автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.05
диссертация на тему: Идейно-нравственное самовоспитание рабочей молодежи в условиях развитого социализма
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Матюшкова, Тамара Ивановна
ВВЩЕНИЕ . 3
Глава I. ИДЕЙНО-НРАВСТВЕННОЕ САМОВОСПИТАНИЕ
КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ШШШСТМЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ. 22
§ I. Проблема идейно-нравственного воспитания и самовоспитания в марксистсколенинской философии .22
§ 2. Содержание, уровни и основные направления вдейно-нравственного самовоспитания . 41
Глава П. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИДЕЙНО-НРАВСТВЕННОГО САМОВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ
РАЗВИТОГО СОЦИАЛИЗМА.68
§ I. Факторы совершенствования идейно-нравственного самовоспитания молодых рабочих в производственном коллективе. 68 -
§ 2. Идейно-нравственное самовоспитание личности в свободное время . 89
§ 3. Формирование активной жизненной позиции рабочей молодежи в процессе самовоспитания .113
Введение диссертации1984 год, автореферат по философии, Матюшкова, Тамара Ивановна
В условиях совершенствования развитого социалистического общества повышение эффективности коммунистического нравственного воспитания является важной задачей партии. В решениях ХХ1У-ХХУ1 съездов КПСС, в Постановлениях и документах Пленумов ЦК КПСС всесторонне проанализированы те глубокие изменения, которые произошли в нравственном облике советских людей за годы социалистического строительства, показана роль моральных факторов в исторических завоеваниях советского народа, определены цели и задачи нравственного воспитания, пути и средства их осуществления. Выступая на апрельском (1984 г.) Пленуме ЦК КПСС, К. У .Черненко подчеркнул, что: "Для того, чтобы советское общество уверенно двигалось вперед, к нашим великим целям, каждое новое поколение должно подниматься на более высокий уровень образованности и общей культуры, профессиональной квалификации и гражданской активности. Таков, можно сказать, закон социального прогресса". Все это определяет необходимость глубокого всестороннего изучения вопросов идейно-нравственного самовоспитания, выявления его роли как в нравственном развитии личности, так и во всей системе коммунистического воспитания.
Ускорение темпов общественной жизни и изменение условий социального контроля, высокий динамизм общественной жизни, темпы урбанизации и др. ведут к тому, что, приобретенные в период обучения алгоритмы решения различных производственных и жизненных задач теряют свою универсальность, индивид все чаще оказывается в ситуациях, требующих инициативы, творчества, напряжения духов* Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. 10 апреля 1984 г. - М.: Политиздат, 1984, с. 16. ных сил. Для успешного разрешения новых задач, ориентировки в нетипичных ситуациях требуется, чтобы личность была способна воспринимать действия критически, избирательно оценивать информацию и соответствующим образом изменять самого себя.
Особое внимание Коммунистическая партия уделяет идейно-нравственному воспитанию и самовоспитанию молодого поколения, которое должно продолжить воплощение в жизнь идей, определивших деятельность всех предыдущих поколений. Правильное понимание роли молодого поколения в судьбах класса впервые дал К.Маркс. Он писал, что ". наиболее передовые рабочие вполне сознают, что будущее их класса, и, следовательно, человечества, всецело завит сит от воспитания подрастающего рабочего поколения" .
В связи с этим особый интерес для исследователя представляет рабочий класс и особенно его молодежная часть, которая в условиях развитого социализма формируется из молодых представителей всех классов и социальных групп нашего общества. Так, например, более 40$ рабочего класса БССР составляет молодежь в возрасте от 18 до 30 лет.
Актуальность исследования особенностей идейно-нравственного самовоспитания рабочей молодежи обусловлена тем, что некоторая часть этой категории населения допускает всякого рода отступления от социалистической морали и таким образом вступает во все более острое противоречие с советским образом жизни. "Партия видит и негативные явления в молодежной среде, - отмечалось на Июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС. - Беспокоят запоздалое гражданское становление и политическая наивность некоторых молодых людей, их нежелание трудиться там, где это требу* Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 16, с. 198. т ется обществу сегодня .
Совершенствование идейно-нравственного самовоспитания рабочей молодежи приобретает особую актуальность и в связи с обострением идеологической борьбы на международной арене в современных условиях. Острие идеологических диверсий империалистов направлено прежде всего на молодежь. Ведь советская молодежь отличается особой жизнестойкостью, ей присущи героические идеалы и ценности. "Именно поэтому, - отмечает американский "советолог" Джозеф Хау, - мы должны осуществлять пропаганду целеустремленно, воздействуя на ее жизненные ориентации, мировозр зрение, весь строй мысли" . Это свидетельствует о том, что антикоммунистические выпады классового противника становятся все яростнее и изощреннее. Молодежь же, вступающая в самостоятельную жизнь, не прошедшая идейной закажи в процессе революционной борьбы, более подвержена идеологическим диверсиям, чем остальные слои населения. Поэтому практика коммунистического строительства требует дифференцированного подхода к различным возрастным группам молодежи на основе конкретно-социологического анализа, так как усиление эффективности воспитания и самовоспитания требует учета специфики каждой возрастной и социальной группы молодежи, ее трудностей и проблем, выявления преимущественных тенденций в развитии интересов, потребностей, ценностей и стремлений, определения ее рож в современном обществе.
Черненко К.У. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии. Доклад на Пленуме ЦК КПСС 14 июня 1983 г. - Избранные речи и статьи. - М.: Политиздат, 1984, с. 593. р
Цит. по : Пастухов Б.Н. Задачи идейно-нравственного воспитания молодежи. - Вопросы философии, № I, 1980, с. 32.
Социальные характеристики молодежи выражались в нашем исследовании следующими показателями: почти 50$ молодых рабочих имеют законченное общее среднее образование, что в 2 раза выше, чем у старших возрастных групп, 6,3$ закончили технические училища, почти 10$ - ПТУ со средним образованием. Каждый пятый молодой рабочий в настоящее время повышает свою квалификацию без отрыва от производства, при этом около 4$ из них учатся в заочных и вечерних техникумах и вузах. Газеты выписывают 93,3$ молодежи, в том числе от 3 до 6 изданий - 53,6$. В среднем на каждого молодого рабочего приходится 3,65 периодического издания35. В ответах на вопрос о затратах времени первые места молодежь отдала чтению книг, газет и журналов, просмотру телепередач, посещению кинотеатров, клубов, выставок, концертных залов, театров, занятиям спортом.
Выбор молодежи объектом нашего исследования объясняется также и тем, что данные социологической, психологической, педагогической и других наук говорят о том, что этой возрастной группе присущи специфические особенности, Ей в большей степени, чем любому другому возрасту, присущи как любознательность, пытливость, стремление к новому, энтузиазм, так и такие черты как максимализм, некритичность в отношении к себе и своим сверстних Здесь и далее приводятся данные исследований, в проведении которых автор принимал непосредственное участие: Iреспубликанского социологического исследования "Социальные показатели развития рабочего класса и инженерно-технической интеллигенции" и 2)этико-социологического Всесоюзного исследования " Моральные ориентации и формирование активной жизненной позиции советской молодежи". кам, неустойчивость оценок, подражание стандартам, распространенным в кругу товарищей.
Указанные особенности молодежи нельзя игнорировать, не подвергать специальному изучению, ибо они с одной стороны, активизируют проблему самовоспитания для каждого молодого человека, совершенствования себя в соответствии с идеалом, а, с другой - являются психологическим источником ряда противоречий этого процесса.
Предметом диссертационного исследования выступает идейно-нравственное самовоспитание молодых рабочих в условиях развитого социализма, как духовно-практическая деятельность, анализ которой должен быть осуществлен в системе категорий исторического материализма через диалектику объективного и субъективного, общественного и индивидуального, внешнего и внутреннего.
