автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Лезгинский роман: зарождение, становление и развитие

  • Год: 2006
  • Автор научной работы: Гусенбекова, Джульяна Гаджимагомедовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Махачкала
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Диссертация по филологии на тему 'Лезгинский роман: зарождение, становление и развитие'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Гусенбекова, Джульяна Гаджимагомедовна

Введение

Глава первая. Эпические традиции в лезгинской литературе XIX — начале XX веков и зарождение жанра романа.

1.1. Эпические традиции в лезгинской литературе

1.2. Малые и средние жанры прозы

1.3. Зарождение жанра романа

Глава вторая. Становление жанра романа в лезгинской литературе 60-х гедов XX столетия.

2.1. Тематика и проблематика первых романов

2.2. Сюжет и композиция

2.3. Жанровые особенности

Глава третья. Развитие жанра романа в лезгинской литературе 70-х годов XX столетия.

3.1. Историко-революционный роман «Самур» А.Искендерова

3.2. Детективный роман «Глубинные родники гор» К.Меджидова

3.3. Тенденции развития лезгинского романа

 

Введение диссертации2006 год, автореферат по филологии, Гусенбекова, Джульяна Гаджимагомедовна

Актуальность темы. В 30-х годах XX столетия в лезгинской литературе появился первый национальный роман - роман в стихах «Разорванные цепи»(1934) Алибека Фатахова, а в начале 60-х годов -первые романы в прозе: «Лезгины»(1961) Ахеда Агаева, «Доктор с белой прядью»(1963) Кияса Меджидова, «Самур»(1964) Абдуллаха Искендерова и др. Лезгинский роман - новое явление в национальной литературе, возник на основе эпических традиций, поэтической литературы и под влиянием русской советской литературы. В формировании жанра романа активную роль сыграли важные общественно-политические и социально-экономические события, происходившие в стране.

В истории лезгинской литературы 60-70-е годы стали важным этапом обретения прозой эстетической зрелости. На этом этапе развития идёт интенсивный процесс формирования крупных эпических форм - повести и романа; накопился значительный опыт изображения жизни во всей её сложности; появились разные виды жанра романа: социально-бытовой, историко-революционный, детективный. Они впервые в национальной литературе широко и достоверно, на высоком художественном уровне изображают жизнь и быт народа, исторические и социальные события за большой промежуток времени, имеют познавательное и воспитательное значение, изучаются в школах и вузах республики.

Исследование сложных процессов зарождения, становления и развития жанра романа в национальной литературе в условиях метода социалистического реализма исключительно важно для современного литературоведения, где остро ставятся проблемы традиций, литературных влияний, творческого метода и новаторства.

Художественные искания лезгинских писателей-прозаиков, их успехи, достигнутые в национальной литературе в 60-70-х годах в освоении жанра романа, накопленный материал требуют тщательного научного изучения и обобщения. В связи с этим нами впервые предпринята попытка монографического исследования процессов становления и развития жанра романа в 60-70-х годах XX столетия, выявления его художественных обретений. Такая постановка вопроса представляется задачей не только актуальной, но и практически важной при выяснении путей формирования качественно нового прозаического жанра в лезгинской литературе.

Художественные искания лезгинских прозаиков свидетельствуют о том, что роман постепенно становится ведущим жанром прозы, обретая новые и новые черты. Это даёт возможность поставить и решить в диссертации ряд важных литературоведческих проблем, связанных с методом и жанром, героем и действительностью, принципами изображения челокека. Все эти вопросы не были предметом специального анализа, хотя и затрагивались в ряде литературоведческих исследований. Фактической основой данной диссертации являются романы 60-70-х годов известных лезгинских писателей: «Лезгины» Ахеда Агаева, «Самур» Абдулаха Искендерова, «Доктор с белой прядью» Кияса Меджидова и др. Развитие лезгинской национальной прозы является ярким примером того, как за относительно короткий срок развивалась и крепла новая литература.

Все это вместе взятое даёт возможность проследить процесс зарождения, становления и развития жанров, а в нашем случае жанра ромама, в комплексе проблем и на фоне всероссийской, дагестанской многонациональной литературы.

Цель исследования. Цель диссертационной работы - выявить истоки и исследовать сложные процессы зарождения, становления и развития лезгинского романа в 60-70-х годах XX столетия.

Для изучения сложных процессов и осмысления лезгинского романа большое значение имеет обзорно-проблемное и системное исследование истоков этого жанра, этапов его становления и развития. При таком освещении проблемы возникает целостная картина появления тех или иных типов национального романа, прослеживается процесс связи их с эпосом, художественным опытом, традициями литературы и требованиями жизни. Это, в свою очередь, помогает вести поиски того, что берет роман от мирового художественного опыта, как при этом он принимает национальный облик, какова роль творческого метода в возникновении романа.

Для достижения основной цели в работе поставлены и решаются следующие задачи:

- выявить эпические традиции фольклора и литературы, которые в дальнейшем послужили основой для формирования жанра романа;

- проанализировать национальные и интернациональные истоки лезгинского романа;

- раскрыть на основе изучения этапных произведений лезгинской прозы процесс становления и развития жанра;

- выявить первые лезгинские романы и исследовать их жанровые и художественные особенности;

- определить тенденции развития лезгинского романа.

