автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Индийские марксисты о борьбе материализма и идеализма в истории отечественной философии

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Аникеева, Елена Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
Диссертация по философии на тему 'Индийские марксисты о борьбе материализма и идеализма в истории отечественной философии'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Аникеева, Елена Николаевна

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. ФИЛОСОФСКОЕ НАСЛЕДИЕ ИНДИИ И СОВРЕМЕННАЯ ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ БОРЬБА

§ I. Общая характеристика индийского философского наследия. II

§ 2. Немарксистские интерпретации истории . отечественной философии в современной . Индии .1.

§ 3. Борьба индийских марксистов за отечественное . Философское наследие. Исторический очерк, стратегия и методологические принципы

Глава П. ИНДИЙСКИЕ МАРКСИСТЫ О БОРЬБЕ МАТЕРИАЛИЗМА И ИДЕАЛИЗМ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФИЛОСОФИИ

§ I. Понимание индийскими марксиста!® социальной, функции материализма и идеализма в отечественном философском наследии

§ 2. Понимание индийскими марксистами борьбы главных направлений в истории отечественной философии в решении онтологических и гносеологических вопросов

§ 3. Характеристика освещения индийскими марксистами борьбы материализма и. идеализма в отечественном философском наследии

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по философии, Аникеева, Елена Николаевна

Выделение борьбы главных философских направлений - материализма и идеализма - по основному вопросу философии в качестве стержня и движущей силы развития философской мысли составляет один из фундаментальных принципов марксистского историко-философского исследования. "Предметом истории философии диалектический материализм считает возникновение и развитие философской мысли человечества на различных этапах его истории. и прежде всего историю формирования, развития и взаимной борьбы основных философских направлений - материализма и идеализма" (56, с.376).

Этот фундаментальный принцип получил глубокую и всестороннюю разработку в марксистской литературе и все же ряд аспектов этого принципа получает довольно неоднозначное истолкование в нашей литературе, а по ряду из них ведется весьма острая дискуссия. Можно назвать, например, разногласия в понимании социальной детерминированности основных философских направлений, взаимосвязи их социальных функций и их позитивного вклада в теоретико-методологическую проблематику или вопроса о тождестве мышления и бытия.

Очевидно, что обращение к материалу древних и богатых фило«-софских традиций народов Востока, в частности, Индии, призвано стать одним из плодотворных путей дальнейшей разработки всех этих ключевых аспектов и проблем.нашей истории философии, как и в целом общефилософской теории. В этой связи можно вспомнить, что такие важнейшие разделы исторического материализма и научного коммунизма, как теория общественно-экономических формаций, некапиталистического пути развития ранее отсталых народов, национально-освободительного движения, государства национальной демократии и т.п. получили в последнее время мощный импульс для своего развития насчет данных исторического процесса как раз в странах Востока. В свою очередь, дальнейшая разработка марксистско-ленинской истории философии неизбежно предполагает более углубленный подход и к самой восточной философии, в данном случае - индийской, в силу ее все еще недостаточной изученности с марксистско-ленинских позиций, в том числе и в плане выявления в ней борьбы главных философских направлений.

Пристальное внимание индийских марксистов к отечественному философскому и духовному наследию поэтому отнюдь не случайно -это внимание определяется как необходимостью дальнейшей разработки марксистской интерпретации индийской философии, так и характером с шло го этого наследия, той большой ролью, которую, оно играет в современной жизни Индии, в развернувшейся вокруг него и в этой стране, и за ее пределами острой идеологической борьбе.

Философское наследие Индии уже давно привлекает к себе все более растущее внимание и ее самой, и остального мира. В разное время и в разной связи к нему обращались идеологи и деятели европейского Просвещения (например, Вольтер, Монтескье} Ж'г-Ж.Руссо), Гегель и Фейербах, Шопенгауэр и Ницше, Эмерсон и Уитни, Л.Толстой и Р.Роллан, О.Шпенглер и А.Тойнби, О.Хаксли и А.Швейцер, К.Юнг и Э.Фромм, А.Эйнштейн и В.Гейзенберг и многие, многие другие.

Индийская философия, особенно такие ее "экзотические" учения, как йога, веданта, буддизм, в той или иной степени вовлечена в сферу рассмотрения чуть ли не всех основных философских и культурологических направлений современной западной мысли, не говоря уже о том, что она является одним из главных объектов академической ориенталистики Запада с самого момента ее зарождения (в конце ХУШ в.). Индийской философии посвящена огромная, почти необозримая литература самого различного уровня и толка, многочисленные общества и организации ее приверженцев и поклонников возникают здесь, как грибы после дождя, а время от времени она становится модным предметом увлечения (принимающего подчас характер массовых психозов) среди весьма широких слоев населения (98, с.225). В какой-то степени отголосками этого модного увлечения можно считать наблюдающиеся порой и у нас чрезмерные восторги перед "всеисцеляющими", "чудодейственными" возможностями йоги, веданты или буддизма.

Этот все растущий интерес к философскому наследию Индии во всем мире объясняется целым комплексом внутренних и международных причин самого различного порядка, вдаваться в которые здесь нет ни возможности, ни необходимости. Одной же из наиболее характерных особенностей при всем многообразии обращений к индийской философии является то, что, начиная, пожалуй, с Гегеля, о ней бытует представление как принципиально отличной от западной философии, настолько принципиальном, что за первой зачастую не признается права быть философией вообще, не говоря уже о признании борьбы двух главных направлений в индийской философии. Такой широко распространенный взгляд на природу индийской философии как на спонтанный продукт мистического "индийского духа" исходит из того, что всякое его порождение всегда в сути своей останется некоим таинственным и загадочным феноменом, не доступным рациональному анализу. Подобно тому, как европейский путешественник видит в Индии "страну чудес", в западной индологии нередко происходит апелляция к "философской" экзотики Индии, выражающейся якобы в ее религиозно-спиритуальном, мистико-интуи-тивном и потусторонне ориентированном характере.

Вопрос о природе индийской философии, о наличии в ней борьбы между идеализмом и материализмом имеет не только академический, собственно теоретический интерес. Он самым тесным образом связан с той острой идейно-политической борьбой за филосфоское наследие Индии, которая развернулась вокруг него, особенно в последние два-три десятилетия и не только в самой Индии, но и далеко за ее пределами. Идеологи индийской и международной реакции, апеллируя к так называемой спиритуальной исключительности индийской философии, к ее якобы,противоположности "западному утилитаризму, материализму" и т.п., провозглашают ее несовместимой с диалектико-материалистическими принципами научного коммунизма, марксизма-ленинизма, а отсюда делают вывод о неприемлемости последних для этой страны и для стран Востока вообще. Так на первый взгляд невинное увлечение восточной экзотикой может привести-и зачастую приводит, - восторженных почитателей "индийского духа" в стан крайней реакции.

В развернувшейся острой идеологической полешке в стране . вокруг отечественного духовного наследия индийские марксисты дают решительный отпор всяческим попыткам доказать, что "индийский дух" в корне несовместим с идеологией марксизма-ленинизма, и непосредственно связывают интерпретацию .отечественной философии с борьбой за приобщение индийских трудящихся к научно-материалистическому мировоззрению, с борьбой за социализм. В свою очередь, трудящиеся массы Индии год от года проникаются все более глубоким доверием к марксистам, коммунистам своей страны, подлинным выразителям их интересов, чаяний и мыслей. Как отмечалось на ХХУ1 съезде, "коммунисты, вооруженные учением марксизма-ленинизма, глубже всех и правильнее всех видят суть и перспективу происходящих в мире процессов, делают из этого верные выводы для своей борьбы за интересы рабочего класса, трудящихся своих стран, за демократию, мир и социализм" (17, с.18).

