автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.03
диссертация на тему: Информативный потенциал коллекций стекла в государственных музеях Томской области
Полный текст автореферата диссертации по теме "Информативный потенциал коллекций стекла в государственных музеях Томской области"
/
На правах рукописи
Пилецкая Людмила Васильевна
ИНФОРМАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КОЛЛЕКЦИЙ СТЕКЛА В ГОСУДАРСТВЕННЫХ МУЗЕЯХ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
24.00.03. - Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных
объектов
2 3 СЕН 2015
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
005562Ьи^
Томск - 2015
005562503
Работа выполнена в федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего образования «Национальный исследовательский Томский государственный университет», на кафедре музеологии, культурного и природного наследия.
Научный руководитель: доктор исторических наук Рындина Ольга Михайловна
Официальные оппоненты:
Шелегина Ольга Николаевна, доктор исторических наук, старший научный сотрудник, федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт истории Сибирского отделения Российской академии наук (г. Новосибирск), сектор «Музей СО РАН», ведущий научный сотрудник.
Ширко Константин Николаевич, кандидат исторических наук, областное государственное автономное учреждение культуры «Томский областной краеведческий музей имени Михаила Бонифатьевича Шатилова» (г. Томск), заместитель директора по научной и методической работе.
Ведущая организация: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайская государственная академия культуры и искусств» (г. Барнаул).
Защита состоится 23 октября 2015 г. в 17-00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.267.18, созданного на базе федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский Томский государственный университет» по адресу: 634050, г. Томск, пр. Ленина, 36 (учебный корпус № 3, ауд. 27).
С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке и на официальном сайте федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский Томский государственный университет» www.tsu.ru.
Автореферат разослан « » сентября 2015 г.
Материалы по защите диссертации размещены на официальном сайте ТГУ: http://www.ams.tsu.ru/TSU/QualificationDep/co-searchers.nsf7newpublicationn/PileckajaLV23102015.html
Ученый секретарь 1
диссертационного совета
доктор исторических наук, профессор
Некрылов Сергей Александрович
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы. В современном понимании культурное наследие включает его материальную и нематериальную формы. Формы культурной деятельности человека, запечатленные в предметах, но не сводящиеся к ним, в том числе технико-технологические традиции, относятся к нематериальному культурному наследию. Музей рассматривается сегодня как важнейший институт, способный сохранить и актуализировать многие объекты нематериального культурного наследия.
Проблематику и круг вопросов, рассматриваемых в диссертации, определяет специфика ремесленных изделий, сохранившихся в основном в музейных коллекциях. Они представляют значение не только как явление традиционного искусства, но и как материальные свидетельства технологических достижений общества. Культурная среда бытования предметов формирует информативное поле музейного предмета, и уникальность предмету придают не только его специфические черты, но и своеобразие той культурно-исторической обстановки, которая порождает создателей вещей. Вещественными свидетельствами достижений стеклоделов служат результаты их деятельности, отмеченные печатью исторического своеобразия в материальной и духовной сферах культуры. Таким образом, исследование информативного поля музейных предметов из стекла актуально в плане реконструкции художественных и технологических традиций, сформировавшихся в стеклоделии.
Музейные предметы из стекла в коллекциях томских музеев практически не изучены в плане динамики технологических и художественных традиций. Кроме того, из бытовой повседневности томичей и жителей области постепенно исчезают изделя из стекла местных производителей, они превращаются в музейные раритеты. Обращение к фондам томских музеев позволяет выявить виды стеклоизделий, привозных и местных, и проследить на их основе развитие технологических традиций в европейском, российском и местном стеклоделии. При этом историю развития стеклоделия Томского края следует рассматривать как часть истории стеклоделия России. Ее реконструкция позволяет определить роль стеклоделия в развитии провинциальной культуры, выявить общие и специфические условия формирования стеклоделательного производства на локальном уровне.
Степень изученности темы. Первые работы, посвященные истории и практике стеклоделия, появились в России в первой половине XIX в. Авторами публикаций были писатели, ученые-химики, инженеры и технологи, представлявшие различные направления исследований. Вплоть до окончания досоветского периода в немногочисленных работах раскрывались разнообразные сюжеты, связанные со стеклоделием. Характеризовались технологическое оборудование, сырье, состав шихты, способы формовки и украшения изделий (И.Я. Голтвинский, В.И. Селезнев, С.П. Петухов, П.А. Федоров, В.И. Ковалевский). Изучалось развитие стекольной промышленности в России, в частности основание стеклозаводов, их месторасположение и владельцы, и за рубежом (Е. Зябловский, Д.И. Менделеев, A.C. Уваров, И.А. Хойновский, А. Чугунов, И.И. Толстой и Н.П. Кондаков, В.В.
Шмидт, В.И. Сизов, A.A. Спицын, В. Завитневич, В.В. Хвойко). Уделялось внимание технико-технологическим традициям российской стекольной промышленности, ассортименту выпускаемой продукции, объему производства (А.И. Мартос, А. Голубев и А.К. Крупский, JI.K. Езиоранский, И.И. Китайгородский). В работах содержались практические руководства по производству различных сортов стекла (В.В. Писарев, В.И. Селезнев, С.П. Петухов, П.А. Федоров, В.И. Ковалевский).
В целом, в работах досоветского периода больше представлены история и технико-технологические традиции стеклоделия в России. При этом доминировало последовательное описание событий, без выделения периодов и тенденций развития. Применительно к технико-технологическим традициям утвердился тезис об их заимствовании русскими мастерами у западных.
В советской науке, с 1917 по 1991 г., были продолжены исследования по истории стеклоделия в Европе и России, включая и технико-технологические традиции (М.В. Фармаковский, В.Ф. Ржига, М.А. Цейтлин, М.К. Каргер, Б.А.Рыбаков, В.Ф. Рожанковсий, В.А. Богусевич, М.А. Безбородов, H.H. Качалов, В.В. Варгин, Б.А. Шелковников, Ю.Л. Щапова, В.Н. Лазарев, Н.П. Сорокина, В. И. Левицкая, Ф.Д. Гуревич, P.M. Джанполадян, М.В. Малевская, И.М. Суханова, Б.А. Колчин). Пересмотренным оказалось положение о полной производности российских традиций от европейских, доказана значительная автономность развития российского стеклоделия. Особое внимание обращалось на художественное стекло, выявлялись и характеризовались его разные виды и жанры (Е.Г. Рачук, Н.В. Воронова, Л.В. Казакова). Детально прорабатывались вопросы, связанные с технологией производства: способами формования и механической обработкой стекла (И.И. Китайгородцев, Е.И. Батанова); производством стеклянной тары и сортовой посуды (H.A. Юдин и Ю.А. Гулоян, А.Г. Ланцетти и М.Л. Нестеренко, С.П. Соловьев и Ю.М. Динеева).
