автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему:
Иллюстрации Жития Николая Чудотворца из собрания Т.Ф. Большакова и деятельностъ царской мастерской в третьей четвертм XVI в.

  • Год: 1996
  • Автор научной работы: Антонова, Лариса Игоревна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.04
Автореферат по искусствоведению на тему 'Иллюстрации Жития Николая Чудотворца из собрания Т.Ф. Большакова и деятельностъ царской мастерской в третьей четвертм XVI в.'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Иллюстрации Жития Николая Чудотворца из собрания Т.Ф. Большакова и деятельностъ царской мастерской в третьей четвертм XVI в."

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВОЗНАНИЯ

РГб од На правах рукописи

1 3 ¡ДН 1Ь35 ' *

Антонова Лариса Игоревна

Иллюстрации Жития Николая Чудотворца из собрания Т.Ф.Большакова и деятельность царской мастерской в третьей четверти XVI в.

И скуссгвоведение 17.00.04- изобразительное искусство

АВТОРЕФЕРАТ диссертации па соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Москва; 1996

Работа выполнена в Отделе древнерусского искусства Госудзственн&го института искусствознания

Научный руководитель — доктор искусствоведения, профессор

Г.В.Попов

Официальные оппоненты - доктор исторических наук

Б.М.Клосс - кандидат искусствоведения Т.В.Толстая

Ведущая организация - Государственный Исторический музей

I

¡Защита диссертации состоится ".1996 г. в .'(К. часов на заседании диссертационного совета Д 092.10.01 при Государственном институте искусствознания по адресу. 103009, Москва,.Козицкий пер., 5.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Государственного института искусствознания по адресу. 103009, Москва, Козицкий пер.. 5.

Автореферат разослан 1996 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор искусствоведения

Общие положения. Диссертация .посвящена изучению одного из центральных памятников искусства русской рукописной миниатюры третьей четверти XVI в. — "Жития Николая Чудотворца" из собрания Г.Ф.Большакова (РГБ, ф.37, N 15). Роскошно украшенный кодекс был выполнен в царской мастерской в период наивысшего расцвета повествовательной иллюстрации, которая несколько опережала другие жанры в развитии новых художественных принципов. Богатое убранство "Йития Николы" наиболее полно и наглядно отражает самые существенные черты стилевых изменений в изобразительном искусстве эпохи Ивана Грозного. Вместе с тем, здесь ярко проявились и противоречивые тенденции сложения нового стиля, тесно связанные с изменениями в мировоззрении и эстетических запросах времени укрепления российской государственности.

Большаковская рукопись соединяет в себе принципиально разные подхода к созданию и оформлению кодекса. Несколько сот миниатюр крупного формата можно с уверенностью разделить на две ' группы. Начальная часть выполнена только одним художником, другая — несколькими изографами (аналогично был организован труд переписчиков текста). Сопоставление этих двух ' комплексов предоставляет ботатеяшт материал • для изучения специфики иллюстрирования книг в рассматриваемый период. Явственно прослеживаются особенности художественного решения повествовательного цикла в целом, последовательность работы мастеров над каждой отдельной композицией, отношение к'древним протооригиналам и использование западноевропейских образцов, а также техники, приемов и набора выразительных графических средств.

Первому мастеру по праву рринадаежит особое место как выдающемуся художнику 1540 —1 70-к гг., работавшему над "Житием" самостоятельно и, вероятно, отдельно от мастерской.

Подвижный, свободный рисунок, выразительные образы и общая гармоничность, декоративная нарядность иллюстраций выделяют этого изографа среди других миниатюристов. Яркий, остроиндивидуальный почерк мастера, характерные изобразительные мотивы и новые кошозиционйые приемы позволяют выделить ряд оформлонных им лицевых рукописей. Уже предварительное сравнение их иллюстративных циклов дает возможность говорить о заметной эволюции мастера, на протяжении по крайней мере трех десятилетий. Следуя логике условного языка русской миниатюры, он активно развивает ее образную и композиционную стороны в разработке новых' сюжетов. Отчасти привлекая образцу западноевропейской графики, он, однако, не стремится к прямому и полному заимствованию, творчески преломляя некоторые мотивы в соответствии с мировоззрением и идейно-эстетическими установками своей эпохи, устоявшимися традициями православной этики.'

Все это позволяет рассматривать творчество мастера как проявление ведущей линии развития русской миниатюры середины -третьей четверти XVI в., достигшего своей вершины именно в иллюстрациях "Жития Николы" и близком к нему, но пока не изученном подробно, Егоровском сборнике (РГБ, ф.98, N 1844).

Исследуемая рукопись "Жития Николая Чудотворца" проливает также свет на деятельность царской мастерской в связи с новым подходом к организации художественных работ крупного масштаба (отчасти аналогичным западноевропейской практике). Царская.мастерская состояла из самостоятельных, профессиональных изографов, которых, возможно, возглавлял ведущий мастер. Их количество достигало около десятка человек, работавших совместно с учениками.

Поточный метод работы иллюстраторов, поочередно оформлявших целые серии миниатюр, способствовал утверждению новых

гринципов и приемов создания композиций, обеспечивающих удожественную целостность лицевых рукописей, и, наряду с скорением темпов выполнения миниатюр, нивелировал творческую ндивидуальность мастеров.

Способ коллективной работы в царской книгописной мастерской >!л, по-видимому, воспринят из предшествующего опыта деятельности фиптория новгородского архиепископа (впоследствии митрополита |сковского и Всея Руси) Макэрия периода создания Великих ней-Четиих.• ,

Иллюстрации ранних рукописей первого мастера, участвовавшего в эрмлении Миней, и его цикл в "Житии Николы" даот возможность гановить преемственную взаимосвязь так называемых макарьсвской и ЗСКОЙ школ.

