автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.01
диссертация на тему: Семантико-стилистическое своеобразие цветового символа в советской прозе
Полный текст автореферата диссертации по теме "Семантико-стилистическое своеобразие цветового символа в советской прозе"
министерство образования рсфср
российский государственный педагогический университет им. Л. и. герцена
На правах рукописи
ПОПА
Наталия Дмитриевна
СЕМАНТИКО-СТИЛИСТИЧЕСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ЦВЕТОВОГО СИМВОЛА В СОВЕТСКОЙ ПРОЗЕ
Специальность: 10.02.01 — Русский язык
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 1991
Работа выполнена на кафедре современного русского языка Голдовского государственного университета.
Научный руководитель — доктор филологических наук, профессор Л. И. Донецких.
Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор Е. Г. Ковалевская; кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Л. А. Воинова.
Ведущая организация — Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского.
Защита состоится « ^^^ 199 / г. в ^ час. па
заседании Специализированного совета Д 113.05.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук в Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена (199053, Санкт-Петербург, В. О., 1-я линия, д. 52, ауд. 47).
С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке университета.
Автореферат разослан « ^» 1991 г.
В. А. Козырев
Ученый секретарь Специализированного совета
Объектом исследования является функционирование цветового дожоственного символа в прозаических текстах. Дискуссионный рактер работ по теории астетики слова, неисчерпаемость эсте-ческих потенций слова, неизученность художественного символа в частности индивидуально-авторского цветового символа, сви-
ЦвЛ£ работы - доказать категориальную сущность цветового лвола и исследовать его в прозе советских писателей разных ху-кественних методов и стилей. Для реализации цели поставлены эдушие задачи: раскрыть семантический механизм образования зтосимвола; изучить пути и способы образования символичерких 1чений и образов, обобщенно-символических значений на цветовой юве;. определить и описать типы функционирования цветосимвола ¡го основнне функции; проследить зависимость использования сила от типа художественной структуры. . .
Научцая новизна. Впервые исследован семантический мехам образования и стилистическое использование индиввдуально-орского цветового символа. Обнаружены и описаны оригинальные госимволы. Изучена зависимость возникновения и использования госимвола от типа художественной структуры.
Гипотеза исследования. Номинативные качества слова, реали-зь в эстетической плоскости, превращают слово в образную ед«~ 1, способную обобщать. Слово и образ не накладываются друг на та. Образ возникает в контекстуально-композиционном поле. Ху-ютвенный символ - знаковая разновидность художественного об-I, отличающаяся от последнего спецификой своего строения и ционирования. Художественннй символ не дан, а задан, его ин-антность реализуется в вариантах.
Цветовой символ - разновидность художественного символа.Ме-зм образования цветосимвола - эстетический процесс, реализу-. эстетический смысл авторской вдеи при помощи особой органи-и в художественном целом знаковых элементов: символического ания, символического образа, обобщенно-символического ^на-Механизм образования индивидуально-авторского цветосимво-залиэуется по двум основным моделям в разных типах художест-« структур. Взаимодействие парадигматической и сингагмати->й осей координат художественного текста актуализирует адек->е восприятие цветосимвола. Тип использования цветосимвола [еляет его основнне стилистические функции.
. Источники исследр^нир - художественные тексты'советских писателей, представляющих два типа художественной структуры -романтический, реалистический, и третий, - соединяющий черты разных литературных направлений. Картотека составлена по собраниям сочинений и отдельным произведениям А.Грина, К.Паустовского, Ю.Нагибина, Ь. Бондарева, -Н. Айтматова, В.Бешлягэ путем сплошной выборки Цветовы?: прилагательных, на'основе которых в текстах возникают символически значения.
Основные методы исследования - метод "микростшшстики" и метод обнаружения эстетически пульсирующих сфер. Метод "микростилистики", предполагавший компонентный анализ слова, сопоставление фактов языка, речи и художественной речи, дает возможность исследовать семантические особенности процесса образован: индивидуально-авторских символических значений и их стиляетичв' кое использование. Метод обнаружения эстетически пульсирующих сфер позволяет проследить пути образования и типы функцнониров ния обобщенно-символических значений в художественных текстах. Статистический цетод, используемый в работе, вспомогателен по отношению к основным методам.
Теорвуичесудя значимость работы. Филологически осмыслена художественно-эстетическая сущность цветового символа, разгра* чены понятия "образ", "символ", "троп", выявлено различное сс отношение традиционно-поэтических и индивидуально-авторских С1 волов в советской прозе.
Практическая значимость. Изучение семантико-стилистическ< своеобразия цветосимволов приближает, к филологическому толки нию художественных гексгсв А.Грина, К.Паустовского, Ю.Нагибин; Ю.Бондарева, Ч.Айтматова, В.Бешлягэ, помогает проникнуть в по тику разных типов художественных структур. Результаты исследо ния могут быть использованы при составлении словарей языка пи телей и на занятиях со студентами-филологами в спецкурсе, сп семинаре.
