автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Идейно-идентификационная основа российского общества и государства

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Чубайс, Игорь Борисович
  • Ученая cтепень: доктора философских наук
  • Место защиты диссертации: Ростов-на-Дону
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Диссертация по философии на тему 'Идейно-идентификационная основа российского общества и государства'

Оглавление научной работы автор диссертации — доктора философских наук Чубайс, Игорь Борисович

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. Идейно-идентификационная основа общества и государства как социально-философская категория. Идейно-идентификационный кризис.

§ 1. Общие положения и исходные посылки.

§ 2. Идейно-идентификационный кризис, социальнофилософский анализ.

§ 3. Российский идейно-идентификационный кризис.

Возможные пути выхода

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. Ценностная система исторической дооктябрьской) России

§ 1. Общие замечания и уточнения.

§ 2. Российские философы и социальные исследователи о русской идее.

§ 3. Российская история, философский анализ.

§ 4. Русский фольклор, философский анализ.

§ 5. Российская поэзия, философский анализ.

РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ. Система ценностей в Советском Союзе.

§ 1. Коммунистическая идея вместо русской идеи. Переход от Российской Империи к Советскому

Союзу как разрыв исторического времени.

§ 2. Коммунистическая идея и коммунистическая идеология; их несовместимость и взаимопорождаемость.

§ 3 Коммунистическая идеология как неадекватное отражение действительности.

§ 4. Основные характеристики идеологии

§ 5. Тупиковость ценностной системы, основанной на коммунистической идеологии.

РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ. Система ценностей новой России.

ГЛАВА 1. Идейно-социальный процесс в современной России

ГЛАВА 2. К идее новой России.

§ 1. Ценностная система, вектор прошлого

§ 2. Ценностная система, вектор настоящего.

§ 3. Ценностная система, вектор будущего

§ 4. Ценностная система, центральная идея.

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по философии, Чубайс, Игорь Борисович

Актуальность темы исследования. С конца прошлого столетия в социально-философскую терминологию нашей страны вошло новое понятие, новая научная категория - "русская идея". Интерес россиян к России оказывался особенно актуальным и востребованным тогда, когда объект саморефлексии входил в этап неустойчивого существования. Появление термина "русская идея" стало своеобразным знаком того, что общество и государство вступают в полосу идейно-идентификационного кризиса. Пришло время, требовавшее стратегических изменений ориентиров и вех. Как показывает экзистенциализм, о смысле жизни человек задумывается на грани ее утраты, но также и к поиску новых ценностей обращаются там, где традиционные нормы начинают расшатываться. Как писал классик, сова Минервы вылетает в сумерки. Между тем российский поиск был плодотворным, конструктивным и необходимое решение вполне могло быть найдено без разрушения основ государственности, если бы не вступление страны в I мировую войну, до предела обострившее все накопившиеся внутренние противоречия и конфликты.

Февральская и еще более октябрьская революции 1917 года были ключевыми событиями в рассматриваемом нами ряду, они были прежде всего попытками ответа на переживаемый обществом и государством идейный кризис. Но ответ предлагался не через реформирование старых правил, а через отказ от них. Победа большевизма означала победу одной из точек зрения и прекращение дискуссии о русской идее, ибо выход представлялся уже найденным. Предлагалось не ремонтировать и реконструировать старые ценности, но внедрить вместо них новые — коммунистическую идею и идеологию, построить на этой теоретической основе новое государство. Разрушив Российскую империю, победители начали возведение СССР. Куда привел такой путь сегодня хорошо известно. Страна нуждалась в основательной реформации, но в действительности произошла радикальная революция.

Спустя семь десятилетий Советский Союз вместе со скреплявшей его системой ценностей распался. Большевистская идентификация оказалась исчерпанной. Результатом произошедшего стало то, что в идейном смысле страна вновь оказалась в той же точке, в которой она находилась в начале века. Под советско-коммунистической идеей история подвела черту. Поиск новой или, точнее, возрожденной и преобразованной русской идеи теперь продолжается, и второй акт идейного кризиса должен стать заключительным. Страна нуждается в скорейшем определении идейных ориентиров, причем речь уже идет не о своевременности и актуальности, но о трагическом запаздывании в решении этой важнейшей, имеющей социально-философское измерение проблемы. Иначе говоря, актуальность диссертационного исследования имеет как минимум два аспекта. Онтологический — в начале века Россия отбросила свою традиционную систему ценностей, но до сих пор не имеет адекватную ей замену; гносеологический — активный идейный поиск, происходивший на рубеже веков, был прерван после Октября, но с неизбежностью возобновился вместе с распадом СССР с начала 90-х годов. Этот поиск продолжается и пока остается незавершенным.

Состояние и степень разработанности проблемы. Проводимое автором исследование опирается на достаточно широкий междисциплинарный подход. Здесь важен учет результатов, полученных не только в области социальной философии, социологии, но и в сфере исследования российской истории, культурологии, правоведения, политологии, причем речь идет как о результатах, полученных в начале нашего столетия, так и о новых и новейших исследованиях. Надо признать, что фундированных, всеохватывающих работ в области россиеведения, обнаруживающих новое понимание нашего противоречивого социо-культурного маршрута, почти нет, самовоссоединение с собственными корнями лишь начинается. Важнейшими составляющими такого будущего исследования служат работы С.Соловьева и В.Ключевского, М.Геллера, М. Некрича, А.Солженицина.

Однако в более узком плане можно говорить о серьезной проработанности у нас и за рубежом ряда ключевых тем, являющихся своеобразной несущей конструкцией данного исследования. Так, например, проблемы аксиологии разработаны в трудах М. Кагана, Е. Стриганкова, Ю. Волкова, В. Давидовича, В. Шпака, О. Соколова, Ю. Солонина, А. Максимова, Г. Выжлецова, проблемы идеологии - в работах К. Маркса, К. Манхейма, Ю. Волкова, И. Антоновича, А. Безансона, А. Мельвиля, И. Голомштока, Ю. Жданова, А. Панарина, А. Рябова, И. Солоневича, В. Гуторова, проблемы идентичности - в трудах отечественных и зарубежных авторов Я. Щепаньского, Э. Эриксона, В Ядова и др.

Достаточно большой круг исследований составляют авторы, специально занимающиеся проблемой российской системы ценностей и более узко — новой российской идеей. Здесь следует назвать такие имена, как Д. Галковский, В. Кобылянский, Г. Сатаров, Г. Бурбулис, Г. Батыгин, А. Рубцов, А. Ципко, А. Дегтярев, В. Радаев, А.Ф. Замалеев, Г. Сунягин, О. Иванов, Т. Кутковец, И. Клямкин, А. Кара-Мурза, А. Панарин, Л. Ионин, М. Маслин, А. Гулыга, Ю. Волков, Е. Троицкий, В. Крамник, Л. Куликов, О. Омельченко, К. Пирогов, А. Ахиезер, X. Боков, С. Алексеев, С. Чернышев, В. Булдаков, С. Солдатов, Б. Ракитская, А. Подберезкин, Ю. Петров, Е. Панина, В. Грызлов, В. Никонов, В. Чурбанов, 10. Бокань, В. Скрыпник, О. Волкогонова, В. Шаповалов, Н. Коз™, А.Вдовин, В. Титов, А. Шевченко, Н. Шелейкова, В. Аксючиц, Б. Пушкарев, А. Ядов и др.

Среди подходов, предлагаемых перечисленными авторами, можно встретить самые разные позиции и взгляды. Часть рассуждений построена на социологических опросах, на стремлении продолжить традиции евразийства или на экстраполяции противостояния западников и славянофилов. Многие авторы, особенно из числа действующих политиков, основываются на соображениях политической целесообразности, и чаще всего — на обычном здравом смысле. Часть исследователей продолжает анализ в рамках советско-коммунистических воззрений, некоторые особое значение придают национальному фактору. Многие исследователи апеллируют ко все более распространенному в последние годы подходу, рассматривающему Россию как особую самостоятельную цивилизацию.

