автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.04
диссертация на тему:
Имплицитная эстетика Аврелия Августина

  • Год: 2014
  • Автор научной работы: Лапшин, Иван Евгеньевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.04
Диссертация по философии на тему 'Имплицитная эстетика Аврелия Августина'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Имплицитная эстетика Аврелия Августина"

На правах рукописи

Лапшин Иван Евгеньевич

ИМПЛИЦИТНАЯ ЭСТЕТИКА АВРЕЛИЯ АВГУСТИНА: ДЕТАЛИЗАЦИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ

Специальность 09.00.04 - эстетика

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук

9 ЯНВ 2314

Москва - 2014

005544878

Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» на кафедре эстетики философского факультета

Научный руководитель:

Дзикевич Сергей Анатольевич

кандидат философских наук, доцент

доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии, социологии и психологии ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»

Мельников Сергей Анатольевич

кандидат философских наук, доцент кафедры истории зарубежной философии философского факультета ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова»

государственный лингвистический университет» (МГЛУ)

Официальные оппоненты:

Кортунов Вадим Вадимович

Ведущая организация:

ФГБОУ ВПО «Московский

Защита диссертации состоится 14 февраля 2014 года в 15:00 на заседании диссертационного совета Д 501.001.83 по философским наукам на базе ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» по адресу: 119991, г. Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, корпус 4 («Шуваловский»), философский факультет, аудитория А-518.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале отдела диссертаций Научной библиотеки МГУ имени М.В. Ломоносова по адресу: Ломоносовский проспект, д. 27, 8 этаж, аудитория А-812.

Автореферат разослан

Ученый секретарь диссертационного совета

Кедрова Марина Олеговна

Общая характеристика работы

Глубокие социальные и мировоззренческие изменения, ознаменовавшие собой конец XX - начало XXI веков, затронули все стороны философского сознания мирового сообщества. При ближайшем рассмотрении истории последних десятилетий с точки зрения философии на передний план выступают этические, гносеологические и социальные проблемы, в то время как вопросы эстетики зачастую остаются без достаточного внимания. В этой связи представляется чрезвычайно важным обращение к эстетической мысли конца IV - начала V веков как периода смены эпох, когда античное мировоззрение приходит в упадок и сменяется средневековым. Вместе с тем, начало третьего тысячелетия - это время, когда эстетика являет особую часть философии и культуры, где происходят значительные сдвиги и возможно получение важных результатов для формирования новых методологических оснований научного знания XXI века. Развитие этой области философии сегодня предполагает как во всем мире, так и в России обращение к новым философско-эстетическим подходам и применение их как к новому, так и к изученному философскому наследию, которое ранее не являлось объектом эстетического исследования. Эта общая методологическая тенденция поясняет особую значимость исследования учения Августина, которое «вплоть до XIII в. служило основанием для всех философских систем»', через призму философско-эстетического анализа.

Актуальность обращения к философско-эстетическим взглядам Аврелия Августина обусловлена огромным влиянием его учения на европейскую культуру, с которой Россия генетически связана. При этом, несмотря на то, что «никто из отцов Церкви и писателей V в. не известен нам так хорошо, как Августин»2, который как философ и богослов превосходит всех писателей древности по количеству и разнообразию трудов, дошедших до

1 Карсавин Л.П. Святой Августин и наша эпоха. СПб., 2002. С. 395.

г Там же. С. 389.

нашего времени, и с годами это количество работ продолжает увеличиваться1, в философско-эстетической традиции русской культуры Августин до сих пор не занял своей ниши. На сегодняшний день на русский язык не переведены многие его работы, которые могут оказаться существенными в комплексе оставленного им эстетического учения.

В наше время интерес к творчеству Августина стремительно возрастает. Его часто цитируют философы и лингвисты, специалисты по эстетике и психологи, поскольку вклад Августина в философские вопросы столь разносторонен, а сама личность столь многогранна и авторитетна, что «для приверженцев так называемой «философии мысли» Августин стал одним из ее основоположников»2. Однако детализированных историко-эстетических исследований теоретической позиции, которую занял Августин в результате принятия им крещения, все еще недостаточно.

Актуальность данной диссертационной работы обусловлена также тем, что «мысль Августина совершенно естественно облекалась в формы именно тех проблем, которые были присущи его эпохе»3. Проблемы эпохи Августина, жившего на стыке двух мировоззренческих систем: античной культуры, утратившей к тому времени многие духовные идеалы, и утверждавшейся культуры христианства с его новыми духовно-нравственными принципами, в определенном смысле аналогичны современным нам проблемам, поскольку современная эпоха также является переходной. В подобные эпохи традиционные смыслы культуры утрачивают функцию мировоззренческих ориентиров для массового сознания, и общество вступает в полосу интенсивного поиска новых жизненных ценностей, призванных ориентировать человека и восстановить утраченную «связь времен».

Для отечественной философии во все времена доминантой и центральной темой являлась духовно-нравственная проблематика, в которой по

1 В XX в. обнаружилось множество проповедей, писем, неизвестных работ Августина.В 1981 г. было издано 30 новых писем, найденных австрийским ученым Йоханнесом Дивьяковым. См.: Эриксен Т.Б. Августин. Беспокойное сердце. М., 2003. С.8.

2 Эриксен Т.Б. Августин. Беспокойное сердце. М., 2003. С.6.

* Марру А.-И. Святой Августин и августинианство. Долгопрудный, 1999. С. 77.

различным идеологическим причинам1 не было достойного места учению гиппонского епископа, несмотря на то, что, как писал В.Л. Сильвестров: «Практически нет ни одной философской темы в современной культурной жизни человека, где бы мы не могли сослаться на мнение Августина, высказанное им в схожей ситуации. Причем личность Августина ассоциируется нашим сознанием не просто с верно поставленными вопросами, что называется, «по существу», а именно с искренним поиском, приводящим к более или менее их успешному разрешению»2. Новая культурная ситуация в нашей стране побуждает к рефлексии и заставляет заново искать ответы на «вечные» вопросы, требуя нового, более глубокого анализа аксиологических вопросов в плане мировоззренческого контекста современного российского общества. Этим, на наш взгляд, также определяется своевременность детального научного исследования эстетики Августина как феномена аеБШейса ра1тит3 (эстетики Отцов Церкви).

Степень разработанности темы. Специфика предмета и объекта данного научного исследования определяет достаточную сложность ее теоретической проработки, обусловленную сразу рядом причин:

- во-первых, наличием поистине огромной существующей литературы, в основном зарубежных ученых, посвященной изучению творчества Аврелия Августина, но редко акцентирующих внимание на его эстетических воззрениях;

- во-вторых, не менее объемного наследия самого Августина4, в котором многочисленные эстетические аспекты буквально растворены в глобальных

1 В отечественный дореволюционный период Августин был долгие годы под негласным запретом со стороны государственной и церковной цензуры как основатель латинской патристики и авторитетный мыслитель католической Церкви. Немногочисленные попытки что-либо издать из произведений Августина в XVIII-XIX вв. даже в положительном случае не доходили до рядового читателя. Только в конце XIX-начале XX века в Киевской духовной академии был впервые издан десятитомник трудов Августина в русском переводе, который составлял менее десятой части общего объема его трудов. В советский период издание и исследование произведений Августина, епископа Гиппонского как богослова и христианского писателя государственной цензурой не приветствовались.

2 Селиверстов В.Л. Августин в русской интеллектуальной традиции // Августин.Рго et Contra. С. 11.

3 Aesthetica patrum - термин, введенный В.В. Бычковым, обозначающий имплицитную эстетическую составляющую патристической литературы.

4 Первый жизнеописатель и ученик Аврелия Августина Поссидий насчитал 1030 произведений учителя, из которых наиболее известные нам: «О граде Божием», «Исповедь», «Христианская наука», «О диалектике», «Монологи», «О 83 различных вопросах», «О музыке», «Об истинной религии», «Пересмотры».

