автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.01
диссертация на тему:
Идиостиль Владимира Высоцкого

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Бобина, Анна Геннадьевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.01
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Идиостиль Владимира Высоцкого'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Идиостиль Владимира Высоцкого"

На правах рукописи

БОБИНА АННА ГЕННАДЬЕВНА

ИДИОСТИЛЬ ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО: СУБЪЕКТНАЯ СТРУКТУРА И ХРОНОТОП

Специальность 10.02.01 - русский язык

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук

21 г юят

005539036

Москва-2013

005539036

Работа выполнена в Государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» на кафедре русского языка

Научный руководитель: доктор филологических наук,

профессор Геймбух Елена Юрьевна

Официальные оппоненты: Татьяна Егоровна Шаповалова,

доктор филологических наук, профессор кафедры современногорусского языка ГБОУ ВПО «Московский государственный областной университет»;

Ирина Николаевна Позерт,

кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет»

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Московский государственный лингвистический университет»

Защита состоится «23» декабря 2013 года в 15:00 часов на заседании Диссертационного совета Д 850.007.07 по защите диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук при ГБОУ ВПО города Москвы «Московский городской педагогический университет» (г. Москва, 2-ой Сельскохозяйственный пр-д, д. 4, корп. 4, ауд. 3406).

Отзывы на автореферат присылать по адресу: 129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 4, корпус 1.

С диссертацией можно ознакомиться в Фундаментальной библиотеке ГБОУ ВПО города Москвы «Московский городской педагогический университет» по адресу: 129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 4, корп. 4.

Автореферат разослан « _2013 года

Учёный секретарь диссертационного совета

В.А. Коханова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Настоящая работа посвящена изучению идиостиля Владимира Высоцкого, способам организации трёх важнейших составляющих его художественного мира — субъекта речи, пространства и времени.

Субъект речи в стихотворениях В. Высоцкого всегда находится в поисках себя, пытается определить своё место в мире, противостоит недолжному в себе и окружающем, что в конечном счёте ведёт к напряжённому диалогу «я» с «не-я», к осознанию «своего» и «чужого» как во внешнем, так и в собственном внутреннем мире.

При исследовании субъектной организации поэтических текстов В. Высоцкого мы обращаемся к анализу коммуникативных регистров [Золотова. 20041], позволяющих изучать субъектную и пространственно-временную организацию текста во взаимосвязи. При анализе внутренней неоднородности текста мы используем идеи Е.В. Падучевой о разных ролях говорящего: субъект речи, субъект сознания, субъект дейксиса, субъект восприятия [Падучева. 20092]. Для нашего исследования особо значимо противопоставление первых двух субъектов как «нелокализованных в пространстве» двум последним, когда «говорящий» занимает определённое пространственное положение [Падучева: 143].

Исследование языковых средств, определяющих пространственно-временное положение субъекта речи, ведётся в диссертации с опорой на современные подходы к анализу

1Золотова Г.А., Онипенко Н.К., Сидорова М.Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. - М., 2004. - 544 с.

художественного текста и, в частности, на прономинативные модели

A.B. Флори. Прономинативная модель - это система местоимений, «в концентрированной форме обобщающих отношения героя с миром» (от «я - я», «я - ты», «я - он» вплоть до «я - всё») [Флоря. 1995: 173].В связи с тем, что многие стихотворения В. Высоцкого имеют сюжетную организацию, для их анализа привлекаются исследования о типах повествования, разработанные на материале эпических произведений [Атарова, Лесскис. 1976, 19804].

Объект исследования - субъектная и пространственно-временная структура поэтических произведений В. Высоцкого.

Предмет исследования - языковые средства создания многомерности и многомирности субъектной и пространственно-временной структуры поэтических текстов В. Высоцкого.

Материал исследования — поэтические произведения

B. Высоцкого. К анализу привлекается 532 текста.

Цель исследования заключается в описании языковых средств создания многомерности и многомирности в субъектной и пространственно-временной структуре поэзии В. Высоцкого.

Актуальность работы определяется необходимостью следующего шага в изучении поэзии В. Высоцкого, который

2Падучееа Е.В. Статьи разных лет. - М.: Языки славянских культур, 2009. - 736 с.

гФлоря A.B. Лирический дискурс как объект лингвоэстетической интерпретации: автореф. дис. ... д-ра филол. наук: 10.02.01 /Флоря Александр Владимирович. -СПб., 1995.-46 с.

4Атарова КН., Лесскис Г.А. Семантика и структура повествования от первого лица в художественной прозе // Известия Академии наук СССР. Серия литературы и языка. - Т. 35, № 4. -1976. - С. 343-356.

Атарова КН., Лесскис Г.А. Семантика и структура повествования от третьего лица в художественной прозе // Известия Академии наук СССР. Серия литературы и языка. - Т. 39, № 1. - 1980. - С. 33-46.

становится возможным благодаря новейшим теоретическим исследованиям в области описания субъектной структуры и пространственно-временной организации поэтического текста, разработке новых подходов к анализу текста. Появляются работы, посвященные отдельным фрагментам художественного мира В. Высоцкого: образу автора [Гасанова. 20055; Волкова. 20066]; лирическому и ролевому героям [Гасанова, Волкова]; героям переходного типа, объединившим в себе черты лирического и ролевого героев [Воронова. 19907; Федина. 19908; Фисун. 19909]; маскам лирического героя [Федина]. Изучению пространственных моделей в поэзии B.C. Высоцкого посвящена диссертация С.В. Свиридова [Свиридов. 2003 ю].

Но крупных работ, анализирующих временную модель поэзии В. Высоцкого, в настоящий момент ещё нет, как нет и работ

5Гасанова М.А. Автор и герой в поэзии В.С.Высоцкого: дис. ... канд. филологических наук: 10.01.01/Гасанова Марина Любовна. — Махачкала: Дагестан, гос. ун-т, 2005. - 137 с.

^Волкова Н.В. Авторское «я» и «маски» в поэзии В.С.Высоцкого: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Волкова Наталья Васильевна. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2006. -172 с.

7Воронова М.В. Стилистические средства маркировки лирического и ролевых героев B.C. Высоцкого / М.В. Воронова // B.C. Высоцкий: исследования и

материалы: Сборник / Ю.А. Андреев (науч. ред.) и др.; Воронеж.гос. ун-т им. Ленинского комсомола. - Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1990. - С. 117-128. вФединаН.В. О соотношении ролевого и лирического героев в поэзии B.C. Высоцкого / Н.В. Федина//B.C. Высоцкий: исследования и материалы: Сборник / Ю.А. Андреев (науч. ред.) и др.; Воронеж, гос. ун-т им. Ленинского комсомола. - Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1990. - С. 105-117.