Поэтому индийские марксисты считают борьбу за отечественное духовное, - в том числе философское, - наследие не только своей национальной обязанностью, но и видят в ней выполнение своего интернационального долга перед международным коммунистическим и революционным движением, перед мировой марксистской мыслью. Учитывал все более широкий размах этой деятельности, ее постоянно растущий профессиональный уровень, ее неуклонно крепнущий международный авторитет, а также сравнительно ограниченную доступность первоисточников индийской философии для неиндийцев, - учитывая все это, следует признать, что изучение вклада марксистов Индии в освещение борьбы двух главных направлений в ее философии является не только ценным подспорьем, но просто настоятельной необходимостью для дальнейшей разработки общефилософской теории и марксистско-ленинской интерпретации индийской философии как ее составной части.

Посильное освещение этого вклада индийских марксистов в . . . . разработку данной проблемы составляет главную задачу и цель диссертации.

Источниками диссертации являются документы КПИ, трактующие, вопросы о ее отношении, к отечественному духовному и философскому наследию, а также работы видных.индийских.марксистов на эту тему, прежде всего, Р.Санкритьяяны, Д.Д.Косамби, Д.Чаттопадхъяя, . М.Н.Роя, Б.Н.Дасгупты, Б.Сена, Ш.А.Данге, К.Дамодарана, Ш.Г.Сар-десаи, Мон.Роя, Й.Баларамамурти и других. В диссертации использовались труды советских ученых, посвященные методологическим принципам историко-философского процесса: В.Ф.Асмуса (32; 33), Б.В.Богданова (35), А.С.Богомолова (36; 37), М.Т.Иовчука (55;56),

П.В.Копнина (63), А.В.Малинина (85), Ю.К.Мельвиля (86), Т.И.Ой-зермана (95; 96), Б.А.Чагина (126), М.В.Яковлева (135) и др. -а также посвященные отдельным периодам истории западной философии: Ф.Х.Кессиди (59), А.Ф.Лосева (82), Р.К.Луканина (83), Г.Г.Майорова (84), В.В.Соколова (117, 118), А.Н.Чанышева (127, 128) и др. В меньшей степени методологические проблемы истории философии, борьбы материализма и идеализма разработаны применительно к восточной философии, в том числе - к индийской. Начальными этапами исследования данной области следует считать первые сравнительные анализы историко-философского процесса на Востоке, и Западе, принадлежащие В.В.Соколову (117) и А.Н.Чанышеву (127). Ряд трудов советских ученых посвящен проблемам коммунистического движения Индии и распространению в ней марксистской мысли: Р.А.Ульяновского (I2I-I24), Ц.В.Куцобина (72; 73), Т.Ф.Девяткиной (48), М.Н.Егоровой (48), Э.Н.Комарова (60; 61), Г.Г.Котовского (31), А.М.Мельникова (48), И.Д.Серебрякова.(112), и др. Работы советских авторов Н.П.Аникеева (29; 30), В.В.Бродова (40; 42), Г.М.Бонгард-Левина (38), Е.И.Гостеевой (44), Ю*А*Замошкина (49), В.С.Костюченко (65-69), Э.М.Кутасовой (313),.А.Д.Литмана (79; 80), З.М.Павловой (310), Ю.М.Павлова. (97), В.С.Семенцова (НО)., Б.Л.Смирнова (115), А.Ф.Шишкина (134), а также зарубежных'марксистов В.Рубена (265), Х.Рюстау (107; 267) /1ДР/, К.Кънева (75) /ВНР/, Д.Рипи (260; 261) /США/, О.Фриша (194.) /ЧССР/ освещают, различные аспекты и периоды истории^.саглой индийской философии. .

Во всех вышеперечисленных работах философов и индологов заложены многие принципы научного анализа философского процесса в Индии, в том числе принцип выделения в нем борьбы материализма и идеализма, а также в той или иной степени рассматривается вклад индийских марксистов в разработку проблем истории отечественной философии. Однако анализ интерпретации индийскими марксистами отечественного философского наследия еще не был предмео и том самостоятельного исследования в советской индологическои и философской литературе; Диссертация - одна из первых попыток освещения данной темы.

Из сказанного выше очевидно, что сама по себе тема диссертации носит обширный характер и связана со сложностями фактологического, теоретико-методологического и идейно-политического плана. Поэтому при ее изложении,<йал введен ряд ограничений. Прежде всего, из всего комплекса проблем, относящихся к освещению индийскими марксистами отечественного историко-философского процесса, основное внимание диссертанта уделено:

- определению персоналий, источников, этапов и перспектив марксистской интерпретации в Индии истории отечественной философии;

- показу того, что стратегии и методологию своей борьбы за. отечественное философское наследие индийские марксисты основывают на применении принципа партийности философии;

- рассмотрению анализа.индийскими марксистами борьбы мате-, риализма и идеализма в истории отечественной философии, противоположности их социальных функций, вклада каждого из этих направлений в разработку философской и научной проблематики;

- критике индийскими марксиста!®,буржуазных и реакционных интерпретаций отечественной философии.

Диссертация состоит из "Введения", двух глав и "Заключения", В первой главе дается общая характеристика индийского философского наследия, выделяется его специфика; анализируется роль философского наследия в стране и идейная борьба вокруг него; прослеживается идейно-политическое значение этой борьбы; анализируются истоки, этапы, представители марксистской интерпретации в Индии отечественной философии, ее методологические принципы и стратегия. Вторая глава посвящена анализу концепции индийских марксистов борьбы материализма и идеализма в истории отечественной философии, а именно: пониманию индийскими маркеистами социальных функций ее'главных направлений, классификации индийскими марксистами школ и учений отечественной философии на материалистические и идеалистические в зависимости от решения ими основного вопроса философии с его двух сторон, значению такой классификации, критике индийскими марксистами буржуазных ученых.

Разумеется, диссертант полностью отдает себе отчет в том, что и после такого ограничения избранной им теш отнюдь не все оставшиеся в ней аспекты получили адекватное или равноценное освещение, а некоторые из них удалось всего лишь обозначить, поскольку их всесторонняя разработка вряд ли под силу одному.автору, тем более начинающему. Остается выразить лишь надежду, что многие упущения и недоработки диссертации будут восполнены и исправлены при последующей работе над этой темой.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Индийские марксисты о борьбе материализма и идеализма в истории отечественной философии"

3 А К Л К) Ч Е Н И Е

Изучение интерпретации индийскими марксистами борьбы материализма и идеализма в отечественной философии имеет значение, во-первых, для анализа идейной борьбы за нее в современной Индии, где марксистам принадлежит далеко не последняя роль: во-вторых, для показа перспектив развития научной концепции индийской философии как таковой; в-третьих, для выявления вклада индийских марксистов в творческую разработку истории марксистско-ленинс кой филос офии.

В силу того, что идейная борьба в Индии за отечественное философское наследие, продолжающее играть существенную роль в ее современной жизни обострилась, - более четко стали выделяться полярные тенденции в этой борьбе: реакция, коммунализм, обскурантизм, с одной стороны, и силы прогресса, социализма, науки, возглавляемые марксистами, - с другой. Если представители первой тенденции для борьбы с материалистическим мировоззрением всячески используют миф о противоположности "индийского спиритуализма" "западному материализму", гипертрофируя специфику индийской философии и объявляя ее сущностью идеализм, то главное оружие индийских марксистов в этой борьбе - обоснование совместимости марксизма-ленинизма с отечественными философскими традициями путем выявления в них общих закономерностей и, прежде всего, борьбы главных философских направлений. Это оружие уже доказало свою действенность в современной полемике в Индии по поводу отечественной философии и продолжает оставаться боевым оружием марксистов-ленинцев в дальнейшей борьбе за нее.

