автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Свобода воли и предопределение у Аврелия Августина в его полемике с пелагианцами

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Комлева, Зоя Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
Диссертация по философии на тему 'Свобода воли и предопределение у Аврелия Августина в его полемике с пелагианцами'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Комлева, Зоя Владимировна

Введение: цели и задачи данного исследования

I. История пелагианских споров и учение пелагиан.

1. Основные источники, освещающие историю пелагианских споров и пелагианское учение.

2. История пелагианских споров.

3. Источники пелагианской доктрины.

4. Учение пелагиан.?.

5. Последние оппоненты Августина.".

II. Учение Августина о свободе воли и предопределении.

1. Общие замечания, касающиеся творчества Августина рассматриваемого периода.

2. Основные аспекты антропологии Августина позднего периода его творчества.

3. Учение о свободе воли.

4. Свобода воли и благодать.

5. Свобода воли и предопределение.

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по философии, Комлева, Зоя Владимировна

Тайна свободы скрыта в онтологии. Свобода — бытийное понятие, которое в силу этого охватывает как внутреннюю жизнь субъекта, так и ее внешние проявления, но и то, и другое протекают в единстве.

В христианстве человек свободен, потому что Бог, создавший его есть свобода. Человек, как образ Божий, наделен свободой — образом Высшей свободы. Она может реализовываться им по-разному: либо для стремления к добру, либо к удалению от него. И то и другое направление избирает он сам.

Христианство знает такое состояние свободы человека, когда он действительно свободен: это пребывание в Боге. Однако не следует рассматривать данное состояние как пассивное, протекающее помимо воления самого субъекта. В течение временной жизни человека оно возможно лишь посредством огромных волевых усилий с его стороны. Данные усилия воли формируются и закрепляются в ходе особых, духовных упражнений — аскезы. Аскетика представляет собой науку распознавания помыслов (побуждений, которые приходят в сознание человека извне, и содержание которых от него не зависит). Теория представлений, воздействующих на сознание человека, была создана еще в античности. Она предполагала, что органом, который исследует внешние побуждения, является ум. Именно он способен пресечь либо позволить остаться в сознании тому или иному побуждению. Христианство полностью приняло данные воззрения, добавив, однако, что для этой деятельности ума, реализующего таким образом свободу человека, необходима помощь благодати.

Существует обширная литература, содержащая исследования различных аспектов идейного наследия Августина. Реконструкция учения Августина о свободе воли и его отношение к предопределению, пожалуй, одно из наиболее популярных направлений среди них. Все это в значительной мере, с одной стороны, затрудняет привнесение новизны в трактовку данной проблемы, а с другой стороны, требует полной ответственности, если все-таки отважиться еще раз осветить старую, казалось бы, известную всем тему.

За каждой попыткой истолкования данного учения Августина стояли вполне определенные цели, обусловленные теми или иными интересами исследователей. Ясно, что результат их был известен еще до начала, при этом, всякий раз наблюдалась тенденция «подогнать» учение Августина под убеждения самих исследователей. Так, протестантам нужен был один Августин, католикам — другой.

Пелагиане и последователи св. Иоанна Кассиана Римлянина обвиняли Августина в манихействе и фатализме, Проспер Аквитанский и все западноевропейское схоластическое средневековье взирали с глубоким почтением на его труды. Православная традиция никогда не принимала богословского творчества Августина, чтя, однако, его как блаженного. Это в своем роде уникальная ситуация: признается святость жизни, но не признается ортодоксальность богословствования, тем более что в православной традиции одно неотделимо от другого.

На наш взгляд, это объясняется тем, что учение Августина (по крайней мере, нам такие факты неизвестны) в патристическую эпоху не подвергалось пристальному изучению со стороны восточных отцов. Исключение составляет осуждение Иоанном Кассианом и Феодором Мопсуестийским, (сделанное не без влияния пелагиан), концепции предопределения Августина, но и их богословское творчество, в свою очередь, подверглось осуждению.

Августин жил в эру великих догматических споров. Выдающиеся богословские умы были заняты борьбой с опаснейшими ересями. Имя Августина было хорошо известно на Востоке, его там знали как победителя донатистов, ревностного обличителя еретиков любого рода. Но, по-видимому, этим и ограничивались.