вопросах его философского учения, что потребовало очень тщательного анализа его произведений;

- в-третьих, тем, что теоретическое освоение и становление эстетики как самостоятельной научной дисциплины началось достаточно поздно — во второй половине XVIII века, т.е. в эпоху Нового времени с ее позитивистскими, рационалистическими и атеистическими тенденциями западноевропейского общества, что в определенной мере уменьшало научный интерес к религиозным сферам культуры, в число которых входит творчество Аврелия Августина;

- в-четвертых, длительным невниманием гуманитарных наук к изучению философии и культуры Средних веков, считавшихся с научной точки зрения временем кризисной неопределенности и малоинтересным периодом.

В отечественных философско-эстетических исследованиях задача целостного изучения эстетики Августина и, тем более, специфических способов понимания затрагиваемых в ней теологических проблем, почти никогда не ставилась как самодостаточная цель исследования. Это было обусловлено вполне определенными причинами. Так в православной России XVIII - XIX вв. имя епископа Августина практически замалчивалось, поскольку его богословское учение стало основой доктринальных положений римско-католической Церкви1. После революции «эти проблемы стали проистекать сначала от воинствующего атеизма, а затем от некоего симбиоза в государственной идеологии внешнего атеизма с попустительством внешнему, чисто ритуальному, «бытовому» православию, сопряженному с нетерпимостью ко всем другим конфессиям, но в особенности - к католицизму» .

В результате этого на русском языке и сегодня отсутствуют многие сочинения Аврелия Августина, имеющие несомненную значимость в философско-эстетическом и духовно-нравственном плане. В связи с этим

1 Только в начале XX в. по заказу Киевской духовной академии в России впервые появился десятитомный корпус переводов Аврелия Августина, что составило очень незначительную часть от общего объема его трудов.

2 Дзикевич С.А. Проблемы художественного творчества в католической эстетике (формирование и сущность концепции искусства в томистской философской традиции): диссертация на соискание степени кандидата философских наук. М., 1993. С.7.

диссертанту пришлось проводить исследование, в основном пользуясь первоисточниками на языке оригинала, что создавало определенную сложность, обусловленную необходимостью перевода текстов, хронологически

отдаленных от современного языка.

Приходится констатировать, что первыми серьезное внимание на эстетику Августина обратили зарубежные ученые, труды которых были достаточно тщательно проанализированы диссертантом, что нашло свое непосредственное отражение в третьем параграфе первой главы данного исследования. Своеобразным введением в изучение наследия Августина является добротно написанная работа французского исследователя жизни и

творчества Августина А.-И. Марру1.

Также следует упомянуть работы Э. Жильсона2, в которых рассматривается влияние Аврелия Августина на католическую эстетику в целом. Кроме того, Ж. Маритен3 в своих работах исследует некоторые аспекты влияния Аврелия Августина на всю последующую философию. Отдельное внимание эстетической проблематике Августина уделил в своем исследовании Р. О'Коннелл4.

Хорошим подспорьем данного исследования стала также книга Т.Б. Эриксена5, в которой норвежский ученый высвечивает фигуру Августина с трех сторон: как ритора, философа и священника, создавшего учение, соединившее в себе философию античности и средневековья, идеи неоплатонизма и христианства, а также оказавшего огромное влияние на последующую разработку эстетических идей западного христианства.

Самым значительным исследованием в области эстетических воззрений Августина, безусловно, является работа К. Свободы6, в которой ученый

1 ManDv А -И Святой Августин и августинианство. Долгопрудный, 1999. 207 с.

' ЖильУсон Э Живопись^ реальность / Пер. и комм. С.А. Дзикевича // Современная западноевропейская и американская эстетика. М„ 2002. С. 158 - 186; Жильсон Э. Дух средневековой философии. М„ 2011. 559 с, fiilson F Introduction à l'étude de Saint Augustin, Paris, J. Vrin, 1929. 370 p.

Мартен Ж Жорж Pyo / Пер. и комм. С.А. Дзикевича // Современная запалноевропейская и американская эстетика M 2002 С 124 - 138; Маритен Ж. О христианской философии. М., 1999.244 с.

4 O'Connell, R. Augustine's Early Theory ofMan, A. D. 389-391. Cambridge. 1968. 320 p.

_ — w _______ Ж* 1ПП1 Ю-) л

' Эриксен Т. Б. Августин. Беспокойное сердце. М., 2003. 384 с. ' Svoboda К. L'esthétique de Saint Augustin et ses sources. Brno. 1933. 207 p.

проводит анализ основных сочинений Августина и определяет 12 категорий его эстетики, а также находит основные точки переходного звена в учении мыслителя от античной эстетики к средневековой.

Не менее основательно исследует учение блаженного Августина С. Лансель1, анализируя философско-эстетические взгляды и этические принципы мыслителя сквозь призму его жизненных перипетий.

Следует отметить также работу Э. Панофски2, который рассматривает эстетику Августина с позиции такого фундаментального понятия философии, как «идея», раскрывая при этом не только эстетические взгляды Августина, но и основу принципа преемственности эстетики Августина с эстетикой предыдущих мыслителей античности. Из многочисленных зарубежных трудов автор считает необходимым особо выделить труд С. Роуза3, исследовательская работа которого освещает не только эстетические, но и нравственные воззрения блаженного Августина.

Поскольку зарубежная литература об Августине столь велика и многогранна, то, как уже было сказано выше, автор счел необходимым рассмотреть ее более подробно в последующем, а именно — в третьем параграфе первой главы исследования.

Среди отечественных исследований значительный интерес представляет работа И.В. Попова4, изданная в 1917 году и посвященная не только личности Августина, но и подробному анализу его учения. Кроме того, следует отметить книгу E.H. Трубецкого5, в которой проведен анализ западно-христианского общества и сделан общий обзор философско-эстетических умозрений Августина. Большую роль в вопросе исследования переходой антично-средневековой эпохи и становления христианского мировоззрения играют

' Lancel S. Saint Augustin. Paris, 1999. 792 p.

2 Панофски Э. Idea: К истории понятия 8 теориях искусства от античности до классицизма. СПб., 1999. 237 с.

3 Seraphim Rose. The Place of Blessed Augustine in the Orthodox Church. Platina, 2007. 147 p.

4 Попов И.В. Труды по патрологии: Личность и учение блаженного Августина. Сергиев Посад, 2005. 776 с.

5 Трубецкой Е.Н. Миросозерцание блаженного Августина // Блаженный Августин. Творения. Теологические трактаты. СПб., 1998. С. 681-750.

труды С.С. Аверинцева1, А.Ф. Лосева2, Г.Г. Майорова3. Стоит также выделить монографию A.A. Столярова4, часть которой посвящена Аврелию Августину и в которой предпринята реконструкция различных типов европейского морального сознания.

С точки зрения эстетического сознания некоторые сочинения Августина рассмотрены в трудах В.В. Бычкова5, а также в работе Е.Г. Яковлева6. Кроме того, процесс переосмысления Августином своего античного эстетического опыта рассмотрен в работе С.А. Дзикевича7. Также следует упомянуть работу М.К. Муратовой8, одна из глав которой посвящена теории творчества Августина.

Из относительно недавних российских публикаций, посвященных учению и личности Аврелия Августина, неоценимую помощь данному исследованию оказал сборник статей «Августин: Pro et Contra. Антология», в состав которого вошли работы авторитетных исследователей наследия Августина9: B.JI. Селиверстова, К.И. Скворцова, A.M. Иванцова-Платонова,

' Аверинцев С.С.Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к средневековью // Из истории культуры средних веков и Возрождения. М., 1976. С. 17-64.

1 Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. В 2 книгах. М., 2000. 1520 с.

5 Майоров Г.Г. Аврелий Августин. Формирование средневековой философии (латинская патристика). М.. 1979.

430 с-

4 Столяров А.А. Аврелий Августин. Жизнь, учение и его судьбы // Аврелий Августин. Исповедь. М., 2012. С. 292-338.

5 Бычков В.В. Эстетика Отцов Церкви. М., 1995. 593 с.

6 Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии. М., 1977. 224 с.

'Дзикевич С.А. Эстетика: Начала классической теории. М„ 2011. 254 с.

* Муратова М.К. Мастера французской готики. - М., 1988.452 с.