Пели и задачи исследования. Основной целью данной работы шотся рассмотрение художественной деятельности

•ской книгописной мастерской в третьей четверти XVI в. — иода создания наиболее значительных памятников рукописной иатюры эпохи Ивана Грозного. Главное внимание уделено проблеме пения нового московского стиля книжной иллюстрации, от выразителем которого стал мастер оформивший • начальную -ь рукописи "Жития Николая Чудотворца" из собрания Большакова. ■ .

Основные аспекты исследования: I) . раскрытие специфики низации - работы миниатюристов при царском дворе в период эния "Жития Николы"; 2) выявление 'роли первого мастера ад" как ведущего художника. грозненской эпохи и определение 5 созданных. им иллюртративных циклов в новгородский 'и

«екни периода; 3) изучение художестве шю-тохнкчоских

*

нностей создания иллюстративного цшсла "Жития" царскими

мастерами; 4) уточнение взаимодействия макарьевской и царской школ, их исторического развития и художественной преемственности на основе эволюции творчества первого мастера "Жития Николая Чудотворца"; '4) определение главных направлений сложения нового стиля книжной миниатюры в контексте изменения художественно образной структуры миниатюр рассматриваемой рукописи.

Методика исследования. Изучение иллюстративного цикла "йигия Николая Чудотворца" и деятельности царской мастерской эпохи Ивана Грозного основано на подробном анализе кодекса, состава его содержания, порядка написания и иллюстрирования. При рассмотрении художественной системы оформления была применена новая методика исследования индивидуальных манер миниатюристов, позволяющая найти более конкретные, объективные данные о работе мастеров и предоставляющая возможность идентифицировать "почерки" изографов в разных лицевых рукописях. Кроме этого в диссертации апробируотся метод анализа композиция мииниатюр как основы сложения художественного образа иллюстрации, формообразующей основы ее стиля (от приемов перового рисунка отдельных изображений до выявления принципов композиционного построения сцен и закономерностей решения сюжетных серий миниатюр).

В работе проведено сопоставление круга памятников макарьевской и царской мастерских, связанных с деятельностью художника начальной части "Жития Николы" и на этой основе прослежены изменения в развитии художественном формы повествовательной миниатюры, появление в ней новых стилевых тенденция.

В исследовании привлекаются ' наиболее важные наблюдения специалистов смежных областей науки, в частности, палеографии (Б.М.Клосс и др.).

Актуальность исследования. "Житие Николая Чудотворца" давно оценивается учеными как один из замечательных памятников русской книжной миниатюры. Однако подробного исследования отот иллюстративный цикл до настоящего времени не. имел. "Житие" причисляют к кругу лицевых рукописей, созданных в царской мастерской. Вместе с тем художественное решение первой части достаточно отличается от Лицевого летописного свода _— главного • труда грозненских мастеров, совпадающего по времени оформления с рассматриваемой рукописью, что до сих пор не получило объяснения в науке. Примечательно, что о деятельности самой кремлевской мастерской не сохранилось почти никаких документальных свидетельств, за исключением "дела дьяка Висковатого" . "Житие" до некоторой'степени приоткрывает ее секроты. ■ 1

Художественная индивидуальность иллюстратора начальной части "Жития Киколы", не раз привлекавшая внимание ученых, в. большей мере также оставалась неизвестной.'- Несмотря на - то, что не сохранилось имени самого изографа;1' Представилась редчайшая возможность проследить творческий путь художника, ойенить его роль

и значение в истории русской книжной миниатюры середины--- третьей

четверти XVI столетия. ПослеДйэе позволяет' сбольшей'объективностью подходить к анализу художественно-'- стилевых движений эпохи, выдающимся представителем которой' стал"первый мастер-"Жигия Николая Чудотворца". • "- •'■"■>•4-'

Апробация работы.- Основные положения исследования были изложены в докладах на-Заседаниях Отдела ' древнерусского искусства

Государственного института'¡искусствознания в течение 1989-1995 гг.

*

<4 доклада) и'частично1,опубЛизсоаани,:(см1список).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, примечаний, списка литературы, приложения в виде иллюстраций.

Содержание работы.

Во Введении раскрывается ' история изучения русской' книжной миниатюры эпохи Ивана Грозного, определяется круг памятников, созданных в царской мастерской, и формулируются основные проблемы и задачи исследования.

Для выработки более полного представления о степени изученности художественных достоинств иллюстративных циклов середины — третьей четверги XVI в. появилась необходимость представить основные этапы и соответствующие им ведущие направления исследований.

Последовательное изучение рукописной миниатюры XVI в. началось в середине XIX столетия, но проходило крайне неоднородно, во многом подчиняясь социально-политическим условиям.

Первый этап, охватывающий середину XIX — начало хх вв., представленработами А.С.Уварова,' • Ф.И.Буслаева, П.Н.Вяземского, Н.В.Султанова, В.Н.Щепкина, Е.К.Редана. Особенностью начального периода исследований . было введение в науку множества вновь открываемых лицевых рукописей и их первое описание. К концу XIX в. появились статьи и труда, посвященные специальным вопросам, рассматривающим миниатюры как источник исследований по иконографии (Е.К.Редан), древнерусской архитектуре (Н.В.Султанов), иконописи (В.Н.Щепкин). Неоценимый вклад был внесен В.Н.Щепкиным, создавшим особую методику изучения иллюстративных циклов.