Интенсивное производство художественного стекла в СССР начиная с 1930-х гг. обусловило необходимость в издании специальной периодической литературы, в которой содержалась информация, актуальная для развития стекольного дела. Авторами публикаций исследовательского характера стали инженеры, технологи, художники, стеклодувы, конструкторы, строители. Механизация и автоматизация отрасли нашли отражение в сборниках «Стекло», «Стекольная промышленность», «Оптическое стекло»1. Каждый сборник содержал обобщение материала по
1 См.: Терминология технологии стекла / под. ред. С. А.Чаплыгина. М.; JI., 1938. Ч. I: Классификация стекол по их химическому составу. 140 е.; Стекловаренные печи / под ред. М.Г. Степаненко; пер. с нем. А. В. и Ю. К. Гастевых. М., Л., 1934. 22 е.; Стеклянные изделия. М., 1935. 26 е.; Стекольная промышленность : программы повышенного техминимума. М.; Л., 1937. Сб. 2. 18 е.; Стекольная промышленность : Драгоценные металлы, применяемые при окраске стекла / под ред. М.Г. Черняка. М.; Л., 1949. Вып. 1. 1949. 24 е.; Стекольная промышленность : новая горелка отрезного станка. Гусевский хрустальный завод. М.; Л., 1949. Сб. 1. 22 е.; Стекольная промышленность. М., 1950. Сб. 2. 46 е.; Стекло оптическое / Государственные стандарты СССР. М., 1955. 26 е.; Стекольная промышленность / под ред. Г.А.Элькинда. М., 1957. Вып. 3. 26 е.; Стекольная промышленность. Производство и применение стеклянного волокна / под ред. Ю.П.
конкретному стеклозаводу, например Дятьковскому, Гусь-Хрустальному, Ленинградскому и т.д.
Работы авторов советского периода ценны исследованиями технико-технологических традиций, относящихся к разным видам производства стекла, но все же в центре внимания оказывалось прежде всего развитие отечественной школы художественного стеклоделия. Каждый автор при изложении специфики стеклоделия расставлял акценты по-своему.
Постсоветский период отмечен появлением небольшого количества публикаций, также посвященных исследованию художественного стекла. Основными темами исследований стали древние традиции декорирования стекла (Н.З. Кунина); история развития стекольного производства, анализ композиционной и колористической структуры предметов из стекла (Л.Г. Крамаренко). Значимыми исследовательскими публикациями стали издания о собраниях федеральных музеев, в которых воссоздана история отечественных стеклозаводов и приведена художественно-стилевая характеристика выпускаемых ими видов продукции (Е.В. Долгих, Т.И. Дулышна, H.A. Ашарина).
Изучение истории стеклоделия в Сибири, и в том числе Томской губернии, не сформировалось как особое исследовательское направление. Рассмотрены отдельные разновременные аспекты истории стекольного производстве в Сибири, Томской губернии и Томской области (И. Завалишин, И.Ф. Пономарев, Е. А. Зуева, В. А. Скубневский). Уделено внимание ассортименту, объемам и технологическим особенностям стеклопроизводства в Томском крае2. Установлены даты функционирования, месторасположение отдельных стеклоделательных заводов, приведены жизнеописания томских купцов, связанных со стеклоделием, выявлена специфика купеческого предпринимательства на территории Сибири, включая и
Манько; пер. : К.К. Лушндина. М., 1957. Вып. 7. 28 е.; Стекольная промышленность. Варка и осветление известково-натриевых силикатных стекол / ред. С. 3. Вольская; пер. Л.А. Корнеева. М., 1958. Вып. 8. 20 е.; Стекольная промышленность / ред. С.З. Вольская; пер. Л.А. Корнеева. М.,
1958. Вып. 10. 18 е.; Стекло строительное / Государственные стандарты СССР. М., 1958. 20 е.; Стекольная промышленность // Новые работы по химическому контролю производства стекла. М.,
1959. Вып. 13. 55 е.; Стекольная промышленность. М., 1953. Сб. 5. 32 е.; Стекольная промышленность : Из опыта работы ленинградского завода художественного стекла и сортовой посуды. Л., 1958. Сб. 11. 38 е.; Стекло : сб. переводов из периодической зарубежной литературы / под ред. П. П. Будникова ; пер. А. Бережного. М., 1963. 28 е.; Стекло : Реферативный указатель технической литературы / под ред. С. И. Иофе. М. ; Л., 1972. 24 с.
2 См.: Экономический справочник Томской губернии за 1920-1921. Томское губернское отделение гос. изд-ва; под ред. Томского губернского Совета народного хоз-ва. Томск, 1921. 226 е.; Экономический и статистический обзор Томской губернии. Томск, 1924. Памятка делегатам IV Губсъезда Советов СССР. Том. губисполком. Томск, 1924. 280 е.; Экономический обзор Томского округа / изд. Томского окружного исполкома. Томск, 1927. 254 е.; Западно-Сибирский край. Города и районы. Основные показатели / под ред. В. Ф. Тиунова. Новосибирск, 1936. 376 е.; Томская область :Материалы по природным ресурсам и экономике / под ред. П. Волкова, Д. Филимонова. Томск, 1944. 64 е.; История Северска: очерки : науч.-популярное изд. / отв. ред. В. П. Зиновьев. Томск, 2009. С. 81-91; Коротченко А. Р. Страницы истории села Богашево : историко-краеведческие материалы. Томск, 2005. С. 32.
стеклоделие (В.Н. Разгон, В.П. Бойко, Д.Я. Резун, Н.М. Дмитриенко). Отдельная работа посвящена томскому художнику по стеклу Ф. Яхину (А. Панфилова).
Предпринятый анализ публикаций, связанных с диссертационной темой, показал, что коллекции стекла, хранящиеся в томских музеях, не привлекались как источник по истории стеклоделия и практически не введены в научный оборот. Лишь в 2000-2010-е гг. появились первые работы, в которых раскрывался информативный потенциал музейных предметов из коллекций Томского областного краеведческого музея. К ним принадлежат исследования старообрядческой коллекции (Л.Н. Приль); прялок (Е.Р. Фендель); этнографической части собраний, характеризующих традиционную культуру русского населения Томского края (И.В. Артюхова); национального костюма татар (З.С. Камалетдинова); китайской мебели (Е.А. Малофиенко); музейных предметов, раскрывающих религиоведческую тематику (У.В. Малахатько).
Объектом исследования в диссертации выступает стеклоделие Томского края в контексте технико-технологических традиций, выработанных в Европе и России.
Предметом исследования стали фондовые собрания государственных музеев Томской области, характеризующие развитие стеклоделия в глобальном и локальном масштабе.
Государственными музеями Томской области являются Томский областной художественный музей (ТОХМ) и Томский областной краеведческий музей им. М.Б. Шатилова (ТОКМ). Согласно подсчетам автора коллекции стекла, представленные в ТОКМ и ТОХМ, насчитывают 1 296 предметов. В ТОКМ хранятся 783 предмета из стекла, что составляет 0,43 % от всей коллекции музея, а в ТОХМ - 513 (5,4 %).
Цель исследования — выявление информативного потенциала коллекций стекла в государственных музеях Томской области с учетом европейских, российских и локальных технико-технологических традиций стеклоделия.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
1. Выявить общие тенденции в развитии технологии зарубежного стеклоделия.
2. Охарактеризовать технико-технологические традиции отечественного стеклоделия.
