автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Император Николай I, человек и государь

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Выскочков, Леонид Владимирович
  • Ученая cтепень: доктора исторических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург: Изд-во СПб. ун-та
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Диссертация по истории на тему 'Император Николай I, человек и государь'

Текст диссертации на тему "Император Николай I, человек и государь"

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

л.в.выскочков

МПЕРАТОР НИКОЛА

ЧЕЛОВЕК И ГОСУДАРЬ Президиум ВАК России

(решение от " . _г., Ne^-Я?/^

присудил ученую степень ДОКТОРА

—J-_' наук

ачальник удаления ВАК России

ИЗДАТЕЛЬСТВО С.-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2001

ББК 63.3(2)47 В93

Рецензенты: д-р ист. наук Ю. Г. Алексеев (С.-Петербургский государственный университет); д-р ист. наук М. Ф. Флоринский (С.-Петербургский государственный университет); д-р ист. наук М. М. Шумилов (Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого).

Печатается по постановлению Редакционно-издателъского совета С.-Петербургского государственного университета

Выскочков J1. В.

Император Николай I: Человек и государь. — СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2001. — 644 с.

ISBN 5-288-02240-2

«Незабвенный» для одних и «Николай Палкин» для других. . . Кем же был этот государь и человек, запечатленный в памятнике-символе на Мариинской площади, третьем конном монументе столицы Российской империи? Привычные стереотипы зачастую оказываются неадекватными исторической реальности. Цель настоящего исследования—показать становление личности Николая Павловича, его взгляды и подходы к решению актуальных проблем внешней и внутренней политики России. Как строились его отношения с ближайшим окружением, в семье; каковы были личные вкусы и пристрастия самодержца, поведение в быту? Исторический портрет в интерьере, вероятно, так можно определить жанр предлагаемой книги.

Для широкого круга читателей. .Тем. план 1999 г., № 46 ББК 63.3(2)47

© JI. В. Выскочков, 2001

© Издательство

С.-Петербургского

ISBN 5-288-02240-2 университета, 2001

ОГЛАВЛЕНИЕ

Памятник на Мариинской площади (вместо предисловия)................5

Глава первая. Глазами современников: обзор источников............14

Николай I и проблема архивов....................................................................—

Общая характеристика архивных фондов..............................................23

Документальные источники..........................................................................30

Эпистолярные источники........................... ........................32

Донесения иностранных дипломатов........................................................41

Дневники и воспоминания..............................................................................43

Публицистика........................................................................................................62

Глава вторая. Суд потомков: историографические очерки..........74

Император Николай I в отечественной историографии XIX — начала XX в................................................................................................—

Николай I в свете разоблачительной историографии первого послереволюционного десятилетия (февраль 1917 —конец

'20-х годов)..............................................................................................105

Николаевско-пушкинская эпоха без Николая I: историография

30-80-х годов XX в..............................................................................112

Трудное преодоление стереотипов: император Николай I в отечественной историографии конца XX в. (90-е годы)..........121

«Взгляд со стороны?»: Николай I в зарубежной историографии 127

Глава третья. Великий князь Николай Павлович: приготовление к службе......................................................................................................136

«Меня будут называть Николаем Первым»: заветы Марка Аврелия ..............................................................................................................—

«Какое громадное счастье жить так, семьею!»: странствующий

рыцарь на дорогах Европы в поисках прекрасной дамы. 157

«... Имея под своим начальством весь инженерный корпус!» ... 172

«Аничковский рай»: первые годы семейной жизни............................179

«Наш ангел»: старший брат Александр 1................................................186

«Достойный сын своего отца»: цесаревич Константин....................194

«Государь обещал составить обо всем этом особый акт» : братские

взаимоотношения на фоне трона..................................................205

Глава четвертая. На службе России: Государь Император..........211

«Я долг святой исполнил, и Бог помог мне. .. »: династический

кризис........................................................................................................—

«Послезавтра поутру я —государь, или без дыхания»: 12-13 декабря 1825 г..............................................................................................223

«Если буду жив»: 14 декабря 1825 года —один день из жизни

императора..............................................................................................235

«Мои друзья по Четырнадцатому»: Николай I и декабристы ... 262

«Государь-консерватор»: уроки Декабря................................................274

«Седлайте коней, господа!»: «укротитель революций»....................282

«В общем корыте»: центр и регионы. Подходы к национальному

вопросу......................................................................................................299

