автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Идейно-эстетическая направленность творчества Фатиха Карими
Полный текст автореферата диссертации по теме "Идейно-эстетическая направленность творчества Фатиха Карими"
На правах рукописи >
Л
Сибгатуллина Миляуша Рафисовна
ООЗ167403
ИДЕЙНО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ТВОРЧЕСТВА ФАТИХА КАРИМИ
10 01 02 - Литература народов Российской Федерации (татарская литература)
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
^ь И Р 2008
Казань - 2008
003167403
Работа выполнена в отделе литературоведения Института языка, литературы и искусства имени Г Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан
Научный руководитель:
Официальные оппоненты;
доктор филологических наук, профессор Мусин Флюн Муслахович
доктор филологических наук, профессор Галимуллин Фоат Галимуллович
кандидат филологических наук Шайхисламов Загир Рахматуллович
Ведущая организация:
ГОУ ВПО «Елабужский государственный педагогический университет»
Защита диссертации состоится «20» мая 2008 г в 1530 часов на заседании диссертационного совета Д 022 001 01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора филологических наук при Институте языка, литературы и искусства им Г Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан по адресу 420111, г Казань, ул Лобачевского, д 2/31
С диссертацией можно ознакомиться в Центральной научной библиотеке Казанского научного центра РАН (г Казань, ул Лобачевского, 2/31)
Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте ИЯЛИ им Г Ибрагимова АН РТ «18» апреля 2008 г (http://www.iyaluantat.ru/dissertaciuhtmt) Режим доступа свободный
Автореферат разослан «18» апреля 2008 г
Ученый секретарь диссертационного совета, доктор филологических наук А А Тимерханов
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Конец XIX - начало XX столетия в истории татарского народа принято считать эпохой общественно-духовного возрождения, охватывающего все области национальной жизни образование, искусство (музыку, театр), литературу, книгопечатание, периодическую печать
Особое место в этом общенациональном процессе занимала художественная литература и публицистика, ярким представителем которых явился видный общественный деятель, педагог, литератор, издатель и публицист Фатих Карими. Его многогранная и плодотворная деятельность питалась идеями гуманизма, просвещения и развития духовной и материальной культуры татарского народа Идеологическое кредо Ф Карими нашло яркое выражение и воплощение в его литературных творениях и публицистике, наполненных злободневными социальными проблемами, касающимися возрождения духовности и национальных традиций, идей процветания татарской нации в контексте всего человечества
Спустя столетие, его идеи «вернулись» уже к сегодняшнему читателю, ибо они приобрели новую актуальность на новом, современном витке истории Поэтому литературная и публицистическая деятельность Ф Карими требует сегодня объективного анализа и современной оценки, что и определяет научную актуальность темы данного исследования.
К тому же, теоретические постулаты и деятельность Ф Карими при его жизни общественностью и в критике воспринимались и оценивались не всегда объективно Недостаточно изученной оставалась идейно-эстетическая направленность его многогранного творчества. В настоящее время назрела необходимость всестороннего научного исследования наследия писателя с объективной оценкой его вклада в процесс развития татарской художественной литературы и периодической печати той ренессансной эпохи
Цель и задачи исследования. Диссертант ставит перед собой цель монографического изучения идейно-эстетической направленности творчества Фатиха Карими как известного литератора и публициста на рубеже XIX и XX веков Настоящая цель предусматривает решение следующих задач
- поэтапное изучение жизни и творчества Фатиха Карими в контексте исторической эпохи с ее общественными, национальными и культурными катаклизмами,
- определение проблематики и жанровых особенностей художественных произведений Ф Карими,
- анализ публицистики и книгоиздательской деятельности просветителя,
- определение роли и места разносторонней деятельности и литературного творчества Ф Карими в истории татарской литературы конца XIX - первой четверти XX вв
Объектом исследования автора явились оригинальные и переведенные произведения Ф Карими, научные труды по теории и истории литературы конца XIX и начала XX веков, документы из фондов Национального Архива Республики Татарстан, материалы газеты «Вакыт» (1906-1918) и Восточного сектора научной библиотеки им Н И Лобачевского, воспоминания современников писателя
Предмет исследования составляет идейно-эстетическое содержание, проблематика и жанровые особенности литературных произведений и публицистики Фатиха Карими
Состояние изученности темы Творчество Фатиха Карими стало привлекать внимание татарской критики еще при жизни писателя Так о нем писали Ю Акчура, Ф Амирхан, Г Исхаки, Г.Сагди, X Каримов и другие В последующие десятилетия, в силу сложившейся общественно-исторической ситуации в России, творчество Ф Карими, как и многих репрессированных писателей, было вычеркнуто со страниц советской татарской литературы Только с конца 70-х годов прошлого века стали предприниматься некоторые попытки дать научную оценку многогранной деятельности Ф Карими Но идейно-эстетическое содержание его литературно-публицистического наследия еще не стало объектом специальных научных исследований, хотя в публикациях ученых были освещены некоторые моменты творчества и других аспектов его деятельности Следует отметить, что для нашей работы важное значение имели исследования ученых-литературоведов, историков Я Абдуллина, М Ахметзянова, А Ахунова, Г Газизовой, М Гайнуллина, М Гайнутдинова, Д Денисова, М Магдеева, Ф Мусина, Р Нафигова, Б Султанбекова1 и др
1 Абдуллин Я Жядитчелек хэрэкэте Ьэм Фатыйх Кэрими / Яхъя Абдуллин // Татарстан -1996 - № 6 - Б 29-36, Эхмэтжанов М Фатыйх Карими мирасында яна сэхифэлэр / М Эхмэтжанов // Казан утлары - 1999 - № 6 - Б 177-182, Ахунов А Запечатленное слово Фатыйха Карими / http //www tatworld ru, Газизова Г Р Лексико-еемантические и стилистические особенности художественной прозы Фатыйха Карими Дисс на соиск канд филол наук / Г Р Газизова - Казань, 2002 - 202 с , Гайнуллин М Фатыйх Кэрими / МГайнуллин Татар эдиплэре (Ижат портретлары) - Казан Татар кит нэшр 1978 - Б 5078, Гайнетдинов М В Кереш суз / М В Гайнетдинов // Кэрими Ф Г Морза кызы Фатыйма Сайланма эсэрлэр // Гез М В Гайнетдинов - Казан Татар кит нэшр, 1996 - Б 7-28 Гайнетдинов М Фатыйх Кэрими Ьэм милли журналистика / М Гайнетдинов // Татарстан -
Методологическую и теоретическую основу нашего исследования составляют системный, сравнительно-типологический, литературно-эстетический, социально-исторический принципы Теоретической базой исследования послужили труды таких ученых, как В Г Белинский, А Ахмадуллин, Р Амирханов, Д Загидуллина, Н Лейдерман, В Хализев, Ф Хатипов2
Научная новизна исследования заключается в предпринятом впервые системном анализе художественного и публицистического наследия Ф Карими под углом зрения раскрытия идейно-эстетической направленности его творчества
Кроме того, в работе делаются попытки и фактического обогащения и расширения изучения творческого наследия Фатиха Карими Так, впервые в научный оборот введены письмо Л Толстого Фатиху Карими от 4 апреля 1901 года, воспоминания журналиста Махмуда Будайли о Фатихе Карими
Теоретическая ценность диссертации состоит в выявлении некоторых существенных особенностей развития татарской общественной мысли, художественной литературы, публицистики на рубеже XIX и XX веков на примере литературно-публицистической деятельности Ф Карими Объективный подход к изучению наследия Ф Карими позволяет в общем определить уровень культуры, просвещения, состояния духовных и нравственных ценностей татарского общества на указанном выше этапе его развития
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы диссертации, ее основные положения и выводы могут быть использованы в разнообразной практике просветительской работы, в лекционных курсах по истории татарской литературы и общественной
1997 - № 5 - Б 42-47, Денисов Д Н Фатыйх Карими в Оренбуржье / http /Aira oren ru, МэЬдиев MC Эдэбият Ьэм чынбарлык XX йез башы татар эдэбияты тарихына яна материаллар / М МэЬдиев - Казан Татар кит нэшр, 1987 - 304 б , Мусин Ф Мэдэниятыбыз каЬарманы Фатыйх Кэриминен тууына 125 ел / Ф Мусин // Татарстан хэбэрлэре - 1995 - 29 март, Нафигов Р И Формирование и развитие передовой татарской общественно-политической мысли / Р Нафигов - Казань Изд-во Казанского универ, 1964 - 444 с, Солтанбэк Б Тапланмасисем /Б Солтанбэк//Казанутлары -1996 -Б 159-164
2 Эдэбият белеме сузлеге / Тез -ред А Эхмэдуллин - Казан Татар кит нэшр, 1990 - 240 б, Амирханов Р У Общественная и философская мысль в Татарии начала XX века / Р Амирханов - М Наука, 1990, Амирханов РУ Татарская дореволюционная пресса в контексте «Восток-Запад» (на примере развития русской культуры) - Казань Татар кн изд-во, 2002 - 240 с , Белинский В Г Сочинения Александра Пушкина / В Г Белинский - М , 1985, ЗаЬидуллина ДФ Эдэбият кануннары Ьэм заман (Татар эдэбияты нэзарэсенеп барлыкка килуе Ьэм усеш баскычлары) / Д Ф ЗаЬидуллина - Казан Татар кит нэшр , 2000 -271 б, Лейдерман НЛ, Скрипова О А Стиль литературного произведения (Теория Практикум) / Н Л Лейдерман, О А Скрипова - Екатеринбург, 2004 , Хализев В Е Теория литературы / В Е Хализев - М Высшая школа, 1999 - 340 с , Хатипов Ф Эдэбият теориясе / Ф Хатипов - Казан Раннур нэшр, 2002 - 352 б
мысли, в спецкурсах по татарской журналистике и т д. Это исследование предназначается всем, кто интересуется личностью и многогранной деятельностью одного из ведущих деятелей татарского мира начала XX века
Апробация работы Основные положения исследования изложены в докладах автора на итоговой научной конференции ИЯЛИ им Г Ибрагимова АН Республики Татарстан (1996 г.) и в четырех публикациях.
