тираж 100 экз. Заказ № 102.
Отпечатано ООО «АркОл»: 344007, Ростов-на-Дону, пр. Буденновский, 19а, оф. 5.
f
05-14139
РНБ Русский фонд
2006-4 11439
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Пучков, Андрей Владимирович
ВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. Содержательный анализ базовых понятий исследования.
1.1. Сравнительная характеристика язычества и христианства.
1.2. Анализ причин актуализации язычества в европейской культуре XX века.
1.3. Неоязыческая сущность расовых теорий.
ГЛАВА 2. Основные этапы и направления в развитии расовой теории.
2.1. Ж. А. Гобино: историко-культурное направление.
2.2. Л. Вольтман: естественнонаучное направление.
2.3. Г. Гюнтер: расово-психологическое направление.
ГЛАВА 3. Расовая теория в политике Национал-Социалистической партии Германии.
3.1. Расовые взгляды идеологов НС ДАЛ (А. Гитлер и А. Розенберг).
3.2. Неоязычество в идеологии НС ДАЛ и отношение к христианству.
ГЛАВА 4. Расовая теория в современной России.
4.1. Причины актуализации расовых теорий на пространстве бывшего СССР и анализ истории России с позиций российских расовых теоретиков.
4.2. Анализ современного и будущего состояния России в контексте современных расовых теорий и современные идеи политического воплощения расовой теории.
Введение диссертации2005 год, автореферат по философии, Пучков, Андрей Владимирович
Актуальность темы исследования
Со второй половины XIX века нарастают, а в XX веке приобретают совершенно новое измерение для культуры Запада разительные контрасты и тяжелейшие потрясения: борьба идеологий, кризисные явления в западных демократиях, появление фашизма, утрата доверия к традиционным ценностям, поиск новых путей духовного самосовершенствования человека перед угрозой тотального наступления техники. Неудовлетворенность культурой в ее прежних формах все чаще приводит к возрождению, казалось бы, отживших, забытых религиозно-мировоззренческих взглядов и появлению новых.
Глубокие изменения в христианской религиозности людей XIX века в присущей ему афористичной манере выразил Ф. Ницше словами «Бог мертв», которые оказались пророческими. Изменения в духовной ситуации привели к восстановлению в своих правах, неомифологии. Неразрушимость мифа, невозможность его разоблачения логическими доводами и его значение впервые осознал Ж. Сорель в начале XX века. Уникальность сегодняшней ситуации состоит в том, что уже не только мировые религии, как в прежней политической истории Европы, но и неоязыческие воззрения становятся основой коллективной идентификации. Это явление не осталось без внимания политических технологов, возможности которых с развитием средств массовой информации существенно возросли. Религиозный фактор, являющийся сильнейшим стимулом и средством объединения и управления людьми, используется различными политическими идеологиями и режимами.
Европейская цивилизация столкнулась со сложнейшими проблемами, от решения которых будет зависеть ее дальнейшая судьба. Развитие науки обернулось вызовом многим традиционным ценностям. Манипуляция сознанием, виртуальная реальность компьютерных миров, споры о клонировании человека, проблема эвтаназии и т. п. поставили под сомнение многие устоявшиеся представления. Прогресс в области медицины, призванный обеспечить комфорт здоровью, расшатал биологические основы человечества (возможность изменения пола, пластическая хирургия). Этнические проблемы все чаще вызывают интерес к идеологиям и теориям, объясняющим причины и сущность различий между людьми. Причем, теории расовой наследственности снова берут реванш над теориями воспитания и перевоспитания.1
В начале третьего тысячелетия на качественно ином уровне «ожили» расовые теории. Проблемы, обозначенные расовыми теоретиками XIX и XX вв., стали рассматриваться в свете новейших научных достижений. Очаги межнациональной напряженности на территории бывшего СССР, геноцид русских в бывших союзных республиках, неконтролируемый «наплыв» граждан других государств, угроза исламского фундаментализма, терроризма, появление неонацизма актуализировали расовые теории и в современной России. Актуальность выбранной темы связана с необходимостью изучения причин возникновения, сущности и перспектив имеющих неоязыческую сущность расовых теорий.
Степень научной разработанности
Проблема расовых различий людей обсуждалась уже в античности Геродотом, Тацитом, Юлием Цезарем. Описания различий между расами встречаются в сочинениях знаменитых путешественников - Марко Поло и Ибн Фадлана. Географические открытия и начало колониальной экспансии цивилизации Запада привели к необходимости описания различий между народами и расами и обоснования права белой расы на господство. Становление таких наук, как антропология, археология, психология сделали необходимым изучение не только социокультурного, но и биологического в природе человека. Это создало основу для появления расовых теорий. Во второй половине XIX - начале XX веков расовая теория начала оформляться как самостоятельное направление, ставшее одной из форм выражения неоязычества.
