автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Отражение истории этноса и его социально-духовной жизни в эпической поэзии башкир

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Давлеткулов, Ахмет Хажмухаметович
  • Ученая cтепень: доктора философских наук
  • Место защиты диссертации: Уфа
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Диссертация по философии на тему 'Отражение истории этноса и его социально-духовной жизни в эпической поэзии башкир'

Оглавление научной работы автор диссертации — доктора философских наук Давлеткулов, Ахмет Хажмухаметович

ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА 1. Эпическая поэзия как исследование памяти этноса и его духовной культуры

Параграф 1. Место и роль эпической поэзии в духовной культуре. 18

Параграф 2. Специфика осмысления истории и социальной жизни в эпосе 64

ГЛАВА 2. Стихотворный эпос как специфическая форма отражения развития социальной памяти

Параграф 1. Особенности типизации исторической и социальной действительности в эпической поэзии 112

Параграф 2. Национально-освободительное движение и его значение в формировании эпического сознания 154

ГЛАВА 3. Эпическое сознание и историческая действительность

Параграф 1. Формы и способы отражения исторических реалий в эпическом сознании 208

Параграф 2. Проблема достоверности отражения истории и социальной жизни в эпической поэзии 240

 

Введение диссертации1999 год, автореферат по философии, Давлеткулов, Ахмет Хажмухаметович

Актуальность исследования связана прежде всего с происходящими в нашей стране процессами возрождения национальных культур, оживлением традиций и духовных основ жизни народов. Однако идеологизация духовной жизни страны, подчинение научного и художественного процесса политико-идеологическим догмам привели к искажению реальных черт народного, национального сознания, к недооценке философско-мировоззренческой роли традиционных форм культуры народов. Абсолютизация и догматизация отдельных положений марксистко-ленинской теории, как совершивших коренной, революционный переворот в общественном сознании, привели к метафизическому отрицанию тысячелетней духовной традиции, отшлифовавшей мировоззренческие, эстетические, нравственные нормы жизни народов.

Задачи развития национального воспитания и образования, создания своеобразной этнопедагогики, совершенствования национальной художественной традиции сегодня требуют преодоления стереотипных, сусально-схематических способов представления национальной культуры, когда она подгоняется под стандартный набор внешних и часто случайных атрибутов

Г, и идеологически обработанных, изолированных фольклорно-эпических образов. Выявление же национальной духовной традиции в ее подлинной специфике и сложной целостности требует обращения к основам, корням, принципам отражения и духовного освоения мира. Здесь большую роль играет мировоззренческое осмысление такой традиционной формы народной культуры, как эпическая поэзия.

Также следует отметить новую тенденцию в мировоззренческом осмыслении истории башкирского народа в эпической поэзии, раскрытие сложного взаимодействия в ней объективных научных знаний с их мировоззренческой интерпретацией, во многом опирающейся на традиции национальной культуры.1 Соответственно, актуальным становится такой аспект исследования национальной духовной традиции, как раскрытие содержащихся в ней мировоззренческих основ художественно-эстетического осмысления истории этноса в эпической поэзии.

Исследование древней, богатой и сложной мировоззренческой традиции башкирского народа приобретает сегодня особое значение в связи с отчетливо проявившейся тенденцией к недооценке самобытности и глубины основ башкирской духовной культуры: к игнорированию оригинальных образов и сюжетов башкирской мифологии и башкирского эпоса и растворению их в некоей "исламской традиции", а иногда и к злонамеренному националистически-шовинистическому принижению башкирской культуры. Ограничимся одним, но очень показательным примером. В таком солидном и, в целом, подготовленном на высоком научном уровне издании, как энциклопедия "Мифы народов мира" , изложение башкирской мифологии дано совершенно неудовлетворительно. Так, в 2-х томах не содержится ни одной статьи о персонажах башкирской мифологии (даже таких, как Урал-батыр, Акбузат), а статья о башкирской мифологии занимает небольшую часть (!?) страницы и сводит специфические башкирские мифические образы лишь к "низшей мифологии"

1 См., например: Гачев Г.Д. Национальные умозрения в естествознании. —В кн.: Междисциплинарный подход к исследованию научного творчества. —М., 1990.

2 Мифы народов мира. В 2-х томах. —М., 1983. шурале, аждаха, див и т.д.). Подобное встречалось и чуть раньше. Например, виднейший советский ученый-фольклорист В.М. Жирмунский ошибочно утверждал, что в "Башкирии и Поволжье эпическое творчество сохранилось в виде народных сказок"1. Подобные неадекватные представления о глубине и содержательности исторической духовной традиции башкирского народа должны быть преодолены.

Также актуальность проблематики диссертации связана со спецификой развития башкирского эпоса, сохранившегося как особый жанр народного творчества в сложных социальных условиях (феодальных и капиталистических общественных отношений), в которых классические эпосы давно уже являлись памятниками глубокой древности. Таким образом, исследование именно башкирской эпической поэзии позволяет выявить те возможности и тенденции развития и трансформации содержания, художественных средств и социальных функций, которые имеются в эпической поэзии вообще, что обогатит теорию эпоса, эпического сознания в целом.

И, наконец, актуальность поставленной в исследовании проблемы связана с неизученностью башкирской эпической поэзии в философско-мировоззренческом плане, что может дать богатый стимул для развития современной национальной культуры башкирского народа. Исследование башкирской эпической поэзии поможет выявить богатые художественные средства, нравственно-этические традиции, которые так нужны современному человеку.