' Селиверстов С.Л. Августин в русской интеллектуальной традиции // Августин: Pro et contra. СПб., 2002. С. 819; Скворцов К.И. Августин Иппонийский как психолог // Августин: Pro et contra. СПб., 2002. С. 20-89; Иванцов-Платонов A.M. Блаженный Августин о ересях // Августин: Pro et contra. СПб., 2002. С. 90-95; Трубецкой Е.Н. Религиозно-общественный идеал западного христианства в V веке // Августин: Pro et contra. СПб., 2002. С .96-150; Бриллиантов А.И. Блаженный Августин и его значение на Западе // Августин: Pro et contra. СПб., 2002. С. 151-192; ВерещацкиЙ П.И. Плотин и блаженный Августин в их отношении к тринитарной проблеме // Августин: Pro et contra. СПб., 2002. С. 193-231; Аничков Е.В. Эстетика и христианство // Августин: Pro et contra. СПб., 2002. С. 232-241; Попов И.В. Личность и учение блаженного Августина // Августин: Pro et contra. СПб., 2002. С. 242-384; Булгаков С.Н. О влиянии триадологии Августина на русское богословие // Августин: Pro et contra. СПб., 2002. С. 385-388; Карсавин Л.П. Святой Августин и наша эпоха // Августин: Pro et contra. СПб., 2002. С. 389-398; Лосский В.Н. Августин учитель // Августин: Pro et contra. СПб., 2002. С. 399-410; Мейендорф И. Блаженный Августин // Августин: Pro et contra. СПб., 2002. С. 411-425; Серафим (Роуз), иеромонах. Вкус истинного православия // Августин: Pro et contra. СПб., 2002. С. 426-465; Баскин М.П. Августин как теоретик католицизма // Августин: Pro et contra. СПб., 2002. С. 466-486; Аверинцев С.С. Порядок космоса и порядок истории // Августин: Pro et contra. СПб., 2002. С. 487-513; Майоров Г.Г. Аврелий Августин // Августин: Pro et contra. СПб., 2002. С. 514-651; Бычков В.В. Трактат Августина «De música» // Августин: Pro et contra. СПб., 2002. С. 652-706; Нестерова О.Е. Историко-философские предпосылки учения Августина о соотношении времени и вечности // Августин: Pro et contra. СПб., 2002. С. 707-722; Гарнцев М.А. Августин //

E.H. Трубецкого, А.И. Бриллиантова, П.И. Верещацкого, Е.В. Аничкова, И.В. Попова, С.Н. Булгакова, Л.П. Карсавина, В.Н. Лосского, И. Мейендорфа, С. Роуза, М.П. Баскина, С.С. Аверинцева, Г.Г.Майорова, В.В.Бычкова, O.E. Нестеровой, М.А. Гарнцева, С.С. Неретиной, О.В. Бычкова, А.Ф. Лосева. В целом антология посвящена влиянию учения блаженного Августина на культуру Европы, христианское мировоззрение, русское богословие, освещены отдельные вопросы гносеологии, этики, эстетики, бытия и познания. При этом проблематике философско-эстетических и духовно-нравственных вопросов учения Августина ни одна из перечисленных выше работ, а также работ, рассмотренных автором в параграфе 1.3 данного исследования, специального посвящения не имеет. Между тем как богословские и философские взгляды Августина в принципе достаточно хорошо изучены, его эстетические взгляды, заложившие основы западно-христианской эстетики, исследованы в меньшей степени.

Из защищенных в советский период диссертаций детализированных работ по эстетике Аврелия Августина было мало. Одной из немногих работ, наиболее близких к данному исследованию, является диссертация Л.А. Даниленко1, написанная в 1982 году. В последние годы защищались кандидатские диссертации, соприкасающиеся с нашей темой2. Настоящая

Августин: Pro et contra. СПб., 2002. С. 723-756; Неретина С.С. Аврелий Августин: Исповедь как философствование // Августин: Pro et contra. СПб., 2002. С. 757-799; Неретина С.С. Время // Августин: Pro et contra. СПб., 2002. С. 800-806; Бычков О.В. К проблеме «эстетики Августина»: о пределах интерпретации средневековых текстов // Августин: Pro et contra. СПб., 2002. С. 807-821; Лосев А.Ф. Августин // Августин: Pro et contra. СПб., 2002. С. 822-849.

Даниленко Л.А. Философско-эстетические взгляды Августина: диссертация на соискание степени кандидата философских наук. М., 1982. 187 с.

Гаджикурбанов Г.А. Антропология Августина и античная философия: диссертация на соискание степени кандидата философских наук. М., 1979; Дзикевич С.А. Проблемы художественного творчества в католической эстетике (формирование и сущность концепции искусства в томистской философской традиции): диссертация на соискание степени кандидата философских наук. М., 1993; Дзикевич Е.А. Философско-эстетические взгляды Фомы Аквинского: диссертация на соискание степени кандидата философских наук. М., 1997; Жданова А.Н. Св. Амвросий Медиоланский и его гимны: диссертация на соискание степени кандидата философских наук. Новосибирск, 2000; Хотеева О.В. Гармония как константа культуры: диссертация на соискание степени кандидата философских наук. Саратов, 2006; Макаров Н.А. Философия религии Аврелия Августина: диссертация на соискание степени кандидата философских наук. М., 2007; Наджафова А.Н. Отражение эстетических модусов бытия в философских концепциях разных эпох: диссертация на соискание степени кандидата философских наук. М., 2009; Лобов Д.В.Социально-философский анализ учения Аврелия Августина о добре и зле: диссертация на соискание степени кандидата философских наук. М„ 2010; Суздальцева С.Н. Значение черного цвета в европейской эстетико-хроматической традиции: диссертация на соискание степени кандидата философских наук. М., 2010.

работа продолжает традиции начатых исследований, что закономерно в свете повысившегося интереса к теоретическим истокам христианской эстетики, и, по мысли автора, представляет собой новый шаг в детализации исследований имплицитной эстетики Аврелия Августина.

Цели и задачи исследования. Основной целью настоящего исследования является уточнение аспектов теоретических позиций по эстетической проблематике, имплицитно сформулированных в теологических сочинениях Аврелия Августина. Дополнительной целью диссертации является детализация содержания того теоретического влияния, которое идеи Августина оказали на дальнейшее развитие эстетической мысли.

Данной цели подчинены задачи диссертационного исследования, среди которых особое значение имеют следующие:

- исследовать малоизученные источники текстов Аврелия Августина на предмет выявления в них имплицитной эстетической составляющей;

- провести анализ методологических подходов к исследованию эстетической составляющей в учении Августина;

- уточнить теоретические аспекты античной рефлексивной традиции в творчестве Августина в связи с философско-эстетической проблематикой раннего средневековья;

детализировать содержание влияния философско-эстетических взглядов Августина на дальнейшее развитие эстетической мысли.

Объектом исследования являются тексты Аврелия Августина, способные стать основанием реконструкции значений его имплицитной эстетики, являющейся неотчуждаемой частью его теологического дискурса.

Предмет исследования - имплицитные эстетические значения теологических построений Аврелия Августина.

Методологические и теоретические основы исследования. В работе использован методологический инструментарий, соответствующий целям и задачам исследования: текстологический анализ, сравнительный историко-эстетический анализ, культурно-историческая интерпретация и идентификация.

Научная новизна исследования заключена в следующем:

подробно исследована и проанализирована имплицитная эстетическая составляющая в малоизученных и ранее не переведенных на русский язык сочинениях1 Августина;

рассмотрены методологические подходы к исследованию эстетики как имплицитной составляющей работ Аврелия Августина;

установлено, что в основу философско-эстетических взглядов Августина, помещенных в эксплицитный контекст теологической системы, вошли элементы многих философских течений поздней античности (манихейство, скептицизм, стоицизм), а не только неоплатонизм, как предполагается большой частью исследователей;

детализированы эстетические аспекты теоретических позиций, имлицитно сформулированных в теологических сочинениях Аврелия Августина.

На защиту автор выносит следующие положения:

1. В основу философско-эстетических взглядов Августина, представляющих собой синкретическую систему, вошли элементы многих философских систем поздней античности, а не только неоплатонизм, как предполагается большой частью авторов.

2. Основополагающую роль в формировании эстетических принципов Августина сыграла разработанная им христианская теология и характерные для нее онтологические и гносеологические установки, неразрывно связанные с нравственной проблематикой.

