автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Икона как феномен культуры XX века

  • Год: 2006
  • Автор научной работы: Петраш, Елена Вадимовна
  • Ученая cтепень: кандидата культурологии
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
Диссертация по культурологии на тему 'Икона как феномен культуры XX века'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата культурологии Петраш, Елена Вадимовна

Введение.

Глава 1. Икона в межкультурном историческом и духовном пространстве.

1.1. Богословские основы иконописного образа.

1.2. Икона как особый текст культуры.

1.3. Иконописный образ как всемирнозначимый духовный опыт православной церкви.

Глава 2. Икона в контексте современной культуры.

2.1 .Историко-культурные аспекты позиционирования феномена иконы в культуре XX в.

2.2. Типология современных форм иконоборчества.

2.3 .Икона в контексте культурно-исторического пространства современной России

 

Введение диссертации2006 год, автореферат по культурологии, Петраш, Елена Вадимовна

Важность процессов самоопределения современной России в общемировом культурно-историческом пространстве в наши дни становится очевидной. К области наибольших приоритетов в этом плане относится сфера духовной культуры. В частности духовный опыт Русской православной церкви.

В рамках данной работы мы не беремся рассматривать все составляющие Русской религиозной культуры, а сосредоточим свое внимание на феномене иконы, как на одном из наиболее ярких и знаковых явлений в данной области духовного опыта. Иконописный образ мы будем трактовать не только как исторический или искусствоведческий памятник, не только как атрибут религиозной жизни, но в первую очередь, как феномен общекультурного масштаба, как текст культуры, несущий в себе общезначимую информацию, прочтение которой и есть важная задача нашего времени.

Для современной науки характерна интегративная, сравнительная, междисциплинарная направленность к более глубокому изучению исторических истоков и традиций культуры, реконструкция ее смыслообразующих начал и основных ценностных ориентаций, осмысление наследия предшествующих поколений, стремление к осуществлению преемственности и связи времен, изучение культуры как единого исторического процесса при общей множественности культур и попытка установления диалога культур.

В этом аспекте Русская культура и история представляют особый интерес для общемирового научного знания, так как являют собой огромное многообразие достижений культуры, возникшее с древних времен и развивавшееся на огромной территории с многонациональным населением. Более того, это многообразие, как писал в своё время евразиец кн. Н.С. Трубецкой - «радужная сеть», расположена именно на стыке культур Востока и Запада. Особо отметим, что это многообразие или же изучено мало, или недостаточно, или же откровенно превратно. Поэтому, представляется особенно важным в наши дни определить место русской культуры в общемировом культурно-историческом развитии. Что в свою очередь является непосредственной и прямой задачей для современной российской культурологической мысли.

Тема иконы затрагивает такую область русской культуры, которая, представляя глубоко национальное явление, в тоже время, несет в себе общекультурные, универсалистские, вселенские и, в этом смысле, - вненациональные информационные составляющие, являя вместилище духовного опыта русского народа и православной церкви. Этот опыт должен быть изучен особо пристально, как внутри самой русской культуры, так и в межкультурном общеисторическом пространстве. «Икона как духовный феномен все сильнее привлекает к себе внимание, причем не только в православном и католическом мире, но и в протестантском. В последнее время все большее число христиан оценивают икону как общехристианское духовное наследие. Сегодня именно древняя икона воспринимается как актуальное откровение, необходимое современному человеку.»1

Икона - важнейший элемент русской культуры, ее художественно-эстетического наследия и духовного опыта. При этом вся глубина иконы, ее мистический смысл, ее особый сакрально-символический язык остаются скрытыми от большинства, даже просвещенной и образованной части человечества. «[.]зачастую Языкова И. К. Богословие иконы. М., 1995. С. 6. современный православный человек свою апологию иконы не простирает дальше слепой защиты традиции и расплывчатых рассуждений о красоте божественного мира, тем самым оказываясь несостоятельным наследником принадлежащего ему богатства.»2

Осмысление духовных и художественно-эстетических ценностей иконы - это одна из попыток реконструкции альтернативного идеала, основанного на приоритете духовно-нравственных ценностей, что особенно актуально в условиях современных исключительно лаицистских тенденций к преобладанию массовой, потребительской, без-нравственной, без-национальной и без-духовной культурной основы.