Объект исследования романы 60-70-х годов лезгинских писателей А.Агаева, К.Меджидова, А.Искендерова.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужила теория целостного восприятия литературного процесса, ориентация на закономерности его развития, учение об обществе и литературе как особой форме отражения жизни, источнике её познания и средстве воспитания личности. Важную роль в формировании научной концепции данной работы сыграли взгляды ведущих исследователей теории и истории литературы: М.Бахтина, А.Бочарова, В.Кожинова, М.Кузнецова и др.

Роман как жанр является одним из самых ёмких художественных форм словесного искусства. Он предоставляет писателям возможность соединить художественный вымысел и «списывание с натуры», а также предоставляет большие возможности для создания типических характеров в процессе их становления. Все это не может иметь место в других родах литературы.

В литературоведении известно много исследований, посвященных теории и истории романа, в которых авторы освещают закономерности развития этого жанра, структуру и природу, особенности эволюции, типологические черты. Так, еще в XIX веке проблема романа разносторонне разработана В.Г.Белинским. Обращаясь к общим родовым признакам романа, Белинский отмечает: «Эпопея нашего времени есть роман. В романе - все родовые и существенные признаки эпоса, с тою только разницей, что в романе господствуют иные элементы и иной колорит». Этот колорит выражается в изображении «обычной прозаической жизни», в свободе выбора, поскольку содержанием романа могут быть и историческое событие и настоящая действительность. В последующих работах Белинский конкретизирует понимание задач и содержания романа. Задача романа, говорит он, - «воспроизведение действительности во всей ее нагой истине», то есть та же задача, что и всего реализма в целом. Задача эта по силам роману, поскольку содержание его - «художественный анализ современного общества».

В работах М.Бахтина даны суждения о специфических свойствах современного романа. «Роман - пишет он, - единственный становящийся жанр, поэтому он более глубоко, существенно, чутко и быстро отражает становление самой действительности. Только становящийся может понять становление» (19;451). И дальше: «Это единственный жанр, рожденный и вскормленный новой эпохой мировой истории и поэтому глубоко сродный ей, в то время как другие большие жанры получены ею по наследству, в готовом виде и только приспособляются - одни лучше, другие хуже - к новым условиям существования. По сравнению с ними роман представляется существом иной породы. Он плохо уживается с другими жанрами. Он борется за свое господство в литературе, и там, где он побеждает, другие, старые жанры разлагаются» (19;448).

Роман, несомненно, занимает главенствующее место среди жанров эпоса. Первоначально французским словом «роман» называли небольшое эпическое произведение о частной жизни определенной, достаточно самостоятельной личности. Но его особенность заключалась в том, что оно создавалось на одном из романских языков. Со временем значение термина роман изменилось и расширилось, и теперь романом называется значительное по объему эпическое произведение, в котором повествование сосредоточено на судьбе отдельной личности, на процессе становления и развития ее самосознания. В начале XIX века в лекциях по эстетике, касаясь теории романа, Гегель определил его как «эпос частной жизни». Это значит, что в романе основное внимание автор уделяет «изображению чувств, страстей, событий частной и внутренней жизни людей». Однако своеобразие жанрового содержания романа заключается в том, что события частной жизни героя, интимные переживания, оказываются неразрывно связанными с явлениями общественной жизни или в романе вскрывается их общий смысл. Позднее в статьях по теории романа М. Бахтин подчеркивал, что существенной особенностью жанрового содержания романа является то, что два начала: жизнь частная и общая (общественная, национальная) в романе представлены как взаимосвязанные начала и в то же время неслиянные, т.е. относительно самостоятельные, не исчерпывающие одно другого.

Человек до конца не воплотим в существующую социально -историческую плоть и потому одной из основных внутренних тем романа является тема неадекватности герою и его судьбе его положения в обществе» (20; 123). Поэтому не случайно процесс развития романа как жанра он связывает с процессом освобождения, отделения личности от различных средневековых регламентаций. Процесс осознания личностью своей самостоятельности, свободности ощущается в европейском обществе ХУШ-Х1Х вв. и потому, несмотря на существование античного, средневекового романа, процесс становления его как жанра он относит на период утверждения буржуазного строя и процесс развития буржуазных отношений. Развитие романа идет параллельно с развитием наук, в том числе, общественных. Поэтому М.Бахтин отмечает: «Память, а не познание есть основная творческая способность и сила древней литературы. Так было, и изменить этого нельзя; предание о прошлом священно. Нет еще сознания относительности всего прошлого.

Опыт, познание и практика определяют роман. Когда роман становится ведущим жанром, ведущей философской дисциплиной становится теория познания» (19;459).

Эти мысли М.Бахтина имеют прямое отношение к пониманию своеобразия современного романа, многообразия его форм, постоянного развития. Советский роман — это роман нового общества. Главным в советском романе является то, что он запечатлел на разных этапах и становление этого нового общества, и новых характеров, и многообразие отношений между людьми и между обществом и личностью.

Как указывает М.Кузнецов, советский роман в лучших своих образцах был «художественным познанием нового мира, был не памятью о прошлом, а пытливым изучением этого прошлого с современных позиций. И цель этого изучения - как из прошлого рождается настоящее и как в этом настоящем зарождается будущее. Эта устремленность нашего романа в настоящее и будущее порождала исключительное многообразие его форм.» (66;21).

Пластичность и многообразие жанра как нельзя лучше соответствовали его освоению молодой становящейся литературой, которая по своему пыталась охватить все явления стремительно развивающейся действительности. К молодой литературе можно отнести и лезгинскую, которая за небольшой промежуток времени прошла путь ускоренного развития от произведений устного народного творчества и поэтической литературы до сложных жанровых форм художественного освоения действительности — повести и романа.