Таким образом, эпическая поэзия башкир является своеобразным "проектом" развертывания национальной культуры в ее мировоззренческих аспектах. В ней концентрированно содержатся мифологические

1 Жирмунский В.М. Тюркский героический эпос. —Л., 1974. —С. 20. представления народа, отражающие "предысторию" его общественного развития. Но эти представления уже начинают преобразовываться в художественные образы, нравственные ценности, идеи об общественном устройстве, исторические идеалы народа.

В эпической поэзии мы можем наблюдать сам момент развертывания синкретического мифологического мышления в систему развитых форм общественного сознания, можем выявить мировоззренческие принципы, объединяющие эти формы в единое целое.

Не случайно эпические сказания башкирского народа в первую очередь привлекают внимание как ученых, так и деятелей культуры, которые стремятся осмыслить историческое и культурное развитие башкир в целом. Так, один из первых исследователей башкирской истории и культуры, М.И. Уметбаев писал об "эпическом периоде" в истории башкир, рассматривая эпическую поэзию как важнейший источник познания прошлого народа и основу современного национального самосознания.1 Большое внимание изучению эпической поэзии как ценнейшего исторического источника уделял и A.A. Валидов.

Однако эпическая поэзия — не летопись и не историческое предание. В эпических сказаниях отражаются не столько исторические события, сколько история народного сознания, его специфические особенности. Поэтому исследование философско-мировоззренческого содержания эпических сказаний, художественно-эстетическое осмысление истории башкирского народа в эпической поэзии — необходимое направление в развитии национальной культуры башкир в современных условиях.

1 Хусаинов Г.Б. Мухамметсалим Уметбаев (на баш. яз.). —Уфа, 1991. —С. 121.

2 Заки Валиди Тоган. Книга I. Воспоминания. —Уфа, 1994. —С. 91.

Тема, вынесенная в заголовок данной диссертации, столь широка и многогранна, что неизбежно требует некоторых пояснений.

Необходимо в первую очередь указать границы объекта, определяемого термином "эпическая поэзия". В фольклоре традиционно различают три понятийных уровня: "эпический род", охватывающий всю совокупность нарративных жанров, как поэтических (песенных), так и "прозаических" (рассказываемых); "эпическая поэзия", включающая различные песенные и песенно-прозаические (реже — просто стихотворные и стихо-творно-прозаические) жанры; собственно "эпос" — героические и героико-романические поэмы и сказания, песни. Именно в этих двух последних значениях термин "эпическая поэзия" будет употребляться в диссертации.

Однако и здесь требуются дальнейшие ограничения. Как в современном русском, так и башкирском эпосоведении все известные памятники довольно строго подразделяются на две группы — по их принадлежности либо к живой ("устной") фольклорной традиции, либо к традиции книжной, письменной (заметим попутно, хотя количество так называемых книжных памятников в башкирском фольклоре не столь уж велико). Различия между теми и другими имеют принципиальный, качественный характер. В то же время в ряде фундаментальных исследований, особенно последнего времени, убедительно показано, что в основе книжных форм эпоса лежит некогда живая эпическая традиция.

Ограничительных уточнений требует тема диссертации и в отношении направления и объема исследования. Автор сосредотачивает внимание на проблемах, связанных с изображенной в эпической поэзии картиной мира, с художественно-эстетическим осмыслением процесса развития народного сознания.

Понятие "картина мира" будет употребляться нами для обозначения той объективно существующей художественной реальности, какая создается эпическим творчеством. Она охватывает сложную совокупность событий, характеров, поведения и отношений героев, пространственных и временных представлений, социальных, этнических и бытовых универсумов. Картина эта составляет целостную художественную систему, обладающую относительной самостоятельностью, и в этом своем существенном качестве сложно соотносящуюся с исторической действительностью, с миром реальной народной жизни.

На основании данных, заключенных в самих текстах, можно представить в более или менее систематизированном виде устойчивые черты эпического общества и отношений в нем, показать его этническую и социальную дифференциацию. Тексты дают немало свидетельств для описания различных разделов материальной культуры: жилища, одежды, вооружения, а также и духовной культуры, особенно верований, представлений о мире, обычаев, норм морали и поведения, идеалов и жизненных принципов. И, наконец, можно воссоздать природную среду — описать ландшафты, назвать горы, реки, озера и т.п.

Вся эта эпическая реальность вполне естественно обнаруживает множество разнообразных соответствий с реальностью исторической жизни народа, страны, природной среды, потому что так или иначе, в эпических произведениях преломляется жизненный опыт их создателей и хранителей. С другой стороны, историческая, бытовая, природная реальность выступает в качестве материала, подвергающегося в эпических сказаниях творческому пересозданию. Сразу же нужно подчеркнуть, что отношения мира эпического и реально-исторического характеризуются неоднозначностью, противоречивостью и что специфичность их особенно обнаруживается при анализе их по отдельным составляющим. Сходство в отдельных элементах перекрывается подчеркнутым несходством при их сочетаниях, любое очевидное сходство тут же уступает место разительному несоответствию. Любая реальность истории, быта, географии, домашнего инвентаря, человеческого поведения приобретает в контексте эпических произведений "свои" черты, значения, характеристики, переходит в специфический эпический мир, утрачивая реально-эмпирические связи и обретая новые. Эти переходы и сдвиги характеризуют одну из существенных особенностей эпической эстетики. Реальности, попавшей в сюжет эпических сказаний, уже нет обратного пути. Тем более нет выхода в эмпирическую реальность тем элементам эпического мира, которые рождены непосредственно фантазией, вымыслом, пришли из мифологии.