«Вот тебе моя инструкция!»: Собственная Его Императорского

Величества канцелярия и ее III Отделение..............................319

«. .. Механизм управления в моей стране весьма прост.. . »: император на плечах сподвижников................................................327

«Мне не нужно ученых голов, мне нужно верноподданных»:

принципы кадровой политики........................................................344

«Русские дворяне служат государству, немецкие—нам»: остзейцы у трона..............................................................................................352

«Ты у меня будешь за него в ответе»: звезда М.М. Сперанского 357 «Процесс, который я хочу вести против рабства.. . »: крестьянский вопрос............................................................................................363

Глава пятая. Человек в мундире......................................................................380

«Мою рожу выкинуть»: античный профиль глазами современников ..........................................................................................................—

«Пока есть сила, буду перемогаться до конца»: миф о «железном» здоровье........................................................................................392

«Как если бы с него содрали кожу. . .»: униформа в жизни императора....................................................................................................400

«Каторжник Зимнего дворца»: рабочий день императора............416

«Проси его ко мне обедать»: император за обеденным столом .. 423 «Я верю, что можем строить в России железные дороги»: император в пути..........................................................................................441

«Мы ладно живем с моею старухою»: император и императрица 459

«Вселять в них и доверие к родителям, а не страх»: отец и дети 477

«Я его слишком люблю»: Николай I в окружении женщин..........490

«В этой пьесе всем досталось, а мне в особенности»: в императорской ложе и за кулисами..........................................................509

«У меня голос не дурен. .. »: музыкальные пристрастия................530

«Я ведь не литератор. .. »: высочайший читатель..............................538

«Кроме багалической живописи, я не доверяю моему толку в

картинах.. . »: высочайший меценат............................................548

«Кто из вас желает купить у меня девятку червей?»: хобби на

досуге........................................................................................................565

«Эпиметей» на троне: штрихи к портрету (вместо заключения) . 574

Источники и литература................................................................................................594

Принятые сокращения....................................................................................................639

Светлой памяти моего учителя и наставника Александра Львовича Шапиро

ПАМЯТНИК НА МАРИИНСКОЙ ПЛОЩАДИ (вместо предисловия)

В 7 часов утра 25 июня 1859 года раздавшиеся с Петропавловской крепости пять орудийных выстрелов возвестили петербуржцам, что «сего числа имеет быть торжественное открытие памятника в Бозе почивающего императора Николая I».1 Открытие было приурочено ко дню рождения покойного Николая Павловича 25 июня 1796 г. (по новому стилю этот день приходится на 6 июля).2

В соответствии с утвержденным регламентом к 10 часам утра «по разосланным от Двора повесткам» в Зимнем дворце собрались особы, участвующие «в поезде» Их Императорских Величеств и Их Императорских Высочеств, — члены Государственного совета, министры, сенаторы, «особы, имеющие вход за кавалергардов»,3 дежурные кавалеры, статс-дамы и фрейлины. Другие особы первых классов с женами, представители дворянства и депутаты от купечества собирались в Исаакиевском соборе: военные и гражданские

1РГИА. Ф. 789. Оп. 29. Д. 256: Об открытии памятника Николаю I, 1859 г. Л. 2.

2В дальнейшем все даты приводятся по старому стилю. В необходимых случаях, в частности, когда речь идет о событиях за рубежом, дополнительно в скобках указываются даты по новому стилю.

3По «Положению о выходах при высочайшем дворе, о входе за кавалергардов, о представлении их императорским величествам, о приглашениях на балы и другие при дворе собрания и о старшинстве придворных чинов и званий», утвержденном 13 апреля 1858 г., привилегией находиться в зале «за кавалергардами», т.е. ближе к императорской фамилии, пользовались, кроме придворных дам и чинов двора, лица, состоящие в свите, генерал-губернаторы, генералы и гражданские чиновники первых двух классов, а из лиц, не находящихся в этих чинах, члены Государственного совета, сенаторы, статс-секретари, кавалеры двух высших орденов — Андрея Первозванного и Георгия 1-й и 2-й степени (см.: Шепелев Л.Е. Титулы, мундиры, ордена в Российской империи. Л., 1991. С.178-180).

чины —в парадной форме, дамы — «в русском платье». Иностранные послы и посланники направлялись в дом министра государственных имуществ (Исаакиевская площадь, д. 14).