Апробация -работы. Материал диссертации доложен на научнн конференциях профессорско-преподавательского состава Кишиневе го' педагогического института в 1982-1988 гг., Кишиневского (Г, давского) университета в 1989-1991 гг., на республиканских ш но-практических конференциях (г.Бельцы) в 1987, 1991 гг., на Герценовских чтениях (г.Ленинград) в 1989 т., на проблемной ппэ в ЕГПУ им. А.Я.Герцена в 1991 г., на Крымской научной ко
юнции (гг. Феодосия - Алушта) в 1990 г., а также использован в пецсеминаре для студентов специальности .>42101 в КГПИ им.И.Кря-гэ (г.Кишинев) в 1937 г.
Объем и структура работы..Работа изложена на 171 листе ыа-инописного текста и состоит из введения, трех глав,заключения, писка литературы, источников и словарей,включающего 221 наиме-ование, и двух приложений.
СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во ввежении определены цель и задачи исследования,показана ктуальность темы, охарактеризованы методы исследования.
В первой глава исследуется категориальная сущность художе-гвенного символа, его семантические составляющие - символичес-ое значение, символический образ и обобщенно-символическое зна-ение; определяются специфика и функции цветового символа в язы-е художественного текста. .
В научной филологической литературе представлены две основав точки зрения на сущность символа: одни ученые (А.А.Потебня, .Белый, В.В.Виноградов, А.Ф.Лосев) возводят символ к образу, ругие (В.М.Жирмунский, Б.С.Мейяах, Н.К.Гей, В.П,Григорьев)при-1вниважт символ к тропу. Символ, по В.В.Виноградову, т эстети-/ зеки оформленная и художественно локализованная, единица речи в эставе поэтического произведения,обладающая полнотой образного эмоционального содержания, значение которой обусловлено всей )мпозицией данного эстетического объекта ("О поэзии Аннн Ахма->вой"). В.М.Жирмунский называет символом особый тип метафоры -эедмет или действие внешнего мира, обозначающие явление мира гховного или душевного по принципу сходства ("Теория литерату-I. Поэтика. 'Стилистика").
В диссертационном исследовании разграничены понятия "образ" ¡имвол", "троп". Возникновение тропа лингвистически локально,а 'о действие в тексте функционально ограничено.Возникновение Си-гола не. ограничивается рамками лингвистического контекста,а фу-сционировать он может в одном .тексте, в творчестве писателя, в ¡кетах разных писателей различных временных пластов. Понятие :удожественный символ" объемнее понятия "троп".
Художественный образ и художественный символ отличаются »уг от друга по объему, структуре и использованию.Образ может [ть представлен и такой разновидностью, как художественный тип.
б
Форма образа варьируется: если она значительно меньше глубинного смысла образа, художественный образ превращается в свои знаковую разновидность - символ. Ставшие символами художественные понятия могут быть реализованы не в одной, а в нескольких материальных оболочках, поэтому художественный символ не дан,а задш
В основе цветового символа лежит слово со значением цвета, чаще - цветовое прилагательное. Цветосимвол - разновидность художественного символа, поэтому цветосимволы могут бить так Ее классифицированы: традиционные, стилевые, индивидуально-авторские. Как указывает Ю.Ы.Лотман, индивидуальное в художественном Тексте - ... не внесистемное,а многосистемное, в связи с этим представляется персцективным исследование индиввдуально-авторс-кого (поэтического) символа.
Эстетический смысл авторской идеи реализуется в цветосимво-ле при помощи особой организации в художественном целом знаковых элементов: символического значения, символического образа, обобщенно-символического значения.
В диссертации под символическим значением понимается 'обобщенный тип номинативного и производного значений, емкий актуали-затор эстетических функций слова (проекция его обобщения всегда , неожиданна). Главные критерии выделения символического значения
- повторяемость и устойчивость. Символический образ эстетически воспроизводится на базе традиционных, авторских символических , значений или при их' взаимодействии. Инвариантность эстетическое 'смысла авторской идеи в разных произведениях писателя определяет инвариантность символического образа. Отсутствие символического значения в структуре художественного слова выдвигает эстетически производную единицу художественного текста - обобщенно-символияеркое значение слова, знаково совмещающее символическое, значение и символический образ. Разграничение номинативного, переносного и символического значений, принятое в научной литературе, не означает невозможности образования обобщенно-символических значений на номинативной и переносной основах. ■.
. ., ' Условием особой организации в художественном целом символического. значения, символического образа и эстетического смысла авторской идеи является взаимодействие различных типов контекста
- лингвистического, идейно-художественного, фонового. Воспроизводящий и производящий типы,контекста опосредуют выявление традиционных и авторских символических смыслов.
В
Функции цветосимвола в научной литературе не описаны. Ана-дз отобранных текстов позволил выявить ряд функций цветосимво-и 1) На основе суждений Б.В.Виноградова и Л.В.Уварова об эсте-тческой оформленности символа можно предполагать существование юбразительной функции цветосимвола. 2) Роль Символа кай семио-гаеского конденсатора позволяет выделить конденсаторную функ-го. 3) Связь символических образов и словесных лейтмотивов, вы-ление лейтмотивной функции цветовых прилагательных дает возмо-¡ость употреблять термин "лейтмотивная функция* цветосимвола* Близка к лейтмотивной ключевая функция, отличающаяся локаль-й сферой распространения действия. Цветосимвол может выступать качестве "вдейно-эстетической" (В.В.Петровский) доминанты проведения или нескольких произведений, позиционно заменяя ключе-е слово в архитектонике. 5) Изучение композиционно-архитекто-ческих связей, выявление архитектонической функции цветовых илагательных, разграничение композиции и архитектоники подво-г к осознанию архитектонической функции цветосимвола. 6) При-альноэ внимание филологов к подтексту, идеи стилистики Декоди-зания позволяют предположить,что цветосимвол может направлять ¡шифровку подтекста (функция декодирование подтекста)'.
