автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Идейно-эстетическая функция символических образов и художественных деталей в башкирской литературе средних веков
Полный текст автореферата диссертации по теме "Идейно-эстетическая функция символических образов и художественных деталей в башкирской литературе средних веков"
□□3484581
На правах рукописи
АХМЕТОВА АЙГУЛЬ ЗИННУРОВНА
ИДЕЙНО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ СИМВОЛИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ И ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ДЕТАЛЕЙ В БАШКИРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Специальность 10 01 02 - Литература народов Российской Федерации (башкирская литература)
2 6 НОЯ 2009
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Уфа-2009
003484581
Работа выполнена на кафедре башкирской литературы до XX века ГОУ ВПО «Башкирский государственный университет»
Научный руководитель доктор филологических наук,
профессор
Кунафин Гнниятулла Сафиуллович
Официальные оппоненты доктор филологических наук, профессор'
Галин Салават Ахмадеевич, кандидат филологических наук Хуббитдинова Нэркэс Ахметовна
Ведущая организация ГОУ ВПО «Стерлитамакская
государственная педагогическая академия им 3 Биишевой»
Защита состоится «17» декабря 2009 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного Совета Д 212 013 06. по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора филологических наук при ГОУ ВПО «Башкирский государственный университет» по адресу 450074, г Уфа, ул 3 Валиди, 32
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ГОУ ВПО «Башкирский государственный университет». Автореферат разослан «12» ноября 2009 г
Ученый секретарь диссертационного совета, доктор филологических наук, профессор
А А Федоров
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. В настоящее время в области литературоведения научные поиски ведутся в разных направлениях Достаточно хорошо изучено и изучается и процесс развития литератур народов Востока в древности и средние века. Литературные памятники, появившиеся в эту эпоху на территории Средней и Центральной Азии, Южной Сибири и регионах Казахстана, Урало-Поволжья являются общим духовным наследием современных тюркских народов Поэтому каждый из них, в частности и башкирский народ может изучать и осваивать его в историческом отношении как свое духовное богатство, разумеется, с учетом конкретных социально-экономических и политических условий, особенностей своей собственной истории и духовной культуры.
В башкирском литературоведении уже проделана определенная работа по научному изучению и представлению на суд общественности результатов исследований по истории древней и средневековой башкирской литературы Несмотря на это остается много важных нерешенных проблем Одним из них является вопрос исторической поэтики Так, до сих пор у нас нет работ, посвященных специальному исследованию идейно-эстетических функций символических образов, образов деталей и их художественной роли в повышении образности, поэтичности, драматизма произведений башкирской литературы средних веков А такая работа позволила бы полнее выявить эстетическое своеобразие и колорит поэтического достояния тюркско-башкирского мира, наложившего отпечаток на художественное мышление и духовный мир народа еще в далеком историческом прошлом
Символические образы и поэтические детали широко используются в искусстве слова В них выражаются общественно-политические и социальные условия, проблемы, исторические события, жизнь и быт народа, судьбы людей, состояние души, чувства и мысли, мечты и надежды, мироощущение и мировосприятие людей С помощью символических образов, образов-деталей идейно-тематическое содержание произведения, мысли автора приобретают философскую глубину, повышается
идейно-эстетическое значение литературного текста Но при этом символические образы, поэтические детали, используемые в башкирской письменной литературе средневековья, их идейно-эстетическая функция, художественная природа, эволюция традиционных образов, остается мало изученной Анализ генезиса и развития понятий «символ», «символика» в философском и идейно-эстетическом аспектах, раскрытие их первоначального значения и смысла, изучение в сравнительно-сопоставительном плане наблюдений и взглядов ученых, работающих в разных областях науки, относительно этих понятий, изучение их эволюции с античных времен и предложение соответствующего литературоведению определения также очень важно. Такое исследование дает возможность выявить и систематизировать, глубже и полнее раскрыть художественно-эстетическую природу символических образов и образов-деталей, классифицировать их на лексико-тематические группы, определить идейно-эстетическую роль, прослеживать эволюцию традиционных образов в тюркско-башкирских литературных памятниках средних веков Все это определяет актуальность темы
Цель и задачи исследования Целью настоящей работы является исследование идейно-эстетических функций, художественных особенностей символических образов и образов-деталей средневековой башкирской литературы В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи.
- исследование процесса возникновения понятий «символ», «символика» как историко-философских, литературно-эстетических терминов и раскрытие сущности этих категорий в соответствии с поставленной целью данной диссертационной работы,
- проведение классификации символических образов и художественных деталей (образов-деталей) башкирской словесности средневековья на лексико-тематические группы,
- изучение идейно-эстетических функций, литературно-художественных значений и эволюции символических образов и образов-деталей в средневековой башкирской литературе,
- раскрытие роли символических образов и художественных деталей в обогащении идейного содержания, художественной формы башкирской литературы средневековья
Научная новизна данной работы заключается в том, что в ней впервые системно анализируются идейно-эстетические функции, литературно-художественное значение и эволюция символических образов и образов-деталей в средневековой башкирской литературе, дается их классификация
Методологической основой работы являются описательный, сравнительно-исторический принципы исследования Выявляются и систематизируются символические образы, образы-детали, используемые в башкирской литературе средних веков, анализируются и раскрываются их идейно-эстетические функции, роль в обогащении идейного содержания и художественной формы средневековой башкирской литературы
Основу проведенного исследования составили труды отечественных и зарубежных литературоведов Здесь большую ценность имеют труды справочного и энциклопедического характера, раскрывающие художественно-эстетические значения общеизвестных символических образов и художественных деталей, авторами которых являются такие ученые, как Х.Э Кэрлот, Е М Панов, А М Сагалеев, В Н Тэрнэр, А В Уваров, А Ф Лосев, А А Потебня, Н Н Рубцов1 Ценными оказались труды ученых-литературоведов по истории литератур народов РФ, Урало-Поволжья Г Б Хусаинова, Р Н Баимова, А И Харисова, С А Галина, К А Ахметзянова, Г С Кунафина, М X Идельбаева,
А М Сулейманова, М М.Сагитова, Р.Т Бикбаева, Ф А Надршиной, Р А Султангареевой, А Сибгатуллиной2 и др
1 Кэрлот ХЭ Словарь символов -М КЕРЬ-Ьоок, 1994 - 608 с , Панов Е М Знаки, символы, языки — М Знание, 1983 — 286 с , Сагалеев А М Урало-Алтайская мифология символ и Архетип -Новосибирск Наука, 1991 - 156 с , Тэрнер В Н Символ и ритуал - М Наука, 1983 - 273 с , Уваров А В Образ, символ, знак Анализ современного гносеологического символизма - Минск Наука и техника, 1967 - 120 с , Лосев А Ф Знак Символ Миф труды по языкознанию -М Изд-во МГУ, 1982 - 480 с, Потебня А А Слово и миф - М Правда, 1989 - 624 с , Рубцов Н Н Символ в искусстве и жизни - М Наука, 1991, - 176 с
2 Хусаинов Г Б Голос веков Очерки по истории, теории и исторической поэтики башкирской литературы - Уфа Башк кн изд-во, 1984 - 304 с (на башк яз ), Его же Духовный мир башкирского народа - Уфа Китап, 2003 - 480 с (на баш яз ), Его же Поэтика башкирской литературы - Уфа Гилем, 2007 -351 с (на баш яз ), Баимов Р Н Великие лики и литературные памятники Востока - Уфа Гилем, 2005 - 493 с , Харисов А И Литературное наследие башкирского народа - Уфа Башк
Основным материалом для исследования послужили булгарские эпитафические памятники, дастаны «Киссаи Йусуф» (1233) Кул Гали, анонимный «Кисекбаш», «Хосров и Ширин» (1342) Котба, «Мухаббатнаме» (1353) Харезми, «Жумжума султан» (1369) Хусама Кятиба, «Гулистан бит-тюрки» (1391) и «Сухайль ва Гульдурсун» (1394) Сайфа Сараи, «Нахдж аль-фарадис» (1358) Махмута бине Гали-Булгари, поэзия суфиев, Салавата Юлаева, «башкирские повести»-киссы «Кузкурпяч» и «Зухра и Алдар», анонимное историко-литературное произведение «Чингизнаме»,