В самом широком смысле самовоспитание представляет собой деятельность человека с целью изменения своей личности. Социально-исторический, классовый подход к определению понятия "самовоспитание" позволяет уточнить его в более узком смысле, т.е. как "самовоспитание социалистической личности". Взяв за основу уже имеющиеся в научной литературе определения1, можно сказать, т
Анисимов С.Ф. Ленинские принципы нравственного воспитания личности. - М.: Знание, 1973, с. 56; Васина Э.Л. Социализм и воспитание масс. - М.: МГУ, 1973, с. 157; Донцов И.А. Самовоспитание личности. - М.: Политиздат, 1984, с. 256; Игнатовский Л.И. Нравственное самовоспитание личности в условиях развитого социализма. - М.: Высшая школа, 1979, с. 27;, Киселев В.П. Нравственное самовоспитание. - М.: Знание, 1977, с. 7. что самовоспитание социалистической личности предполагает всестороннее развитие индивида, когда, на основе представлений личности о своей социальной роли и ответственности перед обществом, под воздействием социальной среды и общественного воспитания, личность вырабатывает такое поведение, такие взаимоотношения с коллективом, которые отвечают требованиям социалистического общества. Но процесс самовоспитания нельзя связывать с формированием у личности только положительных качеств. Самовоспитание личности может быть направлено на усвоение определенных идей, норм и принципов, которые по отношению к прогрессу социалистического общества могут быть как положительными, так и отрицательными^-.
Рассматривая процесс самовоспитания как закономерное продолжение процесса воспитания, как особую духовно- практическую деятельность личности социалистического общества в диссертации выделяется идейно-нравственное самовоспитание как особое направление, характерной особенностью которого является прогрессивный характер как по отношению к развитию личности, так и по отношению к развитию общества в целом. Анализируется идейно-нравственное самовоспитание личности, уже достигшей определенного уровня социальной зрелости. Такой подход в исследовании способствует выработке форм и методов активизации потребности молодых рабочих в гармоническом развитии и исключению ложных форм самовоспитания.
Цель проведенного исследования состоит в том, чтобы на основе конкретно-исторического подхода определить основное содер
1 См.: Рувинский Л.И. Теория самовоспитания. - М.: МГУ, 1973, с. 18. жание процесса идейно-нравственного самовоспитания, его уровни, особенности возникновения в процессе производственной деятельности и деятельности в сфере свободного времени. На основе анализа и изучения особенностей идейно-нравственного самовоспитания рабочей молодежи республики выявить пути повышения эффективности этого процесса. Данная цель обусловлена тем, что результат коммунистического воспитания во многом зависит от особенностей идейно-нравственного самовоспитания личности.
Конкретизация цели исследования определяет его основные задачи, которые можно разделить на две группы.
Первая группа задач связана с изучением социальной детерминированности идейно-нравственного самовоспитания и включает следующие вопросы: I) исследование закономерностей влияния развитого социалистического общества на формирование у молодежи потребности в идейно-нравственном самовоспитании; 2) исследование требований общества, предъявляемых к подготовке молодежи к трудовой, общественно-политической деятельности, к способам проведения свободного времени.
Вторая группа задач посвящена изучению особенностей: I) интериоризации личностью идейно-нравственных ценностей социализма и на основе этого выработки потребности в идейно-нравственном самовоспитании в процессе трудовой деятельности и деятельности в сфере свободного времени; 2) процесса экстериориза-ции, т.е. перехода внутренних действий во внешние, в которых идейно-нравственное самовоспитание является одним из важнейших внутренних регуляторов активности субъекта в духовно-практической деятельности. Проявлением этого процесса является активная жизненная позиция.
Анализ в диссертации идейно-нравственного самовоспитания позволяет определить степень детерминации социального поведения молодых рабочих внешними объективными условиями и внутренним миром самой личности.
Состояние научной разработанности проблемы. Как научная . проблема, самовоспитание изучается в нашей этической, педагогической и философско-социологической литературе сравнительно недавно. "Было время, когда понятие самовоспитания не занимало подобающего ему места, - отмечается в литературе. - Это можно понять, учитывая то, что многие мыслители прошлого пытались противопоставить проповедь нравственного самоусовершенствования личности революционной борьбе масс"*.
Однако и сейчас в научных публикациях по самовоспитанию недостаточно четко формулируется проблемная ситуация исследова- * ния. На наш взгляд, суть проблемы самовоспитания состоит в том, что противоречия индивидуального развития могут разрешаться как путем формирования потребности в самовоспитании, самоусовершенствовании, так и путем приспособления с одной стороны - к требованиям микрогруппы и непосредственному окружению, с другой -к требованиям общества в целом, к снижению требований к самому себе, развитию пассивности и обывательского конформизма.
Если первый путь ведет к формированию активной, духовно богатой личности коммунистического типа, то второй путь - это путь внешнего приспособления к нормам и требованиям общества, без внутреннего принятия их, без стойких коммунистических убеждений.
Опираясь на теоретическое наследие основоположников марк Глезерман Г.Е. Рождение нового человека: Проблемы формирования личности при социализме. - М.: Политиздат, 1982, с. 71.
- П сизма-ленинизма, документы КПСС, богатейший исторический опыт партии, ученые и практические работники обращают особое внимание на изучение проблем коммунистического воспитания и самовоспитания молодежи.
В последние годы проблеме коммунистического воспитания и самовоспитания личности, ее идейного, нравственного воспитания посвящен ряд диссертационных1 и монографических исследований2. т
А Кныш К.А. Управление процессом формирования нравственных качеств рабочей молодежи. - Автореф. дисс. . канд. филос. наук. - М., 1979; Гуцева Т.Г. Идейно-политическое воспитание рабочей молодежи в условиях развитого социализма (на материалах БССР). - Дисс. . канд. филос. наук. - Шнек, 1981; Теребов А.С. Нравственное воспитание рабочей молодежи в условиях развитого социализма (на материалах коллективов промышленных предприятий Белорусской ССР). - Автореф. дисс. . канд. филос. наук. - Минск, 1980; Харитонова Э.С. Возрастание роли нравственного воспитания в развитом социалистическом обществе. - Автореф. дисс. . канд. филос. наук. -Ростов-на-Дону, 1980 и др. о
Архангельский Л.М. Социально-этические проблемы теории личности. - М.: Мысль, 1974; Бабосов Е.М. Духовный мир советского человека. - Минск: Беларусь, 1983; Донцов И.А. Самовоспитание личности. - М.: Политиздат, 1984; Игнатовский Л.И. Нравственное самовоспитание личности в условиях развитого социализма. - М.: Высшая школа, 1979; Иконникова С.Н. Молодежь: Социологический и социально-психологический анализ. -Л., ЛГУ, 1974; Киселев В.П. Нравственное самовоспитание. - М: Знание, 1977; Ковалев А.Г. Личность воспитывает себя. - М.:
Раскрывая значение идейно-политического, нравственного, трудового воспитания на формирование всесторонне развитой, духовно богатой личности, в той или иной мере рассматривая особенности и необходимость процесса самовоспитания, авторы названных выше работ недостаточно внимания обращают на исследование вопросов идейно-нравственного влияния производственного коллектива на процесс самовоспитания молодых рабочих, не рассматривают вопросы идейно-нравственного самовоспитания этой категории молодежи в свободное время. Не получила подробной разработки в исследованиях советских философов и сама проблема идейно-нравственного самовоспитания.
Имеющиеся в этом плане работы анализируют самовоспитание, его направления, особенности функционирования и формирования в основном с позиций педагогики и психологии, что обусловило исследование лишь соответствующих звеньев этой проблемы.
Для психологии актуально исследование самовоспитания в качестве специфической духовной деятельности, направленной на развитие в себе необходимых, с ее точки зрения волевых качеств, устремлений и пр., выявление психологической структуры этой деятельности, основные способы ее осуществления*.
Политиздат, 1983; Рувинский Л.И. Самовоспитание личности. -М.: Мысль, 1984; Целикова О.П. Нравственная целостность личности. - М.: Наука, 1983 и др.
1 Психология формирования ж развития личности. - М.: Наука, 1981; Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.; МГУ, 1982; Рувинский Л.И., Соловьева А.Е. Психология самовоспитания. - М.: Просвещение, 1982 и др.
