автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Идейно-философские основания русского либерализма

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Рогочая, Галина Петровна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Краснодар
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
Диссертация по философии на тему 'Идейно-философские основания русского либерализма'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Рогочая, Галина Петровна

Введение.3

Глава I. Философские основы становления русского либерализма.

I.I Либерализм как течение общественной философско-политической мысли методологический аспект) .17

I.II Особенности становления либерализма в России.38

Глава II. Основные направления русского либерализма.

II.I Философское обоснование идей консервативного либерализма.72

П.П Политико-философские воззрения социального либерализма.103

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по философии, Рогочая, Галина Петровна

Актуальность темы исследования

Либерализм прошел длительный путь эволюции и развития. Оформившись теоретически в XVI 1-ХVIII веках в Западной Европе, он нашел свое своеобразное продолжение в России. Специфика развития либеральных идей в России дооктябрьского периода представляет особый интерес в связи с процессами, происходящими в современном обществе. Практика преобразований последних лет в российском обществе показала, что привнесение идей либерализма в нашу жизнь по-новому ставит вопрос об отношении к философскому и идейно-теоретическому наследию русского либерализма. Обращение к опыту дореволюционного развития либерализма в России позволяет понять и осмыслить процесс развития либеральных идей в России, влияние западной философской мысли на их становление, глубже выявить, какие либеральные идеи были восприняты из западного либерального опыта и взяты за исходные посылки собственных теоретических систем, какие, наоборот, не были востребованы в силу тех или иных причин. Последнее, безусловно, не отрицает базовых установок либерализма такие как: частная собственность, конкуренция, отделение власти от собственности; правовое государство и демократический механизм формирования власти; наличие свободной прессы; гарантия свободы вероисповеданий и мнений и др.

Либерализм, как система, утверждающая безусловную свободу личности в рамках правового пространства, основывающаяся на принципах рационального осмысления мира, терпимости по отношению к иным мировоззренческим установкам, открытостью, готовностью к взаимодействию и диалогу - является не просто одной из ведущих концепций демократического развития, а нечто большее, это определенное понимание мира и отношение к нему, которое возникло в рамках христианской цивилизации.

Специфичность либерализма, его метаполитичность как одна из основных характеристик, позволяет уйти от крайностей политизации, не сводить его только к комплексу тех или иных принципов, установок, лежащих в основе экономической, политической, социальной доктрины.

Степень разработанности проблемы.

Многоплановость, значимость либерализма делает актуальным исследование данной проблемы. В этой связи можно выделить следующие подходы:

Определенное число работ посвящено исследованию либерализма с точки зрения фундаментальных, базовых идей и принципов, на которых основывается теория и практика либерализма.

Следующую группу составляют исследования, касающиеся особенностей и специфики российского либерализма, проблем концептуального оформления либеральных идей в России, формирования различных направлений в российском либерализме.

В ходе изучения историографии обозначенной темы исследования существенное внимание обращено на следующие проблемы: либерализм как общественно-политическое течение; генезис либерализма, учет факторов повлиявших на его зарождение, формирование и развитие; выявление общей концептуальной основы либерализма; анализ взаимодействия либерализма и демократии, либерализма и конституционализма. Выявление этого блока проблем объясняется тем, что авторы подходят к исследованию развития либеральных идей преимущественно с философских, идеологических и социально-политических позиций. За рамками нашего исследования остается институциональный аспект либерализма, понимание его как системы политических институтов и механизмов управления.

Либерализм как общественное направление, его зарождение, формирование и развитие, исследуется в работах: В.В.Леонтовича, Л.Мизесса, А.А.Медушевского, К.М.Кунцевича, Б.Г.Капустина, Г.Розмозера, А.А.Френкина, Л. Харца, Т.Л. Лабутиной и др. Существует различные подходы к пониманию вопроса о зарождении либеральных идей. Ряд авторов утверждает что впервые либеральные положения были высказаны еще в трудах древнегреческих мыслителей. Так Кунцевич K.M. видит преемственность основных принципов современного либерализма и таких появившихся в античной философии понятий, как сочетание власти и закона, различение правового и неправового поведения, признание равенства людей по естественному праву. (Кунцевич K.M. Либерализм, сущность, истоки, перспективы. Минск, 1993.) Сходной позиции придерживается Леонтович (Леонтович В.В. История либерализма в России. 1762-1914. М., Из-во Русский путь. 1995.) Говоря о преемственности идей либерализма и конституционализма, как его неотъемлемой составляющей, А.А.Медушевский отмечает, что история констуционализма ( если его понимать как участие народа в управлении) начинается с эпохи античной государственности, проанализированной в сочинениях Аристотеля, Платона, Полибия, в которых есть некоторые положения, послужившие исходной точкой теории разделения властей Монтескье. (Медушевский A.A. Либерализм как проблема современной западной историографии, II Вопр. ист., 1992, № 8-9).