Истории языческих религий коренных европейских народов со времен
1 См.: Панарин А. Стратегическая нестабильность XXI века. //Москва, 2002, №12 античности до наших дней посвящена работа Н. Пенника и П. Джонса «История языческой Европы».2 В данном исследовании представлены языческие верования и практики, проведен сравнительный анализ язычества, позволяющий выделить общие черты и характерные особенности языческих религий. Язычеству посвящены работы Б. JI. Богаевского, Ф. Ф. Зелинского, В. И. Иванова, С. Аверинцева, Токарева С., В. В. Милькова, М. А. Можейко и др. Проблемы язычества древних славян в различных аспектах исследованы Е. В. Аничковым в работе «Язычество и Древняя Русь», Б. А. Рыбаковым в работах «Язычество древних славян» и «Язычество Древней Руси», Н. Н. Велецкой, А. Г. Кузьминым и др.
Различные аспекты неоязычества представлены в работах политолога В. В. Прибыловского, культуролога А. Гайдукова, диакона А. Кураева, В. Б. Яшина, Э. Геллнера, Ф. И. Гиренка, С. Филатова и др. В. Б. Авдеевым представлены обширные материалы по истории расовой теории,3 Е.Г. Благушкин привел общие характеристики неоязычества.4 В.П. Крутоус указал на причины, «питающие» неоязычество, характерные особенности данного явления, его социальную базу. Он указал на существование различных форм и моделей неоязычества.5 Б.З. Фаликов представил свою версию генезиса европейского неоязычества от истоков до наших дней, особенностей и перспектив неоязычества в России.6 В. А. Шнирельман рассмотрел ряд организаций неоязыческого толка и выделил в развитии неоязычества определенные тенденции.7
Связь неоязчества и современной политической мифологии раскрыли в
2 Пенник Н., Джонс П. История языческой Европы. СПб., 2000.
3 См.: Авдеев В. Б. Политическая антропология Людвига Вольтмана //Введение к Вольтман Л. Политическая антропология. М, 2000; Авдеев В.Б. Ганс Ф. К Гюнтер - пророк нордической расы. //Введение к Гюнтер Г. Избранные работы по расологии. М., 2002; Авдеев В. Б. Биологическая основа нордического мировоззрения. //Расовый смысл Русской идеи. Выпуск 2. М, 2002.
4 См.: Благушкин Е.Г. Неоязычество. Новая философская энциклопедия в 4-х томах. T.3. М., 2001.
5 См.: Крутоус В.П. Заметки о новоязычестве - многоликом протее раздвоенной культуры. //Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2000. №5; Крутоус В. П. Истоки и особенности новоязычества как культурно-эстетического явления. //Вестник Московского университета. Философия. 1994. №2.
6 См.: Фаликов Б. 3. Неоязычество. //Новый мир. 1999. №8.
7 См.: Шнирельман В. А. Многоликое неоязычество. //Родина. 2003.№4; Он же. Второе пришествие арийского мифа.//Восток. 1998. №1; Он же. Перун, Сварог и другие: русское неоязычество в поисках себя.//Неоязычество на просторах Евразии. М., 2001. своих работах Э. Кассирер, К. Г. Юнг, А. Ф. Лосев. Оккультная сторона германского неоязычества описана в работе Н. Гудрик-Кларка «Оккультные корни нацизма».8 Д. Моссе в своем труде «Нацизм и культура» показал обращение к неоязычеству в культуре Третьего Рейха.
В связи с многогранностью неоязычества исследования по данной проблеме, в основном, фрагментарны. Анализ имеющейся по исследуемой проблеме литературы позволяет сделать вывод, что не все проявления неоязычества исследованы в достаточной степени. В частности, нет работ, в которых рассматриваются расовые теории, как проявления неоязычества.
Объектом диссертационного исследования является неоязычество, как феномен культуры XX века.
Предметом диссертационного исследования является расовая теория, как одна из форм выражения неоязычества. Цель исследования:
Раскрыть причины актуализации и сущность расовых теорий, как выражения неоязычества в западной культуре XX века.
Цель исследования реализуется в следующих задачах:
1. Выяснить связь возрождения неоязычества в XX веке с кризисом базовых оснований христианской культуры Запада.
2. Провести сравнительный анализ язычества и христианства, язычества и неоязычества.
3. Рассмотреть неоязыческую сущность расовых теорий.
4. Проследить основные направления и этапы становления расовой теории.
5. Изучить роль расовой теории в идеологии и политике Третьего Рейха.
6. Рассмотреть причины появления, актуализации и особенности расовой теории в современной России.