Переход к подростковому возрасту и связанные с ним изменения в психологическом развитии человека в психологической литературе называют "кризисом полового созревания". Этот период, точнее его противоречия и конфликты, чаще всего и служат источником, который вызывает необходимость формирования потребности в самовоспитании. Следует подчеркнуть, что сами по себе физиологические изменения не ведут ни к каким конфликтам и противоречиям индивидуального развития и не могут быть источником самовоспитания. Суть в том, что в этот период могут возникнуть некоторые несоответствия между приобретенными в период обучения и воспитания навыками индивида и задачами деятельности, между собственными желаниями и требованиями общества, между идеалом (как правило, завышенным) и некоторыми элементами действительности. Все это противоречия не физиологического, а скорее соI циального плана.
Для педагогики актуально исследование того, как у ребенка сформировать, развить потребность в самовоспитании, стремление к идеалу, как воспитать у него навыки работы над собой в разные возрастные периоды, определить индивидуальные способности и в соответствии с ними выявить возможности, способы и пути формирования потребности в самовоспитании средствами искусства, ху Подобные противоречия характерны и для других возрастных периодов. Так называемый "кризис середины жизни" отмечен возможными расхождениями между планами, мечтами молодости и действительностью, убыванием физических сил и т.д. - См.: Мессен П., Конгер Дж., Каган Дж., Гивитц Дж. Развитие личности в среднем возрасте. - В кн.: Психология личности (тексты). ~ М.: МГУ, 1982, с. 182-187. дожественной литературы, на примерах жизни выдающихся людей1.
Общефилософский, мировоззренческий подход к проблеме самовоспитания связывается в нашей литературе с марксистским принципом рассмотрения человека как активного, деятельного существа, познающего и преобразующего мир и самого себя в процессе своей коллективной деятельности^. Марксистско-ленинская фи* Арет А.Я. Основные положения теории самовоспитания. - Фрунзе, 1963; Кочетов А.И. Педагогические основы самовоспитания. -М.: Просвещение, 1974; Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. - М.: Просвещение, 1981; Тайчинов М.Г. Воспитание и самовоспитание школьников. - М.: Просвещение, 1982; Харламов И.Ф. Теория нравственного воспитания. - Минск: ЕГУ, 1972. о
Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. - М.: Мысль, 1979; Архангельский Л.М. Комплексный подход к теории и практике нравственного воспитания. - Философские науки, 1980, № I; Бабосов Е.М. Духовный мир советского человека. - Минск: Беларусь, 1983; Бакштановский В.И. Моральный выбор личности: цели, средства, результаты. - Томск: ТГУ, 1977; Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. - М. :Мысль, 1978; Глезерман Г.Е. Рождение нового человека: Проблемы формирования личности при социализме. - М.: 1982; Иванов В.Г. Коллектив и личность. - Л.: ЛГУ, 1971; Кон И.О. Открытие "Я". -М.: Политиздат, 1978; Нравственная жизнь человека: Искания, позиции, поступки. - М.: Мысль, 1982; Смирнов Г.Л. Советский человек. - М.: Политиздат, 1980; Титаренко А.И. Структура нравственного сознания. Опыт этико-философского исследования. - М.: Мысль, 1974 и др. лософия дает возможность раскрыть специфику самовоспитания как составной части духовно-практической деятельности личности. В то же время диалектический и исторический материализм указывают на взаимосвязь идейно-нравственного воздействия, его результатов с воздействием других, прежде всего, материальных факторов общественной жизни на сознание масс, классов, социальных слоев и отдельных личностей. Философия марксизма выступает теоретической и методологической основой коммунистического воспитания, основанного на закономерностях процесса познания, овладения знаниями, превращения их в убеждения людей и мотивы поведения.
Исходя из этого, этический аспект проблемы касается анализа содержательной стороны самовоспитания, т.е. исследования особенностей интериоризации нравственных ценностей общества, формирования нравственного идеала как цели самовоспитания, его основных направлений, средств и методов в их соотнесении с общепринятыми нормами морали и основными ее категориями такими как добро и зло, справедливость, долг, ответственность.
Следует отметить, что немалый вклад в осмысление имеющегося опыта коммунистического формирования личности вносят проводимые в стране социологические исследования*. Хотя в этико-со-циологических, социально-психологических и других исследованиях не всегда обращается внимание на конкретные вопросы социальт
А Нравственное воспитание в трудовом коллективе: опыт социологического исследования. - М.: Профиздат, 1981; Научное управление нравственными прогр ссами и этико-прикладные исследования. - Новосибирск: Наука, 1980; Свободное время и духовное богатство личности. - Минск: Наука и техника, 1983; Жизненные ного характера, связанные с идейно-нравственным самовоспитанием молодых рабочих, многие авторы вплотную подходят к необходимости разработки особенностей этого процесса в условиях развитого социализма, необходимости его стимулирования и с овершенствования.
Самовоспитание в указанных выше работах рассматривается как особое явление, тесно взаимосвязанное с коммунистическим воспитанием. Такая постановка вопроса позволяет связать теоретический анализ предмета нашего исследования с практикой коммунистического формирования личности.
В этой связи особое внимание исследователи проблемы формирования нового человека уделяют выявлению диалектики социальных факторов, которая находит свое выражение в деятельности социалистической личности*, в объективных общественных отр ношениях (переход субъективного в объективное) , в обратном пути молодого поколения. Опыт и методика генетического исследования в социологии. - Таллин: Ээсти раамат, 1983; Советский рабочий: социальный и духовный облик. - Минск: Наука и техника, 1983; Социология социалистического производственного коллектива. - М.: Профиздат, 1982 и др. * Ануфриев Е.А. Социалистический образ жизни. - М.: Высшая школа, 1980; Боровский М.й. Детерминизм и нравственное поведение личности. - Минск: Наука и техника, 1974 и др. р
Актуальные проблемы социализации личности в условиях научно-технического прогресса. - Киев: Вшца школа, 1975; Бабосов Е.М. Личность, коллектив, общество. - Минск: Беларусь, 1975; Общественная среда и личность. - Киев: Вшца школа, 1981 и др. воздействии этих объективных отношений - в форме экономики, культуры, социальных институтов - на формирование человеческой сущности (переход объективного в субъективное)*. Именно в русле этого диалектического единства происходит в процессе самовоспитания реализация и присвоение человеком своих сущностных сил. Дело в том, что люди наделены от природы индивидуальными особенностями: различными типами высшей нервной деятельности, не одинаковой способностью чувствовать и мыслить, волевыми качествами, задатками художественного или рационального восприятия внешних явлений2. Все эти свойства с необходимостью, хотя и в разной мере сказываются на особенностях процесса идейно-нравственного самовоспитания личности, но вместе с тем, под влиянием социальных условий, системы воспитания и самовоспитания эти качества также меняются.
Теоретической и методологической основой исследования являются произведения К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина. Автор Иконникова С.Н. Методологические проблемы исследования нравственной культуры развитого социализма. - В кн.: Методологические проблемы изучения культуры. - Л., 1978; Лаптенок С.Д. Система нравственного воспитания. - М.: Знание, 1982; Освоение культуры и духовные потребности в системе социалистического образа жизни. - Л.: Наука, 1981 и др. о
Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 1980; Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л., ЛГУ, 1968; Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. - М.: МГУ, 1968; Кон И.С. Социология личности. - М.: Политиздат, 1967. руководствовался соответствующими положениями, содержащимися в Программе КПСС, Конституции СССР, решениях съездов КПСС и КПБ, Пленумов ЦК КПСС, ЦК ВЛКСМ, КПБ, ЦК ЛКСМБ, в постановлениях партии и правительства, работах руководящих деятелей Коммунистической партии и Советского государства. В работе использованы труды соратников В.И.Ленина, а также работы советских педагогов Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского и других.