К.С. Гаджиев, Л.Мизесс, Т.Л.Лабутина расширяют круг основоположников либерализма и дополняют его представителями американского Просвещения, французскими физиократами, приверженцами английской манчестерской школы, представители немецкой классической философии,. европейской классической политэкономии. К их числу Гаджиев относит: Дж. Локка, Ш.-Л. Монтескье, И.Канта, А.Смита, В.Гумбольдта, Т.Джефферсона, Дж.

Медисона, Б.Константа, А. де Токвиля, а так же И.Бентама, Дж. С. Милля, Т.X. Грина, Л. Хобхауза. (Либерализм: история и современность. // Новая и новейшая история. №6 1995.)

Полагаю, что корни некоторых либеральных идей возможно найти в античной философии, но все же либерализм как связанная и структурированная система сформировался в условиях перехода от феодальных отношений к буржуазным и явился наиболее адекватным ответом на новую социально-политическую и экономическую реальность.

Мыслители эпохи Просвещения разработали философское мировоззрение, которое получило широкое распространение и сделалось неотъемлемой частью западной культуры. Значение внутреннего единства всех прав и свобод для буржуазного правосознания отмечено Э.Ю. Соловьевым, Р.Тарнасом и Г.Ласки. Г. Ласки в работе "Возвышение европейского либерализма", указывает, что совокупные усилия Реформации и научной революции" положили конец культурной гегемонии католической Церкви в Европе и породили более индивидуалистический, скептический и светский дух Нового времени".* Именно индивидуалистические принципы и ценности легли в основу либерального мировоззрения, либеральной этики и породили целую систему норм основанную на договорных отношениях.

Вопрос о том, как определять либерализм, и кого на основании этого определения следует считать либералом, является одним из наиболее сложных (в том числе и для исследователей западной политической мысли). Проблема заключается в том, что трудно дать "объективное" определение либерализму как системе идей с позиции историка, а не идеолога, формулирующего свое собственное понимание этого предмета Концептуальное ядро либерализма определяется в работах следующих авторов: А.А.Кара-Мурзы, В.Ф.Пустарникова, Б.Г.Капустина.

LASKI J. The Rise of European liberalism. Lnd.,1963. p.258.

К.С. Гаджиева, Ю.И.Шелестова и др. Дискуссия по данным проблемам нашла отражение на страницах "Полиса"(№3, 1994), а так же в сборнике "Либерализм в России"(1996). Авторы выступают за поиск инвариантного ядра либерализма. Если свести воедино эти поиски, то можно подытожить, что "либерализм явился наиболее адекватным ответом на социально-политическую и экономическую реальность, связанную со сменой средневекового, феодального строя строем буржуазным."* центральной для либерализма проблемой является "проблема бытия человека в Новое время", трактуемая как "возможность общежития вообще, если в его основу кладется индивидуальная свобода, понимаемая как право"** и сам либерализм, с его центральной идеей свободы и прав человеческой личности является ответом на универсальный вопрос политической мысли: Как возможен социальный порядок, если он в данный момент отсутствует или находится под угрозой? Либерализм выступает как "социализирующая" и "стабилизирующая" сила, ограничивающая власть государства властью гражданского общества.

Наряду с указанными проблемамй, можно выделить отдельный блок исследований посвященный соотношению таких проблем и понятий как либерализм и демократия, либерализм и конституционализм. Эти проблемы нашли отражение в исследованиях И.К.Пантина, К.С.Гаджиева, В.Б.Пастухова, И.И.Кравченко, А.Н.Медушевского, Л.В.Селезневой, В.В.Согрина, А.А.Данилова. Исследователи сходятся во мнении, что либерализм является той идейной основой, на которой строится фундамент демократии и подчеркивают наличие оппозиции либерализма и демократии в России. Так же указывается (Там же, с.48); на необходимость разграничения конституции как документа и конституционализма как тенденции общественного развития.

Либерализм в России. М., 1996. с.61,62 Там же, с.48

Проблема заимствования и адаптации западноевропейского и американского либерального опыта через призму анализа демократических институтов, а также парламентаризма и конституционализма содержится в исследованиях Л.В.Селезневой и И.Ф.Худушеной.