Во второй главе осмыслена поэтика и стилистика цветовых сй-мгов в романтических художественных структурах на примере тёк-
А.Грина. Использованный в исследовании семантико-стилисти-:кий подход позволяет увидеть, что семантический механизм цве-шивола раскрывается на парадигматической оси координат • худо-твенного текста; функции цветосимвола оформляются на синтетической оси; взаимодействие осей реализует адекватное воспри-е .гриновских символов.
Семантический механизм образования цветосимвола в языке ожественных текстов А.Грина реализуется по двум основным моим: 1 - от символического значения цветового прилагательного имволическому образу в идеоконтексте и далее к символическому Зщений (собственно .символу) в творчестве писателя; 2 - к симу через обобщенно-символическое значение, знаково совмещающее золическоэ значение и символический образ. По модели 1 проиэ-энб символы "очищение" tía основе прилагательного голубой, шочество" на основе прилагательного белый, "духовно мёртвый" )снове прилагательного серый. По модели 2 - "грубая,- жестокая аность" на основе, прилагательного красный, "насильственная
смерть" на основе прилагательного рыжий, "опасность" на основ прилагательного желтый, "разумная, добрая низнь" на основе прилагательного зеленый. По промежуточной модели реализован семантический механизм символа "трезвый разум" на основе прилагательного синий.
На парадигматической оси текстов А.Грина в составе лексического значения цветовых прилагательных появляются авторские эмоционально-оценочные семы, оформляющие семантические контуры символических значений. Прилагательное красный получает контекстуальные смыслы "обман", "кровавый", "грубый", "приземленный","жестокий": "В один из четвергов, когда за дверью камеры, где-т< глубоко внизу, гремели голоса и шаги надзирателей, Брон ... вынул ... только один апельсин, огромный, кроваво-красный" ("Апельсины"). Прилагательное рыжий получает из контекста семы "неприятный", "тревожный", "зловещий", '"близкий к смерти",. "умирающий", "мертвый", "страшный": "Раненый сделал последнее отчаянное усилие поднять голову;' глаза его подернулись.влагой смерти и был он похож на рыжего раздавленного-муравья" ("Остров Рено")
Прилагательное желтый варьирует сему"сигйализирущий о чем-либо" , по-разному конкретизирующуюся в текстах. Контур символического' значения прилагательного зеленый намечают семы "живой" "радостный", хотя процесс символизации акцентирован на образной основе: "За ней (мыслью - H.H.) двинулись другие, лениво вспыхивая и скучая, враждебные зеленой, тысячеглазой жизни, напиравше: 'со всех сторон" ("Карантин"). Метонимический перенос усиливает семы и способствует их эстетическому обобщению.
В ра-ссказе "Зеленая лампа" на основе прилагательного зеленый сконденсирован яркий символический образ. Богатый челове: решил пошутить и предложил нищему поселиться в хорошей квартире, обещая децьги, но с условием: кавдый вечер зажигать■зеленую лампу и ни о чем не спрашивать. Показывая приятелю окно, светящеес. зеленым светом, Стильтон говорит о своем эксперименте:бедняк должен сойти с ума. А в это время, пользуясь возможностью, Ив ра: ботает и. учится. Потом он становится знаменитым хирургом и оперирует своего бывшего покровителя, разорившегося и состарившегося. Жизнь снова свела их, и беспомощному Стильтону кажется, "чт там все еще горит зеленая лампа, озаряющая темноту ночи". Свет зеленой лампы - случайность в начале рассказа, но в конце он-пр вращается в свет жизни, озаряющий прошлое и будущее.
У прилагательного голубой в текстах А.Грина пульсируют <н мы "ясный", "свежий", "искренний", "несущий свободу", контекст наводит окказиональные метафорические семи - "полет души" и "чистота" - "Дорога эта, эфирнее самого воздуха, вилась голубым путем среди шиповника, жимолости и белых акаций, среди теней и переливов невещественных форм, созданных игрой утра. По лучезарному склону восходила она" ("Блистающий мир"). Прилагательное синий в различных контекстах получает смыслы "серьезный", "холодный" "свободный" , "недоступный", "далекий", "оторванный от чувств": "Всесветная синяя дорога - море,и каждый день много отходит кораблей..." ("Возвращение "Чайки")..
В фокусе символического значения прилагательного белый собраны семы "неспособный объективно отражать действительность", "очень яркий", "одиноко-безжизненный", "одинокий" - "Ты помнишь, сестра, сколько раз пришлось тебе сбегать в гавань, спрашивая на всех палубах,не видал ли кто белой шхуны с белой оснасткой,белой от головы до ног?!" ("Возвращение "Чайки"). Прилагательное серый актуализирует семы "неприятный", "страшный", "опасный", "неестественный" , "опустошенный", "оторванный от мира" и получает из контекста метафорическую сему "тоскливый": "Серая улица с серыми домами и серым небом встала перед глазами зрителей. Беззвучная, геневая, серая жизнь скользила по ней ... Шли люди,... смеялись ;ер!&ш улыбками... Бежали собаки и лаяли беззвучным лаем. Каза-юсь, что внезапная глухота поразила зрителя. Движется жизнь, но ¡еззвучна она и мертва, как загробные тени" ("Она").