Икона, как вместилище духовного опыта, сопрягающее в себе и духовную, горнюю и земную, дольную составляющие культуры представляет собой феномен, имеющий общекультурное, вненациональное значение. Это значение - в преодолении одностороннего высокомерия-пренебрежения земным, свойственного докето-гностическому иллюзионизму, но и предостережение от узкомещанского обольщения сытостью и корыстью исключительно феноменального, «плотского свойства». Осмысление иконы в контексте мировой культуры может стать одной из основ, на которой укрепится положение русской культуры в общемировом историческом процессе, одной из основ для межкультурного общения.

Очевидно, что икона как феномен в его концептуальной целостности - явление сложное и многогранное. В научных и богословских трудах эта тема разработана в разных аспектах, историче

2 Там же. С. 8. ском, богословском, символическом или художественно-эстетическом.

На самых ранних этапах христианской истории мы можем наблюдать огромный интерес к изучению иконы во всей ее многосложной полноте и даже парадоксальности. Как только появляются первые библейские изображения, не затихают споры связанные с правомерностью их существования. На фоне этих прений, а так же в непосредственной связи с иконоборческими течениями постепенно, на основе трудов таких богословов как Дионисий Арео-погит, Преп. Иоанн Дамаскин, Григорий Палама и др. складывается всесторонняя богословская концепция иконы, которая, в свою очередь и ложится в основу победы над иконоборческими ересями.

В Россию теория христианского образа, как зримо явленной истины, пришла вместе с переводами священных текстов. Более того, в XVI-XVII в.в. вопросы техники и символики в иконописной традиции выносятся на самое широкое обсуждение, в частности рассматриваются на Стоглавом соборе. Об иконе пишут Иосиф Во-лоцкий, Максим Грек, Евфимий Чудовской, Симон Ушаков. Эти работы в основе своей имеют богословско-эстетический характер.

После некоторого спада интереса к этой теме в XVIII в., он с новой силой вспыхивает в сер. XIX в. - нач. XX в. и находит свое отражение в работах таких мыслителей, как Ф.И. Буслаев, С. Булгаков, В.В. Розанов, И. Соловьев, Е.Н. Трубецкой, П.А. Флоренский, и др. Философско-богословские аспекты иконописного искусства становятся достоянием не только русской, но и европейской философской мысли, т.к. труды этих философов переводятся на многие языки.

В сер. XX в. фундаментальные исследования в области теории и истории иконы были мало известны, но продолжались вестись в разных областях. С искусствоведческих позиций эту тему разрабатывали такие ученые, как М.В. Алпатов, И. Грабарь, Н.П. Кондаков, В.Н. Лазарев и др. В философско-эстетическом аспекте над проблемой иконописного образа работали С.С. Аверинцев, В.В Бычков, В.В. Лепахин, Л.А. Успенский, значительная фигура русской эмиграции, проделал огромную работу по систематизации разноаспектной информации об иконе, как в историческом, так и богословском направлениях. Его труд «Богословие иконы Православной Церкви» является основополагающим для богословского осмысления иконописной традиции.

В настоящее время мы можем наблюдать огромный интерес к феномену иконы и его месту в культурном пространстве. Эта тема все чаще привлекает внимание ученых, в том числе и за рубежом. Интерес к этому явлению активно растет и этот рост в последнее время только усиливается. Появляются научные и популярно-просветительские труды, посвященные этой теме. В работах В.В. Лепахина, И.К. Языковой и др. исследуется такие базовые для изучения иконы области, как богословские и религиозно-сакральные основы иконописания и иконопочитания.

Однако, в большинстве своем, эти работы рассматривают икону в каком-либо одном аспекте, скажем, историческом, богословском, символическом или художественно-эстетическом. Наша задача, на основе уже существующих религиозно-катехизаторских, научно-эстетических и искусствоведческих разработок этой темы, попытаться дать целостное культурологическое рассмотрение иконописного образа, как своего рода примера-напоминания, «средостения-перихорезиса» «возвышенного и обыденного» в культуре, прорастания «возвышенного в обыденном», по возможности, во всей полноте взаимосвязей всех этих направлений.