Структура диссертации Работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и библиографии
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Во введении обосновываются выбор темы, актуальность работы, формируются цель и задачи исследования, определяется научная новизна, раскрывается теоретическая и практическая значимость работы.
Первая глава - «Художественное воплощение проблематики прозы Фатиха Карими» состоит из трех параграфов В первом параграфе «Жизненный путь и общественная деятельность Фатиха Карими»
излагаются основные этапы жизнедеятельности просветителя в условиях татарского общества начала минувшего столетия
Как уже говорилось, конец XIX и начало XX вв стали эпохой общественно-духовного возрождения татарской нации, что находит отражение в культуре, образовании, литературе и искусстве татарского народа Этот Ренессанс явился результатом напряженной и плодотворной работы целой плеяды татарских писателей, историков, богословов, философов на протяжении нескольких десятилетий, а в условиях ускоренного развития общественно-культурной жизни, установления тесных контактов татарского общества и интеллигенции с достижениями русской и европейской культуры и т.д
Татарская интеллигенция, видным представителем которой был Фатих Карими, в результате объединения вокруг идей джадидизма, сумела сделать важный поворот в жизни татарских и других мусульманских народов Основными направлениями ее деятельности стали просвещение, литература, создание национальной печати, книгоиздательства и профессионального татарского театра.
Татарская литература нового времени изначально опиралась на метод просветительского реализма Являясь средством пропаганды просветительских идей среди широких масс, «народной трибуной», она выполняла не только художественную, но и социальную функцию
После русской революции 1905 года деятельность просветителей приобретает характер социально-политической борьбы за национальное освобождение и возрождение духовно-нравственных ценностей родного народа В связи с тем, что разносторонняя деятельность одного из руководителей этого движения Ф Карими была тесно связана с его богатым на события жизненным путем, в диссертации прежде всего освещается его биография, что было необходимо и для более объективного осмысления творческого наследия писателя-просветителя
Мухамметфатих Каримов родился 30 марта 1870 года в семье муллы села Минлебай Бугульминского уезда Самарской губернии Отец Гильман ахунд для своего времени был просвещенным человеком, а мать Магсума являлась сестрой известного татарского ученого-просветителя, богослова Ризаэддина Фахреддина Семья и круг общения Фатиха Карими наложили глубокий отпечаток на его развитие После учебы в чистопольском медресе (1881-1892), в 1892 году отец отправляет Фатиха учиться в Стамбул (1892-1896) Известно, что он был в дружественных отношениях с Ахмедом Мидхадом. За время обучения в престижном учебном заведении Турции «Мектебе мулькия-и-шаханэ» Ф Карими углубляет полученные знания по экономике, литературе, истории, филологии, учит турецкий и французский языки, интересуется учебными программами, подготовкой учебников, работой министерства образования страны в целом
По возвращении на родину Карими преподает в новометодной школе татарской слободы Дарагюй в Ялте В конце 90-ых годов XIX в Крым становится центром мусульманского модернизма в области просвещения и прикладного искусства, мостом для знакомства российских мусульман с Европой Инициаторами создания этого центра были Исмагил и Зухра Гаспринские В течение двух лет Ф.Карими живет и работает в атмосфере, наполненной желанием улучшить жизнь единоверцев-соотечественников, изменить методы и программы преподавания в учебных заведениях и т.д
Следующим, не менее важным этапом в жизни Ф Карими, является знакомство и сотрудничество с Гани Хусаиновым - меценатом, основателем медресе «Хусаиния», организатором курсов для учителей по новометодному преподаванию в Сеитовской слободе В 1898 году Гани Хусаинов приглашает его к себе для преподавания в «Хусаинии», семья переезжает в г Оренбург Ф Карими становится руководителем курса для преподавателей Активная деятельность в новометодном направлении нашла отражение в его литературном творчестве, в
частности, в рассказах «Учеба Зигангир махдума в медресе» (1898), «Шакирд и студент» (1898) и «Нуреддин хальфа» (1899)
С целью изучения особенностей издательского дела и обучения бухгалтерской профессии осенью 1898 года Ф Карими отправляется в Москву
В 1900 году Гани Хусаинов и Гильман Каримов приобретают типографию, и Ф Карими, наряду с преподавательской, начинает заниматься издательской деятельностью: выпускает учебники по истории, географии на татарском языке, печатает свои произведения, книги других авторов, переводы с турецкого, русского и французского языков За 1901-1917 гг в типографии было издано 384 наименования книг на татарском языке общим тиражом около одного миллиона экземпляров Им составлены учебники «Мохтасаре жэгьрэфия» («Краткая география»), «Мохтасаре тарихе гомуми» («Краткая общая история»), «Мохтасаре тарихе ислам» («Краткая история ислама»), «Тарихе энбия» («История пророков») Эти учебники были широко востребованы в школах и медресе, переиздавались несколько раз
Знаковым событием в жизни Ф Карими стало путешествие по Европе Он 15 февраля 1899 года, в качестве спутника и переводчика известных братьев-золотопромышленников Закира и Шакира Рамиевых, отправляется в четырехмесячную поездку Их путь следовал через Москву и Санкт-Петербург в Германию, Бельгию, Францию, Италию, Австро-Венгрию, Сербию, Болгарию Рамиевых, в первую очередь, интересовала горнообрабатывающая техника, а Фатих Карими вместе с ними посещал как промышленные предприятия, так и театры, музеи и пр Он также интересовался состоянием образования, издательским депом, приобрел много художественной литературы. В изданном в 1902 году «Путешествии в Европу» автор знакомит татарского читателя с достижениями Европы в области науки, техники, культуры По мнению Ф Карими, все описанное является полноценным залогом процветания, богатства, достатка, свободы общества Данное произведение интересно и тем, что здесь впервые автором указываются пути решения поднятых в его произведениях социальных проблем и живо обрисовывается неизвестный татарскому обществу новый европейский образ жизни.
4 мая 1903 года, по случаю 20 летнего юбилея газеты «Тарджиман» («Переводчик»), Ф Карими участвует в юбилейных торжествах в г Бахчисарае как представитель уральской интеллигенции По возвращении он издает свой новый труд «Путешествие в Крым», а редактор журнала «Мир ислама» (г Петербург) Герман Вамбери в 1906 году переиздает это произведение на английском языке, и в
предисловии он представляет Ф Карими как высокообразованного татарского писателя-ученого
В годы Первой русской революции Ф Карими принимает активное участие в работе партии «Иттифак аль-муслимин» Можно сказать, что с 1905-1906 годов начинается новый этап деятельности Фатиха Карими, связанный с публицистикой Видимо, публицистика и редакторская работа показались ему более эффективным способом просвещения народных масс Этому, по нашему мнению, способствовало тесное общение с членами «Иттифак»а
Новый этап жизни и деятельности Ф Карими ознаменовался выходом в свет первого номера национально-либеральной газеты на татарском языке «Вакыт» («Время») 21 февраля 1906 года в Оренбурге Эта газета до 26 января 1918 года являлась лидером среди всех газет России, издаваемых на тюркских языках
Газета «Вакыт» знакомила читателей со всеми свежими новостями из многих стран мира С этой целью, учитывая знание турецкого и французского языков, 1 ноября 1912 года Ф Карими был направлен, как собственный корреспондент газеты в Турцию для освещения событий балканской войны В течение четырех месяцев в 70 письмах, изданных в журнале «Шура» (5 писем) и в газете «Вакыт» (65 писем), он информирует татарских читателей об общей ситуации в стране, причинах возникновения кризиса, о встречах с турецкими учеными, писателями и общественными деятелями Уже в 1913 году Ф Карими издает эти насыщенные информацией письма как одно произведение объемом 450 страниц под названием «Истанбул мэктуплэре» («Письма из Стамбула»), получившее впоследствии высокую оценку Габдуллы Тукая, назвавшего его «духовной пищей для народа»
В дни Февральской революции в Москве создается Национально-культурная автономия татар Председателем Милли Шуро татар Москвы был избран Г Исхаки Сообщение об этом через телеграф передается в Оренбург На примере Милли Шуро в Оренбурге, во главе с Ф Карими, создается Бюро мусульман - орган местного самоуправления мусульман города «Вакыт» широко освещает деятельность этой организации и тем самым становится своего рода штабом национального движения мусульман России 22 июля того же года на Втором Всероссийском мусульманском съезде в Казани создается комиссия «Идель-Урал» Членами комиссии стали известные татарские общественные деятели Садри Максуди, Ибниамин Ахтямов, Галимджан Шараф, Амина Мухутдиния, Камиль Карими, среди них был и Ф Карими Однако, идея создания штата «Идель-Урал» не была
реализована, так как в октябре 1917 года большевики захватили власть в стране.