Контаминация, взаимопроникновение эстетических смыслов при-юдят к образованию символических значений. В этом процессе ис-юльзованы следующие приемы*, употребление цветовых прилагательных в номинативном значении в оценочной функции; синонимическое ближение разных цветовых прилагательных; оценочная поляризация 'ттенков одного цвета; маркирование слова-катализатора процесса; заимодействие окказиональных и узуальных номинативно-производ-ых значений; распространение символического смысла цвет9вого рилагательного на существительное в контексте художественной етали; взаимодействие авторских и традиционных символических начений.
Процесс фокусирования символического образа активизирован акими приемами: употреблением окказиональных метафорических начений в качестве ключевых понятий в идеоконтексте; увеличени-
ем частотности цветового прилагательного в ключевой плоскости текста; включением цветовых цршагательных в имена собственные; вынесением цветообозначений в названия произведений; художественной антитезой; синестезией; учетом или игнорированием традиционной цветовой символики; взаимодействием авторских цветоспыюолов.
Исследование языка художественных текстов АЛ'рина показывает, что цветосимволы по-разному использованы писателем.Обнаружено три типа использования символов: стержневой, ядерный, ядерно-стержневой (последний является разновидностью первых двух).
Цветосимволи "грубая, жестокая реальность", "насильственная смерть", "опасность", "одиночество" функционируют но стержневому типу; символический смысл в них становится сквозным образом.Каждый символ выполняет лейтмотивнута функцию. Цветосимволы "очищение", "трезвый рь.зум", "духовно мертвый" функционируют по ядерному типу: символический смысл концентрируется в каких-либо отрезках текста. Каэдый символ выполняет ключевую и архитектоническую функции, Цветосимвол "разумная, добрая жизнь" функционирует по ядерно-стержневому типу: символический смысл лейтмотивен, но параллельно возникают сгустки эстетических зарядов в отдельных композиционных точках текста. Символ выполняет архитектоническую и лейтмотивную функции.
Тип использования и категориальная сущность цветосшвола определяют его основние функции, то есть функции с высокой сте-, пенью реализации: изобразительная, конденсаторная, лейтмотивная ("грубая, жестокая реальность"); изобразительная, лейтмотивная ("насильственная смерть");*лейтмотивная, архитектоническая, декодирование подтекста ("опасность"); изобразительная, архитектоническая, лейтмотивная, декодирование подтекста ("разумная, добрая жизнь"); конденсаторная, архитектоническая, ключевая ("трезвый разум"); ключевая, архитектоническая ("очищение", " духовно мертвый"); лейтмотивная, архитектоническая ("одиночество").
Изучение цветовых сшьолов в романтических произведениях А.Грина доказывает осознанное обращение романтиков начала XX века, к символике. О одной стороны, аллегории, мифы, символы свойственны романтическим художественным структурам, с другой - влияние "символистов" усиливает эстетическую значимость знаковых эл£ ментов художественных категорий, провоцируя обязательное включение символических обобщений в художественные тексты. ■
Ь текстах произведений романтиков индивидуально-авторские символы доминируют над традиционными. Поэтический символ обычно игнорирует стилевые и Традиционные символические смыслы и может строиться даже на противопоставлении им. Высокая степень индивидуализации сгелволических обобщений в романтической поэтике не препятствует наличию общих черт в семантике символа на одной цветовой основе у разных писателей.Культурно-исторические традиции, проявляющиеся в традиционных эстетических смыслах и образах, ограничивают произвольное начало в романтических художественных структурах. Процесс образования авторского цветосимвола в романтических текстах объективен, закономерен и осознан мастерами художественного слова.
3 третьей главе диссертации рассматривается поэтика и стилистика цветовых символов в реалистических художественных структурах и в структурах, соединяющих черты разных литературных направлений.
В первой части главы исследованы цветосимволы в реалистических текстах Ю.Бондарева и К).Нагибина. Если в прозе романтика А. Грина выбор цветовых прилагательных, являющихся основой символических значений, зависит от интуиции таланта и в результате достаточно широк, то в прозе писателей-реалистов такой выбор определен темой и идеей произведения и,следовательно» ограничен. Эстетическая активность прилагательных группы красного цвета в прозе Ю. Бондарева задана темой войны, в прозе Ю.Нагибина - темой деградации личности; группы желтого цвета в повести Ю.Нагибина "Встань и иди" - темой сталинских репрессий. Процесс образования и функционирования авторского цветосимвола в реалистических художественных структурах объективен и осознан авторами. Определяемый основами поэтики литературного'направления, он характеризуется рядом общих черт: одинаковым механизмом образования (модели 1 или 2)-.использованием идентичных приемов при производстве символических значений;семантически близкими символическими образами на одной цветовой основв;одинаковыми основными функциями цве-тосимволов; выбором типа использования символической цепи р зависимости от архитектоники текста.