Как показывает анализ работ посвященных изучению либерализма с точки зрения фундаментальных базовых принципов, исследователями проведена большая работа по определению онтологических и гносеологических оснований либерализма; его периодизации и типологизации; так традиционно выделяются типы классического, нового и неолиберализма; подчеркивается динамика развития либерализма как явления "становящегося" в каждую конкретную историческую эпоху, а так же специфика либеральной традиции свойственная различным странам. Ведется поиск "инвариантного ядра либерализма" или "единой семьи либерализма", в этой связи может быть полезным определение философских и методологических оснований либерализма.

Вторая часть работ посвящена исследованию особенностей и специфики российского либерализма, проблем концептуального оформления либеральных идей в России, формирования различных направлений в российском либерализме.

Проблема зарождения и идейных истоков российского либерализма рассматривается в работах В.В. Леонтовича, Л.Люкса, А.В.Гоголевского, Л.И.Новиковой, И.Н.Сиземской, И.Ф. Худушеной, В.Ф.Пустарникова, Л.В. Селезневой, С.С.Секринского, В.В.Шелохаева. Как отмечают С.С. Секринский и В.В. Шелохаев: "В России отдельные структурные элементы либерализма трансплантировались с Запада и использовались носителями государственной власти в ходе разработки и реализации программ" .*

Секринский С.С., Шелохаев В.В. Либерализм в России: очерки истории (середина XIX - начало XX вв.) М.Д995. С.7

Некоторые, еще теоретически неосмысленные идеи можно найти даже в указах Екатерины II. Эта точка зрения отражена в работах Л.И.Новиковой и И.Н.Сиземской. Они подчеркивают, что "либерализм пришел в Россию в обличии просвещенного абсолютизма. Его первым пропагандистом стала императрица Екатерина II, в записках которой еще до воцарения на престол имеются признания, ученически воспроизводящие принципы французского либерализма."* Конечно же, зародившись в среде просвещенной монархии, отдельные либеральные воззрения несли на себе печать той среды, которая инициировала их появление в России.

Отсутствие независимого и влиятельного среднего сословия сказалось и на формировании либерализма. На это указывает Леонид Люкс. По его мнению: ". либеральный курс должен был опираться на социального носителя, - найти его было очень трудно. В России не было или почти не было среднего сословия - главной опоры политического свободомыслия на Западе."** В период зарождения у российского либерализма не было широкого социального основания, что в дальнейшем сказалось на формировании его специфики. На начальной стадии формирования либерализма происходит в двух направлениях: эволюционно-реформиетском и революционно-радикальном. На это указывают Пыпин А.Н, А.В.Гоголевский, В.И.Приленский. И только с их размежевания, по мнению В.И.Приленского, начинается собственно концептуальное оформление либерализма в России.

В историографии нет единого подхода в трактовке социально политической деятельности декабристов. Так историография советского периода рассматривает их как дворянских революционеров. А в историографии дореволюционного периода им отводится место среди либеральных реформаторов. Такой точки зрения придерживается * Либерализм в России. Сб.ст.М.1996. С.78 ** Там же.

А.Н.Пыпин, В.И. Семевский, П.Н. Милюков. Г.П. Федотов характеризует декабристов как либеральных дворян.

Так же проблемным является причисление славянофилов и западников к кругу либеральных сторонников. Можно привести ряд авторитетных мнений за и против. Так Цимбаев, относя славянофилов к русским либералам. А В.С.Соловьев, идеи которого нашли отражение в российском либерализме конца XIX- начала XX века, критически оценивает принадлежность славянофильства к либерализму, цитирую мысль о том, что славянофилы лишь археологические либералы. * В оценке принадлежности славянофилов к русскому либерализму, мне ближе точка зрения А. Валицкого. Он пишет: " .Славянофильская идеология (а скорее ее некоторые элементы) могла инспирировать в определенной, достаточно ограниченной мере либеральные стремления в политике, но не была в состоянии перебросить мост между консерватизмом и либерализмом как мировоззрением. "**

Традиционно большинство авторов склонно видеть в западничестве предтечу либерализма в России. Так В.И. Приленекий "выводит мировоззрение Грановского. из западничества и просветительской традиции."***

Полагаю, что отождествлять либерализм и западничество можно с большой долей условности. Выше отмечалось, что и славянофильство и западничество, по сути своей явления общественно-литературные, следовательно не приходится говорить о наличии единой (в данном случае для западничества) идеологии, речь идет о восприятии общем для