Целью настоящего исследования является рассмотрение иконы как феномена культуры в генетическом, сущностном, типологическом, эволюционном аспектах.

Для достижения поставленной цели диссертационное исследование предполагает решение следующих задач:

• Определение места иконописного образа в межкультурном историческом и духовном пространстве.

• Раскрытие фабулаторных свойств иконы в их разносторонности, парадоксальности и взаимосвязи.

• Выявление основных информационных и смысловых составляющих феномена иконы.

• Выявление особенностей иконы в ряду других общекультурных ценностей.

• Определение роли иконы в современной культуре и в межкультурном диалоговом пространстве.

• Проведение сравнительно-культурного анализа феномена иконы и аналогичных явлений в разных христианских религиозных традициях.

• Проведение типологического анализа современных форм иконоборчества.

• Определение проблемного поля позиционирования иконы в современной русской культуре.

Объектом исследования является феномен иконы, рассмотренный в ракурсе его отношения к культуре.

Предметом исследования является специфика феномена иконы как особого явления культуры в его временных и типологических характеристиках.

Теоретико-методологические основы исследования. Методология исследования обусловлена спецификой изучаемого объекта, поставленной целью и задачами. Ее основу составляет междисциплинарный, сравнительно-исторический и системно-целостный подход к исследованию. Генетические корни иконописания исследовались с использованием историко-генетического метода. Историко-культурный подход позволил раскрыть внутреннюю логику развития иконописных традиций. Также использовались богословский и философский подходы в осмыслении сакральной составляющей иконы. Важнейшим элементом исследования стала разработка целостного, междисциплинарного анализа феномена иконы с целью показа своеобразия культурологическо-художественного, ценностного способа познания, имеющего существенные отличия от естественно-научного, гипотетико-дедуктивного метода исследования, а также теоретическое моделирование современных тенденций развития культурных процессов и прогнозирование их в историческом пространстве, на примере рефлексии в восприятии иконы и иконопочитания.

В качестве теоретической базы в работе над диссертацией были использованы:

- Книги Ветхого и Нового Завета.

- Святоотеческая богословская литература.

- труды отечественных религиозных философов рубежа XIX -XX веков: С. Булгакова, Ф.И. Буслаев, К.Н. Леонтьева, В.В. Розанова, И. Соловьева, Е.Н, Трубецкого, П.А Флоренского, а также работы современных философов: В.В. Бычкова, В.В. Лепахина, Л.А. Успенского, И.К. Языковой.

- религиоведческие и богословские исследования М.М. Дунаева, диакона Андрея Кураева, игумена Иоанна (Экономцева), В. Плугина и др.

- работы по истории Русской Церкви: митрополита Макария (Булгакова), В.В. Болотова, П.В. Знаменского, А.В. Карташова и др.

- общетеоретические исследования по вопросам теории и истории культуры, религиозной антропологии: С.С Аверинцева, Г.С Батищева, М.М. Бахтина, П.Е. Бойко, М.Н. Громова, В. А. Крутикова, И. К. Кучмаевой, Ю.М. Лотмана, А.Ф. Лосева, Э.А. Орловой, Е.А Островской, А.С. Панарина, В.Н. Расторгуева, В.И. Шамшурина.

Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Икона как феномен культуры XX века"

Заключение

В данном исследовании феномен иконописного образа был рассмотрен комплексно, во взаимодействии разноаспектных составляющих видения затронутой темы. В результате такого подхода, был выдвинут ряд положений, обладающих научной новизной и позволяющих в какой-то степени по-новому осмыслить место иконы в культурном пространстве.