20 сентября 1917 года Ф.Карими, поддержав забастовку рабочих типографии, отказывается от своей должности редактора газеты «Вакыт», уже 1 ноября того же года он начинает издавать газету «Яна Вакыт» («Новое время»), основным направлением которой стало служение национальным интересам Однако, уже 26 января 1918 года «Вакыт», 22 марта 1918 года «Яца вакыт», как буржуазные издания, прекратили свое существование
После этих событий Ф.Карими продолжает выступать в газетах «Эшчелэр деньясы» («Мир рабочих»), «Юл» («Путь»), «Сабан» («Плуг») Оренбурга, с осени 1919 года работает в институте просвещения, преподает в татарском педагогическом техникуме
С января 1925 года Карими переезжает в Москву Он работал в Центральном издательстве народов СССР, а в Восточном Университете им Нариманова преподает турецкий язык В этот период в его творческой деятельности наблюдается новый подъем В 1924 году в Казани издается его «Ижтимагый тэрбия (Балалык яшендэ)» («Социальное воспитание в детском возрасте»), в издательстве Москвы печатается перевод книги В.Бартольдта «Теркестан тарихы» («История Туркестана») В следующем, 1925 году, в Казани был издан сборник «Фатыйх Кэрими эсэрлзре» («Произведения Фатиха Карими») как 12-ая книга серии «Татар эдэбияты китапханэсе» («Библиотека татарской литературы») В 1928 году в Казани издается сборник «Дэрдемэнд эсэрлэре» («Призведения Дардменда»), снабженный полной биографией поэта, которую подготовил Ф Карими
Знаменательно то, что в своей статье, напечатанной в газете «Эшче» («Рабочий») в 1930 году (№ 20), Ф Карими, словно прощаясь с читателями, говорит о том, что он, храня глубокую благородность своему народу, своей стране, оставался и остается им верным всегда
В июле 1937 года родная сестра Ф.Карими Закира Шараф приезжает в Москву навестить брата, и ок сообщил ей о том, что в течение всей жизни, с 11 лет, он писал воспоминания о людях и событиях своей жизни и родного татарского народа Он также сообщил ей, что рукопись в объеме 650 странлц недавно для издания в виде мемуаров передал председателю ГлавЦИКа Афзалу Тагирову Автор очень хотел, чтобы рукопись сохранилась к архиве К сожалению до сегодняшнего дня об этой рукописи в научно« мире ничего не известно
Судьба Ф Карими в дальнейшем складывается трагически. 4 августа 1937 года он был арестован и 27 сентября того же года Военной коллегией Верховного суда ССср приговорен к смертной казни
Решение суда было приведено в исполнение в тот же день Могила Ф Карими осталась неизвестной
Ф.Карими был реабилитирован в 1959 году Богатый событиями, впечатлениями и переживаниями жизненный путь Ф Карими является источником ценной информации и сегодня он требует глубокого изучения
Второй вопрос, рассматриваемый в данной главе, - это проблематика прозы Фатиха Карими и ее художественное воплощение Ф.Карими начинал свою писательскую деятельность в то время, когда татарская художественная литература была мощным средством воспитания народных масс, и она выполняла роль социальной трибуны Тем более, что тогда еще не существовала периодическая печать
Во втором параграфе анализируется основная проблематика его произведений, нашедшая отражение в развитии образов литературных портретов и характерах героев, типичных для той эпохи Немаловажную роль в произведениях Ф Карими играет хронотоп, при этом автор показывает себя большим мастером психологического рисунка образов В простых, близких татарской душе сюжетах, он умеет раскрывать сущность жизни, ее цели, состояние общества, культуры и воспитания и т.д Общественные проблемы писатель освещает через призму своих взглядов на мир и выражает свое собственное, субъективное, выстраданное мнение Благодаря этому в произведениях Ф Карими перед читателем раскрывается широкая картина жизни татарского общества с его проблемами и личность писателя, имевшая немалый вес в социально-политической и культурной жизни тогдашнего татарского мира
Как известно, в татарской литературе первой половины XIX века, придерживавшейся средневековых традиций, нередко проповедовались религиозно-моральные ценности Со второй же половины столетия, в связи с существенными общественно-духовными изменениями в обществе, в татарской литературе появляются первые реалистические романы, формируется социальная драматургия, которые опираются на просветительский реализм, и в произведениях все больше начинают подниматься проблемы светской жизни, усиливается внимание к человеку, его чувствам и духовным переживаниям Тем самым татарский ренессанс делает успешные шаги, а в начале XX века он достигает своей кульминации
Этот общекультурный процесс достаточно четко прослеживается в литературном творчестве Фатиха Карими Одним из его первых произведений принято считать повесть «Дочь мурзы Фатима» (1896)
Она отличается от его последующих произведений, прежде всего, своим языком Здесь достаточно много турецких слов, возможно, это являлось результатом учебы в Турции Кроме того, в центре повествования жизнь крымских мурз, хотя в географическом плане крымские тюрки ближе к османским тюркам, чем к казанским татарам Во-вторых, автор повести явно придерживается восточных традиций, и в ней превалирует традиционный для тюркской средневековой литературы романтический пафос
В основе сюжета история влюбленной пары - садовника Мустафы и дочери мурзы Фатимы Традиционный конфликт социального несоответствия романтически разрешается в пользу героев Несмотря на ярко выраженный романтический стиль повести, автор устами образованной девушки высказывает, что любовь великая сила и социальное неравенство не должно причинять вред счастью влюбленных Основная проблема, привлекшая внимание автора, состоит в том, что человек не должен стать рабом воспитания окружающей среды, определенного общественного сословия с его жизненными условностями и привычками, тем самым молодой Ф Карими призывал к свободомыслию Следует обратить внимание на то, чго за свое счастье борется образованная женщина Несчастья нации автор связывает не только с внешними, но и внутренними причинами Таким образом, Ф Карими с самого начала своего творчества, пусть в романтическом духе, ставит общенациональные вопросы культуры и просвещения народа.
Молодой Фатих Карими постепенно начинает обращаться к жизненным реалиям Так, в рассказе «Женитьба Салих бабая» (1897) он рассказывает об истории любви садового сторожа Салих бабая Автор в нескольких строчках передает душевную красоту героя Как и в предыдущем произведении, литературный портрет героя говорит о многом - какой у него характер, каковы воспитание, жизненные принципы, отношение к окружающему миру и тд Правда, у положительного персонажа есть один «минус», которому его научил махдум хазрата - употребление табака, что не одобряется канонами ислама
Автор в этом рассказе снова возвращается к проблеме эмансипации женщины избранница Салиха, вопреки желаниям родителей, в течение трех лет ждала своего возлюбленного Тут автор явно выдает желаемое за действительное
Как принято в произведениях просветительского реализма, автор сам участвует в обсуждении поднятых проблем Тонкий юмор, свойственный писателю, использован им для осуждения неграмотности
служителей религии В общем, сюжет рассказа очень жизненен и реален Поднятые в нем вопросы о необходимости просвещения, человеческой душевной чистоты и порядочности в отношении с окружающими звучат в полную силу
Постепенно в творчестве Ф Карими формируется система основных проблем, сквозных для многих его произведений - это недостаточность полноценного религиозного и светского образования, соблюдения общепринятых морально-этических норм, внутренней и внешней культуры и т д
В дни руководства курсами переподготовки преподавателей Ф Карими пишет рассказ «Учеба Зигангир махдума в деревенском медресе» (1898), посвященный жизни шакирдов медресе При этом описываются не просто отдельные детали жизни и обучения, а учебный процесс в его полном объеме - с юмором и авторскими характеристиками характера и быта героев
Однозначно автор относится к хазрату Он призывает читателя осмотреться вокруг и понять то, что Ахметша хазраты могут погубить не только отдельных детей, но и всю нацию как морально, так и физически.
