автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Идейно-художественная эволюция образа коммуниста в киргизском романе
Полный текст автореферата диссертации по теме "Идейно-художественная эволюция образа коммуниста в киргизском романе"
В, 0'6| .89;
МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КИРГИЗСКОЙ ССР
КИРГИЗСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. 50-летия СССР
На правах рукописи
ДЖУМАЕВ МЫРЗАБЕК
УДК 894.341. (043.3}
ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЭВОЛЮЦИЯ ОБРАЗА КОММУН ИСТА В КИРГИЗСКОМ РОМАНЕ
Специальность — 10.01.02 — Советская многонациональная литература
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Фрунзе 1389
Padota шдодиана a Иисхатуте яшшо. ы датературц All Киргизской ССР
,A¡ Научный руководитель: чден-корр.АН Каргазской ССР, •
доктор; филологических наук» профессор Садаков A.C.
Официальные оппоненты*. член-корр.АН Киргизской ССР,
доктор филодогаческЕХ наук,профаосор Даоддошева Ч.Т.
кадщадат филологических наук, доцаш' Чирков A.B.
Ведущзе научное учреадениа:
Оиокий государственный педагогический институт
Защита состоится и У " * 1989 г., в часов на заседании Спецналяаяроваяного Совета Д 059.01.01. по присуждении ученой степени доктора филологических наук при Киргиз окон ордена Трудового Красного Вйамбкг государственном университете нм.БО-детия СССР (720024, Фрунзе, ул.Белинского, 101).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке К1У нм. 50-летия СССР.
Автореферат разослан
1989 г.
Учений секретарь Специализированного Совете, кандидат филологических наук« доцент
Дж.М.Мукпмбяев
I. ОЩЛЯ ХЛРЛШРИСЖА ГАИТИ
В нервах своих образцах эпического жанра киргизская советская проза достигла определениях успехов п встетическеи постижении новой действительности. В отдельпнх романах тех лет художественно запечатлели судьбоносное изменения, пропепедагае в дашп общества и в соэнслии лвдой. Били сделаны портив ката в художественном осшслении ведущей роли коммунистов в социальном переустройство народной лизни, млогогрошгой деятельности партии по преодолению трудностей на пути продвижения общества, в борьбе эа торжество ленинских идей.
Изображая человека пврадових взглядов, киргизские прозаики стремились раскрыть взаимосвязь общества и истории, личности н народа, при этом судьба отдельного субъекта осмысливается, н это наиболее значимо, как составная часть судьбн народа. Безусловно, в образа коммуниста нашли отрожешя политико-социальные, культурно-идеологические проблемы советского общества, но преломленные через призму эстетического видения художника, Это дает полное основание рассматривать идейно-художественную эволюции "положительного партийного героя" (Ч.Айтматов) в киргизской литературе как своеобразное отраженна истории духовного и социального развития воего советского общества. "История, - кед отмечал В.И.Лшпш, - вся и состоит из действий личностей, и задача общественной науки состоит в том, чтобн объяснить эти действия"1.
В образе коммуниста не только отображены реальные противоречия жизни, но и прослеживается неоднородность эстетических воззрений прозаиков, я их идейно -нравственных оценок социального содержания в характере кошутшотоя.
В художественном иаропопимагош писателей в прошлые года,как правило, доминировала политическая установка, когда рядовой член партия рассматривался как простой исполнитель указаний "вождей" и как "винтик", активно проводящий линию политических директив в жизнь. Вследствие этого в большинстве случаев образ этот был однослоялга - изображался лить в одной ипостаоя} в момент самоотверженного исполнения партийных, общественных функций, то есть, трактовался как служитель абсолюта. Вследствие чего литература рассматривается в узко утилитарном плане как средство проггагоп-
* Ленин В.И. Поли.собр.соч,ГЛ. - С.415.
да воадвйсхвуицбв на couiiuiiue ыаоо, как сво<эобрашшЦ инструмент внедрения в обществонноа сознание идеологических и политических
установок. Такое нормативное пониааниа и трактовка природа литературы наложило свой отпечаток и на творчество многих киргизских писателей, которое создавали образ коммуниста и агитационных, в отдельных случаях даже в меркантильных долях. Потому этот литературный персонах некото^е критики, исходя из цели непосредственно преследуемой автором, считают коньшктуршш.
Наступало время реальных, трезвых оценок действий, слов и дел, время пересмотра иногих щ-еших цанВостних критериев. После апрельского (1985) Пленума ЦК КПСС, ХХУН съезда Коммунистической партия и ХК Всесоюзной партийной конфорапциа во внутренней казни нашей страны происходят глубокие изменения, повышается требовательность к членам партиъ в сойиэдении ленинских норм поведения, оздорашшваатся морально -психологическая атмосфера общества. Во все сфер! общественного бытия проникает дух гласности, принципиальности, деловитости и критичности, восстанавливается ленинская норма казни.
Процесс пераст1юйди искрил мноще упущения и злоупотребления, а подчас и преотуплонкя бивших партийных руководителей, действия которых в какой-то мере способствовали дискредитации партии. Однако процесс революционного обновления общества показной-tj, что в действительности дискродитировши не кошу нистичеекая идея и роль партии, а потерпел поражение догматически!; взгляд на
роль партии в строительстве нового. Результата недавно прошедших выборов народных депутатов СССР красноречиво свидетельствуют, что ведущая роль партии как в перестройке, так й в нашей обществе не принижена. "...Советские лкди проголосовали в масса своой ва коммунистовj sa тех, кто олицетворяет в их глазах ту партию перестройка, которая утвервдаот себя в качества политического авангарда общества а новых условиях"1.
