автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Идейно-тематические особенности поэзии Клары Булатовой
Полный текст автореферата диссертации по теме "Идейно-тематические особенности поэзии Клары Булатовой"
На правах рукописи
Гайфуллина Лейсан Атласовна
003458666
ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЭЗИИ КЛАРЫ БУЛАТОВОЙ (ЭВОЛЮЦИЯ ТВОРЧЕСТВА)
10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (татарская литература)
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук
1 /, АН В ГС9
Казань-2008
003458666
Диссертация выполнена на кафедре татарской литературы ГОУ ВПО «Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет»
Научный руководитель:
Официальные оппоненты:
Ведущая организация:
кандидат филологических наук, профессор Сверигин Рифат Хасанович (г.Казань)
доктор филологических наук, профессор,член-корреспондент АН РТ Загидуллина Дания Фатыховна (г.Казань);
кандидат филологических наук, доцент Гайсин Рахим Мухаметович (г. Елабуга)
ГОУ ВПО «Альметьевский государственный институт муниципальной службы»
Защита диссертации состоится « 20 » января 2009 года в 1400 часов на заседании диссертационного совета Д 022.001.01 при Институте языка, литературы и искусства им. Г.Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан по адресу: 420111, Республика Татарстан, г.Казань, улЛобачевского, 2/31.
С диссертацией можно ознакомиться в Центральной научной библиотеке Казанского научного центра РАН (Республика Татарстан, г.Казань, ул. Лобачевского, 2/31).
Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ «18» декабря 2008 г. (http://www.iyali.antat.ru/dissertacii.html). Режим доступа: свободный.
Автореферат разослан «19» декабря-2008 года.
Учёный секретарь диссертационного совета доктор филологических наук
А.А. Тимерханов
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность работы. Тенденция возрастания интереса татарских писателей к национальным аспектам действительности, активизация творческих поисков в сочетании с критическим подходом к жизни во второй половине XX века привели к обновлению содержания и формы татарской литературы. Жизнь и творческий путь талантливой и своеобразной поэтессы К.Булатовой, вышедшей на литературную арену в середине 1960-х годов, достаточно полно отражают особенности данного процесса. Однако до сегодняшнего дня поэтическое творчество К.Булатовой освещалось лишь в рецензиях к ее книгам и отдельных статьях, посвященных изучаемому вопросу. Анализ оппубликованных материалов о новых направлениях в татарском литературоведении показывает необходимость специального изучения данной проблемы.
Это, во-первых, позволит более полнее и объективнее судить о творчестве поэтессы.
Во-вторых, целостный анализ поэзии К.Булатовой, обозначение главных ее этапов, определение идейно-тематических особенностей произведений поэтессы помогут объективно оценить ее место и роль в развитии татарской литературы и в современном общественном процессе.
Таким образом, необходимость специальной работы, посвященной рассмотрению жизненного пути и творчества КБулатовой, идейно-тематических особенностей ее поэзии определяет актуальность диссертации.
Степень изученности темы. В специальной литературе существует ряд статей, посвященных поэтическому творчеству К.Г.Булатовой. В изучение этапов жизни и творчества поэтессы внесли определённый вклад видный поэт Г.Афзал1, литературоведы М.Ва-лиев2, А.Гафиятов3, Х.Миннегулов4, Р.Рахмани5. Также достойны внимания статьи Л.Кашфиевой, Г.Махмутовой6, Р.Муллануро-
1 Афзал Г. Шушы туфрактан без.. ./Г.Афзал // К.Г.Булатова. Печен есте. - Казан,1986. - 5 б.
2 Велиев М. Мэхаббэт яшэргэ тиеш / М.Волиев // Казан утлары. - 1990. - №3. - 175 б.
3 Гафиятов А. Сойлэр сузлар еле никадэр/А.Гафиятов//Казан утлары. -2002. -№11. -1606.
4 Минпегулов X. Шигьрият Ьэм туган тел хадимэсе / Х.Миннегулов // Казан утлары. - 2006. -№3.- 169 6.
5 Рахмани.Р. Шигьри кышлар алда оле. / Р.Рахмани // К.Г.Булатова. Шушы яктан, шушы туфрактан без. - Казан, Рухият нэшр.,2000. - 5 6.
6 Мэхмутова Г. Очрашу да, дерес тэ... / Г.Мэхмугова // Мэгариф. - 2001. - №3. - 90 б.
вой7, И.Набиуллиной8, Р.Шахиева9, посвященные рассмотрению отдельных аспектов творчества поэтессы. Однако литературное наследие К.Булатовой освещено главным образом только в очерках жизни и рецензиях на ее книги. Ее поэтическое творчество до сегодняшнего дня не подвергалось детальному и систематизированному научному изучению. Известный поэт и публицист А.Халим еще в 1995 году поднял вопрос необходимости изучения жизненного пути и творчества К.Булатовой, особо отмечая тот факт, что поэтессе исполнилось уже 60 лет, о ее творчестве еще не написано ни одного полноценного исследования10.
Объектом исследования являются стихотворно-поэтические тексты и публицистика, составляющие богатое творческое наследие К.Булатовой.
Предмет диссертационного исследования - жизненный путь и творческая деятельность известной татарской поэтессы К.Булатовой.
Цель настоящей работы - комплексное изучение жизненного пути и творчества КБулатовой в контексте эпохи, определение идейно-тематических и эстетических особенностей ее поэзии.
Реализация намеченной цели вызвала необходимость постановки и решения следующих задач:
- изучение поэзии К.Булатовой в свете социально-культурных направлений эпохи (предпосылки формирования творчества, эволюция лирического героя в поэзии поэтессы-преподавательницы, направления поднимаемых ею проблем национального самосознания);
- определение литературных особенностей творчества поэтессы в развитии;
- определение элементов новаторства, привнесенных К.Булатовой в татарскую литературу.
Материалом для исследования послужили семнадцать книг стихов и поэм автора и его многочисленные публицистические статьи разных лет: «Нвнилврга булек» («Подарок малышам») (1986), «Уз-уземэ бэя-юату» («Оценка-утешение самой себе») (1996), «Укытучы бэхете» («Счастье учителя») (1996), «Багышлау» («Посвящение») (1996), «Искандер кыйссасы» («Повесть об Искандере») (1999),
7 Мулланурова.Р. Шагыйрэнен чэчмэ осорлоре /Р. Мулланурова // К.Г.Булатова. Яшел калам. - Казан: Рухият нэшр., 2003. - 4-6 б.
8 Нэбиуллина И. Узеннан-узе туа жыр / И.Нэбиуллина // Элмэт тацнары. - 2002. - 5 ноябрь. 'ШаЬиев.Р. К.Булатова ижатында исем-атамалар / Р.ШаЬиев // Медэни жомга. - 2003. - 31
октябрь.
10 Хэлим.А. Экэм-текэм, бу йортларнын син кайсысында икен? / А. Халим // Аргамак. -1995. -№8.-27-32 6.
«Тэнэко хатлары» («Письма Танаке») (2000), «Узем турында узем» («Сама о себе») (2001), «Безнец гомердон жирдэ ни кала...» («Что останется после нас на земле...») (2001), «Безнец яшьлек белен аралаш» («Наша молодость среди нас») (2002), «ГенаЬларым булса ялгыш кына, ялгышларым минем генаЬсыз» («Мои грехи - ошибки, мои ошибки без греха») (2002), «Дыр китабы чыгарырга булдым» («Решила выпустить песенник») (2002), «Татар деньясы» («Татарский мир») (2002), «Энже туйлар уткэннэн соц» («После жемчужной свадьбы») (2002), «Мин шигырьне койгв салып язам» («Стихи мои как песни») (2002), «Твржемеи хэлем» («Автобиография») (2003), «Ьор очраган у™ салам биреп...» («Меня приветствует каждый встречный...») (2003), «Зур ихтирамга лаек» («Достойны большого уважения») (2003), «Хужабикэлврга» («Домохозяйкам») (2003), «Без ул яктан бик бэхетле инде» («В этом мы очень счастливы») (2003), «Узем турында...» («О себе...») (2003), «Дырлы еллар кайтавазы» («Эхо песенных лет») (2006). Общий объём изученных материалов составляет более 1000 печатных страниц.
Методологическую базу диссертационной работы составили концептуальные положения, нашедшие отражение в трудах таких известных отечественных ученых и критиков, как В.Виноградов11, Е.Винокуров12, Л.Гинзбург13, А.Гришунин14, Н.Гумилев15, В.Кожинов16, В.Кожевников17, Б.Корман18, Е.Осетров19, Н.Тамарченко20, Т.Чабан21, И.Баширова22, Т.Галиуллин23, Ф.Галимул-
" Виноградов В.В. О теории художественной речи / В.В. Виноградов. - М: Высшая школа, 1971.-239 с.
12 Винокуров Е. Поэзия периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет./ Е. Винокуров. - М.: Советский писатель, 1990. - 272 с.
13 Гинзбург Л. О лирике. 2-е изд. / Л.Гинзбург. - Москва.: Советский писатель, 1974. - 407 с.
14 Гришунин AJI. Автор как субъект текста / А.Л. Гришунин // Известия РАН Сер. Лит. и яз., 1993.-Т.52.-№4.-70 с.