Во-первых, на основании историко-генетического и богослов-ско-филосовского анализа, утверждается, что духовно-нравственный и сакральный опыт, зафиксированный в иконе, а так же опыт изучения категорий прекрасного и возвышенного и их роли в культуре, явленный через иконописный образ, - это тот опыт, который русская православная культура может предложить другим народам, вступая с ними в межкультурный диалог. Каждый народ, каждая культура в этом диалоге предлагает то, что считает наиболее ценным и общезначимым для всемирного сообщества. Тот свой опыт, на основе которого возможно было бы строить единое поле межкультурного общения. Как бы единый общепонятный язык, единое пространство межкультурных смыслов, на которые можно было бы опереться в столь трудном деле межкультурного диалога.

Во-вторых, в результате историко-культурного анализа и куль-турологическо-художественного, ценностного способа познания делается попытка моделирования и прогнозирования исторической ситуации востребованности ценностно-значимых текстов иконы в современной культуре. Раскрываются тенденции, когда можно говорить, что иконописный образ, как зримое и явленное представление о должном совершенстве, реализованное в рамках русской культуры значим не только в истории Церкви, но и имеет в своём парадигмальном, стандартизирующем и смыслообразующем значении наисущественную востребованность в наши дни в современном культурном пространстве.

В-третьих, в ходе проведенного исследования, сформулированы следующие положения:

1. Односторонне искусствоведческая трактовка иконы только как произведения искусства, свойственного определенному историческому периоду - недостаточна и может быть рассмотрена как своеобразная форма иконоборчества; несостоятельной следует считать и свойственную так называемой ереси «безглавых» («аке-фалов») трактовку иконы и иконопочетания как идолопоклонства; не приемлем также и дух гностицизма в восприятии иконы, только как материальной составляющей церковной религиозной практики, не имеющей ничего общего с духовной жизнью современной культуры.

2. Современное рассмотрение иконы и иконописания без должной технической, теоретической и духовной подготовки, ведёт к искажению канона и замутнению сакральной составляющей иконы, как образа отражающего Первообраз.

3. Именно в лоне Православной Церкви и, в большей степени, Русской Церкви, по ряду причин сформировалось и глубоко укоренилось богословие в красках. Иконописный образ становится типологической, узнаваемой характеристикой русской культуры.

На основе выдвинутых выше положений, делается вывод, что икона, как таковая, не являясь исключительно произведением искусства, относящимся к определенным временным рамкам, а представляя из себя явление духовно-сакрального характера, отражающее духовный опыт православной Церкви и, в историческом смысле, русской культуры, имеет все основания для активного возрождения и развития в контексте возрождения самой православной Церкви. Это особенно наглядно видно в свете наметившихся в наши дни тенденций к возрождению иконописного искусства и возросшему интересу к богословско-философскому обоснованию иконописного образа.

Научно-практическая значимость исследования

В теоретическом плане работа позволяет дополнить и расширить мало разработанные аспекты культурологи, связанные с историей культуры и религии, богословием и философией, а так же использовать ее результаты в качестве методологической основы для углубления представлений о категориях и понятиях теории культуры.

Материалы и выводы диссертации могут стать основой для разработки общих и специальных курсов, включенных в блок учебных дисциплин вузов.

Апробация работы

Основные положения и практические выводы диссертационного исследования опубликованы в статьях и тезисах, а также были представлены в выступлении на Международной научной конференции «Русская философия и православие в контексте мировой культуры» (Краснодар, 2004 г.); на внутривузовской конференции

Агиологическое древо русской культуры» (Москва, ГАСК, 2003 г.). Кроме того, материалы исследования получили практическое применение при подготовке и прочтение спецкурса «Духовные основы иконописного искусства» в ГАСК в 2006 и 2007 годах, а так же при проведении занятия по «истории иконы» в воскресной школе при храме Воскресения Христова в Кадашах (Москва, 2006). Работа выполнена на кафедре теории и истории культуры Государственной академии славянской культуры.

 

Список научной литературыПетраш, Елена Вадимовна, диссертация по теме "Теория и история культуры"

1. Аввакум 1989 Аввакум, протопоп. Об иконном писании. - «Пустозерская проза». М.,1989.

2. Августин 1905 Августин Блаженный. Творения. Киев, 1905-1914.

3. Аверинцев 1973 Аверинцев С. С. Золото в системе символов ранневизантийскойкультуры // Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа. М., 1973.