Соловьев B.C. Славянофильство и его вырождение// Национальный вопрос в России. В 2-х т. Спб., 1891. С.30. Цит. по: Либерализм в России. М., 1996. С.132 *** Либерализм в России. Сб. ст. С. 136 индивидуализма круге идей. К сторонникам которого относятся столь разные люди как: П.Я. Чаадаев, Т.Н.Грановский, К.Д.Кавелин, А.И. Герцен, В.Г.Белинский. В этом случае, мне импонирует позиция В.Ф.Пустарникова. Он отмечает: "Русские просветители 40-60-х годов XIX в., дворянские и буржуазные либералы в свою очередь, по своим мотивам, в том или ином объеме ориентировались на западноевропейские ценности, соответствующие их мировоззрению, их идеологии."* Причисление того или иного направления к либеральному, по мнению автора, возможно только при наличии философеко-правового понимания отношений между личностью и обществом, личностью и государством.

Проблема периодизации и типологизации российского либерализма поднимается в работах В.Ф.Пустарникова, Л.И.Новиковой, В.И.Приленского. Соглашаясь с Приленским, отмечу, что в либерализме тесно связаны идейное содержание и те методы, которые являются для данного направления приемлемыми в реализации его целей и программных установок. Поэтому только с размежевания радикальных и реформистских тенденций в общественном движении можно говорить о начале концептуального оформления либерализма. Приленский предлагает считать точкой отсчета 1846г. - год разрыва Герцена и Грановского. Середану девятнадцатого века, в этом сходятся многие зарубежные и отечественные авторы (Ш.М.Левин, Н.Г.Сладкевич, В.А.Китаев, В.А.Твардовская), можно считать началом теоретического оформления разрозненных либеральных идей в концептуальное целое. Исследователи так же подчеркивают, что при слабом организационном и институциональном аспектах, российский либерализм представлен яркими теоретиками. Вместе с тем, в отечественной историографии крайне мало работ посвященных идейному, теоретическому наследию либеральных мыслителей. В этом плане особого внимания заслуживают исследования Либерализм в России. Сб. ст., С. 155

И.Д.Осипова, О.Л.Гнатюк, В.И.Приленского, А.И.Нарежного, В.А.Кантора. Это проблемное поле является свободным для исследования. Среди многообразия либеральных мыслителей выделяются несколько направлений: Консерватйвный либерализм, социальный либерализм, христианский либерализм. (См. работы Д.Осипова, О.Л.Гнатюк, Л.И.Новиковой, И.Н.Сиземской). Автор сосредоточил свой исследовательский интерес на первых двух направлениях, т.к., по его мнению, светские формы сознания являлись и являются в настоящее время доминирующими в общественной жизни. Анализ же христианского либерализма предполагает не только научный инструментарий, но и альтернативные методы анализа.

На сегодняшний день намечены проблемы поиска неких общих методологических оснований либерализма, поставлены вопросы определения факторов влияющих на специфику проявления либеральных идей в той или иной социо-культурной среде; существуют ряд подходов к периодизации и типологизации либерализма. Наиболее полно представлен аспект взаимодействия либерализма и земского движения, а также конкретно-исторические исследования по либерализму. Однако недостаточное внимание уделяется комплексному анализу русского либерализма, выявлению его идейно-философских оснований. Отсутствуют работы, в которых представлен проблемный анализ различных концептуальных школ российского либерализма.

Таким образом, мы видим, что есть группы исследователей, которые свидетельствуют о значимости проблем либерализма, ее актуальности в современной жизни. Накоплен опыт анализа различных проблем как западного, так и российского либерализма. Определены отличительные черты российского либерализма. Вместе с тем обращает на себя внимание отсутствие комплексного всестороннего исследования российского либерализма как явления общественной жизни России. Мало изучены различные течения в российском либерализме, в том числе и два основных -консервативное и социальное. Крайне недостаточно анализируются работы русских либеральных мыслителей. Обращает на себя внимание сложность характеристики самого понятия "либерализм". Видимо, это во многом определяется тем, что либерализм является сложносоставным, историческим и динамично меняющемся явлением.

Целью диссертаций является исследование особенностей зарождения и развития либеральных идей в России, специфики становления либерализма как социально-философского и идейно-политического течения, анализ основных направлений русского либерализма, а так же его значимости и роли в общественной жизни России.