15 Гумилев II.C. Письма о русской поэзии. /U.C. Гумилев - М.: Современник, 1990. - 383 с.
16 Кожияов В. Как пишут стихи / В.Кожинов. - М.: Алгоритм, 2001. - 320 с.
" Кажевников В.М. Литературный энциклопедический словарь / Под общ. Ред. В.М.Кожевникова, П.А.Николаева. - М.: Советская энциклопедия, 1987. - 750 с.
18 Корман Б.О. Литературоведческие термины по проблеме автора / Б.О.Корман. - Ижевск: Изд-во Удмуртск.ун-та, 1982. - 160 с.
19 Осетров Е. Советская поэзия 60-70-х годов/Е.Осетров М.: Советский писатель, 1985. - 300 с.
20 Тамарченко Н.Д. Теория литературы. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика / Н.Д.Тамарченко, В.И.Тюпа, С.Н.Бройтман. - М.: Академия, 2004. - 512 с.
21 Чабан Т. Невостребованная поэзия / Т.Чабан //Дружба народов. - 1991. - №3. - 248 с.
22 Бвширова И. XVIII гасыр татар поэзиясендо АллаЬы атамасы /И.Бэширова // Фанни язмалар. - Казан: РИД «Школа», 2005. -130 б.
23 Галиуллин Т.Н. Гомер учагы: Эдэби тэнкыйть макалэлвре /Т.Н.Галиуллин// - Казан: Татар, кит. нэшр., 1991. - 230 б.
лин24, М.Госманов25. В работе также учтён большой положительный опыт в разработке и исследовании проблем общего и национального литературоведения, отражённый в трудах видных татарских и других учёных Д.Загидуллиной26, Р.Марданова27, Х.Миннегулова28, Р.Сверигина29, Ф.Урманче30, Ф.Хатипова31, Н.Юзеева32, В.Хализева33. При определении философских аспектов поэзии были использованы труды П.Ратникова 4, Г.Горбачева35, В.Титова36.
Методы исследования. В диссертации использован комплекс методов и приёмов анализа фактического материала, основным из которых является описательный. Также на разных этапах использовались метод сравнительно-типологического анализа теории литературы, структурный метод, исторический и национальный принципы исследования материала.
Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые предпринята попытка рассмотрения проблемы идейно-тематических направлений, философских аспектов, особенностей лирического героя поэзии К.Булатовой, а также вопросов национального самосознания публицистической и журналистской деятельности писательницы. При этом в центре изучения стояла проблема
гл Галимуллин Ф.Г. Усештэге ижат /Ф.Г. Галимуллин// Казан утлары. - 1980. - №6. - 181 б.
25 Госманов М. Узганга менэсобэт / МГосманов// Гасырдан-гасырга. - Казан;Тат.кит.нэшр., 2004. -488 6.
26 ЗаЬидуллинаД.Ф.Татар дэбиятьг.Теория.Тарих /Д.Ф.ЗаЬиуллина, Э.З. Закиржанов, Т.Ш.Гыйлажев. - Казан: Магариф нашр., 2004. - 245 б.
27 Мэрданов Р.Ф. «Шура» журналы (1908-1917): эдэбият мэсьэлэлэре / Р.Ф.Мэрдэнов -Казан: Рухият наш., 2001. - 158 б.
2Я Миннегулов X. Шигъриит Ьом туган тел хадимэсе / Х.Миннегулов /У Казан утлары. - 2006. - №3.-169 6.
29 Сверигин Р. X. Туксанынчы еллар адабияты / Р.Х. Сверигин // Казан утлары. 1999. - №6. -128 б.
30 Урманче Ф.И. Роберт Миннулин: шигьри осталык серларе / Ф.И. Урманче. - Казан: Мэгариф нэшр., 2005. -134 б.
31 Хатипов Ф. Эдэбият теориясе: Югары уку йортлары, педагогия училищелары, колледж студептлары вчен кулланма.Тулыландырылган нкснче басма / Ф.Хатипов - Казан: Раннур нэшр., 2002. - 352 б.
32 Юзеев Н.Г. Хазерге татар поэтикасы (поэзия теориясенэ кереш) / Н.Г.Юзиев.. - Казан: Татар, кит. нашр., 1973. - 190 б.
33 Хализев В.Е. Теория литературы / В.Е.Хализов, - М.: Изд.Пресс-сервис, 1999. - 134 с.
34 Ратников В.П. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Л.Ратникова, проф. В.Н.Лавриненко - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 573 с.
35 Горбачев В.Г. Основы философии: Курс лекций / В.Г. Горбачев.. - М.: Гуманит. изд. пентр «ВЛАДОС», 1998. - 351 с.
36 Титов В.Ф. Философия: Учеб. для вузов / В.Ф.Титов, И.Н.Смирнов. - М.: Высш. шк., 2003. -53 с.
отношения личности к обществу, взаимосвязи исторического и национального.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Литературные особенности поэзии К.Булатовой впервые исследуются многосторонне, исходя из социально-культурных условий эпохи, с раскрытием идейно-тематической широты, характерной творчеству поэтессы, что позволяет в целом несколько расширить и углубить представления об основных тенденциях развития татарской поэзии и литературы на рубеже веков.
Материалы диссертации могут быть применены при изучении жизни и творческого пути поэтов и поэтесс, определении и анализе направлений эволюции их творчества. Систематизированный материал по творчеству поэтессы' может быть полезен при составлении обновленной программы и новых учебников по татарской литературе. Отдельные положения диссертации могут быть использованы в исследовании и преподавании истории общественно-философской мысли, взаимосвязи литературы и общества.
Апробация работы. О результатах исследования докладывалось на научно-практической конференции «Проблемы личностно-ориенти-рованного образования в преподавании языковых дисциплин» (Бугульма, 2004); творческом празднике К.Булатовой (Альметьевск, 2006); республиканской научно-практической конференции, посвященной Ф.Амирхану «Роль просветительской деятельности и культурного наследия выдающихся деятелей национальной культуры в формировании активной жизненной позиции современной личности» (Казань, 2008); международной научно-практической конференции «Этнодидактика народов России: обучение и воспитание в состязательной среде» (Нижнекамск, 2008). Результаты исследования творчества К.Булатовой отражены в восьми статьях, список которых приводится в конце автореферата.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, рассматривается степень изученности проблемы, определяются цель и задачи работы, объект, предмет и методы исследования, раскрывается научная новизна, аргументируется теоретическая и практическая значимость диссертации.
Первая глава - «Отражение социально-культурных направлений эпохи в поэзии К. Булатовой» - состоит из трех разделов.
В первом разделе «Жизненный путь и предпосылки формирования творчества» излагаются основные вехи жизни К.Булатовой, а также рассматривается влияние социально-культурных условий жизни на формирование особенностей ее творчества.
К.Булатова продолжает работать над разрешением проблем, поднятых поэтессами-педагогами и просветителями начала XX в. Г.Биктимировой, З.Акчуриной, Х.Гисматуллиной, З.Бурнашевой, С.Гиффат, М.Музаффария. На примере их творчества она достигает азы литературного мастерства.
После революции 1917 года в татарскую женскую поэзию приходят З.Баширова, З.Байчурина и др. В их стихах К.Булатова находит поэтические формы, емкие выражения для более точной передачи своих мыслей читателям.
В советское время такие татарские поэтессы, как Д.Аппакова, Э.Бикчентаева, активно работали в области детской литературы. К.Булатова внесла свой вклад и в эту сферу литературного творчества. Поэтесса, посвятившая всю свою жизнь преподавательской работе, хорошо знавшая психологию молодого поколения, написала множество стихов и для детей.
В татарской литературе 1950-х годов заметное место занимала поэтесса, известный педагог Э.Мукминова. Ее стихи, обогащенные жизненным опытом и характеризующиеся конкретностью, сжатостью, быстро нашли путь к сердцу юного читателя. В тематике поэзии К.Булатовой также постоянно присутствуют образы учителей и школьников.
Еще одна представительница татарской поэзии этого периода -Г.Зайнашева с первых же шагов своего творчества стала известна читателям как неповторимая поэтесса - песенница. Многие ее песни исполняются под старинные народные мелодии. И К.Булатова дорога читателям своими песнями, наполненными любовью к родине и судьбе народа.
Поэтесса К.Булатова родилась в 1936 году в Сармановском районе, в д. Татарское Карамалы в семье педагогов. Это сыграло большую роль в духовном развитии будущей поэтессы. Мать К.Булатовой была учительницей татарской литературы в сельской школе, отец же преподавал математику. Оба были влюблены в поэзию, сами занимались сочинением стихов. Таким образом любовь к преподавательской работе, литературе и поэзии закладывается у девочки еще в раннем детстве.
Семья Булатовых часто переезжает из деревни в деревню. Таким образом Кларе приходилось обучаться в различных школах Сармановского района. Ее школьные годы в основном проходят в д. Лаки, здесь же начинает пробуждаться ее творческий дар. В начале 1960-х годов в литературе была сильна тенденция рассмотрения общественной и личной жизни в неразрывном единстве. В поэзии юной К.Булатовой также много мотивов, соединяющих вместе нравственные и гражданские качества.