Путем применения к отечественному философскому наследию марксистской историко-философской методологии, основанной на

- 144 принципе партийности, который включает в себя единство объективности и партийности, борьбу против буржуазной тенденциозности и союз с прогрессивными немарксистскими учеными в интерпретации отечественной философии, выявление оорьоы в ней главных философских направлений и их социальных функций, - индийские марксисты создали довольно оригинальную и убедительную ее концепцию. Основные параметры этой концепции таковы. Доказательство наличия идеализма и материализма, их социальных функций, их основных форм, характера, этапов, специфики борьбы между собой. Доказательство того, что борьба материализма и идеализма с такой же необходимостью происходила в истории индийской философии, что и в истории философии других народов. Опровержение положения относительно религии и идеализма, считавшихся вершиной и кульминацией достижений индийской культуры: против них на всем протяжении ее развития выступали оппозиционные игл учения рационализма, атеизма, материализма, и именно в их русле и совершалась, главным образом, конструктивная разработка позитивной философской проблематики, тогда как собственно религиозно-идеалистическая философия, как правило, не только сдерживала такую разработку, но и активно выступала против нее. Разрабатывая свою концепцию истории отечественной философии, индийские марксисты, хотя и выявили позитивные стороны буржуазной ориенталистики, все же продемонстрировали преимущество марксистской интерпретации отечественной философии перед буржуазной, дав объяснение ряду проистекающих из предмета исследования проблем и теоретически связав ряд фактов, которые не могли быть объяснены и удовлетворительно осмыслены буржуазными учеными. Исходя из этого и принимая во внимание убедительность созданной индийскими марксистами концепции отечественной философии, следует признать,

- 145 что именно марксистская методология историко-философского исследования наиболее радикально может ликвидировать ограниченность буржуазного подхода к индийскому философскому наследию и, прежде всего, неправомерное гипертрофирование идеализма и религии в нем. Поэтому именно марксистская методология сыграет решающую роль в выявлении всех дотоле игнорируемых или извращаемых компонентов истории индийской философии, в прояснении ее периодизации и других трудностей, - короче, в дальнейшей разработке ее научной интерпретации.

Весом вклад индийских марксистов и в творческую разработку марксистско-ленинской философии. Прежде всего, индийские марксисты доказали, что марксизм не только не противоречит,"индийскому духу", но находит солидную поддержку в прогрессивных -рационалистических, атеистических, материалистических традициях духовной культуры Индии в их борьбе против реакционных тенденций. О плодотворном применении марксистско-ленинского учения к отечественной философии говорят в Индии даже буржуазные исследователи. В одной из работ серии "Исследования по индийскому марксизму", издаваемой в Индии "Христианским литературным обществом" по поручению "Христианского института по изучению религии и общества", не лишенную объективности, наблюдательности и глубины, признается: "Уходят в невозвратное прошлое времена, когда марксисты чувствовали себя весьма неуютно на поле древнеиндийской философии, оставляя его почти без боя притязаниям спиритуалистов на; то, что оно питает только их взгляды, распространяя тем самым сомнительные обвинения, будто настоящий индиец не может быть марксистом, а подлинный марксист не должен претендовать на свое отечественное наследие (308, с ЛОЗ). К тому же своей убедительной и оригинальной интерпретацией истории отечествен

- 146 ной философии индийские марксисты показали несомненную плодотворность использования индийского материала для дальнейшей разработки марксистской истории философии. Творческий характер марксистских исследований отечественного философского наследия в Индии подтвер;здает еще и то, что эти исследования чужды застойности и догматизму, имеют ясно осознаваемые их приверженцами перспективы развития. И хотя марксистская историко-философская наука в Индии еще молода, в не:й имеются отдельные недоработки, все же это направление уже достаточно сильно и солидно, чтобы заявить о себе как о серьезном факторе в академической жизни и идеологической борьбе.

- 147

 

Список научной литературыАникеева, Елена Николаевна, диссертация по теме "История философии"

1. Маркс К. Тезисы о Фейербахе. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.,2.е изд., т.З, с.1-4.

2. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.З, с.7-544.

3. Маркс К. Британское владычество в Индии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.9, с.130-136.

4. Маркс К. Будущие результаты британского владычества в Индии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.9, с.224-230.

5. Маркс К. Хронологические выписки по истории Индии (6641858 гг.). ОГИЗ: Госполитиздат, 1947. - 179 е., карты.

6. Маркс К. К критике политической экономики. Предисловие.

7. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.13, с.5-9.

8. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Введение. Маркс К., Энгельс Ф.

9. Соч., 2-е изд., т.20, с.16-32.

10. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности игосударства. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.21, с.23-178.

11. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкойфилософии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.21, с.269-317.

12. Ленин В.И. От какого наследства мы отказываемся? Полн.собр.соч., т.2, с.505-550.

13. Ленин В.И. Социализм и религия. Полн.собр.соч., т.12,с.142-147.- 148

14. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм, Ленин В.И.

15. Полн.собр.соч., т.18, с.7-525.

16. Ленин В.И. Философские тетради. Ленин В.И. Полн.собр.соч.,т.29, 782 с.

17. Ленин В.И. Задачи союзов молодежи. Полн.собр.соч., т.41,с.298-318.

18. Ленин В.И. О пролетарской культуре. Полн.собр.соч.,т.41, с.336-337.

19. Ленин В.И. О нашей революции. Полн.собр.соч., т.45,с.378-382.

20. Материалы ШТ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. 224 с.

21. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня1983 г.-М.: Политиздат, 1983. 80 с.

22. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 10 апреля1984 г. М.: Политиздат, 1984, - 31 с.

23. XI съезд Коммунистической партии Индии. Ехатинда, 31 марта- 7 апреля 1978 г. /Пер.с англ. М.: Политиздат, 1979. - 191 с.

24. Рао Р. 50 лет Коммунистической партии Индии: достижения,программа, политика. Коммунист, 1976, I, с.34-45.

25. Рао Раджешвара. Вдохновляющие впечатления. Коммунист,1981, J& 5, с.56-58.

26. Гупта Индраджит. Факторы развития рабочего движения в Индии. Проблемы мира и социализма, 1984, № 5, с.66-70.

27. Кришнан Н.К. Программа радикальных перемен. Проблемы мира и социализма, 1982, J3 7, с.22-25.

28. Guidelines of the History of the Communist Party of India.-2nd Peprint.- Issued by Central Party Education Department.-N.Delhi: Communist Party Publication, 1974, p.

29. Party Education Series. Preliminary Course. 2nd Print.-N.Delhi.' Communist Party Publication, 1972p.

30. Алаев JI.Б. Изучение истории Индии в СССР в I9I7-I934 годах.- Народы Азии и Африки, 1963, В 2, с.160-172.

31. Алаев Л.Б. Социальная структура индийский деревни. ГЛ.:1. Наука, 1976. 264 с.

32. Аникеев Н.П. Европоцентризм и востокоцентризм: их идейноеродство и реакционная сущность. В кн.: Ленинизм и современные проблемы историко-философской науки. /Ред.коллегия: М.Т.Иовчук, Л.Н.Суворов, Б.В.Богданов и др. - М., 1970, с.493-509.

33. Аникеев Н.П. 0 материалистических традициях в индийской философии. М.: Наука, 1965. - 260 с.

34. Антонова К.А., Бонгард-Левин Г.М., Котовский Г.Г. История

35. Индии. М.: IЛыс ль, 1973. - 558 с.,илл.

36. Асмус В.Ф. Античная философия. 2-е изд., доп. - М.: Высшая школа, 1976. 542 е., илл.

37. Асмус В.Ф. Философия в древней Индии: гл.П, § I. В кн.:

38. Краткий очерк истории философии. 4-е изд. - М.: Мысль, 1981, с.26-35.

39. Баларамамурти Й. Марксистские исследования философскогонаследия Индии. Вопросы философии, 1975, 3, с.119-123.- 150

40. Богданов Б.Б. Ленинские принципы анализа истории философии.1. М.: Наука, 1979. 240 с.

41. Богомолов А.С. Диалектический логос: Становление античнойдиалектики. М.: Мысль, 1982. - 263 с.

42. Богомолов А.С., Ойзерман Т.Н. Основы теории историко-философского процесса. -М.: Наука, 1983. 288 с.

43. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. Философия,наука, религия. -ГЛ.: Наука, 1980. 333 с.

44. Брагинский И.С. Проблемы востоковедения. ГЛ.: Наука,1974. 494 с.

45. Бродов В.В. У истоков индийской философии. В кн.Древнеиндийская философия. Начальный период /Пер. с санскрита и кош. В.В.Бродова. 2-е изд. -ГЛ., 1972, с.5-26.