Задачи данного диссертационного исследования состоят :

- в определении общих философских и концептуальных основ либерализма; исследовании динамики развития основополагающих либеральных принципов и подходов.

- в рассмотрении генезиса русского либерализма, особенностей его зарождения, формирования; выявлении исторических, социальных и философских источников обусловивших его появление.

- в анализе основных этапов формирования системы ценностей русского либерализма.

-в определении основных направлений развития либеральных идей в России, эволюции этих направлений в контексте их взаимоотношений с иными направлениями и течениями русской общественной мысли.

- в рассмотрении общетеоретических и политических взглядов наиболее крупных и типичных представителей русского либерализма.

Источниковая база исследуемой проблемы

Работы либеральных мыслителей указанного периода являются историографическим источником данной работы. Эти работы носят характер докладов, проектов, манифестов, записок, статей, теоретических исследований, программных документов, Совокупное изучение этих работ показывает, что круг актуальных проблем для представителей русской либеральной мысли менялся в зависимости от динамики модернизационного процесса. И все же возможно выделить некую "ось координат" вокруг которой шло объединение и развитие либеральных идей в России. Эту "ось" составляют две основные проблемы: проблема "освобождения лица" и "упорядочения власти". Исходя из данной проблематики, ключевыми вопросами, рассматриваемыми русскими либеральными мыслителями, были вопросы о свободе и ценности человека, об отношении к власти, о праве как гаранте свободы, о соотношении нравственности и права.

Выяснению методологических и концептуальных, исторических и социокультурных основ русского либерализма, общих позиций и отличительных черт двух основных направлений русского либерализма -анализу этих проблем будет посвящена данная работа.

Хронологические рамки данного исследования охватывают период середины XIX - первой четверти XX в. В этот период либерализм в России складывается в самостоятельное, относительно целостное течение общественной мысли. Опыт либерализма конца XVIII начала XIX века показал, что формирование самих предпосылок либерализма и зарождение либеральной традиции проходило в конфликте и взаимодействии с имперской традицией- с одной стороны, а, с другой стороны, либеральное сознание носило характер заимствования западных ценностей. Для ассимиляции либерализма на русской почве был необходим баланс между традицией и новацией. Именно с середины XIX века русский либерализм можно считать самостоятельным типом либерализма, который в ходе своей эволюции смог интегрировать заимствованные и переработанные западные идеи и национальные ценностные ориентации и приоритеты. Результатом этого процесса стало приращение нового качества либерализма, формирование его своеобразия и специфики, выразившегося в формировании таких теоретических направлений, как направление консервативного и социального либерализма.

Объектом исследования является развитие либерализма в России второй половины XIX -первой четверти XX в. как многопланового социально-политического и культурного феномена, представленного как интеллектуальное течение, программа конкретных действий, слагаемое правительственной политики, общественно-политическое движение.

Предметом исследования является анализ динамики зарождения, формирования и теоретического оформления либеральных идей в России. Выявление общих позиций и отличительных черт в концепциях русских либеральных мыслителей.

Методология и методика анализа. Методологической основой диссертационного исследования явились философские, социально-политические, философско-политологические концепции отечественных и зарубежных исследователей, выявивших общие закономерности и национально-исторические особенности, формирования и развития либерализма в России. В диссертационном исследовании использовались принципы сопоставительного и проблемно-хронологического анализа, компоративные методы исследования, а также "репутационный подход" дополненный анализом, опирающимся на определенное представление об историческом наследии либерализма и его основных принципах. "Репутационный" подход и разработанная в его рамках аксеологическая проблематика позволяет объединить в один блок следующих исследователей русской либеральной мысли: И.Д. Осипова, В.И.Приленского, A.A. Левандовского, A.B. Репникова, О.В. Будницкого, В.К. Кантора, A.A. Федоренко, Н.И. Дедкова и др.

Проблема формирования адекватного понятийного аппарата исследования проблем формирования русского либерализма рассмотрены в работах Ю.Е. Волкова, А.Н. Загородникова, Б.Г.Капустина, А.Н.Медушевского, И.К.Пантина, В.Ф.Пустарникова, В.В.Шелохаева.

Научная новизна исследования определяется решением поставленных в диссертации задач и заключается:

- в рассмотрении генезиса русского либерализма на основании общих философских и концептуальных подходов в трактовке либерализма.

- в выявлении источников обусловивших особенности зарождения, формирования и развития основополагающих идей русского либерализма.

- в анализе основных направлений русского либерализма.