Скоро К.Булатова поступает учиться в Казанский государственный университет и становится живой легендой студенческой среды. Примечательно, что в это время она является главным организатором студенческого литературного кружка.
К.Булатова в своих стихотворениях и поэмах повествует о внутреннем мире человека, о его эмоциях и переживаниях, надеждах и стремлениях. Как уже было отмечено, творчество поэтессы положительно оценивалось такими известными татарскими поэтами и критиками, как Х.Туфан, Г.Афзал, А.Халим, Р.Рахмани, А.Гафиятов, Г.Кашапов, А.Габиди, И.Набиуллина, Л.Газизов, А.Тагирова.
Таким образом, ее поэзия является продожением творчества татарских поэтесс, творивших в разное время. К.Булатова опирается на поэтические традиции XIX и XX веков, тонко чувствует красоту, по своему понимает ход истории, она в своих статьях и публицистике борется за сохранение своего народа, его языка, религии, нравственных устоев. Темы, актуальные для своего времени, составляют основу ее творчества.
Во втором разделе - «Эволюция лирического героя в поэзии поэтессы-педагога» - раскрываются основные идейно-эстетические особенности творчества К.Булатовой, а также влияние преподавательской деятельности на ее поэзию.
Преподавание всегда занимало главное место в трудовой деятельности К.Булатовой. Зачастую ей приходилось учительствовать в нескольких деревнях одновременно. . , , .
Лирический герой - один из способов выражения в литературе образа самого автора? его мыслей, эмоций, внутреннего состояния. Лирический герой тесно связан с личностью писателя, однако было бы неверно отождествлять их. Это привело бы к потере специфики творческого процесса:
Сейлэмедем озаклап Бер кешедэй йотылып
Кереш дэрес сузен мин. Тын алмый утырып,
Укыдым тик гел яттан, Буген синец щырларны
Шигырьлорецне синец мин. Кырык балам тыцлады.
(«Сейлэмедем озаклап» - «Не стала долго говорить»)
«Я не стала произнести вступительное слово к уроку, а лишь читала наизусть твои стихи, сорок детей, как один человек, слушали их», -так обращается лирический герой (молодая учительница) к своему любимому.
В творчестве КБулатовой широкое отражение нашла тема Великой Отечественной войны. Умение передать пережитое в те годы в лирических произведениях, несомненно, повлияло и на ее преподавательскую деятельность. Каждое стихотворение, посвященное к этой теме, написано умело, с мастерством. Критики не зря отмечали, что преподаватель-поэтесса была большим везением для ее учеников.
Таким образом, работа в школе накладывает свой яркий отпечаток на творчество К.Булатовой. Именно под таким влиянием лирический герой ее стихов больше всего в людях ценит старание, стремление быть полезным людям, честным как перед собой, так и перед обществом.
Преподавательская деятельность - это не только место, которое дает темы и идеи для творчества, это еще и арена борьбы за будущее нового поколения, арена решения его судьбы. Сама К.Булатова относится к преподаванию как к проявлению высшего счастья. В ее кратких и сдержанных стихотворениях чувствуется точный подбор слов, что, на наш взгляд, является признаком мастерства педагога.
Педагог и поэтесса К.Булатова уже на протяжении почти полувека воспитывает новое поколение, широко используя в этом процессе и свои стихотворения. Она хорошо знает психологию детей, их возрастные особенности и поэтому, кроме стихов, пишет методические рекомендации и учебные пособия. Они очень часто пишутся в поэтической форме.
В тех стихотворениях, где лирическим героем является ребенок, автор и сама стремится мыслить как ребенок, выражать свои мысли
посредством коротких, но четких и понятных предложений. Она знакомит детей с окружающим их миром, начиная это с описания простых повседневных явлений.
В то же время К.Булатова поднимает и такие проблемы, которые одинаково касаются как мира взрослых, так и мира детей. Зачастую центральной в этих случаях выступает проблема воспитания и обучения подрастающего поколения. Автор не навязывает свои взгляды, мысли и переживания, а делится ими через описания специально придуманных веселых ситуаций.
Преподаватель татарской литературы К.Булатова часто обращается к устному народному творчеству, использует его темы и мотивы в своих стихотворениях и поэмах. Личный жизненый опыт К.Булатовой тесно переплетается с опытом народным, что находит яркое отражение в её произведениях, делая их еще богаче. В результате появляются стихотворения, притягивающие читателя своей высокой художественностью.
Стихотворения, адресованные детям, часто изложены их же устами. Автор то смотрит на мир глазами малышей из детского сада, то стремится постичь окружающее как любознательный школьник.
Если обратиться к стилю лирических прозведений, написанных К.Булатовой для детей, то легко увидеть, что в них юмор переплетается с лирикой, реальность - с вымыслом. Поэтессу всегда волнуют современное состояние и будущее родного языка. Для воплощения своей мечты в реальность К.Булатова стремится приобщить юных читателей ко всем тонкостям родного языка.
В детских стихотворениях К.Булатова посредством приключенческих ситуаций, захватывающих сюжетов старается направить мысли и стремления юных читателей к глубоким знаниям, высокой нравстенности. Она постоянно задается целью привить новому поколению гуманистические идеи.
Итак, К.Булатова, досканально знающая школьную жизнь и секреты преподавательской деятельности, довольно своеобразными способами поднимает актуальные проблемы своего времени. Лирические герои ее поэтических произведений не терпят безразличного отношения к окружающему миру, всеми своими помыслами, мечтаниями стремятся к полнокровной жизни. Большая часть стихотворений и поэм К.Булатовой имеет ярко выраженную просветительскую направленность.
В третьем разделе - «Проблема национального самосознания в журналистской и публицистической деятельности» - творчество
11
К.Булатовой раскрывается в несколько ином ракурсе - как личности, ратующей за сохранение национальных традиций родного народа.
К.Булатова в течение всей жизни активно участвует в повседневной прессе в работе периодической печати: печатаются ее стихотворения, посвященные различным темам, методические рекомендации учителям, воспоминания о личной жизни («Узем турында узем» - «Сама о себе»). В последних особого внимания заслуживают места, посвященные великому татарскому поэтому Х.Туфану, который пристально наблюдал за творчеством молодой поэтессы и искренне радовался ее успехам.
Для жителей г.Альметьевска да и всего района К.Булатова дорога как автор произведений, в которых выражается искренняя и глубокая любовь к родному нефтяному краю, его населению. Она, как известна - автор большого количества песен. Так, в 2002 году был издан сборник, куда вошли ее семьдесят шесть песен. Среди них отдельного внимания заслуживают те, которые посвящены людям труда: и не только нефтяникам, но и труженикам села. Последняя тема, вероятно, привлекает автора и по той причине, что сама она родилась и выросла в деревне и ей хорошо знакомы переживания и стремления сельских жителей.
К.Булатова - автор и ведущая единственной передачи на татарском языке «Домга» («Пятница)», выходящей на телеканале «Нур» в Альметьевске. В ней поэтесса поднимает проблемы судьбы народа, национального менталитета, образа жизни, сохранения национальных традиций и обычаев.
Альметьевск - родина таких известных общественных деятелей и писателей прошлого, как Ризаэтдин Фахретдин, Фатих Карими, Афзал Тахири, Лябиб Гыйльми и др. Общественно-культурная жизнь в этом городе и сегодня бьет ключом. Здесь функционируют редакции газет и журналов, отделение Союза писателей Татарстана. Все это находит свое отражение в публицистической деятельности К.Булатовой.
Анализ журналистской и публицистической деятельности К.Булатовой позволяет сделать вывод о том, что преобладающей темой в данной области является проблема национально-культурной автономии, сохранения татарского языка, религии, национальных традиций и обычаев, нравственных ценностей народа.
Вторая глава диссертации - «Идейная тематика и эстетические особенности поэзии К.Булатовой на этапах эволюции ее творчества» состоит из трех разделов.
12
При полном знакомстве со сборниками стихотворений К.Булатовой обращает на себя внимание заметная эволюция в ее творчестве. Целесообразным, на наш взгляд, будет отнести к начальному этапу творчества поэтессы литературные сочинения, написанные в 19601980 годах.
К.Булатова вошла в поэзию в конце 50-х - начале 60-х годов прошлого столетия. В это время ярко проявила себя целая плеяда талантливых поэтесс. В русской поэзии - Б.Ахмадуллина, Р.Казакова, в киргизской - М.Абылкасымова, Т.Адышева, М.Буларкиева, в узбекской - Зульфия, Э.Вахидова, С.Зиннурова, в башкирской -К.Киньябулатова.
В 1967 году вышла в свет первая самостоятельная книга К.Булатовой под названием «Язлар алда» - «Весна впереди». Первые два сборника стихотворений К.Булатова публикует еще в пору студенчества. После окончания университета, став уже зрелой поэтессой, она выпустила свыше двадцати сборников.
В этот период поэтесса пишет главным образом на любовную тему. В стихотворениях и поэмах К.Булатовой, как и в творчестве А.Ахматовой, М.Цветаевой, Зульфии, М.Файзуллиной, Р.Валиевой, Н.Сафиной, Ф.Зиятдиновой, Б.Рахимовой, Э.Шафигуллиной, на первый план выходит описание внутренних переживаний лирического героя, борьба разума и чувств, зарождение любви, ее красота и ответственность, которую она налагает на героя.
