автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.04
диссертация на тему:
Информатизация общества как феномен культуры

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Ревякина, Ирина Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.04
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Информатизация общества как феномен культуры'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Ревякина, Ирина Александровна

Введение.

1. Предпосылки возникновения компьютерных технологий.

1.1. Органопроекция.

1.2. Необходимость появления новых средств обработки информации.

2. Влияние новых информационных технологий на культуру и общество.

2.1. Теория информационного общества.

2.2. Информатизация общества как ступень ноосферогенеза.

2.3. Информационные технологии как потенциальный инструмент Мегамашины Мэмфорда.

2.4. Возможности и последствия.

3. Компьютерная и информационная культура. Компьютерное искусство.

3.1. Информационная культура.

3.2. Истоки компьютерной культуры.

3.3. Современные компьютерные технологии в искусстве.

3.4. Виртуальная реальность. Виртуальная культура.

3.5. Компьютерная культура как завершающая стадия Постмодернизма.

 

Введение диссертации1999 год, автореферат по культурологии, Ревякина, Ирина Александровна

Современное общество переживает информационный бум, начавшийся в середине нынешнего тысячелетия и продолжающийся до сегодняшних дней, именуемый информатизацией. ¿Информатизация общества - это социотехнический процесс, охватывающий не только технико-экономическую сторону жизни, но и коренным образом трансформирующий все сферы жизнедеятельности людей.;

При осмыслении информатизации общества автор воздерживается от крайнего утопического восприятия феномена информатизации, а также от резких отрицательных оценок данного явления современной культуры, предпочитая всесторонний научный анализ.

Актуальность темы исследования

До сих пор никакие достижения научно-технического прогресса не развивались столь стремительно, как компьютерные технологии. Первая электронно-вычислительная машина, созданная в середине 40-х годов, занимала длину более 30 метров, а весила около 30 тонн. В наши дни создаются компьютеры, которые свободно умещаются на ладони, при этом их функциональные технические параметры (быстродействие, объем памяти и др.) в несколько сотен раз превышают параметры своего прародителя.

Новые информационные технологии не только коренным образом изменили сферу производства и сферу услуг, они оказали существенное влияние на образование, искусство, общественное сознание и культуру в целом. Стремительное развитие компьютерных технологий, трансформировавших современную культуру, приводит к отставанию философско-культурологического анализа данного феномена. /В сложившейся ситуации особенно актуально и социально значимо осмысление происходящих изменений с философских и культурологических позиций./'

Объективная научная оценка происходящих культурных трансформаций, всесторонний анализ социальных последствий информатизации, осмысление богатых возможностей, которые открывают перед обществом новые информационные технологи, может явиться первым шагом на пути предотвращения негативных антигуманистических процессов, сопровождающих информатизацию, и отчасти позволит направить процесс информатизации в желательное русло. Степень разработанности проблемы

С середины 50-х годов нашего столетия в западной и отечественной литературе вопросам информатизации уделяется огромное внимание. В оценке влияния новых информационных технологий на общество и культуру сталкиваются две противоположные точки зрения. Первая из них, утопическая, рассматривает информатизацию общества как несомненное благо и единственный способ выхода из кризиса и разрешения большинства социальных проблем (Дж. Нейсбитт, П. Левинсон и др.). Вторая точка зрения основана на признании антигуманистической основы техники и в частности компьютерных технологий, как кульминации ее развития (Т. Роззак и др.). Нередко среди представителей этого направления звучат призывы отказаться от технических достижений и вернуться к корням, к аграрному способу хозяйствования. Наиболее близкими к истине оказываются исследователи, воздерживающиеся от крайних оценок феномена информатизации и пытающиеся всесторонне осмыслить данное явление (О. Тоффлер, Д. Белл, Е. Масуда, А.Д. Урсул, А.И. Ракитов и др.)

Цели и задачи исследования

Целью данного исследования является всестороннее научное осмысление феномена информатизации с позиций философии и культурологии, анализ исторических предпосылок и социальных последствий данного явления, а также выявление влияния компьютерных технологий на искусство.

Для достижения цели исследования предполагается решение следующих задач:

1. Выявление социально-философских закономерностей возникновения и развития новых информационных технологий.

2. Обобщение научного материала и сравнительный анализ научной литературы, поднимающих вопросы теории информационного общества, информационной культуры и ноосферогенеза.

