автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Идея художественного синтеза в литературных произведениях и теоретических трудах художников русского авангарда первой трети XX века

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Черницов, Максим Алексеевич
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Магнитогорск
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
Диссертация по филологии на тему 'Идея художественного синтеза в литературных произведениях и теоретических трудах художников русского авангарда первой трети XX века'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Черницов, Максим Алексеевич

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. В. В. КАНДИНСКИЙ: СИНТЕЗ ДУХА И ПЛОТИ.

1.1 Теоретические основания идеи художественного синтеза.

1.1.1 Природа и искусство.

1.1.2 Волновая природа материи искусства (научное обоснование синтеза).

1.1.3 "Живое существо" (синтетическое произведение).

1.2 Поэтический альбом "Звуки".

1.2.1 Искусство слова в теории В. В. Кандинского.

1.2.2 Основные принципы построения "Звуков".

1.2.3 Использование цвета.

1.2.4 Мотивы и образы.

ГЛАВА 2. ЖИЗНЕТВОРЧЕСТВО П. Н. ФИЛОНОВА.

2.1 Система "Мировый расцвет" как художественная, социальнополитическая и нравственная утопия П. Н. Филонова.

2.1.1. Объективное знание о мире и основы творчества.

2.1.2 Роль личности в системе "Мировый расцвет".

2.1.3 Искусство в общественно-политической жизни государства.

2.2 Идея "Мирового Расцвета" в поэме "Пропевень о проросли мировой" и живописном творчестве П. Н. Филонова.

2.2.1 Технология работы со словом.

2.2.2 Образная структура поэмы Н. П. Филонова "Пропевень о проросли мировой".

ГЛАВА 3. ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ СИНТЕЗ МАЛЕВИЧА: БЕСКОНЕЧНОСТЬ

И ПРЕДЕЛЫ СИСТЕМЫ.

3.1.1 Бог и его Завет Человечеству.

3.1.2 Идея Бога в поэтическом и живописном творчестве.

3.2.1 Программа создания Божественной СИСТЕМЫ/ программа проникновения в Божественную СИСТЕМУ.

3.2.2 Роль поэтических опытов в создании Божественной системы.

3.3 Издержки "совершенной" системы. Мифотворчество Малевича.

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по филологии, Черницов, Максим Алексеевич

Авангард - одно из явлений, "возвращённых" в историю отечественной культуры в последние десятилетия. Предстоит не только изучить его, но и реконструировать как феномен художественного сознания XX века, а также разработать инструментарий изучения. Одним из многообещающих подходов является изучение авангарда в контексте русской и европейской культуры XX века. Практически каждый художник-авангардист дал образцы литературного творчества. Предстоит ответить на вопросы: чем обусловлено обращение к "инородному" виду творчества, как литературные опыты соотносятся с основными способами самовыражения в живописи, как отражаются законы творчества в двух видах искусства.

Обозначим общие положения, характеризующие работу.

В контекст литературы первой трети XX века вводятся малоизученные тексты художников как неотъемлемая часть художественного процесса эпохи. Кроме того, рассматриваемая идея художественного синтеза является "универсальным ключом" (В. В. Заманская) эпохи, с помощью которого возможно "заново открыть" творчество многих деятелей русского авангарда. В работе по-новому осмысляются некоторые идеи, принципы, художественные открытия авторов, что соответствует общей тенденции возросшего интереса к авангарду в начале нового тысячелетия (крупные выставки, выход в свет литературных трудов (издательства "Азбука", "Гилея"), новых альбомов (Е. Бобринская, А. Якимович)). В этом заключается актуальность работы.

Цель исследования: выявить особенности художественного синтеза авангарда первой трети XX века на материале литературного творчества В. В. Кандинского, П. Н. Филонова, К. С. Малевича.

В работе поставлены следующие задачи: 5

1. Исследовав литературные тексты представителей русского авангарда (В. В. Кандинского, П. Н. Филонова, К. С. Малевича), выявить особенности их языка, сюжетостроения, образной системы.

2. Проследить формирование "технологии" авангардистского синтеза в соотнесении с теоретическими работами.

3. Выявить параллели литература-живопись, как образец синтетических связей между разными искусствами. Исследовать особенности образного воплощения в разных видах искусств.

4. Определить сущность синтеза в качестве доминанты авангардистского сознания.

Определяя объект исследования, мы учитываем многогранность творческого таланта художников, представление о совокупности творчества как "метакартине", "метатексте" (Д. В. Сарабьянов, А. С. Шатских, Г. Ершов, Л. Л. Правоверова и другие), феномен "равноценности" (Е. Ф. Ковтун) и слияния художественных и внехудожественных текстов, разного рода изобразительных работ. Объектом исследования стал широкий круг творческого наследия авторов, который включает: литературные художественные произведения: поэтический альбом "Звуки", частично сценическая композиция "Жёлтый звук" (Кандинский), поэма "Пропевень о проросли мировой" (Филонов), стихотворения в прозе 1910-192 Ох годов (Малевич); внехудожественные тексты: теоретические (философские и/или искусствоведческие) работы, теоретические и критические статьи, лекции, программы для педагогических, научно-исследовательских учреждений, тексты и стенограммы публичных выступлений, докладов, тексты анкет, пояснения к таблицам и картинам, манифесты, декларации, письма, воспоминания (В. В. Кандинский), дневники (П. Н. Филонов); живописные и графические работы художников. 6

Дополнительно привлекаются теоретические и критические работы, воспоминания современников, философские труды. Творчество художников в рамках контекстно-герменевтического подхода сравнивается с произведениями В. Хлебникова, Ф. Кафки, В. Маяковского, В. Брюсова, Н. Заболоцкого, Д. Хармса.

Предметом исследования становится идея художественного синтеза, её концептуальная значимость, практическое применение в рамках литературного творчества Кандинского, Филонова, Малевича.

Научная новизна работы: впервые системно исследуются литературные опыты Кандинского, Филонова, Малевича как отражение универсальной для культуры XX века идеи художественного синтеза. Определяется значимость литературных опытов в творческой эволюции авторов, выявляются особенности художественного мышления Кандинского, Филонова, Малевича, в котором организующим центром для живописных и литературных произведений становится идея художественного синтеза. Исследуется структура художественного мышления каждого автора; базовым материалом являются философские, искусствоведческие, культурологические работы названных художников.

Методологические основы: в работе сочетаются принципы конкретно-исторического, культурологического и системно-типологического подходов к анализу историко-литературного процесса и его структурных явлений, отражённые в трудах М. Бахтина, Ю. Лотмана, Ю. Тынянова, А. Потебни, Г. Винокура, В. Виноградова, А. Веселовского, Е. Мелетинского и других. Использование герменевтического (Шлеймахер, Гадамер, Рикер), "контекстно-герменевтического" (В. В. Заманская) подхода позволяет исследовать конструкцию авангардистского сознанйя, определить его значимость. Большое значение в разработке темы сыграли философские труды А. Шопенгауэра, Н. Фёдорова, Н. Бердяева, К. Циолковского, А. Бергсона, П. Успенского, исследования в литературоведческой (И. Е. Васильев, И. М. Сахно, Е. А. Бобрин7 екая, Г. Ю. Ершов, А. Кобринский), искусствоведческой (Д. В. Сарабьянов, Е. Ф. Ковтун, А. С. Шатских, В. С. Турчин) и культурологической (А. Яки-мович) областях, а также в физике (С. Б. Алеманов).