В исследовании мы также опирались на труды дагестанских и лезгинских литературоведов о жанровых исканиях в многонациональной прозе: Г.Гамзатова, С.Ахмедова, Г.Гашарова, К.Султанова, К.Акимова, Т.Пашаевой и др.

Степень разработанности темы исследования. За последние годы наблюдается усиление внимания к исследованию жанровой природы романа в русской, дагестанской и других литературах. Успешному и более масштабному изучению романного жанра, его исторических изменений и формообразующих факторов в значительной мере способствовала разработка в литературоведении таких проблем, как пути развития реалистического искусства, закономерности и особенности литературы социалистического реализма, принципы историзма, единство и многообразие, взаимовлияние и взаимообогащение национальных литератур и другие. Таковы фундаментальные труды "История советской многонациональной литературы" в шести томах, "История русской советской литературы" в четырех томах, «История дагестанской советской литературы» в двух томах, очерки по истории национальных литератур.

Методологическим ориентиром в исследовании жанровой природы романа явились работы: "Происхождение романа" В.Кожинова, "Художественные поиски советской многонациональной прозы" А.Бочарова, "Советский роман" М.Кузнецова, «Проблемы теории социалистического реализма" Д.Маркова, "Ленинизм и судьбы национальных литератур" Г.Ломидзе, «Возникновение романа-эпопеи" А.Чичерина и др.

Достижения советских литературоведов в исследовании русской и мировой классики, а также стремительное развитие многонационального романа послужили толчком к всестороннему изучению этого жанра в национальных республиках.

Имеется ряд работ, посвященных истории дагестанского романа, его теоретическим проблемам, а также отдельным романам известных лезгинских прозаиков. К ним относятся исследования С.Х.Ахмедова, Г.Г.Гашарова, К.Х.Акимова, З.И.Имамкулиевой, Т.Н.Пашаевой, М.Н.Абдурагимовой и др.

Лезгинская проза, в том числе и романы, нашла своё отражение в таких крупных исследованиях, как "В созвездии братских литератур" Б.Гаджикулиева, "Певцы обновленного края" Г.Гашарова, «Лезгинская национальная проза» К.Акимова, а также в кандидатских диссертациях "Зарождение и развитие лезгинской национальной прозы" Т.Пашаевой и «Идейно-художественное своеобразие прозы К.Меджидова» М.Абдурагимовой и др.

Первой монографией, посвященной лезгинской прозе, стала книга Б.Гаджикулиева "В созвездии братских литератур", опубликованная в 1977 году. Автор охватывает период с 20-х по 70-е годы. Монография посвящена анализу произведений А.Фатахова, З.Эфендиева, А.Искендерова, А.Агаева, И.Казиева и М.Гаджиева.

В 1985 году защищена кандидатская диссертация Т.Н.Пашаевой, в которой рассматриваются пути зарождения и развития лезгинской национальной прозы, анализируются прозаические произведения 20-70-х годов. Автор научно обоснованно определяет истоки лезгинской прозы, показывает переход от малых жанров прозы к большим, а именно к повести и роману, анализирует крупные произведения З.Эфендиева, К.Меджидова и Р.Гаджиева, определяет тенденции формирования лезгинской прозы в 80-х годах.

Истории развития жанровой системы лезгинской национальной прозы посвящена и докторская диссертация К.Х. Акимова, защищенная в 1999 году. В ней автор на обширном фактическом материале исследует этапы зарождения, становления и развития лезгинской национальной прозы как жанровой системы, освещает сложные процессы, происходившие в ней. К.Х.Акимов исследует и пути становления лезгинского романа, его идейно-эстетическое, социально-нравственное содержание. Анализируя эволюцию жанра романа в лезгинской литературе, автор приходит к выводу, что для него характерны реалистическое отображение действительности, широта эпического повествования, драматизм, углубление историзма, национальный колорит.

Кроме того, имеется ряд работ, посвященных творчеству отдельных лезгинских писателей-прозаиков.

Процессы и этапы развития дагестанской, в том числе и лезгинской литературы, освещены в фундаментальных трудах Института языка, литературы и искусства ДНЦ РАН: «Очерки дагестанской советской литературы" (1957) и "История дагестанской советской литературы" в двух томах (1967) и др.

В указанных работах отражены отдельные аспекты исследуемой нами темы в контексте других проблем. Тем не менее, они во многом способствуют углублению предпринятого исследования и дают характеристику процессам становления и развития жанра романа в лезгинской литературе. Однако до сих пор нет специальной монографической работы, посвященной зарождению, становлению и развитию лезгинского романа в 60-70-х годах прошлого столетия.

В настоящей диссертации впервые делается попытка исследовать истоки лезгинского романа, рассмотреть пути его становления и развития в 60-70-х годах, установить тенденции дальнейшего роста. Диссертация не претендует на исчерпывающее исследование проблемы, так как она является одним из опытов в системном изучении лезгинского романа.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что в нём впервые в монографическом плане изучаются процессы становления, зарождения и развития жанра романа в лезгинской литературе, определяются жанрово-художественные особенности некоторых романов 60-70-х годов XX столетия.

Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что её материал может быть использован при разработке жанровых проблем дагестанской литературы, вопросов становления и развития национальной прозы.