9Фисун Н.В. Речевые средства выражения авторского сознания в лирике B.C. Высоцкого (К проблеме иронии) / Н.В. Фисун // B.C. Высоцкий: исследования и материалы: Сборник / Ю.А. Андреев (науч. ред.) и др.; Воронеж, гос. ун-т им. Ленинского комсомола. - Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1990. - С. 129-135.

10Свиридов C.B. Структура художественного пространства в поэзии В. Высоцкого: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Свиридов Сергей Владимирович. — Москва, 2003.-234 е.: ил.

обобщающего характера, посвященных системному изучению языковых репрезентантов субъектной структуры и хронотопа в их взаимосвязи и взаимозависимости. Именно в данном аспекте анализируются тексты стихотворных произведений В. Высоцкого в нашем исследовании.

Научная новизна исследования определяется тем, что в нашей работе предложен новый подход к изучению субъектной структуры, состоящий в описании доминантных прономинативных моделей, в каждой из которых выявлены инвариантные и вариативные формы реализации. Изучение субъектной и пространственно-временной структуры идёт с опорой на тип повествования, прономинативную модель и коммуникативные регистры, что позволяет, во-первых, выйти за рамки оппозиции «лирический — ролевой» герой, а во-вторых — рассмотреть хронотоп в соотнесённости с субъектной структурой.

Новым является также изучение пространственно-временной структуры поэзии В. Высоцкого, хронотопа его поэзии в обусловленности спецификой субъекта речи, что позволяет объяснить феномен единства взгляда на мир в поэзии В. Высоцкого при разнородности его составляющих, чему ранее мешало описание с опорой на противопоставление ролевого и лирического героев.

Кроме того, предлагаемый подход позволяет охватить и проанализировать на едином основании все стихотворные произведения В. Высоцкого.

Теоретическая база исследования

В данной работе мы стремимся к полному охвату всех крупных работ о В. Высоцком, и прежде всего тех, в которых так или иначе затрагиваются проблемы языка и стиля. В связи со спецификой

материала (стихотворения-песни, часто имеющие сюжетный характер) и избранным направлением исследования (единство субъектной структуры и хронотопа) теоретическую базу исследования составляют работы В.В. Виноградова о языке художественной литературы, базовые работы о лирике — исследования Л.Я. Гинзбург и Т.И. Сильман. Изучение лирического и ролевого героев ведётся с опорой на работы В.В. Гиппиуса, И.Б. Роднянской, Б.О Кормана; языковая личность рассматривается сквозь призму её изучения Ю.Н. Карауловым.

Семантика и структура типов повествования описываются с опорой на работы К.Н. Атаровой и Г.А. Лесскиса, Е.В. Падучевой. При описании прономинативных моделей используются идеи Ю.Б. Борева и A.B. Флори. Изучение коммуникативных регистров ведётся с опорой на «Комуникативную грамматику» Г.А. Золотовой, Н.К. Онипенко, М.Ю. Сидоровой. Основой при изучении хронотопа являются труды М.М. Бахтина, О.М. Фрейденберг, В.Н. Топорова, C.B. Свиридова, Ю.А. Шанталиной, H.A. Николиной и других.

Методология исследования базируется на принципах целостного анализа художественной структуры произведения с точки зрения субъектной и пространственно-временной организации. В некоторых случаях целостный анализ сочетается с историко-сопоставительным. Использованы методы эмпирического анализа (наблюдение, описание, сравнение) и теоретического (абстрагирование, анализ и синтез, аналогия, индукция и дедукция).

Основная гипотеза исследования: причиной многомерности и многомирности художественного мира В. Высоцкого является стремление лично пережить такие ситуации, в которые автор не мог

попасть в силу своей принадлежности к определённой эпохе и определённому социальному слою. Поэтому основной субъект речи выступает от лица разных людей и существ, свободно перемещается в пространстве и времени, чтобы «наверстать» упущенное автором. Другими словами, в художественном мире В. Высоцкого не хронотоп формирует личность, а субъекты речи находятся в поисках своего пространства и времени.

В соответствии с основной гипотезой на защиту выносятся следующие положения:

1. Оптимальным для определения характера отношений основного субъекта речи с миром в художественной системе В. Высоцкого является комплексный подход, который включает описание типа повествования, прономинативной модели и коммуникативных регистров (регистровых вариантов).

2. Наиболее частотным в поэзии В. Высоцкого является смешанный тип повествования: перволичное и третьеличное изменяют свою семантику, а также совмещаются в разных комбинациях, что связано с подвижностью точки зрения, сменой субъектов речи, обусловленной многомерностью изображаемого бытия.

3. В поэзии В. Высоцкого представлено всё многообразие прономинативных моделей. В большинстве случаев в одном стихотворении можно наблюдать несколько типов прономинативных моделей, одна из которых является доминантной.

4. Ядром прономинативной структуры является модель «я — я»; далее следует «ближний» круг, который может быть представлен как в непосредственном общении с «ты / вы», так и в сообщении об «он»; затем следует круг «они» - люди, которые естественно

вливаются в «мы» - человечество; последним кругом становится «все / всё»: человечество, природа, Бог в неразрывном единстве.

5. Основными характеристиками пространства и времени в поэзии В. Высоцкого являются их многомирность и многомерность.

6. Спецификой идиостиля В. Высоцкого при многомерности и многомирности изображения является желание преодолеть раздробленность мира (внутреннего и окружающего), найти пути преодоления, прежде всего через познание себя посредством поиска своего пространства и времени и выхода к Богу.

Теоретическая значимость диссертации заключается в целостном описании идиостиля поэзии В. Высоцкого: в анализе его поэзии с точки зрения субъектной структуры и пространственно-временной организации. Предлагаемые принципы подхода и алгоритм анализа субъектной и пространственно-временной организации поэтических произведений могут быть использованы при исследовании поэтического творчества не только В. Высоцкого, но и других поэтов.

Практическая ценность работы состоит в том, что её материалы, основные положения, результаты и выводы могут быть использованы при преподавании в высшей и средней школе в курсах, посвящённых изучению поэзии и анализу стихотворных текстов независимо от литературных персоналий.

Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложения в виде трёх таблиц.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

В первой главе «Изучение поэзии В. Высоцкого в отечественной и зарубежной филологии» выделены основные направления исследования поэтического творчества В. Высоцкого. На наш взгляд, представленная литература, освещая разные стороны творчества В. Высоцкого, недостаточно обращает внимание на ключевые аспекты творчества поэта - субъектную и пространственно-временную организацию текста в их взаимосвязи.

