автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему:
Иконостасы храмов Центральной России XVIII - начала XX века

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Лазарева, Татьяна Вячеславовна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.04
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Иконостасы храмов Центральной России XVIII - начала XX века'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Иконостасы храмов Центральной России XVIII - начала XX века"

005050796

На правах рукописи УДК: 726.03

Лазарева Татьяна Вячеславовна

Иконостасы храмов Центральной России XVIII - начала XX века (на примере Приокского региона)

Специальность 17. 00. 04 - изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

21 МАР 2013

Санкт-Петербург 2013

005050796

Диссертация выполнена на кафедре истории и теории архитектуры Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина Российской Академии художеств

Научный руководитель:

Официальные оппоненты:

Ведущая организация:

архимандрит Александр (А.Н. Федоров)

кандидат богословия, кандидат архитектуры, профессор, профессоркафедры истории и теории архитектуры С.-Петербургского гос. акад. института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина

Нонна Александровна Яковлева

доктор искусствоведения, профессор, профессор кафедры истории русского искусства Санкт-Петербургского гос. акад. института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина

Мария Георгиевна Давидова

кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории и теории искусства Санкт-Петербургского гос. университета технологии и дизайна

Государственный музей истории Религии

Защита состоится «20» марта 2013 г. в часов на заседании Совета Д 212.199.11 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, созданного на базе Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена по адресу: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д 48 корп 6, ауд. 49.

С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке Российского государственного педагогического университета имени АЛГерцена по адресу: 191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 48, корп. 5.

Автореферат разослан « /» ¿^а с 2013 г.

Ученый секретарь Диссертационного совета, кандидат искусствоведения, доцент

А.Г. Сечин

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Диссертация «Иконостасы храмов Центральной России XVIII - начала XX века (на примере Приокского региона)» посвящена исследованию основных тенденций стилевого и иконографического развития памятников синодального периода.

Актуальность исследования обусловлена потребностью в новых материалах по истории церковного искусства провинции Центральной России и растущим интересом к этой теме не только в научной среде: масштабность работ, связанных с восстановлением церквей и алтарных преград, требует от их исполнителей изучения, анализа и оценки произведений церковного искусства.

Степень разработанности проблемы. Церковное искусство России Нового времени является малоизученной областью искусствознания. Иконостас требует комплексного изучения как ансамбль, сочетающий в себе иконопись, архитектуру малых форм и стилевой декор, которые несут определенную богословскую символику.

Иконостасы и на протяжении XIX столетия редко становились предметом изучения для искусствоведов, иконостасы и их образы лишь упоминаются в рамках освещения епархиальной жизни, в ХХ-ом авторы собирают сведения о сохранившихся и утраченных храмах и иконах.

Сохранившиеся иконостасы барокко в России исследованы, преимущественно, на столичных образцах и ряде ярких произведений провинции. К памятникам эпохи классицизма обращений меньше. По региону Приочья до настоящего времени нет специальных исследований. Тем актуальнее становится рассмотрение иконостасов Приокского региона, который, несмотря на расположение в центральной части страны, по степени изученности «выпадает» из цепи общероссийского развития церковного искусства XVIII - начала XX века.

Тем не менее, исследователи заложили основы изучения иконостаса. Так, назначению и форме иконостаса посвящены труды Н. Сперовского,

1

А.Грабара, В. Лазарева, Л. Успенского. Исследования Н.И. Троицкого основаны на святоотеческих описаниях иконостаса, Е.Е.Голубинского - на историко-церковных фактах, о. Павла Флоренского - на богословской догматике. В последние десятилетия вопросом истории и символики иконостаса занимались В.М. Сорокатый, A.A. Шамаро, Ю.Ф. Панасенко.

Первым научным сборником, посвященным алтарной преграде, стало издание материалов конференции «Иконостас - происхождение — развитие -символика». Особо отметим статьи Л.М. Евсеевой об эсхатологическом аспекте высокого иконостаса, И.А. Шалиной и Л.А. Щенниковой - о Деисисе.

История формирования иконостаса освещена Е.Е. Голубинским, E.H. Трубецким, о. Павлом Флоренским, В.Н. Лазаревым, Э.С. Смирновой, влияние исихазма - Л. Успенским и Г.С. Колпаковой. О прообразах высокого иконостаса пишут A.M. Лидов и Т.М. Васильева, об архитектонике и конструкции - Л.В. Бетин и М.А. Ильин.

Материалы по иконостасному декору представлены в работах И.Л. Бусевой-Давыдовой (о храмах Московского Кремля), H.H. Соболева (о традиционной русской резьбе), А.К. Чекапова (о северной деревянной скульптуре, в том числе иконостасной резьбе XVII - XVIII веков), Т.А. Чуковой (о ранних иконостасах конца X - начала XIII века).

О памятниках С.-Петербурга пишут Е.Б. Мозговая, игумен Александр (Федоров), Л.А. Обухова, ими проанализированы типологические и стилистические перемены в иконостасах и алтарных преградах Нового времени. В.В. Антонов и A.B. Кобак в своем трехтомнике «Святыни Санкт-Петербурга» дают справочную информацию о храмах и иконостасах. «Искусство мозаики» Н.С. Кутейниковой посвящена петербургским памятникам XVIII - XXI веков.

В диссертации Т.В. Юрьевой «Православный иконостас как культурный синтез» рассматривается трансформация иконостаса в XVIII -

XIX веках. И.Е. Путятин анализирует памятники классицизма, Ю.Н. Звездина-растительный декор поздних русских иконостасов.

О.И. Якимчук рассматривает барочный иконостас брянского Почепа, В.Г. Пуцко - калужские памятники, Т.М. Панкова - рязанские. В работе использованы материалы об иконостасе Успенского собора Рязанского Кремля времен реставрации 1950 - 80-х годов. Стилистический анализ иконостасов содержится в «Своде памятников архитектуры и монументального искусства Брянской области» и справочнике «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии».

Краеведческий характер имеют труды орловского историка XIX века Г.М. Пясецкого. Две книги В.М. Неделина и В.М. Ромашова «Архитектурные древности Орловщины» содержат информацию о сохранившихся и утраченных храмах (с редкими упоминаниями об иконостасах).

В ряде исторических справок P.M. Алексиной об орловских церквах приводятся материалы архивов Орла, Москвы и Петербурга, но опускаются цитаты с описанием иконостасов. Монастырям Орла и Волхова посвящены исторические справки Е.И. Островой. Сведений о живописном составе приокских памятников до начала XIX века не обнаружено.

Объект исследования. Объектом исследования являются иконостасы православных церквей значительной части Центральной России -Приокского региона. Более широко представлены памятники прежней обширной Орловской епархии.

Предмет исследования: типология, стилистические особенности и тенденции развития иконостасов Приочья XVIII - начала XX века в контексте развития храмовой архитектуры синодального периода.

Цель работы: создание общей типологии, анализ стилистики и иконографического состава иконостасов Приокского региона синодального периода. Для достижения этой цели ставится ряд задач: 1. Систематизация литературы по теме исследования, посвященной: а) богословской символике иконостаса и его составляющих;

з

б) истории материализации идеи иконостаса, его трансформации, начиная с алтарной преграды;

в) описанию типологических и стилистических изменений в иконостасе Нового времени;

г) литературе и архивным источникам по приокским памятникам.