Вывод автора таков необходим новый подход к преподаванию, создать для шакирдов соответствующие условия в медресе. Таким образом, автор здесь достаточно убедительно освещает важную общенациональную проблему
В том же году Ф Карими создал еще одно произведение - «Шакирд и студент», которое вызвало резко отрицательную реакцию со стороны религиозных служителей Ибо в рассказе описаны реальные картины жизни, где неграмотные хазраты, увлекаясь кумганом, чапаном, забывают о ценностях жизни, враждуют с окружающими, а когда необходимо, не могут объяснить, чему они учились на протяжении двадцати лет в медресе В лице студента восточного факультета университета Карими выдвигает положительное решение вопроса Кроме проблемы неграмотности и гигиены, автор обращает внимание на отсутствие культуры общения, воспитания у персонажей рассказа
Продолжая свои творческие искания, Ф Карими в 1899 году пишет рассказ «Нуреддин хальфа», в котором также поднята важнейшая проблема своего времени - противостояние джадидизма и кадимизма, носителями которых выступают положительные и отрицательные герои Положительный герой Гайнудцинов и его семья, отрицательный герой Нуреддин хальфа пользуются одними и теми же услугами, но резко отличаются у них жизненные позиции
Как в творчестве самого Ф Карими, так и во всей татарской литературе начала минувшего века особое место занимает повесть «Мечта или реальность», в которой с просветительских позиций рассматривается личность и деятельность представителя общественности - депутата Автор критикует гражданскую безответственность и недалекость героя, отсутствие понимания социальных проблем, что делает его недостойным быть защитником интересов народа на государственном уровне Однако татарское общество тогда не было в состоянии понять остроту проблемы, и произведение подверглось резкой критике Автор в отдельных пунктах предлагает свой вариант решения вопроса Заметим, что вопрос и сегодня весьма актуален
На примере одного из постулатов ислама - многоженства, автор пытается объяснить, какова роль женщины в обществе, почему достопочтенный депутат вместо того, чтобы активно работать в парламенте, мечтает о быте и пр Вся проблема в том, что герой, как депутат, не в состоянии выполнить свои обязанности Он пока далек и от общечеловеческих ценностей Идеалом автора является образованная, воспитанная, девушка, которая имеет высокую цель в жизни - просвещение нации Но такая девушка пока живет только в мечтах автора
Нравственно-эстетические ценности, философия жизни Ф Карими находят отражение и в переведенных им произведениях зарубежной литературы Так, в переведенном с французского рассказе «Ьай, шайтан кыз» («Ух, девица-чертовка»), в первую очередь интересны модель западного воспитания, европейская культура взаимоотношений мужчины и женщины Немаловажное значение наверняка имел и комический исход рассказа, где блестяще характеризуется тонкая женская натура Вообще в произведениях Фатиха Карими нет образов аморальных женщин Его женщины все прекрасны, образованны, привлекательны И они в целом представляют женский идеал автора, то, какими хотел видеть писатель женщин нации
В каждом его произведении раскрывается определенная сторона жизни разных людей, представителей разных социальных групп и сословий Все отрицательные герои, какими бы «учеными» они себя не считали, всегда попадают в тупик На примерах и отрицательных, и положительных персонажей писатель подводит к мысли, что грамотность, здравомыслие способствуют и моральному, и материальному процветанию нации со всеми вытекающими отсюда последствиями Особенно важное место отводится им физическому здоровью, духовному воспитанию, этикету общения, внутренней культуре личности
Таким образом, основная проблема, волновавшая Ф Карими, - это состояние национального просвещения, грамотности народа Он ратует за получение человеком истинного религиозного и светского образования и воспитания, за гуманное решение женской проблемы, за знакомство с достижениями мировой культуры, науки, цивилизации. В центре внимания просветителя Карими находится герой-социум, который является носителем нравственных, этических норм
В целом Ф Карими проходит характерную эволюцию, состоящую в следующем свою творческую деятельность он начинает, опираясь на восточные традиции, те в романтическом духе Затем, благодаря воспитанию в семье, полученному образованию, широкому кругу общения, общеобразовательным поездкам, одним словом, большому жизненному опыту, у него формируется собственное мнение о жизни и судьбах наций
В третьем подразделе первой главы рассматриваются жанровые и стилевые особенности прозы Фатиха Карими
Как известно, в конце XIX века татарская литература обогащается новыми жанрами К ним мы отнесем реалистический роман, повесть и рассказ, хотя эти понятия, как термины, проявились и «прижились» позднее
Одно из первых произведений Фатиха Карими - «Дочь мурзы Фатима» в жанровом плане скорее является приключенческой повестью В пределах этого жанра автор описывает закономерности жизни отдельного сословия С самого начала произведение имеет оптимистический дух, настрой на хорошее будущее, что в основном характерно для всего творчества Карими
«Женитьба Салих бабая» является одним из примеров жанра новеллы в татарской литературе той поры. Здесь уже больше черт реалистического стиля повествования, хотя имеют место и романтические мотивы Как известно, переплетение реального и ирреального стало характерной чертой просветительской прозы конца XIX - начала XX вв Именно эта особенность творчества Ф Карими позволили ему добиться удачного художественного изложения своей основной идеи - просветительства
Еще одной характерной чертой стиля Фатиха Карими является то, что он удачно пользуется описанием природы, жизнь природы позволяет читателю лучше понять душевное состояние и переживания героев писателя
В рассказе «Учеба Зигангир махдума в деревенском медресе», при изображении Зигангир махдума и его отца, автор пользуется методом повтора Отец и сын весьма похожи в жизни друг на друга, особенно в
желании что-то изменить в медресе Но автор не принимает определенного решения и не провозглашает его, тем самым предоставляет читателю возможность самому размышлять и делать вывод - какой путь выбрал бы он? Изобразив плачевное состояние медресе и шаткость здоровья шакирдов, писатель, с одной стороны, показывает, что старометодное преподавание не имеет будущего, с другой стороны, предупреждает, что все это грозит будущему нации
Повесть «Шакирд и студент» написана в стиле записок путешественника Для более эффективного выражения своих просветительских идей автор активно использует приемы сатиры и публицистики, с помощью которых он очень выразительно противопоставляет грамотность студента неграмотности шакирда, и читатель делает однозначный вывод
Особенностью стиля рассматриваемой повести является активное внимание автора к внешности, к поведению героев, раскрытие их в мельчайших подробностях, что характеризует его как тонкого психолога Это произведение С X Хафизов сравнивает с первой русской реалистической комедией «Недоросль» Д И Фонвизина3 Он улавливает в комедии ге же приемы и принципы описания комических ситуаций, в которые попадают его герои Вполне возможно, что образы Простакова, Митрофанушки, Скотинина своей яркой индивидуальностью и актуальностью привлекали внимание Ф Карими В то же время необходимо отметить, что «путь литературы каждого народа в принципе сходен с путями литератур других народов Он подчиняется общим законам развития человеческого общества»4
Характерной чертой творчества Ф Карими как писателя-просветителя является его активное участие в своих произведениях идей Он входит в ткань произведения очень органично, что создает у читателя ощущение достоверности происходящего
В целях усиления силы художественного воздействия произведения на читателя Ф Карими в повести «Нуреддин хальфа» особое внимание обращает на портреты героев, на приемы видения снов и философских отступлений «Ученый» хальфа противопоставляется стороннику джадидизма Гайнудцинову Место отдыха, прекрасное время года, поведение героев, их внутренний мир служат более точной характеристикой героя Поэтому данное произведение можно было бы отнести и к очерку-портрету
3 Хафизов С X Татарская проза второй половины XIX века (К вопросу формирования и развития просветительского реализма) / С X Хафизов Автореф диес канд филол наук -Казань, 1975 -С32
4 Долгенко А Н Художественный мир русского декадентского романа рубежа Х1Х-ХХ веков /АН Долгенко Автореф дисс докт филол наук - Волгоград, 2005 - С 40
Анализируя творчество Ф Карими, мы видим, что оно характеризует его не только как мастера слова, но и как гражданина, заботящегося о будущем своего народа, боевого публициста и педагога-просветителя В рассмотренных произведениях «Учеба Зигангир махдума в деревенском медресе», «Шакирд и студент», «Нуредцин хальфа» автор, с одной стороны, активно разоблачает кадимизм в различных его проявлениях, одновременно он обращает внимание на явления, связанные с научно-техническим прогрессом, тем самым предлагает варианты решения назревших в татарском обществе проблем
Для действенного отражения своих просветительских идей и идеалов в «Мечте или реальности» Ф Карими обращается к элементам фантастики Следует отметить, что эта тенденция была присуща и некоторым другим писателям-прозаикам конца XIX века В качестве примера можем назвать «Исчезновение спустя двести лет» (1902-1904) Г Исхаки, «В ночь перед праздником» (1907), «Фатхулла хазрат» (1909) Ф Амирхана
В жанрово-стилевом плане особое место в творчестве Ф Карими занимают его «Путешествие в Европу» (1902), «Путешествие в Крым» (1904) и «Письма из Стамбула» (1912) По жанровым особенностям первые два «Путешествия» отличаются от последнего, что обусловлено разностью целей автора Так, в Турцию он поехал не в просветительских целях, а для выяснения причин возникновения общественного и экономического кризиса в этой стране А «Путешествие в Европу» и «Путешествие в Крым» являются полноценными путевыми заметками, в которых автор знакомит читателя с увиденным и пережитым им во время этих увлекательных поездок Одновременно они могут послужить и своеобразным путеводителем Что касается «Писем из Стамбула», то они по жанру ближе к философско-публицистическим трактатам
Как было отмечено, Ф Карими не только создавал свои оригинальные литературные произведения, но и переводил художественную, научно-популярную, политическую литературу с турецкого, русского и французского языков Соответственно стиль повествования в них, например, в новелле «Ух, девица-чертовка» (перевод с французского, 1908), заметно отличается от собственного творчества писателя В то же время следует отметить, что перевод, на наш взгляд, является удачным Автору удалось сохранить колорит оригинала и увлекательно преподнести татарскому читателю сюжет в юмористическом изложении