Источниковая база диссертационного исследования Источниковой базой исследования являются работы А. Де Гобино, JI. Вольтмана, Г. Гюнтера, работы теоретиков национал-социализма - А.
8 См.: Гудрик-Кларк Н. Оккультные корни нацизма. М., 2004.
Розенберга, А. Гитлера. Ряд работ отечественных авторов, занимающихся изучением и разработкой расовой теории: В. Б. Авдеева, А. Н. Савельева, С. А. Кирилина, В. Е. Ларионова, И. Муромцева, В. А. Сидорова, А. М. Иванова, В. М. Жукова, С. И. Чернышева, С. Б. Морозова, Р. Л. Перина, А. В. Платова, П. Т. Бурдукова, А. Д. Орлова, О. М. Гусева, Ф. И. Феньева.
Теоретико-методологическая основа диссертационного исследования
Теоретико-методологической основой работы является гадамеровская версия герменевтики как теории смысловой интерпретации текстов. Герменевтические процедуры использованы при анализе работ расовых теоретиков, идеологов национал-социализма и отечественных разработчиков расовой теории. Методы классической эпистемологии, включающие анализ, сравнение и обобщение, применены для характеристик язычества и христианства, язычества и неоязычества. Используемые методологические принципы применяются для доказательства неоязыческой сущности расовых теорий.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
- выявлена связь социокультурного кризиса Запада начала XX века с актуализацией неоязычества, как результата обращенности к дохристианской культурной традиции;
- дан сравнительный анализ язычества и христианства, традиционного язычества и неоязычества;
- выявлена неоязыческая сущность расовых теорий;
- прослежен ряд этапов и направлений в развитии расовой теории;
- проанализировано содержание спекуляций на идеях расовых теоретиков руководителей НСДАП А. Гитлера и А. Розенберга и влияние их трактовки расовой теории на политику Третьего Рейха;
- раскрыты причины актуализации и особенности расовых теорий в современной России.
Основные положения выносимые на защиту:
1. Актуализация неоязычества в европейской культуре XX века обусловлена размыванием культурной и национальной идентичности, отходом от христианской религиозной традиции, утратой понимания добра, зла, красоты, истины в их абсолютном значении, массовизацией человека и тотальным господством над его сознанием.
2. Язычество и неоязычество, являясь полисемантическими терминами, заключают в себе глубокое культурно-символическое содержание. Дохристианское язычество, в отличие от космополитического христианства основывается на «голосе крови», представляя собой совокупностью этнических религий определённых народов. Языческие боги подчинены своим функциям и неотделимы от мира и человека, личность которого сливалась с обожествленной природой и родом, отсюда - присущий язычеству циклизм и вера в устойчивость мироздания. Христианство, напротив, дает установку на апокалиптичность, телеологичность, трансцендентализм Бога и рассматривает человека как «венец творения», стоящий над «бездуховными тварями». Сравнительный анализ язычества и неоязычества показал, что язычество, выполнявшее в древнем мире функции социализации и приобщения к культуре, предшествует христианству, действовавшему деструктивно в отношении язычества. Неоязычество возрастает внутри христианской традиции и действует на её подрыв и замещение. Язычество не образует строгую систему теоретического знания, существует на дорефлексивном уровне. Неоязычество оформляется теоретически и программно. Язычество существовало при господстве мифа, оно обращено к человеку, не имеющему вне мифа никакого значения. Неоязычество существует в западной культуре, доминантой которой является наука, поэтому происходит квазинаучное оформление ряда неоязыческих теорий, обращенных к духовно развитому человеку, который сознательно отвергает основанную на христианской традиции современную культуру. Для язычества характерна личностная форма общения. Неоязыческие теории могут распространяться безлично, с использованием масс-медиа. Язычество носит этнический характер. Неоязычество может опираться на более широкую расовую основу.
3. Расовые теории являются одной из форм выражения неоязычества, и хотя в них нет ярко выраженных языческих культов, пантеона языческих богов и языческих ритуалов, расовые теоретики открыто защищают язычество, как изначально свойственную европейцам религиозную традицию. Расовые теории пытаются восстановить не языческие культы и ритуалы, а само языческое мировоззрение, адаптируя его к современным реалиям трансформируя язычество в неоязычество. В различных расовых теориях в большей или меньшей степени воспроизводятся идеи, свойственные язычеству, в частности, идея «крови». При этом попытка восстановления языческого мировоззрения осуществляется в рамках светской идеологии.