2. Сбор и обработка архивных материалов текстуального и иконографического характера.

3. Изучение памятников Приокского региона до середины XIX века:

а) описание и анализ храмовых иконостасов губернских и уездных городов XVIII - первой половины XIX века (по архивным документам);

б) описание и анализ сельских памятников первой половины XIX века (по архивным документам), с обособлением иконостасов усадебных церквей.

4. Описание и анализ иконостасов Приочья середины XIX - начала XX века -периода наибольшего разнообразия форм и материалов в создаваемых памятниках.

5. Сравнительный анализ рассматриваемых произведений со столичными образцами и аналогичными памятниками других регионов.

Материал и источники исследования. Иконостасы синодального периода сохранились в стране (без учета обеих столиц) немногочисленно и неравномерно. От планомерного уничтожения памятников наиболее пострадали города центра России; ближе к периферии и в сельской местности уцелевшие произведения встречаются чаще.

Большинство приокских иконостасов известно лишь по историческим и архивным описаниям, чертежам, рисункам и фотоснимкам, в связи с чем привлекаются материалы об аналогах, сохранившихся без существенных изменений и достаточно полно изученных.

Отсутствие специальной литературы об иконостасах компенсировано активным использованием архивных источников. Вскрыт значительный пласт дел с актуальной для нас и неизвестной до сих пор информацией, использованы материалы трех архивов — Орловского, Рязанского и фондов

4

отдела Святейшего Синода РГИА. В научный оборот вводится 52 архивных документа: описи, чертежи, фототипии рубежа XIX - XX веков.

Описи позволяют прослеживать перемещение икон, дополнения к их убранству, с точной фиксацией даты и данных о ктиторе. Художественную характеристику икон в них заменяет краткая справка («писана на холсте», «на железе», «греческой живописи», «древняго письма») с указанием количества, стоимости и материалов, использованных при украшении образов. Указания размеров иконных рам и самих образов дает возможность ориентировочно предположить величину иконостаса.

Методология исследования. Методологическая основа диссертации принципиально вариативна. Применяемые в работе методы исследования обусловлены характером используемого материала. Так, в одних случаях берутся сохранившиеся памятники, в других - описания архивных источников, в третьих используются фотографии объектов. Каждому варианту соответствует определенный метод обработки информации: 1) исследовательские экспедиции и обмеры, искусствоведческий анализ сохранившихся памятников; 2) систематизация данных письменных источников в виде схем-реконструкций, сводных и справочных таблиц; 3) стилистический анализ утраченных иконостасов по фотодокументам и сопоставление их с аналогичными произведениями.

Схемы-реконструкции топографического состава иконостасов (по иконографии и расположению образов) созданы при использовании только письменных источников. Это позволяет проанализировать иконографический состав иконостасов и получить о них наглядное представление. Автор сознательно отказывается от воссоздания гипотетического облика утраченных памятников во избежание лженаучного «сочинительства».

В целях максимального использования имеющейся информации архивные источники систематизированы по временному, топографическому принципу и по принадлежности описываемых в них иконостасов к соборным, приходским или сельским храмам.

В рабочем порядке систематизированы имеющиеся справочные сведения об истории иконостасов Москвы и Санкт-Петербурга. По итогам исследовательских экспедиций сделано также описание и первый искусствоведческий анализ ярких сохранившихся памятников Курска, Ельца и Арзамаса, выявленных и введенных в научный оборот.

Гипотеза исследования: в иконостасах Прикского региона Нового времени отражение общероссийских идеологических и стилевых перемен -наибольшего разнообразия форм и материалов, а также существенных изменений в иконографии - привело к созданию самобытных произведений с устойчивыми местными традициями.

Хронологические рамки работы определены XVIII - началом XX века

- от смены средневековой традиции в петровское время до обрыва истории непрерывного развития иконостаса.

Топографические границы исследования включают, помимо Приокского региона, необходимые для сравнительного анализа обе российские столицы, являющие стилевые образцы, а также несколько городов с выразительными аналогами изучаемых памятников (Курск, Почеп, Арзамас); некоторые западно-европейские города представлены прототипами иконостасных образов.

Научная новизна:

- данное исследование - первое обращение к памятникам Приокского региона и попытка определения их места в общей истории алтарной преграды, иконостаса; оно восполняет пробелы в области изучения памятников Нового времени;

- диссертация продолжает историю развития иконостаса, начатую Т.А. Чуковой, Л.А. Обуховой и Т.В. Юрьевой (изучающих памятники средневековой Руси и барокко), исследуя ее завершающий этап - XVIII -начало XX века;

- это исследование вводит в научный оборот значительное число произведений, не становившихся прежде объектами искусствоведческого анализа и не описанных в литературе;

- на основании также впервые вводимых в научный оборот архивных источников (в частности, документов, отсутствующих в «Своде памятников архитектуры и монументального искусства» Брянской области) формулируются положения об облике ряда утраченных иконостасов Орловщины, Брянщины, Рязани и Касимова;

- впервые осуществлен искусствоведческий анализ и стилистические атрибуции иконостасов, вводимых в научный оборот;

- введены в научный оборот неизвестные ранее факты творческой биографии выпускников ИАХ: академиков архитектуры Н.И. Воронихина и Н.Д. Федюшкина, архитекторов С.А. Щеткина и A.C. Каминского, инженера-архитектора Н.И. Рошфора и ряда других;

- уточнены положения, высказанные рядом исследователей по данной теме (P.M. Алексиной, М.А. Комовой, Т.В. Юрьевой).

На защиту выносятся следующие положения:

- в типе, композиции, декоре и иконографическом составе иконостасов Приочья преобладает влияние московской школы;

- в приокских иконостасах XVIII - начала XX века активную роль играют фигуративная резьба и деревянная круглая скульптура;

- в главных алтарях и иконостасах Приочья длительно сохраняются ансамбли барокко XVIII века;

болховская художественная традиция обладает цельностью и самобытностью;

схемы-реконструкции топографического состава иконостасов, сопровождаемые цитатами, как результат обработки архивных описаний. Теоретическая значимость исследования состоит в:

1) комплексном рассмотрении иконостаса как особого произведения, в котором материализуется богословская идея и осуществляется синтез иконописи с архитектурой малых форм;

2) обнаружении ранее неизвестных особенностей развития иконостаса в регионе Центральной России:

- отставания в смене стиля от столиц;

- устойчивости барочной традиции;

- сохранения важной роли деревянной скульптуры до начала XX века;

- повсеместного в Приочье перехода роли доминанты от Деисиса к «Коронованию Богоматери» или образу Господа Саваофа;

- устойчивости классицистических тенденций в иконостасах Орловщины до начала XX века;

- отражения в иконостасах Приочья нескольких вариантов «русского стиля»;

3) определении прообразов отдельных элементов архитектурного декора (опоры в виде пучков волют, сень в виде кадильницы XVII века);

4) определении иконографии изображений Нового и Ветхого Заветов.

Выработанная методика и систематизированный порядок работы с архивными фондами позволяют продолжать исследование в данном направлении.