- в применении описательно-хронологического метода линейного анализа основных положений русского либерализма.

- в изучении общетеоретических и политических взглядов наиболее крупных и типичных представителей русского либерализма и применении к ним репутационного подхода.

- в доказательстве важности изучения русского либерализма для понимания современного развития демократии в России.

Структура диссертационного исследования. Работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка источников и литературы. Главы состоят из двух параграфов каждая. Структура работы, ее деление на главы и параграфы обусловлено выделением двух основных блоков анализа, первый из которых посвящен исследованию философских основ становления либерализма в России, второй - основным направлениям русской либеральной мысли.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Идейно-философские основания русского либерализма"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема развития либеральных идей в России в настоящее время представляет особую актуальность в связи с происходящими в обществе процессами, одним из направлений которых является демократизация общественной жизни. Данный вопрос составляет предмет споров и дискуссий между учеными, политологами, философами, связанных, главным образом, с выбором пути, по которому должна следовать Россия. Попытка после тоталитаризма форсированным образом внедрить демократию, минуя длительный период либерализации общественной жизни, показала как теоретическую, так и практическую свою несостоятельность.

Для понимания современных проблем российского общества и выработки ориентаций его дальнейшего развития необходимо учитывать исторический опыт развития либеральных идей, как в России, так и на Западе, исходя из понимания того, что русский либерализм является органической составной частью всего либерального течения, идеи которого дополняются, видоизменяются и корректируются вплоть до наших дней. Опыт развития либерализма в Западной Европе показал, что переход к демократии возможен только на основе внедрения либеральных ценностей в структуру общественной жизни. Формирование либерализма как социально-политического течения общественной мысли совпало со становлением индустриального общества. Это наложило особый отпечаток на философскую, экономическую и политическую теорию либерализма.

Приобщение России к либеральным ценностям происходило совершенно в -иной социально-исторической обстановке, что во многом обусловило специфику русского либерализма. Исследование данного вопроса в диссертации показало, что развитие либеральных идей на Западе позволило сформулировать наиболее существенные концептуальные основы либерализма как течения общественно-политической философской мысли, которое оказало существенное влияние на формирование либеральных идей в России. Это влияние в разные периоды российской истории носило неоднозначный характер. Определив фундаментальные характеристики и базовые идеи и принципы западного либерализма, опираясь на них и сопоставляя с ними российские общественно-политические доктрины и практическую реальность стало возможным определить общность русского либерализма европейским либеральным теориям - с одной стороны, а с другой увидеть специфику и особенности русской либеральной традиции. В диссертации были использованы компоративные методы исследования, позволяющие акцентировать внимание, как на западноевропейских, так и на национальных источниках формирование доктрины русского либерализма.

Освоение идей либерализма в России началось значительно позже, чем на Западе, оно носило противоречивый характер. Как показано в диссертации эти противоречия обуславливались особой ролью власти, которую она играла в политической и общественной жизни страны, отсутствием гражданского общества, слабостью правосознания. Эти обстоятельства повлияли и на формирования проблематики русского либерализма. Проблемы "освобождения лица" и "упорядочения власти", взаимоотношения личного, государственного и общественного элементов в русском историческом процессе, стоящие перед русской общественной мыслью "со времен ее зарождения", являлись той проблематикой, через которую преломлялись либеральные идеи в России.

Для того, чтобы лучше понять исторические корни русского либерализма, в диссертации в широких хронологических рамках анализируются основные стадии формирования системы ценностей русского либерализма. Особое внимание уделяется первоначальному этапу зарождения либеральных идей в условиях просвещенного абсолютизма. Обращает на себя внимание тот факт, что практическое и теоретическое формирование либерализма на начальном этапе имело различную социальную ориентацию. Так либерализм как интеллектуальное течение был более свойственен выходцам из дворянской среды, а разработка проектов и механизма проведения либеральных преобразований был уделом просвещенной бюрократии.