4. Расовые теории прошли в своем развитии ряд этапов и направлений. Историко-культурный этап связан с работой Гобино «Опыт о неравенстве человеческих рас», в которой отвергается влияние «Божьей воли» на судьбы народов а судьба человечества объясняется с помощью языческих идей: космической предопределенности и «кодекса Вселенной». Представитель второго, естественнонаучного направления, Л. Вольтман в своём учении о расах опирался на достижения естественных наук и рассматривал развитие человеческой культуры как биогенетический процесс. Подобный взгляд на человека близок языческому представлению о том, что личное, духовное, социальное являются магической эмансипацией природного. Христианская мораль, по мнению JI. Вольтмана, способствует вырождению человечества, позволяя жить и размножаться тем «особям», которые в естественных условиях непременно бы погибли. Представитель третьего этапа связанного с развитием расово-психологического метода Г. Гюнтер выступил как религиозный реформатор, призывающий отказаться от несвойственного для людей белой расы религиозного мировоззрения, которым, по его мнению, является христианство. Призывая к возврату дохристианских религиозных представлений, он дал общую характеристику религиозности, изначально свойственную всем «нордическим» народам, обнаружив тем самым точки соприкосновения с учением Ж. А. Гобино.
5. Национал-социалисты для утверждения своего мировоззрения пытались использовать идеи расовой теории, однако, в ряде существенных моментов расовая теория использовалась ими лишь как «научное» обоснование проводимой политики, в результате чего многие существенные положения расовых теоретиков либо игнорировались, либо искажались. А. Розенберг в своей теории рассматривал расу как некий мистический синтез, который невозможно объяснить ни с помощью разума, ни сделать понятным, сформулировав причину и влияние.9 Национал-социалисты внедряли в сознание немцев мифологическую форму мировоззрения и активно использовали древние, архаичные образы. Пангерманизм в расовой доктрине Третьего Рейха превратился в подобие языческой этнической религии, приобщение к которой осуществлялось посредством кровного родства, а человеческая личность объявлялась принадлежащей роду, нации.
6. Появление расовых теорий в современной России является следствием сциокультурных и экономических процессов, происходящих в обществе. Расовые теоретики предлагают обществу ответы на актуальные вопросы, одним из которых является проблема национальной идентичности русского народа. Формулируя чёткие критерии идентификации русского народа, они дают альтернативное научно-официальному объяснение историческим, политическим, культурным процессам, а также предлагают пути выхода из сложившегося системного кризиса. Современные отечественные расовые теоретики В. Б. Авдеев, А. Н. Савельев, P. JI. Перин и др. воспроизводят основные неоязыческие компоненты классической расовой теории: рассматривают монотеизм как чуждый белой расе духовный компонент, предлагают избавиться от наследия христианства и вернуться к расовым, природным основам человечества, противопоставляют
9 Розенберг А. Миф XX века. Таллин 1998. С. 88. современному «противоестественному» обществу «инстинкт расы», призывают придать русской идее «природно-телесную составляющую» и избавить ее от интернационализма и общечеловеческих ценностей, утверждают «бессмертие индивидуума в бессмертии расы». При этом некоторые положения классической расовой теории специфицируются с учётом самобытности русского народа и русской истории, и обновляются на базе новых достижений наук о человеке.
Научно-теоретическая и практическая значимость
Результаты диссертационного исследования могут быт использованы при изучении ряда тем в курсах культурологи, философии и истории.
Структура работы
Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка источников и литературы.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Неоязычество в современной европейской культуре"
Заключение
Язычество и неоязычество являются полисемантическими терминами. Несмотря на это, они заключают в себе глубокое культурно-символическое содержание. Европейская культура сохранила элементы дохристианского, языческого мировоззрения, что видно из существования неоязыческих теорий.
Расовые теории являются одним из специфических проявлений неоязычества. В них нет ярко выраженных языческих культов, пантеонов богов и ритуалов, но присутствуют идеи, свойственные языческому мировоззрению. Расовые теории, выступающие против христианства, восстанавливают языческое мировоззрение в рамках светской идеологии.
Расовые теории прошли в своем развитии ряд этапов и направлений: историко-культурное, естественнонаучное, расово-психологическое. Современный интерес к расовым теориям во многом вызван этническими противоречиями, происходящими на фоне кризиса прежних христианских ценностей. Этнические проблемы все чаще вызывают интерес к идеологиям и теориям, объясняющим причины и сущность различий между людьми. Причем, теории расовой наследственности снова берут реванш над теориями воспитания и перевоспитания.453
В работах расовых теоретиков объясняются многие проблемы современного европейского общества. Расовые теории, претендующие на осмысление и разрешение проблем европейских народов, оказали влияние на развитие культуры европейской цивилизации в XX веке. Расовый подход к объяснению различий между людьми был и остается популярным во многих странах мира.