Полученная информация далеко не исчерпана. Вводимые в научный оборот документы по своему содержанию выходят далеко за рамки обозначенной темы и дают возможность дальнейших исследований в различных направлениях: истории храмостроения, храмовой иконы и богослужебной литературы, изучении развития иконостаса как социокультурного феномена на основе стилистики и (или) иконографической программы, изучении церковного шитья, декоративно-прикладного искусства.

Практическая значимость исследования. Полученные научные результаты исследования можно использовать при написании общих трудов по истории церковного искусства и архитектуры малых форм Центральной

8

России XVIII - начала XX века; в лекционной, семинарской и экскурсионной деятельности в высших учебных заведениях исторической, архитектурной, художественной, реставрационной, религиоведческой и культурологической направленности; в школьных программах по курсу краеведения; в деятельности организаций, занимающихся реставрацией и охраной памятников архитектуры.

Рекомендации по использованию результатов диссертационного исследования. Результаты и рекомендации диссертации могут использоваться при разработке учебных программ ряда дисциплин исторических, архитектурных, художественных, художественно-промышленных, реставрационных, искусствоведческих и религиоведческих факультетов высших учебных заведений. Материалы диссертации целесообразно направить в научные и учебные библиотеки вузов, публичные библиотеки, художественные и краеведческие музеи городов Приокского региона.

Достоверность научных результатов обусловлена изученностью достаточно полного объема исследуемого материала, в том числе архивных источников, и применением методологического и научно-методического аппарата, отвечающего предмету, цели и задачам исследования.

Апробация результатов исследования. Вынесенные на суд научной общественности основные положения данного исследования вызвали заинтересованность и одобрение научного сообщества. Материалы исследования отражены в публикации основных результатов в научных изданиях и апробации их в ходе выступлений на 16-ти международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях. Как особенно актуальные были восприняты доклады и статьи о неописанных прежде памятниках Волхова, Рязани, Касимова, Ельца и Курска. По инициативе издательства Lambert Academic Publishing (LAP) данное исследование опубликовано в форме монографии.

Структура диссертации. Диссертация изложена на 181 странице основного текста, состоящего из введения, 4-х глав и заключения, сопровождается библиографическим списком (134 литературных источника), списком архивных источников (52 дела, вводимых в научный оборот), приложением со схемами-реконструкциями (26 наименований) и альбомом иллюстративных материалов (45 наименований, 184 изображения).

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении дается общая характеристика работы, ее актуальности, научной новизны объекта и предмета исследования, методологии.

В I главе «Круг изучаемых памятников в исследованиях и документах» иконостас представляется как сложный богословско-художественный ансамбль, различные аспекты которого поступательно раскрываются в научных трудах.

В разделе 1.1. Понятие «иконостас» приводятся символико-богословские трактовки иконостаса и его ключевой составляющей - иконы, которые являются для нас базовыми.

Иконостас осмысливается в фундаментальных трудах Н.И. Троицкого («Иконостас и его символика»), Е.Е. Голубинского («История Русской церкви», т. 2), о. Павла Флоренского («Иконостас»). JI. Успенского в статье «Вопрос иконостаса» (переизданной в Москве в 1998 году) и ряда других исследователей. В сборнике «Иконостас — происхождение - развитие -символика» помещены статьи исследователей XX века.

Раздел 1.2. «Материальное воплощение символики иконостаса» посвящен исследованиям иконостаса как произведения искусства, со свойственной ему архитектоникой и декором.

Иконостас - развитая форма древней каменной или металлической алтарной преграды (отделявшей алтарь от основного пространства храма), заполненная иконами и переведенная в дерево.

Отмечается влияние исихазма на сложение высокого русского иконостаса, символическим прообразом которого A.M. Лидов представляет

ю

византийский антепендиум, а Т.М. Васильева - триумфальную арку. Анализируются архитектоника и конструктивная основа иконостаса, а также ряд памятников XVI века.

В разделе 1.3. «Типология и стилистика иконостасов» общая история развития алтарной преграды переходит в рассмотрение русского иконостаса и его стилевых изменений в столицах и провинции.

Средневековое выражение предстательства святых сменяется в иконостасе Нового времени идеей прославления государственных реформ, небесного покровительства царской династии, просветительской концепцией, - что в каждом случае сказывается на иконографии, типологии, композиции, стиле и декоре иконостаса. При этом наблюдается различие между одновременными по созданию петербургскими и московскими памятниками классицизма и историзма.

Во второй половине XVIII века плоскостные, в основном живописные, композиции 1700-х годов сменяются объемными, насыщенными резьбой, с выразительным архитектурным ордером. В трансформации русского иконостаса XVIII - XIX веков усиливаются аналогии с алтарями Запада.

В разделе 1.4. «Литература и источники по исследуемым памятникам», ввиду отсутствия специальной литературы по иконостасам, суммируются материалы, посвященные истории культуры Поочья (история епархий и храмовой архитектуры с отдельными упоминаниями об иконостасах). Подробных описаний, характеризующих живописный состав приокских иконостасов до начала XIX века не обнаружено.

Исследование дополняют вводимые в научный оборот архивные материалы по иконостасам городских и сельских храмов Орла, Рязани, Касимова, Мценска, Волхова и уездов (описи церковного имущества и фотоматериалы РГИА и ГАОО). Представлена информация об иконостасах брянских Николо-Одрина монастыря и Белобережской пустыни.

II глава «Этапы сложения форм русского иконостаса» посвящена общероссийским типологическим и стилевым изменениям иконостасов от

11

«висящих» тябловых допетровского времени — к «стоящим» ордерным сооружениям барокко и классицизма, композициям эклектики и историзма (включая русско-византийский и несколько вариантов «русского стиля») до произведений модерна.

2.1. «Высокий тябловый иконостас». Сформировавшийся на рубеже XIV - XV веков высокий русский тябловый иконостас включал в себя пять «классических» чинов: местный, Деисис, праздничный, пророческий и праотеческий. В начале XVII века над верхним рядом появился ярус живописных или резных «Серафимов» и «Херувимов» и другие дополнительные ряды, а над иконостасом вместо Креста иногда икона Спаса Нерукотворного или Господа Саваофа.

После Большого Московского Собора 1666 - 1667 годов, запретившего изображение Бога Отца, в завершении иконостасов утверждается Крест с живописным Распятием (часто с предстоящими). Тогда же добавляется ряд «Страстей Христовых» (позднее заменяемый рядом «Херувимов» и «Серафимов») и, почти одновременно, апостольский ярус. В конце XVII века в богатых церквах появляется ряд апостольских «страданий».

2.2. «Иконостасы периода барокко». В синодальный период «висящие» тябловые иконостасы сменяются на «стоящие» ордерные (в связи с большей выразительностью вертикальной оси, нежели горизонтальной); темперная уставная иконопись на дереве сменяется масляной живописью на холсте.