Практическая ценность работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы при разработке вопросов зарождения, становления и развития дагестанской, в том числе и лезгинской прозы, при анализе первых лезгинских романов, в школьной и вузовской практике, а также при составлении учебных пособий для школ, педколледжей и вузов, где изучается лезгинская литература.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Эпические традиции, характерные лезгинской литературе XIX-начала XX веков, явились основой зарождения национальной прозы и жанра романа;

2. Зарождение, формирование и развитие жанра романа в лезгинской литературе тесно связаны с общественно-политическими и социально-экономическими явлениями, происходившими в жизни народа, республики и страны в 20-30-х годах прошлого столетия, с влиянием русской и других литератур;

3. 60-е годы характеризуются становлением жанра романа в лезгинской литературе («Лезгины» А.Агаева, «Доктор с белой прядью» К.Меджидова и

ДР-)

4. В 70-х годах наблюдается дальнейшее развитие жанра романа, появились романы «Самур» А.Искендерова, «Глубинные родники гор» К.Меджидова и др.

5. Первые лезгинские романы представляют собою законченные художественные произведения, имеющие ярко выраженные жанровые и художественные особенности.

Апробация. Диссертация была обсуждена на заседании кафедры литературы Дагестанского государственного педагогического университета. Основные положения работы изложены в пяти публикациях автора.

Объём и структура работы. Структура работы обусловлена её задачами и характером исследуемой темы. Диссертация составляет 151 страницу и состоит из введения, трёх глав, заключения. В приложении дан список использованной автором научно-теоретической литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Лезгинский роман: зарождение, становление и развитие"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ пути развития лезгинской советской литературы приводит к выводу, что в своём развитии она прошла те же этапы формирования, что и вся многонациональная советская литература. Уже к концу 30-х годов лезгинскими писателями были предприняты попытки заложить основы литературной жанровой системы, в том числе и повествовательной. Молодая советская лезгинская литература делала первые шаги не обособленно: она развивалась вместе со всей многонациональной литературой страны. Тематическое и художественное развитие лезгинской литературы этого периода было предопределено преимущественно событиями революции и гражданской войны.

В лезгинской литературе так же, как и в остальных литературах Дагестана, путь к большому эпическому жанру — роману пролегал через малые формы жанров прозы и публицистики: статьи, очерки, рассказы и т.д. Наряду с развивающимися малыми и средними жанровыми формами прозы в лезгинской литературе появляются и первые опыты романного осмысления исторических судеб народа на переломных этапах его истории. Жанр романа в лезгинской литературе зародился в 30-х годах XX столетия («Разорванные цепи» А.Фатахова) и получил дальнейшее развитие в 60-70-х годах («Лезгины» А.Агаева, «Самур» А.Искендерова, «Доктор с белой прядью» К.Межидова и др.)

Лезгинский роман в своём развитии прошёл сложный путь формирования. Преодолевая одноплановость и описательность, он со временем вырос в многоплановое и широкоохватное в событийном отношении повествование и оформился как масштабный по замыслу, остропроблемный по пафосу, проникающий в самые глубинные пласты жизни жанр. Анализ жанра показывает, что лезгинский роман вырос на почве фольклорных и эпических традиций, а также под влиянием более развитых литератур.

Отмечая органическую связь лезгинского романа с национальными традициями, мы имеем в виду, прежде всего, фольклор, близость романа к произведениям народного творчества. На это указывают и исследователи русского романа. «Черты древнего эпоса открыто, иногда подчеркнуто открыто - проступают в целом ряде повествований, созданных в первые годы революции, таких, как «Падение Дайра» Малышкина, «Железный поток» Серафимовича, «Чапаев» Фурманова, «Партизанские повести» Иванова. Однако еще более существенно, пожалуй, что эти черты сохраняются как внутренняя, глубинная стихия и в позднейшем советском романе. Они живо ощутимы в романах А.Толстого, А.Фадеева, Леонова, Островского. Дело, конечно, вовсе не в самом факте близости романа социалистического реализма к эпосу, но в грандиозном возрождении эпической сущности жанра» (100; 171).

Связь лезгинского романа с национальным фольклором сказывалась на всем его облике. При этом необходимо отметить, что в первых произведениях лезгинских писателей практически отсутствует психологический анализ, налицо схематизм и прямолинейность в обрисовке образов и характеров героев.

Первым произведениям эпического характера свойственно не столько психологическое проникновение в суть новой жизни и нового характера, сколько попытка пересказа событий. Постепенно лезгинские прозаики стали поднимать в своих произведениях актуальные проблемы действительности тех лет, пытались художественно осмыслить их суть и смысл, дать свое решение этих явлений.

Возникновение романа и быстрое его развитие было тесным образом связано с желаниями авторов раскрыть суть социалистических преобразований, понять народ и его живую историю, показать становление социалистического общества в Дагестане. Эти характерные социальные факты определили облик и сущность нового жанра, пути его развития. Именно в этом заключается идейно-художественное значение первых романов, которые появились в лезгинской литературе.

Здесь следует остановиться на первом лезгинском романе в стихах «Разорванные цепи» А.Фатахова. В нём основоположник советской лезгинской литературы особое внимание уделил рождению и формированию нового человека в новом обществе. Магомед — обычный крестьянский мальчик, который проходит через тяжелые жизненные испытания и, окрепнув духом, становится верным солдатом революции. Путь, пройденный Магомедом, - типичен для лезгинского народа. Влияние этого образа на лезгинскую литературу оказалось достаточно сильным. Для возникновения произведений крупного жанра необходимо было наличие ряда объективных и субъективных причин. Именно поэтому для развития жанра романа потребовалось известное время. Для появления романа в лезгинской литературе необходимо было приблизить литературу к жизни, развивать все жанры прозы, накопить опыт.