Языческая основа, дающая расовым теориям возможность выходить на массовое сознание и геополитические построения расовых теоретиков, сделали расовую теорию удобной для применения в политических целях. Применение расовых теорий в политической практике имеет давнюю
453 См.: Панарин А. Стратегическая нестабильность XXI века. //Москва, 2002, №12 историю. Как правило, эти теории использовались в «превращенной форме» для оправдания экономических (рабства и колониальной политики), политических (обращение к расовым основам для влияния на массы) и религиозных (использование выводов расовой теории для борьбы с христианством) целей.
В политической практике применение расовых теорий приводило к негативным последствиям. Наиболее известным примером попытки приспособления расовых теорий для политических целей, является история Третьего Рейха. Для утверждения своего мировоззрения национал-социалисты пытались использовать идеи расовых теоретиков, что привело к чудовищным для всего человечества последствиям. Однако в ряде существенных моментов расовая теория использовалась лишь как «научное» обоснование проводимой политики, в результате чего многие её важнейшие положения либо игнорировались, либо искажались. После подобной практики расовая теория стала ассоциироваться с расизмом, человеконенавистничеством.
После разгрома фашизма данная тема оставалась запретной, но игнорирование и одностороннее рассмотрение этой важнейшей для человечества проблемы не привело к ее разрешению. Отсутствие дискуссий по проблемам, затронутыми расовыми теориями, способствует процветанию разного рода опасных спекуляций на тему различий между людьми (негритюд, «Нация ислама» и т. д.).
Применение расовой теории в религиозных целях может также привести к негативным последствиям. Расовая теория может превратиться в идеологическое орудие разрушения христианства, с которым связана европейская культура. В современных условиях расовая теория может носить протестный характер, использоваться как против христианских ценностей, так и против современной космополитической культуры.
Вопрос о том, что может принести расовая теория человечеству, будет зависеть от того, кто и для каких целей ее использует. Так, например, определенные данные расовой теории можно использовать в исторической науке как дополнительный источник информации о прошлом народов, в криминалистических исследованиях, как метод идентификации. Вместе с тем её можно использовать для разжигания национальной и религиозной ненависти или оправдания геноцида.
Расовая теория сравнима с ядерной реакцией, которую можно использовать для диаметрально противоположных целей, что является одной из причин замалчивания о ней информации. Однако игнорирование проблем, обозначенных расовыми теоретиками, таит в себе не меньшую опасность. Современная ситуация требуют мощной критически-рефлексивной оценки расовых теорий.
Список научной литературыПучков, Андрей Владимирович, диссертация по теме "Философия и история религии, философская антропология, философия культуры"
1. Авдеев В.Б. Метафизическая антропология. М., 2000.
2. Авдеев В.Б. Преодоление христианства. М., 2004.
3. Авдеев В. Б. Расология. М., 2005.
4. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. М.,2001.
5. Андреева JI. А. Процесс дехристианизации в России и возникновение квазирелигиозности в XX веке. //Общественные науки и современность. 2003, №1.
6. Афанасьев А.Ю. Эволюция образа: от язычества к христианству. //Вопросы философии. 1996, №10.
7. Афанасьева Е. Турецкий Берлин. //Вечерний Ростов. 13 июля 2004.
8. Альтерматт У. Этнонационализм в Европе. М.,2000.
9. Бабасян Н. Несвятые отцы. //Новое время. 1999, №4.
10. Ю.Баранов Е. Г. Нациопатия источник конфликтов. //Общественные наукии современность. 1996. №6. П.Безансон А. Бедствие века. М.-Париж.2000.
11. Белик А.А. Рецензия на книгу Шнирельмана В.А. Неоязычество на просторах Евразии. //Этнографическое обозрение. 2003, №6.
12. Бирг X. Центральная демографическая проблема будущего. //Международная политика. 2004, №3.
13. Благушкин Е. Г. Новые религии как социокультурный феномен. //Общественные науки и современность. 1996, №5.
14. Благушкин Е.Г. Неоязычество. //Новая философская энциклопедия. Т.З. Москва. 2003.
15. Благушкин Е.Г. Нетрадиционные религии современной России. М., 1999.
16. Благушкин Е.Г. Новые религиозные движения в современной России. //Полигнозис. 1998, №2.
17. Борисова О. В. Категория этничности как эпистемологический феномен. //Общественные науки и современность. 2003, №3.
18. Бочаров JI., Чернышев И. Слуги дьявола канувшие в бездну. Антихристианская сущность Третьего Рейха и его вождей. // Ориентир. 1995, №5.
19. Бровко JI.H. Конформизм и конфронтация: христианская церковь и нацистское государство. //Свободная мысль 1993, №12.
20. Буйда Ю. Второе пришествие мистики. //Новое время. 1994, №4.
21. Бутов M.CD обозрение. //Новый мир. 2003, №4.
22. Бычков А, Черносвитов П. Исус Ярилович Терноглав или Русь языческая. //Родина. 1999, №7.