кн изд-во, 1965 — 416 с (на баш яз ), Галин С А История и народная поэзия -Уфа Китап, 1996 - 288 с ( на башк яз), Его же Народной мудрости источник Башкирский фольклор фольклорный словарь - Уфа Китап, 1999 - 328 с (на башк яз), Его же Башкирский фольклор Устнопоэтическое творчество башкирского народа - Уфа Китап, 2004 - 392 с (на башк яз), Ахмстзянов К А Поэтическая образность (теоретические основы) - Уфа Башк кн изд-во, 1979 -151 с (на башкяз ), Его же Прекрасное и героическое в поэзии - Уфа Башк кн изд-во, 1982 - 304 с (на башк яз), Его же Поэтическая образность Литературоведение - Уфа Китап, 1994 - 192 с (на башкяз), Его же Теория литературы - Уфа Китап, 2003 - 392 с (на башк яз ), Кунафин Г С Башкирская литература первой половины XIX века - Уфа БГУ, 1988 - 84 с, Его же И песней, и сатирой Развитие жанровой системы башкирской литературной песенной и сатирической поэзии XIX - начала XX веков - Уфа Китап, 1999 - 256 с , Его же Поэтическое эхо прошлого Развитие жанровой системы башкирской манифестационно-публицистической и жанровой поэзии -Уфа Китап, 2004 -316 с, Его же Духовное сияние времени Вопросы теории литературы, исторической поэтики, творческие портреты, литературные критические статьи - Уфа Китап, 2006 — 492 с (на башк яз ), Идельбаев М X Изустная литература в зеркале истории -Уфа БГУ, 1999 - 110с (на баш яз), Его же Башкирская изустная литература -Уфа БГУ, 2000 - 187 с (на баш яз), Его же Завещание из древности - Уфа Китап, 2007 - 344 с (на баш яз), Сулейманов А М Архаический эпос башкирского народа - Уфа Гилем, 1990 - 124 с (на башкяз), Сагитов ММ Древние башкирские кубаиры - Уфа Башк кн изд-во, 1987 - 224 с (на баш яз ), Бикбаев РТ Эволюция современной башкирской поэзии -М Наука, 1991 - 142 с, Надршина ФА Слово народа - Уфа Башк кн изд-во, 1983 - 160 с (на баш яз), Её же Память народа - Уфа Башк кн изд-во, 1986 - 192 с (на баш яз), Султангареева Р А Башкирский свадебно-обрядовый фольклор - Уфа УНЦ РАН, 1994 - 192 с , Ее же Семейно-бытовой обрядовый фольклор башкирского народа -Уфа Гилем, 1998 - 243 с, Её же Жизнь человека в обряде фольклорно-этнографическое исследование семейных обрядов - Уфа Гилем, 2005 - 344 с, Сибгатуллина А Тайны суфизма - Казань «Матбугат йорты», 1998 - 368 с (на тат яз), Ее же По тропам влюбленных в бога - Казань «Кыйбла», 1999 - 144 с (на тат яз)
таварихи, шежере, саяхатиаме, письма В работе эти литературные, историко-литературные, публицистические памятники
рассматриваются в плане выявления в них символических образов, образов-деталей, систематизации и определения их идейно-эстетических функций в историческом процессе
На защиту выносятся следующие положения:
1 Генезис и процесс развития понятия «символ» как философская, художественно-эстетическая категория в истории человечества
2 Функции символических образов и художественных деталей в средневековой башкирской литературе и их роль в повышении ее идейно-эстетического содержания, образности
3 Особенности эволюции символических образов и художественных деталей в башкирской литературе данной эпохи обусловлены с конкретными социально-историческими и политическими изменениями в обществе
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что впервые в башкирском литературоведении в историческом и теоретическом аспектах рассматриваются проблемы определения идейно-эстетических функций, художественно-поэтических значений символических образов, образов-деталей башкирской письменной литературы средневековья Идеи и выводы, содержащиеся в диссертации, могут стать основой для дальнейших исследований по данной проблеме Практическая значимость исследования состоит в том, что основные положения и выводы диссертации могут быть использованы в учебно-преподавательской деятельности при разработке спецкурсов и лекционных курсов по истории башкирской литературы, при подготовке курсовых и дипломных работ студентов
Апробация работы Диссертационная работа обсуждалась на заседании кафедры башкирской литературы до XX века факультета башкирской филологии и журналистики ГОУ ВПО «Башкирский государственный университет» Основное содержание работы получило освещение в семи статьях, одна из которых напечатана в научном издании, рекомендованном ВАК Основные положения диссертации отражены в форме докладов на научно-
практических республиканских, всероссийских, международных конференциях
Структура работы Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цели и задачи, аргументируется научная новизна, ее практическая значимость, даются материалы исследования, сведения об апробации и структуре диссертации Излагается общая характеристика работы
Первая глава - «Символические образы, художественные детали в системе общественно-эстетических взглядов» - состоит из 3-х разделов В первом разделе - «Символический образ и поэтическая деталь как историко-философское понятие» - на основе изучения общетеоретической литературы и фактического материала в историко-философском и идейно-эстетическом аспектах исследуется генезис и развитие понятий «символ», «символика», раскрывается их первоначальное значение и смысл, дается определения ученых, работающих в разных областях науки Исходя из полученных представлений, предлагается литературно-эстетическое определение терминов «символический образ» и «художественная (поэтическая) деталь»
Первоначально термин «символ» обозначал половину разрезанной надвое палочки, служившую «знаком дружеских отношений» Расставаясь со своим гостем и другом, хозяин приносил палочку и разламывал ее надвое, отдавал одну половину гостю, а дру1ую оставлял себе По истечении большого промежутка времени старые друзья, чаще их потомки, могли опознать друг друга, соединив оба обломка палочек3 «Удостоверение личности» -таков изначальный смысл греческого слова «символ», - пишет Гадамер Символ - как возможность опознать в человеке старого друга, приятеля, таково назначение этого понятия в античности Термин «символ» применялся Платоном (427-347 гг до н э.) как знак («монета - знак обмена»), Пифагором (VI в до н.э) при исследовании и истолковании всего таинственного Упоминание
3 Гадамер Г Г Актуальность прекрасного -М Искусство, 1991 -С 287
8
этого слова в значении встречи есть у Гомера (VII в до н э) Аристотель (384-322 гг до нэ.) в своем представлении о символе восходил к представлениям своих предшественников
Слово «символ» происходит от греческого глагола эутЬаПо, что означает совпадение, соединение, слияние, встречу двух начал Символ - это результат случайного совпадения, встречи, т е знак, указывающий на слияние и единство двух начал Таким образом, мы видим, что в своем первоначальном значении символ предполагает в себе элемент случайности, совпадения
Символ применялся в античности в общественной и государственной жизни как договор, установленный гражданами и городами для того, чтобы «осуществить справедливость»4 Из такого понимания термина «символ» возникает его юридическое значение - удостоверяющий знак (пропуск, герб)
Как отмечает А А Тахо-Годи, Эсхил (525-456 гг до н э) говорит о «символе огня», т е о костре, возвещающем о победе Такое же значение имеет понятие символ у Софокла (496-406 гг до н э ) в его «символе горя» А у Эврипида (480-406 гг до н э) символ означает примету, которая понятна человеку, посвященному в дело
Последующее смысловое развитие понятия «символ» можно увидеть у философов Здесь символ начинает приобретать гносеологический характер Так, Демокрит (470- 7 гг до н э) говорит о слове как о символе вещи, которое глубоко и всесторонне выражает характерные свойства вещи, ее сущность По Эмпедоклу (490-430 гг до н э), символ, разделенный на части, должен обязательно соединиться в нечто третье В этом новом, третьем, можно только угадывать бесконечность его скрытых качеств и свойств Для пифагорийцев было характерно символическое истолкование при исследовании всего таинственного5
Главные представители древнегреческой философии Платон и Аристотель в понятие «символ» ничего нового и оригинального не внесли Более существенное развитие символ как эстетико-гносеологическое понятие получил у Шеллинга Он его связывает с искусством, для которого символ является основополагающим
4 Тахо-Годи А А Термин «символ» в древнегреческой литературе // Вопросы классической филологии Вып 7 М Политиздат, 1980 - С 17
5 Там же,-С 20
понятием Но поскольку исторически искусство произошло из мифологии, то и мифологический символ является его основой6.
Из философов значительный вклад в развитие литературного понятия «символ» внес Гегель Его основная заслуга в том, что он раскрыл сущность символической образности, установил ее двусмысленность Гегель считает, что всегда необходимо установить контекст, в котором образ выявляет свою подлинную сущность и для того, чтобы образ стал символом, нужно выявить из контекста его знаковую природу Именно контекст, в котором функционирует знак, является связующим звеном между образом и символом7
В дальнейшем понятие «символ» развивается в разных областях науки, где претерпевает существенные изменения, что, на наш взгляд, требует отдельного рассмотрения этого вопроса Однако здесь заслуживает внимания наблюдение в области аналитической психологии, где показана природа происхождения символа Она подразделяется следующим образом а) символы, возникшие бессознательно, т е мифологические символы, б) символы, возникшие подсознательно, т е религиозные символы; в) символы, возникшие сознательно, т е научные символы. Например, символическое значение бурого цвета в башкирском эпическом произведении мифического плана «Конгур Буга» имеет бессознательную природу. А вот этот же цвет у католических священников превращается в религиозный символ, когда они стали носить одежду красно-бурого цвета, считая этот цвет священным Здесь мы имеем дело с символом, возникшим подсознательно Красно-бурый цвет пролетарского знамени - это уже научно обоснованная символика, происхождение которой имеет сознательную природу.