Теоретическая значимость исследования состоит в рассмотрении художественного процесса и его составляющих с применением категорий "художественное мышление" (В. В. Заманская), "картина мира" (А. Якимо-вич), "художественное сознание" эпохи (как возможная альтернатива категориям метода и направления). Идея художественного синтеза позволяет рассматривать творчество большинства представителей авангарда как цельное, самодостаточное явление в истории искусства.

Практическая значимость: материал исследования может быть использован при научной разработке истории литературы XX века (раздел "Русская литература конца XIX - начала XX века", "Русская литература второй половины XX века", "Зарубежная литература XX века"), истории искусства (конец XIX - XX век), культурологии, в различных спецкурсах и спецсеминарах.

В обзоре библиографии по нашей теме выделим три периода.

Осмысление идеи художественного синтеза началось уже при жизни художников. Поэтому первый период обозначим рамками 1910х - началом 193 Ох годов. Здесь отметим, прежде всего, литературно-критические и публицистические работы, дневники и воспоминания соратников, коллег и учеников, людей, близких по духу Кандинскому, Филонову и Малевичу (Ф. Марк, Н. Кульбин, М. Матюшин, Е. Глебова, В. Хлебников, А. Кручёных, Л. Лисицкий и другие). В работах этих основное внимание уделяется личностям художников. Стремление показать масштаб личности приводит к созданию мифа о Художнике - "вожде и пророке". Во многих работах присутствуют элементы идеологий, теорий Кандинского, Филонова и Малевича.

Немалую ценность представляют работы критиков авангарда (Н. Лунин, К. Чуковский, А. Бенуа). В стремлении низвергнуть авангардное искус8 ство как "модное", "коньюктурное" явление авторы, по сути, анализируют современные им явления художественной жизни, порой точнее сторонников авангарда "выхватывая" некоторые важные идеи.

Попытки осмыслить философские, мировоззренческие, бытийные основания нового искусства появляются в трудах русских философов (Н. Бердяев, П. Флоренский).

Второй период в "изучении" авангарда можно определить тридцатыми - восьмидесятыми годами прошлого столетия. В период, когда любые "отклонения" от курса соцреализма были небезопасны, на искусство авангарда вешаются ярлыки "формализма", "буржуазного искусства". Наследие художников скрывается в запасниках музеев, поэтому единственными исследователями становятся музейные работники (яркий пример - Е. Ф. Ковтун). В учебниках по истории искусств абстрактное искусство подаётся как "упадническое" явление Запада, а Кандинский даже превращается в "западного" художника (Рейнгардт).

С конца восьмидесятых годов начинается "открытие" многих областей культуры предыдущих десятилетий. На волне интереса к авангарду публикуются работы российских исследователей (Д. В. Сарабьянов, В. С. Турчин, Ю. Гирин, А. С. Шатских, Е. Ф. Ковтун, А. Якимович и многие другие). Одновременно возвращается весь пласт литературы первой трети XX века (Б. Лившиц, Д. Бурлюк, В. Хлебников и другие). Становятся доступными документы русских художников авангарда, собранные за рубежом (Д. Харджиев), исследования европейских и американских искусствоведов и литературоведов (Ш. Дуглас, Ж. - К. Маркадэ, Н. Мислер, Дж. Боулт). На этом этапе выдвигаются задачи систематизации авангарда, создания понятийного аппарата и инструментария исследования. Практически с нуля начинается работа с литературным авангардом (И. Е. Васильев, И. М. Сахно, Е. А. Бобринская, Г. Ю. Ершов, Б. М. Соколов, А. Кобринский). Определяется круг авторов, текстов, концептуальных характеристик явления. 9

Понятие художественного синтеза ограничиваем в нашей работе только рамками авангардистского сознания (примером служит диссертационное исследование Е. А. Бобринской, которая синтез понимает как "взаимодействие различных искусств, различных сфер творческой деятельности"). Более широкая концепция синтеза (синтез как одна из характерных черт русской культуры, Д. В. Сарабьянов) не является предметом нашего исследования. Также мы не солидаризуемся с концепцией И. Г. Минераловой (термин "внутрилитературный синтез"): стилевые внутрихудожественные изменения не являются художественным синтезом в нашем понимании, а относятся к естественным процессам взаимовлияния в литературе, живописи, других видах искусства.

Интересным, но не входящим в поле нашего исследования, представляется вопрос о природе художественного синтеза в символизме, постмодернизме, о влиянии авангардистской версии художественного синтеза на развитие синтетического искусства, творческой научной, философской и общественно-политической мысли, технологии XX - начала XXI века.

Ближе всего к нашему пониманию модели авангардного искусства находится концепция И. Е. Васильева. Среди многообразия идей, входящих в концепцию художественного синтеза, в качестве базовых мы выделяем следующие:

Идея преображения мира при помощи средств искусства; пересоздание материи в новую форму "живого" (Кандинский, Филонов, Малевич) произведения. Вследствие такого положения переосмысливается набор средств конкретных искусств (прежде всего живописи), наблюдается и стремление обнаружить первооснову материи и бытия одновременно с вселенским абсолютом в акте творчества и в художественном произведении.

Представление об эволюции материи через эволюцию сознания; мысль о возможности влиять на ход эволюции результатами художественного творчества.

10

Модель бытия как системы; вера в то, что конструирование системы открывает все её законы. Отсюда слияние задач искусства с научной, педагогической деятельностью, которая непосредственно продолжает и реализует творческий потенциал художника.

Представление об идеальной системе, как о слитном единообразном непротиворечивом единстве. Поэтому открытие Главного Закона всего сущего (первичность "Духовного" для Кандинского, управляемая ("аналитическая") эволюция для Филонова, "супрематическое" НИЧТО-ЧТО для Малевича) сопровождается, во-первых, полным самоотречением во имя утверждения Идеи, во-вторых, верой, сравнимой с религиозной, в правильность Идеи, в-третьих, стремлением, не взирая на средства, внедрить Учение в жизнь всего Человечества, в-четвёртых, агрессивным неприятием любых иных теорий.

Понимание искусства в широком смысле - как эквивалента сознания: только в искусстве (эмпирическим путём) возможно открытие Нового, осмысление философских, религиозных, социально-политических и всех прочих проблем.

Приоритет интуитивного способа познания. Следствие: культ Произведения и Художника.

Технология вместо техники: регламентация универсальной последовательности творческих действий.