Жаавенно важные задачи, выдвинутые перед нашим общзствои в ходе перестройки, безусловно, являются и задачами советской мно-гоиацйональаоЙ литература и от того, насколько смело, правдиво п аудокественно оригинально она сможет выразит». иги проблемы язи-
* Заключитаньноа слово М.С,Горбачева на Плэнумо ЦК КПСС 25 реля 1989 Х'ода // Комсомольская правда,- 1989, •• 2? апреля.
ком образов в немалой степени зависит п социальная активизация масс. Как отмечалось на ХХУП съезде КПСС, "только литература -идейная, художественная, народная - воспитывает лвдей честных, сильных духом, способных взять на себя ношу своего времени"*.
Актуальность тещ исследования опродоляется не только литературоведческой, но и, как выше отмечено, общественной во значимостью, а также отсутствием в киргизском литературоведении специальных работ, посвященных исследовании данной проблемы. Национальная художественная литература, действительно, уделяет пристальное внимание вопросам изображения партийного работника, раскрытию его общественно-политической, нравственной миссия в
историческом развитии человечества, наконец, личностных качеотв -в индивидуальном и социальном разрезе. Хотя написано немало произведений о нашей партии, о ее представителях пробл'ма образа коммуниста, созданный в национальном романе, до сих пор лишь от случая к случаю оказывался в поле зрения киргизских критиков, литературоведов, что и обусловливает научную необходимость изучения оо а монографическом плане.
Обьвкт. цель и задачи исследования. Основой исследования послужил жанр романа киргизской советской литература - начиная от одного из первых образцов "Кшг-Суу" я заканчивая романом Ч.Айтматова "Плаха" - где одним из основных дейотвуюцих лиц является наш современник - политический герой. Это Произведения Ч.Айтматова, В.Абдараманова, К.Акматоэа, Н.Байтемлрова, К.Дгая-тошева, Т.Касымбекова, Ж.Мавлялова, А.Саспаева, С.Сасыкбаева, Т.Сидакбекова и др. Автором прослеживается становление и развитие реалистического художественного мышления во всем его разнообразии и проявлениях, хронологические рамки которгос локализованы -вторая половина 30-х - 80-о года. Эстетичоокий анализ действий героев, манера создания характеров пйоатолвй сопрягается о анализом соответственных общественно-политических процессов, явлений, что позволяет понять многосторонность, ологгаость н обусловленность цдейно-эстетячоского мировосприятия худохшнков, и, ляте-ратурйо-исторяческого процесса вообще.
"Среди основных направлений марксистского литературоведения отчетливо выделяется исследования литера-
* Материалы ХХП1 съезда Коммунистической партии Советского Союза. - И.*. Политиздат, 19В6. - С.90.
»уршис мвлььий, маучьиие их иромсхиадаиин"А. у цели и аццачи исследиванин входит выявление. обцеотвашю-полимических и худо*«--сменных истоков образа коммуниста в киргизском романа, осно-шваясь при и том на диствнешш 'современной литературоведческой и общественной шсль. Рассмотрена также взаимосвязи объективна* и субъективных факторов, влиящих на эстетическую, идейчую сущность образа, показаны идейные, яравстванно'-философскай искания, моральный облик и социальная позиция в жизненно начши ситуациях, вопросах, исходя из итого раскрыта преемственность литературного развития.
Цдойно-худоадстоанная аволвдил odpaaa кодауниста в киргизском романе рассматривается как категория изманящаясл и постоянно развивающаяся. Диссертант в атом отношении разделяет точку зрения литературоведа З.Г.Ошановой отмечающей, что "сейчас ужа недостаточно констатировать наличие той или иной концепции мира в человека в литературе определенном направления или региона, описать ее особенности. Ипжнее раскрыть закономерности оо возникновения, показать эту концепцию в движении, развитии, изменении'"'
Исследование художественной природа образа коммуниста "в движении, развитии, изменении" имеет теоретическое п практическое значение. Вшода исследования способствуют более глубокому постижению ленинской концепции партии, что дает возможность раскрытия важнейших тецг.энцай и счканомерностей развития истории и современного состояния киргизской литературы, в частности, в изображении образа коммуниста в киргизском романе. Полученные результата могут оказать' действенную помощь специалистам литературоведом занимающимися проблемами советской многонациональной литературы. Настоящая работа может быть использована при разработках курса истории литератур народов СССР, а токае в общи лек-ционннх курсах, спецсеминарах и спецкурсах на филологических факультетах вузов;
Котолологичесдую и теоретическую основу диссертации составила труда ооновополояников марксизма-летшиэма, в чаотности, суадения К.Иаркса, Ф*Энгельса и В.И,Ленина о тиаитаости, реаляо-тачностг художественного образа, о рола личности в истории, о
I
Хралченко М,Б. Художественное творчество, действительность и человек. - 3-е изд.- M.s Сов.писатель, 1982, - C.38I.
^ Осмаиова З.Г. Взаимосвязи советских литератур и проблем» изображения личнооти // Взаимодействие литератур и художествен--пая культура развитого социализма,- M.t Неука, 198Я,- 0.105.
нровствшгоч облике коммуниста в обществе} тторпалм ХХУК сьез-да КПСС и XIX Нспсотчой партийной конференции, пполодутих пленумов Щ КПСС. П орбиту иеслляовяния пркштопн теоретические суждении ип гпоП проблеме лнготх советских эстетиков, литературоведов А.В.Дулпчпрского, М.М.Кахтииа, М.БЛрпишшсо, Л.Г!угампна, Г.Гачева, Г.Ломпдяо, М.Кучнопопа, Д.Мпркова, М. 1[дрхомешсо,Л.Яки-менко, В.Воронова п др. А токвд труди литерптуроппдоэ В.Оверова, ВЛГискунова, А.Гаврилопа логамщонные данной проблема*.