Исходя из этого, можно отметить, что такой психологический подход к символу и природе его происхождения приближает нас к литературно-художественному понятию символ
В настоящее время основным источником символов, возникающих подсознательно и бессознательно, является литература Что касается символов, возникших сознательно, то они
6 Шеллинг В Ф Философия искусства М Мысль, 1966 -С 68
7 Гегель Г В Соч в 12 т ТЗ -М Мысль, 1956 -С 265
10
есть не что иное, как знаки-символы Следовательно, здесь они не требуют каких-либо дополнительных пояснений А вот символы, возникающие подсознательно и бессознательно, берут свое начало в литературе
Во втором разделе первой главы работы - «Идейно-эстетические значения, классификация символов и образов-деталей» - раскрывается художественно-эстетическая природа символических образов и образов-деталей, рассматриваются вопросы их систематизации и классификации
Символические образы и художественные детали (образы-детали) довольно широко используются в искусстве слова С их помощью в произведениях образно отражаются общественно-политические, социальные проблемы, исторические события, жизнь и быт народа, судьбы людей, состояние души, чувства и мысли, надежды и мечты, мироощущения и мировосприятия человека
А Губер отметил, что «основным и существенным признаком совершенного поэтического предмета» является его символичность8 Как видим, здесь ученый в художественное произведение вкладывает символический признак Исходя из этого, признаком поэтической речи (поэтического контекста) можно назвать ее тропичность (от греч «тропос» - образ) А тропичность (образность) предполагает множество значений со смысловой неопределенностью либо одно единственное значение, которое реально применимо для данного контекста, в то время как символичность предполагает множество смыслов, обрамленных общей идеей Исходя из данной общей идеи, каждый человек может открыть для себя в символе новый смысл Следовательно, символ обладает многочисленным смысловым оттенком в художественном тексте. Исходя из характера произведения, конкретных исторических условий он может иметь самые разные значения
Как уже было отмечено, каждый человек или народ в символе может открыть для себя что-то новое, по-своему понять и разъяснять его Поэтому в искусстве слова помимо общепринятой символики очень много символов, образов-деталей, которые придуманы отдельными авторами Так в башкирской литературе
8 Губер А Структура поэтического символа -М ГАХН, 1927 Фил отд Вып 1 -С 131
увлечение системой символов и вложение в них какого-то мистического смысла наблюдался особенно в XIX - начале XX веков Их художественные значения, идейно-эстетический смысл можно понять, изучив его только в самом тексте
На основе изучения, сопоставления и систематизирования исследований ученых разных областей, понятию «символ» с литературно-эстетической точки зрения можно дать такое определение символ - это один из тропов, и его художественно-эстетической задачей является пробуждение у читателя воображение эмоции, готовность воспринять идеальные понятия путем не логического их объяснения, а указания на существование у изображаемого сокровенного смысла, который неотделим от его образной структуры, символ отличается неисчерпаемой многозначностью своего содержания В искусстве слова символами могут быть предметы, природные явления, действия и поступки человека, живые существа, цвета, числа, мифические образы Например, в следующей строфе действия и поступки героев символизируют их готовность к священному бою. Иаман "кандан туймаИан,, Толпарга менган улдарым, Аттан эйэр алмартар, "Иынга нылыс Иалмадтар 9 Что касается художественных (поэтических) деталей, то условно их можно назвать литературными единицами образности «Художественная деталь всегда создается творческим воображением писателя. Как писал литературовед ЛИ Тимофеев, ее не следует путать с реалиями - теми чертами и фактами действительности, которые присущи жизни, окружающей писателя, и потому отражаются в произведении, накладывая на него отпечаток определенной эпохи Художественная деталь - это одно из средств создания художественного образа, которое помогает представить изображаемую автором картину, предмет или характер в неповторимой индивидуальности»10 Например
9 Антология башкирской поэзии Голоса веков - Уфа Китап, 2001 - С 153 (на баш яз)
10 Тимофеев Л И , Тураев С В Краткий словарь литературоведческих терминов - М Просвещение, 1985 -С 34
Колхоз иген сэсте, Йыйырманын да наш ертен. Хэзер минэ, балаларга Мыйыгыщы ту pan аш бешер
(Р Нигмэти «Барыу хекеме») Поэтическими деталями, если они образно выражают идею произведения, могут быть даже самые простые литературные средства, которые не имеют научного названия в литературоведении (например, звезда, сердце, птица и т д), но имеют важное идейно-эстетическое значение в литературном творчестве Не случайно исследователь башкирской прозы Р.Баимов о художественной детали писал "Нельзя забывать, что проблему произведения поддерживает именно сумма этих мелких деталей, потому что деталь - это образ, образ - проблема, а проблема создает произведение"11
Изучение символических образов, образов-деталей, их идейно-эстетических функций требует классификацию материалов Историко-философский обзор процесса возникновения понятий "символ", "символика" как литературно-эстетических терминов, особенности развития их идейно-эстетического смысла в той или иной конкретной историко-культурной среде является основой для этой классификации По-нашему, символические образы, образы-детали искусства слова было бы правильно подразделять на следующие основные лексико-тематические группы природные явления (туман, молния, гром, буря и т д), действия, поступки человека(оседлать коня, склонить голову, вложить меч в ножны, поцеловать землю и т д), предметы (вода, земля, кровь, меч и т д), живые существа (лев, конь, орел, лебедь, соловей и т д ), числа (три, семь, сорок, семьдесят и т д ), цвета (белый, черный, зеленый, бурый и т д ), мифические образы (Акбузат, аждаха, Аллах и т д ) Многие символические образы и образы-детали, составляющие эти тематические группы, носят типологический характер, в то же время в конкретной национальной литературной среде могут иметь специфические художественно-эстетические смысловые оттенки Скажем, башкирская письменная литература богата традиционными
11 Баимов Р Н Творческие узоры -Уфа Башк кн изд-во, 1977 -С 90 (на баш яз)
символическими образами, изучению которых посвящен третий раздел данной главы - "Традиционные образы в фольклоре, изустной литературе и га отражение в письменной литературе как система художественно-эстетической мысли" Основой для рождения традиционных образов могут быть обычные предметы и явления, занявшие прочное место в повседневной жизни народа, какие-то исторические события, природные, социально-экономические, жизненные условия, взаимоотношения людей Р Т.Бикбаев об этом пишет "Традиционные поэтические образы, переходящие из поколения в поколение, формируются в обобщении таких понятий, как родная земля, правда и ложь, друг и враг, любовь и ненависть и т д "12 И все же традиционные образы не живут в каком-то изолированном мире. Некоторые образы пришли в письменную литературу из фольклора или же наоборот в фольклор перешли из письменной литературы В процессе эволюции и перехода из одной формы в другую традиционные образы претерпевают изменения, в них углубляется философский смысл, обогащается идейно-художественное содержание, открываются в них все новые и неожиданные стороны или же, наоборот, с истечением определенного времени некоторые традиционные образы могут потерять актуальность, глубину эстетического смысла. Например, в литературе булгарского периода такая поэтическая деталь, как кровь, передает пламенную, страстную любовь Зулейхи к Йусуфу, ее душевные страдания, переживания1
Берэй вашт тамырынан тн алдырЬа, Табип унык тамырына бысак Иы^а, Шул сайта, ьаны агып, ергэ тамИа, Ер ертендэ Йософ исеме я?ылыр имде 13 А в изустной литературе Российского периода эту художественную деталь мы видим в новых чертах, в более глубоком смысловом значении
Эркелеп кандан Иа? калды, бртендэ бетмэд зар "калды 14
12 Бикбаев Р Т Эволюция современной башкирской поэзии - М Наука, 1991 -С 69
13 Кул Гали ПоэмаоЙусуфе -Уфа Китап, 1993 -С 115 (набашкяз)
14 Антология башкирской поэзии Голоса веков - С 159 (набашкяз)
Здесь кровь превращается в символ угнетенного народа, в зеркало трагической истории страны Такое же значение имеет эта поэтическая деталь в поэзии С Юлаева
Хахылдап кан текермэй, И?ел кисмэй, ут утмэй Башкортка тщ ирек бармы ни''15 Участие или исчезновение традиционных образов, степень их влияния на новые поиски связаны, в первую очередь, с общественно-политическими, социально-экономическими
условиями, важными историческими событиями, с их возможностями, с их способностями включиться в создание новых эстетических ценностей Но истинный творец всегда увидит новую грань традиционного образа, эстетические возможности и добавит в него новые окраски, откроет скрытые до этого качества.
Таким образом, корни и истоки понятий "символ", "символика" лежат в далекой античности, изучение их генезиса и развития позволяет объяснить происхождение литературно-эстетических терминов "символ", "символический образ", "образ-деталь", определить их идейно-эстетические функции, лексико-тематические типы, проследить эволюцию традицинных образов в башкирских литературных памятниках
Вторая глава - «Символические образы и художественные детали в тюркско-башкирской литературе средних веков» -состоит из трех разделов и посвящена изучению идейно-эстетических функций, художественно-поэтических значений символических образов, образов-деталей башкирской письменной литературы средневековья и определению их идейно-тематической, художественно-эстетической роли в повышении образности произведений
В первом разделе - «Идвйно-эстетичская сущность символических образов и художественных деталей в литературе булгарского периода» - вкратце излагаются исторические причины становления Булгарии как одного из культурных центров Востока и Запада, экономические общественно-политические, культурные связи башкир с булгарами и другими этносами, проживающими в Волго-Уральском регионе, освещается процесс формирования
15 Там же , - С 176 (на башк яз )
единой региональной литературной системы, состояние письменной культуры, анализируются литературные тексты, фиксированные в эпитафических памятниках. Большое внимание уделяется изучению идейного содержания и художественной формы дастана «Киссаи Иусуф» Кул Гали, освещению системы символических образов и образов-деталей, раскрытию их идейно-эстетического смысла
В дастане «Киссаи Йусуф» Кул Гали условные, вымышленные мифические события, отношения между людьми, родственные связи, морально-этический облик людей (гуманность, нравственность, духовная чистота, верность, чувства любви и ненависти и др) благодаря мастерству автора отразились как явления и события, происходящие в реальной действительности В этом большую роль сыграли символические образы и художественные детали, которые нашли широкое применение в дастане Автор умело использует их для придачи нравственно-этического колорита, усиления образности, идейно-эстетической значимости произведения В дастане центральное место занимает образ Йусуфа, все события происходят вокруг него Будучи удивительно красивым, во всех отношениях, он является символом красоты и совершенства Описывая его величавую, прекрасную внешность, Кул Гали использовал такие художественные детали как солнце, луна, луч, жемчуг и т д Они символизируют в произведении внешнюю и внутреннюю красоту человека Например Йе?ен асИа, йыИан у?е нурга батыр, Кеше матурлыгын куреп туймар имде 16 А когда речь идет о событиях, касающихся его жизни, судьбы, взаимоотношений с его завистливыми братьями, автор использует прием символического сна, где действуют контрастные образы - волк и беззащитный ягненок, символизирующие обреченного на несчастья и разлуку с родным отцом Юсуфа и его жестоких братьев
В дастане заслуживает внимания образ огня, символизирующий пламенную, вечную любовь безумно влюбленной в Йусуфа Зулейхи
"Катын камсыга бер ереп кире бирзе, "Камсыга ут тотанмышын Йософ кур?е
16 Кул Гали Поэма о Йусуфе - С 73 (на башк яз)
16
- "Камсы ни?эн ■кабыныуын ацланьщмы'?
