автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Поэзия Владимира Высоцкого

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Шилина, Ольга Юрьевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Поэзия Владимира Высоцкого'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Шилина, Ольга Юрьевна

Введение

Глава I Биографические и исторические основы личности

В. Высоцкого.

Глава II Поэзия В. Высоцкого. Нравственно-психологический аспект.

Человек в поэтическом мире В. Высоцкого.

Традиции христианского гуманизма в поэзии В. Вы-. соцкого.

Психологический драматизм поэзии В. Высоцкого

Психологический тип героя В. Высоцкого.

Основы поэтики В. Высоцкого (нравственно-психо-логические черты эпохи).

 

Введение диссертации1998 год, автореферат по филологии, Шилина, Ольга Юрьевна

Вхождение творчества Владимира Высоцкого в литературу было необычным, формы бытования его поэзии были сродни фольклорным: собственно авторское исполнение, «магнитиздат», «самиздат» и т.д. Фактом литературы она стала уже после смерти Высоцкого, когда в 1981 году в свет вышел первый сборник его стихов «Нерв».1

Основная сложность осмысления его поэтического наследия состояла в том, что творчеству В.Высоцкого, которое до этого существовало неразрывно со своим автором, теперь предстояло «отделиться» от него (от его голоса, интонации и т.д.) и продолжать жить уже самостоятельно, осуществив при этом переход от полуфольклорных форм бытования к собственно литературным. В связи с чем возникала еще одна проблема: все публикации произведений поэта вынужденно осуществлялись теперь без учета авторской воли, за редким исключением тех случаев, когда публикация готовилась еще при его жизни.2 Это во многом осложняло процесс вхождения, освоения и определения места творческого наследия Владимира Высоцкого в русской литературе. Кроме того, творчеству Высоцкого предстояло обрести еще и некое внутреннее единство, отсутствующее в силу того, что при жизни поэт обнародовал далеко не все свои произведения и после его смерти были обнаружены ранее неизвестные стихи, проза, сценарии и мн. др.

1. Высоцкий В. «Нерв»: Стихи/ Сост., вступ. ст. Р. Рождественского; Примечания М.: Современник. 1981. Последнее, 5-е изд. - М., Современник, 1992.

2. Из дорожного дневника // День поэзии 1975. М., 1975. С. 139-140. А также подборки стихов, подготовленные Высоцким для публикации в журнале «Аврора» /1974/ и в альманахе «Метрополь» /1978/.

Став фактом литературы, творчество В.Высоцкого привлекло к себе пристальное внимание исследователей: искусствоведов, филологов, философов. Но, как известно, собственно исследование начинается только там, где уже достаточно поработал критик. А творчество Высоцкого при жизни поэта было лишено внимания серьезной критики. 1 Поэтому ему предстояло пережить сначала серию критико-публицистических статей, обзоров, рецензий, дискуссий, прежде чем стать достоянием собственно исследователей. Этот процесс несколько осложнялся различными воспоминаниями, рассказами, суждениями (подчас противоречивыми), которые значительно активизировались в канун 50-летнего юбилея поэта в 1988 году. В этом заключалась еще одна сложность: серьезный научный разговор о В.Высоцком начинался почти одновременно с этими процессами (включая многочисленные публикации его произведений), что значительно затрудняло отделение «зерен» от «плевел». Первые шаги в освоении творчества Высоцкого отечественной наукой сделаны в работах Ю.Андреева, В.Толстых, В. Новикова. 2

1.В этой связи уместно назвать лишь работу Н.Крымовой «Я путешествую и возвращаюсь.» (Сов. эстрада и цирк. 1968. № 1. С.6-8), в которой, несмотря на общую «эстрадную» направленность, содержится несколько существенных замечаний, наметивших некоторые аспекты дальнейшего изучения поэтического творчества В. Высоцкого.

2.Андреев Ю. Известность Владимира Высоцкого // Вопросы литератур«. 1987. № 4. С.43-74; Новиков В. Смысл плюс смысл // Новиков В. Диалог. М., 1986. С. 196-209; Толстых В. В зеркале творчества: Владимир Высоцкий как явление культуры /У Вопросы философии. 1986. № 7. С. 112-124.

Весомый вклад в этом направлении внесли научные конференции, состоявшиеся в г.Воронеже. 1

В начале 1990-х гг. вышли в свет монографии, в которых впервые была предпринята попытка целостного осмысления творчества В.Высоцкого как явления литературы.2 Но если в первой из них основное внимание сосредоточено на художественных приемах Высоцкого-поэта и особенностях его поэтики, то авторы другой пытаются исследовать истоки его творчества, определить его ценностно-мировоззренческие основы.

Выход этих и двух фундаментальных библиографических работ3 ознаменовал собой завершение первичного этапа освоения творчества В.Высоцкого и наметил пути его дальнейшего изучения. В 1994 г. в г. Орле выходит сборник научных трудов «Высоцковедение и высоцковидение», в котором исследуются проблемы стихосложения, жанрообразования творчества В. Высоцкого, а также особенности его поэтического стиля и языка. Вслед за этим появляется ряд работ, посвященных трагичности сознания4 и творческой эволюции художника.3

1.Материалы 1-й из них (1988) опубл.: Высоцкий B.C.: Исследования и материалы. Сб. ст. Воронеж, 1990.

2.Новиков В. В Союзе писателей не состоял. Писатель Владимир Высоцкий. М., 1991; Скобелев А., Шаулов С. Владимир Высоцкий: мир и слово. Воронеж, 1991.

3.В.С.Высоцкий. Алфавитный, хронологический и библиографический указатель-справочник. Воронеж, 1990; B.C. Высоцкий: что? где? когда? Библиографический справочник (1960-1990 гг.). Харьков, 1992.

4. Рудник Н. Проблема трагического в поэзии B.C. Высоцкого. Курск,

1995.