Холст для каждого из художников-авангардистов стал предметом осмысления в искусстве. Всё остальное - лишь вспомогательным, но это не значит - неважным. Обращение к поэзии было и одним из средств в "открытии" беспредметного искусства, и попыткой проверить свои идеи в других искусствах, а работа над теоретическими трудами — фиксацией в истории этих открытий и откровений. и

У каждого художника наблюдается культ картины. Именно живописный язык стал кодом, с помощью которого оказалось возможным услышать язык вселенной. В картине всегда открывается что-то новое.

Обращение к абстрактному искусству — это попытка выйти за границы зримого мира, желание наполнить новым смыслом человеческое существование, которое к началу XX века стало пустым, бессмысленным. Это попытка соединиться, наконец, с абсолютным началом, хотя оно каждому художнику представляется по-своему: Дух, Природа, Бог. Но несут они, по сути своей, одно и то же. Назовём это СВЕРХСУБЪЕКТОМ. Он имеет следующие характеристики: не соотносится с пространством и временем, так как существует вне этих категорий.

Является началом для всего, в том числе и земного. Имеет созидательный, организующий характер (космос, а не хаос.)

Практически у каждого художника появляется идея бинарности мироздания и ущербности земной его части. Приход к сверхсубъекту - преодоление ущербности земного существования.

Произведение искусства — не просто предмет живописного творчества, но дар Человечеству, Книга, по которой надо учиться.

Понятие "икона" возникает не случайно. Все три художника интересовались русской иконой, видели в ней источник вдохновения, вершину русской духовной изобразительности. Все важные картины, а каждый из мастеров чётко называл свои "главные" творения, - это ИКОНЫ будущего. Они предназначены даже не для своего поколения, а для потомков.

Можно выделить следующие "иконные" характеристики: икона - это концентрированное представление об Абсолюте. Она имеет две стороны: с первой - это эстетический эталон, со второй - символическая дверь, через которую происходит общение с Богом. В абстрактном

12 произведении всегда включено бесконечное множество смыслов и трактовок, даже большее, чем закладывает автор. Творение выставляется, с одной стороны, как живописное полотно, созданное по новым эстетическим принципам, а с другой - как носитель высшей духовной сущности.

Икона создаётся мастером-живописцем, но она отстранена от него, так как считается, что рукой мастера водит сам Бог. Вспомним хотя бы специальную систему постов и молитв у монахов-художников, необходимую подготовку перед созданием иконы. О таком же периоде внутренней подготовки к созданию произведения говорит Кандинский. Филонов, и это знают многие, вёл аскетический, монашеский образ жизни. На первый взгляд может показаться, что Кандинский, Малевич и Филонов создавали картины, руководствуясь принципами, жёстко прописанными и выведенными логически (с помощью разума). Это не совсем так. Во-первых, важные теоретические манифесты создаются после того, как открытия уже сделаны на холсте. Во-вторых, как только художник берёт в руку кисть, он использует спонтанно-бессознательную стихию интуиции, но не логику ("Бог водит рукой"). Даже в теоретических работах интуиция всегда ставится выше логики, так как вскрывает незримые связи, логика на это не способна, так как имеет дело только с фактами материального характера.

Представление о чудотворности икон. Обратимся лишь к одной грани чудесного: метаморфозам икон (миротечение, просветление отдельных ликов и икон полностью и т.д.). В теории художников-авангардистов присуто • ствует идея "ЖИВОИ" картины. По мнению Кандинского, картина - живое существо, которое участвует в духовной жизни человечества. Возможно, самой главной заслугой живописцев авангарда как раз и является создание живых картин. Кандинский, Малевич, Филонов с упорным постоянством работают над поиском идеальной формы. Малевич перебирает различные варианты сочетания простых фигур и цветовых пятен (цветные и ахроматические квадраты, кресты, круги и т.д.). Кандинский описывает систему соотношений

13 цвета и формы, наделяя их характеристиками не только оптическими, но и музыкальными, психическими. Вершиной своего творчества Кандинский называл "композиции", Филонов - "формулы", Малевич - "квадраты".

Итак, поиски в формальной области приводят к созданию живых произведений. Живопись, как известно, использует два средства: цвет и форму на плоскости. Объём создаётся за счёт сочетания этих элементов. Картина обладает пространственными характеристиками. С помощью средств живописи все стремятся показать движение. Отсюда внимание к острым треугольным формам у Кандинского, кривым линиям у Филонова, векторному линейному движению у Малевича. Чтобы создать живое творение, художнику не хватало ВРЕМЕНИ. Эта характеристика есть в музыке и литературе. Важной задачей синтеза в творчестве авторов стало включение времени в живописное произведение. Отсюда такое внимание к различным видам искусства.

Но на этом поиски новой формы не завершились. Художники-авангардисты, стремясь найти "жизненный" элемент для живописи, обращаются не только к искусствам, они изучают законы природы, человека и общества, космоса.

14

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Идея художественного синтеза в литературных произведениях и теоретических трудах художников русского авангарда первой трети XX века"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Для авангарда, как заметил ещё Н. Бердяев, характерно стремление "выйти за.": за пределы материального, природного (Кандинский), за пределы времени, законов природной эволюции (Филонов), за пределы пространства/времени, жизни/смерти - всего (Малевич). Выход идеологий авторов из рамок художественной теории привёл к активной деятельности в разных сферах социальной жизни: педагогике, быте, политике. В трудах художников поднимаются проблемы, традиционные для философии: о субъекте и объекте, о природе материи, о соотношении материального и идеального; затрагиваются вопросы онтологии, гносеологии, герменевтики, этики.

В художественной практике выход за пределы живописи привёл к созданию литературных произведений.

В. В. Кандинский сочиняет поэтический альбом "Звуки", ряд "сценических композиций". Художника волнует проблема проникновения в Духовный мир. Главным лейтмотивом цикла "Звуки" мы определяем духовную инициацию лирического героя, который, как показывает автор, проходит через множество трудностей, как внешних, так и внутренних: противостояние материи, неуверенность в себе, экзистенциальное одиночество. Путь, пройденный персонажем Кандинского, становится откровением для всех, кто готов его принять. В стихотворениях появляется даже сам духовный мир, в который стремится герой. Кандинский показывает духовный пейзаж, живых существ, его населяющих, раскрывает законы высшей реальности.

Литературным творением П. Н. Филонова стала поэма "Пропевень о проросли мировой". В работе со словом художник применяет принцип "сделанности". Филоновская фактура груба, с помощью неё автор создаёт свою версию живого Рая. Первую мировую войну художник показывает как борьбу сил добра и зла. Литературное произведение включается автором в круговорот образов, тем и проблем, эксплуатируемых в живописном творче

173 стве. В поэме утверждается идея "Мирового Расцвета". Филоновская модель синтеза - это проникновение искусства в жизнь с целью её улучшения на всех уровнях, от атомарного до Божественного.