"Кыртс йыл ул ут мине кей?ерэ имде 17 Такие многочисленные символические образы, образы-детали служат образному описанию духовного мира героев, событий, происходящих в этой поэме о большой любви
В дастане красной нитью проходит учение ислама, поэтому мифический образ Всевышнего занимает в ней одно из центральных мест Волшебную силу этого образа, его могущественной роли в мире Кул Гали передает иногда через такие природные явления, как гром, молния, буря, тучи В произведении жестокие, нечеловечные отношения к Йусуфу сопровождаются страшным громом, молнией или бурей, а когда обидчики признают свою вину перед ним, молят о прощении, резко меняется погода, появляется солнце Все эти художественные детали передают отрицательное отношение Бога к данной ситуации В дастанах образу Аллаха противоречит образ Сатаны, символ зла и темных сил
Глубокий философский смысл сохраняют в себе такие символические числа как семь, одиннадцать, восемнадцать, сорок, семьдесят и др В произведении в рамках этих числ решается судьба героев и определяется их дальнейшая жизнь Так, числа одиннадцать, восемнадцать в жизни Йусуфа играют всегда негативную и отрицательную роль
В своем дастане Кул Гали поднимает актуальные проблемы своего времени Автору удалось создать своеобразные образы с глубоким символическим смыслом и передать через них такие вечные проблемы как человечность и нравственность, правитель и народ, отцы и дети, материальное богатство и судьба человека, родственные чувства и зависть, любовь и коварство Стремления героев к счастью, доброте, любви описываются в произведении с большим мастерством Они пробуждают в душе читателей чувство гуманности, нравственной чистоты, верности Все это достигается широким и уместным использованием символических образов, образов-деталей, которые в свою очередь придают художественную яркость, оригинальность произведению, углубляют его идейно-эстетическое содержание
17 Там же,-С 185
В истории развития письменной литературы булгарского периода немаловажную роль играют эпитафические памятники Одним из основных источников художественно-эстетического богатства и образности этого литературного наследия следует считать употребление в них поэтических деталей В литературно-художественных текстах эпитафических памятников встречаются такие образы-детали как курай, пыль и развалины
В общем, содержание эпитафических памятников пропитано суфийскими идеями, и использованные в них художественные детали играют существенную роль в пропаганде и образной передаче этих идей.
Во втором разделе — «Художественные особенности системы символических образов, образов-деталей в литературе кипчакского периода» - дается краткая характеристика общественно-политической, культурно-литературной жизни кипчакского периода, раскрываются тематика, основные идеи, мотивы, система образов, художественно-эстетические особенности символических образов, образов-деталей литературных памятников.
Созданные на старотюркском литературном языке анонимная «Книга Кисекбаша», «Хосров и Ширин» Котба, «Мухаббатнаме» Харезми, «Жумжума султан» Хусама Кятиба, «Гулистан бит-тюрки» и «Сухайль ва Гульдурсун» Сайфа Сараи, «Нахдж аль-фарадис» Махмута бине Гали-Булгари являются общим духовным наследием большинства тюркских народов, в том числе и башкир, изучение которых требует учет конкретных социально-исторических условий, духовной жизни и национального менталитета каждого народа.
В этих произведениях можно наблюдать слияние фольклорных мотивов, образов и их развитие в неразрывной связи с художественными элементами письменной литературы. Если для литературы булгарского периода было характерно использование общих мотивов, образов, пришедших из восточных и общетюркских литературных и фольклорных памятников, отражение общечеловеческих идей и взглядов на жизнь через символические образы, поэтические детали, то в литературе кипчакского периода постепенно на первый план выходят темы консолидации народа, Родины и патриотизма Одной из основных тем становится тема
любви. В произведениях можно встретить много символических образов, художественных деталей, направленных на образное раскрытие вечной темы, этого великого чувства, окрыляющего человека, поднимающего его на новые духовные высоты Например, такие художественные детали как луна, солнце, луч, цветок, девичья коса в иносказательной форме тонко и образно передают восхитительную внешность и духовную красоту девушки, ее пламенные, страстные чувства. Иногда эти же образы символизируют самих героев "Или ейеп асраган бер анда пасбан, чаИ эчрэ бакты тиз хвршиде табан "18
Для образной передачи пламенной любви и описания чувств влюбленных авторы кипчакского периода довольно часто обращаются к распространенному в суфийской поэзии образу поющего у цветочка соловья
Узен гвл белде, болбол - СеИаилне, Аны сеудейу тэслим итте мэйелне ВэИ, ни чалэ ■кыйын - болбол кафэстэ, Кирэк гвл гончасы азад нэфэстэ, Сеуэр болбол гвлвн, гвл болболон Иэм Ничэн гвл эйлэсен болбол кузен нам.19 В письменной литературе этой эпохи одно из центральных мест занимает тема взаимоотношений правителя и народа, добра и зла, насилия и справедливости, жадности и мудрости. Всё это передается с помощью таких художественных деталей как молодое дерево (начало всех добрых дел), старое высошее дерево (наказание за безнравственные поступки), отрубленная голова (кара за зло, причиненное людям), кровь (память о трагическом прошлом)
В кипчакский период в Башкортостане активно распространяется ислам, что, безусловно, не прошло бесследно в идейно-эстетическом содержании символических образов и образов-деталей. В литературных памятниках этого времени идеология ислама передается через такие мифические образы как Аллах, Тенгри (символ величества, могущества), Хызыр, Хызыр-Илъяс (символ благородства, совершенства), див (символ зла), зульфикар, волшебный меч Гали батыра (символ справедливости и начала
Антология башкирской поэзии Голоса веков —С 149 (на.бшикяз)
19 Там же - С 149
добрых дел), Хумай - дочь Солнца и царя птиц Самрау (символ красоты, чистоты, верности и совершенства) и т.д
Таким образом, в письменной литературе кипчакской эпохи символические образы, образы-детали нашли широкое применение в отражении новых тем и идей Оказывая свое влияние на содержание, произведений, они усилили их внутреннюю суть, образность, психологизм, философскую глубину, идейно-эстетическую значимость
В третьем разделе второй главы - «Идейно-художественная природа символических образов, образов-деталей в литературе Российского периода» — вкраце излагается об общественно-политической обстановке, социально-экономической и культурно-литературной жизни в Башкортостане в составе России, освещаются положительные и негативные последствия вхождения башкирского народа в состав Русского государства, основные темы и мотивы башкирской литературы этого периода - борьба за свободу родной земли, за счастье народа, против национально-колониального гнета. Основное внимание в разделе уделяется выявлению и систематизации символических образов, образов-деталей в произведениях этого периода, раскрываются их идейно-художественные особенности и роль в повышении и усилении пафоса, философской глубины, образности, идейно-эстетического содержания литературы
В разделе основным материалом для исследования послужили творчество Салавата Юлаева, «башкирские повести» -киссы «Кузкурпяч» и «Зухра и Алдар», анонимное произведение «Чингизнаме», таварихи, шежере, саяхатнаме, письма
Такое историческое событие, как добровольное присоединение башкирского народа к Русскому государству в середине XVI века довольно заметно отразилось в его духовном мире Эти события стали основным фактором в развитии нового направления, новых тем и идей, художественно-эстетической сущности символических образов, образов-деталей в башкирской литературе.