3. Уточненные аспекты эстетическо-теоретических позиций Августина, являющихся звеньями его теологической конструкции и основанием средневековой культуры, а также всей последующей европейской культуры: понимание абсолютной модели творчества как «созидания из ничто»; представление о человеческом творчестве как сфере

1 «О Книге Бытия против манихеев», «О христианском учении» и др.

предопределенного подобия человека как сотворенной субстанции Творцу; формирование подхода к оценке человеческого творчества в контексте доктрины предопределения; формулировка устойчивых моральных требований к приемлемой для христианина художественной деятельности и восприятию его плодов; помещение творчества в общий контекст дихотомии «вечность -время» и в частный контекст «настоящее прошедшего - настоящее настоящего -настоящее будущего»; конституирование исследовательской области «внутреннего человека», где проявляется «духовное» содержание чувств (прообраз «внутреннего чувства» в текстах более поздних христианских авторов).

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что результаты проведенного исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения эстетического наследия Аврелия Августина и, таким образом, способствовать дальнейшему развитию философско-эстетической науки. Практическая значимость работы заключается в том, что материалы данного исследования могут быть использованы в учебных целях при чтении лекций и проведении семинарских занятий на специальных и общих курсах по философии, эстетике, философии религии, культурологии, истории и теории мировой культуры, искусствоведению. Помимо использования в учебных и научно-исследовательских целях, материалы работы могут сыграть позитивную роль в деле формирования национальной концепции культурно-нравственного развития России.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования изложены в 5 публикациях, в т. ч. 3 статьях в ведущих рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК, и представлены в докладах на международных и межвузовских научно-практических конференциях: XIX Международных образовательных рождественских чтениях (26 января 2011 г.), межвузовской научно-практической конференции «Молодежь, наука, сервис -XXI век» (23 марта 2012 г.).

Диссертация обсуждалась на заседании кафедры эстетики философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова 28 октября 2013 года.

Структура работы ориентирована на поставленные цели и задачи диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав (по три параграфа), заключения и библиографии, включающей 206 наименований. Общий объем работы - 161 страница.

Основное содержание диссертации

Во Введении обоснована актуальность темы диссертационного исследования, определена степень ее научной разработанности, сформулированы объект, предмет, цель и задачи исследования, охарактеризованы методологические основы, научная новизна, теоретическая и научно-практическая значимость и структура работы, представлены основные положения, которые выносятся на защиту, а также приведены сведения о способах и формах апробации результатов исследования.

Основная часть исследования включает в себя теоретический и методологический разделы, которые соответствуют двум главам диссертации. В первой главе диссертант на основе анализа большого объема теоретической базы исследования вырабатывает и обосновывает методологическую стратегию исследования. Во второй главе разработанная диссертантом ранее методологическая основа исследования проецируется на конкретный предмет диссертационного исследования.

Первая глава — «Теоретические и методологические основания исследования учения Аврелия Августина» состоит из трех параграфов, в которых концептуализируется предмет и проблемное поле исследования, содержится анализ его теоретической базы, а также обосновывается методологическая стратегия дальнейшего исследования.

В первом параграфе - «Античные истоки философии и эстетики Аврелия Августина» - исследуется творческий и жизненный путь Августина, его духовное и нравственное становление как религиозного философа, а также

непосредственное влияние воззрений конкретных античных мыслителей на философско-эстетические взгляды Августина, поскольку «вся античная философия теснейшим образом связана с эстетикой и без последней не может быть понята»'. Исторический контекст, в котором жил Августин, а также его врожденная эмоционально-эстетическая восприимчивость, обостренная чуткость ко всему прекрасному, к неутилитарной красоте, что подтверждает самая первая его работа - трактат «О прекрасном и соответствующем» (De pulchro et apto), посвященный эстетическим вопросам и проблеме взаимосвязи гармонии и красоты2, определили роль Августина в становлении средневековой Европы как завершителя всей истории античной эстетической мысли. В юношеском возрасте, обучаясь искусству риторики, Августин был хорошо знаком с античной философией и культурой через Цицерона, Сократа, Платона, Анаксогора, Демокрита, Витрувия, Оригена, Эзопа, Диогена, Сенеку, Плотина, Гомера, многих других представителей античности, в трудах которых содержатся не только глубокие философские мысли, но и богатый эстетический материал. Рассуждая о метафизике, Августин следует за древнегреческими классиками, объединяя прекрасное и добродетельное, красоту внешнюю и красоту внутреннюю, что является близким идее калокагатии. В учении Августина красота человека тесно связана с красотой его поступков, а та, в свою очередь, связана с нравственностью. Отсюда следует, что эстетическое в понимании Августина оказывается немыслимым в отрыве от нравственного и рационального. Эта взаимосвязь, унаследованная Августином из античности, является одной из ключевых для понимания его эстетики в целом. Подводя итог первому параграфу, диссертант делает следующий тезисный вывод:

• Августин был человеком поистине энциклопедических знаний, о чем свидетельствует и количество написанных им сочинений, и количество затронутых в них тем. Многие новаторские идеи Августина неоднократно

1 Лосев А.Ф.Очерки античного симвлизма и мифологии. М.:Мысль, 1993. С. 76

2 Трактат «О прекрасном и соответствующем» был утерян Августином, по его признанию в тексте «Исповеди», где он кратко излагает содержание этого трактата, здесь же подвергая его критике со своих новых христианских позиций.

вызывали жесткую философскую и религиозную полемику как в годы его жизни, так и в последующие. При этом другие существенные аспекты его творчества нередко оставались без должного внимания. Так, один из исследователей его трудов, С. Роуз, замечает, что ««спорным» аспектам догматических сочинений бл. Августина придавалось столь большое значение, что другой, нравоучительной, стороной его трудов в большей мере пренебрегали»1. Это открывает современным исследователям путь изучения нравственно-эстетической стороны его учения.

• «Истинная философия» Августина представляет собой синтез эклектической системы, в состав которой включены элементы многих философских систем поздней античности, а также догматических основ христианства, приобретших в учении Августина имплицитное эстетическое содержание.

• Эстетическая проблематика волновала Августина на протяжении всей его творческой жизни, начиная с самых ранних и до последних его работ. При этом в противовес красоте телесной, или чувственной, которой Августин отдавал приоритет в юношеском возрасте, в зрелые годы Августин во главу своего учения поставил красоту духовную, жертвенную, возводящую человека к истинному бытию.

Во втором параграфе — «Философско-эстетические взгляды Августина в контексте раннего средневековья» — анализируются эстетические воззрения Августина как христианского философа, положившего на Западе начало средневековой культуре. Здесь же диссертант обосновывает вывод, что в основу философско-эстетических взглядов Августина, представляющих собой синкретическую систему, вошли элементы многих философских течений поздней античности, а не только неоплатонизм. Вместе с тем, Августин не был систематизатором и популяризатором опыта античности, как, например, Боэций. Многие актуальные вопросы философии и эстетики

1 Серафим (Роуз). Вкус истинного православия. Блаженный Августин, еп. Иппонский // Августин: Pro et contra. Антология. М., 2002. С. 463.

решаются и дорабатываются Августином самостоятельно и практически заново, и при этом он часто становится выше используемых им авторитетов1. Более того, несмотря на то, что Августин был далеко не единственным посредником между двумя эпохами (римско-эллинистической, клонящейся к упадку, и христианской - зарождающейся), поскольку в это время трудились такие мыслители, как Амвросий, Иероним и Ориген, обладавшие хорошими знаниями эллинистической культуры. Тем не менее, именно Августину удается создать оригинальное философское учение, и при этом самостоятельно охватить всю эстетико-христианскую проблематику на Западе, над которой на Востоке работала целая плеяда ярчайших представителей греческой патристики — Василий Великий, Григорий Нисский, Псевдо-Дионисий Ареопагит, Климент Александрийский и другие. При этом в диссертации подчеркивается, что ранняя христианская эстетика формировалась с помощью сложных теологических сочинений, когда на теоретическом уровне шла напряженная умственная работа по созданию философско-эстетической системы, без которой развитие христианской культуры затруднялось, поскольку последняя должна была стать внешним воплощением христианской идеи, доступно объясняя суть христианской веры, и образно раскрывать ее догматы.