Оценивая творчество Ф Карими и 3 Бигиева, Х.Каримов в свое время отмечал, что как по содержанию, так и по стилю в лице этих авторов
татарская литература уподобилась турецкой литературе5 Наша современница РХаррасова также считает, что общие моменты в творчестве Ф.Карими и А Мидхата прослеживаются как в эволюции мысли, так и в творческой лаборатории6
В общем, образ жизни, мировосприятие, мышление, воспитание, образование наложили свой отпечаток на творчество Ф Карими, но он имеет свое индивидуальное лицо, свое благозвучие И характерной особенностью его творчества является публицистический стиль
Вторая глава «Идейно-эстетические ценности публицистики Фатиха Карими» состоит из двух параграфов Наряду с творческой деятельностью он известен еще и как издатель Первый параграф второй главы «Издательская деятельность» посвящен анализу его издательской деятельности Карими хорошо понимал, что издание книг не менее важно в деле просвещения народа Как известно, на рубеже рассматриваемых веков татары не только успешно занимались книгопечатанием, но и служили в этой области примером для многих других народов России. Не случайно Ф Карими обосновался в таком известном культурно-просветительском центре татар, как Оренбург Известно также, что город Казань издавна являлся центром национального просвещения, Уфа - культуры, а Оренбург был связан со становлением книгопечатания7
С переездом в Оренбург, Гильман Каримов покупает у Б Бреслина типографию и вместе с сыном налаживает там издательскую деятельность
После смерти отца 6 июня 1902 года, с целью расплатиться с долгами Ф Карими продает дом, дела в издательстве идут также не совсем гладко Благодаря своевременному и качественному выполнению заказов, постепенно материальное положение издательства поправляется В 1903 году Карими покупает новые станки, арендует большой дом немецкого юриста Добровольского Известно, что он параллельно был репетитором для троих детей Шакира Рамиева Используя инвестиции, 29 декабря 1906 года был заключен договор об учреждении «Товарищества печатного дела Каримов, Хусаинов и К0» с ус гавным капиталом в 40 тысяч рублей Основной целью было создание
' Кэримов X Эдэбиятта узгэрешлэр кетелэ // Ац - 1913 - №13
6 Харрааша Р Ф Эдэби бэйлэнешлэр яктылыгында /РФ Харрасова - Казан Изд-во РПФ Гарт, 2002 -Б 44-45
7 В начале века в городе работали следующие издательства «Нэшрияте Карими» (1900), с 1906 года оно переименовано как «Кэримев-Хесэенов китап ширкэте», «Вакыт» (1909), а также книгопечатные общества «Белек», «Хезмэт», «Файда», «Филад» Кроме этого были издательства, печатающие на русском языке Исследователи насчитывают всего 19 (в некоторых источниках 15) издательств
типографии и литографии, печатание книг, журналов, производство и продажа письменных принадлежностей и пр Пайщиками были Хусаин Хусаинов с долей 15 тысяч рублей, Закир и Шакир Рамиевы и крестьянин Махмутгирей Файзуллин с долей по 5 тысяч рублей и Фатих Карими с лицензированной типографией, оцененной на 10 тысяч рублей Типография располагалась в доме Мировицких по улице Перовской, 40 (ныне Пролетарская) В 1908 году в типографии работал 51 человек Здесь печатались периодические издания на русском и татарском языках («Чукеч», «Икътисад», «Шура» и др ), произведения татарских авторов, научно-популярная и учебная литература
Договор товарищества был заключен на пять лет, но уже в 1909 году Рамиевы отделились и открыли собственную типографию А у «Товарищества печатного дела Каримов, Хусаинов и К0» накопились значительные долги Поэтому в 1914 году, сменив собственника, типография функционировала до 1917 года под эгидой Торгового дома «Абдулхамит Абдулганиевич Хусаинов и К"» После чего предприниматель продал ее Оренбургскому губернскому союзу кредитных товариществ «Народное дело». Со временем издательство стало называться «Южный Урал» Таким образом, современное издательство «Южный Урал» в какой-то степени является правопреемником типографии Фатиха Карими8
Его активная работа, свободолюбивое мышление не могли остаться без внимания жандармерии Среди архивных материалов хранится рапорт полицмейстера Выдрина губернатору от 1 февраля 1901 года № 10 под грифом «совершенно секретно», где напоминается и о его издательской деятельности «Он избрал своей деятельностью типографическую профессию, очевидно, как человек интеллигентный, как писатель и издатель и, вероятно, что не без задней мысли служить орудием распространения путем печати произведений некоторых авторов в известном новом направлении»9
В числе изданных за 1901-1917 гг в типографии Карими книг помимо художественной литературы имеются и два его методических пособия Они предназначались воспитателям, учителям и были посвящены рассмотрению некоторых вопросов методики преподавания отдельных дисциплин, в том числе арифметики В типографии были также напечатаны учебники по географии и «История пророков», переиздававшиеся несколько раз
8 Денисов ДН Фатих Карими в Оренбуржье [Электронный ресурс] - Режим доступа http //lira oren ru
9 ГАОО Ф 10 Оп 2 Д 114 Л 18-23
Следует отметить, что в деле просвещения книжные издательства занимали особое место Издание книг, с одной стороны, способствовало сохранению народной педагогики, выраженной в классических произведениях тюркской литературы, с другой стороны, весь имеющийся багаж обогащался новым колоритом, свежей мыслью, оригинальными идеями Ф Карими, будучи писателем-просветителем и издателем, внес заметный вклад в духовное развитие татарского народа Во втором параграфе «Публицистика Фатиха Карими» рассматриваются его редакторская деятельность и особенности публицистического творчества Публицистика в общепринятом смысле обозначает «литературу по общественно-политическим вопросам современности»10 Как известно, проблемы, поднятые в своих художественных произведениях, Ф Карими продолжал активно освещать и в публицистике Поэтому его художественное творчество и публицистика тесно взаимосвязаны И там, и здесь автор-просветитель поднимал реальные, злободневные проблемы современности и задумывался о путях их решения
В то же время Ф.Карими был активным журналистом, внесшим значительный вклад в развитие национальной журналистики Если учесть, что в начале минувшего века газета играла исключительно важную роль в национальном бытии, еще больше повышает значение деятельности Ф Карими как журналиста В его публицистических выступлениях поднимались насущные проблемы тогдашней общественной жизни
Кроме того, в данном параграфе, в контексте исторических событий начала XX в и на примере одной из самых популярных газет «Вакыт», рассматриваются некоторые особенности становления и развития татарской периодической печати, тематика издаваемых газетных и журнальных материалов, их языковые особенности. Как известно, тогда в татарском мире складывались разные политические организации и партии, каждая из которых имела свои печатные органы Временами возникали острые споры между ними, что отражалось и на страницах печати Характерным примером тому может служить дискуссия на страницах «Вакыт» и «Тац йолдызы» В этой дискуссии, естественно, принимал участие и Ф Карими
Вообще, Ф Карими стал инициатором издания газеты «Вакыт», а братья Рамиевы выразили согласие поддерживать его материально
10 Ожегов С И Счоварь русского языка /СИ Ожегов, под общ ред проф Л И Скворцова -24-е изд, испр - М ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век» ООО «Издательство «Мир и образование», 2005 - С 620
Следует отметить, что издание газеты шло не без препятствий За печатание недопустимых цензурой статей редактор наказывался штрафными санкциями, лишением свободы на шесть недель в 1912 году, был обвинен в панисламизме, масонстве Служители религии также обвиняли его в атеизме и предложили изгнать Ф Карими и Т Соловьева из города Однако широкий круг читателей оценивал издание иначе О чем свидетельствуют воспоминания читателей-современников. Знаменитый венгерский тюрколог Армени Вамбери (1832-1913) в своем письме редактору «Times» (Лондон) сообщает о том, что в Оренбурге также издается «Times» на татарском языке Свободомыслящая газета, редактором которой является эрудированный, воспитанный человек Мухамметфатих, служит цели ознакомления своего народа с достижениями мировой цивилизации, создавая при этом некоторые препятствия консервативной политике России Статья напечатана 28 марта 1906 года
Высокую оценку дали в свое время газете «Вакыт» и деятельности редактора литературовед ГСагди, поэт Г Тукай, редактор журнала «Мир ислама» (Санкт Петербург) Герман Вамбери Кроме того, газета пользовалась большой популярностью среди читателей Средней Азии Даже после прекращения издания «Вакыт» характеризовался как положительное явление для всей интеллигенции названного региона, о чем свидетельствует статья в журнале «Новый Восток» за 1923 г 11
В газете особое внимание уделялось новометодному преподаванию в мусульманских учебных заведениях, в связи с чем предлагалось проведение реформы в области просвещения На ее страницах публиковалось достаточно много статей, посвященных политическим проблемам, социальному неравенству, деятельности Государственной Думы, правительства, а также материалы о торговле, ремесленничестве Особое место занимали вопросы состояния татарского языка и литературы, религии, фольклора и искусства
Как правило, в зависимости от содержания, материалы в газете печатались в определенном порядке На первой странице сообщались актуальные новости, особо важные сообщения российского и мирового масштаба, способствующие развитию самосознания народа На второй и третьей страницах шли рубрики «Дэхли хэбэрлэр», где давались интересные статьи, новости из других газет и журналов),
11 Ахунов А Запечатленное слово Фатыйха Карими [Электронный ресурс] http //www tatworld ru
- Режим доступа
«Мехбирлэребездэн» («Наши корреспонденты»), «Идарэгэ мэктуплэр» («Письма в редакцию»), «Идарэдэн» («От издательства») и др12
Важным является то, что постоянными авторами газеты были Р.Фахруддин, Дж.Валиди, Г Ибрагимов, X Атласи, 3 Башири, Б Шараф, М Бигиев, 3 Валиди, М Гафури, Ш Камал, С Сунчелей и др
Ф Карими был масштабной, яркой, творческой личностью и всегда жил в гуще событий общественной и культурной жизни Об этом свидетельствуют хранящиеся в архивных фондах Республики Татарстан документы Как уже отмечалось, в данном исследовании впервые в научный оборот вводится письмо Л.Толстого Фатиху Карими от 4 апреля 1901 года. В нем великий русский писатель разъясняет свою позицию относительно решения Синода от 20-22 февраля того же года.