В башкирской словесности Российского периода главной темой была тема защиты общей Родины и борьба за родную землю и свободу народа С одной стороны, в часы грозной опасности на
защиту единого для всех отечества - России - наряду с другими народами поднимались и башкиры и этим духом борьбы пронизаны многие произведения С другой стороны, в них нашли отражение мотивы протеста против колонизаторской политики царского самодержавия, против ограбления башкирских земель Поэтому в литературе этой эпохи наблюдается переплетение этих противоположных идейно-тематических тенденций Понятия родина, родная земля олицетворялись в произведениях в основном в образе величественного Урала Этот образ занимал центральное место в искусстве слова и вырос до гордого символа родной земли. Ай, Урал ты, мой Урал, Великан седой Урал1 Головой под облака Поднялся ты, мой Урал' Моя песня о тебе, О любви моей тебе
(С Юлаев «Мой Урал») Широко использованные в произведениях такие образы-детали, как утренняя заря, полная луна, ясная звезда, ясное солнце, закатный солнца луч, золото, серебро, темные леса, цветы, соловьи, поющие птицы, сладкие реки, сказочные просторы, медвяные родники, добавили этому традиционному символическому образу новые эстетические черты, придали смысловую глубину, и он предстал во всем своем истинном величии и сверкающей красоте
В поэтическом видении народа, стремившегося возродиться после многовекового беспощадного социального и колониального гнета, в традиционных образах этой эпохи появились новые идейно-эстетические черты, изобразительные элементы На первый план вышли образы пропитанные духом борьбы, патриотизма, ненавистью против врагов, наполненные более яркими окрасками, эмоциями- оседланный конь — символ готовности к смертельному бою, меч, лук и стрела - символ боевого духа, кровавые слезы, орлиный глас, ястреб, сокол, лев и т д С особой болью и ненавистью пронизаны такие поэтические детали как уголь и пепел Это особенно видно в кубаире С Юлаева «С ратью Пугачева слившись, в войско с ним соединившись» Уголь я держу в ладонях -
Он лишь от домов остался, Как дитя, швырнутый в пламя, Трепеща, он пламенеет, Жгучий руки уголь этот Пусть свидетелем нам будет, Пепел, что от трав остался, Пусть пути нам устилает
Уголь - символ смерти, скорби, в этом отрывке он не просто не живой предмет, а скорее, наоборот, пламенеющий в руках и с особой болью жгучий их живой свидетель страшных событий Он как бы призывает людей к священному бою («пусть пути нам устилает»)
В произведениях «Кузкурпяч», «Зухра и Алдар» и шежере во всем богатстве и разнообразии отразились национальные черты, жизнь и быт, обычаи и традиции башкирского народа. В этом немаловажную роль играют символические образы и художественные детали С их помощью достигаются интонационное звучание, эмоциональная приподнятость, образность, смысловая глубина, национальный колорит этих литературных памятников В них чаще встречаются символические образы, образы-детали национального характера ( конь, меч, лук и стрела и т.д), они позволяют во всей широте и полноте раскрыть жизнь башкирского народа. Помимо этого в «Кузкурпяч», «Зухра и Алдар», шежере встречается очень много мифических образов Казалось бы, что все они фольклорные персонажи, но на самом деле эти злые мифические образы символизируют какие-то явления реальной действительности, препятствия, темные дела, злые поступки настоящих врагов В произведениях они сливаются с традиционными образами, образами-деталями и поднимают их внутренний дух, психологическую глубину, идейно-эстетическое значение
В Российский период усилились экономические и культурные связи башкирского народа с другими странами, народами Стремление людей побольше узнать 061 истории, жизни и быте, экономическо-культурных и научно-технических достижениях других народов, усвоить и развивать их прогрессивные традиции способствовало активному развитию таких историко-
функциональных и публицистических жанров, как таварих и саяхатнаме. В произведениях, относящихся к этим жанрам, наряду с образами номинативного характера встречаются и образы символического плана Этому духовному наследию характерно многообразие образов, заимствование художественных деталей из других народов и их переплетение с образами-деталями национального характера. Например, вода, дерево, птица, растение и тд.
Проведенное исследование показало, что изучение идейно-эстетических функций символических образов и художественных деталей (образов-деталей) в башкирской литературе средних веков представляет собой один из эффективных способов выявления особенностей художественно-эстетического мышления, взглядов на мир, жизненного опыта, этнической психологии и менталитета башкирского народа в определенном историческом отрезке времени, поскольку они находят свое отражение прежде всего в искусстве слова, в виде образов и образов-деталей, служат более полной, глубокой и тонкой художественной образной передаче жизненноважных материальных и духовных ценностей в литературных произведениях
В заключении приводятся итоги исследования.
В библиографии приведен список использованной литературы (221 название).
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:
А. Публикция в научном издании, аккредитованном
ВАК.
1 Ахметова, А 3 Отражение суфийских идей в символических образах в средневековой башкирской литературе / Ахметова АЗ// Искусство и образование. - М, 2009 - №7 - С 229234
Б. Статьи
2 Ахметова, А 3. Символические образы в дастане «Киссаи Иусуф» Кул Гали / Ахметова АЗ // Актуальные проблемы башкирской филологии Материалы региональной научно-
практической конференции, посвященной 10-летию башкирского отделения БирГСПА, 2006 - С.188-191. (на башк яз).
3 Ахметова, А 3 Роль символических образов и поэтических деталей в раскрытии идейно-тематического содержания в поэзии Салавата Юлаева / Ахметова АЗ // Труды Стерлитамакского филиала Академии наук Республики Башкортостан Серия «Филологические науки» Вып 2 - Уфа. Гилем, 2006 - С 161-163. (на башк яз ).
4. Ахметова, А.З. Использование символических образов и поэтических деталей в творчестве сказителей / Ахметова АЗ // Литературное наследие Фольклор. Текстология - Уфа РИЦ БашГУ, 2007 - С 77-81 (на башк яз)
5 Ахметова, А.З. Символы в башкирских народных песнях / Ахметова АЗ // Башкирская духовная культура древности и средневековья, проблемы изучения Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 70-летию профессора Р.Н Баимова - Уфа- РИЦ БашГУ, 2007. - С 367-370 (на башк яз )
6 Ахметова, АЗ Символические образы и поэтические детали в эпосе «Зухра и Алдар» / Ахметова АЗ// Литературное наследие Фольклор Текстология - Уфа РИЦ БашГУ, 2009 -С 226-229 (на башк яз)
7. Ахметова, А 3 Символические образы, поэтические детали в литературе средневековья и отражение в них суфийских идей / Ахметова А.З. // Актуальные проблемы изучения, возрождения и развития традиционной культуры тюркоязычных, восточнославянских и финно-угорских народов Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции - Уфа Изд-во БГПУ, 2009 -С 7-10
Ахметова АПгуль Зиннуровна
ИДЕЙНО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ СИМВОЛИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ И ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ДЕТАЛЕЙ В БАШКИРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Лицензия на издательскую деятельность ЛР № 021319 от 05 01 99 г
Подписано в печать 09 11 2009 г Формат 60x84/16 Уел печ л 1,39 Уч-изд л 1,32 Тираж 100 экз Заказ 756
Редакционно-издательский центр Башкирского государственного университета 450074, РБ, г Уфа, ул Заки Валиди, 32
Отпечатано на множительном участке Башкирского государственного университета 450074, РБ, г Уфа, ул Заки Валиди, 32
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Ахметова, Айгуль Зиннуровна
Введение.
Перая
глава.
Символические образы, художественные детали в системе общественно-эстетических взглядов.
1.1. Символический образ и поэтическая деталь как историко-философское понятие.
1.2. Идейно-эстетические значения, классификация символов и образов-деталей.
1.3. Традиционные образы в фольклоре, изустной литературе и их отражение в письменной литературе как система художественно-эстетической мысли.
Вторая
глава.
Символические образы и художественные детали в тюркско-башкирской литературе средних веков.
2.1 Идейно-эстетическая сущность символических образов и художественных деталей в литературе булгарского периода.
2.2 Художественные особенности системы символических образов, образов-деталей в литературе кипчакского периода.
2.3 Идейно-художественная природа символических образов, образов-деталей в литературе Российского периода.
Список научной литературыАхметова, Айгуль Зиннуровна, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"
1. Абдуллин А.Р. Культура и символ. - Уфа: Гилем, 1999. - 217 с.
2. Абрамян JI.A. Гносеологические проблемы теории знаков. Ереван: Изд-во АН Арм. СССР, 1965. - 256 с.
3. Аристотель. Об искусстве поэзии. М.: Гос. изд-во худ. лит-ры, 1951.184 с.
4. Атеистический словарь. М.: Политиздат, 1986. - 512 с.
5. Ахмеров Р.Б. Наскальные знаки и этнонимы башкир. Уфа: Китап, 1994. -112 с.
6. Баимов Р.Н. Великие лики и литературные памятники Востока. Уфа: Гилем, 2005.-493 с.
7. Байымов Р.Н. Ижади би?эктэр. Офе: Башкортостан китап нэшриэте, 1977.-344 б.
8. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989.616 с.
9. Басилов В.Н. Культ святых в исламе. М.: Мысль, 1970. - 144 с.
10. Башкирское шежере. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1960. - 304 с.
11. Баигкорт э?эбиэте антологияЬы. Беренсе том. XIII-XVIII быуаттар. -Офе: Китап, 1999.-464 6.
12. Башкорт э^эбиэте тарихы. Алты томда. I том. Офе: Башкортостан китап нэшриэте, 1990. - 608 б.
13. Башкорт халкыныц архаик эпосы / Э. Селэймэнов, Р. Рэжэпов. Офе: Гилем, 1999. - 124 б.
14. Башкорт халык ижады. Эпос. Беренсе китап. Офе: Башкортостан китап нэшриэте, 1972. - 392 б.
15. Башкорт халык ижады. Бэйеттэр / Те?еуселэре М. Сэгитов, Н.Шоцкаров. Офе: Башкортостан китап нэшриэте, 1978. - 400 б.
16. Баигкорт халык ижады. Йомактар / Те?еусе, инеш мэкэлэ ядыусы, ацлатмалар биреусе Ф.А.Нэдершина. 0фе: Башкортостан китап нэшриэте, 1979.- 352 б.
17. Башкорт хальш ижады. Мэкэлдэр 11эм эйтемдэр / Те?еусе, инеш мэкэлэлэр я?ыусы, ацлатмалар биреусе Ф.А.Нэдершина. 0фе: Башкортостан китап нэшриэте, 1980. - 472 б.
18. Баигкорт хальте ижады. Риуэйэттэр, легендалар / То?вусе, инеш мэкэлэлэр я?ыусы, ацлатмалар биреусе Ф.А. Нэ^ершина. бфе: Башкортостан китап нэшриэте, 1980. - 416 б.
19. Баигкорт халык ижады. Эпос, есенсе китап / Те?еусе, инеш мэкэлэ Ьэм ацлатмалар авторы Н.Т.Зарипов. 0фе: Башкортостан китап нэшриэте, 1981. -344 6.