3. Подробный анализ социально-культурных последствий информатизации общества и возможностей, которые открываются для человечества благодаря появлению и распространению новых информационных технологий.

4. Выявление истоков компьютерной культуры.

5. Анализ взаимодействия компьютерных технологий и сферы искусства.

6. Исследование феномена виртуальной реальности как части компьютерной культуры.

7. Выявление характерных признаков компьютерного искусства как искусства эпохи постмодернизма.

Теоретическое и методологическое основания исследования

Методологическую основу данного исследования составили основные принципы диалектико-логического анализа - принцип историзма, единства исторического и логического, принципы комплексного исследования.

Феномен информатизации общества, как относительно новое явление современной культуры, в силу своего стремительного развития, не имеет богатой теоретической базы, что не позволяет при исследовании данного феномена воспользоваться фундаментальными теоретическими концепциями.

В работе над диссертацией, при исследовании общих вопросов философии техники, анализе закономерностей появления компьютерных средств обработки данных, автор опирается на труды К. Ясперса, М. Хайдеггера, П. Флоренского, О. Тоффлера и др.

При анализе информатизации общества как ступени ноосферогенеза, осмыслении социальных последствий появления и распространения информационных технологий, изучении теории информационного общества, теоретической базой для исследования являлись труды Н. Винера, Т. Роззака, Е. Масуды, Д. Белла, Л. Мэмфорда, В.И. Вернадского, И.А. Ракитова, А.Д. Урсула и др.

При исследовании компьютерного искусства как специфического феномена современной культуры, автор опирался на работы И.М. Яглома, С.А. Смирнова и др.

Научная новизна диссертационной работы

Впервые в отечественной литературе проводится всестороннее исследование феномена информатизации с позиций культурологии. Исследование включает в себя ряд вопросов до этого времени детально не рассматривавшихся в научных работах. К таким вопросам можно отнести выявление закономерностей появления компьютерных средств обработки данных, всестороннее осмысление последствий информатизации общества с позиций культурологии, анализ истоков компьютерной культуры, выявление характерных признаков компьютерного искусства как искусства эпохи постмодерна.

Кроме того, диссертационная работа содержит обобщение научного материала, включающего философские и культурологические работы, посвященные вопросам информатизации общества.

Теоретическая и практическая значимость

Теоретическая значимость данного исследования заключается в комплексном осмысление феномена информатизации и социальных трансформаций в культуре, вызванных этим процессом.

Основные положения диссертационной работы могут быть использованы при исследовании широкого круга социальных, философских и культурологических вопросов. Учитывая актуальность данного исследования, материалы диссертационной работы могут найти применение в рамках преподавания курсов философии и культурологии.

Апробация работы

Материалы диссертации обсуждались на заседаниях кафедры культурологии и менеджмента в культуре Государственного университета управления. Основные положения данного исследования были использованы при чтении курса лекций по предмету "Культурология" в Государственном университете управления и отражены в публикациях автора.

Основные положения, выносимые на защиту и определяющие новизну исследования

1. Информатизация общества является закономерным этапом развития цивилизации, обусловленным, как техническими так и философскими, социальными и культурологическими предпосылками. С одной стороны, необходимость появления новых средств обработки информации, вызванная информационным кризисом, выражающимся в противоречии между "информационным взрывом" и "информационным голодом" привела к возникновению новых информационных технологий. С другой стороны, с позиции философии техники, появление компьютеров в середине XX века явилось закономерным процессом, обусловленным предшествующим этапом развития техники.

2. Появление, стремительное развитие и повсеместное распространение информационных технологий коренным образом трансформировало общественное и индивидуальное сознание, оказало огромное влияние на искусство и культуру.

3. Последствия информатизации общества не могут быть оценены однозначно как положительные или отрицательные. Современные 9 компьютерные средства обработки информации и телекоммуникационные сети передачи данных открывают богатые возможности для экономики, образования, социальных коммуникаций, а также для творческого развития личности. Вместе с тем существует реальная опасность дегуманизации процесса информатизации общества, что может привести к губительным последствиям для цивилизации.

4. Трансформации в искусстве и науке, нашедшие свое отражение в культуре задолго до рождения первых компьютеров, предвосхитили появление новых информационных технологий. Искусство, как наиболее чуткий механизм культуры, одним из первых реагирующий на социальные изменения в обществе, еще в начале нынешнего столетия в лице своих лучших представителей уловило далекие раскаты надвигающейся компьютерной бури.