Принципиальная несхожесть эпического мира — как по элементам, так и в целом, — с миром реальной действительности, его принадлежность к сфере художественной фантазии и конструктивного вымысла — это качества для эпического творчества изначальные, органичные, определяющие. Смысл их состоит в том, что пафосом эпических сказаний является не воспроизведение какой-либо исторически и социально конкретной сферы народной жизни определенной эпохи, но создание исторической, социальной, бытовой модели, обращенной в прошлое и получившей своеобразную историческую окраску. Эпической мир по существу не поддается реально-исторической идентификации, он не возводим к какому-либо определенному историческому периоду.

Чтобы определить принадлежность той или иной обстановки к конкретной эпохе, приходится проделывать большую работу, выборочно рассматривая предметы и явления культуры, упоминаемые в эпической поэзии, и группируя их.

И чтобы изучать какую-нибудь историческую обстановку по эпическим произведениям, надо ясно представить себе, к какому периоду башкирской истории следует отнести сложение эпических сказаний как жанра.

Известно, что в зарождении и формировании эпических сказаний существенную роль играли мифы. Существуют различные теории и взгляды относительно зарождения и возникновения эпических сюжетов. Например, представители психоаналитической концепции — выразители крайнего антиисторизма, пытаются объяснить образ народного героя, исходя из болезненной психологии; а представители исторической школы, не обращая внимания на эпическое художественное обобщение, на первый план выдвигают "наивный реализм"; неомифологи предлагают прямолинейную символическую трактовку эпического искусства, сводя символику к религиозной или патологической "подсознательной" сфере.

Например, Е.М. Мелетинский утверждает, что "единственно верным является подлинно исторический подход к произведению эпического народного творчества. Этот метод предполагает установление исторических условий, вызвавших к жизни героический эпос и определивших его развитие".1 Эпос должен рассматриваться как отражение исторической жизни народа, как выражение точки зрения широких народных масс на свое историческое прошлое.

Некоторые ученые считают, что эпос возникает на последней стадии первобытнообщинного строя. "Вследствие этого, именно эпос и оказывается таким жанром, в котором отражаются, во-первых, процессы, характерные для разложения первобытной общественно-экономической формации, и, во-вторых, стремление народа к новым идеалам, борьба его за новые формы жизни".2

Как же выглядело устно-поэтическое творчество башкир в свете данных выводов на стадии первобытнообщинного строя? "Дать прямой ответ

1 Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса. —М., 1964. —С. 32. 2

Пропп В.Я. Русский героический эпос. —М., 1958. —С. 78. на вопрос о том, как выглядело устно-поэтическое творчество башкирских племен на стадии первобытнообщинного строя, существовал ли уже тогда эпос, если да, то в какой форме бытовал, — также весьма трудно и почти невозможно".1

А.И. Харисов, известный башкирский литературовед, относит возникновение башкирских героических сказаний к временам, "предшествовавшим монгольскому завоеванию Башкирии, к периоду, когда признаки феодализма стали ярко проявляться среди башкирских племен. Попытки же установить происхождение памятников башкирского эпоса в более древние периоды едва ли даст положительные результаты"2

А молодой башкирский ученый-историк С.А. Галлямов, например, опираясь на богатейший фактологический материал, определяет возраст эпоса "Урал-батыр" в пределах четырех тысяч лет и утверждает, что "башкирский эпос "Урал-батыр" является самым древним из всех ныне известных".3

Мы полагаем, что существует больше оснований связывать возникновение древнейших башкирских сказаний с периодом первобытнообщинного строя, хотя многие их мотивы и проблемы своими корнями уходят в глубокую древность.

Эпические памятники возникают в ту эпоху, которую они воспевают. Зрелость художественной формы эпических сказаний, многосюжетность их, при некоторой архаизации исторической обстановки, говорят о том, что в доисламский период башкирского общества уже существовала богатая эпическая традиция, и эпические сказания и песни уже заняли свое достойное место в культурной жизни башкир.

1 Киреев А.Н. Башкирский народный героический эпос. —Уфа, 1970. —С. 22.

2 Харисов А.И. Литературное наследие башкирского народа. —Уфа, 1973. —С. 79.

3 Галлямов С.А. "Урал-батыру" 4000 лет//"Шонкар", 1995, №6. —С.34

Степень разработанности проблемы. Отражение истории этноса и его социально-духовной жизни в эпической поэзии не было еще предметом специального изучения, хотя данная проблема, так или иначе, затрагивается многими исследователями устно-поэтического творчества и философами.1

Между тем потребность в такого рода исследованиях имеется, ибо сама постановка философских проблем при изучении эпической поэзии несомненно дополнила бы потенциал башкирского национального самосознания. Что касается специального анализа философско-мировоззренческого содержания эпических сказаний башкир, то здесь можно отметить лишь ряд работ Д.Ж. Валеева2 и несколько публикаций С.С. Парсамова3, хотя, разумеется, эти проблемы рассматривались в работах, посвященных башкирскому эпосу в целом, написанных с позиций фольклорного, филологического или историко-этнографического подходов. Исследований же, посвященных именно отражению истории этноса и его социально-духовной жизни в эпической поэзии башкир, в настоящее время не имеется, чем и обусловлена научная новизна данной диссертации. Отмеченное выше обусловило цель и задачи исследования.