К. С. Малевич создаёт "литургии", стихотворения в прозе, соединяющие поэзию, философский трактат, религиозное откровение. Так проявляется ориентация автора на включение в единое целое всего существующего. Литературные тексты фиксируют движение авторской мысли, помогают осмыслить сущность себя как Бога, Сверхчеловека, Всечеловека, создать личностный миф. В этом используется и собственная супрематическая технология: Малевич рассматривает все предметы, события, явления через призму ЧТО/ НИЧТО.

Идея художественного синтеза является одной из ведущих в авангардистской парадигме начала XX века, в творчестве Кандинского, Филонова, Малевича. Можно найти много общих точек соприкосновения в понимании синтеза, что говорит о всеобщем характере идеи. Универсализм, присущий каждому из названных авторов, проявился в том, что, занимаясь живописью, параллельно они создали собственную философскую теорию, касавшуюся не только искусства, но всего миропостроения. Сложная ситуация начала XX века (кризис традиционного представления о человеке, мире, Боге) заставляла каждого искать новые основания в определении себя, своего творчества, всего окружающего. Безусловно, программа, заложенная в идее художественного синтеза, не была воплощена полностью. Поэтому авангардистский синтез, по крайней мере, до недавнего времени, принято было считать одним из самых громких и трагичных "провалов" XX века, "Великой Утопией". Возможно, эта точка зрения будет если не пересмотрена, то скорректирована ввиду значимости синтетических поисков (и находок!) ведущих представителей авангарда. Ведь именно авангардистское синтетическое сознание стояло у истоков многих процессов и явлений современной цивилизации. Особенно выделим:

174

- Начало систематического (научного) исследования в области воздействия искусства на сознание (влияние цвета и формы на психику и т. д.).

- Создание дизайна как проникновение "высокого" искусства в жизнь типичного потребителя.

- Новый способ творческого поведения (эпатаж, культ деятеля искусства, мифологизация личности), переросший в XX веке в понятие "звезда", повлиявший на становление шоу-бизнеса как одного из влиятельных рычагов воздействия на социум.

- Идея управления массовым сознанием, какой как мы представляем её сегодня, генетически восходит в том числе и к экспериментам авангарда.

- Авангардистская страсть к систематизации и мифологизации бытия в сегодняшнем искусстве превратилась в родовое понятие концепции. Ввиду полной размытости границ в определении искусства зачастую главным идентификационным ориентиром его становится наличие концепции или, как варианты, разрушение концепции, игра концепциями и т. д.

- Отметим и то, что ориентация на визуализацию невидимого мира переросла сегодня в доминирование именно визуального восприятия, подчинившего себе все остальные. Самым ярким примером этого служит современная кинематографическая фантастика, где любые, альтернативные земной, формы жизни передаются, прежде всего, через яркий визуальный образ. В XX веке появились новые синтетические визуальные формы (мода, телевидение, реклама, интернет). Огромное развитие получили технологии, направленные на визуальное восприятие (виртуальная реальность).

Всё это заставляет нас переосмыслить опыт и оценки авангарда прошлого века, который во многом способствует осознанию себя, окружающего пространства и времени ныне.

Возможно, синтетический образ, который искали как Кандинский, Филонов, Малевич, так и другие деятели русского и зарубежного авангарда, представители модернизма конца XIX - начала XX веков, имеет большее,

175 чем достижение в области искусства, значение для человека XXI века. Наступившая эпоха информационной революции имеет различные последствия: от развития интуиции, повышения уровня интеллекта, до манипуляций с человеческим сознанием, переизбытка информации, приводящего к изменениям в психике человека. Синтетический образ является одним из вариантов переработки и систематизации больших объёмов информации, выстраивает ассоциативные цепи, позволяющие гармонично объединить все сферы бытия современного человека.

176

 

Список научной литературыЧерницов, Максим Алексеевич, диссертация по теме "Русская литература"

1. Айги Г., Бирюков С. Реализм авангарда: (о русском поэтическом авангарде: Диалог поэта Г. Айги и критика С. Бирюкова). //Вопросы литературы. -1991. -№6. -С. 3-15.

2. Алеманов Б.С. Волновая теория строения элементарных частиц. —М.: БИ-НАР, 2001.-88 с.

3. Альфонсов В.Н. Слова и краски. Очерки из истории творческих связей поэтов и художников. -М. -Л.: Сов. пис., 1966. -243 с.

4. Бажанов С., Турчин В. Абстрактное искусство, опыт переосмысления. //Советское искусствознание, -вып. 27. 1991. - С. 96-121.

5. Бараев В. В каких богов верил Кандинский. //Наука и религия. -1996. -№10. -С. 28-52.

6. Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова A.B. Русский язык. Справочные материалы. М.: Просвещение, 1993. -289 с.

7. Белая Т. Авангард как богоборчество. //Вопросы литературы. -1992.- вып. З.-С. 115-124.

8. Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память. Мн.: Харвест, 1999.-1408с

9. Бердяев Н. А. Воля к жизни и воля к культуре //Слово.-1990.-№1 -С.57-63. Ю.Бердяев Н. А. Кризис искусства / Философия творчества, культуры и искусства, т. 2.- М: Искусство, 1994. С. 399-419.

10. П.Бердяев Н. А. О культуре. //Встреча.- 1993. №3. -С. 19-22.

11. Бердяев Н. А. О назначении человека.- М: Республика, 1998 (часть 2, гл. III, С. 117-139).

12. Бердяев Н. А. Самопознание: сочинения.- М: ЭКСМО Пресс, 1999. (гл. VIII, С. 456-473).

13. Бердяев Н. А. Смысл творчества. /Философия творчества, культуры и искусства, т. 1.- М: Искусство, 1994.

14. Библейская энциклопедия. Репринтное издание. М.: ТЕРРА.-1990.-906с.1.l

15. Бирюков С. Авангард. Сумма технологий. //Вопросы литературы. -1996.-№9-10.-с. 21-35.

16. Бобринская Е.А. "Естественное" в эстетике русского авангарда. //Искусствознание. -1999. -№ 1. С. 273-285.

17. Бобринская Е.А. Взаимодействие поэзии и живописи в русском кубофуту-ризме. Дисс. . канд. искусствовед. М: МГУ

18. Бобринская Е.А. Живописная материя в авангардной "метафизике" искусства. //Вопросы искусствознания. 1996. -№2. -С. 439-456.

19. Бурлюк Д. Фактура и цвет. Произведения Давида Бурлюка в музеях российской провинции. Уфа, 1994. - 120 с.

20. Бусма Л С. Об искусстве, художественном анализе и преподавании искусства: теоретические таблицы Казимира Малевича. /Малевич /1897-1935/ Каталог выставки. М.-Л.-Амстердам, 1988-1989. -С. 206-224.

21. Бычков В.Д. Духовное как эстетическое credo Василия Кандинского. //Литературное обозрение. -1992. -№ 3-4. -С. 79-87.