Центром эстетической системы Августина и ее абсолютной Красотой является Бог, создавший мир по законам красоты и нравственного порядка. В учении Августина такие эстетические понятия как «блаженство», «наслаждение», «любовь», «добродетель», «мораль» являются не только взаимосвязанными понятиями, но и определяющими смысл нравственной человеческой жизни, который он переносит в сферу религиозно-эстетическую. Кроме того, принципиально важной для понимания эстетики Аврелия Августина является его концепция времени, в соответствии с которой для субъекта реально только настоящее, а прошлое и будущее существуют лишь в форме памяти и ожидания. Такое представление о модусах времени делает

1 Knowles D.Introduction. Augustinus City ofOod. L., 1972. P.XXV.

возможным, с одной стороны, эстетическую оценку как сопоставление наблюдаемого с уже виденным и, с другой стороны, творчество, предполагающее стремление к определенному результату. Более того, субъективистское понимание будущего делает возможным не только художественное творчество, но и возвышение человека к высшей красоте в ожидании «будущего века».

В третьем параграфе «Методологические подходы к исследованию эстетики в учении Августина» проведен анализ методов исследования учения Августина, начиная с первой половины XIX века, т.е. времени, достаточно близкого к выделению эстетики как самостоятельного научного направления философии.

Необходимость подобного аналитического исследования зарубежной и отечественной литературы, посвященной творчеству Августина, диссертант обосновывает тем, что современная российская эстетика, как и философия в целом, переживает особый этап своего бытия, находится в стадии интенсивного поиска новых методологических подходов к эстетическому опыту ушедших веков. По мнению автора, научные методы не только формируют основу для анализа принципиально нового уровня, выявления внутренних закономерностей и алгоритмов самого предмета исследования, но и свидетельствуют о совершенствовании и зрелости самой науки. В нашем случае речь идет о современном становлении эстетики и новых методологических подходах к учению Августина и конкретно - к его эстетическим взглядам. И то обстоятельство, что прошлое позволяет моделировать на себе сложные, диалектически противоречивые ситуации современности, свидетельствует о важности его объективного научного познания. При этом обращает на себя внимание тот факт, что вопросы методологии, а подчас и методики исследований выступают в тесной связи с проблемами мировоззренческими и идеологическими.

Проведенный в данном параграфе анализ методологических подходов к исследованию творчества Августина показал, что, несмотря на большое

количество трудов, посвященных исследованию эксплицитной эстетики Августина, детализированных исследований ее имплицитной составляющей недостаточно. Кроме того, автор считает необходимым здесь отметить, что каждый переломный этап развития общества приводит к тому, что забываются и даже отрицаются наработанные ранее научные методы и терминологический аппарат, а на смену им приходят новые методологии, адекватно отвечающие проблемам своего времени. Более того, результатом этого анализа стала возможность не только выявления малоизученных трудов, содержащих имплицитную составляющую эстетики Августина, но и возможность проследить историческую необходимость формирования различных методологических подходов к эстетическим исследованиям.

В итоге автор пришел к следующим выводам: во-первых, на этапе начала XIX — конца XX вв. в методологии философских исследований идет активное формирование различных подходов к эстетическим исследованиям как новому научному направлению, в том числе к анализу философско-эстетических взглядов Аврелия Августина; Во-вторых, становлению и развитию отдельных эстетических подходов в философско-методологическом плане способствовали аспекты самого учения Августина, переосмысленные с новых методологических позиций; в-третьих, в это же время в научном мире произошел явный перелом в отношении к средневековью, считавшемуся на протяжении многих лет перерывом в культурном развитии Европы, что также способствовало проявлению активного интереса к творчеству Августина как одного из самых образованных личностей своей эпохи, в которой его эстетика занимает лидирующее место. Таким образом, исходя из полученных автором результатов первой главы, диссертант определяет стратегию и методику дальнейшего исследования.

Вторая глава диссертации «Философско-эстетические принципы учения Аврелия Августина» состоит из трех параграфов, в которых на большом фактическом материале автор исследует философско-эстетические взгляды Аврелия Августина, создавшего практически новую теорию

прекрасного, основные положения и принципы которой могут быть сведены к философско-эстетическим категориям, рассмотренным ниже.

Первый параграф второй главы «Понятия красоты, добродетели и блага в учении Августина» посвящен исследованию основных эстетических понятий, наиболее часто встречающихся в его учении. Красота эксплицитно или имплицитно присутствует практически во всех его работах. При этом важно отметить, что Августин в своем учении сближает принципы этики и эстетики, идентифицируя красоту не просто с категорией всесовершенного бытия, как, например, Плотин, но с бытием Бога, развивая метафизическую систему гносеологии, усматривающую в душе человека врожденные эстетические идеи, априорные формы красоты, служащие для оценки красоты нравственной. Так Августин утверждает, что истинная красота сокрыта в человеке, в его бессмертной душе и в его теле: Бог ценит меньше природную красоту, чем красоту человеческой души, которая проявляется в добродетели и неразрывно связана с благом. В душе, пишет Августин, есть своеобразная «нравственная, или духовная лестница», состоящая из семи ступеней: timor (страх), pietas (благочестие, набожность, правосудие), fortitudo (крепость), consilium (благоразумие, совет), mundatio cordis (чистота сердца), sapientia (мудрость)1. Нравственное зло, грех или порок сначала возникает в сознании, и только затем может проявляться в поступках. Чрезвычайно важным в философско-эстетическом учении Августина при оценке нравственных поступков является их мотивация, на которую оказывают влияние обычаи народа, этика и мораль своего времени: принципы нравственности, утверждает Августин, едины для всех народов, но они разнообразятся применительно к конкретным условиям их жизни2. Моральный закон есть вечные истины божественного разума в их нормативном значении. В человеческом уме имеется «запечатленное понятие» (notio impressa) этого закона, руководящее

' St. Aurelii Augustini de doctrina Christiana libri quatuor, et Enchiridion ad Laurentium. Lipsiae, 1838. P. 76.

1 Там же. P. 242.

нравственной оценкой1. При этом «нулевого» уровня нравственности не существует, как не существует и «донравственного» бытия человечества. Более того, в своих сочинениях Августин постоянно отождествляет красоту и благо как слова, имеющие единое смысловое наполнение: благо у Августина часто выступает как духовно-нравственная красота, как красота добрая и разумная. Все благое прекрасно, но конечный смысл добра и красоты в учении Августина заключается в человеческой, а точнее, — в христианской морали. Таким образом, христианизация играет в философско-эстетической системе Августина основополагающую роль: оперируя общепринятыми для античной эстетики категориями и понятиями, Августин придает им теологическую и нравственную значимость, соответствующие его мировоззрению. «История культуры, - пишет В.В. Бычков, — встречает в лице Августина, пожалуй, первого мыслителя, у которого степень эстетизации мировоззренческой системы достигла предельной высоты и была реализована с достойной удивления последовательностью»2.

Во втором параграфе данной главы «Категории «форма», «число», «единство» и «порядок» в эстетике Августина» с позиций философско-эстетического подхода автор рассматривает ключевые категории, имеющие непосредственное отношение к эстетическим взглядам Аврелия Августина, согласно которым основными эстетическими свойствами прекрасного в материальном и идеальном являются универсальные интеллигибельные категории формы, порядка, числа и единства, как фундаментальные атрибуты всесовершенного бытия, и в конечном итоге - бытия Бога. «В красоте вещи, -пишет Августин, - созерцающий разум радуется форме, в форме пропорции, в пропорции числу, в числе единству, в единстве принадлежности к порядку, объединяющему все сущее с Богом»3. Согласно учению Августина, первое, с чем встречаются человеческие чувства при виде вещей — это форма. Не материя

1 St. Aurelii Augustini dc doctrina Christiana libri quatuor, et Enchiridion ad Laurentium. Lipsiae. 1838. P. 192.

2 Бычков В.В. Эстетика Отцов Церкви. М.:Ладомир, 1995. С.361.

5 Aurelius Augustinus. De Ordine libri duo. URL: http://www.augustinus.it/latino/ordine/index2.htm (дата обращения: 01.09.2013).