Второй этап» 1910-1930-х гг., свое основное внимание направил на исследование миниатюр с .' точки зрения хронологическог • систематизации. . Одновременно был получен шрвый опыт изучен® аспектов их стиля в развитии (Ю.А.Кожина, Ю.А.Олсуфьев,

Г.П.Георгиевский, А.И.Некрасов, М.В.Алпатов). Подобного рода обобщения позволили выделить и некоторые этапы развития книжной иллюстрации xvi в., особенности ее художественного языка.

Изучение лицевых рукописей в конце 1930-1950-х гг.. было осложнено политическими коллизиями, захватившими все области жизни страны. Лишь после 1945 г. были опубликованы работы, созданные на основе довоенных материалов (А.В.Арциховского,

A.А.Сидорова, А.Н.Свирина, Н.Е.Мневой, Т.А.Сидоровой, Л.В.Черепнина). Главная заслуга этого этапа заключается в том, что искусство миниатюры эпохи Ивана Грозного предстало самоценной составной частью на фоне древнерусской культуры в цэлом.

Следующий этап, i960 - 1970-х гг., отличает .рассмотрение вопросов искусства xvib. и, в частности, миниатюры на уровне проблей общекультурного значения. Наряду о деятельностью искусствоведов немалую роль в этом сыграли работы литоратуроводов (В.П.Андриановой - Перетц, Д.С.Лихачева, О.В.Творогова). Внимание было обращено на изучение более конкретных проблем, причем, с преобладанием исторического и источниковедческого (Н.Н.Розов,

B.П.Покровская, Г.В.Попов, А.В.Чернецов),* сюжетно-текстологического (О.И.Подобедова), иконографического (Е.С.Овчинникова, O.A.Белоброва, Н.А.Бакланова, А.Л.Хорошкевич, В.П.Гробошок) направлений. Важное значение приобрели исследования О.И. Подобедовой, в которых специально рассмотрены вопросы, нанрового своеобразия, сюжетного содержания и художественных особенностей повествовательной миниатюры царской школы в контексте общего масштаба работ в Московском Кремле послв пожара 1547 г.'

Последний этап, 1880— начала 1990-х гг., характеризуется

некоторым углублением в. . * ». мировоззренческую основу и закономерности изобразительной системы миниатюр (А.А.Амосов,

О.И.Подобедова, В.Д.Черный, В.В.Морозов), стремлением к создани прочной методологической базы их исследования (Б.М.Клосс Ю.А.Неволин). Впервые было начато изучение индиввдуальног творчества '-кремлевского мастера-миниатюриста (Ю.А.Неволин) продолжился -и жягарико-иконографический подход к рассмотрени иллюстративных циклов (Е.И.Серебрякова). Важное значение имел факсимильное издание Жития Зосимы и Савватия Соловецких из собрани Вахрамоэва (ГИМ.Вахр.,И71), снабшнное подробным описание миниатюр, обзором круга памятников царской школы и историко культурной картины времени их создания, а также общэстилевых особенностей (Г.В.Попов).

Таким образом, имеется достаточная база для исследований специфики изобразительного языка и стиля книжной иллюстрации Ш в В главе I —"Макарьевская и царская школы: лицэвыэ рукопис первого мастера "Жития Николы". Время создания и место в искусств эпохи Ивана Грозного миниатюр "Жития" из собрания Т.Ф. Большакова представлена общая историческая картина возникновения взаимоотношения так называемых макарьевскоа и царской школ; выдала ряд лицевых рукописей, принадлежащих к одной линии стилэвог развития, их взаимосвязь и нюансы последовательных изменен*! изобразительного языка.

Одним из определяющих моментов преемственности этих двух шкс является творчество первого мастера "Жития Николы". Известно, 41 он начал свою деятельность при новгородском архиепископе Макарт выполнив часть миниатюр в Житии Нифонта 1530-х г., а так» иллюстрации к Христианской топографии Козьмы Индикоплова от; •1541 I*. > для Великих Миней-Чэтиих, что показала индэнтификащ индивидуальной графической манеры названных рукописей с "Жита Николы". Со второй половины XVI в. этот художник работал уже гц

царкой мастерской, где были созданы-Егоровский сборник конца 1560-х — начала 1570-х гт. и лицевое "Житие Николы".

Новгород оказал большое воздействие на развитие книжпоа миниатюры и изобразительного искусства середины XVI в., не только будучи авторитетным центром русской православной культуры, но и как проводник новых мировоззренческих и художественных идея. Эти качества были аккумулированы макарьевским кругом писателей и изографов, вероятно, начиная со времени работы над Великими Минеями -Четьими. В свою очередь Москва уже столица общерусского государства — насаждала идеи возвеличивания царской власти, особой древности ее истоков, повсеместного укрепления церковных устоев. С назначением Макария митрополитом Всея Руси новгородская и московская тенденции обротают свою общность в 4 осуществлении грандиозных замыслов Ивана IV, поддерживаемых церковью. В это время мастера из разных земель были созваны в столицу и среди них . — художники Макария. Именно им были поручены наиболее сложные по богословской программе иконы, получившие широкую огласку и весьма противоречивые оценки, известные по делу дьяка Ивана- Висковатого. Нововведения макарьевских изографов, в числе которых, по всей видимости, был и первый мастер "Жития Николы", обрели определенную поддержу со стороны церковного собора 1553-1554 гг. В результате были узакопены во многом чуждые русскому православию западничоские мотивы, нашедшие свое отражение и в иконографии, непосредственно выражающей идейное содержание произведений церковного искусства, и з композиционном решении. Более свободно нововведения могли появляться в гибком и восприимчивом искусстве книжной иллюстрации.