ШИШШЛЩПЗДЗ». Диссертация является одной из первых топографических исследований, где на материал^ киргизской прозы в историко-генотичоском пляыо олализнруотол патетическая природа образа коммуниста п романе 5 проблема худочпетпоиной эволюции образа когагет!ста раскрывается как натнеИтля соотавная часть художественной концепция личности в советской литературе.
Гений Лонина, сила вечно жилого его примера обусловили зо-роадение в литературе и искусстве необозримо!! темы - лентшканн. У ее истоков стоят такие корифеи советской, литературы, как М.Горький и В.Маяковский. В киргизской советской литературе зачинателем ленинской теш по праву считается акын-демократ Токтогул Саты танов. Его песня "Каллой аял тууду екен, Лениндей ууляу!4» (в русском переводе "Песня о Ленине") спетая л 1919 году, знаменовала новый этап в развитии киргизской советской литературы.
В киргизской литературоведческой науке имеются отдельные работы посвященные рассмотрению особенностей отражения ленинской
темы в киргизском фольклоре, шшлской поэзия, а также в творчества некоторых поэтов, акннон-письменнпков2.
Идейно-художественная эволюция образа коммуниста* как самостоятельная проблема до сих пор остается белой пятной киргизского
* Озеров В.М. Образ коммуниста в советской литературе.- М.1 Гослитиздат, 1959»Коммунист наших дней в жизни и литературе.- М.$ Худож.лит.,1984;Яискунов Б.М. Енаменосны: Образ коммуниста в советской литературе. - М.» Просвещение, 1379} Газрилов А.Т. "И выс-ешх нет для нас велений".- м.» Современник, 1984.
2 Таштемиров К. Образ В.И.Ленина в киргизской поэзяя.- Фрунзе» Кыргызстан, 1970. - На кирг.яз.; Уметалиев 1. Ленин я Октябрь в киргизской народной поэзия,- Фрунзе» Кыргызстан. 1977.- На кирг.яз.: Рудов М.Л, Ленин в киргизской почали.- йруяпе» Кнртиз-отяп, 191И.
литературоведения. Правда, имеется большое количество статей,освещающие те или иные стороны исследуемой проблемы. Но в них превалирует обзорность и по этой причине отсутствует системный анализ художественного решения проблемы образа коммуниста. Из множества статей конкретностью отличаются лижь немногие1.
Важным принципом исследования выступает историко-генотиче-ский и типологический подхода к художественным явлениям. Советская литература, многонациональная по составу, может быть понята во всем своем разнообразии и единстве лишь через изучение типологических общностей и особенностей в кавдой из ее частей. Диссертант рассматривает путем исторического и сравнительно-типологического освещения образа коммуниста и проблему становления и формирования реалистического творческого метода как в киргизской романистике в целом, так и индивидуального мастерства, романного мышления национальных писателей в частности.
Эстетический анализ персонажей сопряжен и с анализом общественно-политических событий, что обусловлено значительной идеологической определенностью рассматриваемого образа. В прошлые годы при воссоздании положительного политического героя решающую роль играл политизированный, а не художественный подход. Поэтому при оценке действий, характеров героев-коммунистов необходим конкрот-но-истораческий подход к явлениям недавнего прошлого, ибо эти образы созданы не только художником, но и временем, которое и подсказало» точнее, продиктовало характеры этих персонажей, и вместе о ?ем определило ракурс изображения идеала в политико-эстетическом плане. По этой причале преимущества и порока образа коммунистов не следует рассматривать в отрыве от времени.
Апшбапяя работы. Диссертация выполнена в Отделе киргизской советской литературы Института языка и литературы Академии наук Киргизской ССР. Основные положения работы апробированы в докладах на УШ и И Межреспубликанской научной конференциях молодых ученых АН Киргизской ССР (Фрунзе, 22-23 мая 1986 года й 27-29 октября
1 Артыкбаев К. На стремнине времени // Артыкбаев К. На стремнине времени.- Фрунзе: Кыргызстан,1979.- С,17-36. - На кирг.яз.} Асаяаляев К. Сила инерции // Асаналиев К. В ногу со вреыенем.-Фрунзе: Кыргазотан, 1981. - 0.20-60. - На кирг.яз.; Садаков А. Образ коммуниста в киргизской литературе // Коммунист.- 1961,-й 10. - С.30-34. - На кирг.яз.; Борбугулов М. Синтез национального а интернационального // Борбугулов М. Единство национального я интернационального. - М.: Сов.писатель, 1979. - С.5-98.
1907 года), на регионачыгой конференции посвященной 70-летип Великого Октября ("Великий Октябрь и литература народов Востока" -Ташкент, 29 мая 1987 года) и на научно-теоретичеоких конференциях ("Современный литературный процесс и творчество Чингиза
Айтматова" - Фрунзе, 5-6 декабря 1980 г., "Чингиз Айтматов и современная духовная культура" - Фрунзе, 8-9 декабря 1988 года). Диссертация обсуждалась и была одобрена на заседаниях сектора киргизской советской литературы, Ученого совета ПЯЛ АН Киргизской ССР и кафедры киргизской литературы Киргизского государственного университета. Отдельные выводы исследования опубликованы в статьях, выходные данные которых представлены в конце автореферата.
Структура диосерташга подчинена ев цели, задачам я логике исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литератур!.
П. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обоснована актуальность теш диссертации,определяются предмет, цели и задачи, научная новизна и практическое значение, а также методологическая основа исследования. Здесь указывается на степень разработанности теш, в связи о чем делается краткий обзор литературно-критических работ круга ее проблем, обосновывается методологические принципы Исследования, дается сведение об апробации и публикации основных положений диссертация.