22. Васильев И.Е. ОБЭРИУТЫ. Теоретическая платформа и творческая практика. -Свердловск: изд. УрГУ, 1991. 93 с.

23. Васильев И.Е. Русский литературный авангард н. XX в. (группа "41*"). -Екатеринбург: УрГУ, 1995. -88 с.

24. Васильев И.Е. Русский поэтический авангард XX века. — Екатеринбург: изд. УрГУ.-1999.-320 с.

25. Гаврилова Е. Андрей Платонов и Павел Филонов. О поэтике повести "Котлован". //Литературная учёба. -1990. -№1-2. -С. 164-173.

26. Гирин Ю. Авангардизм как пучок смыслов. Опыт исследования художественного сознания 1910-1930-х годов. //Вопросы искусствознания.-1997. -№2. -С. 280-295

27. Глебова Е. Воспоминания о брате. //Нева. -1986. -№10. -С. 148-176.

28. Горячева Т. "Царство Духа" и "Царство Кесаря". Судьба футуристической утопии в 1920-1930е гг. // Искусствознание. -1999. -№1. -С. 286-299.178

29. Даниэль С. От вдохновения к рефлексии: Кандинский теоретик искусства. /Точка и линия на плоскости. СПб.: Азбука, 2001. - С. 5-22.

30. Дмитриева М. Художник мироздания: (о творчестве В.В. Кандинского (1866-1944)). //Наше наследие. -1990. -№3. -С. 120-133.

31. Дубенская Л. Светло-зеленый, белый, красный, черный: (о живописи В.В. Кандинского). //Театр. -1992. -№1. С. 94-100.

32. Дуглас Ш. За пределами разума: Малевич, Матюшин и их круг. /Малевич. Классический авангард. Витебск 4. Сб. ст. под ред. Т.В. Котовйч. -Витебск, 2000. -С. 63-85.

33. Егоров И.М. Казимир Малевич. М.: Знание, 1990. -56 с.

34. Ершов Г. Филонов: истоки мировоззрения, философские основы аналитического метода. //Искусствознание. -1999. -№1. -С. 330-351.

35. Ершов Г.Ю. "Пропевень о проросли мировой" П. Н. Филонова. //Искусство XX века. -СПб., 1996. -С. 68-94.

36. Есаулов И. Генеалогия авангарда. //Вопросы литературы. -1992. -№3. -С. 176-192.

37. Жаккар Ж.-Ф. Д. Хармс и конец русского авангарда. СПб.: Акад. Проект, 1995. -471 с.

38. И. В. Клюн в Третьяковской галерее. M.: RA, 1999. -108 с.

39. История культуры России. М.: общество Знание, 1993. В 2х т.

40. Кандинский В. /Неизвестный русский авангард в музеях и частных собраниях. М.: Сов. Худ., 1992. 352 с.

41. Кандинский В. В. Приложения. к "О духовном в искусстве". /Избранные труды по теории искусства в 2х т. М.: Гилея, 2001. -Т. 1.- С. 96-156.

42. Кандинский В. Куда идет новое искусство. Тексты 1910-1915 годов. //Наше наследие. -1996. -№ 37. -С. 80-96.

43. Кандинский В. О сценической композиции. /Синий всадник/ Под. ред. В. Кандинского и Ф. Марка.- М.: Изобразит, иск-во, 1996. С. 68-74.

44. Кандинский В.В. Ответ художника на анкету "Современное искусство живее, чем всегда" журнала "Cahiers d'Art" в 1935 году. /Избранные труды по теории искусства в 2х т. М.: Гилея, 2001. Т. 2. -С. 291-298.

45. Кандинский В.В. "Синий всадник". Взгляд назад. /Избранные труды по теории искусства в 2х т. М.: Гилея, 2001. — Т. 2. -С. 276-280.

46. Кандинский В.В. Автохарактеристика /Избранные труды по теории искусства в 2х т. М.: Гилея, 2001. Т. 2. -С. 18-20.180

47. Кандинский В.В. Доклад художника Кандинского. /Избранные труды по теории искусства в 2х т. М.: Гилея, 2001. Т. 2. -С. 68-69.

48. Кандинский В.В. Живопись как чистое искусство. /Избранные труды по теории искусства в 2х т. М.: Гилея, 2001. Т. 1. -С. 261-266.

49. Кандинский В.В. Значение теоретического обучения в живописи. /Избранные труды по теории искусства в 2х т.М.:Гилея,2001.-Т. 2.-С.253-257

50. Кандинский В.В. Картины Шёнберга. /Избранные труды по теории искусства в 2х т. М.: Гилея, 2001. Т. 1. -С. 201-205.

51. Кандинский В.В. Композиция 6. /Избранные труды по теории искусства в 2х т. М.: Гилея, 2001. Т. 1. -С. 305-308.

52. Кандинский В.В. Конкретное искусство. /Избранные труды по теории искусства в 2х т. М.: Гилея, 2001. Т. 2. -С. 310-313.

53. Кандинский В.В. Куда идёт новое искусство. /Точка и линия на плоскости. СПб.: Азбука, 2001. -С. 432-441.

54. Кандинский В.В. Маленькие статейки по большим вопросам. I О точке. II О линии. /Избранные труды по теории искусства в 2х т. М.: Гилея, 2001. Т. 2.-С. 10-15.

55. Кандинский В.В. О "великой утопии". /Точка и линия на плоскости. СПб.: Азбука, 2001. -С. 468-473.

56. Кандинский В.В. О духовном в искусстве. /Точка и линия на плоскости. СПб.: Азбука, 2001. -С. 23-140.

57. Кандинский В.В. О понимании искусства. /Точка и линия на плоскости. СПб.: Азбука, 2001.-С. 442-446.

58. Кандинский В.В. Основные элементы формы. /Избранные труды по теории искусства в 2х т. М.: Гилея, 2001. Т. 2. -С. 94-95.

59. Кандинский В.В. Программа института художественной культуры по плану Кандинского. /Точка и линия на плоскости. СПб.:Азбука,2001 .-С.474-495

60. Кандинский В.В. Пустой холст и так далее. /Избранные труды по теории искусства в 2х т. М.: Гилея, 2001. Т. 2. -С. 300-303.181

61. Кандинский В.В. Схематическая программа института художественной культуры по плану В.В. Кандинского. /Избранные труды по теории искусства в 2х т. М.: Гилея, 2001. Т. 2. -С. 46-63.

62. Кандинский В.В. Текст художника. Ступени. /Точка и линия на плоскости. СПб.: Азбука, 2001. -С. 141-194.

63. Кандинский В.В. Точка и линия на плоскости. /Точка и линия на плоскости. СПб.: Азбука, 2001. -С. 195-374.

64. Кандинский В.В. Франц Марк. /Избранные труды по теории искусства в 2х т. М.: Гилея, 2001. Т. 2. -С. 304-309.

65. Карасик И.Н. Малевич в суждениях современников. /Малевич. Художник и теоретик. Альбом. М.: Сов. худ., 1990. -С. 192-198.