5. Кулагин А. Поэзия B.C. Высоцкого: творческая эволюция. Коломна,

1996. То же. Изд. 2-е, исп. и доп. М., 1997.

Их характеризует стремление рассматривать наследие поэта в контексте русской литературы и фольклора. Кроме того, в монографии А.Кулагина выдвигается достаточно внятная концепция творческой эволюции В. Высоцкого и предпринята попытка включить его поэзию в контекст литературной традиции.

В 1996 г. в Москве состоялась научная конференция «Владимир Высоцкий: новые книги - новые исполнители», посвященная проблемам изучения творчества поэта, основной круг которых сосредоточился на вопросах текстологии его произведений и особенностях складывающейся науки о Высоцком. 1

Проблемам взаимоотношения жизни и поэзии B.C. Высоцкого посвящена книга Е. Канчукова «Приближение к Высоцкому» (М., 1997). В ней заметно стремление автора реконструировать образ поэта, искаженный многочисленными и подчас противоречивыми воспоминаниями. Автор пытается разобраться в истоках внутренней драмы поэта, отразившейся в его произведениях, с их сложной жанрово-стилистической структурой.

Несмотря на широту и разнообразие затрагиваемых вопросов и проблем в складывающемся высоцковедении, некоторые аспекты творчества поэта остаются пока почти не исследованными. Один из них - нравственно-психологический.

В настоящей работе мы попытаемся сосредоточиться именно на этом аспекте. Но для осмысления его в литературоведческом плане необходимо хотя бы в общих чертах обрисовать истоки того жанра, к которому относят поэтическое творчество В. Высоцкого и за которым закрепился термин «авторская песня». 2

1. Материалы конференции см.: Мир Высоцкого: Исслед. и материалы. Вып. 1. М., 1997. С. 307-351.

2. Следует отметить, что этот термин много лет существует в фольклористике, где обозначает песню, имеющую автора, в отличие

Авторская песня как жанр литературы была обозначена более 35-ти лет назад. При всей кажущейся новизне это явление отнюдь не новое и тем более не инородное для русского искусства в целом. Новым его можно считать лишь в некотором отношении: прежде всего, - формы бытования - эстрада, магнитофон, грамзаписи, - а также некий имидж, создаваемый автором и придающий отдельному произведению и творчеству в целом уникальность и неповторимость. Что же касается распевания стиха, придания поэзии адекватной музыкальной формы, а также соединения автора текста, музыки и исполнителя в одном лице (причем исполнитель ориентируется на непосредственный контакт с аудиторией), то тут авторская песня находится в русле литературной традиции, уходящей далеко в прошлое.

Поэзия изначально существовала именно в единстве с мелодией и предполагала устное, звучащее исполнение. Этого свойства поэзия не утратила и сейчас: она является речью звучащей - стихи при чтении так или иначе проговариваются, будь то внутренняя, декламационная или песенная форма.

С появлением письменности часть литературных текстов становится по преимуществу письменными, другая же часть продолжает устное бытование, оставшись достоянием фольклора. от песни «народной», которая является результатом коллективного творчества и автора не имеет, либо - песню, у которой автор не известен. Для обозначения же стихов, исполняемых самим автором текста и музыки в собственном сопровождении (как правило, гитары), этот термин был «введен» именно В. Высоцким, так определявшим его: «Самое главное в авторской песне - текст, информация, поэзия. Это вообще не песня - это стихи, которые исполняются под гитару и положены на ритмическую основу.» (Высоцкий В. Четыре четверти пути. М., 1989.С.119).

Русский народный стих с самого начала своего существования не отличался структурной однородностью. Современные зарубежные исследователи различают три вида стиха в народной поэзии: песенный, речитативный и сказовый. Отечественными исследователями выделяется только два его типа: музыкально-речевой и речевой. И хотя фольклорные жанры музыкально-речевого типа не были однородны во многих отношениях (например, ритмики), именно «принцип организации речевой структуры, подчиненной музыкальной основе, позволяет рассматривать» такие различные жанры, как лирические, плясовые, исторические песни, былины и плачи «внутри одного вида». 1

Стихосложение музыкально-речевого типа долгое время сохраняло за собой звание «единственной стиховой системы в России», в то время как речевой стих, по мнению исследователей, восходит к искусству скоморохов. 2

До XVII века в русской словесности существовала оппозиция «текст поющийся - текст произносимый» (при отсутствии оппозиции «текст стихотворный» - «текст прозаический»). Причем установлено, что такие произведения, как Поучение Владимира Мономаха и проповеди Кирилла Туровского, составлялись «с учетом эмоционального воздействия на аудиторию». 3 Характерно и другое: в более поздний период, когда собственно возникло

1. Федотов О. Фольклорные и литературные корни русского стиха. Владимир, 1981. С.21.

2. В литературе об авторской песне неоднократно указывалось на ее связь с искусство« скоморохов. См. Об этом: Крымова Н. О Высоцком // Аврора. 1981. № 8. С.98-115; Берестов В. «В прошлом, будущем и настоящем.» // Вагант: Приложение. М., 1996. № 59-60. С.26-27.

3. Федотов О. Там же. С.78. противопоставление «стих-проза», два типа стиха народной поэзии не исчезли, они продолжали развиваться и, кроме того, вступали во взаимодействие с литературной традицией.

Одним из первых известных русских поэтов-песенников, чье творчество вылилось в формы, адекватные современной ему культуре, можно считать Симеона Полоцкого, автора стихотворной «Псалтыри» (опубликована в 1680 году и тогда же положена на музыку композитором В.П. Титовым). Его «Псалтырь» исполнялась в большей степени для удовлетворения эстетических чувств нежели в религиозно-культовых целях и пелась чаще всего в домашнем быту. До нашего времени дошли сведения, что в 1726-28 гг. любовные песни писал Кантемир, находясь на службе в Преображенском полку, однако центральное место в рукописных песенниках 1730-50-х гг. занимают произведения Тредиаковского.