20. Башкорт халык ижады. Йола фольклоры / То?еуселэре О.Селэймэнов, Р.Солтангэрэева. 0фе: Китап, 1995. - 560 б.
21. Башкорт халык ижады. 3-се том. Эпос / Те?еуселэре, инеш мэкэлэ Иэм ацлатмалар автор?ары М.Сэгитов, 0.Селэймэнов. 0фе: Китап, 1998. - 448 б.
22. Башкорт халык ижады. 4-се том. Эпос / Те?еуселэре Ьэм ацлатмалар я?ыусылар М.Сэгитов, Б.Байымов. 0фе: Китап, 1999. - 400 б.
23. Башкорт халык ижады. 5-се том. Тарихи кобайырзар, хикэйэттэр (иртэктэр). Офе: Китап, 2000. - 392 б.
24. Башкорт халык ижады. 7-се том. Я?ма кисса Иэм дастандар. 0фе: Китап, 2004.-624 6.
25. Башкорт шигриэте антологияЬы. Боронгонан алып XX быуат а?агына тиклемге осор. 0фе: Китап, 2001. - 816 б.
26. Бертельс Е. Э. Суфизм и суфийская литература. -М.: Наука, 1965.-525 с.
27. Бикбаев Р.Т. Эволюция современной башкирской поэзии. М.: Наука, 1991.- 142 с.
28. Брагинский И.С. Проблемы востоковедения. М.: Наука, 1974. - 496 с.
29. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983.-412 с.
30. Буранголов М. Сэсэн аманаты: Халытс ижады Ьэм ижадсылар тураЬында, туй йолалары, боронго йыр?ар Ьэм легендалар, кобайырдар. - Офе: Китап, 1995.-352 6.
31. Валеев Д. Ж. Нравственная культура башкирского народа: прошлое и настоящее. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1989. - 256 с.
32. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.: Высшая школа, 1989.408 с.
33. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. М.: АН СССР, 1963.- 256 с.
34. Воробей Ю.Д. Диалектика художественного творчества. М.: Изд-во Московского университета, 1984. - 176 с.
35. Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. - 368 с.
36. Галин С.Э. Тарих Ьэм халыж поэзия11Ы. Эфе: Китап, 1996. - 288 б.
37. Галин С.Э. Тел аскысы хальшта. Баигкорт фольклорыныц ацлатмалы hypere. Те?этелгэн Ьэм тулыландырылган 2-се бадмаЬы. Эфо: Китап, 1999. -328 6.
38. Галин С.Э. Баигкорт халкыныц ауы?-тел ижады. 0фе: Китап, 2004.392 6.
39. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. Соч. в 4-ех т. Том 2. - М.: Искусство, 1969.326 с.
40. Герд A.C., Толстой Н.И. Славянские древности: этимологический словарь. СПб: Изд-во С-ПбГУ, 2001. - 478 с.
41. Гете И.И. Избранные философские произведения. М.: Наука, 1964.520 с.
42. Гриб В.В. Проблема взаимосвязи образа и знака. Минск: Наука и техника, 1978.- 166 с.
43. Гуревич А.Я. Категория средневековой культуры. М.: Искусство, 1972. - 363 с.
44. Гуревич И.С. Космогонические представления населения Оленекского района. М.: Сов. этнография, 1948. - 280 с.
45. Джалалетдин Руми и суфийская традиция. М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2000. - 224 с.
46. Жирмунский В.М. Тюркский героический эпос. Л.: Наука, 1974. 722 с.
47. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л.: Наука, 1977.-408 с.
48. Жуковская Н.Л. Категории и символика культуры монголов. М.: Наука, 1988.- 194 с.
49. Зеркало совершенства: истории странствующих суфиев. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. 400 с.
50. И?елбаев М.Х. Тарихи дэуерзэр Ьэм ауы?-тел э?эбиэте. Эфе: БДУ, 1999.- 110 6.
51. И?елбаев М.Х. Баигкорт ауы?-тел э?эбиэте. -Эфе: БДУ, 2000.- 190 б.
52. И?елбаев М.Х. Баигкорт ауы?-тел э?эбиэтс. 0фе: БДУ, 2007. - 295 б.
53. И?елбаев М.Х. Боронгонан аманат. бфе: Китап, 2007. - 344 б.
54. Из реки речений. Высказывания суфийских наставников. М.: Амрита-Русь, 2004. 160 с.
55. Йорданов М. Сакральные тайны ислама. М.: Издатель Быстров, 2006. -416с.
56. Карл В. Эрнст. Суфизм. Пер. с англ. А.Горькавого. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. - 320 с.
57. Квятовский А. Поэтический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1966.-376 с.
58. Кильмухаметов Т.А. Поэтика башкирской драматургии. Уфа: Китап, 1995.- 336 с.
59. Киреев А.Н. Башкирский народный героический эпос. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1970. - 304 с.
60. Кирэй Мэргэн. Башкорт халкыныц эпик комарткылары. 0фе: Башкортостан китап нэшриэте, 1961. - 388 б.
61. Классическая восточная поэзия. Антология. М.: Высшая школа, 1991.788 с.
62. Климович Л.И. Ислам. М.: Наука, 1965. - 334 с.
63. Кол Гали. Йосыф китабы. Казан: Татарстан китап нэшриэте, 1999.224 6.
64. Ковалевский А.П. Книга Ахмеда ибн Фадлана о его путешествии на Волгу в 921 922 г. Статьи, переводы и комментарии. - Харьков: Изд-во Харьк. ун-та, 1956.-348 с.
65. Кунафин Г.С. И песней, и сатирой. Развитие жанровой системы башкирской литературной песенной и сатирической поэзии XIX начала XX веков. - Уфа: Китап, 1999. - 256 с.
66. Кунафин Г.С. Поэтическое эхо прошлого. Развитие жанровой системы башкирской манифестационно-публицистической и жанровой поэзии. Уфа: Китап, 2004.-316 с.
67. Кунафин Г.С. Башкирская литература XIX начала XX веков. Нефтекамск: РИЦ БашГУ, 2006. - 229 с.
68. Кэрлот X. Э. Словарь символов. М.: REFL-book, 1994. - 608 с.
69. Кэрим Мостай. Э?эр?эр биш томда, 1-се том: шигырзар, поэмалар, либретто. Эфе: Китап, 1995. - 284 б.
70. Кол Гэли. Киссаи Йософ. 9фе: Китап, 1993. - 272 б.
71. Кунафин Г.С. XIX быуаттьщ беренсе яртыЬында башкорт э?эбиэте. -0фе: БДУ, 1988.- 84 6.
72. Кунафин Г.С. Замандар?ыц рухи балкышы. 0фе: Китап, 2006. - 492 б.
73. Леви Стросс К. Структурная антропология. - М.: Наука, 1983. - 536 с.
74. Литературный энциклопедический словарь. ( Под общ. ред. В.М. Кожевникова) М.: Советская энциклопедия, 1987. - 752 с.
75. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М.: Художественная литература, 1971. - 416 с.
76. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1976. - 376 с.
77. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф: Труды по языкознанию. М.: Изд-во МГУ, 1982. - 480 с.
78. Маадай- Кара. Алтайский героический эпос. М.: Наука, 1973. - 484 с.
79. Маковельский А.О. Авеста. Баку: Изд-во АН Азербайджанской ССР , 1960. - 346 с.
80. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Наука, 1976. - 476 с.
81. Миннегулов Х.Ю. Татарская литература и восточная классика. Вопросы взаимосвязей и поэтики. Казань: КГУ, 1993. - 384 с.
82. Мифы древней Индии. М.: Наука, 1975. - 524 с.
83. Мифы народов мира. Энциклопедия в двух томах. 1 том. М.: Сов. энцикл., 1987. - 672 с.
84. Мифы народов мира. Энциклопедия в двух томах. II том. М.: Сов. энцикл., 1988.-718 с.
85. Михайлов Г.М. Из истории бурятского шаманизма с древнейших времен по XVIII в. Новосибирск: Наука, 1980. - 159 с.
86. Нэзершнна Ф.А. Хальгк hy?e. Эфе: Башкортостан китап нэшриэте, 1983.- 160 б.
87. Нэ?ершина Ф.А. Халык хэтере. Монография. 0фе: Башкортостан китап нэшриэте, 1986. - 192 б.
88. Обыденов М.Ф., Миннигулов Ф.Н. Древнее искусство Башкирии. -Уфа: Башк. кн. изд-во, 1985. 150 с.
89. Панов Е.М. Знаки, символы, языки. М.: Знание, 1983. - 286 с.
90. Потебня A.A. Слово и миф. М.: Правда, 1989. - 624 с.
91. Потебня A.A. Теоретическая поэтика М.: Высшая школа, 1990. - 344 с.
92. Пюрбеев Г.Ц. Эпос «Джангар»: Культура и язык (Этнолин-гвистические этюды). Элиста: Калм. кн. изд-во, 1993. - 542 с.
93. Рубцов H.H. Символ в искусстве и жизни. М.: Наука, 1991. - 176 с.
94. Сагалаев A.M. Урало-Алтайская мифология: Символ и Архетип. -Новосибирск: Наука, 1991. 156 с.
95. Сараи Сэйф. Гелестан. Лирика. Дастан. Казан: Татарстан китап нэшриэте, 1999. - 296 б.
96. Свасьян К. JL Проблема символа в современной философии. Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1980. - 226 с.
97. Свасьян K.J1. Философия символических форм Э. Кассирера. Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1989. - 238 с.
98. Сибгатуллина Э. Суфичылык серлэре. Казан: "Матбугат йорты" нэшр., 1998.-368 б.