.В художественных текстах писателей-реалистов на основе прилагательных группы красного цвета образуются семантически близкие символы - "етовавая военная реальность" в текстах X.1.Бондарева, "уропливор" в текстах Ю.Нагибина. На основа прилагательных
11
группы желтого цвета в повести Ю.Нагибина "Встань и иди" появляется символ "болезненный, обреченный", на основе прилагательного голубой воспроизводится традиционный символ "прекрасное и недостижимое".Авторский цветосимвол в процессе функционирования зависим от традиционных символических смыслов. В текстах Ю.Бондарева символ образуется на древне славянской цветовой основе, в текстах к). Нагибина этот же древний отрицательный символический смысл красного цвета высоко активен. Степень индивидуализации символических обобщений значительно ниже, чем в романтических и конта-минированннх структурах.
На парадигматической оси текстов Ю.Бондарева прилагательные группы красного цвета получают из контекста эмоционально-нейтральные семы: "огненный", "относящийся к войне", "напоминающий о войне", "сигнализирующий об опасности", "возбужденный", "разгоряченный" - и отрицательные сеш;"грубый"/'жестокий" ."страшный", '"зловещий", "кровавый", "смертельный".' Такой оригинальный прием, как взаимодействие переносных модифицированных значений "возбужденно-яркий" , "зловеще-яркий" с авторскими эстетическими семами, служит катализатором -процесса символизации-. "Бомбежка длилась минут сорок. В черном до зенита небе... уходили немецкие самолеты. Они шли низко над лесами на запад, в сторону мутно-красного шара солнца, которое пульсировало в клубящейся мгле" ("Батальоны просят огня").
В процессе фокусирования символического образа"кровавая военная реальность" используются следующие приемы: введение пейзажных зарисовок с ключевыми словами и цветовыми прилагательными, производящими символическое значение; .синонимическое сближение ключевого слова и цветового прилагательного .носителя символического значения.
На парадигматической оси текстов Ю.Нагибина прилагательные группы красного цвета получают из контекста эмоционально-нейтральные семы: "возбужденный", "нездоровый"."напоминающий о войне", "связанный со спиртным" - и отрицательные семы: "неприятный"; "Грубый", "бесстыдный", "пьяный", "уродливый","отвратительный", "страшный", "опасный", "кровавый", "жестокий": "Он видел слишком много крови в-своей жизни, и не только на войне... Ему пришлось опуститься на дно ярко-красной изнутри лодки, будто в лужу' крови" ("Чужая"). Для активизации эстетических сем, взаимодействие которых рождает символическое значение, Ю.Нагибин использует та-
гг
кие приемы: взаимопроникновение авторского переносного значения и эстетических сем; ироническую коннотацию иецвьтових прилагательных ¡вынесение цветових прилагательных в названия произведений. В процессе фокусирования символического образа писатель применяет в качестве приемов иронию в идеоконтексте, перекрещивание нескольких идеолейтмот газов.
В повести и.Нагибина "Встань и иди" прилагательные группы желтого цвета получают эмоционально-отрицательные смыслы - "физическое бессилие", "болезнь", "смертельно больной", "обреченный". Взаимодействуя меаду собой и с традиционным эстетическим смыслом "разлука", они образуют семантический контур обобщенно-символического значения "болезненный, обреченный".
Ю.Бондарев и Ю.Нагибин используют общие приемы, актуализирующие символическое значение: употребление цветовых прилагательных в номинативном значении в оценочно-изобразительной и оценочной функциях; взаимодействие авторских и традиционных символических сем в значении одного цветового прилагательного; взаимодействие авторских символических сем разных цветовых прилагательных ¿использование существительных, называющих цветовые реалии; распространение символического смысла цветового прилагательного на существительное; взаимодействие семантической периферии цветовых прилагательных с семантическим ядром . нецветовых прилагательных и причастий в кон,тексте художественной детали . (контекстуально-синонимический ряд). Общие для 10.Бондарева а Ю. Нагибина прлемы характеризуют и фокусирование символического образа: увеличение частотности цветового прилагательного в композиционно-ключевых 'отрезках текста; синестезия; учет древней традиционной символики; сюжетные контрапункты; взаимодействие разных символических образов в.тексте. Общие приемы объясняют семантическую близость авторских символов иа основе прилагательных группы красного цвета л доказывают, что реалистический метод творчества определяет однотипное формирование и использование в текстах цветового символа.
Цветосимвол "кровавая военная реальность" функционирует ио ядерному типу ("Берег", "Иыбор") и по ядерно-стеряиевому типу ("Горячий снег", "Батальоны просят огня"). Лейтмотивиость сиыьо-личс-ского смысла в сочетании с пульсирующими ядрами ь композ.иы-онных точках характерна для повести "Батальоны просят огня"и романа "Горячий снег". В романах "Берег" и "Выбор" символ'"кроьа-
пая военная реальность" фокусируется в ключевых главах-воспоминаниях, представляющих композиционный стержень романов и обнажающих ядро внутреннего мира главных героев. Цветосимвол "уродливое" реализован по ядерному типу ("Зерно янзни", "На кордоне", "Браконьер" и др.) и по стержневому типу ("Паплик", "Трубка" "И вся последующая жизнь", "Ильин день" и др.). Ядерно-стержневой тип символической цепи характерен для цветосимвола "болезненный, обреченный" ("Встань и иди").