Середина XVIII века - это период расцвета канта и зарождения нового жанра - романса, который пока именуется «ария». Во второй половине XVIII века получает развитие так называемая «российская песня» 1 - бытовой романс, рассчитанный на одноголосное исполнение в сопровождении какого-либо музыкального инструмента - клавесина, фортепиано, гуслей или гитары. Кстати, именно в это время гитара становится известной в России. Отличительным признаком российской песни является также ее стилистическая пестрота. В дальнейшем российская песня трансформируется в различные разновидности романса. Родоначальниками жанра являются Ф. Дубянский и О. Козловский, композиторы, которые и определили его характер в 90-е годы XVIII века. Надо заметить, что именно российская песня положила начало

1. Впервые термин «российская песня» появился в журнале «Музыкальное увеселение» за 1774 год. сольному исполнению в сопровождении музыкального инструмента взамен многоголосному пению «а сареПа».

XIX век характеризуется повышенным интересом к природе поэзии - ее музыкальности - и изначальному предназначению поэтического слова - быть произнесенным, пропетым, т.е. прежде всего - звучащим. Проблема «русской поэзии в музыке» занимала как поэтов, так и музыкантов. Так, А. Фет, подчеркивая бесспорную родственность поэзии и музыки, декларировал: «все вековечные поэтические произведения. в сущности. песни». 1

В XIX в. значительно развиваются почти все формы романса: русская песня, застольные, гусарские, агитационные, студенческие песни. Причем последние чаще ориентируются на хоровое многоголосие, в то время как «русская песня» предполагала сольное исполнение в сопровождении музыкального инструмента.

Формы бытования русского романса были весьма разнообразны: рукописные сборники, печатные песенники (часто - с нотами), а также устное анонимное существование. Процесс проникновения песен литературного происхождения в народный репертуар начался в конце XVIII века и происходил, как правило, следующим образом: песни, написанные поэтами, попадали через песенники в массовый репертуар и подвергались в устном бытовании некоторым переделкам (чаще всего - сокращению). Примером тому могут служить «В степи» И. Сурикова, «Ванька-ключник» В. Крестовского, «Из-за острова на стрежень» Д. Садовникова, «Ревела буря, дождь шумел» К. Рылеева и другие песни литературного происхождения. Таким образом, происходила их постепенная ассимиляция с собственно народными, традиционными

1. Фет А. Два письма о значении древних языков в нашем воспитании /7 Литературная библиотека. 1867. Кн. 1. С. 56. песнями, подготавливая тем самым почву для расцвета нового жанра - городского романса, который явился результатом переосмысления «народных традиций классической крестьянской песни в сочетании с традициями городского фольклора, русских литературных песен XVIII века («увеселительных кантов») и некоторых других литературных традиций». 1

Городской романс начинает формироваться в конце XVIII -начале XIX вв., однако его расцвет приходится на 60-70-е гг. XIX в. Возник городской романс в процессе взаимопроникновения и взаимного обмена между литературой и фольклором: существовал он (и существует поныне), по свидетельству Я. Гудошникова, «как бы на стыке между книжной поэзией и устным творчеством».2 Исследователи определяют этот жанр так: «русский городской романс - массовая куплетная песня, характеризующаяся литературными и фольклорными формами бытования, вариативностью, разнохарактерной системой образов, драматизмом и мелодраматизмом содержания и соответствующей ему экспрессивной формой. К этому можно было бы добавить упоминание о лексической пестроте, проявляющейся порою не только в различных образцах данной жанровой разновидности, но и внутри многих отдельных произведений». 3

Как и городской романс, частью и литературы, и фольклора была вольная русская поэзия, которая, возникнув в начале XVIII века как оппозиция существующим порядкам, впоследствии стала неотъемлемой частью русской духовной культуры и постоянной спутницей освободительного движения. Вольной становилась, как

1. Гудошников Я.Й. Русский городской романс. Тамбов, 1990. С.3.

2. Там же. С.8.

3. Там же. правило, та часть поэзии, которая по тем или иным причинам не могла быть напечатана (будь то цензурные или какие-либо иные препятствия). Этим были обусловлены основные формы ее бытования: рукописная (в том числе, литературные альбомы), устная. Если же и встречалась печатная форма, то, как правило, это касается произведений, изданные «в отечественных подпольных типографиях, литографиях, в более позднее время - на гектографе, на шапирографе и т.д.». 1 Но всю эту печать можно определить одним словом - бесцензурная. Одну из категорий таких «бесцензурных изданий» составляет литература, изданная за рубежом, хотя нередко она содержит ложные сведения о месте издания и мнимые разрешения цензуры (например, сборник «Свободные русские песни», изданный в 1863 году).

Как главный признак вольной поэзии исследователями выделяется «революционный (бунтарский или оппозиционный) смысл произведения, чем и определялось потаенное существование этой поэзии ». 2 В числе произведений вольной русской поэзии можно выделить агитационные песни и стихи декабристов. Они были широко известны не только в среде дворянской интеллигенции, но и в более демократических кругах: они распевались рабочими, солдатами, ссыльными и заключенными. Распространялись они в списках, существовали, как правило, в вариантах и подвергались дальнейшей переработке при проникновении в массовый народный репертуар.

При всем многообразии направлений волной русской поэзии общественная установка авторов прослеживается достаточно четко:

1. Рейсер С. В борьбе за свободное слово // Вольная русская поэзия ХУШ-Х1Х веков. Б-ка поэта. БС. Л., 1988. В 2-х тт. Т.1. С. 18.

2. Там же. С.27. это агитационно-пропагандистская направленность, ориентированная к тому же на «основной «объект» данного времени»,1 т.е. рассчитанная на определенный этап русского освободительного движения.