46. Бродов В.В. Д.Чаттопадхьяя. Живое и мертвое в индийскойфилософии. Вопросы философии, 1983, 15 7, с.168-170.

47. Бродов В.В. Индийская философия Нового времени. М.:1. Изд-во МГУ, 1967. 283 с.

48. Гордон-Полонская Л.Р. Мусульманские течения в общественноймысли Индии и Пакистана. М.: Восточная литература, 1963. - 326 с.

49. Гостеева Е.И. Философия вайшешика. -Ташкент: Изд-во АН1. Уз.ССР, 1963. 208 с.

50. Гхош Аджой Кумар. Статьи и речи /Пер. с англ. М.: Восточная литература, 1962. 352 с.

51. Данге Ш.А. Индия от первобытного коммунизма до разложениярабовладельческого строя. /Пер.с англ. 2-е изд. - М.: Наука, 1975. - 200 с.- 151

52. Датт Палыл. Индия сегодня. /Пер.с англ. М.: Государственное издательство иностранной литературы, 1948.- 650 с.

53. Девяткина Т.Ф., Егорова М.Н., Мельников A.M. Зарождениекоммунистического движения в Индии: Очерки истории. 1У1.: Наука, 1978. - 336 с.

54. Замошкин Ю.А. Этика древнеиндийских и древнекитайских материалистов: гл.1. В кн.: Шишкин А.®. Из истории этических учений. М., 1959, с.11-52.

55. Зарубежный Восток и современность: основные проблемы и тенденции развития стран зарубежного Востока. /Ред. коллегия: Г.Ф.Ким (председатель ред.колл.), К.Н. Брутенц, О.К.Дрейер и др. М.: Наука, 1980. -T.I - 533 е.; т.2 - 319 е.; т.З - 528 с.

56. Игнатенко А.А. Идейная борьба вокруг культурного наследияв арабских странах. Народы Азии и Африки, 1978, J& 1, С.68-7У.

57. Идеологические проблемы современной Индии. /Отв.редакторы

58. Э.Н.Комаров, А.Д.Литман. М.: Наука, 1970. - 222 с.

59. Идеология современного национально-освободительного движения. /Отв.ред.С.Н.Григорян. М.: Наука, 1966.- 231 с.

60. Индия: современность и история. /Отв.ред.Э.Н.Комаров.1. М.: Наука, 1974. 239 с.

61. Иовчук М.Т. Ленинизм, философские традиции и современность.- 2-е изд., доп. М.: Мысль, 1982. - 277 с.

62. Иовчук М., Скворцов Л. История философии как наука. В кн.:

63. Философская энциклопедия, т,2. М., 1962, с.376-386.- 152

64. Исаева Н.В. Полемика Шанкары с не ортодокс алъными учениямив комментарии на "Брахма-сутры". Вестник древней истории, 1979, Js 4, с. 126-152.

65. Кабирадж Нарахари. Национально-освободительное движение в

66. Бенгалии. /Пер.с бенгальского. М.: Изд-во иностранной литературы, 1956. - 123 с.

67. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу: (Становление греческой философии). М.: Мысль, 1972. - 311 с. 59а. Кобзев А.И. K.Satchidananda Murty. Far - Eastern Philosophers.- Народы Азии и Африки, 1978, № I, с.213-215.

68. Комаров Э.Н., Литман А.Д. Мировоззрение Мохандаса Карамчанда.Ганди. М.: Наука, 1969. - 102 с.

69. Комаров Э.Н. Социально-политическое развитие независимой

70. Индии. В кн.: Политическое развитие и общественная мысль Индии в Новое и новейшее время. ГЛ.: Наука, 1976, с.4-82.

71. Конрад Н.И. Запад и Восток: Статьи. М.: Наука, 1966.- 519 с.

72. Копнин П.В. Диалектика как логика и теория познания:

73. Опыт логико-гносеологического исследования. -М.: Наука, 1973. 463 с.

74. Косамби Д. Культура и цивилизация древней Индии. /Пер. сангл. М.: Прогресс, 1968. - 216 с.

75. Костюченко B.C. Вивекананда. М.: Мысль, 1977. - 189 с.

76. Костюченко B.C. Диалектические идеи в философии джайнизма.- Философские науки, 1975, J& 4, с.97-105.

77. Earliest Indian Biographies of Karl Marx by Lala Hardayal and

78. Swaaeshabhimani Ramakrishna Pillai.- Народы Азии и Африки, 1978,1. В I, с.236-238.

79. ТЕ1. Куценков А.А. Политическая борьба, в современной Индии.

80. М.: Знание, 1971. 64 с. 42,. Куцобин П.В. Современная Индия. - М.: Политиздат, 1963. - 127 с.

81. Куцобин П.В., Чичеров А.И. Современная Индия: достижения,проблемы, перспективы. М.: Знание, 1977. - 62 с.

82. Кънев Кънчо Д. Джавахарлал Неру. Философия, хуманизъм.

83. София: Държавно Издателство "Народна Просвета", 1983. 184 с. (на болгарок.яз.).

84. Ленин и национально-освободительное движение в странах

85. Востока. /Ред.коллегия: Б.Г.Гафуров, Г.Ф.Ким, В.о.Ли и др. М.: Наука, 1970, - 499 с.

86. Ленинизм и современные проблемы историко-философской науки.

87. Ред.коллегия: М.Т.Иовчук (рук,авт.колл.), Л.Н.Суворов (отв.ред.), Б.В.Богданов и др. М.: Наука,- 154 -1970. 619 с.

88. Литман А.Д. Ленинские методологические принципы исследования идеологий Востока. Краткие сообщения института народов Азии, 1964, 71, с.3-24.

89. Литман А.Д. Традиции философского натурализма в Индии имировоззрение Дев Атмы. М.: Наука, 1982. - 215 с.

90. Литман А.Д. Философская мысль независимой Индии. М.:

91. Наука, 1966, 268 с. 80а. Литман А.Д. Сарвепалли Радхакришнан. - ГЛ.: Наука, 1984.- 144 с.

92. Литман А.Д., Челышев Е.П. Проблемы культуры и классического наследия народов развивающихся стран и современная идеологическая борьба. (К постановке вопроса).- Народы Азии и Африки, 1976, $ 6, с.98-113.

93. Лосев А.Ф. История античной эстетики: (ранняя классика).

94. М.: Высшая школа, 1963. 583 с.

95. Луканин Р.К. "Органон" Аристотеля. М.: Наука, 1984.303 с.

96. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии: латинская патристика. М.: Мысль, 1979. - 431 с.

97. Малинин В.А. Теория истории философии. М.: Высшая школа,1976. 249 с.

98. Мельвиль Ю.К. Пути буржуазной философии XX века. М.:1. Мысль, 1983. 247 с.

99. Мировоззрение Джавахарлала Неру. /Ред.коллегия: Б.Г.Гафуров, А.Д.Литман (отв.ред.). М.: Наука, 1973. -211 с.- 155

100. Мукердки Онил. Начало борьбы. /Пер.с бенгальского. М.:1. Прогресс, 1978. 109 с.

101. Мюрдаль Гуннар. Современные проблемы "третьего мира":исслед.нищеты народов /Сокращен.перев.с англ.- М.: Прогресс, 1972. 767 с.

102. На новом пути: национально-освободительное движение в Азиии Африке. /Ред.коллегия: Б.Г.Гафуров, Г.Ф.Ким, С.Н.Ростовский и др. ГЛ.: Наука, 1968. - 591 с.

103. Намбудирипад Е.М.Ш. Махатма Ганди и Гандизм./ Пер. с англ.- ГЛ.: Изд-во иностранной литературы, I960. -199с.

104. Неру Джавахарлал. Открытие Индии. /Пер. с англ.- ГЛ.: Издво иностранной литературы, 1955. 650 с. '93. Никифоров В.Н. Восток и всемирная история. - ГЛ.: Наука,1975. 350 с.94# Общественно-экономические формации: проблемы теории.