5. Компьютерное искусство является кульминационным этапом развития искусства постмодерна и, как представляется, знаменует собой его завершающую стадию.

I. Предпосылки возникновения компьютерных технологий

1.1. Органопроекция. Идея органопроекции впервые была рассмотрена Эрнстом Каппом в работе "Основные черты философии техники" (1877). Позже эта теория была развита Паулем Карусом, Карлом дю-Прелем, М.М. Филиповым, а затем П.А. Флоренским в работе "У водоразделов мысли. Черты конкретной метафизики".

Согласно теории органопроекции, человек, изобретая технические инструменты, проецирует в них органы своего тела. Непосредственный инстинкт, задерживаясь в своем естественном проявлении дает мнимый фокус, образ творческого импульса. Именно образ этого задержанного действия, облекаясь веществом, воплощается впоследствии в технический инструмент, который хотя и находится вне живого тела, оказывается вырезанным по образцу органа, действие которого было л задержано. Таким образом, живое тело есть первообраз всякой техники. "По образцу органов устраиваются орудия. Ибо <.> одно и то же творческое начало в инстинкте зиждет подсознательно тело с его органами, а в разуме - технику с ее орудиями, но и тут орудиестроительная деятельность протекает в важнейших своих стадиях подсознательно, и сознанию достается лишь процесс вторичный. Можно сказать, что первопроекты как телесных органов, так и технических орудий одни и те же и лаборатория их - в одной и той же душе. Но осуществления этих проектов направляются двумя различными руслами, но первоначально единство замысла и на различных путях пребывает соблюденным". (79, с. 150)

Технические приспособления имеют сходство с органами человеческого тела не по своим внешним проявлениям, а по функциональным качествам. К примеру, техника в своем арсенале насчитывает множество проекций руки. "Гладило для разравнивания, утюг, станки шлифовальные и полировальные для дерева, металла, стекла, камня, включительно до бриллиантово-гранильных машин и до приспособлений шлифовать оптические линзы — все это ладонь руки, одна и та же ладонь, то согнутая, то распрямленная, то чрезвычайно увеличенная, то, напротив, весьма уменьшенная." (79, с. 154) Средства передвижения (велосипед, автомобиль и др.) возникли как продолжение ног, телескоп - усовершенствованный человеческий глаз и т.д., можно привести множество примеров.

Флоренский утверждал, что: "историческая задача техники -сознательно продолжить свое органопроецирование, исходя из решений, даваемых беспристрастным тело-строительством души". (79, с. 160) То же писал и Дю-Прель: "Так как природа решает свои органические задачи по принципу наименьшей затраты силы и является прообразом по отношению к технике, то последняя должна подражать природе, что до сих пор она бессознательно и делала; но она должна, если желает идеального решения своих задач, возвыситься до сознательного подражания природе." (цитируется по 79, с. 160)

К середине XX века практически весь физический труд был автоматизирован. Механические проекции опорно-двигательных органов человеческого тела получили широкое воплощение в период индустриализации. Но до той поры за человеком оставалась прерогатива на труд интеллектуальный.

В первой половине XX века американский философ и математик, родоначальник кибернетики Норберт Винер выдвинул идею создания цифровой машины, которая опиралась бы на двоичную систему счисления (современные ЭВМ работают именно в этой системе счисления).

С одной стороны, стало ясно, что механизм вычислений зависящих от двузначных символов цифр легко приспособить к использованию в машине, которая бы работала с алгеброй логики вместо числовой алгебры. Здесь две цифровые возможности будут соответствовать двум возможностям истины и лжи. Далее, мы начали понимать, что существует определенная аналогия между цифровыми вычислительными машинами и человеческим мозгом, особенно, если принять во внимание то обстоятельство, что импульсы в нервной системе, по всей видимости, подчиняются законам "все или ничего" и, следовательно, изображают две цифровые возможности" (21).