По мнению исследователей, вольная поэзия - «не площадка для художественных экспериментов», она использует лишь то, «что безусловно и прочно вошло в литературный обиход».2 Наиболее распространенным жанром вольной поэзии является небольшое стихотворение, ставшее песней или романсом». 3

И все же, как справедливо отметил современный английский ученый Джеральд Стентон Смит, «несмотря на то, что почти все русские поэты в течение двухсот лет писали песни, они, как правило, не исполняли их или же не писали свою собственную музыку».4

Попытка соединить автора стихов (и музыки) и исполнителя в одном лице была предпринята в начале XX века Александром Вертинским, который еще в гимназические годы писал «изысканные стихи» и который начинает исполнять их со сцены в костюме Пьеро. А. Вертинский, ощущавший себя с самого начала больше поэтом, чем актером, пошел, по его словам, «по нелегкой дороге новаторства, создавая свой собственный жанр, исходной точкой его была влюбленность в русскую речь, воспетую тогда Бальмонтом, и протест против рутины, царящей 200 лет в русских романсах». э

1.Рейсер С. Там же. С.32.

2.Там же.

3.Там же.

4.Smith G.S. Soa§s to Seven Strings. (Soviet history, politics, society, and thought). Russian Guitar Poetry and Soviet «Mass Song». - Indiana Press, Bloomington, 1984. P. 221. (Перевод мой - О.Ш.).

5.Вертинский А. За кулисами. Б-ка авт. песни «Гитара и слово». М., 1991. С.66.

Термина для обозначения этого жанра найдено не было, но часто в печати фигурировал такой - «жанр настроений». Его отличительной чертой было соединение нескольких видов искусства в одном: поэзии, музыки, драматургии. Несмотря на невероятную популярность искусства Вертинского, его попытка вывести песню на театральные подмостки в то время не имела последователей.

В постреволюционное время наиболее распространенными становятся жанры частушки и агитационной песни, значительное развитие получает поэтическая декламация.

Последующие (20-е, 30-е) годы охарактеризовались бурным расцветом массовой лирической песни, отражавшей основные направления литературы этого периода: пафос социалистического созидания, «неуемная радость бытия» и т.д. Однако массовая песня не отвечала (да и не могла отвечать именно в силу своей декларативности, дидактичности и экстравертности) потребности людей в задушевной лирической песне. Альтернативой ей в эти годы становится песня эстрадная, рассчитанная на возбуждение именно личных, интимных струн души.

В годы Великой Отечественной войны поэзия (в т.ч. песенная) играет главенствующую роль. Появляется множество патриотических, агитационных песен. Их отличает единство общественной установки автора текста и музыки - поднять дух людей, усилить патриотические чувства.

Послевоенное десятилетие характеризуется разнообразием песенного репертуара, сохраняя по-прежнему оппозицию «массовая/ эстрадная песня». За массовой сохраняется роль официального гимна с преобладанием тем войны и мира, подвига, солдатского долга, мужества и испытаний. Эстрадная песня, как и прежде, больше ориентируется на более узкие, личные мотивы, сочетая подчас высокие патриотические чувства с тонким лиризмом.

Песенный спектр еще более расширяется в конце 50-х годов, когда на фоне всеобщего обновления выдвигаются и входят в неофициальный репертуар так называемые «лагерные песни». Среди прочих причин их популярности - то, что они оказывались чуть ли не единственным и последним жанром национального фольклора, именно живым, рожденным естественно, а не по указанию «сверху».

Этот же период характеризуется выходом поэзии на эстраду с именами молодых поэтов А. Вознесенского, Е. Евтушенко, Б. Ахмадулиной и других. К концу 1950-х -началу 1960-х годов относят и появление современной авторской песни, которое обычно связывают с началом публичных выступлений Булата Окуджавы, когда в 1960 он начинает петь свои стихи, аккомпанируя себе на гитаре. Б. Окуджава не был одинок: рядом с ним одновременно появляется целая плеяда исполнителей собственных песен под гитару, среди которых Новелла Матвеева, Юрий Визбор, Александр Городницкий, Михаил Анчаров, Юлий Ким, Владимир Туриянский, Юрий Кукин, Владимир Высоцкий, Александр Галич и др.

Первоначально это движение было безымянным, стихийным и очень пестрым. Период появления и развития авторской песни характеризуется активизацией студенческой, туристской, спортивной песни, которая была также синтетическим жанром и была пронизана духом романтики, единодушия, дружественности.

Возникшая на волне хрущевской «оттепели» авторская песня оказалась в оппозиции к массовой песне, которая все более приобретала официальный характер. О том, что массовая песня переживала кризис, свидетельствуют многочисленные дискуссии, развернувшиеся на страницах прессы 1960-х гг. В одной из них -«Какой должна быть современная песня?» - наряду с поэтами-песенниками Л. Ошаниным, М. Исаковским было предоставлено слово и представителям авторской песни - Булату Окуджаве и Новелле Матвеевой. 1

Среди причин снижения общего уровня песенной поэзии тех лет назывались следующие: утрата настоящих чувств, потеря в ней человека, проникновение отголосков «пресловутой теории бесконфликтности» (Л. Ошанин), значительное уменьшение «сюжетных песен, где раскрывались бы поступки человека» (В. Шутов). 2 Общей для всех участников дискуссии была мысль об обращении к опыту и традициям фольклорной песни.

Откликом на потребность в «живой», задушевной песне, в центре которой был бы человек, с его чувствами и переживаниями, и стала авторская песня, с ярким, искренним миром ее героев и дружественной, доверительной интонацией. Кроме того, авторская песня своеобразно отреагировала и на потребность людей в духовной общности, распад которой, как известно, повлек за собой расчленение синкретического хорового обрядового действа на отдельные литературные роды: эпос, лирику, драму. Авторская песня вновь соединила их в себе. Таким образом, появление синкретического жанра авторской песни было своеобразным предложением на существующий спрос, что во многом и определило тот бурный успех, который сопутствовал ей на протяжении всех лет ее существования.