Изучение работ, посвященных лирическому и ролевому героям в поэтическом творчестве В. Высоцкого, привело нас к выводу о том, что данная оппозиция плодотворна при изучении отдельных тематических циклов лирики, при внимании к разным «актёрским маскам» автора, но она не позволяет говорить об инварианте субъекта речи и не может объяснить феномен единства говорящего в поэзии в целом.

Наше исследование продолжает развитие тех идей, которые только были намечены или которые не могли найти решения в работах, посвященных поэзии В. Высоцкого, вследствие отсутствия целостного подхода к анализу текста в отношении к основному субъекту речи; к хронотопу; к специфике анализа лиро-эпических текстов В. Высоцкого в соотношении сюжетного, лирического и обобщающего начал.

Во второй главе «Субъектная структура поэзии В. Высоцкого» представлены принципы анализа субъектной организации текста. В параграфах главы (2.1. «Теоретические основы изучения субъектной организации художественного текста» и 2.2. «Принципы описания субъектной структуры поэзии В. Высоцкого на современном этапе»)

изложена история вопроса и предложен алгоритм анализа текста с точки зрения основного субъекта речи и субъектной структуры в целом.

В параграфе 2.3. «Субъект речи в поэзии В. Высоцкого: семантика и структура» характер отношений субъекта речи с миром описывается с точки зрения типа повествования, пронономинативной модели и коммуникативных регистров.

Материал исследования составили 532 стихотворения, из которых 455 относятся к перволичному типу повествования (меньше всего представлена модель «я — я» / «мы — мы»: 11 стихотворений); 17 произведений можно отнести к «собственно» третьеличному повествованию. 60 произведений, в основе своей написанные от третьего лица, содержат чередование типов повествования и относятся к стихотворениям усложнённой структуры. Но, хотя в этих стихотворениях нет местоимений первого лица, в них реализуется семантика перволичного повествования, так как при помощи контекстных средств указывается на наличие повествователя в том же художественном пространстве и времени, что и описываемые события.

Прономинативная модель вписывает основного субъекта речи («я») в мир, который может быть представлен как концентрические круги, центром которого является основной субъект речи. Нами выделены три основные прономинативные модели: «я - я», «я -ближний круг (ты / вы / он)» и «я - все / всё». Доминантные признаки этих моделей проявляются в разнообразных вариантах и описываются с опорой на семантику и форму инвариантной модели. «Я» субъекта речи практически всегда направлено на осмысление не только своих проблем (модель «я - я»), но и на анализ и соучастное переживание

общих проблем (модели «я - ты / он» и «я - все / всё»). Перед внутренним взором субъекта речи проходят разнообразные события и все боли окружающего мира.

Инвариантные прономинативные модели формируются на основании общих факторов:

— семантика модели и семантические нюансы варианта;

— единственность доминантной модели / наличие подчинённых моделей (одной или нескольких);

— характер референции личных местоимений и неизменность / изменчивость в пределах текста (например, использование «я» для указания на разных субъектов речи; «ты» как указание на собеседника и / или обобщающее «ты»);

— соотношение местоимений в структуре текста: устойчивость / динамика (например, «я» как указание на единичность субъекта / «я» как часть «мы» и / или «они»; со- и / или противопоставление между «я» и «не-я»);

— тип соотношения внешнего и внутреннего миров (например, интериоризация внешнего мира в модели «я - я»);

— наличие / отсутствие диалога с миром;

— соотношение основных регистров в структуре повествования, наличие доминантного коммуникативного регистра (например, в «я - я» - наглядно-примерный);

— наличие / отсутствие знаковых сюжетных моделей;

— наличие / отсутствие знаковых языковых факторов (например, в модели «я — я» - вербализация экзистенциальных вопросов; наличие комиссивов {«я больше не буду покорным»)-, наличие глаголов-перформативов {«клянусь»)).

Эти факторы систематизированы и представлены в таблицах в приложении к диссертации.

Все прономинативные модели имеют у В. Высоцкого различные варианты реализации, что значительно усложняет систему анализа.

В структуре стихотворений с прономинативной моделью «я — я» нами выделены следующие основные типы «подчинённых» моделей (то есть выходящих за пределы «я — я»): «я» осознаёт себя через отношение к ближнему («Песня самолёта-истребителя», «Случай в ресторане», «Беда» и другие); «я» осознаёт себя через сопоставление со «всеми» («Иноходец» и другие); «я» осознаёт себя через отношение к России («Купола» и другие); «я» осознаёт себя через отношение к миру в целом («Горная лирическая» и другие).

Использование прономинативной модели «я — я» позволяет субъекту речи установить взаимодействие со своими верой, волей, памятью и, опираясь на них, попытаться решить стоящую перед ним проблему самоопределения, самореализации, путь к которым идёт через борьбу или взаимодействие основного субъекта речи с собой и с миром.

Борьбу с собой ведёт в основном духовно и душевно близкий автору субъект речи («Горная лирическая», «Я не люблю» и другие), но и среди «маргинальных» героев есть такие, которые пытаются определить своё место в жизни {«Зачем мне быть душою общества, когда души в нём вовсе нет!» — «Я был душой дурного общества»).

Отметим, что отсутствие борьбы за своё «я» в мире В. Высоцкого чревато гибелью: духовной (например, «Света - тьма, нет Бога!» в «Моей цыганской») и / или физической {«На снегу кувыркаются волки» — «Охота на волков»),

Однако борьба с миром значима для В. Высоцкого не сама по себе: важны цель и направление движения. В зависимости от этого борьба может быть продуктивной (например, в «Иноходце») или контрпродуктивной (например, в «Песне самолёта-истребителя»).

Модель «я / мы - ты / вы» (ближний круг) предполагает диалог с человеком и различные варианты реализации:

- обращение к «ты / вы», как правило, имеет и конкретное, и обобщённое значение («К вершине»). Описание «ты» может вестись с двух позиций: говорящий может быть включён в художественный мир произведения в роли действующего лица или наблюдателя или быть только в роли наблюдателя; соответственно и «ты» может быть как за границами художественного мира, так и в его пределах;

- усложнённая система соотношений, которая включает развёрнутую систему адресантов и адресатов. В стихотворениях «Баллада о бане», «Татуировка» все прономинативные модели равноправны. В стихотворении «Здесь вам не равнина...» «мы» противопоставлено «они». «Мы» включает «я» и разные «ты» / «те» (то, что было: «покой тебе подарил...»-, то, что будет: «завидуем тем <...> у которых вершина еще впереди»', и то, что есть: «завидуем...»), и обобщённое «ты» {«внизу не встретишь...» — обобщённо-личное предложение включает всех, кто не в горах). Обобщённое «ты» и «они» в неопределённо-личном предложении {«пусть говорят») сближаются в их противостоянии тем, кто на вершине.