Тип символической цепи определяет основные функции цветосим-волов "кровавая военная реальность" и "уродливое" на синтагматической оси координат художественных текстов: архитектоническую, ключевую или лейтыдтивную. В текстах Ю.Бондарева . авторские эстетические семы яршагательных группы красного цвета взаимно усиливают друг друга, группируясь вокруг основных контрапунктов, замкнутых в композиционное кольцо: огонь - кровь - смерть - ожесточение - огонь. В текстах Ю.Нагибина эстетические семы прилагательных группы красного цвета группируются вокруг контрапунктов", идейно и сюжетно связанных между собой: гибель птиц, животных, рыб - спиртное - ожесточение. В результате взаимодействия парадигматической и синтагматической осей фокусируются символические образы "кровавая военная реальность" и "уродливое".
Подтекст романов Ю.Бондарева "Берег","Выбор", повести Ю.Нагибина "Встань и иди" и рассказов "Чужая", "Ильин день", "И вся последующая жизнь", "Зерно жизни" многослоен.Используя цветосим-вол,- художники поднимают из подтекста в текст нравственно-философские вопросы. Характерно, что' функцию декодирования подтекста выполняет не только авторский цветосимвол "болезненный, обреченный", но и воспроизводящийся традиционный - "прекрасное и недостижимое".в повести Ю.Нагибина "Встань и иди".
Во'второй части третьей главы проанализированы художественные тексты К.Паустовского, Ч.Айтматова, Б.Бешлягэ, объединенные стилевой особенностью - взаимодействием реалистических, романтических, микологических художественных структур - и преемственностью культурно-исторических традиций. Писатели активиз1груют потенциал традшшонных астеткческнх синодов, что характерно для ху-дожн'.гков-решшстов, но в то ке время производят авторские цвето-снмволы, оригинальные по набору символических сем, что в большей степени свойственно романтикам. Нозииклсьс-пне цветосимвола в художественна текстах названных писателей з-дгнснт от тематики
щх-ливодыый, как у паслтелай-реаиистов. Символические обобщения Бааш.:одепс'гь^ыт с аллегориям;! и образами, тнгтчными для романтиков. Процесс образования индивидуально-авторского циетосимвола и в таких к&ьтишнироиашшх структурах объективен и закономерен.
Поэтический цнетоснмвол функционирует в текстах К.Паустовского, Ч.Айтиатона, ъ.Бошшгэ наравне с традиционными символическими смыслами. Степень индивидуализации средняя - нише, чем у реалистои, п:ш:ь, че:л у романтиков. Цьетосимаоли "связанное со смертью" л "родноо, русскоо" на основе прилагательного серий в творчестве К.Паустовского, "Природа" на основе слов группи синего цвета в романе Ч.Айтматова "Плаха", "дервая любовь" на основе прилагательных группы синего цвета в повести В.Бешлягэ "Голубой лес" реализованы по модели 2 - через обобщенно-символическое значение, знаково совмещающее символическое значение и символический образ.
На парад1ш/.ит;1Чоской оси художественных текстов К.Паустовс-ког-о на основе прилагательного серый образуются . авторские эмоционально-оценочные семы, формирующие полярные символические контуры - "связанное со смертью" и "родное, русское". Символическое ядро "связанное со смертью" образуется на номинативной .основе цветового прилагательного в результате,-взаимодействия десяти эмоционально-отрицательных сем ("некрасивый на вид", "неприятный", "нечистый", "вызывающий тревогу", "вызывающий печаль", "тоскливый", "тягостно-гнетущий", "опасный", "свидетельствующий о боли, болезни", "мертвенный") с эмоциональио-пейтральшми семами -"постоянно встречающийся", "неяркий", "давно а'аходшцииса н употреблении и утративший свои качоства": "Ему приснилось, что в комнату вошло' несчастье. Он даже видел его, - это бнд человек из серого ситца, грязный, как тряпичная кукла. ... Батурин-ударил его по голове, раздался крысиный писк, клубами взвилась шершавая пыль" ("Блистающие облака").'Н процессе символизация участвует узуальное переносное значение "ничем не примочитольний".
Систолическое значение "родное, русской" возникает па номинативной основе цветового прилагательного при ъзапмодейстшш вести эмоцислально-пилсжителышх сом ("приятный для глаз","ае»:аъяс-шшо-привдек&голышп", "прелестный" ,■ "панолнешшй сье'юм","/.:: го-' чающий тепло", "близкий сердцу"! о жоциопаль.-.с-нейтралмал/.и сомами - "постоянно встречающийся", "неяркий", "насшшшшй влагой1; " отличали и'¡ел простотой, строгостью": "Смог же он иайи*.' прелесть
в туманах и серых небесах, в пустынных водах. И какую прелесть! А. мы... Слеша мы, что ли, глаз у нас не радуется свету" ("Исаак Левитан"); "У всех девушек были открытые, очень русские лица и серые глаза. Конечно, на фотографиях цвет глаз разобрать нельзя, но так мне казалось. Этот цвет очень шел к чуть заметным улыбкам на губах девушек и к их приветливым лицам" ("Книга скитаний"). Механизм взаимодействия указанных сем "запускается" всеми типами контекста. Эмоционально-изобразительная двуплановость полутоновой светописи и цветописи в описании небогатой солнцем природы средней России (И.С.Куликова) очерчивает эстетический контур символа "родное, русское": "Ныли серне теплые сумерки, перепадал нерешительный довдь. Он. шумел по кустам, стихал, лотом снова начинал шуметь, как будто играл с нами в прятки" ("Мешерская сторона"). Серое небо, серые мхи, серый ер||!, серые коты, серый тес избы, серые глаза мальчика Васи ~ все сливается'в единое ощущение приятного, спокойного и родного, проникнутого лирическим настроением. Лиризм К.Паустовского романтически возвышен и намечает 'основные контрапункты художественных текстов, способствующие восприятию символа, - русская природа, русская женщина, Россия.