Основательное изучение богословского творчества Августина православными учеными началось лишь в XIX — нач. XX века. Здесь необходимо отметить работы: Лебедева П. «Пелагианство» (1866); архиеп. Филарета (Гумилевского) «Историческое учение об Отцах Церкви» (1882 г.); Борисоглебского Г. «Сочинение Августина Аврелия «О Гр. Божьем» (1891); Трубецкого Е. Н. «Миросозерцание бл. Августина» (1892); Писарева Л. «Учение бл. Августина о человеке и его отношении к Богу» (1894); Брил-лиантова А. «Влияние восточного богословия на западное.» (1898); Кремлевского А. «История пелагианства и пелагианская доктрина» (1898); Ве-рещацкого П. И. «Плотин и Августин в их отношении к тринитарной проблеме» (1911); Попова И. В. «Личность и учение бл. Августина» (1916).

Не все из указанных произведений затрагивают интересующий нас вопрос о соотношении свободной воли и предопределения. Но в большинстве случаев, (исключение составляет труд Л. Писарева), он решался не в пользу свободной воли.

Резюмировать общую оценку можно словами арх. Филарета: «Учение Августина о благодати, которое защищает он против Пелагия, может быть представлено в следующих частных положениях:

1) Падением Адама человеческая природа совершенно испорчена; и свобода совсем потеряна.

2) Если что-нибудь доброго делает человек, то не иначе, как по благодати.

3) При решительной и всеобщей порче человека, если некоторые спасаются, то это те, которые предопределены на то и только для сих избранных Христос приходит в мир.

Эти три мысли находятся в тесной связи между собой, так что две последние составляют необходимое следствие первой. Из сочинений Августина видно, что сперва он основывал Предопределение Божие на пред-ведении: но чтобы быть верным своей мысли о природе человеческой, ему надлежало допустить предопределение безусловное. Когда иноки Адрумет-ские представили Августину, что, по его учению, не нужна для них обязанность самоумерщвления, Августин чувствовал справедливость замечания и стал чаще повторять, что благодать не нарушает свободы; но такой оборот наставления существенно ничего не изменил в теории Августина, и сами последние сочинения его не были согласны с этой мыслью. . как обличитель Пелагия, Августин, без сомнения, великий учитель Церкви: но, защищая истину, он сам не совсем и не всегда был верен истине» [ibid., т. 2, * 199].

Таким образом, главная причина неприятия православной традицией учения Августина о свободе воли, предопределении и благодати состояла в том, что, по общему мнению, свобода воли была весьма ущемлена Августином в пользу благодати, которой отводилась исключительная роль в деле спасения человека, и неумолимого предопределения.

Труд J1. Писарева стоит особняком в приведенном списке. Он предпринял попытку повлиять на сложившиеся трактовки учения Августина о свободе воли, которые, по его мнению, были далеки от истины у всех, упоминаемых им, его предшественников (к числу последних он относит некоторых протестантских теологов, католических и православных богословов). С его точки зрения, такой крупный мыслитель, как Августин, не мог допустить глубоких противоречий в своей системе и подчинить свободу человека внешней необходимости, пусть даже и имеющей своим источником Божественный разум.

На наш взгляд, исследование Писарева отличается глубиной и строгой последовательностью в освещении проблемы обоснования свободы воли Августином. Он очень точно выделил все составляющие этого учения, проследил их взаимосвязь и взаимовлияния. Особым достоинством его работы является то, что она написана, опираясь на поздние произведениях Августина, которые принято считать сосредоточием итоговых идей последнего.

Писарев сумел доказать, что свобода воли, в августиновском понимании, не противоречит учению о предопределении. Как это возможно, мы рассмотрим ниже. Но если это ему вполне удалось, то его попытка показать ортодоксальность указанного учения Августина не может быть признана удовлетворительной. Выявив отсутствие противоречия в учении Августина, он, не желая того, открыл и отрицательные его стороны, которые, как будет изложено ниже, не позволяют восточнохристианской традиции согласиться с идеями Августина. Таким образом, решив одну задачу, Писарев не устранил проблему ортодоксальности учения Августина о свободе воли и предопределении.

На наш взгляд, вопрос о признании восточнохристианской традицией идей Августина находится в плоскости единой проблемы взаимоотношений Европы и России. Само обращение к творчеству Августина вызвано было прежде всего общим интересом к Европе и ее философско-богослов-скому наследию.