В 11 часов утра Александр II, императрица Мария Александровна, члены императорской фамилии вышли из покоев вдовствующей императрицы Александры Федоровны, отбывшей 17 июня на пароходе «Олаф» для лечения на водах в Эмсе.4 В сопровождении свиты они прошли через Концертный и Николаевский залы и направились по парадной лестнице к Посольскому подъезду, где процессию ожидали нарядные экипажи. Золоченую карету Марии Александровны везли восемь лошадей цугом. Ее сопровождали у правого колеса обер-шталмейстер, у левого — командир Собственного Его Императорского Величества конвоя. За ним следовали 4 камергера (по два с каждой стороны) и 4 конюха верхом. Император Александр Николаевич ехал верхом рядом с каретой супруги. За каретами императорской семьи и приглашенных лиц после первых двух взводов лейб-гвардии Кавказского казачьего эскадрона Собственного Его Императорского Величества конвоя в каретах следовали статс-дамы, камер-фрейлины, гоф м ей стер и н ы, первые и вторые чины двора, дежурные кавалеры и камер-юнкера. В «замке» находились конюшенный офицер и б конюхов верхом, а всю процессию заключали 3-й и 4-й взводы лейб-гвардии Кавказского казачьего эскадрона.

К этому времени у Исаакиевского собора уже были собраны войска. В почетном карауле от собора к памятнику, который предстояло открыть, стояла рота дворцовых гренадеров. После крестного хода и молебствия с коленопреклонением протодьякон возвестил «вечное поминовение в Бозе почивающего императора Николая I». Нева выглядела празднично. От Николаевского моста (ранее — Благовещенского, с 1918 г. — Лейтенанта Шмидта), открытого при покойном императоре, и до наплавного Дворцового моста в три колонны было расположено 42 судна, включая канонерские лодки. По личной команде Александра II с Петропавловской крепости, из всех войсковых орудий и с военных кораблей на Неве был произведен салют. При орудийных выстрелах с канонерских лодок использовались уменьшенные заряды, чтобы не вылетели стекла домов на

4РГИА. Ф. 516. On. 1 (внутр. оп. 28/ 1618). Д.175: Камер-фурьерский журнал, 1859 г. J1. 237 об.

набережных.5 На Исаакиевском соборе и ближайших церквах ударили в колокола. Мария Александровна, великие княгини и княжны, обойдя вокруг памятника, прошли в специально воздвигнутую для них палатку. Войска во главе с ротой дворцовых гренадеров совершили церемониальный марш. К вечеру центр города засиял иллюминацией. Особам первых двух классов, иностранным послам и посланникам были вручены через обер-церемониймейстера памятные медали. Нижние воинские чины, имеющие вензелевые изображения Николая I (сведения о них собирались по ведомствам), получили приглашения к обеденному столу в Красное Село 29 июня к 12 часам.6

Судьба оказалась благосклонной к этому монументу. Он сохранился, несмотря на кампании по сносу памятников. Этому способствовали отчасти громкие имена его создателей — архитектора Огюста Монферрана и скульптора барона Петра Карловича Клодта. Имя последнего ассоциировалось, в первую очередь, с конным ансамблем Аничкова моста и памятником А. И. Крылову в Летнем саду, место для которого, между прочим, определил сам Николай I. Сразу после Февральской революции известный литератор А.В.Амфитеатров, сосланный в 1902 г. в Минусинск за антиромановский очерк «Господа Обмановы» (позднее — эмигрант, вернувшийся в Россию в 1916 г. и вновь эмигрировавший после 1920 г.), опубликовал 22 марта 1917 г. в газете «Русская воля» статью «Идол самодержавия». В ней он писал: «Возникла в Петрограде комиссия по охране памятников. А не нужна ли комиссия для разрушения некоторых памятников... Наиболее возмутительным памятником голштиноготорпской династии, который надо непременно убрать с глаз народных, и чем скорее, тем лучше, является монумент Николая I на Исаакиевской площади... » Аналогичной была позиция Марины Цветаевой (в черновых тетрадях 1931 г.): «Единственный памятник, который следовало бы сбить, —это памятник Николая I, убийцы Пушкина. Или, щадя работу Клодта, надпись: "Памятник, воздвигнутый самодержавием убийце Пушкина"».8 Памятник на

5РГАВМФ. Ф. 238. Оп. 3. Д. 500: О назначении судов на экспозицию к 25 июня по случаю открытия памятника Николаю I в 1859 г.; см. также: Ф. 283. Оп. 2. Д. 141: Об открытии памятника императору Николаю I, 1859 г.