66. Кафка Ф. Сборник "Созерцание". / Кафка Ф. Сочинения: в Зт. М.-Харьков: Худ. лит. Фолия, 1995. - т. 1. -С. 100-116.

67. Кириченко Е.И. Русский авангард конца 1900-х начала 1910-х гг. и национальная традиция. /Кириченко Е.И. Русский стиль. Поиски выражения национальной самобытности. - М. - 1997. -С. 402-417.

68. Клеберг Л.К. проблеме социологии авангардизма. //Вопросы литературы. -1992.-Вып. 3.-С. 140-149.

69. Клюге Р.-Д. О русском авангарде, философии Ницше и социалистическом реализме. //Вопросы литературы. -1990. -№9. -С. 64-77.

70. Кобринский А. Поэтика "ОБЭРИУ": в 2х т. М.: МКЛ №1310, 2000. 192, 144 с.

71. Коваленко М. Авангард 1910 -1920-х гг.: взаимодействие искусств. //Вопросы искусствознания. -1996. -№2. -С. 605-613.

72. Ковтун Е. Очевидец незримого. О творчестве Павла Филонова. //Искусство. -1988. -№8. -С. 33-39.

73. Ковтун Е.Ф. П. Н. Филонов и его дневник. /Филонов П. Дневник. СПб.: Азбука, 2000. -С. 13-78.182

74. Ковтун Е.Ф. Путь Малевича. /Малевич /1897-1935/ Каталог выставки. М.-Л.-Амстердам, 1988-1989. -С. 153-206.

75. Ковтун Е.Ф. Русский авангард 1920-1930х гг. СПб.: Аврора, 1996. -287 с.

76. Комлев Н.Г. Слово в речи: денотативные аспекты. М.:Изд. МГУ,1992-216с

77. Кондратьев П.М. Письмо Е.Ф. Ковтуну. // Искусство. -1988.-№8. -С. 41.

78. Котович Т. Уновис в точке социокультурной ситуации н. XX в. /Малевич. Классический авангард. Витебск -4. Сб. ст. под ред. Т.В. Котович. Витебск, 2000.-С. 6-13.

79. Кручёных А. Апокалипсис в русской литературе. Чёрт и речетворцы. Тайные пороки авадемиков. Слово как таковое. Декларации. Книга 122-я. М.: МАФ. Серия теории №23. -1923.

80. Кручёных А. Сдвигология русского стиха. Трактат обижальный и по-учальный. М.: МАФ, книга 121-я, 1922.

81. Кручёных А. Фактура слова. М.: МАФ, серия теории №1, 1923.

82. Кульбин Н. Свободная музыка. /Синий всадник/ Под. ред. В. Кандинского и Ф. Марка.- М.: Изобразит, иск-во, 1996. С. 46-48.

83. Курицын В. О некоторых попытках противостояния "авангардной парадигме". //Новое литературное обозрение. -1996. -№20. -С. 331-360.

84. Лакост М. Кандинский: Альбом. -М.: Слово, 1995.- 95 с.95 .Лебедянский М.С. Русская живопись 1920-1930х гг. Очерки. М.: Искусство, 1999.-144 с.

85. Леннквист Б. Мироздание в слове. Поэтика Велимира Хлебникова. СПб.: Акад. проект, 1999. -237 с.

86. Лисов А. Уновис партия Малевича. /Малевич. Классический авангард. Витебск-4. Сб. ст. под ред. Т.В. Котович. Витебск, 2000. -С. 14-28.

87. Литературные манифесты: от символизма до "Октября" /Сост. Н.Л. Бродский, Н.П. Сидоров. М.: Аграф, 2001. -384 с.

88. Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров: человек -текст -семиосфера -история. М.: Языки русс, к-ры, 1996. -464 с.183

89. Лукшин И.П. "Говорить о мистерии на языке мистерии". (Эстетическая концепция и творчество В. Кандинского). //Новое в жизни, науке и технике. -Серия: "Эстетика". №5 - М.: Знание, 1991. - 64 с.

90. Малевич К. Лень как действительная истина Человечества. М.: Гилея, 1994.- 123с.

91. Малевич К.С. "Человек самое опасное в природе явление." /Чёрный квадрат. СПб.: Азбука, 2001. -С. 304-319.

92. Малевич К.С. Архитектура как пощёчина бетоно-железу. /Чёрный квадрат. СПб.: Азбука, 2001. -С. 58-62.

93. Малевич К.С. Архитектура как степень наибольшего освобождения человека от веса. /Чёрный квадрат. СПб.: Азбука, 2001. -С. 233-254.

94. Малевич К.С. Бог не скинут. Искусство, церковь, фабрика /Малевич К.С. Собр. соч. в 5 т. М.: Гилея, 1995. Т. 1. -С. 236-266.

95. Малевич К.С. Ванька-встанька. /Малевич К.С. Собр. соч. в 5 т. М.: Гилея, 1995. Т. 1. -С. 274-276.

96. Малевич К.С. Гершензоновская глава из сочинения "Супрематизм. Мир как беспредметность, или вечный покой". /Чёрный квадрат. СПб.: Азбука, 2001.-С. 145-211.

97. Малевич К.С. Декларация прав художника. /Чёрный квадрат. СПб.: Азбука, 2001.-С. 63-64.

98. Малевич К.С. Из книги "Тайные пороки академиков". /Малевич К.С. Собр. соч. в 5 т. М.: Гилея, 1995. Т. 1. -С. 56-57.

99. Малевич К.С. Искусство. /Чёрный квадрат. СПб.: Азбука, 2001. -С. 255-303.

100. Малевич К.С. К вопросу изобразительного искусства. /Малевич К.С. Собр. соч. в 5 т. М.: Гилея, 1995. Т. 1. -С. 208-223.

101. Малевич К.С. Мир как беспредметность. /Малевич К.С. Собр. соч. в 5 т. М.: Гилея, 1998. Т. 2. -С. 132-245.184

102. Малевич К.С. О новых системах в искусстве. /Чёрный квадрат. СПб.: Азбука, 2001.-С. 101-144.

103. Малевич К.С. О партии в искусстве. /Малевич К.С. Собр. соч. в 5 т. М.: Гилея, 1995. Т. 1. -С. 223-231.

104. Малевич К.С. О поэзии. /Малевич К.С. Собр. соч. в 5 т. М.: Гилея, 1995. Т. 1.-С. 142-150.

105. Малевич К.С. О субъективном и объективном в искусстве и вообще. /Чёрный квадрат. СПб.: Азбука, 2001. -С. 212-232.

106. Малевич К.С. Обручённые кольцом горизонта. /Малевич К.С. Собр. соч. в 5 т. М.: Гилея, 1995. Т. 1. -С. 115-117.

107. Малевич К.С. Ось цвета и объёма. /Чёрный квадрат. СПб.: Азбука, 2001.-С. 65-71.