105. Ред.коллегия: Х.Н.Момджян (отв.ред.), Б.Н.Бессонов, Г.Е.Глезерман. ГЛ.: Мысль, 1978. -279 с.

106. Ойзерман Т.И. Диалектический материализм.и история философии. ГЛ.: Мысль, 1979. 310 с.

107. Ойзерман Т.И. Главные философские направления: (Теоретический анализ ист.-филос.процесса). М.: Мысль, 1971. - 383 с.

108. Павлов Ю.М. Социально-философские проблемы общественногоразвития (на примере южноазиатского субконтинента). ГЛ.: Изд-во МГУ, 1982. - 295 с.

109. Парнов Еремей. Зерно лотоса. Судьбы йоги.в XX веке. Новый мир, 1980, Je 4, с.207-227.

110. Персиц ГЛ.А. Революционеры Индии в стране Советов. ГЛ.:1. Наука, 1973. 199 с.- 156

111. Политическое развитие и общественная мысль Индии в Новое иновейшее время. /Ред.коллегия: Э.Н.Комаров, А.Д.Литман и др. М.: Наука, 1976. - 297 с.

112. Примаков Е.М. Восток после краха колониальной системы.- М.: Наука, 1982. 208 с.

113. Проблемы коммунистического движения в Индии. /Ред.коллегия:

114. Куцобин П.В., Чубаров 10.Н. ГЛ.: Мысль, 1971.- 207 с.

115. ЮЗ. Радхакришнан С. Индийская философия. /Пер.с англ. T.I.- М.: Изд-во иностранной литературы, 1956, - 623 с. Т.2. ГЛ.: Изд-во иностранной литерату-. ры, 1957. - 731 с.

116. Райков А.В. Пробуждение Индии. М.: Наука, 1968. - 151 с.

117. Рао Ехагат. Идеологическая работа индийских коммунистов.

118. Проблемы мира и социализма, 1964, JS 9, с.45-55.

119. Рой Мон. История индийской философии. /Пер. с бенгальского.- М.: Изд-во Иностранной литературы, 1958. 548с.

120. Рюстау Гильтруд. Об идеологии Миссии Рамакришны.", В кн.:

121. Политическое развитие и общественная мысль Индии в Новое и новейшее время. ГЛ.: Наука, 1976, с. 267-296.

122. I. Сен Еховани. Ленин и национально-освободительное движение.

123. Пер.с англ. М.: Политиздат, 1970. - 63 с.

124. Серебряков И.Д. Очерки древнеиндийской литературы. М.:

125. Наука, 1971. 390 с. 113". Серебряков И.Д. Вхартрихари. - М.: Наука, 1983. - 152 с.

126. Симония Н.А. Страны Востока: пути развития. М.: Наука,1975. 384 с.

127. Смирнов Б.Л. Введение. -В кн.: Махабхарата П. Бхагавадгита.

128. Ульяновский Р.А. Политические портреты борцов за национальную независимость. М.: Политиздат, 1980.- 175 с.

129. Ульяновский Р.А. Современные проблемы Азии и Африки: Политика. Экономика. М.: Наука, 1978. - 295 с. .124 Ульяновский P.A. Социализм и освободившиеся страны. - М.:1. Наука, 1972, 557 с.

130. Философское наследие народов Востока и.современность.

131. Ред.коллегия: В.Г.Буров, Д.В.Дкохадзе, Е.Ф.Фролова. М.: Наука, 1983. - 245 с.

132. Чагин Б.А. Марксистско-ленинский принцип партийности в философии. Социальный, гносеологический и логический аспекты. JI.: Наука, Ленинградское отд-е, 1974. - 135 с.

133. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М.:

134. Высшая школа, 1981. 374 с.

135. Чанышев А.Н. Начало философии. М.: Изд-во Московскогоун-та, 1982. 183 с.

136. Чаттержш С., Датта Д. Древняя индийская философия. /Пер.с англ. М.: Изд-во иностранной литературы, 1954. - 408 с.

137. Чаттопадхьяя Д. Живое и мертвое в индийской философии.

138. Сокращен.пер,с англ. М.: Прогресс, 1981.- 416 с.

139. Чаттопадхьяя Д. Индийский атеизм. /Пер. с англ. М.:1. Прогресс, 1973. 344 с.

140. Чаттопадхьяя Д. История индийской философии. /Пер. с англ.- М.: Прогресс, 1966. 328 с.- 159

141. Чаттопадхъяя Д. Локаята даршана. /Пер. с англ. ГЛ.: Издво иностранной литературы, 1961. 736 с.

142. Шишкин А.Ф. Из истории этический учений. М.: Политиздат,1959. 243 с. '135 Яковлев М.В. Идеология: Противоположность марксистсколенинской и буржуазной концепций. М.: Мысль, 1979. - 271 с. .

143. Санкритьяян Рахул. Философские направления.- 4е изд. Аллахабад: Китаб,Махал, 1978.- 850 с.)(на яз.хинди).137. W^TRR ^тта. ^тгт. m^vn.

144. Санкритьяян Рахул. Буддийская философия. -2-е изд. Аллахабад: Китаб Махал, 1948. -194с.) (на яз.хинди). с v^- ^ С^гЫ г7 чтчр^г ЧЫК1<Г1ТШ, Т. °

145. Санкритьяян Рахул. "Царство божие" на земле и марксизм. 4-е изд. - Ныо-Дели: Пипла Пабли-шинг Хаус, 1977. - 72 с.)(на яз.хинди).m^if с щи*. -гтта.^Ы^ Q гП ч

146. Санкритьяян Радул. Научный материализм. -2-е изд. Аллахабад: Лок Вхарати, 1958. -347 с.)(на яз.хинди).- 160 л п с i п.

147. Сардесаи Ш.Г. Индийская философия: Идеологическая и социальная борьба. 2-е изд. - Ныо-Дели: ■ ' ; Пиплз Паблшшнг Хаус, 1979. - 123 с.) (на яз.хинди). -j rv ?141. ^т хттсг ^гг ^^зЬг.З, г, Y

148. Бховани Сен. Материалистическая философия Индии. Ная патх, 1955, т.П, № 4, с.190-204) (на яз. хинди).

149. Ambedkar B.R. Who were Shudras? 5th Ed. - Bombay: Thackers, 1970. - 262 p.

150. Anikeev N.P. Modern Ideological Struggle for the Ancient Philosophical Heritage of India. Calcutta: Indian Studies: Past and Present, 1969. - 68 p.

151. Balaram N.E. A Short History of the Communist Party of India. Trivandrum: Prabhatham Printing and Publishing Co., 1967. - 72,xiip.

152. Balaramamoorty Y. Buddhist Philosophy. In: Buddhism. The Marxist Approach. 3d Repr. - N.Delhi: People's Publishing House, 1978, p.39-53.

153. Balarama Murty Y. Metaphysical Idealism Twisted and Presented as Dialectical Materialism. In: Marxism on Vedanta. Papers of the Conference on "The Universe of Vedanta11. 6-7 May, 1975.- N. Delhi: People's Publishing House, 1976, p.156-164.

154. Bannerjjee M. Invitation to Hinduism. Delhi: Motilal Banarsidas, 1978. - XV, 243 p.

155. Barlingay S.S. A Modern Introduction to Indian Logic. 2 nd Revised and Enlarged Ed. - N.Delhi: National Publishing House, 1976. - 231 p.

156. Barthakuria S. A Critical Study of the Lokayata Philosophy. Calcutta: Manisha Pubis., 1976. - XXIX, 301 p.

157. Bhowani Sen.Tributes. /С. Rajeswara Rao, Khoka Roy et al. N.Delhi: Communist Party Publication, 1972.- 113 P151» Bowes Pratima. Hindu Intellectual Tradition. -N.Delhi: Allied Pubis. Pvt. Ltd., 1977. vii, 218 p.

158. Bowles Chester. The New Dimensions of Peace.-N.Y»iPennant, 1955. XI, 341 p.

159. Buddhism. The Marxist Approach./Sankrityayan Rahul, Chattopadhyaya De^biprasad et al.- N.Delhi: People's Publishing House, 1970.- 86 p.