3. Определить информативность коллекций в ТОКМ и ТОХМ по истории зарубежного и отечественного стеклоделия.
4. Реконструировать процесс развития стеклоделия на территории Томского края.
5. Раскрыть информативность музейных коллекций по истории стеклоделия в Томском крае.
6. Проследить роль личностного фактора в процессе развития томского стеклоделия.
Первые три задачи решены в первой главе, последующие три — во второй.
Хронологические рамки работы охватывают два среза. История томского стеклоделия укладывается в период с 1840-х по 2002 г., от первых письменных упоминаний о стекольных заводах на территории Томского края до закрытия единственного завода по производству художественного стекла на территории
Томской области - Лучановского завода стеклоизделий. Формирование коллекций по стеклу в ТОКМ и ТОХМ, согласно учетной документации, прослеживается с 1930-х гг. по начало 21 в.
Территориальные рамки исследования — границы территории современной Томской области.
Методология и теория исследования. В качестве главного общенаучного принципа в диссертации выступает принцип объективности, дополнительными -принцип историзма и ценностный подход. Применительно к стеклоделию первый означает извлечение объективной информации из источников, в том числе и музейных предметов, и реконструкцию на ее основе реалий, характеризующих производство. Принцип историзма предполагает трактовку действительности как изменяющейся во времени, развивающейся, а исследуемым в диссертации процессом является развитие стеклоделия. Ценностный принцип определен трактовкой технологических традиций как составляющей нематериального культурного наследия. Уникальные изделия, хранящиеся в фондах музеев, представляют собой и художественную ценность.
Базовыми методами для диссертационного исследования стали системный, сравнительно-исторический и дескриптивный. В качестве системы в работе рассматривается стеклоделие Томского края - особая отрасль производства, анализируемая как органически связанное и функционирующее целое. Основными элементами системы являются состав сырья, свойства материала, технология выработки, способы декорирования, виды и ассортимент продукции, персоналии. Сравнительно-исторический метод использован в трёх его вариантах: историко-генетический, историко-типологический и историко-диффузный. Первым воссоздается процесс зарождения и развития стеклоделия, и в нем прослеживается становление локальных традиций на основе европейских и отечественных. Второй применен для выявления специфических технико-технологических традиций стеклоделия в Европе, России и Томском крае. Третий помог установить заимствования в сфере технологий и декорирования стекла.
Дескриптивный, или описательный, метод применялся при характеристике конкретных предприятий, деятельности отдельных мастеров и произведений авторского стекла.
В качестве частных методов выступили следующие. С помощью типологического метода была проведена классификация продукции производства по видам и типам стекла. Количественный анализ позволил осуществить сравнение статистических данных по объемам производства, ассортименту и стоимости выпускаемой продукции, составу музейных фондов. Индивидуализирующие сравнения дали возможность выявить уникальные музейные предметы из стекла на фоне типичных предметов. Искусствоведческая экспертиза была использована для определения стилевой принадлежности и иконографических характеристик музейных предметов. Метод формализованного интервьюирования применялся для выявления достоверной информации по истории Лучановского завода стеклоизделий.
Базовыми понятиями, используемыми в данном диссертационном исследовании, стали «музейный предмет», «информационное поле» и «информативный потенциал». Согласно современным подходам музейный предмет рассматривается в единстве присущих ему общих свойств и конкретных признаков. Информативность, будучи специфическим свойством музейного предмета, трактуется как его способность служить источником сведений о явлениях и процессах, происходящих в природе и обществе, характеризовать особенности среды бытования, в которой он находился. Необходимо подчеркнуть, что значительная часть информации, касающейся музейного предмета, содержится в относящихся к нему учетных документах как важнейшем источнике музеологических исследований. Под информационным потенциалом музейного предмета в диссертации понимается совокупность всей заключенной в музейном предмете информации, как выявленной, ее принято называть информационным полем предмета, так и невыявленной. Всю совокупность информации, которую несет в себе музейный предмет, принято называть информационным потенциалом3.
При типологизации продукции из стекла автор опирался на разработки В.И. Ковалевского4, выделившего и охарактеризовавшего 7 видов бытовых стеклоизделий, выпускавшихся в России в 19 — начале 20 в. Применительно к изучению истории стеклоделия теоретико-методологическую роль сыграли исследования М.А. Безбородова5, в которых введен новый предмет исследования -технико-технологические традиции мирового и русского стеклоделия. Предложенные типологии и выводы, касающиеся отдельных исторических этапов стеклоделия, послужили важной теоретической основой при написании диссертации.
При описании музейных предметов автор опирался на разработанный в музеологии комплекс признаков для характеристики предметов — материал и техника изготовления, методы декорирования, типы предметов, форма и конструкция, место создания и технико-технологические традиции, а также терминологические стандарты описания музейных предметов6.
Способы выявления информативного потенциала музейного предмета рассмотрены в работах A.M. Разгона, Ф.В. Кипарисова, Д. Сегала, В.Н. Фомина7.
3 Пищулин Ю. П. Музейные термины. Терминологические проблемы музееведения. М., 1986. С. 52.
4 Россия в конце XIX века / под ред. В. И.Ковалевского. СПб., 1900. С. 404-412.
5 Безбородое М. А. Стеклоделие в Древней Руси. Минск, 1956. 306 с.
6 Большая иллюстрированная энциклопедия древностей / пер. на русский язык Б. Б. Михайлова. 7-е изд. Прага, 1988. С. 121-151; Атрибуция музейного памятника: классификация, терминология, методика / под ред. И. В. Дубова. СПб., 1999. 348 с.
См.: Разгон А. М. Музейный предмет как исторический источник //Проблемы источниковедения истории СССР и специальных исторических дисциплин. М., 1984. С. 173-184; Кипарисов Ф. В. Вещь - исторический источник // Из истории докапиталистических формаций. М., 1933. С. 3-22; Сегал Д. Мир вещей и семиотика : (Субъективные заметки) // Декоративное искусство СССР. 1968. № 4. С. 38-41; Фомин В. Н. Проблемы научной обработки вещевых источников в музее //
Исследователи едины в том, что музейные предметы — это особый тип источников, в которых информация кодируется не с помощью конкретного слова, а наглядно-образным способом, через сам предмет. Для языка вещей требуется особая дешифровка, то есть набор определенных исследовательских процедур. Автор диссертации разделяет изложенную позицию и в качестве исследовательского алгоритма использует метод работы с музейными коллекциями, предложенный и апробированный И.Г. Артюховой8, но адаптированный к целям и задачам настоящей диссертации:
1. Выявление предметов, характеризующих отечественное стеклоделие, соотнесение их с имеющейся учетной документацией и расщирение информативного поля предмета.
2. Систематизация выявленного вещественного материала на основе видового классификатора стекла.
3. Изучение и характеристика классификационных видов музейных предметов на основе избранного комплекса признаков.
4. Наложение составленных характеристик музейных предметов на исторические типологии, разработанные автором применительно к европейскому и отечественному стеклоделию, и выявление на этой основе информативного потенциала коллекций.