Основополагающим принципом для работы такой машины, Винер считал принцип обратной связи, когда результат, полученный на выходе устройства, подается на вход, как новая регулирующая порция информации. На эту мысль Винера натолкнуло размышление о том, как человек осуществляет целенаправленное действие. В своей книге "Кибернетика" Винер в качестве основного тезиса утверждает, что ". связь и управление неотделимы друг от друга как в машине, так и в живом организме" (21). По мнению Винера, его основополагающий труд "Кибернетика" был чреват последствиями для социологии века автоматизации, потому что в нем выдвигался тезис, что ".человеческий мозг служит своего рода показателем того, на что способна автоматическая машинерия, и подчиняется тем же принципам" (21).

13

Опираясь на теорию органопроекции, можно предположить, что рано или поздно человечество с необходимостью создало бы некое устройство, дополняющие и совершенствующее функции человеческого мозга. Таким устройством стала электронно-вычислительная машина.

Принимая во внимание все вышесказанное, можно заметить, что произведения современных писателей-фантастов не так уж утопичны. Вполне вероятно, что в обозримом будущем появятся роботы с усовершенствованными физическими возможностями и компьютерным мозгом.

Чиком МакМуртрие и Риком Сайра на фестивале компьютерного искусства Ars Electrónica в качестве развлечения была представлена работа из области интерактивных искусств. Их проект назывался "Акробат, эксперимент для двух участников, человекообразный пневматический робот". По своей внешней структуре робот был похож на человека, управление велось с помощью компьютерного мозга. Робот мог кувыркаться, делать акробатические упражнения, создавать шумовые эффекты, копировать музыкальные инструменты. Более того, робот был обучаем. Он подражал участникам эксперимента, опираясь на образцы движений, которым его обучили.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Информатизация общества как феномен культуры"

Заключение

В данной диссертационной работе были рассмотрены вопросы, связанные с информатизацией общества. В ходе исследования было показано, что информатизация общества является закономерным этапом развития цивилизации, обусловленным, техническими, философскими, и социально-культурными предпосылками.

В процессе исследования проводилось обобщение научного материала, затрагивающего вопросы информатизации общества, культурных трансформаций, связанных с появлением и распространением информационных технологий, и социальных последствий процесса информатизации. В ходе исследования были выявлены закономерности появления и развития информационного общества, как одной из ступеней ноосферогенеза.

Значительная часть исследования посвящена анализу социально-культурных последствий информатизации общества, влиянию новых информационных технологий на политику, экономику, образование, коммерцию, межличностные коммуникации, искусство, науку, а также на общественное и индивидуальное сознание. Особое внимание уделялось рассмотрению новых информационных технологий в качестве потенциального инструмента тоталитарной мегамашины, исследованной Л. Мэмфордом.

В ходе диссертационной работы было показано, что последствия информатизации общества не могут быть оценены однозначно как положительные или отрицательные. Современные компьютерные средства обработки информации и телекоммуникационные сети передачи данных открывают богатые возможности для творческого развития личности в условиях свободного доступа к информации. Вместе с тем существует реальная опасность дегуманизации процесса информатизации общества, что может привести к губительным последствиям как для индивида, так и для общества в целом.

Было проведено исследование феномена информационной культуры, выделены составляющие компоненты информационной культуры личности.

Особое внимание в диссертационной работе уделялось влиянию компьютерных технологий на сферу искусства. В ходе исследования было выявлено, что трансформации в искусстве и науке предвосхитили появление новых информационных технологий. Подробно рассматривался вопрос о новых возможностях, открывающихся при использовании компьютерных технологий в процессе изучения произведений искусства.

Возникновение компьютерных технологий не только инструментально обогатило традиционные виды искусства, но и привело к появлению принципиального новых, таких как компьютерная анимация и графика, компьютерная музыка, сетевое творчество. Было проведено подробное исследование феномена виртуальной реальности, как части компьютерной культуры, а также в ходе диссертационной работы были выявлены отличительные особенности компьютерного искусства, позволяющие отнести его к особому виду творчества.

В процессе анализа компьютерного искусства, был выявлен ряд характерных признаков, позволяющих считать компьютерное творчество кульминацией развития искусства постмодерна, поскольку именно компьютерные технологии позволили реализовать идеи, лежащие в основе миропонимания представителей постмодернизма.

Ill

Было высказано предположение, что компьютерное искусство, воплотив в жизнь самые смелые надежды и мечты постмодерна, знаменует собой его завершающую стадию.