1 См.: Веселовский А.Н. Историческая поэтика. —Л., 1940; Пропп В.Я. Русский героический эпос. —М.; 1958; Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса. —М., 1963; Давлетов К.С. Фольклор как вид искусства. —М., 1966; Гусев В.Е. Эстетика фольклора. —JL, 1967; Киреев А.Н. Башкирский народный героический эпос. —Уфа, 1970; Харисов А.И. Литературное наследие башкирского народа. — Уфа, 1973; Жирмунский В.М. Тюркский героический эпос. —Л., 1974; Валеев Д.Ж. Элементы философского видения мира в эпическом памятнике "Урал-батыр"//Фольклор народов РСФСР. —Уфа, 1976. —С. 3-11; Галимов Б.С. Принцип развития в основаниях научной картины природы. —Саратов, 1981; Гулыга В. А. Принципы эстетики. —М., 1987; Путилов Б.Н. Героический эпос и действительность. —Л., 1988; Галин С.А. История и народная поэзия (на башк. яз.). —Уфа, 1996 и другие; Грибакин A.B. Апология индивидуализма//Человек: Индивидуалист и индивидуальность. -Екатеринбург, 1995. -С. 7-21 идр.

2 Валеев Д.Ж. Особенности отражения действительности в эпосе "Акбузат'У/Фолыслор народов РСФСР. —Уфа, 1974, ■—С. 36-44; Валеев Д.Ж. Моральная проблематика в эпосе "Урал-батыр"//Фолыщор народов РСФСР. —Уфа, 1976. —С. 20-25; Валеев Д.Ж. Народный эпос как источник изучения нравственного сознания этноса//Фольклор народов РСФСР. —Уфа,1983. —С. 27-30.

Парсамов С. С. К вопросу об отражении мифологических воззрений в башкирском народном эпосе "Урал-батыр"//Фольклор народов РСФСР. —Уфа, 1982. —С. 25-33.

Целью диссертационного исследования является анализ мировоззренческого содержания эпических сказаний башкир в аспекте отраженной в них целостной картины природного и социального мира, а также художественно-философского осмысления процесса развития народного сознания.

Для достижения данной цели ставятся следующие задачи: раскрыть специфику отражения действительности в башкирской эпической поэзии; проанализировать историческое развитие мировоззренческих и социальных функций башкирской эпической поэзии в различные исторические эпохи; показать историческое развитие народного сознания через смену идейно-эстетических и художественных способов отражения действительности в эпической поэзии; выявить систему мифологических представлений об окружающем мире, отразившуюся в эпических сказаниях башкир; определить причины, сущность и основные направления трансформации мифологических сюжетов и образов оценок в новой идейной системе эпических сказаний; рассмотреть отражение в эпической поэзии основных этапов социально-исторического развития башкирского народа; раскрыть отраженные в эпических сказаниях процесс развития духовного сознания башкирского народа и специфические особенности художественно-эстетического осмысления истории; проследить некоторые факты реальной исторической действительности, получившие свое отражение в эпической поэзии и показать характерные особенности способов этого отражения.

Методологической основой исследования выступают принципы: историзма; системного подхода; сравнительно-типологического анализа.

Теоретическую базу исследования составили философские, этические, эстетические, психологические, исторические, фольклорные и другие сочинения советских, российских и зарубежных ученых, раскрывающие различные аспекты анализируемой проблемы. Также были использованы научные и публицистические произведения ученых, историков, писателей, особенно по философии, мифологии, этнографии, археологии, истории, лингвистике, литературе, фольклору и эпосоведению.

Источниковедческую базу исследования составляют башкирские эпические сказания "Урал-батыр", "Акбузат", "Заятуляк и Хыухылу", "Ал-памыша и Барсынхылу", "Кузыкурпес и Маянхылу", "Кара-юрга", "Акхак-кола", "Куныр-буга", "Кусяк-бий", "Ек-Мэрген", "Идукай и Мурадым", "Таргын и Кужак", "Карас и Акша", "Последний из Сартаева рода", "Алдар и Зухра", "Карахакал", "Юлай и Салават", "Айдар-баик", а также башкирские исторические песни, исторические байты, сказки и легенды, связанные с данными эпическими сказаниями.

Научная новизна исследования определяется тем, что в нем впервые делается попытка целостного и полного анализа философско-мировоззренческих основ, представлений о процессе развития сознания народа и специфических особенностях художественно-философского осмысления истории, содержащихся в эпической поэзии башкир. Сказанное отражено в следующих аспектах: а) выделены и систематизированы основные элементы картины природного и социального мира в башкирской эпической поэзии; б) впервые выделена специфика башкирской эпической традиции, связанная с временем ее социально-исторического бытования, состоящая в последовательном обогащении и смене социальных функций эпической поэзии: от выражения процессов первичного становления основ общественной жизни (создание семьи, приручение животных, борьба с мифическими злыми силами) и выражения идей объединения племен и преодоления отсталых общинно-родовых обычаев, а затем — к идеям борьбы против иноземных захватчиков и социального угнетения; в) на материале башкирских эпических сказаний дан анализ центральной фигуре эпических произведений — эпического батыра как диалектически противоречивого образа; г) показано, что длительность бытования живой эпической традиции связана не с социально-культурной "отсталостью" башкирского народа, а с историческими особенностями его развития (вхождение в систему "чужой" государственности), причем поздние варианты башкирских эпических сказаний отличаются высокоразвитой и сложной художественной образностью, по сути дела выполняя функции более "поздних" литературных жанров; д) впервые рассмотрено последовательное возрастание роли социальной проблематики в башкирской эпической поэзии, отражающей историческое развитие башкирского общества; е) рассмотрены основные этапы социально-исторического развития башкирского народа, отраженные в эпической поэзии; ж) исследована проблема народности содержания эстетических категорий, присущих стихотворному эпосу; з) в диссертации названы получившие отражение в эпической поэзии факты реальной действительности и характерные особенности способов этого отражения.

