автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.04
диссертация на тему: Импровизация в художественном творчестве
Текст диссертации на тему "Импровизация в художественном творчестве"
лу ; С/Ч - ^/iVIÖ"" 7
у / 1 j J v / fu ^ ^ /
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ
На правах рукописи
ШЕВЕЛЬ АНАТОЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
ИМПРОВИЗАЦИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ
09.00.04 - эстетика
ДИССЕРТАЦИЯ
на соискание ученой степени кандидата философских наук
А
Научный руководитель -
доктор философских наук, профессор
H.H. Палеева
Москва 1998
-2-
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава I. ИМПРОВИЗАЦИЯ И ТВОРЧЕСТВО
§ 1. Импровизация и ее связь с основными составляющими художественного процесса 14
§2. Импровизация в различных видах творчества 32
Глава II. ИМПРОВИЗАЦИЯ — ОСНОВОПОЛАГАЮЩАЯ КАТЕГОРИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА
§ 1. Импровизация В МУЗЫКАЛЬНОМ процессе 61
§2. Импровизация как способ решения проблем музыкального образования и практики 98
Заключение 125
Список использованной литературы 130
-3-
ВВЕДЕНИЕ
Творческий процесс всегда привлекал пристальное внимание философов, ученых и художников, все они пытались приоткрыть завесу его тайн. Творчество присуще любому индивидууму, поэтому интерес к нему сохранится всегда, пока будет существовать человек. Этот интерес обусловлен еще и тем, что чем больше человек проникает в его скрытые механизмы, тем значительней могут быть результаты его труда. Поиск путей решения проблем творчества никогда не прерывался. Художники и философы понимали, что раскрытие законов творчества поднимает человека на новую ступень его развития. Леонардо да Винчи в трактате "Книга о живописи" писал: "Те, кто влюбляется в практику без науки, подобны кормчим, выходящим в плавание без руля или компаса, ибо они никогда не [могут быть] уверены, куда идут. Практика всегда должна быть построена на хорошей теории..." (77,551). Творчество - сложный и противоречивый процесс и его исследование сопряжено с большими трудностями, тем более потому, что оно связано с подсознанием человека, что, в свою очередь, усугубляет проблемы его изучения.
Важным феноменом в многогранном художественном процессе является импровизация, которая постоянно в нем присутствует, и потому исследование этой категории расширяет наши познания в области искусства, что может положительно влиять на решение проблем художественной практики. Изучение импровизации как составного элемента творческого процесса позволяет по-новому взглянуть на проблемы творчества.
Обычно творчество связано с предварительным обдумыванием и планированием, подбором формы и схемы, набросками эскизов и вариантов. В импровизации, как правило, эта предварительная работа отсутствует. Хотя она может быть и подготовленной. В любом спланированном творческом замысле - создании поэмы, книги, картины, музыкального произведения, - феномен импровизации присутствует при воплощении этого замысла. Мы имеем в ви-
ду то обстоятельство, что даже до мельчайшей подробности спланированный эпизод какого-то произведения в процессе записи может быть до неузнаваемости изменен, что является также импровизацией.
В исполнительском творчестве постоянно присутствует импровизация или импровизационность. Как бы тщательно в произведении ни были обозначены авторские указания, каждый исполнитель трактует его по-разному. И даже интерпретация одного и того же исполнителя не повторяется.
В работе мы рассмотрим роль и значение импровизации в художественной деятельности человека, а также определим ее место в общем творческом процессе - в историческом и индивидуальном развитии.
Изучая творческий процесс, мы хотим выяснить, каков его механизм и как он совершенствуется посредством импровизации в разных видах творческой деятельности человека: фольклоре, ораторском искусстве и философии, театральном и музыкальном искусствах. Главное внимание будет уделено вопросам музыкального творчества, проблемам музыкального развития человека и прежде всего инструментальному исполнительству. Будут проанализированы вопросы теории и практики музыкального искусства и выявлена роль импровизации в его становлении, а также предложены рекомендации по творческому совершенствованию музыканта методом импровизации.
При изучении творческого процесса импровизация, являясь его составной частью, попадала в поле зрения исследователей, но целенаправленно ее начали изучать с середины XX века.