160. Chanana Dev Raj. Slavery in Ancient India. N.Delhi: People's Publishing House, 1960.- 261 p.

161. Chandel Bhuvan. Marxian Ethics.- N.Delhi: Munshiram Manoharlal Pubis. Pvt. Ltd., 1979, 216 p.

162. Chandra Pratap.Review on Book 'What is Living andtfhat Is D'ead in Indian Philosophy by Debiprasad Chattopadhyaya. The Indian Historical Review, January 1978, vol. IV, No 2,p. 476-478.

163. Chattopadhyaya Alaka. Catalogue of Kanjur and Tanjur, srol. I.Texts (Indian Titles) in Tanjur. Calcutta: Indo-Tibetan Studies, 1972.- 555 p.

164. Chattopadhyaya Debiprasad. A Creative Marxist as I Knew Him.- In: Bhowani Sen.Tributes.- N.Delhi: Communist Party Publication, 1972, p.59-70.

165. Chattopadhyaya Debiprasad. Freedom and the Future of Science.- Marxist Miscellany, June 1976, No p. 1-12.

166. Chattopadhyaya Debiprasad. HeracLitus and Hegel.-Paper presented at the 8th International Hegel Congress. Berlin, August 25-29, 1970 24p.

167. Chattopadhyaya Debiprasad. Idealismus in Indien: Eine Studie zur sozialen Funktion der indischen Philosophie.-Deutsche Zeitschrift fur Philosophie, 19 Jahrgang. Heft 11, 1971, S. 1547-1566.

168. Chattopadhyaya Debiprasad. Indian Atheism. A Marxist Analysis.- Calcutta: Manisha Granthalaya Pvt.Ltd.,1969,-528 p.

169. Chattopadhyaya Debiprasad. Indian Philosophy.

170. A Popular Introduction. -"N.Delhi: People's Publishing House, 1964.- 259 p.

171. Chattopadhyaya Debiprasad. Lenin the Philosopher. -N.Delhi Bangalore - Jullundur: Sterling Publishers Pvt. Ltd., 1979. - 227 p.

172. Chattopadhyaya Debiprasad. Lokayata. A Study in Ancient Indian Materialism. N.Delhi: People's Publishing House, 1959, - 696 p.

173. Chattopadhyaya Debiprasad. On the Contemporary Studies in the History of Philosophy. In: XVth World Congress of Philosophy. Varna, 1975, p. 109-112»

174. Chattopadhyaya Debiprasad. Science and Society in Ancient India.- Calcutta:"Research India Publications, 1977.441 p.

175. Chattopadhyaya Debiprasad. Science, Philosophy and Society in Ancient India.- Paper presented at XVIth International Congress of the History of Science. Bucharest, August

176. September 5э 1981, p. 1-52.

177. Chattopadhyaya Debiprasad. Technology, World Peace and Contemporary Marxism. In: XVth World Congress of Philosophy. Varna, 1975, p. 101-108.

178. Chattopadhyaya Debiprasad. Two Trends in Indian Philosophy.-Mysore: Prasaranga, University of Mysore, 1977,98 p.

179. Chattopadhyaya Debiprasad. What Is Leving and What Is Dead in Indian Philosophy?- N.Delhi: People's Publishing House, 1976, 656 p.

180. Chennakesavan Sarasvatiо Concepts of Indian Philosophy.- Tirupati: Oriental Longman, 1976.- XXXIV, 557 p.

181. Collected Criticism of K.Satchidananda Murty. /Ed. by K.Ramakrishna Rao, K.Venkateswarlu and others.-Machilipatnam: Triveni Publishers, 1975* XIV, 227 P*

182. Comparative Studies in Pholosophy. /Ed. by S.Radhakrishna- L.: G.Allen and Unwin, 1951. XXIV, 479 p.

183. Contemporary Indian Philosophy, Series, one/Ed. by J.N.Muirhead and S.Radhakrishnan . 4th Ed.-L.: G.Allen and Unwin Ltd; N.Y.: Humanity Press, 1966. - XCIV, 661 p.

184. Contemporary Indian Philosophy.Series two / Ed. by Margaret Chatterjee. L.: G.Allen and Unwin; N.Y.: Humanity Press, 1974.- VI, 566 p.

185. Current Trends in Indian Philosophy. / Ed. by K.Satchidananda Murty and K.Ramakrishna Rao. Waltair: Asia Publishing House, 1972.- XLVII, 507 p.179* Damle P.R. Philosophical Essays. Bombay Calcutta: Asia Publishing House, 1954. - XV, 450 p.

186. Damodaran K. Indian Thought L.: Asia Publishing House, 1967. - 520 p.

187. Damodaran K. Man and Society in Indian Philosophy.-N.Delhi Ahmedabad - Bombay: People's Publishing House, 1970. - 94 p.

188. Dasgupta B:.N. The Dialectics of Hindu Thought. -2nd Ed. Lukhnow: Lukhnow University, 1969. - V, 98 p.18J. Dasgupta B.N. Materialism, Marxism, Determinism and Dialectics. 2nd Ed.- Allahabad: Darshana Path, 1971.302 p.

189. Das Gupta Subodh. Some Social Trends in Modern India.- The Marxist Review (Calcutta), March 1979, vol.XLI, No 9, p.302-316.

190. Dasgupta Surendranath. A History of Indian Philosophy.- First Indian Ed. '

191. Vol.1 Delhi - Varanasi - Patna: Molilal Banarsidass, 1975. - XVIII, 528 p.

192. Vol.11 Delhi - Varanasi - Patna: MB, 1975.- VIII, 620 p. Vol.Ill -Delhi - Varanasi - Patna: MB, 1975. - XIII, 614 p. Vol.IV - Delhi - Varanasi - Patna: MB, 1975, - XIII, 483 p. Vol.V - Delhi - Varanasi - Patna: MB, 1975, - XIV,"204 p.

193. Dasgupta Surendra Nath. Religion and Rational Outlook. -Allahabad: Darshana Path, 1954. 419 p.187» Dean V. New Patterns of Democracy in India. 2nd Ed. - Cambridge (Mass): Harvard univ. press, 1969. - XII, 255 p.

194. Deshpande Bani. The Universe of Vedanta Bombay: The Indian Institute of Socialist Studies., 1974. - 167 p.

195. Deshpande Sarad S. Critical Study of Godapada's Philosophy. Poona: Poona University, 1976, 508 p.

196. Documents of the History of the Communist Partyof India./Ed. by G.Adhikary. N.Delhi: PPH, 1971. - Vol.1 -XIX, 640 p.; vol. II - XIII, 756 p.

197. Dulles J.P. War and Peace. N.Y., 1950. -XIII, 241 p.

198. Fris 0. Indian Materialism. Archiv Orientalni. Praha, 1951» vol.19, No. 5-4, p.85-104.195» Gopalan S. Hindu Social Philosophy. Madras University, 1965. -IV, 589 p.

199. Gupta Anand. Lenin in India. Delhi: New Literature, 1980. - 160 p.197» Gupta Suman. Marxist or Pure Empiricist? Mainstream, Mach 14, 1981, p.21-22.

200. Gupta Suman. The Origin and Theories of Linguistic Philosophy: A Marxist Point of View. N.Delhi: Intellectual Publishing House, 1985. - VII, 128 p.199» Handa D.N. Concept of Hinduism. Delhi: Progressive Pubis. Pvt. Ltd., 1979. - XXX, 502 p.

201. Heimann B. Indian and Western Philosophy:

202. A Study in Contrasts. L.: G.Allen and Unwin, 1957, -156 p.

203. Hiriyanna M. Outlines of Indian Philosophy. -2nd Impr.— L: G.Allen and Inwin Ltd., 1951.- 419 p.

204. India and Lenin: A Collection / Ed. by Anand Gupta.-N.Delhi: New Litarature, 1960, VI, 96 p.205« Indian Philosophical Congress. 54th Session,Madras, 27-50 December, 1979. / Ed. by R.Balasubramanian, 148 p.