И в прошлом в эстетических накоплениях каждого народа фигурировали своеобразные образцы героя - выразителя и защитника чаяний масс, который сгущенном виде отражал стремления, ум, дух народа. Образы героев мирового художественного творчества - от древнегреческого Прометея, киргизского эпического Манаса до горьков-ского Даяко-пронизаш пафосом воспевания немеркнущего общечеловеческого идеала бескорыстного служения народу, защитника интереса народа.
Создшшв образа борца за народное правое дело в духовной культуре киргизского народа до Октябрьской ройолидаи было возможно лишь в устном творчестве. Причем, фольклорный герой, являлся зачастую собирательным или аботрагировашшм лицом. В качество примера можно привеоти социялъно-утоттческий эпоо киргизского пярода "Кедейкан".
Каждому атапу развития истории общества соответствует определенный тип положительного героя, который наибольшую конкретность достиг в условиям новой действительности, нового типа культуры.
Рождение и становление образа коммуниста в киргизской советской литературе обусловлено в первую очередь широким распространением идей ленинизма, революционны!,и процессами в стране, осуществляемыми под руководством коммунистической партии. Однако несправедливо было бы игнорировать своеобразное значение национальных фольклорных традиций, сыгравшие определенную позитивную роль в изображении, передаче героики характера, особенно деяний политического героя на первых порах развития киргизской советской
литературы - в годы ее становления. Иск) в идеальном герое, в народном сознании веками концентрировалась, трансформировались и шлифовались такие положительные качества, наглядно проявившиеся в поступках и практических действиях большевиков.
В леввой главе - "Киргизский роман и проблема художественного воссоздания образа коммуниста" - диссертант обращает внимание на социальные и вдейно художественные истоки образа коммуниста в киргизской литературе. На примере героев коммунистов первых киргизских романов "Кен-Суу", "Темир" Т.Сыдыкоекова, "Каныбек" К.Джантошева анализируется синтез нового и традиционного воззрения на сущность героического, развитие и изменение данной категории в воследущих историко-революционных, историко-биографических романах 50-х, 60-х, а затем 80-х годов. Затронуты также проблемы своеобразия "романного мышления", о нравственном облике и ответственности, политических героев.
В киргизской литературе, конкретно в крупных формах прозы, образ политического человека начал разрабатьшатся лишь во второй половине ЗО-х годов. В таких романах как "Кен-Суу" (после редакции и переработки "Среди гор"), "Темир" Т.Свдыкбекова в "Каяыбек" К.Джантошева основное внимание уделено художественному исследованию последствий поступков главных героев,нежели внутреннему в духовному миру. Писатели руководствуясь целью показать главного героя-коммуниста в гуще и центре событий свое внимание обращали в основном на поведения героев в экстремальных ситуациях, острых социальных конфликтах. Вопреки попыткам художественного отображения процесса пробуаадения национального, классового
самосознания народа, его передовых представителей психологического и композиционного решения характеров главных героев этих произведений - Сапарбая, Темира и Каннбепа - во многом оставалась еще в тесных рамках фольклорных канонов, потому они сохраняют следы эпической эстетики.
В силу ряда объективных и субьективных причин' зачинатели киргизской советской литературы в года ее становления и в довоенный период не могли ещо создать полнокровный образ политического героя, глубоко раскрыть, преобразующуюся при его самоотверженном воздействии, картину народной жизни вширь и вглубь. Отсутствие устоявшейся письменной традиции, недостаток литературного опыта, подчас глубоких и прочных знаний сказались на переосмыслении последствий и перспектив кардинальных перемен, происходящих как в социальной сфере, так и в мироощущении сограящан. Знаменательно в этом отношении, что Т.Снднкбеков уже в зрелые годг своего творчества вновь переработал "Кен-Суу". В новой редакции социально-исторический фон романа "Среди гор" сравнительно углублен, динамика образа главного героя Сапарбая, вожака сельских коммунистов и психологически, и композиционно раскрывается болев логично. Однако уже в самой внешней масштабности первых романов содержится горячий отклик на общественную потребность увидеть перспективу будущего, отразить жизнь, в которой происходит ломка вековых укладов.
Сопоставление героев романов "Поднятая целина" Семена Давыдова и "Среди гор" Сапарбая показывает, что в художественной концепции писателей, когда создавались эти произведения, социально-идеологическая роль искусства, морально-агитационная функция образа были доминирующими и при решении жизненного материала авторы исходили из представления каким должен быть коммунист, а но каков он в действительности на конкретном отрезке времени. Отмечено, что М.Шолохов, несмотря на отдельные моменты в характере Давыдова,создал в целом высоко^художественное произведение. Внешне кажется, что Саларбай й его литературный современник Давыдов идентичны: стремятся завоевать доверие, авторитот у народа, учатся непрестанно, перенимают "уроки" опытных в жизни ладей. Бесспорно, в образе Сапарбая сконцентрированы важнейшие черты коммунистов 20-30-х годов, но у него нет того интенсивного роста и подлинного признания среди крестьян, кшс у Давыдова, над Сппарбпем ещэ доплоют пра-лычки, обычаи рожденные и принятие родовым общадтвадным стгосч.
Тем не менее он показан преилцущасгленио liait партиец-функционер, готовый, к жертвам во иш общего блага, лшь а отдельных случаях проявляются слабые попытки психологического обоснования образа.