После смерти Макария (1563 Г.} с введением опричнины, царская мастерская перемещается из Москвы в Александрову слободу, гдй

развернулась широкомасштабная работа по созданию Лицевог

летописного свода. Именно в это время в русскую миниатюру приходят

те изменения, которые рассматриваются в настоящем исследовании на

примере "Жития Киколы", наиболее•ярко отразившем новые тенденции к

из числа известных нам иллюстративных циклов царской школы.

Выделение'ряда лицевых рукописей, созданных первым мастером и сопоставление их художественных особенностей позволило выявить постепенное возрастание роли художественных аспектов и, отчасти, закономерности стилеобразующего процесса эпохи.

У:!® в миниатюрах Жития Нифонта (ГИМ.Муз. 340) обнаруживаются отдельные довольно реалистические детали в рисунка. стремление к разнообразию в изображении архитектурных фонов, присутствие некоторых западных мотивов и особая выразительность образов, почерпнутые из жизненных реалий. Наряду с Христианской топографией Козьмы Индикоплова, около 1541 г. (РГАДА.Архив МВД, Оболен., И 159) и Апокалипсисом из собрания Хлудова (ГИМ.Хлуд.,ы 7) миниатюры этого мастера отличает ясный порэход к графическая системе художественных средств — легкому перовому рисунку с частичной прозрачной подцветкой.

Свободнее и одновременно более просто решены позднейшие • иллюстрации из Палеи 1477 г. (ГИМ, Син.,ы 210) (убедительно датированкие Г.В.Поповым 60-70-ми гг. XVI в.), палитра мастера становится разнообразнее и ярче. Эти качества, цветового решения прослеживаются в Евангелии из собрания Егорова N 80 (ближе к 1550-м г.). Новый подход автора к оформлению такого типа

рукописи заключается в разработке более развитого и содержательного цикла миниатюр, приближающегося к житийному жанру. Здесь сочетаются сложные иконографические композиции с небольшими сцэнками повествовательного характера. До" сравнению с другой

рукописью мастера — Псалтирью 1548 г.' (ГИМ.Увар.,н 8Я) — композиции Евангелия более сложны по построению, в них сочетаются многофигурность с заметно развившимся ахитектурным фоном, достаточно отчетливо выражены черта тех западных заимствования, которые мы встречаем и в "Житии Николы".

Многие черты художественного решения сближают Евангелио с Егоровским сборником (РГБ,ф98,ы 1844). В иллюстрациях этой замечательной рукописи , пожалуй впервые, проявилось стремление к созданию миниатюры-картины, ярких образов главных 'персонажей. ' Иллюстративный цикл сборника наиболее приближается к "Житию Николы", а в некоторых случаях и превосходит его по выразительности, Вероятно, рядом с этими циклами следует поставить те миниатюры в Хождении Иоанна Богослова (БАН.ы 34.3.5), которые выполнил также наш мастер. Здесь, наблюдается сходное стремление иллюстратора к сочинению новых композиций и желание более выразительно показать жесты и движения персонажей, чем это позволял традиционный язык иллюстраций того времени. К "Житию ' Николы" эти миниатюры приближает сходство в интерпретации фигур, но существенное различие имеет решение архитектурно-пейзажного фона, более нейтрального и стереотипного, особенно по сравнению с тем замечательным разнообразием, которым полны иллюстрации "Жития".

Указанные выше циклы постепенно подводят к миниатюрам "Жития** — едва ли не высшему достижению мастера, сумевшего подчинить задачам жанра все имеющиеся у него средства и создать удивительно цельный иллюстративный ряд.

После работ над "Житием Николы" мастерская продолжала свою • деятельность, однако первый мастер, видимо, уже оставляет ее. К этому выводу приводит сравнение его индивидуальной манеры с

"почерками" позднейших, выполнявшихся здесь,иллюстративных циклов О том же свидетельствует заметное изменение, эволюция самоп стилевого направления, ведущим представителем которого являете: рассматриваемый художник.

Лицевые рукописи первого мастера сыграли выдающуюся роль : развитии стиля миниатюр эпохи Ивана Грозного. Оценивая вое образуемый ими ряд можно с уверенностью сказать, что свои появлением они составили историю интереснейшего направления развитии русской миниатюры 1530-1570-х гг. Постепенно соединив себе псково-новгородские, а затем московские традиции, они отразил собой новые тенденции стилевого развития русского искусства своег времени и предвосхитили искусство XVII в.

Глава II — "История создания лицевого "2ития Николая Чудотворца" и опецифика организации . работы царских миниатюристов' —посвящена описанию рукописи, истории ее изучения и особое внимание уделено рассмотрению индивидуальных приемов мастере шрового рисунка миниатюр. Рукопись Т.Ф.Большакова создана первой половине-середине 1570-х гг. в Александровой слободе

« «I

вероятно, по заказу Ивана Грозного. Она имеет 241 лист Жития 14 листов из Хронографа (ГИМ, Муз., н 358), которые бы приплетены к основному блоку в XVII столетии. Текст, написанш полууставом XVI в., соответствует работе 'каллиграфов царско] скригггория и является списком с Успенской редакции Жития в Белим Минеях -Четиих митрополита Макария, не являясь, однако, е: точной копией. Тексты разных по происхождению источников образу ■единые рассказ о жизни, деяниях и посмертных чудесах Никол Мирликиаского.