В диссертации также впервые в научных целях использованы воспоминания о Фатихе Карими татарского журналиста Махмуда Будайли МБудайли был собственным корреспондентом «Шура» и «Вакыт» по Туркестану. В своих воспоминаниях он изучает около 340 псевдонимов начала XX в, активно использовавшихся в татарской прессе М Будайли приводит следующие псевдонимы Ф Карими «Ф Кэрими», «Ф К», «Калэм», «Карт эшче», «Мехэммэтфатыйх Кэрими», «Кэрими М-Фатыйх», «Вэкилэ», «Озын колак», а также список его произведений Полные тексты двух воспоминаний без изменений приведены в диссертационной работе.
Фатах Карими использовал все возможности периодической печати и литературы для достижении своей цели И не будет преувеличением, сказать, что он определил важные направления национальной литературы и журналистики своего времени И оставил в них глубокий след
В заключении подводятся основные итоги исследования Настоящая работа посвящена изучению идейно-эстетической направленности художественного творчества и публицистики Фатиха Карими Как известно, на рубеже XIX и XX веков произошли серьезные изменения и в жизни татарского народа Соответственно новая эпоха ставила перед обществом целый комплекс вопросов политического, экономического и духовно-нравственного характера
Эти вопросы, как правило, в первую очередь, волновали национальную интеллигенцию, в которой одну из ведущих позиций
12 Например, «Германия и Франция враждуют» (1906, № 2), «В Оренбурге русские открывают мусульманскую библиотеку» (1906, № 2), «Проблемы Турции» (1906, № 78), «Выборы в Польше» (1906, № 78), «Нация нуждается в вас» (1906, № 79), «Съезд октябристов» (1906, № 80), «Совет рабочих депутатов» (1906, № 82), «Египетская периодическая печать» (1906, № 87) и др
занимал известный просветитель, писатель, публицист, переводчик и педагог Фатих Карими
Деятельность Карими условно можно делить на два этапа* с конца XIX века он больше занимался литературным творчеством, а с 1906 года отдавал предпочтение публицистической деятельности
Как писатель, Ф Карими стал одним из основоположников просветительского реализма в татарской литературе и в свои* произведениях активно освещал судьбоносные для родного народа проблемы Творческому развитию писателя способствовала и ею переводческая деятельность
Второе направление деятельности Фатиха Карими, служившее решению тех же, что и в художественных произведениях проблем, составляет публицистика, которая включает в себя как редакторски-издательскую, так и журналистскую деятельность
Творческая эволюция автора была непосредственно связана с его жизненным опытом Чем больше он вникал в реалии жизни, тем больше-становился реалистом в творчестве В целом Ф Карими занял почетное место в истории татарской литературы и татарского народа как просветитель в полном смысле этого слова Изучение его жизни и многогранной деятельности в эпоху духовного, общественно-духовног о и культурного возрождения нации позволяет раскрывать яркую страницу в истории татарского народа
Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора
1 Сибгатуллина, М Р Мастер печатного слова / М Р Сибгатуллина // Чувашский вестник -2007 -№3 -С 316-318
2 ШиЬапова, М Р Габдулла Тукай Иэм Фатих Кэрими / М Р ШиЬапова // Тукай Ьэм XX гасыр мэдэнияты - Казан I атар кит нэшр , 1997 - Б 144-146
3 Сибгатуллина, М Басма суз остасы / М Сибгатуллина // Гасырлар авазы Эхо веков -2007 -№1 -Б 254-257
4 Сибгатуллина, МР Фатыйх Кэрими эдип 1 / М Р Сибгатуллина - Казан Суз, 2007 - 136 б
В ведущем рецензируемом журнале ВАК:
В различных научных сборниках:
Отпечатано в множительном центре Института истории АН РТ
Подписано в печать 17 04 2008 Формат 60x84 ЧХ6 Тираж 100 экз Уел печ л 1,5 г Казань, Кремль подъезд 5 Тел 292-95-68,292-18-09
Текст диссертации на тему "Идейно-эстетическая направленность творчества Фатиха Карими"
Академия наук Республики Татарстан Институт языка, литературы и искусства им. Г.Ибрагимова
На правах рукописи
04*2.00 8 13004 -
Сибгатуллина Миляуша Рафисовна
Идейно-эстетическая направленность творчества Фатиха Карими
10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (татарская литература)
ДИССЕРТАЦИЯ
на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Научный руководитель -доктор филологических наук Ф.М.Мусин
Казань — 2008
/а
Татарстан Фэннэр академиясе Г.ИбраЬимов исемендэге Тел, эдэбият Ьэм сзнгать институты
Кулъязма хокукында
Сибгатуллина Милэушэ Рафис кызы
Фатыйх Карими и^атыныц эдэби-эстетик юнэлеше
10.01.02 - Россия Федерациясе халыклары эдэбияты (татар эдэбияты)
Филология фэннэре кандидаты гыйльми дэрэж;эсен алу очен
ДИССЕРТАЦИЯ
Фэнни житэкче — филология фэннэре докторы Ф.М.Мусин
Казан — 2008
ЭЧТОЛЕК
КЕРЕШ.....................................................................................3
I БУЛЕК. ФАТЫЙХ КЭРИМИ ПРОЗАСЫНЬЩ Т0П ПРОБЛЕМАТИКАСЫ ЬЭМ АНЫЦ СЭНГАТЬЧЭ ГЭУДЭЛЭНЕШЕ
1.1. Фатыйх Кэриминец тормыш юлы Ьэм ия^тимагый
эшчэнлеге.....................................................................................................12
1.2. Фатыйх Кэрими эсэрлэренец проблематикасы Ьэм анын, сэнгатьчэ гэудэлэнеше..............................................................................33
1.3. Фатыйх Кэрими прозасыньщ жанр Иэм стиль
узенчэлеклэре..............................................................................................57
II БУЛЕК. ФАТЫЙХ КЭРИМИ ПУБЛИЦИСТИКАСЫНЫЦ ИДЕЯ-ЭСТЕТИК УЗЕНЧЭЛЕКЛЭРЕ
2.1. Нэширлек эшчэнлеге......................................................................77
2.2. Фатыйх Кэрими публицистикасы...............................................86
ЙОМГАК.................................................................................127
БИБЛИОГРАФИЯ.......................................................................138
КЫСКАРТЫЛМАЛАР ИСЕМЛЕГЕ.......................................................150
КЕРЕШ
Теманыц актуальлеге. Татар тормышында XIX гасыр ахыры — XX гасыр башы аралыгы - яцарыш дэвере. Ж^эмгыятьтэ барган колачлы узгэрешлэрнец нигезсез булмавы ап-ачык. XVIII гасыр ахырында ук формалаша башлаган яца фикер, мэгърифэтчелек хзрэкэте XIX гасыр уртасында шактый ныгый. Сэгыйть Ьэм ИбраЬим Хэлфиннэр, Г.Курсави, Ш.Мэрж;ани, К.Насыйри, Г.Баруди, Гобэйдулла Ьэм Габдулла Бубилар, Р.Фэхреддин, Х.Фэезханов, Ф.Кэрими Ьэм башкалар кебек куренекле шэхеслэр узлэренец тиран белемле, алдынгы карашлы булуы белэн, уз халкыныц килэчэген дерес кузаллап, алга таба усеш ечен мэгариф елкэсендэ, тел-эдэбият аркылы милли узацны устерудэ куп хезмэт куйган Ьэм элеге XX гасыр башы яцарышыныц тепле нигезен булдырганнар.
Сэгыйть Ьэм ИбраЬим Хэлфиннэр — татарда мэгърифэтчелек хэрэкэтенен, беренче вэкиллэреннэн. Г.Курсави инде XVIII—XIX гасырлар чигендэ ук узенец гарэп телендэ язган эсэрлэрендэ яцача мэдрэсэлэр ачарга, аларда ирекле акыл кушканча укытырга енди, «уз акылын, белэн тикшереп эзлэп тап та шуньщ белэн гамэл ит» ди [Рэми 2001: 150]. Дини тормышка кагылышлы мэсьэлэлэргэ реформа ясау кирэклеген яклый. Галим Ш.Мэржанинен, тарихи, биографик хезмэтлэре бугенге кендэ дэ актуаль Ьэм бай чыганак булып тора. К.Насыйринын, тел гыйлеме, эхлак, уку-укыту, этнография, археология, тарих, халык иж;аты мэсьэлэлэренэ кагылышлы фикерлэре бэКасез. Габдулла Ьэм Гобэйдулла Бубилар бугенге укучыга мэгърифэтче галим, педагог-медэррис, ж;эмэгать эшлеклесе, дэреслеклэр авторлары буларак билгеле. Мэгърифэтче Фатыйх Кэриминец эшчэнлеге ахыргача ейрэнелмэгэн булса да, аныц татар халкы ечен кылган гамэллэре бугенге кендэ миллэттэшлэре тарафыннан танылды.
Яцарыш чорынын, меЬим узенчэлеклэре бер бу гына тугел. Биредэ Казанда яца уку йортлары ачылу (1804 елда Казан император университеты, 1876 елда Казан татар укытучылар мэктэбе), моцарчы булган тэртиплэрне саклап калырга омтылучы, гыйлем елкэсендэ Бохарага йез тоткан
кадимчелек Иэм либерал ждцитчелек дигэн ике хэрэкэт формалашу Ьэм башка фактларга мерэж;эгать и ту кирэк.