На основе анализа начального этапа становления либерализма в России делается вывод о том, что зародившись в условиях абсолютной монархии, либерализм долгое время имел чрезвычайно узкие социальные основания. Преломляясь через национальную специфику либерализм сформировал свои сущностные характеристики. Русский либерализм можно определить как интеллектуальный, антигосударственный, аристократический, антирадикальный, использовавший государственные механизмы для реализации своих проектов и программ. При определении типологии русского либерализма учитывался тот факт, что типология русского либерализма была обусловлена типом исторического развития России. Теоретическое оформление русского либерализма проходило в условиях противостояния между консервативным и демократическим течением общественной мысли. Проблема соотношения, взаимодействия и взаимовлияния этих течений общественной мысли нашла отражение в диссертации. Начало теоретического и концептуального оформления либерализма было связано с дистанцированием как от крайне консервативных, так и от радикально-демократических воззрений. С середины Х1Хв. можно говорить уже не о национальном своеобразии восприятия философии западноевропейского либерализма, а о создании собственной концептуальной основы. С этого времени и вплоть до первой четверти XX века в отечественной либеральной политико-философской мысли были представлены два основных направления консервативного и социального либерализма. В рамках либеральных подходов каждая из этих форм создавала свой проект социально-политического развития. Изучение теоретического наследия русского либерализма показывает, что эти взгляды взаимодействовали между собой и являлись способом адаптации либеральных идей в изменяющейся реальности.

Консервативный либерализм развивался в условиях пореформенной России и имел свои сущностные характеристики. Они выражались в синтезе основных идей классического либерализма и консерватизма. Консервативный либерализм интегрировал в одну ценностную систему идею прав и свобод личности, эволюционный подход к изменению общественных отношений, а так же идею сильной государственной власти, преемственность религиозно-нравственных ценностей, идею порядка. В консервативном либерализме равнозначными признавались как ценности индивида, так и ценности общества в целом. В рамках консервативного либерализма обозначился отход от трактовки общества как взаимодействия частных интересов и целей. Произошло осознание необходимости взаимопроникновения гражданского общества и государства, которое может быть осуществлено на основе представительного правления.

Социальный("новый") либерализм появился в России на рубеже веков. Его теоретическое оформление совпало с аналогичными процессами происходящими на Западе и явилось попыткой синтезировать ценности классического либерализма и социальные программы демократического социализма, тогда как большинство проблем поставленных классическим либерализмом в России не были решены. Будучи сторонником эволюционных воззрений на развитие общества и реформирование власти, социальный либерализм придерживался понимания единства духовного развития личности с прогрессом "внешних форм" общежития. Вместе с тем он внес дополнительные положения о необходимости защиты социальных прав личности и расширения политической сферы государственного вмешательства. В рамках социального либерализма было предложено новое понимание основных либеральных принципов: свободы, гражданского общества, равенства, солидарности. Так равенство, понималось не только как формально-правовое, но и как социальное. Социальный либерализм разработал положение об этико-юридическом обосновании правового государства, выдвинув идею "общественного служения" и "нравственного оправдания" власти. Политическая программа социального либерализма базировалась на этих принципах и своей целью ставила достижение общественной демократии. Вместе с тем отечественные либеральные мыслители предостерегали о недопустимости отождествления либерализма и демократии, рассматривая либерализм как необходимое условие для формирования демократических институтов.

В диссертации использовался персоналистский подход к изучению русского либерализма, учитывался тот факт, что либерализм в России наиболее ярко был представлен в теоретической форме, большое внимание было уделено не только анализу общей либеральной доктрины и составляющих ее компонентов, но и конкретному рассмотрению общетеоретических и практических взглядов наиболее ярких представителей русского либерализма, таких как К.Д.Кавелин, Б.Н.Чичерин, П.Б.Струве, С.Л.Франк, П.И.Новгородцев, М.М.Ковалевский, Б.А.Кистяковский, Л.И.Петражицкий, С.И.Гессен и др.

Автором показана эволюция различных направлений и течений либерализма в контексте их взаимоотношений с иными направлениями и течениями русской общественной мысли. Итоги обсуждения этих проблем свидетельствуют, что русский либерализм является самостоятельным типом либерализма, который в ходе своей эволюции оказался способен интегрировать, с одной стороны, заимствованные и критически переработанные западные идеи, и прежде всего опыт конституционализма и парламентаризма и совместить с ними традиционные национальные идеи.

Основное внимание в диссертации было уделено рассмотрению философско-политических теорий консервативного и социального либерализма. Комплексный анализ этих направлений, чрезвычайно важен в контексте сегодняшнего спора о том, какой либерализм наиболее адекватен нынешней ситуации. Неудачи радикальной либерализации сказались на разочаровании общества в либеральных идеях. Но вместе с тем, в последние несколько лет наметилось направление "реабилитации" либерализма.