5. Соотнесение информативного потенциала музейных предметов с историей развития стеклоделия Томского края и уточнение, дополнение или корректировка выводов, сформулированных по локальной истории стеклоделия в научной литературе.
Источниковая база диссертационного исследования составлена с привлечением письменных, фото- и вещественных источников.
Письменные источника включают 6 групп.
1. Официально-документальные, опубликованные в специальных изданиях органов исполнительной и законодательной власти.
2. Делопроизводственная документация ТОКМ и ТОХМ: книги поступлений, инвентарные книги, учетная картотека, научные паспорта, коллекционные описи. В эту же группу входят и использованные материалы архивов: Государственного архива Томской области (20 дел), Центра документации новейшей истории Томской области (57 дел), Архива Томского района (88 дел) и Российского государственного архива экономики (1 дело), - которые в основном содержат отчеты, ведомости, табели, заявления, рапорты, протоколы, приказы, производственные и по кадрам, относящиеся к организации производства на стеклоделательных заводах и фабриках с 1802 по 2002 г. в Томске и Томской губернии.
Актуальные проблемы фондовой работы музеев : Научная обработка музейных предметов. М., 1981. С. 64-90.
8 Артюхова И. В. Традиционная материальная культура русских Томского края в коллекциях ТОКМ : дис. ... канд. ист. наук. Томск, 2008. С. 20-21.
3. Справочно-информационные издания включают словари и атласы, использованные для уточнения месторасположения заводов и пояснения терминов. В справочных сборниках документов и материалов приводятся сведения об объемах производства на стекольных заводах и ассортименте выпускаемой продукции, а также имена репрессированных стеклодувов, работавших в 1930-1940-е гг., на стеклозаводах Томского края. В каталогах выставок, прейскурантах цен и указателях отраслевых выставок обозначен ассортимент выпускавшейся продукции.
4. Периодические издания за 1908-1961 гг. («Сибирская жизнь», «Голос Сибири», «Красное знамя», «Огонек») содержат сведения об ассортименте выпускавшейся продукции на отдельных заводах, их ведомственной принадлежности, месторасположении, в них приведены сведения и о персоналиях.
5. Формализованное интервьюирование главного художника Лучановского завода стеклоизделий К.Г. Глазовой дало информацию о сырье и материалах, применявшихся на заводе, количестве стеклодувов, об оборудовании, особенностях технологии и специфике создания авторских работ.
6. Электронные-ресурсы представлены сайтами музеев Томска, где размещена общая информация о музее, его истории, указано количество музейных предметов. Также в работе использованы материалы, размещенные на сайтах «Списки жертв», ОАО «Томский электроламповый завод», «Энциклопедия промышленности России, все заводы и промышленные выставки страны», «История Иркутска» и др.
Фотоисточники были задействованы в диссертации с целью уточнения информации и более насыщенной характеристики истории стеклоделия, они представлены фотографиями в альбомах и каталогах9.
Вещественные источники. Именно музейные предметы из собраний томских музеев стали первоисточником для написания данной работы, их общее количество - 1 296. Вся совокупность предметов из стекла выявлялась из коллекционных описей, из актов фондово-закупочных комиссии музеев, из актов сборщиков и дарителей предметов. При изучении предметов получена информация об их размерах и форме, материале изготовления, технике декорирования, конструкции, основных функциях.
Положения, выносимые на защиту:
1. Исходя из специфики анализируемых коллекций, в качестве важнейших технологических традиций европейского стеклоделия, позволяющих раскрыть информативный потенциал музейных предметов из стекла, выделены следующие: применительно к архаике - примитивность формовки и варки стекла и украшение ценными материалами; к рубежу эр - выдувное стекло с помощью трубки и гутное
9 Каталог собрания Томского художественного музея: Живопись. Графика. Скульптура. Декоративно-прикладное искусство. Томск, 2012. 344 е.; Поэзия стекла. Творчество Фидаиля Яхина : альбом. Томск, 1991. 120 е.; Томский краеведческий музей: из прошлого в будущее: альбом / отв. Э.И. Черняк. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2003. 186 с.
стеклоделие; к Средневековью - разнообразные способы декорирования; к Новому и Новейшему времени - механизация с последующей автоматизацией.
2. К числу оригинальных технико-технологических традиций российского стеклоделия, позволяющих оценить информативное поле коллекций стекла, отнесены следующие: собственная рецептура тугоплавкого стекла, гутные зооморфные сосуды и профессиональная гравировка; цветовая стеклопалитра, разработанная М.В. Ломоносовым, механизированная резьба «русские камни», перенесенная с хрусталя на стекло; отделка массовых стеклоизделий в самобытных традициях русского народного искусства, изобретенные С. Хрулевым деколи и утверждение оригинального авторского стиля.
3. Анализ информативности музейных предметов ТОКМ и ТОХМ по европейскому стеклоделию выявил в них незначительную часть зарубежного стекла. Предметы, представляющие историческую и художественную ценность, единичны. Значительную часть коллекций составляет типичная химико-лабораторная, аптечная и тарная посуда. Вместе с тем основные технико-технологические традиции европейского стеклоделия проявились в изделиях отечественного производства, и прежде всего в авторских работах томских художников.
4. На основе исторической реконструкции процесса развития стеклоделия в Томском крае в нем выявлены 5 периодов. В первом (18 - первая половина 19 в.) происходит зарождение стеклоделия. Для второго (вторая половина 19 - начало 20 в.) характерны концентрация, механизация и расширение ассортимента, зарождение художественной обработки стекла. Третий (1918 - конец 1920-х гг.) отражает восстановление стеклопроизводства на территории Томского края. Четвертый (1930-е - середина 1960-х гг.) вместил отраслевое структурирование стеклоделия в Томской области. Последний, пятый (1965-2002 гг.), характеризуется становлением художественного стеклоделия в Томской области.
5. Информативное поле музейных коллекций, отражающее традиции отечественного стеклоделия, неоднородно. Большая часть собраний презентует массовую продукцию российских производителей второй половины 19-20 вв. -тарная, питейная, аптечная и столовая посуда стекольных заводов Москвы и Санкт-Петербурга. Немногие предметы обладают исторической и художественной ценностью. Технико-технологические традиции авторского стекла демонстрируют преемственность российского стеклоделия европейским традициям и его своеобразие.
6. Информативность музейных коллекций по истории стеклоделия в Томском крае характеризует ее в разной степени. Не отражен первый этап развития, слабо представлены второй и третий, и лишь с четвертого этапа начинает отчетливо прослеживаться локальный срез стеклопроизводства в Томской области. Пятый этап наиболее полно выражен в музейных коллекциях серийными изделиями и авторскими произведениями художников Лучановского завода стеклоизделий, раскрывающих возможности материала и его художественные свойства.
7. Установлена трехуровневая структура информативного поля музейных коллекций стекла, включающая в себя сведения о европейских и российских технико-технологических традициях и о локальной истории стеклоделия и показано ее присутствие в отдельно взятом музейном предмете.