Первый лезгинский роман в прозе появился лишь в начале 60-х годов. Это был роман «Лезгины» Ахеда Агаева, который свидетельствует о том, что к началу 60-х годов лезгинская проза успела накопить достаточный опыт для того, чтобы создавать произведения крупного жанра. И какие бы недостатки ни были присущи роману «Лезгины», они не могли заслонить его достоинства. Являясь большим и сложным художественным полотном, основанным на вполне определенной идейной концепции, роман «Лезгины» по праву претендует на основополагающее место в лезгинской романистике. Второй роман «Доктор с белой прядью» Кияса Меджидова опубликован в 1964 году. До этого он уже был известен читателю как автор ряда рассказов и повестей. Чтобы написать роман «Доктор с белой прядью», писатель специально изучал «архивные материалы в Азербайджане и Дагестане, письма и отчеты А.Н.Ефимова, по крупицам собирал воспоминания людей, близко знавших Антона Никифоровича и других героев будущей книги» (39; 112).

В 60-70-х годах заметно увлечение лезгинских прозаиков широтой повествования. Постепенное проникновение в остродраматические ситуации действительности, стремление показать во всей полноте активную деятельность революционных героев, сложность формирования новой личности повышали идейно-художественную культуру произведений лезгинской прозы.

Драматизация прозы, в особенности жанра романа, стала заметным этапом в ее развитии. Это дало возможность глубже изображать действительность. Так, К.Меджидов в романе «Глубинные родники гор» для драматизации сюжета использует элементы детектива. Исследование лезгинской прозы показало, что её характерными особенностями являются разработка современной и исторической тематики, постановка важных проблем общественно-политической, социально-экономической и духовной жизни народа, соблюдение преемственности с эпическими традициями фольклора, установление новых традиций, реалистическое изображение жизни, новаторские тенденции развития прозы в тематическом, жанровом и стилевом отношениях. Если говорить об основных тенденциях развития лезгинского советского романа, следует обратить внимание на то, что он становится всё более проблемным и масштабным. Проблематичная масштабность связана не только с широтой, но и с глубиной изображения жизни, совершенствованием формы. Это достигается в одних романах остротой постановки больших морально-этических проблем, в других -новыми поэтическими приёмами характеристики времени и образов, в третьих - историческим анализом жизни народа, усилением элементов исследования.

Современность открыла новые горизонты для лезгинских писателей, определила новаторский дух романа, обогатив его новыми формами, такими, как сатирический роман «Расколотое солнце» А.Агаева и мифологический роман «Миф» Ф.Бедалова. В лезгинском романе шел закономерный процесс постепенного перехода на рельсы психологизма. Фактологическая сторона материала отходила на второй план, тогда как на первый план уверенно вышла разработка образов героев. Писатели стали все глубже проникать в жизненные пласты, серьезнее подходить к личности современника, учились строить сюжет. В своих произведениях они успешно решали основную для литературы проблему, а именно проблему создания характера, воплотившего в себя типические черты лезгинского народа в определённую' эпоху. Авторы глубоко исследуют общественно-политические, социально-экономические, нравственные конфликты, что в свою очередь помогало вникать во внутренний мир героев, показывать их национальный характер. Произведения лезгинской прозы характеризуются богатым и доступным языком, насыщенным разнообразием изобразительно-выразительных средств, образностью, поэтичностью, лирическими отступлениями и картинами природы, соответствующими настроению героев.

В последние годы лезгинский роман и по тематическому и идейно-эстетическому содержанию поднялся на новую высоту. Он отличается разработкой актуальных тем, постановкой социально-философских и нравственных проблем, жанровым многообразием.

Расширение идейно-тематического и эстетического арсенала лезгинского романа, стремление проникнуть во все сферы жизни общества свидетельствует о силе и мощи этого жанра, расширении его творческих возможностей. Множатся его жанровые типы, содержание становится более масштабным, способным отразить сложные проблемы. Большинство вышедших в последние годы произведений посвящено актуальным проблемам современной действительности.

При изучении идейно-тематического содержания лезгинского романа, его жанровых типов, средств изображения ярко проявляется следующее: во-первых, расширяются возможности жанра глубже проникать в жизнь общества, он осваивает и открывает все новые и новые пласты народной жизни. Во-вторых, эта активность воздействует и на жанровую суть романа. Тема современности своей широтой, разнообразием обогатила идейно-эстетическое содержание и жанровые типы лезгинского романа.

 

Список научной литературыГусенбекова, Джульяна Гаджимагомедовна, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"

1. Абакарова Ф. О. Очерки даргинской советской литературы. -Махачкала, 1984.

2. Абдулатипов А-К. Ю. Литература правды жизни. Махачкала, 1984.

3. Абуков К.И. За литературу воспитывающую. — Махачкала, 1969.

4. Агаширинова С.С. Материальная культура лезгин: Х1Х-ХХ в. М., 1978.

5. Акбиев С. X. Подвижники духа. Махачкала, 1981.

6. Акимов К. X. Вопросы преподавания дагестанской литературы.-Махачкала, 1981.

7. Акимов К.Х. Лезгинская национальная проза. История развития жанровой системы. Махачкала, 1998.