Автор считает очень важным следующее обстоятельство, характеризующее новое, свободное от идеологической зашоренности состояние нашей гуманитарной науки. Среди ученых, занимающихся проблемой идейно-идентификационного кризиса, в последние годы стихийно сложилось новое научное направление, самостоятельная научная школа, которую при широком внутреннем многообразии деталей и нюансов объединяет общий ключевой принцип - принцип преемства. Авторы, идущие по этому пути, высказываются за самовоссоединение России нынешней и России исторической, за вписывание российского социокультурного опыта в современность. Среди исследователей этого направления академик А.И. Солженицын, а также А. Горянин, А. Зубов, Ю. Кублановский, В. May, Ю. Пивоваров, А. Салмин, Ю. Степанов, А. Фурсов, А. Зданьский, Э. Аметистов, В. Са-гатовский и др. К этой формирующейся школе относит себя и автор настоящей работы.

Подход с позиций преемства означает, что самовоссоединение с исторической Россией, разумеется, с разной степенью полноты, в разной мере возможно в сфере права и госсимволики, в отношении собственности и реституции, в культурном плане, в отношении роли и статуса религиозных конфессий и др. Фундаментальный аспект концепции преемства — идейноидентификационное, ценностное самовоссоединение. Эта теоретическая ниша оставалась незаполненной, и именно этой философской проблеме посвящена настоящая диссертация.

Цель и задачи исследования. Наша страна вторично на протяжении столетия оказывается в состоянии идейного кризиса, общество пребывает в стадии утраты ценностей и ориентиров. Исходя из этого, основную цель исследования автор видит в выявлении системы ценностей новой России. Причем речь идет не о создании или выдумывании некой новой идеи, но о ее выявлении, обнаружении в самой ткани российской логики и социокультурной истории.

Достижение поставленной таким Ьбразом цели возможно как результат поэтапного решения нескольких конкретных задач.

1. Необходим анализ разнородного терминологического аппарата, используемого отечественными и зарубежными авторами, выработка унифицированных социально-философских категорий. Эту задачу автор решает через обоснование и принятие концепта "идейно-идентификационная основа общества и государства".

2. Следует выявить и четко представить ту систему ценностей, на которой выстраивалась историческая Россия, то есть выявить идейно-идентификационную основу российского общества и государства. Затем, придя к аргументированному, обоснованному определению "русской идеи" (р. и.), необходимо проследить, в чем именно заключался ее кризис.

3. Потребуется выявить ценностную систему Советского Союза, определить, почему и как именно на смену русской идее пришла коммунистическая идея и идеология. Необходимо дефинировать эти категории, выявить особенности их функционирования и взаимосвязи. Предстоит также выяснить форму соотношения р. и. и коммунистической идеи.

4. Проанализировав специфику генезиса и трансформации основных российских систем ценностей, выявив закономерности их эволюции, мы получим основание для достижения главной цели настоящей работы, для выявления тех идей, которые вытекают из логики нашей истории и вписываются в современную ситуацию постсоветского российского государства. Иначе говоря, теоретически преодолев идейный кризис начала века, мы впишем русскую идею в современность, преобразуем ее с учетом изменений, произошедших в XX столетии в стране и в мире, в новую или, точнее, в возрожденную российскую идею.

Итак, объект нашего исследования — ценностная система, совокупность идей или, иначе, идейно-идентификационная основа российского общества и государства.

Предмет исследования — конкретное проявление идейно-идентификационной основы, фиксируемое с помощью соответствующих научных методов. Предметом исследования для нас является система ценностей исторической России — русская идея, Советского Союза — коммунистическая идея и коммунистическая идеология, формирующаяся постсоветская идея новой России.

Методологическая основа исследования. В работе использованы методы историко-типологического анализа и логико-исторической реконструкции, методы диалектического анализа, анализа текстов, а также контент-анализ, анализ семантического поля ключевых понятий и др. Автор принимает такую трактовку философии, согласно которой последняя понимается как метод рассмотрения реальности через призму определенного социального идеала.

Гипотеза исследования. СССР — государство, возникшее в результате революционного отрицания исторической российской государственности.

Между Российской империей и Советской Россией — разрыв, вторая не является продолжением первой. Современная Россия, формирующаяся после распада Советского Союза, находится в противоречивом состоянии: с одной стороны — идейного вакуума, с другой — проникновения большого коли-чествса ценностных систем, разрабатывавшихся в разных странах. Выход из кризиса состоит в возможности восстановить свою дооктябрьскую идейно-идентификационную основу, в возвращении к фундаментальным правилам, на которых выстраивалось наше общество и государство, в обращении к преемству, восстановлении идейных, социокультурных, государственно-правовых и иных связей с исторической Россией или, говоря иначе, — в восстановлении логики собственного развития. Речь, разумеется, идет не о консервативном уходе в минувшее столетие, а о теоретическом преодолении поразившего страну в конце прошлого — начале нынешнего века идейного кризиса и вписывании результатов этой работы в современность с учетом изменений, произошедших внутри страны и за ее пределами на протяжении последних восьми десятилетий.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в выдвижении и обосновании концепции, согласно которой идейно-идентификационные изменения в обществе и государстве представляют собой глубинный, объективно разворачивающийся процесс, и потому этот процесс может быть научно проанализирован, исследован и спрогнозирован. На основании происходивших в этой сфере на протяжении всей отечественной истории фундаментальных изменений, могут быть сделаны выводы о характере системы норм и ценностей, адекватных современной России.

Конкретно новизна исследования выражается в следующем.

1. Впервые методом контент-анализа исследовано 1100 пословиц русского народа.

2. Впервые методом анализа семантического поля исследована отечественная поэзия XIX века о России, составлен коллективный поэтический портрет страны.

3. Указанные новые подходы наряду с другими исследованиями позволили впервые получить четкое определение, раскрыть объективное содержание концепта "русская идея". Кроме того, сама категория р.и. рассматривается автором в новом проявлении, не как направленный в будущее религиозно-общественный идеал, не как квинтэссенция русской духовности, но как совокупность фундаментальных ценностей и принципов, на которых реально выстраивалось российское общество и государство.В самом кратком изложении русскую идею составляли: православие, общинный коллективизм и собирание земель, переросшее в имперскую политику.

4. В диссертации впервые показана диалектическая противоречивость, взаимоисключение и взаимопорождение понятий "коммунистическая идея" и "коммунистическая идеология".

5. В диссертации впервые показано, что система ценностей построения на коммунистической идеологии не может быть устойчивой и долговременной, она оказывается обреченной на саморазрушение.

6. В результате проведенных исследований в диссертации показано, как русская идея, историческая российская система ценностей может быть вписана в современность, на каких началах может быть построена самовоссоединенная, новая Россия. Вкратце эти начала включают: историзм, обустройство, демократию, духовность.

На защиту выносятся следующие положения.

1. В число базовых категорий, служащих для анализа фундаментальных социальных процессов, входит концепт "идейно-идентификационная основа общества и государства".

2. В начале нынешнего столетия Россия, как и другие европейские государства, вошла в полосу глубокого идейно-идентификационного кризиса. Иначе говоря, адекватное описание происходившего возможно не только в традиционных терминах "общественно-экономическая формация, ее смена"; новое понимание разворачивавшихся процессов возможно через концепт "идейно-идентификационная основа и ее кризис".

3. Февральско-октябрьские события 1917 года предопределили такой выход из образовавшихся противоречий, который вел к разрыву с исторической, традиционной системой норм и ценностей. Революция привела к разделению России во времени.

4. Послеоктябрьскую совокупность идей и ценностей, утверждавшуюся в Советском Союзе, крайне сложно соотнести с классическим пониманием социализма, содержащимся в работах Маркса и Энгельса. Распад СССР показал нежизнеспособность идейно-идентификационной основы, утверждавшейся в нашей стране на протяжении семидесяти лет.

5. Ситуацию, сложившуюся после 1991 года, следует понимать как второе издание идейного кризиса начала века. Такое положение является следствием неадекватного разрешения проблем в послеоктябрьский период. Оптимальный способ преодоления кризиса находится на пути самовоссоединения с исторической Россией. Необходимо теоретическое разрешение возникших в начале века противоречий и вписывание российской исторической логики в современность с учетом процессов, происходивших в стране и вне ее за последние три четверти века.