Среди современных исследований, посвященных интересующему нас вопросу, следует выделить диссертацию на соискание степени кандидата философских наук А. А. Столярова «Проблема свободы воли в раннес-редневековой философии (Аврелий Августин)».

Исследование А. А. Столярова также отличает детальный анализ всех составляющих доктрины Августина о свободе воли. Как и Л. Писарев, А. А. Столяров выделил два фундаментальных аспекта, касающихся учения о свободе воли у Августина: а) свободу как особенность человека как такового; б) свободу как свободное решение стремиться к чему-либо или нет (свобода выбора), осуществляемое разумом человека. Весьма важным разделом работы А. А. Столярова является его исследование влияния на Августина античных идей, касающихся осуществления свободы воли человека. К сожалению, А. А. Столяров провел свой анализ доктрины Августина с точки зрения двух категорий: морали и ответственности, сделав главным «индикатором» наличия свободы у человека законность вменяемости ему его проступков. Конечно, это верный ключ к проблеме соотношения свободной воли и предопределения, но отнюдь не единственный.

В книге Г. Г. Майорова «Формирование средневековой философии» центральное место занимает рассмотрение философского и богословского наследия Августина. Исследование Г. Г. Майорова можно назвать «энциклопедией» философии Августина, но проблема свободы воли и предоп-ределиния подробно им не рассматривается.

Актульность данного исследования обусловливается значительным пробелом в современной отечественной философской литературе, несмотря на существование указанных работ, в освещении содержания антипелаги-анских трактатов Августина. Они до сих пор не переведены на русский язык, что значительно затрудняет их широкое освоение.

Автор стремился, насколько это представилось возможным, восполнить пробел, существующий и в отношении освещения истории пелагианского движения. В диссертации была предпринята попытка воссоздать учение пелагиан в целом, выявить и проанализировать источники, оказавшие влияние на его формирование.

Значительная часть материалов диссертации основана на оригинальных текстах Августина и его современников.

Объектом исследования в настоящей диссертации является учение о свободе воли и предопределении Аврелия Августина. Предмет исследования —. характер указанного учения, выявление его сущностных особенностей в их взаимосвязи и взаимовлиянии. Кроме того автор стремился показать отличие концепции Августина от соименных концепций, обусловивших ее возникновение.

При написании данной работы мы руководствовались методом анализа через определение ключевых понятий указанного учения и их взаимосвязи, а также через выделение основных разделов последнего, обусловленное значением выявленных понятий. Указанный метод, с нашей точки зрения, позволяет представить рассматриваемое учение Августина в целостном виде.

Мы сочли целесообразным выделить и применять на протяжении всей работы общую структуру учения о свободе воли и предопределении (что обусловливается содержанием основных догматов христианства), предполагающую последовательное рассмотрение состояния воли человека и ее отношение к благодати и предопределению до грехопадения, после него, после воплощения Христа, воссоздание природы человека в крещении и окончательное состояние воли после оправдания ее благодатью.

Диссертация построена таким образом, что сначала автором анализируется учение о свободе воли пелагиан — серьезных противников христианской ортодоксии, которую в ходе полемики с ними представлял Августин. Автор счел необходимым подробно осветить историю и сущностные черты пелагианской доктрины — учения, побудившего Августина тщательно обосновать важнейшие догматы христианства: о первородном грехе и его передаче, о благодати, без содействия которой спасение человека немыслимо, и предопределении, обусловливающем характер воздействия благодати на человека. Коротко мы остановились и на истории противостояния идеям Августина со стороны монахов Массилии (Марселя) — последних его оппонентов, затронув основные идеи Иоанна Кассиана Римлянина. Вторая глава посвящена Августину и его учению о свободе воле, благодати и предопределении.

Целью данного исследования является освещение содержания малоизученных в современной российской философской литературе источников, касающихся истории пелагианских споров, а также произведений Августина, написанных в данный период.

Мы стремились дать подробное представление об учении о свободе воли и предопределении Августина в поздний период его творчества, а также об соименном учении его оппонентов.