Высокочастотное сочетание серые глаза доминирует в женских портретах К.Паустовского. Ассоциативный синоним прилагательной) серый - русский - подчеркивает символический образ. Ццеоконтекст усиливает образную сторону цветосимвола воплощением всего русского в женских образах: Наташи ("Романтики"), Нелидовой ("Блистающие облака"), Анфисы ("Повесть о лесах", "Золотая роза"), Лели ("Героический юго-восток), Нади, Лены ("Далекие годы"). Соотносило отношение писателя к русской женщине и русской природе:, романтическая тяга к прекрасному и эстетическое осмысление све-то-цветовых ощущений определяют оригинальное обобщенно-символическое осмысление серого цвета.
В повести "Исаак Левитан" символ "родное, русское" фокусируется параллельно с символом "связанное со смертью". Прием противопоставления полярных символических смыслов, возникающих на одной цветовой основе, очерчивает грани двух символических образов, использованных для раскрытия трагизма судьбы русского художника еврейского происхождения. Символическая многозначность серого цвета опосредована двумя аспектами фонового контекста: родина человека не определяется. его национальной принадлежностью; в окружающей природе не может быть неприятным то, что постоянно
встречается и знакомо с детства. В произведении совмещаются контрапункты русская природа и Россия.
Процесс образования эстетически полярных символов на одной цветовой основе 'актуализирован в текстах К.Паустовского следующими приемами: увеличением частотности цветового прилагательного; взаимодействием семантической периферии цветового прилага-. тельного и семантического ядра слов в контексте художественной детали; ассоциативными синонимами; употреблением цветового прилагательного в номинативном значении в оценочно-изобразительной функции; включением цветового прилагательного в метафорический или метонимический контекст; введением в текст существительных, называющих цветовые реалии; сравнением; синестезией; усилением или противопоставлением символических сем разных цветовых прилагательных; сюжетными контрапунктами.
Ядро символа "Природа" фокусируется на основе слов группы синего цвета при сопоставлении, контаминации и взаимопроникновении трех блоков из 12 эстетических сем: эмоционально-положительных ("прекрасный", "мудрый", "чистый", "могущественный"),эмоционально-отрицательных ("холодный", "жестокий", "некрасивый","траурный", "печальный"), эмоционально-нейтралышх ("присущий природе", "не свойственный человеку", "необычный", "беззащитный").Се-■ мы взаимодействуют в трех тематических мотивах - волчица, бог, озеро Иссык-Куль: "Авдий увидел огненный взор волчицы, ее бесподобно синие и жестокие глаза...";"... поднял на прокуратора прозрачно-синие глаза,поразившие силой и сосредоточенностью мысли".; "яркая синь Иссык-Куля была...чиста и безмятежна"("Плаха"). Сим. волический'образ, оформляется при взаимодействии эстетических сем ' слов группы синего цвета с символами культуры и при переносе аллегорической знаковости на слова с цветовым значением.Обобщенно-символическое значение "Природа" соприкасается в текстах Ч.Айтматова с аллегорическими образами киргизского фольклора и образами, .представленными в устном народном творчестве других народов. Особую роль играет фоновый контекст, без которого осознание символического смысла становится невозможным.
Знаково совмещенные символическое значение и символический - образ "первая любовь" в повести В'.Бешмго "Голубой лес" реализу-. отся при участии окказиональной метафоры"чувстБО-огонь"и узуального переносного значения "унылый, грустшй" прилагательного синий в молдавском языке. Прилагательные группы синего цвета полу-
чают из контекста эмоционально-оценочные семы "печальный","Таинственный", "невысказанный", взаимодействие которых опосредовано такими приемами, как включение прилагательных группы синего цвета в метафорический контекст, перенос символического смысла существительного на цветовое прилагательное, взаимодействие символических сем с образами текста.
Исследование позволяет ввделить рад общих приемов,используемых в контаминированных художественных структурах при фокусировании авторских обобщенно-символических значений: употребление цветовых прилагательных в номинативном значении в оценочно-изобразительной функции; увеличение частотности цветовых прилагательных в ключевой 'плоскости текста; включение цветового прилагательного в метафорический контекст; взаимодействие семантической периферии цветового прилагательного с семантическим ядром слов в контексте художественной детали; взаимодействие символических сем цветовых прилагательных с отдельными образами текста; учет традиционной цветовой символики.