В дальнейшем мы не будем делать акцента на собственно теоретических проблемах, сосредоточив внимание на историко-литературном плане исследования. А для этого необходима историческая характеристика личности автора, его биографических и психологических истоков.

1.См.: Вопросы литературы. 1967. № 8. С. 45-76.

2.Там же.

Поэтому первая глава диссертации посвящена общей обрисовке жизни и творчества Высоцкого, формированию его личности и связям его индивидуального характера с особенностями эпохи.

Вторая глава посвящена собственно нравственно-психологическому содержанию поэзии В. Высоцкого и состоит из нескольких подглав («Человек в поэтическом мире В. Высоцкого», «Традиции христианского гуманизма в поэзии В. Высоцкого», «Психологический драматизм поэзии В.Высоцкого», «Психологический тип героя В. Высоцкого», «Основы поэтики В. Высоцкого (нравственно-психологические черты эпохи)».

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Поэзия Владимира Высоцкого"

Заключение

Творчество Владимира Высоцкого, продолжающее и развивающее традиции русского фольклора и классической литературы, явилось вместе с тем и ярким свидетельством своего времени - 60-70-х годов XX столетия. Это время, порожденное короткой хрущевской «оттепелью», характеризуется наряду с внешним обновлением - глубокой внутренней рефлексией, ощущением расколотости, «расшатанности» века и, как следствие, -потребности в обретении единой и твердой «почвы под ногами». Для Высоцкого оно связывалось прежде всего с возвращением к национальным истокам, к корням, уходящим далеко в прошлое, с восстановлением утраченных связей прошлого с настоящим, а также с утверждением традиционных нравственных идеалов и ориентиров. В этом отношении его творчество оказывается созвучным творчеству таких его современников, как В. Шукшин, Ф. Абрамов, Ю. Трифонов, В. Астафьев и др., т.е. «деревенщиков» (сколь это ни парадоксально на первый взгляд), которым наряду с деструктивными тенденциями в жизни отдельной личности и общества в целом также удалось отразить и позитивные начала, заложенные в самой природе русского человека, в историческом и духовном прошлом русского народа. Высоцкий хорошо знал и высоко ценил творчество этих писателей, в чем неоднократно признавался (см., например: Высоцкий В. «Песня - это очень серьезно.» // Лит. Россия. № 52. 27 дек. 1974 г.). Вероятно, «деревенская проза» была ему близка своей человечностью, искренностью, достоверностью изображаемых характеров и аксиологической направленностью, т.е. принадлежностью к определенной системе ценностных координат (что и позволило нам сделать подобного рода сближение).

Творчество Высоцкого, с его синкретичностью и объединяющим, «соборным» началом явилось своеобразной реакцией на потребность людей в духовной общности, распад которой в древности и привел к разделению синкретического хорового обрядового действа на отдельные роды (эпос, лирику, драму). Мнимому - коллективному - единству, искусственно насаждаемому тоталитарной системой, Высоцкий противопоставил единение истинное, естественно и свободно порождаемое осознанием каждого индивида своей принадлежности к единой человеческой общности, отдаленно напомнившее то характерное для русского национального типа сознания (но, к сожалению, забытое) понятие соборности, определенное А. Хомяковым как «единство свободное и органическое, живое начало которого есть Божественная благодать взаимной любви».1 А столь распространенному человеческому равнодушию - чувство причастности и ответственности за все, что происходит вокруг. И хотя напрямую оно поэтом почти не сформулировано - оно присутствует в его творчестве как идеал, как предел стремлений и смысл существования, и который проступает и складывается в общую картину в совокупности всех произведений художника. Именно с этим оказывается связанной и «философия свободы» Высоцкого, достижение которой в его поэтическом мире предстает не как единичный, индивидуальный акт, но как необходимое условие человеческого единения, и в этом единстве - обретение свободы полной, всеобщей (которая также восходит к понятию

1. Хомяков A.C. Поли. Собр. соч. Т. 2. Прага, 1867. С. 101. соборности»).

Тот факт, что центральной проблемой творчества В. Высоцкого является человек, нельзя, однако, отнести к числу его собственных открытий, ибо эта тема всегда занимала центральное место не только в отечественной, но и в мировой литературе. Однако попытка Высоцкого, опираясь на традиции фольклора и литературы, посмотреть на человека хотя и глазами современника, но вместе с тем - через призму «вечных» вопросов, - позволила ему выйти на новый уровень психологизма, о котором еще в 1930-е годы говорил Л. Леонов: «. мы не можем уже сейчас писать ни как Достоевский, ни как Золя, ни как Бальзак или другие корифеи западной литературы. <.> .я хотя и робко, но уже по-другому подошел к психологическому анализу, стараясь освободиться от статичности и дать его в более действенном, динамичном развороте».1 Именно таким и предстает человек в поэтическом мире В. Высоцкого: он не просто созерцает окружающий мир или предается каким-либо внутренним переживаниям, раздумьям или размышлениям, но находится в постоянном движении, во взаимодействии с другими людьми и раскрывается в действии, в поступках.

Если в литературе XIX века объектом изображения художника были либо тип (Гоголь, Островский, Лесков), либо характер (Тургенев, Л. Толстой), либо личность (Достоевский), то в литературе XX века все эти грани представлены в совокупности, в единстве. Таким образом, новейшая литература являет собой некий синтез опыта предшествовавшей литературы в области

1. Ромов С. Встреча с Л. Леоновым // Литературная газета. 1930. 24 сентября. Цит. по: Проблемы психологизма в советской литературе. Л., 1970. С.7. психологизма. В этом отношении творчество Высоцкого оказывается не только в русле современного ему литературного развития, но и обнаруживает множество нюансов, присущих только его творческой манере, причем в таком сложном, синкретическом жанре, как жанр «авторской песни».