Информационные технологии, нашедшие применение практически в любой сфере жизнедеятельности человека, коренным образом перестроили социальные структуры, и механизмы социальных коммуникаций, что требует глубокого философского и культурологического анализа.

Многие из вопросов, затронутых в данной диссертационной работе, еще ждут своего наиболее более полного и детального рассмотрения.

 

Список научной литературыРевякина, Ирина Александровна, диссертация по теме "Прикладная культурология"

1. Адреева И.М., Зубов Ю.С. "Информационное общество и личность" как культурологическая проблема // Материалы международной конференции "Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее. Краснодар, 1996.

2. Андрианова Т.В., Ракитов А.И. Информатизация общества и бизнес. М., 1992.

3. Афасижев М.Н. Теоретико-информационные основы эстетического образования на современном этапе // Информационная культура специалиста: гуманитарные проблемы. Межвуз. научн. конференция: Тезисы докладов. Краснодар, 1993.

4. Бабенко B.C. Виртуальная реальность: проблема интерпретации // Виртуальная реальность как феномен науки, техники и культуры. Материалы Первого Всероссийского симпозиума по философским проблемам виртуальной реальности. Спб.: 1996.

5. Бабенко B.C. Обобщенная схема системы виртуальной реальности // Виртуальная реальность как феномен науки, техники и культуры. Материалы Первого Всероссийского симпозиума по философским проблемам виртуальной реальности. Спб.: 1996.

6. Батыршин И.З., Панова A.M., Хабибулин Р.Ф. Алгоритмы кластеризации в анализе объектов искусства и культуры // Новые технологии в культуре и искусстве: Региональный научно-практический семинар. Тезисы докладов. Казань, 1995.

7. Белик A.A. Культурология: антропологические теории культур. М., 1999.

8. Белл Д. Третья технологическая революция и ее возможные социоэкономические последствия", 1989.

9. Бердяев H.A. Мое философское миросозерцание. // H.A. Бердяев о русской философии. Свердловск. 1991.

10. Ю.Бирюков Б.В. Жар холодных чисел и пафос бесстрастной логики. Формализация мышления от античных времен до эпохи кибернетики. М.: 1985.

11. Брюно С.А., Мерзлякова Е.А. Статистическое моделирование при решении задач анализа музыкальных сигналов и их классификации // Новые технологии в культуре и искусстве: Региональный научно-практический семинар. Тезисы докладов. Казань, 1995.

12. Булычев И.И. О характере изменения философского стиля мышления под воздействием процесса информатизации // Информационная культура специалиста: гуманитарные проблемы. Межвуз. научн. конференция: Тезисы докладов. Краснодар, 1993.

13. Ващекин Н.П. Информатизация общества как феномен культуры // Информатика и культура. М.: 1990.

14. Ващекин Н.П., Дзлиев М.И., Урсул А.Д. Безопасность и устойчивое развитие России. М.,

15. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М.: 1989.

16. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М.:1991.

17. Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. М., 1987.

18. Винер Н. Кибернетика и общество. Пер. Панфилов Е.Г. М.,1958.

19. Винер Н. Кибернетика. М., 1968.

20. Винер Н. Мое отношение к кибернетике. Ее прошлое и будущее, (пер. Г.Н.Поварова) // Cybernetica № 1, 1958.

21. Винер Н. Творец и робот. М., 1966.

22. Волошинов A.B., Руденкова Е.С. Компьютерный анализ цветовой симметрии произведений живописи // Новые технологии в культуре и искусстве: Региональный научно-практический семинар. Тезисы докладов. Казань, 1995.

23. Гарис X. Искусственный интеллект XXI века: сверхумные машины и моральные дилемы // Информатизация общества и философия. М., 1991.

24. Гендина Н.И. Информационная культура и информационное образование // Материалы международной конференции "Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее. Краснодар, 1996.

25. Гримак Л.П. Супергипноз виртуальной реальности // Виртуальная реальность. Философские и психологические проблемы. М., 1997.

26. Гуревич П.С. Культурология. М., 1996.

27. Дорошенков В.А., Киченко C.B. Информатизация обучения: психологические аспекты // Информационная культура специалиста:гуманитарные проблемы. Межвуз. научн. конференция: Тезисы докладов. Краснодар, 1993.

28. Дунаев А.И. Художественное образование в информационном обществе // Материалы международной конференции "Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее. Краснодар, 1996.