Теоретическая и практическая значимость исследования связана прежде всего с доказательством своеобразия и образного богатства мировоззренческих представлений о мире, духовной культуре, содержащихся в эпических сказаниях башкир. Длительная историческая традиция бытования «живого» эпического жанра в башкирской культуре показала его способность не только сохранять древние основы национального духа, обеспечивать культурную преемственность, но и отражать новые социальные реальности, выражать новые идеалы и ценности. Поэтому и сегодня возможно и необходимо обращение национальной философской, художественной, нравственной, педагогической мысли к мировоззренческим идеям и образам башкирской эпической поэзии, продолжение и переосмысление глубинных духовных традиций народа, опора на них в построении новых, современных культурных ценностей - необходимое условие развития нации.

Положения и выводы диссертации могут быть использованы в ходе дальнейшего изучения истории развития философско-мировоззренческих идей в башкирской культуре, а также для исследования особенностей башкирского эпоса, его роли в общественной жизни и его соотношения с эпо-сами других народов.

Выявленные в исследовании особенности башкирских эпических сказаний в отношении их к художественной образности и нравственным нормам должны учитываться в работе по возрождению и развитию национальных традиций духовной жизни, образования и воспитания.

Материалы и выводы исследования могут быть использованы в вузовских курсах философии, этики и эстетики, литературы, истории, а также в старших классах общеобразовательной школы и в педучилищах при изучении истории Башкортостана, истории башкирской литературы, башкирского народного творчества.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования изложены в тезисах и статьях, опубликованных в различных изданиях, а также в учебном пособии и монографии.

По данной проблеме защищено более десяти дипломных работ, а материалы диссертации использовались автором при проведении лекций и практических занятий, а также спецкурсов по башкирскому народному творчеству и башкирской литературе в Башкирском государственном педагогическом институте.

Диссертационная работа обсуждалась на кафедрах философии Башкирского государственного педагогического института и Башкирского государственного университета. Результаты диссертационного исследования докладывались на межвузовской конференции «Научная картина мира как феномен культуры, 1992 г., г.Уфа; на Всероссийской научно-практической конференции «Ислам, народные традиции и современное образование», 1994 г., г.Уфа; на Вторых валидовских чтениях «Научное наследие башкирских ученых-эмигрантов и вопросы современности», 1995 г., г.Уфа; на Международном конгрессе тюркологов, 1997 г., г.Уфа; на республиканских научно-практических конференциях Дуванского, Бирского, Калтасинского (1994, 1995, 1996 гг.), на августовских конференциях учителей Иглинского (1997) и Архангельского (1998) районов Республики Башкортостан.

Структурно диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Содержание работы изложено на 300 страницах машинописного текста. Список использованной литературы содержит наименований на русском языке 323 и 6 наименований из зарубежных источников.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Отражение истории этноса и его социально-духовной жизни в эпической поэзии башкир"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование философско-мировоззренческого и социального аспектов башкирской эпической поэзии, позволяет сделать ряд общих выводов и наметить перспективы дальнейшего исследования и осмысления рассмотренных проблем.

Эпическая поэзия является своеобразным феноменом культуры. В отличие от мифологии, это уже не синкретическое соединение всех форм общественного сознания. Эпическая поэзия не является чисто мифологическим описанием и объяснением мира, или изложением каких-то конкретных исторических событий. Эпические сказания следует скорее отнести к художественно-образному, наполненному символическими значениями, выражению исторического опыта и идеалов народа. Однако эпическая поэзия создается, передается и воспринимается не как чисто художественный вымысел, исполняющий лишь эстетические функции. Эпические произведения оказываются необычайно "нарушенными" дополненными мировоззренческими, этическими и социальными функциями. В них сохраняются и переосмысливаются остатки древнего мифологического мировоззрения, выражаются нравственные идеалы и нормы, предлагаются созвучные эпохе социально-исторические программы действия. Но все это выражено в специфических, символизированных образах, прежде всего художественных по своей природе.

Эпическая картина мира отличается от мифологической тем, что, если в мифах основными героями являются фантастические существа, символизирующие природные и социальные силы, а люди часто пассивны и зависимы, то в эпических сказаниях именно человек выдвигается на первый план. Основная сила эпической поэзии — человек, изменяющий и организующий мир и общественную жизнь, побеждающий мифологических чудовищ, силы Хаоса. Деяния человека отражаются в художественно-обобщенной форме, как деяния батыров, воплощающих в себе силы и идеалы своего народа. Эпический батыр — противоречивый образ, соответствующий переходному характеру исторической эпохи, в которую возникает эпос: эпохи перехода от первобытно-родовых к государственным отношениям. Поэтому батыр одновременно является хранителем основ народной жизни, и нарушителем устарелых традиций, мешающих общественному прогрессу. Яркие образы подобных батыров созданы в башкирской эпической поэзии.