 

Список научной литературыШилина, Ольга Юрьевна, диссертация по теме "Русская литература"

1. Высоцкий В. Нерв. М., 1981.

2. То же. Изд. 5-е, испр. М., 1992.

3. Высоцкий В. Четыре четверти пути. М., 1988.

4. Высоцкий B.C. Не вышел из боя. Воронеж, 1988.

5. Высоцкий В. Поэзия и проза. М., 1989.

6. Высоцкий В. Я, конечно, вернусь. М., 1989.

7. Высоцкий В. Свой остров. Песни о море и моряках. М., 1990.

8. Высоцкий В. Сочинения: В 2 т. М., 1990.

9. То же. Изд. 9-е, испр. Екатеринбург, 1997.

10. Высоцкий В. 130 песен для кино. М., 1991.

11. Высоцкий В. Сочинения. В 4 т. СПб., 1992.

12. Высоцкий В. Собрание сочинений. В 4 т. М., 1997.1. Раздел II

13. Авторская песня: Книга для ученика и учителя. М., 1997.

14. Андреев Ю.А. Наша авторская.: История, теория и современное состояние самодеятельной песни. М., 1991.

15. Андреев Ю.А., Вайнонен Ю. Наша самодеятельная песня. М., 1983.

16. Аннинский JI. Тридцатые семидесятые. М., 1977.

17. Аннинский Л. Шепот и крик // Натянутый нерв струны: Стихи и песни бардов 50-80-х гг. Хабаровск, 1991.

18. Антология авторской песни. Публ. А.Е. Крылова, филол. коммент. В.И. Новикова // Рус. речь. 1989. №№ 1-6; 1990. №№ 1-6; 1991. №№ 1-4.

19. Архетипы в фольклоре и литературе. Сб. ст. Кемерово, 1994.

20. Бардовская песня: Комментированный сборник песен современных авторов / Авт.-сост. Н. Кутейникова. М., 1993.

21. Библиотека авторской песни «Гитара и слово»: А. Вертинский, М. Анчаров, Ю. Кукин. М., 1991-1992.

22. Бирюкова С. Б. Окуджава, В. Высоцкий и традиции авторской песни на эстраде: Автореф. дис. канд. искусствоведения. М., 1990.

23. Бирюкова С. Спасите наши души. Окуджава Высоцкий -бардрок. Тамбов, 1990.

24. Быков В. Русская феня. (Словарь тюремно-лагерного жаргона). Смоленск, 1994.

25. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989.

26. Вольная русская поэзия XVIII-XIX вв. Б-ка поэта. БС. Л., 1988.

27. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. М., 1994.

28. Глинчиков B.C. Феномен авторской песни в школьном изучении (А. Галич, В. Высоцкий, А. Башлачев): Автореф. дис. канд. пед. наук. Самара, 1997.

29. Городницкий А. Поющие шестидесятые // След в океане. Петрозаводск, 1993. С.360-420.

30. Гудошников Я.И. Русский городской романс. Тамбов, 1990.

31. Дементьев В. Поэзия моя отрада. М., 1975.

32. Дмитриев А. Тема «Православие и русская литература» в публикациях последних лет // Рус. литература. 1995. № 1. С. 255-269.

33. Дорофеева Л. Психологизм в деревенской прозе 70-х годов // Актуальные проблемы общего, исторического, сопоставительного языкознания и литературоведения. М., 1988. С.350-357.

34. Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков: цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. Сб. научных трудов. Петрозаводск, 1994.

35. Евлампиев И.И. Антропология Достоевского // Вече. Альманах русской философии и культуры. Вып. 8. 1997. С.122-196.

36. Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск, 1995.

37. Жебровска А.-И. Авторская песня в восприятии критики (60-80-е): Автореф. дис. доктора филол. наук. М., 1994.

38. Зайцев В.А. Современная советская поэзия: Материалы к спецкурсу. М., 1988.

39. История советской литературы: новый взгляд. (По материалам Всесоюзной научно-творческой конференции). В 2 ч. М., 1990.28. «Какой должна быть современная песня?» / Материалы дискуссии // Вопросы литературы. 1967. № 8. С.45-76.

40. Каманкина М.В. Самодеятельная авторская песня 1950-1970-х годов (к проблеме типологии и эволюции жанра): Автореф. дис. канд. искусствоведения. М., 1989.

41. Кожинов В. Лирика военного поколения // Соц. реализм и художественное развитие человечества. М., 1966.

42. Лазарев Л. Поэзия военного поколения. М., 1966.

43. Лихачев Д.С., Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. Л., 1984.

44. Македонов А. Свершения и кануны: О поэтике русской советской лирики 1930-1970-х гг. Л., 1985.

45. Мархасев Л. Серенада на все времена: Книга о русском романсе и лирической песне. Л., 1988.

46. Мелетинский Е. Поэтика мифа. М., 1976.

47. Мифологический словарь. М., 1990.

48. Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. М., 1987.

49. Обряды и обрядовый фольклор. Сб. ст. М., 1982.

50. О Достоевском: Творчество Достоевского в русской мысли. М., 1990.

51. Оссовецкий И.А. Язык современной русской поэзии и фольклор // Языковые процессы современной русской художественной литературы. М., 1977.

52. Павловский А.И. Русская советская поэзия в годы Великой Отечественной войны. Л., 1967.

53. Поэзия и музыка. Сб. статей и исследований. М., 1973.

54. Проблема характера в советской литературе. Челябинск, 1988.

55. Проблемы психологизма в советской литературе. Л., 1970.

56. Проблемы русской советской литературы. 50-70-е годы. Л., 1976.

57. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986.

58. Пропп В.Я. Морфология сказки. СПб., 1997.

59. Пропп В.Я. Проблемы^комйзма и смеха. СПб., 1997.

60. Пропп В.Я. Русская сказка. Л., 1984.

61. Прыжов И.Г. История кабаков в России. М., 1992.