6РГИА. Ф. 733. Оп.5. Д. 44: О торжественном открытии памятника императору Николаю I, 1859 г. JI. 10-10 об.

7Цит.по: Клодт Г. А. «Лепил и отливал Петр Клодт.. .». М., 1989. С. 180.

s Цветаева М. Мой Пушкин. 3-е изд. М., 1981. С. 199.

Исаакиевской площади все-таки устоял. Не потребовалось даже делать надпись, как на пьедестале памятника Александру III работы Павла Трубецкого, установленного в 1909 г. у Николаевского (ныне Московского) вокзала, затем нашедшего пристанище (уже без пьедестала) во дворе Русского музея, а позднее — Мраморного дворца.

Зато канул в Лету памятник Николаю I перед университетом Святого Владимира в Киеве скульптора М. А. Чижова, открытый 21 августа 1886 г. по просьбе киевлян в память императора, как было отмечено в их прошении, «возродившего наш древний город и давшего ему новую лучшую жизнь».9 Такая же судьба постигла скромный памятник Николаю I в селе Медведь Новгородской губернии работы А.Н.Беляева по первоначально забракованной модели его учителя П. К. Клодта, открытый в 1862 г. Он был установлен по инициативе и в значительной мере на деньги местных крестьян, благодарных за освобождение их Николаем I от казенных податей в связи с неучастием в бунте военных поселян в 1831 г.10

На даче Александрия в Петергофе перед Коттеджем находилась мраморная статуя Николая I, заказанная вдовствующей императрицей Александрой Федоровной Н.С.Пименову и по его модели выполненная Р. К. Залеманом в 1869 г. (Эта статуя, вылепленная в гипсе в 1867 г., сохранилась в Русском музее.) Бронзовые бюсты императора и императрицы ранее находились и в Сергиевке (Старый Петергоф).11 Покинул свой постамент колоссальный бронзовый бюст Николая I работы Н.С.Пименова (в кольчуге с зерцалом и корзно, закрепленном фибулой на правом плече), торжественно открытый на средства купечества в зале Петербургской биржи 27 сентября 1859 г. Не известна судьба бюста Николая I из каррарского мрамора работы И. М. Захаржевского по модели Р. К. Залемана, установленного к столетию со дня рождения императора в Институте гражданских инженеров, бюстов работы Медейского на Николаевском вокзале и в Морском музее, который находился в здании Адмирал-

ЭРГИА. Ф. 1287. Оп. 40. Д. 500: О сооружении в Киеве памятника императору Николаю I, 1869-1879 гг. Л.2; см. также: Ф. 1282. Оп. 3. Д.120; Ф.1293. Оп.169. Д.629; 630; Памятник императору Николаю I в городе Киеве. Киев, 1899.

10РГИА. Ф. 515. Оп.26. Д. 1: О дозволении соорудить в селе Медведь ведомства Новгородской удельной конторы памятник императору Николаю I, 18591864 гг.

Новиков Ю.В. Собственная дача и Сергиевка в Старом Петергофе // Памятники истории и культуры Санкт-Петербурга. Вып. 4. СПб., 1997. С. 157.

тейства. В 1998 г. на выставке новых поступлений в Русском музее был представлен бюст античного образца, выполненный в мраморе скульптором Трискорни, под названием «Портрет великого князя Николая Павловича».

Историк Ю. В. Готье писал о Николае I: «Еще при жизни личность его вызывала среди современников два совершенно противоположных отношения. Многие из придворных деятелей, имевших личное общение с Николаем Павловичем, а в особенности те, которым удавалось наблюдать его в интимном семейном кругу, восхищались им и боготворили его; пишущему эти строки самому приходилось слышать от лица, имевшего доступ к императору Николаю, отзыв о нем, исполненный восторга и благоволения. Наоборот, представители передовых и независимых кругов русского общества, нередко на себе испытавшие тяжесть реакционной политики николаевского времени, склонны были усматривать в личности самого государя источник реакции и гнета. Ненависть к Николаю I, естественно вытекавшая из такого отношения, нашла себе самое, быть может