Поскольку уже в средние века историческое развитие башкирского народа привело не к созданию собственной государственности, а к вхождению в иные государственные образования, что, в свою очередь, вызвало определенную задержку в социальном развитии башкирского общества, эпос как жанр словесности сохранился у башкир до XIX века. Однако это отнюдь не означает какой-то "отсталости" башкирской словесности. Напротив, эстетика и социальные функции эпической поэзии непрерывно развивались и обогащались в новые исторические эпохи. Это характерно не только для вновь возникавших эпических сказаний, но и для древнейших из них, поскольку бытование эпоса в народной жизни связано не с фиксированным книжным текстом, а с передачей их из поколения в поколения народными сказателями-сэсэнами, не просто сохранявшими традицию, но и видоизменявшими ее в связи с новыми историческими условиями, новыми эстетическими и нравственными представлениями народа. Соответственно, со сменой исторических этапов развития общества, меняются и социальные функции эпической поэзии, то есть происходит смена тех целей и образов деятельности, которые предлагаются в эпических сказаниях (от создания семьи и основ хозяйства, до борьбы с социальным угнетением и иноземными захватчиками). Здесь мы видим социальную действенность эпической поэзии, ее активную роль в общественном развитии.

Эпические сказания башкир содержат целостную картину природного и социального мира, причем, если восходящие к мифологии представления о Вселенной остаются более или менее стабильными, то восприятие общественной жизни отражает ее изменения.

Картина мира в башкирской эпической поэзии диалектически противоречива и синкретично соединяет познавательные эстетические, нравственные моменты. Как уже отмечалось, борьба природных сил сочетается здесь с борьбой Добра и Зла, Прекрасного и Безобразного. И в этой борьбе активное участие принимают люди — герои эпических сказаний, становясь либо на сторону добра, либо — зла. Следует подчеркнуть, что доброе и прекрасное, в башкирской эпической традиции всегда в конечном счете побеждают, а человек — батыр оказывается центральной фигурой мироздания. В этом нашла свое выражение жизненная сила народа, его неистребимая вера в лучшее будущее, доверие к миру.

Важная черта картины мира в башкирской эпической поэзии — единство Вселенной, человека и природы. Древние тотемистические верования со временем трансформировались в ставшие традиционными для башкирской культуры художественные образы девушек-птиц, коней-тулпаров, людей-светил и т.д. Следовательно, уже на стадии эпоса начинается процесс превращения мифических образов в художественные, которые в дальнейшем станут типичными и специфичными для башкирского искусства. Понимание глубинных корней и значения этих традиционных образов крайне необходимо для сохранения традиций национальной культуры.

Что касается социального мира, то он оказывается значительно более динамичным, что и отражается в эпических произведениях. Прежде всего, общество, отраженное в эпической поэзии находится в противоречивом процессе развития, в котором укрепление и совершенствование социальных связей, преодоление стихийных, разрушительных сил, сочетается с нарастающим социальным расслоением и появлением угнетения человека человеком, нападениями внешних врагов. Эпические сказания не просто отражают общественную жизнь, но дают оценки ее различным тенденциям, активно воздействуют на человека, в духе идеалов единства личности и общества, социальной справедливости, свободолюбия и патриотизма.

Прежде всего, мы видим наличие у башкирского народа древней и богатейшей эпической традиции, лежащей в основе дальнейшего развития на еще более древнюю мировоззренческую основу. Данная традиция, входя в общую систему тюрко-монгольской эпической культуры, в то же время отличается специфическими, оригинальными образами и мотивами, что полностью опровергает измышления об "отсталости" или "заимствованности" башкирской духовной культуры.

Также несостоятельными оказываются мнения о полном вытеснении самобытных мифологических и эпических представлений башкир общеисламскими представлениями. Приобщение башкирского народа к одной из мировых религий — исламу, несомненно сыграло огромную роль в национальной духовной жизни, но и специфика восприятия исламских идей, и многие национальные особенности картины мира опирались именно на мифологическую и эпическую традицию башкир. Показательно, что живая традиция эпических сказаний, бытовавшая у башкир вплоть до конца XIX века, либо сохраняла неизменной доисламскую систему мировоззренческих образов ("Урал-батыр"), либо совмещала доисламские и исламские представления ("Кузыкурпес и Маянхылу").

Значительный интерес представляют основные идеи и образы башкирских эпических сказаний. Это, прежде всего, относится к центральному персонажу эпического сказания — батыру. Батыр башкирской эпической поэзии — это выражение идеалов и стремлений своего народа на сложных, переломных и судьбоносных этапах его истории. И главными, наиболее типичными его чертами оказываются его неразрывная связь со своим народом, гармоничное единство с окружающим природным миром, благородство и отсутствие агрессивности, непримиримость к национальному и социальному угнетению. Человек-батыр — высшая сила на земле, но это не разрушительная и темная, а мироустроительная, светлая и дающая жизнь сила. Изначальной человечностью образа батыра в башкирской эпической поэзии обусловлено то, что в народном сознании рядом с восходящим к мифологическим представлениям Урал-батыром символом нации стал и эпический образ Салавата Юлаева — исторического народного героя.