Импровизация тесно связана с категориями творчества, вдохновения и интуиции, проявляется в процессах речи и языка, в многообразии художественного развития человека; мы не обходим вниманием источников, касающихся этого круга вопросов, если даже в них нет прямой ссылки на исследуемую проблему. Чаще она в них присутствует как само собой разумеющийся элемент.
Феномен импровизации прямо или опосредованно присутствует в высказываниях по проблемам творчества, вдохновения и интуиции у Сократа, Платона, Аристотеля, Д.Бруно, Леонардо да Винчи, И.Канта; Н.А.Бердяева, Н.К.Рериха и А.Ф..Лосева; Ю.Г.Волкова, Л.С.Выготского, Б.М.Теплова, П.П.Блонского, П.В.Симонова, В.С.Поликарпова и Б.М.Рунина.
Теория подражания, возникшая в Древней Греции и разработанная Сократом, Платоном и Аристотелем, также имеет прямое отношение к импровизации, как и теория игры, последняя рассматривалась в трудах Ф.Шиллера, Э.Гросса, Э.Ганслика, Й.Хайзинги, Ю.М.Лотмана, Л.Н.Столовича, Г.Оуэна, М.Десмонди, Д.Б.Элькони, К.Б.Сигова, И.В.Чернякова, Ю.И.Портных, С.А.Шмакова. Если вышеперечисленные авторы косвенным образом касаются темы импровизации, то фольклористы - П.Г.Богатырев, И.И.Толстой, Н.С.Ким, В.П.Аникин, Д.М.Балашов, Т.С.Бершадская, И.И.Земцовский, Н.Л.Черкасова, Э.Е.Алексеев - в своих исследованиях непосредственно обратили внимание на эту проблему.
Об импровизационном характере развития речи и языка писали П.П.Блонский, М.М.Бахтин, А.Р.Лурия, В.Я.Коровина и др.
В трудах М.Т.Цицерона, М.В.Ломоносова, Д.Карнеги, М.Мамардашвили утверждается важная мысль о значении импровизации в ораторском искусстве.
О роли импровизации в творческом писательском процессе писали М.Монтень, И.В.Гете, О.Бальзак, А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, И.А.Гончаров, Л.Н.Толстой, В.В.Маяковский, А.Т.Твардовский и др.
По проблеме импровизации в театре высказывались Д.Дидро, К.С.Станиславский, В.Э.Мейерхольд, Е.Б.Вахтангов, А.Я.Таиров, В.А.Щербаков, А.Гладков, М.Л.Рехельс, Б.А.Матанов; об импровизации в народной драме писали П.Н.Берков, Н.И.Львов, В.Е.Гусева и др.
Тем не менее проблема импровизации до последнего времени не получила достаточной научной разработки, особенно если иметь в виду ее конкретные аспекты, связанные с разными видами искусства, в частности, музыки. Между тем особое место занимает импровизация именно в музыкальном искусстве. До усовершенствования нотного письма (X в. н.э.) единственным способом существования музыки была импровизация. Позже возобладал репродуктивный способ записи и исполнения музыки согласно нотному тексту, что создало много проблем в музыкальном процессе. По сравнению с другими видами искусств, проблема импровизации в музыке разработана преимущественно в фактологическом плане.
Положительную роль в развитии музыкального импровизационного искусства в какие-то периоды оказали эстетические учения Аристотеля, Ари-стоксена, Н.Орезмского, теория подражания, теория игры, теория аффектов, учения Д'Аламбера и Б.Ласапеда (музыка как речь).
Необходимо заметить, что отечественные исследователи истории музыки Р.И.Грубер, М.В.Иванов-Борецкий, Т.Н.Ливанова, В.П.Шестаков, как и дореволюционные исследователи фольклора, не придали большого значения роли импровизации в историческом музыкальном процессе, за исключением Б.В.Асафьева и Б.Л.Яворского.
Первые трактаты по музыкальной импровизации начали появляться с XIII века, их авторы: Э.Солом, Р.Липпи, Д.Ортис, Л.Цаккони, В.Музитано, С.Ганасси и др.
С XVII века о музыкальной импровизации писали К.Ф.Куперен, сын И.Баха К.Ф.Э.Бах, ученик В.Моцарта И.Н.Гуммель. В 1829 г. был издан методический труд К.Черни (ученика Л.Бетховена) "Систематическое руководство по импровизации на фортепиано".