Научная новизна работы заключается в том, что впервые реконструирована история стеклоделия в Томском крае первой половины 19 - начала 21 в. На основе архивных данных прослежена технология стеклопроизводства в Томском крае: объем и ассортимент выпускаемой продукции, вклад томских художников в развитие художественного стеклоделия. Установлены технико-технологические традиции зарубежного стеклоделия, являющиеся важными для раскрытия информативного поля коллекций из стекла. Выявлены российские традиции, обогатившие мировое художественное стеклоделие. На основе исторических реконструкций определен информативный потенциал музейных собраний. Для этого раскрыт многоуровневый характер музейного предмета как исторического источника: из музейных коллекций извлечена информация о свойствах стекла, технологии изготовления, способах декорирования, типах стеклоизделий и видах стекла, что будет иметь методическое значение для последующих исследований по музеологии.
Практическая значимость. Выявленные в музейных фондах предметы из стекла и оценка их информативности раскрывают о составе и представительности образуемых ими коллекций в собраниях ТОКМ и ТОХМ. Эта информация важна при дальнейшем комплектовании коллекций по истории стеклоделия. Материалы исследования могут послужить основой для составления каталогов изделий из стекла в томских музеях. Они не сформированы в фондах ТОКМ и ТОХМ по материалу изготовления, и поэтому для ускорения работы с ними необходима подготовка специальных каталогов. Диссертационная работа дополняет атрибуцию музейных предметов из стекла по сравнению с учетной документацией и содержит базовый материал для дальнейшего атрибутирования предметов. Материалы диссертации могут быть использованы для организации учебного процесса в вузах по подготовке музеологов.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации опубликованы в 8 статьях, 3 из них в изданиях, входящих в перечень ВАК, изложены в докладах на конференциях межрегионального и всероссийского уровней: Всероссийской научной конференции с международным участием «Источники и информационные технологии в презентации и трансляции культурного наследия» (Томск, 2010); Межрегиональной конференции «Роль музеев в формировании и трансляции региональной идентичности» (Новосибирск, 2012).
Структура работы
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, трех приложений, содержащих иллюстративный материал, поясняющий технологии изготовления и декорирования предметов из стекла, форматизированное интервьюирование К.Г. Глазовой и общие сведения о предметах из стекла в коллекциях ТОКМ и ТОХМ.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обозначена актуальность темы, проведен анализ степени ее изученности, охарактеризованы источники и определена методология исследования, сформулированы цель и задачи, определены объект и предмет, хронологические и территориальные рамки исследования, изложены основные положения, выносимые на защиту, показана практическая и научная новизна работы.
Первая глава «Традиции европейского и отечественного стеклоделия в информативном поле коллекций ТОХМ и ТОКМ» раскрывает общие тенденции в развитии технико-технологических традиций мирового и отечественного стеклоделия на примере музейных коллекций и включает два параграфа.
В первом из них «Европейские технологические традиции», состоящем из 3 пунктов, выявляются технико-технологические традиции европейского стеклоделия, выработанные в производстве и ставшие базовыми для мирового стеклоделия, характеризуются основные черты технологий стеклоделия. Выявленные характеристики составляют аналитическую матрицу, на которую накладываются музейные коллекции и который определяется их информативное поле. При этом рассматриваются как европейские, так и отечественные изделия, поскольку в последних также воплощены европейские традиции стеклоделия.
В первом пункте «Состав стекла» оно характеризуется как материал с учетом его разновидностей, определяемых составом, структурой, химическими и физическими свойствами и обусловливающих утилитарные возможности этого материала в различных сферах жизнедеятельности человека. Дана классификация видов стекла, в свою очередь подразделяющих на сорта. Подробно рассмотрены художественные свойства стекла — прозрачность, многоцветность и светопреломляемость, расширяющие диапазон применения и подчеркивающие его декоративные свойства.
На основе выявленных и адаптированных автором к предпринятому исследованию характеристик стекла определен информативный потенциал музейных коллекций. Установлено, что в томских музеях хранятся предметы, характеризующие 7 видов из мировой классификации стекла. Наиболее полно представлены в музеях художественные свойства стекла. Наибольшее число предметов изготовлено из бесцветного стекла, единичные предметы из цветного стекла демонстрируют 13 его разных цветов и оттенков.
Во втором пункте «Развитие производства» раскрываются технологическое своеобразие стекла, его пластические возможности. Характеризуя историю стеклоделия, автор выделил важнейшие технологические приемы, определяющие устойчивые традиции европейского стеклоделия. При примитивной технологии -это формовка изделий приемами ручной лепки. С рубежа эр фиксируется такой технический прием, как выдувание полых тонкостенных прозрачных стеклянных сосудов с помощью выдувательной трубки. Во второй половине 19 в. внедряется механизация стеклоделия, а к концу 19 - началу 20 в. технологические приемы в
ручном стеклоделии сложились и в последующем не претерпели принципиальных изменений.
Автором исследования установлено, что музейные предметы, хранящиеся в ТОКМ и ТОХМ, демонстрируют широкий технологический спектр стеклоделательного производства. Предметы отечественного стеклоделия составляют основу коллекций стекла в ТОКМ и ТОХМ и достаточно полно отражают процесс производства, тогда как изделия европейских производителей эпизодичны и служат лишь небольшой иллюстрацией к технологии стеклоделия. Развернуто в коллекциях отражен метод выдувания с помощью трубки при использовании особых печей - гут (828 музейных предметов). К числу уникальных изделий, представляющих данный метод, отнесены рюмка «ремер» зарубежного производства, серийная продукция отечественных производителей, в том числе и Лучановского завода стеклоизделий, и авторское стекло художников Москвы, Ленинграда, Дятькова, Вышнего Волочка, Саранска, Мытищ, Томска. Стеклоизделия механизированного производства намного уступают по представительности выдувным изделиям (44 предмета). К нему относятся образцы отечественного стекла, в их числе 11 предметов массового производства местного Лучановского завода стеклоизделий.
В третьем пункте «Декорирование» охарактеризованы различные способы украшения стекла. На музейных предметах ТОХМ и ТОКМ выявлено 15 техник декорирования стекла. Наиболее массово представлена роспись по стеклу, раскрывающая художественные свойства и выразительность материала. В первую пятерку по репрезентативности также входят гравировка, шлифовка, пескоструйная обработка и роспись золотом. Замыкают первую десятку люстр, травление, миллефиори, многослойное стекло и кракле.
В целом в музейных коллекциях представлены самые древние технологии изготовления и декорирования стекла: резьба по стеклу, известная древним египтянам; выдувание, возникшее в последнее десятилетие до н.э.; гутная техника, появившаяся в начале нашей эры в Европе. Отражены в коллекциях техника миллефиори, возникшая на основе античных традиций; кракле, применявшаяся еще древними римлянами, ас 16 в. возродившаяся в Венеции; горячая техника живописи по стеклу древнего восточного происхождения, применявшаяся в 17 в. в Европе. Запечатлены на музейных предметах и традиции средневековых мастеров: глазурование, применявшееся при изготовлении витражей в европейских странах; холодная роспись и золочение, процветавшие в 16 в. в Венеции; роспись стекла прижиганием времен позднего Средневековья; гравирование, изобретенное венецианскими стеклоделами и популярное в 17 в. в Германии. Технологии Нового и Новейшего времени представлены матированием, применяемым с 1870 г. Б. Тилгманом в Филадельфии. Коллекции по стеклу раскрывают и новые направления в стеклоделии, возникшие в середине 20 в., - центробежное литье; «трубка-самодувка»; прессование, ручное и машинное; прессовыдувание, характеризующие
традиции художественной обработки стекла и воплощенные главным образом в российских изделиях.