С приходом в Россию барокко меняется традиция нескольких веков. Стилю барокко XVIII века предшествует сложившийся в боярской среде «нарышкинский стиль». Влияние украинского барокко прослеживается в соборном 6-ярусном иконостасе Свенского монастыря (начало XVIII в.), памятниках Почепа и Курска (1770-х гг.), воспроизводящих композиции католических алтарей конца XVII - первой половины XVIII века. Иной характер у иконостасов барокко центрального Приокского региона: в них

традиционная метричность тяблового иконостаса наполняет декор барокко и «населяет» фигуративная деревянная скульптура.

2.3. Иконостасы классицизма и «историзма». На протяжении XIX столетия происходят динамичные изменения в архитектуре и изобразительном искусстве. Даже в рамках одного стиля в течение нескольких лет появлялись различные оттенки, образы, композиционные принципы и технологические приемы. Алтарные преграды переживают трансформацию от каменных темплонов до высоких деревянных тябловых иконостасов сложного профиля, от многоярусных композиций с десятками икон и обилием золоченого резного великолепия до однорядных с двумя -четырьмя образами. На протяжении века памятники двух российских столиц, даже в рамках одного стиля, заметно разнятся по типу, композиции и материалам.

В период раннего и строгого классицизма ХУШ-го и высокого - начала XIX века - в архитектуре акцентируется ордерность (характерен мотив колоннад). В Москве 1800-х годов иконостасы классицизма сменяют на «неклассическую» готику (в Петербурге псевдоготика - 1770-е гг.). В 1826 -1858 годах возводится позднеклассицистический Исаакиевский собор с мозаичными иконостасными образами. В 1840-х в иконостасной живописи зарождается «второе барокко».

Для московского ампира характерны высокие 4-ярусные иконостасы (1820-е гг.). Период строительства Храма Христа Спасителя (1837 - 1889) совпадает по времени с эклектикой (или «историзмом») в Петербурге, где переходят к русско-византийскому стилю с низкими дубовыми иконостасами. В Москве, с ее обилием древних церквей, национальное течение возникает органично, начавшись реставрацией обветшавших барочных памятников. Определенную роль в истории русского иконостаса сыграло издание К. Тоном в 1838 и 1844 годах альбомов типовых проектов церквей и иконостасов.

Широкий диапазон московской эклектики середины и второй половины XIX века чужд единообразию Петербурга, где строгая ордерность обогащается изысканной полихромией камня, фаянса и живописи. Круглая скульптура почти повсеместно вытесняется из иконостаса декоративной орнаментикой. Иконостас Спаса на Крови - пример «русского стиля» в сочетании с модерном рубежа XIX - XX веков.

III глава «Иконостасы Приокского региона до середины XIX века». Яркий след в памятниках Рязани, Орла, Касимова, Волхова оставил стиль барокко, объединивший произведения церковной архитектуры малых форм в органичные, своеобразные ансамбли. Активную роль в них играет деревянная скульптура с широко распространенным на территории страны «программным» набором сюжетов и образов (связанных с образцами С.Петербурга и Москвы). Западное влияние отмечается в памятнике Мурома.

В ансамблях барокко наблюдается единство художественного решения (сохраняемое до 1830-х годов): 1) многоярусная композиция со сплошной или фрагментарной позолотой; 2) завершение иконостаса обрезным или скульптурным Распятием с предстоящими, раскрашенным или позолоченным; 3) в царских вратах резные композиции Тайной вечери, Моления о чаше и Благовещения (декорированные позолотой или сочетающие золочение и раскраску); 4) сени в разных частях храма (включая алтарь) и балдахины над царскими вратами, с одинаковыми декоративными элементами; 5) поярусное размещение парных фигур Ангелов и многофигурные композиции полихромной деревянной скульптуры в завершении иконостасов; 6) применение драгоценных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней в убранстве икон местного ряда.

В серии недатированных проектов рязанские иконостасы раннего классицизма и ампира сочетают ордерность с многофигурными полихромными композициями.

3.1. «Болховские памятники XVIII века». Анализируются иконостасы древнейшего на Орловщине Св.-Троицкого Оптина монастыря

14

г.Болхова и документ 1758 года, составленный учеником Д. Ухтомского В.Алисовым, руководившим работами в монастыре. Описания иконостасов относятся к раннемосковской традиции.

3.2. «Иконостасы Рязанской и Орловской земель XVIII века». Переход от барокко к классицизму в иконостасах прослеживается не ранее 1760-х годов; заметна устойчивость в провинции традиции барокко, где главные иконостасы почти не отразили классицизма второй половины XVIII века. Сельские памятники отстают от городских в перемене стиля и являют неожиданные в переработке формы. В орловских, калужских и рязанских сельских иконостасах схожи композиционные схемы и иконографические программы. На Орловщине персонифицированный резной декор барочных иконостасов сопровождается порой живописными образами древних сивилл, помещенными на клиросах.

Иконостасы центрального Приочья, дошедшие до начала XIX века, отличает: 1) сохранение плоскости; 2) 4-5 ярусов в главном и от одного до трех - в придельных; 3) иконография с рядами «клейм», восходящая к московскому аналогу XVII века; 4) с середины XVIII века в центре апостольского ряда утверждается «Коронование Богоматери».

3.3. «Памятники первой половины XIX века». Наблюдается отставание болховских памятников от стилевых изменений в церковном искусстве на несколько десятилетий, тяготение к ранним образцам петербургского барокко, произведениям И.П. Зарудного.

Для болховской традиции характерны: 1) помпезность даже в ограниченном пространстве, 2) усиление пластичности при воспроизведении популярных декоративных элементов, 3) консерватизм в формообразовании и декорировке иконостаса; 4) распространение с начала XIX века позолоченной скульптуры (включая барельефные композиции в царских вратах); 5) включение в местный чин раскрашенной скульптуры («Христос в темнице», «Никола», «Параскева»).

Возведение Орла в статус губернского центра (в 1796 г.) повлияло на утверждение в городах губернии официального классицизма. Местные традиции проявились в сохранении основным материалом дерева и важной роли резьбы при заметном сокращении скульптурной программы; заметно единообразие иконостасов и снижение их материальной ценности (окраска в белый и «холодные» цвета).

В конце 1830-х в Рязани и Орле ставятся новые, ампирные, иконостасы с окраской, имитирующей мрамор и иконами «русского иконописного письма» в рамах. Эклектика середины - второй половины XIX века отразилась в Орле иконостасами неоготического и ампирного направления 1845 и 1846 годов. За исключением соборных храмов губернских городов, классицизм, очевидно, целенаправленно в провинции не насаждался.

3.4. «Сельские иконостасы в первой половине XIX века». Памятники центрального Приочья в середине - второй половине XVIII века схожи: во втором поясе - страстные иконы, в третьем - «Коронование», над ним в сиянии - «Господь Саваоф»; калужские иконостасы серебрились, а мценские были окрашены «мраморною краскою», с позолоченными «Ангелами». Центральный образ Коронования Божией Матери, сменивший «Отечество» в 1829 году, распространен в регионе на протяжении 150 лет.

В орловских памятниках 1847 и 1849 годов, раннего периода эклектики, поздний ампир сочетается с мотивами барокко. Созданные после выхода I тома типовых проектов, оба иконостаса соответствуют предложенным в сборнике вариантам.