205. The Indian Philosophical Congress. Silver Jubilee Commemoration Volume, Madras, Bangalore, 1950. - XXX, 410 p.

206. Indian Society: Historical Probings. In Memory of D.D.Kosambi. / Eds.: R.S.Sharma,Vivekanard Jha. N.Delhi: People's Publishing House, 1974-. - 447 p.

207. Jha D.N.Ancient India. N.Delhi: People's Publishing House, 1977,- 320 p.

208. Jindal K.B. Prefaces. Bombay Calcutta: Asia Publishing House, 1958. - LXXXII, 595 p.

209. Joshi P.C., Chattopadhyay Gautam, Kaushik Devendra. Lenin in Contemporary Indian Press. N.Delhi - Ahmedabad -Bombay: PPH, 1970, - 132 p.

210. Kamath M.A. Hinduism and Modern Science. Madras: Madras medical Service, 1947. - XVIII, 287 p.

211. Kanal S.P. Naturalism in Mddern Indian Philosophy.-Delhi Varanasi - Patna: Motilal Banarsidass, 1966. - 32 p.

212. Kanev K.D. Materialism in Ancient India,- Indian Philosophy and Culture, 1973, vol. XVIII, No 4, p. 332-353.

213. Kaviraj Sudipta. The Theory in the Poem: Alienation Themes in Medhadoota. Journal of the School of Languages, Jawaharlal Nehru University, Monsoon 1976, p. 28-43.

214. Kosambi D.D. Adventure into the Unknown. In: Current Trends in Indian Philosophy. - Bombay: Asia Publishing House, 1972, p. 152-167.

215. Kosambi D.D. Myth and Reality: Studies in the Formation of Indian Culture. Bombay: Popular Prakashan, 1962. - 386 p.

216. Kunchapudi Srinivas. The Principle of Verification in Logical" Positivism with Spesial Reference to A.J.Ayer. -Indian Philosophical Quarterly, January April - July 1980, vol. VII, No 2,3,4, p. 37-44.

217. Lakshmirathan Bharati S. History and Growth of Rationalist Movement in Tamil Nadu. Madras; University Press, 195$. - VIII, 214 p.

218. Lai Basant Kumar. Contemporary Indian Philosophy. -Patna, 1973. X, 330 p.

219. Lai Basant Kumar. The Indian Philosophical Congress. A Short History (1925-1975). Delhi: Department of Philosophy, University of Delhi, 1975. - Ю9 p.

220. Lederle M.R. Philosophical Trends in Modern Maharashtra. Bombay: Popular Prakashan, 1976. - 304 p.

221. Lenin and India / Ed. by G.Adhikary, M.B.Rao, Mohit Sen. N.Delhi: PPH, 1970. - 236 p.

222. Lenin and India. A Bibliography with Selected Abstracts 1917-1980./ Ed. by Attar Chand. N.Delhi - Bangalore

223. Jullundur: Sterling Pubis. Pvt. Ltd., 1980. 179 p.

224. Lenin: His Image in India / Ed. by Devendra Kaushik, Leonid Mitrokhin. Delhi - Bombay - Bangalore: Vikas Publications, 1970. - 166 p.

225. Ling Trevor. Karl Marx and Asian Religion. Bangalore: Bangalore University, 1978. - IV, 33 p.

226. Litman A.D. Marxisti<ih-Leninistische Philosophie in Indien. Deutsche Zeitschrift fur Philosophie, 1974, 22 Jahrgang, Heft 6, S. 698-717.

227. Machwe Prabhakar. Hinduism. Its contribution to Science and Civilization. Bombay: Vikas Pubis. Pvt. Ltd., 1979. - 450 p.

228. Machwe Prabhakar. Rahul Sankrityayan. Delhi: Sahitya Akademi, 1978. - 60 p.

229. Marathe M.P. Critical Study of Shankaracharya»s Philosophy. Poona: Poona University, 1973, - 412 p.

230. Marxism and Indology. / Ed. by Debiprasad Chattopadhyaya. Calcutta - N.Delhi: K.P.Bagchi and company,1981, 273 p.

231. Mishra Umesh. Conception of Matter According to Nyaya-vaisesika. Allahabad: Sangam Pubis. Pvt. Ltd., 1936. - LVII, 261 p.

232. Mishra Umesh. History of Indian Philosophy. Vol I. Allahabad: Darshana Dath, 1966 - L, 510 p. Vol. 1.II - Allahabad: Darshana Path, 1966. - 525 P*

233. Mittal K.K. Materialism in Indian Thought. -N.Delhi: Munshiram Manoharlal Pubis. Pvt. Ltd., 1974. 536 P«

234. Mohanty J.N. Philosophy in India, 1967-73. The review of Metaphysics, September 1974, vol, XXVIII, Ho 1, p. 54-84.

235. Moraes Fr. India Today. N.Y.: the Macmillan Co., 1960. - 248 p.

236. Mukerjee Hiren. Himself a True Poem. N.Delhi: PPH, 1961. - 152 p.239* Mukerjee Hiren. On Some Positive Features of India's Heritage. In: Marxism and Indology. Calcutta -N.Delhi: K.P. Bagchi and Company, 1981, p. 63-78.

237. Mohit Sen. Great Gift: Book Review. New Age, July 9, 1978, p.6.

238. Namboodiripad E.M.S. Kerala Yesterday, Today and Tomorrow. Calcutta: National Book Agency Pvt., Ltd., 1967.- 409 P.

239. Our Doc: Tribute to Comrade Gangadhar Adhikary on his Seventieth"birthday / Ed. by M.B.Rao and Mohit Sen. -N.Delhi: Communist Party Publication, 1968. 66 p.24p. Pandeya R.C. Indian Studies in Philosophy. -Pioneer's Book, 1963. XXIV, 348 p.

240. Pandey S.L. Vedanta and Neo-Vedanta. In: All-Indiai

241. Seminar on "Vedanta and Neo-Vedanta'. Some Thinkers and Themes, Department of Pholosophy ofAndhra University (Waltair), 18-21 February, 1980. 11 p.245* Paridey Sangam Lai. Wither Indian Philosophy? -Allahabad: Darshana Path, 1978. XVI, 447 p.

242. Raghunayakulu K. Neo-Vedanta and the Empirical

243. World View. In: All-India Seminar on "Vedanta and Neo-Vedanta: Some Thinkers and Themes'/ Department of'Philosophy of Andhra Univer sity (Waltair), 18-21 February, 1980. - 7 p.

244. Rahman A.Trimurti: Science, Technology and Society.-N,Delhi-Ahmedabad-Bombay: People's Publishing House, 1972. -316 p.250, Rajimwale Krishna. Marxist Approach to Indian Philosophical Heritage.- Marxist Miscellany, 1978, No 14, p.1-20.

245. Raji P.T. Idealistic Thought of India. L.: G.Allen and Unwin Ltd., 1953. - 454 p.

246. Raju P.T. Indian Idealism and Modern Challenges. -Chandigarh: G.T.Press, 1961. XLII, 208 p.

247. Ramakrishna G. The Assault on Science in Ancient India. Social Scientist, June 1978, No 71, p. 77-83.

248. Ramakrishna G. Indian Philosophy Melody and Millstone. - Marxist Miscellany, 1976, No 7, p. 85-102.

249. Ramakrisha Rao Vetury. Maxwell's Demon in

250. Upanisads.-Bharatiya Vidya, 1980, vol. 39, No 4, p.15-19.

251. Ramakrishna Rao Vetury. Stantards In Indian Education: Educational India, 1980, No.1, p.35-38.

252. Ramarao G.J. "The Vniverse of Vedanta": the Halo and the Hollowness. In: Marxism on Vedanta. Papers on""The Universeof Vedanta". 6-7 May, 1975» N.Delhi: People's Publishing House, 1976, p.220-245.

253. Recent Indian Philosophy./Ed. by K.Bhattacharya. -Calcutta: Progressive, 1963, LIII, 465 p.258 a. Revue Internationale de philospphie, No 37» fasc.3. La philosophie de L'Inde. Bruxelles, 1956, p. 213-238.