Отдельный пласт в начальном этапе ее творчества составляют стихотворения и поэмы, написанные на тему Великой Отечественной войны. Они главным образом посвящены описанию быта, традиций и обычаев, распространенных в деревнях татар и кряшен (крещенных татар). Здесь нашли отражение и детские воспоминания автора о годах, прожитых в деревнях во время войны.
Эти стихотворения привлекают простотой повествования, лаконичным и понятным сельскому жителю языком, искренним уважением и любовью к традициям народа.
В целом в татарской поэзии 1960-1980-ые годы характеризуются преобладанием в ней лирики. Это особенно наблюдается в творчестве Х.Туфана и С.Хакима. Уже в своем первом сборнике К.Булатова также заявляет о себе как о поэтессе-лирике. Однако она не останавливается на этом: работает над расширением круга тем и ростом литературного мастерства.
1970-ые годы у нас принято считать «эпохой женской поэзии». Такое название оправдает себя и благодаря творчеству таких поэтесс,
13
как К.Булатова. Однако литературовед-профессор Ф.Галимуллин в связи с этим замечает, что различий между писателями и писательницами быть не должно, поскольку литература представляет собой единое целое. В то же время исследователь указывает на то, что у писательниц наблюдается более четкое мышление, более изящная передача гаммы чувств.
ЬСБулатова, как мы уже отметили, владеет умением тонко передавать лирические переживания. В указанные годы лирический герой характеризовался, в первую очередь, индивидуальными качествами, неповторимой биографией, максимальной приближенностью описания к реальной жизни.
В большинстве поэтических произведений К.Булатовой за этих лет повествуется об истории любви. В них она стремится полнее и яснее выразить взаимоотношения личности и общества.
Для женщин любовь и верность это не только источник вдохновения, но и смысл, главная надежда жизни. Именно поэтому лирические произведения К.Булатовой так прочувствованы и понятны читателю.
К.Булатова в своих стихотворениях очень точно описывает состояние души лирического героя, с годами в них усиливается психологизм. В лирико-любовных стихотворениях поэтесса создает сложный мир, богатый всевозможными нюансами.
Автор, поднимая тему личности с драматической судьбой, стремится показать всю сложность, многогранность и глубину человеческой души.
К.Булатова на протяжении всего творческого пути остается верной теме любви. Ее лирический герой ни при каких сложных обстоятельствах не жалуется на судьбу, не проявляет слабость.
В то же время автор стремится раскрыть биографию души своего героя, в которой четко прослеживается естественное развитие человеческих переживаний. Во многих лирических стихотворениях К.Булатовой тонко переданы радость и горечь, надежда и отчаяние, любовь и ненависть, свойственные только женскому сердцу. Очень часто это достигается при помощи конкретных жизненных деталей и штрихов, что делает ее поэзию понятной и близкой каждому читателю.
В стихотворениях, написанных на военную тематику, трудности военных лет передаются в различных аспектах. В них отражаются как материнские чувства, так и восприятие детьми этой трагедии. Несомненно, глубокая прочувствованность стихотворных строк,
14
понимание военных невзгод - результат того факта, что детские годы К.Булатовой пришлись на суровое военное время. Эти стихи наполнены глубокой тоской, женским милосердием и душевной теплотой лирического героя.
Продолжением темы Великой Отечественной войны является тема сирот, вдов, одиночества, порожденная все той же войной. Автор с грустью и тоской осознает, что, несмотря на Великую Победу над фашизмом, горести войны еще долго будут угнетать сердца наших людей.
Одной из важных особенностей творчества К.Булатовой, несомненно, является тема воспитания детей, школы и преподавания. Данная тема красной нитью проходит через все творчество поэтессы. Стихи, написанные в русле этой темы, проникнуты оптимизмом и любовью к жизни. В них со знанием дела раскрыты многие проблемы школьной жизни. Для учащихся творчество К.Булатовой близко и понятно именно благодаря ее умению передать заботы и сложности жизни педагога.
Основные лирические мотивы в творчестве К.Булатовой - чувства любви к родине, родителям, любимому человеку, родному краю, ко всему живому. Все это формирует основу ее лирики.
Большинство писателей и поэтов - уроженцы сельской местности. Вероятно, близость к природе дает им импульс для творчества.
Описание природы у К.Булатовой служит средством передачи психологических особенностей внутреннего мира человека. Более того, основу нравственности, по мнению автора, формирует доброе отношение к природе родного края, к родному дому.
Если обратить внимание на поэтические детали стихотворений, то можно заметить, что они весьма просты и исключительно народны, понятны простому сельскому жителю и близки с детства.
В этих стихотворениях чувствуется восхищение красотой родной природы, гордость за причастность к ней и преклонение перед ней. Автор умело использует природу, в особенности ее флору: образы ив, берез, кленов и рябин - для передачи внутренних переживаний человека, его духовного мира.
Если в самом начале творчества для К.Булатовой природа являлась в первую очередь, объектом восхищения и гордости, то позже она становится уже чем-то священным, частью наследия предков. Для стихотворений свойственны оригинальные сравнения, ранее не встречающиеся в творчестве других поэтов и писателей.
В этот же период в творчестве К.Булатовой уже появляются
нравственно-философские размышления о личности человека, о критериях совершенства, смысле жизни, счастье и т.п., которые найдут свое дальнейшее развитие еще в следующих этапах ее творчества.
В 1970-1980-х годах для творчества К.Булатовой характерно использование традиционных тем, встречающихся в татарской литературе, но она неизменно добавляет к ним новое звучание.
Таким образом, основу творчества К.Булатовой на начальном этапе составляют произведения о любви, Великой Отечественной войне, родном крае, о поисках своего места в этом мире.
Во втором разделе раскрывается идейно-тематическое и эстетическое обогащение поэзии К.Булатовой в 1980-2000-х годах. Для произведений этого периода характерны любовь к жизни, новые надежды и мечтания. Автор тонко чувствует смену времен года. Состояние лирического героя соотносится с природой. Такие стихотворения богаты разнообразными эпитетами и метафорами. Подтверждением тому служат стихи: «Безнец як» («Наш край»), «Туган жирем» («Родная земля») «Укытучы бэхете» («Счастье учителя») и др. В стихотворениях данного этапа заметна зрелость лирического героя: эмоциональный аспект произведений становится все теплее и сложнее, поэтические образы более разнообразными, приемы - богаче, растет мастерство постановки сюжета.
В результате духовных поисков внутренний мир поэтессы наполняется оптимизмом и философскими размышлениями. Эти годы в татарской поэзии намечаются две тенденции: если Р.Файзуллин, Р.Харис, Л.Шагыйржан, А.Халим обращаются к действительности и стремятся к реалистическому описанию явлений, то И.Юзеев, Р.Гаташ, Р.Ахметзянов больше тяготеют к описанию мира мечтаний, внутренних переживаний. Что касается творчества К.Булатовой, то оно базируется на романтизме.
В своей лирике поэтесса проявляет активную гражданскую позицию. Именно в этот период ею был создан целый ряд лирических стихов, посвященных малой родине. Автор постоянно подчеркивает, что ее надежда, радость, вся ее жизнь, творческие успехи неразрывно связаны с Альметьевским. На анализируемом этапе творчества тема эта заметно расширяется, обогащается животрепещущими мотивами жизни родного края. Так, автор поднимает острую проблему ухода молодежи из деревни.
Любовь к природе в данный период в поэзии К. Булатовой переплетается с философскими размышлениями:
16
Кадерлап, соеп жррен, Кто живет, любя землю,
Кем яши эше белен — Кто трудится — тому
Безнец як куйган квчецне Наш край приложенный труд Кайтара бише белен. Отплатит пятикратно.
(«Безнец як» - «Наш край» - Подстрочники наши -Л.Г.)
Много интересного можно наблюдать и в лексико-композиционных средствах произведений. Такие стилистические фигуры, как повторы, в стихотворных текстах используются в разных видах. Это и простой повтор, и анафора, и эпифора, и рефрен, и градация, и эллипсис, и инверсия и др.
Комсызланып. янып тацны котвм, Комсызланып — бэйрэм туганны. Комсызланып кояш нурын йотам, Комсызланып кочам двньяны.
(«Комсызлык» - «Жадность»)
С жадностью жду я утро, С жадностью праздника жду -С жадностью глотаю лучи солнца, С жадностью обнимаю мир.
Здесь «комсызланып» («с жадностью») - анафора. Примеры своеобразной формы анафоры встречаются в стихотворениях «Сентябрь-нец уртасы» («Середина сентября»), «Хэтер» («Память»), «Сарытау кое» («Саратовская мелодия»), «Ике тормыш» («Две жизни»), «Дилме, кемме» («Ветер или кто»), «Бик ерактан» («Издалека») и др.
Эпифору поэт применяет, для акцентирования внимание читателя
Для них проложили дороги мы, Построили дома, растили сад, Для них песни сложили мы. Для них здесь остались мы.