образует тело, утверждает Августин, а форма. При этом душа - это оформленная духовная материя, которая в отвлечении от своей формы есть только потенция духовности, возможность и способность к духовной жизни человека. Более того, заключает мыслитель, наличие в душе человека эстетико-гносеологических принципов, аналогичных тем, которые встречаются в материальной природе, позволяет говорить о духовной красоте и нравственности человека. В этом плане свойства души в понимании Августина

подобны аристотелевской «энтелехии».

Эстетической значимости категории числа посвящены многие работы Августина', в которых он поднимает целый ряд философских проблем, рассмотренных автором в данном параграфе. При этом важно подчеркнуть, что термин «число» (numerus) в учении Августина многозначен и значительно шире нашего понимания слова «число». Под словом «число» мыслитель имеет в ввиду и всевозможные закономерности - ритм, эстетическое восприятие, нечто близкое к платоновским «идеям» и многое другое: числами пронизано все бытие - от грубых материальных предметов до высших сфер духа. «Принцип числа является для него наиболее универсальным, лежащим в основе всех остальных»2. Кроме того, можно с? уверенностью сказать, что именно августиновская теория чисел, с одной стороны, стала итогом античных исканий в области мусических искусств, а с другой стороны - заложила основы западной средневековой эстетики чисел. Более того, необходимо отметить, что, развивая свою числовую теорию, в основе которой лежит пифагорейское учение о числах, Августин усиливает его нравственно-эстетическую направленность, созвучную проблематике духовно-нравственных исканий его эпохи. Разрабатывая эстетическую категорию «единство», Августин определяет и его производные - это сходство, гармония, пропорция, подобие, симметрия, равенство как необходимые эстетические элементы, присущие любому

' См.например сочинения Ав^сгина «О музыке» «О порядке», «О свободном суждении», «О количестве

души», «О пользе веры», «О свободе выбора» и др. гпя • и,мтмьство Русского

^Бычков В.В. Трактат Августина «De música» //Августин: Pro et contra. СПб.. Издательство Р> сского Христианского Гуманитарного Института, 2002. С.706.

предмету. Высшее и вечное единство и подобие — образ Троицы. Образ есть разновидность подобия1. Изначальное отношение Бога к самому себе, утверждает Августин, в результате которого он адекватно выражает себя в первичном подобии и совершенном образе, является моделью всех остальных отношений, над которыми господствует высший закон. Этот высший закон (summa lex), которым Бог во всем создает красоту и порядок в учении Августина, есть центральное понятие всей его метафизики и его основной теократический принцип, заключающий в себе и нравственный идеал человечества. После долгих раздумий о значении порядка и нравственности в жизни государства Августин делает вывод, что римская республика погибла от развращения нравов, когда исчезла грань между людьми добропорядочными и порочными. Если нравы испортились, пишет Августин, то порок создал противоположный порядок вещей: «бедность государства и богатство частных лиц»2. Резюмируя результаты исследования эстетических категорий «форма», «число», «единство» и «порядок» в трудах Августина, автор делает вывод, что Августин вкладывает в них как философско-эстетическую, так и нравственную значимость, актуальную для современной ему эпохи.

В третьем параграфе «Основные принципы теории искусства Аврелия Августина» рассматриваются философско-эстетические взгляды Августина на искусство, которое в эпоху античности имело широкое значение и включало в себя свободные искусства (риторику, диалектику, геометрию, арифметику, астрономию, грамматику и музыку) и служебные искусства (живопись, скульптуру, архитектуру и другие ремесла).

Разрабатывая теоретические принципы христианского искусства, Августин все время проводит аналогию между творчеством Высшего художника и художника земного, убедительно показывая зависимость бытийственности красоты: красота божественного творения так относится к

1 Aurelius Augustinus. De Genesi ad Litteram libri duodecini. URL: http://www.augustinus.it/latino/genesi_lettera/index2.htm (дата обращения: 01.09.2013).

2Блаженный Августин. О граде Божием. Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000. С.239.

красоте творения человеческого, как Творец мира к человеку-творцу. Таким образом, рассматривая творчество как акт уподобления Творцу, Августин оправдывает христианское искусство, непосредственно с которым входит в материальный мир духовность. При этом важно отметить, что в учении Августина ключевыми формами эстетического восприятия реальности являются слух и зрение. Августин утверждает, что разум, изобретая искусства, идет от слова к слуху, от слуха - к зрению, от грамматики - к диалектике и риторике, потом - к музыке и поэзии, и лишь затем переходит к знаниям, связанным со зрением - к геометрии и астрономии. Последовательность, изложенная Августином, фактически устанавливает иерархию в системе знаний: «Разум... нашел, что все, что ни видят глаза, ни в каком отношении не может быть сравнимо с тем, что усматривает ум»1. Это воззрение Августина, идущее от библейских текстов и философской пифагорейско-платоновской традиции, в значительной степени определило понимание изобразительного искусства в эпоху средневековья.

Кроме того, в своем учении об искусствах Августин не признавал бесполезной красоты, а суть пользы красоты видел в том, что она помогает людям, «не сведущим в философии», нравственно приблизиться к Богу, т.е. эстетическое у него тесно связано с этическим. Христианское искусство, с одной стороны, должно славить Бога, считает Августин, а с другой стороны -быть эффективным средством приобщения человека к его заповедям: любви, добру, справедливости, милосердию. Таким образом, можно твердо констатировать, что «христианская теория искусства возникает из данных нового, складывающегося быта, новых нравов и новых потребностей»2. Это положение объясняет тот факт, что теоретическая мысль и художественная практика у Августина вращаются вокруг догматической концепции христианства, что в целом и придает им органичную единонаправленность.

1 Об истинной религии. Теологический трактат. Мн., 1999. С. 98.

2Аничков М.П. Эстетика и христианство//Августин. Pro et Contra. Антология. М., 2002. С. 241.

Опираясь на трактаты мыслителя, диссертант делает вывод, что, разрабатывая концепцию художественного творчества, Августин фактически продолжил этическую позицию эллинистической культуры: в его учении присутствует глубоко осознанный нравственный практицизм, но уже христианского толка. Именно принципы нравственности, по нашему твердому убеждению, составляют сущностное ядро теоретического учения Августина об искусствах, без которых не может быть правильно понята ни его философия, ни его эстетика.

В Заключении подводятся итоги проведенного диссертационного исследования и излагаются следующие обобщающие выводы:

- в основу философско-эстетических взглядов Августина, помещенных в эксплицитный контекст теологической системы, вошли элементы многих философских течений поздней античности (манихейства, скептицизма, стоицизма), а не только неоплатонизма, как предполагается большой частью исследователей;

- основополагающую роль в формировании эстетических принципов Августина сыграла разработанная им христианская теология и характерные для нее онтологические и гносеологические установки, неразрывно связанные с нравственной проблематикой;

основные из намеченных каналов передачи имплицитного эстетического содержания теологии Августина таковы: понимание абсолютной модели творчества как «созидания из ничто»; представление о человеческом творчестве как сфере предопределенного подобия человека как сотворенной субстанции Творцу; формирование подхода к оценке человеческого творчества в контексте доктрины предопределения; формулировка устойчивых моральных требований к приемлемой для христианина художественной деятельности и восприятию его плодов; помещение творчества в общий контекст дихотомии «вечность - время» и в частный контекст «настоящее прошедшего - настоящее настоящего - настоящее будущего»; конституирование исследовательской области «внутреннего человека», где проявляется «духовное» содержание

чувств (прообраз «внутреннего чувства» в текстах более поздних христианских авторов).

Кроме того, в Заключении показана теоретическая новизна и значимость данного философско-эстетического исследования в современных исторических условиях.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ для публикации основных научных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук:

1. Лапшин И.Е. Эстетика порядка в учении блаженного Августина // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - № 6(20), 2012.-с. 136-138.-0,3 п.л.

2. Лапшин И.Е. Философско-эстетическая концепция искусства Аврелия Августина // Обсерватория культуры. Российская государственная библиотека. Информкультура. - №5, 2012. - с. 80-82. - 0,3 п.л.

3. Лапшин И.Е. Эстетика брака в учении блаженного Августина // Сервис в России и за рубежом. - 2013. - ЭПИ «Сервис в России и за рубежом». -0,5 п.л.