254. Riepe Dale. D.D.Kosambi: Father of Scientific Indian History. In: Indian Society: Historical Probings. In Memory of D.D.Kosambi.- N.Delhi: People's Publishing House, 1974,p. 34-44.

255. Riepe Dale. Indian Philosophy since Independence. -Calcutta: Research India Publications, 1979. IV, 397 p.

256. Riepe Dale. The Naturalistic Tradition in Indian Thought. Seattle: University of Washington Press, 1961. -308 p.

257. Roy Ashish Kumar. The Spring, Thunder and After. -Calcutta: Minerva Associates, 1973. XVI, 268 p.

258. Roy M.N. Materialism. An Outline of the History of Scientific Thought. 2nd Ed. - Calcutta: Renaissance Pubis. Ltd., 1951. - 412 p.

259. Ruben Walter. About the Drama in Ancient India and Greece. In: Marxist Miscellany. A Callection of Essays.

260. No 7. N.Delhi: PPH, 1975, p. 1-26.

261. Ruben Walter. Geschichte der Inaischen Philosophie.-Berlin: Deutsch. Verlcder Wissenschaften, 1954. X, 351 s«

262. Ruben Walter. Debiprasad Chattopadhyaya. Science and Society in Ancient India. Deutsche Literaturzeitung , Mai/ Juni 1978, Jahrgang"99, Heft*5/6, S. 327-329.

263. Saha Meghnad. Reply to Criticism / Transl. from Bengali by Debiprasad Chattopadhyaya. Bharatvarsa, Jaisthya 1346 (May-June 1939), P. 176-190.

264. Saber P.J. Eastern Wisdom and Western Thought. -L.: Heinemann, 1969. 244 p.

265. Sanlcrityayan Rahul. Buddhist Dialectics. In: Buddhism. The Marxist Approach. - £d Repr.- N.Delhi: PPH, 1978, p.1« -8.

266. Sardesai S.G. Fascist Menace and Democratic Unity. -N.Delhi Ahmedabad - Bombay: PPH, 1970, - 72 p.

267. Sardesai S.G. Medical Science in Ancient India -Mainstream, 1978, vol. XVI, No 4$, p. 20-22, 34.27$. Sardesai S.G. Science versus Superstition in Indian Philosophy. Mainstream, October JO, 1976, vol. XIV, No 10, p. 15-22.

268. Sardesai S.G.,Bose Dilip. Marxism and The Bhagvat Geeta. N.Delhi: PPH, 1982. - 89 p.277* Sartre Jri?. Orphee noir. In: Antology de la nouvelle po^sie nfegre et malgache de langue frangaise. - Paris, 1848, p. IX - XLIV.

269. Satyanarayana S.S. M.N. Roy's Conception of Dialectical and Mechanical Materialism. Indian Ph.ilosophic.al Quarterly, Yanuary-April-July 1935, vol.VII, No 2,3,4, p.10-15.

270. Satyanarayana Y.V. Gandhi's Theory of Trusteeship: A Critical Survey. Philosophy and Social Action, 1980,1. No,VI (I), p. 15-22.

271. Satyanarayana Y.V. Marx and Gandhi: A Comparative Study of the Concept of Freedom. In: Philosophy and Freedom/ Ed. by Sundar Ramayah. - Waltair: Andhra Univ., 1978, p.30-49.

272. Satchidananda Murty К. Far Eastern Philosophies Mysore: Prasaranga, University of Mysore, 1976, 220 p.

273. Satchidananda Murty K. Philosophy, Development and National Crisis. Indian Philosophical Quarterly, April 1980, vol.VII, No p. 313-327.285» Satchidananda Murty K. The Realm of Between Simla: Indian Institute of Advanced Study, 1973. - 221 p.

274. Satchidananda Murty K. Revelation and Reason in Advaita Vedanta. 2nd Repr. - Delhi-Patna-Varanasi: Motilal Banarsidass, 1974. - 365 p.287» Seshadre Kanadalal. Studies in Marxism and Political Sciences. N.Delhi: PPH, 1977. - 300 p.

275. Sharma Arvind. Thresholds in Hindu-Buddhist Studies.-Calcutta: Minerva Associates, 1979- XL, 308 p.289 * Sharma Chandradhar. A Critical Survey of Indian Philosophy.- LiRider, 1960. 414 p.

276. Sharma Ram Sharan. Ancient India. N.Denhi: Eurasia Publishing House, 1977, - 299 p.

277. Sharma R.S. In Defence of "Ancient India". -N.Delhi: PPH, 1978. 31 p.

278. Sharma Ram Sharan. Some Economic Aspects of the Cast System in Ancient India Panta: Panta University, 1952. - 205 p.293» Sharma Ram Sharan. Sudras in Ancient India. Delhi-Varanasi-Patna: Motilal Banarsidas, 1958. 417 p.

279. Shastri D.R. A Short Story of Indian Materialism, Hedonism and Sensualisms- Calcutta: Minerva Associates, 1957. VI, 300 p.295» Shastri H.P. Lokayata. Calcutta, 1925. - XXV, 393 p.

280. Shrivastava Rama Shanker. Contemporary Indian Philosophy. Delhi: Munshiram Manohar Lai, 1965.- XVI, 409 p.

281. Sikdar Kalidas. Materialist Dialectics.- N.Delhi: PPH, 1977. 288 p.

282. Singh Bhagat. Why I am an Atheist? Delhi: Mayur Press, 1979. - 28 p.

283. Smart Ninian. Doctrine and Argument in Indian Philosophy. L.: G.Allen and Unwin Ltd., 1964. -'XXII, 433 P.

284. Society and Revolution: Essays in Honour of Engels/ Bose Dilip, Chattopadhyaya Debiprasad, Mukerjee Hiren et al.- ' N.Delhi- Ahmedabad-Bombay: 1970.- 236 p.

285. Sundara Rajan R. The Purusharthas in the Light of Critical Theory. Indian Philosophical Quarterly, April 1980, vol. VII, No 3, p.286-312.

286. Thapar Romila. A History pf India, vol.1;7th Repr.- Harmondsworth-Baltimore: Perguin Books, 1976.- 381 p.

287. Thapar Romila, Mukhia Harbans, Chandra Bipan. Communalism and the writing of Indian History. 2nd Ed. -N.Delhi: PPH, 1977.- 61 p.

288. Vanamamalai N. Vedanta and Marxism.- In: Marxism on Vedanta. Papers of Conference on "The Universe of Vedanta". 6-7 May, 1975. N.Delhi: PPH, 1976, p. 177-193.307» Vivekananda Swami. The East and West. 8th Impr.-Calcutta: Advaita Ashrama, 1975•- 107 p.

289. Wielenga Bas"tyayai> Marxist Views on India in Historical Perspective.- Madras: the Christian Literature Society, 1976.-XX, 155 p.

290. Круглов Е.В. Коммунистическая печать Индии: (Историческийпуть и современное состояние). Дисс.канд.ис-тор.наук. - Москва, 1967. 340 с.

291. Павлова З.М. Разработка марксистами Индии проблемы национальных традиций: (после 1947 года). Дисс. канд.филос.наук. - Москва, 1975. - 170, ХУ с.

292. Попов В.Г. Некоторые проблемы общественно-экономическойформации в гипотезе К.Маркса и Ф.Энгельса об азиатском способе производства. Дисс. канд.филос.наук. - Москва, 1971. - 310 с.

293. Ирхин Ю.В. Практика коммунистической партии Индии посозданию национально-демократического фронта на со!еменном этапе. Автореф.дисс.канд.ис-торич.наук. - Москва, 1975. - 25 с.

294. Кутасова И.М. Философия Нагарджуны. Автореф.дисс.канд.филос.наук. Москва, 1963. - 18 с.

295. Лысенко В.Г. Атомизм школы вайшешика. Автореф.дисс.канд.филос.наук. Москва, 1980. - 21 с.

296. Рюмина В.А. Антикоммунизм современного индусского коммунализма. Автореф.дисс.канд.филос.наук. -Москва, 1973. - 26 с.