Во втором параграфе «Традиции российского стеклоделия», состоящем из 3 пунктов, прослеживается развитие традиций отечественного стеклоделия. Особое внимание обращается на выработку специфических национальных традиций в производстве и декорировании стекла. Характеризуются виды отечественных стеклоизделий с учетом их массовости. На основе выявленных отечественных традиций определяется информативное поле коллекций. При этом анализируются как российские, так и местные стеклоизделия, поскольку последние обнаруживают преемственность с общероссийскими традициями.
В первом пункте «Становление и развитие технико-технологических традиций в 11 - первой половине 19 в.» характеризуется российское стеклоделие в сравнении с европейскими традициями. Подчеркивается, что отечественные мастера овладели сложными технологиями производства и способами декорирования стеклоизделий, включая гравировку и «молочное стекло». Более того, российские стеклоделы в указанный период обогатили европейскую технологию самобытными национальными приемами декорирования стекла. Наиболее существенные из них -цветовая стеклопалитра М.В. Ломоносова, резьба на хрустале в виде «русских камней», фигурные зооморфные сосуды, выполненные гутной техникой.
Во втором пункте «Динамика технико-технологических традиций в условиях массового фабричного производства во второй половине 19-20 е.» прослежено развитие российского стеклоделия в условиях массового фабричного производства, характеризующееся двумя тенденциями. С одной стороны, происходит универсализация производства за счет механизации самого производства и декорирования. С другой стороны, продолжилось развитие самобытных российских традиций в декорировании стеклоизделий. К ним отнесены деколи С. Хрулева; псевдорусский стиль, проявившийся в имитации в стекле форм и образов, наработанных в традиционной обработке дерева, металла, в керамике; техника гравировки, перенесенная с хрусталя на тонкое стекло.
Важнейшей чертой, отражающей преемственность отечественных традиций европейским, стало появление авторского стекла. Оно широко представлено в томских музеях - 321 предмет (в ТОХМ — 277 предметов, в ТОКМ - 44) и изготовлено на ведущих российских стеклопроизводствах: Ленинградском заводе художественного стекла (61 предмет), Киевской экспериментальной фабрике (27), Калининском стекольном заводе, в Твери (21), Гусевском хрустальном заводе (13), Дятьковском хрустальном заводе (6). В ТОКМ хранятся уникальные работы Е.А. Ивановой, открывшей сульфидное стекло.
В третьем пункте «Виды выпускаемых бытовых стеклоизделий в 19 - начале 20 е.», исходя из специфики музейных собраний, в которых массовая фабричная продукция представлена преимущественно бытовыми изделиями рубежа 19—20 вв., охарактеризована типология стеклоизделий.
Коллекции стекла в ТОКМ и ТОХМ отражают почти все виды стеклопродукции отечественного производства 19 — начала 20 в., за исключением листового и зеркального стекла, хотя последние также выпускались томскими производителями. При этом столовая посуда представлена российской продукцией, а бутылочное и ламповое стекло, аптечная и химическая посуда, разные стеклянные изделия -местной продукцией. Как видим, наиболее развернуто отражено в музеях местное производство.
В коллекциях ТОКМ и ТОХМ отражены художественные приемы, изобретенные отечественными мастерами и обогатившие мировое стеклоделие, - «русские камни» и деколь. Технико-технологические традиции отечественного стеклоделия в ТОКМ и ТОХМ представлены в диапазоне 18 - первая половина 20 в. Основная часть музейных предметов (1 203) изготовлена в конце 19 — первой половине 20 в. на российских стеклозаводах, включая и томские, и характеризует, главным образом, массовую продукцию: тарную, питейную, аптечную и столовую посуду. Лишь 2 предмета изготовлены в 18 — первой половине 19 в. Это сулея (бочонок), произведенная в России в 18 в. гутной техникой (ТОКМ. № 2505), и ваза, изготовленная в 1850 г. в Санкт-Петербурге (ТОХМ. № 972). Исторической и художественной ценностью обладают 19 музейных предметов. Среди них 3 музейных предмета, произведенных на Императорском стекольном заводе: кувшин начала 19 в., выполненный в классическом стиле (ТОКМ. № 2502), и две напольные вазы начала 20 в. в стиле модерн (ТОКМ. № 2501/1-2). Историческую ценность также представляют граненая чайница и масленка из бесцветного стекла, изготовленные в России в конце 19 в. (ТОХМ. № 1322, 1323).
Во второй главе «История томского стеклоделия в информативном поле коллекций ТОХМ и ТОКМ» с опорой на архивные материалы реконструируется процесс зарождения стеклоделия на территории современной Томской области на протяжении 18 — начала 21 в. На основе технико-технологических традиций, объемов производства, ассортимента выпускаемой продукции в нем выделяются 5 периодов, характеризующих основные тенденции в развитии производства. Воссозданный исторический контекст послужил основой для определения информативности музейных коллекций и позволил выявить в ней тематические и хронологические лакуны. Особое внимание обращалось на роль личностного фактора в локальной истории стеклоделия. Глава состоит из пяти параграфов.
В первом «Зарождение стеклоделия в 18 — первой половине 19 в.» исследуется процесс возникновения стеклопроизводств в Томском крае. В 1840-е гг. происходит становление стеклоделательного производства в Нелюбинской волости Томского округа. У его истоков стоит кустарное крестьянское производство - заводы Самойлова и Рябова. В дальнейшем производство оказалось в руках чиновника Гортт де Грота и купцов Ф.А. Горохова, братьев Поклевских-Козелло, последние принадлежали к дворянскому роду. Последние монополизировали стеклоделательное производство во второй половине 19 в. Именно Томский округ
являлся центром стеклоделия в Томской губернии и обеспечивал потребности населения в изделиях из стекла.
В технологии выделки стекла использовали местное сырье: песок, кварц, известь, поташ, пепел и соль, приобретаемые в Томской и Тобольской губерниях. Использование поташа в качестве сырья на стеклозаводах Томского края доказывает, что состав стекломассы идентичен отечественной рецептуре стекла, а наличие на производстве иностранных мастеров и выпуск высокосортных изделий из высококачественного стекла на стеклозаводах края подтверждает применение технологии европейского стеклоделия. Вместе с тем имелись и свои особенности в рецептуре - наличие местного компонента «гуджиру».
Музейных предметов в фондах ТОКМ и ТОХМ, относящихся к указанному периоду и изготовленных на местных заводах не выявлено, хотя согласно архивным документам в указанный период выпускалась массовая продукция из стекла.