Картина мира в башкирской эпической поэзии отличается диалектической напряженностью, ее гармония — не пассивна и безжизненна, а возникает как итог столкновения противоположных сил, в чем мы видим глубинное созвучие с идеями взаимодействия сил Янь-инь в китайской культуре и с мыслеобразом Гераклита Эфесского "из расходящихся — прекраснейшая гармония". При этом картина мира не является чисто познавательной схемой — она вся насыщена ценностными позициями. Борьба Добра со Злом, прекрасного и безобразного оказываются в основе космогонического, мироустроительного и социального процессов. Герой-человек выступает носителем добра не только для своих близких, но и для всей родной страны, даже для всего мироздания. Тема борьбы со смертью и защиты от нее всей природы — крайне оригинальная и глубокая идея в башкирской эпической поэзии. Мы можем увидеть здесь глубинное созвучие с такими известными направлениями в русской философской мысли XIX века, как "проект общего дела" по преодолению смерти и обновления мироздания Н.Ф.

Федорова и концепция "всеединства" человека и Вселенной B.C. Соловьева, которые, в свою очередь, связаны с древними пластами русской народной культуры.

Важной и глубокой представляется и содержащаяся в башкирской эпической поэзии мысль о том, что самой страшной разрушительной силой в мире является не мифические чудовища, символизирующие враждебные людям природные явления, но ставшие на путь зла и насилия люди (Шульген, шах-палач Катил, Масем-хан).

Длительная историческая традиция бытования "живого" эпического жанра в башкирской культуре показала его способность не только сохранять древние основы национального духа, обеспечивать культурную преемственность, но и отражать новые социальные реальности, выражать новые идеалы и ценности.

Поэтому и сегодня возможно и необходимо обращение национальной философской, художественной, нравственной, педагогической мысли к мировоззренческим идеям и образам башкирской эпической поэзии. Разумеется, речь не может идти о прямом, буквальном возрождении эпического жанра. Однако продолжение и переосмысление глубинных духовных традиций народа, опора на них в построении новых, современных культурных ценностей — необходимое условие развития нации.

Экологизм и гуманизм, свободолюбие и пафос мироустроительства, идеи верности долгу и единства с народом — эти, и многие другие черты башкирской эпической поэзии необычайно актуальны и жизненно важны сегодня. Однако органичное вхождение древней традиции в современную духовную жизнь народа требует большой работы по изучению, осмыслению и включению в систему воспитания и образования подлинных идей и образов башкирской эпической поэзии.

Почти каждое эпическое сказание фиксировало и сохраняло в веках народное понимание сущности исторического события. Далеко не всякого события, а только деяний, исключительность которых запечатлелась в сознании современников и оставила в народной памяти. Эпическая поэзия и есть закрепление таких деяний в народной памяти. Народными чаяниями и народными идеалами определялся отбор фактов, отображенных эпическими сказаниями. Своей центральной идеей эпическая поэзия передавала сущность события в народной интерпретации. С большей или меньшей полнотой эпические сказания сохраняли следы исторической конкретности: имена, реалии, жизненные эпизоды или фрагменты их — в преломлении, диктуемом поэтической традицией. Сюжет же в его целом отливался из сплава поэтизированных отзвуков реального события и традиционных эпических мотивов.

В последовательном развитии эпической поэзии отражается поступательное движение народного сознания, мировоззрения и развитие его художественного мышления. Традиционные эпические образы воплотили в себе прогрессивные идеалы народа, его героический дух неизменное и настойчивое стремление сделать жизнь на земле лучше и краше. В этих образах воплощены идеалы неиссякаемого мужества и отваги, высокого гуманизма, благородства и самопожертвования во имя своего народа. Своеобразно отображая все эти прогрессивные устремления народного сознания, башкирская эпическая поэзия сосредоточила в себе лучшие тенденции художественной практики народа.

Таким образом, в башкирской эпической поэзии отражается последовательное общественное развитие народа, происходившее в своеобразных исторических условиях. Эпическая поэзия развивается как своеобразная форма художественного отображения самых значительных событий из истории народа. Она является как бы рождающимся в душе народа откликом на жизненно важные проблемы, поставленные перед ним последовательным ходом общественного развития.

В этой связи необходимо кратко наметить основные возможные направления дальнейшего исследования проблем, затронутых в данной диссертации. Прежде всего более глубокое понимание основных принципов художественно-эстетического осмысления истории башкирского народа в эпической поэзии в истории башкирской культуры может дать исследование мировоззренческих аспектов языка, быта, "несловесных" видов искусства, а также других форм древней словесности (пословицы, песни, мифологические легенды, родословные и т.д.) и сопоставление с эпической картиной мира.

Далее, для исследования особенностей взаимодействия форм общественного сознания представляет огромный интерес выявление особенностей взаимовлияния эпической поэзии и религии.

Наконец, в изучении развития современных форм общественного сознания важное значение может иметь исследование мировоззренческих эстетических и этических функций отдельных элементов эпической образности, существующих в рамках современной духовной культуры.

Завершая исследование необходимо отметить, что именно в эпических сказаниях народ ясно осознает себя, свои идеалы и стремления, свое специфическое место в мире. Если мифология — своеобразный процесс стихийного осмысления своего наличного положения в мире, то эпическая поэзия — это определенная "программа" становления и развития нации, ее перехода из мира природного в мир социально-исторический. Поэтому именно эпические образы ложатся в основу народных сказов, становятся символами народа, играют большую роль в национальном искусстве, приобщая людей к вечно живым истокам их культуры и к познанию культуры других народов.

И изучение, осмысление и включение в систему образования и воспитания образов и ценностей национальных эпических сказаний — важная культурная и социальная задача ученых и педагогов. Раскрыть философские аспекты этого осмысления эпической поэзии — необходимое звено в духовном возрождении народа.