8. Актуальная проблема изучения фольклора и литератур народов Дагестана. Тезисы докладов региональной научной конференции.-Махачкала, 1987.

9. Александрова Л.П. Советский исторический роман: Типология и поэтика. — Киев, 1987.

10. Алексеев В. А. Русский советский очерк. Л., 1980.

11. Алиев С. М. Дорога в современность. Махачкала, 1977.

12. Айтматов Ч. В соавторстве с землею и водою: Очерки, статьи, беседы, интервью. Фрунзе, 1978.

13. Анализ литературного произведения. М., 1976.

14. Анализ художественного текста. Сб. ст. М., 1975.

15. Апухтина В. А. Современная советская проза. М., 1977.

16. Арнаутов М. Психология литературного творчества. М., 1976.

17. Ахмедов С.Х. Художественная проза народов Дагестана. -Махачкала, 1996.

18. Базанов В. Г. От фольклора к народной книге. JL, 1983.

19. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

20. Бахтин М. М. Эпос и роман. М., 2000.

21. Белая Г. А. Художественный мир современной прозы. М., 1983.

22. Бочаров А.Г. Бесконечность поиска: Художественные поиски современной советской прозы. М., 1982.

23. Бочаров А.Г. Требовательная любовь: Концепция личности в современной советской прозе. М., 1977.

24. Бушмин A.C. Преемственность в развитии литературы. Л., 1978.

25. Вагабова Ф.И. Формирование лезгинской национальной литературы.- Махачкала, 1970.

26. Вагидов А.М. Социалистический реализм и развитие даргинской литературы. — Махачкала, 1987.

27. Взаимосвязь фольклора и литератур народов Дагестана. Сб. ст., Махачкала, 1988.

28. Виноградов И.И. Проблема содержания и формы литературного произведения. М., 1958.

29. Вопросы дагестанской литературы. Махачкала, 1969.

30. Гаджикулиев Б. В созвездии братских литератур. Махачкала, 1977.

31. Гамзатов Г.Г. Преодоление. Становление. Обновление: На путях формирования дагестанской советской литературы. — Махачкала, 1986.

32. Гамзатов Г.Г. Художественное наследие и современность: Проблемы преемственности и взаимодействия дагестанских литератур. -Махачкала, 1982.

33. Гамзатов Р.Г. Верность таланту. Махачкала, 1980г.

34. Ганиева A.M. Лезгинские народные сказки. Махачкала, 1980.

35. Ганиева A.M. Народная лирическая поэзия лезгин. Махачкала, 1976.

36. Ганиева A.M. В поисках легендарного героя. Махачкала, 1986.

37. Ганиева A.M. Очерки устно-поэтического творчества лезгин. М., 2004.

38. Гашаров Г.Г. Лезгинская литература. История и современность. -Махачкала, 1998.

39. Гашаров Г.Г. Хаким Курбан: грани творчества. — Махачкала, 2003.

40. Гашаров Г.Г. Певцы обновленного края. Махачкала, 1987.

41. Герасименко А.П. Русский советский роман 60-80 гг. М., 1989.

42. Гиршман М.М. Литературное произведение: Теория и практика аналг за. М., 1991.

43. Гуляев Н. Теория литературы. М., 1977.

44. Гура В. Роман и революция. Пути советского романа. М., 1973.

45. Гусейиаев А.Г., Кассиев Э.Ю. Очерки лакской советской литературы.- Махачкала, 1964.

46. Дагестанская народная проза. Махачкала. 1982.

47. Далгат У.Б. Литература и фольклор: Теоретические аспекты. М., 1981.

48. Далгат У.Б. Фольклор и литература народов Дагестана. М., 1962.

49. Добин Е. Сюжет и действительность. Искусство детали. Л., 1981.

50. Ершов Л.Ф. Русский советский роман. Л., 1974.

51. Жанр и композиция литературного произведения. Межвузовский сборник. Петрозаводск, 1988.

52. Жанрово-композиционное своеобразие реалистического повествования. Вологда, 1982

53. Жанр романа в классической и современной литературе. -Махачкала, 1983.

54. Жанр сказки в фольклоре народов Дагестана. Махачкала, 1987.

55. Жанры дагестанской советской литературы. — Махачкала., 1979.

56. Жанры советской художественной прозы народов Дагестана. — Махачкала, 1987.

57. Жанры фольклора народов Дагестана. Махачкала, 1979.

58. Затонский Д.В. Искусство романа и ХХв. М., 1973.

59. История дагестанской советской литературы. В 2-х томах. -Махачкала, 1967.

60. История национальных литератур. Перечитывая и переосмысливая. -М., 1995.

61. История русского советского романа. В 2-х томах. M-JL, 1965.

62. История советской многонациональной литературы. В 6 томах. -М., 1974.

63. Кассиев Э.Ю. Дагестанская литература на пути к социалистическому реализму. Махачкала, 1982.

64. Кельбеханов P.M. Дагестанская литература. Махачкала, 1994.

65. Кожинов В.В. Основы теории литературы. М., 1962.

66. Кожинов В.В. Происхождение романа: Теоретико-исторический очерк.- М., 1963.

67. Кузнецов М.М. Советский роман. М., 1986.

68. Кузнецов Ф. Избранное. В двух томах. М., 1981.

69. Кузьмин А.И. Повесть как жанр литературы. М., 1984.

70. Кухаренко В.А. Интерпретация текста. М., 1988.