Автор считал своей задачей выявить те черты данного учения Августина, которые не позволяют признать его справедливость как рационально мыслящим исследователям, так и ортодоксально мыслящим богосло

I. ИСТОРИЯ ПЕЛАГИАНСКИХ СПОРОВ И УЧЕНИЕ ПЕЛАГИАН

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Свобода воли и предопределение у Аврелия Августина в его полемике с пелагианцами"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Августин в своем учении о свободе воли и предопределении, несомненно, выступил и как продолжатель традиций античной философии (платонизма и стоицизма), и как новатор.

Он продолжил традиции античной философии, утверждая главенство в человеке разумной природы, к компетенции которой относится распоряжаться свободным выбором. Вслед за Плотином Двгустин учил, что истинная свобода есть пребывание в Благе.

Традиционно одним из главных философских завоеваний Августина, с чем мы совершенно согласны, считают (А. А. Столяров, А. Ф. .Лосев, Г. Г. Майоров и др.) открытие им понятия человеческой личности. Главное, чем характеризуется личность — свобода воли. Известно, что античность не знала понятия свободы воли, адекватного патриотическому. Августин убедительно показал всю необходимость свободной воли для достижения единства с первоначалом всего сущего — с Богом. Поскольку последний л не является безличным мировым разумом, но личностью, любящей свое творение, то единение с ним предполагает постулирование в человеке иных структур, обеспечивающих данное единство. К таким структурам, выявленным Августином, как было изложено, относятся libertas (свобода), liberum arbitrium voluntatis (свободное решение воли) и perseverantia (стойкость в стремлении к благу).

Несомненно, что одной из главных заслуг Августина является победа над ложным (с ортодоксальной христианской точки зрения) учением пелагиан.

К важным достижениям Августина в ходе полемики с Пелагием, как это справедливо отметил Дж. Фергюсон, следует отнести, во-первых, то, что он выявил у пелагиан различие в содержании понятий «вечная жизнь» и «царство Божие»; во-вторых, осуществление им опровержения пелагианской концепции первородного греха, согласно которой последний есть результат подражания» греху Адама. Наконец, Августин убедительно доказал, что благодать необходима человеку как глубинная, оживляющая его сила.

Тем не менее, Августину не удалось создать непротиворечивое учение о свободе воли и предопределении. Его концепция вполне обоснованно может быть подвергнута критике как с рационально-философской точки зрения, так и с ортодоксально христианской. Как было выявлено в ходе исследования, учение Августина по сути фаталистично.

Августин в своем учении о свободе воли и предопределении сохранил все главнейшие положения христианского учения. Но он ошибся в том одном, что является основанием для непринятия христианской ортодоксией его учения: он счел, что природа человека в грехопадении испортилась настолько, что он не способен уже не только на какое-либо подлинное добро, но и даже на стремление к нему.

Это объясняется, на наш взгляд, отчасти тем общим «юридическим» характером его богословия, обусловленным как традициями западно-римской ментальности, так и характером его светского образования; отчасти его личными качествами и особенностями его пути к Богу.

Ортодоксальное христианство никогда не понимало в буквальном смысле слова об определенном числе святых, которых только и спасает Бог. Эта мысль ему глубоко чужда ввиду вековых аскетических традиций, основанных на деятельности свободной воли человека, доказывающих, что путь к спасению открыт для каждого.

Допущение спасения избранных ставит под сомнение само искупление. Христос своим воскресением обожил человеческую природу как таковую, а не природу тех избранных, которые неизбежно спасутся. Св. Иоанн Кас-сиан справедливо упрекал Августина: «Если ни всех вообще призывает [Бог], а некоторых, следовало бы, что не все отягчены или первородным грехом, или действительным» [Соб. XIII, п. 7].

Противостояние идей Августина идеям его оппонентов получило огромный резонанс в последующей истории мысли. Так, в IX .в. немецкий монах Готшалк проповедовал учение о двойном предопределении и был осужден Майнцким собором в 848 г. Тем не менее, как пишет В. В. Соколов, «августинианская фаталистическо-провиденциалистская доктрина сверхъестественной, божественной благодати, даруемой избранникам человечества . стала преобладающей доктриной католического богословия» [ibid., с. 66]. Однако изменение социально-исторических условий привело к необходимости пересмотра отдельных положений учения. Августина о предопределении. Так, Фома Аквинский был вынужден разработать учение о так называемых вторичных, или инструментальных, причинах всего происходящего, находящихся лишь в косвенной зависимости от Бога. Ввиду этого человеческая деятельность, включенная в многообразную цепь такого рода причин, получила относительную самостоятельность.