Далее отмечается, что через образ другого персонажа, выше названного романа, "безродного, голоштанца" Ша^ше Борукчиева, изобличителя всех "подкулачников и апартуяуеов", Т.Сыдакбековыы
предпринята попытка художественно осмыслить как позитивные, так и негативные сдвиги происходившие в общественном и индивидуальном сознании в процессе строительства новой жизни. Писатель обращает внимание не на внутренний мир "бдительных", а лишь на от-рицательше черты отдельных лвдей того времени, оказавшихся у руля власти по анкетным данным. Автором отмечены причины данного явления, о котором сегодня говорится гласно, но образ Шарше обрисован без должного обобщения и выведен только как частный сдучд^,
В этом аспекте в диссертации внимание уделено социально-политической атмосфере той поры, которая давала одухотворяющие идеи, а всеобщее настроение роздало сколий одновременно романтический взгляд на перспективу исторического развития. И писатели, как и многие другие, были под гипнозом массового психоза, нельзя заоывать и того, что был хме^ь успехов и фанатическая вера в правоту Вождя, По мнению диссэртанта, в решении образов Кашбе-ка ("Кашбек") а Темира ("Теьшр") наряду с простым копированием или механическим перенесением традиций киргизского фольклора и влияния эпической эстетики участвуют также элементы |юмантизма„ В связи со сказанным исследователь выражает полное
согласие о точкой зрения, что в социалистическом искусстве наличествует романтика*.
Далее подробно рассматриваются романы "На береху озера" К.Баялинова (в русском переводе "На берегах Иссык-Куля") и "Лида Наиих дней" Г.Сыдакбекова. В этих произведениях, как известно, оотавила свои отпечатки небезызвеотная "теория бесконфликтности". При отображении психологии, поступков главных героев-комцуниотов концепция "вохдазма" в цытре и на местах сыграла негативную роль. Диссертант рассматривает Яаряду с.достоинствами слабые, до конца не проработанные сюжетные линии, манерный пафос ромаЫов не
* Си.: Поспелов Г.Н. Что же такое романтизм? // Проблемы романтизма.- М.гИснусство, 1969; Марков Д.ф. Генезис социалистического реализма,- М.: Сов.писатель, 1978; Бухарин Н. Действие ль ны.» мир и мир человеческих чувств // Лит.гая, -I9B8,- 20 июля.
только как недостатки силах. аморол, которые ь какой-то церв симптоматичны в целой и для литератур 50-х годов. В 60-70-е года в литературной жизни киргизского народа появились романы на историко-револщионную, производственную, деревенекую.военыую и на другие важные теми. Известные произведения Т.Свдыкбекова "¡¿стадии", С.Сасикбаева "Свет иод зешшй", Н.Байтемирова "Последний патрон", "дылдазлин", О.Оцурбаева "Тедегей", К.Бектенова "Таабалда-Пудовкин" и другие свидетельствуют о тематическом многообразии прозы, но в создании реальной концепции человеческого характера в них все еще проявляется и действует одномерность изображения. Схематичность психологического анализа героев, прямолинейное столкновение добра и зла - все эти признаки, по мнению исследователя, свидетельствуют, что нравственный потенциал образа коммуниста еще но стал основным обьектом худонественного исследования.
Далее отмечается, что в художественных произведениях появившихся в 60-70-е годы, наблодаются разного рода псевдоконцепции
в раскрытии духовного мира, социального содержания героя. Создайте образы, особенно гороа-коммунисты монументальны, гиперболизированы, которые при выборе решений не оашбаюгся или допускают маловажные промахи. Сегодня в процессе перестройки, пера-смотра прежних ценностных критериев выявлено, что писатели в основном руководствовались целью передать концепцию общественного идеала, Но весь вопрос заключается в том» как? и каким образом? А.Б.Луначарсшш в свое время отмечено» что коммунистическое искус ство, преследуя цели, может решать ее в двух разных плоскостях: как агитискусстао, и как большое искусство. "Агитйскусство видит прежде всего общественную цель. Оно откровенно хочет поучать4 но оно поучает в более или менее трогательной илй оотроумиой форме. Оно одевает свои Поучения в художественность и делает, таким образом, эта поучения более действенной... в нашей, по пре-имувкзезпу крестьянской, полуграмотной страна оно играло ог]юмную роль"1. И со временем, По мнении диссертанта, зта цель социалистического искусства, это "одевание своих поучений в более или ыо~ нео остроумную или трогательную форму" для не«ото]«х писателей
* Луначарский А.В. Значение искусства о ¿томмуяистачесКой точ ки зрения // Собрание сочинений. - В 8-л -
ТР67. - Т.7. - С. 424—425.
т. - М.: Худо*.лит..
превратилось в щюфессионализм, канон, доту в изображении действительности, актуальных мыслей, задач и лозунгов общественно-политической жизни. .
lia основе анализа героев-кошунистов первых романов "Кен-Суу", "Гемир", "Кяныбек" Т.Сцдакбекова и К.Джантошева и историко-революционных, историко-биографических "Братство" К.Баялшго-ва, "Интергельпо" К.Ашымбавва, "Свет под землей" С.Сасыкбаева, "Таабадды-Пудовкин" К.Бектенова, "За тучей белеет гора" Т.Ка-сымбекова и некоторых других произведений более позднего периода национальной литературы, а" также обобщешШ различных теоретических суждений я реферируемой диссертация делается следующий вывод; идеальное представление каким должен быть коммунист * явилось тем самым камнем преткновения для итогах художников, кото-pue стали изображать образ коммуниста, его деяш!я, внутренний мир в духе нормативного или схематичного реализма. И все-же несмотря на симптоматичные недостатки в отдельных произведениях художественно отражаются картины развития общества ! смена эпох, трудности и достижения в строительстве нового. Несмотря на интеллектуальность иных образцов, многоплановость сюжета и на попытки масштабно воссоздать действительность в большинстве романов нет глубокой психологической разработки характера, мотивации его поступков, причинности событий, явное отсутствие диалектики идеи и образа, проблемы и характера. В этой информативно-описательной беллетристике еще нет достаточно ярких по художественной силе образов, но в них, что немаловажно, неизменно присутствуют сложный образ вромени. истории, которые и определяют то социальное - необходимое, значимое - в содержании произведений, героев.