В исследованиях творчества западноевропейских композиторов подтверждаются факты о блестящих импровизаторских способностях Г.Генделя,
Й.Гайдна, И.Баха, В.Моцарта, Л.Бетховена, Ф.Шопена, Ф.Мендельсона, Ф.Листа, Ф.Бузони и других выдающихся музыкантов и композиторов.
У русских музыкантов этими способностями отличались М.Глинка, М.Балакирев, М.Мусоргский, Антон Рубиншейн, Н.Римский-Корсаков, А.Глазунов, С.Танеев, С.Рахманинов, С.Прокофьев, Д.Шостакович,
A.Хачатурян, Г. Свиридов; современные пианисты Артур Рубинштейн, Ф.Гульда, С.Рихтер, Н.Петров и другие.
Научные работы по музыкальной импровизации начали появляться с середины XX века, это работы Э.Феранда, Г.Вимбергера, П.Планявского,
B.Цмоляна, А.Д.Алексеева, С.М.Мальцева, М.А.Сапонова, С.Н.Бирюкова, Е.Билкиса, Ю.П.Глущенко, Н.Тагмизяна, Самхи Эль Холи, В.Ю.Озерова, Е.В.Орлова, Т.Чередниченко и др.
О положительной роли импровизации в музыкальном воспитании детей писали в начале XX века Б.Яворский и Б.Асафьев. Эти идеи воплотили в своих методических разработках С.Бонди, К.Орф, А.Л.Маслов, Н.А.Ветлугина, Ф.Марморштейн, Г.К.Богино, Г.Фрейдлинг, Т.Н.Родионова и др. Наша работа, опираясь на все эти источники, касается в основном проблемы импровизации в академическом музыкальном исполнительстве, а поскольку исследований о значении и роли импровизации в художественной практике очень мало, то для сравнительного анализа нами были изучены работы по решению проблем музыкального инструментального исполнительского искусства Е.Тетцеля, Ф.А.Штейнгаузена, Гр .Прокофьева, К.А.Мартинсена, И.Т.Назарова, И.Гофмана, А.Гольдейвейзера, Г.Г.Нейгауза, С.Савшинского, Г.М.Когана, Г.Цыпина, О.Шульпякова.
В работе мы выделяем фактор зависимости высших творческих достижений человека от его импровизаторских способностей и умений. На примере развития творчества выдающихся художников мы убеждаемся в том, что импровизация является одним из главных его стимуляторов.
Рассматривая воздействие импровизации на развитие способностей человека, мы не ставим задачи раскрытия ее психологических механизмов, хотя в какой-то мере будем касаться этих вопросов. Наша цель заключается в том, чтобы показать, как импровизация влияет на развитие способностей человека, в частности в музыке.
В творческом процессе, как бы он ни был спланирован, всегда присутствует импровизация; это само собой разумеющаяся способность присущая человеку и постоянно проявляющаяся в большей или меньшей степени. Но эту способность, при положительной ее оценке, многие исследователи не выделяют и не заостряют внимание исполнителей и педагогов на ее специальном развитии, это касается прежде всего современной системы профессионального академического музыкального образования.
Мы обращаем внимание на то, что импровизация является пусковой и движущей пружиной творчества, без импровизации невозможно любое творческое начало и его продолжение. Особо пристально будет рассмотрен вопрос о влиянии импровизации на развитие музыкального творчества.
Мы полагаем, что при игнорировании естественных механизмов импровизаторского развития музыки появляются негативные процессы, особенно в исполнительстве. Ведущие музыкально-слуховые представления зачастую подменяются игровыми движениями. Слух музыканта становится пассивным. О существовании этой проблемы говорили и писали многие выдающиеся музыканты-исполнители и педагоги. Убедительно об этом пишет в работе "Индивидуальная фортепианная техника на основе звукотворческой воли" К.А. Мартинсен (89). Но, указывая на эту проблему, он не объясняет причин ее возникновения. Мы же считаем, что это связано с отходом музыкальных процессов (особенно инструментально-исполнительских) от импровизации; и для того, чтобы решить возникшие проблемы, необходимо вернуться к практике импровизации. Исполнитель-инструменталист должен владеть инстру-
ментом, как своим родным языком, то есть уметь выразить любую музыкальную или образную мысль, не прибегая к нотному тексту, аналогично тому, как он это делает в разговорной речи. Естественно, качество импровизации будет зависеть от степени его таланта, опыта и музыкального багажа. В обыденной жизни ведь не общаются написанным текстом, кроме как в театральном спектакле. Но в современной музыкальной практике преобладающим способом самовыражения является, как правило, игра по нотам, за исключением джаза.