62. Прыжов И.Г. История нищенства, кабачества и кликушества на Руси. М., 1997.

63. Пьяных М. Поэзия Александра Межирова. Л., 1985.

64. Распутина С.П. Социально-ценностное и мотивационное своеобразие советского бардового движения 1960-1980-х годов: Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1997.

65. Рубанова И. Голос из хора: Историко-художественные аспекты феномена авторской песни // Искусство: Современные творческие процессы. М., 1993. С.35-55.

66. Русская советская литература 50-70-х годов. М., 1981.

67. Русские утопии. Альманах «Канун» (под общей редакцией Д.С. Лихачева). СПб., 1995.

68. Савченко Б. Авторская песня. М., 1987.

69. Серебрякова И. Слово об авторской песне // Вагант-Москва. М., 1997. № 7-9. С. 2-16.

70. Скоморохи: Проблемы и перспективы изучения. Сб. статей и рефератов. СПб., 1994.

71. Славянофильство и современность. Сб. ст. СПб., 1994.

72. Словарь русских пословиц и поговорок. М., 1993.

73. Словарь тюремно-лагерно-блатного жаргона. Речевой и графический портрет советской тюрьмы. «Края Москвы», 1992.

74. Словарь фразеологических синонимов. М., 1987.

75. Страшнов С. «Молодеет и лад баллад»: Баллада в истории русской советской поэзии: Лит.-критические статьи. М., 1991.

76. Трубецкой Е. «Иное царство» и его искатели в русской народной сказке // Литературная учеба. 1990. Кн. 2. С. 100-118.

77. Урбан А. Возвышение человека. Заметки о современной поэзии. Л., 1968.

78. Федорова В. Скоморошьи песни в народной лирике: Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1974.

79. Федотов О. Фольклорные и литературные корни русского стиха. Владимир, 1981.

80. Филиппов Г.В. Русская советская философская поэзия. Человек и природа. Л., 1984.

81. Флоровский Г. Евхаристия и соборность // Вестник русского христианского движения. 1985. № 45. С. 5-31.

82. Фольклорная традиция в русской литературе. Сб. научных трудов. Волгоград, 1986.

83. Фрумкин В. Песня и стих // Сов. музыка. 1969. № 10. С.21-27.

84. Фрумкин В. Поэзия и музыка. Сб. статей и исследований. М., 1973.

85. Хомяков A.C. Поли. собр. соч. Т.2. Прага, 1867.

86. Шипов Р. Стихи, что с музыкой слились / Авторская песня в период, печати // Библиография. 1993. № 2.

87. Brown Deming. Soviet Russian Literature Since Stalin. Cambridge, 1978.

88. Smith G.S. Songs to Seven Strings. (Soviet history, politics, society, and thought). Russian Guitar Poetry and Soviet «Mass Song». Indiana University Press, Bloomington, 1984.

89. Zguta R. Russian minestrels: A history of the skomorokhi. Oxford, 1978.1. Раздел III

90. B.C. Высоцкий. Алфавитный, хронологический и библиографический указатель-справочник. Воронеж, 1990.

91. B.C. Высоцкий: Что? Где? Когда? Библиографический справочник (1960-1990). Харьков, 1992.

92. B.C. Высоцкий: Что? Где? Когда? (1991-1992). (Продолжение) // Мир Высоцкого: Исследования и материалы. Альманах. М., 1997. Вып. 1. С. 477-505.

93. B.C. Высоцкий: История болезни. (Алфавитный, биографический и краткий библиографический справочник). Пенза, 1993.

94. Абрамова JI.B., Перевозчиков В.К. Факты его биографии. М., 1991.

95. Берестов В. «В прошлом, будущем и настоящем.» // Вопросы литературы. 1995. Вып. II (март-апр.). С .3-26; То же // Берестов В. Лестница чувств // Вагант: Прил. М., 1996. С. 22-31.

96. Бибина A.B. Так что же случилось в Африке?: Об одной «несерьезной» песне В. Высоцкого // Рус. речь. 1993. № 1 (янв.-февр.). С.20-22.

97. Блинов Ю.Н. Приемы контраста и противоречия в идиостиле В. Высоцкого: Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1994.

98. Бородулин В. По эту сторону добра и зла / Владимир Высоцкий как носитель новой национальной ментальности //Вагант: Прил. М., 1991. № 5. С. 12-16.

99. Везерова М.Н., Сиверина Е.Г. Динамика метафоризации в структуре художественного текста: («Памятник» В. Высоцкого) // Проблемы деривации: семантика и поэтика: Межвузовский сборник научных трудов. Пермь, 1991. С. 90-98.

100. Владимир Высоцкий. Человек. Поэт. Актер / Сост. Ю.А. Андреев и И.Н. Богуславский; Вступ. ст. Ю.А. Андреева. М., 1989.

101. Вицаи П. Песни Владимира Высоцкого на уроках русского языка: Спецкурс как средство мотивации // Рус. язык за рубежом. 1993. № 4. С. 101-107.

102. Волкова Т.С. (О Высоцком) // Волкова Т.С. Проблема жанра в лирике: На материале современной русской и украинской поэзии. Львов, 1991. С. 157-175.

103. Высоцкий B.C.: исследования и материалы. Воронеж, 1990.

104. Высоцкий в советской прессе. СПб., 1995.

105. Высоцковедение и высоцковидение: Сб. научн. статей. Орел, 1994.

106. Евтюгина A.A. Прецедентные тексты в поэзии В. Высоцкого: (к проблеме идиостиля). Автореф. дис. канд. филол. наук. Екатеринбург, 1995.

107. Евтюгина A.A., Купина H.A. Прецедентные тексты в творчестве В. Шукшина и В. Высоцкого // В.М. Шукшин. Жизнь и творчество: Краевой музей истории литературы, искусства и культуры Алтая. Труды. Вып. 2. Барнаул, 1992. С. 130-132.