23. Васильев М.А. Забытые страницы изучения древнерусского язычества в XIX веке. //Славяноведение. 2000, №2.
24. Виппер Р.Ю. Исторические корни немецкого фашизма. //Исторический архив. 2000, №2.
25. Водин Р. Война за черное дело. //Эксперт. 1997, №26.
26. Водин Р. Идея вековой важности. //Эксперт. 1997, №28.
27. Вольтман JI. Политическая антропология. М., 2000.
28. Гаджиев К.С. Политическая идеология. //Вопросы философии. 1998, №12.
29. Гаджиев К.С. Политическая философия: формирование и сущность. //Вопросы философии. 1995, №7.
30. Гаджиев К.С. Фашизм. //Новая философская энциклопедия.Т.4. Москва. 2001.
31. Галактионов Ю.В. Германский фашизм как феномен первой половины XX века. Кемерово,1999.
32. Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. Т.1, 2. Репринт.изд. 1913, 1916. М., 2000.
33. Гараджа В.И. Религия и политическая система. // Россия и современный мир. 1995, №2.
34. Гараджа В.Н. Политика и религия в истории Европейской цивилизации //Наука и религия 1991, №3-5.
35. Геном человека. Круглый стол. //Звезда.2000, №10.
36. Гиренок Ф. И. Новое язычество. //Общественные науки и современность. 1993, №4.
37. Гитлер А. Моя борьба. М., 2000.
38. Гобино Ж. А. Опыт о неравенстве человеческих рас. М.,2001.
39. Грачев А. «Хайльдеризация» Европы. //Новое время. 2000, №6.
40. Грицанов А.А., Румянцева Т.Г. Фашизм. //Новейший философский словарь. Минск, 1999.
41. Гудрик-Кларк Н. Оккультные корни нацизма. М., 2004.
42. Гуревич П.С. Мистика как культурная традиция. //Общественные науки и современность. 1994, №5.
43. Гюнтер Г. Избранные работы по расологии. М., 2002.
44. Давыдова Г. Е. Философско-антропологические основания европейского фашизма. Дисс. на соиск. учен. степ. канд. философск. наук. Ростов-на-Дону, 2005.
45. Девина И.В. Религия в политической культуре современной России. //Россия и современный мир.2002, №1.
46. Демченко О.М. Особенности взаимодействия религии и политики. //Славянский мир. 1998, №1-2.
47. Денискин А. Обзор религиозной мысли. //Континент. 2003, №117.
48. Доган М. Ослабление религиозной веры в Западной Европе //Международный журнал социологических наук ЮНЕСКО. 1996. Т.4, №12.
49. Дубова Е.Т. Духовный кризис в современной России как религиозная и психологическая проблема. //Журнал прикладной психологии. 1999, №3-5.
50. Ефимова Н. Атака на Конго. //Эксперт. 1998, №33.
51. Ильина JI.B. Неоломброзианство в криминологических исследованиях 2030 г. XX в. //Юридический мир. 2002, №5.
52. История религий. В 2-х тт. М.,2004.
53. Кавыкин О. И. Родноверие новое религиозное течение в современной России. // Общественные науки и современность. 2004, №3.
54. Каганский B.J1. Экологический кризис: феномен и миф культуры. //Неприкосновенный запас. 1999, №4.
55. Каграманов Ю. Европа и мировой юг. //Дружба народов. 1997, №4.
56. Каграманов Ю. От чего затянулась «Гибель Богов». Фашизм как феномен европейской культуры. // Новый мир. 1995, №12.
57. Кантор В. Антихрист или вражда в Европе: становление тоталитаризма. //Октябрь. 2001, №1.
58. Кантор В. Христианство и европейская демократия. //Открытая политика. 2000, №5-6.
59. Карп Х.Ю. Церковное руководство в Третьем Рейхе и Польше периода сталинизма. //Вопросы философии. 2001, №5.
60. Кассирер Э. Техника современных политических мифов. //Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 1990, №2.
61. Киселева М.С. Эпический герой и феномен двоеверия в культуре Древней Руси. //Человек. 2000, №3.
62. Корганцев В. Душа до и после смерти, (африканские представления) //Азия и Африка сегодня. 1997, №12.
63. Корочкин Л.В. В лабиринтах генетики. //Новый мир. 1999, №4.
64. Косарев В.В. От язычества к монотеизму. //Общественные науки и современность. 2001, №1.
65. Костырко В. Парадоксы фольклорного ренессанса. //Отечественные записки. 2003, №4.
66. Кравченко И.И. Политическая мифология. Вечность и современность. //Вопросы философии. 1999, №1.
67. Крутоус В. П. Истоки и особенности новоязычества как культурно-эстетического явления. //Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 1994, №2.