 

Список научной литературыДавлеткулов, Ахмет Хажмухаметович, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Абдуллаев Махмуд. Эстетическая культура (теоретич,-методологический аспект)//Ферганский гос. пед. институт им. Улугбека. -Ташкент: Фан, 1991. -С. 91.

2. Абдулкадир Инан. Шаманизм в истории и сегодня (на баш. яз.). (Под редакцией проф. Д.Ж. Валеева). -Уфа: Китап, 1998. -С. 222.

3. Абрамзон С.М. Фольклорные мотивы в киргизских преданиях генеалогического цикла//Фольклор и этнография. -Л.: Наука, 1977. -С. 154-163.

4. Аварские народные сказки. -М.: Наука, 1972. -С. 175.

5. Адмони В.Г. Поэтика и действительность. -Л.: Советский писатель, 1975.-С.312.

6. Азадовский М.И. Литература и Фольклор. Очерки и этюды. -Л.: Гослитиздат, 1938. -С. 294.

7. Азаматов Д.М. Башкирские и татарские пословицы как источники изучения народного миросозерцания//Фольклор народов РСФСР. -Уфа: БГУ, 1975.-С. 187-191.

8. Азбелев С.Н. Фольклор в системе общественного сознания//Проблемы фольклора. -М.: Наука, 1975. -С. 21-31.

9. Азбелев С.Н. Историзм былин и специфика фольклора. -Л.: Наука, 1982. -С.325.

10. Акманов И.Г. Башкирские восстания в XVIII веке. -Уфа: БГУ, 1988. -С. 72.

11. Акманов И.Г. Башкирские восстания XVII- начала XVIII вв. -Уфа: Китап, 1993. -С. 224.

12. Аксаковы К.С. и A.C. Литературная критика. -М.: Современник, 1987. -С. 383.

13. Алиева А.И. Поэтика и стиль волшебных сказок адыгских народов. -М.: Наука, 1986. -С. 276.

14. Алиева А.И. Жанрово-исторические разновидности героического эпоса адыгских народов//Типология и взаимосвязи фольклора народов СССР: Поэтика и стилистика. -М.: Наука, 1980. -С. 228-247.

15. Алдар и Зухра. Башкирский народный эпос. -Уфа: Башкнигоиздат, 1986. -С. 252.

16. Алтон С. Доннелли. Завоевание Башкирии Россией 1552-1740 гг. -Уфа: Ватан, 1995. -С. 285.

17. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. -М.: Мысль, 1988. -С. 282.

18. Античная литература. Греция. Онтология. Ч.1(Сост. H.A. Федоров, В.И. Мирошенкова. -М.: Высшая школа, 1989. -С. 512.

19. Античность и современность. К 80-летию Ф.А. Петровского//Ред. коллегия: М.Е. Грабарь-Пассек, М.Л. Гаскаров, Т.И. Кузнецова. -М.: Наука, 1972. -С. 409.

20. Артамонов С.Д. Литература древнего мира. -М.: Просвещение, 1988. -С.265.

21. Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики. -М.: Искусство, 1968. -С. 361.

22. Асмус В.Ф. Историко-философские этюды. -М.: Наука, 1984. -С. 318.

23. Астахов И.Б. Искусство и проблема прекрасного. -М.: Советский писатель, 1963. -С. 172.

24. Астахова А.М. Русский былинный эпос на Севере. -Петрозаводск: Наука, 1966. -С. 396.

25. Астахова A.M. Былины: Итоги и проблемы изучения. -М. -Л.: Наука, 1948. -С. 292.

26. Атанова Л.П. Собиратели и исследователи музыкального творчества башкирского народа//Фольклористика в Советской Башкирии. -Уфа: БФАН СССР, 1974. -С. 19-79.

27. Атанова Л.П. Роль народных музыкантов в сохранении и развитии традиционных черт башкирского музыкального фольк-лора//Народное творчество башкир. -Уфа: БФАН, 1976. -С. 5-25.

28. Афанасьев А.Н. Народ-художник. Миф, фольклор, литература. -М.: Советская Россия, 1968. -С. 386.

29. Афанасьев А.Н. Древо жизни: Избранные статьи. -М.: Современник, 1982.-С.463.

30. Ахметьянов В.Г. Мифологические образы Евразии в фольклоре народов Поволжья//Фольклор народов РСФСР. -Уфа: БГУ, 1978. -С. 10-15.

31. Ахметшин Б.Г. Башкирские легенды и предания о героических исполинах//Фолышор народов РСФСР. -Уфа: БГУ, 1988. -С. 156-160.

32. Ахундов М.Д. Концепция пространства времени: Истоки, эволюции, перспективы. -М.: Наука, 1982. -С. 222.

33. Ахунов М.Д. Концепция мира: От мифы к науке//Природа, 1987, №12. -С. 58-70.

34. Бадалов, Рахман. Правда и вымысел героического эпоса. -Баку, 1983. -С. 154.

35. Баландин А.И. Мифологическая теория и проблемы поэтики//Проблемы фольклора. -М.: Наука, 1975. -С. 125-131.

36. Балашов Д.М. Из истории русского былинного эпоса ("Потык" и "Микула Селянинович")//Социальный протест в народной поэзии. -Л.: Наука, 1975. -С. 26-54.

37. Бараг Л.Г., Зарипов Н.Т. Башкирский фольклор: Исследование последних лет. -Уфа: БФАН СССР, 1986. -С. 134.38