В таких стихотворениях, как «Шушы яктан, шушы туфрактан без»(«Мы из этих краёв, с этой земли»), «Сарманым» (Моё Сарманово»), «Укытучы бэхете» («Счастье учителя»), «Каеннар яшь иде» «(А берёзы были молодыми») и др. автор использует рефрен. А в стихотворном тексте «Кеше ацы машиналар тапты» («Разум человека изобрел машины») поэтесса умело применяет градацию, т.е. последовательное нагнетание (или ослабление) сравнений, эпитетов, метафор и других выразительных средств37.
на том или ином понятии: Алар очен юллар салдык без Йорт тозедек, бакча устердек, Алар очен щырлар яздык без, Алар белен бергэ калдык без.
37 Квятковскнй А. Поэтический словарь / А.Квятковский. -энциклопедия», 1966. - 92 с.
М.: Изд-во «Советская
Акыл усте, белемлелек артты, Йврэк хисен фикер. уйяпты. Туганнарны саклау авырлашты, Дуслык сузе асылын югалтты. . «Усте-арггы», «акыл-белемлелек», «уй-фикер», «авырлашты-югалтты» - это как раз близкие по смыслу слова (градации). В стихотворении «Сентябрьнец уртасы» («Середина сентября») поэтесса, не прибегая к самой продуктивной части речи в татарском языке, т.е. глаголу, наполняет текст назывными предложениями. Такой прием у поэтессы больше всего встречается при описании природы или душевного состояния лирического героя:
...Кыр встендэ торна щыры - Над полем - песня журавля, Квзгэ керу хэбэре. Весть о приходе осени.
Анализируя языковые особенности текстов автора, мы все глубже проникаем в эстетическую сущность ее поэзии.
Второй период привносит в творчество К. Булатовой размышление над мировыми проблемами, важнейшими событиями жизни страны: Син, табигать, безсез - Синдв ускэн урман,
Телсез, твссез. Тошквн томан
Синдэ аккан сулар салган эз, Нигэ кирэк булсын кешесез?
(«Кешегв мэдхия» - «Гимн человеку»)
(Ты природа без нас - как без языка, без цвета, зачем без человека нужны реки, леса, туманы?)
В целом данный этап характерен тем, что в лирике К.Булатовой сфера личностных переживаний приобретает более жизненную окраску. Гуманистическая природа лирики К.Булатовой становится более глубокой и зримой.
Таким образом, разделение лирики К.Булатовой на отдельные этапы обусловлено ее связью с социальными условиями, изменениями в литературно-философском мышлении автора, ступенями роста. Если на начальном этапе автор в большей степени обращается к традиционным обыденным темам, то на втором она уже затрагивает проблемы более «высокой» литературы. Заслуживает внимания многогранность ее поэзии и стремление освещать наиболее актуальные проблемы времени.
В третьем разделе - «Философские размышления в поэзии начала XXI века» - исследован третий этап творчества КБулатовой.
Трудно представить литературу и особенно поэзию без философ-
18
ских размышлений. Это в определенной степени касается и творчества К.Булатовой. К понятиям родина, народ, язык, религия, судьба и к профессии самого учителя у поэтессы уже проявляются другие отношения.
В ее творчестве развивается и укрепляется новые мотивы: общество как единая самодостаточная система, его экономические и социальные области, политические, правовые, духовные стороны; проблемы жизни и смерти, культуры и цивилизации как философские качества.
К.Булатова, как истинный преподаватель, стремится передать свой опыт, свои знания другим. В ряде лирических произведений лейтмотивом становятся размышления о сути человеческого существования, о причине его прихода в этот мир. Они (размышления) способствуют тому, что в творчестве поэтессы появляются стихотворения антропоцентрического характера. В них ощущается восприятие жизни и как встречи с жестокой реальностью, с горькой правдой.
Задаваясь в своих стихотворениях философскими вопросами, К.Булатова не спешит дать на них ответ. Она призывает читателя размышлять вместе с ней, найти свой ответ на поставленный вопрос.
Часто приходится слышать, что для XX века характерен так называемый «культурный кризис». Поэтому этот период во многом явился для человечества переломным: рушились традиции и коренным образом менялись системы ценностей. Несмотря на то, что подобные обстоятельства порой лишают надежды на будущее и привносят чувство бессилия, К.Булатова все так же находится в постоянных поисках. Она не только указывает на одиночество и бессилие человека, но и стремится помочь читателю найти свое место в жизни, найти свой путь. Хотя К.Булатова прежде всего воспринимается как лирическая поэтесса, разнообразие тем и сложность проблем в ее творчестве свидетельствуют о многогранности ее личности.
Такие широко распространенные в литературе темы, как тема Родины, родного края, в творчестве поэтессы раскрываются по-новому.
К.Булатова никогда не была безразличной к судьбе родного языка. Ее произведения, написанные в начале нового века, раскрывают автора как писателя, обеспокоенного судьбой родного народа, национального языка.
В лирическом творчестве К.Булатовой на этом этапе появляется религиозная тематика. Беспорядки, царящие в стране, безрадостная
жизнь народа, бессилие что-либо исправить находят свое отражение в стихотворениях и поэмах автора. Не найдя ответы на свои вопросы, она обращается к Всевышнему. В этих произведениях есть и просьба уберечь от злых помыслов, и просьба простить вольно или невольно совершенные грехи, и размышления о вечности, и страх перед будущим.
Диапазон тем К.Булатовой широк, разнообразие чувств в ее произведениях велико. Как когда-то заметил видный писатель -просветитель и богослов Ризаэтдин Фахретдин (1859-1936), окружающая среда играет решающую роль в формировании творчества поэта. Это относится и к К.Булатовой. Если взглянуть на творческий путь длиной в полвека, то, несомненно, можно увидеть, что проблемы и заботы, которые имеют место в жизни поэтессы, переживания, волнующие ее душу - все отражены в ее стихотворениях. В произведениях автора творческое развитие идет рука об руку с его жизненным опытом.
Как известно, для XX века характерно разнообразие философских течений и направлений. Одно из них - прагматизм - заняло определенное место в творчестве К.Булатовой и в начале XXI века. В этот период человек труда, его отношение к жизни оценивается с философской точки зрения.
Со временем К.Булатова стала известна и как автор многочисленных поэм. В поэмах она не ограничивается лишь сюжетной линией, в них каждое событие сопряжено с чувствами.
Жизнь и Поэзия - уже философия. Философия боли и любви оказывает большое влияние и на поэтику произведений К.Булатовой. Познавая природу, жизнь и чувства, поэтесса стремится постичь смысл жизни.
В заключении обобщаются результаты исследования, указываются основные выводы, содержащиеся в диссертации:
1. Поэзия К.Булатовой, опирающаяся на тонкое женское чувство, точно передает внутренний мир, состояние души человека.
2. Обогащая татарскую литературу жизненными произведениями, К.Булатова вносит достойный вклад'в развитие жанров поэмы, песни, сатиры, в детскую поэзию и лирическую прозу.
3. В ее творчестве отведено много места внутренней и философской лирике, лирике пейзажа. О радости, переживании, восхищении и других чувствах повествуется от имени лирического героя, олицетворяющего авторское «я». Мысль при этом выражается в виде утешения.
4. Актуальные мотивы, составляющие основу ее поэзии, - темы Родины, родного края, любви к труду, народу, человеку, судьбы человечества, о смысле жизни - К.Булатова раскрывает с помощью психологических и философских-параллелей.
5. Автор освещает проблемы состояния преподавания, взаимоотношения учителя и ученика, места учителя в обществе с профессиональной точки зрения.
6. Наряду с поэтическим творчеством, К.Булатова также нашла свое призвание в прозе и публицистике. В них автор рассказывает о людях, стремящихся к сохранению родного языка, религии, нравственности.
7. Рост мастерства в владении литературным словом, удачное использование образов-деталей, лирико-эмоциональных средств описания на протяжении всей творческой жизни свидетельствуют о богатстве своеобразного поэтического языка автора.
8. В литературном процессе К.Булатова движется в ногу со временем. Основные вопросы, поднятые в ее творчестве, созвучны проблемам, имеющим место в русской и других литературах, а также общечеловеческим ценностям.
Благодаря своим многочисленным произведениям, прежде всего богатой лирике К.Булатова сумела занять своё достойное место в татарской литературе, оказав заметное влияние на развитие татарской поэзии, а также социальный процесс в целом.
Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:
В ведущем рецензируемом журнале ВАК:
1.Гайфуллина, Л.А. Основные тенденции и развитие поэзии К.Булатовой /Л.А. Гайфуллина // Ученые записки КГАВМ им. Н.Э.Баумана. - Казань: Казанская государственная академия ветеринарной медицины, 2006. - Т. 188 - С.289-295.
В различных научных сборниках и журналах:
2.Гайфуллина, Л.А. Идейно-эстетическое своеобразие творчества К. Булатовой. / Л.А. Гайфуллина // Этнодидактика народов России: обучение и воспитание в состязательной среде. Материалы VI Международной научно-практической конференции. - Нижнекамск: Изд-во НМИ, 2008. -С.338-340.
3.Гайфуллина, Л.А. К.Булатованьщ ижат эволюциясенэ тээсир иту-
21
че кечлэр (Факторы, влияющие на эволюцию творчества К.Булатовой) / JI.A. Гайфуллина // Роль просветительской деятельности и культурного наследия выдающихся деятелей национальной культуры в формировании активной жизненной позиции современной личности. Материалы Республиканской научно-практической конференции. - Казань: Изд-во ТГГПУ, 2008. - С. 106-109.