Вторая глава - "Движение жизни - диалектика образов" - посвящена анализу изображения духовного мира, разнообразных черт и качеств в характере и поотупках нашего современника - коммуниста. Диссертант в этой главе рассматривает героев-коммунистов романов "Прощай, 1ульсары!"И дольше века длится день", "Плаха" Ч.Айтматова, "Парторг" А.Саспаева, "Фронт" У.Абдукаимова, "Время вемное" К.Акматова, "Судьба", "Крестьяне" Ш.Абдыраманова, "Испытание славой" Ш.Бейшеналиева, "Обновленная земля" С.Омурбаева,
х Диссертант полностью разделяет точку зрения литературоведов, считавдпх "Прощай, 1ульоары!" романом. Более того,но его мнении, ото один из первых романов нового типа в киргизской литера-ууре, где чуть позао появились романы подобного рода К.Агаатова, О.Двяикеева, М.Нураталаова и др.
"Совесть" Р.Абдиеьа и другие. Движение жизни и диалектика обраг-зов рассмотренные во второй главе, показывают, что киргизские писатели со второй половины 60-х годов начинают интенсивно разрабатывать философские проблемы человеческого бнтия. Б первую очередь осмысливаются вопросы добра и зла, личного выбора и долга, эгоизма п ответственности, мещанства .1 духовного богатства, приспособленчества и принципиальности и многий др. Киргизский роман , по мнении исследователя, от вопросов чисто социального порядка теперь углубился в их нравственный смысл приобретал масштабность тем самым внутреннего качества. От обобщенно-схематического
изображения героя-коммуниста, от освещения социально-классовых. конфликтов национальный роман переходит к воссозданию картины разломов человеческой души и аналитическим исследования процесса деградации человеческих индивидуумов.
В этой связи при исследований проблемы художественной эволюции образа коммуниста п киргизском романе, как считает диссертант, невозможно оставить вне рамки исследования повести "Первый учитель" Ч.Айтматова, ознаменующий весомый вклад писателя в идейно-художественное решение образа исследуемого в киргизской прозе. Образ Дюйшена предтеча не только последующих айтматовских персонажей подобного склада, которого прозаик сознательно идеалпзпро-вал1, но и героев всей киргизской прозы, открывающий качественно новую страницу в художественном воззрении на образ коммуниста.
В диссертации критически рассмотрены "революционный аскетизм" двух родственных по духу образов: Корчагина и Дюйшена. Мотив юно-пески-максималяс'Гического поведения героя Николая Островского обусловлен, примером Овода (одноименный горой романа Э.Бойнич), а поступок айтматовского героя логичен и реален, и но имеет идеального толчка. Но такие лвди не плод фантазии художников, они несли печать своего времени - вспомним большевиков ленинской гвардии, которые на постах нарокомов не позволяла себе сделать даже маленькую прибавку к скудному пайку, которую получали наравне с рабочими. В этой связи рассматриваются образы Танабал и номенклатурных "новых манапов в кожаных пачьто" Сзгпзбаева, Адда-нова, Кяткатаэва. Образ перероздонца-кошуниста всегда был
* См.: Айтматов Ч. Создадим яркий образ коммуниста // Айтматов Ч. В соавторстве с землею и водою,..- Фрунзе:Кыргызстан, 1979. - С.91.
гом советских писателей, рассмотренный Никифор Ноляница Ы.Шолохова ("Поднятая целина") один из первых образов советской литературы.
В киргизской прозе трансформация персонажей подобного типа прошла определенные стадии развития. В романах "Темир", "Среди гор" главная причина перерождения Конкаргаева и Калпакбаева - социальное происхождение, классовая принадлежность. Инерция объяснения причин перерождения коммунистов социальным происхождением, хотя оно какой-то мере исторически оправдано, долго еще оставалось в силе. К тому .же активный культ Сталина и застойный культ Брежнева диктовали своеобразный образец коммуниста, ограничивали творческие возможности.раскрытия социально-идейных мотивов подобных типов. IIa смену этой концепции появилась другая, объясняющая причину перерождения коммуниста "несознательностью", "политической неграмотностью", "отсталостью отдельного элемента".
В работе отмечена роль благоприятных условий, создавшихся после XX съезда КПСС, которое стал катализатором в новых поисках художников. Объектом исследования стали такие явления и События в жизни общества, которые ранее подавляпцее большинство писателей молчаливо обходили или умышленно "не замечали".
Исследовательский аналитический взгляд на прошлое и настоящее в киргизской литературе обычно ассоциируются с именем Ч.Айтматова. Трудно не согласиться с этим, но, по мнению диссертанта, надо отдать должное и другим писателям, его .предшественникам. В романе "Битва" У.Абдукаимова художественно-образная интерпретация образов лжекоммунистов Климова, Апжапара, Апсамата, Зулпукара переходит от внешних признаков к анализу внутренних механизмов, к реальным мотивировкам. Причины живучести и морально-политической опасности подобных индивидуумов в последующем были детально углублены и подвергнуты тщательному художественному анализу. Но и Абдукаимов У., как показывает анализ его героев лжекоммунистов, Не старается убедить читателей в мимолетности негативных явлений, в зыбкости позиций их, наоборот, предупреждает о трудностях и продолжительности предстоящей схватки, борьбы с демагогами лжекомму-нистаии. Предостережение художника-терлет остроту и для дня нынешнего, периода крутых переломов, становления демократии и гласности. Современность произведения, таким образом определяется но только темой, в первую очередь, подходах к изобрахапмому, созвучностью идей, действий героев.