Отдельную категорию составляют иконостасы усадебных церквей, их отличает высокий художественный уровень и ориентация на столичные образцы. Интересны памятники стиля ампир (в Спасском-Лутовиново, 1808 -1809 гг.) и ряд царских врат с резной «Тайной вечерей».

В XIX веке на Орловщине в состав местного ряда по-прежнему входили резные иконы и деревянная скульптура.

IV глава «Иконостасы Приокского региона середины XIX - начала XX века» охватывает памятники указанного периода, в том числе старообрядческие.

4.1. «Памятники середины - второй половины XIX века». Вопреки угасанию классицизма в России середины XIX века, в Приочье, особенно на Орловщине, сохраняется приверженность ему. Придельные иконостасы, в сравнении с главными, стилистически меняются гораздо быстрее и чаще. Произведения классицизма создаются на Орловской земле из наиболее дешевых материалов - дерева, окрашенного и частично позолоченного. Холодный колорит окраски или выбеленность фона иконостаса служат нейтральным фоном для живописных образов.

Для иконостасов Волхова XIX столетия типичен развитый страстной цикл. По 100 лет здесь в неизменном виде сохраняются главные иконостасы со сплошным червонным золочением и резными композициями в царских вратах. Стилевые изменения отражаются в болховских памятниках с отставанием в несколько десятилетий. Чертежи эклектических иконостасов мастерской Бабушкина близки типовым проектам К. Тона. Сохранились поновленные иконостасы «русского стиля» начала XX века с отдельными иконами и резными образами XVIII и XIX столетий.

До конца 1860-х годов в Рязанской губернии популярен тип иконостасов в несколько ярусов, со сплошным золочением и декором «русского стиля», тогда как в Москве уже появляются 1-рядные темного дерева алтарные преграды. На Рязанской земле «русский стиль» в иконостасах середины века близок «нейтральному», а на рубеже XIX - ХХ-го - полихромному дониконовскому искусству. На подписном проекте 1861 года выпускника Академии Художеств С.А. Щеткина - эклектический иконостас «нейтрального» стиля. В иконостасах Рязани и Орла 1860-х - 1900-х годов в верхнем ярусе обычно помещается образ Господа Саваофа. Возвращается и становится популярным мотив сени или балдахина (встречающийся в XVIII веке).

По проекту инженера-архитектора Н.И. Рошфора (де Рошефора) в Калуге в 1870-х годах создается иконостас демократического» направления «русского стиля» - по мотиву деревянной русской избы с резным узорочьем.

В 1870-х годах в орловских и рязанских сельских храмах ставятся иконостасы в «русском стиле», один из проектов принадлежит академику архитектуры Н.Д. Федюшкину. В целом в сельских иконостасах Орловщины в течение века предпочтение отдается раннему классицизму. Рязанские и калужские памятники по стилю восходят к столичным образцам: роскошные каменные «русско-византийского» стиля, «русского стиля» из мореного дуба с уставными иконами «на золоте», фаянсовое творение московской фирмы М.С. Кузнецова.

4.2. «Уникальный памятник г. Ельца». К. Тон способствовал распространению «русско-византийского» стиля в провинции изданием в 1838 году альбома с типовыми проектами церквей. Воздвигнутый им по специально созданному проекту, Вознесенский собор Ельца (освящен в 1889 году) замечателен и иконостасом, по художественному решению не имеющим аналогов в бывшей Орловской епархии.

Иконостасы приделов стилизованы в псевдоготическом духе, проект главного в «русском стиле» разработал A.C. Каминский в 1878 году. Иконы для иконостаса и храмовые росписи созданы академиками-«передвижниками» А.И. Корзухины и К.В. Лебедевым. Художественное решение подкупольного пространства отражает актуальную тогда общероссийскую ориентированность на московские храмы второй половины XV - начала XVI века. На облик храма повлияли и вкусы елецкой купеческой элиты, с ее тяготением к цветовой нарядности.

4.3. «Памятники рубежа XIX - XX веков». Иконостасы рубежа XIX -XX веков, в отличие от их предшественников, часто представлены фотодокументами.

В художественном решении иконостасов Орловщины рубежа XIX - XX веков предпочтение отдается классицистической традиции и «русскому

18

стилю», с окраской иконостасного поля и частичной позолотой. В Орловской епархии выразительны брянские памятники эклектики (иконостасы Вознесенской церкви в Севске и собора Николо-Одрина монастыря). В Орле появляются мраморные образцы русско-византийского стиля, в Ельце 1911 года - майоликовый вариант стиля модерн.

На Рязанской земле сохраняются величественные эклектические иконостасы, бытуют произведения русско-византийского и «нейтрального» стиля.

4.4. «Старообрядческие иконостасы Орла». Сохранились архивные описи иконостасов старообрядческой часовни, расположенной в центре Орла, и двух молелен в селе Троицком Колчево Кромского уезда Орловской губернии. В часовне был тябловый иконостас с не определенными рядами икон и отсутствием ряда «программных» образов. Остаются загадкой термины «полуциркуль» и «угольники», фланкирующие Деисис. В молельнях, описанных в 1847 году, иконы и кресты располагались без деления рядов резными тяблами. Указаний о вратах ни в том, ни в другом случае нет. Первый иконостас представлен доской, на восточной стене, «на коей... старинная икона писнаго изображения...».

Описания старообрядческих иконостасов Орла и губернии свидетельствуют о том, что в их композиции наличествуют 3-5 ярусов, отсутствуют царские врата и нарушена традиционная композиционная система тяблового иконостаса.

Заключение.

В ходе исследования установлено отставание памятников Приочья в смене стилей от российских столиц, устойчивость тенденций барокко в иконостасах и иконописи региона на протяжении XVIII и XIX веков, и задержка классицистической традиции на Орловщине (где формы классицизма появляются позже, относительно общепринятой хронологии, и сохраняются на протяжении всего XIX столетия).

Стилистически атрибутированы проекты иконостасов: «русского стиля» -академиков архитекторы Н.И. Воронихина и Н.Д. Федюшкина, инженера-архитектора Н.И. Рошфора; эклектики - СЛ. Щеткина, русско-византийского стиля - A.C. Каминского и других авторов.

Наиболее ранние памятники Приочья XVIII века восходят к московской традиции высокого тяблового иконостаса. В традиции барокко создаются художественно цельные ансамбли, объединяющие архитектуру малых форм, деревянную скульптуру и богатый декор.

Иконостасы центрального Приочья до начала XIX века сохраняют плоскостность, 4-5 ярусов в главном и 1 - 3 - в придельных, иконографию с рядами «клейм», восходящую к московскому аналогу XVII века. С середины XVIII века в центре апостольского ряда утверждается «Коронование Богоматери».

Повсеместно в регионе с начала XIX века крестное завершение иконостасов сменяет образ Господа Саваофа, сохраняется важная роль скульптуры. Приокские произведения эпохи барокко и классицизма сочетают влияние школ Москвы и С.-Петербурга.

Во второй половине XIX века возвращаются и становятся популярными мотивы второго барокко (памятники XVIII столетия обычно сохраняются неизменными у главных алтарей). Выразительны рязанские эклектические иконостасы этого времени, к московской традиции восходят различные варианты «русского стиля». На Орловщине в XIX веке новые иконостасы ориентированы, преимущественно, на классицизм (выразительные примеры эклектики здесь не встречаются), причем классицистическая тенденция удерживается здесь в течение всего века. Более значительный художественный диапазон и размах имеют брянские памятники.