Значительная часть стихотворений и песен характеризуются разными уровнями адресации, причём даже в самых личных стихотворениях иногда появляется второй адресат. Например, в стихотворении «Маринка, слушай, милая, Маринка...» (1969) в

последней строфе основной субъект речи спорит с поэтом, который объединил «Россию. Лету. Лорелею»: «Лорелея - нет. Ты - это ты!». В стихотворении «Серебряные струны» (1962) «вы» - это и «братцы», и враги {«Перережьте горло мне, перережьте вены»).

Диалогичность, свойственная модели «я - ближний круг», приводит к сосуществованию разных «ты» в структуре одного текста, к активности волюнтивного и реактивного регистров.

Семантика прономинативной модели «я - все (люди) и всё (мир в целом)» - отношение «я» к миру в целом: людям, природе, Богу. Но если «чистой» модели «я - я» у В. Высоцкого нет, так как для познания «я» субъекту речи необходимо «не-я», то нет и моделей «я — все / всё», оторванных от личностной оценки; «я» постоянно соотносит всех и всё с собственным представлением о мире: «я не люблю...», «всё это не по мне».

В модели «я - всё» частотные отступления от семантики перволичного повествования проявляются в незакреплённости субъекта речи в пространстве и времени, что позволяет ему проникать во внутренний мир любого человека и всех вместе: «Выстрела в спину не ожидает никто» («Парус»). Мысль субъекта речи о закономерностях, присущих жизни всех людей во все времена, реализуется в генеритивном регистре.

При всей раздробленности пространства и времени в стихотворении «Парус», в нём явно просматривается «отправная точка» изображения и выражения — это рефрен {«Парус, порвали парус! / Каюсь, каюсь, каюсь...»), в котором настоящее время воспринимается не только как актуальное, отражающее событие повествования, но и как расширенное, указывающее на длительность,

постоянство действия. Благодаря этому возникает впечатление единства взгляда на мир, а также цельности и целостности стихотворения.

Таким образом, прономинативные модели формируются на основании общих факторов, что позволяет соотносить их друг с другом. Для поэзии В. Высоцкого наиболее значимым является сущностная близость разных «я» в их отношении к миру, а также референциальная неоднозначность «я», «ты», «вы», «они» и подвижность их отношений в рамках одного текста, что ведёт к разным уровням адресованности текста и определяет его многомерность. Анализ прономинативных моделей показал, что в субъектной структуре поэзии В. Высоцкого одинаково значимы оба члена оппозиции «я — не-я».

Изучение характера включённости «я» в мир при помощи коммуникативных регистров позволило нам прийти к следующим выводам:

— репродуктивный регистр в «чистом» виде у В. Высоцкого практически не встречается, что свидетельствует о сложности воспринимающего(щих) сознания(ий); основной субъект речи непосредственные впечатления обязательно соотносит с прежним опытом и / или, находясь в своём пространстве и времени, воображает себя переживающим чужое;

- во всех прономинативных моделях одинаково часто встречается генеритивный регистр, что связано с желанием «я» осознать своё отношение к «не-я» и таким образом глубже понять самого себя;

- довольно часто встречается волюнтивный и реактивный регистры, что обусловлено, с одной стороны, активной направленностью текстов к слушателю / читателю (и песенных текстов, и самых интимных стихотворений, — например «Маринка, слушай, милая Маринка»); а с другой стороны — внутренней диалогичностью текстов, когда «я» пытается наладить диалог с миром (от «ты» до «все» / «всё» / Бог);

- помимо пяти основных регистров, в текстах В. Высоцкого встречаются регистровые варианты - наглядно-примерный и потенциально-обобщённый. Наглядно-примерный вариант связан с переключением временного плана, когда «я», пытаясь понять окружающее, не просто наблюдает за людьми со стороны, а переселяется в них, представляет себя наблюдателем: «И брызнули слезы, как камни, из раненых скал» («Расстрел горного эха»).

Итак, во второй главе представлен новый подход к анализу субъектной структуры поэзии В. Высоцкого (вне оппозиции «лирический — ролевой герой»), который даёт возможность на единых основаниях рассматривать все поэтические произведения автора и делать объективные выводы. Предлагаемый подход основан на единстве изучения структуры и семантики повествовательного типа и прономинативных моделей, а также коммуникативных регистров и регистровых вариантов.

В третьей главе «Структура и специфика хронотопа в поэзии В. Высоцкого» изучается литература, посвященная теории пространственно-временной структуры художественного произведения (3.1. «Пространственно-временная организация художественного текста и её описание в современной научной литературе») и делается

обзор работ, посвященных изучению хронотопа в поэзии В. Высоцкого (3.2. «Принципы описания пространственно-временной организации текста в поэзии В. Высоцкого»). Изучение хронотопической структуры проведено в работе с опорой на труды М.М. Бахтина, который считал, что «всякое вступление в сферу смыслов совершаеся только через ворота хронотопов» [Бахтин. 1975: 406 п].

В соответствии с задачами исследования материал в параграфе 3.3. «Многомерность и многомирность: пространственное измерение» организован таким образом, чтобы продемонстрировать тесную взаимосвязь и взаимозависимость субъектной и пространственной организации текста. Так, сложность субъекта речи (он может говорить от себя или от любой группы людей вплоть до человечества в целом или замыкаться в «общении» с собственным «я») и сложность адресата («я», текстовые и нетекстовые адресаты) создают ту многомерность изображения и осмысления действительности, которая свойственна поэтическому творчеству В. Высоцкого.

Однако многомерность связана не только с восприятием мира разными субъектами. Она определяется и сложностью самой действительности — «слоистостью», неоднородностью, структурностью как пространства, так и времени.

Художественное пространство в поэзии В. Высоцкого не ограничивается земным миром. Субъект речи способен выходить за границы окружающего мира («Горизонт», «Кони привередливые», «Охота на волков» и другие). Но какое бы место в мире ни занимал

11 Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М., 1975. - 504 с.

говорящий, он всегда ищет дорогу к себе, или, используя слова В. Высоцкого, «свою колею».

«Своё» пространство у В. Высоцкого имеет прежде всего не габаритные, а духовные измерения - «духовный свет»: «Укажите мне край, где светло от лампад! / Укажите мне место, какое искал, /— Где поют, а не стонут, где пол не покат\» («Очи чёрные. Чужой дом»), в «своём» пространстве «воздух и травы врачуют», «всегда бьют живые ключи» («Если где-то в чужой незнакомой ночи...»).

В «свою колею» герой В. Высоцкого стремится из «неволи» — реальной или психологической (тюрьма / внутренняя несвобода). Путь к себе предполагает преодоление препятствий внешних и внутренних.