В работе широко используются современная советская философская, социологическая, этическая, психологическая, педагогическая литература, материалы теоретических и научно-практических конференций, где рассматриваются различные аспекты проблемы формирования личности, ее активной жизненной позиции, проблемы коммунистического воспитания и самовоспитания.
Ряд идей и гипотез, выдвинутых в этих работах, вполне отвечают пониманию автором проблемы и не только используются в настоящем исследовании, но и получили дальнейшее развитие и аргументацию.
Для анализа проблем, поставленных в диссертации, используется большой фактический материал, полученный автором в результате участия в проведении исследований: I) Республиканского социологического исследования "Социальные показатели развития рабочего класса и инженерно-технической интеллигенции". Опрошено 3400 работников 46 предприятий обрабатывающей промышленности республики.
2) Этико-социологического Всесоюзного исследования "Моральные ориентации и формирование активной жизненной позиции советской молодежи". В Белоруссии опрошено 2 500 человек.
Важно отметить, что данная тема тесно связана с комплексной республиканской программой "Совершенствование системы идеологической работы в БССР", которую в республике координирует Институт философии и права АН БССР.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Необходимость совершенствования идейно-нравственного самовоспитания молодых рабочих обусловлена рядом факторов, среди которых выделяем в первую очередь такие как: возрастание роли молодых рабочих в общественном развитии, расширение участия молодежи в управлении обществом, встречающиеся среди этой категории населения отступления от норм социалистической морали, обострение идеологической борьбы на международной арене.
2. Развитое социалистическое общество, как новая среда жизнедеятельности, создает качественно новые, неантагонистические связи общества с личностью, в результате чего у личности в процессе идейно-нравственного самовоспитания формируется осознанное чувство необходимости сочетания общественных и личных интересов.
3. 1^цейно-нравственное самовоспитание является сложным социальным феноменом и как предмет исследования имеет двойственный характер. Прежде всего, идейно-нравственное самовоспитание выступает как процесс интериоризации идейно-нравственных ценностей социалистического общества, а, с другой стороны, оно выступает как процесс экстериоризации, т.е. перехода внутренних действий во внешние, в которых идейно-нравственное самовоспитание является одним из важнейших внутренних регуляторов активности субъекта в духовно-практической деятельности.
4. Под идейно-нравственным самовоспитанием молодых рабочих понимается целенаправленная деятельность личности по ее всестороннему развитию, когда, на основе научного мировоззрения, преI
- 20 данности идеалам коммунизма, высокой нравственной культуры, непримиримости к негативным явлениям общественной жизни, а также на основе представлений личности о своей социальной роли и ответственности перед обществом, личность вырабатывает такое поведение, такие взаимоотношения с коллективом, которые отвечают требованиям социалистического общества.
5. Среди множества факторов, детерминирующих идейно-нравственное самовоспитание молодых рабочих, определяющую роль играют факторы социальной среды (социалистический строй, общественное воспитание, включенность личности в различные сферы производственной деятельности и деятельности в сфере свободного времени), а также некоторые социально-психологические характеристики личности.
Научная новизна исследования.
Основные элементы новизны состоят в следующем:
- диссертация является первой в советской философской литературе работой по проблеме идейно-нравственного самовоспитания рабочей молодежи в условиях развитого социализма, где теоретический анализ подкреплен данными социологических исследований;
- на основе этого анализа дано определение понятия "идейно-нравственное самовоспитание", рассмотрены содержание и основные направления этого процесса;
- определены некоторые закономерности идейно-нравственного самовоспитания как целенаправленной духовно-практической деятельности в процессе формирования всесторонне развитой личности;
- выделены и конкретизированы основные уровни идейно-нравственного самовоспитания;
- на основе данных социологических исследований представлен анализ особенностей идейно-нравственного самовоспитания рабочей молодежи Белоруссии в процессе их трудовой деятельности и деятельности в сфере свободного времени;
- раскрыта роль идейно-нравственного самовоспитания рабочей молодежи в процессе формирования ее активной жизненной позиции;
- сформулированы выводы и некоторые положения рекомендательного плана.
Практическая значимость работы.
Полученные в ходе исследования результаты использованы при написании научных отчетов в НИЦ ВКШ при ЦК ВЛКСМ, ИСЙ АН СССР, аналитических записок в ЦК ЖСМБ и Минский ГК КПБ, при составлении плана социального развития г. Минска.
Выводы и рекомендации автора могут быть использованы в коллективах промышленных предприятий для совершенствования идейно-воспитательной работы среди молодежи, в процессе преподавания курса "Основы марксистско-ленинской этики" в темах: "Марксизм-ленинизм о формировании коммунистической личности", "Нравственное воспитание личности", в учебной работе Университетов нравственного образования и воспитания, при чтении спецкурсов по актуальным проблемам коммунистического воспитания в лекционно-пропагандистской работе.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Идейно-нравственное самовоспитание рабочей молодежи в условиях развитого социализма"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В соответствии с целью и задачами исследования, в работе с позиций марксистской методологии осуществлен комплексный анализ проблемы идейно-нравственного самовоспитания рабочей молодежи республики в диалектической взаимосвязи с основным содержанием и процессом формирования активной жизненной позиции личности.
В качестве методологических посылок в исследовании использованы разработанный классиками марксизма-ленинизма принцип социального детерминизма, концепция диалектического единства личности и общества, основные положения теории коммунистического воспитания личности, идея марксизма-ленинизма о деятельной сущности человека.
Проведенный анализ послужил важным дополнением к достигнутым советскими и зарубежными исследователями результатам в философской разработке указанной проблемы, а также данным смежных наук. В частности, полученный автором эмпирический материал дал необходимую дополнительную аргументацию в обосновании того, что развитое социалистическое общество, как новая среда жизнедеятельности, оказывает всестороннее воздействие на личность, в ходе которого идейно-нравственные ценности общества в процессе интериоризации являются основой формирования потребности в идейно-нравственном самовоспитании; в интерпретации сложного и противоречивого процесса усвоения и реализации личностью общественных идейно-нравственных ценностей; в анализе поэтапности идейно-нравственного самовоспитания и становления активной жизненной позиции.
В работе осуществлен комплексный анализ проблемы идейно-нравственного самовоспитания как генерализованного качества социалистической личности, являющегося фактором функционирования и формирования активной жизненной позиции личности. Результаты теоретического анализа основных характеризующих факторов проблемы идейно-нравственного самовоспитания позволили выделить содержание, основные уровни идейно-нравственного самовоспитания и его этапы. Анализ показал, что идейно-нравственное самовоспитание выступает в тесной взаимосвязи с коммунистическим воспитанием личности. Общими основаниями, позволяющими исследовать идейно-нравственное самовоспитание в отношении к коммунистическому воспитанию является определение ее субъекта, объекта, целей, объективных условий, объективного содержания и субъективной формы функционирования и реализации, существующих в диалектическом единстве.
Субъектом идейно-нравственного самовоспитания выступает в данном случае личность молодого рабочего в ее диалектическом единстве с обществом, в целостности физиологического, биологического, психологического и социального. Особенность процесса самовоспитания заключается в том, что и объектом идейно-нравственного самовоспитания является та же личность молодого рабочего в ее духовно-практическом отношении к собственному развитию и деятельности.
Условия формирования, функционирования и совершенствования идейно-нравственного самовоспитания составляют социально-экономические характеристики бытия, соответствующее им общественное и индивидуальное сознание, особенности внутреннего развития морали, наличная жизненная ситуация, система идейно-нравственного воспитания, особенности целостной природы индивдца, его место в системе социального целого, собственная производственная деятельность и деятельность в сфере свободного времени.
Своеобразие идейно-нравственного самовоспитания вытекает из принадлежности этого феномена к сфере морали и идеологии как особой, всепроникающей формы общественного сознания и выражается в его долженствовательном смысле, волеопределя-ющем и индивидуализированном характере, высокой степени интериоризации общественного императива, диалектическом единстве с такими понятиями морального сознания, как долг, совесть, справедливость, добро, в сознательном и добровольном отношении к деятельности и в самонаправлении личности к решению общественно значимых задач.