4. Аверинцев 1997- Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977.

5. Алпатов 1955- Алпатов М,В Всеобщая история искусств. Т.З. М., 1955.

6. Алпатов 1974 Алпатов М. В. Краски древнерусской иконописи. М., 1974.

7. Алпатов 1978- Алпатов М. В. Древнерусская иконопись. М., 1978.

8. Амвросий 1908 Амвросий Оптинский, прп. Собрание писем. Сергиев Посад, 1908.

9. Анастасий 1990 Анастасий Синаит, прп. Об устроении человека по образу иподобию Божию. Слово первое // Символ. Париж, 1990. № 23.

10. Анастасий 1993 Анастасий Синаит, прп. Путеводитель (избранные главы) //ЖМП.1. М„ 1993. №7.

11. Бахтин 1975 Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

12. Бегунов 1966- Бегунов Ю. К. Житие Александра Невского в станковой живописи начала

13. XVII в. // ТОДРЛ, ХХП. М Л., 1966.

14. Безобразов 1861 Безобразов В. П. Из путевых записок // Русский вестник. Т. 34. М, 1861.

15. Берман 1982 Берман Б. И. Читатель жития. (Агиографический канон русского средневековья и традиции его восприятия) // Художественный язык средневековья. М, 1982.

16. Бобков 1996 Бобков К. В. Шевцов Е. В. Символ и духовный опыт православия. М., ТОО «ИЗАН». 1996.

17. Буслаев 1861 Буслаев Ф. И. Исторические очерки русской словесности и искусства. Т. 12. СПб., 1861.

18. Вагнер 1974 Вагнер Г. К. Проблема жанров в древнерусском искусстве. М., 1974.

19. Василий 1845 Творения иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийския. Т. 3, М., 1845.

20. Василий 1846- Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийския, свт. Творения. Ч. 1-4. М., 1845-1846.

21. Герман 1994- Герман, архимандрит. Эпитафия патриарху Никону//ПЛДР. Т. 12. М., 1994

22. Голубцов 1966 Голубцов Сергий, архиепископ. Воплощение богословских идей в творчестве прп. Андрея Рублева // Богословские труды. М., 1981. № 22. Голубцов 1995 - Голубцов А. П. Из чтений по церковной археологии и литургике. СПб., 1995.

23. Дионисий 1997- Дионисий Ареопагит, св. О Небесной Иерархии. СПб., 1997. Дмитревский 1993 Дмитревский Иван. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной Литургии. М, 1993.

24. Дмитриев 1973 Дмитриев Л. А. Житийные повести Русского Севера как памятники литературы XIII—XVIII веков. Л., 1973.

25. Добротолюбие 1992 Добротолюбие. Т. 1-5. Свято-Троицкая Сергеева Лавра, 1992. Дорофей 1900 - Дорофей, авва. Душеполезные поучения и послания. Сергиев Посад, 1900.

26. Дунаев 1997- Дунаев М. М. Своеобразие русской религиозной живописи. М., 1997. Евагрип 1994 Евагрий, авва Творения. Аскетические и богословские трактаты. М., 1994. Епифаний 1981 - Епифаний Премудрый. Письмо к Кириллу Тверскому // ПЛДР. Т. 4. М., 1981.

27. Еремина 1998 Еремина Т. С. Мир русских икон и монастырей. История, предания. М., 1998.

28. Житие 1981 Житие преподобного и богоносного отца нашего, игумена Сергия чудотворца. Написано премудрейшим Епифанием // ПЛДР. М., 1981.

29. Забелин 1905 Забелин И. Е История города Москвы. М., 1905. Замятина 1997- Замятина Н. А. Терминология русской иконописи. М., 1997. Зеньковский 1950 - Зеньковский В. В. История русской философии. Т. 1-2. Париж, 1948-1950.

30. Зеньковский 1995 Зеньковский С. Русское старообрядчество. М., 1995.

31. Зинон 1992 Зинон (Тодор), архимандрит. Икона в литургическом возрождении //

32. Памятники Отечества. М., 1992. №2-3.