68. Крутоус В.П. Заметки о новоязычестве многоликом протее раздвоенной культуры. //Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2000, №5.
69. Кудрявцев В. Тайна неверия. //Москва. 2000, №7.
70. Кураев А.В. От общества победившего атеизма к стране торжествующего язычества. //Россия и современный мир. 1995, №2.
71. Курило О. В. Религия в секуляризованном обществе: традиции и инновации в церковной жизни Германии XX века. // Этнографическое обозрение. 2000, №1.
72. Культура и культурология. Словарь. (Под ред. А. И. Кравченко) М., 2003.
73. Ла Рошель П.Д. Фашистский социализм. М. 2001.
74. Ламсден Р., Хэннон П. Охранные отряды НСДАП. Общие СС. М., 2003.
75. Лобанов М. Консервативная накипь. //Наш современник. 2004, №6.
76. Люкс Л. Большевизм, фашизм, национал-социализм родственные феномены? // Вопросы философии. 1998, №7.
77. Мазурков А. Гитлерята учатся летать. //Деловые люди. 2000, №116.
78. Малахов В. Расизм и мигранты. //Неприкосновенный запас. 2002, №5.
79. Малахов В. Скромное обояние расизма. //Знамя. 2000, №6.
80. Малыгина И. В. Национализм как форма культурной идентичности и его российская специфика. //Общественные науки и современность. 2004, №1.
81. Медведка Е.Б. О религиозной ситуации в современной России. //Религоведение. 2003, №3.
82. Меркулов Н.В. В Москве есть все религии мира. Почти.//Наука и религия. 1997, №8.
83. Мильков В.В. Язычество. Новая философская энциклопедия в 4-х т. Т.4. М., 2001.
84. Миролюбов Ю.П. Русский языческий фольклор. Очерки быта и нравов. М., 1995.
85. Митрохин Д.Н. Религиозная ситуация в современной России. //Социологические исследования. 1995, №11.
86. Мифы народов мира. Т. 1. М.,1987. Т. 2. М.,1988.
87. Михайленок О. О религиозной ситуации в современной России. //Религоведение. 2002, №2.
88. Михайленок О. Религиозный фактор в системе безопасности России. //Власть. 2000, №11.
89. Можейко М.А. Язычество. //Новейший философский словарь. Минск. 1999.
90. Моссе Д. Нацизм и культура. М., 2003.
91. Мчедлов М. Религиозный компонент этнического сознания. //Свободная мысль XXI век. 2004, №1.
92. Мчедлов М.П. Как идет религиозное возрождение России? //Наука и религия. 1997, №1.
93. Неклесса А. Конец эпохи Большого Модерна. //Знамя. 2000, №1.
94. Неклесса А. На пороге нового мира. //Москва. 2001, №10.
95. Нетрадиционные религии в посткоммунистической России. Материалы круглого стола. //Вопросы философии. 1996, №12.
96. Никитина А.Г. Политизация религии. //Вопросы философии. 1994, №3.
97. Окара А.Н. «Украинский вопрос» и поиски ответа на него. //Полис. 2001, №4.
98. Оккультные силы России. Сборник. СПб., 1998.
99. Оксфордская энциклопедия. Т. 7. М.,2000.
100. Ольшанский В.В. Особенности генезиса социально-политической мифологии нацистской Германии. //Известия вузов Северо-Кавказского региона. Общественные науки. 2001, №4.
101. Орлов Ю. Я. Антисемитизм как основополагающий компонент нацистского мифа почвы, крови и расы. // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 1994, №3.
102. Орлов Ю.Я. Религиозность как методологическая и содержательная предпосылка немецко-фашистской пропаганды. // Вестник Московского Университета. Серия 10. Журналистика. 1994, №1.
103. Паламарчук Е.А. Эвтаназия в нацистской Германии. Примат биологических законов над правом. // Северо-Кавказский юридический вестник. 1994, №4.
104. Панарин А. Горизонты глобальной гражданской войны. //Наш современник. 2003, №9.
105. Панарин А. Завещание трагического романтика. //Москва.2001, №7.
106. Панарин А. Стратегическая нестабильность XXI века. //Москва. 2002, №12.
107. Пенник Н., Джонс П. История языческой Европы. СПб., 2000.
108. Перепелкин JI. С., Стельмах В. Г. Этнокультурная безопасность России: общественные вызовы и государственная политика. //Общественные науки и современность. 2003, №3.
109. Петкова С. М. Смысложизненный интерес личности в отечественном типе культуры. Дисс. на соиск. учен. степ. канд. философск. наук. Ростов-на-Дону, 1997.
110. Петров В. Найдет ли Россия дорогу к храму? //Москва. 1998, №10.
111. Петров В. Россия и Запад: два способа общественного бытия. //Москва. 2000, №11.