99. Сибгатуллина Э. И л ah и гашыйклар юлыннан. Казан: "Кыйбла" нэшр., 1999. - 144 б.
100. Сибэгэтов Ф.Ш. Ислам (дин, э?ип, э?эбиэт): Белешмэ Ьу?лек. Эфе: Гилем, 2004. - 96 б.
101. Сказки, легенды и предания Башкирии / Под ред. и с коммент. Л.Г.Барага. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1975. - 175 с.
102. Словарь литературоведческих терминов / Л.И.Тимофеев и C.B. Тураев. М.: Просвещение, 1974. - 508 с.
103. Султангареева P.A. Башкирский свадебно-обрядовый фольклор. Уфа: УНЦ РАН, 1994. -191 с.
104. Султангареева P.A. Семейно-бытовой обрядовый фольклор башкирского народа. Уфа: Гилем, 1998. -243 с.
105. Султангареева P.A. Жизнь человека в обряде: фольклорно этнографическое исследование башкирских семейных обрядов. Уфа: Гилем, 2005. -344 с.
106. Суфийская мудрость. М.: Алтейа, 2002. - 384 с.
107. Сэгитов М. Боронго бангкорт кобайыр?ары. Монография. 0фе: Башкортостан китап нэшриэте, 1987. - 224 б.
108. Селэймэнов Э.М. Башкорт тормош-кенкуреш экиэттэренец поэтикаЬы. Эфе: БДУ, 1980. - 56 б.
109. Татар эдэбияты тарихы. Казан: Татарстан китап нэшриэте, 1963.532 6.
110. Татар эдэбияты тарихы. Т 1. Урта гасырлар дэвере. Казан: Татарстан китап нэшриэте, 1984. - 566 6.
111. Татар поэзиясе антологиясе. Казан: Татарстан китап нэшриэте, 1956. -9166.
112. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. Учебное пособие. -М: Аспект Пресс, 1999. 334 с.
113. Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния. СПб: Петербургское Востоковедение, 2002: 2-е изд. - 384 с.
114. Тримингэм Дж.С. Суфийские ордены в исламе. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1989. - 328 с.
115. Тэрнер В. Символ и ритуал. М.: Наука, 1983. - 277 с.
116. Уваров A.B. Образ, символ, знак: Анализ современного гносеологического символизма. Минск: Наука и техника, 1967. - 120 с.
117. Фоли Д. Энциклопедия знаков и символов. -М.: Вече, 1997. 512 с.
118. Хализев В.Е. Теория литературы: Учебник 3-е изд., испр. и доп. М.: Высшая школа, 2002. - 438 с.
119. Харисов Э.И. Башкорт халкыныц э?эби мирабы. Эфе: Китап, 1965.416 6.
120. Харисов Э.И. Рухи тамырдар. Э?эбиэт Ьэм фольклор мэсьэлэлэре. -Офе: Башкортостан китап нэшриэте, 1984. 240 б.
121. Хисамитдинова Ф.Е. Башкорт мифологияЬы: Белешмэ-Иу^лек. Офе: Fmm, 2002. - 126 б.
122. Хорезми Книга о любви (Перевод от староузбекского. Предисловие и примечания Анатолия Саростина). Т.: Гослитиздат, УзССР, 1962. - 72 с.
123. Хесэйенов Г.Б. Заман. Эдэбиэт. Э?ип. Баигкорт э^эбиэте тарихы, теорияИы Ьэм тэнкит мэсьэлэлэре. 0фе: Башкортостан китап нэшриэте, 1978. -432 б.
124. Хесэйенов Г.Б. Быуаттар тауышы. Башкорт э^эбиэте тарихы, теорияЬы Ьэм тарихи поэтика буйынса очерктар. 9фе: Башкортостан китап нэшриэте, 1984. - 304 б.
125. Хесэйенов Г.Б. Ижад серзэре: Ядыусы хе?мэте тураЬында очерктар, парсалар. 0фе: Китап, 1995. - 112 б.
126. Хесэйенов F.B. Башкорт халкыныц рухи донъя1ш. Офо: Китап, 2003. - 480 б.
127. Хесэйенов Г.Б. Башкорт шигыры. Шигриэт Иузлеге. 0фе: Гилем, 2003.-480 6.
128. Хесэйенов F.B. Башкорт э?эбиэтенец поэтикаЬы. Беренсе кидэк. Теоретик поэтика. 0фе: Гилем, 2006. - 403 б.
129. Хесэйенов Г.Б. 0?эбиэт гилеме hypere. 0фе: Китап, 2006. - 248 б.
130. Хусаинов Г.Б. Башкирская литература X1-XVIII вв. Уфа: Гилем, 1996.- 194 с.
131. Хэкимов 0хиэр. Ьауыр кумта. 'Куштирэк. Романдар. 0фе: Башкортостан китап нэшриэте, 1982. - 424 б.
132. Ьазиева Р.Н. Башкорт теленец этнолингвистика Ьу?леге. 0фе: Китап, 2002. - 176 6.
133. Шеллинг В.Ф.И. Философия искусства. М.: Мысль, 1966.-496 с.
134. Шэрипова З.Я. Башкорт э?эби фекере. 0фе: Китап, 2008. - 320 б.
135. Эстетика: Словарь. М.: Политиздат, 1989. - 448 с.136. 0?эбиэт гилеме Ьузлеге / Те?. К. Э. Эхмэтйэнов. 0фе: Башкортостан китап нэшриэте, 1965. - 260 б.
136. Эхмэтйэнов К.Э. Матурлык. Батыр лык. Шигриэт. 0фе: Башкортостан китап нэшриэте, 1982. - 304 б.
137. Эхмэтйэнов К.Э. Поэтик образлылык (Теоретик ниге??эре). Эфе: Башкортостан китап нэшриэте, 1979. - 151 б.
138. Эхмэтйэнов К.Э. Поэтик образлылык. 2-се китап. Эфе: Китап, 1994. -189 б.
139. Эхмэтйэнов К.Э. Э?эбиэт теорияЬы. У?гэрешле 3-е© барма. - 0фе: Китап, 2003.-392 б.
140. Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. - 304 с.Мэкэлэлэр
141. Абдусаламов Магомед. Шариат и тариат ступени суфийского опыта // Рисэлэт (Послание), №8 (87), август, 2005. - С. 5.
142. Абу Наср ас-Саррадж ат-Туси. Самое блистательное в суфизме. О стоянках и состояниях // Джалалетдин Руми и суфийская традиция. М., Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2000. - С. 112-120.
143. Абрамова А.З. Древнейшие формы изобразительного творчества // Ранние формы искусства. М.: Искусство, 1972. - С. 9-13.
144. Ален Франк . Справочники-путеводители для паломников к могилам "святых" шейхов и мусульманская общинная география в Волго-Уральском регионе 1788-1917 гг. // Ватандаш, 2000, №7. С. 110-120.
145. Ахметшин Б. Культ быка в мифах // Ватандаш, 1997. №9. С. 175-179.
146. Баимов Р.Н. Художественно-философская мысль башкир древности и средневековья //Башкирская духовная культура древности и средневековья: проблемы изучения: Материалы Всероссийской научной конференции. Уфа: РИД БашГУ, 2007. - С. 36-40.
147. Байымов Б.С. Баксылар ижады // Бапшорт фольклоры: Тикшеренеу?эр 11эм материалдар. II сыгарылыш. 0фе: УНЦ РАН, 1995. - 28-37-се б.
148. Байымов Р.Н. Башкорт э?эбиэте тарихы Ьэм уныц боронго сыганактары // Аги?ел, 2006. №9. 125-148-се б.
149. Байымов Р.Н. Рухыбыдзы байытыусы ижад // Аги?ел, 2004. №8. 182-185-се б.
150. Губер А. Структура поэтического символа. М.: ГАХН, 1927. Фил. отд., вып. 1. - С. 125-155.
151. Идельбаев М.Х. Авторская изустная литература в тюркской словесности // Литературное наследие. Фольклор. Тестология: Межвузовский сборник научных статей. Выпуск третий. Уфа: РИЦ БашГУ, 2007. - С. 6-19.
152. Илимбетов Ф.Ф. Культ волка у башкир // Археология и этнография Башкирии. T.IV : Уфа, 1971. - С. 224-225.
153. Искакова Л.Н. Боронго терки тюмаргкыларында бангкорт йола фольклорыныц сагылышы // Э?эби мирад. Фольклор. Текстология. 0фе: БДУ PHY, 2007.-С. 62-70.
154. Керейтов Р.Х. Мифологические персонажи традиционных верований ногайцев // Советская этнография. 1980. №2. С. 117-127.
155. Килмехэмэтов Т. Шигриэттэ быуын я?мышы // Аги?ел, 1998, №4. 162-168-се б.
156. Культ медведя в древних верованиях и отражение его в фольклоре башкирского народа // Фольклор народов РСФСР, Уфа: Изд-во БГУ, 1979. С. 133-137.
157. Кирэй Мэргэн. Баигкорт халтсыныц йола фольклоры буйынса ку?этеу?эр // Э?эбиэт. Фольклор. Э?эби мирад. 9фе, 1976. 2-се китаи. - 45-46-сы б.
158. Кравченко А. Кассирер об искусстве как символической форме // Буржуазная эстетика сегодня. М.: Наука, 1970. - С. 41-56.
159. Кунафин Г.С. Идейно-художественные особенности поэзии Мифтахетдина Акмуллы // Литературное наследие. Фольклор. Текстология: Межвузовский сборник научных статей. Выпуск третий. Уфа: РИЦ БашГУ, 2007.-С. 6-19.