Второй параграф «Концентрация производства во второй половине 19 -начале 20 в.» характеризует процесс концентрации стеклопроизводства в Томском крае. Концентрация стеклоделательного производства происходит во второй половине 19 в. Пример тому - заводы купца Е.П. Исаева в Нелюбинской волости и Ольгинский в Богородской волости. Последний после разорения хозяина перешел к купцу и промышленнику Е. Королеву. Концентрацию производства демонстрируют и стеклоделательный завод купца Б.И. Курлянды, расположенный на выезде из г. Томска, и Предтеченский завод Д.Ф. Розенталя и Косырева, заключивший договор о паях с торговым домом «Е.А. Осипов и М.Ф. Ярославцев». В начале 20 в. начинается процесс разукрупнения стеклозаводов: сокращается численность работников, снижаются объемы продукции и появляются мелкие мастерские, что подтверждено рапортом Томского ремесленного общества.
Технология и устройство заводов, ассортимент их продукции в Томской губернии соответствовали общепринятому российскому и европейскому технологическому процессу изготовления стеклянных изделий. Взаимосвязь с европейским стеклоделием подтверждена присутствием иностранных работников в 1870-е гг., в период концентрации промышленного стеклоделия. Использование в отделке изделий из хрусталя технологии шлифования позволяет предположить зарождение на стеклоделательных заводах в Томской губернии художественной обработки стекла.
Во втором периоде ассортимент продукции на местных стеклозаводах был также разнообразен, но в ТОКМ присутствуют всего 4 предмета тарной и аптечной посуды, изготовленные в конце 19 — начале 20 в.
В третьем параграфе «Восстановление стеклопроизводства на территории Томского края в 1918 - конце 1920-х гг.» характеризуется процесс восстановления стеклопроизводства на территории Томского края после Гражданской войны. В первые годы советской власти стекольные заводы то открывались, то закрывались, переименовывались, входили в производственные союзы и тем не менее функционировали, несмотря на сложности. Установлено, что в 1920-е гг. в Томском
округе в разное время работали пять и менее заводов различного подчинения по производству стекла. Это были мелкие, средние и крупные предприятия. Почти все они работали нестабильно. Заводы выпускали продукцию, несмотря на недостаток средств, низкий сбыт, техническую неоснащенность. Также можно отметить, что на томских заводах работали специалисты из других регионов, что характеризует Томский округ как благоприятный для стеклоделия. В целом можно сказать, что стеклоделие в 1920-е гг. в Томском округе сохранилось и даже развивалось в сторону концентрации, хотя и испытывало значительные трудности.
В 1918 - конце 1920-х гг. на стеклозаводах в Томском крае изготавливали оконное стекло разных размеров и наименований - «Соляр», «Сальватор», «Матадор», «Чудо-молния» и др., рудничные стекла - мюзелера и вольфа, лампы и ламповые резервуары, стаканы, тарелки, кружки, кринки, горчичницы, флаконы для чернил, банки всевозможных фасонов для варенья, бутылки объемом в 1,4 ведра (пивные, винные, квасные) и многие другие изделия.
В ТОКМ хранятся 34 изделия из стекла, изготовленных в 1920-е гг. Музейные предметы отражают 3 технологии стеклоделия - литье, выдувание и прессовыдувание и 3 из 7 видов бытовых стеклоизделий, выпускавшихся в России в 19 - начале 20 в. Из продукции, изготовлявшейся томскими заводчиками, в фондах ТОКМ хранится всего 3 экземпляра тарной посуды - бутылки для молока, произведенные в 1920-е гг. из бесцветного стекла прессовыдуванием (ТОКМ. № 8738/1-3). Других подлинных предметов, изготовленных в восстановительный период, в музеях не выявлено. Таким образом, в 1918 - конце 1920-х гг. на томских заводах выпускались почти все виды бытовых изделий из стекла, но музейные коллекции, к сожалению, этого не отражают.
В четвертом параграфе «Отраслевое структурирование стеклоделия в 1930-е — середине 1960-х гг. в Томской области» отражено структурирование отрасли в Томской области. В 1930-е гг. для развития стекольного и керамических производств и координации работы предприятий отрасли был создан Новосибирский облстеклокерамсоюз, куда вошли г. Томск и ближайшие к нему территории. Предприятия облстеклокерамсоюза выпускали игрушки, хозяйственную и аптекарскую посуду и оконное стекло, но из-за отсутствия профессиональных кадров, жилья и постоянной смены руководства нерегулярно выполняли план производства. В 1944 г. было создано Министерство местной промышленности, и все предприятия отрасли отошли в ведение управления облместпрома. В годы Великой Отечественной войны продукция стеклозаводов соответствовала потребностям времени, и вся информация о ней носила закрытый характер. Развитию предприятий облместрома способствовали использование местного сырья, а также работа одиночных квалифицированных стеклодувов, приехавших с отечественных заводов европейской части России. Это позволяет предположить появление декоративных элементов при отделке стеклоизделий.
Автором установлено, что в ТОКМ хранятся 253 музейных предмета из стекла, отражающих специфику его производства в 1930-х - середине 1960-х гг. в Томском
крае и в стране в целом. Из них на отечественных заводах произведено 178, в Томском крае - 74, за рубежом - 1 предмет. Главными видами выпускаемой стеклопродукции в Томском крае была бездекорная столовая, тарная и аптечная посуда, что и подтверждено музейными предметами. Из местной продукции больше всего в фондах ТОКМ представлено елочных игрушек, произведенных на Томском электроламповом заводе, - 2 коллекции. В музейных коллекциях ТОКМ наряду с типичными предметами хранятся и авторские произведения, среди которых уникальные работы Е.А. Ивановой, открывшей сульфидное стекло и новое направление в стеклоделии - авторское. К сожалению, из-за неполной атрибуции не определены место и время производства многих стеклоизделий, хранящихся в музее, поэтому не представляется возможным вписать их в какие-либо хронологические рамки и отнести к конкретным производствам.
В целом музейные предметы, представленные в ТОКМ, наглядно демонстрируют картину производства стекла в Томском крае в указанный период. В ТОХМ не выявлено музейных предметов, иллюстрирующих стеклопроизводство в 1930-е -середине 1960-х гг.
В пятом параграфе «Становление художественного стеклоделия в 1965-2002 гг. в Томской области» исследуется пятый период в истории томского стеклоделия. В 1960-1970-е гг. отечественное стекольное промышленное производство активно развивалось: появились новые виды изделий, потребовавшие разработки технологических процессов, значительно изменились конструкции стекловаренных печей, увеличилась их производительность, для обслуживания стекловаренных печей готовились профессиональные кадры рабочих и инженерно-технических работников. В 1969 г. решением исполнительного комитета Томского областного Совета депутатов трудящихся было организовано хозрасчетное предприятие -Лучановский завод стеклоизделий. В первые годы выпуск изделий из стекла на заводе приносил убытки. С целью их возмещения завод начал производить также оконные и дверные блоки и строительные конструкции из бетона. Параллельно с этим механизировался процесс замеса шихты, внедрялся метод центробежного формования продукции, автоматизировалось управление печами, в штатное расписание вводились должности художника и алмазчика для декорирования изделий на алмазном круге.