112. Петрухин В.Я. Древнерусское двоеверие. Понятие и феномен. //Славяноведение. 1996, №1.
113. Пикунова Е.В. Синкретизм языческих и христианских элементов в религиозном сознании средневековой Европы. //Религоведение. 2001, №1.
114. Полосин А. В. Преодоление язычества. М., 2001.
115. Панкратов П.А. Мрак и туман. //Военно-исторический журнал. 1998, №3.
116. Пруссаков В. Оккультный мессия и его Рейх: Сборник. Нью-Йорк М., 1991.
117. Ремизова М. Grandes Dames прошедшего сезона. //Континент 2002, 15 апреля.
118. Розенберг А. Миф XX века. Таллин. 1998.
119. Рулев С.П. Неорелигия и будущее человечества. //Философские исследования. 1995, №2.
120. Самохвалова В.И. Глобализации и неоязычество. //Полигнозис. 2001, №2.
121. Сандулов Ю.А. Тайный мир сатанистов. СПб., 1997.
122. Сахибгоряев В. X. Формирование массового сознания фашизма. Дисс. на соиск. учен. степ. канд. философск. наук. Ростов-на-Дону, 2001.
123. Свечников В. Магические Мистификации. //Россия и мусульманский мир. 2003, №11.
124. Свод этнографических понятий и терминов. Религиозные верования. М.,1993.
125. Семенов К. Войска СС. Москва, 2004.
126. Силади А. Тоталитарные культуры XX века: религия и рынок. // Общественные науки и современность. 1994, №3.
127. Синельников С.П. Народный апокалипсис. Смесь языческих и христианских представлений в связи с неурожаем и голодом 1891- 1892 гг. //Волга. 1998, №9.
128. Социальная философия. Словарь. М.,2003.
129. Стрелкова И. Русский подросток что дальше? //Москва. 2004, №9.
130. Суворов А. Неоязычество. //Наш современник. 2002, №7.
131. Сухов А. Устарел ли научный подход к религии? //Диалог. 2000, №4.
132. Тавадов Г. Т. Этнология. Словарь-справочник. М.,1998.
133. Тишков В.А. Забыть о нации. //Этнографическое обозрение 1998, №5.
134. Тульский М. Изменения в религиозной принадлежности населения мира за сто лет. 1900-2000. //Независимая газета. 2001, 23 января.
135. Уайт К., Стейнберг Д. Лаборатория сатаны: «прекрасный новый мир».//Москва. 2003, №1.
136. Уильямсон Г. СС-инструмент террора. Смоленск, 1999.
137. Уиндроу М. Охранные отряды НС ДАЛ. Войска СС. М., 2004.
138. Фаликов Б. Неоязычество. //Новый мир. 1999, №8.
139. Филатов С. Современная Россия и секты. //Иностранная литература. 1996, №8.
140. Фурман Д.Е. Верующие, атеисты и прочие. Социологическое исследование российской религиозности. //Свободная мысль. 1997, №1.
141. Хёсле В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности. //Вопросы философии. 1994, №10.
142. Храбрый О. Мир болен Африкой. //Итоги. 2000, №48.
143. Хюртен X. Церковная политика Третьего Рейха. // Вопросы философии. 2001, №5.
144. Чванов М. Всего мира надеждо и утешение. //Наш современник.2004, №4.
145. Черная Л. Главная книга. //Звезда. 2003, №10.
146. Шамин И.В. Глобальная внешнеполитическая стратегия фашистской Германии. //Нижегородский журнал международных исследований. 1993, №3.
147. Шнирельман В. А. Второе пришествие арийского мифа. //Восток. 1998, №1.
148. Шнирельман В. А. Перун, Сварог и другие: неоязычество в поисках себя. //Неоязычество на просторах Евразии. М., 2001.
149. Шнирельман В.А. Второе пришествие арийского мифа. //Восток. 1998, №1.
150. Шнирельман В.А. Многоликое неоязычество. //Родина. 2003, №4.
151. Шунков В. Солдаты разрушения. Минск, 2003.
152. Щеглова Е. Человек страдающий. //Вопросы литературы. 2001, №6.
153. Эпштейн М. Постатеизм или Бедная религия. //Октябрь. 1996, №9.
154. Эрлихман В. Вперед в прошлое. //Парадокс. 2003, №7.
155. Юдин А. Новая Украинская мифология. //Неприкосновенный запас. 2000, №1.
156. Юнг. К.Г. Психология нацизма. Вотан. О современных мифах. М., 1994.
157. Язычество. //Философская энциклопедия. В 5-и тт. Т.5. М., 1970.
158. The HarperCollins dictionary of religion. Harper San Francisco, 1995.
159. The New Encyclopaedia Britannica. Volume 8.