На завершающем этапе развития иконостаса круг замыкается возвращением к национальному восприятию формальной красоты иконостаса, выраженным в «русском стиле»; раздолье в нем для красок, материалов, замысловатых форм и резьбы объясняет жизнеспособность

20

нескольких вариантов стиля. Национальному вкусу отвечала и праздничная нарядность длительно сохраняемых произведений барокко (эта популярность сближает оба стиля). Творческий метод народных мастеров олицетворяет и буквальная осязательность болховских иконостасных образов.

На протяжении XIX века, особенно второй его половины, снижается степень богословского осмысления иконостасных образов, определенная иконографическая программа становится редкостью, зачастую утрачивается смысловая доминанта. Ее функция от Деисиса (точнее, иконы Спасителя) переходит либо к центральному образу апостольского (смешанного) ряда -«Коронованию Богоматери» или «Господу Саваофу», либо - к венчающему иконостас образу Господа Саваофа или Отечества. Эсхатологическая и «страстная» (историческая) тематика сменяется темой Домостроительства Бога Отца или предстательства Царицы Небесной.

Символическая насыщенность каждого элемента иконостаса и особое восприятие его ключевой составляющей - иконы - сменяется порой лишь формально-эстетической ценностью для создателей и молящихся. История развития иконостаса из алтарной преграды, с формированием высокого тяблового («русского») иконостаса, его типологическими и стилистическими трансформациями в эпоху Нового времени завершается небывалым прежде многообразием форм (включая возвращение к форме алтарной преграды) и используемых материалов.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:

1. Лазарева Т.В. Провинциальные иконостасы XVIII - XIX вв. // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия: Социально-экономические науки и искусство. № 8 (42). Волгоград, 2009. С. 102 - 105 (0,3 п. л.).

2. Лазарева Т.В. Иконостасы двух монастырей Рязанщины (по архивным документам XIX в.) // Известия Волгоградского

21

государственного педагогического университета. Серия: Социально-экономические науки и искусство. № 8 (52). Волгоград, 2010. С93-96. (0,4 п. л.).

3. Лазарева Т.В. Орловские иконостасы времени перехода от барокко к классицизму // Искусство и образование. Социально-экономические науки и искусство. № 6. М., 2010. С 101 - 106 (0,4 п. л.).

4. Лазарева Т.В. Иконостасы XIX века в Орле //Сб.: Церковное искусство: модернизм и традиция: Материалы международной конференции. СПб., 2005. С. 188-201 (1 п. л.).

5. Лазарева Т.В. Иконостасы орловских церквей XIX в. // Ученые записки. Святоотеческое наследие: традиции религиозно-философской и педагогической мысли в России: Материалы научно-практической конференции «V Образовательные чтения, посвященной памяти свт. Феофана (Вышенского Затворника)» / Отв. ред. Т.Г. Человенко. Вып. 3. Т. II. Орел, 2005. С. 194 - 203 (0,9 п. л.).

6. Лазарева Т.В. Иконостасы Петропавловского собора г. Орла (по материалам ГАОО) // Сб.: Православие и отечественная культура: наука, образование, искусство: Материалы VII Всеросс. образовательного форума, посвящ. памяти свт. Феофана (Вышенского Затворника) с участием «Глинских чтений». Орел, 2006. С. 152 - 161 (0,6 п. л.).

7. Лазарева Т.В., Абакумов СН. Традиционные иконостасы старообрядческих храмов г. Орла: реконструкция на основе архивных источников // Сб.: Наука и религия в современном образовании: Материалы III научно-образовательных Знаменских чтений. Т. II. Курск, 2007. С. 71 - 78 (0,5/0,4 п. л.).

8. Лазарева Т.В. К вопросу об иконостасе Троицкого собора Оптина монастыря г. Волхова // Сб.: Свет Христов просвещает всех. Материалы Орловской областной научно-практической конференции Орел, 2007. С. 100 -111(0,5 п. л.).

9. Лазарева T.B. Градостроительная роль храмов г. Орла // Сб.: Прошлое глазами историков. К 230-летию Орловской губернии: Материалы научно-практической конференции Орел, 2009. С. 315 - 324 (0,7 п. л.).

10. Лазарева Т.В. Алтарные преграды г. Орла времени А.П. Ермолова // Сб.: Судьба России глазами современников А.П. Ермолова: Материалы научно-практической конференции Орел, 2009. С. 95 - 101 (0,3 п. л.).

11. Лазарева Т.В. Стилистические особенности провинциальных иконостасов барокко // Сб.: Церковь и общество: история и современность: Материалы IV научно-образовательных Знаменских чтений. Т. 1. Курск, 2009. С. 169 - 177 (0,6 пл.).

12. Лазарева Т.В. Деятельность в Рязани губернского архитектора Н.И.Воронихина // Сб.: Андрей Никифорович Воронихин. Мастер, эпоха, творческое наследие: Материалы международной научно-практической конференции, посвящ. 250-летию арх. А.Н. Воронихина. СПб., 2010. С. 289 -298 (0,4 п. л.).

13. Лазарева Т.В. Иконостасы усадебных церквей Орловщины в ряду сельских памятников I пол. XIX в. // Сб.: Социальное учение Церкви и современность: Материалы международной науч.-практ. конференции. Орел, 2011. С. 489-492(0,2 п. л.).

14. Лазарева Т.В. Иконостасы Центральной России XVIII - начала XX в. (на примере Приокского региона): Lambert Academic Publishing: Saarbrucken, Germany, 2011. 345 с. (И п. л.).

 

Текст диссертации на тему "Иконостасы храмов Центральной России XVIII - начала XX века"

Российская Академия художеств Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина

На правах рукописи

04201357467

Лазарева Татьяна Вячеславовна

Иконостасы храмов Центральной России XVIII - начала XX в. (на примере Приокского региона)

Специальность 17.00.04 - изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура

Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Научный руководитель -архимандрит Александр (А.Н. Федоров) кандидат богословия, кандидат архитектуры, профессор

Санкт-Петербург • 2013

Оглавление

Введение.......................................................................................— с. 3

Глава 1. Круг изучаемых памятников в исследованиях и документах....................................................................................— с. 15

1.1. Понятие «иконостас»................................................................-с. 15

1.2. Материальное воплощение символики иконостаса..........................- с. 20

1.3. Типология и стилистика иконостасов.......................................- с. 29

1.4. Литература и источники по исследуемым памятникам..................- с. 37

Глава 2. Этапы сложения форм русского иконостаса......................- с. 47

2.1. Высокий тябловый иконостас................................................- с. 47

2.2. Иконостасы периода барокко................................................- с. 50

2.3. Иконостасы классицизма и историзма..........................................- с. 69

Глава 3. Иконостасы Приокского региона до сер. XIX века............- с. 80

3.1. Волховские памятники XVIII века..........................................- с. 80

3.2. Иконостасы Рязанской и Орловской земель XVIII века................- с. 84

3.3. Памятники первой половины XIX века...................................- с. 100

3.4. Сельские иконостасы в первой половине XIX века.......................- с. 115

Глава 4. Иконостасы Приокского региона сер. XIX - нач. XX в.....- с. 129

4.1. Памятники середины - второй половины XIX века......................- с. 129

4.2. Уникальный памятник г. Ельца...............................................- с. 154

4.3. Памятники рубежа XIX - XX веков.........................................- с. 162

4.4. Старообрядческие иконостасы Орла........................................- с. 171

Заключение...........................................................................- с. 178

Библиографический список...................................................- с. 182

Список архивных источников.................................................— с. 194

Список приложений.............................................................- с. 196

Приложения..........................................................................— с. 198

Список иллюстраций............................................................— с. 248

Иллюстрации.........................................................................- с. 251

Введение.