108. Малевич К.С. От кубизма и футуризма к супрематизму. /Чёрный квадрат. СПб.: Азбука, 2001. -С. 29-57.

109. Малевич К.С. От кубизма к супрематизму. /Малевич К.С. Собр. соч. в 5 т. М.: Гилея, 1995. Т. 1. -С. 27-35.

110. Малевич К.С. Пасха у футуристов. /Малевич К.С. Собр. соч. в 5 т. М.: Гилея, 1995. Т. 1. -С. 26.

111. Малевич К.С. Письма JI. Лисицколму (1922-1925). /Чёрный квадрат. СПб.: Азбука, 2001. -С. 468-490.

112. Малевич К.С. Письма М. В. Матюшину. /Ежегодник рукописного отдела Пушкинского дома на 1974 год. Л.,1976. —С. 177-195.

113. Малевич К.С. Письма М. О. Гершензону (1918-1924). /Чёрный квадрат. СПб.: Азбука, 2001.-С. 420-461.

114. Малевич К.С. Письмо М. В. Матюшину (1916). /Чёрный квадрат. СПб.: Азбука, 2001.-С. 413-420.

115. Малевич К.С. Статьи в газете "Анархия" (1918). /Малевич К.С. Собр. соч. в 5 т. М.: Гилея, 1995. Т. 1. -С. 61-127.185

116. Малевич К.С. Супрематизм, (из каталога 10 гос. выставки Беспредметное творчество и супрематизм) /Чёрный квадрат. СПб.:Азбука,2001.-С.72-74

117. Малевич К.С. Супрематизм. 34 рисунка. /Чёрный квадрат. СПб.: Азбука, 2001.-С. 75-81.

118. Малевич К.С. Супрематическое зеркало. /Чёрный квадрат. СПб.: Азбука, 2001.-С. 82-83.

119. Малевич К.С. УНОВИС. /Малевич К.С. Собр. соч. в 5 т. М.: Гилея, 1995. Т. 1.-С. 232-235.

120. Малевич К.С. Форма, цвет и ощущение. /Чёрный квадрат. СПб.: Азбука, 2001.-С. 84-100.

121. Маркадэ Ж.-К. Значение К.С. Малевича в современной живописи. /Малевич. Классический авангард. Витебск -4. Сб. ст. под ред. Т.В. Котович. Витебск, 2000. -С. 55-62.

122. Маркадэ Ж.-К. Малевич и православная иконография. /Малевич. Классический авангард. Витебск —4. Сб. ст. под ред. Т.В. Котович. Витебск, 2000. -С. 97-104.

123. Марков В.Ф. История русского футуризма. СПб.: Алетейя, 2000. -438с.

124. Матюшин М.В. Творчество П.Н. Филонова. /Ежегодник рукописного отдела Пушкинского дома на 1977 год. JL: Наука, 1979. -С. 232-235.

125. Маяковский В.В. Полное собр. соч. в 13 т. М.: Гослитиздат, 1955.

126. Мейлах М. "Лишь мы одни поэты, знаем дней катыбр". Поэзия Даниила Хармса. Вступит.ст. /Даниил Хармс. "Дней Катыбр". -М.-Кайенна: Гилея, 1999. С. 15-52.

127. Мигунов А., Перцева Т. На рубеже искусства и науки: К творческой биографии В.В. Кандинского. //Искусство. -1989.- №1. -С. 30-36.

128. Милюков П.И. Очерки по истории русской культуры. М.: Прогресс, Культура. -1993. В 3-х томах. -Т.2.- 415 с.

129. Минералова И. Г. Русская литература серебряного века (поэтика символизма). М.: Изд. Лит. инст. им. Горького, 1999. -226 с.186

130. Минералова И. Г. Художественный синтез в русской литературе XX века. Дисс. . докт. филол. наук. М.: Mill У, 1994.

131. Мир Велимира Хлебникова: Статьи. Исследования (1911-1998). М.: Языки русс, к-ры, 2000. -880 с.

132. Новейший философский словарь /Сост. A.A. Грищанов. Мн.: Изд. В. М. Скакун, 1998. -896 с.

133. Нойхаузер Р. Авангард и авангардизм. //Вопросы литературы. -1992. -вып. 3. -С. 125-139.

134. Павел Николаевич Филонов. Живопись. Графика. Каталог выставки: Из собр. Гос. Русского музея. JL: Аврора, 1988. -112 с.

135. Павел Филонов в контексте художественной культуры XX века (круглый стол). // Философские науки. -1991. -№2. -С. 95-115.

136. Парнис А. "Смутьян холста". //Творчество. -1088. -№11. -С. 26-28.

137. Перцева Т. В. Кандинский и ГАХН. /В.В. Кандинский. 1866-1944. (Каталог выставки). М. 1989. - с. 56-60.

138. Подземская Н. Доклад В. Кандинского "основные элементы живописи" в контексте развития его теории живописи. //Вопросы искусствознания. -1997.-вып. 2.-С. 75- 86.

139. Полехина М.М. Человек в художественном мире русской литературы первых десятилетий XX в. Магнитогорск: МГПИ, 1999. -177 с.

140. Поэзия русского футуризма. -СПб.: Акад. проект, 1999. -752 с.

141. Правоверова JI.JI. Историческое чувство Павлап Филонова. //Человек. -1995. -№2. -С. 121-134.

142. Рабинович В.Л., Рылеева А.Н. Синий всадник ещё в пути. (Время Кандинского в большом времени XX века.) //Вопросы философии. 1999. -№6. -С. 37-58

143. Рабинович М. Авангард как нескончаемое начало. // Вопросы литературы. 1996. -вып. 1. -С. 289-308.187

144. Рейнгардт JI.Я. Модернизм: анализ и критика основных направлений. М., 1987. -289 с.

145. Русский футуризм. Теория. Практика. Критика. Воспоминания. Сост. В.Н. Терёхина, А.П. Зименков. М.: Наследие, 2000. -479 с.

146. Сабанеев Л. "Прометей" Скрябина. /Синий всадник/ Под ред. В. Кандинского и Ф. Марка. М.: Изобразит, иск-во, 1996. -С. 40-45.

147. Сарабьянов Д.В. История русского искусства к. XIX н. XX вв. М.: Изд. МГУ. - 1993. - 320 с.

148. Сарабьянов Д.В. К своеобразию русского авангарда н. XX в. //Советское искусствознание, -вып. 25. -М. 1989. - С. 98-111.

149. Сарабьянов Д.В. Кандинский в русском контексте. //Вопросы искусствознания. -1997. -№1. -С. 353-411.

150. Сарабьянов Д.В. Кандинский и русский символизм: (к исследованию творчества русского художника, 1866-1944) // Известия Российской АН, серия литература и язык. 1994. - Т. 53, №4. - С. 16-26.

151. Сарабьянов Д.В. Малевич в эпоху "Великого перелома". /Малевич. Художник и теоретик. Альбом. М.: Сов. худ., 1990. -С. 142-191.