4.Гайфуллина, JI.A. И-даты жылы хислэр уята (К.Булатова ижатына бер караш) (Творчество ее пробуждает теплые чувства) / JI.A. Гайфуллина // Мэйдан. - 2006. - №3. - С.75.
5.Гайфуллина, JI.A. ... Бвхет шушы: укучылар кеше булып уссэлэр (К.Булатова ижатында тарбия мэсьалэлэре) (Счастье - в достижениях учеников: Вопросы воспитания в творчестве К.Булатовой) / JI.A. Гайфуллина // Мэгариф. - 2006. - №3. - С.14.
6. Гайфуллина, Л.А. Эдэбият тугэраклэре очен компьютер ярдэ-мендэ юкади кунегулэр (К.Булатованыц тормыш Ьэм ижат юлын компьютер ярдэмендэ ейрону) (Творческие упражнения для кружков татарской литературы: изучение жизни и творчества К.Булатовой при помощи компьютера) / Л.А. Гайфуллина // Урлэр яулаганда. (Сборник научно-методических материалов. - г.Бугульма: Министерство образования РТ, ИПКРО РТ, Бугульминское управление образования, 2004. - С.46-50.
7.Гайфуллина, Л.А. К.Булатова ижатында фэлсэфи аспекглар. (Филосовские аспекты в творчестве К.Булатовой) / Л.А. Гайфуллина // Милли мэдэният. - 2008. -№15. -С.22-24.
8.Гайфуллина, Л.А. Миллэт ечен »саны фида (К.Булатова ижатында миллэт язмышы мэсьэлэсе) (Проблема судьбы нации в творчестве К.Булатовой) / Л.А. Гайфуллина // Тербия. - 2005. - №12. - С.8.
Отпечатано в множительном центре Института истории АН РТ
Подписано в печать 17.12.2008. Формат 60x84'/16 Тираж 110 экз. Усл. печ. л. 1,5 г. Казань, Кремль, подъезд 5 Тел. 292-95-68,292-18-09
Текст диссертации на тему "Идейно-тематические особенности поэзии Клары Булатовой"
ТАТАРСТАН РЕСПУБЛИКАСЫ ФЭННЭР АКАДЕМИЯСЕ Г. ИБРАЬИМОВ ИСЕМЕНДЭГЕ ТЕЛ, ЭДЭБИЯТ ЬЭМ СЭНГАТЬ
ИНСТИТУТЫ
Кулъязма хокукында
Ш00.9 0281 9 *
Гайфуллина Лэйсэн Атлас кызы
клара булатова поэзиясенец идея -тематик узенчэлеклэре
(иж;ат эволюциясе)
10.01.02 - Россия Федерациясе халыклары эдэбияты
(татар эдэбияты)
Филология фэннэре кандидаты дигэн гыйльми дэрэж;э алу ечен язылган диссертация
Фэнни ж;итэкче -филология фэннэре кандидаты, профессор Р.Х.Сверигин
Казан - 2008
эчтел е к
Кереш 4-15 Беренче булек. К.Булатова поэзиясендэ чорныц
илдгимагый- мэдэни юнэлешлэре чагылышы 16-62
1.1 .Тэрж;емэи хэле 1юм иж;атныц формалашу алшартлары 16-32
1.2.Укытучы-шагыйрэ поэзиясендэ лирик герой
эволюциясе 33-50
1.3.Журналистлык, публицистик эшчэнлектэ милли узац
проблемасы 51 -62 Икенче булек. ИЬадди усеш этапларында К.Булатова
поэзиясенец идея-тематикасы Ьэм эстетик узенчэлеклэре 63-159
2.1.Башлангыч чор поэзиясендэ тема терлелеге
(1960-80 еллар) 64-89
2.2.1980-2000нче еллар да мэузугълар кабатлану
хасиятлэре 1хэм аларныц эстетик узенчэлеклэре. 90-124
2.3.21нче гасыр башы поэзиясендэ фэлсэфилек
сыйфатлары 125-159
Йомгаклау 160-163
Библиография 164-172
кереш
Теманыц акпгуалълеге
Егерменче йезнец икенче яртысында татар эдиплэренец тормыш, бигрэк тз милли чынбарлык белэн бэйлэнешлэре ныгый баруы, иж;ади эзлэнулэре активлашу милли эдэбиятыбызныц эчтэлеге дэ, формасы да яцаруга, баюга китерде. 1960нчы еллар уртасьшда эдэби мэйданга килеп кергэн узенчэлекле лирик шагыйрэ Клара Гариф кызы Булатованын, тормыш Ьэм иж;ат юлы да -шуны чорга туры килде . Эдэби, мэдэни байлык белэн кызыксыну арту, моца кадэр ейрэнелми яткан эдэби катламнарныц халыкка кайтуы эдэбият тарихында, аерым эдиплэр иж;атында тикшерелми килгэн яки берьяклы гына бэя алган куренешлэргэ яцача карарга мемкинлек бирде. Татар эдэби-эстетик Ьэм иж;тимагый фикерендэге яцарыш идеялэре поэзиядэ башкачарак тикшеру критерийларын алга чыгаруга юл ачты. Эдэби чорлар рухын, мэдэни сурэтен тулы килеш куз алдына китеру ечен, милли эдэбиятта инде урыны ныклап билгелэнгэн эдиплэрнец эсэрлэрен ейрэну генэ ж;итми башлый. Моныц ечен эдэби хэрэкэттэ катнашы булган барлык шэхеслэрнец хезмэтен тикшеру талэп ителэ. Бер чор эдиплэре иждтындагы аваздашлыкны, эстетик, рухи эзлэнулэрнец узенчэлеклэрен кузэту кызыклы Ьэм эЬэмиятле нэтиж;элэргэ китерэ.
Хезмэтебездэ К.Булатова шигырьлэре татар эдэбиятында Ьэм ижтимагый тормышта барган процесслар контекстында карала. Эсэрлэргэ структур анализ, идея-эстетик бетенлеккэ бэя биру кызыклы кузэтулэр ясарга, шагыйрьнец иж;ади эволюциясендэ яца узенчэлеклэрне аерып карарга мемкинлек бирэ.
К.Булатованыц иж;аты татар поэзиясен Ьэм, гомумэн, эдэбият, ил тарихы, халык язмышын ацлауда аерым бер мисал булып тора. Шуныц ечен дэ, М.Вэлиев: "Заманныц бик реаль керэшеннэн куплэр читтэ йергэн
чагында, шагыйрэ К.Булатова урнэге якты мисал булып балкый!"1,—дигэн югары бэясен бирэ.
А.Хэлим 1995 елда ук аныц иждтын, тормыш юлын гыйльми ейрэнуне тирэнэйту мэсьэлэсен кутэреп чыга: "Кызганычка каршы, инде узенец алтмыш яшенэ ж;итеп барган куренекле эдибэбез турында моца кадэр эле бер генэ дэ тепле мэкалэ-тикшерену язылмаган"2.
Татарстан Республикасыныц атказанган мэдэният хезмэткэре, Р.Техфэтуллин исемендэге булэк иясе, Элмэт шэЬэре Ьэм районы хатын-кызлар иж;ат теркеме ж;итакчесе, Татар иж;тимагый берлэшмэсе активисты шагыйрэ Иэм укытучы Клара Гариф кызы Булатованьщ поэзиясе моца кадэр китапларына бэялэмэ биру, бу ижатка багышланган аерым мэкалэлэр язу рэвешендэ генэ яктыртылган. Матбугатта бастырылган публикациялэр анализы эдэбият белеме елкэсендэ яца юнэлешлэр, эдэби катламнар ачкан иж;атны фэнни яссылыкта, комплекслы рэвештэ тикшерергэ ихтыяж; тудырды.
Болай эшлэу, беренчедэн, шагыйрэнец язмышына Ьэм иж;атына бэйле эзлэнулэрне (эдэби узенчэлеклэрне) тирэнрэк алып барырга мемкинлек бирэ, тегэл Ьэм объектив бэялэргэ булыша.
Икенчедэн, К.Булатова иждтын бербетен итеп ейрэну Иэм аньщ усеш этапларын билгелэу, эдэби узенчэлеклэрен ачыклау, автор позициясен, поэтик сыйфатларын, образлар системасын, сэнгатьле сурэт алымнарын барлау шагыйрэнец милли эдэбиятта тоткан урынын ачык билгелэргэ ярдэм итэ. Егерменче йезнец соцгы чиреге Ьэм егерме беренче гасыр башы шагыйрэ поэзиясенэ яцарак юнэлеш бирэ, элегэ кадэр яшерелеп килгэн хакыйкатьне ачуга омтылыш, миллэт Ьэм ана теле язмышы кебек татар шигъриятендэ эйдэп баручы темаларныц узенчэлеген билгелэргэ юл курсэтэ.
вченчедэн, К.Булатова эшчэнлеген бербетен итеп кузаллау, бугенге
1 Волиев М. Мэхэббэт яшорго тиеш /М.Вэлиев// Казан утлары.— 1990. —№3. —175 б.