Публикации по теме диссертации в других изданиях:

4. Лапшин И.Е. Влияние античной культуры на философское учение блаженного Августина о добре и зле // Современные гуманитарные исследования. -2013. - №5. С. 53-55. - 0,4 п.л.

5. Лапшин И.Е. Этические взгляды античных философов на проблему социального согласия // Вопросы гуманитарных наук. - 2013. - №2. С. 35-38. -0,4 п.л.

Подписано в печать: 12.12.13

Объем: 1,2 п.л. Тираж: 100 экз. Заказ № 178 Отпечатано в типографии «Реглет» г. Москва, Ленинский проспект, д.2 (495) 978-66-63, www.reglet.ru

 

Текст диссертации на тему "Имплицитная эстетика Аврелия Августина"

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова»

Философский факультет

На правах рукописи

04201456190

Лапшин Иван Евгеньевич

Имплицитная эстетика Аврелия Августина: детализация теоретического содержания

Специальность 09.00.04 - эстетика

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата философских наук

Научный руководитель кандидат философских наук, доцент Дзикевич С.А.

Москва - 2014

Оглавление

Введение..............................................................................................................3

Глава первая. Теоретические и методологические основания исследования учения Аврелия Августина.................................................15

1.1 .Античные истоки философии и эстетики Аврелия Августина..............16

1.2.Философско-эстетические взгляды Августина в контексте раннего средневековья..............................................................................................33

1.3.Методологические подходы к исследованию эстетики в учений Августина.....................................................................................................52

Глава вторая. Философско-эстетические принципы учения Аврелия

Августина..........................................................................................................75

2.1. Понятия красоты, добродетели и блага в учении Августина...............79

2.2. Категории «форма», «число», «единство» и «порядок» в эстетике Августина...........................................................................................................96

2.3. Основные принципы теории искусства Аврелия Августина..............117

Заключение.....................................................................................................138

Библиография..................................................................................................145

Введение

Глубокие социальные и мировоззренческие изменения, ознаменовавшие собой конец XX - начало XXI веков, затронули все стороны философского сознания мирового общества. При ближайшем рассмотрении истории последних десятилетий с точки зрения философии на передний план выступают этические, гносеологические и социально-философские проблемы, в то время как вопросы эстетики зачастую остаются без достаточного внимания. В этой связи представляется чрезвычайно важным обращение к эстетической мысли конца IV - начала V веков как периода смены эпох, когда античное мировоззрение приходит в упадок и сменяется средневековым. Вместе с тем, начало третьего тысячелетия - это время, когда эстетика являет особую часть философии и культуры, где происходят значительные сдвиги и возможно получение важных результатов для формирования новых методологических оснований научного знания XXI века. Развитие этой области философии сегодня предполагает как во всем мире, так и в России обращение к новым философско-эстетическим подходам и применение их как к новому, так и к изученному философскому наследию, которое ранее не являлось объектом эстетического исследования. Эта общая методологическая тенденция поясняет частные изыскания - особую значимость исследования учения Августина, которое «вплоть до XIII в. служило основанием для всех философских систем»1, через призму философско-эстетического анализа.

Актуальность обращения к философско-эстетическим взглядам Аврелия Августина обусловлена огромным влиянием его учения на европейскую культуру, с которой Россия генетически связана. При этом, несмотря на то, что «никто из отцов Церкви и писателей V в. не известен нам так хорошо, как Августин»2, который как философ и богослов

' Карсавин Л.П. Святой Августин и наша эпоха. - СПб., 2002. - С.395.

2 Там же С.389.

превосходит всех писателей древности по количеству и разнообразию трудов, дошедших до нашего времени, и с годами это количество работ продолжает увеличиваться1, в философско-эстетической традиции русской культуры Августин до сих пор не занял своей ниши. На сегодняшний день на русский язык не переведены многие его работы, которые могут оказаться существенными в комплексе оставленного им эстетического учения.

В наше время интерес к творчеству Августина стремительно возрастает. Его часто цитируют философы и лингвисты, специалисты по эстетике и психологи, поскольку вклад Августина в философские вопросы столь разносторонен, а сама личность столь многогранна и авторитетна, что «Для приверженцев так называемой «философии мысли» Августин стал одним из ее основоположников» . Однако детализированных историко-эстетических исследований теоретической позиции, которую занял Августин в результате принятия им крещения, все еще недостаточно.

Актуальность данной диссертационной работы обусловлена также тем, что «мысль Августина совершенно естественно облекалась в формы именно тех проблем, которые были присущи его эпохе»3. Проблемы эпохи Августина, жившего на стыке двух мировоззренческих систем: античной культуры, утратившей к тому времени многие духовные идеалы, и утверждавшейся культуры христианства с его новыми духовно-нравственными принципами, в определенном смысле аналогичны современным проблемам, поскольку современная эпоха также является переходной. В подобные эпохи традиционные смыслы культуры утрачивают функцию мировоззренческих ориентиров для массового сознания, и общество вступает в полосу интенсивного поиска новых

' В XX в. обнаружилось множество проповедей, писем, неизвестных работ Августина.В 1981 г. было издано 30 новых писем, найденных австрийским ученым Йоханнесом Дивьяковым. См.: Эрмксен Т.Б. Августин. Беспокойное сердце. - М., 2003. - С.8. " Эриксен Т.Б. Августин. Беспокойное сердце. - М., 2003. - С.б. Марру А.-И. Святой Августин и августианство. - Долгопрудный, 1999. - С. 77.

жизненных ценностей, призванных ориентировать человека и восстановить утраченную «связь времен».

Для отечественной философии во все времена доминантой и центральной темой являлась духовно-нравственная проблематика, в которой по различным идеологическим причинам1 не было достойного места учению гиппонского епископа, несмотря на то, что, как писал В.Л. Сильвестров: «Практически нет ни одной философской темы в современной культурной жизни человека, где бы мы не могли сослаться на мнение Августина, высказанное им в схожей ситуации. Причем личность Августина ассоциируется нашим сознанием не просто с верно поставленными вопросами - что называется «по существу», - а именно с

искренним поиском, приводящим к более или менее их успешному

2

разрешению» .

Новая культурная ситуация в нашей стране побуждает к рефлексии и заставляет заново искать ответы на «вечные» вопросы, требуя нового, более глубокого анализа аксиологических вопросов в плане мировоззренческого контекста современного российского общества. Этим, на наш взгляд, также определяется своевременность детального научного исследования эстетики Августина как феномена аеэЛейса ра1хит3 (эстетики Отцов Церкви).

Степень разработанности темы. Специфика предмета и объекта данного научного исследования определяет достаточную сложность ее теоретической проработки, обусловленную сразу рядом причин:

1 В отечественный дореволюционный период Августин был долгие годы под негласным запретом со стороны государственной и церковной цензуры как основатель латинской патристики и авторитетный мыслитель католической Церкви. Немногочисленные попытки что-либо издать из произведений Августина в XVII1—XIX вв. даже в положительном случае не доходили до рядового читателя Только в конце XIX-начале XX века в Киевской духовной академии был впервые издан десятитомник трудов Августина в русском переводе, который составлял менее десятой части общего объема его трудов В советский период издание и исследование произведений Августина, епископа Гиппонского как богослова и христианского писателя государственной цензурой не приветствовались.

2 Селиверстов В.Л. Августин в русской интеллектуальной традиции//Августин.Рго et Contra. - С. 11.

' Aesthetica patrum - термин, введенный В.В. Бычковым, обозначающий имплицитную эстетическую составляющую патриотической литературы

- во-первых, наличием поистине огромной существующей литературы, в основном зарубежных ученых, посвященной изучению творчества Аврелия Августина, но редко акцентирующих внимание на его эстетических воззрениях;

- во-вторых, не менее объемного наследия самого Августина', в котором многочисленные эстетические аспекты буквально растворены в глобальных вопросах его философского учения, что потребовало очень тщательного анализа его произведений;

- в-третьих, тем, что теоретическое освоение и становление эстетики как самостоятельной научной дисциплины началось достаточно поздно - во второй половине XVIII века, т.е. в эпоху Нового времени с ее позитивистскими, рационалистическими и атеистическими тенденциями западноевропейского общества, что в определенной мере уменьшало научный интерес к религиозным сферам культуры, в число которых входит творчество Аврелия Августина;

- в-четвертых, длительным невниманием гуманитарных наук к изучению философии и культуры Средних веков, считавшихся с научной точки зрения временем кризисной неопределенности и малоинтересным периодом.