152. Сарабьянов Д.В. Малевич и искусство первой трети XX века /Малевич /1897-1935/Каталог выставки. М.-Л.-Амстердам, 1988-1989. С. 66-72.

153. Сарабьянов Д.В. Творчество В.В. Кандинского и научно-философская мысль XX в. /Сарабьянов Д.В. Русская живопись. Пробуждение памяти. -М., 1998.- С. 342-355.

154. Сарабьянов Д.В., Антонова Н. Б. Василий Кандинский: Путь художника. Художник и время Новая галерея. XX в. М.: Галарт, 1994.-174 с.

155. Сахно И.М. Русский авангард. Живописная теория и поэтическая практика. М.: Диалог-МГУ, 1999. -352 с.

156. Селиванов Ф.М. Русский эпос. М.: Высшая школа, 1988. -207 с.

157. Слободнюк С.Л. Н.С. Гумилёв. Прблемы мировоззрения и поэтики. Душанбе: Сино, 1992.-184 с.188

158. Слободнюк С.JI. Русская литература н. XX века и традиции древнего гностицизма: Монография /Инст. русс. лит. РАН; МГПИ. СПб, Магнитогорск, 1994.-147 с.

159. Служение русскому авангарду: Памяти Е.Ф. Ковтуна: Гос. Русский музей. СПб.: Palace Editions, 1998. -127 с.

160. Соколов Б. "Контрапункт Великого Завтра" и поэтический альбом В.В. Кандинского "Звуки". //Вопросы искусствознания. -1997. -№1- С. 397 411.

161. Соколов Б. Поэзия Мурнау. Наше наследие. -2001. -№56. -С. 128-136.

162. Соколов Б. Русский Апокалипсис В. Кандинского. // Наше наследие. -1996. -№37. -С. 97-108.

163. Соколов Б. Синий всадник у подножья Монсальвата. Вагнеровская тема у Кандинского в 1900-1910 гг. //Вопросы искусствознания. -1997. -№2. -С. 185-197.

164. Соколов Б.М. "Кандинский. Звуки. 1911. Издание Салона Издебского": История и замысел неосуществленного поэтического альбома. // Литературное обозрение. -1996. -№4. -С.З 41.

165. Соколов Б.М. Кандинский и русская сказка// Живая старина. 1996.-№2. - С.7-11.

166. Степанов В.Г. Проблема духовного в художественном и научном творчестве В.В. Кандинского //Психологический журнал.-1996.-Т.17.-№2.-С.88-98

167. Степанян Н. Искусство России XX века. Взгляд из 90х. М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. -316 с.

168. Сухотин М. О конкретной поэзии //Иностранная литература. -1994. -№1.-С. 232-240.

169. Турчин В. "Klange" В.В. Кандинского и поэтическая культура н. XX века. //Искусствознание. -1998. -№2. -С. 414-445.

170. Турчин В. "Желтый звук" синестезическая концепция В.В. Кандинского. //Декоративное искусство. -1993. -№ 1-2. -С. 24 - 34.189

171. Турчин В. В. Кандинский: дух, стиль, романтика. //Искусство. 1989.-№2. - С. 44-50.

172. Турчин B.C. Кандинский. Абстракция плюс романтика. /Турчин B.C. По лабиринта авангарда. М.: Изд. МГУ. -1993. -С. 140-151.

173. Успенский П. Д. Tertium Organum: Ключ к загадкам мира. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. -432 с.

174. Фёдоров Н.Ф. Сочинения. М.:1982.

175. Филонов П. Дневник. /Филонов П. Дневник. СПб.: Азбука, 2000.-С. 79594

176. Филонов П. Пропевень о проросли мировой /Филонов П. Дневник. СПб.: Азбука, 2000. -С. 595-612.

177. Филонов П.Н. Краткое пояснение к выставленным работам. /Филонов П.Н. Живопись. Графика. Из собр. Гос. русского музея. Каталог выставки. JL: Аврора, 1988.-С. 107-108.

178. Филонов П.Н. Манифест: интимная мастерская живописцев и рисовальщиков "Сделанные картины". //Искусство. -1988. -№8. -С. 40.

179. Филонов П.Н. Основа преподавания изобразительного искусства по принципу чистого анализа как высшая школа творчества Система "Мировый расцвет". /Мислер Н., Боулт Дж. Филонов. Аналитическое искусство. М.: Сов. худ., 1990. -С. 175-199.

180. Филонов П.Н. Письмо к Вере Шолпо. /Ежегодник рукописного отдела Пушкинского дома на 1977 год. JL: Наука, 1979. -С. 226-231.

181. Филонов П.Н. Письмо Н. И. Евграфову //Искусство. -1988. -№8. -С. 40.

182. Филонов П.Н. Письмо начинающему художнику Басканчичу об аналитическом искусстве. /Мислер Н., Боулт Дж. Филонов. Аналитическое искусство. М.: Сов. худ., 1990. -С. 223-233.

183. Хальтхузен И. Модели мира в литературе русского авангарда. //Вопросы литературы. 1992. - Вып. 3. - С. 150-160.

184. Харджиев Н.И. Статьи об авангарде: в 2х т. М.: ЛА, 1997. Т.1, 2.

185. Хлебников В. Я для вас звезда. Стихотворения. М.:Летопись, 1999-333с

186. Хлебников В., Кручёных А., Гуро Е. Трое. СПб., 1913.

187. Хлебников В.В. Стихотворения. Поэмы. Драмы. Проза. М.: Сов. Россия, 1986. -368 с.

188. Шатских А. Витебск. Жизнь искусства (1917-1922). М.: Языки русс, к-ры, 2001.-255 с.

189. Шатских А. Казимир Малевич — литератор и мыслитель. Вступит, ст. /Чёрный квадрат. СПб.: Азбука, 2001. -С. 7-12.

190. Шатских А. С. Слово Казимира Малевича. Вступит, ст. /Малевич К. С. Собр. соч. в 5 т. М.: Гилея, 1995. -Т. 1. С. 9-19.

191. Шёнберг А. Отношение к тексту /Синий всадник/ Под. ред. В. Кандинского и Ф. Марка.- М.: Изобразит, иск-во, 1996. С. 23-27.

192. Шихирева О. Логика иррационального (к вопросу о позднем творчестве Малевича). /Малевич. Классический авангард. Витебск -А. Сб. ст. под ред. Т.В. Котович. Витебск, 2000. -С. 86-96.

193. Шопенгауэр А. Избр. произвед. М.: Просвещение, 1992. -447 с.

194. Якимович А. Парадигмы XX века. //Вопросы искусствознания. -1997. -№2.-С. 118-135.

195. Якимович А. Художник и слово. Визуальные и вербальные аспекты авангардизма, //искусствознание. -1999. -№2. -С. 275-289.

196. Якимович А.К. Реализмы XX века: магический и метафизический реализм. Сюрреализм. М.: Галарт, ОЛМА-Пресс, 2000. -176 с.