71. Ломидзе Г.И. Единство и многообразие. М., 1960.

72. Ломидзе Г.И. Ленинизм и судьба национальных литератур. М., 1972.

73. Ломидзе Г.И. Чувство великой общности. М., 1978.

74. Марков Д.Ф. Проблемы теории социалистического реализма. М., 1978.

75. Мелетинский Е.М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа. М., 1986.

76. Многонациональный советский роман. М., 1966.

77. Национальное и интернациональное в литературах Северного Кавказа.- Орджоникидзе, 1986.

78. Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ. М., 1988.

79. Оскоцкий В. Богатство романа: Многообразие и единство. Проблемы. Наблюдения. Полемика. М., 1976.

80. Очерки дагестанской советской литературы. Махачкала, 1957.

81. Пискунов В.М. Советский роман-эпопея. М., 1976.

82. Поспелов Г.Н. Вопросы методологии и поэтика. М., 1983.

83. Поспелов Г.Н. Искусство и эстетика. М., 1984.

84. Поэтика дагестанской советской литературы. Махачкала, 1986.

85. Поэтика жанров русской и советской литературы. М.

86. Принципы анализа литературного произведения. М., 1984.

87. Проблемы межжанровых взаимосвязей в фольклоре народов Дагестана. Махачкала, 1990.

88. Развитие социалистического реализма в дагестанской советской литературе.— Махачкала, 1980.

89. Роль фольклора в развитии литератур народов СССР. М., 1975.

90. Роман и повесть в классической и современной литературе. -Махачкала, 1992.

91. Словарь литературоведческих терминов. М., 1974.

92. Советская литература. Роман. Повесть. М., 1976.

93. Советская многонациональная литература. Очерк развития. М., 1986.

94. Советский многонациональный роман. М., 1985.

95. Современные аспекты изучения литератур народов Северного Кавказа. 1992.

96. Современный словарь-справочник по литературе. М., 1999.97. Судьбы романа. М., 1975.

97. Султанов К.К. По законам художественности. Махачкала, 1979.

98. Султанов К.К. Преемственность и обновление. Современная проза народов Северного Кавказа и Дагестана. М., 1985.

99. Теория литературы. Роды и жанры литературы. М., 1964.

100. Усахов М.Р. Социалистический реализм в дагестанской литературе. Ростов-на-Дону, 1985.

101. Хализев В.Е. Теория литературы. М., 2001.

102. Храпченко М.Б. Художественное творчество, действительность, человек. М., 1976.

103. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. М., 1977.

104. Художественные искания современной дагестанской литературы. Махачкала, 1983.

105. Художественный текст и литературный жанр. — Махачкала, 1980.

106. Чичерин A.B. Возникновение романа-эпопеи. М., 1975.

107. Якименко Л.Г. Избранные работы. В двух томах. М., 1982.11. Статьи

108. Абуков К. Годы, уплотнённые до предела: О лезгинском писателе Расиме Хаджи. // Дагестанская правда, 1992, 6 февраля.

109. Агаев А. Заметки о лезгинской прозе. // Дагестанская правда, 1952, 17 февраля.

110. Ажаев В. Молодые силы дагестанской прозы. // Новый мир, 1956,№3.

111. Айдунбеков М. Жизнь была лучу подобна. // Дагестанская правда, 1990, 8 июня.

112. Алиева С. Верность очагу. Заметки о молодой прозе Северного Кавказа.// Комсомолец Дагестана, 1976,26 июня.

113. Анджапаридзе Г. И все -таки он существует: К обсуждению проблемы детективного жанра. // Литературное обозрение, 1987, №8.

114. Арсланбеков X. Учёный о развитии прозы. // Советский Дагестан, 1979, №3.

115. Архангельский. Лезгинские краски К. Меджидова. // Детская литература, 1972, №11.

116. Арбат Ю. Проза молодых в Дагестане. // Дружба народов, 1958, №12.

117. Богданова М. От фольклора к письменной литературе. // Вопросы литературы, 1957, №1.

118. Бондарев Ю. Записки по поводу. О современном литературном процессе. // Молодая гвардия, 1992, №10.

119. Бочаров А. К вопросу о национальной специфике литературы. // Дружба народов, 1957, №1.

120. Буханцов Н. Глубина жизни: О современном романе. // Дон, 1986, №1.

121. Бучис А. Внутренняя жизнь жанра. // Вопросы литературы, 1970,8.

122. Генис А. Сюрпризы глобализации: О жанре романа. // Иностранная литература, 2002, №1.

123. Гравина А. Жизнь и судьба романа. // Иностранная литература, 1960, № 12.

124. Днепров В. Некоторые вопросы теории романа. // Звезда, 1956,9.

125. Евсюков В. Комиссаров С. Испытание историей: О жанре исторического романа. // Сибирские огни, 1986, №1.

126. Ершов О. Итоги и перспективы изучения советского романа. // Русская литература, 1971, №3.

127. Ибрагимов Ф. Фольклорные и ашугские традиции малочисленных народностей южного Дагестана. // Наука и молодёжь, 1994.

128. Кардин В. Секрет успеха: О жанре детективного романа. // Вопросы литературы, 1986, №4.

129. Ковалев В. Новаторство и мировое значение советского романа. // Русская литература, 1963, №4.

130. Капиева Н. Радуйтесь тонкости красок. // Дагестанская правда, 1972, 24 мая.

131. Капиева Н. Главная его книга. Штрихи к портрету К. Меджидова. // Дон, 1973, № 1.