В отечественных философско-эстетических исследованиях задача целостного изучения эстетики Августина и, тем более, специфических способов понимания затрагиваемых в ней теологических проблем почти никогда не ставилась как самодостаточная цель исследования. Это было обусловлено вполне определенными причинами. Так, в православной России XVIII - XIX вв. имя епископа Августина практически замалчивалось, поскольку его богословское учение стало основой

' ПервыП жизнеописатель и ученик Аврелия Августина Посидоний насчитал 1030 произведений учителя, из которых наиболее известные нам: «О граде Божием», «Исповедь», «Христианская наука». «О диалектике». «Монологи». «О 83 различных вопросах», «О музыке», «Об истинной религии». «Пересмотры»

доктринальных положений римско-католической Церкви1. После революции «эти проблемы стали проистекать сначала от воинствующего атеизма, а затем от некоего симбиоза в государственной идеологии внешнего атеизма с попустительством внешнему, чисто ритуальному, «бытовому» православию, сопряженному с нетерпимостью ко всем другим конфессиям, но в особенности - к католицизму»2.

В результате этого на русском языке и сегодня отсутствуют многие сочинения Аврелия Августина, имеющие несомненную значимость в философско-эстетическом и духовно-нравственном плане. В связи с этим диссертанту пришлось проводить исследование, в основном пользуясь первоисточниками на языке оригинала, что создавало определенную сложность, обусловленную необходимостью перевода текстов, хронологически отдаленных от современного языка.

Приходится констатировать, что первыми серьезное внимание на эстетику Августина обратили зарубежные ученые, труды которых были достаточно тщательно проанализированы диссертантом, что нашло свое непосредственное отражение в третьем параграфе первой главы данного исследования. Своеобразным введением в изучение наследия Августина является добротно написанная работа французского исследователя жизни и творчества Августина А.-И. Марру3.

Также следует упомянуть работы Э. Жильсона4, в которых рассматривается влияние Аврелия Августина на католическую эстетику в целом. Кроме того, Ж. Маритен3 в своих работах исследует некоторые

1 Только в начале XX в. по заказу Киевской духовной академии в России впервые появился десятитомный корпус переводов Аврелия Августина, что составило очень незначительную часть от общего объема его трудов.

Дзикевич С.А. Проблемы художественного творчества в католической эстетике (формирование и сущность концепции искусства в томистской философской традиции): диссертация на соискание степени кандидата философских наук. - М., 1993. - С.7.

' Марру А.-И. Святой Августин и августинианство. - Долгопрудный, 1999. - 207 с.

4 Жильсон Э. Живопись и реальность / Пер. и комм. С.А. Дзикевича // Современная западноевропейская и американская эстетика. М., 2002. С. 158 - 186; Жильсон Э. Дух средневековой философии. - М., 2011. -559 с: Gilson Е. Introduction à l'étude de Saint Augustin, Paris, J. Vrin, 1929. - 370 p.

3 Маритен Ж. Жорж Pyo / Пер. и комм. С.А. Дзикевича // Современная западноевропейская и

американская эстетика. М.. 2002. С. 124 - 138; Маритен Ж. О христианской философии. - М.. 1999. -244с

аспекты влияния Аврелия Августина на всю последующую философию. Отдельное внимание эстетической проблематике Августина уделил в своем исследовании Р. О'Коннелл1.

Хорошим подспорьем данного исследования стала также книга

Т.Б. Эриксена", в которой норвежский ученый высвечивает фигуру Августина с трех сторон: как ритора, философа и священника, создавшего учение, соединившее в себе философию античности и средневековья, идеи неоплатонизма и христианства, а также оказавшего огромное влияние на последующую разработку эстетических идей западного христианства.

Самым значительным исследованием в области эстетических воззрений Августина, безусловно, является работа К. Свободы"5, в которой ученый проводит анализ основных сочинений Августина и определяет 12 категорий его эстетики, а также находит основные точки переходного звена в учении мыслителя от античной эстетики к средневековой.

Не менее основательно исследует учение блаженного Августина С. Лансель4, анализируя философско-эстетические взгляды и этические принципы мыслителя сквозь призму его жизненных перипетий.

Следует отметить также работу Э. Панофски3, который рассматривает эстетику Августина с позиции такого фундаментального понятия философии, как «идея», раскрывая при этом не только эстетические взгляды Августина, но и основу принципа преемственности эстетики Августина с предыдущими мыслителями античности. Из многочисленных зарубежных трудов автор считает необходимым особо выделить труд С. Роуза6, исследовательская работа которого освещает не только эстетические, но и нравственные воззрения блаженного Августина.

1 O'Connell R. Augustine's Early Theory of Man, A. D. 389-391. Cambridge, 1968.-320 p.

2 Эриксен T. Б. Августин. Беспокойное сердце. - М., 2003. - 384 с.

Svoboda К. L'esthétique de Saint Augustin et ses sources. - Brno, 1933. - 207 p. Lancel S. Saint Augustin. - Paris, 1999. - 792 p.

Панофски Э. Idea: К истории понятия в теориях искусства от античности до классицизма. - СПб., 1999.

-237 с.

6 Rose S. The Place of Blessed Augustine in the Orthodox Church. - Platina, 2007. - 147 p.

Поскольку зарубежная литература об Августине столь велика и многогранна, то, как уже было сказано выше, автор счел необходимым рассмотреть ее более подробно в последующем, а именно - в третьем параграфе первой главы исследования.

Среди отечественных исследований значительный интерес представляет работа И.В. Попова1, изданная в 1917 году и посвященная не только личности Августина, но и подробному анализу его учения. Кроме того, следует отметить книгу E.H. Трубецкого , в которой проведен анализ западно-христианского общества и сделан общий обзор философско-эстетических умозрений Августина. Большую роль в вопросе исследования переходой антично-средневековой эпохи и становления христианского мировоззрения играют труды С.С. Аверинцева3, А.Ф. Лосева4, Г.Г. Майорова3. Стоит также выделить монографию A.A. Столярова6, часть которой посвящена Аврелию Августину и в которой предпринята реконструкция различных типов европейского морального сознания. С точки зрения эстетического сознания, некоторые сочинения Августина рассмотрены в трудах В.В. Бычкова7, а также в работе Е.Г. Яковлева8. Кроме того, процесс переосмысления Августином своего античного эстетического опыта рассмотрен в работе С.А. Дзикевича9. Также следует упомянуть работу М.К. Муратовой10, одна из глав которой посвящена теории творчества Августина.

1 Попов И В. Труды по патрологии: Личность и учение блаженного Августина. - Сергиев Посад, 2005. -116 с.

Трубецкой E.H. Миросозерцание блаженного Августина // Блаженный Августин. Творения. Теологические трактаты. - СПб., 1998. - С. 681-750.

Аверинцев С.С.Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к средневековью // Из истории культуры средних веков и Возрождения. - М., 1976. - С. 17-64. 4 Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. В 2 книгах. - М.. 2000. -1520 с.

3 Майоров Г.Г. Аврелий Августин. Формирование средневековой философии (латинская патристика). -

М. 1979. -430 с.

6 Столяров A.A. Аврелий Августин. Жизнь, учение и его судьбы // Аврелий Августин. Исповедь. - М..

2012.-С. 292-338.

' Бычков В.В. Эстетика Отцов Церкви. - М., 1995. - 593 с.

8 Яковлев Е.Г Искусство и мировые религии. - М.. 1977. - 224 с.

9 Дзикевич С.А. Эстетика: Начала классической теории. — М., 2011.— 254 с.

10 Муратова М.К. Мастера французской готики. - М., 1988. -452 с.

Из относительно недавних российских публикаций, посвященных учению и личности Аврелия Августина, неоценимую помощь данному исследованию оказал сборник статей «Августин: Pro et Contra. Антология», в состав которого вошли работы авторитетных исследователей наследия Августина1: В.Л.Селиверстова, К.И. Скворцова, A.M. И