108. Живая жизнь: Штрихи к биографии Владимира Высоцкого. М., 1988. То же: Ставрополь, 1992.

109. Живая жизнь: Штрихи к биографии Владимира Высоцкого. Страницы будущей книги (Кн. вторая). М., 1992. (Б-ка «Ваганта». № 6-9).

110. Живая жизнь: Штрихи к биографии Владимира Высоцкого. Кн. третья. М., 1992.

111. Житенева A.B. Лексико-фразеологическое своеобразие поэзии В. Высоцкого // Магнитогорск, 1990. Деп. в ИНИОН АН СССР 3.12.1990. № 43353.

112. Зайцев В.А. Владимир Высоцкий // Вагант-Москва. М., 1997. № 1-3. С. 1-16.

113. Зайцев В.А. Стилевые искания и тенденции: Разд. 7. (В. Высоцкий) // Современная советская поэзия: Материалы к спецкурсу. М., 1988. С. 45-48.

114. Золотухин В. «Все в жертву памяти твоей.» (В. Золотухин о Владимире Высоцком). Дневники. М., 1992.

115. Канчуков Е. Приближение к Высоцкому. М., 1997.

116. Китайгородская М.В., Розанова H.H. Творчество Владимира Высоцкого в зеркале устной речи // Вопросы языкознания. 1993. № 1. С. 97-113.

117. Кулагин A.B. Бесы и Моцарт: Пушкинские мотивы в поздней лирике В. Высоцкого // Лит. Обозрение. 1993. № 3/4. С. 22-25.

118. Кулагин A.B. «Пушкинское» стихотворение Высоцкого: («Люблю тебя сейчас.») // Пушкин и современная культура. М., 1996. С. 207-213.

119. Кулагин A.B. Поэзия B.C. Высоцкого: Творческая эволюция. М., 1997.

120. Кулыиарипова Р.З. Фоностилистическая интерпретация звучащего поэтического текста: (Стихи А. Блока и «Чужая колея» В. Высоцкого) // Проблемы поэтической речи: Сб. научных трудов. Вып. 307. М., 1988. С. 133-137.

121. Лебедева Е.С. Владимир Высоцкий: язык русского поэта // Слово II: Сб. научных работ. Тамбов, 1997. С. 244-249.

122. Лосев А., Симагин Р. «Но вера есть, все зиждется на вере.» //Ваг ант: Приложение. М., 1991. № 5. С. 7-11.

123. Малышев В., Смирнов О. Дорога, ведущая к храму // Вагант: Приложение. М., 1991. № 5. С. 3-6.

124. Мир Высоцкого: Исследования и материалы. Альманах. Вып. 1. М., 1997.

125. Мир Высоцкого: Исследования и материалы. Альманах. Вып. 2. М., 1998.

126. Мир Высоцкого: Исследования и материалы. Альманах. Вып. 3. М., (в печати).

127. Намакштанская И.Е. «Смотрины» В. Высоцкого и «Свадьба» Б. Пастернака // Рус. речь. 1996. № 1. (янв,-февр.). С. 12-16.

128. Новиков В.И. В Союзе писателей не состоял.: Писатель Владимир Высоцкий. М., 1991.

129. Новиков В.И. Высоцкий есть Высоцкий (Сб. ст) // Вагант: Приложение. М., 1995. Вып. 51-52.

130. Осипов А.Е. «История, сердцу знакомая»: (С. Есенин и В. Высоцкий) // С.А. Есенин: Проблемы творчества, связи: Межвузовский сб. научных трудов. Рязань, 1995. С. 65-71.

131. Осипова М. Формульные мотивы в поэзии B.C. Высоцкого //Вагант: Приложение. М., 1992. № 5.

132. Полевая O.A. Сказовая традиция в рассказах М. Зощенко и ролевой поэзии В. Высоцкого // Литература и фольклор. Проблемы взаимодействия: Сб. науч. ст. Волгоград, 1992. С. 129-139.

133. Рудник Н.М. Проблема трагического в поэзии B.C. Высоцкого: Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1994.

134. Рудник Н.М. Проблема трагического в поэзии B.C. Высоцкого. Курск, 1995.

135. Руссова С.Н. «Отчаяньем сорванный голос.», или Истина в устах шута: Лирический герой Владимира Высоцкого // Фрагменты анализа поэтического текста: Сб. ст. Киев, 1996. С. 38-47.

136. Скобелев А., Шаулов С. Владимир Высоцкий: мир и слово. Воронеж, 1991.

137. Старатель. Еще о Высоцком: Сб. воспоминаний. М., 1994.

138. Таран Т. О поэтике Владимира Высоцкого // Модели мира. М., 1997. С. 229-240.

139. Тимченко М.Ю. Традиции народной смеховой культуры в творчестве В. Высоцкого // Литература и фольклор. Проблемы взаимодействия: Сб. науч. ст. Волгоград, 1992. С. 139-148.

140. Томенчук JI. Если друг оказался вдруг.: Тема дружбы в творчестве В. Высоцкого // Высоцкий: время, наследие, судьба. Киев, 1992. № 2, 3.

141. Томенчук Л. Хула и комплименты: (Песенно-поэтическое творчество В. Высоцкого и критика 60-80-х годов) // Владимир Высоцкий: исследования и материалы. М., 1993. Вып. 1.

142. Ходанов М., свящ. Я не люблю, когда наполовину. // Лит. Россия. 1998. № 5 (30 янв.). С. 12-13; № 6 (6 февр.). С. 12-13; № 7 (13 февр.). С. 12-13.

143. Шатин Ю.В. Поэтическая система В. Высоцкого // Высоцкий: время, наследие, судьба. Киев, 1995. № 24, 25.

144. Шилина О. Психологизм поэзии Владимира Высоцкого (Предисл. Л. Абрамовой) // Вагант: Приложение. М., 1991. № 8.