Рукопись имеет одну заставку ' растительного орнамент

переходящего в старопечатный, две выходные миниатюры (на лЛоб., святитель выступает в типе Николы Зарайского, а на л.ЮВоб., перед изложением посмертных чудес, святой изображен плывущим на корабле, который подгоняет ветер от трубы ангела, и над этой сценой в райских кущах Никола среда ангелов обращается в молении к Богу, представленному художником по типу "Отечество" ), 406 иллюстраций занимающих 2/3 или почти цэлый лист и следующих после соответствукэдэго текста. Над иллюстрациями работало, по крайней мере, 5 профессиональных мастеров с учениками. Изучение миниатюр по составу индивидуальных изобразительных почерков выявило принципиальное различив в подходах к иллюстрированию начальной части рукописи <л.2об.-70об.), соответствующей работе одного (юрвого) мастера, и остальной части, которую оформляла груша изографов, чьи манеры чередуются между собой. Кроме того, совпадение сорта бумага и почерка первого каллиграфа с иллюстрациями первого миниатюриста, которые далее в рукописи, не встречаются, позволило установить некоторый временной разрыв кевду созданием этих двух частей кодекса.

Подробное изучение индивидуальных манер графики мастеров показало, что все они использовали сходные приемы перового рисунка ликов, фигур, архитектуры, деревьев, горок и т.д. Однако, первый мастер обнаруживает более ¡кивов и разнообразное варьирование линии и штриха, в то время как у других мастеров наблюдается довольно упрошенное их решение, приближающееся к некоторому схематизму. Различия .уже достаточно отчетливо проявляющиеся в изображений отдельных предметов, еще более усиливаются, когда мастера объединяют их в композиции, что в конечном итоге отразилось и на образном решении миниатюр.

Сходство индивидуальных манер мастеров "Жития Николы" с другими

лицевыми рукописями привлекало внимание исследователей разных поколений (П.Н.Вяземский, Г.П.Георгиевский, О.И.Подобедова, Б.М.Нлосс, Ю.А.Неволин, Г.В.Попов), в результате чего определился крут близких к нему памятников: уже упоминавшиеся Лицевой летописный свод, Егоровский сборник (кроме Апокалипсиса), Евангелие 1540-х—1550-х ГГ. (РГБ,ф.98,Ы 80), Псалтирь 1548г. (ГИМ,Увар.,Ы 82), Хождение апостола и евангелиста Иоанна Богослова (БАН, N 34.3.5), Палвя 1477 г. в своих позднейших дополнениях (ГИМ.Син.,Ы 210). Наше исследование позволило причислить к манере этого иллюстратора следующие лицевые рукописи: Христианская топография Козьмы Индокоплова, около 1541г. (РГАДА, Архив МИД.Оболен.,н 159), Апокалипсис xvi в. (ГИМ, Хлуд.7), а также подтвердить его работу над отдельными частями Егоровского сборника, Евангелием (РГБ, ф.98,ы 80), Псалтирью 1548 г., упомянутым Хождением Иоанна Богослова (первая манера), Палеей 1477 (вторая манера).

Третий и пятый мастера "Жития" участвовали в оформлении Музейского сборника (ГИМ,Муз.,ы 358) (возможно, вместе с ними работал и шрвый мастер). Хронографа из собрания Егорова (РГБ,ф.98, N 202).

Анализ цветового решения иллюстративного цикла "Жития Николы" показал его неоднородность, принадлежность разным мастерам и несовпадение с индивидуальными манерами графики, кроме начальной части кодекса (т.е. первого мастера ). Художественный уровень расцвечивания миниатюр в первой части значительно выше, чем в остальной, и дает повод предположить, что оно выполнено тем же первым мастером. На это указывает не только разнообразие к стремление к более гармоничному сочетанию цветов, но и явное подчинение цветового решения композиционному излому. Раскраска другой части "Китая" произведена крайне небрежно, с иным набором

цветов, упрощенностью оттенков и их несогласованностью в композиции, усиленных, видимо, последующими правками.

Таким образом, работая в едином стилевом русла, мастера-миниатюристы "Жития Николы" демонстрируют два неоднородных подхода Й иллюстрированию кодекса, различающихся как по обода организации работы, так и по уровню профессионализма, что в конечном итоге сказалось и на художественно-образном решении иллюстраций.

В главе III — Своеобразна художественного решения миниатюр "Жития Николы" —рассмотрен комплекс вопросов, отражающих особенности агиографического жанра в повествовательной миниатюре, художественную интерпретацию содержания текста Жития в иллюстрациях, композиционное решение миниатюр и появление новых тенденций книжной графики в третьей четверти xvi в., а такие приемы достижения композиционной целостности, отражение пространственно-временных отношений в иллюстративном цикле рукописи.

В первой части третьей главы приведены стци&ическиэ черты агиографического жанра, объединяющие собой и литературный текст и его иллюстрации, к которым относятся-. отсутствда авторского личностного начала, идеализирование образа Николы и противопоставлэниэ его остальным персонажам, подчеркнуто ясное разграничен!© начал добра и зла, общий нравоучительный характер повествования. Наряду с торжественностью языка и некоторой цэремониальностью изложения, свойственной цэрковной литературе XVI столетия, а также его наглядностью, выверенной последовательностью, единой точкой зрения на события, использованием единообразного их изображения (т.е. наличиэм своего рода формул) они отражали различные грани мировоззрения своей эпохи и ее -общестилевь» качества. Вместе с тем, эти особенности в исследуемом "Житии"

проявились очень деликатно и в да лом скорое обогатили традиционную художественную форму, нежели отяготили во, как это известно по многочисленным рукописям "поточной" системы исполнения. Изобразительное повествованиэ, по сравнению с текстом. Отличается большей торжественностью (особенно в началэ), а также некоторой светскостью, что более характерно для другого комплекса иллюстраций.

Затем, в третьей главе раскрывается опецифика миниатюр "Жития" как вида изобразительного искусства.