33. Зинон 1992 Зинон (Тодор), архимандрит. Беседы иконописца. Рига, 1997. Игнатий 1886 - Сочинения епископа Игнатия (Брянчанинова). Т. V. Приношение современному монашеству. СПб., 1886. Иерусалим 1994 - Иерусалим в русской культуре. М., 1994.

34. Иконостас 1996 Иконостас: происхождение, развитие, символика Тезисы докладов. М., 1996.

35. Иларион 1994 Иларион, митрополит. Слово о законе и благодати // ПЛДР. Т. 12. М.,1994.

36. Иоанн 1893 Иоанн Дамаскин, прп. Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения. СПб., 1893.

37. Иоанн 1987 Творения преподобного Иоанна Дамаскина. Христологические иполемические трактаты. Слова на Богородичные праздники. М., 1997.

38. Иоанн 1991 Иоанн Кронштадтский, св. прав. Моя жизнь во Христе. Т. 1-2. М., 1991

39. Иоанн 1894 Иоанн Лесгвичник, прп. Лествица. Сергиев Посад, 1894.

40. Иоанн 1984 Иоанн, схиигумен. Письма Валаамского старца. Хельсинки, 1984.

41. Иосиф 1993 Иосиф Волоцкий прп. Просветитель. М., 1993.

42. Исаак 1993 Исаак Сирин, прп. Слова подвижническия. М., 1993.

43. История 1959 История русского искусства / Под ред. И. Э. Грабаря. Т. 4. М., 1959.

44. История 1959 История иконописи. М., «Арт-БМБ», 2002.

45. Иулиания 1995 Монахиня Иулиания (М. Н. Соколова). Труд иконописца. Свято-Троицкая Сергеева Лавра, 1995.

46. Каптерев 1913 Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Т. 1-2. М., 1909-1913.

47. Карташев 1959 Карташев А. В. Очерки по истории Русской Церкви. Т. 1-2. Париж, 1959.

48. Карташев 1994 Карташев А. В. Вселенские Соборы. М., 1994.

49. Кассиан 1993 Иоанн Кассиан Римлянин, прп. Писания. Свято-Троицкая Сергеева Лавра,1993.

50. Квливидзе 1998 Квливидее Н. В. Новгородская икона Софии Премудрости Божией // Православная икона. Канон и стиль. М., 1998.

51. Киприан 1950 Киприан (Керн), архимандрит. Антропология св. Григория Паламы. Париж, 1950.

52. Киприан 1967 Киприан (Керн), архимандрит. Золотой век святоотеческой письменности. Париж, 1967.

53. Кирилл 1987 Кирилл Туровский, свт. Слово на Вознесение // Красноречие Древней Руси. М, 1987.

54. Ключевский 1871 Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871.

55. Ключевский 1988 Ключевский В. О. Сочинения в девяти томах. Курс русской истории. Т.З.М.,1988.

56. Книга 1993 Книга Правил святых апостол, святых Соборов Вселенских и поместных и святых отец. СПб., 1993.

57. Колесов 1989- Колесов В. В. Древнерусский литературный язык. Л., 1989. Кондаков 1998 Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. Т. 1-2. М., 1998.

58. Кочетков 1981 Кочетков И. А. Иконописец как иллюстратор жития // ТОДРЛ, XXXVI. Л., 1981.

59. Кудрявцев 1996-Кудрявцев М. П., Мокеев Г. Я. Символ Святой Руси // Москва. 850 лет. Т.1.М., 1996.

60. Кудрявцева 1996 Кудрявцев М. П., Кудрявцева Т. Н. Красная площадь - храм под открытым небом // Москва. 850 лет. Т. 1. М., 1996.

61. Кучмаева 2006 Кучмаева И. К. Социальные закономерности и механизмы наследования культуры.М, 2006

62. Лепахин 1999 Лепахин В. В Икона в изящной словесности: Икона, иконопись, иконописцы, иконопочитание и иконные лавки в русской художественной литературе XIX-начала XX века. Сегед, 1999.

63. Лихачева 1971 Лихачева В. Д., Лихачев Д. С. Художественное наследие Древней Руси и современность. Л., 1971.