Практическая значимость работы и апробация ее результатов. Россия переживает полисистемный кризис. Если самым острым является кризис экономический, то самым глубоким - идейно-идентификационный. Лишь определив и осознав себя, сформировав свою систему ценностей, выявив сплачивающую идею, на ее основе можно предотвратить процесс дезинтеграции государства. Решение идентификационной проблемы является основой и необходимым условием для решения иных социальных проблем. Лишь определив свои ценности и упрочив их, можно остановить процесс ассимиляции нашей культуры иными культурами, оказывать активное и конструктивное влияние на иные социальные общности. Поняв себя, определив свою идентичность, можно обоснованно определить стратегию развития российского государства, можно стать понятными другим, можно обоснованно сформулировать стратегические цели во внешнеполитической деятельности, сформулировать концепцию национальной безопасности, адекватно сформировать систему приоритетов при принятии бюджета страны, устранить идейные основы левого и правого экстремизма, порожденного отсутствием нормальной идентификации, можно сплотить российское общество, а также сблизить общество и власть.

Осознанию собственной идентичности должны содействовать определенные изменения в системе образования, в деятельности СМИ, в работе учреждений культуры.

Использование категории "идейно-идентификационная основа общества и государства" дает ключ к пониманию глубинных социально-исторических процессов в нашей стране и за рубежом.

Апробация результатов исследования проходила в ходе выступлений автора на различных научных конгрессах, конференциях, "круглых столах", симпозиумах в стране и за рубежом. Результаты исследования представлены в докладе на I Российском философском конгрессе в Санкт-Петербурге, на Конгрессе российской интеллигенции, на думских чтениях "От русской идеи - к идее новой России" и "О путях преодоления невостребованности российской науки", на заседаниях Российского дворянского собрания, на научных конференциях в Праге, Бонне, Берлине, Касселе, в Представительстве Европейского Союза в России, в посольствах ФРП Литвы,Сингапура в РФ, на международной конференции "Кризис российской идентичности: причины и пути преодоления", на 67-м международном конгрессе ПЭН-клубов в Москве и т.д. С результатами своих исследований автор знакомил научную общественность в различных российских регионах - в Ярославле, Рязани, Кирове, Майкопе, Петрозаводске, Екатеринбурге и др. Работы автора неоднократно публиковались на страницах "Российской газеты" в рамках проводившегося ею конкурса "Идея для России". К сожалению, итоги конкурса редакция газеты подводить отказалась. Статьи автора о проблемах российской идентичности публиковались в центральных газетах, в журналах в России и за рубежом.

С результатами исследований автор знакомил также многочисленную радио- и телеаудиторию (в частности, с декабря 1996-го по апрель 1997 года - вел еженедельный цикл передач в прямом эфире по "Радио-1" - "От русской идеи - к идее новой России", результаты были представлены в телепрограммах "Герой дня", "Час пик", "Национальный интерес" и др.).

Автором разработан курс лекций по проблеме российской идентичности, который читается в российских вузах, в частности, в ГИТИСе (ныне РАТИ), в МГУ (журфак), в Университете дружбы народов, а также в Международной летней политологической школе в Форосе и др. Решением проблемы российской идентичности занимается руководимый автором межвузовский Центр по изучению России.

Предложения по работе в сфере образования, направленной на преодоление индентификационного кризиса, представлены автором в Правительство Республики Карелия, в Министерство общего и специального образования РФ, они учитываются при подготовке соответствующих программ и документов Московским институтом развития образовательных систем. Разрабатываемые модели апробировались на страницах журнала "Новые вехи", ответственным редактором которого является диссертант.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Идейно-идентификационная основа российского общества и государства"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы заканчиваем наше исследование. Автор исходил из того, что одним из самых запутанных, непроясненных, противоречивых объектов научного анализа является в XX столетии Российское государство и российское общество. Философский анализ в этой области наиболее востребованный.

Если возможна философия истории и философия морали, если Леопольд Сенгор разработал философию Африки - негритюд, а на Западе все чаще говорят об актуальности философии Европы, то в силу переживаемого нашей страной полисистемного кризиса философия России не просто возможна, она актуальна и крайне необходима.

Вступающий на эту стезю исследователь должен стремиться к разрешению трех групп противоречий. Во-первых, необходимо провести инвентаризацию и анализ внутреннего строения, внутреннего устройства современной России. Нужно найти наиболее оптимальные и обоснованные ответы и решения вопросов унитарного или федералистского строения государства, его легитимации, соотношения власти и общества и т.д.

Второй комплекс проблем - это отношения и противоречия между Россией и внешним миром. В нашем прошлом можно выделить два ключевых проекта, которые превратили страну из локального образования в объект тесного межгосударственного взаимодействия. Во-первых, это принятие в 988 году христианства, во-вторых, "прорубленное" Петром Великим "окно" в Европу, победа над шведами в 20-летней войне, основание северного порта и столицы Санкт-Петербурга. В XX веке Советская Россия оказалась не просто за "железным занавесом", более того, она пыталась переделать весь мир по своему собственному образцу. Как сегодня вернуться в мировой обмен идей, труда, товаров и, разумеется, не через утечку мозгов и капиталов, сохранив себя и взяв в опыте соседей самое ценное, - эти проблемы ждут своего решения.

Наконец, третий комплекс проблем - это противоречия между современной Россией и ее историческим прошлым, разрыв во времени и линия на его преодоление, самовоссоединение с исторической Россией.

Все эти три узла, три группы проблем, оставаясь самими собой, довольно тесно взаимосвязаны и взаимоперетекают друг в друга. Однако в настоящей работе основной акцент сделан на решении третьей группы противоречий. Мы показали, что на идентификационном идейном уровне преемство с исторической Россией возможно и целесообразно. Нередко можно услышать, что разрыв в три четверти века слишком велик, чтобы быть преодоленным. Семьдесят с лишним лет - срок, разумеется, немалый, но вопрос, на мой взгляд, заключается совсем в другом - какими были эти десятилетия с точки зрения государственного устройства и судьбы народа? Стоит ли их продолжать? Даже человек, который болеет очень долго, мечтает все же о выздоровлении, а не о том, чтобы болеть и дальше. Если признать 75 лет наиболее драматичными в российской истории, тогда возможный путь выхода из кризиса - в самовоссоединении с российской исторической логикой, с российской системой ценностей.

В самом кратком виде возрожденная и вписанная в современность российская идея сводится к четырем ключевым началам - историзму, обустройству, демократии и духовности.

На протяжении целого столетия российская наука ищет ответ на вопрос о русской идее. В настоящей работе предложен новый подход к ее пониманию - речь идет не о более или менее удачном философско-спеку-лятивном поиске, но об объективном научном анализе, предполагавшем четыре взаимодополняющих исследования. Эти исследования, в частноети, впервые проведенный контент-анализ 1100 пословиц русского народа, анализ семантического поля русской поэзии XIX века, позволили достаточно объективно выявить те ключевые ценности, на которых выстраивалась историческая Россия. Выявленная и представленная автором в 4-м. итоговом разделе диссертации возрожденная российская система ценностей и является главным результатом и выводами настоящей работы.

Получение новых научных результатов, новое видение и понимание российской истории стало возможно благодаря введению в оборот новой социально-философской категории - идейно-идентификационная основа общества и государства. Использование этого концепта в дополнение с новым пониманием категории "русская идея" не только позволили говорить о кризисе российской идентичности на рубеже XIX - XX веков, но дали возможность указать четкий путь его преодоления.

Более правильное понимание историософии России потребовало введения ряда новых терминов, среди них: "разрыв и разделенность во времени", "красный фундамент". Образ России XX века представляется более полно и точно прописанным благодаря новому дефиниро-ванию ряда широко употребляемых понятий, среди них "коммунистическая идеология" в узком и широком смысле. Представления о стране получают принципиальное уточнение благодаря выявлению в термине "социализм" трех разных значений - социализм в понимании Маркса и Энгельса, социализм в понимании социалистического интернационала и социализм в советско-соцстрановском смысле.

Полученные в этой работе выводы и результаты, после их более широкого обсуждения, могут быть учтены и реализованы в практических действиях управленческих структур. Конкретные методики такой реализации разработаны и предполагают изменения в системе среднего и высшего образования, в деятельности российских средств массовой информации и в деятельности ряда учреждений культуры.

 

Список научной литературыЧубайс, Игорь Борисович, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Авцинова Г.И. Политический радикализм в России: Социокультурный аспект. Киев, 1995. 157 с.