Идейно-нравственное самовоспитание молодых рабочих исследовано в работе как показатель индивидуального идейно-нравственного развития, рассмотрена его роль и место в системе коммунистического воспитания личности, а также особенности идейно-нравственного самовоспитания как качества социалистической личности. Своеобразие идейно-нравственного самовоспитания как качества социалистической личности обусловлено не только процессом превращения основной сферы человеческой деятельности - труда - в доминантную ценность советского образа жизни, но и особенностями предоставляемых социалистическим обществом форм деятельности в сфере свободного времени.
Анализ проблемы идейно-нравственного самовоспитания с точки зрения направленности деятельной активности личности, единства ее интересов с общественными позволил рассмотреть некоторые аспекты индивидуального идейно-нравственного развития, осмыслить вопросы теории и практики идейно-нравственного воспитания, в частности, вопрос формирования активной жизненной позиции в процессе идейно-нравственного самовоспитания. Анализ взаимосвязи идейно-нравственного самовоспитания с процессом трудовой деятельности и деятельности личности в сфере свободного времени, а также с активной жизненной позицией привел к следующим результатам:
Решение задач идейно-нравственного самовоспитания, его совершенствования немыслимо без увязывания всей идейно-воспитательной работы с производственной деятельностью молодых рабочих. Социологические исследования, проведенные нами, позволили проследить влияние ряда факторов на совершенствование процесса идейно-нравственного самовоспитания рабочей молодежи. Выделение в ходе исследования трех основных групп факторов: социально-экономических, социально-психологических и социально-политических позволило дифференцированно рассмотреть каждую из указанных групп факторов, выявить в них наиболее ведущие и значимые. Результаты исследований показали, что основными из них являются вовлечение молодого рабочего в различные формы управления коллективом, привлечение к участию в социалистическом соревновании, широкому кругу общественной деятельности, охват молодых рабочих различными формами идейно-политической, нравственной и экономической учебы. Немаловажное значение принадлежит состоянию и уровню социально-психологического климата в коллективе.
В ходе исследования и анализа полученных данных, была подтверждена гипотеза, согласно которой стимулирование и совершенствование процесса идейно-нравственного самовоспитания обусловлено, во-первых, уровнем всех форм воспитательной работы на предприятии; во-вторых, степенью вовлеченности молодежи, что объективно обеспечивает идейно-нравственный эффект от занятий возможно более универсальной деятельностью; в-третьих, целенаправленной перестройкой мотивационной структуры деятельности отдельных молодых рабочих за счет исключения узкоутилитарных, эгоистических и псевдонравственных интересов и расширения нравственной мотивации в реализации деятельности.
В исследовании путей формирования и совершенствования идейно-нравственного самовоспитания в сфере свободного времени мы исходили из того, что увеличивающееся свободное время в социалистическом обществе открывает широкие возможности для творческой деятельности каждой личности. Социалистическое общество заботится о расширении сети культурных учреждений, баз отдыха, всей сферы обслуживания, качества их работы, увеличении материальной базы этих объектов. В связи с этим все более остро встает задача воспитания у личности понимания свободного времени как собственного богатства и умения рационально им распоряжаться.
Сложность эмпирического определения идейно-нравственного самовоспитания молодых рабочих в свободное время обусловлена тем, что здесь мы в большой степени опираемся на субъективные данные. Поэтому, наряду с выделением таких показателей как содержание деятельности личности в свободное время, степень предпочтения при выборе тех или иных занятий, материалы исследования позволили выделить и такие характеристики личности как оценка молодежью значимости самообразования в различных областях, озабоченность молодежи своим нравственным ростом, степень вовлеченности работающей молодежи в общественную деятельность. Материалы исследования позволили нам сравнить указанные показатели по полу, по категориям (рабочая и учащаяся молодежь), типу города (город с населением более I млн. человек, город с населением от 100 до 500 тыс. человек, от 50 до 100 тыс. человек и малый город с населением до 50 тыс. человек), а также провести сравнение по двум регионам - столицам Белоруссии и Эстонии.
Общей тенденцией развития различных групп молодежи является высокий уровень показателей ее идейно-нравственного самовоспитания в сфере свободного времени. Наиболее значимым выступает показатель озабоченности молодежи совершенствованием своего профессионального мастерства. Существенной особенностью значимости для молодежи того или иного вида деятельности является смещение мотивации выбора определенного занятия в направлении идейно-нравственного развития в зависимости от уровня образования опрашиваемых. Так, с ростом уровня образования отмечается смещение мотива выбора таких видов деятельности как чтение художественной и политической литературы, газет, журналов, а также при просмотре телепередач и прослушивании радио. Чем ниже образование, тем чаще мотивом выбора этих занятий является отдых и развлечение.
Заметную дифференциацию видов деятельности в свободное время дает критерий территориального признака. Различия в предоставлении возможностей при использовании внерабочего времени в большом и малом городе, типе республики определили и некоторые различия в предпочтении тех или иных видов деятельности.
Особое значение для совершенствования идейно-нравственного самовоспитания в свободное время имеет степень вовлеченности молодежи в общественную деятельность, которая стимулирует потребность личности в расширении кругозора, повышении своего культурного уровня и политической зрелости.
Взаимосвязь идейно-нравственного самовоспитания и активной жизненной позиции личности определяется тем, что идейно-нравственное самовоспитание является фактором формирования и функционирования позиции личности. Активная жизненная позиция социалистической личности выражается в отношении ее к советскому образу жизни в широком его толковании, реализуемому, в конечном счете, в деятельности по осуществлению общественных целей и задач, в непримиримости к антиподам коммунистической морали, постоянном стремлении к нравственному идеалу.
Идейно-нравственное самовоспитание диалектически едино с основными компонентами структуры активной жизненной позиции личности: ценностными ориентациями, убеждениями, потребностями, психологическими характеристиками. Результаты исследования показали, что под влиянием нравственных требований общества, семьи, коллектива формируются собственные нравственные требования, иденцифицируемые с требованиями нравственного идеала. Собственные нравственные требования рабочей молодежи республики выступают наряду с нравственными требованиями общества и семьи как основные критерии нравственного самоанализа личности.
Анализ отношения рабочей молодежи к встречающимся нарушениям норм коммунистической морали показал, что для молодежи республики характерно резко отрицательное, осуждающее отношение к встречающимся в нашей жизни отклонениям от общепринятых норм морали. В то же время признак пола выявил определенные расхождения в оценке указанных нарушений норм поведения. По мнению девушек наибольшую опасность представляют те нарушения общепринятых норм, которые проявляются в сфере межличностного общения людей (хулиганство, грубость, подхалимство, легкомысленное отношение к семье). Юноши же скорее склонны считать наиболее опасными нарушения социальных норм в области деловых отношений людей (недобросовестное отношение к труду, невыполнение требований коллектива).
Исследование показало, что существует тесная взаимосвязь между различными целями жизни, побудительными мотивами деятельности, мнениями в оценке нравственных ситуаций. Результаты проведенных исследований подтвердили наличие различных уровней самовоспитания в зависимости от целей жизни и наглядно проиллюстрировали основные уровни самовоспитания.
Сложность выяснения социальной природы содержания идей^' но-нравственного самовоспитания, основных элементов и уровней этого процесса выдвигает перед марксистско-ленинской этикой целый ряд задач по изучению реального состояния морального, политического сознания и поведения молодых рабочих.
В сегодняшней практике воспитательной работы многое делается по совершенствованию идейно-нравственного самовоспитания молодежи, в том числе молодых рабочих. Обращение к накопленному опыту воспитательной работы в производственных коллективах, в сфере свободного времени, использование результатов социологических исследований будут способствовать повышению политической сознательности, идейной убежденности, нравственной зрелости каждого молодого рабочего, росту его трудовой и общественно-политической активности, выработке самостоятельного и ответственного отношения к действительности.
Список научной литературыМатюшкова, Тамара Ивановна, диссертация по теме "Этика"
1. Маркс К. К критике гегелевской философии права. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. I, с. 414-429.
2. Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство. Ооч., 2-е изд., т. 2, с. 3-230.
3. Маркс К. Тезисы о Фейербахе. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 3, с. 1-4.
4. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч., 2-е изд., т. 3, с. 7-544.
5. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии.- Соч., 2-е изд., т. 4, с. 419-459.
6. Энгельс Ф. Принципы коммунизма. Маркс К., Энгельс Ф.- Соч., 2-е изд., т. 4, с. 322-339.
7. Маркс К. К критике политической экономии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 13, с. I-I67.
8. Маркс К. Инструкция делегатам Временного Центрального Совета по отдельным вопросам. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 16, с. 194-203.
9. Маркс К. Критика Готской программы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 19, с. 9-32.
10. Маркс К. Капитал. Теория прибавочной стоимости, ч. Ш. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 26, ч. Ш, глава Ш, с. 254-336.
11. Маркс Павлу Васильевичу Анненкову. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 27, с. 401-412.
12. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 годов. -Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2-е изд., т. 46, ч. I, с. 3-5II.
13. Маркс К. Размышления юноши при выборе профессии. -Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956, с. 1-5.
14. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года.- Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956, с. 517-642.
15. Энгельс Ф. Диалектика природы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 20, с. 343-626.
16. Энгельс Ф. Положение рабочего класса в Англии. Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 2-е изд., т. 2, с. 231-517.
17. Энгельс Ф. Эльберфельдские речи. Речь 15 февраля 1845 г.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 2, с. 546-554.
18. Энгельс Ф. Об авторитете. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 18, с. 302-305.
19. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 20, с. 5-342.
20. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 21, с. 23-178.
21. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 21, с. 269-317.
22. Ленин В.И. Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве. Полн. собр. соч., т. I, с. 347-534.
23. Ленин В.И. От какого наследства мы отказываемся. -Полн. собр. соч., т. 2, с. 505-550.
24. Ленин В.И. Новый фабричный закон. Полн. собр. соч.,т. 2, с. 263-314.
25. Ленин В.И. Развитие капитализма в России. Полн. собр. соч., т. 3, с. 1-609.
26. Ленин В.И. С чего начать? Полн. собр. соч., т. 5, с. 3-13.
27. Ленин В.И. Что делать? Наболевшие вопросы нашего движения. -Полн. собр. соч., т. 6, с. I-I92.
28. Ленин В.И. Задачи революционной молодежи. Письмо первое. -Полн. собр. соч., т. 7, с. 341-356.
29. Ленин В.И. Проект резолюции об отношении к учащейся молодежи. Полн. собр. соч., т. 7, с. 253.
30. Ленин В.И. Партийная организация и партийная литература. -Полн. собр. соч., т. 12, с. 99-105.
31. Ленин В.И. Заметки по поводу I "Социал-демократа". -Полн. собр. соч., т. 14, с. 28-31.
32. Ленин В.И. Против бойкота. Полн. собр. соч., т. 16, с. 3-36.
33. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Гл. I, П, Ш. Полн. собр. соч., т. 18, с. 33-201.
34. Ленин В.И. Философские тетради. Полн. собр. соч., т. 29.
35. Ленин В.И. Интернационал молодежи (заметка), декабрь 1916 года. Полн. собр. соч., т. 30, с. 225-229.
36. Ленин В.И. Государство и революция. Полн. собр. соч., т. 33, с. I-I20.
37. Ленин В.И. Очередные задачи советской власти. Полн. собр. соч., т. 36, с. 165-208.
38. Ленин В.И. Речь на П Всероссийском съезде учителей-интернационалистов. 18 января 1919 г. Полн. собр. соч.,т. 37, с. 430-433.
39. Ленин В.И. 0 государстве. Лекция в Свердловском университете II июля 1919 г. Полн. собр. соч., т. 39,с. 64-84.
40. Ленин В.И. Великий почин (0 героизме рабочих в тылу. По поводу "коммунистических субботников"). Полн. собр. соч., т. 39, с. 1-29.
41. Ленин В.И. Задачи союзов молодежи. Полн. собр. соч., т. 41, с. 298-318.
42. Ленин В.И. Речь об условиях приема в коммунистический интернационал. Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 41, с. 248-254.
43. Ленин В.И. Речь на Всероссийском совещании политпрос-ветов губернских и уездных отделов народного образования 3 ноября 1920 г. Полн. собр. соч., т. 41,с. 398-408.
44. Ленин В.И. О значении воинствующего материализма. -Полн. собр. соч., т. 45, с. 23-33.
45. Ленин В.И. О молодежи. М.: Молодая гвардия, 1969. -704 с.
46. Программа Коммунистической партии Советского Союза, -М.: Политиздат, 1977. 42 с.
47. Конституция (основной закон) Союза Советских Социалистических Республик. М.: Политиздат, 1977. - 42 с.
48. Материалы ХХУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1976, -232 с.
49. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. -223 с.
50. Материалы XXIX съезда КПБ. Минск: Беларусь, 1981.181 с.
51. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. 22 ноября 1982 г. М.: Политиздат, 1983 - 30 с.
52. О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы: Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 г. М.: Политиздат, 1979. - 15 с.
53. О ПО-й годовщине со дня рождения Владимира Ильича Ленина: Постановление ЦК КПСС от 13 декабря 1979 г. -М.: Политиздат, 1980. 16 с.
54. Андропов Ю.В. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР. М.: Политиздат, 1983. - 31 с.
55. Калинин М.И. Избранные произведения в 4-х т., т. 3. -М.: Политиздат, 1962. 493 с.
56. Крупская Н.К. Организация самообразования. Педсоч. в 10 т. М.: Политиздат, I960, т.9. - 420 с.
57. Луначарский А.В. О народном образовании. М.: Изд-во Академии пед наук РСФСР, 1958. - 559 с.
58. Черненко К.У. Избранные речи и статьи. М.: Политиздат, 1984. - 670 с.
59. Аксенов А.Н. О комплексном плане работы по коммунистическому воспитанию молодежи республики: Постановление
60. Пленума ЦК КПБ. Советская Белоруссия, 1978, 14 июля.
61. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. - 335 с.
62. Активная жизненная позиция борцов за коммунизм. По материалам всесоюзной научно-практической конференции в Баку 25-27 апр. 1979 г. М.: Политиздат, 1979. - 349 с.
63. Актуальные проблемы идейно-нравственного воспитания молодежи: Республиканская научно-практическая конференция (сборник докладов и выступлений) под ред. Буслова К.П. Минск: Наука и техника, 1976. - 322 с.
64. Актуальные проблемы социализации личности в условиях научно-технического прогресса. Киев: Знание, 1975. -32 с.
65. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968. - 339 с.
66. Анисимов С.Ф. Ленинские принципы нравственного воспитания личности. М.: Знание, 1973. - 64 с.
67. Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. М.: Мысль, 1979. -142 с.
68. Ануфриев Е.А. Социалистический образ жизни. М.: Высшая школа, 1980. - 183 с.
69. Арет А.Я. Основные положения теории самовоспитания. -Фрунзе, 1963. 124 с.
70. Арет А.Я. Краткий обзор специфических методов и приемов самовоспитания. Труды Киргизского государственного университета. Серия педагогика и психология, вып. 2, 1968, Фрунзе, с. 59-85.
71. Архангельский Л.М. Комплексный подход к теории и практике нравственного воспитания. Философские науки,1980, Jfe I, с. 7-26.
72. Архангельский Л.М. Моральные ценности и современность.- Вопросы философии, 1 II, 1983, с. 88-93.
73. Архангельский Л.М. Социально-этические проблемы теории личности. М.: Мысль, 1974. - 221 с.
74. Бабосов Е.М. Духовный мир советского человека. Минск: Беларусь, 1983. - 334 с.
75. Бабосов Е.М. Личность, коллектив, общество. Минск: Беларусь, 1975. - 94 с.
76. Бабосов Е.М. Учение К. Маркса о человеке и реальный социализм. Минск: Паука и техника, 1983. - ПО с.