2 Хэлим.А. Экэм-текэм, бу йортларныц син кайсысында икэн? /А. Хэлим // Аргамак.— 1995. — №8. — 27 б.
5
иж,тимагый процесста шагыйрэ шэхесе, аньщ ролен, юнэлеш-тенденциялэрен курергэ ярдэм итэ.
Шул рэвешле, К. Булатова тормышын Ьэм иждтын тулы кузэту, поэзиянец эдэби-эстетик, фэлсэфи фикер усеше белэн тематик кицлеген яца чор алып килгэн карашлар нигезендэ ейрэну-тикшеру Ьэм шагыйрэ поэзиясе турында тулы кузаллау булмау теманын, актуальлеген билгели.
Теманыц ойрэнелу дэрэщэсе
Эдэби тэнкыйтьтэ К.Булатованыц шигырь ж;ыентыкларына бэя биргэн
мэкалэлэр булуы югарыда эйтелгэн иде. Аньщ поэзиясен Ьэм тормыш юлын фэнни яссылыкта ейрэнугэ Г.Афзал, М.Вэлиев, Э.Габиди, Р.Гаташ, Л.Газизов, А.Гафиятов, Г.Зэйнашева, Н.Исэнбэт, Г.Кашапов, Р.Лотфуллин, Ш.Маннур, Х.Мицнегулов, Э.Мостафина, Р.Рахмани, А.ТаЬирова, Х.Туфан, А.Хэлим зур елеш кертэ. Иж;атныц аерым аспектларын яктырткан Л.Кэшфиева, Г.Мэхмутова, Р.Мулланурова, И. Нэбиуллина, Р.ШаЬисвньщ публицистик мэкалэлэре дэ игътибарга лаек. Лэкин шагыйрэ ижаты башлыча аныц аерым китаплары яки конкрет эсэрлэренэ кереш суз яки бэялэмэ биру, кайбер шигырьлэренец идея-эстетик, тематик узенчэлеклэрен ачу, сэнгатьле сурэт алымнарын барлау Ьэм татар эдэбиятына алып килгэн яцалыгын билгелэу юнэлешендэ генэ яктыртылган. К. Булатова иж;аты моца кадэр билгеле бер системага салынып, гомумилэштерелеп фэнни яссылыкта ейрэнелмэде.
К. Булатова идатынын, узенчэлеклэрен билгелэу ечен аерым язмаларга Ьэм мэкалэлэргэ игътибар иту соралып тора. Аньщ ижатын тарихи еч чорга булеп ейрэнергэ мемкин : башлангыч чор иж;аты (1960-1980 еллар), ижтимагый фикердэге кискен узгэрешлэрнец тематик кицлеккэ алып килу чоры (1980-2000 еллар), рухи тормышыбызга бэйле эхлакый- фэлсэфи уйланулар чоры (21нче йез башы).
1960 еллар азагында Советлар Союзы шагыйрэлэренец шигырь урнэклэрен >к;ыеп, М.В.Завадская "Песня, мечта и любовь" исеме астында китап итеп бастырып, хатын-кыз куцелендэге тойгы-кичерешлэр, хислэр терлелегенец, ир-егетлэрдэн аермалы буларак, нечкэрэк, сизгеррэк кылларга ия булуын раслый. Татарстаннан С.Селэйманова Ьэм К. Булатова иждты да бу жыентыкта урын ала. Р. Гамзатов китапныц кереш сузендэ: "Бу ж;ыентык-кыйммэтле ташлардан торган белэзекне хэтерлэтэ"1 — дип, узенец ачык фикерен белдерэ.
Яцадан, 1980 елларга кадэр шагыйрэ иж;аты турында матбугатта фикерлэр куренми. 1986 елда "Печэн есте" шигырьлэр ж;ыентыгы басылу уцаеннан язылган А.Гафиятов мэкалэсе шагыйрэ иж;атын, аныц тормыш юлын шактый дэрэжэдэ куз алдына китерэ. Ул шагыйрэнец эдэби
^ о
узенчэлеклэрен бэяли . Г.Афзал "Печэн есте" китабынын, кереш сузендэ К.Булатова поэзиясе шагыйрэнец шэхси тормышына бэйлэнешле булуына игътибар итэ.
"Хэтер тэрэзэлэре" китабы турында тэнкыйть сузен М.Вэлиев яза, шагыйрэнец эзлэнулэр чоры кичеруен билгели, эдэби юнэлешлэр белэн мавыгуын тикшерэ: "Яшь буын белэн эшлэу ул — халык гомерен озынайту, — дигэн фикерне белдерэ". Бу фикерне "Мэгариф" журналы редколлегиясе дэ хуплый: "Алтыда кергэн мэктэбеннэн алтмышта да чыгып китэ алганы юк эле. Ьаман балалар янында, Ьаман мегаллимэлек эшендэ".
Сарман урта мэктэбен тэмамлагач, К. Булатова 1954 елда, бэхет эзлэп, яца тезелеп килэ торган Элмэт шэЬэренэ юл тота. Укуын Казан дэулэт университетында дэвам итэ. Озак еллар Элмэт районы мэктэплэрендэ, Элмэт
1 Гамзатов Р. Хорошо в стране, где женщина поет / Р.Гамзатов // М.В.Завадская. Песня, мечта и любовь. — М.: Изд. Дет.литер., 1969. -4-6 с.
2 Гафиятов А. Печэн есте /А. Гафиятов // Казан утлары. — 1986. — №3. —144-149 б.
3Афзал Г. Шушы туфрактан без.../ Г.Афзал // К.Г.Булатова. Печэн есте. — Казан: Татар, кит.нэшр., 1986. — 4-5 б.
муниципаль институтында эшли. К.Булатованыц укытучылык хезмэте миллэт язмышыныц милли менталитет, яшэу рэвеше, гореф-гадэтлэре сакланышы мэсьэлэлэрен кутэргэн журналистлык, публицистик эшчэнлеге белэн урелеп бара.
"Экэм-текэм, бу йортларньщ син кайсысында икэн?" мэкалэсендэ А.Хэлим К.Булатова шигырьлэренец тематикасы, поэтикасы Ьэм сэнгатьчэ эшлэнешенэ кузэту ясый, шагыйрэне мактап, уцышларын гына куреп калмый, бэлки фэнни дэрэж;эдэ ейрэну кирэклеген кутэреп чыга.1
2000 елдан К.Булатованыц актив ищат чоры башлана, китаплары еш басыла. "Шушы яктан, шушы туфрактан без" шигырьлэр ж;ыентыгы басылып чыккач Р.Рахмани анда тупланган эсэрлэрнец тематик, композицион, стилистик узенчэлеклэрен анализлый. К.Булатова иждтыныц терле этапларында табигатьне сурэтлэудэге узгэрешлэрне кузэтэ, табигать Иэм кеше, шэхес арасындагы менэсэбэтлэрнец куп терле чагылышын курсэтэ. Стиль-метод узенчэлеклэренец яца тосмерлэрен ача. Р. ШаЬиев К. Булатова и>к;атыыда очраган исем-атамаларга кузэту ясый.3
2002 нче елда басылган "Узеннэн-узе ж;ыр туа" китабы турында И.Нэбиуллина "Укучылар куцеленэ изгелек орлыклары салучы, тирэн уйларга калдыручы, рухи деньябызны баетучы, гап-гади сузлэргэ канат куючы"4,- дип, К. Булатовага рэхмэтен белдерэ. А. Гафиятов актив эшчэнлек алып баручы шагыйрэ иж;атына кабат эйлэнеп кайта. Ул "Сейлэр сузлэр эле никадэр" мэкалэсендэ К.Булатова поэзиясенец теп усеш-узгэреш этапларын Ьэм юнэлешлэрен билгели5.
Хэлим.А. Экэм-текэм, бу йортларньщ син кайсысында икэн? /А. Хэлим // Аргамак. —1995. —№8. —.27-32 б.
2 Рахмани. Р. Шигъри кышлар алда эле. / Р.Рахмани // К.Г.Булатова. Шушы яктан, шушы туфрактан без. -Казан: Рухият нэшр., 2000. -5-22 б.
3 ШаЬиев.Р. К.Булатова ижатында исем -атамалар / Р.ШаЬиев // Мэдэни ясомга. -2003. -31 октябрь.
4 Нэбиуллина И. Узеннэн -узе туа жыр. / И.Нэбиуллина // Элмэт тацнары - 2002. -5 ноябрь.
5 Гафиятов А. Сейлэр сузлэр эле никадэр / А.Гафиятов // Казан утлары. -2002. -№11. -160-163 б.
2003 елда К.Булатованыц чэчмэ эсэрлэре денья курэ. "Яшел калэм" китабыныц кереш сузен Р.Мулланурова яза. Ул кубрэк шагыйрэнец тормыш юлына Ьэм табигатьтэн килгэн сэлэтенэ игътибар итэ.1 2006 елда Х.Мицнегулов К.Булатова поэзиясенэ ж;ентекле анализ ясый Ьэм иж;атына югары бэя бирэ.2 Соцгы елларда К.Булатова шэхесенэ Ьэм иж;атына бэя биргэн мэкалэ Ьэм язмаларныц куплеге, шагыйрэ иждтыныц яца сыйфатларга баюы, фэлсэфи тирэнлеге белэн бэйле Ьэм иж;атта милли, мэдэни, иж;тимагый, фэлсэфи, эдэби-эстетик фикердэге яцарышларныц йогынтысы зур булуда.