Путь к себе — с точки зрения пространственной модели — парадоксальный (двунаправленный): 1) за горизонт; 2) домой; то есть при всей значимости стремления «за горизонт», «своё» пространство может быть и замкнутым.

Многомерность и многомирность поэзии В. Высоцкого определяется как сложностью самой действительности, так и стремлением субъекта речи освоить чужие миры, осознать себя частью иных пространств - реальных и ирреальных, - которые представлены как рядоположные. Ирреальное пространство построено по тем же законам, что и реальное, и поэтому в каждом из них есть и «своё», и «чужое».

Все типы пространства {земное, небесное (космическое и духовно-религиозное, метафизическое), психологическое (внутренний мир), сказочно-мифологическое и культурно-историческое) взаимодействуют между собой и дополняют друг друга, но

доминируют среди них земное и соотнесённое с ним духовно-религиозное пространство.

Многогранность и широта изображаемого создаётся при помощи топонимов, как правило, реальных. Вымышленные обозначения встречаются крайне редко (например, море Израилеванноё). При обилии топосов и локусов практически нет «социальных» и «национальных» контекстов (исключения — Москва, Черногория, Китай), что связано со спецификой освоения чужих миров: субъект речи в основном не смотрит со стороны, а переживает ситуацию изнутри чужого «я»; а если и смотрит, то видит в каждом общечеловеческие ценности («своё») или отступление от них («чужое»).

Наряду с топонимами на пространство могут указывать другие онимы: мифонимы, агионимы, антропонимы.

Однако более значимым для В. Высоцкого являются не топонимические обозначения, а их гиперонимы - лексемы с пространственной семантикой (локусы), прежде всего горы, море, города, страны. В стихотворениях В. Высоцкого выявлен ряд лейтмотивных локусов, которые имеют определённую коннотативную окраску - положительную или отрицательную, — а также отмечена группа амбивалентных локусов (лес, туман). Положительными являются открытые, незамкнутые локусы, отрицательные, как правило, замкнуты (тюрьма, овраг).

Одним из основных способов организации пространства у В. Высоцкого является антитеза, которая проявляет себя на разных уровнях языка: в сложности и противоречивости семантической структуры местоимения «свой» и прилагательного «чужой»; в

антонимии местоименных наречий «здесь» / «тут» - «там»; лексем «свет» / «светлый» — «темнота» / «тёмный» / «тьма» как параметров своего и чужого пространства и возникновении оксюморона «света тьма - нет Бога», который маркирует искажённое пространство; в языковой антонимии «ад» — «рай», которая может сниматься в некоторых контекстах («Переворот в мозгах из края в край»); в противопоставленности сем «свой» - «чужой» в структуре одной лексемы {«Повезли из Сибири в Сибирь» — «Банька по-белому»); в фонетических «портретах» противопоставленных миров, их зрительном, звуковом, вкусовом, сенсорном восприятии (в том числе при помощи паронимической аттракции); в приобретении словом дополнительного оттенка значения, в приращении смысла {беззаветный, несусветный)', в оживлении внутренней формы слова, «поэтической этимологии» {дотошный)', в стилевой антонимии («Письмо перед боем»); в неоправданном ожидании: бытовом, обыденном контексте употребления агионимов {«В гости к Богу не бывает опозданий»).

Структурирование пространства осуществляется В. Высоцким и за счёт создания символов: порванный парус становится символом разобщённости мира, а нить {туннель, жердь, письмо и другие) — символом его единения.

Знаковые хронотопы В. Высоцкого имеют прежде всего «пространственную» форму: «тюрьма», «лабиринт», «клетка», пространство «за флажками»', движение «по кругу», «по течению», в «чужой колее», «бег на месте» - это хронотопы, имеющие отрицательную коннотацию, маркированные как «чужие»; стремление

«раздвинуть горизонты» и поиски Дома - положительно маркированные, «свои» хронотопы.

Субъект речи стремится не расширить «своё», а осмыслить и объединить все пространства (хотя бы тем, что принимает ответственность на себя: «Каюсь! »У, именно это стремление определяет единство мира при фрагментарности его частей.

Разнонаправленные поиски «своего» пространства объединяет идея Бога: обнаруживая профанный характер каждого из «посещаемых» локусов, герой устремляется дальше и обретает «своё», так как в конце пути приходит к выводу: «Мне есть что спеть, представ перед Всевышним, / Мне есть чем оправдаться перед ним» («И снизу лёд и сверху...», 1980).

Субъект речи демонстрирует всеведение и свободу перемещения во времени (3.4. «Многомерность и многомирность: временное измерение»). Предметом его размышления является и личное, и историческое время, итогом размышления становится мысль о единстве времен и отсутствии принципиальной разницы между прошлым, настоящим и будущим.

Характер представления и переживания времени в поэзии В. Высоцкого предопределён преимущественным использованием протяжённого, сюжетного, как правило, «биографического» времени, когда настоящий момент воспринимается как точка пересечения прошлого и будущего.

На основании изучения языковых способов организации времени в стихотворных текстах В. Высоцкого мы делаем следующие выводы:

- для стихотворений характерна подвижная точка отсчёта времени, относительная, не всегда связанная со временем автора («военные» песни, «исторические»);

- поэтическим произведениям В. Высоцкого свойственна темпоральная аномалия, связанная с нарушением семантики перволичного повествования. Формально заявляя о своей принадлежности к перволичному повествованию, «я» основного субъекта речи вступает в область третьеличного повествования, демонстрируя всеведение и свободу перемещения в хронотопе;

- при изображении нескольких пластов времени в наглядно-примерном регистровом варианте действия и состояния представлены как непосредственно воспринимаемые субъектом речи; поэтому возникает представление об одновременном присутствии говорящего в каждой из описываемых ситуаций (например, «Парус»);

- предметом размышления основного субъекта речи является и личное, и историческое время, итогом размышления становится мысль о единстве времен и отсутствии принципиальной разницы между прошлым, настоящим и будущим (например:<с77/обовь - это вечно любовь, /Даже в будущем вашем далеком», «...зло называется злом /Даже там — в добром будуи{ем вашем»)',

- для В. Высоцкого не значимо разграничение реального / ирреального времени, так как основной субъект речи воспринимает их как равноположные и не замечает границ между ними;

- в связи со спецификой восприятия времени не как физической, а как духовной сущности для В. Высоцкого недопустимо

не только циклическое время, но и такое линейное, которое не одухотворено осознанием цели;

- «своим» может быть любое время - так же, как и пространство, так как измеряется прежде всего взаимоотношениями между людьми, а не принадлежностью дате рождения;

- перемещаясь во времени, основной субъект речи не теряет связи с настоящим.