29. Егоров Н. Человек-микросхема. // Независимая газета. 1994. - 3 февраля.

30. Еременко Е.Д. "Третья природа" электронного музея // Виртуальная реальность как феномен науки, техники и культуры. Материалы Первого Всероссийского симпозиума по философским проблемам виртуальной реальности. Спб.: 1996.

31. Игнатьев М.Б. Системы виртуальной реальности и антропный принцип // Виртуальная реальность как феномен науки, техники и культуры. Материалы Первого Всероссийского симпозиума по философским проблемам виртуальной реальности. Спб.: 1996.

32. Камышникова Д. Культура утиля // Компьютерра, № 47,1996.

33. Карелин В.П., Витиска Н.И., Витиска И.А. Социально-гуманитарная концепция перехода к информационной цивилизации // Материалы международной конференции "Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее. Краснодар, 1996.

34. Кинг А. Великий переход // Международный форум по информации и документации. М. 1989. Т. 14 № 2.

35. Кинг А. Грядущее информационное общество // Компьютеризация общества и человеческий фактор (под ред. Ракитова А.И.). М., 1988.

36. Ключенко Г.И. Проблемы информатизации социально-культурной сферы // Новые технологии в культуре и искусстве: Региональный научно-практический семинар. Тезисы докладов. Казань, 1995.

37. Козырев Д.Н. Виртуальная реальность на путях к метафизическому эксперименту // Виртуальная реальность как феномен науки, техники и культуры. Материалы Первого Всероссийского симпозиума по философским проблемам виртуальной реальности. Спб.: 1996.

38. Концепция информатизации образования // Информатика и образование. 1988. № 6, с. 5.

39. Корнев С. "Сетевая литература" и завершение постмодерна // Новое литературное обозрение. № 32 (4), 1998.

40. Корсунцев И.Г. Философия виртуальной реальности // Виртуальная реальность. Философские и психологические проблемы. М., 1997.

41. Крылов В.В. Информационные компьютерные преступления. М, 1997.

42. Кузнецов М.М. Виртуальная реальность: взгляд с точки зрения философа // Виртуальная реальность. Философские и психологические проблемы. М., 1997.

43. Левинсон П. Воздействие персональной информационной техники на американское образование, межличностные отношения и коммерцию, 1985-2010 гг. (Ред. А. Шолох) // Информационная технология и проблемы информатизации современного общества. М., 1991.

44. Маркова Г.И. Информационное общество и массовая культура // Материалы международной конференции "Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее. Краснодар, 1996.

45. Махлина С.Т. "Виртуальная реальность" и искусство // Материалы международной конференции "Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее. Краснодар, 1996.

46. Махлина С.Т. Виртуальная реальность в современной художественной культуре // Виртуальная реальность как феномен науки, техники и культуры. Материалы Первого Всероссийского симпозиума по философским проблемам виртуальной реальности. Спб.: 1996.

47. Махлина С.Т., Бабенко B.C. Искусство, компьютеризация и виртуальная реальность // Виртуальная реальность как феномен науки, техники и культуры. Материалы Первого Всероссийского симпозиума по философским проблемам виртуальной реальности. Спб.: 1996.

48. Медведева Е.А. Информационная культура как предмет преподавания в системе высшего образования // Информационная культура специалиста: гуманитарные проблемы. Материалы межвуз. научн. конференции. М.: 1993. 1

49. Милитарев В.Ю., Яглом И.М. Информационная культура эпохи НТР //Информатика и культура, 1990.

50. Минкина В. А., Бережнева В.В. Библиограф в формировании информационной культуры личности.

51. Мэмфорд JI. Миф машины // Утопия и утопическое мышление. М., 1991.

52. Орлов A.M. Экология виртуальной реальности. М., 1997.

53. Очерет Ю.В. Информационное общество и художественная литература // Материалы международной конференции "Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее. Краснодар, 1996.

54. Полякова Т.А. Формирование информационной культуры личности и общества актуальная социокультурная технология эпохи информатизации // Материалы международной конференции "Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее. Краснодар, 1996.

55. Пушкин В.Г., Урсул А.Д. Системное мышление и управление (текстология А.Богданова и кибернетика Н.Винера). М., 1994.

56. Разенкова Т.В. Информационная безопасность: культурологический аспект // Материалы международной конференции "Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее. Краснодар, 1996.