64. Лосев 1993 ЛосевА. Ф. Бытие. Имя. Космос. М., 1993.

65. Лосев 1991 Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.

66. Лососий 1972 Лосский Вл. Очерк мистического богословия Восточной Церкви.

67. Видение Бога» в византийском богословии. Паламитский синтез // Богословскиетруды. М., 1972. №8.

68. Лосский 1975 Лосский Вл. Богословие образа // Богословские труды. М., 1975. № 14. Лука 1978- Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа, тело. Брюссель, 1978. Любомудров 1997 - Любомудров А. Знамения Божий от святых икон. 1991-1996. СПб., 1997.

69. Макарий 1880 Макарий Египетский, прп. Духовные беседы, послание и слова. М., 1880.

70. Макарий 1990 Макарий Египетский. Новые духовные беседы. М., 1990.

71. Макарий 1997 Макарий, митрополит Московский и Коломенский. История Русской

72. Церкви. Т. 1-9. М., 1994-1997.

73. Максим 1993 Максим Грек, прп. Догматическо-полемические сочинения в русском переводе. Тверь, 1993.

74. Максим 1911 Максим Грек, прп. Творения. Ч. 1-3. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1910-1911.

75. Максим 1993 Максим Грек, прп. О святых иконах // Философия русского религиозного искусства. Антология. М., 1993.

76. Максим И. 1993 Максим Исповедник, прп. Творения. Т. 1-2. М., 1993.

77. Малков 1997 Ю. Малков. Тема иконопочитания в древнерусской литературе XI—XIIIвеков //Альфа и Омега. М., 1997. №1(12).

78. Масленщын 1998 Масленицьш С. И. Живопись Владимиро-Суздальской Руси: 1157-1238 годы. М., 1998.

79. Образ 1995 «Пречистому образу Твоему поклоняемся.» Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб., 1995.

80. Олсуфьев 1920 Олсуфьев Ю. Опись икон Троице-Сергиевой Лавры до XVIII века и наиболее типичных XVIII и XIX веков. Сергиев Посад, 1920.

81. Олсуфьев 1993 Олсуфьев Юрий, граф. Заметка о церковном пении и иконописи как видах церковного искусства в связи с учением Церкви // Къ свету. Символика русского храмоздательства. М., 1993 .№17.

82. Острогорский 1927 Острогорский Г. Соединение вопроса о святых иконах с христо-логической догматикой православных апологетов раннего периода иконоборчества// Seminarium Kondakovianum. Прага, 1927.

83. Сстрогорский 7925 Острогорский Г. Основы спора об иконах// Seminarium Kondakovianum, И. Прага, 1928.

84. Острогорский 1933 Острогорский Г. Рим и Византия в борьбе за почитание икон // Seminarium Kondakovianum, VI Прага, 1933.

85. Островская 2005 Островская Е.А. Религиозная модель общества: социологические аспекты институализации традиционных религиозных идеологий. Санкт Петербург, 2005.

86. Отечник 1963 Отечник. Избранные изречения снятых иноков и повести из жизни их,собранные епископом Игнатием (Брянчаниновым). Брюссель, 1963.

87. Панама 1984 Григорий Палама, святитель. Беседы (омилии). Т. 1-3. Монреаль,1968-1984.

88. Письмо 1988- Письмо патриарха Никона к царю Алексею Михайловичу// ПЛДР. Т. 10. М., 1988.

89. Плюханова 1995 Плюханова М. Сюжеты и символы Московского царства. СПб., 1995. Покровский 1999 - Покровский Н. В. Очерки памятников христианского искусства. СПб., 1999.

90. Полный 1913 Полный Православный Энциклопедический Словарь. Т. 1-2. СПб., 1913.

91. Раушенбах 1975 Раушенбах Б. В. Пространственные построения в древнерусской живописи. М., 1975.

92. Раушенбах 1985 Раушенбах Б. В. Иконография как средство передачи философских представлений // Проблемы изучения культурного наследия. М., 1985. Робинсон 1964 - Робинсон А. Н. Жития святых // Краткая литературная энциклопедия. Т. 2. М., 1964.