Помимо точки отсчёта для структуры хронотопа значим характер представления и переживания времени. В поэзии В. Высоцкого можно выделить несколько типов представления времени:

- «точечное» время (краткий промежуток времени), когда значимым является один, как правило, пороговый момент в жизни человека;

- протяжённое, сюжетное, как правило, «биографическое» время, когда настоящий момент воспринимается как точка пересечения прошлого и будущего (например, «Банька по-белому»);

- историческое время, причём биография субъекта речи, как правило, вписана в биографию страны.

В заключении диссертации подведены итоги исследования и сформулированы выводы о том, что единство субъектного и хронотопического анализа позволило представить в системе (взаимосвязи и взаимозависимости) языковые репрезентанты субъектной структуры и хронотопа в поэзии В. Высоцкого и показать специфику идиостиля поэта.

Результаты исследования отражены в следующих статьях, пять из которых опубликованы в журналах перечня ВАК.

1. Языковые средства создания многомерности и многомирности в поэзии B.C. Высоцкого // Русский язык в школе. - М., 2010. - № 12. - С. 36-38.

2. Тема женской верности и её воплощение в языке стихотворения «Песня Марьи» Владимира Высоцкого // ВестникМосковского государственного областного университета. Серия «Русская филология». - М.: Изд-во МГОУ,

2010.-№12.-С. 53-55.

3. Столкновение поколений. B.C. Высоцкий. «Случай в ресторане» // Литература в школе. - М., 2011. - № 4. - С. 15 -16.

4. Постижение человека как носителя света через языковую многозначность стихотворения Владимира Высоцкого «Темнота» // Международный аспирантский вестник. Русский язык за рубежом. - М., 2011. - № 2. - С. 55-58.

5. Языковые средства выражения максимализма в достижении цели в стихотворении «Горизонт» Владимира Высоцкого // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. — Сургут: Изд-во РИО СурГПУ,

2011. - № 1 (12). - С. 74-79.

6. Лирический герой B.C. Высоцкого (на примере стихотворения «Банька по-белому») // Единицы языка и текста: сборник научных статей / Отв. ред. Е.Ф. Киров; ред.-сост. Е.Ю. Геймбух. -М.: МГПУ, 2009. - С. 206-214.

7. Своеобразие диалога в поэзии Владимира Высоцкого (на примере стихотворения «Если где-то в чужой незнакомой ночи...»)//Художественный текст: Восприятие. Анализ. Интерпретация. - № 7 (1). - 2010. - Вильнюс. - С. 65-70.

8. Языковые средства выражения противостояния любви и ненависти на войне (на материале лирики В. Высоцкого) // Homomilitaris: Литература войны и о войне. История, мифология, поэтика. Материалы Третьих Международных научных чтений «Калуга на литературной карте России» - Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2010. - С. 261-266.

9. Истоки и традиции в стихотворении B.C. Высоцкого «Парус» // Предложение и Слово. Книга 1: Сборник научных

трудов / Отв. ред. C.B. Андреева. - Саратов: Издательский центр «Наука», 2010. - С. 269-274.

10. Ролевая лирика B.C. Высоцкого//Актуальные вопросы филологии и проблемы столичного образования в условиях перехода на уровневое высшее профессиональное образование: доклады студенческой научной конференции (26 марта 2009 г.)/Отв. ред. Т.Г. Чеснокова. - M.: МГПУ, 2010. - С. 40-46.

11. Обретение истинного значения слова лирическим героем ВладимираВысоцкого в поисках своей идентичности // Tozsamoscnastykukultur. Zbiörstudiöw.Tom 2. - Vilnius: leidykla "Edukologija", 2011. - С. 394-403.

12. Многозначность слова и проблема восприятия песен В. Высоцкого // Эффективность массовых коммуникаций: сб. статей / Сост. Е.Г. Борисова. - М.: МГПУ, 2011. - С. 224-229.

13. Апокалиптическая звукопись стихотворения B.C. Высоцкого «Пожары» как отражение резких исторических преобразований // Текст, контекст, интертекст: сборник научных трудов молодых ученых Института гуманитарных наук ГБОУ ВПО МГПУ по итогам международной научной конференции «XII Виноградовские чтения» (10-12 ноября 2011 г.)/Отв. Ред. A.B. Громова. - М.: МГПУ, 2012. - С. 92-96.

Заказ № 41-а/11/2013 Подписано в печать 31.10.2013 Тираж 120 экз. Усл. п.л. 1,2

000 "ЦИФР0ВИЧ0К" тел- (495) 649-83-30 www.cfr.ru; е-таП:2ак@с/г.ги

 

Текст диссертации на тему "Идиостиль Владимира Высоцкого"

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ «МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

На правах рукописи

04201450544

Бобина Анна Геннадьевна

ИДИОСТИЛЬ ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО: СУБЪЕКТНАЯ СТРУКТУРА И ХРОНОТОП

Специальность 10.02.01 - русский язык

Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических паук

Научный руководитель -доктор филологических наук, профессор Гсймбух Елена Юрьевна

Москва-2013

Оглавление

Введение.........................................................................................4

Глава 1. Изучение поэзии В. Высоцкого в отечественной и зарубежной филологии.......................................................................................15

1.1. Выводы...............................................................................28

Глава 2. Субъектная структура поэзии В. Высоцкого...............................30

2.1. Теоретические основы изучения субъектной организации художественного текста................................................................................31

2.2. Принципы описания субъектной структуры поэзии В. Высоцкого на современном этапе............................................................................49

2.3. Субъект речи в поэзии В.Высоцкого: семантика и структура..................................................................................................................68

2.3.1. Перволичное повествование............................................74

2.3.2. Стихотворения усложнённой структуры.............................114

2.4. Выводы...............................................................................119

Глава 3. Структура и специфика хронотопа в поэзии В. Высоцкого......123

3.1. Пространственно-временная организация художественного текста и её описание в современной научной литературе............................................123

3.2. Принципы описания пространственно-временной организации текста в поэзии В. Высоцкого..........................................................................132

3.3. Многомерность и многомирность: пространственное измерение.................................................................................................................148

3.3.1. Языковая антонимия как способ организации пространства (своё / чужое, здесь / там).....................................................................152

3.3.2. Структура пространства в поэзии В. Высоцкого.....................157

3.3.2.1. Внешнее реальное пространство: земное, небесное,

культурно-историческое....................................................................157

3.3.2.2. Внешнее ирреальное пространство: фантастическое,

сказочно-мифологическое, духовно-религиозное.....................................170

3.3.2.3. Внутреннее психологическое пространство...............178

3.4. Многомерность и многомирность: временное измерение................181

3.5. Выводы..............................................................................194

Заключение......................................................................................197

Сиисок литературы........................................................................204

Приложение..................................................................................225

Введение

Настоящая работа посвящена изучению идиостиля В. Высоцкого, способам организации трёх важнейших компонентов художественного мира -субъекта речи, пространства и времени.