2. Агафонов В., Рокотянский В. Россия в поисках будущего. М., 1993. 303 с.

3. Александров Д.Н., Мельников С.А., Алексеев C.B. Очерки по истории княжеской власти и соправительства на Руси в IX-XV вв. / Акад. естеств. наук Рос. Федерации. М.: Мосты, 1995. 114 с.

4. Александров Д.Н. Южная, юго-западная и Центральная Русь в XIII-XIV вв. и образование Литовского государства. М., 1994. 272 с.

5. Аксючиц В.В. Идеократия в России: Метаморфозы богоборческого режима. М., 1995. 175 с.

6. Актуальные проблемы истории русской философии XIX века. М., 1987. 172 с.

7. Актуальные проблемы истории русской культуры: Сб. науч. тр. М., 1992.

8. Акулинин В.Н. Философия всеединства: От B.C. Соловьева к П.А. Флоренскому. Новосибирск, 1990. 156 с.

9. Алишев С.Х. Казань и Москва: межгосударственные отношения в XV-XVI вв. Казань, 1995. 160 с.

10. Алов A.A., Галактин М.Г., Егоров Ю.Л. Основные проблемы философской мысли России XIX начала XX веков: Учеб. пособие /Под ред. Егорова Ю.Л. М., 1994. 71 с.

11. Анисимов Е.В. Россия без Петра. СПб., 1994. 469 с.

12. Античное наследие в культуре России. М., 1996. 261 с.

13. Антихрист: (Из истории отеч. духовности). /Антология. М., 1995. 415 с.

14. Антонов М.Ф. Ложные маяки и вечные истины: Пути выхода страны из кризиса и русская общественная мысль. М., 1991. 303 с.

15. Аринин А.Н., Михеев В.М. Прошлое. Настоящее. Будущее: /Ист.-филос. мысль России XIX-XX в./. М., 1995. 208 с.

16. Артановский С.Н. На перекрестке идей и цивилизаций: Ист. формы общения народов: Мировые культ, контакты, многонац. государство. СПб., 1994. 224 с.

17. Афанасьев Ю.Н. Как России заново обрести свою историю. М., 1995. 50 с.

18. Баглай М.В. Дорога к свободе. М., 1992. 319 с.

19. Бакаева С.Ю., Бакаев Ю.Н. Культура и православная церковь в средневековой Руси: Учеб. пособие. Хабаровск, 1997. 64 с.

20. Бакунин М.А. Философия. Социология. Политика. М.,1989. 622 с.

21. Беленький В.Х. Исторический выбор России: Размышления и диалоги. Красноярск, 1995. 181 с.

22. Беловинский Л.В. К истории русской православной церкви. М., 1992. 85 с.

23. Бенедиктов H.A., Макарычев С.П., Шаталин E.H. Русская идея: Очерки развития отеч. филос. мысли. Учеб. пособие. Ниж. Новгород, 1993. 130 с.

24. Бердяев H.A. Историки и смысл русского коммунизма. М., 1990. 222 с.

25. Бердяев H.A. Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. Судьба России. М., 1997. 541 с.

26. Бердяев H.A. Сочинения. М., 1994. 415 с.

27. H.A. Бердяев о русской философии. Свердловск, 1991.

28. Бердяев H.A. Душа России. Л., 1990. 30 с.

29. Бердяев H.A. Смысл истории. М., 1990. 175 с.

30. Бессонов Б.Н. Судьба России: взгляд русских мыслителей. М., 1992. 313 с.

31. Бессонов Б.Н. Судьба России: взгляд русских мыслителей. М., 1993. 253 с.

32. Благова Т.И. Родоначальники славянофильства: А. Хомяков и И. Киреевский.1. М., 1995. 352 с.

33. Богданов А.П. Летописец и историк конца XVII века: Очерки исторической мысли "переходного времени" / Гос. публ. ист. б-ка России. М., 1994. 147 с.

34. Богданов А.П. От летописания к исследованию: Русские историки последней четверти XVII в. М., 1995. 556 с.

35. Боков Х.Х., Алексеев С.В. Российская идея и национальная идеология народов России. М., 1996. 96 с.

36. Болдырев А.И. Проблема человека в русской философии XVIII века. М., 1986. 120 с.

37. Большаков A.A. Древняя Русь, IX-XIII вв.: Очерки истории и антропологии: Учеб. пособие. М., 1997. 103 с.

38. Бондаренко В.Д. Современное православие: тенденции эволюции. Симферополь, 1989. 176 с.

39. Боффа Дж. От СССР к России: История неоконченного кризиса, 1946-1994. М., 1996.319 с.

40. Булгаков С.Н. Православие: Очерки учения Православной Церкви. М., 1991. 415с.

41. Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество. М., 1992. 527 с.

42. Булгаков С.Н. Интеллигенция и религия / О противоречивости современного безрелигиозного мировоззрения/. М., 1903.48 с.

43. Булгаков С.Н. Моя Родина: Избранное к 125-летию со дня рождения. Орел, 1996. 239 с.

44. Бунич И.Л. Полигон Сатаны. СПб., 1994. 639 с.

45. Бунич И.Л. Пятисотлетняя война в России. СПб., 1996. 637 с.

46. Бурлацкий Ф.М. Русские государи: Никита Смелый. Михаил Блаженный. Борис Крутой. М., 1996. 511 с.

47. Бурлачук В.Ф. Русская идея и современность. Киев, 1990. 44 с.

48. Бутромеев В.П. Иллюстрированная русская история для всех: Краткое описание в легендах, преданиях, именах и важнейших событиях. М., 1996. 254 с.

49. Бычко А.К. Народная мудрость Руси: Анализ философа. Киев, 1988. 199 с.

50. Бычкова М.Е. Русское государство и Великое княжество Литовское с конца XV до 1569 г.: Опыт сравнительного исторического изучения политического строя. М„ 1996. 175 с.

51. Валишевский К.Ф. Собрание сочинений в 5 т. Пер. с фр. М., 1996.

52. Вальков A.A. Идея нации в свете русской социально-философской мысли. Уфа, 1996. 239 с.

53. Введенский А.И. Западная действительность и русские идеалы. Письма из-за границы. Сергиев Посад, 1894. 208 с.

54. Вдовин А.И. Российская нация: Нац.-полит, пробл. XX в. и общенац. рос. идея. М., 1995. 247 с.

55. Великие государственные деятели России: Учеб. пособие для вузов и школ. М., 1996. 461 с.

56. Вернадский Г.В. Древняя Русь: Пер. с англ. Тверь, Москва, 1996. 447 с.

57. Вернадский Г.В. Монголы и Русь. Тверь, М., 1997. 477 с.

58. Волгин И.Л. Метаморфозы власти: Покушения на рос. трон в XVIII-XIX вв. М., 1994. 304 с.

59. Волков Ю.Г. Манифест гуманизма. (Идеология и гуманистическое будущее России). М. 2000. с. 160.

60. Восток Запад: Исслед., пер., публ. М., 1988. 291 с.

61. В" раздумьях о России /XIX век/. М., 1996. 444 с.

62. В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией: Хрестоматия по истории рос. обществ, мысли XIX и XX вв. М., 1997. 751 с.

63. Галактионов A.A., Никандров П.Ф. Русская философия IX-XIX вв. Л., 1989. 744 с.

64. Гарднер К. Между Востоком и Западом: Возрождение даров русской души. М., 1993. 124 с.

65. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Америка в сравнении с Россией и славянством. М., 1997. 678 с.

66. Гумилев Л.Н. От Руси до России. М., 1995. 553 с.

67. Гудзь-Марков A.B. История славян. М., 1997. 488 с.

68. Гончаров В.Н., Филиппов В.Н. Россия, Ленин и современный мир. Барнаул, 1996.463 с.

69. Горбунов В.В. Идея соборности в русской религиозной философии: /Пять избр. портр./М., 1994. 180 с.

70. ГоричеваТ.М. Православие и постмодернизм. Л., 1991.64 с.

71. Горский A.A. Русские земли в XIII-XIV веках: Пути полит, развития. М., 1996. 128 с.

72. Горский B.C. Философские идеи в культуре Киевской Руси XI начала XII в. Киев,1988. 213 с.

73. Гражданская война в России: перекресток мнений. М., 1994. 377 с.

74. Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысльХ-XVII веков. М., 1990. 287 с.

75. Громыко Ю.В. Стыки: Как перейти из одной системы обществ, отношений в другие. Опыт религ.-науч.-методол. самоопределения. М., 1993. 89 с.

76. Губман Б.Л. Россия и Европа в философии русской истории. Тверь, 1997. 111 с.

77. Данилевский Н.Я. Россия и Европа: Взгляд на культ, и полит, отношения слав, мира к германо-романскому. СПб., 1995. 513 с.

78. Дахин В., Дахина Е. Формирование дуализма общественно-политической жизни в России. М., 1994. 79 с.

79. XX век: История и современность. Учеб. пособие. СПб., 1994.

80. Демин В.Н., Селезнев В.П. К звездам быстрее света: Русский космизм вчера, сегодня, завтра. М., 1993. 429 с.

81. Держава: Православие православная власть - православный народ. Москва /журнал/.

82. Динамика культурных и социальных связей. М., 1992. 131 с.

83. Дом Романовых в истории России. СПб., 1995. 296 с.

84. Древнейшие государства Восточной Европы: Материалы и исслед. 19921993 гг. М., 1995.219 с.

85. Духовно-культурные процессы в современной России. М., 1998. 141 с.

86. Евдокимов П.Г. Проблемы национального сознания в истории общественной мысли: /Крат, истор.-филос. очерк/. Волгоград, 1990. 262 с.

87. Егоркин В.Г. Наследие античной философии в восточнославянской духовности Средневековья /XI первая треть XVII вв./ Бийск, 1995. 127 с.

88. Ежов В.М. История государственного управления в России: Учеб. пособие. СПб., 1996.

89. Епьцинщина. Будапешт, 1993. 103 с.

90. Еременко В.П. В поисках исторической истины. Днепропетровск, 1989. 222 с.

91. Жириновский В.В. Плевок на Запад. М., 1995. 63 с.

92. Замалеев А.Ф. Философская мысль в средневековой Руси /XI-XVI вв./ Л.,1987. 247 с.

93. Заорская И.Ю., Зотова М.В. Становление и подъем Российской державы XV-XVIII веков: /Позиции, коммент., документы/: Учеб. пособие. М., 1994. 220 с.

94. Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история: От Екатерины Великой до Александра II. М., 1994. 767 с.

95. Захаренков В.И., Шутов М.Г. Годы над пропастью. М., 1995. 331 с.

96. Зеньковский В. Россия и православие. Киев, журн. "Христианская мысль", 1916. 55 с.

97. Зеньковский В.В. История русской философии. Париж, 1948. 50 с.

98. Зеньковский В. Русские мыслители и Европа: Критика европ. культуры у русских мыслителей. Париж, 1955. 278 с.

99. Зернов Н.М. Три русских пророка: Хомяков, Достоевский, Соловьев. М., 1995.214 с.

100. Зиновьев A.A. Запад: Феномен западнизма. М.,1995. 461 с.

101. Знаменский П.В. Православие и современная жизнь. Полемика 60-х годов об отношении православия к современной жизни. /A.M. Бухарев/. М., "Свободная совесть", 1906, 87 с.

102. Зобов P.A., Келасьев В.Н. Мифы российского сознания и пути достижения общественного согласия. СПб., 1995. 86 с.

103. Золин П.М. Русь до Руси: Полит, история. Новгород, 1995.

104. Зюганов Г.А. Россия и современный мир. М., 1995. 331 с.

105. Зюганов Г.А. Россия родина моя: Идеология гос. патриотизма. М., 1994. 180 с.

106. Иловайский Д.И. Очерки отечественной истории. М., 1995. 510 с.

107. Иванов A.B. Запад-Россия-Восток. /Сравн.-типол. анализ познав, стратегий и ценност. ориентаций/. М., 1993. 72 с.

108. Иванов В.И. Родное и вселенское. М., 1994. 428 с.

109. Иванчук А.П., Третьяков О.В. История отечественной культуры: Курс лекций. Орел, 1994. 100 с.

110. Иванцов-Платонов A.M. О римском католицизме и его отношениях к православию. М., 1869-1870.

111. Ивонин Ю.П. Между гармонией и восстанием: /Пробл. социал. идеала в рус. философии "Серебряного века"/. Новосибирск, 1996.

112. Идея соборности в русской религиозной философии. М., 1994. 180 с.

113. Иловайский Д.И. Становление Руси. М., 1996. 731 с.

114. Иловайский Д.И. Царская Русь: /Московско-царский период. Первая половина или XVI век./. М., 1996. 635 с.

115. Ильин И.А. О грядущей России: Избр. ст. М., 1993. 367 с.

116. Ильин И.А. Родина и мы: Статьи. Смоленск, 1995. 511 с.

117. Ильин И.А. Что сулит миру расчленение России: Сборник. М., 1994. 440 с.

118. Ильин И.А. Наши задачи: Книга для повседневного чтения. Волгоград, 1997. 96 с.

119. Иное: Хрестоматия нового российского самосознания. М., 1995.

120. ИпатовА.Н. Православие и русская культура. М., 1985. 128 с.

121. Исаев И.А. Политико-правовая утопия в России, конец XIX начало XX в. М., 1991. 268 с.

122. Историография и история социально-экономического и общественно-политического развития России /Вторая половина XIX первая половина XX в./ Пенза, 1997. 164 с.

123. История в XX веке: Историки мира спорят. М., 1994. 751 с.

124. История и культура Отечества: Учеб. пособие для студентов вузов В 2 ч. Владимир, 1997.

125. История и теория русской культуры: Санкт-Петербург. История. Культура. Ценности.: Курс лекций. СПб., 1996. 178 с.

126. История Отечества в новейшее время /Курс лекций/. Саратов, 1994. 157 с.

127. История России (В 14 т.). М., 1995.

128. История России с древнейших времен до 1861 года / Учебн. для студентов вузов, обучающихся по направлению и спец. "История". М., 1996. 559 с.

129. История философии: Запад-Россия-Восток. Учеб. для студентов вузов /Под ред. Мотрошиловой H.B. М., 1996.

130. Исход к Востоку. М., 1997. 263 с.

131. Иустин /Попович; 1894-1948/. Тайна России и славянства: Из кн. "Достоевский о Европе и славянстве". Спб., 1997. 40 с.

132. Кавелин К.Д. Наш умственный строй: Ст. по философии рус. истории и культуры. М.,1989. 654 с.

133. Карамзин Н.М. История государства Российского. Калуга, 1995.

134. Кандыба В.М. История русского народа до XII в. н.э. М., 1995. 223 с.

135. Камкин A.B. Крестьянский мир на Русском Севере:/Материалы по истории северорус. крестьян, сообществ XVIII в./: Учеб. пособие. Вологда, 1995. 96 с.

136. Канашкин В. Триумф обрезанного духа: Рус. идея перед лицом времени. Краснодар-Екатеринодар: Кубань, 1995. 288 с.

137. Кантор В.К.". Есть европейская держава": Россия: трудный путь к цивилизации: Историософ. очерки. М., 1997. 478 с.

138. Кара-Мурза С. Что происходит с Россией? Куда нас ведут? Куда нас приведут? М., 1993. 63 с.

139. Карташов A.B. Воссоздание Святой Руси. М.,1991. 252 с.

140. Карташов A.B. Очерки по истории русской церкви. М., 1991.

141. Кашеваров А.Н. Государство и церковь: Из истории взаимоотношений Сов. власти и рус. Православной Церкви. СПб., 1995. 139 с.

142. Кирсанов В.Н., Петров Г.Н. История России и Европа в XX веке: сравнитель-но-историч. анализ/1917-1985 гг./. М., 1995. 42 с.

143. Ключевский В.О. Боярская Дума Древней Руси; Добрые люди Древней Руси. М., 1994. 547 с.

144. Ключевский В.О. Русская история: Полный курс лекций. В 3 кн. М., 1885.

145. Кпибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. М., 1996. 367.

146. Князь Александр Невский и его эпоха: Исслед. и материалы. СПб., 1995.

147. Кобылянский В.А. Русская идея и возрождение России. Иркутск, 1997. 160 с.