' ' Цветосимволы "связанное со смертью", "Природа"* "первая любовь" функционируют, по ядерному типу, обусловливающему их ключевую функцию в текстах.. Цветосимвол "родное, русское" функционирует по стержневому типу, обусловливающему лейтмотивную'функцию. Все названные символы выполняют изобразительную функцию, декодируют подтекст, участвуют в реализации архитектонической функции,
Материал, представленный в третьей главе, доказывает, что семантический механизм образования цветосимвола принципиально не отличается у писателей разных стилей и методов творчества и реализуется в рамках двух основных моделей. В реалистических текстах авторский цветосимвол зависит от традиционного и стилевого,в текстах,-соединяющих реалистические, романтические, мифологические черты,- они функционируют равноправно; различна степень индивидуализации символических обобщений: в реалистических Художественных структурах она низкая", в контаминированных - средняя(в сравнении с романтическими структурами).
Заключение. Анализ, текстов различных писателей позволил прийти к выводу о категориальной сущности цветового символа; показать, что во всех структурах процесс образования цветосимвола объективен и закономерен; что механизм образования цветового символа - это эстетический процесс, реализующий эстетический смысл авторской щеп при помоши особой организации в художественном
целом знаковых элементов: символического значения, символического образа, обобщенно-символического значения.
Индивидуально-авторское символическое значение возникает из взаимодействия эмоционально-оценочных сем, появляющихся на номинативной основе слова (цветового прилагательного)в процессе символизации. Символический образ возникает из взаимодействия символического значения с образами и архитектоникой текста.Символическое значение и символический образ могут знаково совмещаться в эстетически, производной единице художественного .текста - в обобщенно-символическом значении слова. Все описанные цветосимволи реализуются в рамках двух основных моделей: 1 - через символическое значение и символический образ, 2 - через обобщенно-символическое значение.
В романтических художественных структурах авторский цвето-символ доминирует лад традиционным,в реалистических - зависит от традиционного, в текстах, соединяющих реалистические, романтические и мифологические черты, - они функционируют равноправно.. Степень индивидуализации символических обобщений у романтиков высокая, у реалистов низкая, в контаминированных структурах -средняя.
В диссертации описаны приемы, актуализирующие символическое значение, символический образ и обобщенно-символическое значение на фоне взаимодействия всех типов контекста: употребление цвето-' вых прилагательных в номинативном значении в оценочно-изобразительной функции; увеличение частотности цветовых прилагательных в ключевой плоскости-текста; включение цветового прилагательного
• в метафорический, контекст; • взаимодействие семантической перифе-: рии цветового прилагательного с семантическим ядром слов в контексте -художественной детали; взаимодействие символических сем цветовых прилагательных с отдельными образами текста; учет традиционной цветовой символики." Перечисленные приемы используются во всех изученных художественных структурах.
Взаимодействие парадигматической и синтагматической осей координат художественно; текста актуализирует адекватное вое- , приятие цветосимвола. Реализуемая на парадигматической оси сеиа-
• нтическая структура цветосимвола.рассмотрена в соотношении со • стилистическими функциями символа, проявляющимися на синтагматической оси. Каждый цветосимвол функционирует в художественных текстах по определенному типу символической цепи: ядерному,стер-
жневому, ядерно-стержневому. Тип символической цепи определяет основные стилистические функции цветосимволов: изобразительную, конденсаторную, архитектоническую, лейтмотивную или ключевую (функция декодирования подтекста факультативна). Степень их. реализации колеблется от высокой до низкой. В диссертации описаны основные функции каждого символа, то есть функции с высокой степенью реализации на синтагматической оси.
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:
1. Обобщенно-эстетическое значение цветописи А.С.Грина // Изучение языкового, строя в свете ленинской теории отражения: Вопросы русского языка и литературы: Межвуз.сб,- Кишинев: Штиинца, 1984. С.91-100. (В соавторстве с 1.И.Донецких)
2. Эстетические функции цветовых прилагательных // Коллоквиумы по лингвистическим дисциплинам: Методич. разработки. - Кишинев: КГПИ им. И.Крянгэ, 1986. С.26-29.
3. Семантико-стилистические особенности некоторых цветовых прилагательных в русской и молдавской повести (на примере произведений Ю.Нагибина и Вл.Бешлягэ) // Особенности функционирования русского языка в национальной республике / Проблемы взаимодействия языков. - Кишинев, 1987. С.71-74.
■ 4. Лексико-грамматические разряды прилагательных, их семантичес-• кие»грамматические, стилистические и эстетические особенности // Коллоквиумы по русскому языку: Методич. рекомендации. - Кишинев: КПИ им.С.Лазо, 1987. С.13-19.
5. Цветовые символы на основе прилагательных голубой и серый в поэтике А.С.Грина // Проблемы художественного метода русской литературы конца XIX - начала XX веков / Тезисы докл. Крыме к. науч. конф. - Симферополь, 1990. С.30.
6. Обобщенно-эстетическое значение цветового прилагательного "желтый" в творчестве А.Грина // Языковые категории и закономерности: Пути их системного изуч'ениг. / Межвуз.сб. - Кишинев: Штиинца, 1990. 0.88-95. (В соавторстве с Л. И.Донецких),
7. Типы использования и стилистические функции индивидуально-авторских цветосимволов (на материале советской прозы) // Материалы республиканской научно-практической конференции "Актуальные проблемы теории и практики современной лингвистики". - Бэлць, 1991. С.116-117.