Поэзия В. Высоцкого актуальна и в наше время, так как его произведения ставят и решают проблемы экзистенциального характера. Субъект речи в поэзии В. Высоцкого всегда находится в поисках себя, пытается определить своё место в мире, противостоит недолжному в себе и окружающем, что в конечном счёте ведёт к напряженному диало1у «я» с «я» и «нс-я».

Работа написана в русле филологического анализа художественного текста, о специфике которого Д.С. Лихачёв говорил: «Роль филологии именно связующая, а поэтому и особенно важная. Она связывает историческое источниковедение с языкознанием и литературоведением. Она придаёт широкий аспект изучению истории текста. Она соединяет литературоведение и языкознание в области изучения стиля произведения - наиболее сложной области литературоведения» [Лихачёв. 1985: 1031.

Без обращения к понятию стиля, или идиостиля, исследование художественного текста, языка отдельного автора обойтись не может. «Понятие стиля является везде и проникает всюду, где складывается представление об индивидуальной системе средств выражения и изображения, выразительности и изобразительности, сопоставленной или противопоставленной другим однородным системам» [Вижнрадов. 1961: 8]. По В.В. Вижлрадову, «стиль писателя — это система индивидуально-эстетического использования свойственных данному периоду развития художественной литературы средств словесного выражения» [Виноградов. 1959: 85].

В настоящее время для характеристики специфики языка художественный

литературы и стиля автора используется термин «идиостиль». В московской

4

школе лиигвопоэтического анализа [Гаспаров. 1988, 1995; Караулов. 2001, 2010; Ковтунова. 1995; Кожевникова. 1986, 1994, 2009; Николина. 2003, 2004 и другие] идиостилъ понимается «как сложная система взаимообусловленных языковых приёмов, участвующих в построении художественного мира поэта» [Некрасова. 1991: 1231. Идиостиль трактуется, прежде всего, как формально-стилистический параметр и относится к способу выражения содержания текста [Диброва. 1996: 135].

В качестве рабочего нами используется определение ILA. Фатеевой [Фатеева. 1995]: идиостиль (индивидуальный стиль) - система содержательных и формальных лингвистических характеристик, присущих произведениям определённого автора, которая делает уникальным воплощённый в этих произведениях авторский способ языкового выражения.

Направление исследования идиостиля предопределено специфической структурой художественного мира В. Высоцкого: «я» субъекта речи включается в различные пространства и времена (реальные и ирреальные), и в «я» сменяются разные точки зрения. Другими словами, спецификой субъектной структуры является развёрнутая система субъектов речи, практически каждый из которых репрезентирован формой личного местоимения первого лица («я», немного реже - «мы») и представлен как форма осмысления особого фрагмента мира («альпинист», «маргинал», волк, иноходец, микрофон и другие).

Исследование языковых средств, определяющих пространственно-временное положение субъекта речи, ведётся с опорой на современные подходы к анализу художественного текста и, в частности, на прономинативныс модели A.B. Флори. Прономинативная модель - это система местоимений, «в концентрированной форме обобщающих отношения героя с миром» (от «я - я», «я - ты», «я - он» вплоть до «я - всё») [Флоря. 1995: 17].

В связи с тем, что стихи-песни В. Высоцкого имеют сюжетную

организацию, при изучении его поэзии привлекаются исследования о типах

5

повествования, разработанные на материале эпических произведений |Лтарова, Лесскис. 1976, 1980]. Кроме того, при исследовании субъектной организации поэтических текстов В. Высоцкого мы обращаемся к анализу коммуникативных регистров [Золотова), позволяющих изучать субъектную и пространственно-временную организацию текста во взаимосвязи.

При анализе внутренней неоднородности текста мы используем идеи Е.В. Падучевой о разных ролях говорящего: субъект речи, субъект сознания, субъект дейксиса, субъект восприятия [Падучева. 2009]. Для нашего исследования особо значимо противопоставление первых двух субъектов как «нелокализованных в пространстве» двум последним, когда «говорящий» занимает определённое пространственное положение [Падучева: 143].

Объект исследования - субъектная и пространственно-временная структура поэтических произведений В. Высоцкого.

Предмет исследования - языковые средства создания многомерности и многомирности субъектной и пространственно-временной структуры поэтических текстов В. Высоцкого.

Актуальность работы определяется необходимостью следующего шага в изучении поэзии В. Высоцкого. Актуальность исследования определяется недостаточной, несмотря на обширную исследовательскую литературу, изученностью творчества В. Высоцкого с лингвистической точки зрения, а также обусловлена отсутствием обобщающих работ о языковых средствах идиостиля, выявляющих его центральные составляющие: субъектную структуру, пространство и время.

В настоящее время написано 23 диссертации о В. Высоцком, 9 из которых посвящены непосредственно языковому анализу поэзии в том или ином аспекте (Андриенко Е.В., Аюпова C.B., Блинов Ю.Н., Вологова Т.С., Жабаева Ю.И., Закурдаева П.В., Новохацкая Ж.В., Прокофьева A.B., Сполохова Е.А.).

Кроме того, появляются работы, посвящённые отдельным фрагментам

6

художественного мира поэта: образу автора |Гасанова. 2005; Волкова. 20061; лирическому и ролевому героям [Гасанова, Волкова]; героям переходного типа, объединившим в себе черты лирического и ролевого героев [Воронова. 1990; Федина. 1990; Фисун. 19901 ; маскам лирического героя [Федина]. Изучению пространственных моделей в поэзии B.C. Высоцкого посвящена диссертация C.B. Свиридова [Свиридов. 2003].

Крупных работ, анализирующих временную модель поэзии В. Высоцкого, в настоящий момент ещё нет, как нет и работ обобщающего характера, иосвящённых системному изучению языковых репрезентантов субъектной структуры и хронотопа в поэзии В. Высоцкого и взаимосвязи субъектной и пространственно-временной организации текстов. Однако благодаря новейшим теоретическим исследованиям в области описания субъектной структуры и пространственно-временной организации поэтического текста разрабатываются новые подходы к анализу текста.

Изучение субъектной структуры и пространственно-временной организации с опорой на тип повествования, прономинативную модель и коммуникативные регистры позволяет, во-первых, выйти за рамки оппозиции «лирический - ролевой» герой, а во-вторых - рассмотреть хронотоп в соотнесённости с субъектной структурой. Именно данный аспект изучения предлагается в нашем исследовании.