Диссертация «Иконостасы храмов Центральной России XVIII - начала XX века (на примере Приокского региона)» посвящена исследованию основных тенденций стилевого и иконографического развития памятников синодального периода.

Актуальность исследования обусловлена потребностью в новых материалах по истории церковного искусства провинции Центральной России и растущим интересом к этой теме не только в научной среде: масштабность работ, связанных с восстановлением церквей и алтарных преград, требует от их исполнителей изучения, анализа и оценки произведений церковного искусства.

Степень разработанности проблемы. Церковное искусство России Нового времени является малоизученной областью искусствознания. Иконостас требует комплексного изучения как ансамбль, сочетающий в себе иконопись, архитектуру малых форм и стилевой декор, которые несут определенную богословскую символику.

Иконостасы и на протяжении XIX столетия редко становились предметом изучения для искусствоведов, иконостасы и их образы лишь упоминаются в рамках освещения епархиальной жизни, в ХХ-ом авторы собирают сведения о сохранившихся и утраченных храмах и иконах.

Сохранившиеся иконостасы барокко в России исследованы, преимущественно, на столичных образцах и ряде ярких произведений провинции. К памятникам эпохи классицизма обращений меньше. По региону Приочья до настоящего времени нет специальных исследований. Тем актуальнее становится рассмотрение иконостасов Приокского региона, который, несмотря на расположение в центральной части страны, по степени изученности «выпадает» из цепи общероссийского развития церковного искусства XVIII - начала XX века.

Тем не менее, исследователи заложили основы изучения иконостаса. Так, назначению и форме иконостаса посвящены труды Н. Сперовского,

А. Грабара, В. Лазарева, JI. Успенского. Исследования Н.И. Троицкого основаны на святоотеческих описаниях иконостаса, Е.Е. Голубинского - на историко-церковных фактах, о. Павла Флоренского - на богословской догматике. В последние десятилетия вопросом истории и символики иконостаса занимались В.М. Сорокатый, A.A. Шамаро, Ю.Ф. Панасенко.

Первым научным сборником, посвященным алтарной преграде, стало издание материалов конференции «Иконостас - происхождение - развитие -символика». Особо отметим статьи JI.M. Евсеевой об эсхатологическом аспекте высокого иконостаса, И.А. Шалиной и JI.A. Щенниковой - о Деисисе.

История формирования иконостаса освещена Е.Е. Голубинским, E.H. Трубецким, о. Павлом Флоренским, В.Н. Лазаревым, Э.С. Смирновой, влияние исихазма - Л. Успенским и Г.С. Колпаковой. О прообразах высокого иконостаса пишут A.M. Лидов и Т.М. Васильева, об архитектонике и конструкции - Л.В. Бетин и М.А. Ильин.

Материалы по иконостасному декору представлены в работах И.Л. Бусевой-Давыдовой (о храмах Московского Кремля), H.H. Соболева (о традиционной русской резьбе), А.К. Чекалова (о северной деревянной скульптуре, в том числе иконостасной резьбе XVII - XVIII веков), Т.А. Чуковой (о ранних иконостасах конца X - начала XIII века).

О памятниках С.-Петербурга пишут Е.Б. Мозговая, игумен Александр (Федоров), Л.А. Обухова, ими проанализированы типологические и стилистические перемены в иконостасах и алтарных преградах Нового времени. В.В. Антонов и A.B. Кобак в своем трехтомнике «Святыни Санкт-Петербурга» дают справочную информацию о храмах и иконостасах. «Искусство мозаики» Н.С. Кутейниковой посвящена петербургским памятникам XVIII - XXI веков.

В диссертации М.В. Винницкого исследуются керамические иконостасы Товарищества М.С. Кузнецова рубежа XIX - XX веков. Т.В. Юрьева в диссертации «Православный иконостас как культурный

синтез» рассматривает трансформацию иконостаса в XVIII - XIX веках. И.Е. Путятин анализирует памятники классицизма, Ю.Н. Звездина -растительный декор поздних русских иконостасов.

О.И. Якимчук рассматривает барочный иконостас брянского Почепа, В.Г. Пуцко - калужские памятники, Т.М. Панкова - рязанские. В работе использованы материалы об иконостасе Успенского собора Рязанского Кремля времен реставрации 1950 - 80-х годов. Стилистический анализ иконостасов содержится в «Своде памятников архитектуры и монументального искусства Брянской области» и справочнике «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии».

Краеведческий характер имеют труды орловского историка XIX века Г.М. Пясецкого. Две книги В.М. Неделина и В.М. Ромашова «Архитектурные древности Орловщины» содержат информацию о сохранившихся и утраченных храмах (с редкими упоминаниями об иконостасах).

В ряде исторических справок P.M. Алексиной об орловских церквах приводятся материалы архивов Орла, Москвы и Петербурга, но опускаются цитаты с описанием иконостасов. Монастырям Орла и Волхова посвящены исторические справки Е.И. Островой. Сведений о живописном составе приокских памятников до начала XIX века не обнаружено.

Объект исследования. Объектом исследования являются иконостасы православных церквей значительной части Центральной России -Приокского региона. Более широко представлены памятники прежней обширной Орловской епархии.

Предмет исследования: типология, стилистические особенности и тенденции развития иконостасов Приочья XVIII - начала XX века в контексте развития храмовой архитектуры синодального периода.

Цель работы: создание общей типологии, анализ стилистики и иконографического состава иконостасов Приокского региона синодального периода. Для достижения этой цели ставится ряд задач: 1. Систематизация литературы по теме исследования, посвященной:

а) богословской символике иконостаса и его составляющих;

б) истории материализации идеи иконостаса, его трансформации, начиная с алтарной преграды;

в) описанию типологических и стилистических изменений в иконостасе Нового времени;

г) литературе и архивным источникам по приокским памятникам.

2. Сбор и обработка архивных материалов текстуального и иконографического характера.

3. Изучение памятников Приокского региона до середины XIX века:

а) описание и анализ храмовых иконостасов губернских и уездных городов XVIII - первой половины XIX века (по архивным документам);

б) описание и анализ сельских памятников первой половины XIX века (по архивным документам), с обособлением от их числа иконостасов усадебных церквей.

4. Описание и анализ иконостасов Приочья середины XIX - начала XX века -периода наибольшего разнообразия форм и материалов в создаваемых памятниках.