К.Булатова иж;атына хас эдэби узенчэлеклэрне билгелэу юнэлешендэ эдэбият белгечлэре, калэмдэшлэре тарафыннан ж;итди фикерлэр куп эйтелэ. Шулай да, К.Булатова иж;атыныц бербетен итеп монографик планда тикшерелмэве, поэзияне махсус ейрэну кирэклеген раслый. Югарыда курсэтелгэн хезмэтлэрдэн куренгэнчэ, Клара Булатованьщ уз чорында, эдэби-мэдэни хэрэкэттэге роле Ьэм иждтыныц идея-тематикасы чорларга менэсэбэттэ ейрэнелмэгэн. Шулай да X. Мицнегулов, А.Хэлим, М.Вэлиев, Р.Рахмани, А.Гафиятов хезмэтлэрендэ шагыйрэне заманныц катлаулы Ьэм нечкэ проблемалары эчендэ кайнаучы буларак Ьэм иждтыныц тематик узенчэлеклэре ягыннан яктырту бар. Лэкин, аларныц функциональ узенчэлеклэренен; билгелэнмэве бу юнэлештэ эзлэнулэрне тирэнэйту, арттыру кирэклеге теманы сайлауныц актуальлеген тагын бер тапкыр ассызыклый.
Тикшерену категориялэре
Фэнни хезмэтне ейрэну объекты - К.Булатованыц, алтмышынчы еллардан алып, бугенге кенгэ кадэр и>к;ат ителгэн лирик, лиро-эпик, эпик
1 Мулланурова. Р. Шагыйрэнец чэчмэ эсэрлэре / Р. Мулланурова // К.Г.Булатова. Яшел калэм. -Казан: Рухият нэшр., 2003. -4-6 б.
2 Мицнегулов X. Шигърият Ьэм туган тел хадимэсе / Х.Мицнегулов // Казан утлары. —2006. —№3. - 169 б.
эсэрлэре. Тикшеренунец предметы - публицист Ьэм кайнар фикер иясе, укытучы-шагыйрэ сурэтлэгэн лирик герой, поэзиясенец идея тематикасы Ьэм эстетик узенчэлеклэре, шагыйрэ образы бирелешендэге усеш-узгэрешлэр, фэлсэфилек сыйфатлары.
Максат нэм бурычлар
Хезмэтнец максаты - Клара Булатова поэзиясен эволюцион усеш-узгэрештэ, структур, эдэби-эстетик яссылыкта ейрэну, идат узенчэлеген билгелэуче хасият-сыйфатларны барлау, сэнгатьчэ кечен билгелэу. Шушы максаттан чыгып, тубэндэге бурычлар билгелэнде:
- К.Булатова идатына бэя биргэн, аныц аерым якларына игътибар иткэн язмалар, мэкалэлэрне барлау, ж;ыю Ьэм туплау;
- К.Булатова поэзиясен чорныц иж;тимагый-мэдэни юнэлешлэр чагылышында ейрэну / иж;атныц формалашу алшартлары; укытучы-шагыйрэ поэзиясендэ лирик герой эволюциясе; милли узац проблемасын кутэру юнэлешлэре/.
- Иж;ат эволюциясендэ эдэби узенчэлеклэрне ачыклау /поэзиянен, тематик кицлеге; эстетик кыйммэте; фэлсэфи сыйфатлары/.
- К.Булатованьщ татар эдэбиятына алып килгэн яцалыгын ачыклау.
К. Булатова лирикасыныц чорларга буленеше, ижтимагый шартларга бэйле рэвештэ, авторныц эдэби-фэлсэфи фикерендэге борылыш-узгэрешлэр, яцарышлар белэн нык бэйлэнгэн. Шуца да хезмэтебездэ Ьэр чордагы шигырьлэрен ейрэнуне иж;тимагый-фэлсэфи, эдэби фикернец усеш бас1шчлары, чор сэясэте белэн бэйлэнештэ алып бару талэп ителде.
Тикшеренунец методологиясе нэм методикасы.
Хезмэтнец методологик нигезен эдэбият фэненэ чагыштырма-типологик анализ, структуралы Ьэм системалы тикшеру методлары, тарихилык Ьэм миллилек принциплары тэшкил итэ.
Эдэби-назари мэсьэлэлэрне яктыртканда Ьэм эсэрлэрне анализлауныц юнэлешлэрен билгелэгэндэ И.Бэширова, В.Виноградов, Е.Винокуров, М.Вэлиев, Ф.Галимуллин, Т.Галиуллин, Л.Гинзбург, А.Гришунин, М.Госманов, Д.ЗаЬидуллина, В.Кожинов, Б.Корман, Р.Мэрданов, В.Хализев, Х.Мицнегулов, Л.Озеров, Е.Осетров, Р.Сверигин, А.Сурков, Н.Тамарченко, В.Туркин, Ф.Урманчиев, Ф.Хатипов, В.Хализев, Т.Чабан, Н.Юзеев кебек куренекле галимнэр, тэнкыйтьчелэр Ьэм башка эдэбият белгечлэренец гыйльми хезмэтлэренэ таянып эш ителде. Поэзиянец фэлсэфилек сыйфатларын ачыклау барышында В.Горбачев, П.Ратников, В.Титов хезмэтлэре ярдэмгэ килде.
Хезмэтнец фэнни яцалыгы
К.Булатова иж;атын бугенге кен эдэбият карашларыннан Ьэм эдэбият белеме югарылыгыннан ейрэнугэ багышланган тэуге хезмэт буларак, барлык эсэрлэре дэ хэзергечэ фикер йерту яктылыгына куеп каралды. Шагыйрэ иждты, шэхеснец жэмгыятькэ менэсэбэте проблемасы аша кузэту узэккэ куелып, тарихи Ьэм милли позициялэрдэн чыгып ейрэнелде.
Хезмэттэ беренче тапкыр К.Булатованыц публицистик Ьэм журналистльж эшендэ кутэргэн милли узац проблемасын, укытучы-шагыйрэ сурэтлэгэн лирик герой узенчэлеген, идея тематик юнэлешлэрен, фэлсэфи сыйфатын ачыклауга омтылыш ясалды.
Хезмэтнец фэнни-гамэли знэмияте
Клара Булатова поэзиясенен, эдэби узенчэлеклэре беренче мэртэбэ монографик планда ойрэнелэ. Эдэби материалны чор, заман агышында фэлсэфи яктырту максаты алга куелды. Хезмэт аерым шагыйрь лирикасында тематик кицлек узенчэлеклэрен ачу ысуллары Ьэм формаларын курсэту белэн эИэмияткэ ия. Диссертацияне язу барышында алып барылган эзлэнулэр шагыйрь, шагыйрэлэрнец тормыш Ьэм и>к;ат юлын тикшерудэ,
ижади усеш юнэлешлэрен билгелэудэ файдаланыла ала. Тупланган материал татар эдэбияты буенча яцартылган программа, татар эдэбияты буенча дэреслеклэр тезегэндэ ярдэм итэргэ мемкин. Шулай ук хезмэттэге аерым фикерлэр ижтимагый-фэлсэфи фикер тарихын, эдэбиятныц жэмгыять белэн бэйлэнешен ейрэнудэ Иэм укытуда да кулланыла ала. Бу хезмэтне хатын-кыз ижатын системалы рэвештэ ейрэну урнэге буларак, килэчэктэге эзлэнулэрнец нигезе итеп файдаланырга момкин .
Хезмэтнец апробациясе
Диссертациянец теп нэтижэлэре тубэндэге мэкалолэрдэ чагылыш таба:
1. Гайфуллина, JI.A. Основные тенденции и развитие поэзии К.Булатовой /JI.A. Гайфуллина // Ученые записки КГАВМ им. Н.Э.Баумана. - Казань: КГАВМ, 2006. - Т.188 - 289-295 б.
2. Гайфуллина, JI.A. Идейно-эстетическое своеобразие творчества К. Булатовой. / JI.A. Гайфуллина // Этнодидактика народов России: обучение и воспитание в состязательной среде. Материалы VI Международной научно-практической конференции. -Нижнекамск: Изд-во НМИ, 2008. - 338-340 б.
3. Гайфуллина, JI.A. К.Булатованьщ ижат эволюциясенэ тээсир итуче кочлэр / JI.A. Гайфуллина // Роль просветительской деятельности и культурного наследия выдающихся деятелей национальной культуры в формировании активной жизненной позиции современной личности. Материалы Республиканской научно-практической конференции. — Казань: Изд-во ТГГПУ, 2008. - 106109 б.
4. Гайфуллина, JI.A. Ижаты жылы хислэр уята (К.Булатова ижатына бер караш) / JI.A. Гайфуллина // Мэйдан - 2006. -№3. - 75 б.
5. Гайфуллина, Л.А. ... Бэхет шушы: укучылар кеше булып уссэлэр (К.Булатова иждтында тэрбия мэсьэлэлэре) / Л.А. Гайфуллина // Мэгариф. -2006. -№3. - 14 б.
6. Гайфуллина, Л.А. Эдэбият тугэрэклэре ечен к