Материал исследования - лирические, лиро-эпические, «стихотворные» и «песенные» произведения В. Высоцкого. В качестве основного источника принимается двухтомное издание, подготовленное А.Е. Крыловым и отличающееся тщательно выверенным подбором и полнотой текстов [Высоцкий. 2004]. При необходимости материал дополняется обращением к собранию стихотворений поэта в сети Интернет [Высоцкий. http://vv.kulichki.net/pesni/]. Всего к анализу привлекается 532 текста.

Цель исследования заключается в описании языковых средств создания многомерности и многомирности субъектной и пространственно-временной организации поэзии В. Высоцкого.

Цель исследования предполагает решение следующих задач:

1. На основании изучения литературы, актуальной для данной проблемы, разработать алгоритм анализа субъектной и пространственно-временной структуры поэтического текста.

2. Проанализировать основные элементы субъектной, пространственной, временной структуры и описать характер их взаимосвязи.

3. Выявить и охарактеризовать инвариантную и вариативную составляющие субъектной организации стихотворных произведений В. Высоцкого.

4. На основе анализа наиболее репрезентативных поэтических текстов показать специфику субъектной и пространственно-временной структуры идиостиля В. Высоцкого.

5. Выявить и описать значимые языковые способы создания многомерности и многомирности в стихотворениях В. Высоцкого.

Научная новизна

В пашей работе проводится целостное описание и осмысление

поэтического наследия В. Высоцкого в аспекте организации субъектной и

пространственно-временной структуры. Предложен новый подход к изучению

субъектной структуры, состоящий в описании доминантных прономинативных

моделей, в каждой из которых выявлены инвариантные и вариативные формы

реализации. Новым является также изучение пространственно-временной

структуры поэзии В. Высоцкого, хронотопа его поэзии в его обусловленности

спецификой субъекта речи. Предлагаемый подход позволяет объяснить

феномен единства взгляда на мир в поэзии В. Высоцкого при разнородности его

составляющих, которые ранее описывались с опорой на противопоставление

8

ролевого и лирического героев. Этот новый подход позволяет охватить и проанализировать все стихотворные тексты В. Высоцкого (532 стихотворения).

Теоретическая база исследования

В данной работе мы стремимся к полному охвату всех крупных работ о В. Высоцком, и прежде всего тех, в которых так или иначе затрагиваются проблемы языка и стиля. В связи со спецификой материала (стихотворения-песни, часто имеющие сюжетный характер) и избранным направлением исследования (единство субъектной структуры и хронотопа) теоретическую базу исследования составляют работы В.В. Виноградова о языке художественной литературы. Базовыми работами, изучающими лирику, стали исследования Л.Я. Гинзбург и Т.И. Сильман; изучение лирического и ролевого героев ведётся с опорой на работы В.В. Гиппиуса, И.Б. Роднянской, Б.О Кормана; языковая личность рассматривается сквозь призму её изучения Ю.Н. Карауловым.

Семантика и структура типов повествования описываются с опорой на работы К.Н. Атаровой и Г.А. Лесскиса. При описании прономинативных моделей мы используем идеи Ю.Б. Борева и A.B. Флори. При изучении коммуникативных регистров мы опираемся на «Комуникативную грамматику» Г.А. Золотовой, Н.К. Онипенко, М.Ю. Сидоровой. Основой при изучении хронотопа для нас стали труды М.М. Бахтина, О.М. Фрейденберг, В.И. Топорова, C.B. Свиридова, Ю.А. Шанталиной, ILA. Николиной и других.

Методология исследования базируется на принципах целостного анализа художественной структуры произведений с точки зрения субъектной и пространственно-временной организации. В некоторых случаях целостный анализ сочетается с историко-сопоставитсльным. Использованы методы эмпирического анализа (наблюдение, описание, сравнение) и теоретического (абстрагирование, анализ и синтез, аналогия, индукция и дедукция).

Основной гипотезой исследования является убеждение в том, что

9

причиной многомерности и многомирности художественного мира В. Высоцкого является стремление лично пережить такие ситуации, в которые автор не мог попасть в силу своей принадлежности к определенной эпохе и определенному социальному слою. Поэтому основной субъект речи свободно перемещается в пространстве и времени, чтобы «наверстать» упущенное автором. Другими словами, в художественном мире В. Высоцкого не хронотоп формирует личность, а субъекты речи находятся в поисках своего пространства и времени.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Оптимальным для определения характера отношений основного субъекта речи с миром в художественной системе В. Высоцкого является комплексный подход, который включает описание типа повествования, прономинативной модели и коммуникативных регистров (регистровых вариантов).

2. Наиболее частотным в поэзии В. Высоцкого является смешанный тип повествования: перволичное и третьеличное изменяют свою семантику, а также совмещаются в разных комбинациях, что связано с подвижностью точки зрения, сменой субъектов речи, обусловленной многомерностью изображаемого бытия.

3. В поэзии В.Высоцкого представлено всё многообразие прономинативных моделей. В большинстве случаев в одном стихотворении можно наблюдать несколько типов прономинативных моделей, одна из которых является доминантной.

4. Ядром прономинативной структуры является модель «я - я»; далее

следует «ближний» круг, который может быть представлен как в

непосредственном общении с «ты / вы», так и в сообщении об «он»; затем

следует круг «они» - люди, которые естественно вливаются в «мы» -

человечество; последним кругом становится «все / всё»: человечество, природа,

10

Бог в неразрывном единстве.

5. Основными характеристиками пространства и времени в поэзии В. Высоцкого являются их многомирность и многомерность.

6. Спецификой идиостиля В. Высоцкого при многомерности и многомирности изображения является желание преодолеть раздробленность мира (внутреннего и окружающего), найти пути преодоления, прежде всего через познание себя посредством поиска своего пространства и времени и выхода к Богу.

Теоретическая значимость диссертации заключается в целостном описании идиостиля поэзии В. Высоцкого: в анализе его поэзии с точки зрения субъектной структуры и пространственно-временной организации.

Данное исследование дает материал для дальнейших обобщений и разработки круга теоретических вопросов современной лингвистической поэтики и филологического анализа художественного текста. Предлагаемые принципы подхода к выявлению в тексте разных типов повествования, прономинативных моделей, и, соответственно, типов отношений субъекта речи с миром; алгоритм анализа пространственно-временной организации в поэзии углубляют представления о субъектной структуре и могут быть использованы при исследовании поэтического творчества не только В. Высоцкого, но и других поэтов.

Практическая ценность работы состоит в том, что её материалы,

основные положения, результаты и выводы могут быть использованы при

преподавании в высшей и средней школе (курсы филологического анализа

художественного текста; спецкурсы и с