5. Сравнительный анализ рассматриваемых произведений со столичными образцами и аналогичными памятниками других регионов.

Материал и источники исследования. Иконостасы синодального периода сохранились в стране (без учета обеих столиц) немногочисленно и неравномерно. От планомерного уничтожения памятников наиболее пострадали города центра России; ближе к периферии и в сельской местности уцелевшие произведения встречаются чаще.

Большинство приокских иконостасов известно лишь по историческим и архивным описаниям, чертежам, рисункам и фотоснимкам, в связи с чем привлекаются материалы об аналогах, сохранившихся без существенных изменений и достаточно полно изученных.

Отсутствие специальной литературы об иконостасах компенсировано активным использованием архивных источников. Вскрыт значительный

пласт дел с актуальной для нас и неизвестной до сих пор информацией, использованы материалы трех архивов - Орловского, Рязанского и фондов отдела Святейшего Синода РГИА. В научный оборот вводится 52 архивных документа: описи, чертежи, фототипии рубежа XIX - XX веков.

Описи позволяют прослеживать перемещение икон, дополнения к их убранству, с точной фиксацией даты и данных о ктиторе. Художественную характеристику икон в них заменяет краткая справка («писана на холсте», «на железе», «греческой живописи», «древняго письма») с указанием количества, стоимости и материалов, использованных при украшении образов. Указания размеров иконных рам и самих образов дает возможность ориентировочно предположить величину иконостаса.

Методология исследования. Методологическая основа диссертации принципиально вариативна. Применяемые в работе методы исследования обусловлены характером используемого материала. Так, в одних случаях берутся сохранившиеся памятники, в других - описания архивных источников, в третьих используются фотографии объектов. Каждому варианту соответствует определенный метод обработки информации:

1) исследовательские экспедиции и обмеры, искусствоведческий анализ сохранившихся памятников;

2) систематизация данных письменных источников в виде схем-реконструкций, сводных и справочных таблиц;

3) стилистический анализ утраченных иконостасов по фотодокументам и сопоставление их с аналогичными произведениями.

Схемы-реконструкции топографического состава иконостасов (по иконографии и расположению образов) созданы при использовании только письменных источников. Это позволяет проанализировать иконографический состав иконостасов и получить о них наглядное представление. Автор сознательно отказывается от воссоздания гипотетического облика утраченных памятников во избежание лженаучного «сочинительства».

В целях максимального использования имеющейся информации архивные источники систематизированы по временному, топографическому принципу и по принадлежности описываемых в них иконостасов к соборным, приходским или сельским храмам.

В рабочем порядке систематизированы имеющиеся справочные сведения об истории иконостасов Москвы и Санкт-Петербурга. По итогам исследовательских экспедиций сделано также описание и первый искусствоведческий анализ ярких сохранившихся памятников Курска, Ельца и Арзамаса, выявленных и введенных в научный оборот.

Гипотеза исследования: в иконостасах Прикского региона Нового времени отражение общероссийских идеологических и стилевых перемен -наибольшего разнообразия форм и материалов, а также существенных изменений в иконографии - привело к созданию самобытных произведений с устойчивыми местными традициями.

Хронологические рамки работы определены XVIII - началом XX века

- от смены средневековой традиции в петровское время до обрыва истории непрерывного развития иконостаса.

Топографические границы исследования включают, помимо Приокского региона (бывшая Орловско-Севская, Калужская, Рязанская, Московская и Нижегородская епархии), необходимые для сравнительного анализа обе российские столицы, являющие стилевые образцы, а также несколько городов с выразительными аналогами изучаемых памятников (Курск, Почеп, Арзамас); некоторые западно-европейские города представлены прототипами иконостасных образов.

Научная новизна:

- данное исследование - первое обращение к памятникам Приокского региона и попытка определения их места в общей истории алтарной преграды, иконостаса; оно восполняет пробелы в области изучения памятников Нового времени;

- диссертация продолжает историю развития иконостаса, начатую Т.А. Чуковой, JI.A. Обуховой и Т.В. Юрьевой (изучающими памятники средневековой Руси и барокко), говоря о ее завершающем этапе (XVIII -начале XX века) и дополняя работу М.В. Винницкого - исследователя керамических иконостасов рубежа XIX - XX веков;

- в отличие от диссертаций Т.А. Чуковой, JI.A. Обуховой и Т.В. Юрьевой, это - научное исследование значительного количества произведений, не становившихся прежде объектами искусствоведческого анализа и не описанных в литературе;

- данное исследование вводит в научный оборот значительное число произведений, не становившихся прежде объектами искусствоведческого анализа и не описанных в литературе;

- на основании также впервые вводимых в научный оборот архивных источников (в частности, документов, отсутствующих в «Своде памятников архитектуры и монументального искусства» Брянской области) формулируются положения об облике ряда утраченных иконостасов Орловщины, Брянщины, Рязани и Касимова;

- впервые осуществлен искусствоведческий анализ и стилистические атрибуции иконостасов, вводимых в научный оборот;

- введены в научный оборот неизвестные ранее факты творческой биографии выпускников Императорской Академии Художеств: академиков архитектуры Н.И. Воронихина и Н. Д. Федюшкина, архитекторов С.А. Щеткина и A.C. Каминского, инженера-архитектора Н.И. Рошфора и ряда других;

- уточнены положения, высказанные рядом исследователей по данной теме (P.M. Алексиной, М.А. Комовой, Т.В. Юрьевой).

На защиту выносятся следующие положения:

- в типе, композиции, декоре и иконографическом составе иконостасов Приочья преобладает влияние московской школы;

- в приокских иконостасах XVIII - начала XX века активную роль играют фигуративная резьба и деревянная круглая скульптура;

- в главных алтарях и иконостасах Приочья длительно сохраняются ансамбли барокко XVIII века;

болховская художественная традиция обладает цельностью и самобытностью;

схемы-реконструкции топографического состава иконостасов, сопровождаемые цитатами, как результат обработки архивных описаний. Теоретическая значимость исследования состоит в:

1) комплексном рассмотрении иконостаса как особого произведения, в котором материализуется богословская идея и осуществляется синтез иконописи с архитектурой малых форм;

2) обнаружении ранее неизвестных особенностей развития иконостаса в регионе Центральной России:

- отставания в смене стиля от столиц;

- устойчивости барочной традиции;

- сохранения важной роли деревянной скульптуры до начала XX века;

- повсеместного в Приочье перехода роли доминанты от Деисиса к «Коронованию Богоматери» или образу Господа Саваофа;

устойчивости классицистических тенденций в иконостасах Орловщины до начала XX века;

- отражения в иконостасах Приочья нескольких вариантов «русского стиля»;

3) определении прообразов отдельных элементов архитектурного декора (опоры в виде пучков волют, сень в виде кадильницы XVII века);

4) определении иконографии изображений Нового и Ветхого Заветов.

Выработанная методика и систематизированный порядок работы с архивными фондами позволяют продолжать исследование в данном направлении.

Полученная информация далеко не исчерпана. Вводимые в научный оборот документы по своему содержанию выходят далеко за рамки обозначенной темы и дают возможность дальнейших исследований

в различных направлениях: истории храмостроения, храмовой иконы и богослуж