В диссертация высказывается ииодь, что в деформация общественного сознания, морали определенную роль сыграли и образца литературы и искусства, где под флагои показа трудового героизма, энтузиазма, "громадных достижений", "установлений мировых рекордов", как в „шзни, так и в литературе и искусстве пустила корни с 70-х годов тенденция фиксации, только положительного и лакировки действительности, молчаливой поддержки, подчао и восхваления "штурма мировых показателей", умиление "деловыми" качествами некоторых руководителей, которые на поверке оказались рвачеством, волюнтаризмом, беспринципностью, уэковедомственностью, кумовством лодей, коммунистов- руководителей,отрицательно сказалось в трактовке образа коммуниста. В них из центра внимания как-то "ушел", отодвинулся в сторону простой человек, с его заботами, нувдаыи, вопросами, эмоциями, в погона за валом, выполнением плана "забился" как теперь именуемый человеческий-фактор.
Напыщенные, безо всякой ответственности произносимые речи с трибун разных калибров породила самодовольство, самоуспокоенность у некоторых категории лвдей, а у иных, особенно, у рядовых членов общества вызывали неверие, апатию, аполитичность и открытую отрицательную реакцию. В этой связи проанализирована суда. ■ ба Бектая ("Прощай,. Гульсары!"), который бросив отару ("Раз о нами так можно, то и нам так можно"), становится "отсталым, несознательным элементом" общества . В отличие от прежних оценок диссертант подоплеку Действий Бектая видит не в его несознательности, а в попустительстве, формальном усердии, корыстолюбии номенклатурных "новых навалов в кожаном пальто". Разносторонний анализ судьбы Бектая дает возможность проникнуть во внутренний механизм воздействия обстоятельств Я внешних сил на формирование характера, мировосприятия молодого человека, а главное, приводит к пониманию мотивов трагического разьединения идеала личности н общественного строя.
Образ Танабая диссертант причисляет к типу героя-аналитйка, противостоящего коьаяунистам-конформистам. В поисках правды ой терпит временное поражение. Как герой-аналитик он йо ищет оамо-оправдаваний за допущенные пройлне ошибки, ссылаясь на "трудности первопроходца", "сложность эпохи". Потому и поступки его пронзительны, эстетически состоятельны чем осуждение или- сентенция, часто встречаемые в других произведениях, близких по проблематике. В этой связи подробно, рассматриваются роптания Нетей Пар--
тии о нрагютввнной {юли, об ответственности катздого ее члонл, изживании методов авторитарно-командного стиля 'руководства, ибо достойной пример авангарда общества формируют граадшскуи активность лицей. Художественная трактовка писателем и решение партией этого вопроса в данном случае совпадает. В романе "Прощай, пульсары!" в полную мощь звучит не риторический, а художественно дейстпетый прилип к наступлению на психологию иждивенчества и вседозволенности, освобождению от формально-бюрократических пут, к поиску нового в партийной работе.
В этом нлано критически рассмотрена пропзведеннап аналогия критика И.Мотяшепа между образа;.« Сарбая из произведения Ш.Бей-щенатиева "Сын Сарбая" и Танабаем Ч.Айтматова.
Непривычные герои и непривычная коллизия в роман о "Время земное" К.Акматова,в произведении даны образы коммунистов -преданный коммунистической идее беззаветного Кошоя и себялюбивого перестраховщика Сатылгапова - параллельно и контрастно. Ко-шой - герой понесший наказание за несовершенное преступление, жертва репрессии. Противопоставляя образы двух абсолютно разных типов коммунистов, писатель не боится при этом обострения, сближения или размывания грани полярных понятий. Напротив, как показывает анализ, в лабиринте человеческих отношений он ищет и находит тревожные симптомы, которые помогает определить болевые точки и в человеческой, и в общественной памяти, тем самым художественно раскрывает истинные мотивы столкновения характеров, причины трагических событий прошлого. Образ Сахылганова своеобразно обнажает дейотвителыше причины деформаций общественного сознания и масштаб последствий тех явлений, о котором говорится сегодня открыто и честно. Сущность изображаемых в романе "Время земное" характеров на укладывается в хронологичоокие рамки освещенных событий в произведении, она предоставляет возможность понять почему возникла такая оотрая необходимость революционной перестройки нашего общества. В этой связи подвергнута пересмотру застойная концепция1 Э.Нурушева, где идейная и социальная направленность рокана оценивалась лишь в плоскости национальности другого героя произведения - образа Красина,
* См.1 Нурупев Э. Ещо раз о романе "Время земное" // Совет-твх Кыргызстан. - 1983. - 2 декабря. - На кирг.яз.
Дыша щюан&иищдлшш) некого^о романа из числа названии*, гдь х'ероц-коммушюты вдеали-мровпнн иля жо служат исключительно для иллюстрации идей, набладоинй писателя. Нередко главной помехой посттшнпо сущности характера, явлпатся упрощенное понимание природы художественного конфликта. Но постигнув социальной, нравственной сущности конфликта, отдельный писателя при создании характера образов коммуниста ограничипаются декларированием внешних признаков. Изучение идейно-художественной структуры образов романа "Крестьяне" Ш.Абднраманова, который создан "под неизгладимым впечатлением исторических решений" мартовского (19йэ) Пленума ЦК КПСС показывает, что социадьпо-нравствешшй конфликт в Фактуре отого произведения существует как бы отдельно от изображаемых ситуаций, а герои рационально наделены качествами п соответствии распределенными ролями, иллюстрируя уже выработанные положения, решения партийных документов. Вместо с тем писатель сумел все-таки определять личную вплу и беду своих персонажей, однако за противоречиями натуры героев не смог определить шиапаиа их противоречия корни жизненных обстоятельств. Тем самым в диссертации подчеркивается, что в современном киргизском романе контрастируют псевдоактуальность, иллюстративность, обытоиленность п коиыштурщина наряду с высокохудожественными образцами и образами.