Подробный анализ цикла миниатюр "Чуда о древе" первого мастера позволил охарактеризовать его как иллюстратора, глубоко проникапцэго в смысл и содержание сюжета, составившего свой композиционно дельный изобразительный рассказ, включающий серию миниатюр и имеющий завязку, развитие, кульминацию и развязку. Композиция каждой миниатюры представляет собой небольшой рассказ и отличается как по своему общему построению, эмоциональной ' выразительности, так и по расчету на определенное восприятие и степень "участия" зрителя в изображаемых событиях.

Далэе рассматривается серия миниатюр на один сшет из другой "'части кодекса, выполненная вторым мастером — "Чудо о Никола ччернецз". Интерпретация действующих лиц традиционно условна. '•Достаточно .точно передавая содержание текста, иллюстрации этого "мастера, ш сравнению с миниатюрами первого, композиционно "Однообразны, а назидательность нигишого жанра выявлена слабее. В ' 6+личиэ от композиционного цикла "Чуда о древе", где первый мастер 'развивает единство сюжетного действия в разнообразии решения каждой из*миниатюр, у второго иллюстратора наблюдается, при смысловой йавероенности композиций цикла, повторность изобразительных приэмов к отдельных эпизодов.

Для изучения райоты группы изографов, оформлявших вторую часть кодекса, анализируется серия иллюстрация "Чуда о трех друзах", выполненная третьим, четвертым и пятым мастерами в чередовании.-Отличительной особенностью этого цикла' является его композиционное решение как серии преимущественно симметричных разворотов со сходными по построению миниатюрами. Весь композиционный »цикл объединен изображением пространства и последовательной сменой миниатюр-кадров, где различаются только позы или жесты персонажей при неизменности окружения. Независимо от индивидуальности того или иного мастера весь цикл хорошо продуман и, вероятно, имел предварительные рисунки, сделанные одним мастером, по крайней мере для отдельных сюжетных серий. По интерпретации шрсонашй эти миниатюры не отличаются от иллюстраций второго мастера и заметно уступают первому, который умел оживить, одухотворить сухую набросочную схему предварительного рисунка. Мастера второй части будто забывали об учительносги жанра, и их миниатюры приобрели характер занимательности, развлечения.

Во второй части главы анализируются принципы слошния композиций миниатюр "Жития Николы". Для эпохи Ивана Грозного развитие композиционной структуры было характерной особенностью изобразительного искусства, чему способствовало возникновение новых сгаштов, возможность использования западноевропейских образцов, а также развитие жанра повествовательной миниатюры в связи с разрастанием иллюстративных циклов и ростом числа создававшихся лицзвых рукописей. При этом наблюдается общее снижение художественного уровня иллюстраций, свидетельствующее о том, что искусство миниатюры вступило на долгий и трудный путь переходного периода от многовековой традиции к новому осмыслению . его задач» ориентации на правдоподобие изображения сюжетных событий, и, по сути, к новому художественному мышлению.

Условия работы мастерской требовали единых принципов в подходе к иллюстрированию рукописей, в связи с чем развитие композиции , многозпизодной миниатюры было подчинено определенным ограничениям -схемам. Проведенные анализ выявил наиболее полный "набор" таких ' схем в композициях первого мастера.

К ним относятся, во-первых, фронтальные односложные композиции <с одним - тремя эпизодами), в которых фигурные группы изображались .внизу "перед" зрителем, а за ними, чуть выше, помещался арпггентурно-дайзажныЙ фон. Эта, в целом традиционная схема, в . сноем многоэпизодаом варианте в "Житии Николы" обрела наиболее дельное и уравновешенное решение, тяготеющее к одному обобщающему эпизоду — картине.

Следующий тип композиционных схем — фронтально - составной. Он соединяет в себе несколько эпизодов уже намеренно разделенных по своей пространственной принадлежности. Главный эпизод, более масштабный, располагается внизу, другой - дополнительный - вверху, в левом или правом углах. Обе сцены имеют разные точки зрения, лишь в некоторых миниатюрах первого мастера достигается их единство, а вместе с этим и некоторая иллюзия перспективного пространства.

Третий тип — ярусные композиции, где эпизода располагаются независимо от их количества в горизонтальных полосах, разграниченных между собой линией рамки. Интересно, что для эпизодов нижнего яруса первый мастер предполагал только одну точку зрения, а для сцены верхнего — несколько.

Четвертым, новым для русской миниатюры типом стала "мозаичная" схема, которая составлена из отдельных частей, "клиньев". Здесь эпизода преимущественно ббъединекы друг с другом, для каждого . существует своя точка зрения. По смысловой значимости выделен лишь один из них, поэтому только он занимает несколько большую часть

изобразительной плоскости, в то время как остальные га площади остаются равными метхду собой. Главная сцена иногда совмещена с дополнительной в едином сюжетном пространстве, а их обшре количество иногда доходит до семи (это самый обширный по количеству эпизодов тип).

Каждая из композиционных схем, имеющих несколько вариантов решения, отличается по своему назначению в интерпретации содержания: объединить сцены (фронтально-односложная), разделить главную и второстегоную сцены (фронтально-составная), подчеркнуть последовательность смены важных равнозначных событий (ярусный тип), акцентировать одну из последовательно чередующихся сцен (мозаичный тип). Перечисленные подходы к композиционному построению миниатюр обрели значение своего рода формул и применялись мастерами во всех лицевых рукописях царской школы. Правда, каждый иллюстративный цикл несколько отличался от другого своим относительно индивидуальным характером их использования. Выбор той или иной схемы зависел от ряда факторов: пропорций рамы, оставленной дяя иллюстрации в тексте; функции миниатюры в композиции книги,- содержания текста и, соответственно, от смысловой значимости каждого из эпизодов, их иерархии. Если учесть, что каждый отдельный эпизод то своей композиционной организации отличался от другого (при всей их простоте и незамысловатости), станет ясной вся сложность встававшей тред мастерами задачи создания единого композиционного целого миниатюры.