77. Бакштановский В.И. Моральный выбор личности: цели, средства, результаты. Томск: ТГУ, 1977. - 200 с.
78. Беляева Л.А., Коростелев Г.М. 0 соотношении понятий "формирование личности", "воспитание" и "социализация".- Сборник научных трудов Свердловского педагогического института. Свердловск, вып. 315, 1979, с. 13-20.
79. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком.- М.: МГУ, 1982. 199 с.
80. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
81. Боровский М.И. Детерминизм и нравственное поведение личности. Минск: Наука и техника, 1974. - 224 с.
82. Брожик В. Марксистская теория оценки. М.: Прогресс, 1982. - 262 с.
83. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М.: МГУ, 1968. - 268 с.
84. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль,1978, 216 с.
85. Буева Л.П. Человек как самоцель общественного развития.- Коммунист, № 17, 1978, с. 45-48.
86. Васина Э.Л. Социализм и воспитание масс. М.: МГУ, 1973. - 188 с.
87. Винокурова С.П. Нравственные отношения как объект социологического исследования. Автореферат дисс. канд. филос. наук. - Минск, 1979. - 22 с.
88. Вопросы воспитания: системный подход. М.: Прогресс,1981. 136 с.
89. Глезерман Г.Е. Роздение нового человека. Проблемы формирования личности при социализме. М.: Политиздат,1982. 255 с.
90. Глезерман Г.Е. Формирование, воспитание и самовоспитание личности. Вопросы философии, I 4, 1976, с. 15-23.
91. Господинова Т.И. 0 некоторых методологических аспектах коммунистического идеала. Научные доклады высшей школы. Научный коммунизм, $ I, 1981, с. 61-67.
92. Город: проблемы социального развития. Л.; Наука, 1982.- 173 с.
93. Гребенников Р.В. Потребности личности: программно-целевой подход. Минск: Беларусь, 1978. - 223 с.
94. Григорьян Б.Т. Философия о сущности человека. М.: Политиздат, 1973. - 319 с.
95. Грушин Б.А. Творческий потенциал свободного времени. -Коммунист, № 2, 1980, с. 72-82.
96. Гусейнов А.А. Социальная природа нравственности. М.: МГУ, 1974. - 157 с.
97. Гуцева Т.Г. Идейно-политическое воспитание рабочей молодежи в условиях развитого социализма. Автореф. дис. кавд. филос. наук. - Минск, 1981. - 22 с.
98. ХХУ1 съезд КПСС и актуальные проблемы формирования у молодежи классового подхода к явлениям общественной жизни. Тезисы всесоюзной научно-практической конференции (сентябрь 1982 г.). М.: БКШ, 1982.
99. Диалектика взаимосвязи личного и социального в условиях развитого социализма. Л.: ЛГУ, 1980. - 120 с.
100. Диалектика социальных процессов. Киев: Изд-во при Киев, ун-те, 1983. - 216 с.
101. Диалектика развития социалистического общества. М.: Мысль, 1980. - 276 с.'
102. Донцов И.А. Самовоспитание личности. М.: Политиздат, 1984. - 285 с.
103. Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. Проблема ценности и марксистская философия. М.: Политиздат, 1967. -351 с.
104. Дробницкий О.Г. Понятие морали. М.: Наука, 1974. -388 с.
105. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. М.: Наука, 1977. - 334 с.
106. Духовная культура развитого социализма и личность. -Л.: ЛГИК, 1980. 152 с.
107. Духовный мир развитого социалистического общества. -М.: Наука, 1977. 479 с.
108. Духовный мир советского рабочего. М.: Мысль, 1972. -439 с.
109. ПО. Евменов Л.Ф., Севостьянова Н.Г. Нравственные основы советского образа жизни. Минск: Знание, 1979. - 21 с.
110. I. Жизненные пути молодого поколения. Опыт и методика генетического исследования в социологии. Таллин, 1983. -222 с.
111. Журавлев Г.Т. Социологические исследования эффективности идеологической работы. М.: Мысль, 1980. - 252 с.
112. Иванов В.Г. Комплексный подход к воспитанию. М.: Знание, 1978. - 64 с.
113. Иванов В.Г. Коллектив и личность. -I.: ЛГУ, 1971. -120 с.
114. Игнатовский Л.И. Нравственное самовоспитание личности в условиях развитого социализма. М.: Высшая школа, 1979. - 135 с.
115. Идейно-нравственное воспитание в трудовом коллективе. Киев: Политиздат Украины, 1983. - 182 с.
116. Идеологический процесс и воспитание личности. М.: Прогресс, 1980. - 328 с.
117. Иконникова С.Н. Методологические проблемы исследования нравственной культуры развитого социализма. В кн.: Методологические проблемы изучения культуры. - Л., 1978.
118. Иконникова С.Н. Молодежь. Социологический и социально-психологический анализ. Л.: ЛГУ, 1974. - 166 с.
119. Иконникова С.Н. Становление и развитие личности молодого человека (Социологический аспект). М.: Знание, 1972. - 40 с.
120. Каган М.С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 1974. - 328 с.
121. Кант И. Сочинения в 6-ти т., т. 2. М.: Мысль, 1964. -510 с.
122. Кикнадзе Д.А. Потребности. Поведение. Воспитание. -М.: Мысль, 1968. 148 с.
123. Киселев В.П. Нравственное самовоспитание. М.: Знание, 1977. - 62 с.
124. Кныш К.А. Управление процессом формирования нравственных качеств рабочей молодежи. Автореф. дисс. кадд. филос. наук. - М., 1979. - 20 с.
125. Кобляков В.П. Этическое сознание. Историко-теоретический очерк взаимодействия морального сознания и этических воззрений. Л.: ЛГУ, 1979. - 223 с.
126. Ковалев А.Г. Личность воспитывает себя. М.: Политиздат, 1983. - 256 с.
127. Ковалев А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1970. - 391 с.
128. Ковалев С.М. Формирование социалистической личности. -М.: Мысль, 1980. 228 с.
129. Коммунистическая идейность основа активной жизненной позиции. - М.: Политиздат, 1979. - 237 с.
130. Комплексный подход к идейно-нравственному воспитанию. -Минск: ЕГУ, 1979. 184 с.
131. Кон И.О. Открытие "Я". М.: Политиздат, 1978. - 367 с.
132. Кон И.О. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. -383 с.
133. Кочетов А.И. Педагогические основы самовоспитания. -М.: Знание, 1974. 64 с.
134. Крутов Н.Н. Мораль в действии. М.: Политиздат, 1977. -255 с.
135. Ландесман П.А., Согомонов Ю.В. Мировоззренческие основания морального сознания. Вопросы философии, № II,-1979, с. II3-I26.
136. Лаптенок С.Д. Семья и духовное развитие личности.
137. Минск: Беларусь, 1977. 126 с.
138. Лаптенок С.Д. Система нравственного воспитания. М.: Знание, 1982. - 64 с.
139. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. - 304 с.
140. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения.- М.: Педагогика, 1983, тт. 1-2.
141. Личность. Проблемы формирования и личного самосовершенствования. Труды Таганрогского радиотехнического института, вып. 33. Таганрог, 1972. - 205 с.
142. Личность: этические проблемы. М.: МГУ, 1979. - 218 с.
143. Логинов И.И. Свобода личности. М.: Мысль, 1980. -158 с.
144. Макаренко А.С. Собр. соч. в 5-ти т. М.: Правда, 1971.
145. Марксистско-ленинская теория исторического процесса. -М.: Наука, 1983. 535 с.
146. Марксистская этика. М.: Политиздат, 1980. - 352 с.
147. Межевич М.Н. Социальное развитие и город: Философский и социологический аспекты. Л.: Наука, 1979. - 175 с.
148. Межличностное восприятие в группе. М.: МГУ, 1981. -294 с.
149. Методология этических исследований. М.: Наука, 1982.- 381 с.
150. Михалик М. Диалектика развития социалистической морали. М.: Прогресс, 1978. - 288 с.