Традициялэргэ бай ж;ирлек белэн беррэттэн иж;тимагый менэсэбэтлэрне узгэртугэ ихтыяж; туган элеге елларда мэйданга нык адымнар белэн бетен халыкныц, татар миллэтенец мзнфэгатен кайгырткан, аца тугры хезмэт иткэн чын зыялы затлар — мэгърифэтчелэр чыга. XIX йезнец 80 нче елларында татар двньясында жднлану башлана. «Яца фикер, мэгърифэтчелек хэрэкэте, татар деньясы кысаларында гына калмыйча, башка терки халыкларныц да ихтирамын казана» [Сэхапов 2004: 19].
Бер яктан, эдэбият яца темп белзн усэ башлый. Икенче яктан, татар >к;эмгыятендэ деньяви белем дэ алган Иэм фэнни, иж;тимагый-сэяси олкэлэрдэ Гареб казанышлары белэн дэ яхшы таныш шэхеслэр катламы пэйда була. Алар белем бируне узгэрту эшен яца гасыр татар мэдэниятен мэйданга чыгару юлында беренче адым итеп саныйлар [ЗаЬидуллина 2000: 68].
Озак еллар усеш-узгэреш курмэгэн мэктэп-мэгариф системасыныц яцаруы, эдэбиятныц кетелмэгэн бер рэвештэ усеп китуе, милли матбугат туу, татар театр сэнгате барлыкка килу яца шартларныц, менэсэбэтлэрнец терки-татар деньясында таралуы ечен хезмэт итэ. XIX гасырныц урталарына кадэр, нигездэ, Шэрык даирэсе йогынтысында усеп килгэн татар эдэбияты рус-аурупа деньясына, мэдэниятенэ йез белэн борыла. Эдиплэребезнец рус, Кенбатыш Аурупа эдэбияты белэн танышып, аны туган телгэ тэрж;емэ иту Ьэм татар халкына ж;иткеруе, мэдэният, сэудэ бэйлэнешлэре ныгу яцача фикерлэу уянуга тагын да кечлерэк этэргеч була. Иреге чиклэнгэн халыкныц бердэнбер менбэре эдэбият булганлыктан, язучылар, телиме-телэмиме, сэясэтче булып китэ.
М.Госманов: «Бу яцалыкларны, икелэнмичэ, яца дэвер татар мэдэниятенец алтын баганалары дип эйтергэ мемкин. Ьэм шулай бэялэнэ дэ. НиИаять, шушы дэвердэ татарларда элеккечэ берэн-сэрэн тугел, бэлки теркем-теркем зыялылар - эшлекле шэхеслэр мэйданга чыкты», - дип бэяли [Госманов 2001: 9]. Кызганыч, элеге зыялылар кутэреп чыккан идеялэр, кылган гамэллэр ахырына ж;иткерелми кала.
Татар эдэбияты тарихында XIX гасыр ахыры - XX йез башы -узенчэлекле чорларньщ берсе. Олеге дэвердэ иждт ителгэн эдэби эсэрлэр шул чорнын, эдэби мирасын гына тугел, э милли фикер усешен, сэясэтнец торышын, гомумэн, милли кысаларда гына калмыйча, деньяви масштабта жэмгыятьнец ничек яшэвен тасвирлый.
Чорнын, эдэби Ьэм иж;тимагый юнэлештэ актив эшчэнлек алып барган шэхеслэреннэн берсе - Фатыйх Кэрими. Ул - XX йез башы татар эдэбиятында, ж;эмгыять тормышында тирэн эз калдырган жэмэгать эшлеклесе. Фатыйх Кэрими татар милли рухи мэдэниятен, тормыш дэрэж;эсен кутэру эшендэ, жыеп эйткэндэ, халкыныц «аякка басуы» ечен эдип, публицист, педагог, тэрж;емэче буларак хезмэт куйган. Дэдитчелек тарафдары Фатыйх Кэриминец эсэрлэре миллэтне аякка бастыру идеялэре белэн сугарылган. Публицистикасы кенузэк мэсьэлэлэрне объектив яктыртуны куз алдында тота. Педагогик эшчэнлеге дэ яца, уцайлы юл белэн бара. Бер гасыр вакыт утугэ карамастан, элеге идеялэр актуальлеген югалтмый гына тугел, тагын да житдирэк тес ала.
Дистэ еллар дэвамында киц катлау укучыга таныш булмаган Ф.Кэрими эсэрлэре вакыт, замана талэбе белэн халыкка «кайтарылды». Аларны уку рухи кыйммэтлэребезне, уткэнебезне барларга, деньяны кабул итуебездэ, тормыш тэжрибэбездэ булган уцай Ьэм тискэре якларны анализларга, шул хаталардан гыйбрэт алырга ярдэм итэ.
Хезмэтебезнец темасы бик киц, элбэттэ. Элеге шэхеснец эдэби иж;аты да, публицистикасы да, педагоглык эшчэнлеге дэ тулаем, тиешле дэрэж;эдэ тэфсиллэп ейрэнелмэгэн. Хронологик яктан карала торган чор да катлаулы, узенчэлекле — XIX гасыр ахыры — XX гасырныц беренче чиреген уз эченэ ала. Кыска гына вакыт аралыгында миллэт Ьэм ил тормышында никадэр узгэрешлэр! Нэтиж;элэрнец ни белэн беткэнлеге бугенге кендэ инде сер тугел. Бугенге кендэ игътибардан читтэ калган мирасны ейрэнеп, тэжрибэ туплау зарур.
Фатыйх Кэрими иждтыныц идея-эстетик узенчэлеклэре, гомумэн, эдэби Ьэм публицистик эшчэнлеге татар халкы тормышында эЬэмиятле,
жентеклэп фэнни яктан ейрэнерлек елкэ булып тора. Ул яшэгэн дэвер узенчэлеклэрен истэ тотып, аныц шэхес буларак формалашуын, иж;ат эволюциясен, оста калэм иясе буларак кутэргэн проблемаларын ойрэнеп, аца тиешле объектив бэя биру хезмэтнец актуальлеген тээмин итэ.
Диссертациянец максаты. Фатыйх Кэримине купчелек авторлар татар милли хэрэкэте лидерларынын, берсе, гомумроссия масштабындагы шэхес итеп карый. Э менэ аныц Оренбургта яшэгэн дэверендз милли мэдэниятне устеругэ, демократик менэсэбэтлэрне формалаштыруга керткэн елеше Ьэм аннан соцгы Мэскэу чоры турында укучы аз хобэрдар.
Сайлап алынган юнэлешне фэнни ейрэну очен материаллар ж;итэрлек. Эмма, табылмаган, ейрэнелмэгэн архив чыганаклары да шактый булырга тиеш. Элеге диссертация кысаларында, эдип Ьэм публицист буларак, Фатыйх Кэрими иж;атыныц идея-эстетик узенчэлеклэрен ейрэну максаты куелды.
Максат белэн бэйле рэвештэ тубэндэге бурычлар билгелэнде:
1. Эдэбиятныц теоретик мэсьэлэлэренэ кагылышлы хезмэтлэр белэн танышу;
2. Ф.Кэриминец тормыш юлын ейрэну;
3. Эдип иж;атыныц фэнни дэрэжэдэ тиешенчэ ейрэнелеп бетмэгэн елешен анализлап, татар эдэбияты тарихындагы урынын Ьэм эЬэмиятен ачыклау;
4. Уткен калэм иясе буларак, Фатыйх Кэриминец публицистик эшчэнлеген ейрэну максатыннан, фэнни кулланылышта булган фактлар Ьэм сакланып калган кадэр «Вакыт» газетасына кузэту ясау;
5. XX гасыр башы татар и^тимагый тормышы белэн бэйле фактларны билгеле бер системага салып, мэгърифэтче Фатыйх Кэрими эшчэнлегенец татар миллэте ечен шмуми эЬэмиятен курсэту.
Теманыц ойрэнелу дэрэжэсе. XX гасыр башында эдип Ьэм журналист, педагог Ьэм тэр>кемэче Фатыйх Кэрими исеме еш телгэ алынган. Аныц эшчэнлегенэ инде шул вакытларда у к югары бэя бирелгэн язмапар була. Эдэбият тарихы белгече Г.Сэгъди «Татар эдэбияты тарихы» (1926) дигэн китабында Фатыйх Кэриминец эдэби иж;атына анализ ясый [Сэгъди 1926:
123]. Ф. Эмирхан, Й.Акчура, Г.Исхакый, Х.Кзримов Ьэм башкалар анын, иждтына морэж;эгать итэлэр, бзя бирэлэр.
Эмма совет чорында, Г.Сэгъди китабыннан соц, буржуаз язучы дип тамгаланып, Фатыйх Кэрими иж;аты эдэбият тарихына караган хезмэтлэрдэн, фэнни эшлэрдэн бетенлэй тошереп калдырыла. Исеме дэ буржуаз язучы сыйфатында гына телгэ алына. Шул рэвешле гаеплэнгэн Фатыйх Кэримине аклау озакка сузыла. Бары тик 1959 елда гына аны реабилитациялэу карары чыгарыла [Определение... 2000: 299-300].
Миллэтебезнен, куренекле улы Фатыйх Кэриминен, бай мирасын эдэбиятка, халыкка танытуда куп еллар дэвамында эдэбият галиме Мехэммэт Гайнуллин хезмэт итеп килэ. Ул да, купме генэ тырышса да, газета-журнал битлэрендэ Фатыйх Кэрими турында укучыга кирэкле мэгълуматны телэгэн кулэмдэ бастыра алмый, Фатыйх Кэрими иждтын эдэбиятка кайтару зур авырлык белэн бара.