Наряду с традиционными приемами композиционной организации, получившими своеобразную интерпретацию, мастера применяли и другие способы объединения сдан. К ним относятся: сходство масштаба главных персонажей разных сцен , выступающих в качестве обобщающих конструктивных образований; вовлечениэ в сферу большего

эпизода меньшего, если они имеют достаточно близкое соотношение пропорций; частичное загораживаю® одного эпизода другим. Кроме того, шрвыя мастер учитывал и такие важные особенности, как выделение композиционного центра, ритм разного происхождения, взаимосогласование контуров изображений .

Проведенное исследование способов композиционной организации миниатюр "Жития Николы" позволяет также утверждать, что первый мастер заметно превосхЬдаг остальных иллюстраторов. Опираясь на тр;щиционные способы он активно вводил ноше приемы, которые, вероятнее всего, были почерпнуты из западноевропейской гравюры и, в частности, из Хроники Гартмана Шеделя 1493 г., в работе над которой принимал участив Альбрехт Дюрер.

Другие иллюстраторы ' "Жития", видимо, испытывали сильное влияние первого мастера. Однако они не' смогли достичь того уровня мастерства, при котором первому удавалось виртуозно согласовывать между собой самые разные призмы композиционной организации. Каждый из мастеров имел свои немногочисленные излюбленные приемы, не выходящие при этом за рамки перечисленных.

К аналогичным выводам приводит рассмотрение приемов изображения пространства иллюстраторами "Жития Николы". Одной из определяющих в изобразительном искусстве эпохи Ивана Грозного явилась тенденция к более правдоподобной передаче пространства, в сравнении с предшествующим временем. В миниатюрах "Жития" эти черты цроявились особенно очевидно. Сила традиция в середине-третьей четверти XVI в. была еще очень велика, поэтому здесь можно проследить и все более ранниэ способы построения1 • пространственных отношений, которые отразились в решении второстепенных сцен многоэпизодных миниатюр (одна- две фигуры изображаются на фоке горки или деревьев; такое простое отношение "фигуры" к "фону" но дает возможности зрительно

оценить, "изморить" расстояние между ними). Для решения пространственных взаимоотношений главных сцен мастер использует боже разнообразные способы. Это, в первую очередь, создание-элементарного объема с помощью линии и штриха, отчасти тона (штриховка, цветовые пригенения), когда изображение предмета организует некоторое пространство вокруг. Между изображениями, вступающими в композиционное взаимодействие, появляются другие признаки — ракурсные и, в меньшей степени, маспггабные соотношения. Первый мастер для создания некоторой глубины отчасти использовал линии композиционной динамики.

Пространство, в которое непосредственно "помещается" действие эпизода, изображается неглубоким, но по сравнению с клеймами большинства житийных икон того времени, имеет заметно более развитый характер. Это зависит, главным образом, от того, что помимо несколько увеличенных размеров горсонакей переднего плана отношение "фигура - фон" приобретает многоступенчатое развитие. К тому ке, мастер решает более развернуто в пространстве главную сцену и архитектурно-пейзажный фон. Архитектура органично подчинена ландшафту, создавая вместе с ним Ее кое протяженное в глубину единое целое. Однако, оно "ограничивается" фоном листа, в то время как в западноевропейской гравюре уже активно использовались приемы создания бесконечного перспективного пространства. Для русской миниатюры эта задача еще лишь слабо обозначалась. Большие сложности при этом создавала именно йногоэпизодность миниатюр, которая подразумевала включение в одну композицию нескольких малых пространств. Первыа мастер стремится включить их в единую пространственную среду, предоставляя каждому эпизоду определенное место в пределах одного ландшафта с сильно меняющимся рельефом; отсюда в ¡некоторых случаях создается, шшозия перспективы.

Показательно, что в поздневизантийской живописи, середины-'второй половины XVI в., в частности в иконах Михаила Дамаскина, построение пространства было значительно более разработано, чем в исследуемой рукописи. Оно построено многопланово, довольно контрастно, ступенями (числом доходящими до пяти), с резким уменьшением величины изображений. Пространство русской миниатюры традиционно понималось не как собственно пространственная среда, но- скорее определялось порядком прочтения, т.е. перемещением взгляда по изобразительной плоскости. ..

В зависимости от содержания сюжетного действия пространство, среда в миниатюрах "Жития" по своему образному звучанию приобретает различные оттенки, от камерности до панорамности. Относительно увеличенные в размерах, по сравнению с изображениями фона, фигуры персонажей переднего плана "выступают" из пространства миниатюры, выразительно иллюстрируя собой идею мира явленного, в противоположность новому ренессансному пониманию его как вовлекающего в себя, уводящего в бесконечность. Этот "выход" вовне роднит русскую миниатюру царской школы с позднеготическими рельефами ( следует заметить, что такое композиционное решение перешло в скульптуру именно го книжной иллюстрации).

Миниатюру "Жития Николы" часто пространственно не замкнута с боковых сторон , напоминая фризы. Их можно зрительно продолжить в обе стороны, при этом изобразительная среда как бы расширяется и лвгко взаимосвязывается с "соседними" миниатюрами, что играет важную роль в композиционном объединении всего иллюстративного цикла.