С 1973 по 1990 г. Лучановский завод стеклоизделий выполнял и перевыполнял план по производству сортовой посуды. Важным событием, во многом определившим рост качества и художественного уровня продукции завода, стал приход на завод в 1977 г. Ф.Ш. Яхина - выпускника Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени В.И. Мухиной. Он работал сначала художником, а затем главным художником по стеклу и керамике на Лучановском заводе. Здесь он основал новый центр российского художественного стеклоделия, в 1983 г. стал членом Союза художников России. В 1981 г. на завод пришла К.Г. Глазова - выпускница Московского высшего художественно-промышленного училища (бывшее Строгановское). С этого периода на заводе постоянно шло
обновление ассортимента, освоение новых видов выработки стекла и методов его декорирования. В 1987 г. решился вопрос о поставке сортовой посуды Лучановского завода стеклоизделий на экспорт.
В 1990-1995 гг. на Лучановском заводе стеклоизделий произошли существенные изменения, отражавшие происходившие в стране события. Из процветающего, с развитой сферой соцкультбыта предприятие стало нерентабельным к концу 1999 г., а в 2002 г. Лучановский завод стеклоизделий был ликвидирован.
Пятый этап в истории томского стеклоделия наиболее репрезентативно представлен в музейных коллекциях - 362 музейных предмета (в ТОХМ - 284, в ТОКМ - 78), изготовленных на Лучановском заводе стеклоизделий, что составляет четвертую часть всех фондовых собраний по стеклу. Из них массовую серийную продукцию характеризуют 142 музейных предмета, авторское стекло - 220.
В массовой продукции завода нашли отражение все рассмотренные технико-технологические традиции мирового и отечественного стеклоделия. Большую часть лучановского стекла составляют произведения художников завода, прежде всего Ф.Ш. Яхина и К.Г. Глазовой.
Наиболее широко представлены авторские работы Ф.Ш. Яхина, первого профессионального художника Лучановского завода. В коллекции ТОХМ хранятся художественные изделия Ф.Ш. Яхина, изготовленные гугной техникой, свободным выдуванием и центробежным литьем из бесцветного и цветного стекла. В декорировании произведений из стекла Ф.Ш. Яхин чаще всего использовал матирование, пескоструйную обработку, разновидности гравирования, алмазную и матовую, метод насыпа, шелкографию, деколь, кистевую роспись золотом, эмалевыми и масляными красками, сочетая одновременно несколько техник в одной работе. В творческих произведениях, не предназначенных для тиражирования, художник выражает свое мироощущение, свои радости и переживания. Авторским почерком и яркой индивидуальностью отличается творчество художницы Лучановского завода стеклоизделий К.Г. Глазовой. В ее произведениях ощущается поиск образного решения через декоративность, форму, цвет, графику и пластику пятна. На Лучановском заводе она внедряла в основном изделия центробежного производства, занималась изготовлением форм, созданием рисунков для росписи шелкографией и пескоструйной обработкой.
Представленные в музеях образцы изделий Ф.Ш. Яхина и К.Г. Глазовой позволяют говорить о становлении в 1970-е гг. художественного стеклоделия на территории Томской области и определить их личный вклад в развитие стеклоделия Томской области как решающий.
Рассмотрев историю Лучановского завода стеклоизделий, автор делает вывод о том, что благодаря ему на территории Томской области в 1970-е гг. возник новый центр художественного стеклоделия. Следовательно, развитие томского стеклоделия в сторону авторского направления в его художественной обработке соответствовало основным тенденциям и технологиям изготовления российского и мирового стеклоделия в целом.
Реконструированная история томского стеклоделия стала содержательной базой для определения информативного поля музейных коллекций стекла, хранящихся в ТОХМ и ТОКМ. Таким образом, информация о европейских и российских традициях оказалась дополненной в информативном поле музейных коллекций сведениями о локальной истории стеклоделия.
Заключение подводит итог проделанной работе. В нем определены базовые технико-технологические традиции европейского и российского стеклоделия и охарактеризованы периоды, выделенные в истории томского стеклоделательного производства, что позволило раскрыть информативное поле музейных коллекций стекла. Показано, что информативный потенциал коллекций стекла в томских музеях имеет трехуровневую структуру - информация о технико-технологических традициях европейского стеклоделия, самобытных традициях отечественного и истории местного производства.
Анализ коллекций позволил установить, что основная часть музейных предметов изготовлена на отечественных заводах и демонстрирует массовое промышленное производство бытового стекла. Технико-технологические традиции, воплощенные в музейных предметах, в целом отражают картину их становления и развития в мировом и отечественном стеклоделии. К сожалению, в коллекциях слабо представлен локальный срез в истории стеклоделия. История томского стеклоделия в информативном поле музейных коллекций отражена неравномерно, и в музейных собраниях превалирует профессиональное стекло художников Лучановского завода стеклоизделий - старейшего и единственного производителя художественных изделий из стекла в Томской области.
Основные положения и результаты диссертационного исследования отражены в следующих публикациях
Статьи, опубликованные в журналах, которые включены в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание учёной степени доктора и кандидата наук:
1. Пилецкая Л.В. Становление стекольного дела в Томском крае в середине 19 в. // Вестник Томского государственного университета. История. - 2010. - № 1 (9). - С. 13-17,-0,38 п.л.
2. Пилецкая Л.В. Технологии формования мирового и отечественного стеклоделия в коллекциях томских музеев // Вестник Томского государственного университета. - 2014. - № 383. - С. 78-82. - 0,55 п.л.
3. Пилецкая Л.В. История стеклоделия в Томском крае в 1920-е годы // Вестник Томского государственного университета. - 2014. - № 384. - С. 68-72. - 0,5 пл.
Публикации в других научных изданиях:
4. Пилецкая Л.В. Народные художественные промыслы // Энциклопедия Томской области : в 2 т. - Томск, 2009. - Т. 2. - С. 472-474. - 0,37 п.л.
5. Пилецкая Л.В. Русские традиции в художественной обработке стекла // Источники
и информационные технологии в презентации и трансляции культурного наследия: материалы Всероссийской научной конференции с международным участием, Томск, 21-24 октября 2010 г. - Томск, 2011. - С. 15-20. - 0,5 п.л.
6. Пилецкая Л.В. Фондовые коллекции Томского областного художественного музея и Томского областного краеведческого музея о технологии стеклоделия // Роль музеев в формировании и трансляции региональной идентичности: сборник научных трудов Музея СО РАН / под ред. Н.М. Щербина. - Новосибирск, 2012. - С. 14-19.-0,6 п.л.
7. Пилецкая Л.В. Художественные изделия Лучановского стекольного завода в коллекциях Томского областного краеведческого музея и Томского областного художественного музея // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. — 2012. - № 4 (8). — С. 146-153. - 0,38 п.л.
8. Пилецкая Л.В. Состав коллекций стекла в Томском областном краеведческом музее им. М.Б. Шатилова и Томском областном художественном музее // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. — 2014. - № 2 (14). - С. 105-109. - 0,28 п.л.
Издание подготовлено в авторской редакции
Отпечатано на участке цифровой печати Издательского Дома Томского государственного университета
Заказ № 1156 от «3» июля 2015 г. Тираж 100 экз.