148. Ковалев Ю.А. Стремиться постичь Россию: /Размышления в традициях эзо-теризма/. М., 1993. 68 с.

149. Ковалев Ю.А. Россия: высокое предназначение: /Мы в логике живого космоса/. М., 1997. 164 с.

150. Кожинов В.В. Загадочные страницы истории XX века. М., 1995. 255 с.

151. Козин Н.Г. Бегство от России: К логике ист. потрясения России в XX в. Саратов, 1996. 167 с.

152. Козлов Ю.Ф. Союз короны и креста. Саранск., 1995. 287 с.

153. Комаров Ю.С. Общество и личность в православной философии. Казань, 1981. 188 с.

154. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры: Учеб. пособие для вузов. М., 1997. 687 с.

155. Контактные зоны в истории Восточной Европы: перекрестки политических и культурных взаимовлияний. М., 1995. 182 с.

156. Корупаев А.Е. История русской культуры и современная мысль: Статьи. М., 1993. 18 с.

157. Кортунов C.B. Россия: национальная идентичность на рубеже веков. М., 1997. 120 с.

158. Костомаров Н.И. Земские соборы: Ист. моногр. и исслед. М., 1995. 635 с.

159. Костомаров Н.И. Раскол: Ист. моногр. и исслед. М., 1994. 606 с.

160. Костомаров Н.И. Государи и бунтари: Господство Дома Романовых до вступления на престол Екатерины II. М., 1996. 476 с.

161. Костомаров Н.И. Окно в Европу. М., 1996. 624 с.

162. Костомаров Н.И. Русь крещеная: Господство Дома Св. Владимира. М.,1996. 636 с.

163. Костомаров Н.И., Забелин И.Е. О жизни, быте и нравах русского народа. М., 1996. 576 с.

164. Костомаров Н.И. Богдан Хмельницкий: Материалы и исслед. М., 1994. 767 с.

165. К познанию России: Взгляды рус. мыслителей нач. XX в. М., 1994. 310 с.

166. Красников Н.П. Русское православие, государство и культура. М.,1989. 64 с.

167. Кузин С.Н., Шокин С.Д. От СССР к Российской Федерации, 1985-1995 гг. Учеб. Пособие. Ярославль, 1995. 121 с.

168. Культура и судьбы мира. Универсализм регионального. М., 1997. 264.

169. Культура Московского царства XVI-XVII веков.: Учеб. пособие для студентов вузов. М., 1997. 133 с.

170. Культура России: смысл, символы, ценности: Учеб. пособие для студентов сред, и высш. учеб. заведений. Томск, 1996. 198 с.

171. Кулюгин А.И. Правители России. Чебоксары: Чувашия, 1994. 331 с.

172. Куракина О.Д. Русский космизм как социокультурный феномен: Монография. М., 1993. 183 с.

173. Курбатов В.М. Женская логика. Ростов-на-Дону. 1993, с. 216.

174. Лазарева А.Н. Интеллигенция и религия: К ист. осмыслению проблематики "Вех". М., 1996.85 с.

175. Лакер У. Черная сотня: Происхождение рус. фашизма. М., 1994. 431 с.

176. Лапшов Б.А. Российские историки XX в. об истоках русской государственности. М., 1994. 59 с.

177. Лацис О. Что с нами было, что с нами будет. М.,1995. 280 с.

178. Левченко И.В. Русская православная церковь и государство: Учеб. пособие. Иркутск, 1997. 159 с.

179. Леонтьев К.Н. Восток, Россия и славянство: Филос. и полит, публицистика. Духов, проза/1872-1891/. М., 1996.799 с.

180. Лесной С. Откуда ты, Русь? Ростов н/Д.,1995. 349 с.

181. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991. 479 с.

182. Лукацкий М.А. Философия культуры Л.Н. Толстого: Учеб. пособ. Тверь. 119 с.

183. Лукин В.П., Уткин А.И. Россия и Запад: общность или отчуждение? М., 1995. 147 с.

184. Люкс Л. Россия между Западом и Востоком: Сб. ст. М., 1993. 159 с.

185. Макарий /Булгаков М.П.; 1816-1882/. История Русской Церкви. М., 1994.

186. Малинин В.А. История русского утопического социализма, вторая половина XIX начало XX в. М., 1991. 272 с.

187. Малинин В.А. Русь и Запад: Хроника времен Ивана Грозного: Учеб. пособие. М., 1997. 174 с.

188. Марисина И.М. Россия-Франция: Век восемнадцатый. М., 1995. 195 с.

189. Марченко В.Т. К истории великодержавного духа в России: Опыт систем, анализа. М., 1994. 37 с.

190. Марченко В.Т. К истории великодержавного духа в России: Опыт систем, анализа. / 2-е изд. М., 1995. 38 с.

191. Машанова Л.В. Россия и кочевой мир Евразии: контакты, взаимовлияния: Евразийск. фактор в отеч. истории. Учеб. пособие для студ. всех специальностей. М., 1998. 76 с.

192. Медведев P.A., Медведев Ж.А. Россия и Запад в конце XX века: Главы из кн. "Пути России". М.,1997. 103 с.

193. Мень A.B. /1935-1990/ История религии: Учеб. пособие в 2 кн. СПб., 1997.

194. Мерзляков Л.И., Парадиз A.A., Филатов H.H. Россия в эпоху реформ и революций /1861-1917/: Учеб.-метод, пособие для студентов. Саратов, 1993. 66 с.

195. Миллер Г.Ф. Сочинения по истории России: Избранное. М.: Наука, 1996. 447 с.

196. Миронов Г.Е. История государства Российского: Ист. библиогр. очерки, XIX в. М., 1995. 734 с.

197. Михайлова Р.Ф. История русской культуры: Учеб. пособие. СПб., 1994.

198. Мишевцева Э.П., Фадеев A.B. Россия в новое время.: Теорет. курс авториз. излож. М., 1993. 179 с.

199. Монархия в России в период царствования Императора Петра I Великого до царствования и гибели Императора Николая II включительно. Париж, 1945. 63 с.

200. Московская Русь /1359-1584/: культура и историческое самосознание. М., 1997. 608 с.

201. Назаров М.В. Триумф мировой закулисы: Десять уроков "демокр." выборов и рус. идея. М., 1996. 95 с.

202. Начала: Религиозно-философский журнал. Москва.

203. Национальная правая прежде и теперь: Ист.-социол. очерки. СПб., 1992.

204. Национальное и религиозное. М.,1996. 140 с.

205. Никон /Рождественский Н.; 1919/. Православие и грядущие судьбы России. М., 1995. 493 с.

206. Никитина H.A. Философия культуры русского позитивизма начала века: Пособие для студентов вузов. М., 1994. 127 с.

207. Никоненко B.C. Русская философия накануне петровских преобразований. СПб., 1996.216 с.

208. Новосельский A.A. Исследования по истории эпохи феодализма. М.,1994. 222 с.

209. Новиков С.Г. Гонка за лидером: Очерки соврем, отеч. истории. Комсомольск-на-Амуре, 1997. 101 с.

210. Нусхаев А.Л. Россия Евразия духа: стратегия обновления русской жизни: /Проект рус. идеи. Элиста, 1996. 24 с.

211. Общественная жизнь в Центральной России XVI начала XX в.: Сб. науч. трудов. Воронеж, 1995. 214 с.

212. Общество и человек: пути самоопределения. СПб., 1994.160 с.

213. Осипов Г.В. Россия: национальная идея. Социальные интересы и приоритеты. М., 1997. 207 с.

214. Основы философии: этапы развития и современные проблемы: История рус. филос. мысли. Учеб. пособие. М., 1995. 382 с.

215. О Русь, волшебница суровая. Ниж. Новгород, 1991. 254 с.

216. Отечественная философская мысль XI-XVII вв. и греческая культура: Сб. науч. тр. Киев, 1991. 340 с.

217. Очерк русской философии истории: Антология. М., 1996. 313 с.

218. Пайпс Р. Русская революция. М., 1994. 398 с.

219. Панарин A.C. "Вторая Европа" или "третий Рим"?: Избр. социал.-филос. публицистика. М., 1996. 154 с.

220. Панарин A.C. Реванш истории: российская стратегическая инициатива в XXI веке. М., 1998. 291 с.

221. Патриотизм: общероссийский и национальный: Истоки. Сущность. Типология. М., 1996. 200 с.