В XIV в. данную концепцию возродили Томас Брэдуордин и Григорий из Римини. Независимо от других к ней пришел Джон Виклиф, один из самых радикальных сторонников учения о предопределении в средние века. Как отмечает А. А. Столяров, «.у Виклифа эсхатологическое разделение людей по двум Градам превратилось в церковно-социологическое» [ibid., с. 14]. Согласно его мысли, существующая церковь из союза верующих, которые, как считал Августин, на самом деле не знают, к какому граду они принадлежат, должна стать союзом избранных.

В XVI в. Кальвин выдвинул теорию абсолютного предопределения к злу. Лютер также находился в русле августиновской традиции. Человеческая воля, согласно его учению, а это воля падшего человека, не способна подвигнуть человека на такое количество добрых дел, которых было бы достаточно для того, чтобы Бог простил его, поскольку тайна спасения — в руке Божией. Лютер иронически отмечал, что даже если допустить, что человек будет жить вечно и благодаря свободной воле творить добро, у него всегда будет оставаться сомнение: достаточно ли он сделал, чтобы заслужить спасение. Лютер был убежден, что сам человек вообще не способен на добрые дела, поскольку расстроенная грехопадением свободная воля неодолимо влечет его ко греху. Спасти человека может только благодать Бога, которая, по непостижимым для человеческого разума причинам, предопределила одних к вечной жизни, а других к вечному осуждению. Удел человека и главная его заслуга перед Богом — верить, что он будет спасен, т. е. верить, что он принадлежит к тем избранным, которым уготовано вечное блаженство. В этом заключается оправдание верой.

Идея предопределения получила у Лютера совершенно иное качество. Для него она никоим образом не является источником фаталистических выводов: «.теперь, когда Бог, изъяв мое спасение из моей воли, взял его на Себя и пообещал меня спасти независимо от моего попечения об этом или моего старания по своей благодати и милосердию, я спокоен и уверен, потому что Он верный и не обманет меня. . мы уверены и твердо знаем, что мы нравимся Богу не из-за того, что заслужили этого своим делом, а по благоволению Его милосердия, обещанного нам. Если мы сделаем мало или же плохо, то Он не взыщет с нас, а по-отечески простит и направит» [«О рабстве воли» (в кн. Эразм Роттердамский. Философские произведения. М. 1987].

Лютер понял, что сознание избранности — великая сила. Если у Августина верующие не могут быть вполне уверены в своем спасении, то для протестантского теолога пребывание в Церкви есть неопровержимое свидетельство будущего спасения.

Е. Труб,ецкой, с нашей точки зрения, совершенно справедливо назвал бл. Августина «пророком протестантизма» [ibid., с. 21].

Идеи Пелагия также хорошо были известны в эпоху Возрождения и Реформации. Так, к идеи Пелагия, по мнению В. В. Соколова, вдохновляли Эразма Роттердамского.

Таким образом, Августин оставил открытой проблему совместимости свободы воли и предопределения, не сумев преодолеть фатализм, с которым боролся.

 

Список научной литературыКомлева, Зоя Владимировна, диссертация по теме "История философии"