132. Кожинов В. Роман-эпос нового времени. // Вопросы литературы, 1957, №6.

133. Кудряшова А. Роман-эпопея. // Вопросы литературы, 1960, №7.

134. Кузнецов М. О путях развития современного романа. // Новый мир, 1960, №2.

135. Лосева И. Появление и развитие романа. // Наука и образование, 2002, №2.

136. Магомедов М. Заметки о дагестанской прозе. // Литература Дагестана и жизнь, 1985.

137. Мотылева Т. Из опыта современного романа. // Вопросы литературы, 1964, №7.

138. Мясников В. Бульварный эпос: О современном российском детективе. // Новый мир, 2001, №11.

139. Назаренко В. Наш многоплановый роман // Звезда, 1958, №8.

140. Наумова Н. Детектив требует внимания. // Нева, 1971, № 7.

141. Оскоцкий В. Роман: традиции и поиск. // Литературная газета, 1971, 10 марта.

142. Романенко Д. Рождение романа: К истории младописьменных литератур Российской Федерации. // Вопросы литературы, 1958, №2.

143. Седельник В. Диалог литератур диалог народов // Вопросы литературы, 1986, №9.

144. Синельников М. Дела. водить надо: Тема партии и образы коммунистов в советской литературе. // Знамя, 1985, №3.

145. Степанян К. Завороженные смертью: О современном романе. // Знамя, 2002, №6.

146. Султанов К. Чтобы открывалась даль характера. // Дружба народов, 1985, №11.

147. Сурганов В. Советская литература и дагестанская проза наших дней.//Дон, 1984, №2.

148. Шабанов. Доктор с белой прядью- исторический роман. // Дружба народов, 1964, №2.

149. Шундик Н. Образ нашего современника в прозе Северного Кавказа. // Дон, 1977, №5.

150. Юсуфов Р. Национальные литературы: Диалектика развития. // Литература Дагестана и жизнь, 1975.

151. Якименко Л. О поэтике современного романа. // Дружба народов, 1971, №6.1. На лезгинском языке

152. Агаев А. Алибек Фатахов и его роман в стихах // Коммунист, 1968, 6 февраля.

153. Агаев А. Заметки о современной дагестанской прозе // Дружба, 1960, №3.

154. Ахмедов Н. «Лезгины» первый роман // Дружба, 1962, №3.

155. Диссертации и авторефераты

156. Абдурагимова М.Н. Идейно-художественное своеобразие прозы К.Меджидова.

157. Акимов К.Х. Лезгинская национальная прозагИстория развития жанровой системы. Дис. доктора филол. наук. Махачкала, 1998.

158. Биримбеков З.Г. Художественное творчество Алибека Фатахова. Автореферат дис. канд. филол. наук. Махачкала, 1974.

159. Имамкулиева З.И. Жанры дагестанской послевоенной прозы. Автореферат дис. канд. филол. наук.- Махачкала, 1972.

160. Качаева З.Р. Роман «Вот камень, вот весы» Меджида Гаджиева: жанровые и художественные особенности. Автореферат дис. канд. филол. наук.- Махачкала, 2003.

161. Пашаева Т.Н. Зарождение и развитие лезгинской национальной прозы. Дис. канд. филол. наук Махачкала, 1985.

162. Хакимова З.Ш. Проза Камала Абукова. Время. Характеры. Поэтика. Дис. канд. филол. наук. Махачкала, 2003.1.. Тексты1. На лезгинском языке

163. Агаев А. Лезгины. Роман.- Махачкала, 1961.

164. Акимов К. Гнездо солнца. Роман.- Махачкала, 1984.

165. Гаджикулиев Б. Орлиный утес. Повесть.- Махачкала, 1979.

166. Гаджиев М. Вот камень, вот весы. Роман.- Махачкала, 1966.

167. Гаджиев М. Повести и рассказы. Махачкала, 1980.

168. Гаджиев М. Обратная сила. Повесть.- Махачкала, 1980.

169. Гаджиев М. Испившие из одного родника. Повесть.- Махачкала, 1980.

170. Гаджиев М. Семь драгоценных камней. Повесть,- Махачкала, 1972.

171. Гаджиев Р. Мать и горы. Повесть.- Махачкала, 1965.

172. Гаджиев Р. Избранное.- Махачкала, 2000.

173. Гаджиев Р. Мои семеро братьев. Повесть.- Махачкала, 1977.

174. Гаджиев Р. Ночное свидание братьев. Повесть,- Махачкала, 1981.

175. Искендеров А. Самур. Роман.- Махачкала, 1964.

176. Казиев К. На смоленской земле. Роман.- Махачкала, 1962.

177. Казиев К. Дикая жена. Повесть. Махачкала, 1959.

178. Меджидов К. Доктор с белой прядью. Роман.- Махачкала, 1963.

179. Меджидов К. Глубинные родники гор. Роман. Махачкала, 1973.

180. Меджидов К. Горы движутся. Повесть. Дружба, №3, 1964.

181. Фатахов А. Избранное.- Махачкала, 1955.

182. Эфеидиев 3. Следы на мосту. Роман, Махачкала, 1964.

183. Эфеидиев 3. В горах. Сб. рассказов. Махачкала, 1944.

184. Эфеидиев 3. Очаги социализма Махачкала, 1933.

185. Эфеидиев 3. Дочь яркинца. Сб. рассказов. Махачкала, 1956.