222. Пашков Б.Г. Русь Россия - Российская империя: Хроника событий, 862-1917 гг. М., 1994. 574 с.

223. Петров С.Б. Русская православная церковь и культурные ценности. Ульяновск, 1995. 47 с.

224. Петрухин А.Я. Начало этнокультурной истории Руси IX-XI веков. Смоленск: М., 1995. 317 с.

225. Пименов Р.И. Происхождение современной власти. М., 1996. 351 с.

226. Платонов O.A. Терновый венец России: Заговор цареубийц. М., 1996. 528 с.

227. Платонов O.A. Тайная история России. XX век. Эпоха Сталина. М.,1996. 320 с.

228. Платонов С.Ф. Очерки по истории смуты в Московском государстве XVI-XVII вв.: Опыт изуч. общественного строя и сословных отношений в Смутное время. М., 1995.

229. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. Петрозаводск, 1995. 838 с.

230. Платонов С.Ф. Русская история. М., 1995. 398 с.

231. Платонов С.Ф. Учебник русской истории. СПб., Наука, 1994. 429 с.

232. Платонов С.Ф. Сочинения по русской истории: В 2 т. СПб., 1994.

233. Подберезкин А.И., Янин И.Т. Искусство жить в России / Всерос. общест. полит. движение "Духовное наследие". М., 1997. 62 с.

234. Политическая история России: Хрестоматия для вузов. М., 1996. 623 с.

235. Поляков Л.В. Путь России в современность: модернизация как деархаиза-ция. М., 1998. 202 с.

236. Поляков Л.В. Как Россия нас обустраивает: Избр. социал.-филос. публицистика. М., 1996. 160 с.

237. Полное собрание русских летописей. М., 1995.

238. Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке. М., 1995. 511 с.

239. Поспеловский Д.В. Православная Церковь в истории Руси, России и СССР. М., 1996. 408 с.

240. Православие в Древней Руси: Сб. науч. тр. Л., 1989. 151 с.

241. Приленский В.И. Опыт исследования мировоззрения ранних русских либералов. М., 1995. Ч. 1. 316 с.

242. Проблемы русской философии и культуры: Межвуз. темат. сб. науч. тр. Калининград, 1997. 169 с.

243. Проблемы философии, истории, культуры: Мужвуз. науч. сб. Саратов, 1996. 114с.

244. Пугачев Б.М. Политическое развитие современной России. М., 1993. 52 с.

245. Пушкарев Б.С. Россия и опыт Запада: Избр. ст. 1955-1995. М., 1995. 335 с.

246. Пятецкий Л.М. История России XIX века. М.,1995. 164 с.

247. Религия и демократия: На пути к свободе совести. М., 1993.

248. Римский C.B. Русская православная церковь в XIX веке. Ростов н/Д, 1997. 385 с.

249. Рогачев А.Г. Российская история и революция 1917 года: национальные и интернациональные аспекты. Красноярск, 1996. 87 с.

250. Родионов А.И. Российская государственность на переломных этапах XX века: /Опыт ист. анализа/. М., 1996. 127 с.

251. Розанов В.В. Религия. Философия. Культура. М., 1992. 399 с.

252. Розанов В.В. Русская церковь. СПб., 1909. 39 с.

253. Романов И.Н. Православие в России: /Материал к лекции/. М., 1994. 32 с.

254. Российские консерваторы. М., 1997. 383 с.

255. Российские реформаторы, XIX начало XX вв. М., 1995.318 с.

256. Россия и реформы: Сб. статей. М., 1993. 113 с.

257. Россия-Украина: история взаимоотношений. М., 1997. 246 с.

258. Россия перед Вторым Пришествием: /Материалы к очерку Рус. эсхатологии/. М., 1994. 509 с.

259. Россия в девятнадцатом веке: политика, экономика, культура: Сб. науч. ст. СПб., 1996.

260. Россия XIX-XX вв.: Взгляд зарубеж. историков. М., 1996. 253 с.

261. Россия: трудный выбор пути. Биробиджан, 1995. 131 с.

262. Россия после августа 1991: цивилизационные, политические и культурные дилеммы: Сборник. М., 1993. 103 с.

263. Россия и внешний мир: диалог культур: Сб. ст. М., 1997. 287 с.

264. Россия и будущее европейское устройство: /Сб. ст./. М., 1994.

265. Россия и Запад: Диалог культур. Сб. науч. тр. Тверь, 1994. 193 с.

266. Россия между Востоком и Западом: традиционные и современные концепции: Хрестоматия. М., 1994. 214 с.

267. Русская культура последней трети XVIII века времени Екатерины второй: Сб. ст. М., 1997. 207 с.

268. Русская идея: В кругу писателей и мыслителей Русского Зарубежья (В 2 т.). М., 1994.

269. Русская идея: Демокр. развитие России. М., 1996. 47 с.

270. Русская идея: Монография/Мельников А.Н., Должиков В.А., Азаков Л.Н. и др. Барнаул, 1992. 183 с.

271. Русская идея и евреи: Роковой спор. Христианство. Антисемитизм. Национализм. Сб. ст. М., 1994. 245 с.

272. Русская нация: историческое прошлое и проблемы возрождения: Сборник. М„ 1995. 222 с.

273. Русский крест: Сб. ст. СПб., 1994. 127 с.

274. Русский узел евразийства: Восток в рус. мысли: Сб. транспортно-технологи-ческих маршрутов, евразийцев. М., 1997. 525 с.

275. Русское зарубежье: Из истории социал. и правовой мысли. Л., 1997.

276. Русское подвижничество. М., 1996.

277. Русь державная: Православная народная газета. Москва.

278. Рыбкин И.П. Россия обретет согласие. М., 1997.495 с.

279. Рынок, право, мораль: Сб. науч. транспортно-технологических маршрутов. Владимир, 1995. 147 с.

280. Сабиров В.Щ. Русская идея спасения: Жизнь и смерть в рус. философии. СПб., 1995. 151 с.

281. Савельев И.К. В кулуарах власти, или проданная Россия: Зап. аппаратчика. М„ 1992. 129 с.

282. Самосознание русской культуры XIX-XX веков: Хрестоматия. М., 1997.

283. Свердлов M.Б. Общественный строй Древней Руси в русской исторической науке XVIII-XIX веков. СПб., 1996. 330 с.

284. Светологов Т. Их борьба за власть. Очерки идиотизма рос. политики. М., 1996. 172 с.

285. Свешников В., Шаргунов А. О церкви, России, нравственном мире: Сб. ст. М., 1993. 126 с.

286. Свободное слово: Интеллектуал, хроника: 1995-1997. М., 1997. 488 с.

287. Святая Русь или Всенародная история Великого Российского государства, IX-XIX вв./Сост. по источникам. М., 1994. 570 с.

288. Селунская Н.Б. Россия на рубеже XIX-XX веков: /В тр. зап. историков/. М., 1995. 67 с.

289. Семонин В.И. Капкан на Президента. М., 1996. 96 с.

290. Сенцов A.A. Развитие Российского государства после Февральской революции. 1917 г. Краснодар, 1994. 252 с.

291. Серафим Роуз Ю.З. Будущее России и конец мира; Православное мировоззрение. Рига; Ленинград, 1991. 47 с.

292. Серафим/Соболев; 1881-1950/. Русская идеология. СПб., 1993. 184 с.

293. Сидоров В.П. Христианский социализм в России в конце XIX начале XX века. Филос.-религ. очерк. Череповец, 1995. 164 с.

294. Сиповский В.Д. Родная старина. Ниж. Новг., 1994.

295. Скоробогатский В.В. Россия на рубеже времен: новые пути и старые вехи. Екатеринбург, 1997. 303 с.

296. Скрынников Р.Г. История российская, IX-XVII вв. М., 1997. 496 с.

297. Скрынников Р.Г. Третий Рим. СПб., 1994. 192 с.

298. Смысл жизни в русской философии: КонецXIX начало XX века. СПб., 1995. 382 с.

299. Современная политическая история России (1985-1997 гг. / В 2 т.). М., 1997.

300. Соколов Л. Вечные ценности человеческой жизни. Киев, 1913. 96 с.