Необходимо сказать, что такому положению вещей в Западной Европе способствовали определенные музыкальные процессы. Их можно условно разделить на несколько периодов.
Первый. - Музыка существовала только в виде импровизации. Этот период длился до Х-Х1 вв., когда было усовершенствовано нотное письмо.
Второй. - Импровизация дополнялась игрой по нотам (с XI по XVI вв.).
Третий. - Игра по нотам использовалась преимущественно в любительском музицировании, а в профессиональном исполнительстве применялась наравне с импровизацией (с Х1-Х1Х вв.).
Четвертый - В исполнительском искусстве игра с помощью нот полностью преобладала над импровизацией (с XIX - до начала XX в.).
Пятый - Для XX века характерно то, что в классическом академическом музыкальном образовании и исполнительской практике полностью отказались от импровизации, за исключением случайных рудиментов исполнительской импровизации композиторов. И, как следствие, в музыкальном процессе возникли многие кризисные явления, которые затронули не только исполнителей, но и слушателей. Но уже с середины XX века композиторы, которые в свое время отрицательно относились к исполнительской импровизации, начали интуитивно подталкивать исполнителей к ее возрождению. Появилась алеаторика, сонористика и другие виды композиторского письма, где активно
применяется исполнительская импровизация. Этот процесс пока не коснулся основной массы музыкантов, тем более что он имеет свою особую специфику.
В работе будут рассмотрены импровизационные процессы в разные исторические отрезки времени, а также будет выявлена роль импровизации в многообразии творческой деятельности человека. Будут проанализирована теория и практика музыкального творчества и определено значение импровизации в его становлении и развитии.
Объектом нашего исследования является художественное творчество.
Предмет исследования— роль импровизации в художественном процессе. При этом в центре внимания поставлена задача поиска эффективных методов творческого развития и совершенствования музыканта.
В качестве гипотезы исследования выдвигается следующее предположение, что творческий потенциал человека зависит от его импровизаторских способностей и умений, а один из оптимальных путей его развития лежит через совершенствование его импровизаторского искусства; что импровизаторские способности являются главными стимуляторами творчества человека.
Методологическая основа исследования— фундаментальные положения мировой и отечественной философско-эстетической мысли, теоретические разработки русской и зарубежной искусствоведческой науки - труды русских и зарубежных ученых, художников, педагогов и психологов в области художественного творчества. Методологическим принципом диссертации служит логическое продвижение от выявленного в человеческой деятельности импровизационного начала до определения роли и значения данного феномена в художественном процессе, в частности— в инструментальном музыкальном исполнительстве.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Импровизация является феноменом, присутствующим во всех видах творчества, наиболее наглядно проявление импровизации в художественной
деятельности человека. Это позволяет рассматривать импровизацию как эстетическую категорию, отражающую существенную грань художественного творчества.
2. Чем выше уровень импровизаторских способностей человека, тем значительней его творческий потенциал и возможности его развития.
3. Целенаправленное развитие импровизаторского искусства человека увеличивает количество вариаций и улучшает качество его творческого труда за счет постоянного обновления и вариативности.
4. Особую роль занимает импровизация в музыке; при ее игнорировании в музыкальном процессе возникают многие проблемы, путь решения которых лежит через возвращение к практике импровизации.
Структура работы. Диссертация состоит из 2-х глав, введения, заключения и списка использованной литературы.
Во введении обосновываются актуальность и научная новизна работы, формулируются ее предполагаемые результаты, определяются предмет и методология исследования.
В первой главе (Импровизация и творчество.) рассматриваются общие вопросы художественного творчества, а также роль и место импровизации в разных сферах творческой деятельности человека.
Во второй главе (Импровизация - основополагающая ка