Анализ литературы и различного рода документов, имеющих отношение к современному либерализму в России, позволяет сделать вывод о том, что в стране формируется консервативно-либеральное движение, опирающееся на множество разрозненных тенденций, ориентированных в этом направлении. Критерием консервативного либерализма является стремление к поиску почвенного либерализма или его предпосылок, реальных сил, которые могли бы формировать (непосредственно или опираясь на поддержку государства) очаги экономической инициативы, конструктивной хозяйственной деятельности, стимулировать активизацию демократических ценностей, ответственности людей за решение сложных проблем и т.д.

Либералы-консерваторы склонны полагать, что в России, где все значимые проблемы решались через государство, посредством государства, быстрый отказ от его функций неизбежно приведет к катастрофическим результатам.

С таким подходом тесно связано отношение к зарубежному опыту. Консервативно-либеральная позиция состоит в избирательном отношении к опыту западных обществ, использованию лишь того, что отвечает органически сложившимся потребностям страны. Если попытаться более четко сформулировать специфику либерально-консервативного крыла, то следует признать, что она заключается в стремлении воплотить

142 либеральные идеи через обращение к массовым ценностям. Такими укорененными в массовом сознании ценностями являются ценности социального либерализма с его идеей экономических гарантий прав и свобод гражданина со стороны государства; идеей взаимных прав и обязанностей между гражданином и государством, когда каждое лицо имеет право требовать от государства минимума социальных благ (получения образования, медицинской помощи, пенсий, пособий и т. д.). А государство системой "положительных действий" обязано гарантировать реализацию этого права не только на уровне общества в целом, но и на уровне конкретной личности.

Возможен ли синтез этих двух направлений отечественного либерализма в современных условиях? Каковы перспективы либерализма в современной России? Ответы на эти и многие другие вопросы могут быть даны через обращение к теоретическому и духовному наследию русского либерализма.

 

Список научной литературыРогочая, Галина Петровна, диссертация по теме "История философии"

1. Высочайший Манифест 19 февраля 1861 года. Государство Российское: власть и общество. // Власть и общество(сборник документов).М.Д996.

2. А.А Безбородко. О потребностях империи Российской (1798 г.) Государство Российское: Власть и общество (сборник документов). М.Д996

3. А.Р.Воронцов .Записка о России в начале нынешнего века (1801г.) Государство Российское: Власть и общество (сборник документов). М.,1996

4. В.И.Татищев. Проект государственного устройства (1730 г.) Государство Российское: Власть и общество (сборник документов). В.И. М.,1996

5. КарамзинН.М. О древней и новой Руссии.(1811 г.) Государство Российское: Власть и общество (сборник документов). М.,1996

6. М.М.Сперанский. Введение к Уложению государственных законов (1811 г.) Государство Российское: власть и общество (сборник документов). М.,1996

7. Манифест "Об усовершенствовании государственного порядка" 17 октября 1905г. Государство Российское: Власть и общество (сборник документов). М., 1996

8. Муравьев Н.М. Конституция (1824) Государство Российское: Власть и общество (сборник, документов). М.,1996

9. Пестель П.И. Русская правда.(1824г.) Государство Российское: Власть и общество (сборник документов). М., 1996

10. Программа конституционно-демократической партии (1906г.) Государство Российское: Власть и общество (сборник документов). М., 1996.1. И. Список источников.

11. Бентам И. Принципы законодательства. // Деборин А. Книга для чтения по истории философии: В 2 т, М., 1925. Т. 2.

12. Бердяев H.A. Философия неравенства. .// Опыт русского либерализма. Онтология. М., 1997

13. Бердяев Н. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. .// Русская идея, (в кругу писателей и мыслителей русского зарубежья. Т.2 М., 1994

14. Бердяев H.A. Государство. .// Власть и право. Из истории русской правовой мысли. Л., Лениздат 1990

15. Булгаков С.Н. О социальном идеале. .// Власть и право. Из истории русской правовой мысли. Л., Лениздат 1990

16. Гегель. Философия права. М., Из-во "Мысль". 1990.к

17. Гессен В.М. Общее учение о государстве. Спб., тип. Трофимова. 1912.

18. Гумбольдт В. фон. Язык и философия культуры. М., 1985

19. Дьюи Дж. Возрождающийся либерализм. Полис. 1994. №3.

20. Ильин И. А. О путях России. М., 1994

21. Ильин И.А. О сущности правосознания. Мюнхен. 1956.

22. Ильин И.А. О монархии и республике. Вопросы философии. 1991/4

23. Кавелин К.Д. Чем нам быть? .// Опыт русского либерализма. Онтология. М., 199714