Олуг эдип иж;атын торле яклап тикшеругэ эдэбият галимнэре М.Гайнетдинов, Ф.Мусин, Э.Кэримуллин, М.Эхмэтж;анов, тарихчылардан Б.Солтанбэк, Р.Нэфыйгов, фэлсэфэче Я.Абдуллин Ьэм башкалар сизелерлек зур олеш керттелэр.
Эдэбият галиме Мэсгуд Гайнетдиновнын, Ф.Кэрими иждтын тулырак яктырткан кереш мэкалэ белэн «Морза кызы Фатыйма» исемле кулэмле эсэрлэр щлентыгы басылып чыкты [Кэрими 1996: 414]. 2000 елда Фатыйх Кэриминен, 130 еллыгына багышлап чыгарылган «Фатыйх Кэрими: фэнни-биографик жыентык» китабын тезучелэр тарафыннан язылган «Фатыйх Кэрими — татар халкыныц мебарэк тэсбихендэге энж;елэрнец берсе» дигэн сузлэр бернинди арттырусыз бирелгэн бэя [Фатыйх Кэрими 2000: 3]. Г.Р.Газизова тарафыннан «Лексико-семантические и стилистические особенности прозы Фатыйха Карими» дигэн темага кандидатлык диссертациясе башкарылды [Газизова 2002]. Биредэ авторныц эдэби эсэрлэре лексик-семантик Ьэм стиль узенчэлеклэре ягыннан анализлана. XX йез башы татар ж;эмэгатьчелегендэ «тацчы» Гаяз Исхакый белэн «иттифакчы» Фатыйх Кэрими арасында гомумж;эмгыяви проблемаларга кагылышлы бэхэслэрнец
эчтэлеген, сэбэплэрен яктыртуга багышланган кандидатлык диссертациясе Г.Якупова тарафыннан якланды [Якупова 2006]. Биредэ купмедер кулэмдэ Фатыйх Кэриминец «Вакыт» мехэррире буларак бастырган мэкалэлэренэ кузэту ясала.
Башка авторларньщ да Фатыйх Кэрими ижатына, аныц купьяклы эшчэнлегенэ берникадэр дэрэж;эдэ игьтибар иткэн мэкалэлэре бар. Мэсэлэн, Д.Н.Денисовньщ «Фатыйх Карими в Оренбуржье», А.Ахуновныц «Запечатленное слово Фатыйха Карими», В.В.Амелинньщ «Национальные меньшинства Оренбуржья» Ьэм башка язмалары шундыйлардан. Фатыйх Кэрими хакында. кыска. гына, гомуми материалны интернеттан да табып укырга мемкин. Оренбург шэЬэрендэ «Яца вакыт» газетасыныц юбилее уцае белэн 2006 елда Фатыйх Кэрими шэхесенэ дэ берникадэр игьтибар булды.
Фатыйх Кэриминен, эшчэнлеген, язмышын, иждтын ейрэну, аныц XX гасыр эдэбиятында тоткан урынын дерес бэялэу максатында житди эшлэр башкарылып килэ. Эсэрлэренец купчелеге укучыга барып. иреште. Эмма-аныц тормышы, ижаты, ижтимагый-сэяси эшчэнлеге хакында эле язасы, эзлэнэсе бар. Бигрэк тэ Фатыйх Кэриминец педагогик эшчэнлеген бер системага салып ейрэну зарур. Элеге шэхеснец тормыш рэвеше, эшчэнлеге татар халкыныц Россия дэулэте белэн менэсэбэтлэре тарихын, эдэби-мэдэни усешебездэге меЬим мэсьэлэлэрне ойрэнудэ ачыклыклар кертергэ ярдэм итэ. Элеге хезмэтебез шул юнэлештэ бер адым булып тора. Билгеле фактларга фэнни кузлектэн якын килу зарур. Боларныц барысын да жентеклэп ейрэну, киц катлау укучыга житкеру - галимнэр естендэге бурыч.
XIX гасыр ахыры — XX гасыр башы матур эдэбияты Иэм вакытлы матбугаты ейрэну объекты булып тора. Элеге елкэдэ шул чор татар тормышы, ил язмышы Ьэм деньякулэм проблемалар яктыртылган. Болар барысы да Фатыйх Кэрими эшчэнлегендэ тулы чагылыш таба. Чор узенчэлеклэрен ачыклау максатыннан, «Вакыт» газетасы белэн беррэттэн, мемкин булган кадэр шул чорныц башка газета-журналларына да мерэж;эгать ителде.
Теманы ейрэнудэ теп материал-чыганак — яцарыш чорында ижат
ителгэн эдэби эсэрлэр урнэге буларак, Фатыйх Кэрими прозасы, шулай ук «Вакыт» Ьэм аньщ эшчэнлегенэ, ижатына кагылышлы башка газеталарда басылган мэкалэлэр, Татарстан Республикасы Милли архивы фондында саклана торган материаллар, Исмэгыйль Рэми тарафыннан тезелгэн «Эдэби сузлек».
Методологик нигез. Диссертация нен, теоретик Ьэм методологик нигезен эдэбият фэнен тикшерудэ, мэдэни мирасны ейрэнудэ объективлык Ьэм тарихилык принцибы, эдэбиятны бер система буларак социаль-тарихи планда хронологик тикшеру, чагыштырма-типологик Ьэм эдэби-эстетик анализ методлары кулланылды. Бу эшебезне язуда теоретик нигез буларак А.Г.Эхмэдуллин, В.Г.Белинский, М.Гайнетдинов, М.Г.Гайнуллин, Р.К.Га-ниева, М.Г.Госманов, Д.ЗаЬидуллина, М.С.МэЬдиев, Х.Й.Мицнегулов, Ф.Мусин, А.В.Ушаков, В.Хализев, Р.Харрасова кебек галимнэрнец хезмэтлэре, эдэбият белеме сузлеге Ьэм башкалардан файдаланылды.
Фэнни яцалык. Оренбург яклары татар милли тормышында меЬим бер урын алып торган. XVIII гасыр ахырларыннан Каргалы бистэсе Казан белэн тицлэшерлек мэдэният учагына эйлэнэ. Заманында Обелмэних Каргалый, Ьибэтулла Салихов кебек эдиплэрне биргэн элеге тебэк XX гасыр башында да татар ижтимагый тормышында эЬэмиятле урын тота. Биредэ Риза Фэхреддин, Дэрдемэнд (З.Рэмиев), Шэриф Камаллар белэн бергэ Фатыйх Кэрими дэ мэйдан тоткан. Татар эдэбиятында монографик планда элеге шэхеснец эдэби Ьэм публицистик эшчэнлеге беренче тапкыр тулаем алып анализлана Ьэм узара бэйлэнештэ карала.
Одэби эсэрлэрдэге образлар системасы, сюжет, тема, идеялэр, композиция, хронология ейрэнелэ. Психологизм бирелеше тикшерелэ, стиль-сурэтлэу чараларына кузэту ясала. Кайбер эсэрлэр анализланган булса да, Фатыйх Кэриминец тулаем ижатын Ьэм публицистакасын бербетен итеп карауныц аерым проблема тосендэ махсус фэнни тикшерену темасы итеп алып ейрэнелгэне юк. Олеге хезмэт - бу темага мерэжэгать итунец беренче тэжрибэсе. XIX гасыр ахыры - XX гасырныц беренче чиреге татар эдэбияты белэн бэялэп караган вакытта, элеге эзлэну-ейрэнулэрнец кыйммэте зур. Ьэм
ул кыйммэт татар милли эдэбиятыныц чын байлыгын, матурлыгын фэнни дэрэл^эдэ ейрэнугэ >к;ирлек тудыра.
Элбэттэ, бер кеше гомерендэ башкарылган эшчэнлекне кандидатлык диссертациясе кысаларында гына ейрэнеп бетеру мемкин тугел. Бигрэк тэ архив фондларыннан тулысынча файдалану мемкинлеге булмау тоткарлык ясый. Шулай да сайланган проблема мемкин кадэр яктыртылды, ачыкланды дип саныйбыз.
Теоретик эНэмият. Фатыйх Кэрими кебек эдип Ьэм> публицистыбызныц иждтын, эшчэнлеген тикшеру XIX гасыр ахыры - XX гасырныц- беренче чиреге татар эдэбиятыныц, татар милли-иж;тимагый тормышыныц усешен ейрэнудэ меЬим урын тота; жэмгыять белэн дини мэсьэлэлэр бэйлэнешен кузалларга ярдэм итэ; терек, Аурупа Ьэм рус эдэбиятында калкытылган мэсьэлэлэрнец, иж;тимагый фикернец безнец мэдэниятебезгэ, милли даирэбезгэ ничек утеп керуен ацлату мемкинлеген тудыра Ьэм эдэбиятара бэйлэнешлэрне ейрэну эЬэмиятен ачыклый. Фатыйх Кэрими эсэрлэрен системалы рэвештэ тэнкыйди кузлектэн чыгып анализлау элеге эдип иждтына гына тугел, гомумэн татар эдэбиятына объектив карашны ныгытырга ярдэм итэ.
Фэнни-гамэли эЬэмият. Бу хезмэттэ Фатыйх Кэриминец тормыш юлы, иждты, публ