160. Кутлуахметова Г.Ф. Знаковая символика в эпосе "Урал батыр" // Башкирский фольклор: 85 лет записи башкирского народного эпоса «Урал батыр». Сб.ст. Вып. IV. Уфа: Гилем, 2002. - С. 245-250.
161. Котоева Г. Бер тамсыИы булып галэмдец // Аги^ел, 2006, №6. 82-83-себ.
162. Лосев А.Ф. Логика символа // Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. С. 247-275.
163. Мэулэ Колый. Хикмэте хаким // Мирас, 2001, №5. 29-сы б.
164. Мэулэ Колый. Хикмэте хаким // Мирас, 2001. №9. 12-23-се б.
165. Мэулэ Колый. Хикмэте хаким // Мирас, 2002. №1. 15-29-сы б.
166. Мэулэ Колый. Хикмэте хаким // Мирас, 2001, №5. 23-34-се б.
167. Мэулэ Колый. Хикмэте хаким // Мирас, 2001, №6. 37-48-се б.
168. Мэулэ Колый. Хикмэте Хаким // Мирас, 2001, №7. 26-35-се б.
169. Мэулэ Колый. Хикмэти хаким // Мирас, 2001, №8. 5-18-се б.
170. Мэулэ Колый. Хикмэте хаким II Мирас, 2001, №11. 5-15-се б.
171. Мэулэ Колый. Хикмэте хаким // Мирас, 2002, №2. 5-18-се б.
172. Нэзершина Ф.А. «Урал батыр» кобайырыньщ мифологик ниге??эре // Аги?ел, 2003, №8. 142-148-се б.
173. Нэзершина Ф.А. Хайуандар, кош-корт культы, тотемистик тсараш тсалдьштары // Хальгк хэтере. 0фе: Еилем, 2006. - 138-143-се б.
174. Родионов В.Г. К образу лебедя в жанрах чувашского фольклора // Чувашский фольклор. Специфика жанров. Чебоксары, 1982. - С. 152.
175. Символика культов и ритуалов народов зарубежной Азии: Сб. статей. -М.: Наука, 1980.-С. 207.
176. Стеблева И.В. Древнетюркская Книга гаданий как произведение поэзии // Сб. «История, культура, языки народов Востока». М., 1970. - С. 151177.
177. Султангареева P.A. Культ предков в обрядовом фольклоре башкир // Башкирский фольклор, исследования и материалы (на башкирском и русском языках). Уфа: УНЦ РАН, 1993. - С. 83-94.
178. Талхина Д. Тугелэм. Шигыр?ар // Аги?ел, 1998, №5. 122-се б.
179. Тахо-Годи A.A. Термин "символ" в древнегреческой литературе // Вопросы классической филологии. Вып. 7. М.: Политиздат, 1980. - С. 16-57.
180. Федоров A.A. Суфизм и актуальные аспекты духовного наследия Средневековья // Башкирская духовная культура древности и средневековья: проблемы изучения: Материалы Всероссийской научной конференции. Уфа: РИЦ БашГУ, 2007. - С. 73-77.
181. Хисамитдинова Ф-F. «Ьуцгы Ьартай» хикэйэтенец "кайЬы бер у?енсэлектэре // Аги?ел, 1995. №3. 184-185-се б.
182. Хеббитдинова Н.Э. Харэзми?ец «Мехэббэтнамэ» поэмаЬында суфыйсыльтк традиция1ш // Э?эби мирас. Фольклор. Текстология. Эфе: БДУ PHY, 2004. - 56-57-се б.
183. Хесэйенов Г.Б. Э?эби одталыктыц тсайЬы бер мэсьэлэлэре // Э?эби Башкортостан. 1952. №9. -48-61-се б.
184. Хесэйенов F.B. "Урал-батыр" эпосыныц поэтика1ш // Ватандаш, 2003. №9. 129-151-себ.
185. Хесэйенов F.B. Башкорт э?эбиэте поэтикаЬын ейрэнеу?ец актуаль мэсьэлэлэре // Агидел, 2005. №9. 135-143-се б.
186. Хесэйенов F.B. Эдэр структураИы, тепке сюжет, композиция поэтика1шна бер карат // Аги^ел, 2005, №11. 150-163-се б.
187. Хесэм Кятиб. Жемжемэ солтан // Мирас, 2004, №7. 43-37-се б.
188. Хесэм Кятиб. Жемжемэ солтан // Мирас, 2004, №6. 44-49-сы б.
189. Шарипова З.Я. Некоторые аспекты изучения художественного сознания // Башкирская духовная культура древности и средневековья: проблемы изучения: Материалы Всероссийской научной конференции. Уфа: РИЦ БашГУ, 2007.-С. 88-92.
190. Шэрипова З.Я. Башкорт эдэби фекеренец ил11ам сыганактары // Аги^ел, 2005, №4. -99-112-се б.
191. Шэрипова З.Я. Башкорт эдэби фекеренец илЬам сыганактары // Аги?ел, 2005, №5. 136-144-се б.
192. Шэрипова З.Я. Башкорт э?эби фекеренец ил1шм сыганактары// Агизел, 2005, №6. 119-130-сы б.
193. Шэрипова З.Я. Башкорт э?эби фекеренец илЬам сыганактары // Аги?ел, 2005, №7. 138-149-сы б.
194. Шэрэфетдинова JI.P. Хэрэзми?ец "Мехэббэтнамэ" дастанында тасаууф традициялары // Труды Стерлитамакского филиала Академии наук Республики Башкортостан. Серия "Филологические науки". Вып. 2. Уфа: Гилем, 2006.-С. 154-160.
195. Шэрэфетдинова Jl.Р. Урта быуат э?эбиэтенэ суфыйсыльгктьщ йогонтоЬо // Боронго Ьэм урта быуаттарза башкорт рухи мэ?эниэте: ейрэнеу мэсьэлэлэре: Бетэ Рэсэй фэнни конференция материалдары. 0фо: БДУ PHY, 2007. - 363-365-се б.
196. Эфенди Ф. Образ волка, отраженный в фольклоре и декоративно-прикладном искусстве тюркских народов мира // Тюрк дунъясы. 1991. №1. С. 1824.
197. Эхмэ?иев В. Поэзиялагы традицион образдар // Агщел, 1969, №1. -114-120-се б.
198. Юлан А. Башкорттоц бейек эулиэЬе, рухи хакимы // Йэшлек, 2000 , 17 февраль, №20. 4-се б.
199. Юлуев А. Аждаха-змей в рассказах башкир // Этнографическое обозрение. 1882. №2-3. С. 245-248.
200. Ядринцев Н. О культе медведя, преимущественно у северных инородцев // Этнографическое обозрение. 1890. №1. С. 104.
201. Бакиров М.Х. Генезис и древнейшие формы общетюркской поэзии: автореф. дисс.докт. филол. наук. Казань, 1999. - 96 с.
202. Гайсина Ф.Ф. Башкорт э?эбиэтендэ Консыгыш поэтик традициялары. ( XX быуаттыц 20-80-се йылдары). Филология фэндэре кандидаты дэрэжэИенэ диссертация. Офе, 2000. - 140 б.
203. Давлеткулов А.Х. Картина мира в народном эпосе: автореф. дисс.канд. филол. наук. -Уфа, 1991. 38 с.
204. Илембэтов В.Х. Башкорт йыры поэтикаЬы. Филология фэндэре кандидаты дэрэжэИенэ диссертация. Офе, 1998. - 172 б.
205. Искакова JI.H. Тюркские письменные памятники VII-XI вв. и башкирская словесность (вопросы поэтики, традиции): автореф. дисс.канд. филол. наук. -Уфа, 2007. 28 с.
206. Киреев А.Н. Эпические памятники башкирского народа: автореф. дисс. докт. филол. наук. М., 1963. - 46 с.
207. Кириллин И.И. Иносказания в литературе Древней Руси ( символика чисел, ее своеобразие и формы): дисс. на соиск. уч. ст. докт. филол. наук. М., 2001.- 182 с.
208. Мороз А.Б. Семантика, символика и структура сербских обрядовых песен календарного цикла: автореф. дисс. канд. филол. наук. М., 1998. - 38 с.
209. Сагитов М.М. Башкирское народное сказание « Бабсак и Кусяк»: автореф. дисс . канд. филол. наук. -М., 1965. -34с.
210. Тимохин В.В. Поэтика средневекового героического эпоса (повтор, антитеза, тропы): дисс. на соиск. уч. ст. докт. филол. наук. М., 2000. - 440 с.
211. Хусаинова Г.Р. Поэтика башкирских волшебных сказок: автореф. дисс. . канд. филол. наук. М., 1994. - 24 с.
212. Хуснуллина Р.Д. Стилевые особенности современных башкирских исторических романов: автореф. дисс. .канд. филол. наук. Уфа, 2009. - 24 с.
213. Шарипова З.Я. Башкирская письменная литература первой половины XIX века и творчество X. Салихова: автореф. дисс. канд. филол. наук. Уфа, 1985.-28 с.
214. Шарипова З.Я. Становление башкирской литературной мысли: автореф. дисс. .докт. филол. наук. Уфа, 2005. - 44 с.
215. Шэрэфетдинова JI.P. Баштсорт э?эбиэтендэ суфыйсыльгк традициялары. Филология фэндэре кандидаты дэрэжэИено диссертация. 0фе, 2006. - 184 б.
216. Юлдыбаева Г.В. Сюжет и стиль эпоса "Урал батыр": автореф. дисс.канд. филол. наук. Казань, 2006. - 22 с.