Подытоживая анализ нравственно-фуюсофских' исканий героев-коммунистов в романах последних десятилетий, отмечается, что при художественном воссоздании характеров, духовного мира я действий их в литературе определились отероотшишо стандарты. Как правило, герой-коммунист должен иметь "слабинку" в житейском отношении, проходит сквозь испытаний любовных или семейных драм, зато в производственных, организационно-политических вопросах он, несомненно, безупречен, что не всегда соответствовало реальному положению дел. Годы застоя и стаглацяи, по наблвден"ю диссертанта, породили в литературе Новую концепцию "теорию идиллиям^", аналогичной "теории бесконфликтности", где конфликт любой сложности завершается благополучной развязкой, а героп-коммулиоты после многих жизпешшх перипетий испытывают огромную правотвеияув удои-лотгоренность^
Авторы придерживающиеся этой "теории идиллизма", полагает дя'гояртвлт, ПОХОДЯТ ИЗ ТОГО уб0ЖД(!!ТИЯ. что коммунист - Р)СТЬ идей-
но зоркий, политически закаленный авангард и лучший представитель советского общества, борец за все прекрасное, передовое, поэтому если этот тезис проиллюстрировать живыми картинками, то цель будет достигнута. Анализ героев-коммунистов произведений С.Омурбаева "Обновленная земля", Р.Абдиева "Совесть", Ш.Аб-дыраманова "Крестьяне", А.Саспаева "Парторг" и некоторых других подтверждает мысль, что качественный переход в романном мышлении киргизских писателей от информативно-описательности к аналитичности, исследовательским тенденциям идет скачкообразно, неравномерно, подчас подпадают конъюнктурным поветриям.
Таким образом, наблвдения над конкретными художественными образами показывают, что мастера художественного слова современной киргизской литератур аккумулируют не только идеальные стремления лвдей к лучшему жизнеустройству, но и пытаются задействовать все лучшее, ценное и незабываемое в человеческой памяти. Эти качества наиболее рельефно проявляются в творчестве Ч.Айтматова. Он в своих произведениях "Прощай, 1ульсары!", "И дольше века длится день", "Плаха" со свойственной ему гражданской смелостью воссоздает наряду с образами подлинных ленинцев настоящее лицо демагогов, приспособленцев, перерозденцев-конфоршстов и среди руководителей, и среди рядовых членов партии. В этом аспекте рассмотрены образы Сегизбавва ("Прощай, Гульсары!"), Са-битжана ("И дольше века длится день") и "газет-киш" Кочкор-баева ("Плаха"). Противоборство героев "Плахи" - Бостона и "га-зет-кшши - не слепок той борьбы, которая запечатлена нашей литературой многократно и в разнообразных проявлениях. Не отрицая идейно-эстетической значимости образов Танабая и Едигея, диссертант, вместе с тем считает, что они в сравнении с Бостоном в некоторых моментах кажутся результатом рационального воззрения художника, тому причиной позиционная активность первых двух, также ввод в структуру романа "Прощай, Гульсары!" Керимбекова, компенсирующего персонажа моральных, деловых утрат Танабая.
В заключении подводится итоги исследования. В поле зрения диссертанта находилось историческое движение образа коммуниста в киргизском романе 30-80-х гг.
Анализ показал, что киргизская проза далеко ушла от простых схем, возрос уровень ее художественного мышления, мастерство национальных писателей по сравнению с 30-50-ма годами. Вместе с
геы, факты свидетельствуют, о неполной набавлении от стандартного изображения характера, ситуаций. Еще основоположники научного социализма с сожалением отмечали, что лвди, стоявиав во глава партии движения "во всех существупцих описаниях ... никогда не изображаются в их реальном, а лишь в официальном виде, с котурнами на ногах и ореолом вокруг головы. В этих восторженно преображенных рафаэловских портретах пропадает вся правдивость изображения". И выдвигали справедливое требование, чтобы такие лвди изображались, наконец, "суровнш, рембрандтовскими краскаиа во всей своей жизненной правде , эта мысль, не утратила свою актуальность и ныне. Как показал анализ многим нашим художникам не хватает синтеза "оуровых рембрандтовских красок" и аизненной правды. Вместе с тем исследователь далек от мысли сводить художественные недостатка трактуемого сбраза лишь к индивидуальны« качествам писателя, ибо "идеология и психология застоя отразились и на состоят/ии сферы культуры, литературы и искусство. Сни зились критерии и опенках художественного твортеотпя"''.
т
Марте К., Энгельо Ф. Соч. - Т.?. 0,200.
^ Материалы Пленума Центрального Комитет« КПСС, 27-20 января 1987 г. - М.: Политиздат, Г.)В7. - С.12.
Список опубликованных работ автора по теме диссертации:
1. Жумаев Ы. 0 жизни замечательного человека // Ленинчил каш. - 1985. - 9 апреля (0,2 п.л.) - на кирг.яз.
2. Джумаев М. Художественный портрет современника (на материале Ч.Айтматова) // Современный литературный процесс и творчество Чингиза Айтматова: Тезисы докладов республиканской научно-теоретической конференции. - Фрунзе: Илим, 1986. - С.36-37. (0,1 п.л.).
3. Джумаев М. Художественная адекватность идеала // Материалы УШ Межреспубликанской научной конференции молодых ученых (22-23 мая 1985 г.) - Фрунзе: Илим, 1986. - С.370-371 (0,1 п.л.).
4. Дяумаев М. Вне законов правда и психологизма // Литературный Киргизотан. - 1988. - № 3. - С.122-126 (0,7 п.л.).
5. Жумаев М. Художественные уроки жизни. - Ала-Тоо. - 1989,» 3. - С,165-160. (0,9 п.л.) - На кирг.яз.
По*««с»ко к яечвтк 31.05.49 г. Форм«т бумаг« б0*&01/!Р6. Обым I к.д. 3*к** Г36. Тяр»ж 100 экз. г. ти*огр»фия Аг.шденчи наук к»рп*сг.ог. ОТ
у.», Пушкин«,. 1*4..