151. Момов В. Человек. Мораль. Воспитание. М.: Прогресс, 1975. - 163 с.
152. Моральный выбор. М.: МГУ, 1980. - 344 с.
153. Научно-техническая революция и формирование нового человека. Минск: Беларусь, 1978. - 239 с.
154. Научное управление нравственными процессами и зтико-прикладные исследования. Новосибирск: Наука, Новосибирское отделение, 1980. - 287 с.
155. Нравственная жизнь человека: Искания, позиции, поступки. М.: Мысль, 1982. - 290 с.
156. Нравственное воспитание: проблемы теории и практики. -М.: Мысль, 1979. 303 с.
157. Нравственное воспитание в трудовом коллективе. М.: Профиздат, 1981. - 216 с.
158. Нравственное воспитание в условиях развитого социализма. Минск: Вышэйшая школа, 1981. - 174 с.
159. Обуховский К. Психология влечений человека. М.: Прогресс, 1972. - 247 с.
160. Общественная среда и личность. Киев: Вшца школа, 1981. - 152 с.
161. Освоение культуры и духовные потребности в системе социалистического образа жизни. Л.: ЛГПИ, 1981.160 с.
162. Парыгин Б.Д. Научно-техническая революция и личность: Социально-психологические проблемы. М.: Политиздат, 1978. - 240 с.
163. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971. - 351 с.
164. Пастухов Б.Н. Актуальные задачи идейно-нравственного воспитания молодежи. Вопросы философии, й I, 1980, с. 28-42.
165. Патрушев В.Д. Использование совокупного времени общества. М.: Мысль, 1978. - 216 с.t166167168169170171172173174175176177178179
166. Проблемы идейно-нравственного воспитания в теоретическом наследии В.И.Ленина. М.: МГПИ им. В.И.Ленина, 1981, - 173 с.
167. Психологическая теория коллектива (под ред. Петровского А.В.). М.: Педагогика, 1979. - 239 с. Психология личности. Тексты. - М.: МГУ, 1982. - 287 с. Психология формирования и развития личности. - М.: Наука, 1981. - 365 с.
168. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М.: Изд-во АН СССР, 1957. - 328 с.
169. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976. - 416 с.
170. Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности. М.; МГУ, 1981. - 184 с.
171. Рувинский Л.И. Самовоспитание личности. М.: Мысль, 1984. - 140 с.
172. Рувинский Л.И. Теория самовоспитания. М.: МГУ, 1973.- 363 с.
173. Рувинский Л.И., Соловьева А.Е. Психология самовоспитания. М.: Просвещение, 1982. - 144 с. Савостенок П.Н. Самое высокое чувство. - Минск: Народная асвета, 1981. - 48 с.
174. Свободное время как сфера формирования активной жизненной позиции молодежи. Свердловск, 1979. - 52 с. Свободное время и духовное богатство личности. - Минск: Наука и техника, 1983. - 143 с.
175. Семеньков В.Н. Формирование нового человека. Минск: Беларусь, 1982. - 94 с.
176. Сержантов В. Ф., Гречаный В.В. Человек как предмет философского и естественнонаучного познания. Л.: ЛГУ, 1980. - 216 с.
177. Словарь по этике. 4-е изд. М.: Политиздат, 1981. -430 с.
178. Смирнов Г.Л. Советский человек. 3-е изд. М.: Политиздат, 1980. - 460 с.
179. Советская социология. М.: Наука, 1982, т. 2. - 256 с. Советский образ жизни: Содержание, структура, динамика.- Минск: Наука и техника, 1980. 287 с.
180. Советский рабочий: социальный и духовный облик. Минск: Наука и техника, 1983. - 311 с.
181. Соколова Г.Н. Культура труда в социальном развитии рабочего класса: опыт социологического исследования. -Минск: Наука и техника, 1984. 220 с. Социализм и личность. - М.: Мысль, 1979. - 357 с. Социалистический образ жизни. - М.: Политиздат, 1980.- 319 с.
182. Социология социалистического производственного коллектива. М.: Профиздат, 1982. - 168 с.
183. Социальное развитие: теория и практика. М.: ЙСИ АН СССР, 1982. - 190 с.
184. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. - 303 с.
185. Структура морали и личность. М.: Мысль, 1977. - 174 с.
186. Сулимов Е.Ф. Сущность и структура коммунистического воспитания. Вестник МГУ, серия 12. Теория научного коммунизма, 1979, $ 2, с. 67-70.
187. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. М.: Просвещение, 1981. - 192 с.
188. Сухомлинский В.А. О воспитании. М.: Педагогика, 1973.
189. Сэв Л. Марксизм и теория личности. М.: Прогресс, 1972.- 582 с.
190. Тайчинов М.Г. Воспитание и самовоспитание школьников. -М.: Просвещение, 1982. 159 с.
191. Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. М.: Прогресс, 1981. - 367 с.
192. Теория и практика коммунистического.воспитания. М.: Мысль, 1980. - 367 с.
193. Теребов А.С. Нравственное воспитание рабочей молодежи в условиях развитого социализма (на материалах коллективов промышленных предприятий Белорусской ССР). Ав-тореф. дисс. канд. философ, наук. - Минск, 1980. -22 с.
194. Титаренко А.И. Нравственный прогресс. М.: МГУ, 1969.- 176 с.
195. Титаренко А.И. Структура нравственного сознания. М.: Мысль, 1974. - 278 с.
196. Уледов А.К. Духовная жизнь общества: Проблемы методологии исследования. М.: Мысль, 1980. - 271 с.
197. Управление процессом нравственного воспитания. М.: МГУ, 1979. - 141 с.
198. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Собр. соч., тт. 8-9. - М.-Л., 1950.
199. Халатрян С.Е. Идейно-нравственное воспитание молодежи. -Баку: Знание, 1980. 52 с.
200. Харитонова Э.С. Возрастание роли нравственного воспитания в развитом социалистическом обществе. Автореф. дисс. канд. философ, наук. - Ростов-на-Дону, 1980.22 с.
201. Харламов И.Ф. Теория нравственного воспитания. Минск: ЕГУ, 1972. - 363 с.
202. Харчев А.Г., Алексеева В.Г. Образ жизни, мораль, воспитание. М.: Политиздат, 1977. - 143 с.
203. Харчев А.Г. О диалектике процесса воспитания. Философские науки, 1971, № I, с. 3-II.
204. Целикова О.П. Коммунистический идеал и нравственное развитие личности. М.: Наука, 1970. - 202 с.
205. Целикова О.П. Нравственная целостность личности. М.: Наука, 1983. - 158 с.
206. Чариев А. Процесс формирования идейно-нравственного облика советской молодежи. Ташкент: Фан, 1981. - 188 с.
207. Чеснокова И.И. Проблема самопознания в психологии. М.: Наука, 1977. - 144 с.
208. Шердаков В.Н. Социально-психологические факторы нравственного воспитания. Вопросы психологии, 1979, В 5.с. 18-25.
209. Шимановский Д.С. Мировоззрение и нравственное самовоспитание личности. В сборнике: Этика и эстетика. Вып. 20. Проблемы морально-эстетического воспитания личности в свете решений ХХУ съезда КПСС. - Киев: Вшца школа, 1977, с. 13-20.
210. Шимановский Д.С. Самосознание в структуре нравственной деятельности личности. Вопросы философии, 1984, № 3, с. 93-101.
211. Эвристическая и методологическая функции философии в научном познании. Л.: ЛГУ, 1980. - 200 с.
212. Эмих К.Н. Идейно-нравственное самовоспитание студенческой молодежи. Фрунзе: Кыргызстан, 1976. - 33 с.
213. Ядов В.А., Алексеев А.Н., Щербаков Н.Ю. Молодежь и труд. Экономика и организация промышленного производства, 1983, В 8, с. II0-I28.
214. Ядов В.А. Отношение к труду: концептуальная модель и реальные тенденции. Социологические исследования, 1983, & 3, с. 50-62.