93. Ровинский 1903 Ровинский Д. А. Иконописание в России до конца XVII века. М., 1903.

94. Сашина 1964 Салмина М. А. Повести о начале Москвы. M.-JL, 1964.

95. Сахаров 1985 Софроний (Сахаров), архимандрит. Видеть Бога как Он есть. Эссекс,1985.

96. Сергий 1993 Сергий (Голубцов), архиепископ. Церковная архитектура // Къ свету. Символика русского храмоздательства. М., 1993. № 17.

97. Сказания 1993 Сказания о чудотворных иконах Богоматери и о Ея милостях роду человеческому. Коломна, 1993.

98. Скопин 1982 Скопин В. В., Щенникова JI. А. Архитектурно-художественный ансамбль Соловецкого монастыря. М., 1982. Скрынников 1994 - Скрынников Р. Г. Третий Рим. СПб., 1994.

99. Словарь 1987 Словарь книжников и книжности Древней Руси. XI - первая половина XIV вв. Л., 1987.

100. Словарь 1989 Словарь книжников и книжности Древней Руси (XIV-XVI вв.). Т. 1-2. Л., 1988-1989.

101. Смирнова 1996 Смирнова Э. С. Изображения на алтарных преградах XI в. по русским источникам // Иконостас. Происхождение - развитие - символика. Тезисы докладов. М., 1996.

102. Соловьев 1962 Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Кн. 7. Т. 14. М., 1962.

103. Тарасов 1995 Тарасов О. Ю. Икона и благочестие. Очерки иконного дела в императорской России. М., 1995.

104. Творогов 1981 Творогов О. В. О взаимодействии литературы и живописи в Древней Руси // Русская литература 1981. №4.

105. Топоров 1995 Топоров В. Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Т. 1. М., 1995.

106. Троицкий 1993 Троицкий Николай. Христианский православный храм в его идее // Къ свету. Символика русского храмоздательства. М., 1993. № 17. Трубецкой 1965 - Трубецкой Евгений, кн. Умозрение в красках. Три очерка о русской иконе. Париж, 1965.

107. Тысячелетие 1984 1000-летие русской художественной культуры. М., 1988. Успенский 1969 - Успенский Б. А. Влияние языка на религиозное сознание // Труды по знаковым системам. Т. IV. Тарту, 1969.

108. Успенский 1965 Успенский Б. А. К системе передачи изображения в русской иконописи //Ученые записки Тартуского гос. ун-та. Вып. 181. Тарту, 1965. Успенский 1982 - Успенский Б. А. Филологические разыскания в области славянских древностей. М., 1982.

109. Успенский 1989 Успенский JI. А. Богословие иконы Православной Церкви. Париж, 1989.

110. Феодор 1987 Феодор Студит, прп. Послание к Платону о почитании икон. Первое опровержение иконоборцев. Второе опровержение иконоборцев. Третье опровержение иконоборцев // Символ. Медон, 1987. № 18.

111. Феофан 1908 Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. Истолкование молитвы Господней словами Святых Отцов. М., 1908.

112. Филатов 1966 Филатов В. В. Икона с изображением сюжетов из истории Русского государства//ТО ДРЛ, XXII. М.-Л., 1966.

113. Философия 1993 Философия русского религиозного искусства XVI-XX вв. Антология. М, 1993.

114. Флапер 1996 Марк Флайер. Царский престол пред иконостасом: Мономахов трон Ивана Грозного и архитектоника судьбы // Иконостас. Происхождение - развитие -символика. М., 1996.

115. Флоренский 1914 Флоренский Павел, свящ. Столп и утверждение Истины. М., 1914. Флоренский 1982 - Флоренский Павел, свящ. Проповеди // Богословские труды. М., 1982. №23.

116. Шамшурин 2003 Шамшурин В. И. Консерватизм и свобода. Краснодар, Глагол, 2003. Шмеман 1984 - Шмеман Александр, прот. Евхаристия - Таинство Царства. Париж, 1984. Шмеман 1985 - Шмеман Александр, прот. Исторический путь Православия. Париж, 1985.

117. Языкова 1995- Языкова И. К. Богословие иконы. М., 1995.