301. Солдатов С.И. Россия и XXI век: От века разрушения к веку созидания. Исто-риософ. очерк. Москва-Мюнхен, 1993. 175 с.

302. Соловьев B.C. Духовные основы жизни. СПб., 1995. 145 с.

303. Соловьев B.C. Собрание сочинений и писем (В 15 т.). М., 1993.

304. Соловьев С.М. Сочинения: В 18 кн. М., 1995.

305. Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. М., 1994.

306. Социальная теория и современность. М., 1992.

307. Социальная философия в России в XIX веке. М., 1985. 134 с.

308. Средневековая Русь. М., 1996.

309. Становление православия на Руси. Новозыбков, 1996. 111 с.

310. Стародубцев В.Ф., Вьюнов Ю.А., Русский народ: Истоки. Этногр. сведения. Нац. характер. "Рус. идея" Учеб. материалы для слушателей. М., 1994.

311. Степин B.C. Эпоха перемен и сценарии будущего: Избр. социал.-филос. публицистика. М., 1996. 175 с.

312. Судавский A.M. Русь народ, земля, держава. М., 1993. 108 с.

313. Суровегина H.A. Русское православие: сознание, религия, философия: Учеб. пособие по с/к. Тверь, 1993. 83 с.

314. Сухов А.Д. Русская философия: Особенности, традиции, ист. судьбы. М., 1995. 157 с.

315. Сухов А.Д. Русская философия: пути развития / Очерки теорет. истории. М., 1989. 207 с.

316. Тайны истории: М.П. Погодин, Н.И. Костомаров, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский о пользе исторических знаний. М., 1994. 239 с.

317. Тальберг Н.Д. Святая Русь. СПб., 1992. 103 с.

318. Татищев В.Н. Собрание сочинений (в 8 т.). М., 1994.

319. Тихомиров Д.И. Из истории родной земли. М.,1996. 351 с.

320. Три века: Россия от смуты до нашего времени. Ист. сб. в 6 т. М., 1994.

321. Троицкая Н.Е. Русская цивилизация между Востоком, Западом и Югом /Ис-ториософ. миниатюры/. М., 1995. 48 с.

322. Трубецкой E.H. Смысл жизни. М., 1994. 432 с.

323. Троицкий Е. Возрождение русской идеи: Социал.-филос. очерки. М., 1991.

324. Троицкий Е.С. О русской идее: Очерк теории возрождения нации. М., 1994. 313с.

325. Филатов С.А. На пути к демократии. М., 1995. 477 с.

326. Филякин Ю. Социально-либеральная альтернатива: власть, рынок, гражданское общество. М., 1997.

327. Федотова В.Г. Модернизация "другой" Европы. М., 1997. 255 с.

328. Федотов Г.П. О святости, интеллигенции и большевизме. СПб., 1994. 151 с.

329. Федотов Г.П. Судьба и грехи России: Избранные статьи по философии русской истории и культуры (в 2-х т.). СПб., 1992.

330. Философия в России XIX начала XX в.: преемственность идей и поиски самобытности: Сборник. М., 146 с.

331. Фролова И.В. Генезис российского утопического сознания и пути реализации русских утопий. Уфа, 1995. 43 с.

332. Франк С.Л. Духовные основы общества.

333. Франк С.Л. Русское мировоззрение. СПб., 1996. 738 с.

334. Хасбулатов Р.И. Великая российская трагедия. М., 1994.

335. Холодный В.И. Идея соборности и славянофильство. М., 1994. 115 с.

336. Хоруженко K.M. История мировой и отечественной культуры. Учеб. пособие для студентов высш. и средн. пед. учеб. заведений. Таганрог, 1998.

337. Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии: Учеб. пособие. СПб., 1994.447 с.

338. Хохряков Г.Ф. Русские: Кто мы? М., 1993. 157 с.

339. Христианство и Русь: Сб. ст. М., 1988. 136 с.

340. Художественная культура и просвещение России XX века: Учеб. пособие. Екатеринбург, 1995. 91 с.

341. Царевский A.A. Значение православия в жизни и исторической судьбе России. Л., 1991. 76 с.

342. Церковь и демократия: Сборник. М., 1996. 127 с.

343. Церковь, общество и государство в феодальной России: Сб. статей. М., 1990.352 с.

344. Цыкунов Г.А. Российская драма XX века: Учеб. пособие. Иркутск, 1996.

345. Чекушкин В.И. Трагедия личности: Попытка ист.-филос. осмысления. Чебоксары, 1994. 399 с.

346. Человек и духовно-культурные основы возрождения России: Сборник. СПб., 1996. 288 с.

347. Человек, космос, эволюция: Драдиция рус. религ. философии и современность/. Сб. ст. М., 1992. 128 с.

348. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии, XIX век. М., 1995.527 с.

349. Чубайс И.Б. От Русской идеи к идее Новой России: Как нам преодолеть идейный кризис. М., 1997. 79 с.

350. Чубайс И.Б. Россия в поисках себя. М., 1998.

351. ЧугровС.В. Россия и Запад: метаморфозы взаимовосприятия. М., 1993.142 с.

352. Чусовитин А.Г. Российская цивилизация: Учеб. пособие. Новосибирск, 1997. 92 с.

353. Шапошников Л.Е. Русская религиозная философия XIX-XX веков. Ниж. Новгород, 1992. 222 с.

354. Шапошников Л.Е. Философия соборности: Очерки рус. самосознания. СПб., 1996.200 с.

355. Шилов A.B. Россия, XIX век, II половина: Документы, материалы, комментарии. Пермь, 1995. 313 с.

356. Шкаревский М.В. Русская православная церковь и Советское государство в 1943-1964 годах: От "перемирия" к новой войне. СПб., 1995.

357. Шменан А. Исторический путь православия. М., 1993. 389 с.

358. Шмидт С.О. У истоков российского абсолютизма: Исслед. социал.-полит, истории времени Ивана Грозного. М., 1996. 495 с.

359. Шубарт В. Европа и душа Востока. М., 1997. 446 с.

360. Шульгин B.C., Кошман Л.В., Зезина М.Р. Культура России IX-XX вв.: /Учеб. по-соб./М., 1996.393 с.

361. Щеглов М.М. Социальная активность интеллигенции как фактор развития духовной культуры России. СПб., 1996. 278 с.

362. Этнос и культура. Владивосток, 1994. 215 с.

363. Янин И.Т. Оправдание культуры, или Искусство жить в России. М., 1997.

364. Янов А.Л. После Ельцина: "Веймарская" Россия. М., 1995. 319 с.

365. Bochenski J. Lewica, religia, sowietologia. W-wa, 1996. 403 s.

366. Bracht H. Ideologische Grundlagen der sowjetischen Volkerrechtslehre. Köln. 1964.

367. Ehlers K. Herausforderung Rusland. 1997. Stuttgart.

368. Forschungen zur osteuropaischen Geschichte. Wiesbaden. 1995.

369. Geiges A., Zalberuts A. Russland explosio. Von Gorbatschow bis Schirinowski. Köln. 1994. 269 s.

370. Götz R., Halbach U. Politisches Lexikon Rusland. München. 1994. 400 s.

371. Groth B. Sowjetischer Atheismus und Theologie in Gesprach. Frankfurt а. M. 1986. 366 s.

372. Hanisch E. Geschichte Sowjetrusslands, 1917-1941. Freiburg, 1951.

373. Peter V. Kritik der marksistisch socialistischen Rechts - und Staatsphilosophie. 1989. 161 s.

374. Rosja XIX i XX wieki: Studia i szkice. Olsztyn. 1998. 269 s.

375. Russen und Rusland aus deutscher Sicht. München. 1998.

376. Rusland auf dem Weg zur Demokratie? Schooningh. 1993. 252 s.

377. Schneider E.Die russischen Parlaments wählen 1993 und die nene Verfassung. Köln. 1994. 25 s.

378. Simon G. Welchen Raum last die Geschichte für die Modernisieremg Rusland? Köln. 1998.33 s.

379. Zernack K. Polen und Rusland: Zwei Wege in der europeische Geschichte. B. 1994. 710 s.

380. Zientara B. Dawna Rosja: Despotyzm i demokracja. W-wa. 1995. 159 s.rûW';«!'.'".:'roGV/^P-'ï:':.•:;•!: íuEílio 'i и;,-.