1. Aurelius Augustinus: /«Patrologiae cursus completus», Migne, 1857/

2. De Spiritu et Littera («О Духе и букве») /1. 44/;

3. De peccatorum meritis et remissione («О заслугах грешников и отпущении грехов») /t. 44/;

4. De natura et gratia («О природе и благодати») /t. 44/;

5. De gestis Pelagii («О деяниях Пелагия») /t. 44/;

6. De gratia Christi et de peccato originali («О благодати Христа и первородном грехе») /t. 44/;

7. De nuptiis et concupiscentia («О браке и похоти») /1. 44/;

8. Contra duas epístolas pelagianorum («Против двух писем пелагиан») /t. 44/;

9. Sex libros contra Julianum («6 книг против Юлиана») /1. 44/;

10. De perîectione justitiae hominis («О завершении благочестия человека») /t. 44/;

11. De praedestinatione sanctorum («О предопределении святых») /t. 44/;

12. De correptione et gratia («Об исправлении и благодати») /t. 44/;

13. De dono perseverantiae («О даре твердости») /t. 45/;

14. Opus imperîectum («Неоконченный труд») /t. 45/;

15. De libero arbitrio («О свободном решении») /t. 32/;

16. Retractationes («Исправления») /t. 32/;

17. De moribus ecclesiae («Об обычаях церкви») /t. 32/;

18. Epistolae: 101,118,175,177,179,183,186,194,214,215,225,267 /t. 33/;1. Sermo 259 /t. 38/;1. Enhiridion /t. 40/;

19. De civitate Dei («О Граде Божием») /t. 41/;

20. De Trinitate («О Троице») /t. 42/;

21. De natura boni («О природе блага») /t. 42/;

22. De diversis quaestionibus ad Simplicianum /t. 40/.

23. Pelagius: Epístola ad Demetriadem, /«Patrología cursus completus», tl 30, Migne/.

24. Marius Mercator: /«Patrologiae cursus completus», t. 48. Migne/

25. Commonitorium super nomine Coelestio («Записка относительно Целестия»);1.ber subnotationum in verba Juliani («Примечания к словам Юлиана»).

26. J. Garnerius: Dissertationes («Исследования») /«Patrologiae cursus completus», t. 48. Migne, 1857/.

27. Ieronimus: /«Patrologiae cursus completus», t. 45, in Appendixe. Migne, 1857/

28. Ad Ctesiphontem («Письмо к Ктезифонту»);

29. Dialogus adversus pelagianos («Разговор против пелагиан»);

30. Jeremiam («Толкования на Иеремию»).

31. Orosius: Apologetic («Апологетик«) /Dissert. I, «Patrologiae cursus completus», t. 48. Migne, 1857/.

32. Gennadius: Liber scriptorum ecclesiasticorum /«Patrologiae cursus completus», t. 45 in Appendix. Migne, 1857/.

33. Gilson E.: «Histori oî Christian philosophy in the middle ages». London, 1955.

34. O' Connell R.J.: «St. Augustine's early theory of man». Cambridge, 1968.

35. Ferguson J.: «Pelagius». Cambridge, 1956.

36. Аврелий Августин: «О Граде Божием». M., 1994.

37. Пелагий: «К Деметриаде». В кн. «Эразм Роттердамский. Философские произведения». М., 1987.13. Бл. Иероним:

38. Письмо к Ктезифонту». Творения, кн. 5. Киев. 1880.

39. Разговор против пелагиан». Творения, кн. 8. Киев. 1886.14. «Деяния Вселенских Соборов». T. I. Казань, 1859.

40. Лютер М.: «О рабстве воли» (в кн. Эразм Роттердамский. Философские произведения). М. 1987.

41. Иоанн Кассиан Римлянин. Писания. Св.-Троицкая Сергеева Лавра,1993.

42. Лебедев П.: «Пелагианство». /«Православное обозрение», т. 19, 20/ ,М„ 1866.

43. Кремлевский А.: «История пелагианства и пелагианская доктрина». Казань, 1898.

44. Писарев Л.: «Учение бл. Августина о человеке и его отношении к Богу». Казань, 1894.

45. Гурьев П.В.: «Феодор Мопсуетский». М., 1890.

46. Арх. Филарет (Гумилевский): «Историческое учение об отцах церкви». М„ 1996.

47. Трубецкой Е.Н.: «Миросозерцание бл. Августина», ч. 1. М., 1892.

48. Гарнак А. «Монашество, его идеалы и его история». С.-Пб., 1908.Попов И.В.: «Личность и учение бл. Августина», т. 1, ч.1. С.-Пос., 1916.24. Соколов В.В.:

49. Средневековая философия». М., 1979.

50. Введение в классическую философию». М., 1999.

51. Майоров Г.Г.: «Формирование средневековой философии». М., 1979.

52. Столяров А.А.: «Проблема свободы воли в раннесредневековой философии (Аврелий Августин)». Автореф. канд. дисс. М.„ 1983.

53. Сидоров А.И. «Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества». М., 1998.

54. Лосев А.Ф. «История античной эстетики». Т. 8 (1). М., 1992.

55. Бриллиантов А.: «Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Ириугены». С.-Пб., 1898.

56. Бычков В.В.: «Эстетика Аврелия Августина». М., 1984.