57. Ракитов А.И. Информационная технология и информатизация современного общества. М., 1989.

58. Ракитов А.И. Россия в глобальном информационном процессе и региональная информационная политика // Проблемы информатизации № 3, 1993.

59. Семизаров Е.П. Компьютеризация и музыкальное образование // Информационная культура специалиста: гуманитарные проблемы. Межвуз. научн. конференция: Тезисы докладов. Краснодар, 1993.

60. Скляр В.В., Кладько H.A. Культура в новом, информационном мире // Материалы международной конференции "Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее. Краснодар, 1996.

61. Смирнов И. Бытие и творчество. СПб., 1996.

62. Смирнов С.А. Компьютерное искусство как философско-эстетический феномен. Дисс. на соиск. ученой степени кандидата филос. наук. М., 1998.

63. Смолян Г.Л. Человек и компьютер. М., 1981.

64. Соловьев A.B. Техника, культура, общество: материалы и доклады ученых и профсоюзных деятелей на конгрессе "Техника, культура, общество", состоявшемся 22-24 марта 1985 г. в Берлине. // Компьютеризация общества и человеческий фактор. М., 1988.

65. Суминова Т.Н. К вопросу об информационных ресурсах сферы искусства // Материалы международной конференции "Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее. Краснодар, 1996.

66. Татарников О. Две составляющие таланта // Компьютерра, № 47, 1996.

67. Татарников О. Самиздат // Компьютерра, № 47, 1996

68. Тейяр де Шарден П. Феномен человека // Антология культурологической мысли. М., 1996.

69. Ульянич B.C. Компьютерная музыка и освоение новой художественно-выразительной среды в музыкальном искусства. Автореф. дисс. на соискание ученой степени кандидата филос.(?) наук. М, 1997.

70. Умберто Эко. От Интернета к Гутенбергу (пер. с итал. Е.Костюкович) // Новое литературное обозрение. № 32 (4), 1998.

71. Урсул А.Д. Путь в ноосферу. М.: 1993.

72. Федоров В.Е. "Унылая" диалектика по поводу виртуальной реальности // Виртуальная реальность как феномен науки, техники икультуры. Материалы Первого Всероссийского симпозиума по философским проблемам виртуальной реальности. Спб.: 1996.

73. Флоренский П.А. У водоразделов мысли. Черты конкретной метафизики. //Русский космизм: Антология философской мысли. М. 1993.

74. Фон Нейман Дж. Теория самовоспроизводящихся автоматов. Пер. Стефанюч В.Л. М., 1971.

75. Хайдеггер М. Время и бытие. Пер. Бабихин В.В. М., 1993.

76. Хангельдиева И.Г. Информационные технологии в современном гуманитарном образовании: плюсы и минусы // Информационная культура специалиста: гуманитарные проблемы. Межвуз. научн. конференция: Тезисы докладов. Краснодар, 1993.

77. Хачатуров Л. А. Телеконференция как виртуальная образовательная среда в дистанционном образовании // Виртуальная реальность. Философские и психологические проблемы. М., 1997.84. Цифровой жук. № 3, 1998.

78. Чиркова Т.Г. Развитие информационных технологий и изменение художественных стилей // Материалы международной конференции "Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее. Краснодар, 1996.

79. Шапиро Э.Л. Место научно-информационной деятельности в культуре // Информатика и культура. М.: 1990.

80. Шаповалов Е.А. Философские проблемы виртуальной реальности // Виртуальная реальность как феномен науки, техники и культуры. Материалы Первого Всероссийского симпозиума по философским проблемам виртуальной реальности. Спб.: 1996.122

81. Шик Т. Компьютеры и самосознание // Информатизация общества и философия. М., 1991.

82. Шрейдер Ю.А. Социокультурные и технико-экономические аспекты развития информационной среды // Информатика и культура. М.: 1990.

83. Яглом И.М. Современная культура и компьютеры // Новое в жизни, науке и технике. Сер. Математика, кибернетика, № 11. М., 1990.

84. Ясперс К. Смысл и назначение истории. Пер. Левина М.И. М., 1994.

85. Masuda Y. The information society as post-industrial society. Wash., 1983.

86. Roszak, Theodore. The cult of information: the folklore of computers and the true art of thinking. New York, 1986.

87. Toffler A. Previews and premises. N.Y., 1983.