I,

В пятой части третьей главы осветятся вопросы отражения ' категории времени в миниатюрах болыпаковской рукописи. Будучи произведением агиографическим, текст "Жития" и его иллюстративный

цикл соединяют в себе такие уровни понимания времени как вневременность, вечность и время над историческое (= мистическое). Эта особенность, исходящая из цэрковной традиции, в иллюстрациях "Жития" показана ассоциативно через посредство изображений Божественной Троицы, Богоматери, самого святителя Николая, а также храма, предметов культа. Как учительное повествование, текст Жития уже своим назначением подразумевает непосредственное обращение к читателю, т.е. время сюжетное имеет постоянную связь с настоящим временем читателя. На уровне эмоционального восприятия из отдельных рассказов и всего цикла в цэлом создаются определенные временные ритмы. Время,исходящее из глубин вечности, обретает конкретные, но идеализированные черты, переносится к настоящему читателя и уходит во вне, в вечность, к Богу.

Миниатюры также поддерживают эту своеобразную пульсацию временных отношений, вводя в изобразительный ряд, с одной стороны, образцы иконографии, а с другой,— черты современные читателю той эпохи: изображения кораблей, архитектуры, костюмов и т.п.

Композиция каждой миниатюры также имеет свою интерпретацию времени, причем многоэпизодность создает усложненное его решение. Входящие в композицию сцены подразумеваются как разновременные события одного рассказа. Кроме того, внутри сцен по действиям главных персонажей можно также установить определенную временную последовательность и продолжительность событий.

В результате исследования выявилось, что миниатюры первого мастера и в отражении времени несколько сложнее и разнообразнее, чем у остальных иллюстраторов.

Миниатюры царской школы, первого мастера в' особенности, по изображению временных отношений обнаруживают' явное тяготение к, правдоподобию, приближенности к передаче его реального ощущения и в

отдельном эпизоде, и в сериях миниатюр, и во всем цикле.

Исследование миниатюр "Жития Николы", предпринятое в третьей главе, подводит к следующим главным выводам. Весь иллюстративный ряд рукописи решен в едином стилевом направлении, но по выразительности передачи сюжетного содержания и образной характеристике персонажей первый мастер заметно ' отличается от других более высоким профессиональным уровнем, обнаруживая сильное влитие западноевропейской гравюры. Миниатюры "Жития" ярко отразили в сзбе ряд новых стилевых тенденций, являющихся общими для изобразительного искусства середины — третьей четверти xvi в. К ним относятся: расширение рамок содержания миниатюр, выразившееся в появлении новых сюжетов и многоэпизодности композиций, удлиннению иллюстративных циклов; развитие композиционной структуры, ее усложнение и, одновременно, направленность на достижение целостности и относительной гармонии составляющих частей ( как для отдельной миниатюры, так и для серии миниатюр, иллюстративного цикла всей рукописи). Миниатюристы понимают все изобразительное повествование как непрерывное целое, объединенное общностью стилевого решения. Все большая настойчивость проявляется ими в использовании таких приемов изображения, которые помогают отразить ■некоторые черты реального видимого мира, с этой целью мастера прибегают и к образцам западноевропейского происхождения, преломляемыми соответственно традициям русского православного искусства.

В заключении обощаются основные выводы диссертационной работы, их можно свести к следующему. Проведенное исследование позволяет утверждать, что лицевая рукопись "Жития Николая Чудотворца", иллюстративный ряд которой представляет собой стилистически единый комплекс (при выделении двух частой (-- этапов) выполнения)

относится к ярчайшим образцам ведущего стиля русской миниатюры середины — третьей четверти XVI столетия. Появление миниатюр такого высокого уровня, как и ряда других столичных памятников связано с периодом обострения противоречий социально-политического, религиозно-богословского и культурно-исторического характера, переменами в мировоззрении целой эпохи. Они демонстрируют, стремление к некоему обновлению, подражая западноевропейским,, образцам.

Лицевое "Житие", выполненное в царской мастерской, которая ■ в-, большой мэре стала преемницей художественных традиция макарьевской. школы, демонстрирует новое понимание миниатюры в книге, со образа и. способов композиционной организации содержания. Его мастера , выразили стремление к более реалистичному, чем то позволяли,, привычные изобразительные приемы, отображению содержания текстов,, к.; большей убедительности самих изображений и сюжетных ситуаций.

Особое место принадлежит первому мастеру "Жития" как выдающемуся иллюстратору грозненского времени. Ряд лицевых рукописей, выполненных им в новгородский и московский периоды ярко отражают развитие нового стилевого направления русской книжной «шиэтюры середины — третьей четверти XVI в. Именно эти,, еще юбкие, нововведения предвосхитили пути развития искусства. XVII в.

Степень участия первого мастера "Жития" в деятельности,.царской шстерской остается пока неясной. Однообразие,, художественных бразов и различия в художественной структуре миниатор второй части укошси говорят о том, что этот изограф в них участия не принимал, ероятно, более определенно можно будет ответить на этот вопрос, огда выяснится его роль в оформлении Лицзвого ,-летописного свода.,.,

По теме диссертации опубликованы следующие работы

1. История изучения русской рукописной миниатюры эпохи Ивана Грозного. М.. 1002. 68 с.( 2,8 а.л.).

2. Лицевое' "Житие Николая Чудотворца" из собрания Т.Ф. Большакова. Индивидуальные манеры графики миниатюр // Древнерусское искусство. Исследования и атрибуция СПб., 1996. С. 31-40 ( I а.л.).

3. В печати. Типология построения миниатюр • "Жития Николая Чудотворца" из собрания Т.Ф. Большакова // Сборник научных трудов / Под ред. А.Л.Баталова ( I а.л.).